Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о водном путешествии четвертой категории сложности по Южно-Муйскому хребту по маршруту ст. Таксимо - р. Бамбукой (сплав) - р. Бамбуйка (сплав) - р. Тулдунь (сплав) - р. Витим (сплав) - ст. Витим, совершенном с 31 июля по 27 августа 2001 года

Руководитель: Дмитрий Шварц (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5802

Содержание:
  1. Паспорт маршрута;
  2. Список участников;
  3. График движения;
  4. Подъезды и отъезды;
  5. Поезда в Таксимо;
  6. Дороги в окрестности Таксимо;
  7. Пеший переход от Киндикана до Бамбукоя;
  8. Радиальный выход к верховьям Бамбукоя;
  9. Первый радиальный выход;
  10. Второй радиальный выход;
  11. Верховья Бамбукоя (осмотр с берега);
  12. Бамбукой от впадения ручья с пер.Тулуя до устья;
  13. Бамбуйка от Бамбукоя до водопада;
  14. Радиальный выход на вершины 2007 и 2080;
  15. Бамбуйка от водопада до устья р. Двухтокий;
  16. Переход на Тулдунь;
  17. Тулдунь от р.Удокит до р.Тулуя;
  18. Тулдунь от р.Тулуя до устья;
  19. Витим от устья Тулдуни до ж/д моста;
  20. Радиальный выход на гору Шаман;
  21. Выводы, впечатления, рекомендации;
  22. Информация о других реках района
Паспорт маршрута

Вид туризма - водный.
Район путешествия - Южно-Муйский хребет.
Маршрут - ст. Таксимо - р. Бамбукой (сплав) - р. Бамбуйка (сплав) - р. Тулдунь(сплав) - р. Витим (сплав) - ст. Витим (схема маршрута).
Средство сплава - катамараны, каяк.
Категория сложности - четвертая.
Протяженность пешей части - 55 км.
Протяженность водной части - 184 км.
Протяженность радиальных выходов - 63 км.
Количество дней путешествия (активная часть) - 18 дней.
Время проведения путешествия - август 2001 г.
Количество участников - 9 человек.

Список участников

п/п Фамилия И. О. Обязанности в группе
1. Шварц Дмитрий Александрович Руководитель, кап. К-4
2. Завьялов Владислав Витальевич Фотограф, эк. К-4
3. Шрамов Павел Александрович Реммастер, эк. К-4
4. Ефремова Елена Валериевна эк. К-4
5. Захаров Алексей Владимирович кап. К-2-1
6 Зарубина Анна Юрьевна эк. К-2-1
7 Кукин Алексей Олегович Медик, кап. К-2-2
8 Ситкова Татьяна Юрьевна эк. К-2-2
9 Тонис Александр Самуилович Завхоз, каяк

График движения

Дата День пути Участок маршрута км часы способ передвижения
31.07-5.08 - г. Москва- г. Таксимо- мост р. Тулуя - - поезд, автомашина
5.08-7.08 1-3 пер. Тулуя - р. Бамбукой (устье ручья с пер. Тулуя) 31 22 пешком
8.08-11.08 4-7 Радиальный выход к верховьям Бамбукоя, стапель 36 28 пешком
12.08 8 10 км ниже пр.34 23 4 сплав
13.08 9 р. Бамбуйка, пр.33 26 7.5 сплав
14.08 10 Радиальный выход на вершины 2007 и 2080 15 9.5 пешком
15.08 11 пр.33- устье р. Двухтокий 47 8.5 сплав
16.08-17.08 12-13 р. Тулдунь (устье р. Удокит) 25 15 пешком
18.08 14 стапель - - -
19.08 15 устье р. Тулуя 37 9 сплав
20.08 16 р. Витим - устье р. Нижний Шаманский 29 7.5 сплав
21.08 17 Радиальный выход на г. Шаман 11 11.5 пешком
22.08 18 устье р. Нижний Шаманский - ст. Витим 22 2 сплав
22.08-27.08 - ст. Витим - г. Таксимо - г. Северобайкальск - г. Москва - - поезда

Подъезды и отъезды

Поезд 76 Москва -Тында отправился 31.07 в 20:27 по Москве с Казанского вокзала и 5.08 в 4:23 (здесь и далее указано бурятское время, плюс 5 часов от Москвы) прибыл в Таксимо. Плацкартный билет стоил 1118 р. на человека. Дежуривший на вокзале водитель предложил забросить к мосту через Тулую в 2 км выше устья Киндикана за 200 р. с человека, что нас вполне устроило. 17 человек (вместе с группой А. Красноперова) разместились в двух УАЗах.

Первые примерно 15 км мы ехали вдоль БАМа по хорошей грунтовке, затем повернули на юг на дорогу к золотому прииску Ирокинда. Дорога идет по заболоченной долине р. Мудирикан, но почти сразу после моста через него начинает подниматься в гору. За мостом короткий мощный порог (рассмотреть не успели), выше и ниже река спокойна.

За время, прошедшее с 1987 года дорога кардинально улучшилась- теперь к подножию гор может проехать и легковушка. На перевал в долину Тулуи дорога поднимается широкими петлями серпантина. Качество отличное, но на поворотах захватывает дух - водитель говорит, что еще несколько лет назад, до улучшения дороги, ежегодно несколько машин уходило в обрыв.

Высота перевала около 1550 м, набор высоты от Таксимо более 1 км. На седловине бурхан, рядом яма с бутылками, но ленточек почему-то нет. Спуск в долину притока Тулуи - Киндикана тоже по серпантину. Ниже несложный брод через ручей с водопадом справа от дороги. В очень сильный паводок, возможно, у УАЗа здесь возникнут проблемы. На Киндикане видны следы золотодобычи. Полвека назад здесь был лагерь.

За несколько километров от Тулуи пропускной пункт прииска Ирокинда. Водители уговорили охрану пропустить, сообщив, что мы туристы из Москвы.

В конце пути дорога отходит от Киндикана, пересекая Тулую в 2 км выше его впадения. От моста началась наша пешая часть. От Таксимо 70 км по дороге, ехали 2.5 часа. Если забрасываться на Урале, можно проехать вверх по Тулуе 3 км до рудника или при невысоком уровне воды еще 5 км до устья ручья Петелинский (см. описание пешей части).

При подготовке маршрута рассматривалась также возможность пешего перехода от Таксимо к Бамбукою. Судя по карте, существует несколько вариантов пути, все они имеют длину около 60 км и не очень сложные перевалы через Южно-Муйский хребет.

В качестве основного предполагался такой вариант: Таксимо - пос. Молодежный - подъем по р. Ане - перевал к р. Тулуя (около 1500 м) - через перевал Тулуя (1665 м) к Бамбукою. Перевал от Ане к Тулуе мы видели со стороны Тулуи, судя по всему он некатегорийный. Перевал Тулуя описан ниже в этом отчете. От пос. Молодежный до Бамбукоя около 45 км.

По словам водителя, дорога Таксимо - Молодежный вполне проходима для УАЗа, сам поселок нежилой - стоят недостроенные коробки от пятиэтажек. Проблему может представлять переправа через Мудирикан. От Таксимо до Молодежного 21 км.

Также заслуживает внимания перевал от р.Аневиркан к ручью Угловой (1885 м). На карте через него проходит тропа, начало которой мы видели в устье Углового.

От ж/д моста до остановочного пункта Витим по путям 500 м на запад. Два раза в день здесь проходит местный поезд Куанда - Таксимо, оказавшийся дизелем с одним вагоном. Мы уезжали в 18:45. Стоимость билета около 11 р. Из Таксимо можно сразу купить билеты до Москвы, но мы предпочли ждать день в Северобайкальске, чем ночь в Таксимо и сели в поезд 955 Новая Чара - Северобайкальск, пришедший в Таксимо в 22:45. По совету местных купили общие билеты (примерно 87 р.) и попали в пустой вагон, который, правда, к утру наполнился до отказа.

