Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о водном путешествии третьей категории сложности, совершенном группой туристов города Москвы в период с 27 октября по 08 ноября 1999 года по Краснодарскому краю по маршруту: г. Москва - п. Отдаленный - р. Пшехашка - р. Пшеха - ст. Пшехская - г. Москва

Руководитель: Милевский Е. В. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба №5639

Содержание:
  1. Паспорт маршрута;
  2. Определяющие препятствия маршрута;
  3. Состав группы;
  4. Общая идея похода;
  5. Варианты подъезда и отъезда;
  6. График движения;
  7. Техническое описание маршрута
Паспорт маршрута

Вид туризма: водный.

Категория сложности: третья.

Район путешествия: Краснодарский край.

Нитка маршрута: п.Отдаленный - р.Пшеха - р.Пшехашка(волок) - порог Бегемотик (начало сплава) - р.Пшеха - ст.Пшехская.

Протяженность сплава: 105 км.

Общая продолжительность похода: 13 дней.

Продолжительность активной части маршрута: 8 дней.

Количество участников: 4 человекa.

Средства сплава: два катамарана - двойки.

Время путешествия: октябрь-ноябрь 1999 года.

Уровень воды: высокий.

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Сложность Длина Характеристика Путь прохождения
Волок от поселка Отдаленный до порога Бегемотик - 8км Тропа проходит по сыпучим склонам и скользким скальным выступам. Их уклоны достигают 70° Разведка опасных участков. Контроль за усталостью и рядом идущими товарищами. На склонах возможны перила и взаимопомощь без рюкзаков.
порог Бегемотик Средняя 300 м На входе несложная шивера, потом после камня русло разделяется на три протоки, этот участок непроходим. После река опять сходится и образует несколько последовательных сливов. Сплав начали после непроходимого участка. Эта часть порога проходится без проблем. Сливы трудностей не представляют.
порог Змейка Средняя 200 м Порог можно разделить на три части. Первая - шивера с множеством камней в русле, вторая - несколько последовательных сливов, третья - основной слив за левым поворотом. Весь порог требует осмотра. Особенно заходов на первый и основной сливы. Опытным экипажам наверное стоит осматривать только основной слив. Для этого надо зачалиться заблаговременно перед поворотом. Основной слив проходили по левому краю.
порог Водопадный Средняя 200 м Порог начинается небольшой шиверой с галечным пляжем на левом берегу, которая имеет правый поворот и навал на нем на камень. Затем струя раздваивается и одна из проток стремительно падает на огромный валун, преграждающий ее полностью. За ним несложная шивера с небольшим сливом. Осмотр с обоих берегов. Прошли прижим к камню и подошли к ближайшему к сливу на валун по неосновной протоке. Затем провели катамараны до валуна и спустили их на руках и веревке за него. Далее прошли шиверу без осмотра.
порог в устье реки Пшехашка Средняя 300 м Начинается сложным косым сливом с косой бочкой, после него 200 м несложная шивера до основной части порога. Она представляет собой шиверу и три слива с бочками. Один перед устьем, другой в устье и третий после правого поворота после устья. Между вторым и третьим есть улово. Осмотр слева. Первый косой слив в малую воду придется обнести, иначе навала на левый берег не избежать. В высокую воду косая бочка помогает повернуть катамаран почти на свечке влево и уйти к центру русла. Основная часть порога проходится по основной струе с лавировкой между камней и прострелом бочек.
пороги реки Пшеха до порога Верхние Волчьи Ворота Легкие до 500м Несложные шиверы с множеством камней в русле, есть мели и прижимы на скалы или поваленые деревья. Стоячие валы до полутора метров. Требуют повышенного внимания и правильного захода по глубокой протоке или фарватеру. Соображать приходится быстро. Проходили без осмотра.
порог Верхние Волчьи Ворота Легкий 600 м Шивера с сильным течением на левом, потом через 200 м плеса за навесным мостом на правом поворотах. Много обливников и камней. Стоячие валы до метра. Требуется осмотр в малую воду участка после навесного моста. Проходили без осмотра. Лавировка между камней в полную силу и с повышенным вниманием.
порог Нижние Волчьи Ворота Средняя 300 м Порог начинается от большого валуна в русле между двумя валунами в два раза больше на левом берегу. За ним русло разделяется камнем по середине и образуется небольшой слив с бочкой по всей ширине прохода. Затем метров 70 идет шивера среди обливников до гряды камней полностью преграждающей русло. После гряды камней опять шивера метров пятьдесят до двухметрового слива с бочками в скальном сужении. После скального сужения опять шивера с бочками между валунами. Осмотр с обоих берегов. Первый слив проходили с телемарком в улове у правого берега, затем сделали траверс к левому берегу и с поворотом катамарана вправо вошли в слив за камнем. Прошли шиверу с лавировкой между камней и подошли к гряде, преграждающей русло, у правого берега перпендикулярно потоку. Дальше прошли с поворотом катамарана на 90° вправо крайний обливник гряды. Затем прошли шиверу и зачалились в улове на правом берегу у страховки. Дальше прошли слив и шиверу по основной струе с прострелом бочек. Обязательна страховка.
пороги от НВВ до порога Безымянный Простые 400 м Несложные шиверы с множеством камней в русле, есть мели и прижимы на скалы или поваленые деревья. Стоячие валы до полутора метров. Требуют повышенного внимания и правильного захода по глубокой протоке или фарватеру. Соображать приходится быстро. Проходили без осмотра.
порог Безымянный Легкий 300 м Начинается под мостом узкоколейки, за ним два мелких слива почти во всю ширину реки, затем после шиверы на правом повороте река раздваивается. Левая протока непроходима, а в правой образуется котел из двух почти перпендикулярных сливов около метра высотой, потом идет левый поворот и в месте слияния проток образуется бочка. После нее стоячие валы до метра и камни в русле. Порог читается с воды и проходится без осмотра с прострелом котла и бочки по основной струе. В малую воду потребуется осмотр и прохождение усложнится.
порог Сурежский Простой 200 м Шивера с камнями в русле. Стоячие валы до полуметра. Прошли без осмотра по основной струе.

Состав группы

N п/п Фамилия И.О. Год рожд. Туристский опыт Обязанности, судно
1. Милевский Евгений Вадимович 1975 р.Воньга-2р, р.Иоканга-р.Поной-4у руководитель, катамаран N1, капитан
2. Милевский Леонид Вадимович 1972 р.Иоканга-р.Поной-4р завхоз, катамаран N1
3. Черноусов Евгений Валентинович 1977 р.Чирка-Кемь-р.Охта-3у реммастер, катамаран N2, капитан
4. Александров Андрей Витальевич 1976 р.Шуя-2у фотограф, катамаран N2

Общая идея похода

Первоначально у нашей группы планировался поход по Средней Азии, но из-за военных действий на территории Киргизии и Узбекистана пришлось от него отказаться. При дальнейшей разработке маршрута похода у нас произошла замена участника и возможная категория маршрута поэтому снизилась. В районе Кавказа уверенным, что поход не придется откладывать во второй раз, можно было только на реках Краснодарского Края и Адыгеи, да и то, только на тех, на которых сплав не начинается в Карачаево-Черкессии, вследствии событий, связанных с выборами губернатора. Остальные районы на территории СНГ в ноябре не годятся из-за климата. Все это сделало наш выбор небольшим. Река Пшеха подошла нам как по категории, так и по срокам. Еще добавляло интереса то, что отчетов по походам для этого времени в библиотеке нет, да и мы поздней осенью в походах не участвовали. Для сплава мы выбрали катамараны двойки, чтобы при нашей численности группы можно было хорошо заснять прохождение порогов. За уровень воды в реке нам можно было не волноваться. Во всех новостях за две недели до начала похода было подробно рассказано о наводнении в районе города Сочи, а река Пшехашка находится в шестидесяти километрах от него. Итак можно сказать, что главной идеей похода было проведение его в межсезонье в конце осени и удлинение нашего туристского сезона водника.

