Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчёт о водном туристском путешествии 3 категории сложности по Заонежью (Республика Карелия), совершенном группой туристов Турклуба Московской Государственной Академии Тонкой Химической Технологии им. М. В. Ломоносова с 5 по 23 августа 2000 года по маршруту: г. Москва - г. Петрозаводск - пос. Шала - д. Кевасалма - оз. Водлозеро (вдоль зап. берега) - о. Ильинский погост - оз. Водлозеро (вдоль вост. берега) - р. Вама - р. Водла - пос. Водла - г. Пудож - г. Петрозаводск - г. Москва

Руководитель: Дайнеко М. В. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5697

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин

Содержание:
  1. Справочные сведения о путешествии:
    1. Паспорт похода;
    2. Состав группы;
  2. Сведения о районе:
    1. Краткая географическо-климатическая характеристика;
    2. Растительность и животный мир;
    3. Экскурсионные объекты;
    4. Характеристика водоемов, по которым пролегал маршрут;
  3. Организация путешествия:
    1. Выбор и разработка маршрута;
    2. Обеспечение безопасности на маршруте;
  4. Заброска и выброска:
    1. Заброска;
    2. Выброска;
  5. Техническое описание и график движения группы:
    1. Дневник-описание;
    2. График движения группы;
    3. Лоция рек Вама и Водла;
  6. Итоги похода, выводы и рекомендации
1. Справочные сведения о путешествии
1.1. Паспорт похода

Вид туризма водный
Район путешествия Заонежье (Восток Республики Карелия).
Сроки проведения похода 5 - 23 августа 2000 года.
Маршрут г. Москва - г. Петрозаводск - пос. Шала - д. Кевасалма - Водлозеро (вдоль зап. берега) - о. Ильинский погост - оз. Водлозеро (вдоль вост. берега) - р. Вама - р. Водла - пос. Водла - г. Пудож - пос. Шала - г. Петрозаводск - г. Москва
Протяженность активной части маршрута 98км
Продолжительность активной части похода 16 дней
Категория сложности похода третья.
Средства сплава Двухместные катамараны
Количество участников 8 человек
Организация, проводившая путешествие Турклуб МГАТХТ им. М.В. Ломоносова
Руководитель группы Михаил Владимирович Дайнеко

1.2. Состав группы

№ п. п. Фамилия Имя Отчество участника Год рожд. Обязанности в группе и разбиение по экипажам Опыт в водном туризме
1 Дайнеко Михаил Владимирович 1978 Руководитель Кат. 1, Капитан Вама-Водла 3 У Мста 2 Р Б. Лаба, Мзымта (частичное прохождение)
2 Князев Антон Геннадьевич 1978 Реммастер Кат.2, Капитан Мста2У Песь, Молога, Молома, Лидь, Либья 1У
3 Сметанников Владимир Борисович 1982 Завхоз Кат. 3, Капитан Мста - 2 У
4 Куликов Олег Максимович 1983 Фотограф Кат.З, матрос Мста - 2 У
5 Гудов Владимир Петрович 1978 Затейник Кат. 1, матрос Мста - 2 У
6 Панина Юлия Вячеславовна 1981 Медик Кат. 1, матрос Мста - 2 У
7 Сымон Андрей Валентинович 1978 Рыбак Кат. 2, матрос Истра- 1У
8 Сидорова Любовь Михайловна 1977 Шаман-Синоптик Кат. 2, Матрос Истра- 1У

2. Сведения о районе
2.1. Краткая географическо-климатическая характеристика

Карелия представляет собой холмистую равнину, наибольшие абсолютные высоты которой составляют не более 600 м. От возвышенностей местность постепенно понижается к Белому морю, Онежскому и Ладожскому озерам. Кряжи и холмы (сельги), а так же озера и реки вытянуты с северо-запада на юго-восток, что объясняется былым движением ледников.

В Карелии расположено большинство величайших озер Европы, а общее число озер - около сорока тысяч. Наиболее крупные из них - Ладожское, Онежское, Выгозеро, Топозеро, Сегозеро. Озера занимают около 9% территории республики.

Наиболее крупные реки - Кемь и Выч, впадающие в Белое море, Водла, Шуя и Суна, впадающие в Онежское озеро. Всего рек в Карелии более 11 тысяч. Протяженность их, как правило, невелика. Так система Водлы (Верхняя, Илекса, Водлозеро, Сухая Водла, Водла), одна из самых протяженных в Карелии, имеет длину около 400 км. Реки часто представляют собой цепи озер, соединенных протоками с большим количеством порожистых участков, которые по сложности (падение иногда достигает 10 м/км) представляют определенный спортивный интерес.

Низины в Заонежье покрыты заболоченными еловыми и смешанными лесами, на холмах, среди мхов поднимаются сосновые боры.

Второе место по площади после лесов занимают болота, сформированные прямо на твердых кристаллических породах. В низинах преобладают болота на рыхлых почвах.

Среди полезных ископаемых наиболее известны нерудные. Одно из богатств Карелии - мрамор. Он украшает, например, Исакиевский собор и Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Граниты красного, серого, розового цвета находят, главным образом, на побережье и островах Онежского озера. По запасам другого минерала - слюды-пусквита - Карелия уступает лишь Западной Сибири.

