15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Путоранский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
Руководитель: Офицеров С. А. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба №6019

7. Выводы и рекомендации
Паспорт маршрута

Вид туризма: пеше-водный.

Категория сложности: пятая (5).

Район путешествия: п-ов Таймыр (плато Путорана).

Нитка маршрута: г. Москва – г. Норильск - порт Валек - оз. Лама – р. Геологическая – р. Б. Хонна-Макит – оз. Аян – р. Дулисмар – р. Ягтали - р. Курейка – оз. Дюпкун – р. Наледная – оз. Хантайское – пос. Хантайское озеро - г. Снежногорск – г. Норильск – г. Москва.

Протяженность активной части маршрута: 507 км.
пешая часть: 109 км.
водная часть: 398 км.

Количество участников: 4 человека.

Средства сплава: двухместные катамараны.

Сроки путешествия: с 11 июля по 26 августа 2003г.

Уровень воды: средний - ниже среднего - низкий.

№ п/п Фамилия И. О. Год рожд. Туристский опыт Обязанности
1. Офицеров Сергей Альбертович 1961 р.Урик-5у, р.Чая-Кутима-5р Руководитель, дневник, капитан катамарана К-2-1, фото, рыбак
2. Орловский Сергей Романович 1964 р.Чая-Кутима-5у Ремонтник, медбрат, матрос К-2-1, метеоролог
3. Федцов Валерий Владимирович 1973 р.Чая-Кутима–5у Завхоз, капитан К-2-2.
4. Логин Сергей Владимирович 1982 Карагем-Аргут-Катунь-6у Ремонтник, матрос К-2-2, рыбак

Подходы и сходы с маршрута

Заброска на плато Путорана возможна из Туры, Снежногорска, но проще её осуществить из Норильска. До Норильска быстрее долететь самолетом. В день из г. Москвы до г. Норильска вылетают три прямых рейса. Типы самолетов: Ил 86, Ту 154, Ил 62. Следует отметить, что с субботы по понедельник включительно аэропорт Алыкель не работает в связи с работами по замене покрытия взлетно-посадочной полосы. Окончание работ планировалось на конец октября этого года.

Стоит отметить, что цены на транзитные рейсы значительно дешевле. В первую очередь к ним относятся рейсы авиакомпании "Черноморавиа". Существуют и другие варианты заброски, однако все они имеют ряд негативных аспектов.

От аэропорта Алыкель до автостанции г. Норильска можно доехать автобусом N33. Время в пути 40 минут. На автостанции пересесть на автобусы N22 или N29 сообщением до г. Талнаха. Разница между ними в том, что N22 останавливается около моста через р. Норильская (бывший гидропорт Валек), а N29 за 500 метров до моста.

Справа от моста на ближнем берегу находится порт. К нему ведет грунтовая дорога. Здесь же стоят катера, которые, обычно в пятницу, вывозят на рыбалку и отдых рабочих комбината. Или можно попробовать договориться о заброске на противоположном берегу у капитанов маломерных катеров и моторных лодок.

Заброска в восточную оконечность оз. Лама в 2003 году обошлась нам на катере КС в 12 тыс. рублей (160 км). Время в пути от порта до восточной оконечности оз. Лама колеблется от 2.40 до 6 часов в зависимости от типа судна.

Возможна заброска с помощью авиации. Для этого необходимо заранее связаться с авиакомпанией "Таймыр", порт базирования Валек. Контактные телефоны: Ген.Директор ОАО авиакомпании "Таймыр" Олег Шпагин (3919) 42-88-75, 48-02-01; диспетчер (3919) 41-27-74, 47-05-55. Один час работы вертолета Норильского авиаотряда стоит ориентировочно 36 тысяч рублей.

Выброска с нашего маршрута возможна из поселка Хантайское озеро. В нем необходимо посетить главу местной администрации Туманова Эдуарда Анатольевича и договориться о переброске в Снежногорск. Отметим, что лучше и комфортнее идти на буксире с баржей, чем на моторных лодках, даже, несмотря на то, что баржи ходят не каждый день. Из порта Снежногорска до жилых домов около 4 км по грунтовке. Обычно в порту возможно договориться об автотранспорте. Ехать сразу в аэропорт (находится в 8 км от Снежногорска), особенно на ночь глядя, не стоит, так как возможно, что он будет закрыт. В Снежногорске есть гостиница и общежитие (бывшее общежитие МИСИ). Оно, по нашему мнению, выгодно отличается от гостиницы: созданной в ней какой-то домашней обстановкой и дешевизной проживания (по 20 руб. в сутки с человека). Из неё можно позвонить в аэропорт, узнать о наличии рейсов, билетов на них и погоды на маршруте. До аэропорта Снежногорска проще и удобнее добираться автобусом, отходящим в 10.00 от первого дома (около детсада). В 2003 году рейсы из Снежногорска в Валек совершались по понедельникам, средам и пятницам. Перевозчиком является авиакомпания "Заполярье", аэродром базирования – Валек, тип самолетов Ан-3т, вмещающий 11 человек (либо, как в нашем случае 9 человек и груз). Из аэропорта Валек до Норильска ходит автобус, подается под рейс. До аэропорта Алыкель можно доехать на автобусе №29 отходящем от городского рынка. До г. Москвы в день вылетают 3 прямых рейса и 1-2 транзитные (в наше время с субботы по понедельник аэропорт не работал по техническим причинам). Местное время их вылета с 6.50 до 11.00. Существуют и другие варианты отъезда аналогично предложенным вариантам в п.4.1. При использовании речного транспорта до Красноярска, время в пути до 6 дней (в зависимости от типа судна). О наличии рейсов и билетов можно узнать в Дудинке на речном вокзале (ул. 30-летия ВЛКСМ, 20), тел. (391-11) 2-18-04. Время работы касс: с 9.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00. Суббота и воскресенье – выходные, однако, если в эти дни отплывают суда, касса города работает. В Норильске продажа билетов по адресу: ул. Орджоникидзе, 6а, каб. 113. Выходные – суббота, воскресенье. Телефона для справок, к сожалению, нет.

Аварийные сходы с маршрута

В восточной части плато по причине полной автономности невозможен. При наличии в группе радиостанций и предварительной договоренности (в частности, с ПСС г. Норильска) возможен прилет санрейса.

На озере Дюпкун в 3- 4 км ниже по течению от 1-ой Гагарьей на левом берегу расположен кордон заповедника Путоранский (егерь – Владимир Кожемякин).

На Хантайском озере: на мысу (начало гор Богарыче; слева от устья р. Кутарамакан) расположено хозяйство лесника Протасова Владимира Михайловича справа от устья р.Кутарамакан расположена недостроенная база отдыха Газпрома (круглогодично живет сторож) в устье р. Эдындэ жилое зимовье охотников.

В этих местах есть радиостанции и, при наличии там людей, возможно связаться с поисково-спасательной службой. Сеансы радиосвязи в 10.00 и в 16.00 по местному времени.

График движения

Дата Дни пути Участок маршрута Км Способ передвиж. Препятствия
10. - 11.07. 1 - 2 Г. Москва (Домодедово) – аэропорт Алыкель – порт Валек 3500 + 28 Самолет, автом. -
12.07.  3 порт Валек- устье р.Б.Хикиканмыгда - до поворота р. Хикиканмыгда на восток 160 + 3 Катер, пешком -
13.07.  4 До первого правого притока р. Геологической (по ходу) 7 пешком Разбои реки
14.07. 5 До второго правого притока р.Геологическая 6 пешком Густые заросли, разбои реки
15.07. 6 До границы леса 6 пешком разбои реки
16.07. 7 До перевального взлета 5 пешком Подъем 45-50°, каменная сыпуха
17.07. 8 До Б.Хоннамакита 8 пешком Обилие снежников и дождь на перевале, заболоченные подходы к р.Б.Хоннамакит
18.07. 9 Стапель - - Сильный северный ветер
19.07. 10 До порога №2. 48 сплав Сильный встречный ветер на плесовых участках, шиверы, пороги
20.07. 11 До первого водопада р.Б.Хоннамакит 29 сплав Пороги, 1-ый водопад р.Б.Хоннамакит
21.07. 12 До оз. Аян 12 пешком Местами заболоченная тропа
22.07. 13 начало стапеля - - -
23.07. 14 Завершение стапеля; начало сплава  - сплав Утром сильный встречный ветер
24.07. 15 До первого притока слева после р.Дулук-Икон 15 Сплав Сильный шквалистый ветер низкая температуры
25.07. 16 До залива Капчуг 35 сплав Сложность управления судна под парусом в районах распадков.
26.07. 17 Дневка - - -
27.07. 18 До горы 1312 13 пешком Крутой подъем кулуара, сильный встречный ветер
28.07. 19 До истоков 1-го правого притока р.Амнундакта 8 пешком Очень низкая облачность, сильнейший туман
29.07. 20 До озера в истоке притока р. Амнундакта 9 пешком Низкая облачность, заболоченные склоны
30.07. 21 До окончания 1-го каньона р. Дулисмар 8 пешком Густые заросли ерника
31.07. 22 Стапель - - -
01.08. 23 До окончания шиверы Черепашья 6 Сплав, проводка Оголившиеся шиверы и перекаты
02.08. 24 Не доходя до стрелки рек Правый и Левый Дулисмар 12 пешком Сложное передвижение по берегу реки
03.08. 25 Стапель - - -
04.08 26 До начала каньона №4 30 сплав Пороги, шиверы
05.08. 27 До водопадного цирка рек Дулисмар и Ягтали 7 сплав Пороги, шиверы
06.08. 28 Дневка - - -
07.08. 29  р. Курейка перед впадением в оз. Дюпкун 42 сплав Пороги, шиверы
08.08 30 До базы заповедника на оз. Дюпкун 25 сплав Сильный встречный ветер
09.08 31 Дневка - - -
10.08. 32 Дневка - - -
11.08. 33 До начала перевального взлета, до предперевального озер 22 + 6 Буксировка, пешком Сильный ветер из долины р. 2-ой Гагарьей
12.08 34 До р. Наледная, Не доходя до 1-го водопада 6 + 7 Пешком, Сплав -
13.08. 35 В конце каньона 8 Сплав Острые камни в русле
14.08. 36 До начала Хантайского озера 10 Сплав Мелкие разбои реки после окончания каньона
15.08. 37 Левый берег, до 1-го притока после р. Иркинда 12 Сплав После обеда сильный встречный ветер
16.08. 38 До базы лесника 30 сплав Сильный встречный ветер
17.08 39 Левый берег, напртив р. Нероткар 12 сплав -
18.08. 40 За п-вом Амбар 30 сплав Сильный встречный ветер
19.08. 41 До пос. Хантайское озеро 30 сплав -
20.08. 42 До г. Снежногорск 135 катер сложный фарватер на Хантайке, Топляки на водохранилище
21.08. 43 - - - -
22.08. 44 До порта Валек 214 самолет Болтанка в полете
23.-.25.08. 45 - 47 - - - -
26.08. 48 До аэропорта Алыкель, До г.Москвы 28 + 3500 Автомобиль, Самолет -

Техническое описание маршрута

10 - 11.07. Жаркий солнечный вечер, аэропорт Домодедово, вся наша группа в сборе. Последние приготовления перед прохождением досмотра. Перераспределяем по рюкзакам снаряжение, чтобы его легче было сдавать багаж. Перевес, как обычно, немал.. На редкость спокойно у нас приняли негабарит, особенно трубы от катамарана. Небольшая заминка – не подали автобус до борта. Ждали четверть часа, за это время у выхода скопилось много народа. Но вот все преграды позади. С опозданием на 15 минут  взлетели. Лично для меня очень хорошо то, что это Ил 86. Он куда более комфортен, чем Ту 154. Хотя бы по промежутку между рядами кресел. Моя фигура в ТУ-154 помещается с трудом. Довольно быстро набираем высоту. Вскоре через иллюминаторы левого борта самолета сквозь темноту ночи все более отчетливо начинает пробиваться свет – отсвет полярного дня.

В аэропорту Алыкель приземлились точно по расписанию. Таймырская земля встретила нас сильным ветром. Его порывы мы достаточно испытали в ожидании автобуса, который вывез нас к зданию аэровокзала. За год здесь проведена громадная работа. Отремонтирован центральный зал. Он стал намного удобнее, чем раньше. Установлены новые информационные табло. С их помощью можно спокойно выяснить при необходимости время прилета, вылета или задержки любого рейса минуя игры в испорченный телефон с работниками аэропорта. Здесь нас ждал мой друг из поиково-спасательной службы Таймыра Александр Смирнов. По нашей просьбе он заранее закупил для нашей экспедиции вяленую оленину и заказал автотранспорт для перевозки вещей.

Наша группа разделилась. Валерий и Сергей Логин отправились на оптовый рынок за продуктами, Сергей Орловский с Александром Смирновым повезли снаряжение на базу заповедника "Путоранский", а я отправился в дирекцию заповедника для получения разрешения. К обеду все собрались на базе, но в этот день не суждено было уехать. Предварительная договоренность о нашей заброске с Вадимом Воронцовым сорвалась. В катер, который должен был нас доставить к началу пешеходной части, за неделю до нашего прибытия въехала моторная лодка. Из ремонта он так и не вышел. Второй его катер должен нас забрать только завтра днем. Пробовали найти альтернативу – безрезультатно. Не теряя времени, фасуем продукты и формируем раскладку по дням.

На кордоне встретили группу из Питера. Шесть человек, 2-ка и 4-ка. Идут Нерал с выходом на оз. Манумакли через р. Бургуль. Далее по стандартному маршруту: р. Иркинда – оз. Кутарамакан – р. Орокан – оз. Хета – р. Рыбная – порт Валек.

К вечеру поднялся сильный ветер с верховьев Норильской. Объявлено штормовое предупреждение. Акватория закрыта. Ночью питерцы нашли где-то небольшой катер и ушли на нем, несмотря на сильный шквалистый ветер. Ну что же, повезло.

12.07. Наступило пасмурное утро. Штормовой ветер, акватория закрыта. Как там наши новые знакомые из Питера? Уже дошли ли до места? Пол-дня прошли в хлопотах по окончательной укладке рюкзаков. К 12.00 подошел Вадим Воронцов. Заправка катера, погрузка, прощание с гостеприимными работниками заповедника и, наконец, мы начинаем движение к нашей заветной мечте – северо-восточной части плато Путорана.

Воды в реке Норильской много, все пороги залиты и обозначены лишь мощным перемешиванием струй. По берегам лежат не растаявшие мощные снежники, в прошлый год таких мы не видели. При выходе в озеро Мелкое сделали остановку на Пьяном острове, где сейчас расположен пост инспекции по маломерным судам и снова в путь. Ветер, преследующий нас с утра, постепенно стих, уступив место безветрию, сопровождающемуся низкой облачностью, туманом и сильным дождем. В разрывах тумана иной раз открывались нашему взору берега и дальние горы, обильно засыпанные снегом.

