Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о пеше-водном путешествии 5 категории сложности в районе Восточного Саяна по маршруту: р. Жомболок - р. Ока, совершенном с 26.07. по 22.08. 2002 году

Руководитель: Бузыкин М. А. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба

Содержание:
  1. Паспорт маршрута;
  2. Состав группы;
  3. Приезд на маршрут;
  4. Отъезд с маршрута;
  5. Пешая часть маршрута;
  6. Р. Жомболок. Лоция и техническое описание;
  7. Р. Ока. Лоция и техническое описание;
  8. Итоги, выводы и рекомендации
Паспорт маршрута

Вид путешествия: пеше-водный.

Категория сложности: пятая.

Средства сплава: 2-х и 4-х местные катамараны.

Нитка маршрута: ст. Слюдянка – пос. Орлик – зим. Верхний Хутэл – пер. Дэдэ-Хутэл-Дабан – озёра Олон-Нур - радиальный выход: верховья р. Жомболок – оз. Хара-Нур – оз. Харганата – влк. Перетолчина – мин. ист. Хойто-Гол – зим. Верхний Хутэл – пер. Дэдэ-Хутэл-Дабан – озёра Олон-Нур; - сплав по р. Жомболок и р. Ока (Аха) – пос. Верхнеокинский – ст. Зима – Ярославль.

Количество участников: 8 человек.

Состав группы

№ п/п Фамилия И.О. Год рожд. Туристский опыт Обязанности, судно
1. Бузыкин Михаил Анатольевич 1976 Она-4р; Чуя-Катунь-4у руководитель, кап. К-2 "TVIX -2"
2. Шелег Андрей Валерьевич 1976 Чуя-Катунь-4у видеооператор, К-2 "TVIX-2"
3. Кожевников Сергей Николаевич 1972 Ниж. Кураган-Кучерла-Катунь-5у страховка, кап. К-2 "Горец"
4. Данилов Михаил Валентинович 1976 Она-4у страховка, К-2 "Горец"
5. Сурьянинов Дмитрий Андреевич 1980 Чуя-Катунь-4у; Она-4у реммастер, кап. К-4 "TVIX-4"
6. Грачёв Антон Николаевич 1975 Чуя-Катунь-4у видеооператор, К-4 "TVIX-4"
7. Дыленок Алексей Александрович 1976 Она -4у фотограф, врач, К-4 "TVIX-4"
8. Соколова Ольга Геннадьевна 1980 Она-4у завхоз, К-4 "TVIX-4"

Приезд на маршрут

Поезд № 250 Москва – Благовещенск. Отправление из Ярославля в 18-50. Прибытие в Слюдянку в 8-17 по московскому времени. Разница местного времени с московским составляет + 5 часов. Поезд не очень удобен, поскольку прибывает в Слюдянку днём, и не многие согласятся ехать в ночь, но это единственный поезд, который идёт через Ярославль. Для экономии времени мы заказали по телефону машину в пос. Орлик. Водитель, согласившийся нас довезти до места, - Сыренов Алексей Жалсараевич (республика Бурятия, Окинский район, пос. Орлик, ул. Обручева, б/н, тел. 51-426 (дом.). Рабочий телефон, указанный в интернете на сайте: www.lib.ru, не действителен.). За заброску до пос. Орлик на УАЗе-452 мы заплатили 5,5 тыс. рублей. Рекомендуем сразу по телефону оговаривать количество пассажиров в машине. Машина у Сыренова новая и рассчитана на 8 пассажиров с багажом и 2 водителей (он ездит в паре с сыном).

На станции находилось уже 3-4 группы, которые не могли найти машины за приемлемую цену. Цены у водителей, занимающихся этим бизнесом постоянно, доходили до 12-14 тысяч рублей до пос. Орлик. Разговаривая потом с другими группами на маршруте, которым удалось найти машины дешевле, мы выяснили, что Сыренов просит за доставку среднюю реальную цену.

Дорога неплохая, сначала асфальт, потом накатанная грунтовка. Она практически полностью восстановлена после паводка 2001 года, за исключением моста в пос. Монды, но работы по его ремонту идут полным ходом. На границе Окинского района находится пост ГИБДД со шлагбаумом, где мы заплатили по 15 рублей с человека "за въезд в Окинский сойотский национальный район". В посёлок приехали около 12 часов ночи. Нас высадили за посёлком на большой поляне возле самой реки, где уже располагалось несколько групп. Это поляна часто используется местным население для отдыха на "природе" и является своего рода перевалочной базой для туристов: отсюда некоторые группы начинают сплав по Оке, забрасываются на Тиссу, Жомболок, Хойто-Оку и др. Утром, вместе с другой группой нас обещали за отдельную плату забросить на "Урале" до Верхнего Хутэла. Мы сговорились за 1,5 тысячи рублей. Время в пути около 2 часов. В сухую погоду до зимника можно доехать и на УАЗе, болото начинается только за ним. Через Оку построен мост вместо паромной переправы.

Отъезд с маршрута

Маршрут закончили в посёлке Верхнеокинский, за 2 км. до лодочной станции, где обычно туристы заканчивают сплав. В заблуждение нас ввели 2 лодки, оставленные на берегу, напротив небольшого острова. Эти лодки мы приняли за лодочную станцию и не доплыли до нужного места. До посёлка по дороге оставалось около 2,5 км. Пока разбирали катамаран, сушили вещи, двое сходили в посёлок и вернулись на машине, которая довезла нас до магазина, где находится автобусная остановка. Автобус отправляется в 19-45 (пн., чет., суб., воск.). Время в пути около 2 часов. Из Зимы в 19-40 (время московское), поездом № 260 мы поехали до Иркутска. Прибыли в Иркутск 01-32. После отдыха на Байкале, из Иркутска 19.08.2002 в 12-55, поездом № 239 Чита – Москва, мы отправились по домам.