Варианты подъезда и отъезда

Заброска до начала похода не вызывает особых трудностей, но занимает минимум три дня. Поезд из города Москва отходит днем и приезжает в город Белореченск поздним вечером. Затем требуется доехать до села Черниговское на машине или на двух автобусах, через город Апшеронск. Здесь надо сесть на автомотрис("кукушка"), который должен Вас довезти до поселка Отдаленный(Шпалорез), где и начинается активная часть маршрута. Еще возможен точно такой-же вариант только вместо Белореченска надо доехать дальше поездом до станции Хадыженская. Второй вариант дает преимущество если заложить в смету расходов машину, автобусов здесь ходит меньше. Первый вариант дает преимущество, если добираться общественным транспортом.

Главным неудобством заброски является несостыковка прибытия поезда с рейсами автобуса и рейсов автобуса с рейсами автомотриса. Автомотрис уходит из села Черниговское обычно в 7-00, 12-30 и 19-00, последний отходит от Апшеронска в 17-00. Последний автобус из Белореченска уходит в 22-40, первый в 6-20, поэтому на автомотрис, если добираться на автобусе можно попасть только на дневной. Чтобы попасть на утренний, ехать надо на машине. Поезд в Белореченск приходит в 23-20.

Мы имели вариант с автобусами основным, а с машиной запасным. Но когда узнали на вокзале у частников, что наводнение размыло мост у поселка Новый Режет и "кукушка" идет только в 7-00 и 15-00, и только до этого моста, а далее до поселка надо ехать на автобусе, решили добраться до села Черниговское на машине. Переночевав на площади перед остановкой автомотриса (вокзала или остановки здесь нет), в 7-00 уехали в поселок Новый Режет, где прошли три километра по узкоколейке до автобуса(вахтовки). На ней мы доехали до по селка Отдаленный. При этом нам пришлось помочь местным перегрузить продукты, перевозимые в поселок Отдаленный, которому 30 октября исполнялось сорок лет. Для этого с другой стороны моста подогнали машину ГАЗ-51, поставленную на рельсы. В ней ехали наши рюкзаки до автобуса, где мы опять помогли перегрузить продукты на машину, которая привезла их до магазина. В магазине кроме нас уже разгружать их было некому, местные жители здесь все схватывают на лету и от работы все отказывались. Правда зато, когда мы закончили разгрузку нам была предоставлена машина, чтобы мы доехали до конца дороги в горы. Остаться на праздник мы отказались из-за нехватки времени. Куда нам ехать мы не знали и не доехали километра два до начала тропы. Остановились на бивак возле брода через реку Пшеху за последним забором поселка. На первой развилке дорог после поселка мы поехали вниз, а вот на второй надо было поехать вверх, а мы поехали вниз. На третьей развилке надо ехать прямо вверх и далее, пока дорога не превратится в тропу.

Сняться с маршрута можно на автобусе из станицы Пшехской без проблем. Антистапель можно расположить на правом берегу перед мостом над бетонным берегом или на левом, после моста, но когда мы собирали вещи на правом берегу, на левом паслись овцы. До остановки автобуса можно идти как в одну сторону, так и в другую. Время движения до них примерно одинаковое. Если идти через мост, то придется подниматься немного вверх. Правда, в тридцати метрах от остановки находится почта, откуда можно послать телеграмму, и местный рынок, где можно купить дешевые фрукты. Если идти вправо, то через пятьдесят метров на этой же стороне дороги есть кафе-бар "Оазис", которое при нас не работало в субботу и режим работы на входной двери не был написан, а у остановки магазин с шашлыками.

