Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о водном туристском путешествии пятой категории сложности по маршруту: г. Москва – г. Улан-Уде – г. Закаменск – пос. Далахай – волок на реку Хангарул – пер. Сюр-Даба – р. Хангарул – р. Зун-Мурин – пос. Зун-Мурино – г. Слюдянка – р. Слюдянка – волок на реку Утулик – пер. Чертовые ворота – р. Утулик – турбаза «Утулик» – г. Слюдянка - г. Москва, совершенном с 1 июля по 1 августа 2000 года

Руководитель: Лурье В.А. (Москва)

Содержание:
  1. Паспорт маршрута;
  2. Состав группы;
  3. Подъезд и отъезд с маршрута;
  4. Техническое описание маршрута и лоция рек Хангарул, Зун-Мурин, Утулик:
    1. График движения;
    2. Пеший переход на р.Хангарул;
    3. Лоция рек Хангарул и Зун-Мурин;
    4. Пеший переход на реку Утулик;
    5. Лоция реки Утулик;
  5. Выводы и рекомендации
Паспорт маршрута

Вид туризма: водный.
Район путешествия: Забайкалье.
Категория сложности: пятая.
Нитка маршрута: г. Москва – г. Улан-Уде – г. Закаменск – пос. Далахай – волок на реку Хангарул – пер. Сюр-Даба – р. Хангарул – р. Зун-Мурин – пос. Зун-Мурино – г. Слюдянка – р. Слюдянка – волок на реку Утулик – пер. Чертовые ворота – р. Утулик – турбаза «Утулик» – г. Слюдянка - г. Москва.
Средства сплава: 2 четырехместных катамарана.
Протяженность маршрута: 226 км (62км пешком + 164 сплав).
Продолжительность похода: 01.07 - 02.08.2000 г. (33 дня).

Состав группы

№ п/п Фамилия И. О. Год рожд. Туристский опыт Обязанности в группе
1 Лурье Валентин Абрамович 1951 р.Шавла 5р руководитель
2 Дементьев Игорь 1978 р.Коргон -4у, Р.Она – 4 у зам.руковод.
3 Горелов Сергей 1982 р. Кожа – 3у, р. Она – 4у командир
4 Хренов Андрей 1982 р. Кожа – 3у, р. Она – 4у ремонтник, лоцман
5 Смирнов Максим 1982 р. Кожа – 3у, р. Она – 4у ответств. за снаряжение
6 Лурье Евгений 1983 р. Она – 4у казначей, видеооператор
7 Марченко Григорий 1982 р. Кожа – 3у, р. Она – 4у фотограф, метеоролог
8 Карцева Татьяна 1982 р. Кожа – 3у, р. Она – 4у завхоз, медик

Подъезд и отъезд с маршрута

Подъезд к началу маршрута по реке Хангарул следующий: на любом поезде до Улан-Уде, далее рейсовым автобусом до Закаменска. Один автобус в сутки в 8.00 (переполненный). Затем рейсовым автобусом Закаменск – Далахай. Один раз в день в 10.00 из Закаменска. Проще договориться на автостанции Улан-Уде с автобусом или микроавтобусом прямо до Далахая. Нам аренда микроавтобуса стоила 3000 рублей.

В поселке Далахай нам удалось договориться с трактором, который подвез нас 15 км вверх по реке Цакирка (можно и дальше в зависимости от наличия спирта, солярки и уровня воды в реках) и нанять 5 лошадей для подъема на перевал. Стоило это нам 1000 рублей и 1 литр спирта (не смотря на наличие в магазинах водки, спирт по-прежнему в этих районах ценится выше денег).

Переезд от поселка Зун-Мурино до Слюдянки на проходящих рейсовых автобусах 6 раз в день с 8.15 до 19.05. Для переезда от Слюдянки до начала волока на Утулик необходимо договариваться об автомашине с двумя ведущими мостами(ГАЗ-66, Урал, ЗИЛ-130 и т.д.) Такие машины в городе есть, больше всего их на автопредприятиях в Култуке. Мы договорились с местным пожарным управлением и наняли ГАЗ-66.

Из поселка Утулик в Слюдянку можно добраться электричкой ( 3 раза в день): 8.15, 11.05, 19.10. Или проходящими автобусами из Байкальска – каждые 1.5-2 часа с 7.00 до 20.00 Единственный поезд на который продают заранее билеты из Слюдянки на Москву это поезд Улан-Уде – Москва. Отправляется из Слюдянки в 2.45 утра местного времени.

Техническое описание маршрута и лоция рек Хангарул, Зун-Мурин, Утулик
График движения

