Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о водном туристском путешествии с эл. 6 к.с. по Турции (Понтийские горы): Москва - Стамбул - Самсун - Орду - Фурукчулу- сплав по р. Мелет до преп. 136 - переезд в г. Айбасты на р. Боламан, сплав по р. Боламан - г. Фатса - Самсун - Стамбул - Москва, совершенном с 30 апреля по 9 мая 2005 г.

Руководитель: Светлана Цветкова (Москва)

Содержание:
  1. Справочные сведения о путешествии;
  2. Сведения об участниках путешествия;
  3. Сведения о катамаранах и экипажах;
  4. Организация путешествия;
  5. График движения на маршруте;
  6. Местное население. Обстановка в Турции;
  7. Транспортные возможности района. Подъезд и отъезд с маршрута;
  8. Сплав по р. Мелет;
  9. Подъем из каньона;
  10. Сплав по реке Боламан (Первопрохождение);
  11. Особенности снаряжения;
  12. Стоимость похода;
  13. О географических названиях;
  14. Выводы и рекомендации;
  15. Дневник похода;
  16. Литература
1. Справочные сведения о путешествии
  1. Основная нитка маршрута Москва –Стамбул- Самсун- Орду- Фурукчулу- сплав по р. Мелет от плотины до преп.136 - переезд в г. Айбасты на р.Боламан, сплав по р. Боламан от Айбасты до Katabiner - г.Фатса –Самсун – Стамбул -Москва.
  2. Протяженность сплава - 50 км. (Уровень воды - высокий)
  3. Продолжительность: общая – 10 дней, активной части - 7 дней;
  4. Тип судов: 2-х местный катамаран- 3 штуки;
  5. Сроки проведения: с 30 апреля по 9 мая 2005.
  6. Количество человек - 6;
  7. Рассмотрение заявочных материалов произведено в МКК ФСТ ОТМ.
  8. По заявочным материалам дано заключение маршрутно-квалификационной комиссии ФСТ ОТМ. Шифр: 177-00-66665555.
2. Сведения об участниках путешествия

1 Цветкова Светлана Викторовна 1961 г. Москва, ООО "СиДжи Прожектс" Моск. Обл., г. Химки, Кирова 6А-12, тел. 573-58-46 Кара- Алаха- Ак- Алаха- Аргут- Катунь-6(р), Оран-6(р), Укучикта-6 (р), Китой-6(р), Китой- Онот-5(р), Хара- Мурин-5(р,у), Урик-5(р, р), Она-4 (р,р), Катунь-5(у), Снежная-Темник-5(у), Ойгайнг-Пскем-6(р), Аварское, Андийское Койсу-4 с 6(р), Белая-2 с 6,Б. Лаба, Кубань, Кодори, Риони, Зеленчук, Мзымта, -2 с5(р), Башкаус- Чулышман -5(Р), Дзорагет - эл 5(р), Джаваш- Гол- Шишхид- Гол -5(р) Руководитель, катамаран-1-капитан
2 Медведев Петр Викторович 1961 Московский Физико- Технический институт, инженер г.Долгопрудный Московской обл, Московское шоссе, д.57, корп. 1, кв.26 Кара- Алаха- Ак- Алаха- Аргут- Катунь-6(у), Оран-6(у),Укучикта-6 (у), Китой- Онот-5(у), Хара- Мурин-5(у), Урик-5(у), Она-4 (у), Зеленчук, -2 с5(у), Б. Лаба (эл.6), Кубань, Башкаус- Чулышман -5(у), Дзорагет- эл. 5 (у), Джаваш- Гол- Шишхид- Гол -5 (у) Реммастер, Катамаран-1, матрос
3 Айбатулин Равиль Тагирович 1977 ООО "Евротраксервис" Москва, Днепропетровская ул., д.3 корп. 5 кв. 204 Китой 6р, М.Нарын-Чон-Кемин-Кекемерен 6р, Чулышман- 6(р) Катамаран-2, капитан
4 Скуратов Анатолий Викторович 1979 Всероссийский Теплотехнический институт Москва, ул. Адмирала Лазарева, д.25, кв. 46 Китой 6у, М.Нарын-Чон-Кемин-Кекемерен 6у, Чулышман- 6 (р) Катамаран-2, матрос
5 Джаникян Гагик Гайкович 1945 Зав. лаб. ОАО "Газавтоматика" Москва, ул.Доватора, д.3, кв.58, 245-44-65 (д) Чаткал, Китой, Уда, Чулышман-Башкаус, Акалаха-Аргут, Чуя, Снежная, Гунт, Путораны, Чулышман, Цхенисцхали, Лаба, Лаба-Белая, Джаваш- Гол- Шишхид- Гол -5 (у) Катамаран-3, матрос, завхоз
6 Горенбург Леонид Григорьевич 1975 ООО "Вертикаль ТД" зам. директора г. Москва, ул. Менжинского, д. 38, корп. 2, кв.140, тел. 470-39-44 Б. Зеленчук - Кубань - Аксаут (Р), Мзымта (У), Чуя-Катунь (У), Шавла-Аргут-Катунь (У), Ак-Алаха - Кара-Алаха - Аргут - Катунь (У), Сандалаш- Чаткал-5 (у), Дзорагет 2 с эл 6- (у) Катамаран-3, капитан

3. Сведения о катамаранах и экипажах
  1. Катамаран-1. Объем примерно 1400 литров. Длина 4,1м. Ширина 190 см. Рама дюралевая. Дно - из ТЕЗы. Экипаж: Цветкова Светлана и Медведев Петр.
  2. Катамаран-2. "Гоша-2", производство "Рафтмастер". Экипаж: Айбатулин Равиль и Скуратов Анатолий.
  3. Катамаран-3. "Гоша-2", производство "Рафтмастер". Экипаж: Джаникян Гагик и Горенбург Леонид.
4. Организация путешествия

Очень давно хотелось в Турцию. На майские праздники это прекрасная альтернатива захоженному Кавказу. Ну сколько раз можно ходить на всякие Б. Лабы, Кубани и другие чрезмерно популярные реки, когда есть возможность пройти совершенно новый маршрут, на котором практически нулевая вероятность встретить "братьев по разуму". Кроме того, привлекает то, что маршрут этот будет в совершенно другой стране, со своим неповторимым колоритом и экзотикой.

Идею туда сходить я вынашивала несколько лет, периодически при встречах выспрашивая подробности у Сергея Лагоды, признанного специалиста по этому району. Информации было очень мало. Из возможных вариантов рассматривались следующие реки: Фиртина, Чорох и Мелет. Так как планировалось сплавляться на катамаранах-двойках, я старалась выбрать реку с расходом поменьше. В конце концов, остановилась на Мелете. Привлекал небольшой расход и упоминание в отчете, который я читала, что река чистая, а природа вокруг прекрасная, и людей в каньоне практически не встречается. Так как на прохождение всего Мелета у нас явно не хватало времени, мы сразу планировали пройти только часть его, докуда дойдем, и где сможем вылезти из каньона на дорогу. Планировалось начать с верховьев, раскататься и пройти несколько сложных порогов в каньоне.

По Мелету существует один-единственный отчет - Сергея Таболина. Был там раньше и Лагода, но письменных заметок не составил. Из отчета Таболина почерпнуть удалось немного. Нужно заметить, нисколько не умаляя достоинств пройденного его группой маршрута (а пороги там очень неслабые и группа, целиком прошедшая Мелет даже на восьмитонных катамаранах, заслуживает большого уважения!), что более невнятного отчета я в жизни не видела. Под препятствиями значился каждый камень и каждый вал в реке, никаких ориентиров порогов не отмечалось, как проходили - непонятно. Береговая обстановка тоже была неясна, в каких местах можно выбраться из каньона, что творится по берегам - умалчивалось. Также понять, какой порог из оцененных 6 к.с. слабее, а какой сильнее, было невозможно. К сожалению, связаться с Таболиным по телефону нам так и не удалось, несмотря на наши настойчивые попытки, - в Ростове-на-Дону менялись номера телефонов.

С информацией по Турции сильно помог Сергей Комаров, ходивший на Фиртину в мае 2004 года и написавший достаточно внятный отчет, а также приславший кучу дополнительной информации.

Мои турецкие планы поддержал Равиль Айбатулин, и стало понятно, что усилиями двух групп мероприятие может получиться. На самом деле, в процессе подготовки к походу с нами собиралось пойти много народу, но у всех появлялись какие-то мешающие обстоятельства, и, в конце концов, мы остались вшестером и пошли одной командой.

Желая оставить как можно больше времени на сплав, и не будучи сильно ограниченными в деньгах, решили не связываться с паромом из Сочи и забрасываться на самолете как можно ближе к началу маршрута (об этом подробно написано в разделе "Транспортные возможности района. Подъезд и отъезд с маршрута.")

Так как для нас было абсолютно непонятно, до какого места мы сможем дойти по Мелету (то есть, где мы реально сможем выбраться из каньона, когда у нас закончится время), разрабатывались запасные варианты, в том числе и попытаться пройти какую-нибудь абсолютно новую реку. Равиль присмотрел Боламан, текущий в соседней долине, западнее Мелета, и также впадающий в Черное море. Информации по нему не было никакой, только топографическая карта ужасного качества и, как выяснилось, сильно не соответствующая действительности. До нас по этой реке никто никогда не сплавлялся!

