Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о водном туристском походе четвертой категории сложности по Полярному Уралу (р. Хальмерью – р. Силова-Яха – р. Сибирчата-Яха – р. Кара), совершенном с 23 июля по 13 августа 2005 года

Руководитель: Сергей Н. Ю. (Санкт-Петербург)

Содержание:
  1. Справочные сведения о походе:
    1. Организация, проводящая маршрут;
    2. Место проведения маршрута;
    3. Общие справочные сведения о маршруте;
    4. Нитка маршрута;
    5. Общий обзор рек и определяющие препятствия маршрута;
    6. Состав группы;
    7. Информация о местонахождении отчёта;
  2. Содержание отчета:
    1. Организация похода;
    2. Подъезды и отъезды на маршруте;
    3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты;
    4. Изменения маршрута и их причины;
    5. График движения;
    6. Техническое описание маршрута;
    7. Потенциально опасные участки и явления;
    8. Перечень наиболее интересных объектов;
    9. Дополнительные сведения о походе;
    10. Смета расходов на одного участника;
    11. Список продуктов;
    12. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута;
    13. Список использованной литературы
  3. Картографический материал
1. Справочные сведения о походе
1.1. Организация, проводящая маршрут

Санкт-Петербургский туристский клуб. Адрес: 191104, Санкт-Петербург, ул. Короленко 2а, Турклуб, телефон (+7)-(812)-579-20-81.

1.2. Место проведения маршрута

Российская Федерация, республика Коми, Ненецкий автономный округ, район Полярного Урала.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности похода Протяжён-ность активной части похода, км. Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
Водный Четвертая 357,км в т.ч. 21 км – пешком, 36 км-волок, 300 км-сплав 22 16 с 23 июля по 13 августа 2005

1.4. Нитка маршрута

Санкт-Петербург – г. Воркута – п. Хальмеръю – р. Хальмеръю – р. Силова-Яха – устье р. Буреданъю – переход через гряду Силова-Мусюр – р. Малый Воропшор – р. Воропшор – р. Сибирчата-Яха – р. Кара – протока Бол. Вануйта – Карская губа – пос. Усть-Кара – г. Воркута – Санкт-Петербург.

1.5. Общий обзор рек и определяющие препятствия маршрута

Речная сеть Полярного Урала довольно густая, реки отличаются большой извилистостью, что связано с широким распространением многолетней мерзлоты. Повсюду встречаются озера, преимущественно ледникового и термокарстового происхождения.

В летне-осенней период все реки Полярного Урала, особенно в верховьях, отличаются непостоянством режима и резкими колебаниями уровней и расхода воды. После интенсивного таяния снегов или от сильных ливней подъем уровня воды на реках бывает иногда настолько велик, что превышает уровень весеннего половодья. Летние паводки часто служат серьезным препятствием для туристов при переправе через реки вброд и, особенно, при подъеме лодок бечевой против течения.

Август — самый маловодный месяц, поэтому, отправляясь в августе в водный поход, туристы должны помнить об обмелении рек, особенно в верховьях, на порогах и перекатах.

Вследствие неглубокого залегания вечной мерзлоты на Полярном Урале почти отсутствуют топкие болота. Это в значительной степени облегчает передвижение туристов по берегам рек при подъеме лодок бечевой против течения и при проведении пешеходных маршрутов в любых районах территории.

Температура воды летом колеблется от +6 до +15.

Несмотря на отсутствие высоких гор (лишь несколько вершин достигают высоты 1500м над уровнем моря), тундровые реки достаточно серьезны. Они пробивают в толще пород глубокие – до 80м – каньоны. В местах, где реки пересекают более твердые породы, образуются пороги и водопады. Основной характер порогов – ступенчатый.

Маршрут условно можно разделить на следующие этапы:

Первый этап – сплав по рекам Хальмеръю и Силова–Яха. Протяженность сплава составляла 102км, число ходовых дней – 3.

Второй этап – подъем против течения по р.Буреданъю, волок до р.Малый Воропшор, сплав до р.Сибирчата-Яха. Протяженность перехода составляла 55км, число ходовых дней – 4,5.

Третий этап – сплав по р.Сибирчата-Яха, р.Кара, Карской губе. Протяженность сплава составила 191 км + 9км пеший переход до пос.Усть-Кара, число ходовых дней – 6,5.

р.Хальмеръю. Река является правым притоком Силова-Яхи, имеет явно выраженный равнинный характер, ее длина от истока до устья около 120км. Берега – невысокие, травянистые, течение спокойное. Сплав по Хальмеръю начинали от брода вездеходной дороги, пересекающей ручей примерно в километре выше водопада. Единственное препятствие на нашем сплавном участке реки – трехступенчатый водопад "Хальмеръю", его суммарная высота – 10-12м. Водопад непроходим для катамаранов, и даже для каяка – негабарит по ширине. Далее, до впадения в Силова-Яху порогов на реке нет, встречаются перекаты, мели.

р.Силова-Яха. Расход воды в реке больше, чем в Хальмер-Ю, часто встречаются большие галечные отмели. Местами берега повышаются, появляются выходы скальных пород. На реке, от устья р.Хальмеръю до устья р.Буреданъю - два высоких каньона. Пороги, в основном, несложные: сливы-ступеньки, небольшие бочки, косые валы. Наиболее интересны для прохождения препятствия, расположенные после впадения р.Сизимтывис. Порог "Островец" ("Островной") - находится на выходе из первого каньона. После устья р.Ховратывис, примерно, через 2км, в начале второго каньона – порог "Разбойник" ("Косой вал"). Через несколько минут следует самый мощный и сложный порог первого этапа пути – порог "Мародер" ("Двухступенчатый"). После каньона берега понижаются - справа виден холм правильной конусообразной формы. Почти напротив холма в Силова-Яху впадает р.Буреданъю.

р.Буреданъю, берет начало с восточных склонов гряды Силова-Мусюр. Ручей Буреданъю извилистый, мелкий. Ширина его не превышает 10м. Основные препятствия на пути - это перекаты, также трудоемки при движении участки, заросшие карликовой ивой. Участок Буреданъю от устья и до водопада "Большой" характеризуется большим количеством перекатов и мелей.

Обносить водопад "Большой" и каньон лучше по левому берегу.

За каньоном течение практически не чувствуется, часть пути можно идти на веслах. От устья правого притока р.Дерентейшор количество перекатов и мелей снова начинает увеличиваться. Примерно через 2,5км от впадения р.Гудырвож ширина катамарана начинает превышать ширину ручья.

Пеший переход через гряду Силова-Мусюр осуществляли в северо-западном направлении азимут 315(без учёта магнитного склонения). Основные сложности на пути – заросли карликовой ивы и участки заболоченной тундры.

В месте выхода к р.Малый Воропшор ширина ручья достигает 40-60 см. Примерно через 3км ниже по течению, ручей становится полноводней и появляется возможность проводить суда, а после впадения ручья, вытекающего из озера Дияты, можно начинать сплавляться и на веслах. После слияния с р.Воропшор воды становится больше, движение ускоряется. Перед впадением в р.Сибирчата-Яха расположены два маловодных порога ступенчатого типа.

р. Сибирчата-Яха - одна из самых красивых рек на Полярном Урале.

На сплавном участке р.Сибирчата-Яха от устья Воропшор расположены 7 каньонов, разделенные участками со спокойным течением. По лоции Кудряшева В.Ф. на реке насчитано 43 препятствия различной сложности.

Основные препятствия, определяющие сложность маршрута расположены в каньонах.

Самыми сложными являются препятствия второго каньона - четыре водопадных слива, разделенные короткими плесами, также спортивный и эстетический интерес представляют к аскад порогов №23-27 - пятого каньона, пороги №33,35 - расположенные в середине 6-го каньона и порог №43, перед 7-м каньоном.

р.Кара. Устье р.Кары и Карская губа – последний водный этап путешествия. Кара - полноводная река, порогов, перекатов, мелей нет. Уровень воды во многом зависит от приливов и отливов в Карской губе. Скорость движения определяется силой и направлением ветра. При попутном – можно соорудить парус, при встречном или боковом ветре проводить суда на бечеве.