Пешая часть маршрута

Схема 1

Схема 2

1.08. Тропа на перевал Дэдэ-Хутэл-Дабан начинается на середине расстояния между зимниками Верхний Хутэл и Хурген-Тала. Следует не доезжать до зимника Верхний Хутэл примерно метров 600 (есть и Нижний Хутэл, поэтому сразу уточняйте водителю, какой именно вас интересует). Ориентиром может служить распадок между двумя сопками. Предпочтительно сразу ориентироваться на правую сторону этого распадка. В небольшом лесу перед перевалом множество тропок, которые ближе к самому перевалу сливаются в единую, которая идёт вдоль левого берега р. Дэдэ-Хутэл. В зимнике можно нанять лошадей. Стоимость лошадей, предложенных нам хозяином, составила 3000 р. за 4 лошади. Нам показалось это дорого, и мы решили забрасываться собственными силами. Если вы начинаете заброску от самого зимника, то следует обратить внимание на ряд моментов. Непосредственно возле зимника протекает р. Дэдэ-Хутэл, который делится на 2 рукава (в схеме, прилагаемой к отчёту, показан только один). Если стоять к зимнику лицом, то один рукав огибает его слева, а другой - справа (на карте 1:100000 (на CD ) оба рукава показаны справа от зимника). Мы провели разведку тропинок, которые начинаются возле зимника. Все тропинки сразу за зимником собираются в одну, которая идёт вдоль правого берега левого рукава (см. карту на CD ). Потом эта тропа уходит вдоль правого притока р. Дэдэ-Хутэл, поднимаясь на террасу левого борта долины. Тропа хорошо набитая, не уступает той, которая идёт непосредственно на перевал. Выбор неверной тропы может вас увести по левому рукаву в сторону от перевала. Нужная тропа формируется из множества мелких троп справа от второго рукава (см. выше). Если вы не успеваете в этот вечер дойти до озер Олон-Нур, то остановиться можно непосредственно в лесу возле дороги или подняться на перевал, где есть неплохие места для стоянки (высота перевала 50- 60 м ). Но вы должны понимать, что ночёвка недалеко от зимников может оказаться малоприятным делом.

Тропа до перевального озера, откуда вытекает р. Дэдэ-Хутэл, всегда идёт вдоль его левого берега (орфографического). Этот участок болотистый, порос чахлым лесом и кустарником. Мест для стоянок нет. Идя с грузом 60- 65 кг, зачастую проваливаешься выше колена. Без помощи товарищей вылезти достаточно проблематично. Нередко в наиболее топких местах тропа разделяется на множество мелких и малозаметных, но потом они снова собираются вместе. За последние годы река приобрела популярность у туристов водников, поэтому тропа стала набитой и сбиться или потерять её практически невозможно. Время движения до перевального озера составило около 2,5 часов. После озера ещё минут пятнадцать хода по болотистой местности до ручья, который тоже вытекает из озера и течёт в систему озёр Олон-Нур. Перейдя ручей, вы выходите на каменистую поляну, где тропа теряется. На другой стороне поляны сложен тур, за которым, перейдя этот же ручей ещё раз, вы найдёте тропу.

С этого места тропа становиться единой, нигде более не разделяется и идет прямо к большой поляне между третьим и четвёртыми озерами Олон-Нур. Общее ходовое время составило примерно 5 часов. Весь груз несли за один раз.

"Стапельная поляна" обжитая, кругом лавовые нагромождения. Леса для строительства деревянной рамы катамаранов недостаточно, поэтому придётся возвращаться обратно по тропе в поисках строительного материала. Здесь мы переупаковали все вещи, оставив самый минимум и продукты на 5 дней. Остальные вещи в гермомешках спрятали в лавовой трещине и завалили мхом и камнями. Средний вес на одного человека при выходе на пешую часть маршрута составил 12 кг.

2.08. Выход в 9-30. От стоянки тропа переходит по брёвнам через первую протоку, соединяющую 3 и 4 озеро, и идёт вдоль берега третьего озера. Через 200 метров она пересекает вторую протоку между 3 и 4 озером. Через 15 минут хода развилка: направо идёт тропа вдоль р. Жомболок вниз по течению реки, налево – в верховья реки Жомболок. Тропа хорошая, чистая до р. Бурсаг. Ощущение, что вы на прогулке в городском парке. Оценивая Жомболок в верховьях, мы пришли к выводу о нецелесообразности начала сплава выше традиционного места старта по ряду причин. Во-первых, маленький расход воды и очень неприятные берега (в виде выступов лавы с острыми краями), в отличие от нижнего участка. Во-вторых, большое количество завалов. В третьих, трудность заброски в верховья реки (значительно удлиняется подход к реке). А самое главное, мы не увидели препятствий, представляющих спортивный интерес для их прохождения на больших судах.

От полуразвалившегося летника до реки Бурсаг, впадающей в озеро Бурсугай-Нур, 20 минут хода. Подходя к реке, тропа поворачивает направо в долину реки. На другой берег переправились по толстому бревну, лежащему через всю реку, к которому нас вывела тропа. За рекой тропа уходит в верховья реки, причем она очень чёткая и натоптанная. Видно, что по ней ходят достаточно часто. Мы предполагаем, что она ведёт к истокам реки Хойто-Ока и её можно рассматривать как вариант заброски на эту реку. На карте эта тропа не обозначена. По звериным тропам мы вернулись назад к озеру Бурсугай-Нур, где нашли тропу, идущую вдоль берега озера. Возможно, надо было уйти с тропы и перейти реку вброд в месте её впадения в озеро (как показано на карте), но не хотелось мокнуть. Время движения до переправы около 4 часов (чистое 3 ч.10 мин). После переправы состояние тропы резко ухудшилось, местами она стала малозаметной, но были хорошие ориентиры: озеро, а затем лавовое поле слева по ходу движения, а справа – горная гряда. Мест для стоянок возле озера практически нет. За озером начинается сплошное лавовое поле, поросшее редкими чахлыми деревцами. Тропа идёт рядом с лавой во мху и сильно разбита лошадьми. Иногда даже проще идти рядом с тропой. Периодически тропа проходит по кромке лавового поля. Через 3 часа 15 минут чистого времени подошли к реке Хакта, которая, подойдя к лаве, полностью уходит под неё. Подойдя к реке, мы увидели, что тропа опять забирается направо вверх по реки. Переправу мы не нашли, пришлось пересекать речку в брод. В этом месте река разбивается на множество рукавов и некоторые из них достаточно глубокие (выше пояса). Организация навесной переправы невозможна из-за отсутствия деревьев на берегах, кругом кустарник. В дождливую погоду лучше уйти с тропы на лавовое поле, под которым протекает река. Это позволит избежать организации переправы. Приемлемой стоянки мы не нашли. Пришлось заночевать на лаве, поросшей мхом, найдя две маленькие площадки под палатки.

