Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о водном туристском путешествии 4-й категории сложности в районе Полярного Урала по маршруту: ф. Лаборовая – оз. Большое Щучье – р. Нярма-яха – р. Кара – п. Усть-Кара совершенном с 20 июля по 22 августа 2001 года

Руководитель: Щербаков И. А. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба №5787

Содержание:
  1. Паспорт маршрута;
  2. Состав группы;
  3. Общая характеристика маршрута;
  4. Подходы и сходы с маршрута;
  5. Аварийные сходы с маршрута;
  6. График движения;
  7. Техническое описание маршрута;
  8. Выводы и рекомендации
Паспорт маршрута

Район проведения похода: Полярный Урал.
Сроки проведения: 20.07-22.08.
Категория сложности: 4.
Средство сплава: Катамаран 4-ка водоизмещением 1.3т.
Нитка маршрута: г. Москва – ст.Обская – ф. Лаборовая – оз. Большое Щучье – р. Нярма-яха – г. Большой Манясей – г. Константинов Камень – р. Нярма-яха – р. Кара – п. Усть-Кара – г. Воркута – г. Москва.
Количество дней на маршруте: 30.
Уровень воды: р.Нярма-яха – высокий; р.Кара – низкий.
Протяженность маршрута: 314 км; пешком - 63 км; по воде - 251 км.

Состав группы

Фамилия И.О. Туристский опыт Обязанности в группе
1 Щербаков Илья Алексеевич Карагем–Аргут–Катунь 5у, Пшехашка–Пшеха 3р Руководитель, капитан
2 Моргунова Анастасия Евгеньевна Саян.Ока 4у Завхоз, матрос
3 Родионов Александр Николаевич Собь 2у Медик, матрос
4 Андреянов Алексей Александрович Саян.Ока 4у Рем. мастер, матрос
5 Тришневская Анастасия Евгеньевна Пшехашка – Пшеха 3у Летописец, береговая команда
6 Терехина Елена Борисовна Собь 2у Фотограф, береговая команда

Общая характеристика маршрута

Изначально мы планировали дойти от Щучьего озера до Большой Кары, там оставить вещи и пойти в трехдневный радиальный выход на хребет Оче-Нырд – его самую большую вершину и ледники Долгушина и Боча.

Большое Щучье озеро является самым красивым озером северной части Полярного Урала. Оно протянулось почти на 13 км с северо-северо-запада на юго-юго-восток. Озеро поднято над уровнем моря всего на 190 метров, но высокие крутые хребты альпийского типа, подступающие вплотную с запада и востока, придают местности прекрасный высокогорный вид.

Хребет Оче-Нырд – один из наиболее суровых, но красивых на Полярном Урале. На 19 км, постепенно повышаясь, простирается он с юго-запада на северо-восток. Главная вершина Оче-Нырда – Нэтем-пэ высотой 1363 метра (на которую мы планировали совершить восхождение) – самая высокая в северной части Полярного Урала. На юге и западе отроги хребта опускаются к долине Кары, на юго-востоке – к долине Большой Кары, а на северо-востоке хребет круто обрывается к озеру Оче-ты. С ледников Оче-Нырда в Большую Кару стекают бурные ручьи. Русла их, глубоко врезанные в склоны хребта, образуют красивые водопады.

Большая Кара, огибающая с запада массив Борзова – небольшая речка. Она менее бурна и порожиста, чем Кара, в 3 км от устья есть красивый водопад. Далее она сливается с Малой Карой и образуется Кара.

После радиального выхода, от хребта Оче-Нырд мы планировали пройти вверх по Большой Каре, через перевал спустится к озеру Тизненза-то и оттуда начинать сплав по Нярма-яхе и Каре. Но из-за потери времени на станции Обская и в фактории Лаборовая от такого начала маршрута нам пришлось отказаться. От северного берега Щучьего озера мы направились на восток и через перевал Боковой подошли к озеру Нярма-то, откуда вытекает Нярма-яха. С этого места и начали сплав. Катамаран двойку собрать так и не смогли из-за нехватки поперечины и 2х диагоналей, но зато всю раму израсходовали на четверку. Река Нярма-яха проходилась нами по очень большой воде (об этом нам впоследствии сказали местные оленеводы), т.к. в горах была пурга (в которую мы к сожалению попали) и выпало большое количество снега. Поэтому наш сплав по Нярма-яхе мы смогли начать прямо от озера Нярма-то (обычно в начале она гораздо мелее).

Нярма-яха –самый крупный правый приток Кары, собирающий воды с западного склона Полярного Урала. Это быстрая многоводная река с бурными порогами, а местами с водопадами. От истока река течет с юга на север и, лишь приняв справа ручей Хара-пэ-шор, поворачивает на запад к Каре. В верховьях, до впадения реки Кызыгей-яхи, Нярма-яха течет по широкой долине со скоростью 5- 6 км/ч, расход составляет около 25 кубических метров. Хребты, подступающие к реке с запада и востока, поднимаются над долиной на 500- 600 метров. В 3х километрах ниже устья Кызыгей-яхи река входит в узкий глубокий каньон, поражающий своей красотой и отвесностью скал.

Большой каньон – самая сложная часть маршрута. На участке 8 км сосредоточены 8 водопадов, высотой от 2,5 до 5 метров. Первые 4 км – это отвесные стены высотой до 100 метров, ширина не превышает 10 метров. Река течет одним стремительным бурным потоком. Вторые 4 км препятствия чередуются со спокойной водой. Скалы уже не всегда отвесные – можно вылезти наверх каньона. Среднее падение русла реки в каньоне – 15 метров на 1 км.

Следующий участок реки от Большого до Малого каньона около 40 км. Река становится мощнее, спокойнее, расход около 40 кубических метров, течение 5 км/ч. Иногда встречаются мели и мелкие перекаты. Река течет в низких, поросших кустарником берегах. Примерно через 3 часа после выхода из каньона, к востоку от устья правого притока – Себета-яхи – возвышаются самые северные вершины Полярного Урала – горы Большой и Малый Манясей (635 и 525 метров) и Константинов Камень (492 метра). От впадения Себета-яхи у нас был двухдневный радиальный выход на две из этих вершин (Большой Манясей и Константинов Камень). На Малый Манясей сходить у нас не хватило времени. Наиболее интересен для посещения Большой Манясей, склоны которого круто обрываются на северо-запад к красивому озеру Манясей-то. После устья Себета-яхи, Нярма-яха также спокойна, расширившееся русло местами разбивается на рукава, в долине много озер, где полно водоплавающей птицы, в прибрежных кустарниковых зарослях много куропаток.

Отвесные скалистые берега появляются снова лишь в 6 км ниже устья ручья Хара-пэ-шор. Опять река уходит в скалистый каньон – это Малый каньон. Протяженность его 10 км, высота стен достигает 50 метров. Каньон технически не сложен, вертикальные стены чередуются с пологим берегом.

Примерно через 5 км после каньона Нярма-яха впадает в Кару. Кара гораздо мощнее Нярма-яхи. Течение в ней 7 км/ч, расход после впадения Нярма-яхи – 100 кубических метров. Перед впадением справа реки Нерусовей-яхи, Кара течет в широком русле. Ниже устья Нерусовей-яхи, русло Кары сужается, и весь путь (47 км) до впадения слева реки Силова-яхи нужно быть осторожным. На этом участке, 9 км ниже устья Нерусовей-яхи, находится водопад Буредан. Перед водопадом река уходит в двухкилометровый каньон (посередине которого находится водопад) и течет быстрым узким потоком. Далее, до поворота на север, река течет в красивом ущелье, сильно петляет, скорость течения 5 км/ч. После поворота на север река разливается до 500 метров, течения практически нет. В низовьях, почти до устья, на протяжении 30 км Кара течет в одной долине со своим крупным притоком Сибирчата-яхой. Этот участок долины характеризуется множеством стариц, проток, озер и впадающих в них небольших тундровых речек. Там, где Кара соединяется с Сибирчата-яхой уже чувствуются приливы и отливы (2 раза в сутки прилив и 2 отлив), перепад воды небольшой – около 70 см, вода становится соленая. На восточном берегу Карской губы, в 12 км от устья, расположен поселок Усть-Кара. Первоначально мы планировали выброску на корабле до Архангельска, но, как потом выяснилось, порт там давно разрушен и корабли туда давно уже не заходят. Поэтому назад мы ехали на вездеходах по вездеходной трассе Воркута – Усть-Кара.