В Таблица 1 приведены определяющие препятствия маршрута.

Таблица 1. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия.
Название.
Категория трудности Длина препятствия (м). Характеристика препятствия Путь прохождения (для локальных препятствий)
1 2 3 4 5
р.Силова-Яха №30
Порог "Широкий"
Третья 100 Порог расположен на левом повороте реки, состоит из нескольких бочек и валов. Заходили в порог по центру, далее смещались влево.
р.Силова-Яха №31
Порог "Островец" ("Островной")
Четвертая 200 Порог разделен островом на две протоки. Перепад примерно 2м, в обоих сливах – бочки, валы до 1.5м. Один экипаж прошел левой протокой по центру, остальные проходили правой, держась ближе к острову. Просмотр с левого берега.
р.Силова-Яха №33
Порог "Разбойник" ("Косой вал")
Четвертая 50 Порог находится на входе в каньон. Течение сильное, перепад около 2-х метров. В сливе – бочки, косые валы. Проходили по центру. Просмотр с правого берега.
р.Силова-Яха №34
Порог "Мародер" "Двухступенчатый
Четвертая 600 Сложный мощный порог, состоящий из двух ступеней. Вторая ступень технически более сложная. Первую ступень проходили по центральному сливу. Вторую ступень проходили с лавировкой вдоль правого берега. Просмотр с левого берега.
р.Сибирчата-Яха
Пороги №7, 8, 9, 10 второго каньона.
Четвертая 200 Четыре водопадных слива, разделенные плесами. Просмотр с левого берега. Проходили двумя тандемами на разгруженных судах.
р.Сибирчата-Яха
Каскад порогов №23-27-пятого каньона.
Третья 400 Одиночные сливы, разделенные плесами. Проходили тандемами, на взаимостраховке, с промежуточной чалкой возле пор.№25.
р.Сибирчата-Яха
Порог №33
Третья 100 Струя выносит в улово под левым берегом. Проходили по очереди, с нижней страховкой. Просмотр с правого берега.
р.Сибирчата-Яха
Порог № 35
Третья 200 Скалистый остров делить русло на две неравные протоки, в обеих мелкие, каменистые сливы Один экипаж прошел слева, остальные прошли справа. Просмотр с правого берега.
р.Сибирчата-Яха
Порог № 43
Третья 15 0 Мощный слив с бочками и косыми валами. Проходили по центру Просмотр с правого берега.

1.6. Состав группы

Состав группы приведен в Таблица 2.

Таблица 2. Состав группы

Фамилия Имя Отчество Год рождения. Домашний адрес, телефон. Туристский опыт Обязанности в группе, распределение по средствам сплава
1 2 3 4 5 6
1 Сергей Наталия Юрьевна 1961 Санкт-Петербург, ул. Асафьева, д.2, к.2,кв.48, тел.513-23-24 VI -у Алтай (Карагем-Аргут), V-у Саяны (Китой-Онот), III -р Карелия (Лоймола-Тулема) Руководитель
Катамаран – 1
2 Якубенко Геннадий Николаевич 1962 Санкт-Петербург, г.Пушкин ул. В.Шишкова, д.24, кв.58, тел. 466-40-59 VI -у Алтай (Карагем-Аргут) V-у Саяны (Китой-Онот) Завхоз
Катамаран – 1
3 Якубенко Павел Геннадьевич 1982 Санкт-Петербург, ул. З.Портновой, д.17/1, кв.315, тел. 157-82-10 V-у Алтай (Башкаус-Чулышман), V -у Саяны (Китой-Онот) Фотограф
Каяк
4 Виноградов Михаил Николаевич 1962 Санкт-Петербург, ул. 3-я Советская, д.22, кв.28, тел. 277-17-67 VI -р Алтай (Карагем-Аргут) V-р Саяны (Китой-Онот) Ремонтник
Катамаран – 2
5 Виноградова Нелли Николаевна 1962 Санкт-Петербург, ул. 3-я Советская, д.22, кв.28, тел. 277-17-67 V I -у Алтай (Карагем-Аргут), V -у Саяны (Китой-Онот) Начфин, Кинооператор
Катамаран – 2
6 Комарова Татьяна Сергеевна 1976 Санкт-Петербург, ул. Брюсовская,д.3, кв.43, тел. 543-98-03 I V-у Карелия (Тохма-Коллас-Уксун) III -у Карелия (Чирка-Кемь) Медик
Катамаран – 3
7 Хвостов Александр Борисович 1971 Санкт-Петербург, ул.Руставели,д.58/1, кв.387 II -у Карелия (Шуя) Участник
Катамаран – 3

Средства сплава:
№1 Катамаран – 2 (конструкции Капранова Н.Р.) – Якубенко Г.Н., Сергей Н.Ю.
№2 Катамаран – 2 (произв. Белоруссии)– Виноградов М.Н., Виноградова Н.Н.
№3 Катамаран – 2 (конструкции Капранова Н.Р.) – Хвостов А.Б., Комарова Т.С.
Каяк (Prijon Compressor) - Якубенко П.Г.

1.7. Информация о местонахождении отчёта

Отчёт о походе находится в Санкт-Петербургском клубе туристов по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Заставская д. 28.

Электронная версия отчёта, фото и видео материалы находятся на руках у руководителя.

2. Содержание отчета
2.1. Организация похода

Выбор маршрута определялся, прежде всего, желанием участников в очередной раз совершить путешествие по Крайнему Северу. Большая часть группы имела многократный опыт, как зимних, так и летних походов в полярных районах. Совместно были пройдены маршруты V к.с. и VI к.с. по Алтаю и Саянам. Реки, по которым мы собирались сплавляться, протекают по Северной части Полярного Урала, интересного в первую очередь природной красотой маршрута, а также тем, что появилась возможность еще раз побывать в суровом, но вместе с тем потрясающе красивом мире, о существовании которого многие и не догадываются.

Несмотря на то, что маршрут р.Хальмеръю– р.Силова-Яха – р.Сибирчата-Яха является эталонным ( IV к.с.), входя в классификатор "Спортивные туристские маршруты", нам удалось найти всего два упоминания о прохождении этих рек. По нашим сведениям, маршрут проходился в 1981 г. – группой под руководством Кудряшова В.Ф. (первопрохождение) и в 1983 - группой Кольцова. Основным источником информации был для нас отчет Кудряшова, находящийся в библиотеке турклуба Санкт-Петербурга. Современные сведе ния о заброске и выброске взяты из Интернета.

Выбор района путешествия позволил спланировать линейный, непрерывный маршрут.

Этот маршрут был разработан еще 2 года назад. Тогда, по ряду причин, нашим планам не суждено было осуществиться. Но нас по-прежнему вдохновляла мысль о возможности побывать в местах, где более 20 лет не бывало туристских групп, да и для местного населения район р.Сибирчата-Яха, вряд ли, является излюбленным местом отдыха, рыбалки или охоты.

Прохождение маршрута в условиях Заполярья, с запланированным пешим переходом, подразумевает серьезное отношение к личному и общественному снаряжению. У участников имелись неопреновые гидрокостюмы и ботики, термобелье, водозащитные куртки – как раз необходимая экипировка с учетом северного лета: холодного, ветреного и малоснежного. Палатки желательно иметь каркасно-дуговые (ветростойкие), поскольку из-за сильных ветров вы рискуете ловить свою палатку по тундре. Из общественного снаряжения мы брали: газовую горелку с баллонами, тент с каркасом от палатки типа "пирамида", разнообразные репелленты. Алюминиевые котлы с широким дном быстрее нагреваются – для этого похода был специально куплен набор таких котлов. Тент не только защищал нас от дождя, но и предохранял горелку от сильного северного ветра.

Наличие в середине маршрута пешего перехода выдвинуло жесткие требования и к составлению списка продуктов. По нашей раскладке на человека в день приходилось 500гр. Для восполнения затрат энергии, связанных с тяжелыми физическими нагрузками и сравнительно низкой температурой, в раскладку было включено достаточное количество жиров и углеводов. Для пополнения рациона питания были взяты удочки и ружье. Ружье – одноствольная винтовка с запасом пуль. Вес всего запаса пуль – 70гр. – не самым тяжелым грузом лег на дно рюкзака.

