Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Тумча-2006. Путевые заметки

Руководитель: Федор Шкенев (Санкт-Петербург)

Это не отчет о прохождении реки, и не классический дневник (день1, день2,++и т.д.), это своего рода путевые заметки о маршруте, в которых автор хочет поделиться впечатлениями и сведениями, которых он при подготовке похода в Сети не нашел, и которые могут быть полезными для тех, кто выберет для себя этот маршрут в обозримом будущем. Необходимо понимать, что технические данные-расписания, цены, и особенно характеристики препятствий не остаются неизменными в течении длительного времени. Цены я пишу в рублях, курс $-26.80.

Время проведения похода - 28 июля-12августа 2006г.(включая дорогу)
Цели - отдыхательно-рыболовно-прокатиться.
Плавсредство - кат4-рама рубленая, V-1,8-2т, сидения жесткие, упоры затяжные.
Состав группы - 2 чел. с приличным опытом, 1-Охта (с Кивиристи), 1-взрослая девушка первый раз.
Лагерь - 2 палатки2+групповой тент 3х5м.

Маршрут выбирался из Кутсы и Тумчи в пользу Тумчи чтобы дать участнице вводный опыт походного быта и гребли до Алакуртти, а не булькать сразу от Чертова моста, хотя и рассматривался (по времени) вариант после порогов Алакуртти заброситься на Кутсу, а Яму и Котел подобрать снизу, но не сложилось по причине внезапного сокращения отпуска по телефону у одного из участников во-первых, и очень малой воды в притоке р.Тунтсайоки р. Вартсманиёки, на который нас забросили, во-вторых.

Время похода выбиралось по принципу максимальной температуры воды в реках в этом регионе. В нашем случае было не меньше 18 градусов (а по моему и побольше). Это лучше спросить у товарищей в гидроботинках, гидрокостюмах, гидроперчатках, но вместо каяков идущих на катамаранах. Совет: актуальнее на реках такого типа иметь штаны с защитой от камней! Видели только у одних ребят на реке кроме нас.

Заброска

Уезжали из Питера на 22 поезде в 0-10 с Ладожского вокзала. Прибытие в Кандалакшу около 22часов этого же числа. На вокзале сразу просят список группы, спрашивают куда едем, затем подходят таксисты и предлагают отвезти, но туда, куда им удобно. В нашем случае нам долго объясняли, что наверху воды нет, что вчера оттуда вернулись три группы, которые не смогли уплыть и что ехать надо на Голубые озёра. На Чертов мост тоже ехать не надо-что-то там тоже не так. До Голубых озер просили 2500 (4 человека+4 рюкзака), но можно поторговаться. Мы осмотрелись, обнаружили, что в 23-30 в Ковдор идет рейсовый Икарус, магазин у вокзала работает, посетили его и  взяли билеты у водителя по 120р.  Он сказал нам, что на погранзаставе перед Ковдором нас встретят и пересадят и отвезут. Езды примерно 1.5ч.  Так и вышло. Погранцы нас ссадили очень вежливо, попросили подождать минут 15, сфотографировали нас по нашей просьбе у щита с надписью "пограничная зона", покурили, поболтали и выяснили, что сейчас на 6 заставу нас не повезут, т.к. кто-то из местных на коровьих копытах дёрнул в Чушку и действует режим какого-то усиления. На время его действия возят на приток р.Тунтсаниёки- р. Вартсманиёкки. Он впадает в неё км. на 20 ниже классической точки старта. Длина от точки заброски до стрелки-примерно 35 км.-т.е. маршрут увеличивается на 15 км.

Это можно посмотреть по карте из Атласа автомобильных дорог Мурманской области-отворот с шоссе Кандалакша-Ковдор на Слюду и от него проселок до пересечения с р. Вартсманийоки в точке "сараи". Вообще мы по картам, скрепленным из листов этого Атласа не раз ходили-вполне приличная 2-х километровка всего Кольского и листы между собой хорошо стыкуются, без "щелей", а дороги показаны даже самые никакие-подъезды, отъезды, переброски, волоки!

Пока мы беседовали подъехал джип Фронтера с прицепом, вышел водитель, представился, мы обсудили цену с 1200 до 1000, ударили по рукам-и в путь! Ехать часа 3.5 примерно. На чём только не забрасывался, но на джипе-первый раз (к сожалению!). К 5 утра были на месте-водитель едет отлично-дорога та ещё. По дороге разговорились, у него есть полный набор техники для заброски в этом районе-"буханка", ЗИЛ-кунг, ещё что-то ну и джип этот. Попросил про него написать-пишу с благодарностью:
Тихомиров Владимир Фёдорович
Тел. Домашний:8-81535-77204
Тел. Мобильный:+7-921-7095939
Просил звонить вечером попозже.