23.08 в 8:20 прибыли в Северобайкальск, постояли день на берегу Байкала (500 м от вокзала, на обрыве над городским пляжем) и в 21:50 сели в поезд 75 Тында - Москва. Удалось купить 5 плацкартных билетов по 1152 р. и 2 купейных по 1980 р. - два участника похода предпочли возвращаться более экстравагантным способом. В Москву поезд пришел 27.08 в 12:10.

Поезда в Таксимо

Проблемы с билетами возникали как на пути туда, так и обратно. В Москве они кончились через 4 дня после начала продажи, а на обратном пути купить плацкарт в Таксимо нам скорее всего не удалось бы даже при желании. Вечером продавали только купейные, объясняя, что утром может быть, будет пара плацкартных. В середине и конце каждого месяца возвращаются домой рабочие с рудников и билетов нет вообще. Легче купить билеты до (из) Северобайкальска, где до (из) Москвы в дни, когда нет Тындского, идет еще и Северобайкальский поезд.

Если в Москве не удалось купить билет на Северобайкальский или Тындский поезд, можно доехать до станции Лена на поезде Москва - Лена, до станции Коршуниха на поезде Москва - Усть-Илимск или на одном из многочисленных поездов до Тайшета. (Тайшет - развилка Транссиба и БАМа) В Тайшете к московским поездам добавляются Иркутск/Красноярск -Северобайкальск, Иркутск - Усть-Илимск (два раза в день), Кисловодск -Тында (два раза в неделю).

В Братске, Железногорске-Илимским (ст. Коршуниха) и Усть-Куте (ст. Лена) можно подсаживаться на Северобайкальские и Тындские поезда, они заметно пустеют после этих городов. Между Северобайкальском и Таксимо можно надежно рассчитывать на поезд Северобайкальск - Новая Чара.

При отсутствии билетов в Таксимо и Северобайкальске на обратном пути полезно двигаться на запад на чем придется - чем ближе к Тайшету - тем легче с билетами. Перегоны пригородных поездов на этом участке: Тайшет - Чуна - Вихоревка - Лена - Киренга - Северобайкальск - Новый Уоян - Таксимо - Куанда.

Дороги в окрестности Таксимо

Таксимо - Бодайбо. Дорога отличная, 230 км можно проехать за 4 часа, построена недавно. Вероятно, проходит, как нарисовано на 10 км карте. Позволяет заброситься на Средний Мамакан и Правый Мамакан колесами в воду, а также выброситься с рек, впадающих в Витим ниже БАМа.

Таксимо - Ую. Идет сначала вверх по Муе, затем вдоль Бамбуйки. Проходимость зависит от погоды - на УАЗе нас везти отказались, объясняя, что недавно прошли дожди. По словам водителя, на УАЗе можно проехать с вероятностью 50%, на Урале - 90%. Позволяет заброситься на Бамбуйку и Ципу.

Таксимо - Киндикан - прииск Ирокинда. По ней мы и забрасывались. Возможно, продолжается вдоль Ирокинды до Тулдуни и вдоль Тулдуни до Тилишмы. По крайней мере, мы пересекали хорошую дорогу у Тулдуни в конце второй пешки, а идти ей больше неоткуда.

Тилишма - Бамбуйка. Один из вариантов переброски с Бамбуйки на Тулдунь. Длина - 36 км, качество неизвестно.

Плывя по Тулдуни, мы в нескольких местах видели дорогу, прорубленную в скалах левого берега. Судя по всему она связывает шахты в Кедровке с Киндиканом.

Раскатанная дорога идет по левому берегу Бамбуйки по крайней мере от р. Аматканский до водопада. Может ли проехать по этой дороге что-то кроме вездехода - неизвестно. Впрочем, на р.Буром около водопада на Бамбуйке имеется нефритовый рудник, возможно этой дорогой он связан с БАМом.

Обозначенная на карте дорога, идущая по левому берегу в низовьях Бамбуйки в районе ручья Двухтокого заросла совсем.

Пеший переход от Киндикана до Бамбукоя

Схема 1

5-7 августа 2001 г. Расстояние 30.3 км пройдено за три полных ходовых дня. Погода хорошая, редкие небольшие дожди, переменная облачность. Вода в ручьях средняя. Путь проходит в основном вверх по реке Тулуе, притоку Тулдуни. На всем его протяжении лиственничный лес с большим количеством кедрового стланика. Очень много спелой брусники и голубики, по ручьям растет ревень. На Тулуе берега и притоки указаны по ходу, а не орографически.

Первые три километра слева от Тулуи идет хорошая дорога к штольням, которыми изрыта гора. Жизнь кипит: по дороге ездят Уралы, из штолен выезжают вагонетки... Перед штольнями дорога раздваивается: левая уходит наверх, правая спускается вниз, переходит реку (брод выше колена, довольно сложный) и становится гораздо более безлюдной. Она идет по галечному руслу реки, время от времени бродя протоки (все броды несложные). Через 5 километров дорога уходит налево, вверх по ручью Петелинский на золотой прииск.

Дорога идет далеко от реки и важно не пропустить момент поворота на руч. Петелинский. Ориентир этого места - мощный, мутный (из-за драги?) ручей в каньоне справа от дороги. Незадолго перед ним на дороге табличка о запрещении прохода и проезда. У каньона мы остановились на обед. От начала пешей части 8.0 км, 2:45 чистого ходового времени.

После обеда мы спустились вниз по ручью до выхода его из каньона (100 м), перебродили его (брод выше колена) и чуть ниже по течению нашли тропу вдоль Тулуи. Тропа очень хорошая, идет довольно далеко от реки. Постепенно места становятся все более дикими, тропа иногда теряется, но идти легко. Лес лиственничный, чистый, стланик встречается редкими кустами. По руслам ручьев обычно растет лиственный лес с подстилкой из зеленого мха на валунах, но и он не сильно замедляет передвижение. Так продолжается километров 5 до крупного левого притока Тулуи. Появляются довольно густые заросли, сильно замедляющие передвижение. На этом участке хорошо виден перевал от Ане к Тулуе, судя по всему, некатегорийный . Недоходя полкилометра до крупного левого притока, мы остановились на ночевку. Тропа в 300 м от реки, воду брали из маленького притока. Вечером разведывали противоположный берег. Тропы нет, идти сложно из-за крупного курумника.

В через 1.3 км от стоянки выходим к началу каньона Тулуи. В каньоне река течет по узким скальным желобам. В начале - два красивых водопада - примерно 3 и 10 м. Ниже, в глубине виднеется наледь. Каньон почти стыкуется с каньоном левого притока, но спуститься к реке можно, хотя и не совсем просто, у стрелки. От ухода с автодороги 6.0 км, 3:10 чистого ходового времени.

Левый берег у каньона сплошь порос кедровым стлаником высотой по пояс, идти тяжело. Другой берег чистый. Бродим  и вылезаем на полку над рекой. Примерно полтора километра идти легко, затем впереди появляются мощные лиственные заросли на горельнике по правому притоку Тулуи. Пытаемся перейти на левый берег, но впиливаемся в очень мощный кедровый стланик, растущий у самой реки. К счастью, продирались через него всего пару сотен метров, потратив на это полчаса. Брод тоже суровый, для некоторых выше пояса.

На левом берегу Тулуи нашли тропу, через километр она перебродила на правый берег. Без тропы здесь идти сложно, кругом либо заросли стланика, либо ягель на крупном курумнике. Вдоль реки растет почти непроходимый стланик. У брода остановились на обед. От каньона 3.2 км, 2:31 чистого ходового времени. На броды и лазанья по стланику мы потратили много сил и времени. Возможно, проще было продраться через лиственные заросли правого берега или с самого начала идти по левому берегу.

Тропа идет справа от реки почти до самого конца. Иногда она теряется, но нам всегда удается ее находить. Долина становится все более открытой, появляются безлесные участки, поросшие березкой, но лиственничный лес встречается до самого перевального взлета. Мы остановились на ночевку в 2 км не доходя слияния трех истоков Тулуи. Это - первая стоянка за последние несколько километров - до этого из-за зарослей мелкой березки поставить палатку негде.