Количество участников – 6-10 человек представляется оптимальным для проведения похода, несложного в техническом отношении, но требующего значительных физических нагрузок. В том случае, когда участников больше 10 человек, группа становится менее мобильной, кроме того могут возникнуть сложности с приготовлением пищи на газовой горелке при отсутствии дров.

Для прохождения данного маршрута в качестве средств сплава были выбраны катамараны-двойки. Наличие в группе каяка, достаточного объема, не обременило остальных участников.

Все участники похода хорошо знакомы друг с другом. Слаженность действий в критических ситуациях не раз проверялась на ранее совместно пройденных маршрутах. В начале мая в целях проведения предпоходных тренировок все участники прошли маршруты по Южной Карелии, а также летом не пренебрегали тренировками на Лосевском пороге. Весной в Карелии еще раз проверили свое и общественное снаряжение.

Организация и проведение похода – результат желаний и усилий каждого участника и всей группы в целом. Разработанный график движения удалось выдержать, поход закончился успешно, безаварийно и к установленному сроку.

2.2. Подъезды и отъезды на маршруте

Заброска на маршрут из Питера не представляет особой сложности. Однако, некоторые осложнения у нас все-таки возникли при покупке билетов на поезд Санкт-Петербург – Воркута. Неожиданно, за 40 суток, выяснилось, что билеты проданы и такая ситуация типична для летнего времени на это направление. Подключив "скрытые ресурсы", мы стали счастливыми обладателями 7 "боковушек". Бригада проводников из Котласа позволила нам, без проблем, погрузить наш неподъемный скарб и каяк в вагон, за что им – большое человеческое спасибо. При обходе вагонов начальником поезда был замечен каяк, удачно разместившийся на верхних полках. Плата за негабарит составила 108 рублей 60 копеек

Заброска на Хальмер-Ю. Железная дорога из Воркуты разобрана, вместо нее сейчас имеется вполне приличная грунтовка, местами машина идет прямо по шпалам бывшей железной дороги. От пос.Хальмеръю дорога значительно хуже, появляются заболоченные торфяники, для преодоления этого участка требуется машина повышенной проходимости.

Всего от Воркуты и до водопада "Хальмер" мы потратили 4,5 часа времени, забрасываясь на "вахтовке" типа "Урал", стоимость 7000 рублей. Организовывали заброску и выброску через Лапшина Николая Викторовича, дом. тел. (82151)62-8-41, который передал нам телефоны контактных лиц. В процессе переговоров пришлось общаться с разными людьми из НИИ "ВоркутаГеология": это и Владимир Валентинович Пирогов – начальник (82151)611-31, моб. 8 912 9510911, и Владимир Митрофанович - механик вездехода, моб. 8 912 555 0296 и Игорь Пановский – водитель - (82151)32-888 и др. Все они были заинтересованы нам помочь, и, в общем, выполнили свои обещания.

Выброска. О выброске начали договариваться еще из Питера. Нами был заказан вездеход из пос. Усть-Кара за 30000 рублей.

Добравшись до пос. Усть-Кара, выяснили, что наш вездеход, по причине высокой воды, не смог форсировать р.Кара и затонул на переправе, караван вездеходов с продуктами для поселка, стоит возле брода и ждет спада воды.

Также выяснили, что никакой связи с "большой землей" нет, удар молнии разрушил приемник - передатчик, следующий рейс вертолета в Воркуту через 15 дней, вообще, наши перспективы попасть вовремя на поезд, на который, у нас были обратные билеты, весьма призрачны. Информация о том, что предыдущая группа жила в поселке неделю, не обрадовала. Приняли решение о переносе лагеря в поселок, ближе к информации, магазинам и "цивилизации".

Процесс выброски из Усть-Кары напоминает, по замечанию одного из участников, некую компьютерную игру, где группа ходит по поселку и собирает любую информацию, способную принести пользу.

В первый день пребывания мы выяснили, что завтра прилетит вертолет из Нарьян-Мара, привезет главу местной администрации – Евгению Ювинальевну, у которой есть спутниковый телефон, и, забрав врачей, медицинскую технику и больных, улетит обратно. Выбираться через Нарьян-Мар нас не устраивало. Во-первых, оттуда можно выбраться только авиацией, не имея билетов и с нашим грузом, это был бы, видимо, самый дорогой вариант. Во-вторых, Нарьян-Мар - режимный город, а пропусков в "погранзону" у нас не было, и, в-третьих, было сказано строго, что вертолет дополнительного груза брать не будет. Вечером первого дня поселились в бараке со всеми удобствами за 30р. с группы в сутки.

День второй. Вертолет с главой администрации прибыл во второй половине дня, ближе к вечеру, мы попросили первого пилота связаться с Воркутой и заказать нам спец. рейс. С земли связи не было, и он пообещал связаться с ними с воздуха, предварительно выяснив, представляем ли мы себе, сколько спец. рейс будет стоить, и есть ли у нас наличные деньги. Забрав наши записки с телефонами родных и друзей, пообещав со всеми связаться - летчик отбыл. Здесь стоит отдельно отметить порядочность первого пилота, к сожалению, мы не успели узнать, как его зовут, он абсолютно честно выполнил все свои обещания. Вечер второго дня провели в бане.

День третий. Утренние попытки связаться с "большой землей" по спутниковому телефону безрезультатны, связи нет, батарея телефона разряжена и не заряжается. Пытаемся отправить телеграмму через радистов-метеорологов, они говорят, что попробуют через Амдерму. Вездеходов нет, до нашего поезда остается 10 часов. Собираемся жить в Усть-Каре "по-настоящему", договариваемся о покупке оленьей туши(80р. за 1кг), т.к. банка тушенки в магазине стоить 82р., и вообще цены на продукты в 3-4раза дороже питерских. Часов в 12 дня наш барак посетила Евгения Ювинальевна с известиями, что за нами через три часа прилетит вертолет, и на её памяти это первый такой случай, не забыв, правда, напомнить о стоимости спец. рейса - 112 000 рублей. А еще через час к бараку подъехали два тягача-вездехода, которые тоже были готовы нас вывезти, заглянув внутрь этой "боевой машины" и представив себя там в течении суток – отказались. Хотя основная причина отказа от экзотики вездеходной выброски – лимит времени.

Вертолет прибыл вовремя, и в 16-30 мы были уже Воркуте, прямо из аэропорта за 100!!! рублей нас довезли до ж/д вокзала, и в 21-15 отбыли в Питер.

Какие хочется сделать выводы о выброске из пос. Усть-Кара.

  1. Наиболее приемлемым вариантом, видимо, остается вездеход, со всеми своими минусами (очень изношенная техника, тяжелые условия обитания в вездеходе и пр.)
  2. Возможна вертолетная выброска. В 2005г было запланировано три рейса до Воркуты, в июне, июле и в августе, стоимость билетов порядка 3200 рублей, расписания рейсов можно, наверное, уточнить заранее в авиаотряде.
  3. Спец. рейс вертолета. Летчики готовы за наличный расчет делать "левые" рейсы. Для нас это было оптимальным вариантом, лимит времени, потеря обратных билетов на поезд, дорогие продукты и пр. "неудобства" вынуждали нас принять этот путь. Скооперировавшись с группой из Риги в количестве 9 человек, вышло не так уж и дорого, и торг уместен.
  4. Группа должна быть морально и финансово готова к длительному пребыванию в Усть-Каре. Известны случаи ожидания 15 и более дней. Пребывание в поселке с весьма колоритным местным населением имеет определенные нюансы.
  5. Все встреченное "русское" население Севера весьма доброжелательно, с желанием нам помочь, угостить и пониманием наших проблем.
  6. Верить в удачу, все группы рано или поздно возвращались.
2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

В случае возникновения экстренной ситуации был разработан запасной вариант маршрута - сплав по рекам Хальмеръю и Силова-Яха до пос. Усть-Кара, сократив тем самым километраж, избежав подъема по р.Буреданъю и волока до р.Сибирчата-Яха.