Почти везде на маршруте работали сотовые телефоны, поэтому мы заранее планировали связаться с МКК, если возникнет необходимость изменения маршрута, и согласовать наши действия. Так нам и пришлось поступить, когда из-за паводковой воды и сильно изменившейся береговой обстановки в каньоне, мы решили уйти с Мелета и попробовать сплавиться по Боламану.

Топографические карты Турции были скачаны для нас знакомыми из США с сайта Берклиевской библиотеки. Карты – Генштабовские (СССР). Местности не соответствуют. Топографических карт турецкого производства нам найти не удалось. Похоже, их в природе не существует.

Нужно заметить, что для переездов по Турции можно пользоваться картами автодорог местного производства. Но строительство дорог ведется очень активно, и эти карты на глазах устаревают, потому что постоянно появляются новые дороги. Мы в Москве долго обсуждали, есть ли вдоль Мелета какие-нибудь тропы, и были сильно удивлены приехав и увидев, что вдоль реки теперь идет асфальтированная дорога, прорыты тоннели, и вся местность и русло реки сильно изменены из-за постоянно проводящихся взрывных работ.

При подготовке к маршруту мы учитывали то, что нам, возможно, придется выбираться из каньона, поэтому взяли с собой альпинистское снаряжение. Старались экономить на весе, брали легкие продукты (сушеное мясо.) Все продукты (кроме мясных) мы покупали на месте, в г. Орду, в ближайшем супермаркете. Водку покупали в дьюти-фри в Шереметьево.

Мы брали с собой три двухместных катамарана с дюралевыми рамами. Дров на маршруте достаточно, брать с собой примусы или газовые горелки нет надобности.

5. График движения на маршруте

Дата Дни пути Участок маршрута Км Способ передвижения
1. 2. 3. 4. 5.
30.04.05 1 Москва - Стамбул - Самсун - Орду Самолет, машина
01.05.05 2 - 2 км ниже плотины на р. Мелет, стапель Машина, стапель
02.05.05 3 - до пор.115 20 сплав
03.05.05 4 - до пор. 136 7 Сплав
04.05.05 5 Осмотр реки до 4-го тоннеля 3 Пешком
05.05.05 6 Выход из каньона 1,5 пешком
Переезд в г. Айбасты машина
06.05.05 7 Стапель Пешком
Сплав до водопада (не доходя 2 км до г.Кабатаса) 10 сплав
07.05.05 8 Прохождение водопада. 3 Сплав
Сплав до г. Кабатас.
Обвоз каменного завала Машина
Сплав до Затычки-1 10 сплав
08.05.05 9 Сплав по каньону до не доходя 3 км до г. Katabiner - Фатса Сплав
- Самсун машина
09.05.05 10 Самсун - Стамбул - Москва самолет

Итого – активными способами передвижения (сплав) 50 км.

6. Местное население. Обстановка в Турции

Местное население в Турции очень благожелательно и всегда готово помочь. Нужно принимать во внимание, что местность, где мы были, далека от основных туристских потоков, и найти в городах людей, говорящих по-английски, тем более, по-русски, достаточно сложно. Самым трудным для нас было объяснить местным, что мы от них хотим. В супермаркете продавец никак не мог понять, что такое "сухое молоко". Английские аналоги не проходили. После часа поисков нашли сухие сливки (из растительных ингредиентов) на полках с кофе.

Правда, объяснить, куда мы хотим уехать, не составляло труда - мы брали карту с турецкими названиями и тыкали пальцем в нужный пункт. Торговались, рисуя цифры на бумажке. А вот донести до нашего водителя, что мы хотим сначала посмотреть на плотину, а потом решить, откуда мы будем начинать сплавляться – ну не смогли никак. Более того, нас специально завезли на рынок, где торгуют люди, говорящие по-русски (грузины, армяне и т.д.), но даже они не могли понять, что такое "плотина".

Как выяснилось, лучше всех с турками удавалось общаться Равилю, знающему немного по-татарски.

В магазинах можно купить практически все. Цены не сильно отличаются от московских. Фрукты и овощи на рынках дешевые. Везде нужно торговаться. Мы подозреваем, что сильно переплачивали водителям, не зная реального уровня цен на перевозки.

Спиртное в Турции купить можно, но не везде. Пиво - "Эфес". Напиток с названием "Вотка" можно попробовать разве что для экзотики. Сухое вино есть, качество приемлемое. Но лучше всего купить проверенное спиртное в дьюти-фри в Шереметьево.

Для местных стражей порядка я заранее заготовила письмо на английском языке, где написала список группы и данные загранпаспортов. Турецкие жандармы, которые остановили нашу машину среди ночи при переезде с реки на реку, вполне удовлетворились этой бумагой, напоили нас чаем и пожелали удачи. Правда, провели мы в жандармерии часа полтора, пока нашелся солдат, говорящий по-английски и пока начальство проверяло наши паспорта и выясняло, кто мы такие. В Турции жандармы существуют не для того, чтобы ограничивать передвижение иностранцев, а для того, чтобы им помогать и охранять от возможных террористов.

На Мелете мы, в основном, общались с дорожными рабочими во время разведки каньона. Слово "рафтинг" они вполне поняли, но были сильно удивлены.

На местное население на р. Боламан мы, похоже, произвели впечатление не меньшее, как если бы вдруг среди бела дня к ним прилетела летающая тарелка с зелеными человечками. Пришла толпа местных жителей, приехало телевидение. Ребята с телевидения, вполне сносно говорившие по-английски, донесли до нас, что мы первые, кто приехал на их реку сплавляться. Похоже, местное население немедленно стало строить планы о том, что город Айбасты станет Меккой для рафтеров, и какую прибыль они с этого получат.

Тем не менее, население вполне цивилизовано. На крышах домов - спутниковые тарелки, даже дети ходят с мобильными телефонами. Мобильная связь была практически везде (в каньоне Мелета местами прекращалась).

Нужно отметить, что турки очень трудолюбивы, и все их усилия постоянно направлены на зарабатывание денег. Каждый кусочек склонов, выходящих к реке, возделан, посажены какие-нибудь полезные растения или деревья. Праздно шатающихся людей не видно.

7. Транспортные возможности района. Подъезд и отъезд с маршрута

Все группы водников, бывавших на реках черноморского побережья Турции, осуществляли заброску через Сочи на пароме до Трабзона. Паром при этом не имеет определенного расписания, и возможно потерять несколько дней в Сочи, ожидая его. При этом стоимость билетов на самолет Москва- Сочи плюс стоимость парома сравнима со стоимостью самолетной заброски до Самсуна или Трабзона с пересадкой в Стамбуле.

Стамбул связан регулярным авиасообщением со многими городами, в том числе – с Москвой. В день есть несколько рейсов разных авиакомпаний. Но в сезон билеты нужно приобретать заранее, если хотите лететь по дешевому тарифу.

Мы летели рейсом Turkish Airlines до Стамбула и сразу же пересаживались на стыковочный рейс до Самсуна. Билет Москва – Стамбул – Самсун – Стамбул - Москва обошелся нам в 440 долларов на человека. При этом по дороге "туда" мы заплатили за багаж 40 долларов на всех ("туристское снаряжение"- мы связали все рамы в одну упаковку), а назад с нас вообще никаких денег не взяли. В этой авиакомпании существует специальный тариф на туристское снаряжение- $40 от Москвы до Самсуна. Под туристским снаряжением понимается одна упаковка. Ограничение сверху- 40 кг.

Дешевле возможен только вариант – лететь в Стамбул чартером, а затем ехать на автобусе до Орду примерно часов 18. Автобусы в Турции очень дешевые. (Таким вариантом забрасывался этим летом, уже после нашего похода, А. Лифанов, идя на Чорох, и за подробностями лучше обращаться к его отчету.)

Визу нужно покупать в Стамбуле (по $20). До самолета в Самсун у нас было 2, 5 часа, но этого времени едва хватило, чтобы выстоять очередь за визой, пройти пограничный контроль, получить багаж и перевезти его в другое крыло огромного аэропорта.

Багаж в Стамбуле уже не взвешивают, на пересадочный рейс регистрируют сразу в Москве.

В Самсуне мы были примерно в 7 вечера по местному времени. Все автобусы в Орду уже ушли. Пришлось брать 2 такси (200 лир). До Орду 140 км (3 часа). Дорога плохая, местами идет ремонт. Ночевали в Орду в небольшой дешевой гостинице ($ 7 с человека).

Для заброски в верховья Мелета наняли микроавтобус за $120 до места начала сплава. Машину нанять несложно. Шофера привел к нам владелец кафе, где мы завтракали (он немного говорил по-английски). Нужно показывать на карту и говорить "Топчам". Но доезжать нужно до плотины, а Топчам находится дальше по трассе, в стороне от реки, ниже по течению.

Дорога на Топчам идет через перевал. Доехали до строящейся плотины. Нас повезли по правому берегу - там прокладывают дорогу. На самом деле, в районе плотины нужно переезжать на левый берег и ехать вниз по течению до мусульманского кладбища. Начинать сплав выше плотины можно, но обнос плотины - около 3 км (подплыть ближе к ней и начать сплав сразу за ней не даст охрана, а ниже негде спуститься). Выше плотины река из себя ничего не представляет. Рядом идет дорога. Грязно.

Организация переезда с Мелета на Боламан вызвала у нас немало трудностей. Главным образом, из-за того, что наши ребята, первыми поднявшиеся на дорогу, не могли объяснить водителям, что за группой нужно приехать через 2 часа. Турки кивали, и уезжали насовсем. Мы стояли на строящейся дороге, и все машины, которые проезжали, были заняты на стройке. Уехать удалось только вечером, уже по темноте.

