Виды туризма

14 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 570 0
Авторы: Воронов С. В. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба

Содержание:
  1. Справочные сведения о маршруте:
    1. Паспорт маршрута;
    2. Состав группы;
    3. Краткая характеристика маршрута;
    4. Подъезды и отъезды;
  2. Лоция;
  3. График движения;
  4. Итоги, выводы, рекомендации
Справочные сведения о маршруте
Паспорт маршрута

Вид туризма: водный.
Категория сложности: третья (3) усл.
Район путешествия: Южная часть Кольского полуострова.
Нитка маршрута: Москва - г. Кандалакша - оз. Юрхямяярви – р. Кутсайоки– ("Карельский Башкаус") – оз. Пюхяярви - р. Кутсайоки – р. Тунтсайоки - р. Тумча – Иовское водохранилище – пос. Зареченск – г. Кандалакша - г. Москва.
Протяженность сплава: 110 км.
Количество участников: 5 человек.
Средства сплава: катамаран-2 ("Рафтмастер"), катамаран-4 (верблюд пр-во "Красное солнышко")
Сроки путешествия: с 22 июля по 8 августа 2003 г.
Уровень воды: низкий.

Состав группы


п/п
Фамилия И. О. Год рожд. Туристский опыт Судно
1. Воронов Сергей Владимирович 1973 р.Чуя-р.Катунь, р. Ока К-2
2. Лобанов Сергей Геннадиевич 1974 р.Чуя-р.Катунь, р.Ока К-2
3. Садеков Тимур Абдулханянович 1975 р.Чуя-р.Катунь, р.Ока К-4
4. Демешова Мария Александровна 1977 р.Ока, р.Катунь К-4
5. Демешов Михаил Вячеславович 1974 р. Ока К-4

Краткая характеристика маршрута

Маршрут проходил по территории Мурманской области и Карельской автономной республики России. Нагорье Манселькя, по которому проложена основная часть маршрута, находится за полярным кругом на южной части Кольского полуострова. Отсюда, природные особенности района: продолжительная зима, поздний ледоход, половодье в начале лета, белые ночи. Рельеф сложный, сопки невысокие, растительность: ель, сосна, береза, осина. Реки юга Кольского полуострова имеют преимущественно осадочное питание. Очень развита гидрографическая сеть: множество болот, озер, замкнутых или соединенных протоками в единую систему (страна тысячи озер). Сток рек зарегулирован озерами, из-за чего дождевые паводки слабо выражены.

Нагорье Манселькя посещается последнее время массой туристских групп. Маршрут является одним из самых сложных в данном районе. Категория сложности -4, во время паводка или большой воды возможно - 5. Много комаров, грибов, ягод. Рыба ловится неплохо, есть кумжа. Погода бывает разная, в августе ночи уже холодные. Места красивые, особенно в начале.

Река Кутсайоки вытекает из озера Юрхямяярви, имеет длину около 70 километров, расход воды в истоке около 8 куб. м., при впадении в Тумчу - 25 куб. м. Реку можно условно разделить на три участка: 1-й - каньон (до впадения в оз. Пюхяярви), 2-ой – каньон (до пор. "Тесный"), 3-й - плесы от пор. "Тесный" до Тумчи.

Первый участок Кутсайоки, называемый "Карельский Башкаус", начинается от "Чертового моста" и кончается у впадения в нее левого притока Онтонийоки. Имеет уклон около 10 м/км, а местами и выше, маловоден и каменист, но проходим (лучше это делать в июне-июле), обносы сложны. Основные препятствия этого участка – каньоны "Короткий" и "Крутой", включающий пороги "Прыжок", "Щечки", "Кавказский" и "Горка".

Второй участок Кутсайоки тянется от места впадения в нее левого притока Онтонийоки до пор. Тесный. Уклон около 5 м/км, основное падение приходится на порог-водопад "Оба-на" (8- 10 м) и водопад "Маманя" (18- 20 м). Препятствия разделены короткими плесами, обносы проще. Основные препятствия этого участка – пороги "Сомнительный", "Муравей", "БСТ", порог-водопад "Оба-на", водопад "Маманя", порог "Тесный".

Третий участок имеет уклон 2-3 м/км. Он состоит из отдельных порогов, разделенных многокилометровыми плесами. Основные препятствия этого участка – пороги "Ступенька", "Малый каньонный", "Водопадный" и "Лесенка".