В разряд непредвиденных обстоятельств, которые могут внести коррективы в запланированный график движения, мы относили не только аварийные ситуации, травмы и болезни участников, низкий уровень воды, но и неблагоприятные погодные условия: жаркое солнце может быстро смениться дождем, южный ветер – северным, не редки значительные колебания температуры воздуха.

Маршрут проходил по ненаселенной местности, практически единственно возможный аварийный выход – это сплав вниз по течению.

Уровень воды был высок, погода нам благоприятствовала, самочувствие участников – отличное, все были здоровы и настроены на прохождение основного варианта.

2.4. Изменения маршрута и их причины

Первоначально стапель планировался в заброшенном поселке Хальмер-Ю. Договариваясь о заброске в НИИ "ВоркутаГеология", нам предложили за те же деньги довезти нас до водопада "Хальмер". Поскольку во всех просмотренных отчетах, описывающих участок пути от выбранного заранее места стапеля до водопада, упоминается о том, что река имеет равнинный характер, сильно петляет, а из-за большого количества мелей приходиться часто проводить суда, было принято решение начать сплав от водопада. Два порога ("Каньонный", "Трек"), судя по их описанию, особого интереса не представляют. Из-за недостатка сведений о II этапе маршрута, начиная с подъема по Буреданъю и заканчивая сплавом по р.Сибирчата-Яха, хотелось иметь хотя бы небольшой запас времени в случае возникновения различного рода непредвиденных ситуаций. Все эти соображения заставили нас принять предложение водителя "Урала".

В остальном, маршрут пройден полностью, всей группой, в соответствии с заявленным основным вариантом и установленными контрольными сроками.

2.5. График движения

График движения группы приведен в Таблица 3.
Движение группы по маршруту осуществлялось с часовой остановкой на обед в середине дня.
Движение по течению осуществляли в режиме 50мин хода 10 мин отдыха.
Движение против течения - в зависимости от тяжести преодолеваемых препятствий, стараясь придерживаться 45мин хода 15мин отдыха.
Движение пешком – 30мин хода - 10 мин отдыха.
Ходовое время, указанное в графике движения является рабочим, т.е. фактически затраченным на прохождение маршрута и не включает в себя время остановок на обед, перекуры и отдых.

Таблица 3. График движения

Дни пути Дата Участок пути Км Ходовое время Препятствия на участке Метеоусловия
1 2 3 4 5 6 7
1 25.07 г.Воркута – 1км выше вдп. "Хальмер" 56+18 а/м
"Урал"
1км - пешком
3ч30мин а/м "Урал" 30мин - пешком Стапель Солнечно, жарко, ветер слабый
2 26.07 1км выше вдп. "Хальмер" – р.Силова-Яха (4км ниже устья р.Хальмеръю) 32 - сплав 5ч35мин - сплав Вдп."Хальмер", мелкие перекаты, проводка судов Солнечно, жарко, душно, ветер слабый, вечером появились перистые облака
3 27.07 р.Силова-Яха (4км ниже устья р.Хальмеръю) – устье р.Ярейю (пор. №16) 27 - сплав 4ч30мин - сплав Встречаются мелкие перекаты, проводка судов 7.00 – душно, ветра нет, слабая облачность; после 9.00 – поднялся ветер; в 16.00 началась сильнейшая гроза
4 28.07 Устье р.Ярейю – 2км выше устья р.Буреданъю 42 - сплав
2 - подъем против течения
6ч - сплав
2ч - подъем против течения
Пороги: №30 "Широкий", №31"Островец", №33"Разбойник" №34"Мародер".
На р.Буреданъю высокая вода, местами сильное течение, мелкие перекаты
Утром – солнечно; после 14.00 поднялся слабый ветер, появились облака; после 20.00 началась гроза
5 29.07 2км выше устья р.Буреданъю – 1.5км выше вдп."Большой" 8 - подъем против течения 1 - пешком 4ч - подъем против течения
1ч - пешком
Большое количество мелких перекатов, мели, обрывистые берега, заросшие ивой. Обнос вдп. "Большой" Средняя облачность, большая влажность; после 18.00 появилось солнце; после 21.00 пошел дождь
6 30.07 1.5км выше вдп. "Большой" - устье р.Гудырвож 20 - подъем против течения 7ч20м - подъем против течения Мелкие перекаты, мели, берега заросшие ивой. Солнечно, ветер слабый; днем кратковременная гроза; вечером похолодало
7 31.07 Устье р.Гудырвож – р.Малый Воропшор 3 - подъем против течения 8 - пешком 3ч45м - подъем против течения 2ч40м - пешком На р.Буреданъю большое количество мелких перекатов, мелко, узко.
На пешей части -заболоченная почва, заросли карликовой ивы.
Средняя облачность, ветер северный; после 14.00 дождь, резко похолодало; дождь закончился после19.00
8 01.08 Возвращались за оставленными судами; перенесли лагерь на 2км ниже по течению 8+8 - пешком 2 - пешком 4ч30м - пешком 1ч40м - пешком Переменная облачность, ветер
9 02.08 р.Малый Воропшор – р.Сибирчата-Яха (после 1-го каньона) 3 - волок 15 - сплав 2ч35м - волок 4ч35м - сплав Близко от устья р.Воропшор выходы твердых пород образуют два мелких порога. Суда проводили. р. Сибирчата-Яха. Препятствия 1-го каньона пор.№1,2,3,4 Утром - холодный ветер, временами небольшой дождь; после 10.00 – солнечно; к вечеру снова похолодало, поднялся ветер
10 03.08 1-й каньон – середина 3-го каньона р.Сибирчата-Яха 22 - сплав 4ч40м – сплав Пороги второй части 2-го каньона пор.№7, 8, 9, 10 проходили без груза. Просмотр с левого берега. Облачно, холодно, сильный встречный ветер; после 12.00 ветер слабый, то солнце, то дождь
11 04.08 Середина 3-го каньона – вход в 5-ый каньон р.Сибирчата-Яха 19 - сплав 4ч15м - сплав Не сложные шиверы, перекаты Пасмурно, холодно, сильный встречный ветер; после 16.00 ветер стал стихать
12 05.08 Вход в 5-ый каньон – устье р. Сесыяю. р.Сибирчата-Яха 25 - сплав 5ч30м - сплав Каскад порогов №23-27-пятого каньона.
Пороги №33,35, расположенные в середине 6-го каньона.
Порог №43, перед 7-м каньоном
Утром – солнечно, ветер переменный; после 12.00 ветер становиться встречным
13 06.08 Устье р.Сесыяю – отметка 1м от ординара. р.Сибирчата-Яха 47 - сплав 7ч30м - сплав Встречаются мелкие перекаты Солнце, ветер попутный; после 10.00 пасмурно
14 07.08 р. Сибирчата-Яха, отметка 1м от ординара – р.Кара 23 - сплав 7ч30м - сплав Часто используем проводку судов на бечеве Сильная облачность, ветер западный штормовой
15 08.08 р.Кара – Карская губа, не доходя 9км до пос.Усть-Кара 48 - сплав 11ч45м - сплав Часто используем проводку судов на бечеве Сильная облачность, холодно, мелкий дождь, ветер северо-западный сильный
16 09.08 Стоянка – пос.Усть-Кара 9-пешком 1ч30м - пешком Сборка судов Пасмурно, ветрено, мелкий дождь

2.6. Техническое описание маршрута

Первый этап – сплав по рекам Хальмеръю и Силова–Яха. Протяженность сплава составляла 102км, число ходовых дней – 3, чистое ходовое время - 16 часов.

Описание соответствует среднему уровню воды в р.Хальмеръю и высокому в р. Силова–Яха.

Нумерация препятствий взята из отчета Кудряшева В.Ф. Активная часть маршрута начиналась примерно в1км выше водопада "Хальмер", от брода вездеходной дороги.

Место, выбранное для постановки лагеря, оказалось довольно оживленным. По вездеходной дороге ездят рыбаки из Воркуты на самодельных вездеходах, которые они называют - "каракат". Это очень интересная конструкция, сделанная на базе мотоциклов. Самодельная "вездеходка-каракат" может и через неглубокие речки переезжать, и по болоту, и по грязи вездеходных дорог (см. Фото № 1).

Фото № 1. Каракат

Препятствие №10 – трехступенчатый водопад "Хальмер". Отличительный признак водопада – широкий разлив реки перед скальным сужением русла. Высота водопада примерно 10-12м (см. Фото № 2, Фото № 3). Шум водопада экранируется берегами и при боковом или попутном ветре может быть совсем не слышен. Обнос возможен как по левому, так и по правому берегам. Мы обнесли водопад по левому берегу.

Фото № 2. Верхняя часть водопада "Хальмер" Фото № 3. Водопад "Хальмер"

Ниже водопада и до впадения в р.Силова-Яха течение медленное, нередки мелкие галечные перекаты, часто расположенные по диагонали через реку.

Препятствия №11 - №14 – сложности не представляют (см. Фото № 4, Фото № 5) . Ориентиром служат первые выходы скальных пород на р.Силова-Яха. Проходили сходу на взаимостраховке.

Фото № 4. Катамаран - 3 Фото № 5. Катамаран - 3

Препятствия №15 (см Фото № 6), №16 расположены сразу после впадения левого притока Ярейъю. Сложности не представляют, проходили сходу на взаимостраховке.

В устье р. Ярейъю нас застала гроза, об этом природном явлении стоит упомянуть отдельно. Первые дни нашего пребывания на Приполярном Урале постоянно шли кратковременные грозовые ливни, но гроза в устье Ярейъю потрясла нас своей мощью. Небо раскалывалось на части, молнии били в тундру, поднимая фонтаны торфа в непосредственной близости от палаток, которые были самыми заметными элементами пейзажа, вода с неба лилась стеной. Это был настоящий "тропический ливень", ни кто из нас и не мог представить, что такие грозы возможны в столь высоких широтах. Восторги по поводу красоты явления, довольно быстро сменились реальным страхом, к счастью все довольно быстро закончилось. На утро следующего дня вода в реке Силова-Яха поднялась сантиметров на 70, скорость течения заметно возросла.

Фото № 6 Препятствие №15

После устья Ярейъю - несколько простых перекатов до широкого прерывистого каньонного участка.

Препятствия этого участка №17 – №23 – сложности не представляют. Проходили сходу, на взаимостраховке.

Несложный порог №24 расположен до впадения левого притока Дерентейтывис. Далее до впадения правого притока Сизимтывис длинный плес почти без течения.

После простых шивер №25, №26 река входит в первый высокий каньон на Силова-Яхе. В начале каньона расположен порог "Плита" (№27): подводная плита перегораживает все русло, высота ступени около метра, затем косая бочка. Проходили на взаимостраховке. Далее находится порог "Широкий" (№30) - расположен на левом повороте реки, образующим прижим к скале правого берега . Проходили на взаимостраховке.

Самый интересный порог первого каньона – "Островец" №31 (см. Фото № 7, Фото № 8, Фото № 9). Большой каменный остров делит русло на две протоки, в обоих сложные пороги, длиной около 150м. Перепад примерно 3м. Мощная струя бьет в правый берег острова. В правой протоке несколько, следующих друг за другом, бочек и серия отбойных валов справа. Левая протока с каменистым заходом имеет в середине длинный слив и серию бочек в конце. Для просмотра порога чалились к острову. Каяк и два катамарана прошли правой протокой на взаимостраховке и в конце порога встали на страховку оставшегося катамарана, который шел левой протокой.

Фото № 7. Правая протока Фото № 8. Левая протока. Катамаран - 1 Фото № 9 Катамаран -1 в пор. "Островец". Выходная часть

Шиверы, следующие за пор.№31, сложности не представляют. Второй высокий каньон начинается после правого притока р.Ховратывис.

Порог №33 "Разбойник" ("Косой вал") расположен на входе в каньон, где река делает плавный правый поворот (см. Фото № 10). В условиях "нашей" воды порог представляет собой мощнейший слив с высокими, до 2 м, валами на выходе. Просматривать удобнее справа. Проходили на взаимостраховке, тандемами.

Фото № 10. Порог "Разбойник"

Затем следует самый сложный порог №34 (см. Фото № 11 - Фото № 14) первого этапа пути – "Мародер" ("Двухступенчатый"). Длина порога 600 метров, перепад около 3-х метров. Высокая вода залила все камни, упоминавшиеся в других описаниях, порог представлял собой сплошной поток воды с высокими валами. Первая ступень – участок быстротока с косыми валами, затем река входит в каньон и перед поворотом – мощная "бочка" под правым берегом. Для просмотра порога чалились к левому берегу. Проходили на взаимостраховке, тандемами.

Фото № 11. Первая ступень порога "Мародёр"
Фото № 12. Прохождение первой ступени, катамаран - 1 Фото № 13. Катамаран - 2 во второй ступени порога "Мародёр"Фото № 13 Катамаран - 2 во второй ступени порога "Мародёр" Фото № 14. Катамаран - 3 во второй ступени порога "Мародёр"

До устья Буреданъю кроме простых шивер препятствий нет. Река протекает в красивейшем каньоне. Скалы каньона поражают причудливостью форм и орнаментов (см. Фото № 15 - Фото № 19).

Фото № 15
Фото № 16 Фото № 17 Фото № 18
   
  Фото № 19 Фото № 20. Выход из каньона перед впадением р.Буреданъю  

После выхода из каньона Силова-Яха широко разливается, через 500м на правом берегу холм правильной конусообразной формы. Этот холм является ориентиром левого притока Буреданъю (см. Фото № 21).

Фото № 21

Второй этап – подъем против течения по р.Буреданъю, волок до р.Малый Воропшор, сплав до р.Сибирчата-Яха. Протяженность перехода составляла 55км, число ходовых дней – 4.5. Чистое ходовое время -32 часа 35мин.

Ширина ручья в устье достигает 15м (см. Фото № 22), глубина – 1.5м. Из-за быстрого течения в устье ручья катамараны, в основном, проводили на бечевке (см. Фото № 23) . Сложность при прохождении представляют обрывистые берега, заросшие карликовой ивой (см. Фото № 24), и многочисленные мелкие перекаты, река сильно меандрирует.

Фото № 22. В устье р.Буреданъю Фото № 23. Проводка на бечеве Фото № 24. Проводка у обрывистых берегов, густо заросших ивойФото № 24 Проводка у обрывистых берегов, густо заросших ивой

Первая стоянка на р.Буреданъю примерно в 2км выше устья, напротив мелкого правого (здесь и далее орографически) притока. После кратковременной грозы приготовили второй ужин из неучтенных в раскладке гусей.

На следующий день, к 15:00 дошли до водопада "Большой" (см. Фото № 25). Водопад и каньонный участок перед ним начали обносить, не доходя 200м до водопада, по левому берегу р.Буреданъю. Каньон, заканчивающийся водопадом, имеет длину 700-800м и высоту скал до 20м (см. Фото № 26). Начать обнос можно и с последней "петли" реки, тем самым, сократив пешую часть.

Фото № 25. Водопад "Большой" Фото № 26. Вход в каньон

Водопад очень красив, высота около 5-6 м. Стоянка на левом высоком берегу в 800 м перед каньоном.

Суда и вещи удобно спустить к реке в распадке за каньоном.

Следующий участок пути до правого притока р.Дерентейшор. На этом участке течение заметно слабее, мелей и перекатов значительно меньше, часть пути можно подниматься на веслах.

Во время движения спугнули не одну стаю диких гусей. Птенцы еще не умеют летать, пытаются удрать от нас, ныряя в воду или забиваясь в кусты.

Лагерь поставили на холме, в месте слияния ручьев Буреданъю и Гудырвож. Для разнообразия рациона питания подстрелили двух гусей. Набрать дров для костра не так-то просто. Зарослей карликовой ивы, так мешающих при подъеме лодок, поблизости от стоянки нет.

От р.Дерентейшор до р.Гудырвож количество мелей и перекатов снова начинает увеличиваться. Часто применяем проводку бечевой.

После правого притока Гудырвож, р.Буреданъю мелеет, проводим катамараны прямо по руслу реки, перетаскивая на руках через многочисленные мелкие перекаты (см. Фото № 27), берега начинают заметно повышаться. Чем ближе мы подходим к гряде Силова-Мусюр, тем выше становятся сопки. За пять 45-минутных переходов прошли около 3 км. Примерно через 3,5 км от р.Гудырвож р.Буреданъю сужается настолько, что катамараны перестают помещаться в ручье полностью, ширины хватает только одному баллону. От этого места начали пеший переход в долину р.Малый Воропшор.

Фото № 27

Пеший переход, по традиции, делаем в две ходки, сначала рюкзаки, затем переносим суда. Во время обеда и перепаковки снаряжения для пешего перехода, резко похолодало, задул сильный встречный ветер с дождем, все очень замерзли, согреться можно было только двигаясь. Приняли решение идти с рюкзаками сразу, до места постановки лагеря, а на следующий день вернуться за катамаранами. Катамараны подняли на ближайший холм, что бы их было легче найти - яркие и блестящие они далеко видны в тундре.

Основное направление движения на северо-запад, азимут 315. По ходу движения справа – озеро Бол. Варкаты. Путь проходит по тундре с незначительными подъемами и спусками, топкие места чередуются с участками с относительно твердой почвой, в низинах приходится продираться сквозь заросли карликовой ивы, иногда высотой до 1.5м. В таких зарослях часто ноги по щиколотку, а то и выше, вязнут в болотистой почве,

Пройдя около 8 км, выходим на берег р.М.Воропшор, ширина ручья в этом районе 60-80см, ручей сильно петляет, изобилует мелкими перекатами. Берега низкие, травянистые, постоянно встречаются заросли бадана.

Стоянка на высоком берегу р.М.Воропшор (см. Фото № 28). Дров вблизи от стоянки нет.

Фото № 28

На следующий день вернулись за оставленными судами и перенесли их на место лагеря.

Возвращаясь за оставленными судами, часть пути прошли по оленей тропе - "варге" - по ней идти значительно легче чем по тундре.

Вначале, наш каякер пытался тащить лодку волоком на бечеве. Более удачным оказалось решение – нести каяк, как рюкзак, сместив центр тяжести лодки выше пояса. Катамараны несли в сборе (см. Фото № 29).

Фото № 29. Спуск к р.Воропшор

Дальнейший путь продолжили по берегу р.М.Воропшор, так как ручей узок для катамарана (см. Фото № 30), примерно через 2,5 км появляются выходы острых скальных пород, пройдя еще км 2 после впадения ручья слева, становится возможным проводить не гружёные суда по воде. Сплав по р.М.Воропшор начали от устья правого притока, вытекающего из озера Дияты (см. Фото № 31). Благодаря частым дождям, уровень воды в ручье высокий (см. Фото № 32). В более засушливое лето пеший переход будет значительно длиннее.

Фото №30 Фото № 31. Можно начать сплав по Малому Воропшору Фото № 32

Фото № 33
После слияния с р.Воропшор воды становится больше, движение ускоряется. Перед впадением в р.Сибирчата-Яха в скальных сужениях расположены два мелких порога ступенчатого типа. Катамараны провели на веревке, что бы не повредить баллоны об острые камни (см. Фото № 33).

Третий этап – сплав по р.Сибирчата-Яха, р.Кара, Карской губе. Протяженность сплава составила 191 км, число ходовых дней – 6.5. Чистое ходовое время – 43 часа. Уровень воды средний.

Сибирчата-Яха шире, чем Силова-Яха, течение слабое, берега обрывистые (см. Фото № 34) . После устья р.Воропшор примерно через 2.5км река сжимается скальными выходами, еще через 2км начинается невысокий первый каньон. До каньона препятствий нет.

Фото № 34. Начало сплава по Сибирчата-Яхе

В первом каньоне четыре порога, изобилующие камнями и скальными обломками, течение в порогах медленное, поэтому всегда есть время для маневра ( см. Фото № 35, Фото № 36) . Наиболее сложный, требующий постоянного маневра порог №4 (см. Фото № 37). Проходили сходу, на взаимостраховке.

Стоянка на высоком левом берегу, на выходе из каньона. До ужина успели порыбачить и набрать грибов. Отлично ловится крупный хариус. Ужин частично готовили на костре, в зарослях карликовой ивы наломали сухих веток.

Фото № 35. Порог №1. Катамаран - 3 Фото № 36. Порог №3. Катамаран - 2 Фото № 37. Порог №4. Катамаран - 3

Далее, до начала 2-го каньона, примерно 9 км. Начало второго каньона хорошо видно издалека, осмотр проводили с левого берега.

Второй каньон можно разделить на две части: примерно равные по протяженности, но совершенно различные в техническом плане. Обе части просматриваются с гребня левого берега, но для осмотра второй части и выбора места страховки спускались как можно ближе к воде. Первая часть каньона сложности не представляет: препятствий нет, только участки быстротока. Просмотр первой части необходим в основном для определения места чалки (см. Фото № 38, Фото № 39).

Фото № 38. Начало второго каньона Фото № 39. Первая часть второго каньона

Эту часть проходили на взаимостраховке. Зачалились у распадка на левом берегу.

Каскад порогов №7-10 второй части второго каньона - технически самый сложный участок маршрута. Каскад представляет собой примерно 800-метровый участок, на котором выделяются 4 порога водопадного типа ( см. Фото № 40, Фото № 41 ). Первому из них №7 предшествует несложная, мелкая шивера №6. Порог №7 представляет собой водопадный слив высотой примерно 1.7м. Обливной камень по центру делит слив на две протоки. Проходили слева ( см. Фото № 42 - Фото № 45).

   
  Фото № 40. Начало второй части каньона. Порог №7 Фото № 41. Самый сложный участок второго каньона  
Фото № 42. Порог №7. Катамараны – 1, 3 Фото № 43. Порог №7. Катамаран – 3 Фото № 44. Порог №7. Каяк Фото № 45. Порог №7. Катамаран - 2

Второй порог каскада №8 представляет собой узкий полутораметровый слив с подводной плиты, разделённый на две части (см. Фото № 46) . Заход в порог напоминает каменный лоток, длиной около 10м, образованный береговыми скалами и каменным островом справа. Старались пройти по центру более широкой левой протоки (см. Фото № 47 - Фото № 50).

   
  Фото № 46. Порог №8  
Фото № 47. Порог №8. Катамаран – 2Фото № 47 Порог №8. Катамаран – 2 Фото № 48. Порог №8. Катамаран - 2 Фото № 49. Порог №8. Катамаран – 3 Фото № 50. Порог №8. Каяк

Порог №9 – менее сложный, представляет собой чистый слив с бочкой на выходе, ширина прохода ~2,2м. (см. Фото № 51, Фото № 52).

Фото № 51. Порог №9. Катамаран - 2. Каяк Фото № 52. Порог №9. Катамаран - 2. Каяк

Порог №10 образован скальным мысом, перегородившим левую часть русла. Проходили вплотную к скальному мысу по основному сливу, высота слива примерно 1.5м. Осложнен тем, что струя после слива выносит на большой камень (см. Фото № 53 -Фото № 56).

Фото № 53. Порог №10 Фото № 54. Порог №10 Фото № 55. Порог №10 Фото № 56. Порог №10

Все пороги этой половины каньона проходили на разгруженных судах двумя парами, с промежуточной чалкой после пор. №8, в суводи левого берега. Участники, не занятые в прохождении, страховали спасконцами с левого берега и осуществляли фото и видео съемку.

Вещи обнесли по тропе левого берега.

После каньона, на протяжении 2.5км до пор.№11, кроме серии мелких перекатов препятствий нет. Следующее препятствие – трехступенчатый порог №11, состоящий из трех простых сливов. Проходили на взаимостраховке. Препятствия №12-15 сложности не представляют. Шиверы №13,14 находятся перед самым входом в третий каньон. Третий каньон очень длинный, с разрывом посередине в районе пор.№16. Препятствие № 16 – расположено на крутом левом повороте реки. Порог мелкий, в русле множество камней, справа не сильный прижим к скале, слева галечная отмель. Проходили на взаимостраховке.

Стоянка на галечной косе, на левом берегу, после пор. №16 (см. Фото № 57). Вечером – успешная ловля рыбы.