В катере все спали. То ли сказалась наша почти бессонная ночь, то ли наше перемещение сквозь часовые пояса, то ли такая погода, то ли все вместе. С капитаном оставался только наш дежурный, следивший за его состоянием. Вадим и сам не спал третьи сутки, отвозя группы, на озеро Лама. К началу десятого, пробив пелену тумана, мы, как-то сразу, очутились на уже знакомом, и привычном, нам берегу. У устья на удивление увидели лагерь питерцев. Похоже, они сегодня и не собирались никуда идти. Как оказалось, в дальнейшем, у них появились проблемы с укладкой в рюкзаки вещей. Попрощавшись с ними, двинулись в путь, намереваясь сегодня дойти до места нашей прошлогодней ночевки – устья р. Б.Хикиканмыгда.

Тропа, идущая вдоль озера, не располагает к движению по ней. Ноги из-за нашего веса с рюкзаками постоянно проваливаются в скрытые от нашего взора пустоты подо мхом. Гораздо проще и приятнее идти по гальке берега озера. На срезе устья реки необходимо подняться на тропу, чтобы обойти заболоченное и заваленное плавником устье. Через 300- 400 м тропа приводит на берег, с которого уже видны разбои р. Б. Хикиканмыгда. Наш путь лежит по ним, вверх. Здесь ветер сдувает кровососущих и идти гораздо приятнее и, главное, быстрее. Следует пересечь по диагонали разбои, выйдя на левый, по ходу нашего движения (здесь и далее будут использоваться ориентировки по ходу нашего движения) берег.

На ночевку встали на левом берегу в 800- 900 м от поворота р. Хикиканмыгда на восток, на месте нашего прошлогоднего лагеря. Здесь все осталось без изменения, как будто мы вчера покинули это место. Ориентир: левый берег (по ходу) в 50- 100 м от высокой бурой осыпи правого берега. Время 23.30, ужин, отбой.

13.07. Подъем в 7.30, выход в 10.30. Утро встретило нас низкой облачностью и мелким дождем. Низкие облака неспешно ползут от озера Лама в сторону вожделенного нами перевала. Все повторяется, как в прошлый год. После уровня р. Б. Хикиканмыгда взяли несколько левее. Не пошли непосредственно у начало горы, памятуя o прошлогодних, протяженных болотистых участках, а нашли звериную тропу, идущую по гребню вала между рекой Геологической и склоновыми болотами предгорья. Идти здесь гораздо удобнее, да и места в основном открытые, всякая летающая дрянь сдувается. Помня о тщетных прошлогодних поисках приемлемого места для ночевки непосредственно в районе первого правого притока, встали, не доходя до него метров 800, непосредственно у тропы. К тому же дождь к вечеру усилился. Место хоть и не очень привлекательное, но вполне годится для установки двух палаток и тента. Недалеко впереди протекает чистый ручей. Ужин. Отбой.

14.07. Ночью Орловскому снились кошмары. В результате я абсолютно не выспался и надежды на ранний выход рухнули окончательно. Подъем в 10.30, завтрак, выход в 12.30. Через 800 метров тропа приводит к первому мощному правому притоку. Его русло ничуть не изменилось – широкий каменный вынос. Благодаря тому, что в месте перехода камни не крупные, с переходом его проблем не существует. Облака рассеялись, выглянуло солнце. Как ни старались, в непосредственной близости от нашего выхода на ручей, на противоположном берегу продолжения тропы найти не удалось. Поиски ее несколько затянулись. А в это время солнце начало жарить не на шутку, как бы стараясь наверстать упущенное. При проведении разведки более простого выхода на разбои р. Геологическая наткнулись на питерцев, остановившихся на обед. Дальнейший путь до начала подъема мы прошли, идя практически вместе. Обед сегодня заменили перекусом. Решили не терять ходовое время на обед и ориентировочно дойти до второго водопадного притока.

Чем дальше мы взбираемся к истокам р. Геологическая, тем на большем количество притоков низвергаются водопады. За прошедший год река "забыла" свои старые пути и промыла новые. В результате, при подходе к искомому притоку мы встали перед дилеммой: либо многократно форсировать узкую и ставшую довольно сильной струю, либо попытаться пройти вброд по неосновным рукавам. Выбрали второе. Первые десятки метров были преодолены играючи, и вот когда сам приток был уже отчетливо виден, очередной обводной рукав привел нас к густым зарослям, продраться через которые оказалось ох как не просто. Выбравшись в конце концов из этого плена, обнаружили, что на этом переходе силы оставили не только нас, но и питерцев, шедших по основному руслу. Место для ночевки нашли в 800 м от второго притока. Питерцы стоят в 100 м выше. Хороших мест для стоянок здесь явно прибавилось.

15.07. Подъем в 8.00. Выход в 10.20. Облачно, но дождя нет. В этом месте необходимо быть внимательными и не увлекаться хорошей тропой. Она сильно забирает в верховья притока к каскадным водопадам. Немного не доходя до его русла нужно спуститься к руслу Геологической и перебродить его на противоположный берег, продолжая движение дальше по разбоям. Периодически нам преграждают дорогу брустверы из нанесенных во время весеннего паводка камней и могучие стволы упавших деревьев. Что-то сегодня питерцы здорово рванули вперед, видны только их спины. Им хотя бы поаккуратней надо, ведь в кроссовках да с таким весом недалеко и до беды. У двоих уже нелады с ногами. Придется, по-видимому, начинать челночить, впереди основной подъем.

К 15.30 подошли к стоянке напротив левого притока. Встали на обед и заготовку дров на переход вне зоны леса. Проведя разведку дальнейшего пути, пришли к выводу, что на другую сторону реки легче перейти сразу напротив места обеда. В воду вошли вместе с догнавшими нас питерцами (они останавливались на обед раньше).

Далее необходимо подняться на видимую первую полку, перейдя через заболоченный склон и ручей, траверсируя склон продолжать набирать высоту. Буквально в 50 м от ручья есть хорошие ровные площадки для установки лагеря, на одной из которых мы и встали на ночевку. Вокруг следы оленей. В русле Геологической под нами мощный ледник. Тихий теплый вечер, ветра почти нет.

16.07. Подъем в 7.30, завтрак, сборы лагеря, выход в 10.00. Через 200 м, нами найденная тропа привела к переправе через очередной приток. Его крутые, почти отвесные берега очень коварны. Продолжаем траверсом набирать высоту. Слава богу, что нет дождя и склон сухой. "Но солнце жарит, чтоб оно пропало, и нет уже судьбы у нас другой, и я шепчу…" Шепчу, шепчу: осторожней нужно ставить ноги на эти живые камни, как бы не звездануться. Начался подъем на первую полку. Заросший кустами ерника склон довольно быстро приводит началу сыпухи. Крутизна ее в отдельных местах достигает 45-50 °. Конкретное место подъема можно выбрать самим или, если приглядеться, найти маркировку пути предыдущих групп (обрывки капроновых тканей, привязанные к кустам). Препятствие преодолевается методом свободного лазания. Для страховки и дополнительной точки опоры желательно использовать элементы рам катамаранов, либо деревянный шест. Дальше путь значительно проще. Необходимо продолжать набор высоты, передвигаясь вверх с полки на полку. Перед очередным взлетом (хорошо видимым издали; на его полке гряда крупных камней) необходимо не слишком сильно забирать к вершине, так как здесь нас подстерегает очередной приток, расположенный в глубоком скальном распадке. Через 800 м выходим на полку. Справа 1-й водопад реки Геологической, где она срывается в глубокое узкое каменное ущелье. После этого места необходимо обогнуть каменный язык слева, недалеко от реки. В 300 метрах выше по течению, справа, зажатая с двух сторон скалами, расположена, словно специально приготовленная для отдыха, ровная площадка.

Мы с Сергеем Орловским пошли по верхней тропе (вообще-то их здесь великое множество). Валера с Сергеем Логиным - по средней тропе. Невольно завидуешь этим парням, сколько в них сил и энергии. К 18.00 подошли к месту ночевки перед перевальным взлетом. Через 40 минут подошли питерцы с первой ходкой. Интересно, когда же они внесут вещи полностью? Установка лагеря, ужин, отбой.

17.07. Подъем в 7.00, завтрак, сборы лагеря, выход в 9.30. Снега вокруг гораздо больше, чем в прошлом году, но, несмотря на это, холодно ночью не было. После поляны нужно взойти по относительно пологому подъему, расположенному у правого борта скал. Слева русло реки, сплошь забитое камнями. Отсюда открывается вид на одно из многочисленных озер в верховьях р. Геологической. Сейчас оно практически полностью подо льдом. Самый безопасный дальнейший путь пролегает по берегу озера, куда надо спуститься по краю снежника. Пройдя вдоль озера 300 метров, вновь поднялись по сыпухе. Пройти дальше по берегу озера нельзя, путь преграждает осыпающийся скальный выход. Наш дальнейший путь лежит вдоль борта горы справа. Поражают массивы нерастаявших снежников. Идем по ним траверсом. Как-то некстати пошел дождь, сделав их наст очень не прочным. При ходьбе ноги проваливаются под него со смачным хрюканьем. Питерцы продолжают идти в две ходки. Идут тяжело, с обувью они явно промахнулись. Передвигаемся в пределах видимости друг друга. "Брусчатка" из камней курумника не предполагает движение с определенной шириной шага.

Вышли на срез озера и левого притока р. Большой Хоннамакит. В озере вода есть, а в протоке ее нет. У Питерцев большое желание собираться прямо на озере. Попробовали убедить их продолжать движение, несмотря на усталость (хотя бы до первой более или менее реальной воды). На перекус мы встали у озера на предгорной полке и вскоре с новыми силами продолжили движение в направлении поворота р. Б.Хоннамакит на юго-восток. Отроги горы постепенно начинают забирать вправо, удаляясь от конечной цели сегодняшнего дня.

В этом месте изменяем направление движения. В хорошую погоду впереди видно русло Б. Хоннамакита, а немного левее и впереди несколько холмов в широкой долине реки. Держать путь на холмы, обходя ярко-зеленые поля, которые на самом деле являются болотами. Если видимость плохая, можно, немного удлинив путь, продолжить движение прямо до пересечения с руслом реки и потом вдоль него до места стапеля.

К 22.00 подошли к броду через р. Б. Хоннамакит. В этом месте ширина реки 15 м, глубина от 0,3 до 0,5 м, расход воды 3-4 м3/сек. Пришли к общему месту стапеля в 23.40. Разбивка лагеря, ужин. Наловили рыбы. По старой традиции первого хариуса сразу же разделали и съели, остальных засолили. Отбой в 2.30.

18.07. С утра мелкий дождь. Подъем в 9.00. Стапель, рыбалка. В 19.30 прошли питерцы. Катамараны собрали к 20.00. К вечеру резкое ухудшение погоды. В связи с этим решили выход отложить на утро. Ужин, отбой.

19.07. Подъем в 8.00. Сборы лагеря, завтрак, выход в 12.10. Довольно скоро река входит в систему озер, соединенных между собой короткими и мелкими перекатами. Мелкий дождь. Ветер юго-восточный встречный. Он ощутимо мешает на плесах, а на озерных расширениях превращается в сущее бедствие. Бесконечное множество ручьев и мелких речек, добавляет воды в реке. На стрелке рек Б. Хоннамакит и Юж. Неракачи ширина 12- 15 метров. Средняя скорость течения 3-5 км/час, глубина 0,5- 1,0 м, объем 8-10 м3/сек, уклон 2-3 м/км. После этого долина реки сужается, течение увеличивается. На шиверах и перекатах уклон становится более крутым и достигает 4-6 м/км, скорость течения возрастает до 7- 8 км/ч. Не доходя 2- 2,5 км до правого притока р. Пэдэя подходим к началу участка шивер.

Шивера N1. Ее длина 200- 220 м. Русло сильно забито камнями. Линия движения просматривается с воды. Проход по центральной струе. На выходе сбойка, валы 1- 1,2 м. Более детальное описание препятствия не разумно. Обстановка на препятствии сильно зависит от уровня воды. Просмотреть шиверу лучше с правого берега. Страховка осуществлялась попеременно с воды катамаранами. Категория сложности – 2А.

Шивера N2. За первой шиверой в 300 метрах начинается вторая. Обильно впадающие слева и справа ручейки и маленькие речки заметно добавляют воды. Длина шиверы 160-180 м. С каждой шиверой мощь реки нарастает, препятствия усложняются. Русло сильно забито камнями. Слалом увеличивается. Линию движения можно определить с воды. На выходе мощная сбойка. Проход по основной струе. Страховка попеременно катамаранами с воды. Просмотр шиверы с правого берега. На выходе валы 1,2 м. Категория сложности –2А.

Шивера N3. Ориентир: c обоих берегов нагромождение крупных камней, осыпи. Состоит из двух ступеней. Общая длина 600- 640 м. Русло сильно забито камнями. Просмотр шиверы возможен с обоих берегов. Проход по основной струе. Страховка К2-1 на выходе из первой ступени. На выходе сбойка, валы до 1,2 м. Категория сложности – 2А.

Шивера N4. Находится в 400 метрах от окончания третьей, после плеса. Длина около 800 метров. Осмотр возможен с обоих берегов. Русло сильно забито камнями. Проход по основной струе. Скорость течения 5-7 км/ч. Глубина 0,5-0,7 м. Много обливников. На выходе сбойка 1- 1,2 м. Категория сложности – 2С-3А.

Шивера N5. Ориентир указать сложно. Примерно в 600 метрах после впадения притока слева. Ширина реки 30- 40 м. Осмотр возможен по обоим берегам. Все русло в обливниках и валунах. Сложный заход. При прохождении слалом между камнями. Проход по основной струе. На выходе сильная сбойка. Валы 1,2 м. Категория сложности – 3А.

Шивера N6. Примерно в 800 м от окончания пятой. Хаотическое нагромождение камней. Сложный заход. Очень много полуобливников. Глубина 0,3- 0,4 м, струя очень мощная и быстрая, до 9- 12 км/ч. Проход по основной струе. Страховка с воды К2-1. После нее на высоком левом берегу уже различимы вереницы первых деревьев. Категория сложности – 3А.

Шивера N7. Начинается за 100 м от появления первых деревьев на левом высоком берегу. Слева в русле широкий и большой вынос крупных камней притока, хорошо видных издали. Шивера начинается с широкого разбоя (60- 70 м). Основная струя идет под правым берегом, постепенно сваливаясь под левый. Длина шиверы 400 м. Из-за обилия камней сложный заход. Уже в середине ее четко прослеживаются два потока. Правый, приводящий к очень крутому, неприятному и высокому (5- 6 м) сливу влево с каменного наноса. Левый, проходящий через гребенку камней на входе, приводит к бурному относительно пологому и протяженному сливу между обливниками и отдельно стоящими в русле большими камнями. В районе основного слияния потоков сильная сбойка. К2-1, пройдя по правой струе, слив влево с каменного наноса, встал на страховку у левого берега в 30 м после впадения притока слева. К2-2 прошел по левой струе. Категория сложности –3В.

