Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

Отчет о водном походе по реке Гороховка

Дата: 28 апреля - 01 мая 2007 года

Автор отчета: Константин Корешков (Санкт-Петербург)

 

Нитка маршрута

ст. Куолемаярви - оз. Пионерское - оз. Александровское - р. Александровка - р. Гороховка - пос. Советский

Состав

Дмитрий Бордюгов (комиссар) + Евгения Зубкова (врач) = "Гвардия" (Таймень-2 с ПВХ-шкурой)

Дмитрий Гордеев (начснаб) + Надежда Козловская (начпрод) = "Кримхильда" (Таймень-2 с ПВХ шкурой)

Константин Корешков (адмирал) + Полина Оскольская (фотокор) = "Coccinella" (Свирь-К)

Режим движения

28 апреля

7.45. Сбор на Финляндском вокзале
8.22. Электричка на Выборг (едем до Зеленогорска)
9.43. (по расписанию - в 9.28) Отход дизеля Зеленогорск - Приморск - Выборг
11.18. Прибытие на ст. Куолемаярви.
17.10. Стапель закончен.
20.22. Встали на стоянку в начале Александровского озера

29 апреля

9.00. Подъем
12.25. Встали на воду
13.30. Выход в Александровку
16.00. Выход в Гороховку
16.45. Первая шивера под автомобильным мостом
18.15. Справа под прямым углом впадает ручей метра два в ширину.
18.25 Встали на стоянку с тарзанкой. Праздник.

30 апреля

11.00. Подъем
14.45. Встали на воду
16.05. Первый порог
17.00. Обнос порога 2-3 кс
17.50. Два киля на бревнах за минуту. (после порога 2-3 к.с.) Встали сушиться, и, как выяснилось, на ночь тоже.

1 мая

5.00. Подъем
7.40. Встали на воду
9.40. Порог под ЛЭП
10.30. Порог с плотиной
11.00. Раздвоенная шивера
12.00. Прошли порог под мостом в Токарево
12.40. Дошли до шоссе Советский - Выборг
13.30 Дошли до ЦБК. Антистапель.
18.05 Автобус на Выборг
19.02 Электричка на СПб
21.40. Прибытие на Финляндский вокзал.

О маршруте


http://skitalets.ru/water/lenoblast/gorohovka2003/index.htm

http://skitalets.ru/water/lenoblast/gorohovka05_01/gorohovka2001.htm
http://skitalets.ru/water/lenoblast/quolemayarvi2001/quolemayarvi2001.htm
http://www.tag.spb.ru/water/plechko/mayriver1.html
http://vy.spb.ru/travel/280599.html
http://ktmz.boom.ru/library/wwte/len47/index.html
http://vvy.diy.spb.ru/reports/20040424-20040425-Gorohovka/page_01.htm
http://coolteapot.grebenkov.ru/html/public/text/gorohovka_02/shteinvarg.htm
http://redbearsclub.narod.ru/Gorohovka.html

Заброска

Заброска осуществляется следующим образом: на электричке до Зеленогорска, затем пересадка на дизель, следующий на Выборг через Приморск (идущий просто на Приморск тоже годится, отправление утреннего дизеля 9-28, расписание на http://tutu.ru соответствует действительности). Из него выходить на станции Куолемаярви, после чего пройти 500 метров вперед по асфальтированной дороге до песчаного пляжа. В случае встречного ветра на озере, возможно, разумнее устраивать стапель в 500 метрах в другую сторону от станции по той же дороге.

Место для стапеля там чуть хуже, но выходить в озеро будет проще.