3.08. Выход в 9-15. Примерно на середине расстояния от р. Хакты до озера Хара-Нур развилка. Основная тропа - идёт вдоль лавового поля по направлению к озеру, другая отворачивает налево и пересекает лавовое поле. После р. Хакта до озера Хара-Нур стоянок практически нет. Единственные места - в начале озера и до впадения в него реки Саган-Сэр, где расположено зимовье. Озеро очень красивое. Располагается в узкой долине, между высокими хребтами. Оно образовалось за счет того, что лавовые языки перегородили дорогу ручьям, создав, таким образом, подпор снизу. Первоначально мы попытались двигаться по тропе, идущей по крутому склону, но это оказалось очень сложным занятием: постоянные подъёмы и спуски, поваленные деревья, заросли кустарника. Было принято решение двигаться вдоль озера по крупным камням. Темп движения стал гораздо выше, но в дождливую погоду передвигаться по скользким неустойчивым камням очень опасно. Вдоль озера, до его Т-образного расширения, мы шли около 2 часов чистого времени. Обогнув это расширение справа и перейдя через р. Буштыг, мы встали на стоянку на каменистом пляже не доходя 1 км до р. Хойто-Шан. Глубина озера возле берега небольшая, и вода успевает немного прогреться за день, поэтому купание после тяжёлого дня было очень кстати. Утром обнаружили свежие следы медведя возле р. Хойто-Шан, где он ловил рыбу.

4.08. Выход в 9-30. Дошли до конца озера, где впадает р. Урда-Шан. Переправляться на правый берег надо в устье реки, потому что выше по течению берега становятся отвесными, река более узкая, течёт в небольшом каньоне (на карте обозначено, что тропа сначала идёт по левому берегу). Перейдя на другой берег, тропа теряется. Не надо её искать в зарослях карликовой берёзки, а надо двигаться в верховья вдоль берега реки до впадения крупного правого притока (до этого будет несколько мелких). Далее тропа поворачивает налево и резко поднимается вверх на перевал вдоль правого берега ручья, впадающего в р. Урда-Шан. На перевале тропа разбивается на множество мелких, которые могут теряться в болотистой почве. Постепенно они собираются в одну на левом склоне, а справа внизу остаётся озеро Антэ-Нур. На перевале много золотого корня и голубики. После перевала тропа поворачивает налево и уходит в долину р. Дабан-Жалга. Шли по тропе вдоль ручья, но вскоре её потеряли. Обнаружили её уже на правом берегу. Перед впадением р. Дабан-Жалга в р. Хадарус тропа поворачивает направо и идёт уже в верховья р. Хадарус. Очень много карликовой березки, которая постоянно мешает и цепляется за ноги. Идя вверх, мы пересекли вброд р. Хадарус и, перевалив через небольшой косогор, подошли к озеру Харганата, откуда уже виден вулкан Перетолчина. Лагерь разбили возле озера. Дров практически нет, везде кустарник. Нашли единственное сухое дерево на многие сотни метров вокруг. Перед ужином – ставшее уже традиционным купание в озере. Озеро, как и Хара-Нур, образовалось из-за того, что лава преградила ход ручьям.