Дни Дата Участки маршрута Способ передвиж. Км Характер препятствий Примечания
1-5 1.07 - 5.07 Москва – Улан-Уде поезд 5650 - -
5 5.07 г.Улан-Уде - - - Посещение Иволгинского монастыря. Ночевка в гостинице Закаменского района
6 6.07 До г. Закаменск микроавтобус 400 - Ночевка в гостинице г.Закаменска
7 7.07 до пос.Далахай, до последней фермы микроавтобус, трактор, пешком 110+15+16 Хорошая грунтовая дорога, сильно заболоченная местность, броды через ручьи Стоянка на большой поляне у последней фермы. Шли налегке. Основные вещи везли на лошадях
8 8.07 До границы леса на спуске с перевала пешком 11 Хорошая набитая тропа, крутой подъем на перевальный хребет, траверс перевального хребта, крутой спуск с перевала. Стоянка на высокой террасе на ПБ ручья, во мху. До перевала Сюр-Даба вещи везли на лошадях. Вниз пошли с рюкзаками в одну ходку.
9 9.07 До реки Хангарул пешком 7 Хорошая тропа, часто пересекающая ручей. Переправа через р.Хангарул Стоянка на большой открытой поляне ПБ реки Хангарул напротив окончания тропы. За 1.5 км до конца, тропа взбирается на верхнюю террасу ручья и уходит от него.
10 10.07 Дневка. Строительство судов. - - - -
11 11.07 До базы геологов сплав, обнос 8 Первая ступень каньона "Водопадный". Обнос его по ПБ (600 м). Пор. Чемодан Стоянка на прибрежной поляне ЛБ рядом с брошенной базой геологов
12 12.07 Полудневка, до пор.«Западня» сплав 8 Пороги: Нежданный, Островной, Уступ, сильные шиверы Стоянка на поляне высокого ПБ в зоне видимости входа в порог Западня
13 13.07 До пор Входной сплав 23 Пор.Западня, каньон Зубья, пор.Крокодил, пор.Клык, мощные шиверы Стоянка на песчаной отмели ПБ, за галечным островом напротив характерной скалы
14 14.07 До пор. Шурик (р.Зун-Мурин) сплав 9 Пор. Входной, каньон Труба, каньон Иван-Царевич Стоянка на поляне ПБ выше пор.Шурик. Завершили прохождение р.Хангарул, впали в р.Зун-Мурин
15 15.07 Дневка. Тренировки на пор.Шурик (за основным сливом) - - - -
16 16.07 До устья реки Тумусун сплав 45 Пор. Шурик, многочисленные мощные шиверы р.Зун-Мурин Стоянка на большом песчаном пляже ПБ за устье правого притока р.Тумусун
17 17.07 До пос.Зун-Мурино(1 км до поселка) сплав 34 Шиверы средней сложности и слабые Стоянка на ЛБ, на красивой лесной поляне рядом с дорогой, за большой галечной отмелью.
18 18.07 Пос.Зун-Мурино – гор.Слюдянка автобус 90 - Ночевка в школе №1. Поиск машины.
19 19.07 До места начала волока. До метеостанции. автобус, пешком 30 + 10 Хорошо набитая тропа Стоянка на лесной поляне за метеостанцией
20 20.07 До границы леса на спуске с перевала пешком 10 Залитая водой тропа, перевал Чертовые ворота Стоянка на большой поляне ПБ 100 м выше тропы
21 21.07 До реки Утулик пешком 8 Хорошая тропа. Переправа через Утулик Перейти вброд Утулик по нашей воде не смогли, за 1 час построили временный катамаран и на нем переправились за 3 траверса. Стоянка на красивой поляне ПБ.
22 22.07 Дневка. Строительство судов - - - -
23 23.07 До пор. Чижик. Полудневка сплав 13 Пор. Рассохинский Стоянка на лесной поляне ЛБ напротив пор.Чижик
24 24.07 Дневка - - - -
25 25.07 До пор.Мангутайский сплав 12 Пороги Трехкаскадный, Траверс, Гротовый, Трек Стоянка на большой песчанной поляне ЛБ у леса перед пор.Мангутайский
26 26.07 До турбазы «Утулик» сплав 15 Пороги Мангутайский, Зев, Большой, Малый, мощные шиверы Ночевка на турбазе в корпусах
27 27.07 Пос. Утулик - г. Слюдянка автобус 45 - Ночевка в общежитии лицея-интерната
28 28.07 Дневка в Слюдянке (баня, музей) - - - Посещение музея минералов
29 29.07 Слюдянка – Иркутск - Слюдянка электричка - - Экскурсионная поездка в Иркутск, экскурсия по старому городу, музей природы Байкала
30-33 30.07 - 2.08 Слюдянка –Москва поезд 5400 - -

Пеший переход на р.Хангарул

Еще в гостинице города Улан-Уде мы познакомились с начальником Закаменского районного комитета образования. Он дал нам записку завучу средней школы в Далахае с просьбой оказать нам содействие. Записка нам очень пригодилась, лишь с ее помощью нам удалось добыть на совхозном складе 20 л солярки для трактора. В поселке Далахай, как в старые добрые советские времена дефицит горючего. Лучше привезти солярку с собой из Улан-Уде, тогда проблем будет существенно меньше. Кроме того, нам удалось за приемлемую цену нанять лошадей, которые завезли наши рюкзаки на перевал.

Трактор нас высадил на огромной поляне пред зимовьем на ПБ реки Цакирка, в этом месте дорога раздваивается: одна - уходит на залесеный склон ПБ, а другая круто спускается к реке Цакирка на ее ЛБ. Тракторист сказал, что при разлившейся речке здесь нельзя переправиться, а по ПБ дороги нет. Полагаем, что он лукавил, просто пожалел тратить лишнюю солярку. По-видимому, при желании можно договориться и доехать до последнего зимовья, но мы не проявляли настойчивость, имея в запасе лошадей. Загрузив лошадей рюкзаками, мы тронулись в путь.

7 июля. Прошли 5 ходок по 50 минут с 10 минутными перерывами между ходками. Тропа все время идет по заболоченной долине ПБ реки Цакирка, периодически поднимаясь на склоны и петляя между деревьями. По дороги насчитали 3 фермы. У последней из них встали на ночевку.

8 июля. Через полчаса хода долина сужается и тропа начинает постепенно выходить на подъем, периодически переходя с одного берега речки(уже ручья) на другой. Через 50 минут мы доходим до последней охотничьей избы. Больше строений мы не встречали до самого Зун-Мурина. Еще через 2 ходки по 50 минут встали на перекус у начала подъема. После перекуса начинается самый трудный участок пути. Сначала по лесной тропе мы поднимаемся до границы леса. Ходки уменьшаются с 50 до 30 минут, а отдых между ними с 10 до 20 минут. Через 40 минут хода мы вышли на безлесный склон и стали подниматься по нему вверх, постепенно траверсируя хребет справа налево. Подъем становится все круче. Еще 2 ходки по 20 минут и мы на вершине перевала Сюр-Даба. Здесь мы прощаемся с нашими проводниками, переупаковываем рюкзаки, и впервые в этом походе с полной выкладкой начинаем спуск по очень крутой тропе в долину ручья. Первые 600-700 м спуск очень крутой и дается нам с большим трудом. Постепенно крутизна спуска уменьшается, становится чуть легче, но все равно в первом же месте за границей леса мы встаем на ночевку. Крутой подъем и спуск с тяжелыми рюкзаками сделали свое дело, больше сил уже не осталось. Место для стоянки не очень удобное: палатку поставили на высокой террасе во мху, на которую забирались с трудом, полуползком. Костер же сделали внизу у ручья на каменистом пятачке.