Подходы и сходы с маршрута

Варианты подъезда:

1. На поезде Москва – Лабытнанги до станции Обская. Далее по трансъямальской железной дороге до 6-го разъезда. По этой железной дороге поезд ходит без расписания. Точно он идет 15-го числа каждого месяца. Другие рейсы зависят от заказов на станции, сроков доставки продовольствия и т.д. Также на станцию Обскую можно позвонить из Москвы и узнать о сроках его отправления (т.8-16, 3-44-34). Там же можно заказать машину до фактории Лаборовой (стоит это примерно 1500-2000 рублей). От 6-го разъезда до Лаборовой нужно идти пешком или ловить машину (что там большая редкость). Нам повезло, и мы доехали на машине. От Лаборовой 80 км на вездеходе до южного берега Щучьего озера. Вездеходы в Лаборовой есть только у Анны Павловны (вроде начальника фактории). Но женщина она очень своеобразная и договорится с ней нелегко. Нас она согласилась везти за 8000 рублей. Потом оказалось, что в Лаборовой бывают еще и совхозные вездеходы, которые ездят в тундру к оленеводам и, как говорят местные, довозят бесплатно.

2. Заброска от Воркуты была бы для нас идеальным вариантом (доехать на вездеходе до озера Тиз-неза-то, откуда вытекает протока в реку Нярма-яха). Но цена, которую в Воркуте назвали, оказалась для нас очень высокой (15000 руб.). Позже в Усть-Каре нам сказали, что нужно было обращаться в воркутинский турклуб – там вездеходы дешевле.

3. На поезде Москва - Лабытнанги до станций Полярный Урал, Харп. Оттуда на вездеходе до южного берега Щучьего озера (по словам местных вездеходов там гораздо больше, чем в Лаборовой и стоят они дешевле).

Варианты отъезда:

1. На попутном вездеходе из Усть-Кары (как доехали мы). Вездеходы в Усть-Кару приезжают довольно часто – это коммерсанты, привозящие продукты и забирающие рыбу. По их словам они бывают в Усть-Каре раз в неделю. Также вездеход можно заказать из Воркуты (нам объявляли цену в 35000 руб.).

2. На рейсовом вертолете из Усть-Кары до Воркуты. Четкого расписания у него нет – он летает когда наберется народ. Цена билета – 1000 рублей. За багаж платить не надо. По рассказам местных вертолет летает примерно 2 раза в месяц. Когда мы там были, вертолет должен был полететь 22.08., и на него все билеты были уже проданы. Но в администрации поселка нам сказали, что если мы согласимся лететь, то они нам как-нибудь помогут. Также вертолет можно заказать из Воркуты – 18000 рублей в час, лететь приблизительно 2 ч. 45 мин.

3. На рейсовом самолете до Нарьян-Мара или до Амдермы. Билеты стоят 800 рублей. Когда там были мы, он должен был лететь 27.08. По словам местных летает он примерно 2 раза в месяц. Из Нарьян-Мара до Москвы на самолете. Из Амдермы возможно уплыть на корабле до Архангельска или Мурманска.

Аварийные сходы с маршрута

Четких аварийных сходов на маршруте нет. Но, начиная от Большого каньона на реке Нярма-яха и до поселка Усть-Кара по берегам рек встречаются чумы, жилые рыбацкие домики, а также вездеходы. У всех оленеводов и рыбаков есть рации. К оленеводам довольно часто приезжают вездеходы, и иногда вертолеты, которые привозят продукты.

На Нярма-яхе мы видели чумы недалеко от Большого каньона и в 6ти км выше устья реки Сябта-яха. Также местные говорят, что в экстренном случае с реки Нярма-яхи можно уйти на озеро Большое Нгосавэйто (около 10 км от Нярма-яхи). Там, по рассказам местных, много рыбаков, вездеходов и вертолетов, которые приезжают туда на рыбалку.

На Каре рыбаков и оленеводов еще больше, чем на Нярма-яхе. До водопада Буредан мы видели две стоянки чумов. На самом водопаде стоят две избы, в которых живет сторож. К нему, также, часто приезжают рыбаки на вездеходах. За водопадом то и дело встречаются рыбацкие сети, балки (некоторые из них жилые) и рыбацкие чумы. Также, на трассе Воркута – Усть-Кара (1.5 км ниже пор. Карские ворота) стоит балок, в котором живут рыбаки, а по трассе довольно часто ездят вездеходы. В поселке Усть-Кара есть больница, в которой можно купить необходимые лекарства или вызвать сан. рейс.

График движения

Даты Дни Участок маршрута Км Способ передвиж. Препятствия
22.07 1 ст. Обская – 3й км 3 Машина
23.07 2 6-ой разъезд 130 Поезд
24.07 3 Ф. Лаборовая 18 Машина
25.07 4 Южный берег Щучьего озера 80 Вездеход
26.07 5 Середина Щучьего озера 7 Пешком Большие камни, сильный встречный ветер
27.07 6 Северный берег Щучьего озера 6 Челноком Большие камни, ветер
28.07 7 Ручей на перевал Боковой 6 Челноком Броды, камни
29.07 8 1,5 км ниже перевала 7 Челноком Перевал Боковой
30.07 9 Пережидание пурги - - Пурга
31.07 10 Оз. Нярма-то 6 Пешком Камни, болота
1.08 11 Стапель - - -
2.08 12 Большой каньон 26 Сплав Мелкие перекаты, шиверы, порог №1.
3.08 13 - - - Просмотр 4х км каньона
4.08 14 Водопады №6. и 7. 4+ 3 Обнос, сплав Обнос 4х км каньона, пороги №2,3, водопады №4,5
5.08 15 4 км до устья р. Себта-яхи 0,5+ 22 Обнос, cплав Водопады №6,7, обнос вод.№8, порог №4
6.08 16 Дневка - - -
7.08 17 Оз. Манясей-то 16 Пешком Болота, броды, восхождение на Большой Манясей
8.08 18 4 км до устья р. Себта-яхи 15 Пешком Болота, броды, восхождение на Константинов Камень
9.08 19 Малый каньон 29 Сплав Мелкие перекаты, шиверы, разбои
10.08 20 Рыбацкий домик на р. Кара 20 Сплав Прижимы, шиверы
11.08 21 Водопад Буредан 34 Сплав Перекаты
12.08 22 Устье Силова-яхи 37 Сплав Водопад Буредан, пороги №5,6,7,8, шиверы, прижимы
13.08 23 Дневка - - -
14.08 24 3 км ниже поворота реки на север 34 Сплав Перекаты
15.08 25 Устье р. Большой Вануйты 30 Сплав -
16.08 26 П. Усть-Кара 16 Сплав Мели
17.08 27 Ожидание вездеходов - - -
18.08-20.08 28-30 Воркута 270 Вездеход -

Техническое описание маршрута

22.07. Прибытие поезда Москва – Лабытнанги на станцию Обская в 20 часов 11 минут по московскому времени. Справа от железнодорожных путей находится вокзал, далее располагается поселок с магазином, почтой и телефоном. Слева от железной дороги есть несколько заброшенных бараков, где при желании можно заночевать. От станции Обская проложена трансъямальская магистраль на полуостровов Ямал до ст. Н.Порт. Тепловоз по ней идет 15-го числа каждого месяца и в первых числах следующего месяца. Об остальных рейсах тепловоза точных данных нет, по мере надобности он периодически доставляет топливо и провизию на Ямал. Сразу после прибытия мы пошли на вокзал узнать, когда пойдет следующий поезд до Лаборовой (6й разъезд), но там нам ничего не сказали, велев подождать до завтра, т.к. было уже поздно (по местному времени 22 часа). У вокзала стояла машина "Урал", водитель которой отвезти до Лаборовой нас отказался, сославшись на плохую дорогу и большое расстояние, но подвез нас до 1-го разъезда (3 км от станции) – пересечения автомобильной дороги с железной дорогой на Ямал и на Лабытнанги. Отсюда, по его словам, легче будет поймать машину. Приехав на место, недалеко от дороги поставили лагерь. С дровами проблемы не было, кругом росли небольшие пихты. Воду брали недалеко от лагеря в озерце.

