Виды туризма

13 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 1808 0

Автор: Михаил Трусков (Тула) 

В рамках проекта "Малые реки Тульской области"

Истоками Шиворони можно считать большой пруд у села Федоровка Узловского района Тульской области. Ниже плотины река представляет собой неширокий ручей, непригодный для сплава.

Первый десяток километров Шиворона (или Шиворонь, как её ещё называют) течет среди голых лугов в невысоких берегах. Окрестности реки плотно заселены, и интереса для сплава даже по высокой весенней воды участок не представляет, тем более, что в районе автотрассы М-4 Москва-Воронеж Шиворона разливается длинным водохранилищем, на котором весной долго стоит лед.

Весенний сплав можно начинать от моста на автодороге у северной окраины поселка Октябрьский. Здесь даже в летнюю межень ширина и глубина Шиворони достаточна для сплава на каяках. На шестикилометровом участке до моста в селе Дедилово река, в основном, течет среди прибрежной полосы старых ив с редким подлеском, за которыми расстилаются поля. Из препятствий – пара традиционных завалов с несложными обносами, ближе к Дедилову – кладни. Весной эти препятствия естественным образом исчезают, скрытые поднявшейся водой.

Ниже Дедилова Шиворонь все также вяло петляет среди ивняка по задворкам огородов, пока её течение вообще не исчезает. Под мостом у села Пушкари Шиворона представляет собой практически стоячую мутную воду, к середине лета приобретающую зеленоватую окраску (фото 1). Дно глинистое, берега густо заросли крапивой. Ширина реки здесь около 20 метров . Единственно удобное здесь место для спуска лодок на воду – непосредственно под мостом.

Участок от Пушкарей до устья Шиворони вполне подходит для однодневного сплава на каяках или надувных байдарках. Река протекает по открытой луговой местности, периодически входя в тень прибрежного ивняка. Препятствий, требующих обноса, не так много, хотя на начальном участке иногда придется попотеть, протискивая лодку среди склоненных ветвей прибрежных лозин.

Чтобы сократить маршрут до приемлемых 20 километров, можно завершить путешествие у деревянного моста близ села Подосинки. Продолжая сплав по Упе можно завершить маршрут через 3 километра после устья Шиворони в селе Фатеево, куда подходит асфальтовая дорога, либо идти до моста на трассе Тула – Новомосковск (ещё около 9 км).

3 июля 2005 г. Каяк "Данцер"

Посмотрев на Шиворонь с высоты моста у села Пушкари осенью 2004 года, я не проникся к ней особой симпатией и оставил прохождение по ней на тот момент, когда все запланированные реки моего проекта будут уже позади. Так и получилось. Решив в середине лета 2005 года оперативно покончить с походами и перейти непосредственно к описанию рек и подготовке книги, я поставил перед собой непростую задачу пройти за два свободных выходных дня три реки – Дон, Непрядву и Шиворонь. За субботний день 2 июля я пробежал на каяке по Дону от Епифани до Татинок, а потом совершил кавалерийский наскок на Непрядву, пройдя участок от поселка Михайловский до поселка Кичевский. На воскресенье 3 июля было запланировано путешествие по последней реке, которая стояла в моем перечне проекта "Малые реки Тульской области" - Шивороне.

В 7 часов 50 минут утра я уже спускал каяк на воду под мостом у села Пушкари. Мутная в этих местах Шиворона не предвещала впереди каких то особых красот. Стартовал с мыслью – "Раз запланировал – надо пройти…".

Каяк резво побежал по стоячей воде. Из опыта сплавов по тульским рекам я знал, что подобное "застойное" состояние реки неизбежно должно закончиться мощным завалом или старой плотиной. Так и оказалось. Добротное бетонное сооружение преградило мне путь буквально через 300 метров после старта.

Перепад уровней воды около полутора метров. Примерно половина потока реки уходит слева от плотины через узкую искусственную "канализацию", явно созданную творческим гением советского человека (фото 2). Часть воды зеленоватым водопадом сваливается через ворота в плотине, создавая внизу мощную пенную бочку (фото 3).

Долго хожу по бетонному сооружению, выбирая способ его преодоления. Появившуюся мысль о прыжке с водопада приходится отбросить, как излишне авантюрную. Каяк с трудом втиснулся бы в узкие ворота слива, и любое касание шершавых стенок было бы чревато потерей скорости и зависанием в мощной бочке. Учитывая отсутствие какой либо страховки с берега, давлю свои дерзкие помыслы на корню.

Рискуя искупаться, но в более безопасных условиях, спускаю каяк в искусственное русло, ставлю его на корни вывороченного дерева и тюленем соскальзываю в струю. Лодка стрелой проносится меж крутых глинистых берегов и буквально выплевывается в пенистые "поганки" метрах в 30 ниже плотины (фото 4).

