13 января 2013
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
0 1916 0
Руководитель: Климин С. В. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №6110

Справочные сведения о маршруте
Паспорт маршрута

Вид туризма: пеше-водный.
Категория сложности: пятая (5).
Район путешествия: Тува (Центральный Саян).
Нитка маршрута: г. Москва – г. Слюдянка (поезд) – пос. Орлик (микроавтобус) – оз. Дозор-Нур (а/м Урал) – оз. Кара-Балык (пешком, лошади) – р. Бий-Хем (сплав до устья л. п. р. Айлыг) – пеший переход в верховья р. Айлыг – р. Айлыг (сплав) – р. Бий-Хем (сплав до устья п. п. р. Кадыр-Хем) – пеший переход в верховья р. Биче-Баш – р. Биче-Баш (сплав) – р. Баш-Хем (сплав) – р. Бий-Хем (сплав до устья л. п. р. Мююн) – г.Кызыл (а/м Камаз) – г. Абакан (микроавтобус) – г. Красноярск (микроавтобус) – г. Москва (поезд).
Протяженность активной части маршрута: 395 км.
Пеший переход оз. Дозор-Нур – р. Тисса – оз. Кара-Балык - 50 км.
Сплав по р. Бий-Хем - 80 км.
Пеший переход в верховья р. Айлыг - 25 км.
Сплав по р.р. Айлыг, Бий-Хем - 60 км.
Пеший переход в верховья р. Биче-Баш - 30 км.
Сплав по р.р. Биче-Баш, Баш-Хем, Бий-Хем - 150 км.
Количество участников: 13 человек.
Средства сплава: три четырехместных катамарана объемом 1.4 м3, 1.3 м3, 1.8 м3соответственно.
Уровень воды: высокий, выше среднего.

№ п/пФамилия И. О.Год рожд.Туристский опытОбязанности в группе
1Климин Сергей Валентинович1964Укучикта 6р. Кекемерен 6р. М. Нарын 5 р. Шавла – Аргут 5 р. Урик – Хончин – Даялык 5 р. Моя-Ачин – Куторамакан – 5 р.Руководитель группы, Капитан К4-1
2Сечко Олег Юрьевич1966Укучикта 6у. М.Нарын 5у. Шавла – Аргут 5у. Чаткал 5у. Урик – Хончин – Даялык 5у. Моя-Ачин – Куторамакан 5у.Врач группы, завхоз, матрос К4-1
3Мягкова Светлана Сергеевна1974Укучикта 6у. Кекемерен 6у. Шавла - Аргут 5у. Моя-Ачин – Куторамакан 5у.Фото, GPS, матрос К4-1
4Сухоруков Михаил Сергеевич1986Ципа – Витим 4у. Писта 3у.Рыболов, матрос К4-1
5Медников Марк Григорьевич1958Укучикта 6у. Кекемерен 6у. Урик – Хончин – Даялык 5у. Китой – Онот 5у.Капитан К4-2
6Сечко Сергей Юрьевич1973М.Нарын 5у. Шавла – Аргут 5у. Урик – Хончин – Даялык 5у.Рыболов, матрос К4-2
7Антипов Алексей Александрович1976Урик – Хончин – Даялык 5у. Мзымта 2(5)у. М.Лаба 2(5)у.Матрос К4-2
8Ларионова Надежда Юрьевна1976Укучикта 6у. Кекемерен 6у. Шавла – Аргут 5у. Урик – Хончин – Даялык 5у.Фото, видео, матрос К4-2
9Ниселовский Вадим Анатольевич1966Китой – Онот 5у. Шавла – Аргут 5у. Снежная 4р.Реммастер, капитан К4-3
10Вилинский Дмитрий Борисович1976Укучикта 6у. Кекемерен 6у. М.Нарын 5у. Урик – Хончин – Даялык 5у. Моя-Ачин – Куторамакан 5у. Китой – Онот 5р.Зам. Руководителя группы, матрос К4-3
11Наумова Наталия Михайловна1976Укучикта 6у. Китой – Онот 5у. Моя-Ачин – Куторамакан 5у. Снежная 4у.Матрос К4-3
12Комаров Павел Сергеевич1983Мзымта 2(5)у. Кутсайоки 3(4)у. Писта 3у.Видео, матрос К4-3
13Заславский Алексей Андреевич1988Охта 3у. Писта 3у.Сменный матрос

Выбор маршрута, цели и задачи похода

В 2004 году, после рассмотрения ряда вариантов похода, участники нашей группы остановили свой выбор на новом для всех без исключения районе путешествия – Туве. В качестве первой реки для сплава однозначно был выбран Бий-Хем, как наиболее спортивный маршрут. Друзья, побывавшие там, характеризовали Бий-Хем, как реку с красивыми, мощными, но немногочисленными порогами, ну и, конечно, с великолепной рыбалкой.

Из всех доступных нам источников информации было выяснено, что увеличить протяженность спортивной части маршрута можно несколькими путями:

• сплав по реке Кок-Хем
  • пеший переход и сплав по р.Баш-Хем
  • пеший переход (переезд) и сплав по р.Улуг-О
  • пеший переход и сплав по р.Ожу, впадающей в самых низовьях р.Бий-Хем

Однако, после тщательного изучения картографического материала, мы обратили внимание на левый приток Бий-Хема, впадающий практически сразу за окончанием последнего порога – р.Айлыг. Судя по площади водосбора, протяженности, изображению на карте и указанным там характеристикам, река является судоходной (в туристском понимании) при любом уровне воды.

Кроме того, на интересующем нас отрезке реки явно выделяются три каньонных участка, а средний уклон последних 20 км Айлыга составляет порядка 15-16 м/км. Для сравнения, средний уклон последних 20 км спортивной части Бий-Хема (включающих в себя пороги Сюрприз, Кайфас, Узкий, Элен) составляет около 5-6 м/км.

Разумеется, особый интерес вызывало отсутствие какой-либо информации о сплаве по реке. Из-за этого все другие варианты связок практически сразу отпали, и основные цели похода были сформулированы следующим образом:

• заброска на оз.Кара-Балык вверх по р.Тисса с использованием лошадей – как наиболее быстрый вариант заброски.
  • прохождение спортивной части р. Бий-Хем до л.п. р.Айлыг.
  • разведка и осуществление пешего перехода в верховья р.Айлыг (по максимуму – за последний из каньонных участков)
  • разведка, первопрохождение и составление подробной лоции р.Айлыг.

После составления примерного графика движения у нас осталось 3-4 резервных дня. В результате чего, надеясь на благоприятное стечение обстоятельств, мы решили добавить к маршруту еще одну реку, а именно р.Баш-Хем, как наиболее логичный вариант.

В библиотеке МГЦТК последнее упоминание о р.Баш-Хем относится к 1987 году, когда группа Марчука поднялась по ней от устья на 10-12 км и прошла нижний каньон реки. Связка р.Бий-Хем – р.Баш-Хем осуществлялась несколько раз, начиная еще с плотовых групп середины 70-х годов. Все они проходили по одному варианту: от водопада на Бий-Хеме поднимались через перевал к верховьям р.Чазаг-Мюн и далее вдоль нее и вдоль р.Биче-Баш до стрелки с р.Улуг-Баш, откуда и начинался сплав (группа А.Родина 1974г.)

В отчете группы Калихмана (1978г.), шедшей тем же маршрутом, упоминается о попытке сплава двух участников и груза на лодке по нижней части Чазаг-Мюна и последним 7-8 км р.Биче-Баш.

Изучив карту, мы решили закончить сплав по Бий-Хему в устье п.п. р.Кадыр-Хем (не доплывая 15-16 км до водопада), подняться по нему вверх, и, далее, выходить к истокам р.Биче-Баш (урез воды 1534м). Протяженность пешей части здесь почти в 1,5 раза короче. Сама р.Биче-Баш от слияния двух истоков представлена на карте вполне сплавной рекой, тихой и спокойной, за исключением 3-4 км (чуть выше устья Чазаг-Мюна), где уклон составляет около 13-14 м/км.

Таким образом, в случае успешной реализации основных задач похода и сохранении резервных дней, мы поставили для себя дополнительные цели:

• разведка и пеший переход по маршруту р.Бий-Хем – п.п р.Кадыр-Хем – оз.Кадыр-Ос-Холь – р.Хылыт – далее вверх по правому притоку реки Хылыт через водораздел к начальной точке сплава – отметке 1534м.
  • первопрохождение реки Биче-Баш с верховьев
  • прохождение р.Баш-Хем, корректировка и составление "свежей" лоции.
Заброска и выход с маршрута

Да станции Слюдянка-1 мы ехали поездом №222 Москва – Улан-Уде, стоимость плацкарта 1750руб. На сегодняшний день, это самый удобный поезд, так как в Слюдянку он прибывает в 6 утра по местному времени. На вокзале много частников, предлагающих довезти до Монд или Орлика. Однако, ввиду того, что дорога нам предстояла долгая, мы заранее связались с Сыреновым Алексеем из Орлика (тел. 51-426, связь через телефонистку 8-13), который обеспечил нам все этапы заброски в комплексе. Уже в 6:30 мы выехали на встретившем нас микроавтобусе. Перед перевалом, на границе Окинского района, нас также ожидал УАЗ, куда перегрузили все вещи. Очень даже неплохо пообедали здесь же, в придорожном кафе.

Около 15:00 прибыли в пос. Орлик. В гостях у Алексея попили чаю и загрузили рюкзаки в бортовой Урал. 70 км дороги вверх по р.Тиссе до оз. Дозор-Нур доступны только для таких машин. Время в пути составляет от 5 до 8 часов и сильно зависит от мастерства водителя и уровня воды в Тиссе, так как предстоит преодолевать 7-8 бродов. Вода в Тиссе была достаточно высокой, а потому броды в кузове машины мы оценили, как занятие не для слабонервных. Вода периодически покрывала целиком колеса Урала, а один раз даже полилась через пол в кузове. Груженую машину сносило течением на 30-40 метров вниз по реке, после чего она выбиралась на крутой берег, подминая под себя мелкие деревья.

Тем не менее, в 22:30 мы уже стояли лагерем на берегу оз. Дозор-Нур. Отсюда начиналась наша первая пешеходная часть маршрута, и здесь нас уже ожидали лошади для перевозки груза и три погонщика.