23.07. Подъем в 6 часов. Примерно с 8 часов на дороге начинают появляться грузовые машины. Останавливаются практически все, но бесполезно, - так далеко никто не едет. Сходили на вокзал, узнали, что поезд поедет сегодня после обеда. Около 20 часов (далее в тексте все время местное (московское + 2 часа) приехал поезд, представляющий из себя тепловоз с двумя вагонами – пассажирским и товарный. Проезд по трансъямальской магистрали пока бесплатный. Ехали очень медленно, постоянно останавливаясь. Весь путь (130 км) занял 9 часов.

24.07. На место прибыли в 5 часов утра. Нам посоветовали выйти на остановке 6-ой разъезд. Остановка представляет кучу ржавых машин и заброшенных вагонов. Кругом голая тундра. Как только мы выгрузили вещи из поезда, подошел водитель водовозки и предложил довезти нас до Лаборовой за 1 литр спирта (от 6-го разъезда до Лаборовой около 18 км). Мы согласились. Вообще, машины на 6-ом разъезде большая редкость, так что нам повезло. Если идти пешком, то лучше выйти на остановке 132 км, оттуда прямая дорога до Лаборовой. Около 6 часов приехали в поселок – это примерно 20 домов, вытянувшихся вдоль дороги – небольшие бараки и чумы, есть даже маленькая церковь. Оказалось, что техникой заведует Анна Павловна, которая просыпается примерно в 12 часов. Мы поставили палатки между бараков, недалеко от ее дома. Вскоре после длительных и нудных переговоров Анна Павловна наконец-то согласилась нас отвезти за 8000 рублей. За неимением других вариантов нам пришлось пойти на это. Весь оставшийся день водители ремонтировали вездеход. Отъезд пришлось отложить на завтра.

25.07. В 15 часов 30 минут мы наконец-то выехали из Лаборовой. На южный берег Щучьего озера прибыли в 20 ч. 45 мин. – ехали практически без остановок. Дороги как таковой нет. Ехали по холмистой тундре. Когда мы высадились на берегу озера, дул сильный северный ветер, было холодно (около 12 град.), поэтому самое красивое озеро Полярного Урала показалось нам хмурым и неприветливым. Рядом с нами, на берегу озера, раньше была геологическая база. Сейчас часть ее сгорела, остался один балок и несколько непонятных построек. Говорят, там живет какой-то дед, но мы его видно не застали. Решили идти вдоль левого берега и, пройдя 200 метров, встали на стоянку. По берегам озера много больших кустов и нет проблем с дровами. Эти же кусты прекрасно защищают от сильного ветра.

26.07. Вышли в 11 часов. Светит солнце, температура 18 град., северный ветер. До обеда сделали 6 переходов по 20 минут. Идти тяжело – вес рюкзака с рамой составляет около 50 кг. Идем по галечному берегу. Ближе к обеду ветер намного усилился, чуть ли не сдувал с ног. Берег изменился: идти приходится по огромным камням, после обеда пошел дождь и камни стали скользкие, очень легко подвернуть ногу. Сделали еще один переход и решили идти челноком (часть вещей и раму от катамарана оставить, а потом вернуться за ними). Через полчаса такого движения встретили туриста – одиночку. Он шел с северного берега нам на встречу и сказал, что мы находимся примерно на середине озера, и дальше хороших стоянок не будет. Поскольку в тот момент мы находились в месте, на котором можно встать и укрыться от ветра решили дальше не идти и ставить лагерь. Дождь не прекращался всю ночь.

27.07. Вышли в 11ч.30 мин. Решили идти челноком, пока не выйдем на нормальную почву. Температура 10 градусов, весь день моросит дождь. За один переход прошли 6 км и достигли конца озера, шли 2 часа. Оказалось, что стоянок на этом пути много и можно было вчера идти дальше. Вернулись за вещами, пообедали и в 19 часов пришли назад на северный берег. Там в высоких кустах заночевали.

28. 07. Вышли в 10 ч. 30 мин., температура 17 градусов. Рано утром шел дождь, потом погода разгулялась, вышло солнце, температура поднялась до 20 градусов. За первый переход челноком прошли 3,5 км. Идем по слегка заросшей кустарником тундре. Яркое солнце осветило окресные горы, с макушек которых стекают многочисленные ручейки таящего снега. Периодически приходится переходить вброд протоки р.Пыря-яха-тоня, которая перед впадением в Щучье озеро сильно разливается. Броды неглубокие, но очень холодная вода. Вещи оставили у ручья, по которому нужно подниматься дальше на восток. К 16 часам перенесли вторую половину вещей. После обеда начали второй переход – приблизительно 2,5 км до второго левого ручья, по которому нужно подниматься на перевал. Во время пути пришлось делать 6 – 7 бродов, т.к. ручей течет практически в каньоне. Дошли до впадения второго левого ручья и встали на небольшой полянке на стоянку. Вокруг вертикальные стены, наш приток по которому предстоит идти завтра, течет в узком каньоне, высота стен которого до 80 метров. Рядом с полянкой растут небольшие кусты, которых хватает только чтобы приготовить ужин и завтрак.

29.07. Вышли в 10 часов. В первую половину дня сгущаются тучи. Пока еще тепло, температура 15 градусов. Идем опять челноком. Во многих местах приходится идти прямо по ручью, т.к. стены там почти вертикальные и берегов нет. Ширина каньона от 3 до 10 метров. Глубина ручья в некоторых местах достигает 30 – 50 см. Протяженность каньона примерно 3 км, шли мы его 1,5 часа. В конце каньон поворачивает направо на 90 градусов и заканчивается. Отсюда виднен живописный цирк, лежащий напротив и начало подъема на перевал. Решили сразу пройти перевал, а потом вернуться за остальными вещами. За каньоном прошли еще 1 км вдоль ручья и начали подьем на перевал. Подъем практически незаметен, но происходит по ущелью, выложенному огромными булыжниками. Где-то внизу, под камнями журчит ручей, кое-где встречается снег. Идти очень тяжело, т.к. прыгая по скользким камням очень легко упасть или подвернуть ногу. Прошли так еще около 1 км, затем начался резкий подъем вверх в левую и правую сторону, лучше подниматься справа. Через 15 минут мы оказались на самом перевале, четкой седловины у которого нет. Далее прошли вниз на 1,5 км до стрелки 2х ручьев. Там решили оставить вещи и в 16 ч. пошли обратно. По дороге назад погода испортилась, пошел дождь. Ущелье длиной в 1 км преодолели за 40 минут (без вещей). Далее решили идти не внизу по каньону, а слева от него по плато наверху. Но этот путь не оказался быстрее, т.к. сверху приходилось продираться сквозь заросли кустов. До бывшего лагеря дошли за 3,5 часа. Выйдя со второй половиной вещей обратно, решили идти по каньону. Погода испортилась окончательно: подул сильный встречный ветер и начался ливень, температура упала до 2 градусов. Пока дошли до конца каньона, дождь сменился снегом, температура –1, очень холодно. Приходилось часто останавливаться и махать руками, чтобы хоть как-то согреться. При подьеме на сам перевал началась настоящая пурга, ветер сдувает с ног. С огромным трудом добрались до лагеря. Удалось поставить только 2 каркасные палатки, у 3-ей сразу оторвало растяжки. Пурга продолжалась всю ночь и следующий день.