Отъезд с р. Боламан трудностей не вызвал. Мы остановили проезжавший мимо автобус, он нас довез до Фасты, а дальше мы совсем задешево (5 долларов с человека) доехали до Самсуна. Правда, автобус остановился на трассе, и в аэропорт нам пришлось ехать на уже поджидавших пассажиров такси.

Перелет Самсун – Стамбул - Москва прошел без приключений. За перегруз с нас денег не взяли. Публика в аэропорте Самсун, видимо, была слегка шокирована, когда мы разложили по залу мокрые шмотки и катамараны (мы уезжали под проливным дождем), но никто нам ничего не сказал.

8. Сплав по р. Мелет

При сплаве по р. Мелет мы руководствовались отчетом С. Таболина и рассказами С. Лагоды, а также видеофильмами их обоих. Нумерацию препятствий оставляем согласно лоции Таболина.

Сплав по р. Мелет мы начали ниже плотины (фото 1, 2). в пос. Ашиклы. Спустить катамараны сразу за плотиной невозможно - местность охраняется жандармами, ведутся взрывные работы. Нужно проехать вниз по течению вдоль реки еще километра два с половиной. Дорога идет высоко над рекой. Рекомендуем внимательно смотреть направо и останавливаться, завидев мусульманское кладбище на склоне (оно плохо видно с дороги). От кладбища есть возможность спуститься к реке. Лагерь можно поставить на склоне, недалеко от опоры ЛЭП.

Нужно отметить, что вода у нас была очень большая, все время шел дождь, и она на глазах прибывала.

На участке от начала сплава (преп. 55) (фото 3). до преп. 135 река представляет собой участок порогов примерно 4 к.с., разделенных плесами или быстротоками, которые легко идутся без просмотра. (фото 4).

Для того, чтобы не сбивать нумерацию, приводим описание основных препятствий по лоции Таболина с комментариями.

Преп. №№55-134 "Четверочный" фон. (фото 5 - 7). Все препятствия идутся сходу. Они разделены плесами или быстротоками. Река течет, в основном, в каньоне (фото 8), но по берегам есть не менее 10 мест, пригодных для стоянки. На реке существует мост, описание которого мы не нашли в лоции Таболина. На карте его тоже нет. Выделяется

преп.№110. (фото 9 - 10). Это первый порог, который нам удалось опознать, но не по описанию - он совсем другой, чем в лоции, - а по расположению на реке. По лоции Таболина он 6 к.с., но мы его выше "пятерки" никак не смогли оценить. В его районе сейчас идет строительство дороги (на левом берегу). Камни падают в порог. Начинается порог на крутом правом повороте реки. На левом берегу - большая светлая осыпь. В середине порога справа впадает приток, в конце порога, слева, - ручей. Представляет собой шиверу со значительным уклоном. В конце - остров. Проходили левой протокой, вдоль берега. Прошли без страховки (там ничего страшного нет). Никаких деревьев в воде, обещанных в лоции, мы не нашли. Зачалились перед этим порогом, потому что с воды не просматривался весь путь до конца порога.

Весь участок шли сходу, сначала - Равиль с Анатолием, затем мы с Петром, последними - Леня и Гагик.

Далее, ниже преп.№110, - развалины моста. Вода большая (фото 11 - 12) - деревья и кусты в воде, камни, в основном, не торчат. Бочки мягкие.

С утра от начала сплава вышли мы в 13-30, на перекус останавливались примерно на полчаса. К 110-му порогу приплыли в 16-10, на стоянку встали в районе 115-го препятствия, в 17-30. Речка очень напомнила Дзорагет, где мы были в прошлом году – такой же расход, деревья в воде, на кустах висит мусор. Странно, Дзорагет считается помойкой, а, Мелет, судя по отчету Таболина - классной речкой с "изумительной красотой окружающей природы" и "довольно чистой водой". Но помойка у реки и там, и тут - конкретная, а вода одинаково грязная. Тем не менее, если не обращать внимания на развешенные по кустам обрывки мусора, природа и на самом деле - очень красивая. Ущелье, заросшее деревьями. Запах цветущих магнолий…

Встали на стоянку за преп. №115. Это мощная шивера. В конце – остров. Шли ближе к левому берегу, искали стоянку. Вода большая, промыло протоки около берега . Бродим протоки, чтобы прийти на стоянку. На том месте, где стояла группа Таболина - следы протекавшей воды, все в песке. (фото 13, 14). Но, все равно, ночуем здесь - не понятно, где дальше можно будет поставить лагерь. На стоянке работают мобильные телефоны.

Далее, до пор. 135, можно идти без просмотра. (фото 15 - 16). "Пятерочный" фон. В порогах – острые камни (ведутся дорожные работы, камни со склона сбрасывают в воду).

На воду вышли в 10-00. Препятствия проходим сходу - с воды все видно. С лоцией очень плохая корреляция - пороги малоузнаваемы. В 10-20 останавливаемся ремонтироваться - Равиль продрал дно у ката. Ждем. Два раза показывалось солнце (на 5 минут), но все равно - холодно и мокро. Прошли несколько препятствий. Идем от чалки до чалки - чалимся, если не видно, куда идти. В 13-30 встаем обедать и чинить кат - на этот раз Леня продрал. Начинается дождь. После обеда идем, чалясь перед каждым препятствием - ищем сложные 135 и 136 пороги.

Преп.№135. (6 к.с.) Длина 200м. Порог выделяется из остального фона. Нужно чалиться к левому берегу, завидев впереди большие глыбы в реке. Начинается порог на левом повороте. У левого берега большие камни, через всю реку - бочка. Далее - нагромождение больших глыб. Между ними нужен маневр. Далее нужно проходить через две большие бочки. В конце порога, на левом повороте, - улов у левого берега. Попасть в него нужно обязательно, так как сразу за поворотом начинается преп. №136, где зачалиться уже не удастся. Ставим страховку (два спасконца). Снимаем на фото. (фото 17 - 25).

Равиль с Толиком прошли чисто, мы с Петром - вообще, с нашей точки зрения, классно - так, как хотели.

Леня с Гагиком засели на одном из камней в пороге, но снялись самостоятельно. А вот зачалиться на левый берег, где мы все стояли, не смогли. Зачалились на правый. Им пришлось перетаскивать катамаран вверх по течению и траверсировать реку.

Стоянка на левом берегу, метров 500 ниже преп. 135, за преп.136.

Преп. №136. (6 к.с.) Длина 400м. Общий перепад более 10м. Начинается сразу за преп. №135. Представляет собой каскад мощнейших сливов различной конфигурации в скальном коридоре. Кульминация- 5-и метровый слив в скальном расширении. Почти во всю ширину - огромный "гриб" над громадной глыбой, расположенной под сливом. (фото 26 -29). 136-й впечатляет. Идти не хочется ни при каком раскладе. Воды до хрена и больше. По фильмам групп Лагоды и Таболина и по фотографиям в отчете - воды и у тех, и у других было существенно меньше. Обнос катамаранов можно сделать по левому берегу. Решили сделать разведку участка ниже 136-го, а потом обнести этот порог.

Разведка участка ниже:

От преп. 136 была произведена разведка вниз по реке участка на протяжении километров 3-х по дороге.

От преп. 136 сначала можно пройти по берегу вниз по течению по еле заметной звериной тропке около реки. Особых препятствий на реке нет. Далее нужно подниматься вверх, без тропы. (фото 30). Местами приходится лазать. Поднявшись метров на 100 по высоте можно вылезти на верхнюю заброшенную дорогу. Внизу виден еще один участок дороги (фото 31). (На нее от реки попасть можно только пройдя траверсом по крутой сыпухе, рекомендуем навешивать страховку.) С верхней дороги на нижнюю спускаться очень сложно и опасно. Нужно лезть по осыпающимся скалам. Здесь совсем недавно велись взрывные работы. С нижней дороги виден большой обломок скалы в русле, а далее, на левом повороте - пороги. Они совсем не соответствуют описанию по лоции Таболина. Приводим ниже свое описание препятствий. Далее осмотр препятствий производили с нижней строящейся дороги, которая местами уходит в тоннели (см. схему).

Описание местности: Вдоль реки строят дорогу. Сбрасывают в воду грунт и камни, и река изменила свое русло. Правый берег – скальная стенка. Весь левый берег представляет собой крутую "живую" свежую осыпь - из глины и мелких камней, насыпанных при строительстве дороги. Спуститься по ней или пройти вдоль реки практически невозможно. Строительство дороги нарушило естественный рельеф местности, все кулуары, по которым хотя бы теоретически можно было бы подняться или спуститься, засыпало. Осыпь свежая и крутая (фото 32, 33)., по ней не подняться от реки и не спуститься к ней. Возможно, через несколько лет, когда прекратятся взрывные работы, пройдут дожди, склоны спрессуются, камни перестанут падать. Тогда, наверное, по этим склонам можно будет спускаться при помощи веревок.

Преп. №137. (5 к.с.) В русле - галечный остров. Валы, бочки, слева - проход чистый, справа - по бочкам. (фото 34, 35).

Преп. №138. (5 к.с.) Начинается через 50 м после преп. 137. Особой сложности не представляют (сливы, бочки). Вода очень большая. Камни из воды не торчат.

Преп. №139. (6 к.с.) "Порог с деревьями". На входе – прижим к скалам правого берега, дальше - два слива через ступеньки (высота метра полтора- два), а далее струя бьет в два больших дерева, растущих… посреди русла. Слева - камень, который нужно обходить справа, откуда струя и наносит на эти деревья. Ниже - еще один слив, упирающийся еще в одно дерево.