Автобус довезет Вас прямо до вокзала. Интервал между ними не более часа. Стоит заранее побеспокоиться об обратных билетах на поезд или хотя бы знать расписание их отправления, которое можно переписать, когда приедете в Белореченск в начале похода. Главное здесь - по каким дням они ходят. Ежедневно не ходит ни один поезд. Когда мы пытались купить билеты на вокзале, в кассе нам сказали, что билетов до Москвы и Армавира нет. Ничего не оставалось, как договариваться с проводниками, чтобы они нас взяли хотя бы до Армавира, где ходит несколько поездов. А когда сели в поезд, мы договорились с ними уже ехать до самого города Москва. До Армавира билет стоит сорок рублей. Если с поездом не получится, можно попробовать добраться до Армавира на автобусе который отходит от площади перед вокзалом в 16-50, билет стоит 48 рублей плюс багаж. Еще до Армавира и Краснодара ходят автобусы из Апшеронска и возможно с автовокзала города Белореченск.

График движения

День Дата Участок маршрута Км Определяющие препятствия Способ передвиж.
1 - 3 27.10 - 29.10 г.Москва - г.Белореченск - п.Отдаленный - - поезд N23, машина, автомотрис
4 30.10 п.Отдаленный -р.Пшехашка 4 сыпучие склоны и скальные лбы на берегу реки пеший
5 31.10 р.Пшехашка - порог Бегемотик 4 сыпучие склоны и скальные лбы на берегу реки пеший
6 01.11 Порог Бегемотик - - дневка
7 02.11 Пор. Бегемотик - стоянка рядом с п.Верхние Тубы 15 пороги Бегемотик, Змейка, Водопадный, в устье реки Пшехашка водный
8 03.11 Стоянка рядом с п.Верхние Тубы - порог Нижние Волчьи ворота 19 Пороги Пшехи до Верхних Волчьих Ворот, Верхние и Нижние Волчьи Ворота. водный
9 04.11 порог Нижние Волчьи Ворота - стоянка рядом с п.Новые поляны 20 Порог Безымянный, мосты через реку водный
10 05.11 Cтоянка рядом с п.Новые поляны - стоянка рядом с п.Ким 34 порог Сурежский, мосты через реку водный
11 06.11 Стоянка рядом с п. Ким - ст.Пшехская 24 - водный
11 - 13 06.11 - 08.11 ст.Пшехская - г.Белореченск - г.Москва - - автобус, поезд N24

Техническое описание маршрута

3 день. Приехали в город Белореченск в 23-20, только вышли из автобуса, к нам сразу подскочили владельцы частных авто с вопросом: "куда едем?". Такой быстроты мы не ожидали. Сразу отказывать не стали и начали узнавать обстановку. Из разговора стало ясно,что ехать надо в село Черниговское на машине. У поселка Новый Режет размыло мост и автомотрис идет только в 7-00 и 15-00 и только до него, потом три километра пешком до автобуса, который уже идет до поселка Отдаленный. Целый день сидеть в Черниговском нам не хотелось, а если ехать на автобусе с пересадкой в Апшеронске, то на утренний рейс мы не успевали.

В машинах недостатка нет. На привокзальной площади их стояло не меньше двадцати, несмотря на позний час. Через полтора часа мы были уже в селе Черниговское на площади, где останавливается автомотрис. Остановки или вокзала здесь нет, поэтому мы устроились спать на ближайшем крыльце с навесом на рюкзаках. В шесть часов нас разбудила "кукушка", которая приехала и снова исчезла. В этот момент мы еще не знали верить в то, что нам рассказали на вокзале или нет и пришлось поволноваться, потому что мы уже выложили основные деньги за частную машину и снимать следующую было уже накладно. Но после разговора с местными жителями, которые едут тоже в поселок Отдаленный мы успокоились.

Также на площади располагались почта, сбербанк и хлебопекарня, в ней ночью мы купили горячий хлеб, правда только белый. Остальные заведения здесь открываются не раньше десяти. Кукушка отправилась где-то часов в восемь, потому что к ней прицепили платформу, на которую долго загружали продукты для магазинов по пути следования. Особенно для поселка Отдаленный. Ему 30 октября исполнялось сорок лет.