Оставшийся участок маршрута, проходящий в нижнем течении Тумчи, имеет уклон и распределение перепадов, аналогичные нижнему участку Кутсайоки. Расход Тумчи в устье 40- 50 куб. м, длина участка от впадения Кутсайоки до "Иовского водохранилища" - 35 км. Основные препятствия этого участка – пороги "Карниз", "Каньонный", "Змея", "Шляпа". Маршрут можно продлить за счет реки Тунтсайоки (пороги "Котел", "Яма"). От слияния р. Кутсайоки и р. Тунтсайоки до порога "Котел" около 1 км вверх по течению. От порога "Котел" до порога "Яма" меньше одного километра вверх по течению. У порога "Котел" отличные стоянки, места под дневки и баню. Длина маршрута по водохранилищу около 60 км. На озере возможна большая волна, опасность  так же представляет затопленный лес– вершины деревьев во множестве торчат из воды. По берегам и на островах изобилие ягод, грибов,  ловиться окунь и щука.

Подъезды и отъезды

Заброска на реку лежит через город Кандалакша, куда можно приехать поездом. Далее необходимо добираться автотранспортом -190км. До Алакуртти – 120км - идет хорошая асфальтовая дорога, сюда можно доехать легковым автотранспортом. От Алакуртти до оз. Юрмиярви дорога плохая, мосты разрушены. Проехать может только грузовик или УАЗ, возможности Газели сомнительны, автобус тоже не лучший вариант.

Нас забрасывал Зубарев Евгений (81533)-3-49-50. Он организует заброску небольших групп. До Алакуртти легковыми машинами, далее ГАЗ-66 или УАЗ - буханка в зависимости от состава группы. Нам заброска обошлась в 3500р.

Для больших групп можно рекомендовать грузовик ЗИЛ-131 с кунгом. Звоните (81533)-3-21-82 Рыбалову Валерию. Правда по информации из сети у него не всё честно.

Ковдорзерский лесхоз оказывает услуги по заброске туристических групп в этом районе на УАЗ-ах "http://kovdales.narod.ru/" rel="nofollow" mailto:murwood@land.ru т. (81533)-6-60-88. В 2003 году за машину (7 чел.) они просили 4900р.

Автобус на заказ в Кандалакше  т.(81533)-313-92.

Можно попробовать заказать автобус через музей Кандалакшского заповедника т (81533)-558-24 или через краеведческий музей т. (81533)-244-07.

ВНИМАНИЕ! Маршрут проходит в погранзоне и по заказнику. Паспорта обязательны, хорошо иметь маршрутную книжку и письмо или список (несколько экземпляров) с основными паспортными данными всех участников. Первая проверка на вокзале Кандалакши – к вам подходят сами, вторая перед Алакуртти. Значение маршрутной книжки особенно возрастает из-за организации здесь заказника.

Выезжают с маршрута из посёлка Зареченск, до Кандалакши отсюда 120км. Точнее это район 12-ой экспедиции, который находится  в 3 км до Зареченска на правом берегу, именно сюда приходит катер от "Шляпы". Как правило, в сезон здесь постоянно дежурят водители на легковушках, в 2003 году они брали 1200руб. с машины.

Заранее договориться о машине можно  т. (81533)-604-47, или искать в Зареченске КИРПИЧНЫЙ дом ул. Нивская д.8а кв 11, спрашивать Аполонова. Автобус на Кандалакшу в Зареченске уходит с центральной площади в 7:00 (Пн, Ср, Пт, Вс). Если всё плохо можно позвонить по телефонам указанным в "заброске", они через два часа приедут.