Фото № 57. Стоянка после порога №16

Дальнейший сплав сложности не представляет, течение не сильное, из препятствий простые шиверы и перекаты. Примерно через 1км после окончания третьего каньона встречается несложный порог №18, представляющий локальный слив в сужении русла (см. Фото № 58).

Фото № 58. Порог №18. Катамаран – 3

После впадения левого притока Хальмеръю (см. Фото № 59) берега сужаются, появляются выходы скальных пород. Этот участок реки мы ошибочно приняли за четвертый каньон. По берегам встречаются скалы причудливой формы (см. Фото № 60) .

Фото № 59 Фото № 60

Четвертый каньон начинается после впадения слева притока Мадахаъю (см. Фото № 61). Четвёртый каньон примечателен красивыми скалами, наиболее высокими по правому берегу (см. Фото № 62, Фото № 63). В четвертом каньоне и далее до 5-го каньона препятствий нет. До пятого каньона река принимает еще два крупных левых притока: р.Шелаяшор и р.Колашор. После впадения р.Колашор река поворачивает налево, становятся видны, подступившие к руслу реки, скалы- это вход в пятый каньон – один из красивейших на реке.

Фото № 61. Начало четвертого каньона. Слева впадает приток Мадахаю Фото № 62. Выход из четвёртого каньона Фото № 63. Скалы четвёртого каньона

Перед пятым каньоном остановились на стоянку на излучине левого берега напротив шиверы №22 (см. Фото № 64). Отсюда удобно совершить осмотр узкой заходной части каньона протяжённостью 300-400м, где расположены препятствия №23-27. Пятый каньон самый узкий и глубокий на маршруте, почти отвесные стены сжимают русло реки, спуск в каньоне весьма проблематичен и потребует специального горного снаряжения. Просматривали и фотографировали каньон с левого берега (см. Фото № 65 – Фото № 67). Непроходимых мест и сложных порогов в каньоне нет.

Фото № 64

Палатки поставили прямо на гальке, тем не менее, спать оказалось очень удобно. Ужин готовили частично на дровах – ветках ивы, частично на газе. Вечером поднимались наверх по левому берегу для просмотра каньона и фотографирования.

Фото № 65, Фото № 66. Вход в пятый каньон. Виды с левого берега: с песчаной отмели и со скал Фото № 67, Фото № 68. Выход из узкой части каньона. Виды с обеих сторон

При входе в каньон расположено препятствие № 22 – не сложная шивера с массой подводных и полуобливных камней. Примерно через 50м после правого поворота расположен первый короткий порог каньона №23 (см. Фото № 69). Это слив высотой 0,5м, образованный подводными плитами. Основная струя идет по центру, чуть ближе к левому берегу. Слив имеет явно выраженный двугорбый характер, за сливом неглубокая косая бочка. Проходили по основной струе, ориентируя нос судна немного влево.

Фото № 69. Порог №23. Катамаран – 1

Второй порог каньона №24 начинается прижимом к правому берегу, затем следует короткий слив, за ним небольшая бочка (см. Фото № 70, Фото № 71).

Третий несложный порог №25 (см. Фото № 72), длиной примерно 60м, начинается прижимом к левому берегу и расположен на двух поворотах реки. Для проведения осмотра, страховки и видеосъемки следующего участка реки, зачалились к правому берегу.

Фото № 70. Выход из порога №24 Фото № 71. Выход из порога №24. Катамаран – 2 Фото № 72. Начало порога №25. Катамаран – 3 Фото № 73. Вид вниз по течению от порога №25

На Фото № 73 можно различить порог №26.

Фото № 74, Фото № 75. Порог №26. Каяк. Катамаран - 1 Фото № 76. Порог №26. Катамаран - 3

Порог №26 представляет чистый слив высотой 1м с последующей бочкой. Ширина прохода около трех метров (см. Фото № 74 - Фото № 76).

Порог №27 по характеру подобен предыдущему. Представляет из себя слив через подводную плиту в сужении русла, ширина прохода 2,8м (см. Фото № 77 - Фото № 79). Перед сливом – прижим к правому берегу, за ним – бочка, при прохождении бочка слегка притапливает корму. За порогом – широкий плес-озеро, стенки каньона расходятся, русло реки расширяется, это очень красивое место. Левая скала своей формой напоминает голову дракона. За плесом река поворачивает на восток (см. Фото № 80, Фото № 81).

Фото № 77. Порог №27. Каяк Фото № 78. Порог №27. Катамаран – 1, каяк Фото № 79. Порог №27. Катамаран - 3 Фото № 80. Плес-озеро
   
  Фото № 81. Пятый каньон после поворота на восток  

Каскад порогов №23-27 проходили тандемами на взаимостраховке, с промежуточной чалкой после порога №25.

За озером русло реки снова сужается, в сужении простой слив - порог №28, и после нескольких перекатов на правом повороте начинается препятствие №29 – это довольно мощная шивера с общим перепадом уровней около 2м.

До выхода из каньона встречаются несложные шиверы и перекаты. Стены каньона постепенно размыкаются, берега становятся ниже, слева впадает р.Ярейшор. Через 1,5км после этого притока начинается длинный мелкий перекат, и река входит в шестой каньон (см. Фото № 82).

Фото № 82. В шестом каньоне Сибирчата-Яхи

Первые препятствия шестого каньона №30-32 особой сложности не представляют, линия движения хорошо просматривается с воды, проходили на взаимостраховке.

Следующее препятствие - порог №33 - лучше просмотреть с правого берега, порог начинается после довольно длинного плеса на правом повороте реки. Длина его примерно 50м, левый берег – скальный, отвесный, правый - низкий. Порог начинается 1.5м сливом, за которым следуют валы и бочки (см. Фото № 83, Фото № 84 ), затем довольно сильная струя выносит катамараны в улово под высокий левый берег. Выступающим мысом слева перегорожено русло (см. Фото № 85), справа остается узкий, шириной 2,3м, проход (см. Фото № 86) проходили по очереди с нижней страховкой.

Фото № 83. Порог №33. Каяк Фото № 84. Порог №33. Катамаран - 2 Фото № 85. За мысом справа узость 2,3мФото № 85 За мысом справа узость 2,3м Фото № 86. Катамаран - 1 проходит узость 2,3м

Примерно через 500м, после простого переката №34, подошли к порогу №35, длиной около150м. Хорошим ориентиром может служить ручей, падающий с высоких скал левого берега в середине порога, хорошо видный издалека (см. Фото № 87) . Русло делится скальным островом на две протоки: левая – узкая, с сильным течением, идет вдоль отвесной стенки, правая – широкая, мелкая (см.Фото № 88). На выходе из порога – слив в сужении русла. Один из катамаранов прошел левой протокой, остальные экипажи шли справа (см. Фото № 89, Фото № 90). Проходили на взаимостраховке, экипаж, сплавлявшийся левой протокой, страховали с воды.

Фото № 87. Порог №35 Фото № 88. Порог №35 Фото № 89. Порог №35. Катамаран - 3 Фото № 90. Выход из пор.№35. Катамаран - 3

Далее, за двумя шиверами следует каскад простых сливов №37-№41, и после короткого плеса каньон заканчивается.

Сразу же после шестого каньона на левом повороте следует 200-метровая шивера №42 с сильным течением.

За препятствием №42 находится порог №43 и вход в седьмой каньон (см.Фото № 91) .

Порог №43, довольно сложный, длиной примерно 150м, расположен на правом повороте реки. Вход в порог мелкий, маневру мешает множество камней, затем русло сужается и следует довольно мощная бочка, на выходе ряд стоячих валов. Порог просматривали с правого берега, проходили по очереди, страхуя друг друга снизу (см. Фото № 92- Фото № 94).

Фото № 91. Порог №43. Вход в седьмой каньон Фото № 92, Фото № 93. Порог №43. Катамаран - 1 Фото № 94. Порог №43. Катамаран – 3
   
  Фото № 95. Порог №43. Катамаран – 2  

Седьмой каньон короткий, его длина около 200м, скальные стенки высотой до 15м сжимают русло, делая резкие повороты, напоминающие лабиринт, течение медленное, препятствий нет.

На этом спортивная часть маршрута была окончена.