Теоретически, возможно обнести катамараны по осыпи левого берега, но она довольно круто уходит в воду. Это препятствие можно увидеть с дороги, которая не идет в тоннель, а идет по полке вдоль реки. (фото 36 - 40).

Преп. №140. (5-6 к.с.) Мощные валы и бочки. Прижим вправо. (фото 41).

Преп. №141. (5-6 к.с.) Мощные валы и бочки. Прижим влево. (фото 42).

Преп. №142. (6 к.с.) Завал из больших камней. Между ними есть проходы. (фото 43).

Далее, глядя вниз по течению, можно увидеть характерное место в районе преп. №152 (по лоции Таболина) – ручей, круто падающий по скалам левого берега.

Далее дорога уходит в следующий длинный тоннель (фото 44) (длиной 1 км), выйдя из которого и посмотрев вверх по течению, мы увидели на реке завал из крупных глыб с мощными водопадными сливами. (фото 45, 46) Возможно, это порог №167 по лоции Таболина.

Вода в реке очень большая. Из того участка реки, что мы увидели с дороги (до завала), непроходом показался "Порог с деревьями", т.е., возможно, пройти его можно, но мне лично непонятно как.

Стали прикидывать, что мы можем реально пройти. Два незначительных порога до порога с деревьями, далее - еще пару порогов (до начала длинного тоннеля), откуда нам нужно было бы вылезать наверх, т.к. ни у кого не возникло желания плыть ниже и обносить по правому берегу виденное нами нагромождение громадных камней с водопадными сливами (в вертикальных скальных стенках). (Если мы правильно определили, что это 167-й порог, то обнос его по лоции Таболина- 5 км по правому берегу.) Если это порог 167, то в нашу воду, вероятнее всего, нам предстояло бы перед ним совершить обнос еще нескольких порогов. При этом как вылезать на дорогу - абсолютно непонятно.

Единственное место, где теоретически можно подняться - начало 4-го тоннеля. Там по кулуарчику течет ручеек, незасыпанный при строительстве.

Вернулись к началу 136-го порога, разобрали каты и отнесли в лагерь. За день вода поднялась на полметра, темно- коричневого цвета. Дождь не прекращается.

Решаем, что собирать каты ради того, чтобы пройти километра 2 и непонятно как вылезать на дорогу, не будем.

Завтра вылезем все на дорогу и уедем на другую реку, текущую в соседней долине. Такой вариант мы согласовали с МКК по телефону.

9. Подъем из каньона

Подъем из каньона делали в 2 ходки. Катамараны разбирали. Сначала шли по звериным тропам вдоль реки, потом поднимались по крутому склону (фото 47) и выходили на крутую сыпуху. На ней провешивали веревку. (фото 48). Подъем занял часа 2, ходили в 2 ходки. В 2 часа дня все были на дороге. (фото 49 - 50).

10. Сплав по реке Боламан (Первопрохождение)

Сплав начинали в г. Айбасты от моста через реку. Туда среди ночи нас привезла машина. Ставили палатки в чьем-то огороде. На самом деле, лучше пройти метров 100 по правому берегу вниз по течению. Там огромная поляна с костровищами, волейбольным полем. Видимо, это место для отдыха местных жителей.

Выше моста на реке - шиверистый участок с большим уклоном. Часть воды отводят в мельницу, стоящую около моста. (фото 51, 52). Река течет по городу, к реке выходят огороды. Идти вверх по реке и смотреть препятствия выше моста мы не стали – времени не было. Возможно, верхний участок будет проходим при большей воде, но при нашем уровне начинать выше не стоило – и ниже моста чистых проходов не было, очень много камней. Расход в районе моста мы оценили как 20 куб.м./сек.

Участок от моста до завала в г. Кабатас был предварительно просмотрен с дороги, по которой наши разведчики проехали на машине (Естественно, видно было далеко не все). Местные жители предупредили нас о водопаде и о завале.

Участок 1. От г. Айбасты до г. Кабатас (12 км.) Препятствия не выше 5 к.с.

Первые несколько километров река представляет собой шиверу. Много камней, мало воды, изредка - завалы из деревьев. Обносили 1 раз завал из деревьев. (Метров 50, не разгружаясь). Далее река постепенно успокаивается, но в районе города Кабатас - водопад метров 6 высотой. Далее река течет через город, а потом входит в каменный завал. Большие камни, узкая струя, деревья вперемешку с камнями. Все это можно увидеть с дороги.

Катамараны спустили на воду сразу за мостом в г. Айбасты.

Ниже моста – шивера-порог, течение не сильное, большие камни, проходы узкие. (фото 53 - 55).

Далее такой участок с узкими проходами (фото 56). и частичными завалами из деревьев длится километров 5, потом река становится более спокойной.

Из общего фона выделяется препятствие, в котором часть воды уходит на искусственную полку у правого берега и падает со ступеньки сливом 1м. Проход по струе мимо полки, но в конце порога - навал на камень посреди реки. Страховали с правого берега спасконцом. Фотографировали. (фото 57 - 59).

Весь участок до водопада проходили "от чалки до чалки". Чалились, если с воды не виден был проход или следующий улов.

Водопад - не доезжая 2 км до Кабатаса. Километра за 2 до водопада река совсем успокаивается. Чалиться перед водопадом нужно на небольшой остров посреди реки. Чувствуется подпор воды. Осмотр водопада с острова. На левом берегу, напротив острова, - камнедробилка. Делают щебень. У рабочих можно попросить чистой воды.

До водопада дошли к 6 вечера. Лагерь поставили на острове. Местные на него попасть при таком уровне воды не могут.

Водопад. Падение - метров 6. (фото 60 - 65) Слив не совсем отвесный, составляет градусов 30 с горизонталью. Остров делит водопадный слив на 2 протоки. Проходима правая, в левой сильно мало воды. За водопадом большое озеро, а метров через 50 – ступенька 0,5 м.

Равиль и Толик собираются первопроходить водопад. Решаем: Гагик и Петр снимают, мы с Леней страхуем.

Обносим кат по острову, переправляем Петра на правый берег. Гагик фотографирует с левого берега. Мы с Леней страхуем с катамарана . Равиль с Толиком заходят в водопад по центру, падают в слив, ныряют, их подкидывает вверх, киляет через борт.

Мы с Леней выходим их ловить. Ребята сами вылезают на перевернутый кат, мы пытаемся толкать их к берегу. Все хорошо, все зачалились.

Обтаскиваем катамаран вверх (ниже водопада - ступенька 0,5м), чтобы переправить Петра.

Идем дальше.

После водопада - простой сплав, по городу Кабатас. Как в Венеции. Дома вдоль реки. (фото 66, 67).

Участок 2. Каменный завал (обнос): (фото 68). Перед каменным завалом нужно чалиться к левому берегу, пройдя от моста метров 300. До завала мы проплыли футбольное поле (там играли военные), и один квартал по городу. Лучше сходить на разведку и заранее наметить место чалки. Но разумнее всего зачалиться у моста и оттуда начинать обвоз на машине каменного завала.

Завал - это большие глыбы, между которыми габаритные непроходы, местами заваленные деревьями. Мощная струя. Завал непроходим по нашему уровню воды. Проходить препятствия частями, а частями обносить – невозможно, так как местами берега представляют собой отвесные стенки. Осмотрели завал до левого притока, по тропе вдоль которого спустились к воде. Далее завал продолжается в отвесных каменных стенках. Общая длина непроходимого участка- километра 3. Завал заканчивается у следующего моста, ниже по течению г. Кабатаса. Обвезли этот участок на машине.

Участок 3. От моста ниже г. Кабатас до большого правого притока (километра 2) также обвезли на машине. Дорога идет по верху глубокого каньона. С нее видно, что участок, скорее всего, идется. Но у нас оставалось немного времени, и мы решили потратить его на прохождение более интересного участка – каньона, начинающегося от впадения большого правого притока. Там явно должно было быть больше воды и, следовательно, пороги будут мощнее.

Участок 4. От большого правого притока до г. Katabiner. (5-6 к.с). Протяженность примерно 15 км . Осматривали частично с дороги, проехав до г. Katabiner на машине. (По словам местных жителей, до "Katabiner - problem", а дальше- "good". Катамараны, не развязывая, везли с собой. Если бы мы увидели, что участок не идется, начали бы сплав ниже Katabiner .) Дорога идет по верху глубокого каньона, по левому берегу. То, что мы увидели с дороги - идется. Препятствия из крупных глыб в глубоком узком каньоне. Видно, что проходы есть. Расход воды в реке после впадения большого правого притока мы оценили в 40 куб.м./сек. Вода грязная, паводковая. Машина довезла нас почти до Katabiner , но мы попросили водителя повернуть назад и довезти нас до слияния с большим правым притоком. Оттуда начинаем первопрохождение участка.

Возвращаемся назад. Нас выгружают у моста, около впадения притока. Надуваем каты, готовим обед. После того, как мы пообедали, выясняется, что у нас с Петром в кате дыра - баллон сильно спускает. Вытаскиваем баллон из чехла - в нем большая дыра. Кат быстро сдувается. Заклеиваем. Отчаливаем.

От моста до локального Непрохода (Затычка-1) – примерно трехкилометровый участок препятствий, которые можно пройти без просмотра (пороги 4-5 к.с.). (фото 69). Идем сходу, придерживаясь уже выработанной тактики - чалимся, если не видим линию движения или следующий улов. Река течет в глубоком каньоне.