Лоция

Название препятствия, ориентиры, просмотр Ходовое время от пред. препятствия Км GPS- координаты Описание Примечание
"Чёртов мост" 0 0 N66?42,3681 E29?52,4814 - -
перекатик, виден с моста 30 с 0.1 - - по струе
порожек на выходе из озерка 3 мин - - - по струе
перекат 3 мин - - - по струе
Каньон "Короткий", Сужение русла, скальные берега, Просмотр ПБ 11мин от моста 1.14 N66?42,0591 E29?53,4551 2 ступени по три слива в каждой, между ступенями мелкая шивера. На ней возможны и чалка и страховка. Ia - мелкий слив под ЛБ, заход вдоль ЛБ. Ib - узкий высокий слив. Катамараны влезают впритык. Ic – небольшой прижим к скале ПБ. IIa - широкий водопадный слив неправильной формы, "лапы". Проход по правой "лапе" или между ними. IIb,c - сливы-языки с прижимом вправо под скалы. Стараться идти по левому их краю. Очень эффективна страховка морковкой сразу за "лапами", перед входом в слив IIb. В конце каньона есть стоянка на две-три палатки. Хорошая стоянка на ПБ перед каньоном. За каньоном - разлив.
порожек на выходе из разлива 11мин - N66?42,348 E29?54,418 Остров, чистый проход по струе в правой протоке. Слева криво и мелко - лучше не ходить. выход из разлива – по правому берегу, малозаметен, на мысу – стоянка
порог "Каменистый", заметное падение с подковообразной гряды, Просмотр ЛБ 7 мин 2,80 N66?42,3660 E29?55,2610 Подковообразный слив с гряды в чашу, набитую камнями. Все криво и каменисто между этим и предыдущим - несложные шиверки. Заходную шиверу Каменистого желательно просмотреть, особенно если воды маловато
порог "Островной", Шиверка уходит вправо за угол, конца сразу не видно, справа - каменистая отмель, Просмотр ПБ - - - За углом оказывается камень-остров. Справа - чистый проход. Слева - крутое падение с острых камней, опасное даже для катамарана (рвет шкуру). Задача – вовремя уйти в правую протоку. После просмотра уходится без проблем. Между этим и предыдущим – простые шиверки. Одна из них очень напоминает "Островной" – не спутать.
две шиверы сразу за "Островным" - - - первая - с поворотом влево и сужением русла, вторая – просто шивера. Начинается каньон "Крутой"
порог "Прыжок", Видно падение, высокий скальный ЛБ, на выступе ПБ два бревна скреплены крестом "Х". Просмотр ПБ 34 мин от п."Каменистого" 4,48 N66?42,7125 E29?57,1025 Высокий каменистый слив водопадного типа, около 1,5 метров. Проходим, но неприятен. Торчат камни. Можно обнести по ПБ. За порогом – плес. Метров через 100 на ЛБ за прибрежными зарослями, есть место для стоянки.
Порог "Щечки". Входная шивера видна от "Прыжка". Просмотр ПБ - 4,79 N66?42,7472 E29?57,5105 Длинная входная шивера, сужение русла между скал до нескольких метров, небольшой слив со слабым прижимом к ЛБ, затем резкий поворот в узкую щель (2м) - основной слив. Можно зачалиться после шиверы к ПБ перед основной частью и обнести вещи. Обнос всей шиверы длинен и опасен (скалы). За порогом плес. Если вода средняя и выше, то кат-4 (2м), вероятно пролезет в щель. Если ниже, то перед самой щелью можно зачалиться к ПБ и провести катамараны.
порог "Кавказский". Сразу за Щечками, после небольшого плеса. Просмотр ПБ - 5,0 N66?42,7796 E29?57,7127 Длинная (более200м) непрерывная цепочка порогов (сливов, бочек, прижимов), заканчивающаяся сливом, бьющим в зуб Проходится разгруженными катамаранами. Обнос очень неудобен. Перед выходным сливом можно зачалиться к ПБ и провести его в случае непрохода. Вещи можно носить сразу вниз, за "Горку".
порог "Горка". Сразу за "Кавказским". Просмотр ПБ - 5.15 N66?42,8420 E29?58,0553 Мощный трехметровый слив-водоскат с прижимом (после небольшой бочки) к скале правого берега. На выходе мощная каменистая выходная шивера. Катамарану нужно начинать уходить от прижима заранее. Есть возможность частично провести "слабые" суда под ЛБ мимо основного слива и затем идти только шиверу.