Климат района определяется близостью Белого и Балтийского морей, а также циклонами, зарождающимися над Северным Ледовитым и Атлантическим океанами. Поэтому зима здесь мягкая, а лето прохладное. Активная циклоническая деятельность обуславливает неустойчивость погоды. Пришествие циклонов летом вызывает похолодания с обильными осадками и сильными ветрами, а зимой - продолжительные оттепели с обильными снегопадами. Преобладающее направление движения циклонов - с северо-запада на юго-восток, и, естественно, совпадает с преобладающим направлением ветров.

Весна в районе начинается в апреле. Дни со средней суточной температурой воздуха выше 0°С наступают в середине апреля. Во второй половине апреля вскрываются реки, а в начале мая - озера. Летний период длится до трех с половиной месяцев. Самый теплый месяц - июль со средней температурой +16°С.

В теплое время года нередки дожди ливневого характера, число дней с грозами статистически невелико - около 15-ти. Годовое количество осадков достигает 600 мм. Осень начинается в сентябре и продолжается до середины октября - начала ноября. В ноябре замерзают водоемы. Самый холодный месяц - февраль со средней температурой около -14°С. Среднегодовая температура воздуха +2.4°С, при колебаниях от -38.1°С до +38.3°С.

2.2. Растительность и животный мир

Большую часть Карелии занимают леса - одно из главных богатств республики. Общая площадь лесов составляет около 87% всей территории, в том числе болота и заболоченные места - около 30%. Благодаря распространенным песчаным отложениям, в Карелии преобладают сосновые леса. Они составляют 60% всего запаса древесины и занимают около 69% покрытой лесом площади. Еловые леса господствуют на суглинистых и глинистых почвах, главным образом в южной части Карелии. Из лиственных пород наиболее распространены береза, осина и ольха серая, растут они преимущественно по берегам рек, ручьев, по краям болот и в заболоченных местах по берегам озер. Луга занимают лишь 1/3 площади Карелии. Причем это, главным образом, заболоченные луга и луговые болота. Значительная часть лесной зоны покрыта ягодниками и мхом. Из ягод особенно распространены брусника, черника и голубика. Встречаются морошка и малина. В заболоченных местах растет клюква. В конце лета и начале осени растет много грибов (подосиновики, подберезовики, белые). В засушливые года урожай грибов и ягод невелик.

Животный мир Карелии богат - около 60 видов млекопитающих. Из хищных зверей типичными являются рысь, куница, хорь, ласка, росомаха, выдра, барсук, лиса, волк, бурый медведь. По всей территории распространен лось. В северной Карелии встречается олень. Редко, но встречаются норка и енотовидная собака. По многим водоемам расселилась ондатра, повсеместно встречается заяц. Весьма разнообразен мир пернатых - более 200 видов. Промысловые виды - глухарь, рябчик, тетерев, куропатка. Из рыбы наиболее распространены щука, окунь, плотва, судак, лещ. В реках, впадающих в Белое море водится семга, отлов которой категорически запрещен. В порожистых реках водится хариус.

На территории прилегающей к Водлозеру расположен Национальный парк "Водлозерский". Здесь запрещено нахождение с ружьями и собаками. Центр Национального парка находится в пос. Куганаволок.

2.3. Экскурсионные объекты

Восточное побережье Онежского озера, по которому проходит маршрут, достаточно богато историческими и архитектурными памятниками. На Водлозере сохранился ансамбль Ильинского погоста - в прошлом центрального села, объединяющего поселения по берегам озера и впадающих в него рек. Ильинский погост известен уже в XVI веке, но существующая церковь построена лишь в 1798 году. Она отличается от остальных построек Заонежья. Вместо привычного шатра или двускатной кровли сложено изогнутое, так называемое кубоватое покрытие, немного напоминающее широкий купол. Церковь Ильинского погоста дошла до нас в сильно искаженном виде. Здание обшито тесом, скрывшим бревенчатые срубы, сделаны новые широкие окна, уничтожены своды крылец, чешуйчатый лемех куполов заменен жестью. На колокольне исчез шатер. Переделке подверглись и внутренние помещения. Редкая особенность церкви - бревенчатая ограда вокруг. Рубленная стена укреплена изнутри треугольными ряжами - бревенчатыми срубами и крыта двускатной кровлей. Высота стен невелика, но внушительные ворота и мощные свесы кровли придают сооружению сходство с крепостью. Интересная деталь ограды - проемы в срубе по сторонам от ворот. В ограде были устроены лавки, где крестьяне и купцы торговали в ярмарочные дни и по праздникам. Стены погоста в Кижах реконструировались по образцу стен Ильинского погоста на Водлозере.

Закончив поход в городе Пудож, можно посетить памятник художественной культуры и истории неолита - мыс Бесов Нос. Он расположен на восточном берегу Онеги южнее устья р. Водлы. На прибрежных скалах находятся изображения, примитивно передающие фигуры людей, сцены охоты, ритуальные пляски. Туда можно попасть рыбацким катером из пос. Шала или автобусом из Пудожа до дер. Каршево, а затем 15 км по дороге к берегу озера.