Перед Непроходом нужно чалиться к правому берегу, увидев большие глыбы, перегораживающие все русло. Струя уходит в узкую щель под левым берегом. Мощная струя. Опасно. У Петра на чалке порвалось крепление, чуть не влетели в завал.

Тяжелый обнос (метров 30) по большим камням правого берега. (фото 70, 71).

Стартовали от моста в 17-20, обносили Непроход минут 40, от места обноса стартовали в 18-40. Далее - еще несколько препятствий (5 к.с.), которые мы прошли сходу (примерно 2 км). Представляют собой камни в русле, бочки, валы. Линия движения видна с воды. По берегам появились места для стоянок, долина чуть выполаживается. Ставили лагерь на левом берегу (чей- то сад), (фото 72). чуть выше описанного ниже препятствия. К нам спускалась пообщаться местная молодежь (по крутым тропинкам).

(Немного турецкой экзотики: С утра наши ребята, спавшие в соседней палатке, дружно заявили, что в незакрытую до конца палатку всю ночь ломились крабы, а они их с себя сбрасывали. Наша реакция была очевидной – стали вспоминать, кто сколько вчера выпил. Смеялись до тех пор, пока при чалке на одной из отмелей не увидели дохлых крабов! Откуда они взялись в холодной реке километрах в 30 от моря мне до сих пор непонятно.)

Преп. "Затычка-1" (6.к.с.) Длина метров 50. Чалиться для осмотра нужно к левому берегу, увидев большие глыбы, перегораживающие все русло. Левый берег пологий, но напротив препятствия полка заканчивается и для осмотра нужно лазить по скользким склонам. (фото 73-78).

Заход в порог - каменистая шивера. Далее вся река перегорожена крупными глыбами. Ближе к левому берегу между двух глыб есть узкий проход, в нем слив слева направо, который заткнут еще одним камнем, по которому "по подушке" стекает вода. Перепад воды в сливе – метра 2. За порогом - улово. Затем струя идет под скалу правого берега, проходя через хаотическое нагромождение больших камней, а затем перемещается под скалы левого берега. (фото 79 - 81).Проходили прижимаясь к правому камню, правым баллоном уходя вниз, а левым проходя по подушке. Если катамаран с центрального камня по подушке сбросило бы влево, был бы киль. Страховали с правого берега спасконцами. Для страховки первого катамарана переправлялись на правый берег. Гагик идти порог отказался, вместо него шел Анатолий. Все три катамарана прошли намеченным путем.

Далее на участке от пор. "Затычка-1" до того места, откуда мы вылезли из каньона ("Затычка-2")., препятствия усложняются. Тянется сплошной "шестерочный фон". Огромные глыбы, между ними узкие проходы, мощные бочки, значительный перепад. Длинные участки приходится идти сходу, т.к. все равно все камни не запомнишь. Препятствия в ущелье типичны для каньонов, местами стенки сжимают русло до нескольких метров. Русло сильно замусорено камнями, что при довольно большом уклоне требует от экипажей навыков хорошей слаломной техники. Подчас попадаются довольно мощные бочки, в одной из них, на вид невзрачной, наш полуторатонный кат проторчал несколько минут. Береговая обстановка по большей степени несложная, но скалы очень часто подходят к воде. Чалились к берегу время от времени, чтобы наметить адекватную линию движения . Стоит отметить, что с высоты дороги все казалось намного проще, чем оказалось на деле, даже на такой немноговодной реке как Боламан. Мы думали вначале, что часа за три легко просвистим все ущелье, а в итоге за вечер одного и полдня второго дня мы даже чуть-чуть (километра два) не дошли до выхода из ущелья, и нам пришлось собираться и вылезать на дорогу, чтобы успеть на ночной самолет из Самсуна.

На этом участке, от "Затычки-1" до "Затычки-2", можно выделить наиболее характерные препятствия:

Порог "Хаос". Расположен на правом повороте реки. Хаотическое нагромождение больших камней. Струя идет ближе к левому берегу (прижим к большому камню слева), перед прижимом - бочка, сразу за которой – торчащий из воды камень. Порог проходили сходу. В этой бочке наш катамаран и продержало несколько минут. (фото 82). Зашли к нее полулагом, уходя от камня за бочкой. Найти струю у носа катамарана не удалось – структура потока сложная из-за камня за бочкой. Вытянуть катамаран мне удалось, зацепившись веслом за струю у кормы катамарана. За порогом - чалка к левому берегу, а дальше продолжается такой же порог, только камни чуть поменьше, да проходы немного пошире.

Порог "Свечка" Осмотр с правого берега. Заход в порог осложнен обливными камнями и бочками. Далее – горка высотой метра полтора и два больших камня в реке (на левый наваливает струя), между которыми достаточной ширины проход. Далее – большой камень у левого берега, справа – гряда торчащих из воды камней. Между левым камнем и ними - пенная горка с несколькими косыми бочками. Одна из них достаточно большая, в ней катамараны ставило на свечку. За порогом - улов слева, напротив улова - прижим к правой скале. Далее струя с валами и бочками входит в ворота шириной метров 5. Первый катамаран страховали с левого берега посредине порога (до конца порога по берегу не пройти - скалы), остальные - с воды из левого улова. Заходили в порог левее, дальше по подушке уходили от левого камня, шли в ворота. Дальше - по горке с косыми бочками. Всех ставило на свечку. (фото 83 - 87).

Порог "Ступенька" Торчащие их воды камни на входе. Мощная бочка через всю реку. Слева - скалы, справа - большие камни. Проход через бочку. (фото 88).

Порог "Горка" Справа русло перегорожено камнями, пенная горка (хаотические бочки) вдоль скал левого берега. Перепад метра 2,5. Слева - улово. (фото 89).

Преп. "Узость" В узком каменном каньоне. Течение несильное. Большие камни перегораживают реку. С воды прохода не видно. Осмотр с правого берега. При осмотре видно, что узкий проход есть под скалами левого берега. (фото 90, 91).

Порог "Детские игрушки" Большие камни в русле. Осмотр с правого берега. Длина метров 30. Узкие проходы между камнями (по бочкам). В конце - большая бочка в левой части русла. Справа - большой камень. Заходили в ворота ближе к левому камню. Проходили через финальную бочку. В ней всех сильно держало. Гагика и Леню поставило на кормовую свечку. (фото 92 - 97).

Порог "Затычка-2" (6 к.с.) (фото 98 - 99). Осмотр с левого берега. Чалиться нужно на галечной отмели левого берега, когда будет видно, что большие глыбы перегородили всю реку. Между глыбами - пологие сливы с бочками. Кульминационное место – слив в воротах, за ним – громадный водный гриб над большим обливным камнем. За ним - еще ряд торчащих камней. Перепад метра 3. За порогом дальше тянется каньон с отвесными стенами. Видно, что дальше еще есть препятствия. По левому берегу до конца порога не пройти - скалы. Для организации страховки нужно переправляться на правый берег. Перед этим порогом мы закончили сплав. (фото 100). Здесь слева – большая отмель. Сверху спускаются тропинки. Можно подняться на шоссе. Времени было 2 часа дня, в 3 ночи - у нас самолет из Самсуна. До конца каньона мы не дошли километра 2.

Только разложили катамараны и вещи для просушки - пошел сильнейший ливень. Под ним мы и выбирались по крутым мокрым склонам на шоссе. Подъем по высоте - метров 100. Много тропинок. На этом крутом склоне посажен ореховый сад.

11. Особенности снаряжения

При подготовке к походу мы рассчитывали на то, что нам придется идти автономно, в каньоне, в ненаселенной местности, и делать тяжелые обносы. Продукты были закуплены сразу на весь поход. На весе мы экономили, брали сушеное мясо (везли из Москвы). Рамы для катамаранов брали дюралевые, с лесом на маршруте проблема.

Дров для костра на маршруте достаточно.

Для прохождения этого маршрута нами было взято следующее горное снаряжение:

  1. Основная веревка (40м)
  2. Беседки - 2 шт
  3. Карабины - 8 шт
  4. Жумары - 1 шт
  5. Спусковое устройство - 1
  6. Шунт – 1
  7. Крючья – 4 (не использовали)

12. Стоимость похода

Стоимость похода на одного человека получилась порядка 600 долларов.

13. О географических названиях

На разных картах одни и те же реки и населенные пункты называются по-разному.
Мелет = Мелет Ирмак = Melet Irmak
Толчан = Топчам = Topcam
Catalbinar = Katabiner
Боламан = Doleman Cay = Боломан
Айбасты = Aybasti
Кабатас = Kabatas =Кабаташ

14. Выводы и рекомендации

Группа совершила спортивный маршрут по Турции, пройдя в одном регионе технически сложные участки сразу двух рек. Сложность маршрута, его качество препятствий, безусловно, соответствуют элементам 6 к.с.

Нашей группой, в которой были три двухместных катамарана, пройдены участки двух рек, совершенно разные по характеру препятствий.

На р. Мелет оказалась конкретная паводковая ситуация. Все время шли дожди. Воды было значительно больше, чем у наших предшественников, к тому же проходивших препятствия на судах большого объема. В связи со строительством дороги и взрывными работами река изменила свое русло, изменились препятствия и, самое неприятное, был нарушен естественный рельеф местности. Поэтому спуститься-подняться из каньона на дорогу теперь практически невозможно. Так как из-за ограниченности сроков нами изначально планировалось пройти только часть Мелета, то было принято решение уходить на другую реку, так как выбраться из каньона, пройдя еще несколько препятствий, мы бы не смогли.