Выброска

Мы выбрасывались из поселка Советский. Можно сделать антистапель у автомобильного моста через шоссе Советский - Выборг, а можно дойти до ЦБК. В первом случае нести вещи никуда не надо - от места антистапеля до шоссе максимум 100 метров. Однако тогда вам предстоит посадка с вещами в набитый и недовольный автобус без багажного отделения… Во втором случае в качестве бонуса прилагаются два переката под ж/д и автомобильным мостом у ЦБК, однако тащить вещи придется километра два, до автовокзала. Расписание автобусов на http://all-transport.info соответствует действительности. Удобнее его смотреть на http://www.188800.ru/bus.htm

Дневник-отчет

28 апреля

Сбор на вокзале прошел на удивление спокойно - потихоньку подходили члены группы, груда рюкзаков и байдарок росла, никто не опоздал. После контрольной сверки наличия спасов купили билеты и отправились в электричку (8-22), где в течение часа до Зеленогорска расписывали пулю. Продолжить нам, увы, не удалось: в дизеле пришлось стоять… Оперативно выгрузив вещи на вокзале в Териоках (счастье: поезд пришел на одну платформу с дизелем!), погрузились в вышеупомянутый дизель (9-43), состоящий из локомотива и двух симпатичных вагончиков. О вагончиках подробнее. Больше всего они напоминали переделанные плацкартные вагоны, и даже конфигурация вагона у купе проводника говорила об этом. Загрузив вещи далеко в вагон, принялись обсуждать подробности маршрута, угорать над предусмотрительно распечатанным "словарем водника" и вспоминать "битвы, где вместе рубились они". Трепались, "вспоминали минувшие дни", спорили, реально ли отстапелиться за 2 часа. Доехав до станции Куолемаярви, мигом отыскали обещанное в отчетах место для стапеля. Девушки занялись упаковкой снаряжения и продуктов, а мы стали собирать байдарки. Признаться, начитавшись отзывов в интернете, я опасался, как это соберется моя "Свирь", несмотря на то, что первый ее хозяин на сборку не жаловался. Собралась она на удивление удачно, каркас ровно вошел в шкуру, и я уже было обрадовался, но тут наотрез отказался закрываться багажный отсек. Уж я его и так, и эдак. А он ни в какую. Пришлось вытащить пластиковую заглушку и, орудуя плоскогубцами, как рычагом, завести трубки в кницы. Больше проблем не возникало. То ли дело Димин "Таймень" (надо сказать, что Митин собрался успешно)! Опасались мы поведения новой шкуры, но она-то как раз проблем не доставила (фальшборта не в счет - это фамильная болезнь тайменей: натягивали мы их, правда, вшестером…). А вот каркас без зазоров собираться не хотел… Пользуясь отсутствием девушек, ушедших в магазин, Дима перешел на простой и понятный каждому язык. Байдарка упиралась и понимать языка не хотела. Вернулись матросы… Подкреплялись бутербродами на вкуснейшем местном хлебе. Продолжали мучаться с байдой . Девушки скучали и примеряли неопрен. Потратив на 2,5 часа больше, чем было запланировано, мы все-таки вышли в озеро (17-10), угрожающе бушевавшее весь день. Аттракцион это был, держаться носом на волну при том, что ветер был ровнехонько в бок по отношению к тому, как нам надо было двигаться…

Моя "Свирь" отчаянно сопротивлялась и не хотела демонстрировать свою знаменитую ходкость по озерам, уступающую разве что ее ходкости по рекам… Порой она еле двигалась вперед, угрожающе переваливаясь носом с волны на волну. На втором большом мысу по правому берегу озера очень хорошая стоянка. Сосны, березы, дрова, кострище. Свернули в Александровское. Осторожно, не проскочите поворот! Ориентир - поселок/пионерлагерь и надпись "Катя+Кирилл=Любовь 23.09.02" (а где теперь эта любовь?), справа виден автомобильный мост, под который, собственно, и надо срулить... Мост построен еще в 1840-х годах!! К сожалению, волны с барашками уже не позволяли идти дальше, и мы были вынуждены встать на стоянку на левом берегу Берега озера низкие, сырые, болотистые.