5.08. Вышли в 9 часов. Сначала тропа идёт рядом с лавовым полем. До места, где лавовый поток проложил себе дорогу в долине по направлению к озеру Хара-Нур (падь Хи – Гол), дошли за 1,5 часа. Достаточно быстро пересекли лавовый язык. Оценить реальное расстояние, пройденной по лаве, сложно. Линия движения очень сложна. Фактически пройденное расстояние может оказаться в 2 раза больше, чем показано на карте. После того, как мы пересекли лавовый язык, тропа раздваивается: одна тропа идёт прямо по направлению к вулканам, другая идёт налево вдоль лавового языка. Эта тропа идёт вдоль пади Хи-Гол, пересекает лавовое поле возле озера Хара-Нур и соединяется с тропой, по которой мы шли от р. Хакты до озера Хара-Нур. Место слияния троп смотри по тексту выше. Это подтверждено в отчёте Зыкова К.А. (сайт:www.whitewater.ru). Они прошли этот участок маршрута примерно за 4 часа. От развилки до вулкана Перетолчина мы дошли за 30 минут. Возле вулкана - обжитая стоянка, дров немного. По тропе поднялись на вулкан. Погода была солнечная на протяжении многих дней, и озерцо в кратере, которое упоминается во многих отчётах, пересохло. Тропа начинается на перемычке между вулканом и левым бортом долины (по ходу движения). На вулкан Кропоткина не пошли, потому что в этот день надо было дойти до минеральных источников Хойто-Гол. Вышли из лагеря примерно в 15 часов. После вулкана мы ещё какое-то время шли вдоль лавового поля, которое вскоре закончилось. Основной поток лавы устремился в своё время в другую сторону, откуда мы пришли. Нашему взору предстали правая и левая части долины р. Барун - Хадарус. Из правой части долины, из озера Тухурен-Нур вытекает р. Барун-Хадарус, которая, дойдя до лавового поля, поворачивает направо. Основная тропа идёт в левую часть долины вниз по течению р. Барун-Хадарус. Мы вынуждены были уйти с основной тропы и искать нужную нам в правой части долины возле ручья, где она и была обнаружена. Снизу очень хорошо видно, как тропа круто поднимается вверх на перевал между двумя ручьями, впадающими в р. Барун-Хадарус справа. Поднявшись на террасу, пересекли протоку, соединяющую два озерца. Над правым озерцом по ходу движения навис красивый снежный карниз. Огибая это озеро слева по болотцу, мы поднялись на перевальное плато, где тропа потерялась. Наверху сложено много туров, но это не помогло нам найти тропу. Перейдя плато, мы нашли её метрах в двухстах от правого склона, рядом с руслом пересохшего ручья. Спуск достаточно крутой, серпантином. После спуска мы перешли на другую сторону р. Аршан и, продолжая идти вниз по течению реки. В верховья р. Аршан также уходит скотогонная тропа. Минут через 40 подошли к минеральным источникам. Это оказался самый тяжёлый день. К источникам мы подошли около 10 часов вечера. Это место достаточно быстро осваиваются работниками больницы пос. Орлик, где они хотят построить базу отдыха. Помимо уже построенных небольших домиков и столовой, возводится ещё одно здание, где будет располагаться новая просторная столовая. Рядом с источниками построены маленькие домики с просторными деревянными ваннами, куда по системе желобов течёт вода из источников. Вода в ваннах прохладная. Надо сказать, что температура воды в самой горячей ванне чуть меньше температуры комфорта тела. Нам рассказали, что год за годом температура воды в источниках понижается. С чем это связано никто не знает. Разные источники имеют разные целебные силы, поэтому лучше заранее проконсультироваться у местных жителей о свойствах воды и времени приёма водной процедуры. Кроме нашей группы рядом стояло ещё порядка 5-6 групп туристов. Отношение местных жителей к туристам нейтральное. Мы выяснили, что завтра пойдёт машина до Орлика и может нас довезти до пос. Верхний Хутэл. С учётом стёртых ног и отсутствия достопримечательностей при ходьбе вдоль Сенцы было принято решение уезжать с источников на следующий день.

6.08. В 15 часов мы сели в ЗИЛ-131, на котором за два часа доехали до нужного места. Стоимость поездки составила 500 р., чему мы были очень рады. Со стороны минеральных источников перед зимником находиться сильно болотистая местность, откуда безуспешно пытались трактором вытянуть ГАЗ-66. По слова местных жителей это обычная процедура, и за лето в этом болоте застревает не один десяток машин. Далее, по хорошо известной теперь нам тропе мы без остановок дошли через перевал до стапельной поляны за 2 часа. Этот вечер мы полностью посвятили отдыху, оставив сборку катамаранов на следующий день.

Р. Жомболок. Лоция и техническое описание

Схема 3

Схема 4

Уровень воды чуть меньше среднего. За основу бралась лоция и техническое описание В. Юрина (1997г., сайт:www.lib.ru). Надо отметить её высокую достоверность и точность. В неё внесены определённые поправки, исходя из уровня воды, состояния русла реки и препятствий после паводка 2001 года. Надо сказать, что уровень воды в реке Жомболок не сильно зависит от объёма осадков, т.к. река зарегулирована озёрами. Анализируя состояние лавовых берегов реки, их состояние, можно отметить, что уровень воды колеблется в пределах 30- 40 см. Паводок в этом районе в 2001 году достаточно сильно изменил прибрежный ландшафт р. Оки, а на Жомболоке мы не наблюдали следов его деятельности. Все препятствия, описанные в лоции, имеют чёткие ориентиры, что позволяет точно определить их на местности. Это связано с уникальной структурой данной реки. Все пороги представляют собой локальные сливы (как ступени, вырубленные в лаве).

7.08. Сплав начали с 4 озера Олон-Нур. Нумерация препятствий взята из лоции, прилагаемой к отчёту. Первое препятствие, пройденное группой, было № 39. 38. Простая шивера в протоке, соединяющей 3-е и 4-е озера Олон-Нур. В начале под мостом маленький слив. В конце шиверы брёвна, очень мелко для прохождения катамаранов. Сплав предпочтительно начинать с 4 озера. От стапельной стоянки до озера метров 60. Обнос судов лучше делать не вдоль реки, а чуть правее через редкий молодой лесок. Есть ещё одна протока, соединяющая эти озёра, расположенная чуть дальше по тропе от "стапельной" стоянки. В эту воду также не проходима для катамаранов из-за множества острых камней в русле.

39. Находится между 4 и 5 озером. На входе мелководная гребенка, через 50 метров – слив, высотой 1,2 м, под сливом отдельные зубья. В нашу воду чистый проход порога был исключён. Все катамараны прошли под левым берегом, оставив гребёнку справа. Зачалились для осмотра слива на левом берегу непосредственно перед ним. При прохождении слива катамаран "Горец" повредил шкуру одного из баллона, что обнаружено было позже.

5 озеро пересекали, придерживаясь левого берега. Ходовое время по озерам составило 55 мин. После озера начинается быстрина с завалами. Река разбивается на многочисленные рукава. Линия движения с воды угадывается плохо. Часть рукавов полностью перегорожены завалами. Местами приходилось проводить суда по пояс в воде, отыскивая маленькие боковые протоки, где иногда с трудом проходил по ширине катамаран. Никакой просеки, прорубленной катамаранной группой не нашли. После участка с завалами на левом берегу на хорошей поляне расположен зим. Хадарус. До зимника идёт «хорошая» дорога. При отсутствии затяжных дождей сюда можно доехать на УАЗе и сделать "стапель". В сухую погоду можно доехать и до моста, соединяющего 3 и 4 озера. Общее время сплава до поляны составило около 2 часов.

