15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Путоранский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2002
Руководитель: Офицеров С. А. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба №5925

Справочные сведения о маршруте
Паспорт маршрута

Вид туризма: пеше-водный.
Категория сложности: пятая (5).
Район путешествия: п-ов Таймыр (плато Путорана).
Нитка маршрута: г.Москва - г.Норильск - порт Валек - оз.Лама -устье р.Б.Хикиканмыгда - р.Геологическая - р. Б.Хоннамакит - Большой Хоннамакитский водопад - оз. Аян - залив Капчуг - р.Дулисмар - р.Ягтали - оз.Дюпкун - р.Гагарья 1-я - оз.Манумакли - р. Иркинда - оз.Кутарамакан - р.Орокан - оз.Кета - долина р.Тонель-Гагочар - р.Тонель-Гагочар - р.Тонель - оз.Накомякен - оз.Собачье - порт Валек - г.Норильск - г.Москва.
Протяженность активной части маршрута: 624 км.
   пешая часть: 140 км.
   водная часть: 484 км.
Количество участников: 7 человек.
Средства сплава: четырехместный и двухместный катамараны.
Сроки путешествия: с 11.07.02 г. по 24.08.02 г.
Уровень воды: высокий.

№ п/п Фамилия И. О. Год рожд. Туристский опыт Обязанности
1. Офицеров Сергей Альбертович 1961 Урик-5у, Чая-Кутима-5р Руководитель, дневник, капитан,катамарана К-2, фото-видео съемка, рыбак
2. Якшин Алексей Михайлович 1975 Сыгыкта-5у, Урик-5у Матрос К-2, ремонтник, рыбак
3. Аксенов Григорий Алексеевич 1971 Карагем-Аргут-Катунь-6у Капитан К-4, фотограф
4. Сальков Андрей Владимирович 1971 Саянская Ока-3у Метеоролог, береговая команда, фотовидеооператор
5. Игнатов Сергей Николаевич 1965 Чая-Кутима-5у Матрос К-4, рыбак, фотооператор
6. Беляков Олег Алексеевич 1968 Плато Путорана-4р Матрос К-4, врач, фотооператор
7. Федцов Валерий Владимирович 1973 Чая-Кутима-5у Матрос К-4, завхоз

Цели экспедиции
  • Освоение нового района, разведка и описание каньонов р. Дулисмар;
  • Разведка возможности прохождения перевала между р.Гагарья 1-я и оз. Манумакли (Моймакан);
  • Разведка возможности волока от оз. Кета (Хета) в р.Тонель-Гагочар;
  • Создание видео фильма для дирекции заповедника "Путоранский";
  • Повышение спортивно-туристской квалификации;
  • Составление отчета для МГЦКТ.
Подходы и сходы с маршрута

Заброска на плато Путорана возможна из гор.Тура, Снежногорск, но проще, из гор. Норильск. До г. Норильск быстрее всего долететь самолетом. Ежедневно из г. Москвы в г. Норильск вылетают три рейса. Типы самолетов: Ту-154, Ил-62. Более тяжелые самолеты и самолеты с турбинами, расположенными под крылом, аэропорт Алыкель временно не принимает по причине ухудшившегося состояния взлетно-посадочной полосы. Цена самого дешевого билета на транзитный рейс авиакомпании "Черномор-авиа" составляет 2552 рубля и 60 рублей придется заплатить за каждый килограмм перевеса.

Существуют и другие варианты заброски, однако все они имеют ряд негативных аспектов, в том числе и требующих гораздо больше времени:

• Проезд железнодорожным транспортом от г. Москвы до г. Лабытнанги, далее автотранспортом до г.Салехард и из него до г. Норильска - самолетом.
  • Проезд железнодорожным транспортом от г. Москвы до г. Красноярск, далее на теплоходе по реке Енисей до г. Дудинка. От г. Дудинка до Норильска автотранспортом (ходит микроавтобус).

От аэропорта Алыкель до автостанции г. Норильск можно доехать автобусом N 33. Время в пути около 40 минут. На автостанции надо пересесть на автобусы N 22 или 29 сообщением до г. Талнаха. Разница между ними в том, что N 22 останавливается около автомоста через р. Норильская (рядом с бывшим гидропортом Валек), а N 29 за 500 метров до моста.

Справа от моста, по ходу движения, на ближнем берегу находится порт. К нему ведет грунтовая дорога. Здесь же стоят катера, которые обычно в пятницу вывозят на рыбалку и отдых рабочих комбината. Можно попытаться нанять катер на противоположном берегу на стоянке маломерных катеров и моторных лодок. Заброска в восточную оконечность оз. Лама (180 км) на теплоходе Заря в 2002 году обошлась с двух групп в количестве 15 человек в 15 тыс. рублей. Можно попытаться сбить цену. Время в пути от порта до восточной оконечности оз. Лама колеблется от 2 часов 40 минут до 6 часов, в зависимости от типа судна.

Возможна заброска с помощью авиации. Один час работы вертолета Ми-8 Норильского авиаотряда стоит 36 тысяч рублей.

Выброска с маршрута возможна из порта Валек. До аэропорта Алыкель можно доехать либо автобусами, аналогично вариантам подъезда, либо заказав автотранспорт в одной из многочисленных фирм. Мы воспользовались фирмой "Альфа" (тел. в Норильске 34-76-64). Остались ей очень довольны. Из аэропорта Алыкель до г.Москвы в день вылетают 3 прямых рейса и 1-2 транзитных. Местное время их вылета с 6.50 до 11.00. Цена самого дешевого билета на рейс авиакомпании "Черномор-авиа" составляла 2552 рубля и 25 рублей за каждый килограмм перевеса. Существуют и варианты отъезда речным транспортом, в зависимости от типа судна, время в пути до Красноярска до 6 дней.

Аварийные сходы с маршрута

В восточной части плато, по причине полного отсутствия инфраструктуры цивилизации (населенные пункты, пути сообщения) и автономности, аварийный сход с маршрута невозможен. При наличии в группе радиостанций и предварительной договоренности (в частности, с ПСС г. Норильска) возможен прилет санрейса.

В западной части плато возможен выход на егерские посты заповедника, фермерские хозяйства научно-производственного профиля и промысловые точки. Расположены они практически на всех крупных озерах. В таких местах есть радиостанции и, при наличии там людей, можно связаться с поисково-спасательной службой. Сеансы радиосвязи в 10.00 и в 16.00 по местному времени.

График движения

Дата Дни пути Участок маршрута Км Способ передвиж. Препятствия
11.07. 1 г.Москва- г.Норильск 3500 Самолет -
12.07. 2 г.Норильск - порт Валек 60 Автомобиль -
13.07. 3 Порт Валек - устье р. Б.Хикиканмыгда - до поворота р.Хикиканмыгда на восток 160 +3 Теплоход Заря, пешком Густой туман на озере Лама, разбои реки
14.07. 4 До начала горы слева в устье р. Геологическая 7 Пешком Заболоченая тропа
15.07. 5 До впадения в р.Геологическая притока слева 10 Пешком Разбои реки
16.07. 6 До перевального взлета 6 пешком Подъем 45-50°, каменная сыпуха
17.07. 7 До р. Б. Хонна-Макит 8 пешком Порывистый ветер на подъеме к перевальному седлу, заболоченные подходы к р.Б.Хоннамакит
18.07. 8 До шиверы 7 44 сплав Длинные плесовые участки, шиверы.
19.07. 9 До первого водопада р.Б.Хоннамакит 33 сплав Пороги, 1-ый водопад р.Б.Хоннамакит
20.07. 10 До оз. Аян 12 пешком Местами заболоченная тропа
21.07. 11 До бывшей базы института народов крайнего севера 3 сплав Очень сильный туман
22.07. 12 Дневка - - -
23.07. 13 До первого притока слева после р. Дулук-Икон 12 сплав Сильный ветер, временами налетающие шквалы
24.07. 14 Дневка - - Утром ураган, днем сильный порывистый ветер
25.07. 15 До базы залива Капчуг 35 сплав Открытая акватория озера, периодически сильные порывы ветра
26.07. 16 До горы 1312 13 пешком Заболоченные предгорья, крутой подъем кулуара
27.07. 17 Напротив р. Ноку-Урек 8 пешком Очень низкая облачность, сильнейший туман
28.07. 18 До спуска в долину р. Дулисмар 9 пешком Низкая облачность
29.07. 19 До второго слева притока р. Дулисмар 5 пешком Крутой спуск, скользко, заросли ерника и карликовой березки
30.07. 20 До окончания шиверы "Черепашья" 9 сплав Пороги, шиверы
31.07. 21 Не доходя до стрелки рек Правый и Левый Дулисмар 12 сплав Пороги, шиверы
01.08 22 До начала порогов перед каньоном 4 28 сплав Пороги, шиверы
02.08. 23 До водопада "Агатовый" 4 сплав Пороги, шиверы
03.08. 24 До водопадного цирка рек Ягтали и Дулисмар 5 сплав Пороги, шиверы
04.08. 25 Перед слиянием с р. Курейка 30 сплав Пороги, шиверы
05.08. 26 До р. Гагарья-1я 35 сплав Шиверы, перекаты, на оз. Дюпкун сильный встречный ветер
06.08. 27 Склон горы напротив правого притока р. Гагарьей 1-ой 7 пешком Заболоченные предгорья, каменные сыпухи
07.08. 28 До первого крупного притока р. Гагарьей 1-ой слева 9 пешком Сильно заболоченная долина реки
08.08. 29 До предперевального взлета пер."Холодный" 7 пешком Холод
09.08. 30 До появления первых лиственниц с левого берега притока 12 пешком Сильный туман
10.08. 31 До оз. Манумакли 9 пешком Скользкие склоны
11.08. 32 До избы егеря 3 сплав Встречный ветер
12.08. 33 До большого Иркиндского водопада 66 сплав Пик дождевого паводка на фоне большой воды, разбои, завалы, пороги, шиверы
13.08. 34 До фермерского хозяйства научно-производственного профиля 16 сплав Второй Иркиндский водопад, пороги, шиверы. Протока между верхней и нижней частями оз. Кутарамакан
14.08. 35 дневка - - -
15.08. 36 До выходного водопада каньона 7 пешком Заболоченная тропа на подъеме к перевальному седлу, заболоченные подходы к р.Орокан
16.08. 37 До р. Токинды 35 сплав Изменение направления ветра на широкой акватории озера
17.08. 38 До р. Эвкит 40 сплав Изменение направления ветра на широкой акватории озера
18.08. 39 До долины р. Тонель-Гагочар, до озера перед перевалом 18 + 3 Сплав, пешком Сильный шквалистый ветер, уносящий от берега, волок судов на предперевальное озеро
19.08. 40 До оз. Накомякен 32 Сплав Участки мелколесья на перевальном седле, узкая протока из после перевального озера в р. Тонель-Гагочар
20.08. 41 До оз. Собачье 27 Сплав Встречный ветер
21.08. 42 До порта Валек 150 Сплав Встречный ветер
22.08. 43 - - - -
23.08. 44 До аэропорта Алыкель 60 Автом. Густой туман
24.08. 45 До г. Москвы 3500 Самолет Туман

Техническое описание маршрута

11-12.07. Раскаленная Москва не хочет выпускать нас из своих объятий. В 11.00 прошло штормовое предупреждение. На город с юго-востока надвигается ураган. Сейчас в это верится слабо, ничто не предвещает изменения погоды. Надеемся, что наш рейс не отменят. Планы грандиозные. Заявленные маршруты предполагают совместно с группой Светланы Цветковой пройти часть маршрута и, разделившись на озере Аян, уйти в автономные путешествие. Им предстоит прохождение сурового Орана, с дальнейшим выходом в поселок Волочанку. У нас задача иная. Переход на р. Дулисмар, прохождение и описание этой реки; осмотр водопадного цирка в устье р. Дулисмар; выяснение возможности более легкого прохождения от оз. Дюпкун к оз. Манумакли; выяснение возможности сплава по р. Орокан от окончания каньона; выяснения возможности волока из оз. Кета в р. Тонель-Гагочар с последующим сплавом по ней до оз. Накомякен. Посмотрим, что и как нам это удастся. Сегодня погода к нам благосклонна. Только при подъезде к Домодедово мы обнаружили черную грозовую тучу, обходящую стороной наш аэропорт. Не буду описывать наши мытарства. Все как всегда. Рюкзаки туристов и дюралевые трубы, за редким исключением, не вызывают восторг у работников аэропорта. Хочется остановиться лишь на том, что представитель авиакомпании Сибирь хотел увидеть у нас разрешение Федеральной Погранслужбы на въезд в Норильск. После того, как он понял, что денег не получит, он сам куда-то исчез. Вылет по расписанию в 22.40. Видимость отличная. Наш самолет пролетает над мириадами огоньков, оставляя их где-то позади, Москва прощается с нами. Курс на северо-восток, на встречу заре. Над Обской низменностью появилась низкая облачность. Сквозь ее редкие разрывы кое-где темноту ночи разрезают огненные факелы. На месторождениях горит газ. Чем ближе мы к конечной точке нашего перелета, тем плотнее становится облачность, серой бескрайней пеленой закрывшая от нас землю. Только находясь уже в аэропорту "Алыкель", мы постигли ее границы. Она буквально стелилась по земле.

Как и было обусловлено, здесь нас встретил Олег Беляков, седьмой член нашей группы, начальник отдела аварийно-спасательных работ Таймырской окружной службы спасения и, по совместительству, председатель клуба туристов г. Дудинки "Таймгео".

День прошел в предпоходных заботах. Закупили и развесили продукты, встали на учет в дирекции заповедника и поисково-спасательной службе.

К нашему огорчению, предварительная договоренность о нашей заброске 12.07. катером сорвалась из-за чрезвычайной ситуации в районе. Удалось договориться о заброске лишь на вторую половину следующего дня. Если бы нас было меньше, человек 6-7, то можно было уехать, подсаживаясь на уходящие на рыбалку катера.

По мнению Олега, большим группам желательно прибывать во вторник или среду. В эти дни недели катера, идущие в сторону озер Лама и Собачье, в основном свободны. Рекомендуем предварительно договориться с владельцами катеров.

До следующего дня местом нашей ночевки стала база дежурного по причалу порта "Валек". Пасмурно, низкая облачность, мелкий дождь, ветер южный умеренный, температура 11°С.

13.07. Утро не принесло ничего хорошего. Катера уходят, а мы остаемся. Надеемся, что наша предварительная договоренность с капитаном "Зари" на 16.00 будет в силе. Познакомились с работниками заповедника "Путоранский", очень приветливые и радушные люди. Их база находится на пригорке. После обеда погода разгулялась. Ветер стих, выглянуло солнце.

В 16.00, загрузив вещи на Зарю, вышли. До впадения р. Рыбной берега р. Норильской представляют собой довольно унылую картину: ржаво-желтые высохшие стволы лиственниц, стоящие по обоим берегам, как в назидание о неумелой деятельности человека, результат отрицательного влияния Норильского комбината на окружающую природу. Чем дальше от Норильска, тем все чаще можно увидеть нормальные краски, видимо сюда реже доходят ядовитые газы производства.

На реке Талая много перекатов и шивер. От капитанов требуется хорошее знание часто меняющегося фарватера. После переката Большого и последующего резкого левого поворота реки перед нами открывается лазурная гладь озера Мелкого. Припекает. Слева, в синеватой дымке, видны первые горы. Идем вдоль борта западного склона плато. На озере Мелком (местное название Каргы-Кюель) малая вода. Обнажившиеся мели и без того неглубокого озера добавляют забот капитану судна. Вес нашей совместной группы более 2 тонн. Незаметно входим в реку Лама. Короткая, её правильнее назвать протокой между озерами.

Отчет пеше-водном путешествии (катамараны) 5-й категории сложности в районе плато Путорана по маршруту: р. Б. Хоннамакит - р. Дулисмар - р. Иркинда, совершенном с 11.07 по 24.08.2002Озеро Лама встретило нас густым туманом вдоль берегов. И, если о месте высадки основных пассажиров капитан имел представление, то дальнейшее продвижение вдоль берега в молочной пелене было под вопросом. Плато Путорана никак не хотело, в который раз чиня преграды, допускать нас в свое сердце. Наш теплоход осторожно продолжил путь к началу нашего маршрута. И мы были вознаграждены за свою настойчивость. Чем ближе подходили к устью р. Хикиканмыгда, тем менее плотным становился туман. В 21.00 мы высадились на галечный берег в 600 м от устья. Ближе Заря подойти не смогла. Переезд обошелся нам в 15 тыс. рублей с объединенной группы.

Быстрый перекус и в путь, время не ждет. Погода благоприятствует. Полярный день, светит солнце, ветер юг-юг-восток слабый, температура 18°С. Из-за гор на противоположном берегу, обрамленных снежниками, неспешно выползает грозовая туча.

Тропа, идущая вдоль озера, не располагает к движению по ней. Ноги из-за нашего веса с рюкзаками постоянно проваливаются в скрытые от нашего взора пустоты подо мхом. Гораздо проще и приятнее идти по гальке берега озера. На срезе устья реки все же необходимо подняться на тропу, чтобы обойти заболоченное и заваленное плавником устье. Через 300- 400 м тропа приводит на берег, с которого уже видны разбои р. Хикиканмыгда. Наш путь лежит по ним, вверх. Идти здесь гораздо приятнее, сдувает кровососущих, а главное, быстрее. Следует пересечь по диагонали разбои, выйдя на левый, по ходу нашего движения (здесь и далее будут использоваться ориентировки по ходу нашего движения) берег.

Сзади нас догоняет гроза. Хочется хотя бы сегодня остаться сухими. Место для ночевки нашли на левом берегу в 800- 900 м от поворота р. Хикиканмыгда на восток. Ориентир: левый берег (по ходу) в 50- 100 м от высокой бурой осыпи правого берега. Лагерь устанавливаем с началом первых капель дождя. Налетел в буйстве грозы ливень. Но вскоре выдохся, прекратился. Ужин. Отбой в 02.30.

