Виды туризма
Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5681
Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин
Содержание:
- Паспорт маршрута;
- Состав групп;
- График движения;
- Заброска и выход с маршрута;
- Техническое описание маршрута;
- Итоги похода, выводы, рекомендации;
- Картографический материал
Паспорт маршрута |
Вид туризма: водный.
Категория сложности: третья с элементами четвертой.
Район путешествия: Северный Кавказ. Нитка маршрута г. Москва - г. Невиномысск - пос. Архыз (р. Б. Зеленчук) - порог
Пушка – порог Четвертый Взрывной - станица Зеленчукская - каньон Курлюк - г.
Невиномысск - г. Москва.
Протяженность сплава: 169км.
Продолжительность активной части маршрута: 6 дней.
Количество участников: группа Ширяева В.В. (4), группа Чертковой Н.Р. (4).
Средства сплава: Катамаран «Катя» - 4, Катамаран «Durex» - 2, Катамаран «Ниагара» - 2.
Время путешествия: май 2000 года.
Уровень воды в реке Большой Зеленчук: большая вода.
Состав групп |
№ | Фамилия Имя Отчество | Год рождения | Туристский опыт | Обязанности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Ширяев Виталий Владимирович | 1978 |
2 с эл 3(р) Пшеха, 3(у) р. Охта |
руководитель, капитан К, фотограф |
2. | Ефремов Руслан Геннадьевич | 1980 | 2 с эл 3(у) Пшеха | матрос К, видеооператор |
3. | Бобков Владимир Георгиевич | 1979 |
2 (у) Валдай, р. Веребушка |
матрос К, техник |
4. | Никитин Константин Викторович | 1975 |
3 (р) Никодимка-Кожозеро-Кожа, 3 с эл 4 (у) Б. Зеленчук |
матрос К, завхоз, медик |
1. | Черткова Наталья Робертовна | 1977 |
2 (р) р. Мета 3(у) Никодимка-Кожозеро-Кожа |
руководитель, капитан К-1 |
2. | Крюков Николай Юрьевич | 1976 |
3(р) р. Охта 3(у) р. Пшеха |
завхоз, матрос К-2 |
3. | Шестопалов Виталий Сергеевич | 1978 | 2 сэл 3 (у) р. Теберда | техник, капитан К-2 |
4. | Кадакин Сергей Васильевич | 1973 | 2 сэл 3 (у) р. Пшеха |
медик, фотограф, матрос К-1 |
График движения |
Дата |
День похода |
Участки маршрута | Расстояние | Способы передвижения |
28.04.2000 | 1 | Москва | - | поезд |
29.04.2000 | 2 | - | - | поезд |
30.04.2000 | 3 | ст. Невиномысская - Невиномысск - Архыз, стапель | - | поезд, автобус |
1.05.2000 | 4 | Архыз - пор. 1-й Взрывной | 10км | катамаран |
2.05.2000 | 5 | 1-й Взрывной - пор. Пушка | 7 км | катамаран |
3.05.2000 | 6 | Дневка | - | - |
4.05.2000 | 7 | Пор. Пушка - пор. 4-й Взрывной | 4км | катамаран |
5.05.2000 | 8 | Дневка | - | - |
6.05.2000 | 9 | 4-й Взрывной — ст. Зеленчукская | 39км | катамаран |
7.05.2000 | 10 | Ст. Зеленчукская - каньон Курлюк | 55км | катамаран |
8.05.2000 | 11 | Курлюк — пос. Апсой Пос. Апсой - Невиномысск, антистапель | 54 км 15км | катамаран автобус |
9.05.2000 | 12 | Ст.Невиномысская - | - | поезд |
10.05.2000 | 13 | Москва | - | поезд |
Итого:
13 дней, из них,
4 дня - заброска и выброска с маршрута,
2-дневки,
6 дней - сплав,
26 ходовых часов.