К югу от Бесова Носа находится бывший Муромский монастырь, Из Бесова Носа туда можно добраться рыбацким катером вдоль берега или отправиться прямо из Пудожа автобусом до дер. Гагнуса, а оттуда лодкой по реке в сторону озера.

Так же интересны стоянка первобытного человека эпохи неолита в устье р. Илексы и деревянная часовня на правом берегу р. Водла напротив дер. Водла.

При наличии свободного времени и средств можно рекомендовать посещение острова Кижи с осмотром памятников деревянного зодчества. Попасть туда удобно регулярными рейсами "Комет" из Петрозаводска.

2.4. Характеристика водоемов, по которым пролегал маршрут

Оз. Водлозеро. Является седьмым по величине озером в Карелии. Площадь -368 кв. км. при длине (направление север-юг) - 36 км, и ширине (направление запад-восток) - 16 км. Наибольшая глубина 19 метров. Озеро имеет 196 островов. Берега озера невысокие, большей частью каменистые, встречаются песчаные пляжи. Береговая линия достаточно сильно изрезанна. Урез воды - 136 метров. На озере часты штормы, способные оказаться серьезным препятствием на маршруте. В озеро впадают три крупные реки: Илекса, Пильма, и Келка. Вытекают Сухая Водла и Вама. Уровень воды в озере поддерживается плотинами в истоках Вамы и Сухой Водлы.

Река Вама. Вытекает из юго-восточной части Водлозера (залив Вавдипольская лахта) и имеет длину до впадения в Водлу 23 км. Средний уклон реки 1.95 м/км. На Ваме около 20 порогов и шивер до 3 к.с., следующих друг за другом с относительно недлинными плесами. Среднее падение в порогах более 10 м/км. Ширина русла 20 - 60 м, глубина на плесах около 2 м. Берега лесистые, слабо болотистые. Хорошие места для стоянок имеются в достатке.

Река Водла. Образуется при слиянии Сухой Водлы и Вамы. Через 175 км впадает в Онежское озеро. В нижнем течение судоходна. среднее течение некогда использовалось для лесосплава. Площадь бассейна водосбора около 12000 кв. км. Глубина реки до 3 м, при ширине от 30 до 200 м. До пос. Водла протяженность 25 км, на которых имеются 15 препятствий, среднее падение 1.2 м/км, пороги до 4 к.с. (по большой воде, возможно, до 5 к.с.).

Водобалансовый режим рек зависит от количества выпавших осадков, но имеет два характерных пика, соответствующих весеннему и осеннему паводкам. Характерная особенность кривой расхода воды в реке Ваме (частично и в Водле) заключается в слабо выраженном меженном отрицательном пике, и связана с искусственным регулированием стока из Водлозера через плотины.

3. Организация путешествия
3.1. Выбор и разработка маршрута

На связку рек Вама и Водла, как на место проведения летнего похода, наш выбор пал благодаря следующим обстоятельствам:

  • высокая насыщенность реки препятствиями, по сложности подходящими нам для дальнейшего совершенствования тактики и техники водного туризма;
  • наличие локальных препятствий, выделяющихся по сложности, на которых легко организовать страховку при тренировочных прохождениях;
  • сравнительно небольшое время, необходимое для проведения такого похода;
  • обилие рыбы, грибов и ягод;
  • возможность посещения памятника архитектуры - Ильинского Погоста на Водлозере.

Моменты, на которые обращалось особое внимание при разработке маршрута:

  • хлопотные заброска и выброска (подробнее см. главу "Заброска и выброска");
  • необходимость пересекать большие открытые пространства воды на Водлозере.
3.2. Обеспечение безопасности на маршруте

При движении по озеру катамараны были оснащены распашными веслами, что позволило за короткое время преодолевать большие расстояния даже против умеренного ветра. В условиях неустойчивой погоды скорость перемещения один из залогов безопасности. Во время движения по озеру дистанция между судами не превышала 200 метров. Были предусмотрены три дневки на озере, которые группа могла использовать по своему усмотрению, в том числе - на пережидание непогоды.

Все ключевые пороги, проходились с разведкой, первым шел наиболее сильный экипаж с береговой страховкой. Пороги Падун и Печка, после разведки, проходились на разгруженных судах с нижней страховкой. Каждый участник имел спасжилет и каску.

Во время ночевки напротив д. Водла выставлялись ночные дежурные.

4. Заброска и выброска

Как известно, подъезды и отъезды на Ваме-Водле никогда не отличались легкостью, поэтому группа изначально была готова к трудностям такого рода (предусмотрены запасные дни на ожидание "Кометы" в Петрозаводске и Шале, рассматривались альтернативные варианты подъездов-отъездов, была взята заведомо большая сумма денег).

4.1. Заброска

Москва - Петрозаводск.
Поезд.

В Петрозаводске.

До речного вокзала в Петрозаводске добираются троллейбусом №1, отправляющимся прямо от ж.д. вокзала. Ж.д. вокзал не конечная троллейбуса, поэтому садится на него надо на правой остановке, если же сесть на левой, то есть шанс уехать на другой конец города. Стоимость проезда, как и стоимость провоза одного места багажа равна 3 руб. Выходить на четвертой по счету остановке - "пл. Кирова". Далее 400 метров вниз по дорожке, оставляя справа площадь с драмтеатром.