р. Вартсманийоки

Место стапеля-брод на месте бывшего моста через эту самую реку (сам мост лежит метров через200 ниже и грузиться удобнее с него). Место высокое, проветриваемое, натоптанное- местные, видимо,  приезжают рыбачить по выходным и со стороны Ковдора и со стороны Алакуртти (дорога дальше идёт туда). Мы видели одну Ниву. Дров много, с материалом для рамы проблем нет. Есть грибы, в реке легко ловится форель. Если забраться на высокую гору, то есть связь через финскую Сонору.

Сама река первые 20-25км.(по факту больше, т.к. петляет изрядно, а на карте эти мелкие петли не видны) течет в песчаном русле, ширина-метров 10-15, берега низкие (не болото, а смешанный лес, черничник, кустарник), форель. Затем берега становятся выше-песок, сосны, березки, река расширяется и не то чтобы мелеет, а русло становится каменистым, этакая сплошная мелкая широкая шивера без выраженной струи. Таких чудес км. 10-12, затем остатки моста и ещё км. через 2-3, после левого притока-стрелка с Тунтсайоки.

Мы проплыли ровную часть за день, за следующий-меньше 10км. в режиме "сели-слезли-провели", а дальше трое шли пешком по берегу, а один плыл на кате с вещами иногда управляя веслом, а иногда слезая и стаскивая. В таком режиме мы за 3 часа добрались до стрелки с Тунтсайоки. Надо было сразу так!

р. Тунтсайоки (до Алакуртти)

Про эту часть маршрута много писать не буду-писано-переписано. Сделаю несколько замечаний общего характера.
Во-первых: в описаниях и на картах перечислена такая пропасть препятствий, что огромное количество времени уходит на обсуждение: это 28 или  29? Или этого камня нет в лоции? Всё это чушь-ориентироваться на реке стоит по островам,  притокам и ходовым часам, а про эти "препятствия" забыть раз и навсегда-до Алакурти ничего смотреть не надо-плыви и плыви себе.
Во-вторых: река становится широкой, и катамаранным группам следует делать поправку в расчетах времени на встречный ветер-он реально может ухудшать Ваши ходовые показатели.

В третьих: не стоит буквально понимать фразы об "отсутствии хороших стоянок" или наоборот-указания на эти стоянки. Под "хорошей" стоянкой обычно понимают вытоптанный прыщ на берегу со скамеечкой у кострища, вокруг которого вместо дров лежат кучки, бумажки,  консервные банки и прочий мусор, а на берегу-обгорелая баня. На наш взгляд спать на мху или на черничнике мягче, чем на обтоптанных корнях, а место под костер будет там, где вы его разожжете. С рыбой ситуация аналогична дровам. Стоять на террасе под крутым склоном сопки (есть там такие стоянки) настоятельно не рекомендуем-пошедший ночью дождик может сильно расстроить ваш быт.

Перед Алакуртти рекомендуем стоять на правом берегу-дорога по нему проходящая неезжена давно-минимум год, в отличие от дороги по левому берегу, км. за 2-3 до поселка.

г. Алакуртти

В городе есть связь.

Для тех, кто захочет из Алакуртти забрасываться на Кутсу, сразу даём координаты человека, рекомендованного нам водителем, о котором я писал выше:
Атаманенко Михаил Иванович
Тел. Домашний:8-81533-52215

Он начальник дорожного участка-практически к забору его конторы Вы пристанете перед ж/д мостом слева. Кстати этот мост теперь автомобильный. Человек этот реально существует-я заходил к нему на работу и разговаривал с ним лично.

Во всех отчетах и описаниях, которые мы прочли, повторяется пугало о грабежах и разбоях в этом городишке. Однако ни в одном не написано, что это случилось лично с теми, кто эту информацию дает. Сейчас ситуация такова: некоторые группы заезжают прямо в Алакуртти, собираются там и идут вниз, некоторые остаются там на 2-3 дня кататься и уходят позже, закупив продукты в местных магазинах. При нас вставала приехавшая группа из Н. Новгорода, на следующий день приехала ещё группа, мы ночевали там с субботы на воскресенье прямо под забором "генеральской дачи", днем в субботу ходили по магазинам, поздно вечером перетаскивали вещи от моста до этой дачи(так удобнее и короче чем по берегу-обносишь сразу 2 порога-Первенец и  Падун), в воскресенье опять ходили в магазин и на рынок за кедами-люди как люди. Мы поговорили с солдатиками из обслуги, которые ловили рыбу там, где мы вставали после прохождения, и они нам сказали, что год, что-ли, назад у местных была заморчка с туристами из Москвы, они бросили в реку наверху какую-то кислоту и потравили рыбу-так вот их догоняли по реке. Атаманенко сказал мне, что местные пацаны подворовывают, бывает у туристов, если те подопьют до бессознания-но этого где нет, а вообще местные не выбираются дальше 17-го км. по дороге вдоль реки вниз (по реке это км. 12)-там на реке появляется несколько островков и хорошая рыбалка. Мы потом это место проходили, и, действительно, пару пикников в кустах сидело. За нами никто вниз не пошел, хотя мы с ними здоровались и разговаривали. Вообще там ещё км. через 5 бывший летний лагерь дивизии, которая раньше стояла в Алакуртти на левом берегу и остатки моста разрушенного, так что по левому берегу хорошая грунтовка ещё по крайней мере км. 10 идет(от этих островков считая), а дальше мы не смотрели. Мы после Алакуртти стояли у этого моста и походили там вокруг. Там вообще почти везде подъезды к реке есть почти до Кутсайоки но не стоит все время ждать беды-это не отдых будет, а мания и фобия. На этом про Алакуртти заканчиваю, отметив, что работающие магазины по ущербу покруче иного жулика будут.