Заброска и выход с маршрута |
Заброска
Поезд Москва - Нальчик 28.04. в 16.56 №62. Приехали 30.04. в 1.35 в Невинномысск (позже узнали, почему он так называется и огорчились). Нас (не лично нас, а в принципе туристов) уже встречали двое, освоившие в качестве официального бизнеса транспортировку всякого турья до нужных мест за ну о-о-о-чень умеренную, по московским меркам, оплату (мы доехали до Архыза (!) за 40(!)$ по курсу ЦБ на чёрт знает какой древний день в восьмером со всем барахлищем). Братва, всегда, по крайней мере, в этой местности, торгуйтесь с подобного рода типами, на них не такой уж и великий спрос, тем более - не круглогодичный, а предложение довольно велико. Наших сталкеров звали Людмила&Дмитрий, живут они в Невинномысске, телефоны: домашний-8(86554)52684, сотовый-(901)4988847. Было по пути 2 или 3 ментовские проверки; в очередной раз подчёркиваем необходимость абсолютно идеального состояния документов.
По приезде (около 6 утра) мы встали выше по течению (пройдя по лесу) на слиянии рек Архыз, Псыш и Кизгыч.
Выход с маршрута
Выброска сразу за автомобильным мостом у села Апсой, ходит рейсовый автобус (последний в 17.30), несложно недорого нанять машину. Есть опасность быть в умат напоенными добродушными и несколько агрессивно гостеприимными аборигенами (село нерусское). Отсюда 15 км до Невиномысска, мы за рафик (на восемь человек) заплатили 200 рублей. В принципе выброска возможна с любого участка маршрута, особенно если вы договоритесь с машиной заранее.
Обратные билеты брали непосредственно в Невиномысске. Если вы хотите ехать на ближайшем поезде, не забудьте проверить наличие в ваших паспортах вкладышей о гражданстве.
Техническое описание маршрута |
30.04.2000.
Стапель. Вода в реке - большая. Зарегистрировались в КСС, где нам популярно разъяснили опасность сплава. Посетили местный магазин (часть продуктов - крупы, чай, сахар, хлеб - можно купить здесь), заслуживают внимания местные хычины. Опробовали новые средства сплава и свои силы на небольшом участке напротив нашего лагеря.
1.05.2000.
13:30 - старт. Перед Архызом разбои - проход по центральной протоке. В конце Архыза - мост проход ближе к правому берегу.
14:10 - через 40 минут от начала сплава п. Космонавтов (почти полностью залит водой, но видны крупные полуобливные камни в струе, лавировка, валы). До Космонавтов - тоже разбои, проход по правым протокам. 15:10 - на левом берегу сетчатый забор, дорога делает легкий поворот и подходит вплотную к реке, через 5 минут - 1-й Взрывной порог. Около решетки в нашу воду чалки гораздо удобнее, чем ближе к порогу, но непосредственно перед порогом - роскошное улово слева. Справа впадает водопадик. Порог имеет две ступени. 1-я - слив 0,5 м, высокие валы. 2-я - слева мощная, но мягкая бочка, справа - мощная струя, после нее - 2 полуобливных камня. Далее несколько мест по левому берегу для чалок вплоть до разгонной шиверы 2-го Взрывного, который начинается через 0,5 км.
2-й Взрывной с берега опознается по могиле погибшего водника. Дорога идет непосредственно над рекой.
Ключевое место порога - 2 полуобливных камня по центру реки с навалом на них, все остальное в нашу воду представляют мощные валы. Проход справа, для двоек возможен слева (но здесь не очень чисто), на выходе мощная струя. Выходная шивера плавно переходит в разгонную шиверу порога Пушка. Длина шиверы около 800 м, плавно переходит в каньон (некоторые из параллельно проходящих групп называли ее 3-им Взрывным порогом, соответственно 4-й становится 5-м).
Слева достаточно мест для чалок. Ночевка на поляне между рекой и дорогой.
День ознаменовался двумя чалками с осложнениями. Перед 1-м Взрывным в результате перечалки Наташа-Кривые руки так чалила катамаран (« Du гех») на осыпь на повороте, что слетела в воду, и не смогла влезть на кат, который пошел разгонную шиверу с одним гребцом (второй греб рядышком, держась за судно). Принудительная чалка не удалась, несмотря на редкостную удачу - морковка была таки поймана спасаемыми, но сдернуть лодку со струи не представлялось возможным.