Грузовая машина, поставленная на рельсы и предназначенная для перевозки продуктов, во время наводнения осталась за размытым мостом. Ее пригнали к мосту с другой стороны и она отвезла их дальше до поселка Нижние Тубы, где их перегрузили на машину, которая отвезла их уже до самого поселка Отдаленный (местные его называют Шпалорез).

Чтобы долго не ждать, да и не тащить рюкзаки три километра мы помогли перегрузить продукты и свои рюкзаки. Последнее оказалось гораздо сложнее, чем первое. Потом после недолгой прогулки мы сели на машину и доехали до поселка. В магазине, пока ждали приезда рюкзаков, купили консервы с хлебом и перекусили. Продавцы помогли нам с кипятком. Через некоторое время приехали продукты и когда коснулось дело разгрузки оказалось, что разгружать их кроме нас некому, все куда-то подевались, а местные бабушки уже организовали очередь.

После окончания работы заведующая магазина долго нас не хотела отпускать и просила остаться на праздник, но мы отказались. Тогда она дала водителю самую твердую валюту и заставила его отвести нас в горы, куда мы укажем. Мы сами не знали куда нас везти и отъехали от магазина не более двух километров, пока не уткнулись у последнего забора в речку. Отправив машину обратно, поставили бивак. Времени было уже около пяти и скоро должно было стемнеть. Через час поужинали и легли спать около семи вечера.

4 день. Встали в 9-00. Небо хмурое, но яркие зелено-желто-красные краски леса на холмах и земле создают иллюзию солнечного дня. Вчера, когда мы были уставшими, этой красоты нам было не заметить. Настроение боевое. Через два часа после подъема мы начали пешую часть нашего маршрута.

Первый подьем с уклоном не менее пятидесяти градусов прошли тяжело, но последующий километр по хорошей проселочной дороге прошли довольно быстро. Река шумит постоянно, небольшие шиверы встречаются через каждые двести метров. Когда дорога превращается в тропу, расстояние отслеживать визуально становится трудно и мы его отслеживали по скорости движения. Психологически идти легко. Внимание очень повышенное, потому что требуется смотреть себе под ноги и одновременно впереди искать путь для движения.

Примерно к двум часам, когда тропа поднялась вверх метров на пятнадцать, мы внизу увидели устье реки Пшехашка. Здесь на верху мы остановились на перекус. После него прошли еще не более километра и тропа испортилась. Приходилось почти ползком преодолевать по сыпучим склонам обрывы берега рядом с глубокими омутами. Иногда даже требуются перила. Около пяти, на хорошей стоянке остановились на привал и сделали разведку. Пройти мы можем за час не более метров восемьсот, а мест для стоянок мы встречали мало. По ближайшему рельефу гор возможно, что и дальше их нет, а идти в таких условиях в темноте большой риск. Наши предположения оказались правильными и мы остановились на ночлег.

В течении всего дня у нас появилось интересное занятие, такое как сбор плодов каштанов. Особенно с рюзаком на спине. Каштаны здесь не такие как в средней полосе и похожи на молодой орех. Затягивает не хуже семечек. Ужин все-таки пришлось готовить в темноте. С дровами проблем нет. Разжигать костер лучше сухими ветками кустарника с листьями похожими на листья магнолии. Они очень сухие и хорошо расщепляются на щепки, которые моментально разгораются даже немного мокрые. Легли спать около полвосьмого. Нам показалось довольно странным, что мы не видели и даже не слышали ни одного зверя и птицы. Как-будто в природе что-то должно произойти и это настораживало.

Места для палаток мы выбирали с особой тщательностью, не на самых удобных и ровных участках земли, а чтобы их не залило водой со склонов или не придавило каким-нибудь сухим деревом в случае ненастья, как требуют правила безопасности.