14.07. Поздний подъем, завтрак, выход в 11.45. Моросит мелкий дождь. Низкая облачность, температура 15°С. Идем по лесистой полке левого берега реки. Необходимо пересечь 30- 50 м мелколесья и кустов, уйдя вглубь от кромки берега. Здесь гораздо суше, нет подлеска и можно найти неплохие тропы в нужном направлении. После ухода р. Хикиканмыгды на восток, тропа подходит к высокой полке горы справа и разделяется. Одна ее ветвь резко поднимается на полку и теряется в моховых полях, другая идет у подножия полки, как бы траверсируя ее. Мы выбрали второй вариант. Благо легче все же идти по тропе, даже если она кое-где подболочена, нежели вообще без нее. Через 2- 2,5 км тропа упирается в густые заросли кустов и вновь раздваивается. Необходимо идти левой тропой, которая, немного спустившись по пологому склону, идет, огибая заросли. Дождь, сопровождавший нас с самого утра, кратковременно прекратился. Вроде как на обед. В 16.00 обед и у нас. В 17.10 идем дальше. Продолжая движение по отчетливо видной тропе, идем по заболоченному склону. Вес рюкзаков непомерно велик. То ли началась акклиматизация, то ли еще не пришло "второе" дыхание. Вчера такого мы не испытывали.

Отчет пеше-водном путешествии (катамараны) 5-й категории сложности в районе плато Путорана по маршруту: р. Б. Хоннамакит - р. Дулисмар - р. Иркинда, совершенном с 11.07 по 24.08.2002А в группе Цветковой собрались отменные ходоки. По их личному признанию, они "не быстро ходят, а медленно летают". На ночевку встали в начале горы слева, в устье р. Геологическая (в 1,5- 1,7 км от притока справа). Ужин. В 22.30 отбой.

15.07. Утро началось с дождя. Подъем в 10.00. Выход в 11.30. Тропа идет по правому берегу. Для передвижения довольно сложна. Кроме того, что она не всегда выдерживает наш вес и ноги постоянно проваливаются, она еще и довольно неровная, идет по кочкам. Много спусков и подъемов. Довольно скоро понимаем, что проще идти по разбоям реки. В нашу воду это возможно. При подъеме воды остается только один путь - скакать горным козлом по тропе, то поднимающейся в горы к самим водопадам, то спускающейся вниз.

Обед сегодня заменили перекусом. Решили не терять ходовое время на обед и дойти до впадения слева крупного притока. Чем дальше мы взбираемся к истокам р.Геологическая, тем на большем количество притоков низвергаются водопады. В 23.30 встали на ночевку напротив слияния р.Геологическая и притока слева. Место ровное, защищенное от ветра, свободно размещается большая группа. Дров достаточно. По сути, это последнее место, где можно заготовить необходимые деревянные элементы (если они нужны) каркаса рам катамаранов. Ужин. Отбой в 02.00.

16.07. Подъем в 9.20. Завтрак. Выход в 11.00. По устоявшийся уже традиции с утра моросит дождь. Продолжаем наш путь на плато. Еле заметная тропа идет по правому берегу около 300 м до разбоя реки на 2 протоки. Здесь и необходимо переправиться. Другого места, столь же удобного для переправы, нет. В нашу воду не требовалось даже наведение подвесной переправы, а достаточно было использование элементов каркаса и весел в качестве подстраховки при переправе. Далее необходимо подняться на видимую первую полку и, траверсируя склон, продолжать набирать высоту. Подъем на первую полку осуществляется методом свободного лазания, склон, почти полностью заваленный сыпухой, в отдельных местах достигает крутизны 45-50°. Конкретное место подъема можно выбрать самим или, если приглядеться, найти маркировку пути предыдущих групп (обрывки капроновых тканей, привязанные к кустам).

Далее проще всего продолжить набор высоты, передвигаясь вверх с полки на полку. Стоит отметить, что подъем гораздо положе, чем по р. Бол. Хикиканмыгда. Выходим к 1-му водопаду реки Геологической, где она срывается в глубокое узкое каменное ущелье. После этого места необходимо обогнуть каменный язык слева, недалеко от реки. В 300 метрах выше по течению, справа, зажатая с двух сторон скалами, расположена, словно специально приготовленная для отдыха, ровная площадка. Группа Цветковой уже здесь. Видны следы давнего пребывания людей. Останавливаемся на ночевку. Разбивка лагеря, ужин, отбой в 23.30.

Отчет пеше-водном путешествии (катамараны) 5-й категории сложности в районе плато Путорана по маршруту: р. Б. Хоннамакит - р. Дулисмар - р. Иркинда, совершенном с 11.07 по 24.08.200217.07. Подъем в 10.00. Завтрак, сборы лагеря, выход в 11.30. После поляны нужно взойти по относительно пологому подъему, расположенному у правого борта скал. Слева русло реки, сплошь забитое камнями. Отсюда открывается вид на одно из многочисленных озер в верховьях р.Геологической. Самый безопасный дальнейший путь пролегает по берегу озера, куда надо спуститься по краю снежника. Пройдя вдоль озера 300 метров, вновь поднялись по сыпухе. Пройти дальше по берегу озера нельзя, путь преграждает осыпающийся скальный выход. В этом месте ветер сыграл с нами злую шутку. При выходе на вершину подъема попадаешь из зоны безветрия в аэродинамическую трубу. Резкими порывами ветра людей прижало к склону. Видно, боги сегодня на нас в чем-то прогневались. Наш дальнейший путь лежит вдоль борта горы справа, на срезе склоновых болот. Группа Цветковой идет поверху.

Светит солнце, температура 18°С, ветер восточный, умеренный. Северная природа скупа на краски, но добавить что-либо в этих местах было бы излишеством. Зелено-голубые чаши озер в обрамлении песочно-коричневых скальных берегов. Полярные маки и незабудки, прячущиеся около снежников и ручьев.

Идем в пределах видимости друг друга. "Брусчатка" из камней курумника не предполагает движение с определенной шириной шага. В 14.30 сделали перекус, собравшись у голубой глади предгорного озера. Чуть впереди на склоне горы, видна отдыхающая группа Цветковой.

В 15.40 вышли на срез озера и левого притока р. Большой Хоннамакит. В озере вода есть а в притоке ее нет. Немного обидно. Придется идти дальше, до поворота р.Б.Хоннамакит на восток, места начала сплава в 1999 году. Чем ближе мы подходим к окончанию горы справа, тем больше сухие полки забирают к ее вершине. Необходимо это отслеживать, дабы избежать последующего неприятного спуска по крупным камням разваливающихся скальных выступов. Отроги горы постепенно начинают забирать вправо, удаляясь от конечной цели сегодняшнего дня.

В этом месте изменяем направление движения. В хорошую погоду впереди видно русло Б. Хоннамакита, а немного левее и впереди несколько холмов в широкой долине реки. Держать путь туда на холмы, обходя ярко-зеленые поля, которые на самом деле являются болотами. Если видимость плохая, можно, немного удлинив путь, продолжить движение прямо до пересечения с руслом реки и потом вдоль него до места стапеля.

К 22.00 подошли к броду через р. Б. Хоннамакит. В этом месте ширина реки 15 м, глубина от 0,3 до 0,5 м, расход воды 3-4 м3/сек. Пришли к общему месту стапеля в 0.30. Разбивка лагеря, ужин. Наловили рыбы. По старой традиции первого хариуса сразу же разделали и съели, остальных засолили. Отбой в 2.30.

18.07. Подъем в 10.00. Утренняя рыбалка подала к нашему столу 25 хариусов, каждый по 0,9- 1 кг. Неплохое подспорье нашей скудной раскладке. Начали стапелевать суда. Хотим сегодня вечером стапель завершить и за ночь дойти до начала леса. Ветер за прикрывающими от него холмами почти не ощущается, начинают беспокоить комары. Приходится работать в накомарнике.

Суда собраны, лагерь свернут, в 19.00 выход. Воды в реке недостаточно, чтобы проходить все верхние перекаты без протаскивания. Довольно скоро река входит в систему озер, соединенных между собой короткими и мелкими перекатами. Пробовали ловить рыбу на спиннинг, но клюет плохо. Не способствуют клеву погода и время суток. Накрапывает мелкий дождик, температура воздуха опустилась до 8°C/td/td. Идем тандемом, но на протяженных плесовых участках двойка значительно опережает четверку. Упавшая вода обнажила наносы из глины и мелких камней по берегам. Единственно, что нас спасает на этом участке - бесконечное множество ручьев и мелких речек, добавляющих воду в реку.

На стрелке рек ширина 12- 15 метров. Средняя скорость течения 3-5 км/час, глубина 0,5- 1,0 м, объем 8-10 м3/сек, уклон 2-3 м/км. После р. Юж. Неракачи долина реки сужается, течение увеличивается. На шиверах и перекатах уклон становится более крутым и достигает 4-6 м/км, скорость течения возрастает до 7- 8 км/ч. Не доходя 2- 2,5 км до правого притока р.Пэдэя, подходим к началу участка шивер.

Шивера N1. Ее длина 200- 220 м. Русло сильно забито камнями. Линия движения просматривается с воды. Проход по центральной струе. На выходе сбойка, валы 1- 1,2 м. Более детальное описание препятствия неразумно. Обстановка на препятствии сильно зависит от уровня воды. Просмотреть шиверу лучше с правого берега. Страховка осуществлялась с воды катамараном. Категория сложности - 2А.

Шивера N2. За первой шиверой в 300 метрах начинается вторая. Обильно впадающие слева и справа ручейки и маленькие речки заметно добавляют воды. Длина шиверы 160- 180 м. С каждой шиверой мощь реки нарастает, препятствия усложняются. Русло сильно забито камнями. Слалом увеличивается. Несколько раз налетали на обливники, разглядеть их мешает дождь в лицо и сумерки от пришедшей темной тучи. Линию движения можно определить с воды. На выходе мощная сбойка. Проход по основной струе. Просмотр шиверы с правого берега. На выходе валы 1,2- 1,3 м. Категория сложности - 2А.

Шивера N3. Ориентир: c обоих берегов нагромождение крупных камней, осыпи. Состоит из двух ступеней. Общая длина 600- 640 м. Русло сильно забито камнями. Просмотр шиверы возможен с обоих берегов. Проход по основной струе. На выходе сбойка, валы до 1- 1,2 м.Категория сложности - 2А.

Шивера N4. Находится в 400 метрах от окончания третьей, после плеса. Длина около 800 метров. Осмотр возможен с обоих берегов. Русло сильно забито камнями. Проход по основной струе. Скорость течения 5- 7 км/ч. Глубина 0,5- 0,7 м. Много обливников. На выходе сбойка 1- 1,2 м. Категория сложности - 2С-3А.

Шивера N5. Ориентир указать сложно. Примерно в 600 метрах после впадения притока слева. Ширина реки 30- 40 м. Осмотр возможен по обоим берегам. Все русло в обливниках и валунах. Сложный заход. При прохождении сложный слалом между камнями. Проход по основной струе. На выходе сильная сбойка. Валы 1,2- 1,4 м. Категория сложности - 3А.

Шивера N6. Примерно в 800 м от окончания пятой. Хаотическое нагромождение камней. Сложный заход. Очень много обливников. Мелко, 0,2- 0,4 м, но, несмотря на это, струя очень мощная и быстрая, до 9- 12 км/ч. Проход по основной струе.Категория сложности -3А. Вдали, на высоком левом берегу в утренней дымке показались первые деревья и лагерь Цветковой.

Отчет пеше-водном путешествии (катамараны) 5-й категории сложности в районе плато Путорана по маршруту: р. Б. Хоннамакит - р. Дулисмар - р. Иркинда, совершенном с 11.07 по 24.08.2002Шивера N7. Начинается за 100 м от появления первых деревьев на левом высоком берегу. Слева в русле широкий и большой вынос крупных камней притока, хорошо видных издали. Шивера, больше похожая в 2002 г. на порог, начинается с широкого разбоя (60- 70 м). Основная струя идет под правым берегом, постепенно сваливаясь под левый. Длина шиверы 400 м. Из-за обилия камней сложный заход. Уже в середине ее четко прослеживаются два потока. Правый, приводящий к очень крутому, неприятному и высокому сливу влево с каменного наноса. Левый, проходящий через гребенку камней на входе, приводит к бурному относительно пологому и протяженному сливу между обливниками и отдельно стоящими в русле большими камнями. В районе основного слияния потоков сильная сбойка. К-2, пройдя по правой струе, слив влево с каменного наноса, встал на страховку у левого берега в 30 м после впадения притока слева. К-4, высадив Салькова А.В. прошел по левой струе, после чего зачалился в месте страховки. Категория сложности - 3В.

Шивера 8. Ориентир: начало первых деревьев с левого берега. Мелководна. Основная струя по центру русла. Слева возможен подход к берегу по неосновной струе, которая в дальнейшем упирается в хаотичное нагромождение обливников в левой части русла. Категория сложности 1А-1В.

Приход в лагерь в 03.20. В группе Цветковой уже все спали. Установка палаток, ужин, отбой в 04.30.

19.07. Подъем в 14.00. Обсуждение дальнейших взаимодействий с группой Цветковой, завтрак, сборы, выход в 16.00. Решили дойти сегодня до первого водопада.

Порог N1. Перед впадением правого притока - реки Гулэми-Икэн за 2,5- 3 км первый порог. Точнее ориентиры указать сложно. Представляет собой несильный прижим на правом повороте к скальной стенке. Осложнен хаотически расположенными обливниками. Мощная основная струя, прошедшие дожди сделали свое дело. Мощная сбойка, жесткие бочки, на выходе несколько высоких валов до 1,8 метра. Прошли без просмотра, по основной струе. Страховка с воды катамараном К-2. Скорость течения 12- 15 км/ч, расход 40-45 м3/сек, ширина реки 40- 45 м. Категория препятствия - 3В.

Порог N2. Расположен он почти напротив впадения р. Гулэми-Икен. Расход на срезе начала порога 55-60 м3/сек. Просмотреть порог удобнее с левого берега. Поворот реки направо. Основная струя из центра реки постепенно сваливается к скале левого берега. Прижим. Скорость 12- 15 км/ч. Справа и слева мелкие непроходные протоки. Зашли по центру. На срезе порога обнаружили слив сквозь полуобливные камни высотой до 2 метров. К-4, пройдя порог встал на страховку. Категория препятствия - 3А.

Пороги N3-4. Последуюшие препятствия различимы между собой чисто интуитивно. Оценочная трудность прохождения 4А. Сильная сбойка, валы 1,5- 2 м, жесткие бочки, скорость течения 12- 15 км/ч. Хаотически разбросанные в русле обливники и валуны добавляют сложности при заходе и прохождении. Страховка с воды катамараном К-2.

Порог N5. Ориентир - устье р.Чопко, плавный поворот реки направо, с левого берега характерная скала бурого цвета. Осмотр порога удобнее с левого берега. На входе в порог мелкая шивера, вода с нее постепенно сваливает к левому берегу под скалу. Хаотически расположенные обливники по всему руслу. Расход 65-70 м3/сек, скорость течения в пороге 12- 15 км/ч. На входе в порог в основной струе поперек реки ряд обливников. За ними вал 1,5- 2 м. Вслед за ним сильный бой под скалу левого берега. Под скалой левого берега слив с плиты высотой 1,2- 1,4 м, за ним котел. Сильная сбойка на выходе. В конце порога, сразу за окончанием отвесной стены, улов. Страховка с воды катамараном К-4. Порог оценивается 4А. После порога плес и, после плавного поворота направо, шивера, на выходе из которой сильная сбойка. Валы 1,4- 1,6 м.

Порог N6. Прошли схода без просмотра. Расположен в непосредственной близости от окончания шиверы. Ориентиром может служить невысокая скала левого берега. Несильный навал, на выходе подводная плита, острые зубья скалы. За плитой небольшая бочка. Валы 1- 1,2 м. Страховка с воды катамараном К-2. Категория 2А.

Порог N7. Находится в непосредственной близости от шестого. Ориентиром могут служить два острова, делящие реку на три протоки. Протоки, сливаясь вместе, образуют порог. Много подмытых и нависших над струей деревьев. Несильный навал на правый берег. Проход по основной струе. Были разведаны и пройдены левая и правая протоки. К-2 прошел первым левой протокой и встал на страховку К4, прошедшего правой протокой. На выходе мощная сбойка. После порога на галечной отмели сделали короткую остановку. Больно нам понравился омут после него. Минут за 40 из него мы выловили несколько красавцев хариусов. Категория сложности слева - 3А., справа - 2С.

Вскоре долина реки заметно сужается. Скорость течения увеличивается до 15- 18 км/ч.

Порог N8. Ориентир: примерно через 0,5 км после впадения малозаметного ручья справа. Мощный бой в скалу правого берега. Справа у скалы улов с водоворотом, из которого очень трудно выбраться, не исключен и киль. Струя настолько мощная, что образует перед скалой метровую горку. Часть воды с нее сваливается в улов-водоворот, другая часть "скребет" по ощетинившейся острыми сколами скале. На входе в порог с левого берега невысокая полуразвалившаяся скальная стенка (0,2- 0,3 м). Справа галечная отмель. В основной струе, на срезе слива, поперечная гряда обливников. Просмотр по левому берегу. Прошли, максимально уйдя влево, чуть не задевая за камни левого берега с последующим уходом налево. За порогом жесткая струя, сбойка, валы 1- 1,2 м, отсутствие уловов, обилие бочек и обливников. Страховка с воды катамараном К-2. Категория сложности - 3В. Практически

Порог N9. Ориентир: с правого берега обрывистая стенка бурого цвета - обнажение вечной мерзлоты. С обоих берегов появляются "столбистые" скальные стенки-бордюры (0,3- 0,4 м). Ширина реки резко сужается на правом повороте с 24- 26 м до 8 м. Непосредственно перед порогом небольшая заводь слева. Далее следует мощный бой в скалу правого берега, возможно с подсосом. К-2 прошел препятствие и встал на страховку. Оценочная сложность порога - 3В.

На выходе из порога с правого берега огромный плоский валун. После него река поворачивает направо и начинается участок шивер и быстротока. Ширина уменьшается до 8- 10 м, уклон увеличивается. Струя мощная, жесткая, бочки, валы 1,8- 2 м, сильная сбойка. Нельзя зазеваться, невозможно расслабиться. Несемся со скоростью курьерского поезда. Мест для чалок у правого берега практически нет. Идем тандемом, страхуя с воды друг друга. Категория сложности участка 3С-4А.