(20-22). Стоянка в плане места очень неплохая, но унылая, да и с дровами в лиственном гнилом лесу было, мягко говоря, не очень. Для больших групп не годится из-за места и из-за дров. Поужинали, расползлись по палаткам. Я назначил подъем. В палатке долго еще пели и разговаривали. Заснули где-то в четыре… Начпрод разбирал продукты и пытался найти сухофрукты с сухим молоком, дружно потерявшиеся в недрах гермомешков (всю ночь Надежде снились кошмары: сухофрукты-гангстеры и уезжающее на серебристом "харлее" сухое молоко…)

Не обедали - хотели успеть уйти подальше.

29 апреля

Встали в 8-30. Дежурим. Сухофрукты все-таки нашлись… Общий подъем в 9. Собрались, поели дивной рисовой каши (спасибо Полине). Вышли на озеро (12-25) и за час проскочили его (13-30). В конце озера на мысу (Окуневском, кажется) есть хорошая стоянка, до которой мы, увы, накануне не дошли. Хвойный лес, ощущение, что много дров.

Вошли в Александровку . Речка сильно петляет, по берегам много рыбацких хибар. Мрачнейшее место. Напоминает замок Крепость или Некрополис в Героях Три… Унылые болота по берегам. Камыши. Милый пешеходный мостик. В самом начале есть высокий берег со стоянкой. Банальная гребля 2 часа, ни красот, ни порогов. Всей командой отгадывали слова. В четыре часа вышли в Гороховку (16-00). Слияние Камышевки хорошо заметно, река становится прямее, шире, глубже и быстрее. Спустя полчаса движения вдоль заболоченных лугов первый перекат - под автомобильным мостом в районе деревни Дятлово (16-45). Проходится сходу по струе (сразу оговорюсь, что смотрели мы почти все пороги, шиверы и перекаты: в группе были новички, да и потренироваться неплохо… на это мы тратили время), держаться нужно как можно ближе к островку посередине, оставляя его по правому борту. У левого берега и в правой протоке камни в русле. Сразу за мостом остатки старого моста: обломки свай с торчащими гвоздями. Опасно! Вскоре по правому берегу отменная стоянка на еловом холме.

Хвойный островок в ста метрах от берега среди болотистых лугов. Мы пошли дальше - было еще рано, да и шоссе, мы посчитали, слишком близко. Спорили о книге Шатаева "Категория трудности"… Спор перерос в обсуждение базовых принципов хождения в походы… Через полтора часа после поста справа перпендикулярно к реке впадает широкий ручей, он хорошо заметен (18-10).

Практически сразу за ним левый берег резко повышается, на холме - сосны, финский фундамент, еловый лес с большим количеством дров. На дереве над рекой висит тарзанка . Хорошая стоянка (18-25). Из минусов - захламленные мусором ямы на склоне и давно не езженная полевая дорога, ведущая к снесенному водой мосту (на карте есть, на местности его нет)… Места хоть на 10 палаток (поле возле леса). Поскольку неизвестно было, где следующая стоянка, а эта понравилась, здесь решили устроить праздник. После недолгих препирательств натянули тент. Несмотря на ураганный ветер (метров 25 в секунду), пели песни, пили глинтвейн. Шел снег. Хорошо посидели, легли поздно. Шли без обеда, так что ужин из двух блюд… Сваренный (а не из пакетика!) борщ… Плюс праздничные блинчики со сгущенкой…

30 апреля

Встали поздно (11-00). На улице холодно, ветер. Вся стоянка засыпана слоем снега . Байдарки лежат тоже под снегом. Палатки засыпаны. Пьем кофе. Дежурные готовят манку и моют посуду… Мимо нас прошла группа на 10 байдарках, байды все либо старые типа брезентового Тайменя, либо озерные (два Ильменя, две Вуоксы и т.д.). Странное сочетание пожилых людей и совсем детей. Почти все без спасов. Встали на воду (14-45). Прошли несколько несложных перекатов и шивер. Берега высокие, еловые. Прошли кси-образную шиверу с большим количеством обливняков и сложной линией движения (16-05). Можно идти сходу, но лучше посмотреть (ЛБ). Течение достаточно быстрое.