8.08. Ориентирами следующих двух порогов является увеличение скорости течения реки и вертикальные лавовые стенки.

40, 41. Два порога, однотипных по структуре: левый поворот на 180°, затем правый на 90°. Второй порог заметно мощнее, от левого поворота начинается скальное сужение, на правом — пологий слив 1 м с валами до 1 м. Группой были осмотрены эти препятствия. Препятствия технически для прохождения не сложные, но невозможность просмотреть весь порог с наплыва создаёт реальную опасность при его прохождении. Осмотр проводили по левому берегу. Прохождение выполнялось поочередно: сначала катамаранами-двойками, затем четвёркой. Первый катамаран страховали тремя спасательными концами в конце препятствия. После прохождения порога первый катамаран дополнительно страховал остальные суда с воды. Наличие локальных сливов в пороге, небольшая протяженность порогов, участки спокойной воды после порогов, небольшая ширина реки делают страховку с помощью спасательных концов достаточно эффективной при прохождении первого судна. Такую тактику организации страховки использовали при прохождении всех препятствий на Жомболоке.

На всём своём протяжении Жомболок узок и зачастую просто нет места для манёвра судна в пороге. Описанный в некоторых лоциях пешеходный мостик отсутствовал.

42. Начинается на левом повороте после большой поляны на левом берегу, расположенной до выхода долины р. Баян-Жалга (ещё одно хорошее место для стапеля). Порог расположен в скальном сужении, состоит из левого и правого поворота реки (S-образный). На входе гребенка подводных камней, в центре - один большой полуобливной камень, левая протока более мелководная. На левом повороте пологий слив 1 м с валами до 1 м. Небольшой прижим к правому берегу. Бочки слабые, мелкие. На правом повороте чистый трек. Заходили в порог по внешнему радиусу, оставляя полуобливной камень слева, и сразу отрабатывали влево, уходя от прижима. Второй поворот проходили по языку.

Далее на протяжении 1,5 км — снова разбои, острова, река отворачивает к правому краю долины. Сплошных завалов нет, траектория движения читается с воды. Скорость течения реки уменьшается. Перед следующим порогом река снова собирается в одно русло. Впереди видны выходы лавы, на правом берегу вертикальная стенка — ориентир порога. Осмотр порога и страховка по левому берегу. Для чалки к левому берегу есть удобные улова перед входной шиверой.

43. Имеет три поворота: левый, правый, левый. На первом повороте пологий слив около 1,5 м, валы, бочки до 1 м, на входе основная струя сносит вправо. После слива струя сносит влево и выбрасывает на обливную плиту у левого берега на правом повороте. Рядом с этой плитой — второй пологий слив высотой 1,2 м., с бочкой 0,8 м. Второй левый поворот — пологий трек с валами до 0,8 м. При заходе старались держаться внутреннего радиуса реки, и после прохождения первого слива, сразу же отрабатывали вправо. Все суда прошли препятствие "чисто".

На фоне уже пройденных порогов, пор.43. представляет собой первое серьёзное препятствия. Необходима тщательная разведка и страховка. Этот порог является одним из ключевых порогов. По своей сложности не уступает именным порогам на реке Жомболок и соответствует V категории сложности. Места на левом берегу возле порога для стоянки нет.

Далее пороги следуют один за другим, так что при желании можно сразу их все осмотреть, но все пороги, за исключением пор. "Вариант", имеют чёткие ориентиры и при определённой осторожности и внимательности можно успеть зачалиться перед ними. Многие пороги начинаются за поворотами, поэтому лучше выбирать линию движения ближе к берегу по внешнему радиусу, чтобы видеть, что находиться за ними.

44. После пор.43 плес длиной около 80 м., заканчивается водопадной ступенькой высотой 1 м через все русло. Бочка 1 м, весьма ощутимая. Проходили без осмотра.

45. Пологий слив 1,5 м через все русло, за ним пульсирующий вал до 1,2 м., с максимумом высоты под левым берегом. Вал достаточно жёсткий. Порог расположен за левым поворотом и плохо просматривается с наплыва. Осмотр порога, страховку проводили с правого берега, хотя возможно и по левому, где идёт тропа. Проходили под самым правым берегом, уходя от вала. Осмотр многих порогов проводился не столько из-за их сложности, сколько из-за возможности нахождения брёвен в сливах.

С плеса за порогом 45 речка уходит вправо, и на следующем левом повороте начинается порог "Катапульта". У левого берега удобное улово, от которого идет тропа до следующего из ключевых порогов — "Недотроги" (около 1 км ). Просмотр всех порогов по левому берегу.

46."Катапульта". Порог начинается небольшой косой бочкой 0,5 м. Через 30 метров начинается основной водопадный слив, высотой не менее 3 м. Поскольку в нем сконцентрирован весь поток реки, он достаточно мощный и эффектный, а бочка за ним глубокая и мягкая. За сливом на левом берегу большой камень, в который "бьёт" часть струи. Ниже, на плавном левом повороте, расположены еще два небольших (до 1 м ) пологих слива с прижимом к правому берегу. За последним сливом большая часть потока выходит на обширную мель у левого берега, где удобно выставить страховку.

Порог проходили с вещами. При прохождении косой бочки старались держаться правого берега реки, так как она отбрасывает нос катамарана влево, а при прохождении основного водопадного слива в его левой части есть риск быть выброшенным на большой камень под левым берегом. Катамараны-двойки точно прошли по выбранной линии движения. У "четвёрки" после косой бочки нос повернуло влево, и экипаж не успел до слива отработать вправо. Основной слив прошли под левым берегом, но хорошо отработали вправо после него, уйдя от камня. За порогом стоянка, где может расположиться не одна группа.