Центральный телеграф находится в 15 минутах ходьбы от речного вокзала, дорога к нему легко находится методом "взятия языка". Почта же в выходные дни работает только на привокзальной (имеется в виду ж.д. вокзал) площади. Телеграммы нужно давать из Петрозаводска, ибо дальше такой возможности может не представиться, либо это будет стоить большой потери времени.

Петрозаводск - Шала.
В Шалу курсирует две "Кометы" в день.

Расписание движения "Комет".

Отправление из Петрозаводска Прибытие в Шалу Отправление из Шалы Прибытие в Петрозаводск
8.30 10.15 10.30 12.15
17.05* 19.50 20.05* 21.50

В кассе билетов не было, но нам удалось договориться с капитаном кометы, в судовой кассе мы оплатили билеты и багаж (63р. х 8 + 63р.(багаж)

По словам местных жителей, а так же собственным наблюдениям, пик пассажиропотока на Шалу приходится на субботу, и, может быть, вечер пятницы, а на Петрозаводск на вечер субботы и воскресенье. И, если есть такая возможность, то лучше не планировать переезд через Онегу на выходные и в понедельник, т.к. вероятность застрять на пристани очень велика.

Пос. Шальский - д. Куганаволок.

Рейсовым транспортом до Куганаволока можно добраться только через г. Пудож, куда через несколько минут после прибытия "Кометы" от пристани уходит автобус. Автобус всегда переполнен и, обычно, никого не ждет, поэтому, если группа рассчитывает на него попасть, то должна продемонстрировать известную проворность. Из Пудожа до Куганаволока по пятницам (рейсы рано утром и после обеда) и воскресеньям (рейс только утром) следует автобус, насколько просто на него попасть - нам не известно. Из Пудожа так же можно уехать, наняв машину, что сделать легко.

Мы же стали искать возможность взять машину прямо у пристани, и сразу до Куганаволока. Но в связи с тем, что отправление кометы было задержано на один час, ожидавших, обычно, частников не было. Машину нашли с трудом (надо искать водителя газели «лесхоза», есть и др.). Расстояние около 80 км проехали где-то за 1 час 15 минут.

Если дальнейший путь группы лежит сразу в сторону Вамской плотины или по озеру вдоль восточного берега, то ехать надо почти до первых домов Куганаволока, а затем искать место на берегу направо от дороги. В наши же планы входило уйти на север по озеру вдоль западного берега, в этом случае удобнее выйти за 5 км до Куганаволока, близ д. Кевасалма, где дорога подходит к самой воде. Что мы и сделали.

При необходимости можно организовать "экспедицию" в Куганаволок, где есть три магазина и почта.

4.2. Выброска

Наиболее логичным местом для окончания маршрута является пос. Водла. Но можно дойти и до пос. Кубово, что на 25 км дальше (на этот участок приходится лишь три порога не выше 2 к.с.). Дальше по реке сплошной плес, по-видимому с «прелестями» в виде остатков былого лесосплава, и делать там, однозначно, нечего.

Водла - Пудож.

Автобус Водла - Пудож ночует в поселке и отправляется в 6.15 от остановки, которая находится в 200 метрах от моста на левом берегу реки. С вечера полезно поинтересоваться наличием автобуса, уточнить время отправления. Говорили, что есть еще и вечерний автобус, точное время отправления которого нам не известно. С иным транспортом в Водле плохо, но, уехать можно. Нужно искать директора «лесхоза».

Рано утром сели в автобус и через 2 часа 10 мин. были в Пудоже.

Пудож — Шальский (пристань Стеклянная).

К каждому рейсу "Кометы" из Шалы с автостанции г. Пудожа отправляется автобус (пункт назначения - пристань Стеклянная, есть еще автобус на пос. Шальский, так это не тот, который нужен). К утренней "Комете" автобус уходит в 9.15. Попасть на него не проблема. По приезду в Пудож, наша группа сразу обзавелась билетами на этот рейс.

Шальский (пристань Стеклянная) - г.Петрозаводск.

Из Шалы удалось уехать только на вечерней комете, при этом была реальная возможность остаться ещё на один день (после отправления кометы на пристани осталось около 25 местных).

Также существует возможность уехать из Пудожа в Медвежьегорск, но для этого необходимо попасть в Пудож раньше, чем приходит рейсовый автобус из Водлы. Отправление Медвежьегорского автобуса в 8 утра (нужно уточнять). Время пути до Медвежьегорска 4 часа. Помимо автобуса на станции всегда присутствуют таксисты.

5. Техническое описание и график движения группы
5.1. Дневник-описание

День 1-9

Первая часть нашего маршрута заключалась в преодолении достаточно больших открытых водных пространств на оз. Водлозере с целью посещения памятника архитектуры - Ильинского погоста и была запланирована с достаточным количеством днёвок (для пережидания плохой погоды, ловли рыбы,...). Итак, из первых 9-ти дней: 1 день стапель, 4,5 ходовых и 3,5 днёвки.

День 8.

Дневка. Устраиваем экспедицию одного катамарана в Куганаволок. Расстояние до него 5,5 км и находится он в прямой видимости. (в д. Куганаволок есть магазины и почта.)

День 9.