озеро Пюхяярви - 5,4 N66?42,8738 E29?58,2851 Конец "Карельского Башкауса". Сюда же можно приплыть по красивым озерам если высадиться на мосту через ручей не доезжая где-то полчаса до "чертова моста" (около 3 часов сплава). Справа сразу у впадения "Карельского Башкауса" – стоянка, куда удобно при необходимости снести вещи с "Кавказского" и "Горки".
порог "Сомнительный". На выходе из озера – шивера, через 5мин – еще одна, через 10мин от нее - "каменные ворота", затем сужение, на дереве слева автомобильный знак "Прочие опасности". Самого порога от места чалки не видно! Просмотр ЛБ 26 мин от устья Башкауса, рыбалка 7,0 N66?42,3764 E29?59,5211 Два последовательных мощных слива около метра каждый, затем поворот и более мелкий и отлогий третий слив. После первого слива немного прижимает вправо к скале, а на входе в третий очень сильно тащит влево - лучше отдохнуть и развернуться в улове перед третьим сливом, а затем траверсировать струю под максимально острым углом.
порог "Муравей". На резком повороте влево лесистый островок. Просмотр ЛБ! 18 мин, рыбалка 7,5 N66?42,3086 E30?0,0928 Горка, проход ближе к ЛБ, затем слив в сужении – проход по центру. Узкий слив. Сразу после слива справа зуб, на который идет навал, слева – наклонные плиты, на которые. можно слегка наехать баллоном, чтобы удержать нос у левого берега и миновать зуб. Небольшая стоянка на ЛБ в конце порога.
порог "БСТ". Русло перегораживает гряда камней. Просмотр ПБ 8 мин 8,0 N66?42,4646 E30?0,5452 Слаломный порог, необходимо лавировать между надводными плитами. Есть несколько вариантов прохода. Наиболее полноводный – левый с уходом от камня - "убийцы" после косого слива. В большую воду открывается вход у ПБ. Есть стоянки в начале и конце порога на ПБ.
Водопад "Оба-На", через 200 м, Сразу за поворотом после "БСТ". Обнос ПБ 4 мин 8,3 N66?42,4850 E30?0,9442 В правой части – маловодный водопад ~8-10м, слева – мощный но мелкий водоскат под углом около 35градусов. Известны случаи прохождений кат-2 и каяков. При выходе из улова после обноса соблюдать осторожность - у берега сильно наваливает на камни, а ближе к сливу есть места, где подсасывает в бочку. Чалиться осторожно к натоптанным тропам ПБ! Прохождение требует обработки и страховки. Есть стоянка над порогом на ЛБ.
Водопад "Маманя", через 400 м. Сразу за "Оба-На". Обнос ЛБ 4 мин 8,6 N66?42,3740 E30?1,2052 Водоскат ~20м высотой. Непроходим. Внизу есть стоянка для трех палаток, влажно (водяная пыль). Чалиться осторожно к ЛБ! Суда можно спускать на веревках по камням, в узком месте внизу навешивать перила.
порог "Тесный". Скальное сужение - река "кончается". Длина – 50м. Просмотр ПБ!!! 30 мин 11,35 N66?42,6397 E30?3,7312 Большие скальные обломки перегораживают и без того узкое русло. Два узких слива с небольшим прижимом, затем уход от камней и "мышеловки". За 15мин ДО – перекат. По средней воде для кат-4 есть негабариты. На ПБ есть тропа обноса и стоянка
три шиверки 10мин - - первые две – мелкие, между ними журчит левый приток, третья - длинная, с поворотом -
четыре шиверки после длинного прямого плеса 25мин - - первые две – короткие мелкие, затем - в двух протоках (справа глубже), затем - в трех (слева глубже) последняя заканчивается у остатков моста и дороги. Слева от третьей и четвертой шиверки неплохие места для стоянок.
мощная шивера. На выходе из озерка, сужение, падение. Просмотр ПБ. 2ч 35мин от п."Тесный" 18,78 N66?44,5937 E30?10,8960 Первая часть - мощная (валы, бочки, камни). Вторая - мелкая, с островом. После шиверы еще несколько мелей и перекатиков, затем начинаются длинные спокойные плесы. Вторую часть шиверы лучше идти справа.
локальный порог. Перед правым поворотом, видно падение. Просмотр ПБ 2ч 35мин 26,39 N66?43,6193 E30?15,7317 Слив сложной формы через всю реку -
порог "Ступенька". За поворотом после предыдущего. Видны каменные плиты у ПБ. Просмотр ПБ. Чалка сначала заранее, после краткого осмотра - перечалка поближе, к плитам. 6 мин 26,73 N66?43,5701 E30?16,1883 Шивера на входе, затем сложной формы система сливов с плиты, перегородившей реку ("ступеньки"). Выходы основных сливов перегорожены ниже камнями. Затем мощная длинная выходная шивера. Имеет смысл суда не разгружать - шивера очень длинная. Напротив главного слива - стоянка на ПБ. Хорошая стоянка на ПБ за порогом. Есть стоянка и перед порогом на ПБ.