Участок Мелета был пройден в режиме первопрохождения, так как описание, которым мы руководствовались, соответствовало действительности то ли из-за того, что изменилась река, то ли из-за того, что невнятно были описаны препятствия. Справедливости ради нужно отметить, что выделяющиеся пороги, находящиеся в каньоне далеко от строящейся дороги, (№№135, 136) можно было узнать по фотографиям (с поправкой на другой уровень воды).

Мы могли бы утверждать, что каньон Мелета необыкновенно красив, если бы не помойка вокруг. На кустах везде висят обрывки тряпок и пакетов, нанесенных большой водой. На отмелях – бытовой мусор. Воду из Мелета лучше стараться не пить – очень грязная.

Рекомендуем группам, которые захотят повторить наши приключения, выждать несколько лет для того, чтобы свеженасыпанные склоны спрессовались, перестали быть камнеопасными, упавшие в реку камни слегка поразмыло, грязь унесло. Тогда можно будет в очередной раз сделать первопрохождение Мелета.

Тем не менее, нам сильно повезло, и река Боламан, на которую мы переехали для того, чтобы разведать возможность сплава, оказалась очень интересной!

Ощущение того, что ты на этой реке первый, оказалось настолько захватывающим, что мы плыли по ней "до упора", до тех пор, пока не поняли, что еще немного - и мы опоздаем на самолет. Все планы об экскурсиях по турецким достопримечательностям в свободное время, оставшееся от сплава, были дружно отброшены. Азарт первопрохождения полностью захватил нас.

Наш путь проходил по местности, полной турецкой экзотики. Белые башни минаретов, дома, стоящие вдоль реки, глубокий каньон, сады, спускающиеся к реке по крутым склонам, цветущие магнолии… Однако Боламан еще грязнее, чем Мелет. И мусора по берегам еще больше.

Итак, нами было совершено первопрохождение участка р. Боламан от г.Айбасты до препятствия, находящегося километра 2 выше г. Katabiner. (С обвозом завала от моста до устья большого правого притока.) Выходная часть каньона осталась непройдена из-за нехватки времени. Река, несомненно, сложная и интересная. Популярная на майские праздники Б. Лаба и близко не стояла. Несколько препятствий на реке можно оценить 6 к.с., остальные - непрерывные "пятерочные" препятствия в каньоне, что по существующим правилам классификации соответствует 6 к.с. Водопад - уникальное препятствие, которое, как оказалось, вполне можно пытаться проходить на катамаранах.

Список определяющих препятствий (из того, что мы проходили):

Р.Мелет: преп. №135 - 6 к.с., преп.110-5 к.с.

Р.Боламан : Водопад, Затычка-1 - 6 к.с., остальные препятствия в каньоне- 5 к.с.

При прохождении маршрута мы подавляющее большинство препятствий шли тандемом или строем - один за другим, в непосредственной видимости, за ведущим катамараном, капитан которого смотрел пороги, если линия движения не видна была с воды. В уловах поджидали друг друга. Катамараны на самых опасных участках мы страховали с берега и с воды. Самые сложные пороги осматривали все, и организовывали фотосъемку.

Группы, которые захотят пройти этот маршрут, при планировании графика должны принимать во внимание, что мы сильно торопились. Также возможна ситуация, что, приехав на реку, Вы увидите, что воды в ней недостаточно для сплава. Нужно учесть, что мы попали в Турцию в дождливый период.

На наш взгляд, четырех- и двухместные катамараны являются наиболее подходящими судами для сплава по данному маршруту.

Возможность согласовывать изменения маршрута с МКК по мобильному или спутниковому телефону – это уже вполне обычная ситуация для нашего времени. Особенно это бывает полезно в случаях, когда нет четких описаний маршрута, неясно, удастся ли вообще добраться до реки, или, как это получилось у нас, - меняются природные условия. Наверное, возможность сообщать в МКК об изменении маршрута по телефону стоит обговорить в Правилах выпуска на маршрут.

15. Дневник похода

30 апреля. Наш самолет в 13-40. Собираемся в Шереметьево-2. Упаковываем все трубы в один тюк. Это будет у нас "Спортивное снаряжение". За него платим $40, остальное нам дают провезти бесплатно. (Это наши рюкзаки по 20 кг и куча полиэтиленовых пакетиков, где остальной вес).

Прилетели в Стамбул с опозданием минут на 40. До самолета в Самсун- 2, 5 часа. Покупаем визы (по $20), проходим пограничный контроль, забираем вещи и везем их на телеге ($2) в другое крыло аэропорта, туда, где местные авиалинии.

Сдаем багаж (его уже не взвешивают, мы еще в Москве зарегистрированы на этот рейс).

Прилетаем в Самсун. В самолете нам не разрешили выпивать, "Не положено".

В Самсуне мы были примерно в 7 вечера по местному времени. Все автобусы в Орду уже ушли. Берем 2 такси (200 лир). До Орду 140 км . Дорога плохая, местами идет ремонт. Ехали часа 3. Привезли нас в гостиницу. Двухместные номера, $7,5 за ночь с человека. Хотели найти ресторан, поужинать - но все уже закрыто. Ели в фастфуд, напротив гостиницы.

1 мая. Встали часов в 8 утра, нашли, где позавтракать (омлет + овощи, кофе). Потом пошли в соседний супермаркет и купили еды. Из круп есть макароны, рис и пшеничная крупа. Масло, сыры (мягкие). Супы есть "Knorr"- растворимые без остатка (на маршруте народ есть их отказывался).

Из Москвы мы везли чай, кофе, колбасу и сухое мясо.

Договорились с микроавтобусом за $120 довезти нас до места начала сплава.

Заехали на рынок, там было много торговцев, говоривших по-русски. Один из них дал нам номер своего телефона на тот случай, если нужно будет что-нибудь объяснить нашему шоферу, не говорящему ни по-русски, ни по-английски.

На рынке купили картошки и овощей.

Дорога на Топчам идет через перевал. Ехали через облако. Дорога проложена в соседнем ущелье и к реке подъезжаешь только в ее верховьях.

Доехали, наконец, до строящейся плотины. Нас повезли по правому берегу - там прокладывают дорогу.

Доехали, посмотрели. Спуститься прямо за плотиной, нам сказали, нельзя - идут взрывные работы.

Чуть дальше (за строящемся тоннелем) – можно, но палатки ставить негде. От стройки сыплются камни в реку.

Почитали лоцию - Таболин обносил плотину по левому берегу, спускал каты около кладбища. Идея ехать наверх, плыть участок до плотины и обносить ее - быстро прошла. Доехали по дороге до кладбища (оно плохо видно с дороги). Отпустили машину – водитель попросил еще $10. Согласились - много времени потеряли на осмотре местности около плотины.

Выше плотины плыть вполне было можно, но только до моста, а дальше километра 3 обносить по дороге.

Лагерь поставили на высоком берегу. Мы спустились по пологому склону ниже кладбища, чуть ниже опоры ЛЭП - ровная площадка. До воды решили спускаться уже с готовыми катами. Пасмурно, вечером пошел дождь. В 19-30 уже темно. Пьем местную водку (раки). Анисовый запах, но потом ощущения приятные. Местное вино - вполне приличное. OKUZ go ZU BO g AZK ere (сухое красное).

Спать легли в 21-30.

2 мая. Встали в 6 утра. Светло. Идет противный дождик. Вяжем каты. В 7-30 – завтрак. Сегодня нужно отплывать. К 10-00 каты уже готовы, пакуем продукты и собираем шмотки. В 11-30 начинаем спуск к воде. Гагик, идущий с рюкзаком, не удержался на склоне и полетел вниз, кувыркаясь. Результат - разбитая голень, дырка в неопреновой гидре (маленькая), содранная кожа на кисти руки. Голова осталась цела (что ей будет - кость ведь). Оказываю Гагику первую помощь, измазываюсь вся в его крови. Забинтовываю голень эластичным бинтом, приложив к ране ватно-марлевую подушечку. Гагик начинает бодро передвигаться самостоятельно. Ругаюсь на него - спускался без каски. Теперь у нас полностью инвалидный экипаж - Гагик органично дополнил Леню с его еще не выздоровевшей ногой.

Начинаем сплав. Тактика движения: впереди Равиль с Анатолием, затем мы с Петром, последними - Леня и Гагик.

Пытаемся ориентироваться по лоции. Это оказывается практически невозможно. Река представляет собой участок порогов примерно 4 к.с. Весь участок идем без просмотра. 110-й порог осматривали. Это первый порог, который нам удалось опознать, но не по описанию, а по расположению на реке. На "шестерку" он никак не тянет, а, скорее, это "пятерка". В его районе сейчас идет строительство дороги. Работает тяжелая техника. Грейдер зацепляет кучу камней и грузит на машину. Рев моторов. Камни падают в порог. Наши ребята попросили у водителя закурить. Прошли без страховки (там ничего страшного нет). Вечером долго спорили – "четыре" это или "пять".

Вода большая - деревья и кусты в воде, камни, в основном, не торчат. Бочки мягкие.

Из статьи Равиля Айбатулина (http://skitalets.ru/works/2005/turkey_aibat/index.htm): "Вода в реке была коричневого цвета, дураку было понятно, что на реке может и не паводок, но что-то близкое к тому. Учитывая, что основной спортивный участок реки проходит почти в 50-ти километровом узком труднодоступном ущелье, и, зная характер препятствий, мы поняли, что столкнемся с большими трудностями."