5 день. Наши опасения насчет погоды оказались несостоятельными, на небольшом кусочке неба между горами появились просветы и ветер перемещал облака очень вяло. Погода начала только улучшаться, хотя с утра вся долина реки покрывалась очень густым туманом, и определить, какая будет погода можно было только к десяти утра, когда он рассеивался полностью. Встали в семь, еще в сумерках, чтобы пройти побольше в светлые часы и нагнать график. Ведь вчера отошли от поселка не более, чем на четыре километра, а это значит, что отстаем от графика километра на три.

Вышли в девять и через час ходу поняли, что увеличить скорость передвижения мы не сможем, да и поддержать ее на вчерашнем уровне будет не просто. Тропа исчезла и путь усложнился. Хотели идти без обеда, но силы стремительно кончались и на пороге Водопадный, напротив ручья мы все же остановились.

Пока готовили еду, выглянуло солнце и осветило верхушки гор, так что от этой красоты было трудно оторвать взгляд. Наверное ради таких минут и идешь в поход. Красно-желтые оттенки на фоне синего неба и шум реки так убаюкивают сознание, что хочется остаться здесь навсегда, а еще если пообедать, то только тяжелый рюкзак отрезвляет и помогает мобилизоваться.

Время в пути летит незаметно, постоянно приходится смотреть под ноги и выбирать дальнейший путь, что не позволяет отвлекаться. Даже на привалах только чувствуешь, как отступает усталось и востанавливается дыхание. Когда наступает стабильное состояние, идешь дальше, а то собьется ритм и идти будет тяжелее. Поэтому мы совершено не заметили пройденного пути. Правда в памяти остались моменты, когда приходилось ползти вверх по склону, использовать веревку или взаимопомощь.

Вечером мы долго обсуждали сложившуюся ситуацию. Идем два дня, а прошли не более десяти километров. До обещаных отчетами пятнадцати нам еще минимум полтора дня пути, так как он все усложняется и усложняется. Что-то тут не то. Запас по времени имеем один день дневки, и поэтому решение у нас было одно, что еще идем один день и начинаем сплав. Отбой около девяти. Уровень реки упал сантиметров на двадцать.

6 день. Встали очень организованно в семь, вышли в девять. Через десять минут на пороге, похожем на Бегемотик, остановились на привал для дальнейшей разведки. По берегу идти невозможно, а сыпучий склон покрыт густым кустарником. Руководитель с завхозом прошли по нему метров пятьсот и пока искали намек на тропу, поняли что идти с рюкзаками тут не только трудно, но и опасно. А о том, чтобы пройти так еще пять километров за один день не может быть и речи.

Когда они вернулись, нам ничего не оставалось, как тщательно сверить схему порога Бегемотик с имеющимся оригиналом. Единственным отличием являлось количество островов в русле на повороте, но его можно было объяснить наводнением, которое могло их намыть. А еще несколько фактов дали нам уверенность, что это порог Бегемотик. Выше по течению глубина реки на перекатах не более полуметра, значит, что в обычное время сплав тут затруднен. Так же брошенные тапочки и кеды, найденные нами в листве, говорили нам о том, что многие туристы начинали сплав именно здесь. Да и время движения теперь сходится с заявленным. Так тяжелый день превратился в дневку.

Руководитель дал команду на подготовку к сплаву, а сам зафотографировал порог для сличения с фотографиями из отчетов. Дальше собрали катамараны и упаковали вещи, а за обедом решили сплав начать завтра. Отдых после пешки нам не повредит, а мест для стоянок по пути не так уж и много. Заснули около восьми. Уровень реки опять немного упал.

7 день. Встали в восемь. Спали плохо, небо ночью было чистым и было холодно. Еще сильно тянуло холодом от каменистой почвы. На следующих стоянках мы делали под палатку толстую подстилку из листьев. Погода солнечная и сухая. Уровень воды в реке зрительно вроде бы не изменился. Около десяти встали на воду. Для тренировки сделали несколько траверсов с берега на берег и пошли вниз по реке.