Шивера N8. Ориентир: начало первых деревьев с левого берега. Представляет собой зеркальное отображение шиверы №7, намытие гряды происходит слева. Подход к левому берегу уже не возможен. Проход по основной струе сходу. Категория сложности 1С-2А.

После окончания шиверы №8 река плавно поворачивает налево, начинается прямой прогон. Здесь уже растет лес. На левом берегу появляется скальная стенка, oколо которой мы заметили лагерь Питерцев. Место прямо сказать не очень. Ниже есть более приличные варианты.

Шивера N9 (более четко сформировалась в этом году). Ориентир: Скальная стенка левого берега после окончания шиверы №8. Представляет собой крутой 4- 4,5 м слив по центру реки с намытой гряды камней. Проход по основной струе сходу. На переломе струи неглубоко. К2-2 шедший вслед за К2-1 оставил здесь весло, которое застряло в щели меж валунов. Категория сложности –3А.

Порог N1. Перед впадением правого притока р. Б.Хонна-Макита - реки Гулэми-Икэн за 2- 2,5 км первый порог. Точнее ориентиры указать сложно. Представляет собой несильный прижим на правом повороте к скальной стенке. Осложнен хаотически расположенными обливниками. Мощная основная струя, сбойка, жесткие бочки, на выходе несколько высоких валов до 1,2 метра. Прошли без просмотра, по основной струе. Страховка с воды катамараном К2. Скорость течения 12- 15 км/ч, расход 40-45 м3/сек, ширина реки 40- 45 м. Категория препятствия – 3В.

После порога у впадения левого притока есть очень хорошее место для ночевки где мы и остановились. Дополнительным ориентиром его служат большие оленьи рога на берегу.

20.07. Подъем в 8.30, завтрак. Полудневка. Сплавное снаряжение требует ремонта. Пасмурно, вода несколько поднялась, по-видимому, из-за прошедших в верховьях дождей. Очень много снежников по берегам.

Выход в 13.00 после обеда. Потихоньку через разрывы туч начинает появляться солнце.

Порог N2. Расположен он почти напротив впадения р. Гулэми-Икен. Расход на срезе начала порога 55-60 м3/сек. Просмотреть порог удобнее с левого берега. Поворот реки направо. Основная струя из центра реки постепенно сваливается к скале левого берега. Прижим. Скорость 12- 15 км/ч. Справа и слева мелкие непроходные протоки. Зашли по центру. На срезе порога обнаружили слив сквозь полу обливные камни высотой до 2 метров. К2-1 прошел порог сходу и встал на страховку в улове правого берега сразу после слива. Категория препятствия – 3А.

Пороги N3.- 4. Последующие препятствия различимы между собой чисто интуитивно. Оценочная трудность прохождения 4А к.с. Сильная сбойка, валы 1,5- 2 м, жесткие бочки, скорость течения 12- 15 км/ч. Хаотически разбросанные в русле обливники и валуны добавляют остроты при заходе и прохождении. Страховка с воды попеременно катамаранами. Категория сложности – 3А.

Порог N5. Ориентир - устье р.Чопко, плавный поворот реки направо, с левого берега характерная скала бурого цвета. Осмотр порога удобнее с левого берега. На входе в порог мелкая шивера, вода с нее постепенно сваливает к левому берегу под скалу. Хаотически расположенные обливники по всему руслу. Расход 65-70 м3/сек, скорость течения в пороге 12- 15 км/ч. На входе в порог в основной струе поперек реки ряд обливников. За ними вал 1,5- 2 м. Вслед за ним бой под скалу левого берега. Под скалой левого берега слив с плиты высотой 1,2- 1,4 м, за ним котел. Сильная сбойка на выходе. В конце порога, сразу за окончанием отвесной стены, улов. Страховка с воды катамараном К2-1. Порог оценивается 4А к.с. После порога плес и, после плавного поворота направо, шивера, на выходе из которой сильная сбойка. Валы 1,4- 1,6 м.

Порог N6. Прошли схода без просмотра. Расположен в непосредственной близости от окончания шиверы. Ориентиром может служить невысокая скала левого берега. Несильный навал, на выходе подводная плита, острые зубья скалы. За плитой небольшая бочка. Валы 1- 1,2 м. Страховка с воды катамараном К2-1. Категория 2А.

Порог N7. Находится в непосредственной близости от шестого. Ориентиром могут служить два острова, делящие реку на три протоки. Протоки, сливаясь вместе, образуют порог. Много подмытых и нависших над струей деревьев. Несильный навал на правый берег. Проход по основной струе. Были разведаны и пройдены левая и правая протоки. К2-1 прошел первым левой протокой и встал на страховку К2-2, прошедшем правой протокой. На выходе мощная сбойка. После порога на галечной отмели сделали короткую остановку. Больно нам понравился омут после него. Минут за 40 из него мы наловили отборных красавцев хариусов грамм по 600-800 каждый. Категория сложности – слева - 3А., справа - 2С. Вскоре долина реки заметно сужается. Скорость течения увеличивается до 15- 18 км/ч.

Порог N8. Ориентир: примерно через 0,5 км после впадения малозаметного ручья справа. Мощный бой в скалу правого берега. Справа у скалы улов с водоворотом, из которого очень трудно выбраться, не исключен и киль. Струя настолько мощная, что образует перед скалой метровую горку. Часть воды с нее сваливается в улов-водоворот, другая часть "скребет" по ощетинившейся острыми сколами скале. На входе в порог с левого берега невысокая полуразвалившаяся скальная стенка (0,2-0,3 м). Справа галечная отмель. В основной струе, на срезе слива, поперечная гряда обливников. Просмотр по левому берегу. Прошли, максимально уйдя влево, чуть не задевая за камни левого берега с последующим уходом налево. За порогом жесткая струя, сбойка, валы 1- 1,2 м, отсутствие уловов, обилие бочек и обливников. Страховка с воды катамараном К2-1. Практически сразу начинается порог N9. Категория сложности – 3В.

Порог N9. Ориентир: с правого берега обрывистая стенка бурого цвета - обнажение вечной мерзлоты. С обоих берегов появляются "столбистые" скальные стенки-бордюры (0,3-0,4 м). Ширина реки резко сужается на правом повороте с 24- 26 м до 8 м. Непосредственно перед порогом небольшая заводь слева. Далее следует мощный бой в скалу правого берега, возможно с подсосом. К2-1 прошел препятствие и встал на страховку. Оценочная сложность порога – 3В.

На выходе из порога с правого берега огромный плоский валун. После него река поворачивает направо и начинается участок шивер и быстротока. Ширина уменьшается до 8- 10 м, уклон увеличивается. Струя мощная, жесткая, бочки, валы 1,8- 2 м, сильная сбойка. Нельзя зазеваться, невозможно расслабиться. Несемся со скоростью курьерского поезда. Мест для чалок у правого берега практически нет. Идем тандемом, страхуя с воды, друг друга. Категория сложности участка 3С-4А.

Порог N10. Ориентир: окончание участка шивер и быстротока, начало расширения русла, с левого берега издали заметные бурые осыпи. Препятствие, в классическом понимании, больше похоже на шиверу, чем на порог. Проход по основной струе. Вода в ней постепенно сваливается к валу из камней у левого берега и, исполнив свой белый танец, просто сваливается в водопад. Категория сложности 1С-2А.

При подходе к водопаду на правом берегу видели несколько притоков с сильно размытым руслом и снесенным окрестным лесом. По-видимому, это результат селевых выносов. На берегу, перед водопадом, по согласованию с группой из Питера вывесили видный издали оранжевый спасжилет. Прибыли они поздно вечером, когда у нас уже стоял лагерь и приготовлен праздничный ужин. Отбой в 0.30.

21.07. Подъем в 9.00. Начинаем разбирать и сушить катамараны. Хотя путь от водопада до озера порядка 11- 12 км, хотелось бы его проделать с как можно меньшим весом. После обеда питерцы угостили нас копченой рыбой. Погода стоит отменная, тепло, солнечно. Поэтому решили выйти в ночь по холодку. Питерцы остаются, здесь они будут делать баню. При переходе через Чопко 2 у Офицерова вступило в правую ногу. Первые пару километров идти можно было относительно свободно, но дальше становилось все хуже и хуже. Пришлось идти челноком, в результате скорость передвижения заметно снизилась.

22.07. Как и в прошлый год дошли до каменного ручья, где спустились к р.Аян. Дальше продолжили движение вдоль нее. К озеру вышли в 12.00. Лагерь разбили в истоке р. Аян, уйдя немного в лес. Со стороны озера сильный шквалистый ветер. Пока ребята спят, пробовал ловить рыбу. Итог – минус 1 блесна и 1 поклевка. После обеда начали стапель, параллельно ловим рыбу. Вечерняя рыбалка была более удачной – 5 хвостов. К вечеру ветер еще усилился, но в лесу нас не задувает. Интересно, но абсолютно нет грибов, из ягод только шикша. Вероятно, погода будет только ухудшаться – работает "внутренний" барометр.

23.07. Подъем в 9.00. Продолжение стапеля. Для прохождения озера связали катамараны последовательно, установили мачту. В 17.00 волоком из разбоев р. Аян пошли питерцы. Они не стали доходить до озера, стапелевались несколько ниже в озерном расширении р. Аян. Мы решили еще немного подождать с выходом и не ошиблись. К вечеру ветер стал стихать, а затем поменял свое направление. Вышли в 21.15 при слабом попутном ветре. Так как никто не хотел идти на веслах, решили пройти как можно дальше под парусом.

24.07. Довольно быстро дошли до бывшей базы института народов крайнего севера. Все постройки еще стоят. Ручей, который еще раз изменил свое русло,  теперь не угрожает смыть баню. Далее пошли вдоль левого берега. Ветер усиливается. Похоже, с площадью паруса несколько переборщили. С севера нас догоняет дождевой фронт, начался мелкий дождь. Температура воздуха быстро понижается. Надо бы уже вставать на ночевку, но подходящих мест нет. Все приемлемые места размыты ручьями в весенний паводок. В 2.00 прошли лагерь питерцев. Температура продолжает падать и, кажется,  стремится к 0. На ночевку встали на старом месте в устье первого притока слева после р. Дулук-Икон в 3.45.

Подъем в 12.00. Очень холодно. На вершины гор, окружающих озеро, лег снег. Ветер северный, облачность высокая, дождя пока нет. В 13.30 прошли питерцы. Мы вышли в 15.00. Пока ветер попутный, нужно дойти до нашей цели – залива Капчуг. К 18.00 ветер усилился до шквалистого. Который раз приходит мысль об уменьшении площади паруса. Догнали питерцев, они встали лагерем напротив впадения р. Холокит-Икэн. А мы, используя ветер, продолжаем движение. Жутко холодно, не спасает ни теплая одежда, ни плащ, надетый для защиты от пронизывающего ветра. Чувствую себя мамонтом, вмерзшим в вечную мерзлоту. Кратковременные остановки для согрева у костра уже не спасают. Окончательно задубев, мы подошли к кордону заповедника в заливе Капчуг в 3.45. Ужин, отбой.

25.07. Нас разбудил шум пролетевшего вертолета в направлении стрелки рек Дулисмара и Ягтали. Подъем в 12.00. Во время нашего "завтрака" в 13.00 пролетел вертолет в направлении оз. Дюпкун. Этот день посвятили ремонту снаряжения и частичному антистапелю нашего озерного судна, оставив один катамаран для рыбалки.

В избе обнаружили кроме наших прошлогодних записок еще одну, относительно свежую. В ней сообщалось: "группа из 10 человек Вильнюского университета под руководством Р. Кубилюса прошла по маршруту: р.Дулук-Икэн – р.Нирокачи – р.Холокит – р.Чопко – левый приток – г.Холокит – г.Камень – г.Котуйская – р.Ноку-Урек – р.Капчуг – кордон. Продолжаем путь в Норильск. Сейчас пасмурно, -18°С. Настроение группы прекрасное".

26.07. Подъем в 9.00, завтрак. После завтрака отправились на рыбалку. Хочется взять с собой на пешку немного рыбы, которую мы увидим не скоро. Результат рыбалки превзошел все наши самые радужные надежды. Попались хариусы, сиги, а главное четыре "черные рыбы" – гольцы. Одна из них просто на загляденье, весом в 7,1 кг. В редких перерывах между переработкой рыбы разобрали оставшийся катамаран, убрались и протопили баню, изготовили расстегайчики с красной рыбой, фарша от которой оказалось так много, что его придется взять с собой. Вечером, после трудов праведных, состоялась баня. Природа подарила нам дивный, тихий вечер и изумительный по красоте закат.

27.07. Подъем в 8.00. Завтрак. Опять красная рыба! Фу, какая гадость, но не выбрасывать же. Кроме того остались жареные сиги. Самый востребованный препарат аптечки – фестал. Столько рыбы есть нельзя. Погода благоприятствует восхождению, облачность высокая, пасмурно. После нескольких безуспешных попыток выхода выползли в 13.40. Как-то быстро, за 2 часа, добрались до начала подъема. И еще через некоторое время уже были на границе леса, где сделали обед. Неожиданностью для нас стало отсутствие воды, несмотря на то, что недостатка в ручьях на подъеме мы не испытывали. В результате поисков удалось обнаружить снежник, которым и воспользовались.

После обеда заготовили дрова на пеший переход до р.Дулисмар. Со стороны горы с ощутимой силой дует ветер. Его порывы усложняют и без того тяжелое продвижение вперед. Как бы он чего-нибудь не нагнал к вечеру. А то может быть такая же погода у вершины, как и в прошлом году. К 21.30 подошли к исходу предпоследней, высокой полки. В этот год она оказалась границей снежников и вновь появившихся ручьев. Дальше их не видно, начинаются нагромождения крупных камней. Поэтому решено здесь встать на ночевку. Только установили лагерь, ветер стих, подарив нам чудесный закат. Солнечные лучи залили багрянцем окрестные горы, пронзив своими лучами воздух распадков, сделали золотым окружающее нас пространство. Как бы чего не вышло, в прошлом году было примерно так же, а потом… Ужин, отбой.

28.07. Подъем в 8.00. Сильный порывистый ветер гонит низкую облачность. Завтрак, выход в 11.10 под мелким холодным дождем. На грядах камней порывистый ветер сбивает с ног. Из долины р. Амнундакты на нас накатывает облачный фронт, закрыв непроглядной пеленой все ориентиры и сделав наше движение еще более медленным и непредсказуемым. Идем, как ежики в тумане, едва различая впереди идущего, расстояние до которого не превышает 10 м. Температура около 3-5°С. На ночевку встали в истоках 1-го притока (по ходу движения). Ужин, отбой в 22.00.