После каньона река разливается, приобретая типично равнинный характер, течение замедляется, встречаются мелкие перекаты. Скорость продвижения к конечному пункту маршрута напрямую зависит от скорости и направления ветра.

Нам повезло, и первые полтора дня сплава ветер был сильный южных направлений, за это время мы смогли пройти значительную часть пути к Усть-Каре. Затем ветер начал поворачивать к западу, стал штормовым, скорость движения значительно упала, большую часть пути пришлось проводить суда на веревке вдоль берега.

На месте отметки 1м от ординара - начинают ощущаться приливно-отливные колебания уровня воды.

Короткой 100-метровой протокой р.Сибирчата-Яха соединяется с р.Кара. Напротив протоки видна жилая изба и хозяйственные постройки. На берегах р. Кара можно набрать плавника достаточно для костра.

В Карскую губу попали, пройдя протокой Бол.Вануйта, прячась от ветра.

В Карской губе реально попасть в шторм. Береговая линия извилистая, изрезана многочисленными бухтами, встречаются мели. При встречном ветре проводили катамараны, местами увязая в жидком торфе.

Последний лагерь расположили на правом берегу Карской губы, недалеко от вездеходной дороги. Близость дороги и наличие пресной воды – определяющий фактор выбора места для стоянки.

2.7. Потенциально опасные участки и явления

Потенциально опасными участками на нашем маршруте являлись препятствия, определяющие категорию сложности маршрута. Из всех препятствий, которые мы прошли наиболее сложными были пороги: "Островец", "Разбойник", "Мародер", пороги-водопады второго каньона на р.Сибирчата-Яха.

Потенциально опасными так же являются сильнейшие грозы: равнинный характер местности не позволяет найти надежное убежище.

2.8. Перечень наиболее интересных объектов

К наиболее интересным объектам в водной части маршрута следует отнести водопад "Хальмер" на р.Хальмеръю, два каньона на р.Силова-Яха, водопад "Большой" на р.Буреданъю, семь каньонов на р.Сибирчата-Яха. Интересно было познакомиться с жизнью местного населения на Крайнем Севере.

2.9. Дополнительные сведения о походе

Погода во время похода нам благоприятствовала. В первые дни было настолько жарко, что мы купались, шли без гидрокостюмов. Не было затяжных дождей. Уровень воды высокий – что является преимуществом в походах по тундровым рекам. Боковой ветер мешал нашему продвижению только в последние два дня. Для северных тундровых районов комаров было не много. Из взятых нами антикомариных средств лучше всего помогал " Autan ".

Все суда зарекомендовали себя хорошо. За время сплава ни каяку, ни катамаранам не потребовался длительный ремонт.

Всё снаряжение, взятое группой на маршрут, и личное, и общественное не вызвало нареканий.

2.10. Смета расходов на одного участника
  1. Проезд на поезде Санкт-Петербург – Воркута – 1008 руб./чел.
  2. Стоимость заброски до р.Хальмеръю – 1000 руб./чел.
  3. Стоимость вертолетной выброски из пос.Усть-Кара до Воркуты – 7150 руб./чел.
  4. Питание на активной части маршрута 16 дней – 1500 руб./чел.
  5. Питание в дороге - 680 руб./чел.
  6. Проезд на поезде Воркута - Санкт-Петербург – 1039 руб./чел.
  7. Страховка в турклубе – 70 руб./чел.
  8. Итого: 12447 руб./чел.
2.11. Список продуктов

Список продуктов представлен в Таблица 4.

Таблица 4. Список продуктов

Раскладка На чел. 7
Завтраков Всего: 16
Обедов Всего: 17
Ужинов Всего: 17

Завтрак Ед. Норма на чел. в день На 7 чел.
Молочная каша на выбор Рис гр. 80 560
Пшено гр. 80 560
Геркулес гр. 70 490
Манка гр. 40 280
Пшеничка гр. 60 420
Изюм, курага, сухофрукты гр. 10 70
Сухое молоко гр. 15 105
Масло гр. 0
Сухарь белый шт. 2 14шт.
Сыр гр. 30 210
Чай гр. 3 21
Сахар гр. 30 210
Конфеты шт. 1 7шт.

Обед Ед. Норма на чел. в день На 7 чел.
Суп сублимированный гр. 40 4 пакета
Сало, копчености, колбаса гр. 40 280
Сладости (халва, шербет, пр.) гр. 40 280
Сухарь черный шт. 1 7шт.
Чай гр. 3 21
Сахар гр. 0 0
Лук (репчатый) шт. 0,25 2 шт.
Чеснок шт. 0,1 1 шт.

Ужин Ед. Норма на чел. в день На 7 чел.
Мясная каша на выбор Рис гр. 80 560
Греча гр. 80 560
Пшено гр. 60 420
Макароны гр. 100 700
Карт. пюре гр. 70 490
Тушенка гр. 50 350
Сухарь черный шт. 1 7шт.
Чай гр. 4 28
Сахар гр. 30 210
Конфеты шт. 2 14шт.
Соль (крупная), специи (лавровый лист, черн. перец-горошек, луковица) каждому 0
Мука 1,0 кг
Масло растительное 0,8 кг

2.12. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Основным итогом нашего путешествия явилось прохождение маршрута в одном из наиболее сложных в туристском отношении районов России. Полярный Урал отличают суровые природные условия, обилие кровососущих насекомых, малонаселенная местность. Редкой красоты маршрут, проходящий по местам, не тронутым цивилизацией. Каньоны Силова-Яхы и Сибирчата-Яхи – уникальные природные явления. Обилие животных, птиц и рыбы создают ощущение посещения зоопарка. На всем протяжении сплава по Сибирчата-Яхе мы практически не встречали следов присутствия человека.

В реках отлично ловится рыба, обилие дичи позволяет разнообразить рацион питания.

Отдельно следует сказать о трудоемкости всего путешествия. Значительная протяженность, подъем против течения, пешая часть пути и волок в нижнем течении р. Кары требуют хорошей физической подготовки. Течение в реках между порогами практически отсутствует, что довольно затрудняет сплав, особенно при наличии встречного ветра.

В спортивном плане реки, по которым мы сплавлялись, сложности не представляют. При низком уровне воды сплав осложнен многочисленными отмелями в верховьях.

Вода в реках на нашем маршруте довольно мутная, особенно после дождей, хотя употребление сырой воды и не вызывало побочных эффектов, но для приготовлении пищи мы старались набирать воду из впадающих ручьёв.

Место стапеля удобнее выбрать выше водопада "Хальмер", у брода вездеходной дороги.

Обнос водопада "Большой", расположенного на р.Буреданъю, лучше начинать, не доходя до него 800-900м, в том месте, где река плавно поворачивает направо, т.к. река в районе водопада делает "петлю".

Если маршрут заканчивать в Карской губе - идти в пос. Усть-Кара лучше вдоль береговой линии моря, эта дорога тверже и красивее, чем вездеходная по тундре.

За время похода у нас не было ни одной аварии, нам повезло с погодой. Маршрут мы закончили на день раньше срока.

2.13. Список использованной литературы
  1. Попчиковский В.Ю. "Организация и проведение туристских походов" 1987г.
  2. Кудряшов В.Ф. "Отчет о водном туристском путешествии IV к.с. по Полярному Уралу" 1981г.
  3. Михайлова А. "Отчет по водному маршруту IV к.с. по Полярному Уралу" 2003г.
  4. Цындря В. "Отчет по водному маршруту IV к.с. по Полярному Уралу" 1968г.
3. Картографический материал

Схема 1 Карта 1 Схема 2 Карта 2
Схема 3 Карта 3 Схема 4 Карта 4
Схема 5 Карта 5 Схема 6 Карта 6

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Avalanche, 09.03.2006
Спасибо! Хороший отчет. Удивительно, как вам повезло с водой и погодой. В 2003 году в июле вода была ниже и падала, а погода была холоднее, с дождями и сильным ветром.
 Vic_po, 16.11.2007
Как житель воркуты хочу добавить про погоду. У нас очень РЕДКО бывают грозы. В этом смысле 2005 год был уникален. Почти всё лето грозы были. Такого даже старожилы не припомнят. А вообще у нас погоду трудно предсказать.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100