Заброска до п. Орлик обошлась нам в 10 тыс. рублей, еще столько же заплатили за Урал до оз. Дозор-Нур. На наш взгляд, цена вполне приемлемая для группы из 13 человек, учитывая, что нам не приходилось тратить время на поиски машин или лошадей. Возможность вертолетной заброски из Красноярска или Нижнеудинска к истокам Бий-Хема мы не рассматривали, ввиду ее явной дороговизны.

Из пос. Орлик до оз. Кара-Балык можно также заехать по долине р. Сенца и далее через минеральные источники Чойган со сплавом по р. Кок-Хем. Пешая часть этого маршрута в 1,5 раза короче, но лошади там не ходят, тропа проходит через снежники, курумники, а иногда и просто ее нет. Перепады высот значительно больше, чем по долине Тиссы, а возможность сплава по Кок-Хему сильно зависит от уровня воды, ввиду малого расхода.

Выход с маршрута осуществляется через г. Кызыл. Здесь возможны несколько вариантов:

• самый простой способ попасть в г. Кызыл – это доплыв по р. Бий-Хем при наличии 3-4 свободных дней
  • из пос. Тоора-Хем можно доплыть до Кызыла на "Заре" (около 6 часов). По словам местных жителей, катер должен ходить через день, так как он остался один, но регулярного расписания не существует из-за частых поломок, а так же по причине обмеления Бий-Хема за последние несколько лет. Из пос. Тора-Хем в Кызыл летает самолет (по словам местных – АН-3), однако его расписание также не отличается завидной регулярностью и, кроме того, стоимость билета для лиц, не прописанных в здешнем районе непомерно высока (около 2500 рублей).
  • от левого притока Бий-Хема – р. Мююн можно уехать на попутной машине (200 км, около 10-12 часов езды). Коммерсанты привозят сюда грузы на машинах типа Камаз, Урал, ГАЗ-66 и далее на лодках переправляют их в пос. Тоора-Хем. Со слов местных жителей, наиболее реально поймать здесь машину с четверга по воскресенье.

Мы выбрали для себя третий вариант и в 16:00 по местному времени зачалились на "перевалочном пункте", поднявшись вверх по р. Мююн около 800 метров (течение в реке практически отсутствует). Здесь нам пришлось заночевать, несмотря на то, что уже к вечеру на небольшой поляне скопилось 4 машины: кто-то приехал ловить рыбу, кто-то в гости в Тоора-Хем и только водитель тентованного Камаза обещал взять нас до Кызыла завтра после обеда. Место выдалось самым "комариным" за весь поход.

На следующий день выехали в 18:00 и к 7:00 утра были в Кызыле на автовокзале. Первые 3-4 км дорогой можно назвать весьма условно, мы застряли через 700 метров и пришлось бегать назад за помощью "Урала". Далее дорога более-менее нормальная, строители работают здесь уже несколько лет, однако ночь, проведенная в пыльном, постоянно подпрыгивающем кузове Камаза воспринимается как кошмар. Этот "кошмар" обошелся нам в 600 рублей с человека.

В Кызыле на автовокзале тут же наняли микроавтобус и легковушку за 7 тыс. рублей и через 5 часов были в Абакане (с остановкой в придорожном кафе). Билетов на Москву из Абакана не оказалось на несколько дней вперед, можно было уехать только до Транссиба (до Красноярска поезд идет около 16 часов). В результате мы доплатили нашим водителям еще 10 тыс. рублей и через 5 часов, на тех же машинах, прибыли в г.Красноярск. Рано утром следующего дня часть группы улетела в Москву на самолете, а остальные в течение полдня уезжали на тех поездах, где оказывалось хотя бы несколько билетов. Причем билеты были только на фирменные поезда и, соответственно, дорогие.

Техническое описание маршрута
График движения группы

День путиДатаУчасток маршрутакмвремяСпособ передвиженияХарактер участка
1 – 502.07–06.07г.Москва – ст.Слюдянка 1 – пос.Орлик – оз.Дозор-Нур--Поезд, а/м-
607.07оз.Дозор-Нур – р.Шутхулай175ч 40мпешкомдорога, хорошая тропа, перевал Мухай-Хутел– Дабан
708.07р.Шутхулай – устье р.Сарикта179 часовпешкомхорошая тропа, брод через р.Хэлгин, 3 брода через р.Тисса, осмотр водопада на р.Тисса
809.07Устье р.Сарикта – оз.Кара-Балык169 часовпешкомтропа местами заболочена, перевал Сарикты – Дабан
910.07Стапель, дневка----
1011.07оз.Кара-Балык – р.Бий-Хем – устье л.п. р.Одарым305ч 30мсплавдвижение по озеру и плесам, пор.Огурец, Шивитский каскад, рыбалка
1112.07Устье л.п. р.Одарым – р.Бий-Хем – пор.Кайфас346ч 50мсплавпростые шиверы, пор.Водопадный, пор.Сухой, пор.Сюрприз
1213.07пор.Кайфас – р.Бий-Хем – устье л.п. р.Айлыг65 часовсплавпор.Кайфас, пор.Узкий, пор.Элен, разборка судов, разведка тропы
1314.07Устье р.Айлыг – вверх по р.Айлыг – 2км не доходя до л.п. р.Ары-Ой106 часовпешкомпросушка катамаранов, периодический поиск тропы, частичный просмотр реки
1415.07м/н – вверх по р.Айлыг – 2км выше первого каньона1510 часовпешкомразведка тропы, переправы через 3 притока, движение по курумнику
1516.07Стапель, дневка----
1617.07м/н – р.Айлыг – пор.Айлыг-Порог173ч 30мсплавШвр.1-го каньона, узкие протоки, част.просмотр реки, просмотр Айлыг-Порога, полудневка, ремонт
1718.07пор.Айлыг-Порог – р.Айлыг – окончание третьего каньона103 часасплавАйлыг-Порог, второй каньон шивер, просмотр, обнос 2-х вдп. в 3 к-не, просм. и установка баз.лагеря
1819.07м/н – р.Айлыг – р.Бий-Хем – устье п.п. р.Кадыр-Хем337 часовсплавПрохожд. 3-го каньона, обнос вдп., перекаты и гладкая вода на Бий-Хеме
1920.07устье р.Кадыр-Хем – вверх по Кадыр-Хему – не доходя 1км до первого левого притока44 часапешкомразборка и просушка катамаранов, разведка тропы, сильно заболоченная тропа, бурелом
2021.07м/н – вверх по р.Кадыр-Хем – оз.Кадыр-Ос-Холь – вверх по р.Хылыт до устья пр. притока169 часовпешкомнеплохая тропа, но местами теряется, разведка и поиск тропы, брод через р.Хылыт
2122.07м/н – вверх по притоку – р.Биче-Баш в районе уреза воды 1534м104 часапешкомхорошая тропа, теряется только на спуске к Биче-Башу, небольшие участки болота, начало стапеля
2223.07отм.1534м – р.Биче-Баш – п.п. р.Сас-Хем104 часасплавокончание стапеля, мелководные перекаты, проводки,слаб. течение. Рыбалка!
2324.07м/н – р.Биче-Баш – р.Баш-Хем до Баш-Порога358 часовсплавплесы, шиверы, перекаты, рыбалка
2425.07м/н – р.Баш-Хем – начало нижнего каньона358 часовсплавБаш-Порог, Улуг-Порог, длинные участки стоячей воды, шиверы, рыбалка
2526.07м/н – р.Баш-Хем – р.Бий-Хем – крупные острова на Бий-Хеме257 часовсплавпороги нижнего каньона Баш-Хема, разбои, перекаты, рыбалка
2627.07дневка, баня----
2728.07м/н – р.Бий-Хем – р.Мююн (вверх по течению) – дорога на г.Кызыл458 часовсплавперекаты, участки стоячей воды, рыбалка
28-2929.07-30.07м/н – г.Кызыл – г.Абакан – г.Красноярск--а/м Камаз, 2 легковых а/м-
30-3231.07-02.08г.Красноярск – г.Москва--поезд-

Пеший переход до оз.Кара-Балык

7 июля. С утра долго пытались запаковать все вещи в переметные сумы, которые на удивление оказались очень маленькими. Хорошо, что у погонщиков нашлось несколько пустых мешков из-под сахара.

Вышли около 13:00. В рюкзаках 10- 12 кг, в основном личное снаряжение. До озера Шутхалай-Нур идет автомобильная колея, достаточно разбитая и грязная после прошедшего дождя. В принципе, до этого озера можно было доехать и на "Урале", сократив тем самым пешку на 6- 7 км, но организаторы заброски упорно не желали пойти на такой вариант, объясняя, что лошади у них находятся на зимовье у озера Дозор-Нур, и гнать их пустыми до второго озера не имеет смысла. Мы тоже особо не стали возражать, т.к. к Дозор-Нуру приехали уже в одиннадцатом часу вечера.

Через 1.5 часа ходу подошли к окраине оз.Шутхалай-Нур. Примерно через час после выхода – легкий брод через р.Хорикто-Гол. Здесь дорога заканчивается, и хорошо набитая тропа начинает подниматься круто вверх на пер.Мухай-Хутел-Дабан, расположенный в боковом хребте. Максимальный перепад высот при подъеме составил 300 метров. На ночевку встали не доходя менее 1 км до брода через р.Шутхулай. Тропа здесь пересекает большую открытую поляну и в конце ее, на подходе к лесной зоне, надо свернуть налево к Тиссе и через 200 метров на берегу отличная стоянка. Погонщики в этом месте нас подождали и указали направление движения.

8 июля. С утра вернулись на тропу и вскоре подошли к броду через р.Шутхулай. Брод несложный, перешли по бревнам и камням. Далее, хорошая тропа, с небольшим набором высоты, поднимается вверх по Тиссе. До р.Хэлгин еще несколько простых мелководных бродов. Обедали немного не доходя до Хэлгина. К нашему приходу погонщики уже разожгли костер и вскипятили воду.

После обеда подошли к устью р.Хэлгин. В поисках брода провели разведку на 1 км вверх по притоку, но безрезультатно. В итоге переходили р.Хэлгин прямо в ее устье, причем сначала шли на галечный остров в русле Тиссы, а затем еще бродили одну из проток Тиссы. Брод самый сложный на всем маршруте: сильное течение, вода доходит до середины бедра.