Порог N10. Ориентир: окончание участка шивер и быстротока, начало расширения русла, с левого берега издали заметные бурые осыпи. Препятствие, в классическом понимании, больше похоже на шиверу, чем порог. Проход по основной струе. Вода в ней постепенно сваливается к валу из камней у левого берега и, исполнив свой белый танец, просто сваливается в водопад. По предварительной договоренности лидирующая группа оставила для нас на берегу как ориентир яркую ветровку. Oба катамарана аккуратно, вдоль правого берега, подошли ближе к урезу водопада. Категория сложности 1С-2А.

Отчет пеше-водном путешествии (катамараны) 5-й категории сложности в районе плато Путорана по маршруту: р. Б. Хоннамакит - р. Дулисмар - р. Иркинда, совершенном с 11.07 по 24.08.2002Водопад N1. Ориентир: окончание навального правого берега с выступами открывшийся вечной мерзлоты и начало галечной отмели справа. С воды водопада почти не видно и не слышно. Лишь изредка с различной периодичностью, с малого расстояния, метров за 50-70 можно увидеть периодически взмывающую вверх водяную пыль (а можно и не увидеть). В нашу воду чалка была возможна на правом берегу в 70 м от среза водопада на относительно спокойной воде. Если вынесет на струю, путь один - в водопад. Никакой возможности зачалиться, даже аварийно, в непосредственной близости от водопада нет.

Время 23.30. Дошли. На правом берегу в 8 метрах выше среза водопада хорошее место для стоянки. Установка лагеря. Ужин, уха. Разбирать катамараны будем завтра. Поздний отбой в 03.00.

20.07. Подъем в 12.00. Сегодня нам предстоит разобрать каты и совершить пеший переход от р.Б.Хоннамакит до оз. Аян. Пока сушились катамараны, сходили вместе с группой Цветковой на фотосъемку на фоне водопада. Группа Цветковой выходит первой, мы же пойдем по холодку и отсутствию комаров ночью. Снятие лагеря, выход в 19.00.

Интересно, но следов группы не обнаруживаем, вероятно, они пошли по нижней тропе. Этот путь несколько длиннее, чем по верхней тропе. Верхняя тропа идет метров 30 вдоль среза каньона. Потом немного в стороне поднимается на откос. Набитая, местами подболоченная, она доходит до р.Чопко-2 и поворачивает направо, вверх по течению.

В 150 м от впадения в р. Б.Хоннамакит расположен брод. Ширина р.Чопко-2 в этом месте 8 м, глубина 0,3- 0,5 м. Камни в реке очень скользкие, нужно быть предельно внимательным. На высоком противоположном берегу, тропа разветвляется. Одна ведет на спуск к р.Б.Хоннамакит и затем вдоль него, вниз по течению, мимо 2-го водопада до р. Аян. От водопада до стрелки рек Аяна и Б. Хонна-Макита 5 км. Другая - вверх по течению р.Чопко-2. Третья - еле заметная - на восток к столовой горе, по ее траверсу. Постепенно забираем вправо, все ближе к "столовой" горе. Идем, оставляя ее справа. У ее подножия тропа читается лучше. Местами сильно заболочена, но эти участки кратки, метров по 30-50. Облачно, периодически идет мелкий дождик, ветер дует с юго-востока по долине озера Аян. Идти комфортно. Отдыхая, долго не посидишь, начинает пробирать холод. Комаров немного, однако, встречаются локальные места где просто не продохнуть. Все, кроме командира, идут в накомарниках. Который раз есть возможность убедиться, что лучший репелент - это накомарник. Пройдя несколько распадков в подножии "столовой" горы и выйдя на очередной пригорок, мы увидели вдали гладь величественного и спокойного озера Аян, окутанную серой дымкой ночного тумана. Вскоре слева сквозь заросли стали видны разбои реки Аян. Решили не идти в этот раз по довольно трудному для прохождения участку бурелома и каменных выносов ручья Каменного, сливающегося с рекой Аян почти у самого выхода ее из озера, а продолжить наш путь по берегу, спустившись к реке и далее вдоль берега озера. Внимание! Ни в коем случае нельзя спускаться к водной глади слева при первых ее появлениях. Это не озеро, а р. Аян, разлившаяся на плесе до размеров озера. Между этим местом и самим озером существуют разбои с сильными перекатами, пройти которые возможно только проводкой судов вручную с большими физическими затратами.

Рассвело. Время 05.45, подошли к месту лагеря, расположившегося с левой стороны окончания озера. Пеший переход занял 10 ч 45 мин. с остановками на перекус и отдых (совмещенный со сбором ягод). От водопада до места лагеря только по прибору получается 11 км, с учетом коэффициента извилистости получается что-то в районе 13 км. Установка палаток, отбой. Группа, измотанная ночным марш-броском, едва залезши в спальники, спит.

Схема перехода.

21.07. Подъем в 13.00. Поймал себя на мысли, что мы живем по какому-то своему времени. Ближе к московскому. Начинаем стапель. Вторая группа уже собрала катамараны и уходит к базе института народов крайнего севера, где есть баня. Это в 3 км по правому берегу озера. Там мы сегодня встретимся. По-видимому, следующая баня у них будет только на р. Аякли, на заброшенной буровой.

Идет мелкий дождь, периодически сменяющийся на "умеренный" ливень. Облачность очень низкая. Вначале мы облака приняли за пелену тумана. Они буквально ползут молочной пеленой по глади озера, скрывая от нашего взора берега и пологие вершины Путоранских гор. Пока шел стапель, наловили рыбы, в основном хариус по 1,2- 1,4 кг, вальки прозванные в этих местах "колбасой с хвостом". Попался и голец-палеа. Здоровенная, могучая и необычайно красивая рыба. И вкусная. Сбылась мечта, поели красной рыбы.

В 23.10 стали свидетелями необычайно красивого природного явления. Багряное солнце пробивалось сквозь пелену туч. Небосвод причудливо запылал небывалыми красками. Наверное, в подобных случаях наши предки говорили о конце света. К сожалению, длилось это недолго.

Похолодало. В 23.40 вышли по направлению к бане. Через 40 минут спокойной гребли были на месте. За три года здесь многое изменилось. В результате большого паводка размыт весь мыс. Ручей, казавшийся нам в 1999 году таким тихим, и я бы сказал домашним, изменив русло, снес добрую четверть леса и подобрался вплотную к постройкам. Дом и баня пока сохранились. Но, по-видимому, последняя будет стоять недолго - до первого паводка.

Привезенная нами рыба оказалась как нельзя кстати. Ребята из соседней группы привели баню в порядок, помылись и теперь отдыхают. Установка палаток, совместный ужин, отбой в 04.00.

22.07. Здесь нам пришлось разделиться. Нехватка отпускного времени у группы Цветковой заставляет их соблюдать довольно напряженный темп движения. Ребята отошли в 14.00, несмотря на сильный встречный ветер. На одном из катамаранов пробовали поднять парус, но, безрезультатно, под острыми курсами с прямым парусом катамаран ходить отказывается. Через несколько минут ветер пригнал его обратно. Наша группа остановилась на дневку и помывку. Благо сильный встречный ветер, не пуская нас вперед, сдувал комаров.

Наш дальнейший путь пролегает по малоизвестной местности восточной и юго-восточной части плато Путорана, у нас в планах основное место отведено разведке подходов к интересующему нас району. Уход второй группы ознаменовался очередным обжорством рыбой. Ловится она здесь с завидным постоянством. К ночи заметно похолодало, а ветер изменился на попутный. Отбой в 01.30.

23.07. Подъем в 11.10. Завтрак, сборы лагеря. Снова встречный, южный ветер унес все наши надежды на дневной выход. С большим трудом отошли от места лагеря 1,5 км. В 17.35 наметилось ослабление ветра. Стало возможным, протиснуться под правым берегом, где существует подобие "тени". Полного штиля мы так и не дождались. Приходится идти рывками между внезапно налетающими шквалистыми порывами ветра. У впадения третьей реки справа сделали кратковременную остановку для заготовки рыбы. Очень перспективное место. К 23.00 короткими перебежками добрались до впадения слева р. Дулук-Икон. Дельта сильно размыта, мест для стоянки нет. Идем предположительно до следующего притока, где, к нашему счастью, находим приличное место для стоянки. Прекрасный ровный берег, с трех сторон защищенный лесом от ветра. Время 0.45. Установка лагеря, ужин, отбой.

24.07. Ночью неистовала разгневанная стихия. Ураганный ветер ломал невдалеке стволы деревьев, поднимая песок, долбил им в своды домов - палаток. К утру завалилась палатка Валеры не выдержав напора ветра. Она стоял ближе к берегу. К 10.00 шторм на озере не утихал. Сильный шквалистый южный ветер срывает белоснежные барашки волн и несет их водяной пылью по глади озера. Завтрак, вынужденный отдых в ожидании ослабления ветра. Несмотря на такую погоду, ловится рыба. К 17.15 ветер потихоньку стал ослабевать и менять направление на северо-западный, относительно попутный для нас. Но с ветром пришли с севера холод и дождь. Можно свободно ходить без накомарников - погода нелетная. Выход в 18.15. Идем вдоль правого берега. Переходы по 5- 7 км от мыса к мысу. Небольшой перекур, сопровождающийся рыбной ловлей, и снова в путь. Идем с одной целью: сегодня надо постараться дойти до базы в заливе Капчуг. Не дай бог опять задует встречный ветер на неопределенное время.

25.07. К 12.40 наши корабли с порядком вымотанными экипажами подошли к долгожданному берегу. Не было торжественной встречи и приветственного салюта. Берег безмолвствовал, база была пуста. Может оно и к лучшему. Из записок оставленных в избе явствовало, что люди были на ней в последний раз 25.05.2002 г. Можно жить в доме, руководствуясь "инструкцией по эксплуатации жилья", оставленной егерями или поставить палатку рядом с домом, на ровном сухом месте и сказочно мягкой травке. Мы опробовали оба способа.

В этом месте расположена самая, с моей точки зрения, хорошая баня в этом районе. Добротная, с просторными лежаками и удобным подходом к ручью, протекающим рядом. Недостатка дров для протопки мы не испытывали, берег обильно завален плавником. Разделали и заготовили рыбу на ужин и пеший переход. Антистапель, начало сборов, баня. Отбой в 1.20. Всю ночь вокруг нашего лагеря ходил медведь, потревоженный нашим присутствием.

26.07. Подъем в 10.20. Завтрак, продолжение сборов. Пасмурно, периодически идет дождь. Пробовали просушить шкуры катамаранов для облегчения веса, ведь нам предстоит длительный переход в верховья р. Дулисмар. Поэтому выйти смогли лишь в 18.30. Утренняя разведка показала, что для выхода на плато необходимо сначала подняться на полку, расположенную над базой. Для этого проще всего воспользоваться тропой, начинающейся сразу за баней. Она, оставляя слева скальный каньон ручья, пологим траверсом выходит на полку. Дальше необходимо идти в направлении к двум кулуарам ручья на горе.

Схема перехода от базы в заливе Капчуг на р. Дулисмар.

Подходы относительно сухие, если держаться в непосредственной близости от русла ручья. Сместившись вправо, попадаем к более мелкому кулуару. Сюда сходятся большинство звериных троп. Подъем следует производить, оставляя сыпуху из камней среднего размера справа, траверсировать и лезть по ней не обязательно. После этого попадаем на очередную полку. Идти, либо траверсируя склон в направлении основного кулуара, либо пробовать сразу выйти на плато. Звери выбирают первый путь. Через 600 м подходим к границе леса. Непродолжительная остановка по заготовке дров для приготовления пищи. По предварительным расчетам, нам предстоит двух-трехдневная пешка с холодными ночевками. Чем выше мы поднимаемся, тем становиться холоднее. Кажется, что мы не лезем на гору, а идем на Северный полюс. Температура близка к 0°С. И это не смотря на южный ветер. Слева в 100- 120 м по кулуару спускается какой-то зверь. Похоже, это молодой медведь. На ночевку встали в непосредственной близости от начала предпоследней полки горы в 01.27. Необходим небольшой ремонт обуви. Установка лагеря, обустройство очага, ужин, отбой в 02.40.

27.07. Всю ночь шел дождь, перешедший под утро в откровенный ливень. Поэтому с выходом решено несколько повременить. Завтрак в постели (то есть палатке). В 14.30. дождь закончился. Приготовили обед, сборы лагеря, выход в 16.30.

Немного отошли от места ночевки, как нас накрыл густой туман, точнее облака, с трудом переваливающие через гору. Видимость упала до 2-3 десятков метров, соответственно, упала и скорость передвижения. Идем по азимуту. Не всегда это хорошо получается. Периодически натыкаемся на языки крупнокаменной "живой" сыпухи. И в сухую-то погоду идти по такой не сахар, а в сырую, при отсутствии достаточной видимости и подавно. Постоянно петляем, пробуя обойти эти, по выражению одного из членов нашей группы, "адские штучки". В 23.30 плотность обволакивающей нас молочной пелены возросла, видимость упала вдвое и не превышала 15- 20 м. Очередной раз стоим в раздумьях, с какой стороны сподручнее обойти широкий каменный язык. На фоне мелкого курумника и пелены тумана он смотрится издали диковинным зверем. Видеокамеры работать отказываются, у фотоаппаратов запотели объективы. Во избежание физических увечий решили на сегодня закончить наши эксперименты. Нужна детальная разведка дальнейшего пути. Разбиваем лагерь под начавшимся дождем. Устанавливаем палатки, обустраиваем очаг. Ужин, отбой в 02.20.

28.07. Подъем в 10.30. Завтрак. Во время завтрака боги плато сжалились над нами. Всего на пару минут, как по мановению волшебной палочки, тучи над нами разошлись, отрыв чашу голубого неба. Но нам этого хватило для определения места своего нахождения и уточнения дальнейшего азимута движения. Выход в 12.15. По-прежнему стоит туман, но не такой плотный как вчера. Сверху идет то какая-то изморось, то дождь. В 14.30 начали появляться кратковременные просветы. Это нам очень кстати для корректировки направления движения. Перевалив через хребет горы 1312, идем по борту водораздела р. Амнундакты. Под ногами весело хрустит мелкий курумник. К 21.30 подошли к истоку крупного правого притока р. Амнундакта. Вытекая из чаши зелено-голубого озера, обрамленного в корону из коричневых скал, он рокочущим водопадом устремляется в узкую и темную щель.

Долина р. Дулисмар видна отчетливо. Конечно, хотелось бы дойти сегодня до места стапеля, но придется сегодня остаться здесь. У ряда членов группы сказались последствия пешего перехода предыдущего дня. Встали в середине спуска в долину р.Дулисмар, на широкой, ровной полке. С юга приближается гроза. Установка лагеря, обустройство очага, ужин, отбой в 23.30.

29.07. Солнечное утро. Подъем в 9.15, завтрак, сборы лагеря. Ни дуновения ветерка, природа робко просыпается после дождливой ночи. Белые языки облаков лениво облизывают склоны гор. Озеро полно прохладой былой ночи. Выход в 11.30. После ночных дождей ожили ручьи на склоне. Спуск тяжел, ноги скользят и разъезжаются.

Внимание! После спуска с горы, оставляя озеро справа, необходимо перейти вброд ручей, берущий начало на этой горе, не переходя при этом сразу на противоположный борт долины. Продолжать движение только по этой стороне в сторону р. Дулисмар, идя вдоль основания цепи холмов, справа. Здесь гораздо суше. Перейти ручей, приток р. Дулисмар, несколько позднее. Траверсом с небольшим набором высоты (в 80- 120 метрах от основания подъема) обогнуть язык горы. Этим Вы несколько срежете себе путь, избежите попадания, в заболоченные берега верховьев реки и, в дальнейшем, на этом уровне нет обилия кустов ерника. Через 2 км слева не сплавной приток. Расход 2-2,5 м3/сек, продолжаем движение. Через 1,8- 2 км справа красивым тройным водопадом впадает приток. На карте, в его верховьях, обозначено озеро. Проверять не стали. Расход не сильно отличается от расхода предыдущего притока. Встали на недолгую остановку, подбили на нее в изобилии растущие по берегам ягоды шикши и голубики. На склоне все больше ерника. Чем ниже мы спускаемся, тем кусты становятся выше и гуще. Приходится где-то забирать еще выше по склону, где-то искать проходы в их хитросплетении. Стали попадаться грибы, в основном подберезовики. Доходим до очередного крупного притока слева. Он добавил еще 2,5-3 м3/сек воды. В 400 м ниже, напротив затопляемого острова, нашли приемлемое место для лагеря и стапеля.

Воды в реке немного, однако, лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Расход ориентировочно 7,5-8 м3/сек, скорость течения 6- 7 км/ч, глубина от 0,3 до 0,6 м, ширина реки 10- 15 м, уклон участка 5-6 м/км. Время 13.40. Знать бы это раньше, может быть вчера и дотянули бы. Установка лагеря, уже привычное обустройство очага. Ягоды, грибы, обед. Стапель. К вечеру все уже собрано. Праздничный ужин по случаю окончания очередного пешего перехода. Отбой в 1.20.

30.07. Подъем в 10.20. Переменная облачность. Завтрак, сборы лагеря, мелкий ремонт К2. Выход после обеда в 14.00 под начинающимся дождем. Сразу оговоримся, что в данной лоции реки номерными выделены наиболее интересные для прохождения препятствия и не вошли низкокатегорийные прогонные участки.

Отчет пеше-водном путешествии (катамараны) 5-й категории сложности в районе плато Путорана по маршруту: р. Б. Хоннамакит - р. Дулисмар - р. Иркинда, совершенном с 11.07 по 24.08.2002На протяжении 1,5 км тянется мелкая шивера, плавно переходящая в каньон. Недалеко от начала каньона начинается зона леса. Ориентир начала 1-го каньона: в 1,9- 2 км от слияния р. Дулисмар с его первым крупным притоком (отметка 824.0). Общая длина каньона 600 метров. Расход на входе 10 м3/сек. В самом начале струя делится небольшим галечным островом надвое. Более полноводная проходная правая. Вода сливается в единый поток, идущий вдоль скального правого берега в виде шестигранных, сотовых столбов. Ширина колеблется от 8 м в самом узком месте до 50 на выходе. Глубина 0,8- 1,5 м, скорость течения 6- 8 км/ч, падение участка 6,5 м. Категория сложности 2А.

