Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Бзыбь. Отчет о двух походах, совершенных в октябре-ноябре 1984 и октябре 1985 г.

Автор - Сергей Крюков (Москва)

Руководители: Сергей Крюков (Москва), Сергей Папуш (Москва)

Отчет из библиотеки МГЦТК, №№ 4868-1 и 4868-2

Содержание:
  1. Паспорт
  2. Cоставы групп
  3. Краткая характеристика р.Бзыбь и района похода
  4. Техническое описание реки
  5. Дневник похода 1984 г.
  6. Дневник похода 1985 г.
  7. Выводы и рекомендации
Паспорт

  Поход 84 г. Поход 85 г.
Вид похода Пеше - водный Водный
Сроки 15.10 - 5.11 (22 дня), активная часть: 18.10 - 2.11 (16 дней) 8.10 - 24.10 (17 дней), активная часть: 12.10 - 22.10 (11 дней)
Нитка маршрута Москва - Сухуми - пос.Чхалта - р.Чхалта - р.Аданге - пер.Аданге - р.Бзыбь - пос.Псху - Сухуми - Москва. Москва - Сухуми - Гагры - оз.Рица -пос.Псху - р.Бзыбь - Черное море - Гагры - Москва.
Пройдено активными способами передвижения (км) пешком: 50, сплав: 30 пешком: 10, сплав: 57
Количество участников 4 8
Средства сплава один 4-катамаран 2.5 т два 4-катамарана 2.5 т
Категория сложности эл. 5 эл. 6
Руководитель Крюков Сергей Папуш Сергей

Cоставы групп

ФИ Год рождения Телефон Обязанности в группе, роль в экипаже Опыт
84 г. 85 г.
Киреев Сергей 1956   зам. руководителя, врач, левый задний врач, левый задний 1-катамарана. Риони эл.5у
Кодори эл. 5у
Кантегир 5р
Обихингоу 6у
кмс по гребному слалому
Крашенинников Михаил 1960 8-253-205-91 д (г.Пушкино)   кинооператор, левый задний 2-катамарана. Кодори эл.5у
Чаткал 5у
1 разряд по академической гребле
Крюков Сергей 1960 365-68-40 д руководитель, завхоз, правый задний, капитан зам. руководителя, завхоз, правый задний, капитан 2-катамарана Обихингоу 6у
Муксу 6у
кмс по гребному слалому
Лемешев Александр 1963     правый передний 2-катамарана Муксу 6у
кмс по гребному слалому
Макаров Лев 1967   правый передний правый передний 1-катамарана Чхалта-Кодори эл 6у
кмс по гребному слалому
Папуш Сергей 1954 717-10-01 д   руководитель, правый задний, капитан 1-катамарана Башкаус 6р
Аварское и Андийское Койсу эл 6р
Обихингоу 6р
Муксу 6р
мс по гребному слалому
Свешников Михаил       левый передний 2-катамарана Чилик 6у
Чупис Виктор     фотограф, левый передний фотограф, левый передний 1-катамарана Кодори эл 5у

Краткая характеристика р.Бзыбь и района похода

Река Бзыбь протекает по территории Западного Закавказья, собирая свои воды с южных склонов ГКХ и расположенных южнее второстепенных хребтов - Гагрского, Бзыбского, Анчха и др. Территория Западного Закавказья - самая увлажняемая в СССР, поэтому все реки района, в том числе и Бзыбь, отличаются, несмотря на сравнительно небольшие площади бассейнов, достаточно высокой водностью. Режим характеризуется высоким весенне-летним половодьем с пиком в мае и плавным спадом воды от весны к зиме. Осенью на фоне этого общего спада наблюдается небольшое увеличение средних расходов, что объясняется частыми дождями в это время. Растянутое весенне-летнее половодье определяется в основном таянием сезонных снегов на разных высотах и, в меньшей степени, - таянием вечных снегов и ледников в высокогорье.

Вода в реке в половодье довольно мутная, а в остальное время года очень чистая и прозрачная. Даже во время осенних паводков она остается сравнительно чистой, хотя и теряет при этом прозрачность. Осенние паводки - явление на Бзыби почти гарантированное, хотя, конечно, конкретные сроки паводков имеют случайный характер. Подъем воды может быть очень высоким - 10-15 м. Такая большая амплитуда колебаний уровня объясняется прежде всего узостью Бзыбского ущелья. В подтверждение вышесказанного можно посмотреть таблицу расходов, составленную по материалам справочника "Ресурсы поверхностных вод СССР".

Иходя из данных о расходе реки и особенностей местного климата, оптимальным временем прохождения Бзыби следует считать август месяц. В это время здесь стоит наиболее устойчивая летняя погода, полностью спадает весенне-летнее половодье. Вполне хорош для похода на Бзыбь также сентябрь и, чуть хуже - июль. При сплаве в другое время возникают дополнительные технические и/или климатические сложности.

Природа Бзыби совершенно великолепна. В отличие от Мзымты, где естественные ландшафты сильно изменены человеком, здесь она почти полностью сохранила свою первозданность. Наверное в СССР только на Кавказе возможно столь близкое соседство переполненных людьми городов и уединенных дремучих долин, практически отрезанных от внешнего мира. В Верхнем и Нижнем Бзыбских каньонах чувствуешь себя гораздо более оторванным от цивилизации, чем в Сибирской тайге, где до ближайшего населенного пункта действительно сотня-другая километров. Дикость и труднопроходимость Бзыбского ущелья определяются прежде всего характером колхидского субтропического леса, который полностью покрывает долину, начиная с Верхнего каньона. В Верхнем каньоне лес практически непроходим из-за чрезвычайно густого подлеска, состоящего главным образом из рододендронов и лавровишни. Ниже о такой непроходимости говорить, пожалуй, нельзя, но все равно движение без троп возможно темпами, которые совершенно не соответствуют срокам нормального туристского похода.

Бзыбь - река исключительно разнообразная в воднотехническом смысле. В этом плане мне трудно сравнить ее с какой-то другой рекой. Здесь есть крутопадающие и вряд ли проходимые отрезки - Бзыбские водопады, совершенно уникальный каньонный участок, абсолютно различные по характеру группы порогов. В 1983 г, составляя отчет по реке Муксу, мы также отмечали разнообразие препятствий этой реки. Бзыбь в этом плане еще более выделяется из всех рек, где мы были.

Составляя лоцию реки, мы разделии ее на следующие части, в свою очередь содержащие несколько подчастей. Абсолютные высоты взяты нами из книги Н.Д.Бондарева "В горах Абхазии", перепады на участках вычислены на основе этих высот. Километражи участков получены на основе собственных наблюдений, согласованных с этой книгой.

Название, описание. Начало - конец Длина км Перепад м
1. Верхняя часть реки. Исток - р. Ю.Псыш. 20 1145
1А. Крутопадающая вершинная часть. Исток - р. Пардгал 2 455
1Б. Наиболее разработанная древним ледником часть долины с широкой поймой, невысоким уклоном. р. Пардгал - р. Шхабзца. 7 200
1В. Хуже разработанная ледником часть долины, но река не врезана в ледниковые отложения. р. Шхабзца - р. Убуш 6 260
1Г. Река несколько врезана в разработанное ледником дно долины. (Этот участок в действительности кончается в нескольких стах метрах ниже впадения Ю.Псыша.) р.Убуш - р.Ю.Псыш 5 130
2. Верхний Бзыбский каньон. р.Ю.Псыш - р.Грибза 9 308
2А. Каньонная часть. р.Ю.Псыш - р.Мцра 2.5  
2Б. Заваленное русло 2.5 - 3.5 км каньона 1  
2В. Сравнительно свободное русло. 3.5 - 4.5 км каньона 1  
2Г. Водопад. 4.5 - 5.0 км каньона 0.5  
2Д. Чередование завалов с чистыми участками 5.0 - 6.5 км каньона 1.5  
2Е. Заваленное русло. 6.5 - 7.0 км каньона 0.5  
2Ж. Чередование завалов со свободным руслом. 7.0 - 7.5 км каньона 0.5  
2З. Чистое русло. 7.5 - 9.0 км каньона (р.Грибза) 1.5  
3. Средняя часть. р.Грибза - Ущелье Турбинка. 27 577
3А. Участок порогов. р. Грибза - 2-й водопад. 7  
3Б. 2-й водопад.   1  
3В. Участок порогов. 2-й водопад - 3-й водопад. 3  
3Г. 3-й водопад.   1  
3Д. Участок гладкой воды. 3-й водопад - р. Бетага 8  
3Е. Участок шивер и порогов. р.Бетага - Ущелье Турбинка. 7  
4. Нижнее ущелье. Ущелье Турбинка - р. Гега. 32 245
4А. Каньонный участок. Ущелье Турбинка - р.Пшица. 7  
4Б. Сплавной участок. р.Пшица - р.Гега. 25  
5. Нижнее течение Бзыби. р.Гега - Черное море. 26 130


Техническое описание реки

Река Бзыбь длиной 112 км берет начало непосредственно с перевала Аданге (2305м). От перевала распадок резко идет вниз и выполаживается чуть выше устья р.Пардгал. Отсюда Бзыбь имеет сравнительно широкую, хорошо разработанную древним ледником пойму, свободное мелкокаменистое русло, сравнительно небольшой уклон. В октябре воды в районе Пардгала недостаточно для сплава, но она прибывает на глазах с каждым километром, причем б'ольшую часть дают не крупные притоки, а бесчисленные ключи, выбивающиеся по обоим берегам реки.

