Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о пеше-водном туристском походе 4-ой категории сложности по Восточному Саяну со сплавом по рекам Сенца - Ока, совершенном с 20 июля по 30 августа 2002 года

Руководитель: Плоткин Д. В. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба

Содержание:
  1. Справочные сведения о походе;
  2. Транспорт;
  3. Состав группы;
  4. График движения;
  5. Техническое описание маршрута:
    1. Экскурсионная часть;
    2. Пешая часть;
    3. Водная часть маршрута;
  6. Итоги похода, выводы и рекомендации
Справочные сведения о походе

Район похода – Восточные Саяны.

Вид туризма – пеше-водный.

Категория сложности – четвертая.

Нитка маршрута: Слюдянка – Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) – Порт Байкал – Листвянка – Иркутск – Слюдянка – Орлик – Шаснур – долина Вулканов – мин. ист. Хойто-Гол – р. Дунда-Гол – мин. ист. Чойган – пик Топографов – р. Даргыл – мин. ист. Халун-Ухан – Шаснур – сплав по р. Сенца и р. Ока до пос. Верхнеокинский.

Сроки похода – с 20 июля по 30 августа 2002 г.

Транспорт

Начальный пункт путешествия – ст. Слюдянка 1, где останавливаются поезда, идущие из Москвы в восточном направлении по Транссибирской магистрали.

На Ярославском вокзале сесть в поезд с крупногабаритным грузом малореально, поэтому мы сдаем катамараны в багажный вагон, заранее узнавая с каким поездом он пойдет. Мы взяли билеты на поезд №250 на 20.08, т.к. именно с этим поездом 10, 20 и 30 числа каждого месяца курсирует багажный вагон. Багаж лучше подвезти накануне. Погрузка багажа прекращается за 3-4 часа до отправления поезда. Непосредственно перед отправлением на перроне могут отказать в погрузке, мотивируя установленным порядком отправки багажа. Проезд к багажному отделению с Верхней Красносельской улицы.

Следует иметь ввиду, что иногда с поездом по КБЖД курсирует вагон-магазин. Из-за этого поезд опаздывает в Порт Байкал на 2 часа и более. Если поезд опаздывает на последний паром, приходится ночевать в Порт-Байкале.

Пароход-паром "Бабушкин" из Порт-Байкала в Листвянку отправляется в 8:00, 10:00, 14:00, 17:10, 18:45, 20:05. Время в пути около 25 минут. Паром стоит в Листвянке 15 минут и возвращается обратно.

Из Листвянки в Иркутск рейсовые автобусы ходят четыре раза в день (7-00, 9-40, 11-30, 12-30, 14-40, 15-30, 17-00, 18-00, 20-00). Время в пути 1:20. За билетами нужно приходить к открытию кассы в 11:00 т.к. в летние дни, а особенно в выходные очень много отдыхающих. Мы выехали из Листвянки рейсом в 11:50).

Отправление обратных автобусов из Иркутска в 7-10, 9-00, 10-00, 12-00, 13-00, 14-30, 15-30, 17-30, 19-00 с автовокзала (ул.Октябрьской революции, 11, ост. "Автовокзал", трамвай № 4).

Справочная автовокзала тел. 27-24-11, диспетчер (с 8-30 до 17-00) тел. 27-91-15. Мы вернулись последним рейсом в 19:00 из Иркутска.

Заказ автобусов в Иркутске: автоколонна 1880 - 33-21-87; автобаза "Турист" - 33-20-89

Для справки: Летом можно прокатиться на т/х "Восход" (Иркутск – Листвянка). Время в пути 1 час 20 мин. Отправление из Иркутска в 10-00, 11-00 с пристани "Ракета" в микрорайоне Солнечный, ост. "Ракета", проезд авт. №11. Справочная речного вокзала 23-80-72.

Начальная точка нашего пеше-водного маршрута – улус Шаснур. От Слюдянки до пос. Монды (200 км) идет хорошая асфальтированная дорога с небольшим гравийным участком за пос. Туран. От пос. Монды до пос. Орлик (187 км) – улучшенная горная гравийная дорога. От пос. Орлик до улуса Шаснур (41 км) – грунтовая дорога.

За Шаснуром качество дороги резко ухудшается, проехать могут только полноприводные машины (ГАЗ 66, Урал, ЗИЛ 131). На таких машинах буряты караулят туристов в Мондах и везут до Орлика за 5тысяч рублей, а если нужно выше – за дополнительную плату. Дополнительная плата до самых дальних точек – к источникам Хойто-Гол и к подножию перевала Чойган-Дабан составляет 8-10 тысяч. Путь от Орлика туда занимает 8-10 часов. Самым трудным препятствием на пути является обширное болото Хутэл. Нанять машину можно в Орлике (без проблем). Лошадей можно попробовать нанять в Орлике, в п.Саяны и в улусах по долине Сенцы, но никакой гарантии нет. Буряты, живущие в окинской долине – трудолюбивый, честный и добрый народ, но смотрит на туристов как на мешки с деньгами. С ними можно легко договориться и даже скинуть цену, но нужны веские аргументы. Помогает также жидкая валюта.

От автостанций Иркутска и Слюдянки по четвергам и субботам ходит рейсовый "автобус" (вахтовка "Урал") до п.Орлик, чаще ходят автобусы до п.Монды, однако, туристские группы чаще пользуются услугами частников, которые специально для этого едва ли не круглосуточно дежурят на ж/д вокзале Слюдянки. В их распоряжении, в основном, микроавтобусы-иномарки. Объем груза их вовсе не шокирует – они предлагают забивать до крыши, сколько влезет. Везут только до Монд. Стоимость одного микроавтобуса вне зависимости от загрузки 3000 рублей или 100 портретов американских вождей.