Направляемся в сторону Вамской плотины. Держать курс следует чуть левее домов д. Чуяла, а после выхода из-за мыса плотина уже видна, до нее остается около километра. Весь путь от стоянки до плотины проделали за полтора часа.

Для обноса следует пристать к правому берегу, метрах в 50 перед плотиной, место причаливания очевидно. Скорость воды позволяет без проблем зачалить даже надувную лодку. Нужно быть внимательными на подходе, чтобы не наехать на сваи, оставшиеся от старой плотины. Обнос не длинный - около 100 метров.

В радиусе 500 метров вокруг плотины стоянки и разведение костров запрещены, о чем гласят таблички на столбах, но в 300-400 метрах вниз по течению есть две очень приличные стоянки на правом берегу. На дальнюю стоянку сразу были перенесены вещи и организован лагерь. Попутно, в процессе обноса посмотрели пор. Устьинский (2 к.с.), следующий сразу за плотиной. Затем катамараны сплыли до лагеря. Если группа не планирует стоять на пороге и идет не на 'Тайменях" или "Салютах", то порог можно не смотреть - все легко читается с воды и отовсюду, при необходимости, уезжается, а скорость струи невелика.

Здесь было решено, ещё в Москве, сделать дневку, чтобы потренироваться на струях ниже плотины и "раскататься" после отдыха на озере.

День 10.

Утро началось с ремонта катамарана №2, и на тренировку вышли только два катамарана.

Описание Вамской плотины

Плотина - очень неплохое место для тренировок, настоятельно рекомендуем. Представляет собой водослив около 2 метров высотой с близкорасположенными сваями при заходе (не проходим), далее следует горка длиной метров 10 и со значительным уклоном. В плотине имеются три прохода, соответственно и число струй на выходе - три. Под правым (рабочим) берегом большой улов. Улова так же есть под левым берегом и между струями. В правой и центральной струях имеются полуметровые косые валы и стояки, примерно такой же высоты. В левой струе присутствует метровый котел, заход в который снизу (из улова левого берега) осложнен подводным зубом, а сверху (из улова между центральной и левой струями) пульсирующим косым валом размером около метра. При должном умении в котле можно изобразить киль катамарана-двойки среднего объема. Так же заслуживает внимания мощь сбоек, воронок и поганок. Следует иметь в виду, что улова между струями очень неплохо удерживают плавающие предметы, а сбойки добавляют острых ощущений. Страховка при тренировках весьма актуальна т.к. в улове между струями можно висеть очень долго, да и до Устьинского порога расстояние всего 50 метров быстротока. (описание 1997г.)

В нашем случае один (правый) проход был закрыт, но тем не менее возможность тренировки на остальных струях осталась, и тренировки оказались достаточно продуктивными.

Позанимались в течение трех с половиной часов траверсами струй, посадками на валы а затем вернулись в лагерь.

Вечером завхозом была объявлена ревизия продуктов, и выяснилось (как, в общем-то, и предполагалось), что у нас масса сэкономленных продуктов благодаря ухе, грибам, позволяющих

продлить поход ещё на два полноценных дня. Было решено продлить удовольствие от катаний на плотине еще на один день.

День 11.

Катались 4 часа. Народ заметно вработался, и со свистом летал по валам на катамаранах от берега до берега. Стоять поднадоело...

День 12.

Ушли со стоянки в 13.00. Сходу проехали три переката (по большой воде их количество может уменьшится), и в 13.30 подошли к пор. Ракуй. Ориентир один - значительное понижение русла. Просмотр по левому берегу. Длина 200 м. Порог оценили 3 к.с. Прохождение: первым пошел кат.№1, затем тандем кат.№2 и кат.№3. На обработку порога в общей сложности потратили 30 минут. Далее один перекат преодолели сходу и в 14.00 подошли к порогу Островец. Ориентир - остров, заросший лесом. Просмотр по левому берегу. Место причаливания очевидно, рядом с ним приличная стоянка. Порог длиной 300 метров, находится в двух протоках. Правая длиннее и проще (2 к.с.) - вся сложность заключается в нескольких цепочках камней, где необходимо маневрирование. Левая протока практически прямая и круто падающая (3 к.с.). В ней основная струя идет под островом и разбивается о каменную гряду перед слиянием проток (весьма опасное место, т.к. при неудаче на заходе гарантирована посадка на камни, рекомендуется просмотр. Заход однозначно по струе, т.к. у левого берега сплошная лесенка мелководных сливов с плит и камней, а дальше возможны два варианта. Первый: траверс струи перед грядой и дальше под левым берегом. И второй - сход со струи под остров и дальше по "канализации", огибая гряду справа. Прохождение - первым пошел кат.№1, затем тандем кат.№2 и кат.№3

Через 1 км мост узкоколейной железной дороги. Под мостом чисто. В русле встречается отдельно лежащие камни, по-видимому по большей воде их заливает.

Еще через 1 км начинается Вампорог. Длина порога 300 м, выше, чем на 2 к.с. не тянет. Просто хаос небольших валов и бочек. Сходу.

На следующие пять километров приходится три переката, пройденных нами сходу. Затем река делится на два рукава, огибая большой остров. В этих местах достаточно много неплохих стоянок. Следующие пять километров по малой воде практически сплошная шивера. По лоции на этом участке находятся два переката и пороги Кривой, Казимир и Сиговец. Прошли все сходу.

