Виды туризма

13 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 1036 0
Июнь 2005 года

Автор: Георгий Дремин (Электрогорск)

Состав группы:

1) "Таймень-2": Щепетильников Эдуард, Калиновский Виталий, Трубкин Николай Иванович;
2) "Таймень-2": Швец Василий, Швец Дима (7 лет);
3) "Нева-2": Дремин Георгий, Капустин Андрей.

Ходовых дней: два.

Начало маршрута – левый берег речки Шорна, где-то между селами Алешки и Тимошкино в северо-западной части Владимирской области. Протяженность маршрута – 45 км. Конечная точка – город Киржач. До места старта добирались микроавтобусом из города Электрогорска. Сначала мы двигались по дороге, отходящей от Горьковской трассы на Сергиев Посад, затем свернули в сторону города Киржач и, миновав его, поехали по дороге, ведущей в город Кольчугино. У деревни Жердево главная дорога поворачивает налево и пересекает железнодорожную ветку Александров–Юрьев-Польский. Сразу после железнодорожного переезда главная дорога уходит вправо, а мы двинулись прямо в сторону деревни Афанасово. Миновав ее, в следующей деревне Савельево свернули направо и, преодолев километров пять ухабистой грунтовой проселочной дороги, добрались до речки Шорна. Ширина речки в этом месте не превышает 5-7 метров.

Судя по атласу Владимирской области, выпущенному в 2003 году, где-то здесь должна быть деревня Алешки. Но встретившиеся нам местные жители, в виде двух плохо выспавшихся мужиков, ничего про деревню Алешки не знали и упорно называли это место деревней Тимошкино. Впрочем, на противоположном берегу из-за крон деревьев выглядывала колокольня полуразрушенной церкви. Ближайшее подобное строение, опять же судя по атласу, было только в селе Фролищи. К началу маршрута прибыли около десяти часов утра. Сборка лодок и завтрак заняли два часа, ближе к полудню благополучно стартовали.

Первое впечатление от речки Шорна оказалось сугубо положительным. Неширокая, заросшая водорослями и кувшинками, река неспешно петляет по низине, укрытая со всех сторон кустарником. Хорошая солнечная погода и полное безлюдье на берегах способствовали идиллическому восприятию среднерусского пейзажа. Однако уже через полчаса плавания, едва показались на правом берегу первые дома деревни Тимошкино, мы столкнулись с первыми трудностями в виде завала из упавших поперек реки деревьев. Пришлось одному члену нашей группы залезать по пояс в воду и растаскивать бревна, чтобы провести байдарки через завал. Едва миновали один завал, оказались перед следующим. Здесь пришлось пустить в ход топор.

Тем не менее, спустя час, мы оказались вблизи селения Ясная Поляна. Здесь речка разливается в виде живописного пруда и теряется в зарослях камыша. После разведки на берегу выяснили, что река здесь подпружена. Плотина из наклонных бетонных плит сооружена под мостом. Байдарки из пруда к плотине можно провести по канаве вдоль дороги (kanava.jpg). На сливе через плотину можно отработать приемы сплава по быстрой воде. Чем мы и занимались в течение часа. Сразу же за плотиной есть небольшой порожек.

За Ясной Поляной речка Шорна продолжает петлять по заросшей кустарником и лесом равнине. От этой части маршрута осталось такое впечатление, что река петляет гораздо запутаннее, чем это отражено на карте с масштабом 1:100000. Течение здесь более быстрое, препятсвия в виде торчащих бревен, наклоненных стволов, резких поворотов и песчаных отмелей не дают расслабиться. Встретились еще два больших завала. Хорошо помогает двуручная цепная пила. В районе деревни Климково в Шорну впадает Большой Киржач. Ниже по течению речка называется Большой Киржач, хотя Шорна в месте впадения намного полноводнее.

Историки считают, что название реки Киржач, так же, как и реки Керженец, протекающей по Нижегородской области, происходят от слова «керджи», которое сохранилось в мордовском языке и означает «левый». Река так названа, видимо потому, что она является левым притоком Клязьмы. Первое упоминание в русских летописях о селе на реке Киржач относится к 1328 году, т.е. к временам московского князя Ивана Калиты. В 1358 году Сергий Радонежский основал на берегах реки Киржач Благовещенский монастырь.