За бродом вновь продолжается хорошая тропа, которая вскоре подходит к водопаду на Тиссе. Чтобы его увидеть, необходимо вовремя свернуть с основной тропы на слабозаметную боковую тропинку. Погонщики подождали нас в этом месте и провели на смотровую площадку над водопадом.

Вскоре после водопада тропа упирается в брод через Тиссу. Река в этом месте широкая, течение слабое, переход легкий. Далее, около полутора километров, тропа идет по правому (орографически) берегу Тиссы. На этом участке она сильно заболочена и достаточно грязная, часто приходится продираться через высокие заросли кустов и прыгать через заболоченные протоки. Заканчивается все очередным бродом через Тиссу на ее левый берег. Брод протяженный и глубокий, но течение все же меньше, чем в устье Хэлгина.

Через 1.5- 2 км подошли к устью р.Сарикта. Главное вовремя заметить приток и свернуть с основной тропы, которая продолжает подниматься верх по Тиссе. Брод непосредственно в устье Сарикты показался нам достаточно сложным, переходили в 100м выше по течению там, где Тисса делится на протоки. Далее, 300м через заросли кустов и протоки, шли до места стоянки, ориентируясь на костер уже вставших лагерем погонщиков. Вверх по р.Сарикта в пределах одного перехода находятся минеральные источники с хорошей стоянкой, где обычно и встают на ночевку группы. Однако, по словам погонщиков, сегодня там отдыхала большая толпа местных жителей, и поэтому мы встали лагерем чуть выше устья Сарикты, поляна здесь тоже замечательная. Ночевка оказалась самой холодной за весь поход, даже вода в канах замерзла, хотя высота чуть более 1700м.

9 июля. С утра встали пораньше по просьбе погонщиков, чтобы успеть до жары проскочить перевал. Тропа от поляны крутым серпантином поднимается вверх, за один переход добежали до минеральных источников, находящихся практически на границе лесной зоны. Народу здесь действительно стоит много. Вода в маленьких коричневых лужах достаточно вкусная, слабогазированная. Местные обитатели угощали нас самодельным сушеным мясом.

Сразу за источниками тропа с небольшим набором высоты поднимается вверх по р.Сарикта. В большом количестве начинают попадаться сильно заболоченные участки. Ближе к перевалу тропа вновь становится сухой и каменистой. Подъем на перевал от места ночевки занял около 4 часов ходового времени.

До оз.Кара-Балык по хорошей тропе спускаться около 2.5 часов. За 1 км до озера тропа неожиданно потерялась в высоких зарослях кустарника. Здесь погонщики нас вновь подождали и провели к зимовью на берегу озера.

Оставшуюся часть дня занимались перепаковкой продуктов, перебирая раздавленные сухари и баранки, отмывая размазанный по гермомешкам кетчуп. Даже котлы после "тесного" знакомства с лошадью приобрели сложную многогранную форму.

10 июля. С утра проводили наших погонщиков в обратный путь. Не считая мелких неприятностей с продуктами, остались довольны заброской.

Стоянка на оз.Кара-Балык сравнительно небольшая, слева и справа заболоченные участки. Подход к озеру также заболочен, мелководье и илистое дно, вопрос с баней отпал сам собой. Чтобы нарубить каркас для трех рам пришлось долго побродить по склону горы за нашей спиной. К вечеру все катамараны были готовы, и рыбаки прокатились метров 500 вверх по озеру до устья Кадыр-Оруг-Хема, где наловили первые 2 десятка хариусов.

Лоция р.Бий-Хем

11 июля. От места стапеля до выхода из озера Кара-Балык около 5 км гладкой гребли. Шли вдоль левого берега. На выходе из озера появляются камни в русле, однако течение очень слабое. Великолепная рыбалка, за 30 минут наловили около 4-х десятков крупных хариусов.

Протоки со слабым течением чередуются с длинными, широкими плесами. За устьем левого притока р. Кызыл-Кадарин серия простых перекатов и слабых шивер. Примерно в 10 км от выхода из озера на Бий-Хеме первое именное препятствие – пор. Огурец.

пор. Огурец (3 кс) – расположен после очередного широкого плеса. Впереди видно резкое сужение и слышен шум падающей воды. При желании, порог может быть осмотрен с правого берега. Начинается препятствие в сужении русла короткой заходной шиверой. Гряда крупных камней смещает основной поток ближе к правому берегу, где находится 1.5 метровый слив с мощной бочкой. Шли сходу, по основной струе.

За порогом небольшой плес, после которого уклон увеличивается, в русле появляется много крупных камней. Вся река представляет собой шиверу средней сложности. Такой характер Бий-Хем сохраняет до впадения правого притока р. Шивит. Отсюда уклон реки становится виден на глаз, русло сжимается и начинается очередное препятствие – Шивитский каскад.

Шивитский каскад (5 кс) - представляет собой мощную, крутопадающую шиверу протяженностью 6- 7 км. Препятствие изобилует сливами до 1.5 м с мощными бочками, навалами на крупные камни в русле. Именно из-за протяженности и практического отсутствия удобных чалок в условиях большой воды мы оценили это препятствие 5 кс. Просмотр Шивитского каскада целиком не представлялся возможным, поэтому шли сходу с интервалом 50- 100 метров, когда группа растягивалась, придерживали катамараны в "тени" крупных камней. Учитывая опыт нашей группы, считаем такое прохождение вполне оправданным.

В имеющихся у нас описаниях упоминалось о негабаритных проходах во второй половине Шивитского каскада, однако по большой воде мы ничего подобного не встретили. Все прохождение заняло около 40 минут, отличная тренировка экипажей, получили огромное удовольствие.

После окончания Шивитского каскада на реке слабая шивера. Вскоре встали на стоянку за устьем левого притока р. Одарым на левом берегу. Вопреки обещаниям всех лоций, стоянка оказалась тесной для 4-х палаток, так как стоять пришлось на узкой песчаной косе. От нескольких мест под палатки в глубине густых зарослей мы отказались сразу, чтобы не быть съеденными полчищами комаров и мошки. Рыба в устье Одарыма почему-то не ловилась, однако запасов, сделанных на выходе из оз. Кара-Балык, нам хватило и на жарку, и на пирожки с рыбой.

12 июля. От устья р. Одарым Бий-Хем представляет собой шиверу средней сложности. Шли сходу около 40 минут до очередного препятствия – пор. Водопадный.

пор. Водопадный (4 кс) – начинается на плавном левом повороте реки. Левый берег в этом месте - скальные выходы высотой 10- 15 метров. Порог состоит из 2-х ступеней, разделенных участком шиверы средней сложности длиной 50- 60 метров. В первой ступени река перегорожена грядой крупных камней и плит, ближе к левому берегу единственный чистый проход со сливом более 1 м и мощной бочкой. Вторая ступень – мощный 1.5 метровый водосброс, под самым правым берегом слив более пологий. За порогом небольшой плес.

Порог осматривали по тропе левого берега. Первую ступень проходили по основному сливу левее центра, далее в шивере смещались под правый берег и слив второй ступени проходили в самой пологой его части. Первый катамаран после прохождения зачалился к правому берегу и подстраховал остальные суда с воды. На К4-3 в сливе второй ступени выбило заднего гребца, последствия были ликвидированы силами экипажа.

Очередное препятствие – пор. Сухой находится примерно в 1 км несложного сплава. Опять начала хорошо ловиться рыба.

пор. Сухой (4 кс) – примерно за 600- 700 м до порога река входит в каньон, оба берега повышаются и становятся скально-осыпными. Шивера приобретает мощь, появляются локальные сливы. Сам порог находится в конце каньонного участка и хорошо виден с воды. Все русло забито крупными скальными обломками и полуобливными камнями. Чалились непосредственно перед порогом и осматривали его по левому берегу. При прохождении препятствия все три катамарана придерживались одной линии движения: на входе шли по центру русла, далее смещались под левый берег, огибая скопление камней в центре, затем снова смещались к центру реки по многочисленным мелким сливам, лавируя среди полуобливных камней. Порог достаточно простой, навалы на камни несущественные.

До очередного препятствия Бий-Хема – пор. Сюрприз - около 20 км спокойного сплава, шли примерно 3 часа.

Пор. Сюрприз (5 кс) – за 250- 300 м до порога река снова входит в каньон, справа впадает приток. Через 50- 60 метров после входа через всю реку располагается мощный слив высотой более 1 метра, далее идет простая шивера. Сам порог начинается на прямом участке с разгонной шиверы. Основная струя в шивере идет под левым берегом. На крутом правом повороте струя мощно наваливается на большую группу крупных камней в центре русла. Левее камней протока заканчивается габаритными непроходами. Основная струя сваливается под правый берег, образуя серию мощных сливов высотой 1- 1.5 метра с последующим навалом на скалу правого берега. За порогом улов у левого берега.

Отчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе Тувы

Зачалившись перед началом входной шиверы на левый берег, мы осмотрели подъем на высокую скальную полку. По имеющимся у нас описаниям, здесь расположена хорошая стоянка. Однако, крутой подъем на высоту 35- 40 метров над рекой и отсутствие на стоянке воды нас совершенно не вдохновили. Учитывая, что времени еще только 17:00, было принято решение пройти порог и идти до следующей стоянки на Кайфасе.

Порог "Сюрприз" осмотрели по камням левого берега, насколько возможно было пройти вдоль реки. Первым было решено пустить К4-3, как имеющий наибольший объем.

Экипаж К4-3 зашел в шиверу по основной струе, а перед началом правого поворота стал смещаться вправо, едва вписываясь в узкие проходы между камней. Это позволило избежать сильного навала на группу камней в центре и сразу попасть в середину правой протоки. В основные сливы заходили в левой части струи, постоянно отрабатывая влево, с тем, чтобы уйти от мощного навала на скалу правого берега. Успешно пройдя порог, катамаран зачалился в улов левого берега для страховки и фотосъемки.

Остальные два экипажа также прошли порог "Сюрприз", в точности повторив линию движения первого судна. Навал на правобережную скалу по большой воде весьма существенен: К4-2 задел скалу кормой, два других катамарана прошли от нее на расстоянии менее 1м.

До следующего на реке порога "Кайфас" около 40 мин. простого сплава. Порог виден и слышен с наплыва. Перед порогом у правого берега огромный улов, куда мы и зачалились на стоянку. По тропе правого берега прошли до конца порога в поисках места для лагеря. Отмеченную в лоции стоянку в конце порога назвать так можно только условно, а стоянку над основным сливом мы вообще не нашли. Совершенно неожиданно хорошая стоянка обнаружилась прямо над нашими катамаранами на высоте 10- 12 метров над рекой. Подняться сюда можно по крутому травянистому склону прямо из улова, где мы зачалились. Пройдя от стоянки еще 20 метров вглубь леса по тропинке, нашли еще более "шикарный пятачок" на 3-4 палатки.

13 июля. пор. Кайфас (5+ кс) – самое сложное препятствие на Бий-Хеме. Порог начинается на локальном левом повороте русла, справа огромный улов. Вся центральная и правая части русла забиты крупными обломками скал, между ними узкие, негабаритные проходы. Основной поток концентрируется под левым берегом, где после короткой, мощной шиверы расположен слив высотой около 1.5 м с косой бочкой. Через 30 метров после слива поток упирается в выступ левобережной скалы и падает вправо мощным сливом более 2 м. В левой части слива под скалой огромный котел, в правой части слива прослеживается небольшой узкий "язык", который затем образует мощную сбойку с потоком, прорывающимся через скопление камней в центре русла. За вторым сливом следует участок мощной шиверы длиной 40 метров, разделенный грядой надводных камней вдоль русла. Левая протока заканчивается сливом высотой около 2.5 метров, причем у левого берега слив осложнен скоплением полуобливных крупных камней, а ближе к центру русла слив отвесный с мощным пенным котлом. Правая протока заканчивается сливом более 1 м между скалами правого берега и крупным камнем в русле. Слив расположен под некоторым углом к основному потоку, на скалу правого берега несильный навал воды, а через 7- 8 метров более существенный навал на скальный обломок в русле. Сразу за слиянием проток мощный 1.5 метровый слив через все русло. В 10 метрах за сливом река сжимается выступами скал с обоих берегов, образуя выходные ворота и узкий скальный коридор без препятствий. Упомянутой во всех отчетах опасной ниши левого берега мы не обнаружили, очевидно, она была залита водой, хотя мощный навал на скалы левого берега перед выходными воротами угадывается легко. Общая протяженность порога около 300- 350 метров, длина выходного коридора около 100- 120 метров. Внутри коридора есть несколько уловов у правого берега, куда можно спуститься для загрузки вещей или для установки страховки.

После осмотра порога по тропе правого берега и выработки линии движения мы установили три точки страховки спасконцом: первую - сразу за вторым сливом в крошечном улове правого берега, вторую - в конце правой протоки перед косым сливом, где течение немного замедляется, наваливаясь на скалу правого берега, и третью - в первом улове выходного коридора.

Первым порог проходил К4-1 усиленным экипажем в составе: Климин С., Сечко О., Сечко С., Антипов А. В первый слив заходили от центра, лавируя в узких проходах между камней. Это позволило пройти сам слив впритирку к правому камню. За сливом отрабатывали вправо, стараясь удержаться вдоль центральной группы камней. Маневр экипажу удался и во второй слив зашли точно по узкому языку, предварительно успев разогнаться. Катамаран удачно пробил сбойку струй, бочку и легко ушел в правую часть струи, что практически гарантировало успешное прохождение всего порога в целом. К4-1 точно вписался в узкий слив под правым берегом, сместившись влево, миновал навал на скальный обломок за ним и тут же начал отрабатывать вправо от прижима к левобережной скале. В результате в 1.5 метровый слив зашли под небольшим углом. В сливе катамаран сильно развернуло вправо, до выходных ворот экипаж не успел выправить судно и, в результате, ударились баллоном о скалу правого берега. Катамаран кормой вперед прошел выходные ворота и тут же зачалилися к правому берегу в первом улове скального коридора.

К4-3 проходил порог штатным экипажем, заходя в первый слив по основной струе вдоль левого берега. Косая бочка за сливом сильно сместила судно влево, в результате, ко второму сливу экипаж подошел практически вплотную к левобережной скале и попал в самую середину котла под сливом. Катамаран сильно затормозился и развернулся кормой вперед. Экипажу пришлось приложить огромные усилия, чтобы вытянуть судно из-под слива, а затем пересечь струю и уйти под правый берег. В выходной части порога, учтя опыт предыдущего экипажа, не стали сильно отрабатывать вправо после навала на скальный обломок. В результате, выходные ворота проходили впритирку к левобережным скалам.

К4-2 также шел порог штатным экипажем и практически точно повторил линию движения предыдущего судна. Заход во второй слив был более удачным: попали между языком слива и самой мощной частью котла, однако, катамаран все равно остановило и отбросило под скалу левого берега. Через 10-15 секунд экипаж сумел вытянуться из-под слива и уйти под правый берег. Выходную часть порога прошли чисто.

После прохождения порога пообедали, затем обнесли рюкзаки по тропе правого берега до катамаранов. До следующего препятствия на Бий-Хеме – пор.Узкого - около 5 минут спокойного сплава.

пор. Узкий (4 кс) – нагромождение крупных камней перед локальным правым поворотом, видно с наплыва. Для осмотра чалились на левый берег перед началом порога. На входе в препятствие многочисленные гряды камней образуют два чистых узких прохода: один по центру, второй под скалой правого берега. Затем река круто поворачивает вправо, а потом влево. Бий-Хем входит в узкий скальный каньон. За левым поворотом 150- 200 метров мощной шиверы с обилием полуобливных камней. Далее следует крутой правый поворот, в русле несколько пологих мощных сливов от 1 до 1.5 метров через всю реку. Через 50 метров река круто поворачивает влево и успокаивается, стенки отступают, под правым берегом мощный улов.

Мы осмотрели только входную часть порога до левого поворота и проходили его походной колонной с интервалом 50- 60 метров между судами. Шли узкой протокой под скалой правого берега, затем смещались к центру струи, уходя от навала на полуобливной камень. Прямой участок шиверы шли по центру с лавировкой между камней, на крутом правом повороте смещались вправо, здесь выходные сливы более пологие и не осложнены камнями. Чалились в улов у правого берега.

До порога Элен около 10 мин спокойного сплава, хотя скальные стенки по берегам продолжаются.

Пор. Элен (5 кс) – вход в порог легко читается с воды, резкое увеличение уклона видно издалека. Чалились перед порогом к правому берегу. Протяженность порога около 300 метров. На входе основная струя идет левее центра, образуя несколько сливов высотой более 1 метра в воротах из камней. Далее гряда камней в центре русла отжимает весь поток под скалу левого берега. На протяжении 100 метров Бий-Хем падает лестницей непрерывных сливов с постоянно возрастающей мощью. На выходе из порога сужение, образованное выступом левобережной скалы и крупным камнем у правого берега. Перед самым сужением находится мощная глубокая бочка, а в 10 м за ней вал высотой 2.5 метра с обратным гребнем. Порог очень мощный, но технически несложный. После осмотра с тропы правого берега, экипажи по очереди прошли порог по центру основной струи. Первый катамаран был подстрахован спасконцом с галечной отмели правого берега в конце порога.

К сожалению, пор. Элен – последнее препятствие на Бий-Хеме. Далее только гладкая вода (8-метровый водопад все обносят, а до Хутинского порога, расположенного в самых низовьях реки, как правило, никто не доплывает).

До левого притока реки Айлыг плыли около 5 минут. На стоянку встали чуть ниже устья на левом берегу Бий-Хема. Место жутко комариное: заросли кустов, высокая трава, но ничего лучшего в окрестностях не обнаружили. С вечера выслали разведку на поиски тропы вверх по Айлыгу и занялись разборкой катамаранов.

Пеший переход в верховья р.Айлыг

14 июля. Вчерашняя разведка нашла хорошую тропу вверх по р.Айлыг, и, кроме того, обнаружила зимовье в 500 м от устья реки. В нем мы решили оставить заброску.

До обеда занимались просушкой катамаранов и упаковкой продуктов для заброски, которые затем отнесли в зимовье и подвесили к верхней потолочной балке, дверь подперли двумя бревнами.

После обеда вышли. Первый километр тропа идет вдоль реки по травянистой полке, затем входит в лес и, огибая заболоченный участок, делает два коротких подъема. Далее почти без набора высоты тропа начинает приближаться к реке и выходит на левый берег в районе двух водопадов нижнего каньона. Координаты водопадов тут же занесли в память GPS. Отсюда начинается затяжной подъем, тропа отходит от реки и идет на высоте 60- 70 м в обход второго каньона. В районе болота, обозначенного на карте, следует спуск к реке, и некоторое время тропа вновь идет вдоль Айлыга. Не дойдя около 2-х км до левого притока реки Ары-Ой, встали на ночевку. Тропа в этом месте начинает отходить от реки и подниматься над ней на высоту 10- 15 метров. После небольшого ручейка – ровная полочка, напоминающая просеку, с хорошими местами под палатки.

Следует отметить, что на всем пройденном участке состояние тропы достаточно хорошее, в некоторых местах видны зарубки. Однако, с местами для нормальных стоянок весьма туго: заросли кустов, кочки, высокая трава. Сегодняшнюю стоянку мы выбирали в пределах полутора часов.

15 июля. В конце поляны, на которой мы ночевали, тропа сворачивает в лес и через 500- 600 метров выводит к большому болоту. Т.к. погода стояла сухая и жаркая, прошли достаточно легко. Вскоре вышли на берег крупного левого притока р.Ары-Ой. Здесь находится достаточно свежее зимовье, рядом с которым переход через реку по поваленному дереву. Далее на участке до следующего левого притока, обозначенного на карте, идет хорошая тропа. Однако, в нескольких местах она спускалась к воде и там заканчивалась. После разведки, как правило, тропа обнаруживалась вновь в 20- 30 метрах выше по склону. На подходе к самому притоку подошли к развилке: левая тропа круто спускалась вниз к устью притока, а правая шла вверх по притоку. Наученные горьким опытом, мы решили идти вверх по ручью. Сам приток течет в узком скально-осыпном каньоне. Проведя очередную разведку, выяснили, что тропа продолжает подниматься вверх по ручью, и в пределах ближайших 1- 1.5 км возможности перехода через ручей нет. Пришлось возвращаться вниз по притоку и переходить его ближе к устью. Спуск и подъем по травянисто-осыпному крутому склону около 25- 30 м. На другой стороне притока вновь обнаружили тропу, которая шла почти до устья ручья и там отворачивала вверх по Айлыгу. На уровне входа в первый каньон – скальных лбов высотой 70-80 метров по обоим берегам – тропа окончательно потерялась. Движение продолжали по крупному курумнику. Примерно в одном километре выше по течению Айлыга увидели лесной массив, спускавшийся до воды, и решили, что это будет окончанием нашей пешеходной части. Однако, оказалось, что река течет в узком ущелье с крутыми берегами, густо заросшими травой и кустарником. После спуска со склона к лесному массиву нам пришлось еще 30-40 минут идти вверх по течению, чтобы найти более-менее пригодное для лагеря место. Обнаруженную узкую полочку у воды в течение часа расчищали от поваленных деревьев и вырубали кусты. Выше по крутому склону с курумником растет редкий лес.