Дошли до порога, обещанного как 2-3 к.с (17-00). Порог абсолютно не идентифицируется с воды: большой уклон на повороте, ничего не видно. Важно не влететь в него без просмотра! Посмотрели (ПБ), приняли решение обносить - порог представлял собой сложный зигзагообразный заход между камнями и бревнами в русле, серию мощных валов и бочек и жандарма на выходе и был квалифицирован нами как препятствие категории 3+ <porog3ks.jpg>. Теоретически, можно было попробовать, но киляться в ледяной воде ой как не хотелось, да и опыт наш, по ощущениям, пройти его не позволял. Три другие группы, встретившиеся нам на маршруте, его с разной степенью успешности прошли. Только загрузились и отошли от берега, впереди появились бревна, низко перекинутые через реку. Одно из них - переправа. Вот тут-то и началось кино. Мы с Полиной прошли два бревна, а третье не успели. Быстрое течение развернуло нас лагом и положило (17-50). Выдал тираду "о нет, только не это, Полина, киляемся, отстреливайся, черт возьми, отстреливайся, весло держи, к берегу давай!". Матрос на берегу. Весло зацепилось за дерево ниже по течению. Оглядываюсь и смотрю, кто меня будет спасать. Плохо дело, думаю: на втором бревне по грудь в воде стоит Митька и держит байдарку, норовящую умчаться под наше дерево вместе с Митькиным матросом. На первом бревне висит Дима и держит ногами тонущую байду. Как у них обоих это получилось, я не знаю. Занят был. Собственным килянием. Ну, думаю, никто меня спасть не будет. Пытаюсь перехватить рукой по бревну (ногами держу байду, второй рукой - весло), руку сводит, и я начинаю движение вниз по течению. Пытаюсь подгрести к правому берегу, где мне может помочь Полина. Помочь ей не удается, зацепиться за дерево на ПБ тоже не получается… Гребу к левому. Интересно, думаю, в следующий порог влечу или раньше заторможу? Но отгреб-таки к ЛБ и достал кончиками пальцев дна. Дальше было дело техники: отбуксировал байду к берегу, вылез на берег, бросил весло и побежал помогать Борду. Его байду к тому времени уже отбуксировали к берегу, разгружали и отливали воду… Надо сказать, что следующая за нами группа просто спилила все бревна, кроме моста. Так что теперь этих препятствий нет, а мы своим негативным опытом предупредили несколько килей… Развели костер, переоделись. Стали греться, сушить вещи и думать, что делать дальше. За разговорами прошло два часа. Идти дальше не имело смысла. Приняли решение вставать на ночевку (20-30), а наутро уйти пораньше, чтобы успеть еще дойти до Советского. Переправились с левого берега на правый. Там есть очень неплохая стоянка. В пятидесяти метрах вглубь леса залежи уже нарубленных сушин. Один минус, но для многих важный: даже две палатки мы впихнули с трудом. По правому берегу вообще довольно много неплохих маленьких стоянок. Тракторная дорога. По левому берегу - дома, стоянок нет. С места нашей стоянки видна вышка сотовой связи. Из-за килей не пообедали… Опять роскошный ужин: 4 банки тушенки, макароны, сыр, лук, чеснок… Легли пораньше. Мороз. Спарили кокон с одеялом, заснули.

1 мая

Встали, как собирались, максимально рано (5-00). Все замерзло: иней на байдарках. Оставленные сушиться, вещи стоят стоймя - заледенели. Сюрреалистичная картина… Быстро собрались, позавтракали. В полвосьмого вышли, а к четверти двенадцатого уже прошли порог и две шиверы и вышли к порогу в Токарево. Пороги до Токарево, за исключением одного, сложности не представляют. Перед порогами высокие сосновые берега, много стоянок. Первый порог проходится сходу по струе, камней нет . Просмотр по ПБ (9-40). В районе порога - новомодные деревянные "финские" домики. Далее два моста: разрушенный каменный финский и понтонный. Оба моста проходятся по правому сливу. В левом и там, и там - плохо. Дальше - завалы, все проходятся, не выходя из байдарки, обносов нет. Второй порог из трех интересен: он представляет собой S-образный зигзаг струи, перекрытой на полреки двумя плотинами. Вход легкий, дальше правый поворот под 120 градусов, дальше левый еще под 90, выход на язык и бочка на выходе. Просмотр по ЛБ (10-30). Третий, даже не порог, а шивера (ориентир - водокачка по ЛБ), тоже проходится левой протокой (из двух) по струе. На языке держаться левее, справа обливняки, да и струя наносит на здоровенную каменюку. Просмотр по ПБ (11-00).

Токарево. Когда-то симпатичная, а сейчас грязная и замусоренная деревня. Испитые мужики. Хромая собака. Провалившиеся мостки. И еще в этой деревне славная традиция: сбрасывать мусор в здоровенные короба из заборной сетки прямо на берегу.

Порог в конце деревни под автомобильным мостом представляет собой мощный слив. По главному языку струя наносит на завал, где вас обязательно кильнет. Заходить надо чуть левее центра, но все равно по главному (а не по правому) языку, и уходить от завала и обливняков, пробивая серию бочек и валов разной силы. Просмотр по ЛБ (12-00).

Вторая ступень порога в Токарево представляет собой мощный слив с валами на выходе. Единственное, что необходимо сделать, это отгрестись от огромного камня на выходе. Просмотр на ПБ затруднен, поскольку этот участок является частной территорией (мы попросились, и нас пустили…) (12-10).

Дальше река течет в спокойных луговых берегах до самого моста шоссе Советский - Выборг (12-40).

Мы решили не делать антистапель у этого моста, а идти дальше: был шанс, что автобус, увидев наши вещи, не остановится, да и влезать не на кольце с ними было бы неприятно. Чуть ниже моста на сосновом пятачке по левому берегу находится очень хорошая стоянка, удобная для тех, кто либо хочет идти дальше в залив, за Советский, либо пришел к Советскому вечером. Дойдя до мостов у ЦБК и полюбовавшись на постаменты пионеров (13-30), мы устроили антистапель, прошедший на удивление успешно (за исключением того, что я сломал замок стрингера - как печенье), просто и оперативно. Перекусили. Собрали байдарки, перепаковали вещи. Разведчики сообщили, что до ближайшей остановки - 10 минут пешком (без груза), а до автовокзала - 30 минут. Решили нести все в один заход. Однако это было тяжко: пёхать, пусть и по шоссе, километра два с вещами, когда на 6 человек 9 мест багажа. Но мы не сдались и дошли до автовокзала. Справедливости ради надо сказать, что можно было идти в 2 раза меньше, до остановки, но этот вариант был отметен как половинчатый. Сам поселок очень понравился: это скорее не поселок, а микроскопический городок с финским флёром, чистый, аккуратный и неиспорченный советской архитектурой. Сев на автобус 18-05, в 18-55 мы были на автовокзале Выборга, от коего 5 минут до электрички, отходившей в 19-02.

Боясь опоздать, бежали на платформу, даже не купили билетов, но электричку подали только через полчаса… Так и стояли, как дураки, с вещами на плечах. В электричке попели, устроили разбор полетов. В 21-40 были уже в Петербурге.

Итоги

Маршрут - один из интереснейших в Ленинградской области. Хорош для тренировки: сочетает в себе пороги, болотистые реки, озера и (возможно) выход в Финский залив. Идеален для тренировки перед Карелией.

Мы шли по высокой, но не паводковой воде. При паводке многие препятствия становятся намного проще (камни заливает, бревна заливает). Некоторые - низкие мосты, низко нависающие бревна - сложнее. При малой воде река превращается в сплошной шкуродер.

Повреждений байдарок нет, заболевших нет, зато есть загоревшие. Утерян при киле один термос.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии

Афтеркиль

Хутор

Япония

Утро

Утро

Порог

Порог 3

Снег

Стапель

Стапель

Токарево

Утром

Валун

Закат




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100