30.07. Весь день идет пурга. Видимость менее 100 метров. Еду готовим на горелках прямо в палатках. Температура около 0, -1 градусов.

31.07. Ближе к обеду погода стала налаживаться. Вышло солнце, снег стал таять. Подсушили вещи и вышли в 15 часов. Рюкзаки стали легче и челноком мы решили больше не идти. Сделали 6 переходов по 20 минут. Идем вдоль ручья Нярма-яха-тоня по каменистой, слегка болотистой тундре. Справа и слева живописные горы. К 20 часам дошли до озера Нярма-то, откуда вытекает река Нярма-яха. В месте впадения Нярма-яхи-тони озеро мелкое, много островов. Берега сильно заболоченные. Нашли небольшую сухую полянку на южном берегу озера и там встали. Дров практически нет – только маленькие кусты, с помощью которых нам удалось приготовить ужин. Дрова собирали вшестером около часа.

1.08. Стапель. Изначально планировали собрать четверку и двойку, но для четверки из рамы не хватало одной поперечины и диагонали. Естественно здесь мы их не нашли. Пришлось раму от двойки использовать для четверки. Двойку мы решили собрать позже, когда доберемся до больших кустов. Половина из нас собирала катамаран, а половина дрова. Также сходили на разведку, узнать, сможем ли мы начать сплав от озера. От озера, при желании, легко можно сделать радиальный выход на г. Хуута-Саурей. Все говорят, что это очень красивая вершина.

2.08. Первый день сплава. Проплыв озеро Нярма-то, наконец, идем по реке Нярма-яха. У истоков река очень мелкая, через каждые 50 метров приходится вылезать и тащить катамаран за собой. Ширина реки везде не больше 10 метров. Пройдя примерно 7 км таким образом, увидели протоку из озера Тизненза-то, впадающую слева. Протока довольно широкая, приблизительно 15 метров. Тот участок, который увидели мы представляет собой довольно глубокую шиверу с многочисленными камнями. В этом месте Нярма-яха разливается до 200 метров, при этом глубина везде не более 20 см. С правого берега лежит огромный снежник. Далее река течет одним, довольно глубоким руслом. Встречаются мелкие перекаты и небольшие шиверы, не представляющие опасности. Долина реки широкая, берега невысокие, поросшие кустарником.

В течении 2х часов сплава после протоки характер реки не изменяется, но через 10 км берега повышаются, становятся обрывистыми, высота около 5- 7 метров (песчаные). Река представляет собой шиверу с камнями вдоль берега. Проход чистый, протяженность примерно 2 км. Сразу за ней на левом повороте реки порог №1, 3-й категории сложности. Протяженность около 300 метров. Высота валов около 1 метра. В русле много подводных камней. В конце порога гряда из больших камней, перегораживающих реку от центра до правого берега. Проходили сначала вдоль правого берега (там глубже), перед грядой ушли влево. Просмотр вели с воды. Порог технически несложен и просмотра с берега не требует. Страховку можно организовать как с берега, так и с воды. За порогом река делает правый поворот и, пройдя еще несколько шивер, успокаивается. Берега снова понижаются, течение уменьшается до 5 км/ч. Примерно через 1 час 20 минут (около 7 км) горы совсем понижаются, река принимает справа приток р. Кызыгей-яха. В этом месте река спокойно течет среди низких заболоченных берегов, ширина доходит до 50- 70 метров. Примерно через 30 минут сплава река делает поворот направо и хорошо видно, как она уходит в каньон. Перед каньоном течение реки убыстряется, ширина 30- 40 метров. Зачалились примерно в 250 метрах от входа в каньон на левом берегу. Вдоль правого берега очень быстрое течение и зачалится сложнее. Левый берег обрывистый, весь заросший довольно большими кустами (до 2х метров). С воды кажется, что на берегу нет стоянок, но, как оказалось, там довольно много полян, замечательно защищенных кустами от ветра. На одной из них мы и встали.

3.08. Просмотр 1-ой части каньона (4 км). Первые 4 км каньона представляют собой вертикальные стены высотой до 100 метров. Ширина реки колеблется от 5 до 20 метров. В одном месте река сужается до 2х метров. Просмотр можно осуществить только сверху, изредка можно спустится вниз. Сверху (с левого берега) можно просмотреть весь каньон, за исключением одного участка протяженностью около 300 метров. Вся первая половина каньона представляет собой мощную шиверу с тремя водопадами и камнями. При просмотре сверху, идти приходится в начале каньона по болоту, затем по ровной и сухой тундре. Начало каньона представляет собой сужение реки до 7 метров со скалистыми, еще невысокими берегами. Далее на протяжении 300- 400 метров скалы становятся выше.

Примерно через 500 метров от начала каньона 1-ый водопад : перепад 2,5 метра, ширина 10 метров. Непосредственно к самому водопаду спуститься нельзя. Вдоль левого берега проход чистый, за водопадом большая бочка. Далее около 50 метров спокойная вода, затем опять мощная шивера с большими камнями в русле и сливами до 0,7 метров. Примерно через 400 метров от первого водопада - водопад №2 – перепад 3 метра, ширина около 2х метров. Пройти невозможно, т.к. очень узко. В русле у левого берега лежит огромный кусок скалы, видимо когда-то отколовшийся, и, таким образом, вода падает частично под скалу. Ширина нашего катамарана не позволяла пройти этот водопад, не поломав рамы. При желании, можно спустится к водопаду, но это очень опасно. Если начать сплав за водопадом, то тогда придется вставать на воду с высоты примерно 5 метров. Если же пройти 1-ый водопад, то перед вторым вытащить суда практически невозможно, отвесный склон весь осыпается. За водопадом №2 река уходит в слив высотой до 1 метра, шириной 7 метров. Далее продолжается шивера, ширина реки до 10 метров, резкие повороты, но сильных прижимов нет. Вниз спуститься на протяжении 1,5 км очень сложно. Потом следует участок со спокойной водой протяженностью 300 метров, там же впадает приток, по которому легко можно спуститься к реке (ширина его распадка 20 метров). После притока стены опять повышаются, река сужается и убыстряет течение. Через 800 метров спокойной воды река делает очередной поворот налево, а скалы нависают над рекой. Это место (примерно 300 метров) просмотреть с левого берега невозможно. Затем через 300 метров река резко поворачивает направо и становится видно конец первых 4х км каньона. Также виден и последний водопад №3 (перепад 5 метров). К водопаду можно спуститься. Высота стен в этом месте 80 метров. Правый берег вертикальный. Ширина водопада 12 метров. За водопадом круглая яма (диаметром около 10 метров), затем сужение до 4х метров и слив высотой около 1 метра с острым камнем ближе к левому берегу. Далее струя бьет прямо в большой камень, лежащий посередине реки, проход возможен только слева от камня, далее шивера около 50 метров, ширина 4- 7 метров. Затем река успокаивается, ширина становится около 20 метров. Скалы резко понижаются. Становится возможным выйти на берег. Справа впадает приток. Первая часть каньона закончилась.

Изначально мы планировали пройти все 4 км каньона, но из-за непроходимого водопада №2 (непроходимого в нашем случае) и последнего водопада №3, представляющего большую опасность при прохождении, мы решили обнести все 4 км по верху каньона (т.к. вытаскивать катамараны наверх, а потом спускать их вниз очень трудоемко, обнести же третий водопад по дну каньона в принципе можно, но очень трудно и опасно).

4.08. Обнос каньона. Весь обнос занял 4 часа. Сначала обнесли катамаран, затем вещи. Спуск к реке за водопадом №3 довольно крутой и опасный, но все же спустить катамаран возможно. Обедали на берегу за водопадом. Погода с утра хорошая, светит солнце, температура 25 градусов. После обеда опустился туман с мелким дождем. Видимость около 150 метров. К тому времени как встали на воду, туман стал рассеиваться.

Прохождение второй 4х километровой части каньона. Река широкая, от 15 метров и больше, в каньоне сильно петляет, течение около 5 км/ч. Практически везде можно зачалиться. Каньон чередуется – то отвесные скалы, то котловины. Примерно через 30 минут сплава (2 км) порог №2 , 3 категории сложности. Опасаясь водопадов, вышли для просмотра, хотя порог просматривается с воды. Протяженность 70 метров, по правому берегу можно пройти вдоль порога. Порог несложный, представляет собой гряду обливняков через всю реку. Идем сначала по центру между обливняками, потом резко налево, т.к. в центре еще один обливняк, в который бьет струя. Порог расположен на левом повороте реки, ориентиров нет, но с воды слышен шум и видно его издалека. За порогом река разливается до 70 метров и через 300 метров видно, что река поворачивает направо на 90 градусов и резко сужается, слышен сильный шум.

Зачалились на левом берегу для просмотра (правый берег отвесный). Дойдя пешком до поворота, увидели водопад №4, расположенный прямо на повороте реки направо. Перепад 3,5 метра, ширина 12 метров, вертикальный сброс воды, слева мелкий, вдоль правого берега идет основная струя. Ближе к правому берегу торчит острый зуб. За водопадом №4 бочки практически нет, вода спокойная. Через 70 метров водопад №5. Подойти к нему по дну каньона невозможно (с левого берега). Для просмотра водопада пришлось вылезать наверх по довольно крутому склону. Обойдя скалу спустились за водопад №5. Подойти к нему близко нельзя. Издалека видно (приблизительно с 40 метров) - перепад 2 метра, вертикальный, ширина 8 метров, вдоль правого берега просматривается проносная струя, левее очень мощная бочка.

Мы решили пройти водопад №4, затем зачалиться на правом берегу для дальнейшего просмотра (на правом берегу удобная чалка и подход к 5-му водопаду). Страховку 4-го водопада организовали с левого берега сразу за ним. Страховка осложнена тем, что найти место для привязки морковки очень сложно, а стоять приходится на небольших уступах вертикальной стены. На правый берег, с которого страховка лучше, попасть можно только после прохождения водопада. Проходили вдоль правого берега и непосредственно перед водопадом повернули на 90 градусов, чтобы пройти впритирку к правой скале (т.к. левее торчит острый зуб). Во время прохождения чиркнули рамой о скалу, в результате чего у нас вырвало одну из диагоналей и слегка погнуло раму. Далее зачалились на правом берегу, как и планировали. Страховку водопада №5 организовали с левого берега через 40 метров после водопада. Страховку с воды целесообразно осуществлять там же. Чтобы не попасть в бочку, водопад прошли вдоль правого берега, зачалились на левом берегу через 10 метров после водопада.

Отсюда начинается шивера длиной 10 метров с большими камнями в русле. Проход по центру. Далее порог №3 , 3 категории сложности, представляющий собой слив высотой 1 метр, слева вертикальный и мелкий, в центре навал на камень. Основная струя уходит вправо, проход вдоль правого берега. Страховку вели с левого берега двумя морковками. Затем река разливается до 50 метров, течение спокойное (около 5 км/ч), скалы раздвигаются, можно выйти на любой берег. Через 150 метров короткая шивера длиной 50 метров, через 100 метров такая же шивера. Далее через 200 метров плеса опять сужение русла. Зачалились на левом берегу для просмотра двух следующих водопадов.

Ориентиром может служить сужение реки и камни, которые видно издалека. Водопад №6 представляет собой слив шириной около 4х метров, перепад составляет 2 метра. Водопад №7 расположен на расстоянии 70 метров от шестого. Это слив с перепадом 1,5 метра. Основная струя течет вдоль правого берега, слева большие камни, за сливом не очень мощная бочка, сразу за ней струя бьет в скалу на левом берегу, образуя таким образом прижим, через 10 метров порога сильный навал на огромный камень, расположенный в центре русла, ближе к левому берегу. Далее быстроток, река поворачивает направо и через 50 метров слив высотой 0,5 метра с камнями вдоль правого берега. Левый берег становится отвесный, а правый пологий.

Далее река сужается до 10 метров, течение около 15 км/ч, в русле встречаются камни, основная струя идет вдоль левого берега. Через 100 метров порог , представляющий собой сужение реки до 4- 5 метров. Река разделяется скальным островом. В сужении слив высотой 1 метр, за ним бочка, далее прижим к левому берегу, поворот направо и еще один слив высотой 1 метр, косой, с навалом на правый берег, за ним большая бочка, затем мощный прижим к правому берегу и через 15 метров водопад №8 , самый красивый из ранее виденных нами. Перепад составляет примерно 8 метров на 10 метров длины. Ширина водопада 3- 3,5 метра. Расположен в узком скальном коридоре. За водопадом бочки нет, пенная река течет уже относительно спокойно в каньоне шириной от 4 до 7 метров. Через 100 метров скалы понижаются, река разливается, слева впадает приток – это конец большого каньона. Проходить все эти препятствия решили завтра и встали на стоянку на левом берегу у водопадов №6 и 7.

5.08. Вышли в 12 часов. Водопады №6 и 7 проходили без вещей. Шестой водопад прошли по центру слива, седьмой – вдоль правого берега по основной струе. Зачалились на левом берегу через 50 метров после седьмого водопада. Водопад №8 решили не проходить, т.к. он течет в очень узком скальном коридоре. При его прохождении грести было бы практически невозможно и мощные сбойные струи легко бросали бы катамаран с одной скалы на другую и мы могли бы остаться без рамы. Обнос по левому берегу можно начать только в 50 метрах ниже водопада №7, т.к. далее берег становится обрывистым и поднять катамаран наверх не удастся. Поэтому нам пришлось обнести и все препятствия, предшествующие восьмому водопаду. Поднимать катамаран наверх приходится по довольно крутому склону, затем обнос осуществляется по ровной голой тундре около 350 метров, далее спуск по вертикальной стене высотой 2 метра в устье впадающего слева ручья и около 70 метров по ручью до Нярма-яхи.

В целом, первые 4 км каньона проходимы, за исключением водопада №2, который при желании можно обнести (при этом лучше использовать веревку) по левому берегу. На вторых 4 км каньона имеются препятствия 4 категории сложности (водопады 6 и 7) и 5 категории сложности (водопады 4, 5 и 8). Первые 4 км нужно просмотреть сразу, вторые 4 км – можно ограничиться местными просмотрами. Обнос водопадов 4 и 5 можно осуществить по левому берегу, но подъем наверх очень крутой. Обнос всего 8ми километрового каньона лучше производить по левому берегу, срезая таким образом все повороты реки. Обнос завершается у впадающего слева ручья (там где мы завершили обнос водопада №8).

За каньоном река расширяется до 30- 50 метров, берега становятся пологими, попадаются мелкие перекаты и несложные шиверы. Примерно после часа сплава на правом берегу увидели оленеводов, причалили и заодно сделали обед. Оленеводы предложили нам купить тушу оленя за 200 рублей и 0,5 спирта. Пообедав, купив оленя и попрощавшись с оленеводами мы пошли дальше.

Через 15 минут сплава увидели порог №4. В этом месте река поворачивает налево и сужается до 12 метров. Появляются скалы высотой около 20 метров. С воды видно нагромождение камней через всю реку. Порог представляет собой узкий слив высотой 1 метр между 2х огромных обливняков, за ними по центру слива еще один обливняк. Проход по сливу невозможен, т.к. ширина его около 1 метра. Вдоль правого берега узкая и мелкая протока, по которой мы провели катамаран.