9 июля. Оставшуюся часть пути прошли в 3 ходки по 40 мин чистого времени с перерывами по 20 минут. Тропа неплохая, иногда заболоченная, несколько раз поднимается вверх на террасы, обходя скальники, и 15 раз переходит с одного берега реки на другой. Через 1.45 чистого времени, тропа последний раз взбирается на склон ПБ, уходя от ручья, и больше к нему не возвращается. Пройдя через грязное болото(150 м), мы выходим к реке Хангарул. После переправы через реку встали на большой поляне ПБ реки.

Место для строительства судов мы выбрали на ПБ реки Хагарул, так как на ЛБ стоянок в зоне обозрения не было видно. Для этого пришлось переправиться через реку Хангарул. Поляна старта очень большая и удобная, на ней смогла бы разместиться и группа в 2-3 раза больше, чем наша.

10 июля. Дневка. Строительство судов.

Лоция рек Хангарул и Зун-Мурин

11 июля.

22.- 24. Крутопадающие шиверы. Прохождение без просмотра по основной струе.

25. Каньон Водопадный. Ориентиры: слева впадает крупный ручей с хорошо выраженной долиной. Далее левый поворот; на правом берегу кора деревьев ободрана половодьем. За поворотом справа мель и залом из плавника, слева видна хорошо выраженная долина левого притока, впадающего за начальной частью каньона. Впереди высоко над каньоном красивая скальная стенка с выходами мрамора.

Входная часть (до притока) проходима. Осмотр с ПБ. 2 мощных слива между которыми быстороток. За вторым сливом небольшое улово под ПБ, в котором необходимо зачалится для обнoса каньона Водопадный. Каньон имеет большой уклон, в нем 2 габаритных непрохода, остальные участки возможно проходить. Локальный обнос непроходов крайне затруднителен из-за высоких стенок каньона. Лучше обнести весь каньон кроме первой ступени.

Тропа от отмели перед каньоном поднимается на невысокую террасу, затем спускается к воде около 70 м. За порогом два крупных острова, поросшие лесом. Тропа подходит к воде между ними. Правая протока маловодна. В этой протоке весьма сложная шивера. Хороших стоянок в районе каньона нет. Есть приемлемые стоянки на террасе правого берега у конца второго острова и ниже, над последующими шиверами.

Проходили по одному экипажу с береговой страховкой для 1-го судна и с нижней для второго. Заходили из-под ЛБ, обходя каменную гряду. Затем уходили под ПБ , где и чалились. Обнесли весь каньон по тропе ПБ (около 600 м). Между островами провели суда в левую протоку.

26.- 29. Мелководные шиверы. Прохождение без просмотра по основной струе.

30. Пор. Чемодан. Ориентиры: за правым поворотом слева высокий обрыв, справа 2 больших камня - вход в порог. На входе слив 0,6 м, через 6-7 м после него в центре надводный камень, струя уходит вправо. Через 30 м - гряда обливных камней. Далее по центру несколько крупных надводных камней, слева проход шире, справа - слалом между камней. На выходе горка с обливным камнем в конце по центру. За порогом слева красивым водопадом впадает ручей. После входной ступени порога на правом берегу хорошая, но маленькая стоянка. Проходили по одному, со страховкой с берега и с воды.

31.- 32. Сложные шиверы. Прохождение без просмотра по основной струе. После 32 долина расширяется.

33.- 43. Простые шиверы и перекаты. Прохождение без просмотра по основной струе. Часто садились на камни. Река течет в широкой котловине. Встали на стоянку на прибрежной поляне ЛБ, рядом с брошенной базой геологов. С воды она хорошо видна.

12 июля.

44.- 59. Простые шиверы и перекаты. Прохождение без просмотра по основной струе. Мелко.

60. Пор. Нежданный. Название свидетельствует о слабых познаниях его авторов в гидрографии, поскольку именно здесь и следовало ожидать порог. Котловина заканчивается, борта долины сходятся, река упирается в высокую скальную стенку правого берега и резко сворачивает влево. Перед поворотом обливные камни, струя переходит от правого берега к левому. Далее несколько гряд обливных камней, проход ближе к ЛБ, почти прямолинейный. Осмотр с ПБ. Проходили по одному, со страховкой с берега и с воды.

61.- 62. Две шиверы на прямом участке, практически сливающиеся в одну. Прохождение без просмотра по основной струе, лавируя между камнями.

63. Пор. Островной. Ориентиры: крутой правый поворот, за ним у правого берега небольшой островок, поросший елями. Правая протока очень маленькая, островок почти сливается с берегом. В левой протоке обливные и надводные камни. За островком вода собирается под правым берегом, слив через гряду обливных камней, бочка 0,5 м, далее горка около 1,2 м с валами до 0,8 м. В конце горки прижим к большому надводному камню у правого берега. Проходили по одному, со страховкой с берега и с воды.

64. Пор. Уступ - рядовая шивера, проще многих предыдущих. Прохождение без просмотра по основной струе.

65.- 67. Шиверы. Мощный правый приток. Прохождение без просмотра по основной струе.

68.- 72. Шиверы. Некоторые весьма сложные и мощные. Местами сливы до 1 м, валы до 1 м, бочки до 1 м, прижимы к скальным берегам. Прохождение без просмотра по основной струе. Встали на стоянку напротив левого притока на поляне высокого ПБ в зоне видимости входа в порог Западня.

13 июля. Всю ночь шел дождь и вода сильно поднялась. Все пороги и шиверы стали более мощными и интересными с валами по 2-2.5 м и со сливами до 1.5 м, что требовало дополнительного внимания. Несколько мощных шивер на этом участке нам пришлось просмотреть.

73.- 75. Река входит в небольшую котловину и разбивается на 3 протоки. В протоках мощные швр. 73.- 75. Со всех сторон красивые скальные стенки, и трудно понять, где выход из котловины. Река собирается в одно русло далеко справа. Шиверы проходили правыми протоками, после слияния проток чалились к ПБ.

76. Пор. Западня. Ориентиры: после небольшого плеса, на крутом левом повороте сильный прижим к скальной стенке правого берега. Примерно через 50 м вторая ступень - горка с чистыми валами до 0,8 м. Осмотр первой ступени с ПБ, второй (после прохождения первой) - с ЛБ. Порог проходили по одному, зачаливаясь у ЛБ после первой ступени.

77.- 100. Чередование простых шивер и перекатов со сложными шиверами и прижимами. Местами горки c валами до 2.5 м и бочками больше 1 м. Проходили в основном без осмотра, по основной струе, по валам уходя от самых крутых бочек. Осмотрели 4 шиверы: 80-81 вместе, 93 и 98 перед каньоном Колорадо.