16 июля. Река в месте стапеля имеет ширину 20- 25 метров, в русле шивера средней сложности с обилием камней и отдельными локальными сливами до 1 метра. За время поисков материала для рамы просмотрели реку еще на 300-400 м вверх. Характер такой же, равномерное падение с уклоном 10-12 м/км, шивера. Вокруг много ревеня, по жаре компот из него идет просто "на ура". Чтобы нарубить рамы для 3-х катамаранов пришлось изрядно побегать по крутому склону.

После обеда выслали разведку для осмотра первого каньона Айлыга. По данным проведенного осмотра за входом в высокие скальные ворота уклон реки заметно увеличивается, в русле много камней. Однако, небольшой расход воды (около 15 м 3 /с) позволяет идти все сходу, завалов нет. Кроме того, сплошного каньона нет, наоборот, после входных ворот русло расширяется. Река была просмотрена на 3.5- 4 км вниз от места стапеля до явного расширения долины. В устье притока, который мы вчера форсировали "в лоб" разведчики обнаружили тропы, которые спускались с обоих берегов, брод здесь легкий.

Разведку вверх по Айлыгу на большое расстояние проводить не стали, т.к., судя по имеющимся у нас картам и расходу воды, ожидать что-либо интересное выше по течению не приходилось.

Лоция р. Айлыг

17 июля. От места стапеля до начала первого каньона около 2-х км сплава. В русле шивера средней сложности, можно выделить несколько локальных сливов высотой до 1 метра и навалов на камни. Шли сходу после вчерашней разведки.

1-й каньон (4 кс) – ориентиром входа в каньон служат высокие скальные бомы по обоим берегам. Протяженность препятствия около 3-х км. Крутопадающая шивера с обилием надводных камней чередуется с отдельными локальными порогами. Однако, ввиду небольшого расхода воды (порядка 12-15 м 3 /с), река опасности не представляет, а отсутствие завалов было отмечено разведчиками еще вчера.

Такой характер реки сохраняется до устья крупного левого притока, за ним еще два локальных препятствия со сливами более 1 метра, после чего долина расширяется. На последующих 4 км сплава редкие мелководные перекаты чередуются с участками спокойного течения. Перед устьем левого притока р.Ары-Ой река начинает дробиться на протоки. Держались в основном левых, более полноводных проток. После небольшого расширения русла следует локальный левый поворот. Здесь протока сжимается до ширины 5- 6 метров, уклон резко увеличивается. На протяжении 1- 1.5 км поток с высокой скоростью несется в узком русле среди невысоких заболоченных берегов, делая крутые повороты. В самом начале протоки пришлось убрать бревно, лежащее поперек русла. Весь дальнейший участок шли после предварительного просмотра на предмет завалов, на крутых поворотах навалы на берег и кусты, отдельные сливы 0.5- 0.6 м.

За слиянием проток начинается шивера средней сложности. Примерно через 1 км сплава русло заметно сужается. Перед крутым правым поворотом с обоих берегов появляются невысокие скальные бомы (7- 8 м). Это ориентир следующего препятствия – Айлыг-Порога. Перед самым поворотом – простой локальный порожек, прошли сходу и зачалились в улов за левобережным бомом. Разведку порога провели по левому берегу. Ввиду начавшегося сильного дождя и невозможности обеспечить качественную видео- и фотосъемку было решено отложить прохождение порога на завтра. По показаниям GPS до нашей хорошей стоянки на пешей части примерно 800 м по прямой. Т.к. в районе порога хороших мест для стоянок нет, то мы с рюкзаками вышли на тропу и за 10 минут добежали до известной нам стоянки. После установки лагеря выслали разведку для осмотра второго каньона Айлыга.

18 июля. Айлыг-Порог (5 кс) – состоит из двух ступеней и начинается за крутым правым поворотом участком быстротока длиной 30 м. Далее, на крутом левом повороте, поток наваливается на гряду камней перекрывающую всю правую часть русла и поворачивает влево почти на 180 градусов. Следует слив высотой более 1 м с навалом на левобережную скалу и последующим поворотом струи вправо на 90 градусов. Русло в этом месте очень узкое, поэтому навала избежать сложно. За первой ступенью идет участок быстротока 30- 40 м, под правым берегом большой улов. Далее гряда крупных камней перекрывает все русло, оставляя для прохода узкий габаритный слив высотой более 1.5 метров левее центра. Через 15-20 метров еще одна такая же гряда, слив ближе к левому берегу шириной 2- 2.5 м, высота более 1.5 м. Между грядами мощная струя тянет судно на камни у левого берега. За вторым сливом следует локальный поворот русла вправо, здесь серия сливов через обливные камни с мощной косой бочкой и навалом на левобережную скалу. Далее идет участок шиверы средней сложности длиной 50 м, в конце которого группа камней в центре, слева и справа сливы до 1 метра. Весь порог находится в скальных стенках высотой 8- 10 м, общая протяженность обеих ступеней 150-200 м. Перед прохождением поставили две точки страховки "морковкой": одну между основными сливами второй ступени, там где струя поджимает к левому берегу, другую – в конце порога. Все три катамарана по очереди прошли порог. Линия движения по основной струе у всех одинакова и, в общем-то, однозначна ввиду малой ширины русла. В первой ступени никому не удалось избежать навала на левобережную скалу. Во втором сливе второй ступени все экипажи проехали левым баллоном по береговым камням.

Через 600-700 м сплава по легкой шивере чалились в устье мелкого левого притока, чтобы свернуть лагерь и загрузить вещи на катамараны. Место чалки разведали заранее, т.к. лагерь с воды не виден.

Примерно через 10-15 минут легкого сплава на левом повороте оба берега повышаются, и река входит во второй каньон.

2-й каньон (4 кс) - река на протяжении 4- 5 км течет в узком ущелье с многочисленными скальными бомами. Отдельные препятствия в основном однотипны и расположены на каждом локальном повороте русла. Как правило, это водосбросы через гряды полуобливных и открытых камней с прижимом к скальному берегу. Препятствия отделены короткими участками шиверы средней сложности. Про себя, это препятствие Айлыга мы окрестили "Мини-Шивитским Каскадом".

Примерно до середины каньона – высокой белой скалы, выступающей с правого берега – мы шли сходу, т.к. этот участок был осмотрен нашими разведчиками еще вчера. Далее шли в режиме походной колонны со сменой ведущего экипажа. Катамаран, идущий впереди, чалился перед очередным поворотом, проводил осмотр препятствия и давал отмашку другим судам на прохождение. Таким образом, поочередно всеми тремя экипажами, мы осмотрели весь каньон целиком. Завалов мы не обнаружили, хотя после очередного паводка они вполне могут быть здесь.

За вторым каньоном русло заметно расширяется, скалы отступают от реки, в русле легкая шивера, отдельные камни. Однако, такой характер река сохраняет менее 1 км. В конце прямого участка виден крутой правый поворот и скальные выходы высотой 7- 8 м. За 50 м до поворота в русле мощный крутой слив высотой более 1 м под правым берегом. Это ориентир следующего препятствия Айлыга – 3-го каньона. После слива мы чалились в улов левого берега и осматривали реку за поворотом на предмет выбора места чалки перед входными водопадами каньона. На правом повороте достаточно сильный прижим к левобережной скале, далее основная струя огибает эту скалу и уходит в водопад. Сразу за прижимом надо сойти вправо с основной струи и зачалиться в улов у правого берега. Все экипажи с успехом проделали этот маневр. Остаток дня ушел на осмотр каньона, обнос двух входных водопадов по полке правого берега (60- 70 м) и установку базового лагеря в конце каньона (около 2-х км по тропе правого берега).

19 июля. 3-й каньон (5 – 5+ кс) – начинается в 30 метрах за крутым правым поворотом с мощного 2-х ступенчатого водопада с общим перепадом 5- 5.5 м, ступени водопада расположены под углом друг к другу. За первым водопадом мощная струя по плавной правой дуге огибает скалы правого берега и через 50 метров срывается вниз вторым водопадом высотой 3- 3.5 м с узкой, подковообразной формой. Далее, за скалой правого берега - большая тихая заводь, куда мы обнесли все три катамарана. На наш взгляд, успешное прохождение обоих водопадов вполне возможно на катамаранах большего объема, или на каяках.

За водопадами идет прямой участок длиной 100- 120 м с шиверой средней сложности, после чего река делает крутой левый поворот, и начинается первая ступень каньона.

1-я ступень - представляет собой мощную крутопадающую шиверу длиной около 70- 80 м, основной поток идет ближе к правому берегу, в русле сливы более 1 метра, бочки, ворота из камней. Перед крутым правым поворотом шивера немного успокаивается.

2-я ступень – на крутом правом повороте река сжимается скальными стенками высотой 10- 15 метров, по центру русла лежит огромный плоский камень, на который сильно валит вода. Единственный чистый проход - под скалой правого берега. Здесь мощный полутораметровый пологий слив с бочкой, далее участок быстротока 30- 40 м.

3-я ступень – в конце прямого участка перед локальным левым поворотом русла расположен полутораметровый слив через всю реку. По центру и у правого берега слив отвесный с мощным котлом, ближе к левому берегу более пологий язык, и за ним косая бочка. Под левым берегом за поворотом - небольшой улов. Далее здесь же следует правый поворот, на котором еще два слива по 1 метру с навалами на полуобливные камни. На этом локальном зигзаге река сжимается скальными стенками до 12- 15 метров. За последними сливами – 50 метров мощного быстротока под левым берегом, у правого берега несколько крупных уловов.