Весь день идет дождь. Мы сильно мерзнем. Вода большая, промыло протоки около берега. Бродим их, чтобы прийти на стоянку. На том месте, где стояла группа Таболина - следы протекавшей воды, все в песке. Но, все равно, ставим лагерь - не понятно, где дальше будет стоянка. Идет дождь. Ставим палатки, вешаем общественный тент. Ужин- с овощами и зеленью. Лечу Гагика. Он говорит, что уже не представляет себе похода без того, чтобы я его лечила - этим я занималась весь летний поход. Гагик потом, уже в Москве, все ко мне на перевязку приехать порывался.

Включаем мобильник. Приходит СМС от Рязанского. Желает удачи.

С утра вышли мы в 13-30, на перекус на отмели левого берега останавливались примерно на полчаса. К 110-му порогу приплыли в 16-10, на стоянку встали в 17-30 в районе 115-го препятствия.

3 мая. Встали, как всегда, в 6 утра (дежурные). Погода пасмурная. Собираем лагерь. На воду вышли в 10-00. Препятствия проходим сходу- с воды все видно. В 10-20 останавливаемся ремонтироваться - Равиль продрал дно у ката. Ждем. Два раза показывалось солнце (на 5 минут), но все равно - холодно и мокро. Идем от чалки до чалки - чалимся, если не видно, куда идти. В 13-30 встаем обедать и чинить кат - на этот раз Леня продрал. Начинается дождь. После обеда идем, чалясь перед каждым препятствием - ищем сложные 135 и 136 пороги. 135 порог выделяется из остального фона. Большие глыбы, между ними нужен маневр. Далее нужно проходить через две большие бочки. Ставим страховку (два спасконца). Снимаем на фото.

Первые два экипажа прошли чисто. Мы с Равилем пошли смотреть место для лагеря (по описанию, оно ниже 136-го порога), а ребята остались страховать Леню и Гагика.

Леня с Гагиком засели на одном из камней в пороге, но снялись самостоятельно. А вот зачалиться на левый берег, где мы все стояли, не смогли. Зачалились на правый.

Когда мы с Равилем, разведав путь до стоянки, вернулись - застали зрелище: кидание спасконцов на другой берег, чтобы перечалить кат с ребятами. Решение было признано нами неверным - на спасконце кат утащило бы в первую бочку 136-го порога. Заставляем Леню с Гагиком перетащить кат выше по течению и траверсировать реку самостоятельно. В конце - кидаем спасконец и помогаем кат зачалить.

Берем рюкзаки, тащим на стоянку (метров 500 по берегу).

136-й впечатляет. Идти не хочется ни при каком раскладе. Воды до хрена и больше. По фильму Таболина и по его фотографиям в отчете - воды у них было существенно меньше.

Из статьи Равиля Айбатулина: "То, что мы видели по фильмам в Москве по тридцати кубам выглядело более дружелюбно, чем то что мы увидели по 60-70 -ти прямо перед собой. Небольшой сливчик первой ступени превратился в кипящую бочку поперек всего русла. Во второй ступени тоже что-то "булькало". В самом же водопаде – третьей ступени – большая глыба, делящая слив на две части, превратилась просто в огромный "гриб", который либо переворачивал все пульсирующим обратным валом перед собой, либо скидывал влево на скалы левого берега, либо валил в "молоко" самой отвесной правой части слива. Хрен его знает, что будет здесь со всяк полезшим сюда."

Встаем лагерем уже почти по темноте.

Думаем, что делать завтра. Нужно идти вниз по реке на разведку, а потом обносить каты. Всю ночь идет дождь.

4 мая. И с утра идет дождь. Встаем тяжело. На сегодня у нас планы: идти на разведку вниз по реке (по верху ущелья), а потом - обнести катамараны (136 порог). Идем на разведку вчетвером. Леня и Гагик остались в лагере. Сначала идем по еле заметной звериной тропке около реки. Особых препятствий нет. Далее начали подъем вверх, без тропы. Местами приходится лазать. Мы пролезли вверх и вылезли на верхнюю дорогу, которая сказалась заброшенной.

Из статьи Равиля Айбатулина: "Один выход на дорогу занял больше часа: более дикого, нехоженого и необработанного ущелья нам видеть не приходилось. Беспорядочно заросший крутой склон, вдобавок ко всему с "живыми" камнями, то и дело срывающимися из-под ног и летящими навстречу головам сзади идущих, вперемешку с проливным дождем - и налегке преодолевался с трудом. Но вот мы вылезли на дорогу: но ощущение такое, что по ней ездили лет несколько назад. Идем. Через пять минут становится все понятно: дорога давно заброшена, а отважные турецкие дорожники пробили в скалах глубокие тоннели, где и проложена сейчас дорога. На кой черт потребовалось вкладывать громадные средства в такое мероприятие, когда в десятке километрах отсюда проложена отличная трасса, по которой мы забрасывались – для нас осталось загадкой. Дорожные рабочие до сих пор что-то взрывают в одном из тоннелей – в общем, строительство еще в разгаре. Нас горячо поприветствовали, пригласили в вагончик на обед и немного пообсохнуть за что им отдельное спасибо. Rafting? Melet-irmak? Мы глупо киваем головой, а они также глупо между собой покручивают пальцем у виска. Нет, блин, лучше тоннели в горах прокладывать… Идем дальше. Но если первые два тоннеля старая дорога огибала по-над рекой, и мы прекрасно рассматривали реку, то перед третьим дорога уходила куда-то наверх, и нам пришлось идти через тоннель. Когда просвет сзади исчез, а спереди никак не хотел появляться, стало немного грустно без фонарика, а еще грустнее было натыкаться различными частями тела в полной темноте на стены. Благо сзади появилась машина, которая любезно нас подвезла до конца тоннеля.

До входа в этот тоннель, Мелет, насколько его было видно с почти стометровой высоты, оставляет на примерно двух километрах двоякое впечатление: относительно простые куски перемежаются с участками, где русло было просто сдвинуто горной массой, постоянно сбрасываемой в реку при строительстве тоннелей. На этих участках река сильно сужена и подчас прорывается через пока еще стоящие деревья. И все это по откровенно бурой воде. С парой обносов по живым каменным осыпям, этот отрезок идется, но вот увиденное нами на реке по выходу на свет из вышеупомянутого тоннеля наверно развеяло все сомнения о возможности и целесообразности сплава по реке в этом году: примерно на двухсотметровом участке Мелет рушился среди громадных обломков скал серией водопадов. Причем начало прорыва еще было скрыто за поворотом. Мы попытались соотнести это препятствие с лоцией Тоболина и, как ни было странно, могли сравнить его только с преп.176, которое они обносили километров пять с разбором катамаранов по тропе, идущей высоко по склону. Никаких более простых способов обноса там не просматривалось. И если мы прошли по дороге через тоннели в сумме не более трех километров, то по реке это расстояние чуть ли не втрое больше, т.к. тоннели срезают очень большие извилистые куски Мелета, и значит еще ряд "жоп" мы просто не видели. После водопадного прорыва дорога опять уходила в тоннель и, по словам рабочих, подходила к реке только километров через десять. И даже если бы мы с обносами прошли бы за несколько дней увиденный участок, то соваться дальше значило бы оказаться за полдня до самолета где-нибудь очень далеко от дороги."

Возвращаемся в лагерь часа в 4 дня.

Вернулись к началу 136-го порога, разобрали каты и отнесли в лагерь. За день вода поднялась на полметра, темно- коричневого цвета.

Решаем, что собирать каты ради того, чтобы пройти километра 2 и непонятно как вылезать на дорогу, не будем.

Завтра вылезем все на дорогу и уедем на другую реку, текущую в соседней долине. Связываемся с Рязанским по телефону.

5 мая. С утра светит солнце, дождь перестал. Но вода не спадает. Начинаем вытаскивать вещи на дорогу. Подъем по крутому склону. Подъем занял часа 2, ходили в 2 ходки. На последней сыпухе провешивали веревку.

В 2 часа дня все были на дороге. Дальше несколько машин обещало к нам приехать, но никто не приехал. Торчим на дороге. Пообедали….. Начинает темнеть.

Из статьи Равиля Айбатулина: "После бесплодных ожиданий и еще трех таких обещаний мы поняли, что нас наверно не понимают, и начали беспокоиться, что придется ночевать на дороге. Но здесь почти одновременно приехали сразу два обещанных микроавтобуса. Выяснения отношений между водителями за право нас отвезти на Боломан, наши попытки вставить несколько оправдательных фраз в их перепалку, но вот вроде мирно договорились и наши вещи турки лично загружают в одну из машин. Интересно видеть турка в белой рубашечке, закидывающего 50-ти килограммовый мокрый рюкзак на багажник микроавтобуса. Мы же клиенты, мы не по их понятиям напрягаться не должны. И так ведь на всех переездах, что нам приходилось совершать во время краткого путешествия по Турции. Кстати о языке: в этой глубинке европейских языков почти никто не знает, даже в прибрежном Орду, по дороге сюда, мы с трудом нашли англоговорящего. Я с удивлением понял, что мой родной татарский очень похож на турецкий, и как ни плохо я его к своему стыду знаю, но объяснялся практически везде я. Жесты тоже очень помогали.

Уже в полной темноте мы катим по турецким серпантинам в неизвестность. В отличие от наших гор, по склонам ущелий очень часто видны огоньки, люди живут везде, где можно что-то вырастить, не брезгуя ни одним склоном. Часа через три приехали в промежуточный пункт – город Гёлькёй. Небольшой ремонт нашего авто, ужин в одном из кафе, и дальше в дорогу. Отдельно стоит упомянуть о машинах: и если на побережье они довольно приличные, то в горах ездят такие древние рыдваны, о которых в России мы даже не слыхали. Всякие "французы" и "итальянцы" годов шестидесятых – очень раритетно!
От г.Гёлькёя до Айбасты- городка в верховьях Боломана полтора часа езды. На полпути, уже заполночь, нас остановил наряд жандармерии и в силу необычности клиентов, нас то есть, попросили последовать за собой в ближайшее отделение. Все так строго, кругом автоматчики, шаг вправо - шаг влево попытка к бегству; мы стали готовиться провести ночь в каталажке. Но на удивление нас с паспортами провели со всеми почестями и извинениями в кабинет к начальнику, усадили за стол, предложили кофе или чаю, и даже отужинать. После проверки документов и краткой познавательной беседы о нашей нелегкой туристической жизни (один из сержантов неплохо знал английский, т. к. работал речным гидом! на Чорохе! в турфирме своего брата), перед нами извинились за себя и за водителей, что с нас взяли такую большую плату за переброску- 100$, предложили всяческую помощь, и отпустили с миром. В общем, нашим доблестным работникам правоохранительных органов и всяким военным неплохо бы съездить в Турцию на стажировку на предмет как себя вести с гражданскими лицами."

В Айбасты, куда мы приехали часа в 2-3 ночи, в жандармерии вылез офицер, на лице которого отражались сложные мыслительные процессы.

Шофер наш долго с ним объяснялся, затем нам сказали, что все хорошо и мы им не интересны.

Приехали обратно, к мосту через реку. Там нас и выгрузили. Ставим палатки в чьем- то огороде.

6 мая.

Из статьи Равиля Айбатулина: "С утра мы проснулись оттого, что этот огород приехало вскапывать какое-то подобие мультикультиватора. Нас очень вежливо попросили подвинуться. Следующие полдня, что мы стапелились, собирали лагерь и загидривались, наша поляна напоминала зоопарк - туристов, если не европейцев вообще, здесь видели впервые, катамараны аборигены принимали чуть ли не за НЛО. Мы были объектом очень пристального внимания. Под конец даже подъехала бригада какого-то местного кабельного телевидения, вызванная, наверное, с побережья. Один из продвинутых объяснил нам, что ниже на реке находится непроходимое место. Мы посчитали, что неплохо бы нам его увидеть, и двое на такси съездили вниз по реке. Действительно в 12-ти км ниже, почти сразу после городка Караташ есть большой завальный участок, похожий на завал на Мелете. Мы отметили для себя его ориентиры и вернулись в лагерь. К моменту нашего отплытия на мосту и вокруг него собралась большая толпа зрителей, а, учитывая и наличие телевизионщиков, все очень напоминало репортаж с каких-нибудь соревнований."

Равиль радостно предполагает, что телевидение приехало снимать порнофильм - это меня в майке без рукавов.

Каты спустили на воду под мостом. Ниже моста - порог, течение не сильное, большие камни, проходы узкие. Далее - такой участок длится километров 5, потом река становится более спокойной. От Айбасты до Кабатаса- 12 км .

Из статьи Равиля Айбатулина: "На первых километрах река напоминает слаломную трассу. При расходе в кубов 15-20 (мы заехали почти в самые верховья реки), русло сильно загрязнено камнями, катамарану-"двойке" место в самый раз, чтобы справиться со всеми виражами. Берега сильно замусорены: видимо в паводок вода сносит все с огородов и ближайших дворов. Тот же Дзорагет в Армении просто национальный парк по сравнению с Боломаном. Постепенно река немного выполаживается, и носит характер мелководной шиверы. Как и на Мелете, русло сильно петляет, и расстояние удваивается чуть ли не вдвое, по сравнению с дорогой. В одном месте пришлось обнести дерево, упавшее поперек реки. Перед городком Кабатас на реке шестиметровый водопад в двух протоках. Остановились на острове между протоками. Левая протока сильно замусорена, а правая – отвесная и чистая. Мы с Толиком решили, что его можно и нужно прыгнуть. Посовещавшись, решили, что лучше это сделать наутро, а переночевать здесь на острове; к тому же впереди маячил геморройный обнос завального участка, который сегодня мы, по - любому, не успели бы."

Вода грязная. Напротив острова - камнедробилка. Делают щебень. Ребята наши переправляются к ним за водой.

7 мая. Встали рано, в 6-15 (дежурные). Равиль и Толик собираются первопроходить водопад. Решаем - Гагик и Петр снимают, мы с Леней страхуем.

Обносим кат по острову, переправляем Петра на правый берег. Гагик фотографирует с левого берега. Мы с Леней стоим на страховке. Равиль с Толиком заходят в водопад по центру, падают в слив, их подкидывает вверх, киляет через борт.

Из статьи Равиля Айбатулина: "С утра, как в "Бароне Мюнхгаузене" - подвиг, а именно прохождение водопада. Под водопадом довольно большая чаша, и, несмотря на небольшой расход воды в реке, довольно глубокая. Прыжок получился довольно эффектным. Катамаран ушел носами в воду, вылетел обратно и перевернулся. Вылезти на раму и зачалить кат не составило труда.

Дальше Боломан течет прямо через центр города Кабатас. Клоуны в цирке наверно привлекают меньше внимания, чем привлекли его мы: и здесь и далее в ущелье реки Боломан люди наверное еще полгода будут вспоминать невесть откуда взявшихся русских на неизвестных судах. В конце города мы зачалились перед завальным участком и тут же были атакованы стаей ребятишек из соседней школы. К их чести надо заметить, что что-либо своровать у них не было и в мыслях: только неподдельный интерес и желание чем-нибудь помочь. Пара взрослых мужчин, оказавшихся рядом объяснили, что далее за завалом следует очень узкий каньон с непроходимыми участками. Каньон длиной не менее 10-ти км. Они посоветовали обвезти весь этот кусок реки и согласились помочь с машиной. Сдув каты, не разбирая, погрузили их в кузов и покатили вниз по реке. Дорога идет очень высоко по борту ущелья, но характер реки в принципе можно отовсюду увидеть. После слияния с крупным правым притоком, или вернее со второй составляющей Боломана, река входит в узкое глубокое ущелье. Расход воды после слияния составляет уже примерно 30-35 кубов. Сверху мы не увидели каких-то завальных или непроходимых мест, поэтому, доехав почти до конца, мы развернули машину с просьбой отвезти нас обратно и высадить на стрелке двух составляющих. Какое-то время пришлось потратить на ремонт баллона одного из катов, который, видимо, повредили при перевозке в кузове."

После моста у слияния с крупным правым притоком - препятствия, которые можно пройти сходу (пороги 4-5 к.с.). Проходим без просмотра километра 3. Затем - чалимся перед непроходом (узостью). Тяжелый обнос по большим камням правого берега.

После нескольких препятствий, пройденных нами сходу - опять каменный завал. Но проходимый. ("Затычка-1") Слева - место для стоянки (чей- то сад).

Останавливаемся, осмотр по левому берегу, по скользкому склону.

Ставим лагерь. Приходят местные жители - трое молодых людей с мобильниками.

Вечером пьем спирт. Местные уходят. Начинается ливень.

8 мая. Встаем рано, собираемся быстро. Хочется пройти каньон до конца. Начинаем прохождение порога. Сначала – Равиль с Толиком, потом - мы с Петром (у Петра опять порвалось крепление), потом – Леня с Толиком (Гагик отказался). Дальше речка становится еще более резвой. Порожистые участки тянутся непрерывно. Бочки становятся мощными. В одной из них нас с Петром держало несколько минут. Шли по каньону, пока не "уперлись" в очередную "Затычку-2", которая покруче будет "Затычки-1". Уже 2 часа дня. Самолет у нас в 3 ночи. Если порог идти - страховку нужно ставить, а за порогом - каньон с отвесными стенками, сразу не выбраться. Решаем уходить из каньона, пока есть тропинки наверх. Очень жалко, но времени у нас больше нет.

Из статьи Равиля Айбатулина: "Стоит отметить, что с высоты дороги все казалось намного проще, чем оказалось на деле; и даже на немноговодной реке как Боломан. Мы думали вначале, что часа за три легко просвистим все ущелье, а в итоге за вечер одного и полдня второго дня мы даже чуть-чуть (километра два) не дошли до выхода из ущелья, и нам пришлось собираться и вылезать на дорогу, чтобы успеть на ночной самолет из Самсуна на далекую родину."

Разбираем катамараны, раскладываем вещи чуть-чуть подсушиться – немедленно налетает мощнейший ливень. Все мы вымокли до нитки. Кидаем мокрые шмотки в рюкзаки и начинаем карабкаться вверх по мокрым склонам. Вещи и рамы несли в 2 ходки. На дорогу выбрались уже по темноте. Уехали на попутном автобусе в Фатсу.

Из статьи Равиля Айбатулина: "Дальше до Самсуна вдоль побережья мы добирались на рейсовом автобусе, которые бороздят просторы Турции во всех направлениях. Они очень дешевые: мы отдали по 5$ с носа за почти три часа езды. В аэропорту Самсуна за перегруз с нас не взяли ни лиры, хотя и взвесили все очень основательно".

В аэропорт приехали в начале двенадцатого ночи. Сушим шмотки.

9 мая. Улетаем в Стамбул, оттуда - в Москву.

16. Литература

При подготовке к походу мы использовали следующие отчеты:

- С. Таболин. Мелет. Май 2002г.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100