Порог Бегемотик проходить стали только после поворота, так как он не проходим из-за лежащего поперек проходимой протоки дерева с диаметром ствола не менее семидесяти сантиметров. Через несколько минут после начала сплава подошли к порогу Змейка. Пороги мы проходили в следующем порядке, сначала все шли до ближайшего улова за интересным участком, где осматривали порог и устанавливали страховку с фотографом. Затем один катамаран проходил порог и сам становился на страховку. Если фотографировали и второй катамаран, то по возможности с воды, или если это невозможно, менялись местами.

Прохождение основного слива порога Змейка не сфотографировали из-за неразберихи с фотоаппаратом. Его хозяин не перевел кадр, а фотографу не сказал. Хорошо, что мы сняли хотя бы его общий план и прохождение первого слива. На участке от порога Бегемотик до порога в устье Пшехашки плесов почти нет, скорость течения не менее 5 км/ч. Оглядываясь на берег, постоянно ловишь себя на мысли, что шли два дня, а проплывем за два часа. Река легко узнается после пешей части и особой внимательности при ориентировании нам не потребовалось.

Порог Водопадный на пешей части мы считали проходимым, но после падения уровня воды это стало невозможным. Обносить не стали, а провели катамараны по правому берегу и спустили со слива на руках и веревке.

Порог в устье реки Пшехашки лучше осмотреть. Главной проблемой являются сливы с бочками, после которых легко попасть на острые камни. Порог проходили за три этапа, с остановкой в улове после первого слива, и с остановкой после устья и левого поворота в улове левого берега. Страховка устанавливалась здесь же.

После порога в устье реки Пшехашка река расширяется и тянется последовательными, через двести-триста метров шиверами длиной до пятисот метров до самого поселка Отдаленный. Поселок находится в очень живописном месте. Со всех сторон его окружают горы, на юго-востоке видна долина реки Пшеха, на востоке гора Черногор, покрытая снегом, который напомнил нам дом, ведь первый снег в Москве уже был. Примерно на западе красивая скала.

В начале поселка располагается мост узкоколейки и по совместительству для Уралов, за ним мы начали искать место для стоянки и остановились напротив поселка Верхние Тубы. Характер реки после поселка Отдаленный до порога Верхние Волчьи Ворота примерно одинаковый. Это шиверы с множеством камней с выраженной основной струей и мелями вокруг нее, а на поворотах прижимы к берегам с частыми топляками.

Река уже шумит меньше, но рев, груженых и проезжающих по противоположному берегу Уралов, это компенсировал. Проходя пороги, мы совершенно забыли про обед и он плавно перешел в ужин. Отбой около девяти.

8 день. Встали в семь от непонятного хруста веток рядом. В сумерках трудно было понять, что это такое. Потом, когда стало светло, выяснилось, что это корова. По берегам мы их видели часто, далеко от поселков и без пастухов, потому что из долины они никуда не денутся.

Вышли в десять, решили подождать, пока рассеится туман над рекой. Вечером мы пристали на теневую сторону, а утром нас радовало солнце. До поселка Нижние Тубы сплавлялись в режиме плавающего бревна. Потом, после порога на левом повороте со стоячими валами до одного метра, через двухсотметровый плес и подвесной мост начинается порог Верхние Волчьи Ворота.

Порог требует обязательного осмотра в низкую воду, особенно правого поворота. В высокую воду порог многоводен и читается с воды. Через несколько минут после него подошли к памятному мосту, на котором строители уже почти заканчивали восстановительные работы.

Солнце разогрело воздух градусов до двадцати. На берегу, после навесного моста в конце поселка Старый Режет, на пляже увидели дым и решили остановиться на обед. Немного позагорали. Пока обедали, мимо нас по узкоколейке на противоположном берегу проехала ручная дрезина с местными ребятами, а по нашему берегу груженый Урал. Когда пошли дальше, пришлось даже подождать, пока он уедет с русла, необычное искусственное препятствие. Через несколько длинных перекатов подошли к самому интересному порогу на маршруте - Нижние Волчьи Ворота.