После 2-го Взрывного в момент привязывания чалки оная оборвалась, и «Катя» с тремя гребцами чалилась повторно и едва не угодили в Пушку.
Кучу времени отнимает просмотр, фото- и видеосъемка прохождения, но все это того стоит.
2.05.2000.
Условная дневка. Просмотр порога Пушка. Прохождение. Катание. Фото- и видеосъёмка.
Порог Пушка: разгонная шивера, на входе островок (отмель), делящий реку на две протоки. Правая - непроходима (мелко даже в нашу воду), в левой - камень посередине (полуобливной), 2 камня слева один за другим по диагонали. Проход возможен как справа так и слева от центрального камня. Далее в русле по центру - большой камень, на который идёт вся основная струя, образуя вал на камне и яму перед ним (ориентир - ручей слева, мост над ним). Проход возможен по нашей воде везде, в т.ч., и по этому камню. Далее - цепь бочек и валов. Чалка после левого поворота к бетонной лестнице; на внешней стороне поворота бочка, после неё - скала, за которой тоже возможна чалка.
Параллельно идет довольно большое количество туристических групп, на катание выстраивается очередь.
3.05.2000.
Просмотр и прохождение 3-го и 4-го Взрывных порогов. Мерзкая погода, идет снег, в качестве языческой жертвы богам принесён крем " Ambre Solaire ", сожжённый на костре. Некоторое время ждем улучшения погоды, потихоньку пакуемся и (испытание не для слабонервных) влезаем в гидрокостюмы под многозначительные взгляды других туристов, дожидающихся завтрашнего солнышка.
15:00. Стартуем.
3-й Взрывной расположен вскоре за Пушкой, после шиверы. Проходится по струе, которая образует несколько мощных бочек. Автомобильный мост - через 200м после 3-го Взрывного. 4-й Взрывной, расположенный буквой Z , на струе по диагонали расположены 3 больших камня, по бокам от них - бочки. Выходная шивера мощная, с расположенными в шахматном порядке бочками. После 4-го Взрывного начинаются разбои (не грабежи, а серия мелких островков). После них - хорошая стоянка на правом берегу. На левом дорога идет непосредственно над рекой, стоянка оттуда не видна. Ходовое время - около 1 часа.
4.05.2000.
Днёвка, баня. Погода улучшилась. Суда ремонта не требуют, поэтому кто-то загорает, кто-то топит баню, двое из нас ходили в горы фотографировать местные прелести. На поваленных деревьях вокруг стоянки растут грибы вешенки - неплохо для разнообразия пищевого рациона современного туриста.
5.05. 2000.
11:00 - отчаливаем. Вскоре после разбоев - шивера (в некоторых отчетах это место называют 5-м Взрывным), переходящая в каньон Косой. В каньоне валы, бочки, обливные камни. После этого река идёт по более ровному участку (расчёски, завалы, разбои, прижимы) до конца маршрута.
11:40. !!! Разрушенный мост, 2 бревна над левым пролетом, проход под ними.
Сложность в том, что справа прохода нет, слева - фильтрующая отмель, с нее вода стекает под бревно, лежащее вровень с водой. Необходимо пройти по правому краю отмели и попасть под бревна. Но не исключено, что бревно, которое представляет опасность, до следующего сезона унесет.
14:00. Через 3 часа после 4-го Взрывного - капитальный железный мост. Ещё через 20 минут - бетонный мост в Нижнем Архызе.
15:30 - 2 подвесных моста (1-й - разрушенный) в Н.Ермоловке. Лес, через который пустили реку (см более ранние описания), мы не заметили.
17:30 Доплыли до станицы Зеленчукская (есть круглосуточные телефон и почта, магазины с умеренными ценами - до 19.00, население весьма доброжелательное).
6.05.2000. 11:00 - начало ходового дня. Подвесной и деревянный мосты в Зеленчукской. Бетонный мост, после него - шивера Зеленчукская.