Список водителей-частников (по данным отчета группы ЦДЮТ Хорошево):
- Исаев Михаил, г. Слюдянка, ул. Полевая, 21. Дом 23 – родители, Валентин Михайлович. Тел. 4-33 (соседи, Рудо), 6-63 (брат, Исаев Николай). С ним работать предпочтительнее, цены ниже чем у остальных "слюдянковских" водителей.
- Агишев Рашид, г. Слюдянка, ул. Полевая, 12.
- Сыренов Алексей, пос. Орлик, д. 51, тел 4-26.
- Хумаев Нима Ошерович, пос. Орлик, ул. Обручева, д. 3, тел 2-40.

Вряд ли есть смысл договариваться с кем-либо из частников заранее. Работы у них в сезон – хоть отбавляй. Гарантий – никаких.

Перед нами стояла задача найти машину желательно с квитанцией и сразу до Шаснура. На решение этой задачи было потрачено полдня. Пришлось обойти почти все организации Слюдянки и лишь один начальник правления жилищно-коммунального хозяйства (и тот со скрипом) пошел нам навстречу, хотя он же предыдущей группе отказал. Договорились за 8 тысяч рублей ехать до тех пор, пока будет дорога и не дальше 450 км. Машина – ГАЗ 53 – смогла проехать до Шаснура, но последние километры вдоль Сенцы дались с трудом. Вез нас водитель Аксёненко Валера дом.тел. 8-244-24-7-78

Прочие варианты в Слюдянке:
- Между ж/д путями и берегом Байкала расположены предприятия МПС. Транспорта у них много, но помогать отказываются наотрез.
- в Култуке (пригород Слюдянки) – автобаза "Внешавтотранс" рады помочь, но только до Монд по хорошей дороге, т.к. в наличии у них только ЛАЗы, ЛИАЗы и бортовые открытые грузовые машины
- Есть туристическое агентство "Southern Baikal Travel Company" www.baikal-siberia.ru, 665904, Иркутская обл., г.Слюдянка, ул.Ленина, 110 тел./факс +7 39544 23662, цены средние, нужно договариваться заранее. Исполнительный директор – Удобкин Максим, e-mail: max_udobkin@ mail.ru
- ПСС имеет в наличии КАМАЗ.

В поселке Шулуты находится пост ГАИ и кордон Тукинского национального парка. (Национальный парк занимает весь административный район). Нашу машину остановили и после проверки путевого листа пропустили. У нас денег не просили, но по сведениям из отчетов: "въезд автомашин на территорию парка летом платный (25 руб. с машины) и по 10 руб. с человека за сутки пребывания. Такой же КПП при въезде в Окинский р-н. Там требуют отметку в Маршрутной книжке, сделанную на 1-м кордоне или в администрации п. Кырен. Отметка Слюдянского КСО (Южно-Байкальской ПСС) для них не действительна, так как здесь уже Бурятия". У нас ничего не требовали.

Выезд по окончании водной части маршрута от пос. Верхнеокинский до ст.Зима (около 80 км). Нанять автомашину не составляет проблем. Водители-частники и их сыновья по нескольку раз в день приезжают на обжитое туристами место разборки судов. Имеется бортовой ЗИЛ-131 и Вахтовка "Урал". Стоимость составила 1500 рублей.

На ст.Зима останавливаются все поезда, следующие через Иркутск к Москве. Из Зимы при желании можно добраться электропоездом до Иркутска, а оттуда – в Слюдянку.

Состав группы

№ п/п Фамилия И.О. Год рожд. Туристский опыт Обязанности Экипаж
1 Плоткин Дмитрий 14.07.70 Р. Каа-Хем Vу руководитель 1-й кат
2 Еремина Светлана 10.02.77 Р. Песчаная IIIу зам. рук. 1-й кат
3 Мастерова Елена 21.09.85 Р. Песчаная IIIу командир 2-й кат
4 Бобков Юрий 30.07.84 Р. Песчаная IIIу связист 3-й кат
5 Болдырев Сергей 20.02.85 Р. Песчаная IIIу штурман 2-й кат
6 Дербышов Олег 10.01.85 Р. Песчаная IIIу завснар 3-й кат
7 Лишманов Коля 17.04.86 Р. Песчаная IIIу реммастер 3-й кат
8 Лишманова Таня 27.01.84 Р. Песчаная IIIу редактор 2-й кат
9 Алькин Виталий 15.01.85 Р. Песчаная IIIу костровой 2-й кат
10 Колесникова Дарья 29.08.86 Р. Песчаная IIIу завпит 1-й кат
11 Спиридонова Яна 24.07.82 Р. Песчаная IIIу медик 1-й кат
12 Хлопов Дмитрий 10.02.82 Р. Песчаная IIIу фотограф 3-й кат