29.07. Подъем в 8.00. Северо-западный умеренный ветер. Температура 5°С, где же обещанное лето?! От такой погоды нас спасает взятый с оз. Аян рыбный фарш, делая наше бытие не столь грустным. После обеда переваливаем в долину 3-го притока р. Амнундакты (по ходу). После вчерашнего дня склоны превратились в единое склоновое болото, которое так и лоснится от проступающей воды. Произвели разведку альтернативного пути из долины р.Капчуг (оз.Аян) в долину р. Дулисмар, минуя проход по гребню горы. Как нам показалось, этот путь менее трудоемок, чем  наш. Для этого последующим группам необходимо после кордона в заливе Капчуг дойти до его окончания и как можно выше подняться по р.Капчуг. Выйти на правый по ходу берег и расстапелеваться. Дойти до третьего притока (с права) р. Капчуг. Ориентир: почти напротив него (слева по ходу) расположена вершина горы 1237. Подъем возможен по правому (по ходу) борту кулуара ручья. После подъема на плато необходимо идти, соблюдая направление юг-юг-восток, до начала спуска в долину р. Дулисмар. Существует еще один вариант. Для этого необходимо дойти до четвертого справа (по ходу) кулуара и поднявшись по нему на плато идти, соблюдая южное направление, до спуска в долину р. Дулисмар. Разведанные варианты позволяют значительно сократить нахождение группы в безлесной зоне. Через эти "седловины" идут звериные тропы. В районе третьего притока видели медведя. К 23.30 пошли к перевальному седлу в районе озера на притоке р. Амнундакты. Он же является и перевальным седлом к р. Дулисмар. Очень холодно, температура стремится к нулевой отметке. В отсутствии достаточного количества дров это здорово ощутимо. Место для лагеря нашли в 40 м от верхней полки горы, обрывающейся скальным уступом к озеру. Ужин, отбой.

30.07. Подъем в 9.00. Завтрак на остатках дров. И скорее вперед к лесу, дровам, костру и теплу. Выход в 11.00. За 40 минут дошли до седловины притока и озера. Спуск прошел на удивление спокойно. То ли вода еще сюда не дошла, то ли уже сошла. Курумник был сух. После холодной ночи озеро спало. В чаше окружающих его скал не чувствовалось и дуновения ветерка. Впереди уже отчетливо виделась долина р. Дулисмар. Сегодня теплее, чем вчера. На обед встали на первом притоке справа (по ходу), у водопадов. Однако воды в нем и в р.Дулисмар очень мало. Вот какую свинью преподнесла нам погода. Делать нечего, попытаем счастья на следующей стрелке притоков после окончания первого каньона. Идем по границе кустов и курумника. Несмотря на сухой склон, идти здесь намного проще, чем продираться сквозь их хитросплетение (даже если они и расположены на горизонтальной поверхности). Группа разбилась на пары, первая из них в составе Офицерова и Логина уже в 20.50 прибыла на лесистый остров в исходе 1-го каньона. Установка лагеря, торжественный ужин с блинами и сгущенкой. А воды все равно недостаточно, но, наверное, пройдем. Отбой.

31.07. Подъем в 9.00. Все наши надежды на ночной дождь не оправдались. Ясно, температура 18°С, правда с северо-запада робко проступает из-за горы край такой вожделенной для нас тучи. Может что-нибудь у нее и получится. Во всяком случае, очень на это надеемся.

Начали стапель. Вода предательски убывает. Как пойдем дальше, пока не понятно. Ветер меняет свое направление с периодичностью около часа и, кажется, он уже сделал не один оборот на 360°. После обеда явно различим гром, однако дожди идут не над нами, а в районе вершины 1701. В 20.15 окончание стапеля, ужин, отбой.

01.08. Подъем в 8.30. Облачно, слабый ветер неспешно гонит белых барашков – облака по голубому небу. Нет не только дождя, но и намека на него. Вода в реке за ночь заметно спала. Сегодня нужно попытаться пробиться ниже. Невольно при взгляде на реку приходит мысль о преждевременности стапеля. Выход в 11.20. После протаскивания и проводки судов через обмелевшие шиверы и перекаты подходим к началу шиверы "Черепашья". Нашему взору предстает каменный трендец, пробиться сквозь который на груженых катамаранах не представляется возможным. Поэтому разгружаем катамараны и обносим их до нашей прошлогодней стоянки в окончании шиверы "Черепашьей". Дальше все та же безрадостная картина. Мда… А если учесть, что ниже расположена шивера "Длинная", где река значительно сбрасывает высоту, то становиться понятным наше общее настроение. Установка лагеря, антистапель и укладка катамаранов опять в рюкзаки. Вечером прошел кратковременный дождь, воде не поднялась. За ночь нужно хорошенько отдохнуть, а завтра постараться дойти до слияния Левого и Правого Дулисмаров. После них, вода, так или иначе, будет. Ужин, отбой.

02.08. Подъем почему-то в 9.30, хотя будильник заводили на 8.00. Кажется, всю ночь шел дождь, но в этом месиве камней подъем воды не ощущается. Продолжение сборов, выход после обеда в 13.10. Нет сильных дождей в верховьях, нет воды, зато есть продолжение пешки и какой пешки! Тропы нет. Идем где-то по проглядываемым частям звериных троп, а в большей степени вдоль реки по камням, переходя иногда немногочисленные ее рукава. До первого притока слева дошли относительно быстро. Дальше организм проявил себя не с лучшей стороны, напомнили о себе старые "болячки". Темп движения резко упал. В середине шиверы "Длинной", судя по следам оставленным во временном промежутке между прохождением первой и второй парой, в нашу немногочисленную команду добавился новый участник – одинокий волк. При подходе к нашему прошлогоднему лагерю (не доходя до стрелки рек Левый и Правый Дулисмар) он переместился и стал нашим замыкающим. На место прибыли в 01.10. Установка лагеря, ужин, устройство ночного костра, отбой. Рано утром, несмотря на пылающий костер, волк довольно близко подходил к палаткам.

03.08. Подъем в 9.00. Облачное утро, но дождя не предвидится. Начинаем второй стапель. Грибов в округе почти нет, ягоды зеленые, вот такое выдалось лето 2003 года. Получается, что по воле природы погода "выдавливает" нас на прохождение р.Дулисмар и, по-видимому, на р.Наледная. К вечеру зарядил мелкий дождик. Над нами пересекаются два фронта. Один катамаран уже готов, второй еще в работе. Ужин под усиливающимся дождем, отбой в 22.30.

04.08. Всю ночь шел дождь. Утром (8.30), выглянув из палатки, мы не узнали нашей спокойной реки. Вода в ней значительно подскочила залив все камни, мутный поток с шумом проносится перед нами. Знать бы это заранее, могли бы избежать продолжение пешеходной части. Но кто же знал… Завтрак, выход в 11.00. От нашего лагеря река, представляющая собой единую шиверу, проходит метров 60 по прямой, далее следует резкий поворот налево. Стволы лиственниц, преграждавшие в прошлом году наш путь, смыты и сломлены весеннем половодьем. С правого берега в 40 см над потоком торчат обрубки стволов. У левого берега 3-4 метровый свободный проход. Через 700- 800 м долина расширяется, лес отступает, обнажая вид, на широкое устье реки Левый Дулисмар. На слиянии рек видны скальные выходы, возвышающиеся над галечными наносами. До стрелки дошли минут за 10. Она размыта до неузнаваемости. Старые рукава замыты, появились новые. Основной поток идет теперь справа, на выходе из которого мы пристали для осмотра и съемки порога "Ворота". Расход Левого Дулисмара 7-8 м3/сек, Правого Дулисмара 3-5 м3/сек.

Порог №16. "Ворота". Ориентир: в 30 м ниже стрелки рек. Река, зажатая с двух сторон скальными выходами, падает 1,6- 1,7 м косым сливом с подводной плиты. Навал на скалу левого берега. Следует мощная бочка. К2-2 прошел препятствие первым минуя центр бочки справа, встав на страховку и съемку после порога, у скалы правого берега. К2-1 прошел по основной струе. Осмотр порога удобнее производить с правого берега. С воды порог не просматривается. Категория сложности 3В.

После этого река собирается в единое русло и несется, изгибаясь в высоких берегах. На поворотах навальный берег в большинстве своем скальный. Начинается цепь шивер 2-3 категорий сложности. Проход по основной струе с ходу. Страховка попеременно с воды катамаранами. В русле и по берегам добавилось смытых и подмытых стволов лиственниц, делающих сплав более напряженным. Скорость течения 15- 17 км/ч, в шиверах до 20- 25 км/ч, ширина реки 40 м, уклон 15-18 м/км. Цепь шивер заканчивается, не доходя до впадения слева р. Делочи-Икэн. Уклон увеличивается до 20м/км. Слева поочередно следуют два левых притока. После чего река упирается в 30 м скалу левого берега и поворачивает направо. Начинается скальный каньон.

Каньон №3. Препятствие№ 17к, шивера "Скальная". Ориентир: впадение слева р. Делочи-Икэн, после второго притока слева, высокая скала левого берега. Представляет собой свал воды центральной струи влево через гряду обливников, с последующим навалом на острые кромки скалы без отбоя. На выходе сбойка 1,2- 1,4 м, огромные поганки. Категория сложности 3А. Осмотр удобнее производить по правому берегу. Первым прошел препятствие К2-1, встав на страховку справа на галечной отмели после шиверы. Следует быть аккуратными, так как на самом окончании скалы в пене стоит скальный зуб, не видимый с берега. Вторым без происшествий прошел К2-2. Река поворачивает налево. Дальше в каньоне препятствий, кроме очередного каменного трендеца, нет. Но его мы прошли на редкость быстро и без особого напряжения. Длина этого участка около 1,5 км, ширина 250- 300 м. По обоим берегам мощные остатки наледи, не успевшей растаять до августа месяца. В середине русла ледокольным носом возвышается голубой с бело-зелеными прожилками лед. Струя воды с шумом разрезается о его острые кромки на два рукава. Основной поток идет слева. При прохождении этого участка нужный рукав определяется на месте, исходя из наличия воды в реке. Постепенно долина реки начинает сужаться, рукава сливаются в единое русло, скальные берега выполаживаются, каньон заканчивается. Скорость течения возрастает. Справа виден высокий мыс берега, за который с шумом уходит река. Начинается разгонная шивера. В этом месте необходимо остановиться на правом берегу для осмотра порога.

Сразу за мысом, по правому берегу, приток. Небольшая шустрая речка, с шумом стекающая по ступенеобразному руслу. На ней в 800 м от впадения находится водопад, срывающийся с 14- 15 м в каменную чашу у подножья.

Порог №18 "Входной". Ориентир: заметное сужение русла после разбоев каньона, высокий лесистый мыс правого берега. Впадение справа притока. С середины галечного острова расположенного перед мысом начинается 120 метровая разгонная шивера, приводящая непосредственно к порогу. Порог представляет собой 1 м слив с подводной плиты. Поток зажат с двух сторон семиметровыми скальными выходами. На выходе бочка и навал струи в скальные карманы левого берега, с последующей сильной сбойкой струй. Общая протяженность препятствия 180 м, скорость течения 15- 20 км/ч, расход ориентировочно 35 м3/сек. Категория сложности 4А. Осмотр возможен как по правому берегу, так и по левому. При значительном подъеме воды, особенно в притоке, лучше по левому.

Первым прошел К2-1, встав на страховку с правого берега после последнего, большого камня в русле реки. При прохождении необходимо прижаться как можно ближе к гряде камней в русле у правого берега, чтобы не быть затянутым в один из трех скальных карманов левого берега. Следом без происшествий порог был пройден и К2-2. Следует 150 м участок быстротока, приводящий к очередному порогу.

Порог №19. Ориентир: в 150 м от окончания порога №18. Представляет собой три последовательных слива с каменных плит через всю реку. На первой гряде слив у правого берега, на второй у левого. Третий пологий слив высотой 0,8 м и после него сбойка струй. Категория сложности 2В. Проход по основной струе сходу. Следует очередной 180 м участок быстротока.

Порог №20. Ориентир: в 180 м от окончания порога №19. Представляет собой ступенчатый слив в скальном сужении. Общая длина порога 45- 50 м, общий перепад 3 м, скорость течения 15- 20 км/ч, ширина струи 12- 15 м, на выходе сбойка 1 м. Проход сходу по основной струе. Сначала К2-1, затем К2-2. Страховка с воды катамараном. Категория сложности 3А. Следующий 80 метровый участок быстротока приводит к очередному препятствию. Река плавно поворачивает налево.

Порог №21. Ориентир: в 80 м от окончания порога №20. Представляет собой 1 м слив с подводной плиты, с последующим мощным перемешиванием струй. Глубина большая. На выходе сбойка струй. Общая длина порога 35- 40 м. Проход сходу по основной струе. Сначала К2-2, затем К2-1. Страховка с воды катамараном. Категория сложности 2В. Река плавно поворачивает направо. Начинается разгонная шивера следующего препятствия.

Порог №22. Ориентир: в 140 м от окончания порога №21. На середине правого поворота реки начинается разгонная шивера. Ширина реки в этом месте около 100 м. Струя перед порогом разбивается на два рукава, соединяясь воедино непосредственно перед порогом. Представляет собой 1- 1,2 м сливы между хаотично расположенными каменными глыбами в русле. Слева у берега, на выходе из порога, расположен троллейбус (огромный скальный обломок) видимый издали. На первых двух каменных глыбах водяная подушка. Проход возможен как с права от центральной группы камней, так и слева. При заходе справа необходимо уйти от навала первые два камня центральной группы и попасть в ворота после четвертого камня уйти левее. При заходе слева, на выходе, уйти от значительного навала на троллейбус. Длина порога 40 м, перепад около 5м. На выходе сбойка 1,2- 1,3 м. К2-1, пройдя порог слева, встал справа на страховку. Вслед за ним также прошел К2-2. Разведку порога удобнее производить с правого берега. Категория сложности 4А. По сути, после окончания порога №22 начинается сам выходной каньон. Через 200 м быстротока следует плавный левый поворот реки. Справа впадение ручья, каскадом вливающегося в реку. Есть небольшое ровное место для организации лагеря.

Внимание! Необходимо здесь остановиться для осмотра каньона "Десантный" и обноса вещей, если решите идти без них. Категория сложности каньона в маловодное лето 2003 года оценивается нами 5А категорией сложности. От ручья идут хорошо набитые тропы. Нижняя тропа, идущая по краю скал и верхняя, направлением к долине р. Ягтали. При осмотре каньона необходимо соблюдать осторожность, так как местами кромки скал отходят от основного массива берега, образуя причудливые наклоненные столбы. Заход на них связан с риском для жизни. Установка лагеря, разведка каньона, ужин, отбой в 22.30.