12:00 - 3 раза с перерывами ~ 20 минут реку пересекают газопроводы. 1-й раз - тросы довольно низко над водой. Устья реки Кяфар мы не увидели, так как река петляет в разбоях и островках. В некоторых местах приходится быть бдительными и аккуратными - может потребоваться экстренно зачалиться перед
завалом.
14:00 - через час после последнего участка газопровода - бетонный мост.
Подвесной мост в Новоисправненской.
15:00 динамичный сплав кончился позавчера, поэтому желудки начинают напоминать об обеде.
18:00 Каньон Курлюк. Начинается сразу после очень симпатичной горы по правому берегу - грибовидной формы, со словно срезанной верхушкой и пещерами. На заходе - слева прижим под отрицательную стенку, справа возможна чалка (где мы и остановились, чтобы приготовиться к фото- и видеосъемке с воды). Мост в Курлюке. Скалы образующие стенки каньона в некоторых местах смыкаются сверху, а нижняя их часть создает высокие жесткие валы, на выходе - две большие (примерно габариты средней четверки) поганки.
Эстетическая ценность вызвала споры, но однозначно - этот каньон стоит того, чтобы его прошли (есть где поболтаться на валах). Чалка после каньона справа.
Сразу после Курлюка п. Исправной, состоящий из двух изломанных сливов с мощными валами после них.
19:30 - станица Исправная, ЛЭП после неё. Здесь на каменистом берегу встаем.
На всю ночь оставляем дежурных, так как вокруг что-то слишком много ходит наблюдателей.
7.05. 2000.
12:00 - вот оно - начало конца (сегодня последний ходовой день). Стоянка намного приличнее, находится чуть ниже ЛЭП. Река идёт около часа в каньоне (прижимы под отрицательную стенку).
13:00 река окончательно теряет спортивный характер, приобретая тем не менее некоторую опасность для жизни: после автомобильного моста в с. Бесленей кроме разбоев с завалами появляются металлические штыри и куски арматуры в русле. Река постепенно мельчает.
16:40 - чалка на правом берегу сразу за автомобильным мостом в селе Апсой, антистапель.
Итоги похода, выводы, рекомендации |
- Отправляясь на Северный Кавказ, не забудьте проверить наличие в ваших паспортах вкладышей о гражданстве.
- Маршрут представляет собой удачное сочетание неизменно прекрасной природы Северного Кавказа, динамичных порогов и достаточно хороших стоянок (кстати, проблем с дровами не возникает нигде), подходящих для отдыха современного человека, измотанного большим городом.
- Вторая часть маршрута не пользуется популярностью: большинство шедших параллельно с нами групп шли только пороги в связке с другими реками аналогичной категории сложности или просто катались на этом участке маршрута, забрасываясь обратно вверх на предварительно заказанной машине. Но не следует забывать о расположенном ниже основных порогов каньоне Курлюк.
- Сложность реки зависит от уровня воды: в малую воду мощность потока снижается, но оголяются камни, что требует точности при прохождении; в большую воду требуется большее мастерство для преодоления мощных струй, вертикальных турбулентностей и чалки в практически отсутствующих уловах.
- Кроме того, прибыв в Архыз, неплохо бы зарегистрироваться в КСС (председателя придется выискивать по поселку путем ловли языка), это как минимум позволит избежать неприятностей с милицией в Невиномысске, которые особенно рьяно проверяют прописку в дни майских праздников.
- Часть продуктов - крупы, чай, сахар, хлеб - можно купить в Архызе. В станице Зеленчукская есть круглосуточные телефон и почта, магазины с умеренными ценами - до 19.00.
- С машиной (заброска и выброска) можно договориться заранее: Людмила&Дмитрий, живут они в Невинномысске, телефоны: домашний - 8(86554)52684, сотовый-(901)4988847.
- Хочется отметить доброжелательность местного населения и полное отсутствие агрессии и национальной ненависти. В очередной раз подчёркиваем необходимость абсолютно идеального состояния документов.
- Просим извинения за малую информативность фотографий, желающим можем представить данные видеосъемки (обращаться E-mail: v_i_t@mail.ru).
Картографический материал |
Комментарии