Далее река течет спокойно, ширина около 30 метров, течение 5 км/ч. Берега в большинстве своем обрывистые и песчаные, гор позади уже не видно. Вскоре вдалеке появились последние вершины Уральского хребта – Большой и Малый Манясей, Константинов Камень. Река спокойная, иногда встречаются перекаты, мели и шиверы. Несколько раз приходилось тащить катамаран за собой. Сегодня мы планировали дойти до реки Сябта-яха, но в районе ее устья Нярма-яха разливается, образуя множество проток и заводей, также с правого берега впадает много ручьев и определить впадение Сябта-яхи очень сложно. Через 3 часа сплава после обеда решили встать на стоянку у очередного впадения ручья. Стоянка оказалась очень хорошая – много плавника и больших кустов, которые хорошо защищают от ветра.

6.08. Решили сделать дневку, т.к. место для стоянки хорошее и, к тому же, нужно было сушить оленя, которого мы купили вчера. Продавец объяснил нам как правильно его сушить и что хранить его можно потом хоть целый год. Погода стоит жаркая, светит солнце, целый день сушим и разделываем тушу. Также попробовали половить рыбу, но ничего не поймали. Местные говорят, что из-за большой воды рыбы нет. Разобрали вещи и подготовились к завтрашнему выходу на горы Б.Манясей и Константинов камень.

7.08. Радиальный выход. Вышли в 11.30, с собой взяли продукты на 2 дня, а все остальное оставили в лагере. Первой вершиной по плану была гора Б.Манясей. Путь к ней представляет собой заболоченную тундру. Под ногами постоянно хлюпает вода, идем в сплавной обуви, кустов нет. Постоянно попадаются ручейки, которые приходиться проходить вброд, также очень часто попадаются живописные озера с большим количеством уток. Через 2,5 часа чистого ходового времени дошли до реки Сябта-яха. Мы планировали сначала совершить восхождение, а потом встать на стоянку у озера Манясей-то. Но по пути решили идти напрямую к озеру, поставить лагерь, а затем совершить восхождение.

После перехода Сябта-яхи (глубина около 20 см) характер пути изменился. Местность стала намного суше, идем по небольшим холмам, в низинах располагаются маленькие озерца и болотца. На холмах стоят причудливые скалы, образовавшиеся в процессе выветривания горных пород. Через 1,5 часа дошли до озера Манясей-то. Озеро красиво вытянулось с запада на восток между Большим и Малым Манясеем. На озере дул сильный ветер и не оказалось ни одного куста. Мы решили вернуться обратно, примерно на 500 метров. Там, за холмами спрятались от ветра и поставили лагерь. Кругом большое количество озер и ручейков и с водой нет проблем. Но вот с дровами сложнее – кругом только маленькие кустики. Восхождение на Большой Манясей начали в 18 часов. Подъем очень крутой – 40-45 градусов, по камням, которые осыпаются под ногами. Поднимались по западному склону траверсом с севера на юг. Вылезли на ровное каменное плато южнее вершины примерно на 200 метров. С триангулы сняли записку Романенкова А. из Москвы, побывавшего там зимой 2000 года. Подъем на вершину занял 1 ч. 50 мин. Спустились по тому же пути за 1 ч. 10 мин.

8.08. Из-за нехватки времени, на Малый Манясей решили не идти. Пошли сразу на Константинов Камень. С Большого Манясея определили наиболее удобный путь движения: идти нужно между 2х холмов. У правого из них расположено озеро, откуда вытекает ручей, впадающий в Манясей-то. Путь представляет собой вначале небольшой подъем по ровной тундре, затем поверхность становится более каменистой. За 2 ходовых часа дошли до подъема на вершину. Он довольно крутой - около 30 градусов. Оставили рюкзаки и за 1 час совершили восхождение. После этого спустились вниз к кустам и сделали обед. После обеда за 2 ч. 10 мин. по азимуту (восточное склонение +24 градуса) дошли до лагеря. Обратно опять пришлось идти по сильно заболоченной тундре, проваливаясь по колено в некоторых местах.

9.08. Вышли в 11 ч. 30 мин. За 40 минут доплыли до впадения Сябта-яхи, откуда планировали начать радиальный выход. Здесь стоянка оказалась гораздо хуже, чем та, на которой мы стояли. Здесь меньше кустов, место более открытое и обрывистый берег. Характер реки на всем протяжении до Малого каньона одинаков: скорость 5 км/ч, ширина реки 30- 50 метров, часто попадаются мелкие перекаты, шиверы, разбои. Берега в основном низкие, заболоченные. Через 5 ч. 40 мин. ходового времени достигли начала Малого каньона. Издалека видно появление высоких скалистых берегов и сужение русла до 10 метров. Перед началом каньона слева впадает приток, на котором мы и встали на стоянку. Дров в этом месте немного, плавника нет, вдоль ручья растут небольшие кустики.

10.08. Вышли в 11 ч. 30 мин. Каньон начинается высокими отвесными скалами высотой до 40 метров. Течение спокойное, скорость 5 км/ч, ширина 10- 15 метров. На протяжении одного часа сплава скалы то повышаются, то понижаются. Иногда встречаются слабые прижимы. Затем река поворачивает направо и на правом берегу видно гору, похожую на горб верблюда. При повороте реки налево - прижим к левому берегу. Просмотр вели с воды. Прижим довольно сильный, слева отвесная скала. Проход вдоль правого берега, далее в улов, там же чалка. Страховка с правого берега, обнос там же. Далее стены опять понижаются, но через 20 минут сплава опять начинается каньон с отвесными стенами до 50 метров. Ширина реки везде 7- 15 метров. Каньон очень живописен, вода в основном спокойная, течение 5- 6 км/ч, часто встречаются перекаты, слабые прижимы. Протяженность всего каньона примерно 10 км. Дошли до его конца за 3 ходовых часа и встали на обед. За каньоном река разливается до 120 метров. Берега низкие, холмистые, течение около 4 км/ч. Через 1 час сплава после каньона дошли до впадения в Кару. В этом месте Кара шириной 70 метров, течение в ней быстрое – 7- 8 км/ч. Пройдя по Каре примерно полчаса, на левом берегу увидели заброшенный сарай, возле которого и встали на стоянку. В этом месте очень много больших кустов и плавника.

11.08. Выход в 11 ч. 30 мин. Сегодня мы решили дойти до водопада Буредан. До этого места шли ровно 6 ходовых часов. На этом участке препятствий нет. Кара быстро течет одним руслом меж живописных берегов. Течение около 6 км/ч. Река на этом участке принимает множество притоков. Особенно красиво впадает Нерусовей-яха. В этом месте Кара течет в каньоне, течение очень спокойное. Высота стен 30- 40 метров, ширина реки 15- 20 метров. Нерусовей-яха впадает справа таким же каньоном. За каньоном Кара продолжает также спокойно течь, но уже в ущелье. Ущелье продолжается до главного поворота реки на север. На всем течении реки часто попадаются сети и рыбацкие домики. Примерно за 1 км до Буредана на правом берегу виден большой крест. До ухода в каньон участок реки прямой. Далее на левом берегу видны избы, которые расположены за ручьем Выяшор. Дойдя до изб, видно, что река делает правый поворот и уходит в каньон. В избе живет сторож, у которого мы и переночевали. Весь этот день погода была хорошая, светило солнце, температура 20 градусов, но к вечеру температура упала до 2х градусов, и просматривать каньон с водопадом мы решили завтра.

12.08. С утра просмотрели каньон до водопада Буредан, который расположен в центре 2х километрового каньона. За водопадом река спокойная. Просмотр мы вели с левого берега, хотя с правого берега это тоже возможно. Каньон начинается шиверой без камней с валами до 1 метра, которая продолжается 700 метров. Ширина русла в этом месте от 15 до 20 метров. Зачалиться можно на правом берегу, т.к. он пологий. Далее плес 100 метров, за которым сужение русла до 7- 8 метров и порог №5 , 3 категории сложности, представляющий слив высотой 1 метр с мощной бочкой за ним. Вдоль левого берега бочка немного меньше. Следом идет плес длиной 50 метров и непосредственно сам водопад Буредан – порог из 2х ступеней 4 категории сложности. Первая ступень выглядит как слив с левого берега высотой 1,5 метра и последующая за ним бочка. К правому берегу высота слива уменьшается и на расстоянии 5 метров от берега течет просто мощная струя с валами до 0,7 метров, шириной 5 метров. Через 20 метров основная масса воды устремляется в скалу левого берега, образуя очень мощный прижим с карманом – это 2-ая ступень порога. Правый берег пологий и напротив прижима постепенно спускается в реку, образуя улов. Далее 50 метров быстротока и спокойная вода.

Страховку порога перед Буреданом и самого Буредана лучше всего организовать с правого берега – он пологий на протяжении всех препятствий, с воды – в улове за Буреданом. Мы, пройдя шиверу, зачалились на правом берегу для более детального просмотра, затем, пройдя порог №5 вдоль левого берега, зачалились перед Буреданом также на правом берегу, с которого можно ближе увидеть водопад. Водопад проходили вдоль правого берега и зачалились в улове на правом берегу.

Далее на протяжении 2х часов сплава река спокойно течет в ущелье, скорость течения 6- 7 км/ч, ширина не больше 50 метров. В дальнейшем ущелье чередуется с отвесными скалами, на поворотах слабые прижимы, встречаются перекаты.

Через 3 часа сплава после Буредана порог №6 , 3 категории сложности. Ориентиром может служить огромное количество камней в русле, которые видно с воды издалека. Чалка на левом берегу для просмотра. Длина порога 150 метров. Порог представляет собой сужение русла реки до 15 метров, хаотическое нагромождение камней в русле. Проход вдоль левого берега (вдоль правого берега проход невозможен из-за большого количества камней), затем ушли вправо, т.к. слева сильный навал на камень. Высота валов в пороге около 1 метра. За порогом спокойная вода. Страховку лучше осуществлять с левого берега.

Через 20 минут сплава левый поворот реки и шивера. В этом месте сужение реки до 7 метров. Слева и справа сплошные камни. Шивера без камней и относительно глубокая, валы до 1 метра, протяженность 800 метров. Далее 50 метров плеса и порог №7 , 4 категории сложности. Зачалились на правом берегу перед порогом. С воды кажется, как будто вся река перегорожена камнями и непонятно, куда плыть дальше. Просмотр вели с правого берега. Протяженность порога 200 метров. Заход сложный, вдоль правого берега между камней, затем проход вдоль левого берега по струе, ширина в этом месте 6 метров, валы высотой до 2х метров. На выходе из порога слева большой обливняк, следует прижаться к правому берега, затем плес. Страховку удобнее организовать с правого берега в конце порога, обнос там же.

После порога река опять разливается до 50 метров, через 100 метров поворачивает направо и на 200 - метровом прямом участке видно, что камни опять перегородили всю реку – это порог №8 , 4 категории сложности. Ориентиром может служить необычная каменная гряда правильной формы, перегородившая половину реки за 100 метров до порога. Зачалились на левом берегу для просмотра. Характер порога такой же, как и предыдущий. Заход ближе к левому берегу, ширина 5 метров. Далее струя бьет в камни левого берега и поворачивает направо, затем узкий коридор шириной 4 метра с валами до 2х метров. По берегам камни. После этого река разделяется на 3 протоки огромными камнями: левая протока мелкая, средняя, в которую прошли мы, заканчивается сливом высотой 0,7 метров и бочкой за ним, в правой протоке большой обливняк, за ним мощная бочка. Ширина проток одинаковая – примерно 4 метра. Длина всего порога составляет 250 метров. За порогом спокойная вода. Наилучший берег для просмотра, страховки и обноса – правый.

Далее река успокаивается, разливается до 70 метров, течение 6- 7 км/ч. Примерно на протяжении одного часа сплава препятствий нет, затем река делает правый поворот и становится видно последний порог на Каре – Карские ворота. В нашу воду (к моменту прохождения она упала примерно на 1,5 метра) порог ничего из себя не представлял – шивера 50 метров длиной, валы до 0,7 метров. После шиверы спокойная вода и через 20 метров огромная скала посередине русла. Слева проход закрыт камнями. Справа можно легко пройти, ширина примерно 8 метров.

За Карскими воротами река продолжает течь в ущелье, ширина около 70 метров. Примерно через 1,5 км за Карскими воротами на левом берегу стоит рыбацкая изба и вездеходная дорога пересекает реку – это вездеходная трасса Воркута – Усть-Кара. Примерно через 1,5 часа сплава с левого берега увидели крупный приток – Силову-яху, впадающую красивым каньоном шириной около 30 метров. За впадением встали на стоянку на левом берегу. Здесь много высоких кустов и с дровами у нас проблем не было.

13.08. Как и планировали ранее, устроили дневку. Почти весь день льет дождь, температура 13 градусов. Наловили много рыбы. Клюет практически всегда только хариус.

14.08. Погода улучшилась, светит солнце. Вышли в 11 часов. Характер реки не изменился, она по-прежнему течет в живописном ущелье, скорость течения 6 км/ч. Один из берегов практически всегда отвесный, высота доходит до 50 метров. Река сильно петляет, ширина около 70 метров. Увидев чум на правом берегу, мы решили причалить и заодно сделать обед. В чуме живут 2 рыбака. Один из них разговаривает только на ненецком. Они дали нам целое ведро гольца и рассказали, что уехать из Усть-Кары не составляет большого труда. В это время там много рыбацких вездеходов.

Пообедав, пошли дальше, и через 4,5 часа от начала сплава достигли главного поворота реки на север. Что это именно он, ясно сразу, т.к. этому предшествует довольно прямой 5-ти километровый участок (видно на карте). На самом повороте слева впадает приток, дальше опять идет прямой участок. Здесь река сильно изменяется: разливается до 150 метров, берега понижаются, но иногда еще попадаются обрывистые и скальные берега. Скорость течения 2- 3 км/ч. Примерно через 1 ч.20 мин. на правом берегу у впадения ручья увидели заброшенный балок, на левом берегу напротив него стоянка чумов. Пройдя еще 20 минут, встали на стоянку на левом берегу в кустах.

15.08. Вышли в 11 ч. 30 мин. Погода солнечная, безветренная. Скалистых берегов совсем не стало. Берега низкие, заболоченные, кругом много плавника. Река разливается до 400 метров, течения практически нет. Река практически всегда течет одним руслом. Только один раз видели большую протоку, уходящую налево. Справа попадаются протоки, но они очень мелкие. Примерно через 4 часа сплава стало казаться, что река течет обратно – скорее всего уже чувствуются отливы и приливы. Затем еще через 2 часа дошли до впадения Большой Вануйты. В месте впадения Вануйта довольно узкая, ширина около 15 метров, течение незаметно. Вдалеке на Большой Вануйте в 1 км от впадения в Кару стоит дом, а рядом растет дерево высотой около 5 метров – довольно непривычное зрелище после кустов. Пока вода в реке еще пресная, мы решили встать на стоянку на правом берегу. Из дров есть только небольшое количество плавника. Река в этом месте разливается до 1 км и соединяется с Сибирчата-яхой.

16.08. Выход в 11 часов. Кругом очень сильный туман. Взяли азимут на Усть-Кару и пошли по компасу. Через 2 часа сплава туман рассеялся, вышло солнце. Мы увидели, что справа от нас находится остров Заячий, слева какие-то маленькие острова. Ветра нет. Мы попали в отлив и Карская губа сильно мелела. Примерно через 3 часа увидели постройки на правом берегу Карской губы. Как оказалось потом, это были локаторы, оставшиеся от военной части. Сама же Усть-Кара находится в 4 км севернее и расположена за мысом. Губа стала настолько мелкая, что мы решили дождаться прилива и заодно перекусить на одной из отмелей. По нашим расчетам, прилив должен начаться в 2 часа. Вместе с приливом поднялся северо-восточный ветер и мы с большим трудом за 2 часа добрались до берега.