В конце долины, там где река сливается из трех крупных ручьев, [4.8 км, 3:21 чистого ходового времени от брода с обедом] можно заблудиться в многочисленный сухих руслах. Но перевал уже хорошо виден. Он очень широкий, лезть можно в любом месте. Важно не уйти в долину правого истока Тулуи. По информации от группы А. Красноперова, тропа идет по маленькому ручью, стекающему с перевала. Мы же, испугавшись зарослей, пошли левее. Взлет не очень крутой, безлесный, высотой метров 150. На подъем потратили 30-40 минут. Наверху - неглубокое болото с частыми проплешинами вечной мерзлоты.

С перевала довольно полого спускаемся к озеру слева от ручья. Идти приходится по зарослям кедрового стланика или по куруму. По информации от группы Красноперова, тропа идет справа от ручья и выходит на северо-западный берег озера. На озере обедаем [от слияния истоков Тулуи 3.2 км, чистое ходовое время 1:55].

Продолжаем спуск вдоль ручья. В основном спускаемся по руслу (крупные валуны, идти довольно тяжело). По берегам - густые заросли на крутом склоне или курумник. Тропа, как выяснилось позже, идет здесь далеко от ручья по его правому берегу. Как только долина расширяется, вылезаем на полку левого берега и идем по ней. Здесь идти легко, лес чистый, с редкими зарослями стланика. Под ногами - мягкий зеленый мох. Находим тропу. По тропе выходим к слиянию двух проток ручья. Здесь находим очень красивую наледь. Ручей здесь течет под камнями в галечном русле шириной метров 20 с крутыми скальными стенками высотой около 10 м.

От наледи продолжаем идти по левому берегу ручья. Опять находим тропу, уже совсем мощную, и по ней выходим к Бамбукою [от обеда 3.8 км, 2:16 чистого ходового времени]. В месте выхода чистый лес с моховой подстилкой. На берегу многочисленные следы людей, судя по всему, золотоискателей: странные конструкции из тонких жердей.

Радиальный выход к верховьям Бамбукоя

Схема 2

8 августа 2001 г. Первую половину дня 8 августа потратили на подвешивание на деревья вещей. В радиальный выход вышли после обеда. Шли сначала по сухим руслам Бамбукоя, потом нашли тропу на полке над рекой. Лес везде чистый, лиственничный. Примерно через 4.5 км тропа набрала высоту (около 100 м) и стала отходить от реки в долину ручья Углового. Мы сошли с тропы и начали спускаться к реке. Спуск довольно сложный: скальные выходы, кедровый стланик. Ночевать встали в устье ручья Угловой. Всего от стоянки отошли на 6.4 км, чистое ходовое время - 2:31.

В устье Углового старая стоянка золотоискателей, встречаются загадочные конструкции из тонких жердей, валяются лотки, ящички и пр. Судя по консервным банкам, лагерь оставлен 8-10 лет назад. Остатки стоянок на Бамбукое относятся к тому же времени.

Ручей Угловой и Бамбукой перед слиянием выходят из каньонов. Из-за болезни нескольких участников решили не идти дальше вверх по Бамбукою, а остановиться здесь и в последующие три дня сделать три однодневных выхода по 6-7 человек. В этом месте в Бамбукой впадает два крупных притока: ручей Угловой слева и безымянный ручей справа. Выше впадения долина Бамбукоя резко сужается, зажатая двумя почти симметричными хребтами высотой более 2500 м. Эти ворота , из которых вытекает Бамбукой, были хорошо видны еще с нашего базового лагеря. Их мы и решили осмотреть в первую очередь.

Первый радиальный выход

9 августа. Поднимались на хребет к северу от Бамбукоя. От лагеря на высоте 1275 м дошли до вершин 2189 и 2305. Длина около 11 км, грязное ходовое время 10.5 часов.

Вышли вшестером в 7:25. Перебродили р. Угловой вблизи его устья и вскоре начали подъем по пологому водораздельному гребню. Внизу редкий лиственничный лес, затем сменяющийся плотными, но невысокими зарослями кедрового стланика. Уклон возрастает до 30 градусов, появляется курумник. Набираем высоту и к 11:00 оказываемся на уступе высотой около 2050м, после которого гребень выполаживается, но вместе с тем становится более острым и зубастым . Передвигаемся медленно, постоянно приходится преодолевать (в лоб или сбоку) многочисленные скалы- жандармы . Наконец в 12:40 добираемся до локальной вершины 2189. На этом самый сложный участок кончается. Быстро спускаемся к неглубокой перевальной седловине и по курумнику восходим на самую высокую точку радиального выхода 2305. С нее открывается обширный вид на дальние северные горы и на крутые скальные "пальцы" вблизи вершины 3067. Сама вершина Южно-Муйского хребта загорожена от обзора ближайшей массивной горой 2518. Этот пик выглядит намного сложнее и эффектнее, чем тот, на которой мы стоим: крутизна склонов достигает 45 градусов; не исключено, что при восхождении может понадобиться веревка.

В 13:30 начинаем спуск - не по пути подъема, а по более северному уступу горы. Крупные живые курумы, уклон до 35 градусов. Идем галсами, чтобы не спускать друг на друга камни. Выбираемся на длинную полого спускающуюся гряду, покрытую ягелем и мерзлотными проплешинами. С легкостью доходим по ней до последнего сброса к Угловому. Спуск по кедровому стланику вперемежку с березкой. На противоположном склоне среди леса просматривается небольшое и очень красивое горное озеро. Продравшись сквозь кустарник, спускаемся к Угловому и движемся по его каменистым отмелям, постоянно перебираясь с одного берега на другой. Ручей втягивается в каньон между высокими отвесными стенами, обходим по склону левого берега. Вскоре стланик сменяется ягельными полями, появляются тропы. В 18:00 выходим прямо к лагерю.

Второй радиальный выход

10 августа. Поднимались на хребет к югу от Бамбукоя. От лагеря на высоте 1275 м дошли до вершин 2317 и 2371. Длина 12.4 км, грязное ходовое время - 11:25. Вышли вшестером в 6:55, бродили Бамбукой чуть выше впадения Углового. По чистому лесу с неглубокими болотами подошли к подножию хребта. Далее до самой вершины несложный подъем по курумнику.

Этот выход оказался гораздо проще вчерашнего: южный склон хребта представляет из себя очень пологую осыпь, по которой легко идти. Северный склон - скальные обрывы. Подъем по хребту замечателен видами на долины Бамбукоя и Углового. Просматривается каньон на Бамбукое, небольшое озеро к югу от него. Уже с половины подъема видна вершина 3067 - огромная скалистая глыба, возвышающаяся над окрестными горами.

Заметили только что начавшийся лесной пожар вблизи нашего базового лагеря. Впрочем, от лагеря его отделяет ручей, по которому мы спускались с перевала Тулуя.

В 11:10 были на первой явно выраженной вершине хребта - 2317 м. До следующей - 2371 м - пошла только часть группы. Между ними - простой хребет длиной около 1 км с потерей высоты до 2180 м. До следующей вершины (2445) - хребет длиной 1.5 ;км с большой потерей высоты.

На вершине 2371 были в 12:20. От лагеря 5.5 км. Сложили тур и оставили записку. Вернулись к оставшимся на вершине 2317 и начали спуск. Спустились к подножию горы, пересекли ручей, вытекающий из озера и вышли точно на север к началу каньона Бамбукоя (17:04, 4.6 км от вершины 2371). Нашли хорошую тропу над каньоном и по ней в 18:20 пришли в лагерь (2.3 км).

Пока основная группа ходила на вершину, оставшиеся в лагере более подробно осмотрели каньон Бамбукоя. Они также увидели пожар в районе базового лагеря, но не смогли точно определить его местоположение и волновались за оставленные вещи. Хотя похоже, что пожар отделен от базового лагеря ручьем, решили сократить горную часть похода на день и поскорее вернуться к вещам.

11 августа. Вышли в 7:02. Шли все время вдоль реки, иногда по сухим руслам, иногда по тропам. Несколько сотен метров пришлось пройти по горелому мху. Пожар низовой, локализован между двумя ручьями и теперь постепенно угасает.

На одном из островов Бамбукоя видели избу жилого вида. Около нашей стоянки встретили группу Красноперова. Они позавчера вышли на Бамбукой, построили катамараны, потом обнаружили пожар и пытались локализовать его, копая веслами канавы в ягеле. Сейчас уже отплывают. Мы идем дальше и в 10:00 приходим в наш базовый лагерь. За оставшийся день строим катамараны. Вечером начался сильный дождь, пожар, судя по всему, полностью погас.

Верховья Бамбукоя (осмотр с берега)

При изучении карт в Москве в верховьях Бамбукоя был обнаружен участок с падением около 20 м/км. Этот участок был осмотрен нами с левого берега во время радиального выхода. При нашем (очень низком) уровне воды препятствия были проходимы только частично, но в высокую, а может быть, и в среднюю воду этот каскад станет самым сложным участком Бамбукоя. Учитывая то, что многие препятствия были осмотрены с большой высоты и при несоответствующем возможному прохождению уровне воды, мы решили ограничиться примерным описанием.

Каскад заканчивается у впадения ручья Угловой, начинается в 2 км выше. Ориентиры - засоренная крупными камнями горка на прямом участке, за ней левый берег - скальный обрыв, правый - склон, покрытый ягелем. Через 50 м скалы начинаются и справа. Это начало каньона. В нескольких сотнях метров ниже слева впадает необозначенный на картах ручей.

Длина каньона около 500 м. В нем 5-6 препятствий, включая сливы 1.5-2 м. Предварительную разведку можно произвести по левому берегу (хорошая верховая тропа). Удастся ли осмотреть все пороги изнутри каньона, зависит от уровня воды. Ориентировочная КС 4-5.

Оставшиеся 1.5 км можно назвать ущельем. Препятствия - горки до 1 м и достаточно мощные прижимы, разделенные спокойными плесами. Всего 10-15 штук. При не слишком высокой воде все можно осмотреть с выпуклого берега, но рекомендуем разведать поверху несколько первых препятствий и убедиться, что валунные косы не залиты. Большинство порогов не сложнее тройки, но есть одно-два места, где мощная струя бьет в скалу под прямым углом, а вода выходит рядом большой поганкой. Если при повышении уровня воды не откроется альтернативный путь по отмели у выпуклого берега, пройти будет непросто.

От устья Углового долина расширяется и ниже Бамбукой течет широким руслом с многочисленными протоками и перекатами. Впрочем, участок выше места начала сплава мы осматривали только там, где тропа подходит к реке и гарантировать отсутствие локальных порогов не можем. Средний уклон реки - 8 м/км.

Бамбукой от впадения ручья с пер.Тулуя до устья

Схема 3

12-13 августа В связи с болезнью одного из участников сделали полудневку. Сплав начали после обеда и утром следующего дня впали в Бамбуйку. Всего 7 грязных ходовых часов. По низкой воде это время может существенно возрасти (некоторые шиверы потребуют проводки).

Вода выше средней, мутная. Первые несколько препятствий разведаны с берега в среднюю воду. Большинство остальных просматривались с воды и не вызывали сомнений в возможности прохождения. В более сложных случаях (5-6 раз) производилась разведка по галечным косам. Катамаранным группам рекомендуем просмотр пр. 22, 30 и, возможно, 34-35, чтобы получить представление о нижнем участке реки.

Вначале река течет в галечном русле шириной несколько сотен метров. Берега высотой 10-20 м, с длинными скалистыми мысами, поросшие лиственничным лесом. На ПБ видели наледь. Основные препятствия - галечные перекаты (иногда довольно мощные) и прижимы к береговым скалам. КС 2.

1. Простой прижим к ЛБ.

2. Мощный перекат, в конце - прижим к ПБ.

3. Прижим к ЛБ. Несколько проток, в среднюю воду - довольно узких. Прижим находится в самой левой протоке, под прижимом в струе камень - надо угребаться. Вторая слева протока - основная, без каких-либо сложностей. В большую воду легко проходится по основной струе.

4. Прижим к ПБ.

5. Остров, прижим к ПБ. Далее река немного усложняется. Появляются мощные прижимы и шиверы, требующие некоторого маневра. КС 2+.

6. Мощный узкий прижим к ЛБ. Река метров на 100 входит в довольно узкий каньон.

7. Мощный двойной прижим к ЛБ с довольно большим падением.

8. Порог с островом (основная протока - правая). Кульминация - прижим к ПБ.

9.- 11. Мелководные шиверы и перекаты.

12. Прижимы к ЛБ и ПБ, посередине - остров.

13. Слабый перекат.

14. Длинная шивера с большими камнями на входе.

15. Мощный прижим к ПБ с эффектными противотоками.

16.- 20. Участок шивер и прижимов.

21. Короткая мощная шивера-горка за ПП. За ней слева впадает ручей.

22. Мощная горка перед ЛП с большим падением и множеством камней. За ней видна скала ПБ. Полезно осмотреть. КС 3.

23.- 28. Мощные шиверы-горки.

Река ненадолго входит в лес, появляются деревья в русле.

29. Простая шиверка

30. Тесная шивера с различными древесными препятствиями. На заходе нужно продираться через частокол тонких сухих лиственниц (они же и являются ориентиром шиверы). Полезно осмотреть.

31.- 33. Шиверы.

34. Длинная шивера с большими камнями. КС 3. Далее река упрощается, на ней встречаются лишь разбои с несложными галечными перекатами. КС 2. В двух километрах ниже пр.34 брод вездеходной дороги. Еще через 8 км мы остановились на ночлег на правом берегу.

35.-46.Шиверы. Сложные препятствия появляются только через 12.5 километров после пр. 34. Этот участок мы шли по меньшей, уже прозрачной воде. Отсюда и до впадения в Бамбуйку идет каскад крутых и длинных, почти одинаковых по сложности шивер, разделенных короткими спокойными плесами. Очень много крупных камней, требуется точный маневр. Особенно трудно здесь придется байдаркам. КС 3-3+. Последняя шивера перед впадением в Бамбуйку вначале похожа на предыдущие, потом вода совсем теряется в камнях. Длинная и тяжелая проводка. На ПБ видели небольшую наледь. Бамбуйка приходит справа такой же мелкой шиверой, увлекшись проводкой ее вполне можно не заметить.

Бамбуйка от Бамбукоя до водопада

Схема 5

13 - 15 августа 2001 г. Длина участка - 33 км, перепад уровней 240 м, средний уклон 7.2 м/км. Больше падение на первой половине участка - до 10 м/км. Шли 6:30 грязного ходового времени. Вода средняя. Почти все препятствия здесь - перекаты, шиверы и несложные прижимы не выше 3 КС. Исключение - эффектные пороги 15 и 17 и 52(водопад). Мы разведывали пр. 15, 17, 51 и 52, остальные шли сходу, подстраховывая друг друга с воды. Рекомендуем осмотр именно этих четырех порогов.

14. Шивера при впадении Бамбукоя. За ней -300 м плеса - ориентир конца Бамбукоя. Далее разбой на несколько проток. Шли по правой, в ней - слабая шивера. Для осмотра следующего препятствия в конце шиверы чалились на отмель правого берега.

15. Эффектный, но несложный порог на слиянии проток. В правой части русла вода идет на надводные камни, в центре - мощная, но неопасная бочка. Слева - чистый проход. Основное в пороге - правильный заход под левый берег. Этому мешают приходящие слева протоки. КС 3. После осмотра К-4, К-2-1 и каяк прошли порог с интервалом 50 м, готовясь подстраховать друг друга в случае неприятностей, через несколько минут, закончив съемку, к ним присоединился и К-2-2. Двойки и каяк пробили центральную бочку, четверка обошла ее слева.