47. Два слива, 0,5 и 1 м с интервалом 30 м. В первом сливе слева чистый язык. Во втором бочка 1 м, наиболее мощная в центре; справа и слева слив более пологий. Проходили без осмотра по центру.

48. Два слива высотой 0,5–0,7 м с валами до 0,7 м. Первый слив — просто динамическая горка, образующаяся после торможения струи о левый берег на повороте. До второго слива около 100 м и левый поворот. Слив пологий.

49. Слив 1,5 м через все русло. Бочка 1 м, наиболее пологий язык слева.

50. Пор. "Недотрога". начинается сливом 0,6 м перед правым поворотом. Слева на повороте удобное улово для чалки. Порог представляет собой длинный многоступенчатый слив на резком левом повороте с общим перепадом около 3,5 м. Слив начинается от правого поворота пологой разгонной горкой и становится наиболее крутым в конце, после левого поворота. Бочка за сливом справа и в центре достигает 1,5 м. Существует отбойный вал от скалы слева, но все равно траекторию движения надо планировать ближе к центру реки. За сливом основная часть потока выходит на обширную мель у левого берега, откуда легко добраться до берега или поймать спасательный конец.

Проходили порог по центру. При прохождении порога экипажем катамарана "Горец" в основном сливе на левом повороте реки был выбит из стремян один из участников, но остался на гондоле. Экипаж в этой ситуации сработал чётко и грамотно, успел отработать на струю, не дав реке возможность выкинуть катамаран на мель у левого берега.

51. Пологий слив 1,2 м через 60 м после пор. "Недотрога", на левом повороте. Справа косой вал 1 м, к центру превращающийся в сбойку струй высотой 1,2 м. Данный порог, с нашей точки зрения, нецелесообразно рассматривать как самостоятельное препятствие. Более логичным было бы его считать продолжением пор. "Недотрога".

За пор. 51 снова разбои, острова. Завалов нет. До пор. "Вариант" 8-10 минут сплава. Чётких ориентиров порога нет. Начинается как обычный разбой, похожий на предыдущие. Слабым ориентиром можно считать ответвление правой протоки, но, когда идут разбои, сориентироваться, что это ответвление, а не очередная протока, очень сложно. Если вы уже попали в эту протоку и почувствовали ускорение реки, то ни времени, ни места для чалки уже нет. Поэтому мы рекомендуем сразу после прохождения пор. "Недотрога" проводить разведку пор. "Вариант". Напротив приверха острова на левом берегу есть удобное улово для чалки за травянистым мыском.

52. Пор. "Вариант". В прямой левой протоке видно только постепенное ускорение струи, завершается она водопадным сливом через всю реку. За сливом несильный снос влево, бочка и пульсирующие валы до 1 м. За порогом обширный плес, слева небольшая стоянка. Суммарное падение порога составляет около 2,5 м, включая разгонную горку. Несмотря на название порога, вариантов при его прохождении нет, поскольку ширина реки в этом месте достигает ширины не более 4,5- 5 м. Правая протока отходит под прямым углом и описывает широкую петлю. В конце ее расположен пологий слив высотой около полуметра и зигзагообразная горка (левый, затем правый поворот), выбирающая остальные 1,5 м. Валы до 1 м. Протока заканчивается на том же плесе. Из трех именных порогов на маршруте "Вариант" является наиболее простым.

После прохождения пор. "Недотрога" сплавились ещё метров 500. Затем провели разведку по левому берегу и выбрали место для "чалки" перед порогом. При прохождении слива старались держаться правого берега. Бочка под сливом оказался нежёсткой. Страховка аналогична описанной ранее.

9.08.

53. Пологий метровый слив на выходе с плеса завершает каскад основных порогов.

54. Валы 0,5 м.

Далее начинается хорошо обжитая Шарзинская котловина. Много ферм, сенокосов. Снизу, из долины Оки, приходит дорога и ЛЭП. Река очень спокойная, препятствий нет. Примерно за 1,5 км до конца котловины имеется мост с очень длинными болтами. Перед мостом провисшие провода. По нашей воде просвет под мостом был около 0,9 ;м. "Двойки" прошли под мостом, предварительно вылезя из стремян. "Четвёрку" обнесли по левому берегу.

За котловиной река собирается в одно русло у левого борта долины, и снова начинается шиверистый участок реки. Валы до 0,5 м. Затем снова разбои, завалы. Экипаж катамарана "TVIX- 2", идя первым, не успел отработать от завала и был выброшен на брёвна. Остальные суда зачалились и сделали проводку по другой протоке. Необходимо быть предельно собранным. Постепенно долина переходит в котловину Оки.

Следующие препятствия (пор. 55-57) мы решили объехать на машине, посчитав, что после прошлогоднего паводка количество завалов на этом участке реки должно увеличиться. Эту информацию также подтверждали местные жители, а по мнению других групп, раннее проходивших эту реку, этот участок не соответствует затраченным временным, физическим и материальным ресурсам. Была нанята машина у хозяина летника на левом берегу. Отличительная особенность строения – наличие спутниковой антенны, что выглядит очень оригинально на фоне гор и тайги. Сразу за летником – пешеходный мостик через реку. Сплав по Жомболоку мы завершили прохождением выходной шиверы (пор. 58), начинающейся под мостом, куда нас довёз хозяин машины (это не тот мост, который описывается ниже). Как оказалось в дальнейшем, группа из Москвы и Ангарска, потратила на прохождение "Обтойской шиверы" половину ходового дня, были порваны 2 баллона у катамарана, 2 оверкиля у каякеров, проводки и обносы катамаранов. Поэтому описание этого участка маршрута мы приводим из отчёта В. Е. Юрина без изменений.

55. "Обтойская шивера". Начинается перед устьем реки Обтой, широкая долина которой хорошо заметна издалека. Перед шиверой спокойный плес длиной несколько сотен метров, далее на низком левом берегу летник. (Дом на высоком левом берегу, упоминаемый в других лоциях, находится в нескольких километрах выше и к шивере отношения не имеет.) Валы до 0,5 м. Кульминация шиверы — слив высотой около 1 м непосредственно перед мостом дороги Саяны-Хужир. Просвет под мостом 1 м ; перед сливом ощущается несильный снос в правый пролет. Слив в центре пологий, слева жесткая бочка в сочетании с отбойным валом от опоры моста. Перед этим же мостом находится устье р. Обтой, а реку пересекает ЛЭП, справа хорошее улово. Мост находится на основной дороге Саяны - Хужир; некоторые группы завершают маршрут в этом месте.

Еще через 1–1,5 км шивера переходит в самый сложный и опасный участок реки, где достаточно большой уклон (10–15 м/км) и соответствующая скорость течения сочетаются с большим количеством завалов и заломов. Основной капитальный завал представляет собой, по существу, гребень широкого переката, на котором река, разбившись на множество проток, постепенно переходит из левой половины русла в правую. Один участок был обнесен. Как выяснилось, вся вода постепенно собирается в одной протоке у правого коренного берега, куда и следует перетаскивать лодки кратчайшим путем.

На протяжении Обтойской шиверы и начального участка завалов берега невысокие, но обрывистые, уловов крайне мало. Далее сплошных завалов нет, но часто встречаются закрытые повороты с опасными для катамаранов заломами у внешнего берега. Постепенно лес по берегам сменяется лугами, струя становится более чистой и концентрированной.

56. Простой порог. Не выделяется на окружающем участке.

57. Слив высотой 1,2–1,3 м в основной левой протоке. На выходе пульсирующие валы. Четких ориентиров нет, но легко преодолевается с хода.

58. Выходная шивера начинается у моста местной дороги. Наиболее примечательны два левых поворота на 180° в начале шиверы. На протяжении всего препятствия уклон равномерный, многочисленные бочки достигают 1 м, завалов нет, встречаются отдельные обливные камни. Очень интересный слалом на протяжении около 2 км. До устья Жомболока отсюда по прямой немногим более километра, но русло его далеко от прямого. Перед впадением в Оку по правому берегу начинается низкая терраса, переходящая в обширную поляну. Место для чалки выбирайте издалека, чтобы не попасть в Оку, где сильное течение быстро унесёт вас вниз. На стрелке хорошая стоянка. Если вы не планируете в тот же день продолжать сплав по Оке, то это лучшее место, где можно остановиться.

Р. Ока. Лоция и техническое описание

Схема 5

Схема 6

Схема 7

Схема 8

Схема 9

Схема 10

Сплав по р. Оке в малую воду не представлял спортивного интереса для катамаранной группы. Из общения с бывшими на этой реке в большую воду или в паводок, мы выяснили, что характер препятствий может кардинально меняться, и спокойный отдых может превратиться в достаточно напряженный сплав. После паводка по берегам осталось много поваленного леса. Многих стоянок, упоминающихся в разных лоциях просто уже нет, зато появляются другие. Все препятствия на реке имеют характер крупногалечных перекатов, но река широкая, все препятствия видны издалека, "читаются" с наплыва и от опасных мест можно уйти. После успешного сплава по реке Жомболок появилась слаженность в работе экипажей, хорошее взаимопонимание, поэтому пороги, за исключением пор. Окинский, проходили без разведки. Суда двигались в кильватерном строю, ориентируясь на маневры впереди идущего судна, которое выбирало оптимальную траекторию движения.

Участок реки, по которому мы сплавлялись, условно разделяют на три составляющие:
1. участок от устья реки Жомболок до начала ущелья Орха-Бом,
2. ущелье Орха-Бом, где расположены все основные препятствия,
3. Участок после ущелья Орха-Бом, до посёлка Верхнеокинский.

10.08. Первый участок мы прошли за один ходовой день в очень спокойном темпе и встали на ночёвку в устье реки Аятэрин. До входа в ущелье оставалось несколько километров. Препятствий, представляющих хоть какой-либо интерес, на этом участке нет. Рекомендуем сходить на очень красивый 20 метровый водопад на реке Сайлаг (это практически сразу за впадением в Оку реки Жомболок). Сам водопад с реки не видно, но очень хорошо заметен распадок на фоне вертикальных стенок слева и тропка, уходящая вглубь. Вода падает с большой высоты на галечник и в воздухе постоянно находится водяная пыль, которая в солнечную погоду создаёт эффект радуги. В посёлке Хужир можно пополнить провиант. В районе острова Тухурен-Тала река разделяется на протоки. Все они проходимы. Отдельные препятствия не сложнее двойки.

11.08. Вход в ущелье Орха-Бом нельзя спутать ни с чем. Видно как скалы сближаются, и река, делая резкий правый поворот, устремляется в это сужение. На участке в 60 км находятся более ста препятствий. Все они очень подробным образом обозначены на представленной к отчёту лоции (масштаб 1:25 000).Этой лоции вполне достаточно, для прохождения ущелья. Катамараны шли с интервалом в 30 метров и по сигналу первого экипажа готовы были сразу зачалиться. Как мы уже говорили, в среднюю и в ниже средней воду, препятствия в ущелье не очень серьёзны для катамаранов. В большую воду наибольшую опасность могли бы представлять пороги, где есть выраженные прижимы, такие как пор. "Трёх геологов", "Каландарашвили", "Центрифуга", "Мельница". Нет смысла описывать детально все препятствия, остановимся, с нашей точки зрения, на самых значимых.

Пор. "Трёх геологов" горка с прижимом к правому берегу, валы до 1 м., на выходе косая бочка. Прошли без осмотра в кильватерном строю по малому радиусу, уходя от прижима. Расстояние между судами 20- 25 метров.