От устья Шхабзцы (расход Бзыби здесь ~2 м3/c) до Убуша наблюдается тенденция к "усложнению" реки, что выражается в стабилизации или даже увеличении уклона, постепенном сужении поймы, формировании русла более крупными каменными обломками, - и все это на фоне быстрого нарастания водности реки. Перед устьем Убуша расход составляет уже ~4 м3/c. Участок Шхабзца - Псыква выделяется повышенным числом поваленных поперек реки деревьев. На других участках их немного.

Мы встали на воду после Шхабзцы. На участке Шхабзца - Убуш - сплошная проводка из-за малого количества воды. Ниже Убуша уклон несколько уменьшается, но недостаточно для полной компенсации увеличения расхода, т.е. сложность реки продолжает возрастать. Уклон становится менее равномерным, крутые шиверы чередуются со спокойными, более пологими быстротоками. Прохождение реки постепенно приобретает характер сплава с частыми посадками на камни.

Ю.Псыш - наиболее крупный из всех предыдущих притоков Бзыби. Его расход примерно 2 м3/c. У горных туристов (Бондарев) принято называть отрезок ущелья от Ю.Псыша до Грибзы Верхним Бзыбским каньоном. Это верно только отчасти. С точки зрения туристов-водников, нуждающихся в более подробных специальных сведениях о реке, требуется внесение существенных дополнений и коррективов.

После впадения Ю.Псыша расход реки возрастает до 8-9 м3/c. Метров 800 после устья река сохраняет предыдущий характер, даже уклон несколько меньше, чем раньше. Затем на длинном лп по берегам вырастают отвесные стены. Слабо выраженная тропа вдоль пб Бзыби, которую можно было найти на всем протяжении ниже Пардгала, уходит в этом месте вверх и еще некоторое время идет вдоль каньона, а потом, после впадения полноводного ручья справа, уходит в горы в обход всего участка реки до Грибзы. Ручей впадает в Бзыбь ниже начала каньона примерно на километр. В русле реки все больше крупных каменных глыб, между которыми нет достаточных проходов для судов. Все же пока везде плавсредство без особых трудностей можно протащить. Особенно сильно русло забито глыбами последние 400-500 м перед ручьем. В начале этого участка огромная 6-7 м глыба упала на дно каньона, образовав в сочетании с камнями поменьше абсолютный непроход, (В данном отчете так мы будем называть места, где даже протащить суда сквозь препятствие без большой затраты времени и сил нельзя.) Это место расположено на слабом лп реки. Вся вода без остатка уходит под упавшую скалу в щель ближе к правой стенке каньона. В глыбах застряло большое кол-во снесенных во время паводков деревьев. Обнос осуществляется по камням л.б., он технически сложен и требует применения веревок. Дальнейшее прохождение участка представляет собой проводку и протаскивание судов через узкие проходы-сливы между глыбами, загромоздившими дно каньона. Пройти участок вдоль воды по одному берегу весьма трудно - потребуется сложное и опасное лазание по скалам, но человек в гидрокостюме может переходить реку почти везде и миновать таким образом отвесные скальные прижимы. Стены каньона на этом участке очень круты, во многих местах отвесны, но густо заросли лавровишней, рододендронами и другой южной растительностью, что позволяет без груза вылезти наверх на тропу практически везде, используя в качестве зацепок стебли растений. Высота стен несколько десятков метров. Ночевать лучше в устье ручья, но при особой нужде можно притулиться на попадающихся в каньоне небольших галечниковых отмелях. Ручей при слиянии пробил в стене каньона собственное ущелье, что позволяет не путать с ним каждый ключик, падающий со стены в реку.

Вскоре после ручья река делает глобальный поворот налево. Характер стен несколько сот метров остается без изменений, но потом они переходят в крутые склоны, заросшие дремучим субтропическим лесом. Никаких троп тут нет и пройти можно только по камням вдоль воды, двигаться по склону не позволяют заросли. В километре ниже ручья Бзыбь принимает левый приток - Мцру, а еще через 1.5 км - правый ручей, аналогичный вышеописанному. На протяжении всего отрезка русло завалено глыбами, нормальный сплав невозможен. Каньон приобретает более глобальный характер. Спускающиеся к воде лесистые склоны сотней метров выше почти везде имеют пояс отвесных скал.

Вскоре после ручья на реке километровый участок, с некоторыми перерывами свободный от каменных глыб и имеющий небольшой уклон. Здесь можно плыть. В конце участка на л.б. характерный утес с голой вершиной. Высота утеса метров 10-15. Из разрыва скального пояса левого борта ущелья вытекает ручеек, теряющийся ниже в каменной осыпи. Долина в этом месте, по сравнению с начальной частью Верхнего Бзыбского каньона, широкая и светлая. У подножия утеса река зарывается в нагромождение каменных глыб - это начало первого на Бзыби водопадного участка. В основании утеса очень ровная, покрытая нежным мхом площадка - единственное комфортабельное место для ночевки в этой части каньона. Водопадный участок длиной несколько сот метров. Точные границы указать трудно, так как уклон сначала плавно увеличивается, а потом так же плавно уменьшается. В наиболее крутой части он составляет градусов 30. Река представляет собой лестницу последовательных, не очень высоких ( до 7 м ) водопадных сливов. Обнос чрезвычайно трудоемкий и довольно сложный технически требует применения веревок. Возможны два варианта:

  1. Спуск судна по скалам п.б. вдоль воды;
  2. Обнос верхом сквозь лес по п.б.
Первый вариант требует меньшей затраты времени, но гораздо более опасен - возможен срыв участника в водопад. Второй безопаснее, но очень трудоемкий, а чтобы избежать попадания в непроходимые заросли, требует детальной разведки волока. Предварительная разведка обязательна в обоих случаях. Обнос водопада занимает порядка одного дня.

После водопада река постепенно выполаживается, но русло по-прежнему завалено. Километром ниже утеса - первый участок в сотню метров, где можно плыть. Далее такие участки чередуются с каменными завалами. Километра через два после водопада еще один особенно сильно заваленный участок. Река в этом месте делает плавный и длинный л.п. Берега, непосредственно спускающиеся к воде, невысоки, заросли непролазным кустарником. В конце участка на п.п. слева впадает довольно мощный ручей. Метрах в 20 выше устья ручья среди зарослей кустарника над Бзыбью спряталась маленькая площадка, подходящая для ночлега. Отрезок реки непригоден даже для проводки - обнос по л.б. После ручья пойма реки неуклонно расширяется. На протяжении полукилометра участки, пригодные для сплава, чередуются с глыбовыми завалами, где требуется проводка судов. Уклон постепенно уменьшается. Последние 1.5 км до Грибзы вполне сплавные, уклон небольшой, непроходы отсутствуют, река имеет невысокие берега.

Таким образом, действительно в каньоне река течет, во-первых, от начала Верхнего Бзыбского каньона до устья Мцры и, во-вторых, в нижней части водопада. В остальных местах к воде спускаются просто поросшие лесом склоны ущелья. Последние 1.5 км Бзыбь течет в совершенно пологих берегах.