16. Мощная прямая шивера со сливом в конце. Почти без камней. За ней простая шивера на пологом левом повороте. В конце нее надо чалиться на левый берег для осмотра порога 17. Проводя разведку по ЛБ, обнаружили могилу 2-3 дневной давности. Позже выяснилось, что здесь при организации переправы погиб турист из Челябинска.

17. Самый эффектный и мощный порог на Бамбуйке. После короткой заходной шиверы идет крутая и мощная горка. В нижней ее части - косые ворота из полуобливного камня справа и мощной бочки, занимающей левую половину русла; проход между ними осложнен жесткой бочкой, расположенной чуть выше. КС 4. За порогом - спокойный плес, удобный для спасработ.

Перед порогом пообедали на отмели ЛБ. Застали окончание прохождения порога группой А. Красноперова. В левой бочке катамаран-двойку поставило на свечку, а байдарку перевернуло. Наученные горьким опытом, все наши экипажи уходили в ворота - сначала тандем К-4 и К-2-1 со страховкой с берега, затем К-2-2 и каяк, страхуемые снизу катамаранами. Все прошли чисто.

18.- 25. Участок простых шивер. В начале пр.25 слева впадает ручей Аматканский.

26.- 28 Мощные шиверы. Шивера 28. с низкой скальной стенкой ЛБ в конце. У стенки река течет двумя протоками: в левой, основной - мощный прижим, правая, более мелкая - совсем простая. После шиверы - длинный плес вдоль низкой скалы ЛБ.

29.- 33. Участок простых шивер и перекатов. После шиверы 33 - быстрый плес. Справа - высокая крутая осыпь, слева - удобная для стоянки лесистая терраса. Здесь мы остановились на ночевку и, сделав 14.08 радиальный выход на вершины 2007 и 2080 , на следующее утро продолжили сплав.

35.-48. Участок простых шивер. В начале пр.48 - впадение Бурома (справа), в конце - скалы ЛБ. Река входит в водопадное ущелье.

49. Шивера на левом повороте вдоль скал ПБ.

50. Слабая шивера. Следующие за ней препятствия 51. (предводопадная шивера) и 52. (водопад) необходимо осмотреть с левого берега.

51. Предводопадная шивера. Ориентир - шесть огромных скальных столбов за шиверой на ПБ. Посередине реки - галечный остров. Правая, основная протока идет в прижим под столбы, левая идет прямо и потом тоже сливается направо крутой мелкой горкой. За шиверой - 50 м быстротока. Мы доплыли почти до конца левой протоки и причалили к левому берегу. В 20 м перед чалкой у каякера сломалось весло, что не помешало ему пристать перед катамаранами.

Проходить шиверу основной протокой или подходить ближе к водопаду небезопасно - струя из левой протоки отбрасывает суда от берега. Если это все же случилось, необходимо до последнего момента уходить влево - даже в 10 м от водопада можно выброситься на скалы или застрять в маловодной протоке.

52. Водопад. В русле реки беспорядочно торчат скалы, высотой 5-10 м, с вертикальными стенками и плоскими вершинами, судя по всему, нефритовые. Между скалами - множество проток, некоторые из них сухие, по другим течет вода. В основной - несколько невысоких заходных сливов и слив 3-3.5 м в конце. Вся вода бьет в стоящую чуть ниже скалу. Затем несколько мощных бочек и река успокаивается. Водопад проходим, но это препятствие 6 КС. И справа и слева от основной струи есть протоки, теоретически проходимые на каяке, а возможно и на К-2.

В нашей группе не было как подходящих судов, так и достаточно опытных людей, поэтому мы сделали обнос: по галечной отмели ЛБ до начала скал (150 м), затем налево в лес до вездеходной дороги (30 м); по дороге пройти метров 30, пока направо не пойдет овраг; по этому оврагу спуститься в одну из сухих проток, которая выходит к реке ниже водопада (50 м). В паводок вода затопит как отмели, так и тропу обноса, поэтому рекомендуем при очень высоком уровне воды начать разведку с пр.49. В ущелье опасны резкие подъемы воды.

Радиальный выход на вершины 2007 и 2080

14 августа 2001 г. Погода хорошая, воды в ручьях немного. Выход начали от стоянки за препятствием 33 . Здесь чистый лиственничный лес, иногда (впервые на маршруте) встречаются елки. В паре сотен метрах от реки вдоль нее идет вездеходная дорога. Высота стоянки - примерно 850 м над уровнем моря.

Вышли вдоль ручья, впадающего в Бамбуйку перед стоянкой. Обходим справа скалистую, поросшую соснами гору и лезем налево, на перевал между ней и вершиной 1835. На подъеме очень нетипичные пейзажи - сосны на крутом травянистом склоне, иногда - скалы или очень мелкая сыпуха. На перевале - лиственничный лес. От стоянки до перевала 2.5 км, 1:06. За перевалом идем траверсом по склону горы 1835, постепенно вылезаем на гребень между ней и вершиной 2007. Здесь и далее - среднего размера курумник, местами - кедровый стланик. По гребню прошли перевал между вершинами. Высота 1790 м, подъем и спуск с перевала по курумнику примерно по 1 км с каждой стороны. Сложность 1А.

Вершина 2007 - довольно острая, с нее отличный обзор почти во все стороны. Виден весь Южно-Муйский хребет во главе с вершиной 3067. Перекусили, сложили тур, оставили записку. От первого перевала до вершины 2007 3.5 км, 2:00.

До вершины 2080 (высота примерная) идем по хребту почти без потери высоты. Северная сторона хребта обрывистая. Сама вершина - очень плоская, обзор плохой. С вершины спускаемся по хребту на юг. От стоянки нас отделяет ручей и параллельный нашему хребет, тот, по которому мы поднимались. Долина ручья V-образная, совершенно безлесная, на бортах - крутой курумник. Через 1.7 км поворачиваем на запад, спускаемся к ручью (1 км, -450 м) и поворачиваем вниз по нему Постепенно появляется лес, примерно в этом же месте на ручье каньон, проходим его частично вдоль воды, частично поверху . В каньоне несколько водопадиков высотой 2-3 м. При среднем уровне воды проходится понизу, правда, с замачиванием ног. Обойти каньон не очень просто, но можно - по берегам достаточно крутые сыпухи. От вершины 2007 до каньона 5.1 км, 2:32.

За каньоном уходим от ручья направо и лезем на хребет, надеясь выйти на перевал к нашему ручью. В результате вылезли метров на 200 выше перевала, спустились к ручью и по нему дошли до стоянки. Подъем и спуск по лиственничному лесу с небольшими лиственными зарослями. От каньона до стоянки 4.2 км, 1:25. Альтернативная тактика на последнем участке - не лезть через хребет, а спуститься по ручью с каньоном до его впадение в р.Онгко, затем вдоль нее до вездеходной дороги вдоль Бамбуйки и пройти по вездеходке до стоянки. Это больше по расстоянию, но легче как физически, так и с точки зрения ориентирования.

Во время радиального выхода в лагерь заезжали спасатели на вездеходе. Они вывозят тела двух погибших - туриста из Челябинска, погибшего при переправе и рабочего с нефритового рудника (упал в реку перед водопадом).

Бамбуйка от водопада до устья р. Двухтокий

Схема 6

15 августа 2001 г. Обнеся водопад и пообедав, мы продолжили сплав. Ниже водопада река течет в невысоком каньоне вплоть до пр. 55. В паводок этот участок становится существенно сложнее. Очень красив послеводопадный плес с совершенно гладкой и прозрачной водой. До конца дня (5 ходовых часов) дошли до устья р. Двухтокий. Здесь река проще, чем на предыдущем участке, однако по-прежнему (хотя и существенно реже) встречаются пороги до 3 КС (особенно интересные отмечены !). Мы проходили почти все препятствия сходу, осмотрев в поисках отмеченного в лоциях порога пр. 105 и 107. Пр. 105 проходили в походном порядке, пр. 107 первыми прошли двойки (тандемом), и подстраховали снизу четверку и каяк. Рекомендуем осмотр пр. 55 и 105.

53.-83. Участок слабых прижимов и простых шивер и перекатов. В середине пр.83 впадает р.Аку (слева).

84.-100. Простые шиверы, слабые перекаты. Две последние шиверы под скалой ПБ, между ними со скалы стекает приток.

101.-104. Шиверы.

105. Мощная шивера с прижимом под огромную скалу ЛБ. Ниже прижима у ПБ плохо видная с наплыва скала. Необходим точный маневр.

106. Перекат под скалой ЛБ.

107. Порог в левой протоке. Напоминает порог 15, но с более простым заходом. Горка с двумя бочками в левой части. Справа - чистый проход. В правых протоках, судя по всему, сложных препятствий нет. За порогом слева впадает ручей Двухтокий. Перед стрелкой - хорошая стоянка на ЛБ. Единственный недостаток - много песка. Здесь мы и остановились на ночевку.

Образовавшийся благодаря сокращению пешего перехода и высокой скорости движения по маршруту запас времени позволил дополнить маршрут прохождением реки Тулдунь, рассматривавшейся в Москве, как запасной вариант. Вечером мы разобрали и высушили катамараны, утром распределили снаряжение и начали второй пеший переход.

Переход на Тулдунь

Схема 8

16-17 августа 2001 г. Длина перехода - 24.3 км. Участок пройден за два полных ходовых дня. Погода плохая, низкие облака, частые дожди. Вода в ручьях довольно высокая. В основном путь проходит по чистому лиственничному лесу. Наверху изредка встречается кедровый стланик, но он почти не мешает передвижению. Как обычно, много голубики и брусники, на спуске иногда встречается клюква и костяника.

Первые сотни метров мы шли вдоль р. Двухтокий по ЛБ (здесь и далее берега и притоки указываются по ходу, а не орографически). Выше ручей течет в глубоком ущелье, на склонах - курумник. Возможно, удастся пройти понизу. Другой вариант - заранее забраться на 100-150 м вверх. Мы выбрали (не золотую) середину и следующий час шли по мокрому курумнику вдоль склона, понемногу поднимаясь наверх. Над ущельем оказалась полка с лиственничным лесом, на которой вскоре удалось найти тропу, спускающуюся к ручью. От стоянки до выхода к ручью 2.2 км, 1:31 чистого ходового времени.

Тропа идет вдоль ЛБ ручья. Через 1.7 км - охотничья избушка, в плохом состоянии, но жилая; дорога, идущая мимо нее давно заросла. Выше избушки тропа менее явно выражена. Через 1.5 км тропа переходит на ПБ. Брод простой. Здесь мы остановились на обед. От выхода к ручью до обеда 3.2 км, 1:24 чистого ходового времени.

Весь оставшийся день мы шли по ПБ ручья, где по тропе, где по азимуту, в середине пути удалившись от воды на 300-400 м. Совершенно не чувствуется, что идем по горам - набора высоты почти нет, одинаковая во все стороны лиственничная тайга, только к вечеру спереди и с боков появляются горы. Единственное препятствие - очень густые заросли по притоку в 3 км от обеда. Шли без тропы, поэтому пролезали минут 10.

Остановились на ночевку, почти дойдя до подъема на перевал. Последние полтора часа шли по тропе. С местами для стоянки не просто - долина наклонена совсем несильно, но очень равномерно. От обеда до ночевки 6.9 км, 2:56 чистого ходового времени.

Утром, пройдя еще 500 м по тропе вдоль Двухтокого, полезли на перевал вдоль его правого притока. Сначала тропа помогает идти, потом все попавшиеся тропки уходят в бурелом вокруг ручья. Набор высоты - 350 м, абсолютная высота 1250 м, сложность - н/к. На подъеме редкий лиственничный лес с редким кедровым стлаником, под ногами ягель, иногда курумник. Из-за тумана сделали небольшой крюк. От стоянки до перевала 3.0 км, 1:50 чистого ходового времени.

Спуск, в начале простой, осложняется зарослями вдоль ручьев, стекающих с левого борта долины. Лучше как можно быстрее перейти на правый берег стекающего справа ручья Удокит. Спустившись с перевала (перепад высот 250 м) мы продолжили путь по правому берегу Удокита. Идти легко. Находим мощную тропу, вскоре переходящую на ЛБ. Перед бродом остановились на обед. От перевала до обеда 4.1 км, 1:49 чистого ходового времени.

У брода многолетний завал. Ниже тропа почти теряется в болоте, затем становится еще более мощной. Часто встречаются распиленные завалы. Ниже первого брода Удокит постепенно входит в ущелье. Тропа идет по низу, часто переходя с берега на берег. Мы бродили Удокит 6 раз, считая первый. На ручье паводок, глубина выше колена. При обычном уровне воды броды проблем не доставят. Наконец, Удокит выходит из гор. Немного ниже - брод автодороги, скорее всего, из Ирокинды в Тилишму. Дорога хорошая, Урал вполне проедет. От обеда до брода автодороги 3.6 км, 1:50 чистого ходового времени.

Перейдя Удокит в последний раз, мы пошли по азимуту на север. Как показало более внимательное изучение карты на стоянке, ближе было идти на север-северо-запад. Лиственничные рощи чередуются с зарослями березки. За несколько сотен метров до Тулдуни перешли довольно глубокую болотину, оказавшуюся, как мы выяснили позднее, одной из проток Удокита. Выйдя к реке, остановились на ночевку. От брода автодороги до стоянки 1.2 км, 0:36 чистого ходового времени. У стоянки - молодой лиственничный лес, с местами для палаток и сухостоем для рам катамаранов небольшие трудности. В 100 м ниже устье Удокита, перегороженное капитальным завалом. Тулдунь напоминает Истру в паводок - быстрый мутный поток с несложными заломами.

Тулдунь от р.Удокит до р.Тулуя

Схема 9

 Длина участка 36.5 км, падение 110 м, почти все оно сосредоточено на последних 11 км перед впадением Тулуи, где уклон достигает 10 м/км. Река сильно зарегулирована болотом в верховьях и выглядит очень необычно для этих мест - отсутствуют галечные отмели, вода коричневого болотного цвета. Последние три дня шли дожди, вода высокая.

Все основные препятствия - примерно 3-4 КС - сосредоточены на последней трети участка, первые 2/3 - почти гладкая гребля. В основном это мощные шиверы с крупными камнями или прижимы к береговым скалам. До устья Тулуи дошли за один день, 8:30 грязного ходового времени. Шли в режиме первопрохождения, на нижнем участке просматривали почти все шиверы. Дополнительной страховки нигде не потребовалось и все препятствия были пройдены в походном порядке.

18 августа отдохнули и построили суда, на следующее утро19 августа начали сплав. Река петляет по густому лиственничному лесу. Первые несколько километров течение довольно быстрое, потом оно прекращается. До поселка Тилишма 12.8 км. В Тилишме на правом берегу стоит жилой дом, около него - несколько лодок и трактор. Людей не видели. Напротив дома, на ЛБ - могила.

От Тилишмы до водомерного пункта 5 км спокойной воды. Тут на правом берегу стоит будка на высоком фундаменте над рекой, рядом - автомобильный брод. От водомерного пункта начинаются слабые перекаты, через просветы в лесу видны подходящие к реке горы. Перекаты постепенно становятся мощнее, дать ориентир начала сложных препятствий довольно сложно. До этого места хорошо заметен остров с небольшой скалой ПБ в неосновной правой протоке и остров, отмеченный на схеме, с короткой правой протокой и длинной левой. Начинаем лоцию в 1.5 км от этого острова, в 7.5 км от водомерного пункта. Тут река постепенно входит в горы, по берегам начинают появляться скалы. До впадения Тулуи -11.2 км.