Следующий порог, требующий особого внимания, - это Пурпорог. Ориентиры - значительный шум, понижение русла, по левому берегу видны рыбацкие заколы. Просмотр по левому берегу, длина порога 400 метров, 3 к.с. Порог состоит из двух участков, разделенных сотней метров спокойной воды на левом повороте. На первом участке обилие сливов с плит, много камней, основное падение именно здесь. Соответственно нагромождение более, чем метровых валов. Выход из порога - простой перекат. Прохождение: «походный порядок».

Через 500 метров автомобильный мост, перед ним камни в русле. Сразу за порогом начинается порог Боровой. Стоит посмотреть с моста на порог и, главное, выбрать пролет моста для прохождения.

Линия движения - во второй справа пролёт. Затем траверс налево, там по струе, через выходную шиверу. На стоянку встали в километре после пор. Боровой.

День 13.

До впадения слева Сухой Водлы три километра от пор. Боровой. На этом участке два переката. В ста метрах ниже слияния на левом берегу хорошая стоянка, а в 200 метрах находится порог Верхневамский. Порог в двух протоках, правая по нашей воде - непроход, в левой на заходе гряда камней, а потом серия валов и бочек, которые легко обходятся по правому краю струи, ближе к острову. На выходе смещаться к центру. Длина 200 метров, 2 к.с. Пошли порог "походным порядком".

Нижневамский порог следует за двухсотметровым плесом. Длина порога метров сто. Тоже 2 к.с. Посмотрели с воды, все как на ладони - сплошные камни. Пошли сходу. Катамараны кое-где "облизали" обливники. После прохождения посмотрели назад. Ужас! Порог похож на стиральную доску. Далее, через два с половиной километра следует пор. Нетомский, расположенный у острова в правой протоке. Прошли сходу. Как и еще один перекат. Через 1.5 км следует большой остров. Обходить его следует по левой протоке. По малой воде в русле постоянно встречаются камни. После правого поворота и устья р. Черева (зарастает камышами) следует пор. Кинский. Ничего сложного, серия валов, достаточно много камней (длина 300 м, 2 к.с.)- Прошли походной колонной. Далее на прогонном участке длиной 6 км существуют четыре выраженных переката, и еще кое-где камни в русле. Прошли не останавливаясь. Часто встречаются острова, основные протоки всегда хорошо выражены. Плавный левый поворот, покосы и остатки деревни на правом берегу - это ориентир порога Падун. В тихую погоду отсюда уже слышен шум, похожий на гул реактивного самолета. На длинном прямом участке реки после левого поворота Падун угадывается по скальным выходам по берегам и значительному понижению уровня. На правом же берегу есть три стоянки, правда изрядно загаженные. Встали на левом берегу в 200 метрах выше слива, на очень неплохой стоянке, единственной на этом берегу. После позднего обеда перечалились на правый берег для просмотра. На следующий день планируем дневку и прохождения Падуна, а может быть и две - времени и продуктов достаточно.

День 14.

Подъем в 9.00. Группа пошла на тренировку в полном составе, взяв с собой два катамарана №2; 3. Перечалились на правый берег и снова пошли смотреть.

Описание пор. Падун.

Порог представляет собой локальный слив с перепадом порядка двух метров разного характера по ширине русла. Под правым берегом это слив с плиты, имеющий наклон -45° с полутораметровой не очень жесткой бочкой и косым опрокидывающимся валом за ней. Левее нее язык, пробивающий бочку. По центру слив более вертикален, и за ним каскад из двух полутораметровых бочек. А ближе к левому берегу перепад срабатывается на протяжении 15-ти метров, но еще с вечера с левого берега разглядели несколько очень неприятных зубьев в сливе. Таким образом для прохождений были намечены два пути. Первый - через бочку, ближайшую к правому берегу, а второй - по языку, пробивающему бочку. Ориентиром при заходе являлась рябь от подводного камня, лежащего строго напротив языка в ~15-ти метрах над сливом. К сожалению, по высокой воде этот ориентир наверняка будет залит. Страховку осуществляли снизу со стоящего за камнем катамарана. Фотографы расположились на камне правого берега. Оттуда же участники потренировались кидать "морковку".

Все прохождения катамаранов совершались на больших катамаранах с обязательной нижней страховкой. Все прохождения удачны. Вечером было решено устроить днёвку для наслаждения Карельской природой.

День 15.

День провели в полном расслаблении: загорали, ловили рыбу, собирали ягоды, играли в «мафию».

День 16.