Первый участок, по-настоящему представляющий спортивный интерес - Грибза - 2-й водопад, протяженностью 8 км. Грибза - мощный правый приток, вдвое полноводнее Ю.Псыша, очень здорово прибавляет воды реке. На протяжении километров 3 после слияния на Бзыби нет сложных препятствий. Встречаются лишь отдельные перекаты, шиверы, порожки. Возможны завалы из бревен. Постепенно уклон реки растет, начинают попадаться более сложные пороги. Чем дальше вниз по течению, тем больше уклон, сложнее пороги и выше их концентрация. Наиболее сложный участок на 5-6 км от Грибзы. Здесь требуется сплошная разведка реки. Расход порядка 15 м3/c. На полуторакилометровом отрезке река представляет собой сплошной порог, в котором правда все же можно выделить более слабые места, так что всегда возможно поэтапное прохождение порога, каждая ступень которого может быть описана отдельно, но в целом пороги отрезка однотипны и имеют следующий характер. Река течет в сравнительно широком русле с большим уклоном. В русле разбросаны камни размером 1-3 м, большие глыбы-скалы отсутствуют. Камни разбивают реку на много параллельных сливов и проходов. Основная струя выражена слабо. Мощных элементов водного потока из-за слабой концентрации струи нет. Ширина проходов между камнями составляет как правило 1.5 - 2 м. В большинстве случаев катамаран двухметровой ширины может туда протиснуться, но все же иногда через особо узкие сливы его приходится проводить на ребре. В целом участок идется. Линия движения в порогах запутанная и извилистая. Чисто пройти проблематично. После 6-го километра река начинает упрощаться. Она по-прежнему завалена камнями, но уклон становится меньше. Примерно на 6.5 км от Грибзы Бзыбь принимает справа мощный ручей - р.Лопуховку. Через несколько сот метров река делится на протоки. В левую идет больше воды и сплавляться лучше по ней. Протока также завалена камнями, но уклон не слишком большой. На коренном берегу правой протоки дикий фруктарник - лещина, груши, грецкий орех. Протоки сливаются примерно через километр. От этого места Бзыбь начинает падать в нагромождение гигантских каменных глыб - впереди 2-й Бзыбский водопад. Сначала уклон не особенно велик, но постепенно достигает 30-40 градусов. Затем река так же плавно выполаживается, и ещё примерно на километр после крутопадающего участка забита огромными скальными глыбами. Отдельные отрезки этого километра можно пройти, но во многих местах невозможна даже проводка, поэтому участок со спокойной совестью можно обнести. Для обноса следует предварительно найти тропу, идущую по правому берегу. От места слияния проток нужно подниматься вверх по склону, одновременно траверсируя его вперед. Тропа идёт в нескольких десятках метров над рекой. Затем река уходит вниз и тропа оказывается много выше. Подниматься от слияния проток прямо вверх без траверса не следует, так как тропа в этом месте не очень хорошо выражена и её можно пропустить. В целом тропа достаточно заметна. Обносить водопад без тропы ни в коем случае не стоит - это отнимет массу времени и сил. Тропа спускается серпантином ближе к реке уже после основной части водопада по гребню мощного кулуара. Отсюда во весь рост видна основная часть водопада. Далее тропа по-прежнему идёт на высоте в несколько десятков метров над рекой, постепенно опускаясь вместе с ней. Место схода с тропы нужно наметить заранее. Заваленный участок кончается на пологом левом повороте реки. Отсюда начинается отрезок ЗВ. Характерен достаточно сложными порогами. Все пороги локализованы, большинство требует просмотра, плёсы между порогами невелики. Препятствия в целом похожи на участок ЗА, но имеют ряд существенных отличий. Появляются крупные 5-7м глыбы, проходы становятся несколько шире, хотя по-прежнему встречаются отдельные места, требующие проводки в узких сливах. Возрастает концентрация струи. В целом препятствия более спортивны и приятны для прохождения. Постепенно частота порогов уменьшается, кажется что все трудности позади. Но вот перед правым поворотом в реке видны скальные глыбы. Ближайший просмотр по левому берегу показывает, что ниже уклон резко растет, русло загромождено скальными обломками. Сплав и проводка невозможны. Хотя уклон здесь очень велик, но тем не менее он по-видимому не достигает в этом месте таких больших величин, как в 1-м и во 2-м водопадах. Однако по своему строению препятствие абсолютно аналогично вышерасположенным водопадам, поэтому мы назвали его 3-м Бзыбским водопадом. Водопад мы весь не просматривали, но видели его с самолета с большой высоты во время перелёта из Псху в Сухуми. Можно предположить, что длина его порядка 1 километра. Обносить его следует по тропе левого берега, которая у начала водопада проходит в 10-15м над рекой. По правому берегу тропы нет. Она идёт дальше в горах, срезая петлю, которую делает Бзыбь. Чуть дальше на террасе правого берега метрах в ста над рекой раскинулся хутор Решава. После водопада река успокаивается и до Псху не имеет серьезных препятствий. На пути легкие перекаты, шиверы. Участок длиной 8 километров.

После впадения р.Бетаги, в районе Псху, уклон реки возрастает, появляются крутые шиверы с мелкими и средними камнями, расход 25 м3/c. Впереди 7 км участок с препятствиями не выше 4-5к.с. Первые 2-2,5 км на реке крутые шиверы, чередующиеся с более спокойными быстротоками. В шиверах мелкие и средние камни, требуется манёвр. После впадения р.Агурипсты заметно возрастает мощь воды, всё короче плёсовые участки. Вообще для всех 7 км до каньона характерно постепенное сужение долины и такое же постепенное возрастание сложности реки. Километра за три до начала каньона на реке начинаются пороги. От предыдущих шивер они отличаются прежде всего наличием в русле крупных 3-5м камней. Река в этом месте уже сильно сжата берегами, глубокая с мощной, концентрированной струёй. Встречаются сливы до 1,3м высоты, часто извилистая линия движения. Очень неприятны торчащие из под камней брёвна. Между порогами нет ярко выраженных плёсов, но поэтапное прохождение не вызывает затруднений. Пороги идут с нарастанием сложности. Группам, не очень уверенно себя чувствующим, рекомендуется пороги идти с просмотром. В отвесной скале левого берега над одним из наиболее сложных порогов этого участка можно заметить вход в пещеру. Грот 1 х 2 (высота) м примерно прямоугольной формы расположен метрах в 15 над рекой. Он не очень хорошо заметен среди изломов стены и растущих в трещинах кустов. Река в этом месте делает слабый левый поворот.

Ориентиром каньона служат бело-желтые известняковые осыпные обрывы по правому берегу реки. Высота их колеблется от 20 до 50м. Обрывы очень характерные, раньше ничего подобного не встречалось, поэтому не следует принимать за этот ориентир серые скальные стены, которые есть по правому берегу. Жёлтые обрывы расположены на левом повороте реки. Левый берег в этом месте - чередование 10-15м глыб-скал и пологих галечниковых спусков к воде. Необходимо пристать к левому берегу, так как за поворотом входной порог в каньон. Здесь на левом берегу очень хорошее по Бзыбским меркам место для лагеря. Порог начинается крутой горкой, свободной от крупных камней. Ниже сильнейший навал на 10м скалу-глыбу, перегородившую левую часть русла. Это место было бы проходимым, если бы не завал из брёвен перед глыбой. Свободна от брёвен самая правая часть струи шириной метра два, но держаться её невозможно из-за сноса на скалу. В нескольких десятках метров ниже - абсолютный непроход. Река зажата скальными стенами до двух-трёх метров и эта щель полностью перекрыта свалившимся сверху камнем. Вода просачивается под ним через глубинные щели. Отсюда начинается каньонный участок реки протяжённостью 7 км.

Каньонный участок Бзыби

Каньонный участок совершенно уникален и как объект природы, и как препятствие для туристов-водников. Возьмём на себя смелость утверждать, что нигде в СССР нет реки, сходной с Бзыбью по водности и текущей в столь узком и недоступном каньоне. Вероятно каньонный участок Бзыби не будет пройден насквозь (т.е. весь, за исключением нескольких локальных непроходов) ещё долгое время.

По рассказам местных жителей из Псху, правда очень туманных и противоречивых, к началу Нижнего Бзыбского каньона не раз приходили смельчаки, которые на различных плавсредствах пытались пройти реку на авось, без предварительной разведки,- все они погибли так и не достигнув выхода из каньона.

Что же представляет собой Бзыбский каньон? Это щель с совершенно вертикальными или отрицательными монолитными стенами, высота которых на разных участках различна и колеблется от 5-8 м (средняя часть ущелья Турбинка) до 100 м, а возможно и более. Средняя высота порядка 50 м. Стены, там где хватает света, поросли кустарником и деревьями. Щель так узка, что во многих местах ветви деревьев разных берегов касаются друг друга. Иногда щель бывает не вертикальной, со сложными изломами, а в некоторых местах (Турбинка, Каменный мост) она сверху перекрыта упавшими глыбами. За исключением отдельных участков, стены выше переходят в очень крутые, поросшие влажным субтропическим лесом склоны, которые при удалении от реки выполаживаются. Вода в каньонах в основном спокойна, но есть достаточное число сложных порогов и абсолютные непроходы.

Насколько нам известно, до сих пор лишь одна группа рискнула серьёзно замахнуться на каньонный участок реки Бзыби. Это были московские туристы под руководством Владимира Минаева. Группа два года подряд выезжала на Бзыбь. В первый раз занимались только разведкой, а во второй была пройдена часть каньонного участка. В результате этих экспедиций была получена важная информация. Хотя весь 7-километровый участок безусловно следует считать непрерывным, цельным каньоном, Минаев всё же выделил здесь 7 отдельных каньонов, которые разграничены друг от друга местами, где, как правило с одного берега, можно спуститься к воде. В этих точках к реке подходят ущелья притоков или просто сухие распадки. Согласно праву и долгу первопроходцев, группа Минаева ввела свою систему названий и обозначений для каньонного участка и мы будем её придерживаться.

От непрохода в конце сплавного участка после Псху и до устья крупного левого притока - р.Дзышры,- Бзыбь течёт в "Ущелье Турбинка" протяжённостью 2 км. Этот каньон наиболее лёгок для разведки из-за сравнительно небольшой высоты стен и.главным образом из-за наличия в значительной его части скальной полки в месте, где стены переходят в склон. Поэтому, а также потому что он был первым, этот каньон был нами полностью просмотрен. Не считая камня на входе, каньон имел в нашу воду три непрохода и один из них - собственно Турбинка - абсолютный. Каньон начинается вышеописанным камнем, за которым высота стен достигает 50-100 м, проход по берегу невозможен. Река в этом месте делает правый поворот. Метрах в 150-200 ниже камня в каньоне слив. В нашу воду (35 м3/c) слив имел высоту не более 1,5м (возможны неточности, так как он разведывался с 10 м высоты), однако если учесть, что его ширина не более 2,5м, то становится понятным, насколько концентрирована в нём струя и велика мощность котла внизу. В правой части ниже слива вдоль скалы застряло бревно, ещё одно бревно обломанным концом торчит из правой части слива. Это последнее бревно сделало слив для нас непроходимым. Оно торчало как раз там, где должен был очутиться баллон нашего катамарана. Слив разведывается с левого берега. Обход по лесному склону 100м скальной стенки и спуск вниз с использованием верёвки вдоль левого борта кулуара, подходящего к реке сразу за стенкой. Спуститься можно на широкую скальную полку в 5 метрах над рекой. Спуск на полку и особенно подъём без верёвки очень рискованны, а может быть и невозможны. Полка короткая и не позволяет просмотреть ничего, кроме слива.

В нескольких десятках метров ниже по течению начинается полка на правом берегу. Чуть дальше этого места на большой высоте над водой в каньоне заклинилось бревно. Ещё через 50м на уровне воды заклинено ещё одно бревно - второй непроход каньона. Далее через 100м с таким же примерно интервалом в каньоне два слива, осложнённые скальными зубьями. Сливы достаточно серьёзные, но вполне проходимые. После 2-го слива полка по берегам кончается: впереди каньон с более высокими стенками, которые приходится обходить верхом. Длина каньона метров 100-150. Ниже вдоль стен по обоим берегам вновь появляется широкая каменная полка. После высоких стен на реке абсолютный непроход - собственно Турбинка. Щель перегорожена огромной глыбой. Вода просачивается под ней и низвергается водопадиками сбоку от неё. После глыбы на реке ступеньки последовательных сливов-водопадиков. Общая потеря высоты в препятствии 5-7 м. Если бы не было каменной глыбы, то участок всё равно следовало бы обносить, так как в сливах струя сильно бьётся в стискивающих реку стенах. Поэтому, а также из-за довольно большой высоты глыбы, проблематичен вариант причаливания к глыбе сверху, перетаскивания через неё судна и прохождения нижерасположенных сливов.

После Турбинки река ещё несколько сот метров течёт в каньоне с удобными скальными полками наверху. В ста метрах ниже Турбинки в щели каньона заклинился камень, по которому, соблюдая предельную осторожность, можно переправиться на другой берег. В этом месте с одного берега на другой проложена тропа, соединяющая тропы, идущие по правому и левому склонам долины.

Через несколько сот метров после Турбинки абсолютный каньон прерывается, стенка по левому берегу переходит в очень крутой, поросший лесом склон. Здесь возможно движение вдоль воды. Стена по п.б. продолжается . После Турбинки на реке нет серьёзных препятствий до самого устья р.Дзышры.

На 5 километровом участке от Дзышры до Пшицы Минаев выделил 6 отдельных каньонов. Первые 4 каньона группа.полностью разведала, а три из них - 1, З и 4 - прошла . Во 2-м каньоне был обнаружен непроход. Последние два каньона, самые сложные для разведки - 5-й - Каменный мост, 6-й - Метро - остались непройденными и непросмотренными.

Наша группа из этих 6 каньонов разведала только 1-й. По нашим данным его длина 200-З00м (у Минаева - 700). Из этих 200-З00м остался непросмотренным участок примерно 80м. Судя по шуму и характеру реки, - никаких препятствий там нет.

О следующих трёх каньонах мы не имеем никакой информации, в том числе и об их границах.

Каньон Каменный мост короткий (150-200м), щель очень узкая, с изломами и сильно завалена скальными обломками, так что воды сверху с каменного моста вообще не видно. Более того, попадая на каменный мост, не сразу можно догадаться, что переходишь на другой берег Бзыби. Брошенные сверху камни долго летят вниз, слышно как они бьются о стенки каньона и о  глыбы, заклинившиеся.в глубине.щели, но звук от падения   в воду до нас не дошёл ни разу. При виде каменного моста возникает предположение, что река внизу сильно завалена и вряд ли пригодна для прохождения, однако один из наших знакомых туристов, который был на Бзыби, утверждал, что они нашли точку на склоне, откуда каньон Каменный мост просматривался и река там чистая.

Каньон Метро самый длинный, узкий и недоступный из всех. Река течёт практически под землёй. Шум воды временами вырывается на поверхность и характер этого шума не сулит ничего хорошего - глухой ровный гул свидетельствует о наличии если не непроходов, то весьма сложных порогов. Далее нетрудно представить, каким может быть порог в каньоне шириной 4м. Это или мощный слив, или камень,перекрывающий русло. Каньон Метро кончается перед устьем р.Пшицы. Вода вытекает из чёрной щели ровной спокойной струёй в большой плёс. В малую воду видимо можно подняться в каньон на катамаране или тем более на байдарке.

Перед группой, взявшейся за прохождение каньонного участка Бзыби встают две главные проблемы:

  • 1-я - разведка каньона;
  • 2-я - обнос локального непрохода в каньоне.

И разведка и обносы сопряжены с многодневной опасной и кропотливой работой, связанной со спусками в каньон, подъемом судов и экипажа, работой на скалах на дне каньона. По сложности и трудоемкости прохождение  не имеет аналогов в истории освоения сложных рек и в ближайшее время вряд ли будет выполнено. (Примечание автора 2003 г. Впрочем, группа Сергея Лагоды, сделавшая первопрохождение в мае 92 г  каньонов 2-го, Каменного моста и Метро решила эти проблемы тривиально: они пошли каньоны фактически без просмотра и непроходов там не оказалось.)

При прохождении всех бзыбских каньонов ниже Псху следует иметь ввиду ещё одно обстоятельство. Проходя на известной реке разведанный ранее другими группами каньон, в котором нет сложных препятствий, туристы обычно его не просматривают. Это объясняется отнюдь не тем, что такой просмотр официально признаётся лишним, а из-за большой трудоёмкости подобной разведки. Группа идёт на определённый риск, допуская прохождение без просмотра. На Бзыби этот риск будет существенно выше, чем на .других реках, из-за большой вероятности заклинивания в каньоне бревна во время паводка.

Обнос каньонного участка удобнее осуществлять по тропе левого берега. По правому берегу тоже есть тропа, причём в долине Бзыби эта тропа основная, но она идёт высоко над рекой, поэтому водникам пользоваться ей неудобно.

От начала Ущелья Турбинка, т.е. от рекомендуемого места ночёвки на левом берегу, следует подниматься вверх по лесному склону, одновременно траверсируя его вперед, с тем чтобы обойти скальную стенку левого берега. За стенкой к реке подходит распадок. Подниматься нужно на высоту порядка 150-200 м над рекой. Тропу удобнее искать, двигаясь вверх от конца стены по правому (орографически) борту распадка. Тропа не очень хорошо заметна, но всё же ясно видно, что это именно тропа. Она поперёк пересекает распадок. Найдя тропу, следует наметить наиболее выгодный путь подъёма, особенно если предстоит тащить суда. Подъём просто с рюкзаками этогс не требует. От распадка в направлении вверх по Бзыби тропа поднимается, пока не достигнет горизонтальной террасы высоко над рекой. Вниз по течению тропа спускается ближе к реке. Временами она теряется, но её всегда можно найти. В районе заклинившегося камня (Ущелье Турбинка) тропа раздваивается. Правая сбегает вниз к камню, левая продолжает идти вдоль долины. На тропе иногда попадаются места, где можно поставить палатки. Недостаток - придётся далеко ходить за водой. Стоянка есть на берегу р.Дзышры  в месте перехода тропы на другой берег. После Дзышры тропа поднимается на террасу и практически теряется. С большим трудом она прослеживается на этом участке, когда уже известно куда идти. Идти нужно от места выхода тропы на террасу 50м  вдоль распадка Дзышры вверх по течению, затем свернуть направо под прямым углом и выйти через 20-З0м на маленький гребешок - водораздел между террасой и начинающимся здесь распадком, выходящим внизу к Бзыби. По этому гребешку подниматься вверх по склону долины и на склоне уже отчётливо виден серпантин тропы. Серпантин выводит вверх на верхнюю террасу, тропа идёт по ней, а затем спускается к Каменному мосту и переходит на правый берег, где соединяется с тропой правого берега. Дальнейший путь до Пшицы идет по правому берегу. Есть ли тропа по левому берегу ниже Каменного моста - нам неизвестно.

Пшица - Гега

На этом участке Бзыбь представляет собой более менее нормальную сплавную реку. По сложности и времени, требуемому .для прохождения, его можно сравнить с Нижним Чаткалом (участок порогов и 5-й каньон). Река имеет на этом участке 2 шестёрочных порога, 5 коротких каньонов и ещё 4 выделяющихся на общем фоне препятствия. Ущелье очень узкое, дикое, мест для стоянок мало. Из трёх ночёвок в ущелье мы в двух с случаях не смогли поставить палатки, а один раз пришлось вырубать .для этого площадки. Но всё же везде ниже Псху лес не такой непроходимый, как в Верхнем Бзыбском каньоне. Река сильно сжата берегами, особенно в верхней части участка, глубокая, с мощной, концентрированной струёй. Часто один из берегов - отвесная стена.     Начинается участок сложным порогом. На 150-200 м реки расставлены 2-3 м каменные глыбы. В конце порога скальное сужение со сливом. Мы очутились в этом месте во время сильного подъёма вода из-за дождей. По нашим оценкам расход составил порядка 120 м3/c скорость течения достигала 6м/с. В пороге образовался ряд мощных котлов, грозивших оверкилем катамарану. После .длительного обноса мы по-существу заново начинали сплав и в этих условиях решили порог не проходить. В среднюю воду порог не будет представлять особой сложности. Мы траверсировали реку на разгруженных катамаранах в вершине порога и обнесли их по левому берегу. Вещи обносили по правому. Сначала нужно идти вдоль воды, а затем наверх по тропе, обходящей стенку скального сужения в конце порога. Далее тропа выводит на террасу. В конце в нише под навесом скалы на стене автографы групп, посетивших Бзыбь. Ниже Пшицы по Бзыби уже сплавлялось несколько групп. Видимо первое достаточно полное прохождение этого участка сделали в 1980 г. с тремя обносами московские туристы под руководством Олега Запорожца на плоту. Группа обнесла некоторые каньоны, так как не было уверенности, что плот впишется в узкие проходы. Участок шли порядка, 20 .дней.

В августе 1985 с тремя обносами наиболее сложных порогов за 6 дней участок прошла группа москвичей под руководством Шеина Дмитрия.

И, наконец, промерно неделей раньше нас реку прошла группа Минаева, не предпринимавшая в этом году попытки прохождения каньонного участка.

Сведений о других группах, осуществивших сколько-нибудь полное прохождение реки, у нас нет, хотя скорей всего такие группы существуют. В целом, ко времени нашего похода можно было считать, что участок Пшица ~ Гега пройден целиком за исключением 1-го порога (все группы начинали ниже - от террасы).

После первого порога на реке отдельные камни в русле, одиночные сливы, валы. В нашу воду сплав весьма напряжённый из-за высокой скорости течения, исключительно жёсткой воды.

Примерно через километр реку перегораживает бревно, заклинившееся между левым берегом и полуобливным камнем в центре, справа от камня узкий проход, но туда невозможно попасть из-за навала струи на скалу левого берега. В низкую воду можно будет пройти под бревном. У нас обнос. Мы заночевали в районе бревна под скальным навесом. За ночь вода в реке упала на полметра, но характер воды изменился не настолько сильно, как можно было ожидать, что свидетельствует о сравнительно большой глубине русла. Расход на этот день по нашим оценкам составил примерно 85 м3/c, Метрах в 20 над рекой , выше скального навеса, есть маленькая площадка для палатки. Еще примерно через полкилометра на реке серьезный порог. Начинается он на слабом правом повороте. Высадиться перед порогом удобнее на правый берег. Если потребуется детальная разведка или обнос, то нужно причаливать к левому берегу. Река в этом месте сильно разгоняется, образуя ряд сливов и бочек, далее в середине русла последовательно стоят две 5м глыбы. Основная струя идет справа. Но в правой части довольно высокий и очень мощный слив, поэтому лучше проходить слева.Структура движения воды в районе каменных глыб довольно сложная, направление и силу струй с берега трудно оценить. После 2-й глыбы река поворачивает налево, здесь несильный прижим к правому берегу. Первый катамаран вопреки намерениям экипажа был вынесен в правую часть реки и ему пришлось проходить основной слив. К счастью все обошлось благополучно. Второй катамаран прошел слева, с трудом уклонившись от навала на вторую глыбу. Далее до каньона "Чертов мост" на реке нет серьезных препятствий. Ее сложность соответствует примерно 3-4 к.с. Каньон "Чертов мост" длиной метров 200, очень узкий. Ширина проходов до 2,5 м. Группам, сплавляющимся на крупногабаритныхх судах, необходимо провести разведку и оценить возможность прохождения своего плавсредства. Вода в каньоне спокойная. После каньона на реке нетривиальный слив. Левый берег здесь - скальная стена, правый галечниковый, с отдельными крупными камнями. Струя после слива бьет в отрицательную скалу. От этого прижима не смог уйти наш второй катамаран. Судно прижало к скале и чуть не перевернуло.

Через 1,5-2 км на реке первый шестерочный порог. Он начинается на левом повороте. Правый берег здесь - скальная стенка,   левый - невысокий, загроможден крупными глыбами, зарос кустарником и мелкими деревьями. Впереди видна огромная десятиметровая глыба-дом и камни поменьше. Вода за глыбой уходит вниз,- чувствуется, что впереди сложное препятствие. Нужно пристать к левому берегу. Наиболее сложна верхняя часть порога. Основная вода идет справа от "дома". Здесь несколько параллельных сливов. разделенные между собой мелкими камнями и выступами каменной ступеньки, образующей сливы. Все сливы, за исключением одного, слишком узки и непригодны для прохождения.Единственный приемлемый слив имеет высоту около 1,5м и его нельзя назвать водопадным. Однако он также узковат (менее 2м) и имеет сложную структуру. Сбоку в его основную струю вливаются другие, достаточно мощные струи. Существует неприятный навал сначала на нависающий правый край "дома" в центре, а затем навал другим баллоном на 10м каменную глыбу на правом берегу. Слева от "дома" большое улово, а затем вода без разгона падает отвесным 1,8 м сравнительно маловодным сливом. Слив шириной метра 2 и под ним нет мощного котла. За сливом короткий участок слаботекущей воды, дающий несколько лишних секунд, чтобы опомниться после прыжка и существенно облегчающий страховку. Остальная часть порога представляет собой крутой участок реки длиной 150-200м с равномерно расставленными глыбами. Основная струя серпантином переходит от одного берега к другому, в ней ряд мощных котлов, способных при неудачном заходе перевернуть наши катамараны. Порог требует жесткого маневра. Проходить верхний слив мы решили слева от "дома" вторым катамараном..Первый встал на страховку ниже слива. Слив был пройден совершенно безболезненно , а вот дальше ни один из катамаранов не смог реализовать намеченную линию движения. Суда разворачивало, отдельные сливы пришлось проходить кормой, оба катамарана слегка потрепало в бочках.

После порога река несколько сложнее, чем перед ним. В русле стоят большие глыбы, но интервал между ними достаточно велик. Отдельные участки требуют беглого просмотра. Километра через три после порога - каньон, на входе довольно мощный порог - проход под левым берегом. Мы встали на ночевку на правом берегу перед каньоном. Палатки можно ставить, если нет угрозы сильного подъема воды, внизу на галечнике. Мы поднялись метров на 10-15 вверх, где есть большая горизонтальная терраса. Места для палаток пришлось вырубать в густом подлеске. За ночь вода упала в месте нашей стоянки на 20 см. Так что на следующий сплавной день мы имели на реке расход примерно 70 м3/c. Во втором каньоне вода спокойная, ширина проходов не менее трех метров, стены не очень высокие..Через несколько сот метров еще один каньон. В этом каньоне, в его первой половине, на реке опасный слив. Слив высотой около метра, водопадным его не назовешь, так как каменная ступеньна сглажена толстым слоем воды. Ширина слива всего 4 метра, так что концентрация струи и, следовательно, мощь котла внизу, очень велики. Слив и котел имеют неправильную форму и обладают свойством очень сильно разворачивать судно влево, даже если оно зашло в слив точно носом. Первый катамаран недооценил мощность котла и зашел в слив без достаточной скорости, да еще с небольшим разворотом в левую сторону. Катамаран резко довернуло влево, он встал лагом к струе и перевернулся через левый баллон. Экипаж второго катамарана, шедшего следом, пронаблюдав эту картину со стороны, успел сильно разогнать свое судно и оно вошло в слив на большой скорости, имея слабый разворот вправо. Несмотря на это, второй катамаран также развернуло влево примерно под 45° к струе и начало подкусывать левый баллон. Всё же благодаря набранной скорости, второй катамаран пробил пенный котел и поспешил на помощь перевернувшимся. Перевернувшийся экираж быстро забрался на свое судно и, отталкиваясь руками от стен, сумел избежать расклинивания. Ниже слива ширина проходов в каньоне в некоторых местах менее 2,5м, вода спокойная. Перевернувшийся катамаран, после неудачной попытки захода в правое улово ниже каньона, навалило на камень у правого берега и он был зачален силами своего экипажа. При этом двое оторвались от судна, один из них был тут же подобран вторым катамараном, а второй самостоятельно выбрался на берег в нескольких метрах ниже. Хотя было еще рано, устроили обеденный перекус, разожгли костер.Выяснилось, что один из участников получил серьезную травму, ударившись во время переворота о стену каньона. Как установили впоследствии,он получил общий ушиб грудной клетки и  трещину в ребре.

Второй катамаран взял себе часть груза и отдал одного члена экипажа на первый катамаран. На 1-м катамаране пстрадавшему сделали по-возможности удобное сиденье в центре рамы из ковриков и оставшихся рюкзаков. Таким образом, во время дальнейшего сплава на 1-м катамаране находилось 5 человек, а на 2-м - 3 человека.

Примерно через километр после 3-го каньона на реке 2-й шестерочный порог - самый сложный на описываемом отрезке Бзыби. Река перед порогом чистая, сравнительно широкая, с мощной струёй. Правый берег - скальная стена, левый - сначала тоже нввысокая скальная стенка, а затем, непосредственно перед порогом - обычный склон с нагромождением камней у воды. Впереди в реке лежит огромная 10-15м глыба. Она перегородила всю левую часть русла. Между ней и левым берегом узкая щель, непригодная ни для сплава, ни для проводки. Справа остается проход шириной 4-5 м. Здесь водопадный слив высотой 2,5м. Слив имеет сложную форму, под ним мощнейший котел с подсосом под струю. Для наших катамаранов вероятность переворота весьма велика. После слива порог продолжается примерно полкилометра, он образован лежащими в реке гигантскими и просто большими глыбами. В середине порога еще один мощнейший, не менее опасный, чем верхний, слив, - правда, он имеет совершенно иной характер. Это горка длиной метров 15-20 с общей потерей высоты 2-2,5м, состоящая из отдельных ступенек-сливов,  за которыми сильнейшие бочки. Этот слив, в отличие от первого, можно обойти по второстепенным сливам слева. В целом порог идется, наибольшая трудность в прохождении верхнего слива.

Имея в группе травмированного участника, мы не могли себе позволить проходить этот порог и обнесли его. Обнос следует производить по левому берегу сначала вдоль воды, а затем по скальной полке и склону невысоко над рекой. Что же касается судов, то мы обнесли только первый ялив, а весь остальной порог провели вдоль левого берега. В конце порога на камнях левого берега встали на ночевку. На этом месте уже останавливалась какая-то группа. Палатки ставить негде. Растянули групповой тент и те, кто смог себе устроить сносную лежанку под тентом, спали здесь, а оставшиеся двое оборудовали собственные спальные места.

На следующий день расход реки вновь поднялся до 80 м3/c. Сразу после порога на реке 4-й каньон. Выход из него виден еще с левого берега в нижней части порога, никаких неприятностей в нем нет. После каньона в русле равномерно лежат каменные глыбы - кое-где реку следует осматривать. Так продолжается до последнего каньона, который, как и один из вышепройденных, носит название "Чертов мост". На входе в каньон сильный бой в скалу левого берега, в каньоне мощные вертикальные перемешивания воды, представляющие опасность для легких судов. Ширина проходов до трех метров. Как мы узнали уже в Москве от группы, сплавлявшейся неделей раньше нас в низкую воду, в этом каньоне опасный завал из бревен. В нашем случае он был весь под водой.

После каньона река упрощается и далее не содержит серьезных препятствий. Сложная часть Бэыби на этом заканчивается. До Геги остается б километров.

Гега - Черное море

От Геги до Черного моря на Бзыби нет ничего кроме перекатов, легких шивер и валов, а после выхода на причерноморскую равнину - деревьев, коряг и разбоев. Сложность участка соответствует 2-й категории. На сплав от устья Геги до моря требуется около трех часов, до выхода из ущелья - около двух часов. От устья Бзыби до шоссе 1 км по дороге левого берега. По шоссе ходит рейсовый автобус Пицунда - Гагра. Интервал движения 30 минут

Дневник похода 1984 г.

15 октября 1984 (пн)

Поезд №51 Москва - Сухуми. Отправление в 19.50.

17 октября (ср)

В 11:31 по Москве в Сухуми. Автобус до Генцвиши от автостанции у центрального рынка. Отправление в 14:00 местного времени. Едем до Чхалты. Ночевка на Чхалте у устья (абсолютная высота 500 м). Мокрый снег.

18 октября (чт)

С утра идем пешком по дороге вверх вдоль Чхалты. Погода хорошая. У моста через Чхалту выше селения Птыш, там где дорога переходит с левого на правый берег - перекус. От Кодори до моста 10 км. Во время перекуса удалось поймать машину-лесовоз, подбросившую нас до минерального источника в 1 км ниже р.Шоудиди. Шофер не взял с нас за проезд ничего. В этом месте лесовозная дорога уходит от реки в горы. Вдоль реки дорога есть и дальше, она проходима для грузовиков. Идем пешком еще 1 км. Ночевка за р.Шоудиди, ночью мороз. За день пройдено 11 км, на машине - 13 км. Основные ориентиры на участке: устье р.Птыш - 6-й км от Кодори, высота 600 м, мост через Чхалту - 10 км, селение Лев. Ацгара - 13 км, 800 м - устье р.Ацапш-Ацгара, минеральный источник напротив устья лев. притока - р. Джесары - 21 км, 1100 м, р.Шоудиди - 24 км, 1150 м.

19 октября (пт)

Пешком до устья Ю.Маруха - 37 км, 1500 м. Ночевка в балагане у пастухов. За день пройдено 13 км. На подходе к устью Ю.Маруха - первые пятна снега.

20 октября (сб)

От устья Ю.Маруха до слияния речек Аданге и Гери-Геле нас подвезли за 10 м основной веревки на ГАЗ-66 пастухи. Через километр или чуть меньше дорога из долины Аданге сворачивает вправо, поднимаясь серпантином на хребтик, разделяющий долины Аданге и Гери-Геле. Это и есть первый перевальный взлет. Заночевали перед 2-м, последним перевальным взлетом на горизонтальной террасе на склоне водораздельного хребтика со стороны долины Гери-Геле. Рядом из-под снега торчит изгородь загона для скота. Высота 2100, температура минус 5, сильный ветер, глубокий снег. За день преодолено 8 км, в том числе на машине 5 и 3 пешком. Тактика движения следующая. От слияния Аданге и Гери-Геле двое (Крюков, Чупис) с облегченными рюкзаками поднялись на 1-й перевальный взлет и отнесли груз метров на 700 дальше места ночевки. От места ночевки до перевала оставалось примерно 2 км. Вторая пара (Киреев, Макаров) в две ходки отнесла оставшийся груз от слияния Аданге и Гери-Геле до начала подъема на 1-й перевальный взлет и подняла половину груза к месту будущей ночевки, где встретилась с возвращавшейся 1-й парой. Затем Крюков, Макаров и Чупис принесли остававшийся внизу груз, а Киреев оборудовал стоянку и готовил еду.

21 октября (вс)

Утром, упаковав весь оказавшийся на месте ночевки груз в 4 рюкзака, поднимаемся на перевал Аданге (2305 м). Здесь Киреев и Чупис оставляют свои рюкзаки и возвращаются назад за оставшимся грузом, который несли вчера Крюков и Чупис во время 1-й ходки. Крюков и Макаров идут дальше и, оставив рюкзаки ниже устья Пардгала в балагане, возвращаются на перевал, встретив по дороге Киреева и Чуписа. Ночевка в балагане на высоте 1850 м. В долине Бзыби тонкий снежный покров. За день прошли 5 км.

22 октября (пн)

Идем дальше по п.б. Бзыби. Первые 2-3 км передвигаемся без тропы по галечниковым отмелям, затем находим тропу и следуем по ней. Тропа местами теряется, почти все время идет по пойме, не поднимаясь на склон. Чем дальше, тем тропа выражеа лучше. Снег в долине кончился километром ниже ночевки. Днем погода солнечная, теплая. Встаем на бивак в 200 м ниже устья Шхабзцы. Решаем начать отсюда сплав. Расход реки порядка 2 м3/c. За день прошли 7 км.

23 октября (вт)

Первый сплавной день. Двое без груза сплавляются на катамаране (Крюков, Чупис), двое переносят в две ходки малыми отрезками вещи (Киреев, Макаров) - тактика, отработанная на Беляндкиике. Двигаться по реке на катамаране с каждым километром все легче и легче - водность реки быстро растет. Ночевка в 1 км выше р.Убуш. Расход 4 м3/c. Прошли 5 км.

24 октября (ср)

С утра на катамаране Крюков и Чупис со своими рюкзаками. Сегодня уже почти нормальный сплав. В устье Ю.Псыша перекус и пары меняются местами. Не доходя Ю.Псыша Киреев и Макаров обнаружили в чащобе три законсервированных спортивных мотоцикла (175 см3) с полным набором инструментов, шлемами и канистрами с бензином. Ручьи, впадающие в Бзыбь, кишат форелью. Лева Макаров ловил ее в ручье просто руками. От Ю.Псыша из-за начавшихся в Верхнем каньоне глыбовых завалов удалось отойти всего на 1.5 км. Заночевали на дне каньона в устье ручья - правого притока. Катамаран оставили в 400 м выше, перед 1-м непроходом. За день прошли 7.5 км.

25 октября (чт)

Обнос непрохода с помощью веревок, изнурительная проводка катамарана по крутопадающей реке, заваленной глыбами. Простой обнос из-за глыб на дне каньона и непроходимого леса невозможен. Прошли 1.5 км. Ночевка в 500 м ниже устья Мцры. С трудом нашли площадку высоко над рекой на л.б.

26 октября (пт)

Опять проводка сквозь глыбовые завалы. После обеда уперлись в водопад. Прошли 1.5 км. Оставшееся светлое время использовали на разведку водопада по л.б. Разведка показала невозможность обноса судна по л.б. как сквозь лес, так и вдоль воды. Ночевка под утесом. (см. техническое описание).

27 октября (сб)

Разведка обноса и обнос катамарана сквозь лес по п.б. Спуск сверху к реке на веревках. Во время обноса пропороли о сук баллон. Длина обнесенного участка в плане метров 250. Это основная часть водопада. Ночевать вернулись в лагерь.

28 октября (вс)

Сегодня обносим по л.б. вещи. Обнос по п.б. дальше катамарана невыгоден. Прорубаемся сквозь заросли. За полдня прошли, считая по реке, метров 400. Спускаемся вниз к реке и вторую половину дня заклеиваем баллон и перегоняем катамаран к вещам. Пройдя еще метров 100, встаем на ночевку. Палатку поставили на едва выступающей из воды крупногалечниковой отмели-островке, предварительно набросав веток, чтобы как-то сгладить торчащие камни. Отправившиеся на поиски лучшего места участники не смогли за полчаса из-за зарослей подняться 15 м вверх по склону, где виднелось что-то похожее на площадку. За день переместились на полкилометра.

29 октября (пн)

Проводка сквозь глыбовые завалы и обнос нескольких сот метров особенно тяжелого участка. Ночевка на случайно найденной крохотной площадке, представляющей собой расширение зверовой тропы. Это перед устьем ручья - левого притока. Пользуясь тропой, которая шла вверх по левому склону долины, Сергей Крюков поднялся метров на 200 над рекой, пытаясь увидеть подходящее справа к Бзыби ущелье Грибзы, однако ничего похожего впереди не просматривалось. По тропе можно было передвигаться только на четвереньках, над головой плотно сплетались стебли растений, образуя зеленый туннель. Вечером настроение в группе подавленное. За день пройдено 2 км.

30 октября (вт)

Вчера прошли критическую точку. В этот день первые 500 м на реке глыбовые завалы, а потом они исчезают и до Грибзы мы плывем на катамаране, наслаждаясь скоростью своего движения вперед. В устье Грибзы - завал. Дальше опять река чистая. В конце дня проходим основную часть порогов. Сплав безопасен из-за малого количества воды. Ночевка в 300 м выше впадения р.Лопуховки на п.б. Здесь с местами для лагеря проблем нет. Прошли 8 км. Первый день похода ( не считая 1-го вечера на Чхалте) с плохой (дождь) погодой.

31 октября (ср)

Сплав до водопада и обнос. Частично разбирали катамаран. Ночевка в точке начала сплава после завального участка. Прошли 3 км. Второй и последний день похода с плохой погодой.

1 ноября (чт)

Сплав до 3-го водопада, разборка судна, подъем на тропу к хутору Решава. Ночевка в 2 км ниже хутора Решава. Прошли 5 км, из них 2 км пешком.

2 ноября (пт)

Пешком до аэродрома в Псху. 7 километров. На сегодняшний самолет чуть-чуть не успели.

3 ноября (сб)

Самолет в Сухуми (АН-2, 3 руб). Поезд до Москвы. В Москве 5-го утром.


Дневник похода 1985 г.

8 октября (вт)

Поезд Москва - Сухуми 15:40. Прибытие 10 октября в 6:30.

10 октября (чт)

Едем на аэродром. Самолета в Псху нет из-за плохой погоды. Встретили Папуша (19:30), вылетавшего из Москвы на самолете. Ночевка в аэропорту.

11 октября (пт)

Едем в Гагру на электричке, решив, что оттуда должны ходить рейсовые автобусы на Рицу. Автобусы не ходят. Из Гагры снимали до Рицы автобус частным порядком. Отдали 80 р. На Рице очень быстро поймали попутную машину до Псху (50 рублей). Поздно вечером были в Псху на аэродроме.

12 октября (сб)

Перенесли лагерь к реке (в устье Бетаги). Идти нужно прямо по дороге, проходящей рядом с аэродромом. Собираем суда. Это был первый и последний день похода с хорошей погодой. В остальные дни с перерывами или без них шел дождь.

13 октября (вс)

Отплыли в 12:00. Отдельные пороги бегло осматривали с берега. Встали на бивак перед каньоном. Провели предварительную разведку по правому берегу группой из 4 человек (экипаж 1-го катамарана), показавшую, что дальше река по крайней мере километр течет в непрерывном каньоне. Прошли 7 километров.

14 октября (пн)

Пытаемся провести детальную разведку каньона. Разбились на 3 группы: 1-я группа в составе Киреев, Макаров, Папуш должна была провести разведку реки с п.б. с возвращением к обеду в лагерь. 2-я группа в составе Крашенинникова и Лемешева выполняла ту же задачу, но с л.б. 3-я группа в составе Крюкова и Чуписа должна была попытаться пройти с помощью скального снаряжения вдоль воды по левой стенке каньона. В нескольких десятках метров ниже начала каньона виднелась скальная полка и была надежда, что дальше можно будет свободно идти невысоко над рекой. (Дальнейший путь скрывал поворот каньона.) Попытка пройти вдоль воды не увенчалась успехом и Крюков с Чуписом решили верхом обойти 100 м скальную стену л.б. и спуститься на полку сверху. При спуске стало ясно, что это делать незачем - полка вскоре кончалась. Спустившись все же до высоты 10 м над рекой (полка - 5 м) связка осмотрела расположенный здесь слив (см. техническое описание) и начала обратный подъем.

2-я группа поднялась на левую стену каньона и с высоты более 100 м увидела реку на несколько сот метров вперед. Характер левого склона долины (тропу они обнаружили позже) в этом месте требовал большой затраты времени на выход к реке для дальнейшего просмотра. Крашенинников и Лемешев поняли, что если они хотят увидеть реку дальше этих нескольких сот метров, то должны нарушить контрольный срок. В результате они первыми вернулись в лагерь, где оставался Свешников.

Путь по п.б. был значительно проще и короче из-за правого поворота долины и меньшей высоты стены. Поэтому 1-я группа смогла уйти намного дальше. Это предполагалось заранее при обсуждении. Группа решила не возвращаться в лагерь к обеду, т.к. не была выполнена главная задача разведки - найти хороший сход к воде. Группа просмотрела реку до устья Дзышры и вернулась в лагерь ближе к вечеру. После продолжительных дебатов было решено обнести каньон до устья Дзышры. Во время разведки на л.б. была найдена тропа, которой и решили воспользоваться для обноса.

15 октября (вт)

В этот день сначала всей группой отнесли вещи, затем шестеро перенесли частично разобранные суда (баллоны были отвязаны от рам и сдуты, рамы не разбирались), а двое (Макаров, Папуш) пошли на разведку 1-го каньона. Разведка показала еще большую недоступность каньонного участка ниже Дзышры по сравнению с Ущельем Турбинка. Вечером состоялось обсуждение ситуации. Мнения участников о дальнейших действиях группы резко разделились. В результате острых споров было решено провести разведку каньонного участка от 1-го каньона до Каменного моста, отнести часть вещей в устье Пшицы, а один из катамаранов - к Каменному мосту. Сегодня переместили лагерь на 2 км.

16 октября (ср)

Утром разведгруппа в составе Крюкова, Макарова, Папуша и Свешникова, захватив легкие рюкзаки, пошла к Каменному Мосту, намереваясь оттуда начать разведку. Каждый из четверых мысленно возвращался к вчерашнему разговору и снова обдумывал правильность принятого решения. Именно в этой четверке находились люди, по инициативе которых и было решено повременить с полным обносом каньона и провести дополнительную разведку реки. У Каменного Моста стихийно началось новое обсуждение дальнейших действий, которое было на этот раз недолгим. От разведки отказались и, подождав группу по переноске груза, вместе отправились в устье Пшицы. Ночевать возвращались в лагерь на Дзышре.

17 октября (чт)

Обнос оставшейся части груза до Пшицы. Начало сборки судов. Прошли 5 км.

18 октября (пт)

Закончили сборку судов. Из-за дождевого паводка порог в начале участка решили не проходить (см. техническое описание)._Во время разведки обноса катамаранов по л.б., с безобидного казалось бы склона на оставленный катамаран упал камень величиной с полхолодильника и сильно погнул раму. Обнос вещей по п.б. Сплавились до бревна поперек реки. Прошли 1.5 км. Хотя серьезных препятствий на этом участке нет, сплав был достаточно сложный и нервный из-за очень высокого уровня воды.

19 октября (сб)

Сплав до 2-го каньона. Прошли 13 км. Каньон шли без предварительного просмотра.

20 октября (вс)

Переворот в 3-м каньоне. Сплав до 2-го шестерочного порога, обнос вещей, начало проводки судов. Ночевка на л.б. в конце порога. Прошли 2.5 км.

21 октября (пн)

Сплав до устья Геги. Наш больной чувствовал себя удовлетворительно, к тому же при переломах ребра обычно все равно не предпринимаются какие-то специальные меры типа наложения гипса, поэтому было решено ехать в Москву всем вместе. Прошли 8 км.

22 октября (вт)

Сплав до Черного моря. Поход можно прекратить раньше - у выхода из ущелья, но мы советуем всем плыть дальше. Во-первых, не часто представляется возможность впасть в море, во-вторых, на удивившем нас своим безлюдьем берегу хорошо разбирать и сушить суда и, наконец, из устья удобный отъезд в Гагру. Прошли 26 км. В москву приехали 24-го вечером.


Выводы и рекомендации

Впервые (нам неизвестны другие попытки) совершено прохождение реки Бзыбь от истока до устья с обносами некоторых участков. К первопрохождению относится часть реки, пройденная нами в 1984 г. Сюда входят Верхняя часть, Верхний Бзыбский каньон и верхняя половина Средней части (до 3-го водопада). Всего на реке мы обнесли следующие участки:

  1. Исток - р.Шхабзца. Сплав невозможен из-за недостатка воды. В пик воды, вероятно, можно будет начинать от устья Пардгала. Участок в традиционном смысле не представляет спортивного интереса, хотя в высокую воду сплав здесь может быть очень напряженным. Прохождение реки в пик воды качественно отличается от сплава в более или менее нормальную, пусть даже высокую воду, поэтому мы не приводим свои соображения по оценке его категорией сложности.
  2. Верхний Бзыбский каньон. Формально мы осуществили сквозное прохождение каньона, но, за исключением последних 1.5 км и отдельных участков выше, каньон непроходим из-за сплошных глыбовых завалов.
  3. 2-й водопад и завальный участок после водопада. Отдельные отрезки завального участка, по-видимому, можно пройти.
  4. 3-й водопад. Мы не просматривали 3-й водопад. Нижняя часть 3-го водопада может быть проходима.
  5. Участок простой воды от 3-го водопада до р.Бетаги. Этот участок мы не прошли из-за опасения не уложиться во времени. Нам, естественно, не было известно, что впереди лишь гладкая вода. Участок проходим в любую воду, интереса не представляет (2-я к.с.).
  6. Каньонная часть Нижнего Бзыбского ущелья. Участок обнесен из-за технической, тактической и психологической неготовности группы к преодолению подобных препятствий. Хотя он, может быть, и не имеет шестерочных порогов в традиционном смысле слова, тем не менее в условиях неизвестности это препятствие относится безусловно к высшей категории. Для его преодоления требуются совершенно особые качества, которых наша группа, к сожалению, не имела.
  7. Первый порог Сплавного участка Нижнего ущелья. Порог непройден из-за дождевого паводка, который сделал препятствие несколько более сложным, чем тот уровень, с которого мы были готовы начать сплав после длительного обноса. В нормальную воду порог оценивается средней пятеркой.
  8. Бревно поперек реки в верхней части Сплавного участка. В низкую воду возможен проход под бревном.
  9. 2-й шестерочный порог. Самый сложный порог из классических препятствий Бзыби (Он же порог Надежда (Минаев), порог Родина (?) Примечание 2003 г. - в честь туриста-водника, очень много сделавшего для разведки реки. Составил подробную схему Сплавного участка, которой пользовались в том числе и мы.)) Обнесен из-за наличия в группе травмированного участника.

Теперь о маршруте в целом и сложности отдельных препятствий.

Опыт первопрохождения Верхнего Бзыбского каньона и Верхней части позволяет сделать вывод о нецелесообразности посещения этих отрезков реки туристами-водниками. (Примечание 2003 г - по крайней группам с установками не слишком отличающимися от стандартных.) Сплав по Верхнему Бзыбскому каньону за некоторым исключением невозможен, а что касается Верхней части реки, то сплав по ней не представляет большого спортивного интереса и требует потом либо прохождения, либо обноса Верхнего каньона. Обнос каньона возможен по тропе п.б., поднимающейся на высоту 2200 м (набор высоты 1 км), что делает его не менее тяжелым, чем само прохождение.

Таким образом, за первую точку старта можно принять устье Грибзы. Логичным следует признать только один путь сюда - подъем по тропе вдоль Бзыби от Псху. Конечно такой вариант малопривлекателен, но он на порядок проще мыслимых других: от Кодори через перевал Аданге и Верхнюю Бзыбь, из Архыза через перевалы ГКХ, с юга через перевалы Бзыбского хребта. Бзыбь сама по себе является сложным препятствием и если имеешь в отношении реки серьезные намерения, следует десять раз подумать, стоит ли искать себе дополнительные трудности на подходах.

Вставка 2003 г. Особенно хочется выступить против проведения здесь походов на майские и ноябрьские праздники. Во-первых, в мае высокая вода, что резко усложняет маршрут - уверены ли вы, что это будет вам по плечу? Во-вторых, времени праздников недостаточно для полноценного прохождения, придется ограничиться только Сплавным участком. Этот великолепный маршрут заслуживает полноценного похода, не стоит его комкать, хотя тут уже конечно вопрос вкуса.

Первая группа порогов после Грибзы в нашу воду имела сложность где-то между 4 и 5. Для этих препятствий характерен прежде всего большой уклон реки, поэтому при увеличении расхода их сложность будет нарастать значительно быстрее, чем, скажем, у порогов Нижнего ущелья. Вероятно в 1-й половине июля, когда расход здесь составит 40-50 м3/c, эти пороги сплошь станут шестерочными.

2-й водопад является абсолютно непроходимым препятствием.

Завальный участок ниже 2-го водопада мы не рискнем назвать абсолютным непроходом. Возможно при более высоком уровне воды появятся какие-то дополнительные возможности.

Группа порогов после 2-го водопада в нашу воду была на уровне слабой пятерки. При 40-50 кубовом расходе этот участок, вероятно, также будет шестерочным, но проще 1-го, так как здесь нет такого уклона и пороги локализованы.

Верхняя часть 3-го водопада непроходима, а про нижнюю скорей всего можно сказать то же, что и про завальный участок после 2-го водопада.

Участок шивер от устья р.Бетаги до порогов соответствует слабой четверке. Пороги, следующие за шиверами - слабой пятерке.

Сложность отдельных препятствий Сплавного участка дана нами в техническом описании, там же мы сравнивали эту часть Бзыби с нижним Чаткалом. В чисто техническом плане Чаткал все же чуть посложней - там просто больше пятерочных препятствий. Между отдельными порогами можно провести следующие параллели.

2-й шестерочный порог несколько сложнее Харгуша, похож как по сложности, так и по характеру на порог Баррикадный на Башкаусе. 1-й шестерочный порог по сложности соответствует Пигаку. Слив с бочкой в 3-м каньоне очень похож на бочку Чаткала, которая находится в одном из скальных сужений 5-го каньона.

Теперь об оценке маршрута в целом. Если двигаться по реке нашими темпами (Сплавной участок мы прошли быстрее всех, другие не с кем сравнивать), то чисто на реку от Грибзы до моря с обносами уйдет 11 ходовых дней. Для сравнения скажем, что реку Муксу наша группа в 1983 г прошла за 10 ходовых дней. Если добавить к этому, что на маршруте находится всего один населенный пункт - Псху (поселения в Нижнем течении Бзыби можно не учитывать, так как все они расположены в пределах 2 ходовых часов от конца маршрута) и принять во внимание как минимум двухдневный пеший переход к точке начала сплава, то можно и должно придти к выводу, что маршрут в таком виде должен оцениваться полноценной категорией, а не двойкой или даже четверкой с элементами. Чтобы поход заслуживал шестерочной оценки, группа, на наш взгляд должна пройти от Грибзы до Псху то же, что и мы и после Псху - все, кроме Каньонного участка и возможных локальных непроходов типа боревна поперек реки. В высокую воду эти требования могут быть снижены.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100