05.08. Подъем в 8.00, завтрак, выход в 11.00. Вещи, как и в прошлом году, решено обнести до начала порога "Островной". На катамаране К2-1 остался только рюкзак Офицерова из-за болезни спины. Воды в каньоне, по сравнению с прошлым годом, на 0,3- 0,4 м меньше, кое-где в русле у берегов обнажились камни, добавилось неприятных бочек. Много времени отняла организация страховки в двух ключевых участках каньона.

Каньон №4. Каскад порогов №23к. Ориентир: oкончание порога №22, приток ручья справа в начале поворота реки налево. Прохождение препятствий, по нашей воде, возможно лишь связками. После ручья уклон резко возрастает до 25 м/км, следует плавный левый поворот и начинается каскад порогов, разделенных между собой короткими участками быстротока. Мощный поток, сливы 1- 1,2 м, высокие обливники, бочки. Река поворачивает в скальном коридоре направо. Через 55- 60 м следует резкий левый поворот. Общая протяженность препятствия 250 м. Категория сложности участка 5А.

Порог №24к. Ориентир: после окончания каскада порогов №23к, на выходе из резкого левого поворота реки. Русло сужается с 45- 50 м до 6- 7 м, образуя скальный коридор. Расход порядка 35-40 м3/сек. Навал в карман правого берега непосредственно перед сливом. Следует мощный 1,8 м слив с последующей косой бочкой и боем в скалы левого берега. После слива вода находится в кипящем состоянии. На выходе мощная сбойка струй. Длина препятствия около 30 м. Категория сложности 5А.

Первым пошел К2-1. Место страховки определенное нами в прошлом году было задействовано нами и в этом – ровная скальная полка правого берега сразу после препятствия с относительно удобным спуском к воде. Здесь установили страховку с берега морковкой после окончания сбойки. К2-1, пройдя каскад порогов №23к, прижавшись к левому берегу разогнавшись прошел порог №24к и встал на страховку между скальных выступов правого берега. К2-2 успешно пройдя каскад №23к, перед порогом, взяв немного левее, №24к был развернут в улове и прошел препятствие кормой вперед.

Несмотря на меньшую в этом году воду, месит в каньоне не по-детски. Быстроток в скальном коридоре шириной около 8 м через 80 м приводит к порогу №25к. Уклон после слива 15-20 м/км.

Порог №25к. Ориентир: в 80 м от окончания порога №24к. Порог расположен на плавном повороте реки налево. Представляет собой ряд последовательно расположенных метровых сливов со скальных плит. На выходе валы 1,5 м. Длина препятствия 50 м. Категория сложности 4А.

Каскад порогов №26к. Ориентир: в 30 м после окончания порога №25к, на исходе плавного поворота направо. Перед началом каскада в нашу воду слева образовался небольшой уловок, в который можно было втиснуть катамаран двойку. Уклон резко взрастает до 35 м/км. Ширина 25- 30 м. На протяжении 45- 50 м следует каскад порогов. На всем протяжении участка сливы 1,2- 1,3 м, валы, бочки. Сглаженные поверхности прибрежных скал уступают место крупно-скальным отвалам. Чалка невозможна. Страховка на этом участке сильно затруднена. Подходу к реке, со стороны берега, мешают возвышающиеся на 25, а чуть ниже и на 35- 40 м отвесные скалы. Скорость потока 25- 30 км/ч. Каскад заканчивается поворотом реки налево к порогу №27к.

Порог №27к "ДМБ". Ориентир: окончание каскада порогов №26к, поворот реки налево. На левом повороте сильный навал на скалу правого берега. Резкое сужение русла до 6- 7 м между скал обоих берегов, косой 2 м слив с подводной плиты. На выходе мощная бочка с последующей сильной сбойкой струй. После порога вода, находящаяся в кипящем состоянии, постепенно успокаиваясь быстротоком через 40 м уходит в порог №28к. Страховка с берега возможна только с правого берега с небольшой ровной площадки, но мало эффективна. Этому отчасти способствуют высокие - до 35- 40 м скал с обоих сторон и резко обрывающаяся сама полка, спуск на которую возможен лишь по узкому языку крупнокаменной сыпухи правого берега. Общее падение на участке двух последних препятствий не меньше 7- 8 м. Категория сложности участка каскада порогов №26к и порога №27к оценивается нами 5А к.с.

К2-1, пройдя препятствия №26к зашел вдоль левого берега в препятствие №27к и встал на страховку в 30 м после слива, с большим трудом зацепившись за скалу левого берега. Как таковых уловов здесь нет даже в эту воду. К2-2 прошел идентично первому и продолжил движение до начала порога "Островной"

Порог №28к. Ориентир: в 60м от окончания порога №27к. Начинается 20 м разгонной шиверой, плавно переходящей в порог. В русле хаотично разбросаны отколовшиеся обломки скал. Между ними сливы 0,8- 1,2 м. Аварийная чалка возможна лишь по окончании препятствия. Перед поворотом реки налево скалы левого берега понижаются, русло немного расширяется. Категория сложности 5А.

Проход по основной струе. Страховка попеременно с воды катамаранами. Перед началом порога "Островной" погрузили вещи. Теперь нам предстоит, пройдя порог №29к перечалиться к левому берегу до первого водопада. Теперь этот берег будет для нас рабочим, справа отвесные, а кое-где и с отрицательным углом, скалы.

Порог №29к "Островной". Ориентир: начинается разгонной шиверой сразу же после окончания порога №28к, видно начало левого поворота реки. В самом начале порога русло делится намывным галечным островом на два потока вдоль берегов. В начале острова нагромождение крупных осколков скал. Правый облизывает сначала крупнокаменную сыпуху, затем шероховатые округлые каменные языки темно-коричневых скал и ступенями 0,4 м ниспадает к началу разгонной шиверы "Последнее прости". Ширина потока 6 м. На скалах и каменных пластах русла изобилие выходов агата. Левый поток идет с навалом на скалы левого берега, его ширина 10 м. В начале следует пологий 1- 1,2 м слив, далее вода идет сквозь нагромождение обливников и камней в русле, каскад бочек, сливов и валов завершает порог. Осмотр порога с высокого правого берега. Категория сложности правого потока 2В, левого 4А

Загрузившись вещами первым прошел порог левым рукавом катамаран К2-1 и встал на страховку у начала песчаной косы слева. К2-2 без пришествий прошел следом. В этом месте в прошлом году мы разбили лагерь. Сейчас же мы решили после обеда продолжить движение и дойти до стрелки рек Дулисмар и Ягтали.

Шивера №30к "Последнее прости". Ориентир: окончание порога №29к "Островной", поворот реки направо, темно-песочного цвета высокие скалы левого берега, с крупно-каменной сыпухой у воды. Шивера начинается в 20 м после окончания порога №29к. Расположена она на правом повороте реки. Возрастает уклон. Основная струя идет по центру, разбиваясь надвое скальным выходом непосредственно перед водопадом. Проходить шиверу нужно прижимаясь к левому берегу, однако, несмотря на кажущуюся простоту данного маневра, здесь подстерегают некоторые трудности. Левый поток в наше время маловоден и в районе скального выхода стремится к центру. Скорость потока около 15 км/ч. В 10- 15 м от среза водопада у левого берега расположено улово, исчезающее при подъеме воды. Возможность прохождения и его целесообразность определяется на месте, исходя из уровня воды и опытности экипажа. Осмотр шиверы целесообразно производить вдоль уреза воды левого берега. Категория сложности 3А. Первым прошел К2-1, за ним К2-2. Дальше нам предстоит обнос первого водопада и части каньона до окончания порога "Водопадный" из-за трудности спуска судов и экипажей непосредственно за первым водопадом и невозможности прохода порога.

Препятствие №31к. Первый водопад - "Агатовый" Ориентир: окончание темно-песочных высоких скал левого берега, с крупно-каменной сыпухой у воды; поворот реки направо; окончание шиверы №30к "Последнее прости". Представляет собой ярко выраженный 8- 9 м уступ поперек всей реки. Чистый водопадный слив. У правого берега существует угловой двухступенчатый слив (2 м пологий со сбойкой на выходе, поворот на 90° и 6- 7 м водопадный). Однако, 2/3 воды с уступа попадает на срез основной части водопада в огромный пенный котел через всю реку. Динамика воды в нем не ясна. Обнос водопада очень удобен. Необходимо с судами пройти около 150 м по скальной полке и спустить их к воде при первой возможности за (в нашем случае) порогом №32к "Водопадный".

Порог №32к "Водопадный". Ориентир: 150 м от уреза первого водопада. В этом месте река, разделенная плоской скалой, образует два потока. Правый двухступенчатый, водопадный 2,5 м слив. Вода с последней ступени падает на обнажившуюся гряду крупных камней. Самый крупный из них расположен справа, теперь понятно, во что уперлась четверка в прошлом году. Длина препятствия 17- 20 м, ширина 6- 7 м. Сейчас сюда уходит 90% массы воды. После препятствия, в большей степени, вода стремится к левому берегу. Левый представляет собой ступенчатый слив с плиты. Вода здесь, стекая мелкими ручейками, образует призрачные гирлянды разноцветных капель. После слива большое улово. За часа полтора закончили обнос судов и вещей, фото и видео съемку и тронулись в путь.

Шивера №33к. Ориентир: в 160 м от окончания порога №32к "Водопадный". Ширина реки в этом месте 60м. В русле много полуобливных и обливных мелких камней. Проход сходу по основной струе. Категория сложности 2А. 200 м быстротока приводят к порогу.

Порог №34к. Ориентир: через 200 м после окончания шиверы №33к. Русло в этом месте делится намывным галечным островом на два рукава. В левом рукаве ряд 0,3 м косых сливов и множество камней в русле. Проход труден. Правый представляет собой два последовательно расположенных 0,4 м зигзагообразных слива с подводной плиты. Правый берег имеет вид дуги и тенденцию к сужению. Левый прямой, с галечным выносом у берега. При повышении воды здесь, по-видимому, шивера. Справа после первого слива бочка. Длина препятствия 20м, общий перепад 2,2- 2,5 м. Проход справа по основной струе. Категория сложности 2В.

Дальше на реке мелкие пороги и шиверы, требующие внимания из-за возможности наезда на обливник. Каньон продолжается, ширина его увеличивается до 100- 120 м. После пологого левого поворота следует резкий правый. Здесь необходимо быть очень внимательным. После этого река делится галечным островом на два рукава, основной левый. Здесь река подготовила нам сюрприз, намыв за год бурный с крутым падением перекат. Следом начинается разгонная шивера перед большим водопадом р. Дулисмар.

Шивера №35к. Ориентир: резкий правый поворот реки после длинного, относительно прямого участка каньона. Начинается сразу после бурного, крутого переката. Основная струя несётся под левым берегом в лоткообразном русле. Сильная сбойка, бочки. Река плавно поворачивает налево. Следует ряд косых бочек. Категория сложности 3А. Пройдена сходу тандемом, страховка с воды катамараном. Пристали на резком левом повороте реки, у начала пластов скал нисходящих от берега. Осмотревшись, прошли еще 30 метров по страховку с правого берега морковкой. Разгрузили суда и перенесли все в место нашей сегодняшней стоянки, расположенной в 280- 300 м от конца левого поворота реки, на высоком правом берегу.

Препятствие №36к. Большой водопад р. Дулисмар. Ориентир: окончание шиверы №35к, поворот реки налево. За шиверой следует 40 м быстротока, после которого река обрывается величественным 25 м многокаскадным водопадом. На срезе водопада струя делится скальным выходом на две части. Основной поток идет под левым берегом, где срывается с 18 м уступа на скальную плиту, разлетаясь мириадами водяных брызг. Переливаясь через громадный обломок в русле, теряет еще 7 м.

Правый поток, в наше время маловодный, каскадом водопадных сливов скатывается в каньон. После водопада вода находится в кипящем состоянии. Через 70 м быстротока в коридоре из 15 м базальтовых скал - стрелка рек Дулисмара и Ягтали, тоже низвергающей свои воды 15 м водопадом в нескольких десятках метров выше стрелки.

На месте прошлогодней стоянки почти ничего не изменилось, правда, добавилось мусора после демонтажа палатки кинооператоров. Какое-то время понадобилось нам для приведения территории в надлежащее состояние. Установка лагеря, ужин, ночная рыбалка, отбой в 2.30.

06.08. Подъем. Завтрак в 12.00. Дневка. Заготовка рыбы, постирушка и ремонт одежды. К 16 часам с севера пришли тучи с дождем. Похолодало. Облака стелятся по долинам рек Дулисмара и Ягтали. Сергей Логин отрывается на рыбалке (или – не отрывается от рыбалки?). Рыба клюет с завидным постоянством Один заброс блесны – одна рыба поймана.. Он вытаскивает их, как клецки из супа. Ловить на два спиннинга смысла нет, не успеваем чистить и эту. Сделали целый кан сoгудая и столько же замариновали. Все чаще напоминает о себе спина, нужна срочно баня. Праздничный ужин, блины со сгущенкой. Отбой в 1.30.

07.08. Подъем в 8.30, завтрак, выход в 11.00. Пасмурно, сыро и очень холодно. Облака просто стелятся по долинам рек. В такую погоду хорошо сидеть у костра, но нужно двигаться дальше. Можно спокойно ходить без накомарников, вся "малая авиация" куда-то попряталась. Сразу после водопада справа улов, из которого можно попробовать дойти до слияния с Ягтали. Однако перед самой стрелкой рек сильный бой с неприятнейшим уловом-карманом в бом правого берега. Рисковать не стали, отнести суда в следующий, улов со спокойным выходом уже непосредственно в реку Ягтали. Дальше мы пойдем по ней. В непосредственной близости от места нашего старта струя бьет сначала в левую, а затем в правую скалу. После этого река успокаивается, но не надолго. Следуют ряд порогов в продолжающемся каньоне, проходимых сходу. На поворотах необходимо держаться подальше от навальных скальных берегов. Категория сложности этого участка 2А.

По окончании справа высоты 1208, впадение р. Нерал. Начинается участок перекатов и слабых шивер. Сильный ветер в лицо, его порывы иной раз просто останавливают катамараны. С трудом нашли кое-как защищенное от него место для обеда в 1 км ниже слияния. Река плавно поворачивает налево, долина реки расширяется, ветер усиливается. Приходится прятаться по возможности от него под берегами. Дошли до слияния с р.Курейкой. Это холодное лето отразилось и на ней, расход ее порядка 160м3/сек. Цвет воды заметно изменился, приобретя бурый оттенок. Направление ветра снова изменилось, теперь он дует со ската правой горы с такой силой, что возможно идти лишь у самой кромки правого берега. Один раз мы не удержались в этом единственно возможном для нас коридоре, за что сразу и поплатились. За несколько секунд наши суда были буквально припечатаны к противоположному берегу. Порядком намучившись, встали на ночевку на правом берегу в исходе р. Курейки в оз. Дюпкун напротив последнего притока реки слева. Время 21.30, установка лагеря, ужин, отбой в 23.00.