Для владельцев байдарок и просто нормальных туристов рекомендую несложный обнос по левому берегу вдоль "канализации" с достаточно удобными выходом на берег и спуском с него.

Ниже Пушкарей река приобретает достаточную полноводность, что сплав по ней на байдарках уже не выглядит абсурдным. Река сужается до 15- 20 метров и начинает чувствоваться небольшое течение. По берегам ивы. Их склоненные к воде ветви иногда создают препятствия для движения, но обносов пока не требуется. На чистых участках с травянистыми берегами со дна реки поднимаются водоросли (фото 5).

На воде встречаются множество утиных выводков. Давно привыкнув к тому, что на тульских реках постоянно встречаешь диких уток, их количество на Шиворони поразило. Видимо поэтому, эти места примечены охотниками. На берегах тут и там видны капитальные шалаши с большими "бойницами", направленными в сторону воды. Проплываю мимо металлической таблички с надписью "Киреевский госфонд".

Река раздваивается. И в одном и в другом рукаве русло забито деревянным мусором. Завал в левом русле кажется менее капитальным и я направляюсь туда. После 10 минут бесплодных попыток разгрести наплавные бревна, выхожу на левый берег и обношу завал сквозь высокую крапиву.

За завалом на берегах вижу множество свежеповаленных деревьев. Часть из них лежит на берегу, часть перегораживает реку. К счастью, везде есть "дырки" куда можно направить узкое тело моего каяка (фото 6). Такое впечатление, что вдоль реки пронесся ураган, в прямом смысле, наломав немало дров (фото 7).

Участок бурелома скоро кончается, и река выходит на открытые просторы. Впереди уже видны трубы поселка Бородинский. Ширина реки около 25- 30 метров , со дна поднимаются водоросли, которые местами покрывают почти всю поверхности воды (фото 8). Течения почти не чувствуется. На правом берегу виднеются домики села Епишево.

На крутом повороте у берега притулились три небольшие насосные станции с трубами-хоботами, опущенными в реку. После них создается впечатление, что река ими наполовину выпита – она сузилась и течет узкой ленточкой в низких луговых берегах. Вновь и вновь в прибрежную траву от меня шарахаются многочисленные утиные семейства. Их мамочки с неизбежной долей самопожертвования старательно изображают из себя раненых героинь, пытаясь ударами крыльев о воду привлечь внимание к себе и увести моё хищного вида суденышко подальше от их беззащитных чад.

В селе Морковщино ползком преодолеваю металлический пешеходный мост, скрытый тонким слоем воды. Каяк пластиковым дном противно скребёт по железу, но выходит из этого противоборства явным победителем и без видимых повреждений продолжает путь по реке к явному неудовольствию группы нетрезвых аборигенов, расположившихся на берегу. Судя по их выразительным репликам, они ожидали от нас полного фиаско… Бетонный автомобильный мост выплывает после правого поворота реки. Под мостом ровное течение реки, не осложненное привычными остатками бетонно-арматурного мусора.

За мостом на левом берегу фанерные лачуги овощеводов. К реке теснятся небольшие насосные агрегаты, высасывая драгоценную воду на огромные плантации, расположенные на заливных лугах левого берега. Остановившись на холмистом правом берегу, я с любопытством разглядывал ровные грядки, на которых там и тут виднелись кучки людей. Часть плантаций была заботливо укрыта полиэтиленовой пленкой.

Река не меняет своего характера. Она то проходит среди коридора ив с несложно проходимыми завалами, то выходит в луга (фото 9). В "лесных" участках встретились пара сломанных подвесных мостика на тросах, давно никем не ремонтированные (фото 10).

Берега Шиворони здесь, в основном, высокие. Постепенно у берегов стали появляться кувшинки, хотя и не в таких количествах, как на Дону или Непрядве (фото 11).

Завершаю свой недолгое путешествие у деревянного автомоста близ села Подосинки (фото 12). До впадения Шиворони в Упу ей осталось неспешно пробежать среди полей и лугов около 6 километров.

Резюме

Река Шиворона не блистает какой-то особой красотой и вряд ли найдет среди туристов-водников своих почитателей. Достаточное количество препятствий и отсутствие по берегам хоть каких-то лесных массивов не позволяют отнести эту реку к тем, путешествие по которым я могу рекомендовать с чистой душой.

Михаил Трусков, 2005 г.

Река ШиворонаРека ШиворонаРека ШиворонаРека ШиворонаРека ШиворонаРека ШиворонаРека ШиворонаРека ШиворонаРека ШиворонаРека ШиворонаРека ШиворонаРека Шиворона

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию