13 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 1999
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
Руководиель: Коцот С. Я. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5601

6. Сведения о материальном оснащении группы - Пестрецова А.;
  7. Заключения и рекомендации Расторгуева Е. - Пацино Н.;
  8. Краеведческое задание - Коцот С.Я, Сырвачев Н.;
  9. Фотоматериалы - Голенецкий С.
Отчет о водном туристском походе, 3 категории сложности по р. Агул
1. Справочные сведения о походе

Группа туристов-водников ЦДиТМ "Виктория" ЮАО совершила поход 3 категории сложности по Центральному Саяну (р. Орзагай - р.М.Агул - р. Агул) в период со 2 по 28 июля 1999 г.

Маршрутная книжка № 04/4-313

Нитка маршрута:
г. Москва - ст. Заозерная - с. Агинское - р. Орзагай - р. М.Агул - р. Агул - с. Новомариинка - ст. Ирбейская - г. Иркутск - оз. Байкал - г. Иркутск - г. Москва.

ФИОГод рожд.Туристский опытДолжность в группе
1Коцот С.Я.1949Песчаная 3 кс РРуководитель
2Айбатулин Рав.1977Песчаная 3 кс УЗам.руков.
3Бакланов Петр1979Песчаная 3 кс УПом. руков.
4Расторгуева Ел.1981Песчаная 3 кс УКомандир
5Кирилюк Алекс.1983Песчаная 3 кс УЗам.ком.
6Бакланова Глаф.1982Воньга 2 кс УКартограф
15Индыкина Алекс.1983Песчаная 3 кс УЗавхоз
16Пацино Натал.1982Теберда 1 кс У с эл. 3 кс УЗавпит

Распределение по экипажам:

Рафт - Коцот С.Я., Пацино Н., Марков С., Айбатулин Р., Сырвачев Н., Марков М.
Кат-4 - Расторгуева Е., Кирилюк А., Хабаров П., Пестрецова А.
Кат-4 -Темин Л., Баданян А., Голенецкий С. ,Индыкина А.
Кат-2 - Бакланов П., Бакланова Г.

2. Характеристика района похода

Саяны - горная страна на юге Сибири, начинается на левобережье Енисея к юго-востоку от Красноярска и тянется на юго-восток более чем на 1000 км. В начале этой системы плосковерхих хребтов, постепенно повышающихся к юго-востоку.

И образующих систему "белогорий" (Манское, Канское) и "белков", получивших свое название от пятен снега, сохраняющихся на них большую часть года. Далее на юго-восток хребты вначале постепенно снижаются, приобретая плоско-вершинный характер, но при смене направления на юг вновь приобретают высокогорный характер.

Климат Саян резко континентальный, с продолжительной суровой зимой и прохладным летом, когда выпадает основная масса осадков (часто в виде ливней). Велико различие в количестве осадков и температурах на северном и южном склонах хребтов и в межгорных котловинах. Средняя температура июля +10°+12° С, а в межгорных котловинах от 17° до 20° С (при абсолютном максимуме до 40° С).

Большинство рек имеет горный характер и протекает в глубоких долинах с большим количеством порогов и шивер. Питание рек происходит в основном за счет таяния снегов в горах во второй половине мая - начале июня и выпадения дождей в июле - августе. Вскрываются реки в конце апреля - начале мая, замерзают в конце октября - начале ноября. Практически сплав на плотах, байдарках, катамаранах возможен с 50-60 км ниже истоков рек, где ширина русла составляет 10 - 15 м, глубина 0,5-1 м при скорости течения 1,5-2 м/с и температуре воды около 6 - 9° С. Основные водные артерии: Кан (с Агулом), Бирюса (Она), Тагул, Она, Китой и т.д.

Горно-таежный пояс Восточного Саяна однороден, почти повсеместно, темно-хвойные таежные елово-кедрово-пихтовые леса, поднимающиеся до высоты 1500 - 1800 м и более; светлые лиственно-кедровые леса образуют верхнюю границу леса до высоты 2250 м.

Туристов-водников привлекают такие реки: Мана, Агул, Казыр, Гутара, притоки Ангары: Чуна, Она, Белая, Китой, Иркут, сплав по которым оценивается 3 -5 к.с.

Подъезд на маршрут

Подъезд проводится по транссибирской магистрали, в частности, креке Агул - до станции Заозерная, где следует сесть на автобус до ст. Агинская. Автобус от автовокзала ходит раз в сутки, поэтому легче обратиться в местное АТП (автотранспортное предприятие). Время в пути до ст. Заозерная от г. Москвы примерно 72 часа. Стоимость билета в купейном вагоне 500 рублей. Путь на автобусе занимает 1,5-2 часа, стоимость проезда 700 рублей с группы.

С аэродрома с. Агинского заброска до места старта производится на вертолете     (примерно  1,5  часа,  стоимость  5000  рублей  за  рейс). Грузоподъемность вертолета 3-4 человека с грузом (обращаться по тел. 8 (242) 21 737, Гончаров Александр Николаевич; 8 (242) 21 034, Лесоохрана).

Все необходимое на маршруте продукты приходится брать с собой, так как населенных пунктов на протяжении маршрута нет. Закупить продукты удобнее всего в с. Агинское. Аварийным выходом с маршрута является довольно хорошая тропа от устья р. М. Янгозы до ст. Верхняя Гутара 4 дня пути. Также к Агульскому летнику поднимаются моторные лодки из Ново-Мариинки.

Выезд с маршрута производится из с. Ново-Мариинка до с. Ирбейское или до г. Канск на частных автомашинах. Время в пути до с. Ирбейское 1,5-2 часа. Цена договорная (мы оплатили 800 руб. за 2 рейса). Медицинские пункты и магазины можно найти только в с. Агинское и с. Ирбейское. С. Ново-Мариинка полузаброшено, медицинского пункта и магазинов в нем нет.

3. График движения

№ днейДатаУчасток маршрутакмХод. времяСпособ передвижения
1-42-5 июляг. Москва - ст. Заозерная4000 жел.дор.
45 июляСт. Заозерная - с. Агинское100 авто
1011 июляДневка
1112 июляостров на 21 км - изба на пр. берегу437сплав
1213 июляизба на пр. берегу - изба на лев. берегу перед "Дурями"24,54,5сплав
1314 июляизба на лев. берегу перед "Дурями" - низкий лев.берег после избы "Аяк"686,5сплав
1415 июлянизкий лев.берег после избы "Аяк" - правый берег большого острова, полудневка131,3сплав
1516 июляправый берег большого острова, полудневка - 3 км после базы МЧС232сплав
1617 июля3 км после базы МЧС - д. Новомариинка256сплав

1 -3 кмШиверы и перекаты
3-ий кмЛевый приток р. Озерная
3 - 5 кмШиверы, прижимы, большие камни в русле
5-ый кмПрепятствие № 1 - примерно 30 м слив под п.б. Плита под л.б. вал примерно 2 м
5 - 8 кмСильные шиверы
8-ой кмПрепятствие № 2 (схема) - слив под п.б. до 1,5м Перед ним р. Орзагай сливается с р. М. Агул

Река М. Агул

9-ый кмПрепятствие   №  3  - двухступенчатый  слив  с плитами
9 - 12 кмШиверы с косыми валами, много обливников
12-ый кмПрепятствие № 4 - шивера со сливом в конус по л.б.
14-ый кмПрепятствие   №   5   -   два   слива   подряд   с каменных плит, мягкая бочка
15-ый кмШивера со сливом в конус
17-ый кмПрепятствие № 6 - шивера с валами до 1 м
17-25 кмШиверы-перекаты
28-ой кмПрепятствие № 7 - порог,  перепад до 2-х м, косые валы
30-ый кмПрепятствие № 8 (порог Олений) примерно 200 м, валы дол 2-х м, обливники в русле
30 - 36 кмШиверы с валами до 2-х м

Река Б. Агул

57 - 60 кмНесколько неопасных крупных шивер
65-ый кмПрепятствие  №   12 - порог,  2 ступени,   валы длинные высотой до 1м
70-ый кмПрепятствие № 13 - порог. Ориентир - красный камень в русле, валы до 1 м
70 -82 кмНебольшие  перекаты,  быстрины, каменные расчески
82-ой кмЗимник Агульское
98-ой кмОстрова в русле, в протоках перекаты
98-ой кмЛетник Агульский
98 - 104 кмРяд  небольших  шивер,  песчано-глинистые острова с кустарником
104-ый кмНебольшой малоощутимый порог,  вал прямой до 1 м
104-136 кмНесколько  островов,  несложные перекаты   и шиверы,  мели, основное  русло  хорошо выражено
140-155 км"Дури" - множество  камней  в  русле,  ширина русла до 150 м
155-ый кмПрепятствие № 14 - порог (схема)
155-210кмУ реки уравновешенный характер, встречаются целые  серии  островов,  перекатов,  шивер, каменных гребенок, мелей
210-ый кмХутор Жигарево на левом берегу
210-ый кмПрепятствие № 15 - порог (схема)
210-245 кмСпокойная река, быстрины, расчески
245-ый кмБаза МЧС на левом берегу
245-ый кмПрепятствие № 16 - порог (схема)
245 - 270 кмРазбои, мели, плесы, расчески
270-ый кмС. Ново-Мариинка на левом берегу

05-06.07.1999

Прибыли в Заозерное в 3.25 по московскому времени и в 7.25 по местному времени. Отметили все документы, отправили телеграммы.

Автобус в Агинское уезжает раз в сутки. 1, 3, 5, 7 день недели. Автобус уходит в 19.10. Уехать на нем всей группой будет затруднительно. 2 и 4-ый день недели в 10.25. Мы приехали в понедельник, поэтому решили найти частный автобус. На вокзале это сделать не было возможности, поэтому обратились в АТП п. Заозерное, тел. 21240, 20101. Предприятие находится в 10 мин. ходьбы от вокзала, на противоположной стороне. Цены на автобус не намного выше, чем на вокзале, с нашей группы взяли 700 рублей. До Агинского 86 км, ехать 1,5-2 часа.

Аэродром находится в Агинском. Приехали в 2 часа. Руководство лесной авиаохраны сообщило нам, что заброска группы состоится 6 июля вечером и 7 июля утром. Об авиазаброске группы следует договариваться из Москвы по тел. 8 (242) 21 370, 21 034 (село Агинское) или через Красноярск по тел. 8 (22) 232095. Вертолет марки МИ-2 берет на борт 4 человека с рюкзаками. Рейс на июль 1999 года стоил 5000 рублей.

Расположились на ночлег за аэродромом, на реке Анже. Туда нас направили летчики 6 июля 1999 г. В свободное время занимались покупкой продуктов и отправкой телеграмм в КСС г. Красноярска.

Ловля рыбы в реке получилась удачной. Неожиданно получили известие об отправлении первой группы в 17.30. Сбор лагерь получился довольно сумбурным. В этот день вертолет успел сделать 2 рейса. Второй рейс вылетел в 21.30. Забросились на р. Орзагай, которая впадает в М. Агул.

Дни теплые, солнечные. Вечером температура довольно низкая.

07.07.1999

В 8.30 прибыла последняя группа. Позавтракали и начали заниматься сборкой судов. Погода жаркая, солнечная, поляна, на которую нас забросил вертолет, вполне пригодна для стоянки и даже дневки, во всяком случае - в сухую погоду, ибо она - высохшее торфяное болото, на котором в большом количестве произрастает брусника (цветет), жимолость (плодоносит) и карликовый березняк. С дровами проблем нет (лиственница, ель и кедр). Через поляну проходит узкая неплохо набитая тропа (судя по помету и клочьям шерсти звериная). Если идти на запад (по течению реки на этом участке), она примерно через 200 м выводит к небольшому вытянутому на север и на юг озеру с песчаным дном, с прозрачной теплой водой и рыбой. Препятствие № 1. Мы стартовали, через 200 м левый приток в реку Орзагай. После притока начинается шивера длиной 500 м. Струя сбитая, ходили от берега к берегу, потому что были отмели, по реке расположены большие камни, приходится маневрировать. Далее идет порожек (30 м), с (cх.№1) одним сливом, ближе к правому берегу слева большая плита, высота валов до 2-х м (из них 2 жестких). Просмотр с берегов затруднен, т.к. берега заболочены, порог легко просматривается с воды. Зачалились под правым берегом после прохождения порога. Проходили порог поочередно, первое судно, проходившее порог, - рафт, после прохождения первым экипажем была организована страховка с воды (фотографии порога 1, 2). Препятствие № 2 (Через 500 м после препятствия № 1)- каменная гряда, перегородившая русло реки на 3/4 от левого берега. Ориентир - высокая лесистая скала по левому берегу. В центре препятствия слив до 1 м, между камнями в мелкую воду может быть не проходим, в этом случае проход возможен под правым берегом, за сливом - шивера с валами. Через метров 500 препятствие №3. Двухступенчатый слив до 1 м.

Сразу за сливом длится шивера до 3-х км с косыми валами (1 м высота) и обилием обливников в русле, оба препятствия проходили с ходу, просмотра не требуют. Препятствие № 4,Шивера заканчивается сливом. Далее идут валы, затем опять двухступенчатый слив. Под левым берегом проход не возможен из-за обилия камней по центру косой слив, выводящий на валы основной струей. За порогом примерно через 250 м несильная шивера, в конце ее слив на камни, поваленные деревья, проход по центру реки.

Препятствие № 5 Подряд 2 слива, один по центру, второй левее. После 2.20 мягкая небольшая бочка, проход с ходу. Далее примерно 4 км река однообразна, шиверы с небольшими сливами, просмотра не требуют. Скорость течения примерно 2 м/с. В конце препятствий скорость достигает 3 м/с. Зачалились на ночлег на правом берегу, напротив падения левого притока. Место для стоянки плохое, болотистое. Особенно тяжело было устроить костровище, камни таскаем с реки. С сиделками и дровами проблем нет: вокруг множество сухих лиственниц и валежника. С утра ясно, с 13.00 переменная облачность. Днем до 30° С, к вечеру плюс 15° С, слабый западный ветер. Время на воде 2 часа. Ходовое время 1,5 часа. Пройдено 15 км.

08.07.1999

Подъем в 8.30. Отплытие в 11.30. Погода ясная. К 11.00 температура примерно 30°С, слабый западный ветер. В течение 2 км река представляет собой слабую шиверу с одиночными камнями. После впадения ручья с правого (Препятствие № 6) берега, шивера, валы до 1 м. Видимо ручей часто выносит камни, и из-за этого образовались подводные гряды камней, который бросали главную струю от берега к берегу. Протяженность длинной шиверы около 1 км, ориентир окончания шиверы большая скала с левого берега. Характер реки меняется. Сильные шиверы чередуются со слабыми, встречаются одиночные сливы. Ширина русла около 20 м. Скорость течения 1 м/с (см. фото 4). На протяжении следующих 4-х км русло расширяется, в нем появляются острова, каменистые отмели, завалы. Теперь шиверы чередуются с участками гладкой воды. Далее впадают 4 ручейка и небольшая речушка (по правой стороне), ширина русла реки достигает 30 м, а глубина до 1,5 м. Препятствие №7. На резком сужении русла реки (до 10 м) небольшой порожек. Главные валы до 2-х м, проход по правому берегу с ходу. Препятствие № 8 Мы его назвали "Олений", так как видели после порога оленя. Порог проходили с просмотра, ориентир порога - резкое сужение русла, с правого берега небольшой спасательный выступ. Проходили под правым берегом. Первым судном проходил рафт, проводил страховку с воды и с берега. Порог длиной 200 м. Ширина русла 10-13 м, валы достигаю 2-х м. По порогу разбросаны одиночные обливники, камни (см. схему № 2). Под правым берегом около скалы слив, до 1,5 м, шиверы после порога нет, несколько одиночных камней в русле (см. фото 5, 6, 7, 8). Зачалку для обеда делали через 100 м после порога (фото 9). Через 150 м после обеденной стоянки мощная километровая шивера, с 4-мя сливами, струя сносит на обливные камни, в небольшую жесткую бочку, валы до 2,5 метров, основная струя легко просматривается с воды, поэтому можно идти без просмотра, шивера заканчивается на резком правом повороте, прижимая к скале, на правом берегу. Проход требует осторожности. Сразу после прижима самый глубокий участок реки, глубина больше, чем 2 весла.

Препятствие N°9

Через 500 метров короткий - примерно 50 метров, но очень "веселый" порог. Сразу из-за правого поворота видны валы у выделяющегося камня под левым берегом. Скорость течения 3 м/с. Проходим сходу. Возможен просмотр с береговых камней левого берега. Сразу за "веселым" порогом участок, который мы назвали "злым". Далее на протяжении 2 км три крупных поворота и на каждом мощная шивера с валами до 1,5 метров и россыпью подводных обливных камней. Лавирование требует осторожности и технических ухищрений. Скорость до  2,5  м/с. Затем  почти  4   км  участок  мелких  перекатов  с единичными  бочками  из-за  большими  обливняками.  Ширина  русла  30  метров. Зачаливаемся на ночлег на правом берегу в 18.00. Место хорошее, нет болота, широкий и ровный прибрежный лужок, удобная для зачалки глиняная отмель. У подножья горы и выше - лиственница, ель, кедр, впервые со старта появились большие березы. Ясно. Температура воздуха 23°С. Вода 12°С, на мелководье 15°С. Общее время на воде 6 часов. Чистое ходовое время 4 аса. Пройдено 27 км.

09.07.99

Подъем 7.30, отплытие 10.45.

Ясно, безветренно. Температура воздуха к 10.00 24°С, воды 12°С.

В течении 15 км - спокойные перекаты ; зона уже ощущается : русло шире, в нем множество островов от маленьких травянистых , до больших и поросших лесом. В протоках завалы, каменистые отмели. Проплыли два небольших ручейка, впадавших справа. Течение 0,7-0,8. В 12.30 появились небольшие шиверы , предвестники-впадения в Б. Агул. В 12.45 доплыли до кордона заказника "Тофаларский", где зачаливались на обед. Дальнейший путь по Б. Агулу.

Препятствие № 10. После впадения Б. Янгоза (правый приток) заметно усиливается течение, сразу за впадением - шивера с двумя сливами (очень плотными) под левым берегом.

Препятствие №11 Порог № 3 по имеющейся у нас лоции и первый из пройденных нами на Б. Агуле. Это две ступени сливов с каменных плит, валы невысокие, пологие и длинные. Проходятся с ходу.

Начинаем искать место для ночевки, и это растягивается на полтора часа. Берега либо непригодны для зачалки, скалы, либо к каменистым отмелям сплошной стеной подступает густой заболоченный лес. Наконец остановились на правом берегу на относительно ровном пятачке. В двух с половиной км от третьего порога. Весь день жарко, на небе ни облачка, да и к вечеру нехолодно. Даже в 22 часа температура достигает плюс 21 градуса по Цельсию.

Время на воде -

Ходовое время - 4 часа 45 минут

Пройдено - 32 км

10.07.99

Подъем в 7-20. Отплытие - в 11-05.

Решили искать место для дневки. Плывем медленно, поминутно вылезая на берег в поисках удобного места (фото 10). Его не так легко найти, берега каменистые, как дно реки, иногда скалистые. Ожидаем четвёртый порог – Препятствие №12  До него прошли небольшую шиверу, несколько перекатов. Заметили ориентир порога: большой красный камень на правом берегу. Порог несложный, прошли без просмотра. Справа небольшая каменная гребенка, слева - поглубже, валы до 1  метра. Минуем большой остров, на следующем решаем остановиться: есть место для лагеря и для бани. После установки лагеря делаем кладку для бани.

Ходовое время-1 час.

Пройдено-4 км.

11.07.99

Днёвка. Топим баню, слазили на скалы в трехстах метрах ниже по течению (фото 11, 12), пофотографировали пейзажи. После обеда погода несколько ухудшилась, но дождя не было.

12.07.99

С утра накрапывал дождь.

Выплыли в 11-00. Через 500 метров - прижим к скале по левому берегу (фото 13, 14, 15, 16). Решили пройти побольше, поэтому несмотря на струйку подгребаем веслами. Характер реки: перекаты, небольшие шиверы. Уклон реки виден на глаз, но в основном за счет "расчесок". Через 7 км заметили на острове необозначенную на карте охотничью избу на сваях.

Благодаря веслам мелькают километр за километром, характер берегов не меняется: горы, поросшие лесом, иногда отступают от реки на 500-800 метров. Многочисленные острова в русле (фото 17, 18).   Через 27-28 км после отплытия с радостью заметили на левом берегу несколько изб: это летник Агульский. Людей в избах не было, но следы их утреннего присутствия были налицо. На обед встали в 14-45 на правом берегу после красивой скалы у правого берега.

Отплыли в 16-20. Перекаты, "расчески", погода разгуливается. Скалы по обоим берегам часто подходят к самой воде. Вскоре замечаем избу на правом берегу. В русле много островов,  протоки  между которыми мелкие,  приходится  выбирать оптимальные переходы. На 38-м км на левом берегу щит, возвещающий, что здесь - территория Тайбинского зоологического заказника. И действительно, видели орлана и цаплю. На 43-м км изба на  правом берегу. Ради интереса поднялись в нее посмотреть на быт охотников. Время - 18-30, решили искать место для ночевки. Через 15 минут на левом берегу - удобное место. Здесь и остановились.

Ходовое время- 7 часов.

Пройдено 43 км.

13.07.99

Встали в 9-30. Капает дождь, небо затянуло тучами. Быстро собираемся и в 11 отплываем. Характер берегов немного изменился, горы подходят к реке, часты скальные выходы с струей и валами до одного метра под ними. Через 20 минут после отплытия -огромный камень перегораживает реку, разделяя её на 2 рукава. Пошли левой протокой, более глубокой и быстрой. Течение быстрое, несмотря на широкое русло. Разбои, "расчески". После одной из "расчесок" довольно, мощная шивера с полутораметровой бочкой – Препятствие № 13(фото 19, 20, 21, 22). Падение реки по-прежнему заметно на глаз и по-прежнему-благодаря "расческам". Надвигается гроза, и решаем зачалиться на обед, заодно и время обеда. Видим избу на правом берегу на 18-том км после старта. В ней рыбаки, но они разрешают нам приготовить обед и переждать грозу. Зачалились в 14-30, выплыли в 17-00.

Решили   доплыть   до   "Дурей"   и' сегодня   дальше   не   плыть.   Рыбаки   посоветовали переночевать в избе перед "Дурями" и дали все ее ориентиры: конец каменных осыпей и ручей по левому берегу, так как с воды избу не видно. Через один час, пройдя 6,5 км, обнаружили избу и зачалились в 18-00. Ходовое время- 4-30. Пройдено-24,5 км.

14.07.99

Подъем - в 8-30. Отплытие - в 10-45. Переменная облачность, температура воздуха - плюс 20. Воды - плюс 14. Ветер слабый, западный. Приблизительно 15 км плыли по "Дурям". В малую воду они могут представлять неприятности, поскольку множество камней в русле. Ширина русла - около 120 метров. Но так как много островов, река делится на протоки до 25 метров шириной. Левая протока в "Дури" под осыпным скалистым берегом заканчивается сливом с двумя высокими , но нежесткими бочками. В малую воду после бочек пришлось бы лавировать между камнями. Затем через 500 метров гладкой воды несильная, но быстрая шивера с валами до полуметра – Препятствие №14 (см схему 3). В 12-00 гром. С юго-востока надвигается грозовая туча. Зачаливаемся на обед на правом берегу приблизительно в 3,5 км от "Дурей". С 14-00 до 16-00 сильный дождь с крупным градом, временами шквальный ветер. Непогоду переждали, а с 16-00 продолжили сплав. Вплываем на территорию Рбейского охотничье-рыболовского хозяйства, о чем оповещает табличка на правом берегу. Характер реки не меняется (фото 23, 24). В основном это чередование перекатов с небольшими шиверами. Скорость течение - приблизительно 0,8-1,1 м/с. После 18-00 появляются недолгие плесовые участки. Часто встречаются рыбаки на моторных лодках. Ловится ленок, таймень и хариус. Проплываем мимо рыбацких изб, имеющих собственные названия: "Жигарёво", "Аяк". Чуть дальше избы "Аяк" зачалились на низком левом берегу напротив лесистого острова в 20-20. Место для стоянки пригодно с трудом из-за обилия комаров и гнуса.

Чистое время сплава - 6,5 часов.

Пройдено - 68 км.

15.07.99

Подъем - в 8-30, отплытие -  в 10-45.

С утра жарко, безоблачно. Отплываем с радостью - подальше от гнуса. Характер реки не меняется:  опять чередуются быстрины  и  перекаты с шиверами.  Плесовых участков больше не становится, что весьма облегчает сплав. Через 1 час 5 минут после отплытия нашли хорошую шиверу с умеренными валами – Препятствие 15, где в течение 45 минут потренировались в маневрах, самосплаве и спасработах.

В 12-00 небо заволакивает. Опять громыхает гром. Наученные горьким опытом решаем найти хорошее место и устроить  полудневку. Находим искомое на правом берегу большого лесистого острова под левым берегом реки в ~2 км выше впадения р. Ахтормы. Место оказалось удачным.  Ровное, продуваемое, с обилием смородины (собирали канами и даже сварили варенье), крыжовника и рыбы (пойман таймененок , 700 г, три хороших ленка примерно по 1 кг). А грозы так и не было, хотя чуть ли не до полуночи гремел гром, светились зарницы. Отбой в полночь.

Чистое ходовое время - 1 час 10 минут.

Пройдено-13 км.

16.07.99

Подъем - в 8-30, отплытие в 16-30. День подножного корма! Решаем сделать еще одну полудневку и выплыть после обеда, чтобы полней воспользоваться дарами природы: напечь блинов к уже с вечера сваренному варенью, сварить уху и нажарить рыбы (фото 25). С утра - +18, переменная облачность, умеренный ветер, иногда с порывами. Вода-+16, купаться - одно удовольствие. Перед отплытием замерили скорость течения, 10 км/ч. Сразу по отплытии проплываем правый приток - р. Ахторма. В её устье - зимовье, переди гряда островов; затем начинается большой остров. Справа приток Улька, устье разглядывается с трудом - оно прикрыто небольшим островком с галечной отмелью и очень высокой травой. На правом берегу на протяжении 2,5 км - красивые обрывистые скалы, характер реки остался прежним, чередование шивер со сливами - от полумера до полутора метров в конце, перекатов и небольших плесовых участков (фото 26). По-прежнему, на каждом километре встречаются каменные гребенки, за счет которых осуществляется падение реки. Иногда они пологие, а на 232-м км мы встретили одну уникальную: мелководный слив (совершенно вертикальный) поперек всей левой протоки высотой до одного метра. С трудом протиснулись под самым берегом и оглянулись-впечатление гигантского стола, накрытого переливающейся скатертью. Очень красиво. На шивере со множеством обливных камней сфотографировали проход РАФТа и ката -четверки (фото 27, 28) - замыкающих экипажей. Шивера проходится надувными судами с ходу, а для байдарок есть возможность просмотра как слева (под скалами), так и справа - с галечной отмели.

На 240-м км увидели на левом берегу несколько новых строений. Оказалось, что это существующая с 1998 года база МЧС, на которой проходит службу отделение солдат срочной службы. Как же рады были они поговорить с нами! Они оказались очень приятными ребятами, в отличие от их начальника - МЧСника, совершенно пьяного, и, возможно, поэтому, недоброжелательного. С 242-го км по правому берегу пошли скалы.  Под одной из них очень симпатичный слив – Препятствие № 16, - который мы и прошли с большим удовольствием. Зачалились на ночлег в 19-30 на низком левом берегу на симпатичной полянке с совершенно потрясающим видом на скалы противоположного берега. Этот вид мы назвали "швейцарским". По-прежнему переменная облачность, тепло, ветер умеренный. И по-прежнему слышны уже редкие перекаты грома.

Чистое ходовое время - 1 час 35 мин.

Пройдено - 23 км.

17.07.99

Подъем в 8-30, завтрак, отплытие в 10-30. День обещает быть солнечным, течение становится всё более спокойным, берега приобретают всё более равнинный характер. Примерно на один-два километра река начинает делиться на протоки (фото 29 - 34). Всё чаще встречаются рыбаки, которые поднимаются вверх по течению на своих лодках. Всё говорит о близости мирских населений. Несмотря на равнинный характер реки, течение ощущается и кое-где встречаются маленькие перекаты. После полудня становится жарко, и мы решаем стать на правом берегу для приготовления обеда. Через 2-3 км река разбивается на 2 протоки. Правая - более широкая и делает петлю около 5 км. А левая - узкая, частично заваленная деревьями, но с более сильным течением. Катамараны пошли левой протокой, а немного отставший РАФТ пошел правой, и катам пришлось его ждать 20-30 минут. Метров через 500 на левом берегу показалась база, которая давала рыбакам лодки напрокат. Это и было начало деревни Новомариинки. После десятиминутного сплава решили зачалиться в конце деревни, в роще прекрасных берез. Время зачалки - 16-30.

Чистое ходовое время - 6 часов.

Пройдено - 25 км.

5. Картографический материал

Отчет о водном туристском походе, 3 категории сложности по р. Агул Отчет о водном туристском походе, 3 категории сложности по р. Агул Отчет о водном туристском походе, 3 категории сложности по р. Агул Отчет о водном туристском походе, 3 категории сложности по р. Агул Отчет о водном туристском походе, 3 категории сложности по р. Агул Отчет о водном туристском походе, 3 категории сложности по р. Агул Отчет о водном туристском походе, 3 категории сложности по р. Агул

Список откорректированных объектов

Лист №1 - 1 порог, II порог, III порог
Лист №2 - Изба на 42-м км, изба на 66-м км.
Лист №3 - Изба у р.Красная, изба на 112 км
Лист №4 - Изба на выходе из "Дурей", изба "Аяк"
Лист №5 - База МЧС, несохранившиеся в. и н. Сахарная

6. Сведения о материальном оснащении группы

На маршруте было использовано следующее специальное снаряжение, которое мы считаем пригодным для прохождения такого маршрута:

Сплавстедства:

РАФТ-6, Кат-4 (2 судна), Кат-2.

Спасжилеты -16 шт, каски - 16 шт, спасконец - 2 шт, весла - 16+2 шт,

Веревки - 2 шт, насос - 3 шт, ремнабор - 1 шт, гидромешки -16 шт, карабины - 16 шт, палатки - 2 шт ("Зима" + брезентовая палатка 4-местная), спальники - 16 шт, тент и пол для "Зимы", тент групповой, таган -  2 шт, котел - 2 шт, кан - 4 шт, посуда (миски, кружки и ложки) - по 16 шт, топор - 2 шт, пила, аптечка, швейный ремнабор, коврики - 16 шт, тент и пол на брезентовую палатку, фонарь - 3 шт, набор дежурного (при количестве человек - 16).

Продукты питания:

Продукты питания, необходимые для такого похода, должны быть, как мы считаем, легки по весу и калорийны по содержанию (как, например, сухари, сухофрукты, орехи, шоколад и пр), минимальные запасы консервов, благо на маршруте можно широко использовать натуральные природные продукты, такие как смородина, ревень, рыба, дикий лук и пр. Ввиду отсутствия на протяжении маршрута каких бы то ни было возможностей приобретения продуктов питания, их надо заблаговременно закупать в близлежащих городах и тщательно рассчитать питание на маршруте.

7. Заключения и рекомендации

Район начала маршрута лежит между двумя очень красивыми хребтами с живописными вершинами, местами покрытые снегом. Хребет по правую руку реки Орзагай называется Снежным. У Озерной - с вершиной 2205 м. А по левую руку хребет Медвежий, вершина которого немного меньше 1328 м. Маршрут автономен: на протяжении долгого времени движения не встречается никаких признаков цивилизации. Первый населенный пункт встречается после прохождения большей части маршрута, (более 200 км) Поэтому  прохождение  маршрута  дает  участникам  более  острые ощущения. Пролетая на вертолете реку Озерная, мы обнаружили что она в это время года очень мелководная и, сделав повторный круг, убедились в этом. Посмотрев таким же образом реку Орзагай, мы пришли к выводу, что для сплава она более пригодна.  Большинство участников похода впервые увидели и познакомились с природой саянских гор: отметили большое разнообразие животных в дикой природе, разнообразие флоры (дикий лук, черемша, ревень и др). А также большое количество рыб и земноводных. По возможности мы старались использовать дары природы: лук к горячему мы клали в салаты и супы, из ревеня делали великолепный компот и кисель, из рыбы мы, конечно, варили уху, а также жарили ее. Несмотря  на  изобилие консервов и сублимированных  продуктов,  мы старались готовить пищу из натуральных продуктов, которые пришлись нам по вкусу.

Маршрут рекомендуется начать у подножья хребта Медвежий, примерно 5-10 км от впадения р. Озерной в р. Орзагай. Ввиду прекрасного места для сбора судов и подготовки к предстоящему маршруту. Группа шла по связке: Орзагай - М. Агул - Б. Агул. Но можно изменить маршрут, начиная его от озера Озерного, потом - в Орзагай и далее. Или начиная от озера Агульское, из которого вытекает М. Агул, переходящий затем в Б. Агул. Особых достопримечательностей на маршруте не встречалось, однако довольно интересно посмотреть на скальные выступы, которые так красиво и грациозно склоняются временами над рекой. Маршрут проходит по заказнику Тофаларский, в котором можно увидеть много диких зверей, а именно: медведей, норок, оленей, маралов, бурундуков. Ввиду того, что река Озерная была очень полноводна, группа решила изменить маршрут и начать с реки Орзагай. Все участники похода получили незабываемые впечатления от чистоты воздуха, дикости мест и горных пейзажей. Каждый из участников воспитал в себе как никогда силу воли, ребята обрели чувство "локтя" и поддерживали друг друга в трудную минуту.

8. Краеведческое задание

Топонимика - наука о происхождении географических названий - постоянная спутница туриста, особенно если маршрут проходит в районах, где русский язык ассимилировал корни из языков местного населения, нынешнего или исторического: ведь "расшифровка" подобных названий уже сама по себе может дать определённую (и часто очень точную!) характеристику рельефа или климата района. Поэтому перед выходом на маршрут мы определили для себя следующую методику работы над краеведческим заданием:

1. Домаршрутное знакомство со справочной литературой.
  2. Соотнесение полученных сведений с реальными географическими названиями во время маршрута и экскурсионной части.
  3. Интервьюирование местных жителей, особенно старожилов.
  4. Сведение воедино всего полученного материала по следующим разделам:
       I. самоназвание жителей регионов,
       II. история топонимов,
       III. топонимы, не имеющие объяснений.