08.08. Подъем в 9.00, завтрак, выход в 11.00. Пасмурно, периодически начинает идти мелкий дождь. Могучий ветер гнет верхушки стволов деревьев как спички. Нас пока это не трогает, мы идем в лабиринте рукавов р.Курейки перед входом ее в оз. Дюпкун. Чем ближе подходим к простору озера, тем берега становятся положе, уступая место водному простору. Тут мы в полной мере ощутили силу встречного шквалистого ветра. Зажатое с обоих берегов высокими горами, оно образовало как бы трубу, плавно поворачивающую налево. По нему нам предстоит пройти значительную его часть. Поэтому решено идти под левым берегом, к тому же пока есть возможность скрываться от ветра за небольшими мысами. Облизывая берега, продвигаемся от шквала до шквала с большим трудом. Низкая облачность. Вскоре стало можно определить разрывы между фронтами, солнца по-прежнему нет. Вдалеке, вроде бы слышали шум лодочного мотора. Очень холодно. После прохождения очередного фронта нашему взору открылась сказочная картина, вершины окрестных гор белым покрывалом накрыл снег. Кажется, что мы находимся не в Путоранах, а входим зимой в Норвежский фиорд. На очередном мысу обнаружили свежие следы людей. Где-то в этих местах есть кордон заповедника. Там, наверное, есть баня. Скорей бы уж.

На рубеже 1-ой Гагарьей пришлось перейти к ее устью, чтобы, спрятавшись за гору, получить возможность дальнейшего продвижения. Время 21.30. Чувствуется приближение осени, вечерами уже начинает смеркаться. Увлекшись ориентированием и определением места впадения р. 2-ой Гагарьей чуть не проскочили кордон заповедника, расположенный на левом берегу в междуречье 1 и 2 Гагарьей. Циркообразный распадок левого берега виден уже с уровня 1-ой Гагарьей. Когда мы заметили сизую змейку дыма, думали, что нам показалось. На кордоне находился егерь Володя Кожемякин и его жена. Здесь же расположилась группа из Минска, пришедшая сюда несколькими часами раньше. Володя оказался на редкость радушным и гостеприимным хозяином. Разместили нас в единственно оказавшимся свободном сарае - мастерской. А потом, несмотря на поздний час, была баня, да такая, что о-го-го. Тут уж я прогрел спину и вроде бы отпустило. Ужин с хозяйской тушёнкой и сгущенкой. Такое впечатление, что попал в рай. За разговорами время пролетело быстро, вот уже и утро. Меня с Сергем Логиным определили на ночевку в теплую баню, где проспали мы как убитые до обеда.

09.08. Подъем в 11.10, завтрак. Сегодня по предварительной договоренности мы помогаем Володе в заготовке дров на зиму. Всех здоровых мужиков забрали на распилку бревен, меня, как "легко раненного", оставили на подсобных работах и заготовке хвороста. В процессе работы у меня появился шанс более детально осмотреть хозяйство.

Владимир Кожемякин на вид очень крепкий физически и вдумчивый хозяин. Сам построил эту базу. Здесь есть три дома, баня, мастерская, летний хозблок и несколько теплиц, в которых он, выращивает к своему столу практически всю зелень и овощи. Здесь растет свекла, перец, огурцы, картошка, арбузы, помидоры и еще много, много чего. А качанная капуста просто поражает воображение своими размерами. Сейчас у его жены страдная пора заготовок на зиму. Кордон этот постоянно действующий. На это стоит обратить внимание туристов лыжников.

В 17.00 совместный обед с настоящим борщем из свежих овощей и со свежим, только что из печи хлебом. Если в Путоранах и есть рай, то он находится  здесь!

Из разговоров с егерем прояснили интересующую нас информацию. На реке Курейка первая всесезонная база охотников находится на слиянии с р.Энде. Есть они и ниже. На оз. Хантайское, кроме базы лесника, расположена недостроенная база отдыха Газпрома у впадения р. Кутарамакан на правом берегу. Вечером повторная баня, чувствую я себя значительно лучше, что отрадно, скоро снова в путь. Отбой в 23.30.

10.08. Утром в 11.00 ушли минчане. Володя отбуксирует их к перевалу на р.Наледная. Нас обещал либо сегодня к вечеру, если позволит погода, либо завтра с утра. От берега озера до р. Наледной по разным оценкам от 7 до 12 км. Это примерно день хода. По нашим оценкам идти в это лето на более длинные реки (Горбиачин и Кулюмбе) чем р. Наледная ни к чему хорошему не приведет. Вода в озере ежесуточно падает по уровню на 10- 15 см. Холодно, хороших дождей нет, снежников после бурной и жаркой весны осталось мало. Володя приехал очень уставший после обеда и сообщил, что в районе 2-ой Гагарьей шторм. Мы догадывались об этом и без него. Во второй половине дня в районе базы поднялся ветер и нешуточные волны. Остаемся у него до завтрашнего утра. К вечеру, несмотря на ветер, волнение пошло на убыль и мы размялись, съездив с ним на рыбалку за гольцом в устье 1-ой Гагарьей. Итог: по хвосту на нос. Негусто, но к ужину все же добавок. На ночлег перебрались в освободившейся гостевой дом. Отбой в 23.00.

11.08. Подъем в 6.00, завтрак. Погода на загляденье, солнечно, лишь легкие облака бредут по небу. Выход в 7.30. За 1,5 часа Володя дотянул нас до начала подъема на перевал. Разборка, просушка катамаранов, обед, и вот мы начинаем движение в последнем пешем переходе. Где-то здесь шли минчане. Сначала мы придерживались их следов, затем они зачем-то стали забирать левее, намереваясь, по-видимому, перейти на другой берег ручья, стекающего с перевала. Мы же продолжили движение по этому борту и не ошиблись, найдя в скором хорошую звериную тропу. Она, правда, теряется иногда на заболоченных участках, но явственно видна после них. Перевал здесь пологий, в совокупе необходимо набрать порядка 120- 150 метров. При подходе непосредственно к перевальному седлу тропа разветвляется. Одна ветвь уходит в сильно подтопленный склон, так и лоснящийся на солнце переливами ручьев и луж. Другая резко забирает по склону вправо, идет со значительным набором высоты. Время 21.00. Не хотелось бы булькать с рюкзаком по болоту, а тем более изображать на последок горного козла. Нужна детальная разведка дальнейшего пути. Тем более, что белые ночи уже кончились. Установка лагеря, ужин, разведка налегке, отбой в 23.00.

12.08. Подъем в 9.00, завтрак. Выход в 11.00. Вчерашняя разведка показала наличие еще одного направления тропы, не замеченного нами ранее. От места нашего лагеря она забирает левее, обходя болотистый участок ближе к ручью. Здесь сухо, но тропа видна слабо. Идем по борту перевального седла слева (по ходу). С права открывается вид на озерную гладь. Может быть, вчера в потемках мы приняли его за болото? Траверсируем склон и в конце концов упираемся в заросли долины ручья водораздела р. Наледной. Как показало дальнейшее передвижение по ним, это даже не заросли, а что-то сродни тропическому лесу. Судя по наличию звериных троп, здесь звери должны просто кишить. Поэтому в рекомендациях идущим за нами, хочется отметить, ни в коем случае не пробовать пересекать эти джунгли, а просто сваливаться к реке, оставляя их слева. В течении 2,5 часов где-то на карачках, где-то ползком, эта полоса препятствий была нами пройдена. После нее по ягельным буграм до реки 20 минут хода. Время 15.20. Начало стапеля, обед, выход в 21.00. Река в месте начала сплава имеет ширину 8- 10 м, уклон, 3-5 м/км и расход 5-6 м3/сек. Этим, в частности и обусловлены наши быстрые сборы и вечерний выход. В 30 м ниже по течению река разбивается островом, поросшим кустарником на две протоки. Основная струя идет слева с навалом на левый берег. Берега ступенеобразные, но не высокие. Глубокие плесы сменяются мелкими перекатами, в которых довольно трудно найти правильный путь передвижения. Постепенно река входит в участок откровенных наледных полян. Ориентиром начала этого участка может служить видное издали скальное сужение, оказывающееся на деле несколькими скалами-останцами с левого берега. Здесь уже не избежать кое-где проводки. Берега в основном кочкообразные, болотистые. Упершись очередной раз в каменное месиво, мы с трудом нашли место для ночевки. Категория сложности данного участка 1А. Впереди отчетливо виден поворот реки к правому борту долины и постепенное повышение берегов. Где-то здесь должен быть водопад. Время 01.15. Под ногами уже ничего не видно. Ужин, отбой в 4.00.

13.08. Подъем в 9.00, завтрак, выход в 11.00. Нужно спешить, дождей нет и не предвидится. От места нашего лагеря обнесли вещи до начала поворота реки направо и появление нормального, чистого от груд камней русла. По расстоянию порядка 350- 400 м. Дальше река течет вдоль левого борта долины. Плесы сменяются перекатами и мелкими шиверами. Редкие в эту пору ручьи, хоть немного, но все же добавляют воду в реке. Левый берег заметно поднимается и в 14.50 мы подходим к водопаду.

Препятствие №1. 1-ый Водопад. Ориентир: поворот реки налево, правобережная скала. После навала на правобережную скалу следует бурный перекат и поворот реки налево. Далее идет 30 м быстроток в лоткообразном русле, после чего вода срывается в водопад. Несмотря на небольшую высоту, он поражает своим изяществом и грациозностью. Вода срывается с 6 м каменного уступа в базальтовую чашу. Его серые столбы диковинным орнаментом обрамляли зеленую беснующуюся в западне воду. Она, то уходила водоворотом в карман под левым берегом, то вспучивалась сказочным грибом несколько ниже, на выходе. Осмотрев это препятствие, раньше мы подумывали о прыжке с него, пришли к выводу, что непонятные последствия не стоят 2-3 интересных кадров. Обнос легко производится по левому берегу. Для этого необходимо после правобережной скалы и поворота реки направо сразу же пристать с левого берега для разгрузки вещей и обноса. Длина обноса 50 м, спуск судов в окончание чаши водопада, по ноздреватым плитам базальта. Здесь же устроили обед. Выход в 16.00. После окончания чаши водопада идет 20 м быстроток и поворот реки налево. Через 15 м небольшой порожек.

Препятствие №2. Порог "Межводопадный". Ориентир: в 35 м от окончания чаши 1-го водопада. Представляет собой ступенчатый 0,6м слив с подводной плиты, разделенный надвое камнем в русле. Основная струя идет левым рукавом. Категория сложности 2А. Расход на срезе порога 7-8 м3/сек, ширина реки 10 м.

Следует плесовый участок и поворот реки направо. Струя вновь делится на два рукава. Здесь следует пристать слева, для осмотра и возможного обноса 2-го водопада.

Препятствие №3. 2-ой Водопад. Ориентир: в 40 м от окончания порога "Межводопадный". Представляет из себя щелевидные ступенеобразные сливы в левом и правом рукавах, разделенные между собой базальтовым островом. В большую воду он затапливается, в результате чего образуется единый слив. В нашу воду в обоих рукавах негабарит, Катамараны обнесли не разгружая, по ноздреватым плитам левого берега. Длина обноса 16 м. Вслед за водопадом следует 300 м разбой, скальные берега сужаются, начинается каньон р. Наледной.

Препятствие №4. Каньон р. Наледной; каскад порогов. Ориентир: в 300 м после 2-го водопада. На этом участке река значительно сбрасывает высоту. Следует правый поворот, навал на разрушающиеся скалы левого берега. В русле, особенно около берега, много острых камней. В наше время чувствуется недостаток воды. Препятствия следуют с завидной периодичностью через 50- 60 м. Все они похожи друг на друга, различие только в направлениях поворотов реки и соответственно в различных навалах на скалы берегов. Категория сложности препятствий 2А-2В. Уклон реки возрастает до 7-8 м/км. Прибрежные скалы возрастают и имеют причудливые формы. Река неспешно поворачивает налево. В этом месте увидели интересное образование. Река течет здесь по лотку, расположенному на 2,5- 3 м выше основного русла. Далее следуют несколько подряд расположенных порогов и навалов на скалы и виден поворот реки направо. Здесь следует быть по внимательней.

Препятствие №5. Порог "Зуб". Ориентир: возрастание прибрежных скал причудливых форм, поворот реки направо, после относительно прямого участка. На правом повороте вся река с навалом сваливает под левобережную скалу. В центре русла расположен 1 м каменный зуб, больше похожий на клык. Струя с силой наваливает на него, разрезаясь на два потока. Между берегом и зубом существует реальный 1,8 м проход. Только, только под катамаран двойку. Оба катамарана попытались пройти в это угольное ушко. В результате у К2-2 разрублена правая продолина, у К2-1 одно весло приняло г-образную форму. После зуба в 1,5 м следует 0,5 м ступенчатый слив через всю реку. Сразу после порога струя с силой почти перпендикулярно бьет в скалу правого берега. В этом месте в скале, в метре от уреза воды расположен глубокий грот. Проход сходу по основной струе. Категория сложности 2С.

Река поворачивает налево, скальные берега ненадолго расходятся, следует относительно прямой 300 м участок шивер и перекатов. После которого река резко поворачивает направо, разделяясь намывным галечным островом на два рукава. На повороте слева впадение ручья. Основная струя идет под скалой левого берега, с силой на нее наваливая. Где-то в этом месте экипаж К2-1 не заметил острого камня в русле. Результат – 1,5 м разрез внешней оболочки. Приходится вставать на ремонт и ночевку. Ширина 10- 12 м, уклон, 5-7 м/км и расход 8-10 м3/сек. Время 18.10. Место для стоянки поганое, с трудом нашли маленький пятачек под палатки на вершине скалы. Пока шел ремонт обоих катамаранов Сергей Логин наловил гольцов. Что-то засолили, что-то пошло на уху. К 0.40 окончательное завершение ремонта, ужин, отбой в 02.00.

14.08. Подъем в 9.30, завтрак, выход в 11.20. Оказывается, мы чуть-чуть не дошли до окончания каньона, буквально метров 800. На последних метрах каньона расположен порог "Выходной"

Препятствие №6. Порог "Выходной". Ориентир: расширение каньона, поворот реки налево, отвесные скалы уступают место обрывистым берегам. Представляет собой 0,5 м слив с подводной плиты, разделенный на два рукава большим камнем в русле. Проход по правому рукаву, между камнем и обрывистым берегом сходу. При подъеме воды в этом месте будет бочка.