1. Длинная простая шивера на слабом правом повороте. Это первая шивера выход которой не просматривается от начала, после нее на ЛБ впервые встречаются скалы. В середине шиверы обедали на правом берегу.

2.-4. Простые перекаты и шиверы. В конце - осыпь ПБ.

5. Простой перекат у осыпи ПБ. С этого места на реке начинаются сложные препятствия, требующие некоторого маневра. Отсюда до впадения Тулуи река, как правило, течет в узком лесистом ущелье, мест для стоянок практически нет, передвигаться по берегу сложно. Сложность препятствий постепенно нарастает.

6. Длинная простая шивера. В конце нее - мощный крутой порог под разрушенными скалами ЛБ.

7.-23. Участок мощных шивер и прижимов. Очень мощная шивера 22. Струя под ПБ, в струе - камень. Рекомендуем осмотреть. После короткого плеса за пр.23 слева впадает Тулуя и вся река резко уходит направо. На стрелке есть неплохая стоянка на полке в 20-30 м над рекой. Чтобы на нее зачалиться, нужно плыть у левого берега и искать последнее возможное место чалки перед впадением Тулуи.

Здесь мы остановились на ночевку. Место очень красивое - с одной стороны голубая вода Тулуи, с другой бурая Тулдуни. На полочке у реки следы туристов - разорванный костюм химзащиты. В 100 м от стоянки - охотничья изба, жилая, но в плохом состоянии.

Тулдунь от р.Тулуя до устья

20 августа 2001 г. Вода высокая. После впадения Тулуи характер реки меняется: появляются галечные отмели, позволяющие легко передвигаться по берегу. Вода уже не такого болотного цвета, хотя по-прежнему мутная (в Тулуе вода мутно-голубая из-за паводка). Начало сплава было затруднено туманом над рекой (видимость 50 м), что увеличило число необходимых осмотров Большинство препятствий после разведки проходили походным порядком. Более сложные препятствия (4 КС) помечены !.

На участке до пос.Кедровка основные препятствия - шиверы с крупными камнями, прижимы к береговым скалам. По характеру и сложности препятствия похожи на шиверы перед впадением Тулуи, но просторнее и мощнее их. По ЛБ обычно далеко от реки идет автомобильная дорога.

24. Прямая шивера сразу после впадения Тулуи. Небольшой прижим к скале ПБ.

25. Мощная и чистая шивера справа от галечного острова.

26. Шивера с прижимами к ЛБ в начале и в конце. Первый прижим отмечен как сложный, однако в нашу воду справа от него открылась полноводная и несложная протока, по которой мы и прошли.

27.-31.Участок мощных коротких шивер, иногда с прижимами к берегам.

32. Прижим к скале ПБ, за ним в реке лежат обломки скал, требуется маневр.

33.- 37. Участок прижимов и шивер. На выходе из пр.37.- большие валы, на берегу видели рыбака. Ущелье реки расширяется, слева горы отходят от реки. В шиверах дальше почти не встречается крупных камней.

38.- 40. Слабые перекаты и шиверы. Слева появляются дома Кедровки. Поселок небольшой - примерно 10 домов. На берегу видели нескольких рыбаков.

41. Мощная шивера в поселке. За ней слева впадает река Кедровая.

42. Еще одна шивера в поселке, судя по всему искусственного происхождения: по бокам видны галечные дамбы, шивера напоминает размытую плотину. В низкую воду шиверу полезно просмотреть.

43. Короткая шивера у скалы ПБ.

44. Длинная шивера с эффектным выходом. Начинается после левого поворота, в начале - две несложные, почти одинаковые протоки. После слияния проток за резким правым поворотом - ключевое место: в левой части русла вода идет на скалы (перепад на них около 2-х метров), посередине подряд стоят две довольно мощные бочки, в правой части русла, куда идет основная масса воды - ровный пологий слив, даже без волнения за ним. Попадание в чистый проход, особенно из правой протоки, несложно. На горе ЛБ над порогом - действующие штольни.

45. Шивера. За ней - подвесной пешеходный мост, и в начале следующей шиверы - автомобильный.

46. Шивера.

47. Шивера-порог с прижимом к скале ПБ. Выход из прижима закрывает пара мощных бочек. Рекомендуем осмотр по ЛБ. За порогом удобный для спасработ плес. Вследствие ошибки при чтении лоции вошли в порог без разведки. С воды просматривалось все, кроме выходных бочек. Катамараны особых проблем не имели, но каяк вышел из основной бочки только после нескольких десятков секунд упорной борьбы. Впрочем, опасных мест в пороге нет.

48. Шивера на слабом правом повороте. На левом берегу - очень высокая и красивая гора. За шиверой остановились на обед в лиственном лесу ПБ. На берегу валяются обломки дюраля, скорее всего от самолета.

Далее горы почти совсем расступаются, река течет по широкой долине почти до самого устья. Основные препятствия - перекаты, мощные крутые шиверы без камней, но с высокими валами и несложные прижимы к низким береговым скалам. Все легко просматривается с воды. КС 3.  Часто видна огромная красноватая гора Шаман, встающая впереди за Витимом. В многочисленных разбоях не рекомендуем выбирать совсем короткие протоки - можно попасть на очень мощную мелкую горку и порвать суда.

49.- 67.Участок простых шивер и перекатов. За шиверой 67. - плес 200 м, слева и справа река зажата высокими осыпями. Впереди видна высокая скала ЛБ, перед ней река резко поворачивает направо. Перед самым поворотом справа начинается галечная отмель на которую можно зачалиться. Тут начинается наиболее сложный на Тулдуни каскад порогов длиной около двух километров.

68! Шивера на крутом правом повороте под огромной скалой ЛБ. Прижим к скале несложен, однако шивера мощная и в конце нее в русле лежат несколько крупных камней, требующих маневра. Рекомендуем осмотр справа.

69 Мощная шивера с двух сторон от острова. Не особенно сложная. Справа почище. Необходимо осмотреть, чтобы наметить место для чалки перед следующим препятствием.

70! Прямая короткий шивера. Очень мощная, со скальными обломками в русле. При осмотре, мы недооценили мощность шиверы. В результате К-2-1 вылетел на скалу в левой половине русла и один из участников был смыт в бочке справа от скалы. Пострадавшему удалось быстро забраться на катамаран. Спасработ не потребовалось.

71! Начинается на слабом левом повороте несложной шиверой. На выходе - ворота из полуобливных камней, за ними - прямая струя с высокими валами. Самый высокий из них (не менее 2 м), с пенным гребнем вполне может остановить и перевернуть катамаран-двушку. Это - самое мощное место на реке. Осмотр с ЛБ, чалиться приходиться в несложной заходной шивере. Опасности в случае аварии быть унесенным в Витим почти нет - мелко и слабое течение. Недооценив мощность порога, К-4 пошел по основной струе. Закусывающему валу почти удалось остановить катамаран, но носовые отработали уверенно. Двойки и каяк обошли валы справа.

72 Простой перекат справа от галечной отмели. Почти сразу за ним - впадение в Витим. Голубоватая вода Тулдуни долго не смешивается с красно-бурой витимской.

Витим от устья Тулдуни до ж/д моста

Схема 11

20, 22 августа 2001 г. Длина участка 26 км, уклон около 1 м/км, ширина реки 200-300 м, скорость течения до 20 км/ч. Мы шли по высокой воде, все шиверы были затоплены. Основная трудность - уходить от валов и прижимов и готовиться к причаливанию надо заранее - непривычно большие ширина реки и скорость течения на спокойных участках. Особенность Витима - поднимающиеся снизу пузырьки воздуха, с шипением отрывающиеся от днищ катамаранов. Приняв шипение за прокол баллона, мы чуть не устроили аварийное причаливание. Чистое время пассивного сплава 2:25.