Пор. "Каландарашвили". Простая шивера - горка с прижимом к скале левого берега, валы до 1,3 м. В скале опасные карманы. Прошли по центру, перед скалой отработали вправо.

Пор. "Окинский". Начинается за скалой, на левом повороте. Справа большой "галечный пляж". Перед порогом участок относительно спокойной воды 100 м. Порог виден только после того, как вы повернёте за скалу. Длина порога 200- 250 метров. Прямая горка – шивера, под левым берегом валы 2- 2,5 метра, на заходе под правым берегом небольшой котёл. Самые большие валы в начале порога. Осмотр по правому берегу, чалка к галечной отмели в начале поворота. После осмотра пошли по центру, катаясь на валах. В малую воду, наверное, одно из самых серьёзных препятствий в Орха-Боме.

Пор. "Бурятский". отделен от пор. "Окинский" спокойным плесом 200–300 м. Горка с валами 1,3- 1,5 метров, в самом конце которой река делает резкий поворот влево, образуя прижим к скале правого берега. Осмотр порога можно было провести по левому берегу. Сплав в этот день завершили за пор. 47.

12.08. Днёвка.

13.08. В этот день мы завершали прохождение ущелья Орха-Бом.

Пор. "Мельница". Мощный перекат в левой основной протоке. Валы 1,2- 1,5 метров, в конце – поворот направо с прижимом к скале левого берега. Прошли по центру, от прижима ушли без особых трудностей. Правая протока более мелководная. Просмотр порога по острову, чалка — на приверхе.

Пор. "Центрифуга". - галечная горка слева направо и прижим к правому берегу, валы до 1,2 метров "Двойки" ушли влево от валов, а "четвёрка" пыталась найти адреналин по всему порогу.

Заканчивается ущелье Орха-Бом у реки Хойто-Оки, впадающей слева. Ориентиром притока служит скала прямо по ходу, где Ока делает резкий правый поворот, а слева практически под прямым углом впадает Хойто-Ока. На стрелке неплохая стоянка. Место впадения Хойто-Оки в Оку является условной границей между Иркутской областью и Бурятией. Через 1 км справа впадает река Урда-Ока, где тоже есть неплохая стоянка. Сложность препятствий постепенно уменьшается, попадаются отдельные несложные перекаты. На стоянку стали у ручья на левом берегу за пор. 127.

14.08. Это был самый продолжительный ходовой день. На воде мы были около 11 часов, с остановкой на 1 час на перекус. Отдыхали прямо на катамаране, не причаливая к берегу. Торопились, чтобы придти в посёлок Верхнеокинский в первой половине следующего дня. Препятствий простые, не выше II категории сложности. На ночлег стали у охотничьей избушки на правом берегу перед порогом 140.

15.08. Вышли в 9 часов утра. За поселком Левый Сарам река разбивается на две главные протоки. Проходимы обе. Мы пошли правой. Попадаются моторные лодки с рыбаками. До посёлка Верхнеокинский от Левого Сарама дошли за 2 часа. Его ориентиром служит большой лесистый кряж "Толстый мыс" и большой рыжий камень на правом берегу (его легко заметить). До этого места возвышенностей после пос. Левый Сарам нет, местность равнинная. Вскоре, после начала кряжа, вытянутый остров возле левого берега, метров 300 в длину и 30 в ширину (в большую воду может быть под водой), напротив которого, на левом берегу, мы и закончили сплав. До лодочной станции осталось около 2 км. Время было 13 часов.

Итоги, выводы и рекомендации

1. Маршрут очень удачно сочетает сплав по связке рек V категории сложности с возможностью посетить за сравнительно короткий период времени одни их самых интересных природных "жемчужин" этого района: долину вулканов, минеральные источники Хойто-Гол и Чойган, совершить восхождение на пик Топографов.

2. На пешей части маршрута рекомендуем воспользоваться картами этого района и р. Жомболок, находящимися на CD (масштаб 1:100 000).

3. Помимо пройденной пешей части маршрута, мы бы хотели рассказать и о других вариантах:

Классическая нитка: зимник Верхний Хутэл – минеральные источники – долина вулканов и обратно, - с нашей точки зрения наименее интересна. Во первых, вы проходите это расстояние дважды, тем самым отнимаете у себя возможность увидеть что-то новое. Во вторых, путь вдоль р. Сенца "туда – обратно" – это утомительно и неинтересно. В третьих, есть более короткие варианты. О двух из них мы бы хотели вам напомнить.

Первый. После посещения долины вулканов не возвращаться обратно к минеральным источникам, а идти к Сенце вдоль реки Барун-Хадарус. Этот вариант описан в отчёте В.Е. Юрина.

Второй, рассказанный нам встреченной группой. После долины вулканов, как и в первом, случае двигаться вдоль р. Барун-Хадарус до впадения его левого притока р. Зун-Хадарус. По притоку они поднялись вверх и повернули в первую долину справа по направлению к озеру Терок-Нур, от него дошли до озер Олон-Нур. Это самый кратчайший вариант.

4. Возможно полностью исключить пешую заброску на реку, если заезжать вдоль р. Жомболок до зимника Хадарус, а не вдоль р. Сенца.

5. При выборе средств сплава, предпочтение следует отдать каякам и катамаранам-двойкам.

6. Сведения о непригодности катамаранов для сплава по р. Жомболок из-за острых лавовых стенок оказались абсолютно неправильными.

7. Рекомендуем выбрать эту связку рек, если это ваш первый маршрут пятой категории сложности. Все препятствия локальные, очень удобно организовывать страховку, что позволяет пройти сложные пороги с максимальной безопасностью.

8. Относительными недостатками является расположение всех ключевых порогов на коротком участке р. Жомболок и длительный сплав по р. Ока.

9. Без пешей части, маршрут сильно потеряет свою привлекательность из-за короткого сплава (в нашем случаи 6,5 дней).

10. Рекомендуем дополнить маршрут отдыхом на Байкале.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100