Порог начинается в сужении реки, вдали так же видна красивая скала. Его можно разделить на несколько отрезков. Первый - от начала до преграждающей русло гряды валунов c прижимом к правому берегу, второй - от гряды до слива, третий - слив и четвертый после скального сужения - шивера с валунами в русле. Проходили сначала первую и вторую часть до улова на правом берегу, где выставили страховку. Затем третью и потом четвертую. Самым тяжелым местом мы считаем прижим к камню в самом начале порога и прижим к правой скале гряды. Остальные участки в высокую воду не трудны, но ошибок все равно не простят. Для другого уровня воды прохождение изменится очень сильно, поэтому страховку придется поставить в конце каждой части, особенно для байдарок. Мы ставили страховку для первого катамарана только после второй и четвертой части.

После прохождения порога, перед небольшой шиверой на правом берегу остановились на стоянку. Вечером зашили небольшую дыру по шву, которую протерли на мелях. На противоположном берегу проезжала раза три туда и обратно "кукушка". По расписанию подходил только один рейс, остальные наверное везли рабочих. Ужинали опять при свечах и легли спать около девяти.

9 день. Встали в восемь, резко похолодало, развели большой костер и грелись. На реке был сильный туман и пришлось опять ждать примерно до десяти, пока он рассеится. Вышли в одиннадцать. После порога Нижние Волчьи Ворота река опять расширяется и выходит на равнину, хотя перекаты с сильным течением и стоячими валами до метра высотой будут встречаться до порога Безымянный у села Новые Поляны, после которого на левом берегу мы остановились на ночлег. Сплав на этом участке реки не так прост, как кажется по началу. Постоянные повороты с сильными прижимами и топляками в них, иногда приходилось проходить в сантиметрах от опасных коряг, особенно под мостами. Поэтому советуем относиться к ним посерьезнее.

Порог Безымянный требует осмотра. При нашем уровне воды он многоводен и хорошо читается с воды, а вот в малую воду возможны мелкие неприятности. Течение реки не менее пяти километров в час, поэтому гребля совершенно не требует усилий до самого конца маршрута.

В селе Черниговское мы закупились грушами с айвой и булочками, которыми устроили перекус вместо обеда. Еще мы заметили, что сильно потускнели краски леса, раньше он был желто-красным, а теперь почти коричневый, значит скоро наступят холода, и хорошая погода кончится даже здесь. С приближением населенных пунктов начинается проблема с водой. Приходится искать ручьи, из реки воду лучше уже не брать. Легли спать в восемь.

10 день. Встали в семь, сегодня решили пройти побольше, чтобы завтра быть уже в середине дня в станице Пшехской и вечером сесть в поезд. На обед остановились в конце города Апшеронск, за пешеходным мостом на правом берегу, воду брали в соседнем садоводническом товариществе на левом берегу, потому что запах от сливаемой канализации, как раз под этим мостом, не то что брать воду, но и плыть по ней отбивает всякую охоту. Воды взяли в запас, потому что неизвестно, где будем ее брать дальше. На ночлег остановились напротив поселка Ким. Легли спать в восемь, предварительно сходив в поселок за водой на завтрак. Характер реки почти не изменился, серьезных препятствий нет.

11 день. Встали в половине седьмого и, когда только было возможно плыть, в в полдевятого были уже на воде. Благо сильного утреннего тумана, как в горах не было. На реке уже появились плесы и течение немного ослабло. Периодически, параллельно реке, слышен шум проезжающих машин по автодороге. К трем часам дня были на мосту через реку рядом со станицей и одноименной деревней Пшехская.

Пока сохли катамараны, сбегали на почту и разведали, где останавливается автобус. После разборки катамаранов, сборки вещей и обеда, примерно в шесть часов подошли к остановке, почти сразу сели на автобус и приехали на вокзал. Закупились продуктами и поздно вечером, договорившись с проводниками, без билетов уехали на поезде в Москву.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100