Напротив устья Тулдуни вдоль правого берега идет струя с валами с пенными гребнями. Это Тулдунская шивера. Высоту оценить не смогли из-за большой ширины реки. Выходя из Тулдуни, попасть в струю физически невозможно. Видели рыбаков на берегу.

Пройдя 4 км по Витиму, остановились на ночевку в устье ручья Нижний Шаманский. Стоянка не очень хорошая и с воды не заметна, но выше на правом берегу стоянок не видно вообще.

Сделав 21 августа радиальный выход на г. Шаман, 22 утром продолжили сплав. Сложных мест на Витиме не оказалось - обозначенные в лоции шиверы с трудом удалось идентифицировать по небольшим валам. Сивакская шивера чуть мощнее - валы до 1 м, но очень пологие . Судя по описаниям, в малую воду препятствия существенно усложняются.

Наконец, показываются два моста - ж/д и автомобильный и горы расступаются. Мы разбирали суда и готовили обед на левом берегу сразу за ж/д мостом, внутри охранной зоны моста, о чем узнали только через два часа после причаливания. Немного ниже, между ж/д и автомобильным мостами, есть более удобное место. Единственный недостаток - много песка.

Радиальный выход на гору Шаман

21 августа 2001 г. Длина выхода - 11.7 км, чистое ходовое время - 8:17. Погода хорошая, слабая облачность, ветер.

Планируя этот выход, надо учитывать, что несмотря на малую протяженность, восхождение сложно из-за большого набора высоты (от 510 до 2374 м). В нашем случае группа имела хорошую форму после трех горных однодневных выходов с набором высоты более 1000 м каждый. Возможно, стоит посвятить восхождению на Шаман-гору два дня. Хорошее место для ночевки - плоская лесистая вершина 1341 примерно на половине пути.

Радиальный выход начали от стоянки в устье ручья Ниж. Шаманский в 6:30 утра. Поднимались по хребту, идущему на юго-восток между Витимом и ручьем, держась его правого края. Первый час пути - очень крутой (в начале более 45 градусов) лесистый склон, почти вертикально обрывающийся к Витиму. Удивительно, но даже здесь встречаются старые вырубки. Идем почти по кромке обрыва, иногда есть следы тропы. Иногда приходится пробираться через стланик. Набор высоты - около 350 м, расстояние - 600 м.

Дальше хребет становится пологим, идти легко. Постепенно рассеивается утренний туман над Витимом, открываются отличные пейзажи. Хорошо видны валы Тулдунской шиверы, впадение Тулдуни, Многообещающая коса.

До вершины 1341 несложный подъем по редкому лесу. Набор высоты - 480 м, расстояние 2.4 км, идем полтора часа. Вершина широкая и плоская, на ней чистый лиственничный лес, чередующийся с мощными зарослями стланика. Как мы увидели позже, вершину лучше обходить по краю слева, тут меньше зарослей. Дальше леса нет, до вершины приходиться лезть по крупному курумнику. Здесь по-прежнему идем по ясно выраженному хребту. Первый взлет высотой 100 м очень крутой и сложный, мы попытались взять в лоб, но потом траверсом обошли его с севера. Правильнее обходить это место с южной стороны, именно так мы шли обратно.

Далее склон постепенно выполаживается, идти все проще и проще. На вершине были в 12:30. Вершина плоская, виды с нее, пожалуй, хуже, чем с подъема. Хорошо видны Северо-Муйский хребет, разливы Витима по Муйско-Куандинской котловине, мост через Витим, вершина 3067. На вершине имеется триангуляционный знак, бетонированный тур, в термосе лежат записки.

Возвращались по пути подъема с небольшими отклонениями. Крутой участок перед границей леса обошли слева, южнее хребта. Вершину 1341 обошли по северному краю, почти избежав зарослей кедрового стланика. Последние 350 м спуска шли не по краю обрыва к Витиму, а метров на 100-200 правее. Тут более чистый лес с густым зеленым мхом. Этим путем легче спускаться, особенно используя палку для опоры. Подниматься лучше по краю обрыва. В лагерь пришли в 18:05.

Выводы, впечатления, рекомендации

1. Выбор маршрута оказался чрезвычайно удачным - небольшие пешие переходы, очень красивые и достаточно сложные радиальные выходы, постепенно нарастающая сложность водных препятствий.

2. С другой стороны, группа, имеющая больше времени, может усложнить как горную часть похода прохождением перевалов и вершин в окрестностях высшей точки Южно-Муйского хребта - вершины 3067, так и водную прохождением верховий Бамбуйки или Тулуи или Бамбуйского водопада.

3. Особенно запомнились водопад на Тулуе, порог-водопад на Бамбуйке, гора Шаман, вершина 3067, которую мы наблюдали почти во всех радиальных выходах, и великая река Витим.

4. Весь поход радовало огромное количество голубики и брусники - в Карелии такого и близко нет. Удалось найти только одну спелую кедровую шишку, зато на отсутствие шишек кедрового стланика мы, увы, пожаловаться не могли.

5. Из грибов встречалось много разнообразных моховиков и маслят. Из более известных в Европе - сыроежки и, в березняках, подберезовики. Подосиновики и рыжики встречались реже.

6. На тропах много следов крупных животных, распознали медвежьи и кабаньи. При сплаве по верховьям Тулдуни на берегу стоял доверчиво смотревший на нас олень или кабарга. Бурундуки показывались регулярно, а на стоянке на берегу Витима видели пищух и каких-то более мелких мышей, прятавшихся в рюкзак. Из птиц - кедровок и, ближе к Витиму, чаек. Местные обещали нам хариуса, ленка и тайменя, но ловились только хариусы. За весь поход - около 15 штук грамм по 200-300 каждый. Впрочем, ловили мы только на Бамбукое и Бамбуйке выше водопада.

7. Комары и мошка встречались в умеренных количествах. Неудобства они доставляли только при сборке судов на Бамбукое, где мошку согнало к нам пожаром.

8. Район до сих пор слабо посещался московскими туристами, несмотря на удобную заброску. Надеемся, что собранная нами информация поможет исправить этот недостаток.

Информация о других реках района

Верховья Бамбуйки.   Схема 4. Совсем в верховьях Бамбуйка носит равнинный характер, Интересный участок начинается примерно от поворота на восток. Препятствия - шиверы с очень большим падением и множеством камней. КС 3-4. Уклон до 12 м/км.   Раньше в верховья Бамбуйки попадали, сделав 10 км волок от зимовья Ую на Ципе. Теперь нам предлагали заброситься на машине прямо из Таксимо.

Бамбуйка от впадения р. Двухтокого до устья.   Схема 7. Длина участка 31 км. Уклон 2-3 м/км. По информации от группы А. Красноперова, ниже впадения Двухтокого Бамбуйка еще более упрощается. Основные препятствия - разбои с галечными перекатами.

Тулуя от Киндикана до устья. Длина участка 14.6 км, падение 159 м, распределено достаточно равномерно. Средний уклон 10.9 м/км. КС 4. Ручей Киндикан впадает в Тулую в 2 км ниже моста дороги Таксимо - Ирокинда. От моста до стрелки - мелкие шиверы, возможна проводка. Связка Тулуя - Тулдунь,  несколько сложнее Тулдуни с верховьев. Впрочем, сложность тоже не выше 4. На наш взгляд не лишена смысла идея от стрелки Тулуи заброситься вверх по ней (по ЛБ идет автодорога), поскольку основные препятствия сосредоточены на 5-10 километрах перед устьем.

Витим от устья Бамбуйки.   Схема 10. Расстояние по Витиму от устья Бамбуйки до железнодорожного моста - 63 км, до устья Тулдуни - 37 км. На этом участке Витим пересекает Южно-Муйский хребет. Его средний уклон примерно 0.8 м/км. Это - один из наиболее сложных участков Витима, здесь находиться 8 шивер. Они сложны в низкую воду, когда из-за открывшихся камней сложно обойти мощное волнение в основной струе. Чем больше вода, тем шиверы проще, в высокие паводки их заливает почти полностью.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100