4-я ступень – в центре русла стоит огромный обломок скалы, проход справа от него забит крупными камнями, слева – мощный водосброс с перепадом около 3- 3.5 м. Первая часть слива крутая, высотой около 2-х метров, далее идет сбой струй, отраженных от обломка скалы и стенки левого берега. В левобережной скале карман размером с хорошую "четверку", обломок скалы также имеет отрицательный уклон. Ширина прохода около 4- 5 метров. С обломка скалы на стенку левого берега перекинуто бревно на высоте около 2-х метров над водой, образуя своеобразные ворота. За сливом около 30 м мощного быстротока.

5-я ступень – перед левым поворотом русла поток падает серией сливов до 1 метра через обливные камни. В конце этой 40-метровой горки навал на выступ правобережной скалы. Далее идет участок быстротока около 20 метров с несильным навалом на скалу левого берега на правом повороте. За поворотом участок ровного быстротока около 20 метров, у правого берега галечная отмель и небольшой улов. Далее начинается разгонная шивера длиной 60- 70 метров, после чего река срывается вниз водопадом высотой около 5.5- 6 м. О возможности успешного прохождения этого водопада судить не беремся, т.к. в основном сливе присутствует мощное поперечное течение слева направо, и все палки, брошенные нами в любую точку слива, ударялись в правобережную скалу под сливом. За водопадом участок быстротока 70- 80 м.

Отчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе Тувы

6-я ступень – русло сжимается скальными выступами с обоих берегов, в этом сужении река делает зигзаг, сначала крутой левый поворот и тут же правый. На поворотах сильные прижимы к береговым скалам.

Далее на протяжении около 1 км река течет в красивых скальных стенках, в русле локальные невысокие сливы, слабые навалы на поворотах русла. На правом повороте река разбивается на две протоки, скальные стенки отступают. В этом месте и стоял наш базовый лагерь. До устья Айлыга по прямой около 800- 900 метров.

Перед прохождением каньона поставили две точки страховки "морковкой": первую за 4-й ступенью, куда можно спуститься по небольшому кулуару, вторую – на галечной отмели за 5-й ступенью.

Отчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе Тувы

Первыми каньон проходила связка катамаранов К4-1 и К4-3, шли тандемом с интервалом 40- 50 метров. Стартовали из улова за 2-м входным водопадом. В первой ступени шли правее центра по основной струе с лавировкой между камней. В конце ступени перед правым поворотом смещались под самый правый берег, чтобы вписаться в узкий слив 2-й ступени. Пробив бочку за сливом, смещались под левый берег, чтобы зайти в основной слив 3-й ступени по языку. Косая бочка за сливом оказалась очень мощной, и К4-1, шедший первым, был мгновенно забит в маленький улов у левого берега и прижат к лежащему там бревну. Экипаж развернул судно носом под слив и попытался выйти из улова. В этот момент К4-3 вошел в основной слив 3-й ступени и так же резко был отброшен влево. Катамараны ударились бортами, в результате чего К4-3 проскочил дальше в порог, а К4-1 снова оказался загнанным в улов.

Пройдя выходные сливы 3-й ступени, К4-3 зачалился в улов правого берега и подождал ведущий катамаран. К4-1 со второй попытки выбрался из улова, и тандем продолжил движение дальше. В основной слив 4-й ступени заходили строго по центру языка, чтобы избежать удара о стенки "ворот" за сливом. Оба экипажа чисто прошли эту ступень. В 5-й ступени шли по основной струе с лавировкой между обливных камней. На выходе отрабатывали влево, уходя от прижима к правобережной скале. Сразу за правым поворотом чалились в голове галечной отмели к правому берегу.

После смены страховщиков и фотооператоров этот участок каньона прошел К4-2. Экипаж в точности повторил линию движения первых двух судов. В 3-й ступени, даже учтя опыт предыдущих прохождений, так же не удалось избежать попадания в улов под левым берегом.

После того, как все три катамарана собрались на галечной отмели, мы провели суда вдоль правого берега до водопада и, подняв их на скальную полку, обнесли за водопад. Длина обноса около 100 м до ближайшего удобного улова.

От места обноса до конца каньона шли в режиме походной колонны с интервалом 30- 40 м между судами. В 6-й ступени отрабатывали сначала влево, а потом резко вправо, уходя от навалов на береговые скалы. Далее, до конца каньона, шли по основной струе, чалились к правому берегу перед правым поворотом для загрузки вещей.

Через 5 минут сплава зачалились к левому берегу у зимовья для того, чтобы забрать оставленные там вещи, и еще через пару минут дошли до стрелки с Бий-Хемом. 30 км до устья правого притока р.Кадыр-Хем шли 4 часа. В русле легкие перекаты, на удивление, река течет быстро, стоячей воды практически нигде нет. Рыбачили, не выходя с катамаранов.

Стоянка в устье Кадыр-Хема на его левом берегу – хуже не придумаешь: жуткий бурелом в окружении болот. Такое впечатление, что здесь упал еще один Тунгусский метеорит. Огромное количество комаров и мошки. 4 палатки разместили с большим трудом.

Пеший переход в верховья р.Биче-Баш

20 июля. До обеда разбирали и просушивали катамараны, одновременно выслав разведку на поиски тропы вверх по Кадыр-Хему. Разведчики около 3-х часов кружили вокруг лагеря, с огромным трудом отыскав проход в системе болот. Основная тропа идет здесь далеко от реки, и, чтобы не блуждать по второму разу, на своем обратном пути к лагерю разведчики записывали трек GPS.

После обеда вышли вверх по Кадыр-Хему. Начальная часть пути оказалась самой трудной: тропа местами сильно заболочена, густые кусты, бурелом. Основная тропа неплохого качества, идти значительно легче, хотя количество поваленных деревьев все равно огромно. За три часа прошли около 5-ти км и встали на ночевку, немного не доходя до первого из трех крупных левых притоков, обозначенных на карте. Вода в Кадыр-Хеме удивительно теплая.

21 июля. Один за другим с интервалом примерно 1- 1.5 км впадают три притока. С утра перешли их, не замочив ботинок. Тропа везде идет четкая, хорошо набитая, теряется только на подходах к озеру Кадыр-Ос-Холь в районе обозначенных на карте болот. Вокруг озера вновь появляется хорошая тропа, на берегу несколько отличных стоянок. Не доходя до устья реки Хылыт, тропа растворилась в густых зарослях кустарника. Здесь мы просто повернули вправо и, траверсируя лесистый склон, вышли к ручью в месте крутого поворота его долины. Один переход пришлось двигаться вверх по ручью без тропы, и только потом отыскали ее на высоте 20- 25 м над рекой. Далее тропа нигде не терялась, и к вечеру мы дошли до устья правого притока, по которому планировали подняться на перевал. Долина притока очень широкая, и отыскать в ней устье очень сложно. Здесь нас в который раз выручил GPS, т.к. само устье с тропы не видно, а идти постоянно вдоль реки тяжело. После разведки вверх по долине притока мы перебродили р.Хылыт. На левом берегу притока в 100 м от устья обнаружилась неплохая стоянка, где мы и поставили лагерь. Вокруг множество троп неплохого качества, такое ощущение, что здесь проходит оживленный тракт. Оставшееся до темноты время занимались разведкой троп, идущих в нужном нам направлении.

22 июля. С утра продолжили движение по хорошо набитой тропе, идущей вдоль р.Хылыт. Примерно через 1 км движения по огромной поляне свернули влево на едва заметную тропку, которая привела нас к лесному массиву. Здесь вновь появилась уверенная тропа, которая через лес вывела нас к глобальному повороту долины ручья на север. В этом месте огромное открытое пространство, слегка подболоченное. При переходе через него тропа потерялась и обнаружилась вновь только спустя один переход. Сам приток находится далеко слева на открытом заболоченном пространстве. Тропа идет по лесу с плавным набором высоты, постоянно удаляясь от притока вправо. На этом участке у нас были перебои с питьевой водой, приходилось набирать ее в пластиковые бутылки, как только встречался какой-нибудь мелкий ручеек, и нести с собой.

Хорошо набитая тропа выводит на широкую перевальную седловину в районе двух озер, обозначенных на карте, однако, через километр после начала спуска теряется насовсем. Хотя при дальнейшем движении какие-то куски тропы нам попадались, в основном шли, стараясь держаться кромки леса и ориентируясь на хорошо заметный распадок реки Улуг-Даштыг-Ой. На подходе к самой реке пришлось пересекать открытый заболоченный участок длиной 500- 600 м, т.к. обходить его по границе леса было намного дальше.

На высоком левом берегу Биче-Баша отличная стоянка. До реки, петляющей по широкой заболоченной долине около 200 м. Примерно в 500 м выше по течению, в районе уреза 1534 м, река подходит близко к борту долины, однако хороших мест для стоянок там нет. Наша же поляна, по-видимому, когда-то пользовалась большой популярностью у местных жителей: кругом видны давние следы человеческой деятельности, остатки сгнившей обуви, развалившиеся подобия шалашей.

Весь переход от предыдущего места ночевки до р.Биче-Баш занял у нас около 4 часов ходового времени, так что после обеда мы уже приступили к стапелю. Вокруг лагеря небольшие островки леса, в основном – лиственница, достаточно толстая, несмотря на невысокий "рост". При большом желании можно найти и елку нужного размера, но побегать придется изрядно. До вечера успели частично связать рамы.

Лоция р.Биче-Баш, Баш-Хем, Бий-Хем (ниже устья Баш-Хема)

23 июля. С утра продолжили сборку катамаранов, получилась небольшая полудневка. После обеда отнесли катамараны и вещи до реки и начали сплав.

Биче-Баш в начальной точке сплава имеет расход 8-10 м 3 /с, река сильно меандрирует в широкой заболоченной пойме, в русле мелководные перекаты, слабое течение. На протяжении первых двух километров сплава потребовалось несколько проводок. Далее река быстро набирает расход, т.к. постоянно впадают притоки. Рыбалка отменная, в основном крупный ленок. До вечера прошли около 8- 10 км, ловя рыбу в каждом "симпатичном" улове. Встали недалеко от устья правого притока р.Сас-Хем, увидев надвигающуюся на нас грозу. В этом месте река начинает делать большую петлю, на высокой полке левого берега прекрасное место для стоянки. Едва успели поставить палатки, как начался сильный ливень с градом, готовили ужин и жарили рыбу под общественным тентом.