101. Каньон Колорадо. Длина около 100 м. На входе горка с валами и бочками до 1 м в невысоких (3-5 м) скальных стенках. За каньоном большой омут, справа скальная стенка, слева галечная отмель и хорошая стоянка. Прохождение по основной струе тандемом.

102.- 108. Шиверы средней сложности. Прохождение без просмотра по основной струе.

109. Порог Зубья. Ориентиры: начинается на левом повороте, на правом берегу полукруглая скальная стенка высотой 5-6 м, хорошо видимая с наплыва. Просмотр по ПБ. На входе галечный остров, левая протока мелкая, проходимая только для каяка, в правой - основной - прижим к упомянутой стенке, два слива с бочками до 0,7 м. Через 50 м на правом повороте чистый слив 0,5 м, за поворотом несколько надводных камней со сложной картиной течений между ними. Далее река спокойно течет в каньоне со скальными стенками высотой 10-12 м. Проходили по одному, со страховкой с берега и с воды.

110. Шиверы.

111. Пор. Крокодил. Фотогеничный и простой порог. Ориентиры: на левом повороте, справа невысокие рыжие скалы, слева галечная отмель. Осмотр по ЛБ. В центре гряда камней, вытянутая вдоль русла, которая при достаточно богатом воображении напоминает крокодила. В левой протоке горка с валами и бочками до 0,8 м, в правой слив 0,8 м с бочкой. Далее чистая горка с валами до 0,6 м и правый поворот в скальных стенках высотой 15-20 м. Прохождение по основной струе тандемом.

112.- 129. Шиверы. Местами сливы до 1,2 м, валы и бочки до 1 м. Прохождение в основном без просмотра по основной струе.

130. Пор. Клык. Ориентиры: безлесный склон на правом берегу, далее плавный правый поворот, по правому берегу широкая галечная отмель. Порог расположен в конце поворота. Порог короткий и простой. У левого берега скальный останец, проход слева от него перекрыт обливными камнями. Справа гряда камней, основной проход между ней и останцем. Прохождение без детального просмотра по основной струе, с зачалкой на ПБ.

131.- 135. Простые шиверы. На входе в 132 ворота из двух больших надводных камней. Прохождение без просмотра по основной струе. Перед стрелкой Хангарула и Хабарты на ПБ - бывшая база геологов, неплохая стоянка.

136.- 140. Шиверы с валами до 0,5 м, прижимы, перекаты. Прохождение без просмотра по основной струе. Стоянка на песчаной отмели ПБ, за галечным островом напротив характерной скалы.

14 июля.

141.- 143. Простые шиверы. Прохождение без просмотра по основной струе.

144. Пор. Входной. Ориентиры: видимые издалека скальные выходы одновременно по обоим берегам, слева перед порогом впадает ручей. Просмотр по правому берегу. На входе мощный прижим к правому берегу, две бочки по 1,2 м; слева чистый проход вдоль галечной отмели. Через 40 м прижим к выступу левого берега. Далее каньон длиной около 300 м с высотой стенок 5-7 м. Проходили по одному, со страховкой с берега и с воды.

145. Каньон Труба. Ориентиры: после каньона Входной следует правый поворот, слева начинается скальная стенка, на ПБ на повороте песчаная отмель, к которой надлежит причалить для просмотра. Через 150 м река входит в каньон шириной местами 3-4 м со стенками высотой 3-5 м и большим падением. В нем (по нашей воде) можно насчитать 5 сливов по 1-1,5 м с валами и бочками до 1,5 м, следующих друг за другом с интервалом 30-50 м. Первый слив - шириной около 2/3 ширины русла, ближе к левому берегу, справа относительно чистый проход. Второй слив - наоборот, у правого берега, с мощной косой бочкой. Третий слив в сужение до 3-4 м, прижим к выступу правого берега (вероятно, с карманом!) и бочка. Четвертый - справа косой вал, слева бочка. Пятый - мощная бочка в правых 2/3 русла, слева узкий проход. В целом порог значительно превосходит все остальные пороги Хангарула. Он вполне заслуживает классификации 5 к.с. Кроме того, очевидно, что его сложность должна сильно зависеть от уровня воды.

После порога левый поворот и спокойное течение в каньоне длиной около 300 м со стенками до 8-10 м. За каньоном на ЛП слабый прижим, на ЛБ хорошая стоянка. Есть небольшая стоянка на ПБ над 4 сливом.

Катамараны проходили по одному, усиленными экипажами, с двойной страховкой с берега, а второй - с нижней страховкой. Первым шел более объемный кат-1. Его сильно затормозило во второй бочке, и уходя от прижима к ПБ в третьем сливе, экипаж чуть перестарался, и в четвертой ступени кат попал полулагом в косую бочку слева, где его развернуло и пятый слив кат прошел кормой. Сразу за последним сливом кат-1 зачалился и встал на страховку неполным экипажем, один участник пошел, снимать на видeокамеру. Второй кат, усиленным экипажем, прошел порог гораздо уверенней, учтя ошибки первого экипажа.

146.- 149. Шиверы. Наиболее сложная 147 – два сильных прижима на правом повороте. Прохождение по основной струе тандемом.

150. Каньон Иван Царевич. Ориентиры: левый поворот, за ним сужение русла, по правому берегу скальная стенка. Каньон начинается на правом повороте. Просмотр по правому берегу, но чалиться приходится практически на струе. На входе слив 1,0 м с валом в левой половине и большой косой бочкой 1,8 м в правой. Далее несколько бочек по 1 м ближе к левому берегу, которые обходятся справа. В конце поворота (ориентир: большой черный камень округлой формы на левом берегу в 8-10 м над водой) слив около 1,5 м через все русло, слева косые валы до 1,5 м, справа котел 1,5 м. Рекомендуем проходить по центру, по сбойке вала и котла, чуть наискось от правого берега к левому. Через 60 м после слива прижим к левому берегу. Далее прямой участок быстротока в скальных стенках, с небольшими уловами за выступами берегов. В отличие от предыдущих каньонов, здесь есть еще 3 слива. Первые два - чистые, пологие, с валами до 1 м, за третьим справа бочка 1,5 м. В конце этого участка слияние с Зун-Мурином.