Порог 1к. Ориентир: видимая издали скала правого берега, галечный остров. По окончании острова она круто поворачивает налево, следует пологий 1,2- 1,5 м слив с гряды камней, бой в скальную стену без отбоя. Многочисленные острые скальные обломки в русле. Далее зигзагообразный 25-30 метровый быстроток, поворот на 70° налево, бой в скальную стену правого берега без отбоя. Линия движения видна с воды. Категория сложности 2А.

Порог 2к. Ориентир: в 35- 40 м от окончания первого. Поворот реки налево, 1,5- 1,7 м слив с подводной плиты, на выходе сбойка 0,7- 0,87 ярды. Линия движения видна с воды. Категория сложности 2В.

Через 35- 40 м быстротока река уходит основной струей под скалу правого берега. Следует поворот основной струи к левому берегу, 35-40 метровый участок разбоя и бой в скалу левого берега. Далее основная струя идет вдоль острых скал левого берега, с небольшим навалом на него. Сразу за окончанием каньона впадение притока справа. От непрекращающегося дождя вода поднимается на глазах. Первым прошел К4 и встал на страховку после порога 2к. Вслед за ним без проишествий прошел К2. Река собирается в одно русло и течет по лесной зоне в низких заболоченных берегах.

Через 250- 300 метров начинаются разбои. Вода из-за обильных дождей приняла буро-коричневый цвет. Ее струи несутся, причудливо изгибаясь в узких коридорах между кустами. Следует быть осторожным из-за возможных завалов. Рукавов много, мы стараемся выбирать наиболее полноводные. Страховка попеременно с воды катамаранами. Через 800 м струи собираются в одно русло, уклон увеличивается, следует участок шивер и перекатов. На поворотах навалы на берега под подмытые, нависшие над рекой деревья. Впадает приток слева.

Шивера "Черепашья". Ориентир: резкое расширение русла реки после притока слева. Река разливается на огромной плоскости. Зимой здесь большая наледь. Создается впечатление, что вода течет по выпуклой форме, похожей на черепаший панцирь. Проход в этом каменном лабиринте определяется на месте, исходя из уровня воды. В нашу воду возможно было протиснуться вдоль левого берега с последующим уходом в середине под правый берег. Местами очень мелко. Среди гладких камней попадается и расколотые, с краями вроде острых ножей, утопленных по большей части в песке и невидимых сходу. На одном из них К4 получил 1,4 метровую дыру в оболочке левого баллона. Окончание этого препятствия - хорошо видное сужение русла. Общая длина 2 км. Уклон появляется только на последних пятистах метрах. Категория сложности участка 1В.

Место для лагеря и ремонта нашли у окончания шиверы на правом берегу перед впадением притока справа. Разгрузка К4, обнос вещей к месту лагеря и его установка, проводка катамарана. Время 20.00. Ужин, ремонт К4. Отбой в 01.30.

31.07. Встали в 9.45. Завтрак, сборы, проверка К-4, выход в 12.15. Расход в этом месте уже35-40 м3/сек, ширина реки 55- 60 м. Основная струя идет слева. В 50 м ниже нашего лагеря впадение притока справа с мощным каменным выносом. Ширина реки сужается до 12- 15 м, уклон возрастает до 12-15 м/км, скорость течения 12- 15 км/ч. Начинается каскад порогов каньона 2.

Каньон 2. Ориентир: окончание шиверы "Черепашья", в непосредственной близости от впадения правого притока. Выглянуло солнце. Сразу стало как-то веселее. Слева появляются скальные выходы. В русле много обливников. Плавный поворот реки направо. Все стены скал сложены из сотовых столбцов, застывших миллионы лет назад в причудливых формах. Одна за другой следуют две бурные шиверы. Проход по основной струе, страховка катамаранами попеременно с воды. Через 70- 80 м поток устремляется под левый берег. Следуют подряд три порога.

Пороги 3к,4к,5к. Ориентир: в 250- 300 м от впадения правого притока. Представляют собой ярко выраженные сливы с каменных гряд в русле. Расстояние между ними по 15- 20 м. Слаломный проход между обливниками. Пройдены сходу по основной струе. Категория сложности 2В. В 180- 200 м ниже по течению вновь начинаются разбои. Проход по оснpовной струе, которая постепенно сваливает под скалы правого берега. Следуют один за другим 4 порога.

Пороги 6к,7к,8к. Ориентир: сужение русла после разбоев, свал воды под скалы правого берега. Представляют собой сливы с подводных плит с периодичностью в 40- 50 м. Проход по основной струе сходу. Страховка и фото-видео съемка на рубеже порога 9. Категория сложности 2А.

Порог 9к. Ориентир: после окончания порога 8, поворот струи направо. Представляет собой 1- 1,2 м двойной слив с подводной плиты, с небольшим навалом на скальный выступ правого берега. Категория сложности 2А. Проход сходу катамараном К-2 и вслед за ним К4.

Русло разделяется галечным островом надвое. Уклон возрастает до 16-18 м/км. Основной поток сваливается к левому берегу, местами очень узок для маневров К-4. На всем протяжении его мелкие пороги и шиверы. Струя облизывает острые кромки скал левого берега. В конце этого прогона приток слева. После него поток уходит под правый берег и после 250- 300 метров разбоев приводит к шивере "Длинной".

Шивера "Длинная" Ориентир: в 250- 300 м после впадения второго крупного левого притока. Длина ее около 4 км. На этом участке р.Дулисмар значительно сбрасывает высоту. Река течет в едином русле, извиваясь между камнями и крупными обливниками. В малую и среднюю воду можно идти сходу, в высокую разведка желательна. Средний уклон порядка 25-30 м/км.

Мы идем сходу, страхуя катамаранами попеременно с воды. Чалка осложнена обилием крупных камней по берегам, увеличенной скоростью потока и, за редким исключением, отсутствием уловов. Обилие бочек и пенных ям. Линия движения прослеживается слабо. Категория сложности 4А.

В середине шиверы у К-2 разошелся шов оболочки. Выбросились на обливник, кое-как запеленали оболочку веревкой от чалки. Идем дальше, мест для ремонта на берегу нет. Окончанием шиверы "Длинной" можно считать место, где скалы левого берега увеличиваются до 35- 40 м. Основной поток идет вдоль их причудливых изгибов. Следуют четыре порога и через 200- 250 м быстротока еще два. У К-4 начал здорово травить левый баллон. Опять идет ливень, вода поднимается.

Пороги 10к,11к,12к,13к. Ориентир: подъем скал левого берега. Представляют собой 1- 1,2 м сливы с подводных каменных плит, разделенные между собой 35- 40 м участками быстротока. Навал на острые кромки скал левого берега. Проход сходу по основной струе. Категория сложности 2В.

Порог 14к. Ориентир: в 200- 250 метрах от окончания порога 13к. Река течет единым потоком. Непосредственно перед порогом 14к в русле узкий вытянутый остров. В нашу воду вода идет через него. Сразу за островом река поворачивает налево. Порог, расположенный на самом повороте, представляет собой пологий 1- 1,2 м слив с подводной плиты через всю реку. Проход по основной струе, страховка с воды катамараном. Поток поворачивает налево. Категория сложности 2А.

Порог 15к. Следует пологий 1,2 - 1,5 м слив с подводной каменной плиты, а через 6 м бой в скалу левого берега. С обеих сторон струя зажата каменными грядами. Проход сходу по основной струе, с уходом телемарком от навала на скалу. Категория сложности 2С.

После порога 15к каньон прекращается, долина реки резко расширяется. Ширина русла 35- 40 м, расход 50-60 м3/сек, скорость течения 10- 15 км/ч. Встаем в прибрежном лесу на правом берегу в 80- 100 метрах после каньона. Много ягод шикши и голубики, грибов очень мало. Установка лагеря, дождь, ремонт катамаранов, ужин. Отбой в 23.30.

01.08. Подъем в 10.00. Завтрак, продолжение ремонта. Пасмурно, идет дождь. За ночь воды в реке прибавилось на 15 см. В обед сквозь разрывы туч показались робкие лучи солнца. Они ощупывали лесистые склоны гор и серо-коричневую воду реки, казалось, спрашивая, стоит ли им вообще задерживаться здесь. Рыбы по-прежнему нет, что-то не дает ей здесь разгуляться. Наконец ремонт закончен. Выход в 17.00. В 50- 60 м ниже места лагеря река основной струей уходит резко налево. Следует 60-метровый перекат-шивера. С левого берега поперек русла нависают последовательно две подмытые лиственницы. Проход под возвышенным левым берегом. Через 700- 800 м долина расширяется, лес отступает, обнажая вид, на широкое устье реки Левый Дулисмар. На слиянии рек видны скальные выходы, возвышающиеся над галечными наносами. Спокойная, ровная река с расходом 25-30 м3/сек. На стрелке остановились для съемки и осмотра порога.

Отчет пеше-водном путешествии (катамараны) 5-й категории сложности в районе плато Путорана по маршруту: р. Б. Хоннамакит - р. Дулисмар - р. Иркинда, совершенном с 11.07 по 24.08.2002Порог 16 "Ворота". Ориентир: в 30 м ниже стрелки рек. Река, зажатая с двух сторон скальными выходами, падает 1,6- 1,7 м косым сливом с подводной плиты. Навал на скалу левого берега. Следует мощная бочка. К2 прошел препятствие первым, встав на страховку и съемку после порога, у скалы правого берега. Осмотр порога удобнее производить с правого берега. С воды порог не просматривается. Категория сложности 3В.

Справа, почти напротив порога, впадение р. Правый Дулисмар. Устье разветвленное. Расход в наше время порядка 15-20 м 3 /сек. После этого река собирается в единое русло и несется, изгибаясь в высоких берегах. На поворотах навальный берег в большинстве своем скальный. Начинается цепь шивер 2-3 категорий сложности. Проход по основной струе с ходу. Страховка попеременно, катамараном с воды. Скорость течения 15- 17 км/ч, в шиверах до 20- 25 км/ч, ширина реки 40 м, уклон 15-18 м/км, расход порядка 90-100 м 3 /сек. Изредка от основного русла в сторону отходят глубокие, быстрые рукава шириной 15- 20 м, часто приводящие к завалам. Следует быть осторожными. Цепь шивер заканчивается, не доходя до впадения слева р. Делочи-Икэн. Уклон увеличивается до 20м/км. Никакого каскада порогов и шивер после впадения мы не обнаружили. О нем вскользь упоминали лыжники и пешеходники, бывавшие в этих местах. Слева поочередно следуют два левых притока. После чего река упирается в 30 м скалу левого берега и поворачивает направо. Начинается скальный каньон.

Каньон 3. Препятствие 17к, шивера "Скальная". Ориентир: впадение слева р. Делочи-Икэн, после второго притока слева, высокая скала левого берега. Представляет собой свал воды центральной струи влево через гряду обливников, с последующим навалом на острые кромки скалы без отбоя. На выходе сбойка 1,2- 1,4 м, огромные поганки. Категория сложности 3А. Осмотр удобнее производить по правому берегу. Первым прошел препятствие К2, встав на страховку справа на галечной отмели после шиверы. Следует быть аккуратными, так как на самом окончании скалы в пене стоит скальный зуб, не видимый с берега. Вторым без проишествий прошел К4. Река поворачивает налево. Несмотря на столь грозное начало, дальше в каньоне препятствий, кроме перекатов, разбоев и мелких шивер нет. Длина его около 1,5 км, ширина 250- 300 м. Начался ливень, изменив на глазах цвет и без того мутной воды.

Справа у скал мощные остатки наледи, не успевшей растаять до августа месяца. Голубой с бело-зелеными прожилками лед на фоне темно-бурых скал. При прохождении этого участка нужный рукав определяется на месте, исходя из наличия воды в реке. Постепенно долина реки начинает сужаться, рукава сливаются в единое русло, скальные берега выполаживаются, каньон заканчивается. Дождь прекратился, подарив нам на прощание тройную радугу.

Скорость течения возрастает. Справа виден высокий мыс берега, за который с шумом уходит река. Начинается разгонная шивера. В этом месте необходимо остановиться на правом берегу для осмотра порога. Время 22.10. Встаем на ночлег. Разбивка лагеря, ужин, отбой в 01.30.

02.08. Подъем в 9.00. Завтрак, после которого произвели разведку дальнейших препятствий до водопада в каньоне. По-видимому, он не последний, так как расположен не в водопадном цирке. Сразу за нашим лагерем, по правому берегу, приток. Небольшая шустрая речка, с шумом стекающая по ступенеобразному руслу. На ней В 800 м от впадения находится водопад, срывающийся с 14- 15 м в каменную чашу у подножья. В непосредственной близости от лагеря, на левом берегу притока, обнаружили остатки летника. Возможно бывшая база геологов, около него какой-то лоток. Разведка, проводимая по правому берегу показала, что мы совсем немного не дошли до начала выходного каньона. Но это, как оказалось, даже и к лучшему. Места для стоянки в непосредственной близости от реки нет. Выход после обеда в 13-20.

Отчет пеше-водном путешествии (катамараны) 5-й категории сложности в районе плато Путорана по маршруту: р. Б. Хоннамакит - р. Дулисмар - р. Иркинда, совершенном с 11.07 по 24.08.2002Порог 18 "Входной". Ориентир: заметное сужение русла после разбоев каньона, высокий лесистый мыс правого берега. Впадение справа притока. В нашу воду напротив мыса окончание галечного острова. С середины галечного острова начинается 120 метровая разгонная шивера, приводящая непосредственно к порогу. Порог представляет собой 1,2 м слив с подводной плиты. Поток зажат с двух сторон  семиметровыми скальными выходами. На выходе бочка и навал струи в скальные карманы левого берега, с последующей полутораметровой сбойкой струй. Общая протяженность препятствия 180 м, скорость течения 15- 20 км/ч, расход ориентировочно 110 м3/сек. Категория сложности 4А. Осмотр возможен как по правому берегу, так и по левому. При значительном подъеме воды, особенно в притоке, лучше по левому.

Первым прошел К2, встав на страховку с правого берега после последнего, большого камня в русле реки. При прохождении необходимо прижаться как можно ближе к гряде камней в русле у правого берега, чтобы не быть затянутым в один из трех скальных карманов левого берега. Потом cледует 150 м участок быстротока, приводящий к очередному порогу.

Порог 19. Ориентир: в 250 м от окончания порога 18. Представляет собой три последовательных слива с каменных плит через всю реку. На первой гряде слив у правого берега, на второй у левого. Третий пологий слив высотой 1 м и после него сбойка струй. Категория сложности 2В. Проход по основной струе сходу. К2 страховал К4. Следует очередной 180 м участок быстротока.

Порог 20. Ориентир: в 180 м от окончания порога 19. Представляет собой ступенчатый слив в скальном сужении. Общая длина порога 45- 50 м, общий перепад 3 м, скорость течения 15- 20 км/ч, ширина струи 12- 15 м, на выходе сбойка 1,1,2 м. Проход сходу по основной струе. Сначала К2, затем К4. Страховка с воды катамараном К2. Категория сложности 3А. Следующий 80 метровый участок быстротока приводит к очередному препятствию. Река плавно поворачивает налево.

Порог 21. Ориентир: в 80 м от окончания порога 20. Представляет собой 1 м слив с подводной плиты, с последующим очень мощным перемешиванием струй (водовороты, поганки). Глубина большая. На выходе сбойка струй 1,2- 1,3 м. Общая длина порога 35- 40 м. Проход сходу по основной струе. Сначала К2, затем К4. Страховка с воды катамараном К2. Категория сложности 2В. Река плавно поворачивает направо. Начинается разгонная шивера следующего препятствия.

Отчет пеше-водном путешествии (катамараны) 5-й категории сложности в районе плато Путорана по маршруту: р. Б. Хоннамакит - р. Дулисмар - р. Иркинда, совершенном с 11.07 по 24.08.2002Порог 22. Ориентир: в 140 м от окончания порога 21. На середине правого поворота реки начинается разгонная шивера. Ширина реки в этом месте около 100 м. В нашу воду струя перед порогом разбивается на два рукава, соединяясь воедино непосредственно перед порогом. Представляет собой 1,2- 1,3 м сливы между хаотично расположенными каменными глыбами в русле. Слева у берега, на выходе из порога, расположен "троллейбус" (огромный скальный обломок), видимый издали. На первых двух каменных глыбах водяная подушка. Проход возможен как с права от центральной группы камней, так и слева. При заходе справа необходимо уйти от навала первые два камня центральной группы и попасть в ворота после четвертого камня уйти левее. При заходе слева, на выходе, уйти от значительного навала на троллейбус. Длина порога 40 м, перепад около 5м. На выходе сбойка 1,2- 1,3 м.

К2, пройдя порог слева, встал справа на страховку К4 после окончания порога. К4 прошел по правому рукаву. Разведку порога удобнее производить с правого берега. Категория сложности 4А. По сути, после окончания порога 22 начинается сам выходной каньон. Через 200 м быстротока следует плавный левый поворот реки. Справа впадение ручья, каскадом вливающимся в реку.

Внимание! Необходимо здесь остановиться для осмотра каньона "Десантный" (мы подошли к нему в день ВДВ) и обноса вещей, если решите идти без них. Категория сложности каньона в целом 5А-5В. От ручья идут хорошо набитые тропы. Нижняя тропа, идущая по краю скал и верхняя, направлением к долине р. Ягтали. При осмотре каньона необходимо соблюдать осторожность, так как местами кромки скал отходят от основного массива берега, образуя причудливые наклоненные столбы. Заход на них связан с риском для жизни.

Мы за час обнесли вещи к началу порога, расположенного в непосредственной близости перед водопадом. Здесь единственно возможный и относительно простой спуск к реке по крупнокаменной сыпухе. Съемки решено вести с воды, во многих местах из-за отрицательных скал подхода к реке нет.

Каньон 4. Каскад порогов 23к. Ориентир: oкончание порога 22, приток ручья справа в начале поворота реки налево. Прохождение препятствий, по нашей воде, возможно лишь связками. После ручья уклон резко возрастает до 35-40 м/км, следует плавный левый поворот и начинается каскад порогов, разделенных между собой короткими участками быстротока. Очень мощный поток, сливы 1- 1,5 м, бочки. Река поворачивает в скальном коридоре направо. Через 55- 60 м следует резкий левый поворот. Общая протяженность препятствия 250 м. Категория сложности участка 5А.

Порог 24к. Ориентир: после окончания каскада порогов 23к, на выходе из резкого левого поворота реки. Русло сужается с 45- 50 м до 6- 7 м, образуя скальный коридор. Расход около 110 м3/сек. Сильный навал в карман правого берега непосредственно перед сливом. Следует мощный 1,8 м слив с последующей сильной косой бочкой и боем в скалы левого берега. После слива вода находится в кипящем состоянии. На выходе мощная сбойка струй. Длина препятствия около 30 м. Категория сложности 5В.

Отчет пеше-водном путешествии (катамараны) 5-й категории сложности в районе плато Путорана по маршруту: р. Б. Хоннамакит - р. Дулисмар - р. Иркинда, совершенном с 11.07 по 24.08.2002Первым пустили К4, который пройдя каскад порогов 23к, разогнавшись прошел порог 24к и встал на страховку между скальных выступов правого берега. К2 успешно пройдя каскад 23к, при пересечении струи на входе в порог 24к, был утянут в крайне правую часть струи, заканчивающаяся почти водопадным сливом, с последующей высокой, мощной бочкой. Такое ощущение, что наехали на вертикальную стену. При прохождении бочки, Офицерова выбило из упоров. Однако в целом все закончилось благополучно. Быстроток в скальном коридоре шириной около 8 м через 80 м приводит к порогу 25к. Уклон после слива 15-20 м/км.

Порог 25к. Ориентир: в 80 м от окончания порога 24к. Порог расположен на плавном повороте реки налево. Представляет собой ряд последовательно расположенных 1- 1,2 м сливов со скальных плит. На выходе валы 1,6- 1,8 м. Длина препятствия 50 м. Категория сложности 4В. К2, пройдя быстроток и порог 25к встал на страховку с левого берега, у полого спускающейся к воде скалы. После этого, за ним, пошел К4, уйдя сразу в дальнейший каскад.

Отчет пеше-водном путешествии (катамараны) 5-й категории сложности в районе плато Путорана по маршруту: р. Б. Хоннамакит - р. Дулисмар - р. Иркинда, совершенном с 11.07 по 24.08.2002Каскад порогов 26к. Ориентир: в 30 м после окончания порога 25к, на исходе плавного поворота направо. Уклон резко взрастает до 35-40 м/км. Ширина 25- 30 м. На протяжении 45- 50 м следует каскад порогов. На всем протяжении участка сливы 1,2- 1,4 м, валы, бочки. Сглаженные поверхности прибрежных скал уступают место крупно-скальным отвалам. Чалка невозможна. Страховка на этом участке нереальна. Подходу к реке, со стороны берега, мешают возвышающиеся на 25, а чуть ниже и на 35- 40 м отвесные скалы. Скорость потока 30- 35 км/ч. Каскад заканчивается поворотом реки налево к порогу 27к.

Порог 27к "ДМБ". Ориентир: окончание каскада порогов 26к, поворот реки налево. На повороте налево, мощный навал на скалу правого берега. Резкое сужение русла до 6- 7 м между скал обоих берегов, 2- 2,2 м слив с подводной плиты. На выходе мощнейшая бочка, от левой скалы в нее мощный отбойный вал. После порога вода, находясь в кипящем состоянии, постепенно успокаиваясь быстротоком через 40 м уходит в порог 28к. Страховка с берега без применения скальной техники невозможна, из-за высоких - до 35- 40 м скал с обоих сторон. Общее падение на участке двух последних препятствий не меньше 7- 8 м. Категория сложности участка каскада порогов 26к и порога 27к оценивается нами 5С к.с.

К4, пройдя препятствия 26к и 27к с большим трудом зацепился за скалу левого берега и встал на страховку в 30м после слива (единственно возможном месте в нашу воду). Как таковых уловов здесь нет. К2, пройдя препятствие 26к, зашел в слив со стороны скалы правого берега, благополучно уйдя от навала на нее. После слива правый баллон К2 подтопило в пене бочки, а следующее мгновение он был подмят отбойным валом от скалы левого берега. В результате - киль назад по диагонали на правый баллон. К4, уходя от навала на отдельно стоящие обломки скал в русле перед разгонной шиверой порога 28к, сумел все-таки зацепить К2 и повел наш тандем к правому берегу, где в начале порога 29к "Островной" нас ждал Андрей с береговой страховкой.

Порог 28к. Ориентир: в 60м от окончания порога 27к. Начинается 20 м разгонной шиверой, плавно переходящей в порог. В русле шиверы и порога хаотично разбросаны отколовшиеся обломки 35-40м скал. Между ними сливы 0,8- 1,2 м. Аварийная чалка возможна лишь по окончании препятствия. Перед поворотом реки налево скалы левого берега понижаются, русло немного расширяется. Категория сложности 5А.

С помощью К4, К2 был уведен в прибрежный поток правого берега. Но большего добиться не удалось. Только находясь почти напротив кулуара впадающего справа ручья возможно было предпринять какие-то действия по аварийной чалке. Брошенная морковка, плюс действия экипажа К4 и вот мы на берегу. Быстро перевернули катамаран, погрузили вещи. Теперь нам предстоит, пройдя порог 29к перечалиться к левому берегу до первого водопада. Теперь этот берег будет для нас рабочим, справа отвесные, а кое-где и с отрицательным углом скалы.

Порог 29к "Островной". Ориентир: начинается разгонной шиверой сразу же после окончания порога 28к, видно начало левого поворота реки. В самом начале порога, в нашу воду, русло делится намывным галечным островом на два потока вдоль берегов. В начале острова нагромождение крупных осколков скал. Правый облизывает сначала крупнокаменную сыпуху, затем шероховатые округлые каменные языки темно-коричневых скал и ступенями 0,4- 0,8 м ниспадает к началу разгонной шиверы "Последнее прости". Ширина потока 7- 8 м. На скалах и каменных пластах русла изобилие выходов агата. Левый поток идет с навалом на скалы левого берега, его ширина 10- 15 м. В начале следует пологий 1- 1,2 м слив (у левого берега вода идет через обливник, слив около 1,5 м), далее идет каскад бочек, сливов, валов и сбойки между острых обломков скал. Осмотр порога с высокого правого берега. Категория сложности правого потока 3А, левого 4А.

К2, пройдя порог справа, встал на страховку и фото-видео съемку с правого берега в улове в виде каменной чаши. К4, пройдя порог слева, зачалился на песчаном берегу в 20м от сбойки струй после слияния потоков. Вскоре и мы были там же. Дальнейшая разведка показала, что видимое с противоположного берега место напротив водопада под расположение лагеря место не годится. Время уже поджимало, а обнос (или прохождение) водопада с последующей разведкой и прохождением очередных препятствий было бы для нас на сегодня чрезмерно. Поэтому, после долгих поисков, мы остановили свой выбор на несколько подболоченной полке левого берега. Зато довольно крутой 6- 7 м подъем обезопасил нас от возможного резкого подъема воды, дожди в последнее время идут почти постоянно. Установка лагеря, ужин, отбой в 0.30.

03.08. Подъем в 9.00. После завтрака и сборов лагеря провели разведку первого водопада и последующих препятствий. Выход в 13.00. Водопад решено обнести.

Шивера 30к "Последнее прости". Ориентир: окончание порога 29к "Островной", поворот реки направо, темно-песочного цвета высокие скалы левого берега, с крупно-каменной сыпухой у воды. Шивера начинается в 20 м после окончания порога 29к. Расположена она на правом повороте реки. Возрастает уклон. Основная струя идет по центру, разбиваясь надвое скальным выходом непосредственно перед водопадом. Проходить шиверу нужно прижимаясь к левому берегу, однако, несмотря на кажущуюся простоту данного маневра, здесь подстерегают некоторые трудности.

Левый поток после скального выхода стремится к центру. Скорость потока велика (около 15- 20 км/ч). В 10- 15 м от среза водопада у левого берега расположено улово, исчезающее при подъеме воды. Возможность прохождения и его целесообразность определяется на месте, исходя из уровня воды и опытности экипажа. Осмотр шиверы целесообразно производить вдоль уреза воды левого берега. Категория сложности 3А. Андрея поставили на страховку у улова. Первым прошел К4, за ним К2. Дальше нам предстоит обнос первого водопада и части каньона из-за трудности спуска судов и экипажей непосредственно за водопадом.

Отчет пеше-водном путешествии (катамараны) 5-й категории сложности в районе плато Путорана по маршруту: р. Б. Хоннамакит - р. Дулисмар - р. Иркинда, совершенном с 11.07 по 24.08.2002Препятствие 31к. Первый водопад - "Агатовый". Ориентир: окончание темно-песочных высоких скал левого берега, с крупно-каменной сыпухой у воды; поворот реки направо; окончание шиверы 30к "Последнее прости". Представляет собой ярко выраженный 8- 9 м уступ поперек всей реки. Чистый водопадный слив. У правого берега существует угловой двухступенчатый слив (2 м пологий со сбойкой на выходе, поворот на 90° и 6- 7 м водопадный). Однако, 2/3 воды с уступа попадает на срез основной части водопада в огромный пенный котел через всю реку. Динамика воды в нем не ясна. Поэтому нужна филигранная точность прохождения потока вдоль кромки скал слева, что вряд ли возможно при существующей мощи реки. И все же здесь существует более, или менее реальная возможность прохождения водопада. Оценив размеры пенного котла под водопадом, было принято решение обноса.

Обнос водопада очень удобен. Необходимо с судами пройти около150 м по скальной полке и спустить их к воде при первой возможности перед порогом 32к "Водопадный".

Отчет пеше-водном путешествии (катамараны) 5-й категории сложности в районе плато Путорана по маршруту: р. Б. Хоннамакит - р. Дулисмар - р. Иркинда, совершенном с 11.07 по 24.08.2002Порог 32к "Водопадный". Ориентир: 150 м от уреза первого водопада. В этом месте река, разделенная плоской скалой, образует два потока. Правый двухступенчатый, относительно пологий слив с очень мощными бочками и пенным котлом после первого. Длина 17- 20 м, ширина 6- 7 м. Сюда уходит 2\3 массы воды. После препятствия, в большей степени, вода стремится к левому берегу. Левый представляет собой угловой двойной слив с подводной плиты. Первый 1- 1,2 м пологий, лоткообразный, с последующей сбойкой струй и правым поворотом на коротком 2 м отрезке. Второй чисто водопадный 3,5- 3,8 м слив в пенный котел. После них большое улово, притягивающее к центральной скале. Андрей встал на страховку с берега морковкой, в 25- 30 м ниже порога, у скал левого берега. Решили идти гружеными. Дальнейший обнос вещей занял бы очень много времени (около 1,5- 1,8 км).

Первым в правый проток пошел К4. При прохождении первого слива, ближе к центральной скале, катамаран провалился в пенный котел и на скорости достал донные камни. В результате выбило Валеру (правого переднего гребца), но за счет этого баллон облегчился, и катамаран силами экипажа успешно прошел остаток препятствия. Захватив на выходе Валеру, они встали на страховку в 35- 40 м ниже порога. В результате прохождения согнуло две первых поперечины, разорвав их окончания и вязки. Сильно погнули правую внешнюю продолину.

Оценив силу и мощь препятствий справа, решили, что К2 пройдет слева. Из-за поворота на ступеньке необходимую, в идеале, скорость набрать не смогли. В результате свечка и классический киль через нос. Как выяснилось, непосредственно под сливом существует довольно глубокая (в тело скалы) и узкая ниша, куда после слива уходит часть воды. Перевернули К2 на ровный киль и пошли тандемом дальше. В 120 м ниже по течению начинается шивера, разделенная (в наше время) намывным галечным островом.

Шивера 33к. Ориентир: в 160 м от окончания порога 32к "Водопадный". Ширина реки в этом месте 60м. В русле много полуобливных и обливных мелких камней. Проход сходу по основной струе. Категория сложности 2А. 200 м быстротока приводят к порогу.

Порог 34к. Ориентир: через 200 м после окончания шиверы 33к. Русло в этом месте делится намывным галечным островом на два рукава. В левом рукаве ряд 0,4- 0,5 м косых сливов и множество камней в русле. Проход труден. Правый представляет собой два последовательно расположенных 0,5- 0,7 м зигзагообразных слива с подводной плиты. Правый берег имеет вид дуги и тенденцию к сужению. Левый прямой, с галечным выносом у берега. При повышении воды здесь, по-видимому, шивера. Справа после первого слива бочка, особенно мощна она, как оказалось, непосредственно у правого берега. Длина препятствия 20м, общий перепад 2,2- 2,5 м. Категория сложности 3В.

К4 шел первым вдоль правого берега. Несмотря на разгон, не смог пробить мощную бочку после первого слива. Усилия экипажа в течение добрых 15 минут никакого результата не принесли. Бочка прочно держала катамаран. А ведь с виду она такой не выглядела.

К2, немного задержавшись на выходе после порога 32 "Водопадный", на наше счастье, не попал в этот капкан, прошел левее. Бочка в этой части реки менее мощна, однако оставляет о себе ряд незабываемых впечатлений. Пройдя порог и причалив к правому берегу в 25 м ниже по течению, попытались вытянуть К4 из бочки брошенной с берега морковкой. Безрезультатно. Силы тяги двух человек оказалось недостаточно. Тогда провели К2 выше по течению, непосредственно к улову, расположенному ниже бочки. Решили попробовать выдернуть К4 с помощью К2, используя морковку как буксирный трос. Видимо поняв, что так или иначе катамаран мы все же выдернем, бочка отпустила его сама.

Дальше на реке мелкие пороги и шиверы, требующие внимания из-за возможности наезда на обливник. Каньон продолжается, ширина его увеличивается до 100- 120 м. После пологого левого поворота следует резкий правый. Здесь необходимо быть очень внимательным. После этого река делиться галечным островом на два рукава. Держаться строго правого берега. Начинается разгонная шивера перед большим водопадом р. Дулисмар.

Шивера 35к. Ориентир: резкий правый поворот реки после длинного, относительно прямого участка каньона. Начинается у галечного острова (в нашу воду) делящего реку на два рукава. Основная струя идет под левым берегом. Камни в русле, сбойка, бочки. Река плавно поворачивает налево. С правого берега, у скальных плит в русле, справа впадает правый рукав, представляющий, из себя пологий лоток с обилием камней в русле. Следует ряд косых бочек. Категория сложности 3А. Пройдена сходу тандемом, по правому рукаву. В месте слияния двух рукавов пристали к берегу для дальнейшей разведки.

Отчет пеше-водном путешествии (катамараны) 5-й категории сложности в районе плато Путорана по маршруту: р. Б. Хоннамакит - р. Дулисмар - р. Иркинда, совершенном с 11.07 по 24.08.2002Препятствие 36к. Большой водопад р. Дулисмар. Ориентир: окончание шиверы 35к, поворот реки налево. За шиверой следует 40 м быстроток, после которого река обрывается величественным 25 м многокаскадным водопадом. На срезе водопада струя делится скальным выходом на две части. Основной поток идет под левым берегом, где срывается с 18 м уступа на скальную плиту, разлетаясь мириадами водяных брызг. Переливаясь через громадный обломок в русле, теряет еще 7 м. Правый поток каскадом водопадных сливов ниспадает в каньон. После водопада вода находится в кипящем состоянии. Через 70 м быстротока в коридоре из 15 м базальтовых скал стрелка рек Дулисмара и Ягтали, тоже низвергающей свои воды 15 м водопадом в нескольких десятках метров выше стрелки.

В целях безопасности, дабы не быть утянутыми в водопад, мы провели катамараны вдоль берега еще 30 м, разгрузили их и перенесли все в место нашей сегодняшней стоянки, расположенной в 280- 300 м от конца левого поворота реки, на высоком правом берегу. Место ровное, здесь стоит палатка геологов и памятник туристу-воднику. Изготовлен в виде катамаранного весла. Вечными цветами у основания памятника, чьей-то заботливой рукой, разложены камни разноцветного агата и кристаллы кварца.

Установка лагеря. Сергей Игнатов и Алексей сходили на рыбалку за слияние двух рек. Рыбы, хариуса, очень много. Он большими стаями стоит в каньоне, запертый водопадами и отсутствием возможности подъема вверх по рекам. За неполный час они поймали 65- 70 кг. Часть сварили, часть пожарили, часть оставили на согудай. Ужин, отбой в 23.00.

04.08. Подъем в 10.00. Полудневка. Разведка выхода из каньона. Фото-видео съемка. Солнечно. Ремонтируем погнутую в пороге 32к "Водопадный" раму К-4. Место просто изумительное, остаться бы здесь на все лето.

Выход в 17.30. Сразу после водопада справа улов, из которого можно попробовать дойти до слияния с Ягтали. Однако в нашу воду (дождевой паводок; утренний расход Дулисмара 120 м 3 /сек, Ягтали 90-100 м 3 /сек) был сильный бой с неприятнейшим уловом-карманом в бом правого берега на стрелке. Рисковать не стали, отнести суда в следующий, улов со спокойным выходом уже непосредственно в реку Ягтали. Дальше мы пойдем по ней. Следуют ряд порогов в продолжающемся каньоне, проходимых сходу. На поворотах необходимо держаться подальше от навальных скальных берегов.

По окончании справа высоты 1208, впадение р. Нерал. Здесь, на стрелке, встретили совместную группу москвичей и самарцев под руководством Алипова Николая Николаевича. Посидели, поговорили, попили чайку. Обменялись адресами и снова в путь. Выход в 22.00.

Шли до 23.45. Встали на промывном острове, в прямой видимости поворота реки Ягтали перед слиянием с рекой Курейка. На ужин набрали маслят, растущих здесь в изобилии. Установка лагеря, ужин, отбой в 1.00.

05.08. Подъем в 9.00. Завтрак, выход в 10.45. В 400 м справа у переката выловили несколько хариусов. До стрелки с рекой Курейка только перекаты, разбои и слабые шиверы. Вода падает на глазах.

Ягтали впадает в Курейку под острым углом. Это полноводная река, расход около 700-800 м 3 /сек. Ширина русла порядка 130- 150 м, долина расширяется. У второго крупного распадка справа острова в русле заканчиваются, и начинается собственно озеро Дюпкун. Наша цель сегодняшнего перехода - третий распадок справа - устье реки Гагарьей 1-ой. Озеро во многих местах довольно мелкое, нередко можно видеть торчащие коряги на его середине. Ветер опять встре target=чный, дует в лицо. Его сильные порывы так и стараются вернуть нас назад в реку. Идти можно только под берегом. Только в 17.30 подходим с востока к разветвленному устью реки Гагарьей 1-ой. Ветер просто обезумел. Осталось несколько сот метров, а катамараны нельзя даже провести у берега. Ждем ослабления ветра, проводя пока разведку местности. Место для лагеря найти сложно. С трудом обнаружили небольшую площадку у западной каменной гряды в 40- 50 м от уреза воды. Видны следы пребывания людей.

С началом дождя пришло ослабление ветра. Перегнали катамараны к месту стоянки в 21.00. При углублении в разбои русла на Гагарьей виден водопад. Установка лагеря, ужин, разборка катамаранов. Отбой в 23.40.

06.08. Утром сильнейший ветер с юго-запада и непрекращающийся ливень. Хорошо, что с этой стороны нас защищает подъем берега. Подъем в 9.30, продолжение сборов. Ливень не прекращается. Выход отложили до обеда. Предчувствие нас не обмануло, дождь прекратился, появились просветы, выглянуло солнце. Выход в 15.10. Начинаем подъем. Тропа, а точнее почти полное ее отсутствие, петляя меж поваленных после пожара стволов лиственницы, камней и моховых кочек с болотным багульником, приводит нас к подъему на первую полку. С нее открывается вид на выходные водопады Гагарьей 1-ой.

Далее необходимо идти в направлении скального выступа, находящегося немного впереди. С полки перед ним открывается прекрасный вид на 2 и 3 водопады реки Гагарьей 1-ой. Необходимо подняться по зеленому язычку на скальный выступ и продолжить движение вперед. Со скального выступа виден правый (по пути нашего движения), круто падающий приток, заканчивающийся 20-метровым водопадом. Полноценный сплав по нему возможен, по-видимому, только в паводок. В остальное время чисто каячный вариант. Расход 12-15 м3/сек, уклон порядка 50-60 м/км. В 1 км от устья в скальном сужении расположен еще один водопад порядка 15- 20 м. Насколько хватает взгляда, река представляет собой сплошной каскад порогов. Расход р. Гагарьей 1-ой в устье 30-35 м3/сек.

Из-за многочисленных дождей появились обширные склоновые болота в тех местах, о наличии которых мы и не предполагали. Проходить или обходить их очень тяжело. Поэтому мы решили, набрав высоту, обойти их, траверсируя по полке горы.

К 20.40 набрав в общей сложности около 700 м, мы, в конце концов, нашли нужную нам полку, доступную для относительно простого прохождения. Только предстоящий день определит правильность и рациональность этого решения. С юга опять пришел ливень. Движение по крупным камням, кое-где поросшим мхом и ягелем, становится опасным. Нашли небольшую площадку под палатки. Установка лагеря, ужин. Перед отбоем в 23.00 прекращение ливня.

Схема перехода.

07.08. Подъем в 10.00, завтрак. Утро подарило нам ясную, солнечную погоду и изумительный вид на озеро Дюпкун. Олег, вылезши из палатки и обозрев окрестности, сказал, что впервые видит, как орлы парят ниже него. Сборы лагеря, выход в 11.40. Пришлось забраться еще на одну полку, поскольку наша метров через 100 м оборвалась камнепадом. Осторожно идя между камнями, и ягельно-моховыми кочками, добрались до второго притока реки. С нашего склона в изобилии стекают ручьи. Опять начался мелкий дождик. Обед в 17.00. Продолжаем движение траверсом, спускаясь вниз, в широкую (в этом месте) долину реки.

Несмотря на повальную заболоченность, комаров и мошек не много. Спуск в такую погоду труден, а в большинстве мест просто опасен. Камни в сыпухах в большинстве своем живые. Не доставляют уверенности ягельные и моховые кочки, расположенные над каменными нишами. В районе 3-его неявного притока начинается заболоченный участок с кустами карликовой березы и множеством ручьев, заросших по берегам ольховником. Тропы то появляются, то исчезают. А там где они есть, по ним текут потоки воды, идти по которым невозможно.

Решено сегодня дойти до левого притока. Пасмурно, низкая облачность, идет мелкий дождь. В 22.30 подошли к притоку под сильным дождем. Очень низкая облачность. Установка лагеря, ужин. Отбой в 0.15. Хлынул ливень.

08.08. Подъем в 9.00, завтрак. Пасмурное утро. Низкая облачность, моросит дождь. Вершины гор скрыты в белесой пелене. Надеемся на небольшое улучшение погоды после обеда для определения оптимального пути движения. Выход в 11.20. Относительно быстро дошли до перевала в долину р. Гагарья 2-я. До него явных троп нет, есть направления. Болота и ручьи, карликовая береза и ольховник, редкая лиственница. С перевала видны тропы, уходящие в сильно заболоченный лес и борта долины. Возможно, есть тропы и посуше.

Далее необходимо придерживаться основного русла реки и выйти к слиянию с ручьем от перевала р. Гагарьей 2-ой. После него идти, постепенно набирая высоту, с полки на полку (но не далее 3-ей, она наиболее ровная и чиста от зарослей), траверсируя склон горы. Это направление приводит к притоку слева. Здесь следует повернуть налево и продолжить движение. Через 400 м граница кустов. В этом месте мы остановились для перекуса и заготовки дров.

Дальше до оз.Манумакли наш путь будет лежать вне зоны леса. Выход в 16.30. Дождь не прекращается. Камни, ручьи, почти полное отсутствие растительности. С левой стороны значительные снежники, температура воздуха стала заметно понижаться. Усиление дождя до ливня. Сильный порывистый ветер. Встали на ночевку в 20.40 под скалами между притоком слева и основным направлением русла. Здесь нет такого пронизывающего ветра. Ужин, отбой в 23.00.

09.08. Подъем в 9.15, завтрак. Пасмурное сырое холодное утро. Всю ночь шел дождь, часто переходящий в ливень. Очень низкая облачность, идущая сквозь нас. Хорошо, что мы накануне определили возможные варианты подъема. Выход в 11.30 под сильным дождем. Уже на подъеме мы выяснили, что стояли в цирке, со всех сторон окруженными снежниками. Подъем наиболее легок в месте, расположенном между кулуаром ручья и скалами слева и скальным обрывом и ручьем (в нашем случае со снежником) справа, по языку из мелкого курумника.

Ручей справа не переходить! Этот уть приводит к разлому между основной вершиной слева и локальным возвышением справа. Идти, немного забирая вправо. Начиная с этого места, мы выложили ориентировочные туры для прохождения этого участка в условиях плохой видимости, как было у нас. На верху расположено ледниковое озеро. Огибаем его, оставляя его слева. Дальше есть два пути. Либо идти непосредственно по хребту горы справа, так как на склоне часты узкие и глубокие разломы. Либо идти вдоль русла ручья, вытекающего из озера с последующим переходом на полки его левого берега.

Однако полки стремятся к вершине, крайняя же нижняя для переходов трудна. Мы выбрали второй путь из-за наличия воды и отсутствия штормового ветра. На ночлег встали при появлении первых лиственниц в 22.30 на второй полке снизу. Установка лагеря, ужин, отбой в 0.30.

10.08. Подъем в 9.30, завтрак. Облачно. Непонятно откуда идет мелкий дождь. С пройденного нами перевала надвигается темная туча. Выход в 11.00. Намереваемся дойти сегодня до места стапеля - озера Манумакли. Продолжаем движение по полке, выходящей на холм предгорья у устья притока. Дорога, если ее можно таковой назвать, ровная, изредка ее пересекают устоявшиеся сыпухи. К реке смысла спускаться нет, так как все равно приходится обходить верхом нижнее ущелье. Противоположный берег обрывист, около воды пути нет. Погода налаживается, все чаще выглядывает солнце. Периодически идет грибной дождь. Грибов в этих местах и в правду очень много. Под кустом карликовой березки можно собрать пакет подберезовиков. К 12.30 подходим к спуску с языка горы, приводящему к реке от перевала на р. Гагарья 2-я. В этом месте необходимо начать спуск в ущелье притока. Берега его круты, но отвесных скал нет. В этом месте сходятся немногочисленные звериные тропы. Практически все они пересекают поток в одном месте - между водопадами. И выходят на небольшой, относительно плоский язычок противоположного берега. Спуск и переправа заняли у нас 30 минут. Здесь мы остановились в 13.45 на перекус и мелкий ремонт обуви. Выход в 14.30. С языка тропа резко поднимается в гору, откуда уже явственно видно озеро Манумакли.

Мы выбрали направление движения на ближайший к нам ягельный холм, в непосредственной близости от берега озера. С большим трудом, через 2,5 часа мы подошли к озеру. Основная трудность заключалась в преодолении полей крупной голубики, в изобилии растущей здесь. Лиственничный лес расступился, и перед нами открылась гладь озера Манумакли. Установка лагеря, ужин, начало стапеля. Сильный восточный ветер пригнал нам опять дождь, но исчезли комары и мошка. Лагерь наш расположился у ручья. В этом месте мы обнаружили несколько старых стоянок туристов. Отбой в 2.30.

11.08. Подъем в 7.00, завтрак, продолжение стапеля. Моросящий дождь и сильный восточный ветер. Утренняя рыбалка принесла нам 9- 10 кг рыбы. Как она кстати была для нас - истосковавшихся по свежей пище. К обеду ветер стих, и мириады комаров набросились на нас, словно мы были единственной едой для них здесь. На обед уха, потом сборы лагеря. Выход в 15.00 под усиливающимся западным (то бишь в лицо) ветром. На выходе из озера, с левого берега, обнаружили зимовье. Представляет собой собственно зимовье, избушку, в которой можно разместиться вчетвером. Есть печка, но внутри места мало. Несколько пристроек к избушке. И главное: баня, стоящая отдельно в хорошем состоянии. Она нам сейчас как нельзя кстати. Народу нужна помывка, да и намерзлись мы в последнее время нешуточно. Недавно кто-то здесь побывал. Их записей мы не нашли, судя по следам, ушли 1-2 дня назад. Возможно, это был егерь, с Гагарьей 2-ой. Баня, ужин, отбой в 22.10.

12.08. Подъем в 8.30, завтрак. По устоявшейся традиции с утра дождь. Ночью шел дождь, где-то не в далеке проходил грозовой фронт, но до нас не дошел. Вода в озере подскочила сразу на 40 см.. Командир никак не мог найти лоцию и карту реки Иркиды, хотя только что их видел. Пропажа вскоре обнаружилась под гидрокостюмом.

Все уже готово к выходу. И хлынул неистовый ливень. И казалось, силой своей хотел он показать нам, что раньше дожди у нас были - не ливни. В хлестающих струях воды потонул весь мир. Буквально кипела вода озера под ударами капель. В считанные минуты заполнился пересохший ручей у зимовья. Вспух, зашумел неслышный до того ручей у бани. Вскоре ливень резко прекратился.

Выход в 12.00. Утренний расход р. Иркинды на срезе оз. Манумакли 30-35 м 3 /сек, ширина 30м, скорость течения 7- 10 км/ч. Сразу за истоком падение увеличивается до 20-25 м/км. Река делает плавный правый, а затем левый поворот. В нормальную воду здесь, по-видимому, шивера.

Шивера 1. Ориентир: сразу за впадением правого притока. В нашу воду это 100- 120 м участок косых валов от навальных берегов, бочки и валы 0,7- 1 м. Проход сходу, по основной струе. Страховка с воды попеременно катамаранами. Категория сложности 2А.

Идет дождь, временами, переходящий в сильный ливень. Вода мутнеет и прибывает на глазах. В обычное время, наверное, стоило бы переждать, но у нас дожди идут почти постоянно и чего ждать в дальнейшем, неизвестно. Постараемся идти аккуратно. После левого поворота приток, вдоль которого мы шли. Его трудно узнать, его вода с шумом выстреливается в Иркинду сквозь недавно намытый завал. Через 100 м сплава река почти всей своей мощью уходит в лес справа, через серию завалов. Необходимо заранее уйти к левому берегу, чтобы попасть в левую, не навальную, узкую протоку, свободную от всего, кроме мелей и перекатов. Ей мы и воспользовались. Страховка попеременно с воды катамаранами. Начались разбои, узкие 2- 2,5 м рукава идут через лес. Скорость течения 10- 15 км/ч. Необходимо выбирать наиболее широкие и полноводные протоки, однако и эти варианты не гарантируют от ошибок. Через 1,5- 2 км уклон заметно уменьшается, и река несет свои воды, меандрируя средь низких берегов. По уровню затопленных прибрежных кустов можно предположить, что вода поднялась на 1-1,5 по сравнению с ее нормальным уровнем. Идет дождь, подъем воды не прекращается. Расход в этом месте ориентировочно 45-50 м3/сек. Множество абсолютно не боящихся человека уток и обилие хариуса, шныряющего у поверхности воды. По берегам заросли голубики, обилие грибов видно с воды. Ожили, как нам кажется, все притоки и пересохшие ручьи, добавляя в русло все новые кубометры воды. Из одного из многочисленных правых притоков в русло реки влилась вода, больше похожая на круто заваренный кофе. Она сразу изменила цвет и без того не очень прозрачной воды. После высокой грунтовой осыпи на правом берегу начинается длинная шивера.

Шивера 2. Ориентир: высокая грунтовая осыпь на правом берегу. Скорость воды значительно увеличивается. Ориентировочно до 15- 20 км/ч. Протяженность 350- 400 м. Валы, бочки 0,5- 1,2 м. Вода идет не только по руслу, но и сквозь затопленные берега, лес, кусты. Аварийная чалка сильно ограничена. Проход сходу, по основной струе. Страховка попеременно с воды катамаранами. Категория сложности 2С. С левой стороны, в конце шиверы появляются живописные столбчатые скалы. Это ориентир препятствия 3 - порога "Водоворот".

Препятствие 3 - Порог "Водоворот". Ориентир: cтолбчатые скалы левого берега после шиверы 2. Представляет собой пологий 1- 1,2 м слив на правом повороте реки, навал на скалы левого берега. После поворота очень мощный правый приток. Несмотря на 18-20 кубовый расход, он с легкостью пробивает русло р. Иркинда, образуя на скале левого берега водяную подушку. Скорость его 30- 35 км/ч. Русло узкое, порядка 8- 12 м.

Мощь такова, что не только слышен гул от перекатываемых булыжников в русле на подходе к нему, но иногда отдельные камни размером со средний телевизор выпрыгивают из воды. После притока сильный навал на скалы левого берега. В 8- 10 м ниже по течению на правом повороте, сильнейший водоворот, с 0.8- 1 м перепадом уровней, захватывающий половину ширины реки. За водоворотом по левому берегу сильный навал на скальный выступ, на который вряд ли удастся попасть, зацепи ты катамараном водоворот. Следует резкий левый поворот, на угле которого 1,5 м слив с подводной плиты. Страховка с воды малоэффективна, с берега сомнительна. Реальное место страховки находится сразу после левого поворота реки, у левого берега. Категория сложности 4В-4С.

Первым пошел К4. Он сумел пробить струю притока и, пройдя на расстоянии двух метров от водоворота, после левого поворота встал на страховку. К2 повторил маневр с единственным отличием - пришлось более активно поработать веслами и не удалось обойти слив на выходе из порога. Вслед за порогом 3 следует ряд шивер, едва различимых между собой. Все они мощны и ошибок не прощают. Проход по основной струе сходу.

Порог 4. Ориентир: окончание шивер после порога 3, скала правого берега. В нашу воду сначала приняли за шиверу. Отличили только по мощной бочке у правого берегового выступа. Мест для чалки нет. Вода прет через прибрежные кусты. Идем тандемом, страховка с воды катамаранами. Категория сложности 4А.

Вслед за препятствием 4 - ряд очень мощных шивер. Возможно, это затопленные пороги. Сильное перемешивание струй, месиво из поганок, бочек и 1,5- 2 м валов. Четверке все это проходить легче, двойку же бросает как скорлупку. Все это приводит к порогу 5.

Порог 5. Ориентир: скала левого берега, правый положе. Представляет собой прямой участок реки, в конце плавный поворот направо. Резкое возрастание уклона до 25-30 м/км, скорость 30- 35 км/ч. Очень мощный порог. У левого берега череда из мощных бочек и сильнейший навал на скальную стенку. У правого берега 2- 2,5 м отбойные валы. По центру струи сильнейшая сбойка и 3,5- 4 м обратные валы. Очень похоже на р. Катунь в большую воду. Зачалиться перед началом не удалось, уловов или что-либо подобного просто нет. Поэтому, к сожалению, препятствие заснято не было. В порог въехали в последовательности К4, за ним К2. К4 шел по сбойке, с огромным трудом преодолевая валы. Основываясь на его прохождении, К2 старался идти вдоль кромки правого берега. Категория сложности 5А. По лоции, в низкую воду здесь шивера с большими камнями в русле.

После препятствия 5 почти подряд идут мощные шиверы, расположенные в своеобразном очень красивом каньоне из скал, на которых причудливыми столбчатыми формами застыла лава. В них можно узнать жар птицу или диковинный лес, носорога или горный хребет. Множество разбоев предполагает и множество вариантов для прохождения. Идем по основной струе сходу, страхуя друг друга по очереди. На поворотах иногда имеет смысл уйти в канализацию, чтобы не размазало о навальные скалы. Не всегда на них образуется отбойная водяная подушка. В каскадах скорость просто удивляет, порядка 35- 40 км/ч. Нужно быть очень внимательным и не только из-за скорости течения, вместе с нами в кофейной воде плывут кусты, деревья и всякий хлам. Расход порядка 200 м 3 /сек. Средний уклон 20-25 м/км. После живописных скал правого берега из кулуарного цирка падает красивым каскадным водопадом ручей.

Препятствие 6 порог "Ювелирный". Ориентир: каскадный водопад из кулуарного цирка правого берега. Проход не занял много времени, порог полностью затопило. На его месте осталась сильная шивера. Проход сходу по основной струе. Категория сложности 3А. Страховка с воды катамараном К2.

Ниже порога "Ювелирный" ряд порогов, определяемых в нашу воду больше как шиверы. Аварийная чалка затруднена, берегов как таковых не существует. К2 безуспешно пытался зачалиться после порога "Ювелирный" вплоть до окончания каскада шивер-порогов. Дождь прекратился, выглянуло солнце, но на реку опустился густой туман. Видимость порядка 30 м. Очень неприятно, из-за возможности влететь в завал. Постепенно течение замедляется, река входит в длинный и нудный прогон, который заканчивается перед впадением справа р. Китоба-Наякит каскадом шивер. Перед ним русло сужается со 100 до 50- 60 м. Ориентиром начала каскада шивер может служить ниспадающий справа язык горы.

Общая протяженность шивер 1,2- 1,5 км. Все они заслуживают внимания. По всей ширине русла мощная пляска 1,2-1,5 валов, сбоек, бочек, множество обливников, невидимых с наплыва. По окончании шивер справа открывается вид на широкую долину р. Китоба-Наякит. Расход ее около 35-40 м3/сек. От места стрелки не очень далеко впереди уже можно различить периодически вздымающуюся водяную пыль Большого Иркиндского водопада. Разбои перед водопадом полностью залиты, здорово несет. Поэтому сразу после стрелки идем, смещаясь к левому берегу. До среза водопада дошли за 12 минут. Необходимо быть очень аккуратными, так как за 80- 100 м мощные струи, так и норовят вывести судно на середину реки, а затем к срезу водопада. Нам удалось подойти слева непосредственно к водопаду.

Отчет пеше-водном путешествии (катамараны) 5-й категории сложности в районе плато Путорана по маршруту: р. Б. Хоннамакит - р. Дулисмар - р. Иркинда, совершенном с 11.07 по 24.08.2002Препятствие 7 Большой Иркиндский водопад. А вот он и сам, величественный и неповторимый Большой Иркиндский водопад. Чарующее зрелище. Вода падает с 25- 30 м в причудливую каменную чашу. Скалы вокруг каньона в разломах, подходить к их кромкам опасно. Нет никакой уверенности, что они смогут выдержать вес человека, хотя, и выглядят капитально. Время 23.00. Место для стоянки нашли в разломе холмов за водопадом. Здесь нет ветра. Установка лагеря, ужин, отбой в 02.00.

13.08. Подъем в 9.00. Завтрак, съемка водопада и окрестностей. Ночью подъем воды продолжался и она пошла левым руслом водопада. Разведка каньона 2. После обеда снятие лагеря и выход. Дождь, сопровождающий нас в последнее время, прекратился. Вода, слава богу, пошла на убыль. Решено вещи обнести за второй водопад по тропе левого берега, а самим на разгруженных катамаранах пройти каньон 2 между водопадами. После детального осмотра подходов выяснили, что: первый спуск по ступенчатым скалам с последующим 3- 3,5 м спуском со скального уступа очень неудобен. К тому же придется как-то страховать катамаран на воде до посадки в него экипажа. Поэтому приняли решение воспользоваться вторым, наиболее удобным. Этот спуск вначале крутой, слева живая сыпуха с ручьем, справа обрыв. Катамараны мы спускали справа, в районе кустов, на веревках. Высота обрыва около 5 м. Далее идет ровная полка, покрытая мхом и пологий, удобный спуск к воде.

Препятствие 8 каньон 2. Каньон между водопадами представляет собой ряд последовательных сужений русла в скальном коридоре, с последующим поворотом налево. Его можно разделить на три участка:

• 1 участок. Начинается сразу за вторым спуском к руслу реки. Ширина реки в этом месте 25м, уклон 7-10 м/км. Струя делится на этом участке на два рукава галечным островом. Поток левого рукава идет вдоль дугообразной скальной стены, с небольшим навалом на нее. Правый рукав прямой. Через 45-50 м следует сужение русла до 12 м. На входе в сужение по обоим берегам бочки.
  • 2 участок. Начиная со второго участка, уклон увеличивается до 25-30 м/км. Небольшой навал на скалу левого берега. Через 60 м вновь сужение. Слева в русло выходит скальный язык от берега, образуя в месте его вхождения 1-1,2 м слив с последующей бочкой за ним. Справа отбойный вал от скалы и вслед за ним большая поганка у скалы. В центре 1 м сбойка струй.
  • 3 участок. Наиболее сложная часть каньона. Основные препятствия начинаются напротив впадения справа водопадного ручья.

Русло сужается до 7- 8 м, следует 1,2- 1,5 м слив с последующей бочкой и дальнейшей сбойкой струй. Через 8- 10 м еще один косой 1,5 м слив, бочка, за ней обратный вал. Река поворачивает налево, а основная струя бьет в каменный карман с подсосом скалы правого берега. В выступающей слева угловой скале на повороте реки явно угадывается голова лежащего на лапах льва, хотя порог "Львиный" находится вслед за этой частью каньона 2. На всем протяжении препятствия страховка с берега не эффективна, с воды вообще-то тоже. Категория сложности участка 4В. Наиболее реальное место для страховки находится по левому берегу, сразу же за головой льва. Андрей встал на страховку. К-2 пошел первым, за ним К4. За поворотом необходимо срочно причалить слева в устье ручья на ноздреватые, каменные плиты. Дальше надо возможно осторожнее пройти вдоль левого берега за выступ скалы.

Препятствие 9 порог "Львиный". Проходить порог "Львиный" мы не рискнули. Сам порог отличается крутым падением и мощными бочками. После него вода, исполнив бешеную пляску, срывается во второй водопад. После скалы слева, начинается тропа 40 м обноса второго водопада. Как таковой тропы не существует, а есть каменная полка, по которой он возможен.

Отчет пеше-водном путешествии (катамараны) 5-й категории сложности в районе плато Путорана по маршруту: р. Б. Хоннамакит - р. Дулисмар - р. Иркинда, совершенном с 11.07 по 24.08.2002Препятствие 10 второй Иркиндский водопад. Второй водопад представляет собой воронкообразный 4- 5 м слив со скальной плиты. После слива вода в каньоне находится в кипящем состоянии. Суда спускаются сразу после окончания левой стены каньона. Подход к воде пологий, по ноздреватым пластам скалы. В 25 м от среза водопада начинается очередной порог.

Препятствие 10 порог "Трек". Ориентир: окончание скальных стенок после второго Иркиндского водопада. Расположен на зигзагообразном повороте реки. Сначала следует левый поворот. Наиболее сложные препятствия этой части порога расположены вдоль скальной стенки навального правого берега. Косые валы и мощные бочки. У левого берега ряд 0,8- 1,2 м сливов. На исходе поворота сужение русла между каменными языками скальных выходов с обоих берегов. В этом месте справа сильная бочка и обратный вал. Далее следует резкий правый поворот. Навал на скалы левого берега. На выходе из правого поворота сильная сбойка. Категория сложности 3А.

Прошли сходу по основной струе, страховка с воды катамаранами попеременно. После этого следуют шиверы в скальном живописном каньоне. Река постепенно расширяется до 40 м. Уклон 10-15 м/км, скорость течения 15- 17 км/ч, расход 300-350 м 3 /сек. Скальный коридор заканчивается, река широко разливается. Следом идут ряд шивер, все они проходятся сходу по основной струе. Расширяется заметно долина реки, следует левый поворот, скорость течения падает до 10 км/ч. Чем ближе к озеру Кутарамакан, тем течение становиться все медленнее. В устье плавни, разбои, завалы. Следует придерживаться основного русла, которое, впрочем, различимо слабо. Выход в озеро вдоль правого берега не нашли, поэтому, сместившись влево, вышли в нижнюю его часть. Далее необходимо повернуть направо и продолжить движение в верхнюю часть озера. Обе части озера соединены широкой протокой с ощутимым течением. В отдельных местах оно достигает 3- 4 км/ч, и поэтому приходится на этом участке усиленно работать веслами. После выхода в верхнюю часть озера слева уже будет видно фермерское хозяйство научно-производственного профиля с поднятым российским флагом. В нем есть рация. Связь в 10 и 16 часов по местному времени. Встали на ночевку и антистапель в 23.00 за территорией базы, в первом за ней заливе. Установка лагеря, ужин, отбой в 2.00.

14.08. Подъем в 12.00. Завтрак, плавно переходящий в обед. Солнце своими нежными лучами освещает озеро и окрестные горы, казавшиеся нам такими неприветливыми вчера. Антистапель, просушка вещей. После стольких дней дождя наши организмы противятся любому действию, впитывая в себя тепло солнца. Решили сделать сегодня полудневку. Олег сходил на кордон и отправил сообщение в ПСС о нашем месте нахождения. Кордона как такового не существует, на его месте расположено фермерское хозяйство научно-производственного профиля, оно же и выполняет некоторые функции кордона. Здесь живет и работает знаменитый в этих местах Беглецов, работающий в заповеднике со дня его основания. Познакомились.

Продолжение сборов, перепаковка продуктов, ремонт вещей. Подготовка к праздничному ужину: закончился еще один этап нашего похода. Ужин, отбой в 23.00 под начавшимся ливнем.

15.08. Подъем в 9.00, завтрак, выход в 10.30. Тропа хорошая, набитая, идет от кордона к перевалу, петляя вначале между заливами озера и небольшими озерками. Постепенно, траверсом взбегая вверх, она оказывается, в конце концов, справа от ручья. Необходимо дойти по ней до широкого языка из камней. Здесь она теряется, появляется только на его верхнем срезе и практически не исчезает до самой седловины. Погода солнечная, радуют глаз сочные краски уходящего лета. За перевальным седлом лес заканчивается и начинаются слабые заросли карликовой березки на холмистой местности. Идти по холмам, азимут 290°, избегая попадания в заболоченные низины. Перевальный холм выражен не явно. То, что перевал пройден понимаешь только тогда, когда увидишь, что последующий холм ниже предыдущего. Затем, не изменяя азимута идти до р. Орокан, пересекая участок заболоченного леса. Сама тропа идет вдоль ручья справа. Мы не стали доходить до озера Кета (Хета), куда ведет тропа, а остановились у последнего водопада на выходе р. Орокан из каньона. Расход в этом месте 5-7 м3/сек, ширина 6- 8 м, скорость течения 5- 7 км/ч. Установка лагеря, начало стапеля. Обед, продолжение стапеля. Ужин, отбой в 23.00.

16.08. Подъем в 8.00, завтрак. Выход в 10.00. Воды в реке мало для того, чтобы катамаран 4-ка прошел с полной загрузкой (5 человек с вещами). Поэтому вещи поехали на кате, а Андрей Сальков прошел остаток пути до озера пешком. Конечно, можно было бы и нам обойти этот короткий участок, но в таком случае мы теряли бы райскую рыбалку в разбоях этой реки, так как подойти к воде со стороны берега проблематично из-за густых зарослей. Не верьте, что рыбы здесь нет. Все зависит от уменья. За день до нашего прихода в месте нашего стапеля побывали двое рыбаков с кордона. Ничего не поймав сказали, что рыбы здесь быть не может. А Сергей Игнатов в этом же месте сутками позже выловил 8 здоровенных хариусов.

Падение в месте начала сплава 5-7 м/км. На всем протяжении много разбоев, многие рукава в которых заканчиваются завалами. Конкретных рекомендаций по прохождению этого участка дать не можем, все оценивается на месте и при конкретных условиях. Только непосредственно перед самим озером река течет единым руслом. Сведениями по прохождению данного участка мы не располагаем, однако я бы не стал утверждать, что мы здесь первые. Кое-где для К4 требуется проводка.

Но рыбалка в этих местах царская, этим и объясняется столь длительное, до 12.30, прохождение 5 километров. Итог: 10 кг хариуса и голец на 3,5 кг. На выходе в озеро сделали перекус и установили мачты для парусного вооружения. Выход в 16.00. Ветер умеренный, попутный. С его помощью мы в 22.20 встали за устьем р. Токинды на левом берегу озера, на галечной косе. После устья р. Токинды, в заливе, на правом берегу видны постройки. Это бывшая туристическая база, на основе которой проводились коммерческие туры. Но дело не пошло, сейчас там круглогодично живет егерь. Не заходили, так как прошли левым берегом. Ужин, отбой в 0.15.

17.08. Подъем в 8.30, завтрак, сборы, выход в 10.00. Надо быстрее выходить, пока попутный ветер. Под ним удалось пройти 10 км. Перекус на катах в целях экономии времени. Приходится идти на веслах. После места нашей ночевки на первом притоке слева небольшая база, оставшаяся, по-видимому, от туристической базы. На берегу видны моторные лодки, дизель-генератор и небольшая халабуда. У долины р. Амнундакты ветер начинает капризничать, то стихает, то дует с новой силой, но с противоположного направления. Приходится идти на веслах. Долина Амнундакты широкая и пологая. Очень большой вынос в озеро. Переходим на правый берег. Почти напротив р. Амнундакты с правого берега зимовье. Заходить не стали. Дальше с периодичностью около 10 км с правого берега идут зимовья. Некоторые из них поддерживаются в хорошем состоянии, другие заброшены. От зимовья к зимовью идет хорошо заметная тропа.

Напротив впадения слева р.Эвкит еще одно зимовье, пристали в надежде найти около него место для ночевки. С воды оно имело не плохой вид, а подошедши, увидели, что нет части крыши. Около зимовья мест под лагерь нет. Отошли от него 600 м и встали на маленьком мысу в 30 м от уреза воды на ровной площадке, защищенной от ветра лесом. Время 21.00. Природа в этих местах уже не та. Чувствуется пребывание человека. По берегам то там, то здесь видны ржавые бочки и другой хлам, оставшийся со времен промышленной рыбодобычи. Установка лагеря, ужин, отбой в 23.00.

18.08. Подъем в 7.30, завтрак, выход в 9.00. Пока нам везет, устойчивый сильный ветер. Облачно, но дождя нет. Как только отошли, порывы ветра усилились. Сложно удержать кат под парусом на нужном курсе. Скорость передвижения 10- 15 км/ч. Проходим еще два зимовья справа и входим в залив. Здесь нам предстоит найти речку, вытекающую из верхнего озера. Решено не тратить время на антистапель и стапель, а попробовать найти путь волока из одного водораздела в другой. По карте такое решение напрашивается само собой. Около полуразрушенных навесов обнаружили приток. Его разведка показала, что по нему можно подняться только на 60 м. Далее он теряется в кустах и мелководье. По-видимому, это не то. Обед, поиски продолжаются. Пошли в дальний конец залива и обнаружили еще один приток. Хочется верить, что он является для нас искомым. Ширина 3- 4 м, судя по расходу, он имеет довольно стабильную подпитку. Решили ввести туда К2 и попробовать провести его до верхнего озера. Первый километр был преодолен довольно просто, далее начинается подъем на гряду. В результате пришлось вынести катамаран из русла и нести его вдоль него. К4 понесли сразу. Расстояние обноса около 1,5- 1,7 км. За 1,5 часа мы закончили волок.

Во время обноса собрали спелой морошки, сделаем на ужин компот. Этот путь оказался гораздо легче нашего. Верхнее озеро оказалось довольно глубоким и рыбным. По берегам изобилие морошки и грибов. При разведке дальнейшего пути Офицеров немного ушел в сторону и нашел нужное направление уже под вечер. На ночевку встали на правом берегу озера, если смотреть со стороны оз. Кета. Время 21.30, установка лагеря, ужин отбой в 23.00.

19.08. Подъем в 8.00. Пасмурно. На окрестных горах лежат тучи. Гнус, мошка, комары атакуют нас со всех сторон. Надо побыстрее сматываться отсюда. Завтрак, сборы, выход в 9.30. Прошли по озеру в направлении от/sup озера Кета. В этом месте следует сделать поворот налево и войти в саму акваторию озера. Погода потихоньку налаживается, выглядывает солнце. Необходимо идти в дальний конец озера, после большого острова забрать правее и войти через протоку в залив, где сразу же повернуть налево. Рекомендуем предварительно снять, либо сложить мачты. Идти 80- 100 м до мелководной протоки, соединяющей озеро с одним из его многочисленных заливов. Пройти его и идти вправо, как бы по диагонали пересекая залив. На противоположном конце которого, перед берегом, лежит небольшой островок. Встать за ним, или около него. От этого места предстоит 600- 700 м волок на озеро другого водораздела. Направление передвижения азимут 245-250°, с учетом магнитного склонения +21°. Перенос не трудный. Небольшой подъем на разделяющую гряду и практически ровная местность, заросшая карликовой березой и редколесьем до соседнего озера. Площадь его сравнима с предыдущим.

По середине лежит большой лесистый остров. Во всех озерах есть рыба - сиг и окунь. Так что без рыбы при небольшом умении остаться довольно сложно. Необходимо обойти его слева и продвигаться в противоположный конец озера, из которого выходит протока в озеро лежащее на 6 м ниже. Длина ее 30- 35 м, в нашу воду она не проходима.

Обнос проще осуществить слева от протоки. В нижнем озере необходимо держаться правого берега, идти, как бы огибая его правый край зайти в залив из которого при первом взгляде нет выхода. Выходная протока в левой части залива, в конце, в зарослях. Ширина в начале 2- 2,5 м. Скорость течения 3 км/ч, далее 4- 5 км/ч. Глубина от 1м до 0,2- 0,3 м. Вдоль русла протоки плотные заросли кустов. Для двойки в пределах допустимого. Где-то в середине ширина сужается до 1,8- 2 м.