График движения

Дата День пути Участок маршрута Км Способ передвиж.
30.07 1. Шаснур - Зун-Хаир 4 Пешком
31.07 2. м/н - Булунай 14 Пешком
1.08 3. м/н - р. Зун-Хадарус 11 Пешком
2.08 4. м/н - долина Вулканов 18 Пешком
3.08 - Дневка с радиальным выходом в долину вулканов 8 Пешком
4.08 5. м/н - ист. Хойто-Гол 17 Пешком
5.08 6. м/н - оз. Дунда-Гол 16 Пешком
6.08 7. м/н - ист. Чойган 14 Пешком
7.08 - Дневка - -
8.08 8. м/н - озеро под перевалом Хэлгин-Дабан 9 Пешком
9.08 9. м/н - оз. Дэдэ-Хухэ-Нур 7 Пешком
10.08 10. м/н - р. Даргыл (зим.) 16 Пешком
11.08 11. м/н - Обо - Шаснур 24 Пешком
12.08 - Стапель - -
13.08 12. м/н - устье р. Сенца 15 сплав
14.08 13. м/н - устье р. Жомболок 16 сплав
15.08 - Дневка - -
16.08 14. м/н - лет. Дэбгэк 25 сплав
17.08 15. м/н - пор. Бурятский (музей) 13 сплав
18.08 - Дневка - -
19.08 16. м/н - устье р. Шушарен 12 сплав
20.08 17. м/н - устье р. Тэргэтэ 18 сплав
21.08 18. м/н - устье р. Урдо-Ока 15 сплав
22.08 19. м/н - устье р. Поляков 34 сплав
23.08 20. м/н - усте р. Далдарма 32 сплав
24.08 21. м/н - п. Верхнеокинский 56 сплав
25.08 - Антистапель - -

Техническое описание маршрута
Экскурсионная часть

24.07. Прибыли в Слюдянку в 9:00 по московскому (в 14:00 по местному) времени. В наши планы входила поездка по КБЖД на "кукушке". В Москве мы выяснили расписание движения этого поезда, но оказалось, что в 2002 году оно поменялось. Теперь "кукушка" отправляется из Слюдянки не в 16:50 по местному, а в 14:20. Нашей первоочередной задачей было найти возможность оставить снаряжение и продукты для пешего и водного похода на время пребывания на Байкале. Сразу по прибытии поезда руководитель пошел в музей Локомотивного депо договариваться об экскурсии и о заброске. По сведениям из отчета Моисеенкова М.М., вещи можно оставить в этом музее. Руководитель подогнал трактор к вокзалу Слюдянки. На трактор мы погрузили продукты и водное снаряжение, а сами пошли пешком. По виадуку (переходу), находящемуся в центре перрона мы перешли в противоположную сторону от вокзала и повернули налево в сторону ярко голубого здания. Через 50 метров на развилке висит указатель в сторону музея (ул. Железнодорожная д.22 тел. 23-51). Пройдя до конца улицы, справа увидели деревянное здание музея. Положив заброску в кладовку музея, мы прослушали экскурсию по истории Байкала и строительства КБЖД. На "кукушку" мы в этот день не успевали, поэтому решили пройти пешком небольшой участок КБЖД.

Выйдя из музея, мы прошли к Автовокзалу. От Автовокзала городские автобусы курсируют через каждые 20-30 минут. Мы доехали до станции Култук на КБЖД и от нее прошли вдоль Байкала по путям около 2 км и встали на ночь. Стоянок много, дров мало (в основном по берегу озера), спуск к озеру довольно крутой.

25.07. Подъем в 9:00. Руководитель ушел в Слюдянку в поисках автотранспорта для подъезда к началу пешего маршрута на 29.07. Выход в 14:00. Железнодорожное полотно на КБЖД местами прорезает береговые скалистые уступы. Проем в скальной породе представляет собой тоннель или галерею. Встали на ночь между 143 и 144 км у ручья. Места ровного мало, дров мало.

26.07. Подъем в 9:00. Выход в 11:30. При прохождении длинного тоннеля приходится использовать фонарики. Прошли 4,5 км за 1,5 часа до д.Шарыжалгай и сели на поезд -"кукушку". Доехали до д.Половинная и далее прошли пешком через самый длинный тоннель - "Половинный", его протяженность около 1 км. Сразу за тоннелем спустились к Байкалу и встали на песчаном пляже. Стоянка неплохая, дров достаточно, мест под палатки много, кострища есть.

27.07. Подъем в 10:30. Полудневка. Ожидая вечернего поезда, организовали небольшие соревнования с группой ребят из Междуреченска по наведению навесной переправы. Выход в 17:50 Вернулись на станцию Половинная, сели на "кукушку" и поехали в порт Байкал.

Приехав в порт Байкал около 21:00 и оставив рюкзаки на платформе, мы по совету местных поднялись на маяк (от станции в гору идет хорошо нахоженная тропа прямо к маяку). Весь путь до маяка и обратно занимает примерно 1 час. В поисках места ночевки от платформы прошли к берегу Ангары и вдоль него еще около 2 км., за крайние дома. Хороших мест для стоянки нет. По берегу идет грунтовая дорога. Мы нашли подходящее место на террасе, к которой от дороги поднимается тропа. Место с уклоном, дров достаточно.

28.07. Подъем в 6:30. Такой ранний подъем связан с тем, что в 8:00 из порта Байкал отходил паром в Листвянку. Выход в 7:40.

Вернувшись в порт Байкал, мы оставили рюкзаки в доме у местной жительницы, и переправились на пароме через исток Ангары в Листвянку. У пристани расположена автостанция, откуда ходят автобусы в Иркутск. В Листвянке находится Байкальский музей (ул. Академическая, 1. тел. 112-186, 290-551. E-mail: bmus@irkutsk.rospac.msk.RU). Работает ежедневно с 9 до 17 часов. К музею идти от пристани около часа в сторону истока Ангары. По пути можно зайти в частный музей диких зверей (медведи).