Полученные результаты предлагаются вашему вниманию.

"Как вас теперь называть?" (самоназвание жителей)

Группа высадилась с поезда "Москва - Хабаровск" на станции Заозёрная, следующей за Красноярском. Из "Словаря названий жителей СССР" мы ещё в Москве узнали, что местные жители называют себя заозёрновцами. Однако на месте оказалось, что это название требует некоторого уточнения. Действительно, часть населения себя так и именует, но немалая остальная часть гордо говорит о себе: "Мы -сорокияжцы". Это нелепое даже фонетически слово скоро удалось объяснить. Недалеко от Заозёрного расположен закрытый город "45". По чему он закрыт и что там происходит, можно лишь догадываться, достоверно же, что часть жителей Заозёрного работает там, поэтому называет себя соответствующим образом.

Следующий пункт нашего маршрута - село Агинское, от которого нам предстоит вылететь к месту начала сплава. Упомянутый выше словарь никаких сведений об общепринятом наименовании местных жителей нам не дал. От работницы поселковой администрации Г. Башкировой мы узнали, что её земляки именуют себя агинцами, а жителей соседнего Саянского района, с территории которого мы выходим на маршрут, -саянцами.

На экскурсионной части маршрута с удивлением пришлось узнать, что жителей Иркутска именуют себя иркутянами и иркутчанами (оба варианта даёт словарь ...), а не иркутцами, как наивно полагала часть группы. Жители посёлка Слюдянка называют себя слюдянцами, как и сказано в словаре... наименование жителей посёлков Утулик и Листвянка там нет, сами же жители (результат опроса на улицах) называют себя листвянцами и утуликцами.

История топонимов.

Река Агул - основная река нашего сплава содержит в - своём названии монгольский корень гол (гул) - река.

Реки Б. и М. Тон-Хой - притоки Агула - содержат в своём названии корень с тем же значением, но уже бурятского происхождения (хой).

Реки Бий-Хем, Кызыл-Хем - реки этого же региона, тоже, оказывается, содержат корень со значением река, но уже тувинский (хем).

Белки - не животные, а хребты или отдельные вершины, покрытые фирном - спрессованным снегом. Мы пролетали над знаменитыми агульскими белками. Слово сибирское, корень исконно русский.

В. и Н. Сахарная - несуществующие уже деревни в нижнем течении Агула. По легенде, рассказанной нам бабой Аней (А.С. Белых, одно из двух оставшихся постоянных жителей Новомарииновки), получили своё название от сахарной головы, некогда упавшей там  в воду с обоза купца.

Новомарииновка - по объяснению той же бабы Ани, не имеет никакого отношения ни к морям, ни к Маринам, а названа по сибирскому слову марь - заболоченная местность, поросшая низким кустарником. Никакого подтверждения этому объяснению мы не получили.

Река Ангара, - оказывается, по-монгольски ангар - ущелье, расщелина в горах (удивительное созвучие с французским ангар - помещения для хранения и стоянки самолётов).

Хамар-Дабан - по-бурятски дабан (дата) - перевал, иногда подъем.

Шивера - Главное открытие наших топологических изысканий, очень нас удивившее. Оказывается этим словом сибиряки называют глубокий перекат с камнями в русле. На Ангаре есть даже село Швера.

Бом - слово, которое мы часто слышали от рыбаков (после "Дурей" мы часто встречали их во время сплава), интересовавшихся, где мы останавливаемся на ночлег: "Ведь там сплошные Бомы". Оказалось, что монгольское бом (боом) - нависающие над водой скалы. О том, что слово монгольского происхождения, узнали в Листвянке из беседы с сотрудниками Лимнологического института.

Байкал - буряты называют озеро Байгаал-Далай. Байгаал - большой естественный водоем. Это можно сравнить с якутским Байкаль и тюркским Байкуль - большое озеро. Далай по-бурятски-священный (мы сразу вспомнили о Далай-ламе и о том, что буряты - единственный в России народ, исповедующий ламаизм).

Топонимы, не имеющие объяснений

Ни из литературы, ни при работе со справочниками, ни используя метод "народного опроса" (немного его, народа - рыбаки да баба Аня) нам не удалось найти объяснений названий и рек, речушек и ручьев, впадающих в Агул: Большой и Малый Бунчет, Мунуй, Колха, Кахторма, Ахторма, Большая и малая Янгоза, Чукочная, Магер.

Вперед, будущие топонимисты, которым предстоит сплавляться по Агулу! Мы оставили для вас широкие поля деятельности!

Список используемой литературы:

1. Российская Федерация. Восточная Сибирь. М, "Мысль" ,1969 г
  2. Этимологический словарь русского языка в 17-ти томах. М, МГУ, 1972-1979 гг.
  3. Галазин Г.И. "Озеро Байкал". М, "Знание", 1985г.
  4. Успенский Л.В. "Загадки топонимики" М., "МГ", 1969 г.
  5. Словарь названий жителей СССР. М, "РЯ", 1975 г.