три шиверы 5 мин - - Три шиверы подряд. Две из них - мощные с солидным падением. -
порог "Струя" или "Малый Каньонный". На левом повороте. Ускорение течения, сужение. Просмотр ЛБ 1ч от п."Ступенька" 30,13 N66?42,9201 E30?18,3239 Три гряды в каньончике с мощной струей, чистые проходы первых двух - под ЛБ. Мощные валы. После порога, за поворотом, есть стоянка на ЛБ
перекат у моста, разрушенный мост 38.8 N66?42,0910 E30?24,3576 - От "Струи" плес с меандрами почти без течения
шиверка - - - - -
локальный порог - - - - -
локальный порог сразу за предыдущим, видно падение. Просмотр ПБ 40 мин от моста 41,8 N66?43,0005 E30?25,1653 Остров. Высокий кривой слив Правые протоки, кажется, получше
порог "Водопадный", правый поворот, река упирается в скалу ЛБ.
Просмотр ПБ. Чалка ДО поворота
5 мин 42,36 N66?43,2255 E30?25,0759 4 ступени. 1ая – высокая длинная горка (h~4м, L-10м) пересеченная валами и бочками. Очень мощная вода. 2ая – мощная бочка в сужении. 3,4 – локальные высокие кривые мелкие сливы с плит, "за углом" относительно 1 и 2 ступеней. 3 ступень идется справа налево, 4 - ближе к ЛБ Есть стоянки: перед порогом, у 2 и у 3 ступеней. 2ая ступень ходится отдельно, можно кататься – обнос вверх короткий
порог "Лесенка", перекат, за ним – островок и поворот налево, Просмотр ЛБ. Чалка лучше ДО переката 30 мин 45,1 N66?44,1070 E30?25,9493 Кривой слив, косой вал/бочка За порогом на ПБ - лесенка к воде
порог "3 протоки". Остров, шум. Просмотр ?? 35 мин 47,3 N66?44,5276 E30?27,8199 Несколько проток. Совсем правая - канализация для проводки (или в большую воду – для байдарок). В левой - слив хитрой формы, косая бочка и раздвоение опять на две протоки. В центре - опять все кривое, но воды побольше. Слева - попроще, помельче, но туда еще можно и не попасть. -
Стрелка c р.Тунтсайоки, получается р. Тумча 23 мин 48,8 N66?44,5034 E30?29,6132 - -
Река Тунтсайоки, порог "Котел" 30 мин - N66?44,8730 E30?30,1022 - -
Порог "Яма" 25 мин - N66?45,1479 E30?29,3821 - -
Возвращение р. "Тумча", порог "Ночной" 30 мин 51,5 N66?43,9376 E30?32,6250 Перепад 1,5 м, длина 20 м Можно сходу
порог "Карниз", через 400 м, плоский каменистый остров ближе к левому берегу 5 мин 52,0 N66?43,9574 E30?33,2149 Слева – слив с плит водопадного типа. Правая делится на две: крутой широкий слив с пенным котлом справа и более пологий слив в центре, но с "косым" входом. Вторая ступень - сужение реки, валы Катамараны - проход везде, много мест для стоянок
порог "Каньонный". Высокие скальные стены 1ч 20мин 58,8 N66?42,6880 E30?37,1684 За 100 м до порога - большой остров. Валы. Можно сходу. Просмотр и стоянка на ОЧЕНЬ высоком ЛБ
порог "Змея" Сразу за левым поворотом 59 66?42,5744 E30?37,2591 Струя петляет, валы. Начало можно просмотреть по ЛБ Можно сходу
порог "Шляпа". За левым поворотом. Остров со слабовидной правой протокой 10 мин 59,7 N66?42,2371 E30?37,3666 В левой протоке слив с бочкой слева и треком-прижимом справа, крутой поворот на 180 и 2я ступень - сливы, бочки, справо чисто, но туда трудно зайти из-за поворота Интересный, требующий маневра порог. Просмотр по ЛБ. Пустой поселок лесорубов. Есть еще правая протока - две мощных бочки в узком ущелье.
Иовское вдхр. 2 ч 67 N66?40,393 E30?40,642 Препятствий нет, течения нет, места для стоянки найти трудно Многие группы опускают этот участок маршрута, снявшись со Шляпы катером, приходящим туда ежедневно из Зареченска.
Стоянка - 73 N66?39,2269 E30?43,9786 - -
Стоянка "Королев" - 81 N66?38,6979 E30?45,5892 - -
стоянка "мыс Марии" - 85 N66?37,7574 E30?48,5807 - -
стоянка - 91 N66?37,0943 E30?53,7182 - -
Стоянка "Мыс…" - 98 N66?36,6235 E31?8,3192 - -
Разборка судов, дошли 110 N66?39,6431 E31?22,5899 - -