После экскурсии мы планировали посетить Иркутск, и по пути заехать в музей деревянного зодчества Тальцы. Рейсовые автобусы ходят по расписанию пять раз в день. За билетами нужно приходить к открытию кассы в 11:00 т.к. в летние дни, а особенно в выходные, очень много отдыхающих. Мы выехали на автобусе отправлением 11:25 и вышли возле музея Тальцы. После прогулки по музею мы вышли на трассу и сели на проходящий мимо пустой туристический автобус, который довез нас до плотины Иркутской ГЭС (окраина города, м/р Солнечный).

Выше плотины стоит на якоре Ледокол-музей "Ангара". Экскурсии в настоящее время не проводятся, однако мы договорились со сторожем, и он провел небольшую экскурсию по машинному отделению. Затем мы доехали с пересадкой до центрального Автовокзала и сразу же купили билеты на обратный рейс в Листвянку на 19:00.

В оставшееся время мы закупили недостающие продукты, приобрели ж/д билеты в Москву и посетили Иркутский краеведческий музей (раб. время с 10-18, выходной – понедельник). В 5 минутах от вокзала находится оптовый рынок, а в одной остоновке по 1 или 4 маршруту трамвая находится центральный рынок. После того, как мы познакомились с городом мы поехали на автобусе обратно в Листвянку, откуда на пароме в порт Байкал. Приехав в порт Байкал, мы сходили в баню, у той же женщины у которой мы оставляли рюкзаки и ночью сели (2 часа) в поезд ехавший в Слюдянку.

29.07. Выйдя из поезда в 9:00, мы пешком отправились в музей в котором были по приезде, там нас ждала заранее заказанная машина, которая отвезет нас на начало горного маршрута. Прийдя к музею, мы погрузили вещи и поехали. По пути мы останавливались на различных Обо и задабривали духов гор, перевалов и т.д. Из-за наступления темноты встали на ночлег у р.Жасна (в 5 км перед п.Орлик). Мест для лагеря и дров много. Машину поставили рядом с лагерем.

Пешая часть

30.07. Подъем в 8:00. Выехали в 10:00 и к 12:00 приехали в Шаснур. В доме у местных жителей оставили заброску и в 14:00 вышли в Зун-Хаир. Дорога наезженная. Через 1,5 км дорога выходит к мосту между озерами. После моста на пригорке мы остановились на обед. Еще через 1 км слева от дороги миновали зимовье Холей. Пройдя еще около 1,5 км, мы встали на ночлег рядом с дорогой на высоком берегу Сенцы перед полем и зимовьем Зун-Хаир. Стоянка отличная.

31.07. Подъем в 9:00. Выход в 11:00. Идем дальше по дороге. Качество дороги заметно ухудшается, встречаются каменистые участки, крутые подъемы и спуски. У зим. Хутел обширное болото, преодолеть которое может только пешеход и вездеход (ГАЗ 66, Урал, ЗИЛ 131). Встали на ночь на территории летника Булунай с разрешения хозяина. Место для стоянки отличное.

1.08. Подъем в 8:00 Занимаемся перепаковкой продуктов и уточняем план организации заброски. На попутной машине отправляем двух участников с забросками. Выход в 12:15

Через 4 км, дорога выходит на обширную поляну и на ней через 50 метров поворачивает на 45° влево, от этого поворота дороги идет нужная нам тропа к реке Хадарус и в долину вулканов. Тропа первые 100 метров плохо заметна среди травы, при входе в лес она переходит в четкую, хорошо набитую тропу. Мы не заметили этой тропы на поляне и прошли мимо еще метров 200, перешли вброд ручеек и затем еще 100 метров до Обо. Таким образом мы не дошли 300 метров до брода через р.Хадарус. У Обо мы пообедали и для того чтобы выйти на тропу взяли азимут от Обо строго на север. Пройдя 200- 250 метров, мы все таки вышли на эту тропу в зоне леса, где она уже хорошо видна. Тропа поднимается по восточному склону долины реки Хадарус выше скальных прижимов, в которые часто упираются незадачливые туристы. Это единственная тропа. Вдоль реки и по другому берегу Хадаруса тропы нет (на карте тропа обозначена неверно). На всем участке до впадения Зун-Хадаруса тропа хорошо видна. На середине пути встречается крупно-каменистая осыпь. После спуска в долину перешли по бревну небольшую речку со слабым течением. Встали на ночлег у стрелки Зун-Хадаруса и Барун-Хадаруса.

2.08. Подъем в 8:00. Выход в 10:10. Перешли через две протоки реки Зун-Хадарус по лежащим бревнам. Хорошо набитая тропа поднимается на высокую террасу северного склона долины Барун-Хадаруса. За пересохшим каменистым руслом тропа спускается в долину реки Барун-Хадарус и теряется.

Двигаясь вверх по широкой долине Барун-Хадаруса трижды перешли реку вброд, обходя скальные прижимы и перед резким сужением долины оказались на правом (орографически) берегу реки, где вновь обнаружили тропу. Она высоко поднимается по южному склону долины, пересекает ручей и плавно спускается к новому расширению долины. Здесь тропа проходит вдоль подножья склона и через 200 метров подходит к броду. За бродом тропа вновь становится хорошо заметной и постепенно поднимается на высокую террасу северного склона, обходя ущелье. Перед спуском в долину слева от тропы пастуший домик и загон для скота. Спускаясь в широкую долину, тропа выходит к границе леса.

Между последними островками леса остановились на обед. Двигаясь дальше по тропе, обогнули озеро. Перед заболоченным разливом тропа поднимается выше на невысокую террасу, перед осыпью спускается и затем вновь поднимается к пастушьему дому у ручья. За ручьем тропа выходит в обширную долину и идет вдоль подножья северного склона в направлении вулкана Перетолчина. Увидев его впереди мы встали на ночлег на лавовом поле. Стоянок нет, дров мало, места ровного мало.

3.08. Подъем в 10:00. Выход в 12:10. Радиальный выход в долину вулканов.

От места стоянки продолжили путь по тропе к вулкану Перетолчина. Миновав справа небольшой водопадик, в низине перед черным лавовым полем вышли на едва заметную развилку тропы: к нашей основной тропе слева подходит тропа от мин.ист. Хойто-Гол.

У подножья вулкана Перетолчина увидели хорошее место для стоянки, дрова на пригорке справа, вода в ручье, кострище есть, ровных мест под палатки много. Вулкан представляет собой усеченный конус высотой 90м из темных лавовых пород с кратером внутри глубиной 40м. По верху вулкана растут редкие лиственницы. Поднялись на гребень вулкана и после осмотра спустились по той же тропе.

Далее прошли напрямик к вулкану Кропоткина по лавовому полю. Движение затруднено сильной изрезанностью поверхности и крошащейся под ногами базальтовой лавой. Вулкан Кропоткина имеет высоту 110м и глубину кратера 50м. Вулкан по всему периметру в нижней части порос густым труднопроходимым ерником. Тропы с северных склонов не обнаружили, поднимались сначала в лоб, от границы ерника – траверсом. Спускались тем же путем. От вулкана назад в лагерь шли восточным краем долины, где лавовое поле граничит с поросшим ерником склоном. Здесь проходит едва заметная тропа. Огибая в северо-восточном направлении восточный борт долины, вдоль края лавового поля вышли к тропе, по которой начинали путь, и по ней в лагерь.

4.08. Подъем в 9:00. Утром туман, плохая видимость, дождь со снегом. Решили переждать. Выход в 13:15.

От стоянки пересекли напрямик лавовое поле и, поднявшись на южный склон долины, вышли на тропу. Двигаясь по ней в южном направлении, видим широкую долину истока Барун-Хадаруса, поросшую густым ерником, и местами заболоченную. На противоположном склоне долины видны русла двух правых притоков. Вдоль ближнего из них (чуть правее по склону) поднимается тропа на перевал. Спустившись к речке по тропе прошли некоторое расстояние вверх по течению до удобного места брода (напротив второго из притоков). После брода вернулись берегом реки на то же расстояние и продолжили путь по тропе.

После затяжного пологого подъема от долины вулканов вышли к туру (это ещё не перевал). Продолжая путь дальше по долине, миновали одно за другим два озера, маленькое обошли справа по краю осыпи, а большое слева. За большим озером едва заметная тропа поднимается на широкую перевальную седловину и на ней теряется. От середины подъема до самого перевала, на перевале и спуске с него вдоль тропы попадаются небольшие туры, но из-за курумника на седловине они едва заметны. Следует держаться подножья северного борта седловины. Траверсируя вначале подножие борта, тропа затем уходит в пересохшее русло и сначала вдоль него, а затем между ним и соседним с севера руслом спускается в долину к броду реки Аршан.

На середине спуска тропа входит в зону леса (здесь она уже хорошо заметна). От брода спустились по правому берегу реки ист. Хойто-Гол. Встали на ночлег на берегу реки Хойто-Гол у домиков отдыха.

5.08. Подъем в 9:00. До обеда посещали ванны. Выход в 13:00

По хорошей дороге через 5 км мы вышли к развилке и, повернув направо, вышли на обширную поляну, где у пастушьего домика еще одна развилка (всего их три и вместе они образуют треугольник со сторонами 200 метров, см. карту). От поляны вышли по дороге, ведущей в западном направлении, к перевалу Чойган-Дабан и через 1 км оказались у брода через Хойто-Гол. Перед бродом забрали спрятанную заброску, однако из неё исчезла большая часть продуктов. После долгого размышления решили пройти второе кольцо маршрута наоборот, чтобы быстрее оказаться у следующей заброски на ист.Чойган. Брод через Хойто-Гол несложный, он проходит через два русла, разделенные островом. Глубина до 0,5 метра, скорость течения до 1 м/с.

Далее дорога пересекает Дунда-Гол, Даргыл и снова Дунда-Гол однако пешком можно пройти напрямик, не бродя реки. В долине Дунда-Гола есть озера, богатые рыбой. На одном из озер мы заночевали. Ровного места мало, берега заболочены, дров много.

6.08. Подъем в 10:00. Выход в 13:00.

От озера мы пошли по дороге до пастушьего домика. В этом месте дорога обрывается и переходит в тропу. Через 300 метров тропа разветвляется: вправо тропа уходит на перевал в долину реки Хойто-Гол, а влево через брод - на перевал Чойган-Дабан. Перешли ручей по бревнам и начали подъем. Тропа сначала поднимается крутым серпантином, а затем выходит на пологую седловину растянувшуюся почти на 4 км.

Тур, установленный на большом валуне не является перевальным. Далее следуют два озера, а за ними – перевал (никак не отмечен). Сразу за перевалом в начале спуска, слева от тропы – пограничный столб республики Тува. Тропа входит в зону леса и крутым серпантином спускается в долину реки Аржан-Хем. В конце спуска развилка. Здесь установлен столб-указатель. Вправо – Тува, влево – ист.Жойгон (Чойган). От развилки прошли 500 метров до первых источников и остановились на ночлег на обжитой поляне. Здесь нас ждала вторая заброска.

7.08. Дневка.

8.08. Подъем в 10:00. Принятие ванн. Выход в 13:30.

От ист. Чойган к пику Топографов ведут два пути. Один – вверх по долине реки Аржан-Хем, через Зеленое озеро, второй – через Черное озеро. По совету аборигенов мы выбрали второй как менее опасный камнепадами. Тропа поднимается серпантином до границы леса. На пологой поляне – развилка. Левая тропа уходит на перевал Чойган-Дабан. Мы пошли по правой к Черному озеру. Выше границы леса тропа проходит сквозь заросли ерника и голубики и местами пропадает. Попадаются небольшие турики. Основной подъем заканчивается небольшим взлетом по крупным камням, среди которых протекает ручей.

После подъема вышли в широкую долину, начинающуюся озером. Обогнув его слева, взяли направление на Ю-В и вышли на восточный берег Черного озера. Оттуда пошли в направлении на Ю-Ю-В, выбирая среди неровностей рельефа наиболее экономичный путь. Не сбрасывая высоты, обогнули траверсом озера - истоки реки Аржан-Хем. На последнем озере остановились на ночлег. Места ровного достаточно. Дров нет. Готовили на газовых горелках.

9.08.Подъем в 8:00. Выход в 9:00. От верхнего озера мы продолжили свой путь к перевалу с едва заметным подъемом. Сразу за перевальной точкой установлен тур. Сразу от тура начинается спуск. Из ледников, окружающих долину стекают струи талой воды, образуя истоки Хэлгина. Ниже перевала увидели наледь.

После крутого спуска вдоль реки, от начала травянистого склона долины начинается тропа, идущая по левому краю долины реки Хэлгин к озеру Дэдэ-Хухэ-Нур. У левого притока Хэлгина мы остановились с целью совершить радиальный выход к пику Топографов. Ориентиром к началу подъема служат бурные ручьи, стекающие с ледника по осыпному южному склону долины. Чтобы выйти на этот склон, обогнули с запада каньонный участок реки Хелгин.

Подъем по осыпи заканчивается пологим участком, в конце которого начинается открытый ледник. Первый участок ледника крутизной 20° и длиной 150 метров преодолели по центру, усыпанному крупными камнями и мелкой галькой. Следующий участок ледника крутизной 5° и длиной 500 метров прошли ближе к восточному склону. Последний участок подъема крутизной 20° изобилует трещинами, шириной до 1,5 метров и глубиной не менее 10 метров. Трещины местами прикрыты непрочными снежными мостами. Имеются сужения, где можно перешагнуть трещину.

Ледник заканчивается резким взлетом крутизной до 70°, перед ним мы ушли влево по крупнокаменистой осыпи, изобилующей "живыми" камнями, и поднялись на седловину между центральной и северной вершинами массива. Обратно шли по той же схеме. Путь к седловине и обратно занял 5 часов. Чтобы выйти на вершину следовало (как мы позже уточнили) перед крутым взлетом ледника уйти на противоположный (западный) борт, представляющий собой несплошной скальный хребет, и по нему подняться на вершину. Нам этот путь не был известен и на месте не определялся и не проверялся. Из-за закрытых трещин и частого камнепада его нельзя считать безопасным.

Пообедав, мы пошли дальше по тропе около 500 метров вдоль Хэлгина и, потеряв её в густых зарослях ерника, начали подъем на отрог хребта к подножию его скальных выходов. Выйдя на другую сторону отрога, увидели в северном направлении широкую и глубокую ложбину, по дну которой стекает едва заметный ручей – левый приток Хэлгина. Остановились на ночлег у начала ложбины на нижней террасе ложбины с видом на озеро Дэдэ-Хухэ-Нур.

Сразу по приходу провели разведку тропы на перевал к озеру Болдоктой-Нур. Было установлено, что туристский маршрут указанный пунктиром на нашей карте предлагает нам подъем на перевал без тропы по очень опасному осыпному склону. В целом весь склон восточнее оз.Дэдэ-Хухэ-Нур представляет собой сплошную осыпь. Было решено идти на север вверх по ложбине и там искать более безопасный путь через хребет.

10.08. Подъем в 9:00. Выход в 10:30. Поднимаемся вверх по широкой ложбине к северу от оз.Дэдэ-Хухэ-Нур. Крутые участки склона чередуются террасами. По мере подъема открывается вид на цирк, которым заканчивается эта ложбина. Правее цирка виден кулуар, далее - еще один, с более крутым подъемом. Решили подниматься на хребет по левому кулуару, дно которого представляет собой мелко каменистую осыпь. В конце подъема встретили сложный участок - скальный прижим к осыпи, для его преодоления по краю осыпи использовали имеющуюся у нас 80-метровую основную веревку и страховочные системы. Подъем по кулуару заканчивается пологим осыпным склоном протяженностью около 200 метров, плавно переходящим в обширное плоскогорье. В направлении на С-В вышли на перевальную точку нашего пути, где у небольшой лужи с чистой водой сложили тур и оставили в нем записку, назвав это место перевалом "Пингвинов" в честь нашей группы.

От тура азимутом 127° вышли к озеру на дне висячей долины. На восточном берегу озера увидели тур. От тура мы взяли направление на В-С-В по широкому отрогу хребта, держась его гребня. Местами встречается тропа. Справа по ходу открывается вид на оз. Болдоктой-Нур, к которому с нашего отрога хребта уходит ответвление тропы. Продолжая путь до оконечности этого отрога, вышли на седловину, являющуюся водорозделам истоков реки Даргыл с севера и оз. Болдоктой-Нур с юга. По седловине проходит хорошо набитая скотогонная тропа. По ней спускаемся до изгиба долины, где встречаем первые деревья.