После нескольких поворотов скалы каньона резко понижаются, уступая место низким, поросшим лесом берегам. Пройденный каньон оценен нами в 2В-2С категорию сложности. При подъеме воды категория сложности несомненно возрастет. При этом большой интерес будут представлять прохождение обоих водопадов и второй части каньона начиная, ориентировочно, с порога "Зуб".

Река вновь разбивается на рукава и разливается. Начинается цепь перекатов, шивер и мелей. Проход сходу по основной струе. Постепенно долина реки расширяется, на подболоченных берегах лес уступает место кустарникам. Вскоре и они исчезают. Впереди уже отчетливо просматривается зеркальная гладь озера. Устье р. Наледной мелкое и сильно разветвленное. Основные, более глубокие протоки, в наш год, располагались слева. В начале Хантайского озера на правом берегу старое, разрушенное, нежилое зимовье. По-видимому, люди здесь все же иногда бывают, лежит моторная лодка. Из построек сохранилась изба без окон с двумя печками и относительно новый лабаз. Место порядком загрязненное, но продуваемое со всех сторон. Время 16.00. Остановились на обед и перевязку катамаранов для сплава по озеру. Нашли еще два разреза оболочки катамарана. По-видимому, останемся здесь до утра. Установка лагеря, ужин, ремонт катамаранов, отбой в 22.30.

15.08. Подъем в 8.00, завтрак. Связываем последовательно катамараны для перехода по озеру. Устанавливаем мачту. Надеемся, что не зря, и она нам пригодится. На обед опять красная рыба. Выход в 14.40 при полном штиле. Ровная гладь озера, в которой отражаются горы, на небе ни облачка. Идем вдоль левого берега "штанины" - так местные называют заливы этой части Хантайского озера. Не доходя до левого притока р. Иркинды на берегу виднеется небольшое зимовье. Никого нет, вероятно, используется во время хода рыбы или зимой. Не приставая, проходим дальше. Солнце скатывается по небосводу за гору. Появляется встречный ветер, с каждой минутой нарастает его сила. Кажется, это он убирает светило на ночь, чтобы оно не мешало буйству стихии. Дойдя до следующего левого притока, мы даже и не помышляли уже о дальнейшем продвижении. Время 17.00. Пробовали переждать натиск стихии, безрезультатно. И в 21.00 он дул столь же неистово. Разбиваем лагерь. Ужин, отбой.

16.08. Подъем в 6.00, завтрак, выход в 8.00. Голубая гладь озера расступается перед нашим судном. С каждым гребком по его зеркальной глади приближается заветный для нас левый мыс начала "штанин". За ним великий простор Хантайского озера. Вот что значит отсутствие ветра. Напротив третьего по счету левого притока, на противоположном берегу, очередное зимовье. Отдых сделали у четвертого левого притока. Здесь, как оказалось, неплохо ловится голец. Сегодня нужно постараться дойти до впадения р. Кутарамакан. Надеемся там договориться о буксировке нас до поселка. От мыса взяли курс на видимый мыс правого берега. Справа открылся вид на правую "штанину". Теперь становится понятным, почему горы называются Скалистыми. Раньше они нам такими не казались. Только дошли до правого мыса, поднялся ветер. Совместили ожидание спада ветра с обедом. Выход в 15.00. Пытаемся идти, облизывая изгибы берега. Справа очень крутой склон горы, временами переходящий в отвесные скалы. Солнечные лучи слепят глаза, впереди ничего не видно. Прошли до очередного мыса правого берега. Устойчивый ветер в лицо, темп продвижения минимальный. Солнце ушло за горизонт, ветер начинает стихать, потянуло прохладой. Пора бы подыскивать место на ночевку, а мы никак не можем обогнуть горы Богарыче. И вот когда наши силы уже были на исходе, скалы сменились каменными полками. Мы вышли на берег в надежде изыскать место для ночевки и при разведке берега наткнулись на хозяйство Протасова. Оно расположилось с правого берега устья р. Кутарамакан. Скальные полки остались позади, уступив место ровной прибрежной косе поросшей травой. Протасов Владимир Михайлович исполняет в этих местах роль егеря, лесника и инспектора маломерного флота. Очень приятный и гостеприимный хозяин. Живет на этом месте уже 11 лет. Раньше был промысловиком. База небольшая. Его дом, мастерская, коптильня (она же баня) и хозблок. Так же, как и Владимир Кожемякин выращивает овощи, но в гораздо меньших размерах и более мелкие. В 10 м от берега, в указанном им месте мы разбили свой лагерь. Он угостил нас копченой рыбой и прошлогодней, моченой брусникой. Рассказал, что недостроенная база отдыха Газпрома находится на противоположном берегу устья. Живет там один охранник. Горючего у него нет, обещают подвезти со дня на день. С Тумановым (главой администрации поселка) у него затяжной конфликт, который вылился в серию штрафов за незаконную порубку древесины в 5-километровой природоохранной зоне озера и ловлю рыбы в промышленном объеме без квот. После последнего штрафа в 170 тыс. руб. отношения вконец испортились. На базе Газпрома горючего также нет, как впрочем, и катера. Ужин, отбой.

17.08. Сегодня полудневка, благо погода просто чудесная. Солнечно, отсутствие ветра, очень тепло. Постирушка, купание, загораем. Выход после обеда в 15.00 в направлении р. Эдындэ. Не доходя до ее устья стоит зимовье, где, возможно, есть моторные лодки. Вообще появляется предчувствие, что мы быстрее дойдем своим ходом, нежели будем шарахаться от зимовья к зимовью. В зимовье решили подойти с утра, поэтому встали на ночевку на левом берегу, не доходя 2 км до впадения слева безымянной речки. Время 21.00. Установка лагеря, ужин, Из-за горы, разделяющей "штанины" озера величественно поднялась огромная полная Луна. Отбой.

18.08. Подъем в 6.00, завтрак, выход в 7.45. Идем к рыбакам. На подходе к зимовью встретили моторную лодку с бочкой бензина, идущую в сторону Протасова. На базе обнаружили одного человека, Александра, пред или пенсионного возраста. База представляет собой зимовье и три гостевых дома. Живет он здесь с напарником круглый год. Ловят рыбу для себя, тем и живут. Официального приема рыбы не существует. Сейчас напарник уехал по делам в поселок. А это значит, что нам придется идти до поселка своим ходом. Александр пригласил нас испить с ним чайку, угостил рыбой и печеньем. Мы тоже не остались в долгу, оставив немного клея для ремонта резинотехнических изделий. Делать нечего нужно идти дальше. Берем курс на конец видимого мыса выступающего с левого берега. На озере почти штиль. На противоположном берегу залива слева, после впадения очередной реки, расположено еще одно их зимовье. Александр разрешил им воспользоваться, если сильный ветер не позволит нам идти дальше. К обеду, в 15.00, дошли до мыса напротив полуострова Амбар, представляющего собой высокую песчано-каменную, безлесную косу. Как только приготовили пищу, задул встречный ветер, похоронивший наши радужные планы. Ожидание его окончания затянулись до вечера. Выход в 18.00. Ветер встречный, умеренный. Идем, по возможности скрываясь за мысами. Мы уже заметили, что непосредственно перед закатом ветер усиливается, а сразу после него пропадает. Так произошло и в этот раз. Природа дала нам возможность пройти еще несколько километров перед наступлением ночи. Периодически приходится выходить на берег, чтобы размять затекшие ноги и спины после напряженной гребли. На одной из таких остановок нашли кусты красной смородины с очень крупными ягодами, по размеру, больше похожими на вишню. Место для ночевки нашли на песчаном берегу за впадением небольшой речки от высоты 817. В лес заходить не стали, во избежании встречи с "малой авиацией". Мы стоим в непосредственной близости от судоходного пути, видя, как моторные лодки довольно часто курсируют вдоль противоположного берега по направлению к поселку Хантайское озеро. К нам они интереса не проявляют. Тихий вечер и багряный закат. Установка лагеря, ужин, отбой в 23.00. Ночью, поднявшийся ветер волнами стучал о прибрежный песок, как бы прося нас подняться.

19.08. Подъем в 6.00. На озере волнение, слабый восточный ветер. Есть надежда, что сможем идти под парусом. Завтрак, выход в 8.30. Как ни странно, ветер не изменился. И вот уже наше судно ходко идет под нашим огромным парусом в направлении на дальний выступающий мыс левого берега, расположенный перед устьем р. Хаканча. При подходе к мысу к нам подъехал эвенк на моторной лодке, на берегу виден его чум. Из разговора с ним стало ясно, что у нас появляется возможность уехать сегодня в Снежногорск вместе с грузовой баржей. После окончания мыса следует держать курс вдоль левого берега, сильно к нему не приближаясь. Впереди уже видны постройки и дома поселка, но перед портом, расположенным до его начала, от берега на достаточное расстояние вглубь озера идет песчаная коса. К 13.30 мы подошли к сараю расположенному между портом и поселком. Сразу же начали антистапель, параллельно попытались найти председателя администрации поселка Туманова. Но как оказалось, он за сутки до нашего прибытия улетел по делам в Дудинку, предварительно выдав в поселке аванс за месяц. Замов нет, все в отпусках. Почта работает, но связь односторонняя. Можно отправить телеграмму, но дойдет она тогда, когда через две недели прилетит вертолет. Сейчас в поселке идет полным ходом подготовка к зиме и завоз грузов на зиму. Сегодня в Снежногорк должен идти буксир с баржей. Договорились с капитаном катера "Надым" Иваном Петровичем о нашей переброске. Сходили в магазин, есть практически все продукты. К 18 часам мы были уже с собранными вещами на катере, но, судя по всему, сегодня он выйти уже не сможет. К 22.00 помощник капитана подтвердил наши предположения и назначил выход завтра утром. На ночевку остановились на катере, любезно отданном капитаном в наше распоряжение.

20.08. Выход в 7.00. Облачно, ветер восточный. На озере волнение 1-1,5 балла. Группа отдыхает. На катере можно подогреть воду, сварить суп, выспаться в каюте наконец. После походных условий, это супер-условия. Днем ветер нагнал низкую облачность, зарядил дождь, сопровождавший нас до самого Снежногорска. На подходе к затопленным водохранилищем верхним порогам р.Хантайки расцепили буксир и баржу. Теперь мы ее тащим на буксире, а не идем сцепившись. Водохранилище представляет собой унылую картину. По берегам стоят голые стволы деревьев, много плавающих стволов на фарватере. Несколько раз буксир с трудом уходил от столкновении с ними. К Снежногорску подошли в 20.30. Дождь прекратился. Выгрузились. Туманов, оказавшийся в порту, выделил нам Уазик для перевозки нас в поселок. От него узнали, что гостиница заполнена, но есть возможность поселения в бывшее общежитие МИСИ. Это вполне нас устраивало. Договорились о проживании. Комендант, Тамара Васильевна, выделила для нас комнату с кроватями на 4 человека. В общежитии есть горячая вода, ванная, кухня с телевизором и всего за 20 руб. в сутки с человека. Очень хорошая и спокойная обстановка. Помывка, ужин, отбой.

21.08. Подъем. Романыч ушел по своим делам в милицию. Сходили на почту, отправили телеграммы. Позвонили из общежития в аэропорт. Теперь необходимо туда съездить и взять билеты. В 10.30 от первого дома (около детсада) отходит бесплатный автобус. До аэропорта 8 км грунтовой дороги. Каково же было наше удивление, когда там мы встретили группу из Минска в полном составе. Они нам рассказали про свои мытарства, начиная с поселка Хантайское озеро. Придя туда, договорились с Тумановым о предоставлении им моторных лодок для переезда в Снежногорск и горючего. Моторы по дороге ломались, одна лодка получила пробоину. Весь путь занял у них около полутора суток, да и обошлась эта эпопея не дешево. Одна бочка бензина на 2003 г. стоит 3500, а их потребовалось 3. Да еще оплата владельцам лодок. Получается что-то порядка 16 тыс. Они очень спешили, были билеты на самолет из Норильска на 20-ое. Дальше все пошло один к одному. У самолета, который должен был их доставить в аэропорт Валек, обнаружились неисправности и они зависли. Обещают вылет сегодня вечером. С ними улетает Орловский. В противном случае, все вместе мы сможем вылететь только на следующей неделе. Втроем, остаемся до завтра. Оставшуюся часть дня посвятили осмотру достопримечательностей городка. Жителями его, в большинстве своем, являются бывшие строители расположенной здесь Усть-Хантайской ГЭС. Построили ее 30 лет назад, а начато строительство в мае 1963 года. Она является первенцем гидравлических электростанций на Таймыре – предназначена для энергоснабжения крупнейшего в стране Норильского горно-металургического комбината и прилегающих к нему Дудинского и Игарского промышленных районов. Построена ГЭС у Большого порога на р. Хантайке. Выбор района створа на этом участке обеспечил возведение гидроузла с наименьшими затратами и почти полным использованием стока и падения реки. Сооружение уникальное. Здание ГЭС – подземного типа, сооружено в закрытой скальной выемке со стороны правого берега. Подземная компоновка машинного зала до сих пор является оригинальным техническим решением в строительстве гидроэлектростанций в районах Крайнего севера. В подземном комплексе удается круглогодично поддерживать положительные температуры, что обеспечивает бесперебойное производство проходческих, бетонных и монтажных работ независимо от температуры наружного воздуха, осадков и ветра. В настоящее время Усть-Хантайская ГЭС входит в каскад Таймырских ГЭС, в июне 1994 г. полностью введена в эксплуатацию Курейская ГЭС.

Познакомились с бывшими рабочими ударной комсомольской стройки, коим являлось строительство ГЭС и они подарили нам книгу посвященную 30-летию пуска в эксплуатацию Усть-Хантайской ГЭС с дарственной надписью. Книга содержит воспоминания строителей и эксплуатационников о заполярной ГЭС, которые раскрывают величие трудового подвига, мужества и мастерства людей, работающих на станции в условиях Крайнего Севера. Узнали где расположен музей строительства ГЭС, но туда не попали. Договорились о посещении на следующий день в 9.30. Закупили "ингредиенты" для блинов. Так начался первый день "гусятника" – день обжорства. С озера потянуло туманом. Его плотная пелена полностью поглотила поселок. Но стоит отойти на 2- 3 км от озера, и от него не остается и следа.

22.08. Подъем в 7.45. Нужно успеть дособираться, посетить музей и добраться в аэропорт. В музее нас уже ждали. Экскурсовод рассказывала о строительстве Усть-Хантайской ГЭС начатом более 30-ти лет назад, о суровом и прекрасном крае под названием Таймыр, о неустроенности быта строителей, о пожаре произошедшем на дизельной электростанции и оставивший весь поселок без тепла и света в жесточайшие морозы. Суровая Таймырская земля стала для всех участников ударной комсомольской стройки родной. Здесь выживали и оставались только настоящие люди.