График движения

Даты Дни пути Участки маршрута Способы передвижения
22.07 - г. Москва – г. Кандалакша поезд
23.07 - г. Кандалакша – оз. Юрхямяярви авто
24.07 - Стапель -
25.07 1 каньон "Короткий" (обнос по ПБ – негабарит на входе, зуб в сливе на выходе)-шиверы-п"Каменистый" – п"Остравной"-шиверы – п."Прыжок" – п."Щеки"(проводка порога) Стоянка на правом берегу перед п." Кавказкий" сплав, обнос, проводка
26.07 2 п."Кавказкий" (чалка ПБ и проводка выходного слива – непроход) – п. "Горка" – оз "Пюхяярви"- шиверки. Стоянка на ЛБ на п "Сомнительный" сплав, проводка
27.07 3 п "Сомнительный"- п "Муравей"- п "Б.С.Т".-п "Оба-на" (обнос ПБ)- вдп. "Маманя" (обнос по ЛБ) Стоянка 200 м от подножья водопада на ПБ сплав, обнос
28.07 4 Дневка Осмотр левого берега
29.07 5 п "Тесный" (обнос по ПБ – не проход)-шиверки-мост – мощная шивера – пробоина К2  40см всё приехали. Аварийная стоянка на левом берегу после шиверы. обнос, сплав, подъём.
30.07 6 Плёсы – локальный слив – п "Ступенька" – п "Струя" стоянка через 2км на ПБ. сплав
31.07 7 Шиверы – порог "Водопадный", стоянка на ПБ перед порогом сплав
1.09 8 днёвка тренировки на пороге и II ступени.
2.09 9 п. "Водопадный" (прохождение Ш, IV) – п. "Лесенка" – п. "Три протоки" – стрелка подъём по р. Тунтсайоки до п "Котёл" -обнос порога – подъём без вещей до п." Яма" – прохождение п."Яма" и п."Котёл" - стоянка на ПБ после п "Котел" сплав, обнос, подъём
3.09 10 р."Тумча" – п."Ночной" – п."Карниз"- п."Каньонный" – п."Змея" Стоянка перед п. "Шляпа" на ЛБ сплав
4.09 11 п. "Шляпа" – Иовское вдхр – Стоянка на вдхр. ЛБ "Мыс Марии" на вёслах
5.09 12 Иовское вдхр.- стоянка на острове 8 км от 12-экспедиции. на вёслах
6.09 13 Иовское вдхр. – 12 экспедиция – антистапель-г. Кандалакша на вёслах, автомобили
7-8.09 14-15 г. Кандалакша – г. Москва поезд

Итоги, выводы, рекомендации
  1. Маршрут был пройден всеми участниками в установленные сроки. В незапланированные обносы попали каньон "Короткий" и порог "Тесный". Пороги "Щёки"и "Кавказский" потребовали проводки Все остальные препятствия (кроме водопадов Оба-На и Маманя) были пройдены.
  2. Сплав проходил во второй половине июля. Уровень воды очень низкий, уже первые шиверы от "Чёртова моста" были непроходимы и требовали проводки. В такую воду на Карельском Башкаусе делать нечего сплошной шкуродер. Прохождение данного участка лучше всего планировать на первую половину июня.
  3. До порога "Тесный" большинство стоянок для малых групп на 1 – 2 палатки.
  4. Если вы решите остановиться на пороге "Ступенька" на нижней стоянке, будьте осторожны, здесь зафиксированы несколько случаев краж, сказывается близость дороги.
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию