Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Река Поньгома

Руководитель: Елена Болотько (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5838

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин

Содержание:
  1. Паспорт маршрута;
  2. Список группы;
  3. Общее описание;
  4. Дорога (от Москвы);
  5. Пояснения;
  6. Краткая лоция;
  7. Фотографии
Паспорт маршрута

Район проведения: Северная Карелия;
Время проведения: 2000 год, конец июля - начало августа,
Километраж: 137 км (на байдарках);
Категория сложности: 2-ая (с элементами третьей);
По маршруту: оз. Топозеро: (Вахта) – оз. Левицкое – оз. Поньгома: (через урочище Трифон-Варака) – р. Поньгома: (оз. Номоозеро - оз. Кокорино - оз. Вокшозеро - дер. Вокшозеро (нежил.) - Мост Мурманского шоссе пор. Падун - пор. Стол - оз. Бол. и Мал. Рогозеро Роман-Порог - пор. Корней) – Мост Мурманской Ж. Д.

 

Список группы

1. Таймень-2 «Талды-байда»:
• Болотько Елена «Адмирал» - руководитель, но матрос.
• Котляров Илья Музыкант. Капитан «Талды-байда».
2. Таймень-2 «Жучка»:
• Якушкина Татьяна Завхоз - Матрос.
• Самохвалов Владимир Костровой. Капитан «Жучки».
3. Таймень-3 «Улюлюй»:
• Юткина Светлана Помощник завхоза. Матрос.
• Прошин Юрий Помощник руководителя. Матрос
• Баталии Андрей Музыкант. Капитан «Улюлюй».
4. Таймень-3 «St. Anatoly»:
• Сечкин Алексей Музыкант. Матрос
• Корнеенко Саша Метатель ножей. Матрос.
• Мохов Анатолий Топограф. Капитан «St. Anatoly».
5. Таймень-3 «Просто-байда»
• Герасимов Олег Музыкант. Матрос.
• Алиева Алена Матрос.
• Преображенский Андрей Музыкант. Капитан «Просто-байда».

Общее описание

Описываемый маршрут (110 км, около 2-х недель с дорогой и дневками) обладает целым рядом достоинств, которые делают его весьма подходящим для семейного сплава. Следует отметить простоту заброски, возможность аварийной эвакуации на полпути (по трассе Санкт-Петербург - Мурманск), относительную "незатоптанность" (народу на порядок меньше, чем на Воньге или Охте), практическое отсутствие местного населения (редкие рыбаки и охотники), отличные оборудованные места для дневок, надежную рыбалку и, наконец, грибы-ягоды.

Кроме того, существенным представляется и разнообразие маршрута: здесь и уютные живописные озера, и речные порожистые отрезки, и короткие удобные волоки. К недостаткам маршрута можно отнести отсутствие порогов IV - V категории сложности; в спортивном отношении этот маршрут - твердая "двойка", к сожалению, не более того. Прежде чем сделать свой выбор, необходимо постараться узнать уровень воды текущего сезона в Карелии (что несложно сделать при нынешнем развитии информационного обеспечения) и, в случае маловодного года, отложить путешествие до лучших времен.

Дорога (от Москвы)

Туда: Ленинградский вокзал, поезд Noll 2 ск. Москва - Мурманск, отправление 1.17 ежедневно. Ст. Кемь - прибытие 1.13, стоянка 18 мин (2000 г.). Автотранспорт: звонить заранее (автоматической связи нет, нужно заказывать разговор) в г. Кемь 2-18-07 (Сазонкин Евгений) или 2-09-36 (Воробьев Вячеслав).

Обратно: ст. Кузема: поезд No 343 пасс. Мурманск - Москва, приб. 23.55 ежедневно, стоянка 2 мин. Прибытие в Москву - 4.22 (2000 г.).

Пояснения

Приведено техническое ходовое время для группы из 13 человек (5 байдарок), состоявшей из участников с разным опытом. Техническое ходовое время включает в себя перекуры, ожидания, осмотр порогов, при общем неторопливом темпе сплава. Приведенное описание относится к уровню воды "ниже среднего" (по мнению участников, подтвержденному местными жителями).

Краткая лоция

Оз. Топозеро - оз. Понъгома

На данном участке порогов (кроме очень мелкого Хямеха нет). Протоки из оз. Топозеро в оз. Левицкое нет - 2 км обноса по преличной тропе, справа по ходу.

оз. Понъгома

Около 4.5 часов (17 км) до плотины Nol . Идти на ЮВ, затем повернуть на В вдоль левого по ходу берега. В районе поворота, на первом острове - хорошая стоянка. После островов придерживаться правого берега. Курс - ЮВ.

Плотина Nol — выход в оз. Вокшозеро (20 км, 8.5 х.ч.)

Плотина Nol . Простой невысокий слив. Сходу. Через 100 м после плотины —>

Порог Nol ( la , 50-70 м). Обход камня в середине. Сходу. Через 15 мин плеса —>

Порог No 2 ( la , 50 м). Мелкий. Сходу. Через 100 м —>

Порог No 3 ( la , 50 м). Слив между камней, мелкий заход. Сходу. Через порог перекинут авт. мост. Через 100 м —>

Порог No 4 (1б, 100—150 м). Небыстрый, неширокий. В середине —> ряж. Начало —> левее центра, перед поворотом реки влево уходить под правый берег, далее —> по основной струе. Можно осмотреть. Через 5 мин плеса —>

Порог No 5 (1б, 100 м). Шиверистого типа, мелковатый. Можно осмотреть. Через 10 мин плеса —>

Порог No 6 (16, 200 м). Мелководная, небыстрая шивера-змея. Сходу. Сразу —>

Порог No 7 (16, 100 м). Помощнее и поглубже предыдущих. Зигзаги из стороны в сторону. Струи чистые. Сходу. Через 10 мин —> оз. Номозеро. На всем описанном отрезке реки есть стоянки. По оз. Номозеро до плотины No 2 —> 50 мин (4.5 км) в ЮВВ направлении. В первой половине озера —> три мыса по правому берегу. На всех трех — > отличные оборудованные стоянки. Плотина No 2. Простой глубокий слив. Сходу. Через 50 м —>

Порог Nо8 ( la , 50 м). Мелкая шиверка с грядками. Идти лучше по одному. Сходу. Через 200 м->

Порог No 9 (16, 250 м). Шиверистого типа. Большую часть (прямую) идти вплотную к левому берегу (узкая струя), затем вираж вправо и выход влево. Можно осмотреть. Через 10 мин —> оз. Кокорино. По озеру 20 мин (2 км). Курс — > на стоянку (левый берег). Справа на мысу —> старообрядческое кладбище. Исток р. Поньгома —> сразу за стоянкой (поворот налево). В течение 15 мин (до 10-го порога): два переката, озеровидное расширение (на левом берегу стоянка), река уходит вправо.

Порог No 10 (16, 100 м). Мощнее предыдущих. Вход и средняя часть просты, выход —> вираж в струе с обходом трех камней (слева, справа и опять слева). Струя упирается в большой камень. Лучше осмотреть. Через 15 мин спокойной воды —>

Порог Nol1 (la, 50 м ). Ближе к перекату. Несложный, сходу. Через 15 мин (перекаты, острова) —>

р. Кадиречка (крупный правый приток). Через 15 мин —>

Порог Nol 2 ( la , 50 м). Несложный, небыстрый. Сходу. Через 10 мин (4 переката) —>

Порог No 13 (16, 70 м). Два поворота, камень на выходе. Лучше осмотреть. Через 5 мин (2 переката, шиверка) — >

Порог No 14 (16, 50 м). На выходе, поперек правой чистой струи - срубленное дерево. Уход влево, места для маневра достаточно. Лучше осмотреть. Через 5 мин —>

Порог Nol 5 (1б, 50 м). Заход слева, поворот вправо. Глубоко. Сходу. Через 5 мин —>

Порог No 16 ( la , 70 м). Вдоль левого берега вплотную по дуге. Остров у порога. Через 5 мин сплава —> оз. Вокшозеро. На правом берегу у выхода в озеро хорошая стоянка.

По озеру —> 40 мин на СВВ до д. Вокшозеро (2 полуразрушенных дома), далее около 10 мин в том же направлении вдоль левого берега залива до протоки в оз. Волина Ламбина. По протоке —> 5 мин (широкий медленный мелкий перекат). По оз. Волина Ламбина —> 20 мин на СВ и В до порога Nol 7 (на озере есть стоянки). Вне всяких сомнений, красивейшее оз. Вокшозеро не следует проходить напрямик. Отличные оборудованные стоянки с банями и пляжами —> в СЗ части озера, как на материке, так и на островах. Прекрасная стоянка в западной части самого крупного острова озера (крюк по озеру 3.5-4 км). Несколько дальше —> редко посещаемые стоянки на каменных мысах оз. Сухое (крюк —> до 15 км).

Порог No 17 ( II а, 300 м). Длинная, глубокая шивера. Сначала по прямой, далее повороты влево и вправо. На выходе - грядка (обход слева). Можно сходу. Через 3 мин —>

Порог No 18 ( II б, 400 м). Первая часть: поворот влево-вправо, далее по прямой. Длина 200-250 м, четыре гряды (стояки 0.5 - 0.7 м). Небольшая пауза у острова, расположенного у левого берега. Вторая часть (длина 150 - 200 м): после паузы - резкий поворот вправо. На повороте - уход из основной струи к правому берегу. После поворота реки влево - возвращение в центр. 2-ую часть лучше осмотреть. Через 100 - 150 м —>

Порог No 19 ("У гранитной скалы") ( II а, 50 м). Поворот влево, мелкий заход. Слив 0.8 - 1 м правее центра. Через порог когда-то был переброшен мост. Лучше осмотреть, особенно заход. Через 100м (омут) —>

Порог No 20 (16, 100 м). Первый слив у левого берега; остров-камень, расположенный ниже, тоже лучше обходить слева (глубже). Сходу. Через 5 мин —>

Порог No 21 (1б, 200 м). Шиверистого типа, выход левее (мелковато). Сходу. Через 100 м —>

Автомобильный мост трассы Санкт-Петербург - Мурманск. Через 6 мин —>

Порог No 22 (1б, 100 - 150 м). Шивера с поворотом налево. Выход мелковат, в струе камни. Сходу. За порогом - ЛЭП. Через 5 мин плеса —>

Порог No 23 (п. Падун, п. Падун Верхний) ( IIIa , 50 м). Двойной слив примерно по 1 м каждый. Первый - вал через плиту, второй - вал через зубья с "лункой", ниже - еще два слива (небольших). Все практически по прямой. Осмотр обязателен, желателен сигнальщик. Проходится чисто, без цепляния камней, полными экипажами (при упомянутом уровне воды). На левом берегу перед порогом - хорошая стоянка. Через 10 мин плеса —>

Порог No 24 (п. Стол) ( III б, 20 - 25 м). В центре - косой крученый вал между камней, через 5 м - грядка, перед которой нужно успеть уйти влево. Бочка умеренная, есть время увернуть. Общий перепад - под 2 м. Можно пройти по обливной плите у скалы левого берега с ударом кормой (КНБ, одному). Осмотр обязателен, желательна страховка. Сразу за порогом - отличное место стоянки (Л). Через 5 мин плеса —>

Порог No 25 ( IIIa , 500 м). Первая часть - глубокая шивера 200 - 250 м с отдельными малозаметными подводными камнями. Линия движения сложная. Осмотр по правому берегу. Вторая часть отделена от первой мелковатой паузой, в которой можно причалить и осмотреть продолжение (по правому берегу). Длина 150 м, глубоко. Линия движения проще, малозаметных камней в фарватере нет. Хорош косой слив у плиты на левом повороте в начале 2-ой части. После прижима к плите левого берега в конце - уходить резко вправо для причаливания и осмотра 3-ей части порога. Третья часть (длина 150 м) мелковата, в струе камни. В основном - вдоль правого берега. Весь порог можно идти сходу, но все же лучше осмотреть 2-ую часть. Через 150 м —>

Порог No 26 (1б, 150 м). Глубокая шивера, хорошо просматриваемая с воды. Сходу. Через 150 м —>

Порог No 27 ( la , 100 м). Мелковатая небыстрая шивера. Сходу. Через 30 - 40 мин спокойного сплава начинается дельта (острова, протоки). Еще через 5 мин - выход в оз. Бол. Рогозеро.

Для выхода в оз. Мал. Рогозеро - держаться правого берега, островок в начале короткой протоки обходить справа. На оз. Бол. Рогозеро - отличное место стоянки на песчаной косе напротив устья р. Поньгома (крюк - до 2 км). Исток р. Поньгома (28-ой порог) - в южной части оз. Мал. Рогозеро.

Порог No 28 (16, 100 м). Поворот влево, прижим, камни в струе. Лучше осмотреть. Через 25 мин (2 переката) —>

Порог No 29 (16, 150 м). Левая протока у острова и продолжение на повороте налево. Сходу. Сразу —>

Порог No 30 (16, 100 м). Мощный слив, струя чистая. Сходу. Сразу —>

Порог No 30 a ( la , 100 м). Порожек-слив у правого берега и выходная грядка (обход слева). Сходу. За порожком - отличная стоянка на высоком правом берегу. Сразу —>

Порог No 31 ( la , 100 м). Левая протока у острова. Сходу. Через 10-15 мин —>

Порог No 32 (1б, 100 м). Сходу. Через 5 мин - мелковатый перекат и через 100 - 150 м после него —>

Порог No 33 (1б, 150 - 200 м). Сходу. Через 100 - 150 м ->

Порог No 33 a (1б, 100 м). Мелковатый. Сходу. Через 10 мин (два переката, каменные "лбы" справа, порожек-перекат) —>

Порог No 34 ( la , 100 м). Сходу. После резкого поворота вправо —>

Порог No 35 (1б, 150 м). В русле - камни. Сходу. Через 150 м —>

Порог N о36 (16, 150 м). Поворот направо-налево. Сходу. Сразу —>

Порог No 37 (1б, 100 м). Довольно мощный, особенно в конце. Сходу. Через 30 мин (2 переката) —>

Порог No 38 (1б, 150 м). Резкий поворот влево. В основной струе кое-где камни. Желателен осмотр. Через 10 мин перекат и за ним —>

Порог No 39 ( la , 100 м). Небыстрый, сходу. На левом берегу - стоянки. Через 5 мин —>

Порог No 39 a (16, 100 м). Довольно мощный. Сходу. Через 5 мин —>

Порог No 40 (16, 150 м). У двух островов. Средней мощности. Сходу. Через 15 мин (три небольших переката) —>

Порог No 41 (16, 250 м). Длинная мелковатая шивера. Много камней в струе сходу. Через 10 мин плеса —>

Порог No 42 (п. Роман-порог) ( III 6, 400 м). Перед порогом - стоянка (Л), осмотр по этому же берегу. Первая часть Роман-порога (100 - 150 м) - практически по прямой, с виражом возле ледолома (справа). Причаливание - после остатков моста к левому берегу. Далее 200 м) - 4 - 5 мелковатых сливов через гряды камней, поворот влево и две обходимые довольно мощные бочки (справа и слева). Перед бочками, на левом повороте - узкий фарватер. Необходимо хорошо осмотреть и запомнить линию движения. Далее (100 м) -мелкая шивера и не менее мелкий выход-слив. Интересный в техническом отношении порог, хотя и мелковат для неразгруженных "Тайменей". Через 5-7 мин —>

Порог No 43 (Па, 300 м). Глубоко, прямые чистые струи. Стояки 0.6 - 0.7 м. Сходу. Сразу 2 переката, за ними —>

Порог No 44 (Па, 100 м). Мощный слив на левом повороте. Сходу. Сразу - 2 переката. Через 20 мин сплава после Роман-порога —>

Порог No 45 (п. Корней-порог) (Длина 90 м). В отчете No 2800 ЦМТБ Корней-порог квалифицирован как IIIa , что, наверное, справедливо для высокой воды. При любом более низком уровне воды этот порог, по-видимому, непроходим для байдарок. Виной тому начальная часть (20 - 30 м), представляющая собой мощный поток через хаотическое нагромождение мелкосидящих валунов при полном отсутствии свободы маневра. После краткой паузы (5 - 10м) - мощный слив 1.5 - 2 м с камнями в струе. При желании можно провести по правой протоке до паузы и пройти только слив (КНБ). Обнос-проводка всего порога также вдоль правого берега. Сразу за порогом - мелковатая выходная шивера (100—150 м). Через 10 мин —>

Порог No 46 (1б, 300 м). Глубокая шивера. Сходу. Сразу, за поворотом начинается —>

Порог No 47 ( II б, 350 м). Первая часть - шивера длиной около 100 м. Сходу. Дальше лучше осмотреть по левому берегу. Слив в середине порога и довольно мощная шивера (250 м). Сразу —>

Порог No 48 (1б, 100 м). Короткая шивера-слив. Сходу. Через 5 мин —>

Порог No 49 ( la , 100 м). Плита в центре. Похож на предыдущий. Сходу. Через 10-15 мин - р. Егут (крупный правый приток).

За устьем - 30-ти минутный плес (3—4 небольших переката), и —>

Порог No 50 (1б, 70—80 м). Довольно мощный. Поворот вправо-влево. Глубокий. Сходу. Почти сразу —>

Порог No 51 ( la , 100 м). Мелкая шивера. Сразу —>

Порог No 52 (1б, 1000 м). Цепочка из 6 - 7 мелких шивер. Течение несильное. Сходу. Через 30 мин - Полуразрушенная переправа через реку (бетонные кольца). Через 15-20 мин —>

Порог No 53 ( IIa , 150 м). Левая протока у острова, прижим к левому скальному берегу на повороте, мелкий выходной перекат. Сходу. Правая протока - проще, но мельче —>

Порог No 54 ( II а, 300 м). Первая часть (100 м) - мелковатая шивера с крупными камнями. Вторая часть - 100-метровая шивера с бочкой в конце. После паузы - третья часть (100 м)

- крупные мелководные плиты, перегораживающие почти всю реку. Заход по центру или левее центра, выход - правее мелководных плит. Лучше осмотреть. За порогом справа - хорошее место стоянки. Сразу —>

Порог No 55 (1б, 100 м). Струи между плитами, выход - справа у каменного островка. Похож на 54-ый, но проще. Можно сходу. Через 5 мин сплава (остров, ЛЭП) —>

Порог No 56 ( II а, 150 м). Левая протока - глубокая, правая - мелкая. Косой слив, виражи в струе от камней. Довольно сложный. Можно сходу. Через 200 - 250 м —>

Порог No 57 ("Мостовой", Пб, 500 м). Осмотр - по левому берегу, неплохая стоянка - перед порогом на правом берегу. Первая часть (100 -150 м) - вираж по дуге вдоль левого берега (ширина струи 2 - 4 м), мелковато, приличное течение. На левом берегу в середине участка - остатки моста, снесенного паводком откуда-то сверху. Вторая часть (350 - 400 м)

- длинная и мелкая шивера. Вначале - правее центра, в середине лавировка в мелководье и уход под левый берег. Выход - у левого берега. Осмотр второй части (шиверы) малополезен. За порогом - ЛЭП. Через 200 - 300 м - Железнодорожный мост и под ним —>

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Starley, 29.03.2006
Кроме состава группы и паспорта маршрута все передрано с ошибками из краткого технического отчета Афиногенова А.М. 1996 года, давно выложенного на сайте Машкова.Зачем сканировать и выкладывать бездумный плагиат?
 Sindbad, 29.03.2006
>Зачем сканировать и выкладывать бездумный плагиат?
Вы думаете - все вот так сразу знают, что это плагиат?
Может тогда лучше вообще ничего не сканировать, чтобы опять на такое не нарваться?
 Убырба, 29.03.2006
зачем в походе метатель ножей, тем более как "штатная должность"? А если зудит до немогу, то зачем это писать в отчет? ИМХО впадание в детство. Я тож дротики покидать люблю, но дома и в мишень, а не в деревья.
 Капитан Туч, 29.03.2006
Вить, только не обижайся, лана?
ИМХО сканировать нужно уникальные отчёты, предварительно отобрав их из общей массы. А отчёт по Поньгоме летом, за 2000 год нафк никому не сдался, тем паче что ничего уникального команда не совершила. Таких отчётов в сети - пруд пруди. Обидно за бессмысленную (в данном случае) работу. А насчет плагиата - ребята не пытались создать что-то своё, им просто нужно было отчитаться за поход. Может это и не честно, но таких отчётов в турбиблиотеках - вагон.
 Питер, 29.03.2006
Макс, ты не прав. Во-первых, про уникальность. Кто это будет оценивать и по каким параметрам ? И не приведет ли это к тому, что сканировать мы будем только шестерки и первопрохождения ? Во-вторых, отчеты даже по простым речкам типа Поньгомы тоже нужны - потому как инфа 198лохматого года уже давно не инфа. Нужна свежатинка. Вот увидишь, сколько будет вопросов в сезон "А кто там был в прошлом году ? " Чтобы не делать не нужную работу было бы хорошо обязать кроме распечатки сдавать электронную версию отчета.
Да, мой ответ никак не связан с моим участием в этом процессе сканирования.
 Mike, 29.03.2006
Полностью согласен с Питером. Оптимально - когда каждая группа описывает каждый свой поход - и препятствия, и стоянки, пляжи и т.д. (не на работу едем, однако). Чтобы можно было, отправляясь на реку, составить представление, что было там в разные годы, и как это оценивали разные люди.

Конечно, дикарей что-то написать фиг заставишь, но уж те, кто получают такие вот бумажки с треугольными печатями, должны их отработать, а не передирать были-небыли из чужих отчетов.

 Sindbad, 29.03.2006
Ну особой обиды-то и не было.
Скорее что-то типа защитной реакции на наезд. Если бы просто поставили в известность про плагиат - одно дело, а когда начинают подобные "ц.у." давать...
Сканируют отчёты МГЦТК более-менее регулярно всего три человека, а критиков до ...
На мою просьбу на форуме дать предложения по каким регионам, маршрутам и т.п. в первую очередь сканить - никто не откликнулся.
Изначально вообще как "программа-максимум" была задача сканировать ВСЕ отчёты.
Теми силами, которые занимаются этим сейчас это сделать абсолютно нереально.
Можно сканить только 5-6 к.с. , но основная масса турья ходит всё-же на более простые маршруты.
Можно сканить только первопрохождения или уникальные отчёты, но, как правильно заметил Пётр, многих интересует что там делается сейчас.
Можно сканить только по одному отчёту на маршрут. Вряд ли это тоже будет правильно. Больше информации получаешь, когда сравнишь несколько отчётов по планируемому маршруту.
Так что периодически будут и такие и отчёты настоящих асов - огромные труды по 5-6 к.c.
А если есть список плагиатов - "в студию"!
Некоторые честно пишут что информация взята из такого-то отчёта.
 Капитан Туч, 29.03.2006
Народ, просто набрав в Тындексе Поньгома, я обнаружил только на первых двух страницах порядка полутора десятков отчётов начиная с 98-го и заканчивая 2005 годом. И фотоотчётов, и информации о погоде, перевозчиках и пр. Ну и кому нужен еще один отчёт? Вить, возьми метод на заметку. Ну ей богу, жалко твоего и Петиного и Алекса времени и сил.
2Петер. А спрашивать всё равно будут, хоть весь Инет увешайте ссылками на отчёты!
 Starley, 30.03.2006
Приношу Виктору Евлюхину извинения за свой непродуманный "наезд".Получилось невольно, я человек на сайте новый, не успел еще во многом разобраться.
Конечно Виктор не может знать все отчеты и выбирать лучшие.Разбираться с каждым материалом у него тоже нет возможности.
Я то бывал на Поньгоме и использовали мы как раз лоцию Афиногенова.
Все претензии к составителям этого "отчета".
По делу: лоция составлена для воды выше средней( а не ниже средней, как указано "переписчиками").На Топозеро ближе и дешевле забрасываться через Лоухи, а не через Кемь(бездумно содрано с оригинала, группа Афиногенова начинала на оз.Лулло, куда заезд из Кеми).Фотографии "отчета" сделаны в верховьях Поньгомы и не дают представления ни о Топозере, ни о ключевых порогах реки(Падун, Стол, Роман, Корней, Мостовой).
Согласен с Питером и Mikом, что чем больше отчетов по одной реке, тем лучше.
Не считаю, потраченными впустую Виктором время и силы, т.к. часть лучшего (ИМХО)техн. описания Поньгомы, хоть и в покоцанном виде попало на Скиталец.
 W2, 03.08.2007
Друзья, жители Поньгомы просят Вас соблюдать чистоту. Берегите нашу природу!!!
Наш деревня принадлежит к числу наиболее старых русских поморских поселений, время возникновения которого приходится, предположительно, на ХV век.
http://arni.petrsu.ru/index.php?mod=komplex&pm=k0005&raion=2&subreg=1
http://monuments.karelia.ru/objects/kemb.htm
 Королев, 21.07.2009
пару раз был на поньгоме. есть еще один сход с реки. Дело в том, что с ручья ( стоянка просто помойка и тащить 2 км по болоту и доскам не сахар). Просто надо пройти 5 км по заливу, после всех лодочных стоянок и встать на поляне. Местные с удовольствие доставят к вокзалу Ваш груз на вокзал, в3 года назад нам это стоило 200 р. А поийти пешком по прекрастному лесу не займет больше часа
 O.S., 20.08.2010
Август 2010. Детский матрасный походик на Поньгому с выброской с трассы. 2 надувные лодки "Турист", 1 ПВХ рыбацкая и 1 "Ватерфляй-3"авангарда. Достаточно спокойная река для неторопливого отдыха. Ориентировались на отчет Денисова Евгения, по-моему, зеркало из lib.ru, http://tourism.karelia.ru/trips_pongoma2002.htm. С мошкарой и погодой повезло, в целом. Рыбы немного, но спиннингом на уху наловить можно почти всегда.
С уважением
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:





























© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100