24 июля. Уровень воды за ночь поднялся на 12- 15 см. За 30 минут прошли большую петлю Биче-Баша и почти вплотную подошли к нашей стоянке с другой стороны. Еще через 10 минут в русле появляются первые камни, мелководная шивера длиной 70- 80 метров. Через час сплава аналогичная шивера длиной около 1 км. 30 минут спокойного сплава отделяют это препятствие от следующего.

Биче-Башский каскад (4 кс) – третье препятствие Биче-Баша начинается также с мелководной шиверы, однако вскоре русло сжимается, уклон увеличивается до 12-15 м/км, берега приобретают характер ущелья. Этот участок хорошо прослеживается на 2-х километровой карте по частоте горизонталей. На протяжении более 3-х км река носит характер мощной шиверы, в русле локальные сливы высотой более 1 метра, бочки, очень много открытых камней. На двух-трех участках требовался беглый осмотр, остальное шли сходу походной колонной. На прохождение всего каскада затратили около 30-35 минут. В отдельных местах катамараны с трудом вписывались в ворота из надводных камней, добрым словом вспоминали вчерашний ливень. Незадолго до глобального поворота долины Биче-Баша на север уклон резко падает, река вновь растекается мелководной шиверой, а затем и вовсе успокаивается.

До слияния с р.Улуг-Баш еще одна шивера и два простых локальных препятствия, шли сходу. От конца каскада до стрелки около 2-х часов сплава. На самой стрелке постояли 15 минут, пытаясь ловить рыбу, на удивление, не поймали ничего.

Первые 15- 16 км сплава по Баш-Хему река носит спокойный характер, русло дробится на протоки, встречаются мелководные перекаты. Этот участок шли с рыбалкой около 3-х часов. Ориентиром приближения первого препятствия – Баш-Порога могут служить два крупных камня у правого берега. Далее идет длинный, около 1 км, прямой участок реки, в конце которого видно резкое увеличение уклона. Хорошая стоянка есть на левом берегу в начале заходной шиверы. Здесь мы и поставили лагерь под начинающимся дождем. Вдоль реки идет тропа, с которой можно осмотреть порог. На правом берегу над первой ступенью также просматривается оборудованная стоянка.

25 июля. пор. Баш-Порог (4 кс) - начинается с короткой заходной шиверы длиной 30- 40 метров. Основная струя идет правее центра, далее вся правая часть русла перекрыта крупными камнями и плитами с узкими проходами между ними и сильным навалом – это первая ступень Баш-Порога. Через 30- 40 метров шиверы средней сложности - вторая ступень порога - мощный слив через всю реку высотой около 1.5 м. Далее идет 100-метровый участок мощной выходной шиверы, в конце которой прижим на крутом правом повороте. За поворотом река расширяется и успокаивается. Осмотр порога проводили по тропе левого берега, особой сложности препятствие не представляет, несмотря на большую воду, поэтому страховку не ставили.

К4-1 прошел заходную шиверу вдоль левого берега по узким мелководным сливам, фактически обойдя основную часть первой ступени. Далее смещались на центр и проходили слив второй ступени чуть левее центра, здесь более пологий язык. Выходную шиверу шли по основной струе с лавировкой между камнями. От прижима к левобережным скалам на повороте ушли достаточно легко.

К4-2 и К4-3 заходную шиверу шли по основной струе ближе к правому берегу. В первой ступени проходили узкие ворота между камней и далее резко смещались на центр русла. Дальнейшая линия движения совпадала с линией движения первого судна.

Через 5 минут сплава после порога река делает крутой левый поворот, за которым небольшое расширение русла. За ним короткая бурная шивера, шли сходу. Еще через 15 минут сплава на крутом правом повороте видно резкое увеличение уклона. Это начало следующего препятствия – Улуг-Порога.

пор. Улуг-Порог (4 кс) – начинается на крутом правом повороте с несильного прижима к левобережным камням, за ним 20- 25 метров спокойного участка, у правого берега несколько уловов в тени крупных камней. Далее начинается короткая крутопадающая шивера. Через 20 м слив более 1 м через всю реку, слив осложнен обливными и надводными камнями, чистый узкий язык находится под самым правым берегом. За сливом русло сжимается, образуя узкий бурный "лоток" длиной 70- 80 метров. За порогом река резко расширяется и успокаивается.

Все три катамарана сходу прошли прижим на правом повороте и зачалились в улова правого берега. После беглого осмотра прошли оставшуюся часть порога по основной струе.

После порога в русле еще несколько мелководных шивер. Далее река постепенно успокаивается и входит в так называемый участок "тишей" длиной около 20 км. Много проток, течение местами практически отсутствует, река сильно меандрирует. На прохождение этого участка затратили более 3-х часов.

В конце "тишей" река вплотную подходит к левому борту долины, и на крутом правом повороте начинается бурная шивера. Далее Баш-Хем постепенно успокаивается до легкой мелководной шиверы. Такой характер река сохраняет на протяжении последующих 15 км. Этот участок шли около 2.5 часов. В конце участка река сужается и входит в каньон с высокими (70- 80 м ) скальными стенками. Однако, характер мелководной шиверы сохраняется еще на протяжении 2- 3 км. Далее, в конце прямого участка, река делает крутой правый поворот, на котором видно резкое увеличение уклона и начало бурного порога – это ориентиры Бадейского прорыва Баш-Хема. Мы чалились к левому берегу за 70- 80 метров до поворота, здесь находится небольшая оборудованная стоянка. Напротив стоянки на правом берегу высокая скала характерного желтого цвета.

26 июля. Бадейский прорыв (интегральная сложность 5 кс) – начинается на крутом правом повороте реки с порога "Два Сфинкса".

пор. Два Сфинкса – начинается с несильного прижима к левобережным камням на правом повороте, за поворотом пологий слив около 1 м высотой. Далее 20-метровый участок быстротока с валами до 1 метра и слив через всю реку, высотой более 1 метра, с мощной бочкой. В центре слива большой полуобливной камень. За сливом короткий участок быстротока.

Порог осмотрели по левому берегу. Шли походной колонной сначала по основной струе, далее К4-1 проходил последний слив ближе к левому берегу, К4-2 и К4-3 под правым берегом.

пор. Рыжий - начинается за участком быстротока после предыдущего препятствия. Здесь река делает локальный правый поворот. Основной поток по крутопадающей горке уходит под правый берег, образуя несильный навал на левобережные камни. Далее русло круто поворачивает влево, вдоль правобережной высокой скалы идет 100-метровый участок быстротока с валами более 1 метра и мощными бочками. Шли сходу.

За порогом река немного успокаивается, на протяжении 1- 1.5 км в русле шивера средней сложности. Шли без разведки, в режиме походной колонны. В конце прямого участка видно скальное сужение русла и локальный зигзаг реки: крутой правый поворот, а затем сразу левый. Это ориентир начала следующего порога - "Три калитки".

Отчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе Тувы

пор. Три калитки – для осмотра чалились на крутом правом повороте за скалу левого берега на небольшой отмели. Здесь по камням левого берега можно пройти вдоль порога. Порог начинается за левым поворотом с мощной разгонной шиверы длиной 30- 40 метров. В конце шиверы слив через всю реку высотой более 1 метра с мощной бочкой. Далее, на протяжении 30 метров гряда открытых камней, расположенная вдоль по течению, отжимает основной поток к левому берегу. В конце этого участка в русле два крупных обломка скалы, образующих три прохода. В каждом проходе сливы около 1 метра, осложненные полуобливными камнями. Заход в правую "калитку" технически сложен, в левой "калитке" несильный навал на левобережные камни, в 15 метрах за "калитками" крупный камень перекрывает всю левую половину русла. Струя с несильным навалом огибает его и уходит на центр. Далее, до правого поворота, идет участок мощной выходной шиверы средней сложности длиной около 70- 80 метров, на повороте несколько сливов и навал на левобережную скалу.

К4-1 и К4-2 шли порог по основной струе через левую "калитку", далее резко отрабатывали вправо, уходя от навала на камень. К4-3 заранее сошел с основной струи и проходил центральной "калиткой". За правым поворотом короткий участок спокойного быстротока, на нем зачалились к левому берегу для осмотра следующего порога "Наутилус".

пор. Наутилус – начинается перед крутым левым поворотом русла с короткой мощной шиверы со сливами более 1 метра. За поворотом вдоль русла ближе к правому берегу лежит длинный узкий обломок скалы, на который идет достаточно сильный навал. После осмотра шли порог в режиме походной колонны. Входную шиверу шли по основной струе, смещаясь перед поворотом реки левее центра, далее отрабатывали влево, уходя от навала на камень-нож.

Далее идет 2-километровый шиверистый участок реки с несколькими простыми локальными порожками.

пор. Кара-Порог – начинается за крутым левым поворотом русла. Длина порога 50- 60 метров. На коротком прямом участке идет крутопадающая горка с серией мощных сливов между обливных камней, далее поток смещается под скалу левого берега, здесь еще одна аналогичная горка. В конце порога два скальных бома высотой 20- 25 м по обоим берегам. Порог достаточно мощный, но линия движения по основной струе проста. Шли сходу без разведки. Сразу за бомами чалились к галечной отмели левого берега для разведки следующего порога.

Отчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе Тувы

пор. Капкан-Порог – самый мощный и сложный порог Бадейского прорыва и всей реки в целом. Начинается через 30 метров спокойного быстротока после предыдущего препятствия. Короткая разгонная шивера на плавном левом повороте русла заканчивается мощным сливом высотой около 2 м через всю реку, левая часть слива более пологая, но с мощной бочкой. За сливом река делает плавную правую дугу, в начале которой мощная струя поджимает к левобережным камням, затем начинается свал потока под скалу правого берега с прижимом к ней. За прижимом река круто поворачивает влево, после поворота - мощный 1.5 метровый слив с сильной бочкой. Через 15- 20 метров река поворачивает направо, здесь очередной 1.5 метровый слив с мощной бочкой и последующим навалом на скалу левого берега. Далее в русле еще два слива высотой более 1 метра. Общая протяженность порога около 200- 250 м, до конца порога нельзя пройти ни по одному из берегов, мешают отвесные скалы. Страховку двумя "морковками" ставили сразу за входным сливом и в 30 метрах ниже, где струя прижимается к левому берегу.

Первым порог проходил К4-1, во входной слив старались попасть в его самой левой части, бочка мощная, сильно останавливает судно. Далее шли по основной струе, на горке отрабатывали влево, уходя от навала на правобережную скалу. Слив за левым поворотом пробили удачно. На правом повороте отрабатывали под правый берег, и, тем не менее, после третьего слива катамаран задел кормой выступ левобережной скалы. Пройдя последние сливы, экипаж зачалился к правому берегу в тени крупных камней и подстраховал прохождение остальных судов. Экипажи К4-2 и К4-3 также удачно прошли порог, в точности повторив линию движения первого судна.

пор. Баба-Яга – начинается через 100 м быстротока с валами после предыдущего препятствия. После короткой входной шиверы с множеством открытых и полуобливных камней основной поток сжимается и сваливается под правый берег крутопадающей горкой. В конце горки мощный 1.5 метровый слив между крупным полуобливным камнем и скалой правого берега. К скале достаточно сильный прижим. Далее струя уходит влево через гряды камней. Заканчивается порог перед скалой левого берега несколькими локальными сливами.

Порог частично осмотрели по правому берегу, насколько возможно было пройти. Шли тандемом по основной струе, слив проходили в его левой части, далее резко отрабатывали влево, уходя от навала на правобережную скалу.

пор. Хоолай – начинается через 50 метров после скальной стенки левого берега. Представляет собой мощную шиверу средней сложности, сливы до 1 метра среди полуобливных камней. Шли сходу со взаимостраховкой, линия движения хорошо читается с воды.

пор. Понедельник – разгонная шивера перед правым поворотом реки заканчивается сильным прижимом к левобережной скале, далее в русле два мощных слива высотой более 1 метра и быстроток с валами. У правого берега галечная отмель и большой улов. Порог разведали по камням правого берега. Шли по основной струе, уходя от прижима, далее по языкам сливов.

пор. Домашний – крупные "камни-дома" в русле хорошо видны с наплыва. Чалились перед порогом на левый берег для осмотра. Основная струя проходит между крупными камнями, далее следует мощный слив более 1 м и участок быстротока с валами. Линия движения достаточно проста, шли тандемом по центру русла.

За порогом идет километровый участок шиверы средней сложности, которая на правом повороте переходит в порог "Крокодил Гена".

пор. Крокодил Гена – перед крутым правым поворотом в русле галечный остров, поросший редким кустарником. Правая протока мелкая, непроходима, а в левой протоке за поворотом серия сливов около 1 м высотой и прижим к скале левого берега.

Шли сходу по основной струе, уходя от прижима. Чалились к правому берегу за порогом. Здесь оборудованное место для лагеря. Мы рассчитывали устроить здесь дневку, однако стоянка оказалась очень маленькой, вся в густых зарослях кустарника, очень много комаров и мошки, и совершенно не ловится рыба. Поэтому, пообедав за удобным деревянным столом, мы продолжили сплав дальше.

Порог "Крокодил Гена" завершает Бадейский прорыв, далее на реке шивера средней сложности, постепенно упрощающаяся и переходящая в редкие перекаты. Ближе к устью русло начинает дробиться на протоки. Долина реки расширяется, и Баш-Хем тремя протоками впадает в Бий-Хем. Сплав от конца Бадейского прорыва до устья занял у нас 30 минут.

За последующие 3 часа сплава по Бий-Хему прошли около 15 км. Постоянно выходили на берег в поисках места для лагеря и последующей дневки. Примерно в середине этого участка слева мутным потоком впадает р.Харал, в верховьях которой работает мощная драга. Уровень воды в Бий-Хеме высокий, и поэтому средняя скорость течения на этом участке около 7 км/ч.

Хорошую стоянку смогли найти только в 6- 7 км ниже устья Харала. Здесь, один за другим, в русле расположены несколько крупных островов. Мы встали в голове второго острова на старой рыбацкой стоянке.

27 июля. Дневка. Встретили первых людей: моторка с местными ихтиологами поднималась вверх по Бий-Хему до водопада. Пытались выяснить у них как лучше добраться до Кызыла, но ничего нового или конкретного так и не узнали. "Ракета" из Тоора-Хема ходит нерегулярно, машины от Мююна тоже ездят когда им захочется.

Топим баню, коптим рыбу, народ отдыхает – это первая полноценная дневка за весь поход, погода тоже соответствует.

28 июля. Вышли в 9:30. От нашего острова до впадения левого притока р.Мююн около 50 км, до пос.Тоора-Хем – еще 35 км , но с большим количеством проток и медленным течением. Решили, что до пос.Тоора-Хем за день дойти будет тяжело, поэтому будем выезжать на машинах от р.Мююн.

Практически, на всем участке до глобального поворота долины Бий-Хема на север и впадения р.Мююн, река сохраняет высокую скорость течения 6- 7 км/ч , на быстринах и перекатах до 10- 12 км/ч. Небольшие участки стоячей воды начинают попадаться только перед самым Мююном. На сплав до Мююна мы затратили около 8 часов, где-то гребли, где-то ловили рыбу. Перед стрелкой Бий-Хем долго петляет среди болотистых низменных берегов, затем упирается в скалистую гору красноватого цвета и круто поворачивает на север. Устье Мюна слева смотрится как большая заводь, т.к. течение в притоке практически отсутствует, однако, коричневая болотная вода заметно отличается от воды Бий-Хема. Мы поднялись вверх по притоку около 800 метров. Во второй половине этого участка основное русло Мююна отходит влево (по ходу нашего движения), мы же продолжали двигаться вдоль коренного орографически левого берега и вскоре попали в практически глухую заводь, где уже стояли несколько моторок.

Здесь удобная поляна для разборки судов, сюда же подходит дорога из Кызыла. В этом жутко комарином, грязном месте мы и закончили активную часть нашего похода.

Итоги путешествия, выводы, рекомендации
  1. Наша группа прошла интересный маршрут в новом для себя районе и, в целом, осталась им довольна.
  2. Связка рек: Бий-Хем – Айлыг – Биче-Баш – Баш-Хем была оценена нами как хорошая "пятерка" с достаточно напряженным графиком движения.
  3. Считаем, что группа полностью выполнила все поставленные перед собой задачи, совершив первопрохождения р.Айлыг и левого истока Баш-Хема – р.Биче-Баш.
  4. Бий-Хем в условиях большой воды по нашим оценкам содержит три "пятерочных" порога: Шивитский каскад (за счет своей протяженности), Сюрприз и Элен. Порог Кайфас мы оценили несколько выше стандартной "пятерки".
  5. На р.Айлыг мы выделили два препятствия пятой категории сложности – это Айлыг-Порог и Третий каньон. При прохождении водопадов в Третьем каньоне его сложность будет несколько выше стандартной "пятерки". В целом, река несомненно представляет спортивный интерес и является существенным дополнением к немногочисленным порогам Бий-Хема. Все основные препятствия: Айлыг-Порог, Второй каньон шивер (оцененный нами как хорошая "четверка") и Третий каньон находятся в пределах полудня пешего перехода.
  6. р.Биче-Баш спортивного интереса не представляет, за исключением 4-километрового ущелья с шиверами (интегральная сложность по нашим оценкам около 4 кс), однако она является самым логичным и удобным способом заброски при осуществлении свзяки Бий-Хем – Баш-Хем. Кроме того, самая лучшая рыбалка у нас была именно на Биче-Баше.
  7. Категория сложности р.Баш-Хем определяется в основном Бадейским прорывом и сильно зависит от уровня воды. В условиях высокой воды, которая была у нас, мы оценили это препятствие 5 кс за счет плотности порогов и каньонной обстановки. Хотя, если классифицировать пороги по отдельности, то твердой "пятерки" заслуживает только один Капкан-Порог.
  8. По поводу заброски на оз. Кара-Балык рекомендуем заранее созваниваться с Алексеем Сыреновым (см. раздел "Заброска и выход с маршрута"). Это позволяет с минимальными затратами времени связать воедино все составные части заброски: машина до Орлика, "Урал" вверх по р.Тисса и лошади до оз.Кара-Балык. Мы в целом остались довольны организацией и стоимостью заброски. Группам, планирующим использовать лошадей на заброске, хочется порекомендовать более тщательно подходить к упаковке таких продуктов как сухари, баранки, кетчуп и т.п. и размещению их в переметных сумах. Во время перехода сумы постоянно задевают за деревья, а иногда лошади просто ложатся на них. На стапеле нам пришлось долго собирать крошки и отмывать кетчуп с гермоупаковок. Ни в коем случае нельзя паковать в сумы такие вещи как каски, фотоаппаратуру и т.д. Также рекомендуем иметь с собой некоторый запас полипропиленовых мешков из-под сахара (переметные сумы очень маленькие) и включить в раскладку дополнительное количество спирта и сигарет в расчете на многочисленные "святые места" и 3-4 погонщиков, сопровождающих лошадей.
  9. Выбор одного из вариантов выхода с маршрута приходится делать на месте. В этом плане лучше пообщаться с местными рыбаками (если встретятся в низовьях Бий-Хема) и уточнить у них, ходит ли "Ракета" и ее расписание.
  10. В отличие от Восточного Саяна, в районе Тувы мы столкнулись с огромным количеством комаров и мошки, так что запасы репеллента на поход необходимо иметь. Наилучшим образом себя зарекомендовал крем "OFF" от Johnson.
  11. Следует отметить, что хороших мест стоянок на протяжении всего маршрута довольно мало, поэтому желательно планировать график движения, строго привязываясь к местам стоянок, обозначенных в лоциях.
Список координат точек для GPS

Стоянка 25 июля, начало Бадейского прорываB08ST52.2176700096.75395000
Стоянка, дневка на острове 26 июляB10ST52.1785400096.56033000
Место начала дороги на Кызыл отр. МююнB12ST52.2609200096.0

Отчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе ТувыОтчет о пеше-водном путешествии (катамараны) 5й кат. сложности в районе Тувы