Страховка с берега в каньоне трудоемка и малоэффективна, поэтому после просмотра входной части каньона он проходился по частям с двумя промежуточными чалками, тандемом с взаимной страховкой. В первой ступени большую бочку обошли слева. В целях обеспечения должной безопастности, фотографиями прохождения каньона, из-за его специфики пришлось пренебречь.

95.- 96. В устье Хангарула уже на Зун-Мурине с обоих берегов есть небольшие пологие площадки, удобные для чалки. На ПБ на верхней террасе есть хорощая стоянка. Далее на Зун-Мурине каньон продолжается. Сразу за слиянием два прижима 95, 96 (влево, затем вправо). Далее спокойный быстроток. На глобальном левом повороте еще один прижим, за ним слева небольшая отмель.

97. Пор. Шурик. Наиболее сложный и опасный порог на маршруте. Ориентиры: после прямого участка (около 2 км) в высоких скальных стенках следует правый поворот; перед поворотом стенки кончаются, на ЛБ большая песчаная отмель и от начала поворота снова начинается стенка, правый берег - скалы высотой 5-6 м. Сразу после поворота на правом берегу улово, в котором следует зачалиться для просмотра порога.

По нашему уровню воды порог был частично залит. Входная шивера отсутствовала, и с подпертого верхнего бьефа вода падала в два крутых слива высотой 1.5-2 м и шириной в 2/3 русла - первый у правого берега, второй - по центру. В сливах угадываются, частично залитые огромные камни. В малую воду они открыты и образуют косые ворота из левой половины русла в правую. В тот день, когда мы подошли к порогу, слой воды над ними составлял 20-30 см. Главная ступень порога – 2 мощных слива. За сливами глубокие и жесткие бочки. Прижим к правому берегу за косыми воротами, свойственный для нормальной воды, отсутствует, вместо него имеется пологий язык между сливами, направленный несколько наискось слева направо. За главной ступенью порога около 50 м сплошного пенного потока во всю ширину реки, на фоне которого местами выделяются отдельные бочки до 1 м и поганки диаметром до 1-2 м, после чего следует прямой слив через все русло высотой около 1,2 м с бочкой 1,2 м. На правом берегу над порогом много обжитых стоянок. Место для дневки отличное.

15 июля. Дневка. Весь день катались на пороге ниже основного слива, пробуя воду, заходили под самый нижний слив, один раз кильнулись, наметили линию движения по порогу Шурик по текущей воде.

16 июля. С утра мы увидели, что уровень воды практически не изменился, и приняли решение идти порог одним, большим катамараном усиленным экипажем. Линию движения утвердили следующую: заход из-под ЛБ, далее уход в центр и слиться с камня во второй основной крутой слив, а затем по пенному языку уйти к ПБ. Линяя движения простая, единственное, что беспокоило, это прохождение самого слива. Прошли порог на разгруженном катамаране отлично, четко выполнив намеченную линию движения.

Подробную лоцию реки Зун-Мурин мы решили не приводить. Во-первых она уже была подробно описана группой нашего клуба в 1995 году по схожей воде (см. соответствующий отчет в библиотеке МосГор СЮТур), во-вторых, все препятствия реки Зун-Мурин после Шурика однотипны: шиверы разной степени мощности, без ярковыраженных кульминационных сливов и, в-третьих, мы шли эти препятствия тактически одинаково: без просмотра, тандемом, с интервалом 50-100 между судами, впереди кат 1, за ним кат 2, с периодической чалкой после наиболее мощных шивер. Поэтому приведем лишь перечень наиболее, характерных и сильных препятствий реки Зун-Мурин.

118. Короткий порог перед устьем левого притока р.Бартой. Валы, бочки до 1,2 м.

132. Мощная шивера с валами до 2-х м, на выходе ворота из крупных камней, ниже устья левого притока - реки Догентуй.

144. Шивера "Каша с маслом". Длинная и сложная. В начале мелко, слалом между обливных камней, в конце валы и бочки до 1,5 м. Расположена за крутым левым поворотом реки, 1.5 км не доходя до левого притока реки Ханголгой. Стоянка на большом песчаном пляже ПБ, за устьем правого притока р.Тумусун.

17 июля. Пройденное расстояние 34 км. Ходовое время 4 часа 30 минут. Стоянка на ЛБ, на красивой лесной поляне рядом с дорогой, за большой галечной отмелью. Отсюда до автобусной остановки в поселке Зунмурино 1 км по грунтовке.

Пеший переход на реку Утулик

Газ 66 высадил нас в том месте, где подобие дороги резко переходит в узкую тропу. Во время движения мы проехали мимо десятка с лишним групп, которым повезло меньше чем нам, и их «сбросили» с автомашины раньше. Переодевшись для волока, мы тронулись в путь.

19 июля. Волок на реку Утулик проходит по оживленной, отлично набитой тропе бывшего планового пешеходного маршрута. Заблудиться здесь невозможно, народу столько, сколько в час пик на Тверской. За время подъема мы встретили более 20 групп, общей численностью более 200 человек.

Тропа сразу начинает подниматься вверх, периодически траверсируя р. Слюдянка и ее притоки; времени на раскачку нет. Подъем не очень крутой, но ощутимый. Через 2 ходки по 30 минут мы подходим к большой поляне, где есть места для ночевки. Здесь тропа раздваивается: правая часть уходит на перевальную седловину реки Похабиха, а левая, пересекая приток Слюдянки, круто поднимается вверх, временами переходя в серпантин. Отдохнув чуть больше обычного, и подискутировав о возможной стоянке, именно по левой тропе мы и пошли. Через 2 ходки по 30 минут изнурительного подъема тропа выполаживается и выходит на заболоченную Казачью поляну. Это ненадолго, обойдя болото по левой тропе, она опять начинает круто подниматься вверх. Еще 2 ходки по 30 минут и мы выходим к домику метеостанции Хамар-Дабан. На территории ГМС есть колодец. Встали на одной из многочисленных полянок за ГМС. Рядом с нами в зоне видимости стоят еще 5 групп.

20 июля. Почти сразу за ГМС тропа по серпантину начинает подниматься на голец, тропа ярко выражена, изредка раздваивается, чтобы обойти крутой участок подъема. Через 2 ходки по 30 минут выходим на голец. Отсюда открывается очень красивый вид на хребет Хамар-Дабан, внизу еле различима ГМС. Здесь тропа раздваивается: левая уходит в сторону пика Черского, а правая в сторону перевала Чертовы Ворота. Пройдя 800 метров по хребту, мы начинаем крутой спуск на заболоченное плато реки Подкомарная. Траверс гольца и спуск в долину проходим за 1 ходку в 45 минут. Через 15 минут движения по заболоченной тропе плато, мы начинаем плавно подниматься на сам перевал Чертовы ворота и через 30 минут подъема мы на перевале. Чуть ниже перевала - Чертово озеро. Сам подъем на перевал пологий и простой.

После легкого отдыха и фотографирования начинаем спуск в долину реки Спусковая. Спуск не очень крутой, даже в самом начале. Постепенно он выполаживается. Через 40 минут спуска встали на хорошей большой поляне ПБ, в 100 метрах от тропы.

21 июля. Тропа на спуске очень хорошая, однозначная и не крутая, часто пересекает реку Спусковая (12 бродов). Через 3 ходки по 45 минут тропа выходит на высокий ЛБ реки Утулик. После разведки, выясняем, что сразу спуститься к реке очень сложно из-за крутизны склона. Прошли еще 15 минут по верхней тропе вниз по Утулику, где и вышли к реке у скального бома ЛБ. Перед бомом единственная хорошая стоянка на ЛБ, но она занята большой пешеходной детской группой. Остальные места не выдерживают критики. Чуть выше спуска к реке на ПБ – роскошная стоянка. Все наши попытки найти недалеко приемлемый и безопасный брод ни к чему не приводят: уровень воды достаточно высок. Обсуждая варианты натягивания навесной переправы с помощью двух береговых спасконцов, мы неожиданно дружно принимаем решение, которое может прийти в голову только водникам: мы решаем строить временный катамаран для перевозки группы на ПБ. Несмотря на дефицит строительного материала на ЛБ, через час наш временный катамаран готов. Еще через полчаса мы все переправились на ПБ за 3 траверса и разбили лагерь на роскошной поляне ПБ. Материала для строительства рам нормальных катов здесь предостаточно. Стоянка на большой красивой поляне ПБ в сосновой роще.

Лоция реки Утулик

22 июля. Дневка. Сборка судов.

23 июля.

1.- 15. Cлабые шиверы и шиверы средней сложности, выделить какую-нибудь трудно. Прохождение без просмотра по основной струе.

16. Порог Рассохинский. Первый серьезный порог на реке Утулик. Ориентиры порога: после левого притока, река делает ПП. На ЛБ много камней. Просмотр с ЛБ. Образован крупными валунами c двух берегов. Основной проход по центру. Долина реки сужается. После порога впадает крупный правый приток р. Рассоха, в устье которой есть хорошая стоянка. Проходили по одному судну с береговой и нижней страховкой в центральный слив.

17.- 27. Шиверы. Некоторые весьма сложные и мощные. Особенно прп. 27 c мощным прижимом к ПБ. Прохождение без просмотра по основной струе. За прп. 27 начинается очень сложный порог Чижик.

28. Порог Чижик. Ориентиры порога: крутой ЛП перед поворотом правый приток, напротив притока отличная стоянка в лесу. Осмотр порога с ЛБ. Страховка с берега возможна только с ПБ. С ЛБ напротив основного слива непроходимый скальный бом. Порог делится на две ступени: первая мощная шивера с бочками и валами до 1,5 м. Основной проход между крупными камнями сразу за ЛП. После короткого и мощного быстротока начинается вторая, более сложная ступень. Здесь навал струи на левобережный огромный валун. Затем струя перескакивает через гряду подводных и обливных камней, образуя мощный (2 м) слив с бочкой. Встали на стоянку на ЛБ.

24 июля. Вынужденная дневка. Легкое желудочное отравление одного из участников не позволило выйти на сплав. Решили сделать дневку. На дневке катались по порогу на двух катамаранах. 6 человек переправились на ПБ на разгруженном малом катамаране и по очереди проходили порог с береговой страховкой. Один участник фотографировал и снимал на видеокамеру, а другой страховал со спасконцом ниже порога. Заносили катамаран по морене ПБ. Духу хватило на 5 прохождений. После последнего прохождения маленький катамаран оставили за порогом на ПБ, а на большом переправились назад на стоянку.

25 июля. На утро переправили на ПБ экипаж ката-2 с вещами. И после того, как экипаж встал на нижнюю страховку, пошли на груженом кате-1 порог Чижик. Заходили из центра влево, основной слив проходили прямо в центр бочки под ЛБ.

После Чижика количество камней в русле резко увеличивается.

29.- 36. Мощные шиверы. Прохождение без просмотра по основной струе.

37. пор. Трехкаскадный. Состоит из трех ступеней. Первая ступень - слив до 1м, в центре зуб. Вторая ступень образована тремя валунами, между ними зигзагообразный проход. Третья ступень расположена в 30 м ниже и представляет собой узкий извилистый слив под ЛБ. Проходили с частичным просмотром 2-й и 3-й ступени с ЛБ.

36.- 43. Мощные шиверы. Прохождение без просмотра по основной струе.

44. Длинный порог. Длина до 300 м. В русле много камней и крупных валунов. В начале порога ручей слева, в конце - ручей справа. В пороге много чистых сливов до 0.6 м. Прохождение без просмотра по основной струе.

45.- 52. Мощные шиверы. Прохождение без просмотра по основной струе.

53. пор. Траверс. Состоит из двух ступеней. Первая ступень похожа на 44, но короче. За первой ступенью плес. За плесом вторая ступень. В ней струя проходит через центральный полуобливной камень и наваливает на скалу ЛБ. После прохождения первой ступени тандемом, чалились в улове для осмотра с воды второй ступени. Вторую ступень проходили также тандемом, уходя от прижима. Через 300 м начинается порог Гротовый.

54. пор. Гротовый. Расположен на прямом участке, заваленном валунами. Порог начинается от левого ручья. Заход в порог чистый, затем струя уходит через гряду мелких камней вправо, где основная струя, обмывая крупные валуны, образует ряд сливов высотой 0.8 м с бочками. На выходе вода, ударяясь о стенку, поворачивает вправо, образуется косой отбойный вал и уходит в ворота между скальной стенкой и огромным валуном справа. Проходили порог по одному с частичным просмотром порога с ПБ. Через 300 м быстротока - порог Трек.

55. пор Трек. Расположен на левом повороте русла. В русле огромные валуны. Основная струя бьет в правый карман, образуя сильный прижим без отбоя в первой части и с отбоем во второй. В левой части русла струя несколько слабее. Прохождение без просмотра по основной струе. От порога Трек до пор.Мангутайский 10 мощных шивер и 4 правых притока.

56.- 65. Мощные шиверы. Прохождение без просмотра по основной струе. Встали на стоянку на большой песчаной поляне ЛБ у леса перед пор. Мангутайский.

26 июля.

66. пор. Мангутайский – один из самых сложных порогов на реке, с большим уклоном. Образован несколькими грядами надводных и подводных валунов. Вода в русле пробивается сквозь валунник по всей ширине реки. Основная струя с левой трети русла постепенно уходит к правой скальной стенке, образуя два мощных слива до 1. 5м. с навалом на правобережные валуны.

Проходили порог на разгруженных судах по одному судну. Вещи обнесли за порог. Заходили под самым ПБ, сливаясь через камни, постепенно уходя в центр, сливаясь в узкие ворота между двумя огромными валунами, уходили к ПБ. По нашей воде этот порог проще порога Чижик, хотя по другой воде, порог может быть гораздо сложнее.

67. Шивера. Через 1 км быстротока.

68. Порог Зев. По существу это мощная шивера со множеством ворот и сливов до 1 м. Расположен после правого поворота на прямом участке. Осмотр с ЛБ. Через 300 слева впадает большой приток Сосновка. Проходили по одному судну, заходя правее огромной каменной глыбы в центре русла, а затем смещались ближе к ПБ. За притоком на участке 1 км еще 3 шиверы (69.- 71.) и начинается порог Большой.

72. Порог Большой. Самый мощный порог на реке Утулик. Основная примета: большой плес у ПБ на ПП сразу за ЛП Осмотр с ПБ. Береговая страховка с ПБ. Порог состоит из двух ступеней, соединенных быстротоком длиной 50 м. В каждой ступени по основному сливу высотой 1,5 и 2 м каждый с мощными бочками за ними.

Проходили по одному судну с промежуточной зачалкой между ступенями. Первый катамаран страховали двумя береговыми спасконцами с ПБ сначала за первой ступенью, а затем за второй. В первую ступень заходили от ПБ через центр к ЛБ. После зачалки, траверсировали ближе к центру и вошли во вторую ступень стараясь войти в край слива. При ударе о бочку сломались 2 поперечины и участники с левого баллона оказались в воде. Кое-как доплыли до улова ЛБ, выбрались на скалы и начали строить новую раму. Через 3 часа, построив новую раму, стали на страховку под ПБ. Кат 2 прошел порог разгруженным и с усиленным экипажем. Кат-2 прошел порог удачнее, чем кат-1, свалившись в центр бочки.

Погода тем временем совсем испортилась. Сразу после окончания прохождения пошел дождь, который через полчаса превратился в ливень.

73.- 89. Мощные шиверы. Прохождение без просмотра по основной струе под прoливным дождем.

90. Пор. Малый порог. Начинается на крутом левом повороте. Просмотр по ЛБ входа в порог и по ПБ нижней части порога. После разгонной шиверы на правом плавном повороте ряд мощных сливов до 1 метра вдоль скал левого берега. После просмотра захода мы пошли порог тандемом. Нижнюю часть порога мы из-за дождя смотреть не стали. В центральной мощной бочке, кат-2 сломал центральную слегу левого носа. Чинить не стали.

91.- 98. После Малого порога река постепенно выходит на равнину и сложность шивер уменьшается. Прохождение без просмотра по основной струе.

Через 40 минут сплава появились домики турбазы «Утулик», где мы, совершенно промокшие и озябшие, смогли договориться о ночлеге. Турбаза очень богатая. Прекрасные теплые номера, хорошая столовая, видео-салон, танцевальный и бильярдные залы, а главное - баня. Трудно поверить, но уже через 2 часа после окончания сплава мы парились в бане. Ночевка в корпусах турбазы Утулик.

Выводы и рекомендации
  1. Данный маршрут в районе Хамар-Дабана является, по-видимому, предельно сложным для детского туризма, на который можно допускать только очень хорошо подготовленные, спортивные группы последнего года обучения. Маршрут по нашей воде оказался несколько сложнее, чем мы предполагали и его можно квалифицировать как маршрут 5 категории сложности. По нашей воде некоторые препятствия можно будет оценить как препятствия 5 категории сложности.
  2. Весь поход проходил в условиях уровня воды выше среднего, лишь один день на реке Хангарул 13.07 проходил в условиях большой паводковой воды. На Хангаруле уровень воды постепенно повышался, и к 13.07 достиг максимума. Затем немного снизился. На Утулике уровень воду был практически постоянен из-за хорошей дневной погоды и ночных дождей. Уровень воды повлиял на некоторые изменения графика нашего маршрута. Прохождение Хангарула заняло на один больше, а на Утулике при оптимальном уровне воды на один день меньше. Рекомендуем добавлять в график по 1-2 резервных дня на каждую реку, на случай резкого подъема воды, что бывает в здешних местах достаточно часто.
    Лоция по рекам Хангарул и Зун-Мурин, представленная в отчете, основана на нумерации порогов из отчета из интернета Юрина В.Е. г. Москва за 1990 г., лоция по реке Утулик из отчета 953 библиотеки МосГорСЮТур Баранова М.В. г. Москва 1997 г.
  3. По характеру препятствий все 3 реки разные, что делает данный маршрут более интересным. Основными препятствиями на реке Хангарул являются пороги и шиверы, расположенные в каньонных участках с большим количеством камней, с большим уклоном(до 15 м/км) и сравнительно малым расходом(15 –25 куб м/сек). Самые сложные и опасные препятствия на реке Хангарул - Каньоны Труба и Иван-Царевич. Можно выделить так же пороги: Нежданный, Островной, Западня, Зубья. Эти пороги требуют предварительной разведки и страховки. Сложность их зависит от уровня воды.
    В нашу воду - эти препятствия соответствовали 4-ой категории сложности, а каньон Труба – 5-ой категории сложности. Порог Труба мы проходили усиленными экипажами. На Хангаруле нам пришлось обнести каньон Водопадный (кроме входной ступени), содержащий 2 габаритных непрохода для катамаранов, по-видимому, по любой воде.
    Основными препятствиями на реке Зун-Мурин являются мощные, многоводные шиверы с относительно низким уклоном. Отчетливых порогов на Зун-Мурине (кроме пор. Шурик) нет. Порог Шурик стоит особняком на всем маршруте. Его часто приходится обносить, так как он становится опасным как по малой, так и по большой воде. У нас уровень воды был оптимальным, и мы прошли этот порог одним усиленным экипажем на большом катамаране. Малый катамаран мы обнесли. 3-4 шиверы реки Зун-Мурин соответствуют 4 категории сложности, остальные 2-3 категории. Порог Шурик – 5-ой категории сложности.
    Основными препятствиями на реке Утулик являются мощные пороги с ярко выраженными крутыми сливами и бочками. Самыми интересными по нашей воде были пороги Чижик, Большой – 5-ой категории сложности, Мангутайский, Зев, Малый – 4-ой категории сложности. Остальные именные пороги на реке Утулик были чуть проще 4-ой категории. Необходимо подчеркнуть, что все пороги, которые мы проходили в данном походе по нашей воде не представляли серьезной опасности.
  4. Лучшие места для дневок: на реках Хангарул и Зун-Мурин на месте строительства катамаранов и в районе каньона Труба, порога Шурик, и в устьях крупных притоков Зун-Мурина. На Утулике мест для дневок много: пороги Чижик, Мангутайский, Малый и место начала сплава. Мест для стоянок на маршруте вполне достаточно на всех реках.
  5. Лучшим средством сплава для данного маршрута следует считать двухместные катамараны. Они позволяют постоянно поддерживать тонус спортивного сплава и обеспечивают достаточную безопасность на данном маршруте. Нужного количества двухместных катамаранов, необходимых для нашей группы, мы достать не смогли, поэтому было принято решение идти только на четырехместных катамаранах, собирая их с зауженными рамами от 170 до 180 см. Если бы не волок, хороши были бы и полиэтиленовые каяки, особенно на Хангаруле.
    На пороге Шурик(за основным сливом) реки Зун-Мурин и на пороге Чижик реки Утулик были организованы тренировки.
  6. Не следует рассчитывать на пополнение продуктов на маршруте, все продукты следует брать с собой.
  7. Волоки на маршруте достаточно простые. На первый волок нам удалось нанять лошадей, которые довезли наш основной груз на перевал, и нам пришлось идти с рюкзаками только на спуске. Проводники вели нас не тем путем, который описан в лоции Юрина. Мы шли через другой перевал, информации о котором у нас не было, и вышли на реку Хангарул, существенно ниже группы Юрина, что позволило нам на один каньон сократить наши обносы, не потеряв ни одного серьезного препятствия. Спуск с перевала Сюр-Даба был очень крутым и тяжелым лишь первые 700-800 м, далее все упростилось. Волок на реку Утулик проходит по тропе плановых маршрутов и сложности практически не представляет. Наиболее крутые участки второго волока: подъем к метеостанции и на плато к реке Подкомарная. Подъем на сам перевал Чертовы Ворота не сложен.
  8. Подъезд к началу маршрута по реке Хангарул достаточно сложен. Но он позволяет при удачном стечении обстоятельств сильно сэкономить силы и время на волоке. Наш вариант заказа микроавтобуса очень удобен, но эффективен и экономичен только при малой группе. Подъезд к началу маршрута по реке Утулик достаточно удобен. Единственная сложность состоит в поиске автомашины для подъезда. Выезд же с обеих частей маршрута так же прост: на практически полупустых рейсовых автобусах.
  9. Оптимальным временем для прохождения данного маршрута следует считать период с начала июля до второй половины августа. В целом погода в нашем походе была замечательная – отсутствие жары и холода, минимум дождей в дневное время и много дождей по ночам.
  10. «Даров природы» на маршруте достаточно. Грибы были даже в июле. Ягод так же хватает. Встречалась черника, голубика на пешей части. На водной части встречалась жимолость, брусника, черная и красная смородина. Кедров много, и год был урожайный, но в июле шишка еще совсем не спелая. Обычно же, этот маршрут славится обилием грибов и разнообразных ягод. Рыбалка, в принципе, на реке Хангарул - одна из лучших в этом регионе, но у нас рыбы не было совсем, не было даже поклевок. Чем это объяснить, мы не имеем представления, разве что, перепадами давления. На реке Утулик рыбы, в принципе, мало: близко от цивилизации, и после разочарований на Хангаруле, мы даже не пробовали ловить.
  11. Ни на Хангаруле, ни на Зун-Мурине, ни на Утулике мы не встретили ни одну водную группу, дело, по-видимому, в раннем сроке нашего похода. В принципе, маршрут по Утулику является самым посещаемым на Хамар-Дабане. Хангарул же вообще редко посещается туристами. По словам местных жителей - не больше 1-2 раз за сезон. Зато такого количества пеших туристов, которое мы увидели на тропе волока на Утулик, нам не приходилось видеть никогда в жизни. Это все напоминало тотальную мобилизацию. Иногда создавалось впечатление, что мы плотной цепочкой растянулись по всей тропе.
  12. Рекомендуем обязательно посетить Иволгинский Дацан под Улан-Уде, самый большой действующий буддистский монастырь в нашей стране, частный музей минералов в Слюдянке, включенный в туристические каталоги ЮНЕСКО и содержащий несколько уникальных экспонатов.
  13. Необходимо отметить, что район реки Хангарул, очень редко встречается в туристской практике, и, несмотря на все наши старания, нам так и не удалось найти хорошие карты всего этого участка. Одна карта основной части волока и начала сплава соответствует требованиям, добавлять к ней условную схему с местом начала волока мы не сочли нужным, так этот участок достаточно простой и однозначный.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.



  • Стяжные ремни
  • Грузовые крепежные, стяжные ремни. Продажа. Выгодные цены
  • westkran.ru


© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100