К сожалению, время у нас было ограничено, автобус отходил в 10.30. Пришлось поблагодарить экскурсовода и откланяться. В аэропорту нам сообщили о задержке рейса до 12, затем до 14 часов в связи с неблагоприятной погодой на маршруте. А у нас ничего не предвещает пока ненастья. Солнечно, слабый северный ветер неспешно несет редкие облака. Леса оделись в пестрый наряд. Наступила осень. Тамара Васильевна, комендант бывшего общежития МИСИ, сказала, что по прогнозу через 3-4 дня наступит похолодание. Это значит, что мы успели ухватить самое хорошее время этого лета.

В 14.00 наш самолет приземлился на аэродроме. Непонятно, как такая толпа, да еще и с вещами поместиться в этот небольшой самолет Ан-3т. От хорошо всем известного трудяги Ан-2 он отличается, в основном, установкой более современного двигателя и, теперь, остроносой формой. Вылет в 14.45. Мы расположились в салоне также, как если бы ехали в переполненном автобусе по грузинской дороге. Груда вещей впереди салона, сумки, мешки с рыбой и откровенная болтанка в полете. При подлете к аэропорту Валек погода изменилась. Наши белые, как барашки, облачка превратились в темные, тяжелые свинцовые тучи, из которых идет то ливень, то дождь со снегом. Посадка в 17.00. Прохладно, сильный северный ветер. Поймали машину до базы заповедника, там мы остановимся до вторника. Самолеты в эти дни не летают, идет реконструкция аэропорта. На базе нас встретили как родных. Ужин, рассказы о маршруте, отбой.

23-25.08. В эти дни оформили обратные билеты, гуляли по городу, заказали машину для переезда в аэропорт Алыкель. Погода, в эти дни, решила наc напоследок побаловать. Солнечно, температура за 20, ветра нет. Напоминает затишье перед бурей. В городе к исходу третьего дня стало явственно ощущаться "дыхание" комбината. Воздух наполнился какими-то фракциями, запершило в горле. Горожане ходят спокойно, вот что значит привычка.

На базе познакомились с группой туристов-пешеходников из Уфы. Они прошли маршрут 6 категории сложности и теперь тоже возвращаются домой. Обменялись адресами.

26.08. Рано утром прибыла заказанная нами автомашина. Как и прошлый год мы воспользовались услугами фирмы "Альфа". В аэропорт прибыли за 40 минут до начала регистрации. С севера надвигается темная туча, не хотелось бы, чтобы вылет сорвался. Но вот все страхи позади, на редкость быстро пройден осмотр багажа и вот мы уже загружаемся в чрево самолета. Быстрый разбег, набор высоты. Скрылась под облаками удивительная земля, гостеприимно привечавшая нас полтора месяца.

Через три часа самолет пошел на снижение. Ровное поле облачности, приблизившись, покрылось волнами и поглотило самолет, враз застлав свет. Вскоре клочьями пролетел нижний край облачности. Над облаками было уже светло, а внизу, в разрывах облаков, нежные лучи солнца робко пробовали землю. Самолет, заложив несколько виражей, вышел на посадочный курс. Приземление, короткая тряска на стыках плит полосы. Стих гул турбин. Поход закончен. Немного грустно, но мы обязательно постараемся вернуться в этот прекрасный и малоизведанный край.

Выводы и рекомендации

После проведенных в 1999 и в 2003 годах экспедиций на плато Путорана, мы продолжали интересоваться этим районом. Результатом чего стала разработка нескольких очень интересных на наш взгляд маршрутов. Один из них мы решили осуществить в этом году. Идея маршрута состояла в том, чтобы за месяц с небольшим осмотреть наиболее красивые и малопосещаемые уголки восточной части плато, произвести разведку подходов к новым для нас районам и выйти обратно в г. Норильск. Интерес для нас представляли каньон "Десантный" на р.Дулисмар, водопадный цирк рек Ягтали и Дулисмар, р. Наледная. Кроме того хотелось лично поговорить с егерем безвыездно живущим на кордоне оз.Дюпкун и хорошо знающим его окрестности. С развалом Советского Союза значительная часть информации о прохождении этого была района утрачена или стала недоступной. Поэтому в нашу задачу входило и описание "неизвестных" рек. Хотелось найти более простые решения переходов от залива Капчуг (оз. Аян) к истокам р. Дулисмар и от оз. Дюпкун до р. Наледная. Проверить возможность сплава в августе по р. Наледной в качестве быстрого выхода к людям минуя сплав по р. Курейке (Люме). Хантайское озеро нами было выбрано не случайно. Из поселка Хантайское озеро есть возможность уехать до порта г.Снежногорска буксиром, либо маломерными судами. При проработке маршрута выяснилось, что несмотря на то, что туристы и бывали в долине р.Наледной хорошей лоции данной реки мы найти не смогли. Одни из немногих сведений о пребывании туристов в этих краях содержаться в отчетах: № 5131 (водный); №5174 (лыжный); №2350(горно-пеший); №3439 (пешеходный).

При проработке картографического материала и отчетов лыжников, водников и пешеходников предположительно было выявлено:
- каньон на р.Наледной, представляющий для нас определенный интерес;
- возможность более простого перехода от оз. Аян (залив Капчуг) к истокам р.Дулисмар.
- возможность простого волока из оз. Дюпкун в р. Наледная.

Путешествие можно рекомендовать только туристам, имеющим опыт сплава по горным рекам 4-5 категории сложности и, в то же время, опыт горных переходов.

В этот год наша экспедиция проходила при минимальном численном составе группы, что допускается Правилами проведения туристско-спортивных походов. Из-за этого мы не смогли достичь оптимального веса рюкзаков, но не в ущерб организации страховки и фото, видео съемки.

Особенно обращаем внимание руководителей групп на физическую выносливость и психологическую совместимость членов команды при длительных и тяжелых маршрутах.

Так же как и в прошлый год мы привезли с собой дюралевые рамы для катамаранов, избежав тем самым ненужной порубки леса и выиграв время на стапеле. Считаем, что положительными результатами нашего похода стали:
- разведка более простого перехода от залива Капчуг (оз.Аян) к истокам р.Дулисмар;
- прохождение и более полное описание р. Наледная;
- разведка и описание Хантайского озера на предмет использования баз и зимовий в туристских целях;
- разведка возможности выхода в современных условиях через г. Снежногорск и пос.Хантайское озеро из восточной и юго-восточной части плато Путорана;
- выполнение задания дирекции заповедника "Путоранский" по фото, видео съемке восточной части плато.

Практически почти вся наша экспедиция проходила в условиях холодного, мало дождливого лета. Средняя температура колебалась в пределах 4-8°С, за исключением солнечных дней на подходе и прохождении р. Б.Хоннамакит и выхода через Хантайское озеро. Нередки были выпадения осадков в виде снега. Результатом такой погоды стало некоторое уменьшение уровня воды в реках. Безусловно, как и в прошлом году самый эмоциональный и красивый участок нашего маршрута приходится на р. Дулисмар. Однако ничуть не менее интересным оказался участок р.Наледной от водопадов до Хантайского озера. Как показывают наши наблюдения, усложняется прохождение участка р.Б.Хоннамакит с уровня шиверы №7 до пор.№3, из-за намывания высоких гряд камней в русле (аналогично шивере №7). Каньон реки Наледной не представлял особой сложности в нашу воду, однако с повышением уровня воды таким являться уже не будет из-за сильных навалов на скальные стены, которые сродни "терке". Интерес будут представлять, прохождение обоих водопадов и второй части каньона начиная, ориентировочно, с порога "Зуб".

Для прохождения данной реки, по нашему мнению, нужны более ранние сроки сплава. Ориентировочно где-то в середине июля. В этот раз мы безоговорочно заменили в нашей раскладке горячо любимый госпожой С.Цветковой сублимат на вяленую оленину, возможно в некоторый ущерб весу самой раскладки. Закрыв с его помощью "голодные" разговоры в течении всей экспедиции и всех пеших переходов в частности.

Учитывая наш опыт, мы считаем себя вправе, предложить Вам несколько советов:

- Продукты на это путешествие нужно закупать в городе Норильске. На оптовых рынках есть все, что необходимо. Цены - на уровне московских. При этом Вы сэкономите деньги за оплату перегруза, который у Вас, так или иначе,возможно будет.

- От аэропорта Алыкель до города Норильска проще всего и дешевле, добираться рейсовым автобусом, как впрочем и дальше от автостанции Норильска до автомоста через р.Норильскую.

- Необходимо заранее связаться с Таймырской окружной службой спасения, предоставив ей маршрут похода (основной и запасной), график прохождения, паспортные данные всех участников группы. Это дает хоть какую-то гарантию, что Вас будут искать на бескрайних просторах плато Путорана при "невыходе" в населенные пункты по истечению контрольных сроков. Адрес Таймырской окружной службы спасения, отдела аварийно-спасательных работ: 647000, г. Дудинка Таймырского автономного округа, ул. Советская, д. !2; телефон оперативного дежурного: (39111) 5-87-11, т\ф (39111) 2-24-60.

- Самый удачный на наш взгляд день недели для приезда в Норильск – пятница утром. За этот день Вы сможете закупить продукты в магазинах, уладить вопросы с ПСС, нанять катер или маломерное судно. Для больших групп (больше 12 человек) наиболее оптимальным днем можно считать понедельник и среду. Дни, когда катера в большинстве своем не заняты.

- Норильск является закрытым для иностранцев городом. Поэтому если в вашей группе есть иностранцы (даже из ближнего зарубежья; за исключением граждан Белоруссии) необходимо побеспокоиться о разрешении на въезд заранее.

- В 2001 году в Российской Федерации были приняты несколько законодательных актов и иных документов прямо или косвенно затрагивающих права, обязанности и ответственность владельцев и водителей малых спортивных и прогулочных судов. На данное время отношение к нему в этом регионе резко отрицательное и возможно, поэтому он нигде не работает.

- Если Ваш маршрут предполагает посещение государственного заповедника "Путоранский" необходимо получить разрешение у директора заповедника к.б.н. В.В.Ларина, предварительно обосновав свое пребывание в нем. Например, выполнение научной работы по заданию дирекции заповедника. Адрес государственного природного заповедника "Путоранский": 663302, г. Норильск, ул. Комсомольская, д. 1, E-mail:plato@norcom.ru, тел. 46-86-84, 46-86-82, факс 46-86-84.

- Можно конечно нанять катер самим, в пятницу вечером многие жители отправляются на рыбалку, в том числе, и на озеро Лама. Но лучше предварительно договориться о переброске группы с капитаном катера Вадимом Воронцовым, живущем в городе Норильске. Телефон: 37-45-11, код 3919.

Целесообразность авиа-заброски сомнительна не только по причине дороговизны, час работы вертолета Норильского авиаотряда стоит 36 тысяч рублей, но и из-за того, что Вы не получите эстетического наслаждения от осмотра водопадов по пути подъема на плато; Но если Вы все же решите зафрактовать вертолет (Ми-2, Ми-8, Ми-24), то необходимо связаться с руководством авиакомпании "Таймыр", аэропорт базирования – Валек. Контактные телефоны: Ген.Директор ОАО авиакомпании "Таймыр" Олег Шпагин (3919) 42-88-75, 48-02-01; диспетчер (3919) 41-27-74, 47-05-55.

- На плато Путорана можно подняться со стороны озера Лама шестью способами: по рекам Бучарама, Геологическая, Б.Хикиканмыгда, Талая, Хойви и реки, от г.1241. Из них можно выделить три приемлемых варианта. Мы располагаем их, по степени трудности прохождения: 1) подъем по реке Геологическая – пологий подъем вдоль реки с относительно плавным выходом на перевал (как под вариант: подъем по р.Бучарама с последующим выходом на перевальное седло рек Микчанда и Б.Хонна-Макит; более пологий подъем, но увеличение пешей части). 2) подъем по реке Б.Хикиканмыгда – до водопада относительно пологий подъем, дальше крутой взлет на плато (склон 1б), осмотр водопадов. 3) подъем по реке Талая – самый сложный и эстетически запоминающийся. Здесь необходимо иметь горное снаряжение, кругом скалы и водопады. В устье р.Талой живет долган Юра считающий это место своим родовым "поместьем". Рассказывают, что с ним не просто договориться.

- Необходимости нести с собой дюралевую раму нет, однако элементы для вязки конструкции на которой Вы дойдете от верховьев реки до границы леса, взять с собой необходимо. Это могут быть деревянные шесты, взятые от границы леса. Для сплава по рекам плато больше всего подходят дюралевые весла, они прочнее всех остальных, и ими можно пользоваться в качестве дополнительной опоры при восхождениях.

- При сплаве с верховьев без рамы, необходимо остановиться для ее изготовления при первом появлении строевых деревьев.

- Характер порогов р.Б.Хоннамакита очень изменчив год от года. Необходима разведка всех препятствий. Страховка обязательна.

Необходимо соблюдать особое внимание при подходе к:
а) Б.Хонна-Макитскому водопаду. В большую воду ориентиры стираются. Плесов перед водопадом нет;
б) каньону №4 р. Дулисмар. Прохождение его без разведки, может привести к трагическим последствиям;
в) водопадному цирку рек Дулисмар и Яктали;
г) водопадам р.Наледная.

При передвижении группы в безлесной зоне желательно брать с собой дрова (это может быть один сухой шест на готовку), либо горелку. Необходим и кусок стеклоткани для защиты огня от ветра. В наборе НЗ иметь сухое горючее.

Желательно иметь с собой радиостанции. Помогают при разведке, страховке и прохождении препятствий.

В Путоранах много кровососущих, поэтому необходимо заранее предусмотреть все способы борьбы с ними.

Оптимальной добавкой к рациону питания является рыба, В основном в реках плато водиться хариус. На озере Аян и реке Хете ловится: сиг, кумжа, пелядь, налим, голец, окунь, щука. Наиболее эффективной снастью является спиннинг с блесной серебристого цвета либо удочка с мушкой. Хорошие результаты на быстринах дает удочка с мушкой и подсадка на крючок летающих насекомых.

Как бы Вы не подготавливали свою обувь, по опыту нашей группы и предыдущих, она все равно не выдерживает этих диких нагрузок. Обычно у отечественной обуви начинает отлетать подошва. Прочно приклеить ее в походных условиях не представляется возможным. Чтобы не тормозить движение группы и сэкономить свое время и силы, советуем взять с собой в ремнабор нихромовую или стальную отожженную проволоку d=2-3 мм. Скреплять подошву с кожаным рантом ботинка скобками из проволоки. Или прошить их проволокой заранее. На какое-то время хватит.

Желательно иметь с собой компактный бинокль или монокуляр, помогает отыскивать направление движения при пеших переходах.

Если Вы останавливаетесь на ночлег в избе, относитесь с уважением к жилищу, если у Вас есть чем поделиться с хозяевами, даже если их в настоящее время и нет, оставьте на видном месте.