В поселке выяснили, что вертолет будет только 22 августа, но на него все места уже заняты. Правда, в сельсовете нас успокоили, сказав, что из Воркуты вышли вездеходы с продуктами и должны быть здесь сегодня или завтра. В поселке только одно пресное озеро и несколько колодцев. Поблизости пресной воды больше нет. Озеро расположено в центре поселка. На нем мы и решили встать, чтобы не пропустить вездеходы и быть поближе к воде. Сразу к нам подошли два пограничника и спросили документы и разрешение на пребывание в пограничной зоне, которого у нас не было. За это они хотели нас оштрафовать, но потом передумали. Также они предложили нам ночевать в бараке, расположенном недалеко от озера. Мы отказались, о чем потом пожалели, т.к. все оставшееся время к нам ходили местные жители, желающие познакомится и продать рыбу. Этим же вечером приехали вездеходы с продуктами, но поскольку они были заняты разгрузкой, то разговаривать с нами не стали, сказали подождать до завтра.

17.08 Целый день ждем, когда поедут вездеходы. С утра подходили к начальнику, он сказал, что они нас возьмут, но когда поедут не сказал. Мы собрали все палатки, оставили только одну, в которой ночевали вшестером. Вездеходы всю ночь куда-то ездили, и мы боялись, как бы они не уехали без нас.

18.08-20.08 В 10 часов утра наконец-то за нами заехали вездеходы. Мы быстро погрузили вещи и поехали. Доехали до бывшей воинской части, там половину дня что-то грузили, затем двинулись дальше. Первая ночевка была как раз у брода через Кару, невдалеке от порога Карские ворота. Водители спали примерно 4 часа, затем поехали дальше. Ехали целый день, останавливались только перекусить и вскипятить чай. Варить кашу времени не хватало. Воду кипятили на горелках. Ночевали у Хальмер-Ю около 3-х часов до рассвета. Когда рассвело, стало видно, что Халмер-Ю действительно давно нежилой поселок. Все дома 4-х этажные, нигде нет ни одного стекла. Судя по дороге, на машине из Воркуты сюда добраться нельзя – она очень разбитая. От железной дороги осталась одна насыпь. Примерно в 12 часов 20 августа мы приехали в пригород Воркуты. Там нас высадили на автобусной остановке. Мы добрались до вокзала, без проблем купили билеты на Москву и 22 августа были дома.

Выводы и рекомендации

1. В целом, считаем, что маршрут пройден удачно. Он соответствует 4 категории сложности. В ущерб фотоосвещению отчета, большее внимание уделялось обеспечению безопасности при прохождении препятствий. Из-за сложной и неизвестной выброски этот маршрут был незаслуженно забыт туристами. Как оказалось, это не представляет большой сложности и маршрут представляет большой интерес для групп, имеющих опыт пеших походов и прохождения водных препятствий 3-й и выше категории сложности.

2. Все пороги и водопады на маршруте при прохождении требуют обязательного просмотра и страховки. Первые 4 км Большого каньона на Нярма-яхе требуют просмотра сразу всех препятствий вместе, на вторых 4х километрах можно ограничится местными просмотрами. Обнос Большого каньона удобнее осуществлять с левого берега. Прохождение водопадов №2 и 8 при желании можно осуществить скорее всего при очень большой воде.

3. Пешая часть маршрута оказалась гораздо сложнее, чем мы предполагали. Сложная местность (большие камни), суровые погодные условия (сильный ветер) и конечно пурга затруднили наше движение. При планировании пешей части маршрута, следует планировать темп 8- 10 км в день. Также можно рассматривать путь от северного берега Щучьего озера до Большой Кары (с радиальным выходом на хребет Оче-Нырд или без него), а оттуда до озера Тизненза-то. Этот путь несколько длиннее, зато живописнее и проще (идти с большим рюкзаком по относительно ровной тундре легче, чем по большим камням).

4. Также считаем оптимальным количество человек на один катамаран – четверку равным 6. Два человека выполняют роль береговой команды. В начале же идти пешком гораздо легче, разбивая катамаран с рамой не на 4-х человек, а на шестерых.

5. Если начинать сплав от озера Нярма-то, то при наличие времени можно совершить восхождение на гору Хуута-Саурей, расположенную рядом. Также следует помнить, что начать сплав непосредственно от озера Нярма-то можно только при наличии большой воды в Нярма-яхе. В противном случае придется идти пешком примерно до впадения протоки из озера Тизненза-то. На северо-восточном склоне горы Константинов Камень есть ненецкое кладбище и при достаточном количестве времени его можно посетить.

6. Мы брали с собой 2 горелки и 4 газовых баллона по 0,5 кг. Считаем, что они нам очень пригодились, например в пурге, когда собирать дрова и разводить костер при шквальном ветре было просто нереально. Горелки пригодились нам также в Усть-Каре и по дороге в Воркуту. Также с собой советуем взять стеклоткань, чтобы оборачивать таганок и каны, т.к. хворост, который мы собираем с кустов, горит очень быстро и все тепло выдувается даже слабым ветерком. Со стеклотканью дров же потребуется гораздо меньше. Следует учесть, что нам очень часто, прийдя на стоянку, приходилось собирать дрова шестерым на ужин и завтрак в течение часа. Нужно обязательно взять с собой таганок, т.к. не всегда можно найти камни, чтобы поставить кан.

7. Мы взяли с собой 2 катамарана, на один из которых не хватало рамы. Надеялись, что 2 диагонали и поперечину мы найдем на месте. Но мы ошиблись, найти прямую палку длиной более 1 метра и толщиной более 5 см на всем маршруте невозможно. Деревья иногда попадаются только на северном берегу Щучьего озера, но нести их оттуда через перевал очень тяжело.

8. Раскладка у нас была из расчета 600 гр. в день на человека. Она показалась нам довольно голодной. На пешей части маршрута у нас вместо обеда были перекусы, горячие обеды начались на воде. Очень хорошей прибавкой к раскладке был олень, которого мы купили у местных, затем появилась рыба. В основном ловили хариуса на червя и маленькую блесну. Есть также голец и чир, но их поймать нам к сожалению не удалось. Ягод и грибов у нас не было (местные объясняют это холодным летом), так что на них рассчитывать не стоит.

9. Поскольку об Усть-Каре никаких данных нам найти не удалось, мы взяли семидневный запас продуктов на 6 человек на случай сложной выброски. Выехали мы оттуда просто, а продукты ели в дороге. В Усть-Каре есть магазин, продукты там в 3-4 раза дороже, чем в Москве, например, банка сгущенки стоит 39 рублей, а килограмм сушек – 70 рублей. К тому же, если в Усть-Кару давно не было завоза, то продуктов в магазине может быть очень мало.

10. Местное население там очень приветливое и доброжелательное. Им все равно, откуда вы – из Москвы или Владивостока. Если что-то случается на маршруте, то можно подойти к любому чуму (вдоль реки они часто встречаются) – там вас обогреют, накормят и могут вызвать по рации вертолет. Они угощают рыбой и предлагают оленей за 0,5 литра спирта. Например, когда мы стояли в устье Кары рыбаки подарили нам целый пакет селедки. Советуем брать больше спирта, за который можно приобрести что угодно и доехать куда хотите. В поселке Усть-Кара каждый будет предлагать купить у него рыбу. Покупать ее лучше с осторожностью, т.к. узнав, что у вас есть деньги, весь поселок будет умолять вас купить еще что-нибудь. Так, мы целый день не могли отвязаться от местного рыбака, который то и дело приносил рыбу и просил ее купить.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100