С утра стоит густой туман, который к выходу разошёлся. Катамараны провели по протоке под самым левым берегом. Осиновец - первый после Падуна порог на реке, а расстояние между ними около 3 км, просмотр по левому берегу. Сразу следом перекат Боровник, прошли сходу. Затем следуют левый и правый повороты на 90 градусов. Между ними еще один перекат. Сходу. Еще два километра плеса и группа подошла к пос. Водла. Поселок тянется вдоль воды довольно долго, ближе к концу поселка находится порог Печка. По нашей воде до Печки есть еще один перекат, по большой его может и не быть, и несколько островов. Держаться лучше правых проток. Ориентир пор. Печка - остров, и, видимое на глаз, значительное падение воды в правой протоке. Чалится либо к острову, либо на правый берег. К острову лучше, т.к. оттуда можно посмотреть и правую, и центральную протоки. В правой протоке много камней, на которые идет сильный навал воды, и несколько прижимов к рыбацким заколам. Первый рыбацкий закол перегораживает всю протоку - обнесли. На выходе из протоки крупнокаменистая шивера. Оценили 3 к.с. В центральной протоке горка длиной 30 м с косыми валами, на которой поток разгоняется, затем пологий слив высотой около полутора метров и две косые бочки, сходящиеся Т- образно. От левого берега длиннее, от правого короче. В месте слияния бочек яма, глубиной около метра. На выходе та же крупнокаменистая шивера. Оценили 4 к.с.

Организовали лагерь внизу порога на правом берегу, куда перенесли все вещи. Устроили перекус. Затем пошли на обработку порога, прохождение порога осуществлялось по правой протоке по очереди с нижней береговой страховкой.

После удачного прохождения - антистапель. Сходили в посёлок, уточнили время отправления автобуса.

День 17.

Быстрый подъем. Второпях поели и пошли к остановке автобуса.

На этом активная часть похода закончилась.

5.2. График движения группы

День пути Дневной переход Расстояние Чистое время
1-9 дер. Куганаволок — Вамская плотина 50 17.30
10,11 Дневки. Тренировки. - -
12 Вамская плотина - пор. Боровой 20 6.30
13 Пор. Боровой - пор. Падун. 17 5.10
14,15 Дневки. Тренировки. - -
16 Пор. Падун - пос. Водла. 11 2.30+ 1.20
Итого: 98км. 32часа 50мин

5.3. Лоция рек Вама и Водла

№ п.п. Название препятствия. Категорийность Ориентиры. Характеристика препятствия. Рекомендации по прохождению
0 Вамская плотина. 3 к.с. На входе в реку. Двухметровый слив - обнос, далее участок 50 метров, интересный для тренировок: мощные струи, валы, сбойки. При тренировках необходима активная страховка.
1 Устьинский. 2 к.с. Через 50 метров от предыдущего препятствия. Длина 400 метров. По характеру - простая шивера, требуется минимальный маневр. Тропа идет по правому берегу. За порогом есть хорошие стоянки.
2,3,4 Простые перекаты. Сходу, без просмотров.
5 Ракуй. 3 к.с. Через 2 км после пор. Устьинский. Ориентиры - понижение русла, шум. Причаливать для просмотра на левый берег, место очевидно. Длина порога 300 метров. В пороге несколько бочек в средней части, валы около метра. Перед выходной шиверой улов у правого берега, удобный для страховки. Проходить тандемами или с нижней страховкой.
6 Простой перекат. Сходу. Просмотр не нужен.
7 Островец. 3 к.с. Через 2 км после пор. Ракуй. Ориентир - остров, заросший лесом, падение, шум. Длина 300 метров. Правая протока простая (2 к.с.) и более длинная, в левой большое падение, на выходе гряда камней с мощным навалом воды на неё. Просмотр обязателен по левому берегу. Страховка тандемом или нижняя, полезна "морковка" в районе гряды на выходе.
Мост узкоколейной ж.д. Через 1 км после пор. Островец.
8 Вам-порог. 2 к.с. В километре за мостом. Ориентиры - шум, понижение русла. Длина 300 м. В пороге небольшие бочки и валы. Можно посмотреть по левому берегу. Тандемом.
9,10 Простые перекаты. Следуют на протяжении следующих 5-ти километров.
11 Кривой 2 к.c. По малой воде эти три порога представляют собой одну сплошную 5-ти километровую шиверу. По большой - разделены короткими плесами. Идутся сходу, походным порядком.
12 Казимир 2 к.c.
13 Сиговец 2 к.с.
14 Пур-порог. 3 к.с. После 1 км плеса. Длина порога 400 м. Ориентиры - шум, понижение русла, от левого берега рыбацкие заколы. В пороге обилие сливов с плит, валов, несколько зубьев в верхней половине порога. Вторая ступень - простая шивера, идет после левого поворота. Просмотр по левому берегу. Способ страховки зависит от подготовки группы и вида судов. Либо тандемы, либо нижняя с воды после первой ступени.
Мост Через 500 м плеса. Перед мостом камни в русле. Требуется просмотр для выбора пролета для прохождения. В пролетах могут быть бревна! Чалиться к левому берегу.
15 Боровой. 2 к.с. Непосредственно после моста. Протяженность 300 метров. В пороге много камней, линию движения лучше наметить с моста. Можно идти походной колонной.
16,17 Перекаты. На участке до впадения Сухой Водлы (3 км) два простых переката. Проходятся сходу.
18 Верхневамский. 2 к.с. В 200 метрах после впадения С. Водлы. Две протоки, по малой воде идется только левая. Длина 200 метров. Чалиться для просмотра к левому берегу. В пороге две гряды камней: одна на входе, другая на выходе, а так же несколько небольших бочек. Проходить тандемами или походным порядком.
19 Нижневамский. 2 к.с. После 200 метрового плеса. Имеет длину 150 м. Лабиринт камней и проходов между ними. Идется сходу.
20 Нетомский. 2 к.с. В полутора километрах от предыдущего. Остров, порог длиной 150 м в правой протоке. Идется сходу.
21 Перекат. Простой. Идется сходу.
22 Кинский. 2 к.с. В 3 км от пор. Нетомский. Протяженность 250 м. Ориентир - устье р. Черева (левый приток), порог в 300 м за устьем. Можно посмотреть по левому берегу.
23, 24, 25, 26 На длинном плесовом участке (6 км) четыре выраженных порога (все 2 к.с.), и несколько слабых перекатов, обусловленных низкой водой. Все идется сходу, походным порядком.
27 Падун. 4 к.с. В 6-ти километрах от пор. Кинский. Длина порога 10-30 м. Ориентиры: левый поворот, справа покосы и брошенная деревня В. Падун. Порог на прямом участке, определяется по скальным выходам по обоим берегам и понижению русла. Имеет характер 2-х метрового слива по всей ширине реки. Просмотр по правому берегу. Там же возможен обнос. Необходима нижняя страховка.
28 Осиновец. 3 к.с. Через 3 км плеса между островами. По малой воде по левой протоке, протяженность 300 м. В пороге несколько каменистых гряд, бочки и валы до одного метра. Желателен просмотр с левого берега. Страховка тандемами или нижняя с воды.
29 Боровник. 2 к.с. Через 400 м от пор. Осиновец. Порог длиной 200 метров. По характеру - простой перекат. Идется сходу
30, 31 На участке 9 км до пор. Печка два переката. Второй уже в пос. Водла, по высокой воде, возможно, заливается. Идутся сходу походным порядком.
32 Печка. Правая протока - 3 к.с. центральная - 4 к.с. По большой воде, возможно, на одну категорию выше. 10 км от пор. Осиновец. Протяженность порога около 500 м. Порог в черте пос. Водла, находится между островами. Состоит из трех проток, ходят правой и центральной. На подходе держаться правого берега. Ориентир порога - сильное падение в правой протоке. Для просмотра (обязательно!) причаливать к правому берегу или к приверху острова. В правой протоке большая скорость струи, навалы на камни и заколы. В центральной слив 1.5 м с мойной косой бочкой. На выходе из обоих проток шивера. Страховка в правой протоке с берега, с воды или комбинированная, в центральной протоке - непременно с воды.

При большем расходе часть перекатов наверняка будет скрыто водой, в простых порогах часть камней так же будет залита, что упростит прохождение. С другой стороны высокая вода усложнит пороги Островец (левая протока), Верхневамский, Падун, Осиновец, и, особенно, порог Печка.

6. Итоги похода, выводы и рекомендации
  1. Группа прошла поход по заявленному маршруту с небольшими изменениями графика движения относительно заявленного. Так Водлозеро было решено пересечь туда и обратно с большим числом дневок, чем было запланировано, что объясняется установившейся хорошей погодой; обилием рыбы, грибов, ягод. Дневки были использованы в дальнейшем на Вамской плотине и пороге Падун.
  2. Маршрут по рекам Вама и Водла с посещением Ильинского Погоста на Водлозере гармонично сочетает "экскурсионно-отдыхательную" и спортивную части. Очень рекомендуем не пренебрегать возможностью посетить памятник, и не торопиться на реке, а устраивать дневки с тренировками на порогах.
  3. На посещение Ильинского погоста и возвращение в исток Вамы группе, имеющей катамараны, следует закладывать не менее трех запасных дней на случай непогоды. Таким образом рекомендуемая продолжительность озерной части - неделя, речной части - 5-7 дней.
  4. Минимальное время, за которое можно пройти спортивный поход по Ваме-Водле - это шесть дней от Москвы до Москвы. Но для этого группа должна быть достаточно хорошо подготовлена.
  5. Каждый участник должен иметь каску и спасжилет, а при путешествии в середине августа, обязателен гидрокостюм. Похолодания в это время года - обычное явление.
  6. Байдарки и каяки обязательно должны иметь обвязки или страховочные петли, а катамараны должны иметь чальные концы длиной не менее 10-15 метров.
  7. При движении по озеру на катамаранах лучше вязать распашные весла. Это позволяет значительно снизить трудоемкость передвижения по озеру.
  8. На протяжении всего маршрута хорошо ловится рыба, встречаются грибы и ягоды, но рассчитывать на "подножный корм" не стоит. Для готовки в группе неплохо иметь противень и избыток растительного масла.
  9. В поселке Куганаволок можно рассчитывать на магазины, ассортимент товаров на хорошем уровне.
  10. В группе обязательно следует иметь медицинскую аптечку и ремнабор. Аварийный выход возможен только в Куганаволок (в том числе, используя моторные лодки местных жителей) или в пос. Водла. Сход с маршрута по чрезвычайным обстоятельствам может занять, максимум, два дня.
  11. Вторая половина лета характерна обилием комаров, и, в меньшей степени, мошки. Следует иметь репеллент в достаточном количестве.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Толян, 01.08.2007
автобусы можно и заказать в Пудожском АТП, что кстати будет и дешевле!
тел. +79217025352- диспетчер АТП.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:














































© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100