Несмотря на малую воду, К4 можно провести и здесь. Через 1- 1,5 км выход в реку Тонель-Гагочар. Ширина ее в месте 8- 10 м, обилие рыбы. Средняя глубина 0,5- 0,7 м. В абсолютно кристальной воде на перекатах видны россыпи гальки. Среди нее можно найти интересные экземпляры агатов. На стрелке рек Тонель-Гагочар и Тоннель сделали кратковременную остановку, наловили сига, килограммов 7. Скорость течения 5- 7 км/ч, падение 5-7 м/км. Река, имеющая такое странное название, течет в высоких 3- 4 м берегах, как будто в тоннеле. Может быть поэтому, она и получила такое название. Ширина 30- 35 м. Расход 20-25 м3/сек. Спокойная, почти без перекатов.

На закате вышли, наконец, в озеро Накомякен. Все оно в какой-то подозрительной сизой дымке. В устье р. Тонель при входе в озеро справа видны несколько бараков и балков. Заходить не стали. На ночевку встали в 23.40 по левому берегу напротив распадка справа, пройдя по озеру 2,5 км. Установка лагеря, ужин, отбой в 1.40.

20.08. Подъем в 8.00, завтрак, выход в 10.30. Все затянуто сизым маревом. Берег напротив еле-еле виден. Идем в какой-то мгле.От мыса к мысу, периодически останавливаясь размять затекшие ноги, поесть ягод. По берегам в изобилии растет шикша, голубика, шиповник. Рыба на блесну ловится плохо и то только на впадении ручьев. После поворота озера на север стал ощущаться запах гари. Невольно напрашивается вопрос: а собственно где же это горит? не идем ли мы в эпицентр пожара? Встали на обед перед небольшим островом, который совсем недавно был еще мысом. Солнце красным кругом скатывается за горизонт. Кажется, что вся природа страдает от боли утрат.

Схема перехода от оз. Кета до р. Тонель-Гагочар.

Продолжаем движение и через 40 минут подходим к началу реки, соединяющей озеро Накомякен и озеро Собачье. Здесь мы встретили двух мужиков. По их сведениям, марево это от таежного пожара под Игаркой. На озере у них база. Занимаются в основном заготовкой рыбы. В начале реки, на изломе озера огромное количество мелкой мошки, тучами застилавшей берега и прибрежные воды. На людей не реагируют, у них "брачные игры". Мелкая рыба выпрыгивает из воды, находя в этих тучах свой обильный корм.

Длина реки 3,5- 4 км, средний уклон участка 8-9 м/км. Разбои и мели начинаются в километре от устья. Проход по основной струе сходу, взаимостраховка с воды катамаранами. Необходимо опасаться острых камней в русле и бочек после "чемоданов". На втором повороте реки неприятный навал с бочкой на скальный выступ слева. Категория сложности участка 2В.

На ночевку встали на выходе реки в озеро Собачье, с правого берега, Расположились во времянке, представляющей собой каркас, обтянутый брезентом и толстой пленкой половину времянки занимает лежанка, потеснившись можно уместиться всемером - ввосьмером. Сварная печка, обложенная кирпичом. Стол. На озере слышен звук водомета. Попробуем завтра договориться о выброске, избежав тем самым изнурительной и неприятной долгой пилежки до порта Валек. Ужин, отбой в 23.40.

21.08. Подъем в 5.00. Завтрак, выход в 6.20. На озере густой туман, ориентиры все стерты. Решили, что К-2 идет в избу к Налдановым, а К4 к выходу из озера.

До избы дошли за 1,5 часа. Для этого необходимо пресечь озеро, дойдя до противоположного берега, повернуть направо и немного пройти вдоль него. В доме хозяев не оказалось, они уехали на выставку народов крайнего севера. Остались только внуки и наемный рабочий. Оттуда Андрей (наемный рабочий) отбуксировал нас до базы рыбаков, расположенной за лесистым мысом слева от впадения реки. Там договорились, что за 7 тыс. рублей нас довезут до порта Валек. Антистапель, загрузка.

На выходе из озера забрали экипаж четверки. Быстро, экономя время, разобрали катамаран. Споро загрузили вещи. Водометный катер быстро домчал нас до порта Валек. В порту на постой мы встали на базе Путоронского заповедника. Просушка вещей, упаковка. Праздничный ужин. На базе мы застали двух парней, ждущих отправки на убой оленей.

22.08. День провели в Норильске, прошлись по улицам, купили обратные билеты. Вечером, с базы, через фирму заказали Газель для нашей переброски утром в аэропорт.

23.08. Газель, на удивление, пришла вовремя. Время в пути до порта Алыкель около 1,5 часов. Утром сильный туман. Аэропорт закрыт, но с нашим объемом вещей лучше не уезжать. После обеда выяснилось, что его откроют не раньше, чем завтра с утра. Кто поехал в Норильск, кто остался на месте. Вечером в аэропорт прибыла группа туристов из г. Коломны, встреченная нами у рыбаков на озере Собачьем. Они весь оставшийся путь до порта Валек проделали на веслах. Уставшие, но довольные.

24.08. Объявили регистрацию на наш рейс. Как всегда, старательно перетрясали наши рюкзаки и не хотели брать негабарит. Но вот все трудности позади и мы в самолете. Быстрый разбег, набор высоты. Скрылась под облаками удивительная земля, гостеприимно привечавшая нас полтора месяца.

Через три часа самолет пошел на снижение. Ровное поле облачности, приблизившись, покрылось волнами и поглотило самолет, враз застлав свет. Вскоре клочьями пролетел нижний край облачности. Над облаками было уже светло, а внизу предрассветный сумрак. Под крылом необозримо раскинулось море московских огней. Двойные многоточия улиц с редкими еще машинами и медленно ползущими автобусами. Иллюминация рекламы. Ярко освещенные мосты на Москва-реке. Четко очерченные прямоугольники кварталов. Окна домов.

Самолет, заложив несколько виражей, вышел на посадочный курс. Быстро светает. Приземление, короткая тряска на стыках плит полосы. Стих гул турбин - поход закончен. Немного грустно, но мы обязательно постараемся вернуться в этот прекрасный и малоизведанный край.

Выводы и рекомендации

После проведенного в 1999 году похода на плато Путорана мы продолжали интересоваться этим районом. Результатом чего стала разработка нескольких очень интересных, на наш взгляд маршрутов. Один из них мы решили осуществить в этом году. Идея маршрута состояла в том, чтобы за месяц с небольшим осмотреть наиболее красивые и малопосещаемые уголки восточной части плато и выйти обратно в г. Норильск. Интерес для нас представляли Иркиндские водопады, водопадный цирк рек Ягтали и Дулисмар, сама река Дулисмар.

С развалом Советского Союза значительная часть информации о прохождении этого была района утрачена или стала недоступной. Поэтому в нашу задачу входило и описание неизвестных рек. Хотелось найти более простые решения переходов от оз. Дюпкун к оз. Манумакли и от оз. Кутарамакан к оз. Кета. Найти волок из оз. Кета (Хета) в р. Тонель-Гагочар, с последующим выходом в оз. Накомякен и далее в оз. Собачье. Озеро Собачье нами было выбрано не случайно. С него есть возможность уехать до порта Валек катером. К тому же нас не прельщали "мертвые", сожженные выбросами Норильского комбината берега р. Рыбной.

При проработке маршрута выяснилось, что:

• Район р. Дулисмар изучен слабо. Из доступных нам источников информации стало ясно, что туристы (пешеходники и лыжники) бывали здесь только транзитом, пересекая реку в районе слияния Правого и Левого Дулисмара. Непосредственно лоции данной реки нами не обнаружено. Хотя расплывчатая и неоднозначная информация о частичном прохождении р. Дулисмар туристами Украины и г. Коломны была.
  • При проработке картографического материала и отчетов лыжников и пешеходников предположительно было выявлено три каньона р.Дулисмар.
  • Возможность более простого перехода от оз. Дюпкун к оз. Манумакли, минуя заболоченные перевал долин рек Гагарьей 1-ой и 2-ой и долину реки Гагарьей 2-ой. Логичность данного решения напрашивается. В отчете МГЦТК 4374 нашли ссылку на такую возможность, однако подтверждения прохождения мы не обнаружили.
  • Возможность волока из оз. Кета в р. Тонель-Гагочар. Используя для этого перевальные озера. Сведений о такой переброски мы нигде не нашли и предполагаем, что это, возможно, является первопрохождением.

Путешествие можно рекомендовать только туристам, имеющим опыт сплава по горным рекам 4-5 категории сложности и в то же время - опыт горных переходов.

Мы пошли на то, чтобы включить в состав нашей команды седьмого участника - Андрея Салькова. Этим достигалась более оптимальная развесовка снаряжения при наших довольно протяженных и сложных пеших переходах. На низкокатегорийных участках рек и озерах он подменял членов основной команды катамарана 4-ки, чем достигалась более спокойная работа всего экипажа. При прохождении сложных участков рек с его помощью осуществлялась страховка с берега и фотовидеосъемка, в результате чего экономилась уйма времени.

Особенно обращаем внимание руководителей групп на физическую выносливость и психологическую совместимость членов команды при длительных и тяжелых маршрутах.

В этот раз мы привезли с собой дюралевые рамы для катамаранов, избежав тем самым ненужной порубки леса и существенно выиграв время на стапеле.

Результатами нашего похода стали:

• Разведка подходов, описание и полное прохождение р. Дулисмар, одной из жемчужин плато Путорана.
  • фотовидеосъемка одного из красивейших мест восточной части плато - водопадного цирка рек Ягтали и Дулисмар
  • разведка и прохождение перевала "Холодный", от оз. Дюпкун к оз. Манумакли, что является более простым и наиболее оптимальным путем
  • разведка и прохождение р. Орокан от выхода из каньона до оз. Кета
  • разведка и прохождение перевала "Озерный" (волоком) в долину р. Тонель-Гагочар.
  • разведка и прохождение рек Тонель-Гагочар и Тонель.

Практически вся наша экспедиция проходила в условиях дождевого паводка, за исключением верховьев р. Б.Хоннамакит. Это где-то выручало нас, например в верховьях р. Дулисмар, но в других местах являлось причиной наших трудностей. К ним в первую очередь относится прохождение р. Иркинды, где на фоне большой воды наложился пик дождевого паводка. В результате простые препятствия превратились в нечто, слабо поддающееся описанию, напоминающее р. Катунь в большую воду.

Безусловно, наиболее эмоциональный и красивый участок нашего маршрута приходится на р. Дулисмар. Чего только стоит вид на нижний каньон, водопад "Агатовый" и водопадный цирк в устье. Основываясь на наших наблюдениях, для прохождения этой реки, по нашему мнению, нужны более ранние сроки сплава. Ориентировочно где-то начало - середина июля, но тогда изменится характер и сложность (в сторону увеличения) препятствий.

Сравнивая два варианта пешего перехода от оз. Дюпкун к оз. Манумакли, можем с уверенностью сказать, что наш вариант, через перевал "Холодный", наиболее рационален и прост. Он предпочтителен всем остальным.

Волок из оз. Кета в р. Тонель-Гагочар избавляет от прохождения р. Рыбной, которая такой уже не является. К тому же берега ее, из-за деятельности Норильского комбината навевают тоску. А отсутствие антистапеля и стапеля при переходе из озера Кета в долину реки Тонель-Гагочар в конце маршрута, при минимальных физических затратах просто радует.

Техническая сложность маршрута определяется реками: Б. Хоннамакит (3С-4А), Дулисмар (5А-5В, учитывая режим первопрохождения), Иркинда (4С-5А с учетом наложения пика дождевого паводка на высокую воду) и, несмотря на достаточно простое прохождение относительно коротких рек: Орокан, Тонель-Гагочар, Тонель (1С-2А к.с.), нами оценивается как 5А с элементами 5В.

Учитывая наш опыт, мы считаем себя вправе, предложить Вам несколько советов:

• Продукты на это путешествие нужно закупать в городе Норильске. На оптовых рынках есть все, что необходимо. Цены - на уровне московских. При этом Вы сэкономите деньги за оплату перегруза, который у Вас, так или иначе, будет.
  • От аэропорта Алыкель до города Норильска проще всего и дешевле, добираться рейсовым автобусом, как впрочем и дальше, от автостанции Норильска до автомоста через р. Норильскую.

Необходимо заранее связаться с Таймырской окружной службой спасения, предоставив ей маршрут похода (основной и запасной), график прохождения, паспортные данные всех участников группы и гарантийное письмо об оплате возможных спасработ. Это дает хоть какую-то гарантию, что Вас будут искать на бескрайних просторах плато Путорана при невыходе в населенные пункты по истечению контрольных сроков.

Адрес Таймырской окружной службы спасения, отдела аварийно- спасательных работ: 647000, г. Дудинка Таймырского автономного округа, ул. Советская, д.12; телефон оперативного дежурного:   (39111) 5-87-11, т/ф (39111) 2-24-60.

Самый удачный, на наш взгляд, день недели для приезда в Норильск - пятница утром. За этот день Вы сможете закупить продукты в магазинах, уладить вопросы с ПСС, нанять катер или маломерное судно. Но для больших групп (больше 12 человек) наиболее оптимальным днем можно считать понедельник и среду. Дни, когда катера в большинстве своем не заняты.

В этом году был принят Федеральный закон "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации О Государственной границе Российской Федерации" где сказано: "Пограничная зона устанавливается в пределах территории административного района, города, прилегающей к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов и островов на указанных водоемах". Где-то этот закон уже начал действовать, где-то еще нет. Полностью обезопасить себя от конфликтов с этой стороны, возможно лишь получив разрешение от Федеральной пограничной службы (которая в свою очередь отправляет запрос в конкретный погранотряд) на пребывание группы в указанном районе.

Если Ваш маршрут предполагает посещение государственного заповедника "Путоранский"   необходимо   получить   разрешение   у   директора   заповедника  к.б.н. В.В. Ларина, предварительно обосновав свое пребывание в нем. Например, выполнение научной работы по заданию дирекции заповедника. Адрес государственного природного заповедника "Путоранский": 663302, г. Норильск, ул. Комсомольская, д. 1, E-mail: plato@norcom.ru, тел. 46-86-84, 46-86-82, факс 46-86-84.

Можно конечно нанять катер самим, в пятницу вечером многие жители отправляются на рыбалку, в том числе, и на озеро Лама. Но лучше предварительно договориться о переброске группы с капитаном катера Вадимом Воронцовым, живущем в городе Норильске. Телефон: 37-45-11, код 3919.

Целесообразность авиа заброски сомнительна не только по причине дороговизны, час работы вертолета Норильского авиаотряда стоит 36 тысяч рублей, но и из-за того, что Вы не получите эстетического наслаждения от осмотра водопадов по пути подъема на плато.

На плато Путорана можно подняться со стороны озера Лама шестью способами: по рекам Бучарама, Геологическая, Б.Хикиканмыгда, Талая, Хойви и реки, от г.1241. Из них можно выделить три приемлемых варианта. Мы располагаем их, по степени трудности прохождения:
  • подъем по реке Геологическая - пологий подъем вдоль реки с относительно плавным выходом на перевал.
  • подъем по реке Б.Хикиканмыгда - до водопада относительно пологий подъем, дальше крутой взлет на плато (склон 1б), осмотр водопадов.
  • подъем по реке Талая - самый сложный и эстетически запоминающийся. Здесь необходимо иметь горное снаряжение, кругом скалы и водопады. В устье р.Талой живет долган Юра считающий это место своим родовым "поместьем". Рассказывают, что с ним непросто договориться.

Необходимости нести с собой дюралевую раму нет, однако элементы для вязки конструкции на которой Вы дойдете от верховьев реки до границы леса, взять с собой необходимо. Это могут быть деревянные шесты, взятые от границы леса. Для сплава по рекам плато больше всего подходят дюралевые весла, они прочнее всех остальных, и ими можно пользоваться в качестве дополнительной опоры при восхождениях. При сплаве с верховьев без рамы, необходимо остановиться для ее изготовления при первом появлении строевых деревьев.

Характер порогов р.Б.Хоннамакита очень изменчив год от года. Необходима разведка всех препятствий. Страховка обязательна.

Необходимо соблюдать особое внимание при подходе к:

• Б. Хоннамакитскому водопаду. В большую воду ориентиры стираются. Плесов перед водопадом нет.
  • каньону 4 р.Дулисмар. Прохождение его без разведки, может привести к трагическим последствиям.
  • водопадному цирку рек Дулисмар и Ягтали.
  • Иркиндским водопадам.

При передвижении группы в безлесной зоне желательно брать с собой дрова (это могут сухие шесты из расчета один на готовку), либо горелку. Необходим и кусок стеклоткани для защиты огня от ветра. В наборе НЗ иметь сухое горючее или плекс.

Желательно иметь с собой радиостанции. Помогают при разведке, страховке и прохождении препятствий.

В Путоранах много кровососущих, поэтому необходимо заранее предусмотреть все способы борьбы с ними.

Оптимальной добавкой к рациону питания является рыба, В основном в реках плато водиться хариус. На озере Аян и реке Хете ловится: сиг, кумжа, пелядь, налим, голец, окунь, щука. Наиболее эффективной снастью является спиннинг с блесной серебристого цвета. удочка с мушкой. Хорошие результаты на быстринах дает удочка с мушкой и подсадка на крючок летающих насекомых.

Как бы Вы не подготавливали свою обувь, по опыту нашей группы и предыдущих, она все равно не выдерживает этих диких нагрузок. Обычно у отечественной обуви начинает отлетать подошва. Прочно приклеить ее в походных условиях не представляется возможным. Чтобы не задерживать движение группы и сэкономить свое время и силы, советуем взять с собой в ремнабор нихромовую или стальную отожженную проволоку d=2- 3 мм. Скреплять подошву с кожаным рантом ботинка скобками из проволоки. Или прошить их проволокой заранее. На какое-то время хватит.

Желательно иметь с собой компактный бинокль или монокуляр, помогает отыскивать направление движения при пеших переходах.

Если Вы останавливаетесь на ночлег в избе, относитесь с уважением к жилищу, если у Вас есть чем поделиться с хозяевами, даже если их в настоящее время и нет, оставьте на видном месте.