Алакуртти-Шляпа

Здесь могу повторить всё тоже самое, что и по Тунтсайоки-между порогами Алакуртти и Ямой понапрописано сколько-то там порогов 3к.с.-Март, Красивый, Такой, Сякой-мы в них тоже запутались-смотреть/не смотреть-даже у местных спрашивали: "это какой порог?", а они нам: "не знаем, порог был в Алакуртти, а здесь просто река". Так что до Ямы особо ничего нет пугающего-идите своим темпом. И со стоянками тоже самое.

Выброска

Здесь остановлюсь на одной тонкости. От Шляпы ходят аж 3 катера до Зареченска, НО катер отчаливает только когда набирает 20 человек по 350р. с носа, либо 6000 р.

Поэтому те, кто считает дни, должны учитывать, что возможно придется подождать попутчиков. Нам пришлось переночевать на Шляпе, хотя мы пришли туда к обеду. Правда прощальный ужин скрасила отличная погода и магазин на пристани. До Зареченска катер идет часа 2.5, на пристани уже ждет разнообразный транспорт. Мы уехали за 1700 с 4-х. на всякий случай даю координаты человека в Зареченске:
Глазков Валерий Иванович
Тел. Домашний:8-81533-60567

Работает на какой-то базе прямо напротив стоянки катера на правом берегу. Рекомендация нашего водителя.
Наш маршрут по воде считая стапель до последней ночёвки на Шляпе занял 12 дней включая 3.5 дневки (одна была лишней)
Около 12ч. отплыли от Шляпы, около 15 были в Зареченске, к 19 в Кандалакше, на 21-30 взяли билеты на Питер и через 22часа высадились на Ладожском вокзале. Билеты из Кандалакши на 50р. дороже, чем из Питера. Почтампт в Кандалакше работает до 19-00.

Резюме

Для тех, кто едет в это место с ярко выраженными спортивными целями нужно приезжать в начале июня, доезжать до Алакуртти (можно автобусом),проходить Первенец и Падун, оттуда в разобранном виде забрасываться на Чертов мост, спускаться по Красненькой, Кутсайокки до Тумчи, подниматься вверх до Ямы и спускаться до Шляпы. Таким образом будут охвачены все наиболее интересные и серьёзные пороги данной системы рек.

Для тех, кто преследует более рыболовно-отдыхательные цели предпочтительнее наш маршрут, т.к. самая хорошая рыбалка и полное отсутствие народа в верховьях реки, а по Кутсе групп идет на порядок больше.

Возможно совместить и то и другое, потратив дней 16.

Почти все продукты можно закупить в Кандалакше и в Алакуртти, а не переть с собой через всю географию.

Мы - Фёдор, Слон, Студент и Мариночка - будем рады, если наши походные впечатления и наблюдения послужат кому-либо дополнительным подспорьем при планировании своего похода. Есть фотки, но не вывешиваем, т.к. их и так много. На вопросы отвечу-пишите: pickss@list.ru  Фёдору.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Avalanche, 09.10.2006
Все классно, только вот не поняла, зачем идти по Тумче с рубленой рамой ?!
 Зу-зу, 15.02.2007
А почему бы и нет!
Рама строится за полдня - экологично, красиво и навык не теряется ; -)))
Да и с железками таскаться не надо ; -)

Меня больше интересует рыбалка на Вартсманиёки - насколько она там хороша???

Про воровство и хулиганство местных предупреждает сам мэр и участковый. Лично я пересекался с группой, у которой были украдены 2 рюкзака - правда было это в 1996 году ; -)
 Капитан Туч, 15.02.2007
Насчёт "экологично" - это сильный аргумент; )) Т.е. вырубать лес - это экологично?
 VasMin, 20.03.2007
От лица местных (не хулиганов) сообщаю, - мы против мусора в лесу и против рубленных деревьев!
Берегите лес.

http://www.kolvica.ru
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100