За поворотом долины путь по правому берегу Даргыла преграждает мощная каменистая осыпь. Перед ней тропа пропадает в густых зарослях. Мы нашли удобное место для перехода вброд. Тропа по левому берегу Даргыла периодически исчезает на заболоченных участках. Держаться следует ближе к реке. По мере сужения долины болотистых участков становится меньше, тропа становится хорошо набитой и приводит к пастушьему домику. Следуя дальше тропа привела нас к броду. Перешли Даргыл по бревну на правый берег и дальше по тропе до разрушенного пастушьего домика (в 8 км от устья Даргыла), и встали на ночлег.

11.08. Подъем в 8:00. Выход в 10:00. Хорошая тропа через 3 км приводит к броду через Даргыл. Очевидно, она продолжается по противоположному берегу, однако нам "посчастливилось" найти едва заметное продолжение тропы по правому берегу и ломиться по нему по колено во мху сквозь заросли багульника еще 3 км до расширения долины, где лес становится разреженным, появляются отдельные тропинки, собирающиеся у стрелки Дунда-Гола и Хойто-Гола. Позже мы узнали от местных жителей, что нам следовало перейти на левый берег Даргыла. Перешли вброд по очереди Дунда-Гол и Хойто-Гол непосредственно в месте их слияния и начала Сенцы. Бродили по отмели. Глубина до 0,3 м, скорость течения до 2 м/с.

От стрелки мы вышли на знакомую нам дорогу и вернулись к развилке на поляне у пастушьего домика. На этот раз пошли в восточном направлении и через 12 км по хорошей грунтовой дороге вышли к пастушьему домику у мин ист. Халун-Ухан. Там мы приняли освежающую ванну. После принятия ванны продолжили путь по дороге до брода р.Хадарус. Брод оказался несложный. Глубина до 0,6м. Скорость течения до 0,5 м/с. Для удержания равновесия использовали альпенштоки. От брода вышли к обо, откуда начинали подъем вверх по Хадарусу. Здесь нас подобрала попутная машина, на которой к ночи мы доехали до Шаснура – начальной точки водного маршрута.

Водная часть маршрута

Из-за весьма напряженного графика похода нужно было приблизить начало водного маршрута к району пешеходного, поэтому мы решили начать водный маршрут по р.Сенце от Шаснура. Выше Шаснура начинать не стоит, т.к. течение Сенцы слабое, река делает большие петли, еще выше встречаются завалы. Кроме того, дорога за Шаснуром резко ухудшается, и наш транспорт туда бы попросту не проехал. Воды в августе 2002 года было мало, лето выдалось засушливое.

Сразу отметим, что лоции, старательно описывающие чуть ли не каждый перекат, на данном маршруте не нужны по трем причинам:
- во-первых, количество, протяженность, характер и сложность препятствий довольно сильно меняется при колебаниях уровня воды, сбивая с толку юных математиков, причем, как правило – в самые неподходящие моменты; по этой же причине нецелесообразно оперировать ЧХВ, так как скорость движения зависит и от количества и качества судов, и от тактики группы, и от непредвиденных ожиданий и остановок (или желания погрести);
- во-вторых, если экипажи готовы (а они должны быть готовы) к прохождению ключевых порогов каньона Орха-Бом, то все прочие препятствия на этом фоне вряд ли заслуживают нумерации и детального описания – уж слишком велика разница;
- в-третьих, все наиболее сложные и опасные пороги однозначно определяются по карте, рельефу и годами проверенным ориентирам; если принять во внимание, что все наиболее сложные пороги имеют собственные имена, то разумно вообще отказаться от нумерации, что мы и сделали.

Основная трудность прохождения реки связана с преодолением мощных и опасных прижимов. Скорость и мощь воды, не ощутимая по фото и видеосъемкам, и даже с берега у самого порога, таит массу неожиданных ситуаций. Вот наиболее типичные:
- После прохождения порога "Пронеси Господи-1" третий катамаран вошел в улов правого берега и развернулся на страховку. Внезапно мощная струя, возникшая из глубины, притянула его к скале и прижала так, что без посторонней помощи высвободиться оказалось непросто.
- В пороге "Мельница" мощная струя воды проходит в узком и глубоком русле между отмелью и отвесной скалой (с карманом), закручивая за отмелью водоворот диаметром до 10 метров. Если не приложить усилий и не выйти из него – снова выносит к скале.

В мощных водоворотах (поганках), а также в высоких стоячих валах и эффективность гребли резко снижается, что доставляет дополнительные трудности в управлении судном. В прижиме (пример – порог "Скала Каландарашвили") ближний к берегу гребец может просто не суметь сработать из-за торчащих скальных выступов. Это надо учитывать и с запасом просчитывать траекторию судна.

Организация страховки с берега при помощи метательных спасконцов малоэффективна при большой ширине реки (50-100м). Мы проходили препятствия, применяя следующие приемы:
- взаимостраховка – прохождение друг за другом с интервалом 50-100м и поочередной постановкой на страховку в уловах после сложных участков.
- страховка с берега и с воды – страховка первого и второго ката с берега силами экипажа третьего ката + прохождение первого и второго ката с взаимостраховкой, затем страховка третьего ката с берега силами экипажа второго ката и с воды силами экипажа первого ката

Действия группы при прохождении препятствий сведены в таблицу:

Препятствия

Просмотр

Взаимостраховка

Страховка с берега и с воды

Примечания

Перекаты и шиверы р.Сенца - + - Местами приходилось вылезать и протаскивать каты через сплошные каменные гряды
Перекаты и шиверы р.Ока - + - По основной струе
Порог "Трех геологов" + + - Ближе к острову
Порог "Пронеси, Господи – 1" + + По центру
Порог "Скала Каландарашвили" + + - По правому краю струи
Порог "Окинский" + - + По центру
Порог "Бурятский" + + - Левее камня
Порог "Пронеси, Господи – 2" + + - По центру
Порог "Ары-Бурье" + + - По центру
Порог "Харагольский – 1" + + - По центру
Порог "Харагольский – 2" + + - По центру
Порог "Мельница" + + - По правому краю струи
Порог "Центрифуга" + - + По левому краю струи
Перекаты, шиверы и пороги р.Ока (прочие) + + - -


Итоги похода, выводы и рекомендации

Для района характерна неустойчивая погода с большим количеством осадков. Наиболее дождливым месяцем считается июль. Нам с погодой повезло. А вот уровень воды в реках бассейна Оки и в самой Оке был низкий.

Энцефалитных клещей мы не встречали.

Буряты в большинстве своем – гостеприимные, добрые и честные люди. На их слово можно полагаться. Нужно уважительно относиться к национальным традициям, особенно у "обо" - священных мест принесения даров эжинам. Местные ребятишки – как и везде – шалят, с ними надо быть осторожными. У нас проблем не было, т.к. свое присутствие мы старались не афишировать.

Рекомендуем как минимум повторить нашу краеведческую программу. В Кырене и на дальней окраине Орлика, если договориться с шофером и сделать остановки, можно зайти в ламаистские монастыри – дацаны. За пос. Саяны есть местность Монголжен. Отсюда можно совершить прогулки к загадочным памятникам культуры, связанным с древним бурятским эпосом "Гэсэр".

Путь от источников Чойган к пику Топографов проходит мимо вершины Кок-Хем. Под ледником, стекающим с нее, говорят, есть живописное озеро с плавающими в воде айсбергами.

Маршрут полностью оправдал наши ожидания, оказался достаточно познавательным и интересным в спортивном плане. Как водная, так и пешеходная часть могут быть взяты по как отдельные маршруты для пешеходных и водных групп, однако при наличии у водников пешеходного опыта I к.сл. стоит пройти обе части. Пешеходникам, имеющим водный опыт I к.сл. можно рекомендовать в качестве второй части комбинированного похода сплав I-II к.сл.по Сенце от верховьев и далее по Оке до каньона или по Иркуту (в Тункинской долине). Комбинированный маршрут всегда дает более полное представление о районе, позволяет сочетать различные физические нагрузки, исключает психологическую усталость участников дальнего похода.

"Белые пятна", выделенные нами в каждой части похода мы основательно изучили и дали по ним исчерпывающую информацию, а именно:
- разведан и описан участок пешеходного маршрута между мин.ист.Чойган и пиком Топографов, что дает возможность планировать прохождение этих близко расположенных друг к другу интересных объектов в кольцевом варианте, а не в радиальном, как практиковалось ранее;
- разведано и описано начало водного маршрута по р.Сенца до впадения в Оку, что делает более логичным пеше-водный маршрут, приблизив начало водной части к концу пешеходной;
- разработан график оперативного посещения достопримечательностей юго-западной части Байкала, что дает возможность максимально оптимизировать познавательную программу и экономит драгоценное время.

Если планировать побольше времени на пешеходный маршрут – можно:
- дойти радиально (по лаве) до озера Хара-Нур (говорят: красиво),
- спуститься по Хэлгину к озерам Дэдэ-Хухэ-Нур и Додо-Хухэ-Нур, а затем через водораздел подняться к озеру Болдоктой-Нур и далее по маршруту - этот вариант делает маршрут менее сложным (перевал 1Б заменяется н/к) и планировался в качестве запасного.

В низовьях Даргыла основная тропа идет по левому берегу

Есть короткий путь от мин.ист.Хойто-Гол к мин.ист.Чойган вверх по долине р.Хойто-Гол и далее с выходом на седловину перевала Чойган-Дабан. Этот путь хорошо знаком местным жителям.

С середины июля большинство местных жителей на сенокосе. Лошадей в это время найти непросто.

Прохождение кольца: устье р.Хойто-Гол – р.Даргыл – р.Хэлгин – мин.ист.Чойган – пер. Чойган-Дабан – р.Дунда-Гол – изначально было запланировано по часовой стрелке. Однако, придя на к устью р.Хойто-Гол мы не досчитались в заброске основной части продуктов (тушенки, колбасы, шоколада, сгущенки, чая и многого другого). Из-за этого нам пришлось идти сначала к следующей заброске в Чойган. Как позже выяснилось, прохождение этого кольца против часовой стрелки гораздо более удачно с точки зрения ориентирования.

Рекомендуем использовать катамараны с металлическими рамами, чтобы не быть туристами-варварами в глазах наивных (пока еще) бурят, живущих в горах, тем более, что к начальной точке сплава можно подъехать на машине.

Рекомендуем обязательно запланировать дневки в устье Жомболока, за порогом "Бурятский" (туристский музей), на стрелках у впадения Хойто-Оки или Урдо-Оки.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 ethidium, 03.06.2006
По телефону "Автоколонны 1880" - квартира!
 Максим, 26.07.2011
Южно-Байкальская туристическая компания теперь по большей части занимается строительными работами )) Теперь занимаются туризмом в основном ООО "Аккорд" http://baikal-turizm.ru (+7 914 8900 925, Майя) и БайкалТур http://bаikаltur.cоm
 Максим, 02.05.2012
Маленько наврал - телефон другой: http://baikal-turizm.ru">Отдых на Байкале +7 914 913 00 42, Александр.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100