Километра через три после впадения Большого Киржача в пределах деревни Недюрево речку перегораживает рухнувший бетонный мост. Под низко лежащими балками не пробиться. Сделали неудобный обнос по левому берегу. Чуть дальше брод через реку и пляж с купающимися детьми. Гонка с препятствиями так увлекла, что мы пропустили не только обед, но и следующий перекус. Опомнились только часов в пять пополудни. Следует отметить, что семилетний Дима, благодаря мужскому воспитанию, всю дорогу вел себя безупречно, как мог помогая папе грести. Следующие километров шесть плыли, выбирая подходящую стоянку. Из достопримечательностей запомнился большой железный ржавый автомобильный мост, нависший над рекой. Где-то в полвосьмого встали на ночевку на левом берегу. Палатки поставили на ровном лугу. Оказалось, что в этом месте река делает поворот на 180 градусов, поэтому сосновый лес метрах в двухстах от нас, на который мы рассчитывали как на источник дров, оказался на противоположной стороне реки. Все равно без топлива не остались.

Остаток дня и вечер провели у костра, готовя ужин. Купание в прохладной воде хорошо сочеталось с небольшими дозами красного вина. После заката на луг опустился туман. Он тонким, но плотным слоем растелился над травой. Шашлык и пение соловья завершили и без того прекрасную картину дня.

На следующий день, не смотря на угрозы синоптиков, погода продолжала радовать. Вышли рано, без пятнадцати десять, подгоняемые сознанием, что в первый день не смогли пройти первую половину маршрута. Минут через пятнадцать встретился автомобильный мост. Видимо он соединяет деревни Смольнево и Трутнево. Через полтора часа показался железнодорожный мост. В километре ниже него река вдруг уходит вправо, обнажается каменистое дно, и течение резко убыстряется. Какое-то время река тащит байдарку по камням. Метрах в двухстах ниже этого участка на левом берегу хорошая стоянка с пляжем.

Автомобильный мост, обозначенный на карте чуть ниже железнодорожного моста, разрушен и не используется. Он видимо сгорел. Наконец добрались до места впадения Малого Киржача. Река здесь становится заметно полноводнее. Завалов больше нет. Заметнее следы цивилизации. Стало попадаться больше народу. Кое-где сидят рыбаки. К двум часам пополудни добрались до деревни Илькино. В полутора километрах от нее находится платформа, где останавливаются электрички, следующие из Александрова в Орехово-Зуево. Но наш путь лежит дальше по направлению к городу Киржач.

В трех километрах ниже Илькино реку перегораживает плотина, никак не обозначенная на нашей карте. Перепад воды составляет полтора-два метра. Вода скатывается по бетонным плитам и дальше бурно течет между больших камней. Обнеслись по правому берегу. У плотины много дачников из Москвы. Город Киржач встречает приплывающих по одноименной реке путешественников тремя навесными пешеходными мостами, один красивее другого. В струях воды под ними плещутся юные наяды и ундины. Чуть ниже по течению на высоком крутом берегу видны звонница и стены Благовещенского монастыря. На территории монастыря расположены Благовещенский собор и церковь Спаса, являющиеся памятниками архитектуры 15-16 веков.

В километре ниже монастыря река поворачивает налево и протекает под автомобильным мостом. В четыре часа пополудни мы остановились на правом берегу, немного не доплыв до моста. Разборку байдарок лучше проводить сразу за мостом, чтобы не обходить заболоченный пруд. Сразу за мостом остатки разрушенной плотины. Через этот мост в древности пролегал знаменитый Стромынский тракт, ведущий из Москвы во Владимир. Современные извозчики согласились за 1200 рублей домчать нас на «газели» до Электрогорска. Если бы мы не сторговались с извозчиками, пришлось бы со всем скарбом перемещаться на железнодорожный вокзал, что расположен в километре от моста, и ждать электрички на Орехово-Зуево.

Резюме:
Прохождение маршрута оказалось более динамичным и напряженным, чем ожидалось при его подготовке. В первый день плавания речка не давала расслабиться ни на минуту. Это, а также почти полное безлюдье на берегах, несмотря на выходные дни, составляют главные преимущества маршрута. Основные опасности связаны с завалами и подтопленными бревнами

Шорна – Большой Киржач – КиржачШорна – Большой Киржач – КиржачШорна – Большой Киржач – КиржачШорна – Большой Киржач – КиржачШорна – Большой Киржач – КиржачШорна – Большой Киржач – КиржачШорна – Большой Киржач – КиржачШорна – Большой Киржач – КиржачШорна – Большой Киржач – Киржач.  

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию