Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

Отчет о водном туристском путешествии III к.с. по р. Писта

Дата: 15 июля - 1 августа 2000 г.

Маршрутная книжка № 1/4-325

Руководитель: Апарина Ю.П. (Москва)

Отчет из библиотеки МГЦТК № 5698

Сканирование и обработка: Пётр Сломинский (Москва)

 

1. Справочные сведения о путешествии

  1. Вид туризма: водный
  2. Категория маршрута: III
  3. Основная нвтка маршрута: г. Москва - пос. Лоухи - пос. Соф порог - оз.Кимасъярви - р. Писта - нос. Калевала - г. Кемь - г. Москва
  4. Протяженность: активными способами передвижения - 160 км.
  5. Продолжительность: общая- 16 дней, активной части - 13 дней.
  6. Средства сплава: катамаран-2 (к2), катамаран-4 (к4), байдарка-3 (63), 2 байдарки-2(б2), каноэ ("Егерь") (кан)
  7. Количество участников: заявленное - 13 человек, фактическое- 13 человек
  8. Сроки проведения: с 15 июля по 1. августа 2000 г.
  9. Уровень воды: р. Писта ~ средний
  10. По заявочному материалу дано заключение МКК МПДТК. Шифр: 177-00-66665555.

2. Сведения об участниках путешествия

ФИО Г.р. Турподготовка Обязанности в группе Адрес
Апарина Юлия Петровна 1975 Кутсайоки Зу, Мста2р руководитель г. Москва
Першин Александр Сергеевич 1960 Умба Зр, Охта Зр, Поньгома Зр, Уда 4у Лаймолайоки Зр, казначей г. Москва
Крылова Анастасия Павловна 1984 Умба 3у завхоз г. Москва
Соловьев Сергей Александрович 1984 Мста 2у Участник г. Мытищи
Кремкова Анна Владимировна 1975 Лужма 2у Мед. Сестра Серпухов
Раевская Мария Григорьевна 1974 Кутсайоки Зу Умба Зу, Мста 2у Мзымта 2у, Сандалаш – Чаткал 5у, Тумча Зу, Большая Лаба 4у, Зеленчук Зу, Участник Г. Москва
Соловьева Ирина Николаевна 1957 Охта 3у врач г. Мытищи
Иванников Виктор Игоревич 1952 Мста 2у, Охта 3у Прут 2р Сума 2у Участник г. Москва
Романов Федор Викторович 1971 Мста 2у, Охта 3у Участник Г. Люберцы
Белоусов Алексей Алексеевич 1959 Умба Зу, Она 3у Участник г. Москва
Гридин Алексей Евгеньевич 1970 Льняная 2у, Пшехашка3у Участник г. Москва
Денисова Лада Станиславовна 1967 Малка 2у, Мста2у, Охта 3у фотограф г. Москва
Позващев Павел Анатольевич 1947 Кереть Зр, Волгуша 1р, Мста 2р Участник г. Москва

Цель данного похода заключалась в знакомстве с новым для группы туристическом районе, отработке техники сплава.

4. Заброска и выброска с маршрута, возможные точки схода

4.1. Заброска на маршрут

Заброска на маршрут возможна от поселка Лоухи на грузовике или автобусе до озера Кимасъярви (также можно до озера Шуванда).

4.2. Выброска с маршрута

Выброска может быть осуществлена от- моста, через Писту сразу за оз. Корпиярви на грузовике или автобусе до Кеми (через пос. Калевала) . Также - за оз. Аллаярви до пос. Войницы.

4.3. Точки аварийной выброски

Аварийная выброска может быть произведена после порога "Хирви" от озера Корпиярви (рядом - автодорога Войницы - Калевала).

5. Техническое описание маршрута

Принятые сокращения: Р - разведка, С - страховка, к2 -катамаран-2, к4 - катамаран-4, 63 - байдарка "Таймень-3", С2 -байдарка "Салют-2", КНБ - каркасно-надувная байдарка "Катран","Егерь" - надувное каноэ.

Состав экипажей:

к2:

  1. Романов Ф.В. - капитан
  2. Белоусов А.А.

к4:

  1. Першин А.С. - капитан
  2. Соловьев С.А.
  3. Крылова А.П.
  4. Кремкова А.В.

б3: Похващев П.А.

С2:

  1. Иванников В.И. - капитан
  2. Соловьева И.Н.

КНБ:

  1. Раевская М.Г. - капитан
  2. Апарина Ю.П.

"Егерь": Гридин А.Е. - капитан Денисова Л.С.

1 день, 15.07.

0.28 - поезд №16 (Москва - Мурманск), Ленинградский вокзал.

2 день, 16.07.

3.30 - прибытие в Лоухи.

Так как было воскресенье, автобус на автобазе заказать не удалось. Сразу же возникли проблемы с заброской - частники (которых можно встретить у самой станции) не соглашались везти такую большую группу (13 человек + 6 сплавсредств). Наконец двое частников нам пообещали заброску на двух машинах за 2000 руб. в 14.00, затем перенесли отъезд на 16.30 (о чем сообщили казначею) и после этого оба исчезли. К сожалению, надеясь на этот вариант заброски, мы отказались от других вариантов, предложенных нам. Пришлось ночевать в Лоухах у озера ( его названия нет на карте, кто-то из местных жителей сказал, что оно называется Автобазовское, с этого озера можно выйти на реку Кереть). Ночевать в Лоухах неудобно - наш лагерь привлекал внимание местных жителей, находящихся в нетрезвом состоянии. Группам, оказавшимся в нашей ситуации с заброской, рекомендуем соглашаться на любые предложения, даже если уже варианты заброски. Пограничников в Лоухах мы не застали, поэтому список группы для пограничников передали через железнодорожников.

3 день, 17.07.

На автобазе договорились о заброске на автобусе за 3870 руб. К сожалению, уехали только во второй половине дня. Из Лоухов позвонили по тел. (81454)-21689 в фирму Welt - Maailma (находится в Калевале) и договорились о выброске. На пограничном посту проверили список группы, паспорта проверять не стали. Забросились на озеро Кимасъярви, на берегу которого осуществили стапель. Романов и Апарина обследовали окрестности озера на к2.

4 день, 18.07.

Закончили стапель и в 12.00 вышли на маршрут. Для этого совершили обнос через низкий деревянный мост. Были совершены прохождения порогов Сакал и Захар. Сакал - порог 2 к.с, не очень длинный, нет камней, много валов и бочка по правому берегу. Заход слева, река как бы делает петлю

слева направо. На заходе справа - остатки не то разрушенного сруба, не то моста. Р, С (с воды).

к4, "Егерь", С2 - прохождения штатными экипажами

к2: Романов - капитан, Апарина

Б3: Похващев - капитан, Белоусов

КНБ: Белоусов - капитан, Раевская

С2 - оверкиль на выходе из порога

Захар - порог 3 к.с, система островов, очень много камней, около 500 м длиной.С (с воды). Все прохождения - штатными экипажами. После порога Захар группа была вынуждена искать стоянку, т.к. все байдарки нуждались в ремонте. По пути мы встретили группу из Орла, которая тоже занималась ремонтом байдарки. В случае нашей группы необходимость ремонтных работ после прохождения порога Захар объясняется не только сложностью порога, но и ошибками экипажей и большим сроком эксплуатации байдарок (от 7 до 22 лет). После порога Захар - шивера (без осмотра).

5 день, 19.08.

Прохождения порогов Змеиный, Соленый и Падун.

Порог Змеиный, 2 к.с- длина около 200 м. Осмотр с левого берега. Островок, две протоки. Заход справа от острова. Выход мелкий. С, Р. Возможен обнос по левому берегу.

К4, к2, "Егерь" - прохождения штатными экипажами.

БЗ: Похващев - капитан, Раевская, Апарина

КНБ - обнос (по просьбе владельца, т.к. в пороге острые камни, хотя, на вгляд автора отчета, порог не представляет опасности для экипажей байдарок).

С2 в начале порога сел на камни, капитан ( Иванников В.И.) вылез, пытался его вытащить, но это не удалось. Матрос ( Соловьева И.Н.) вылезла из С2 с обоими веслами в руках и хотела добраться до берега, но ее снесло в порог. К сожалению, страховка с воды была осуществлена неудачно. Хотя Соловьева прошла порог самосплавом, удержала оба весла и получила только небольшие ушибы, следует уделять большее внимание страховке с воды даже в порогах 2 к.с. С2 был доставлен капитаном к берегу и обнесен. После порога Змеиный - шивера. Без осмотра, но байдарки в ней были порваны.

Соленый - порог 2 к.с, длина около 150 м. Осмотр с левого берега. Прошли по левому сливу штатными экипажами.

Падун - порог 4 к.с, две протоки, шли по левой . По правой проводили С2 ( довольно трудно, т.к. у берега глубоко). Р с левого берега, С. Порог 1,5 - 2 м слив, сильный прижим к правому берегу, на выходе - мощная шивера (см. фото в конце отчета). К4, к2, "Егерь" (на фото), б3 - штатными экипажами. КНБ - обнос по левому берегу.

Прохождение Падуна на байдарке возможно только опытным экипажем, обязательно наличие юбок и фартуков. После прохождения б3 нуждалась в ремонте, хотя у Похващева П.А. самый большой опыт байдарочных походов в нашей группе. Попытка группы аспирантов из МГУ пройти Падун на "Таймене-2" с куском полиэтилена вместо фартука закончилась тем, что байдарку восстановить не удалось, и группа лишилась одного из сплавсредств. Экипаж не пострадал. Для катамаранов порог опасности не представляет. Вещи лучше обнести. После Падуна идут шиверы.

6 день, 20.07.

Межозерный - порог 3 к.с, длина около 250 м. Осмотр по правому берегу, на выходе из озера Мандуярви остров, три протоки. В средней протоке - бочка. Левую протоку смотреть не стали.

Прохождение штатными экипажами, Р, С.

К2, "Егерь" - левой протокой ("Егерь" - оверкиль в бочке).

Остальные - правой протокой.

Далее идут шиверы.

7 день, 21.07.

Дневка на озере Вихельтаярви, ремонт сплавсредств.

8 день, 22.07.

Гроза с 11.00 до 20.00 с тремя перерывами по 50 мин. Ливневый дождь, очень плохая видимость, соответственно, передвижение затруднено и замедлено.

Семиповоротный - порог 3 к.с. длиной 1300м, много поворотов. Перед порогом можно зачалиться к левому берегу. Через 600м после начала порога - улов, там можно ставить страховку.

К2 : Романов - капитан, Апарина

КНБ: Белоусов - капитан, Раевская

К4, С2, "Егерь", б3 - штатными экипажами.

Уже знакомая нам группа аспирантов неизвестным для нас способом утопила вторую байдарку и остатки консервов.

9 день, 23.07.

Прохождения порогов Одинокая сосна, Курки, Петух. Одинокая сосна - порог 2 к.с, мощный слив справа и валы 50 - 60см. Прохождения штатными экипажами.

Шивера.

Курки - порог 3 к.с, валы, бочка, мощная шивера. Прохождения штатными экипажами. Р(с левого берега), С с воды. Возможен обнос по левому берегу. С2 (без матроса) - см.фото. БЗ - оверкиль (см.фото). БЗ после оверкиля повис на поваленной сосне у правого берега, сосну пришлось спилить, чтобы снять байдарку. Был утерян фартук. Оверкиль произошел из-за отсутствия матроса.

Петух - порог 2 к.с, слив посередине, небольшие валы. На выходе, слева - подводные камни ( не мешают даже при самосплаве ). Р с левого берега, С с воды (необходимо только при самосплаве). Самосплав : Апарина, Кремкова (2 раза), Соловьев, Похващев, Белоусов.

" Егерь": Кремкова - капитан, Раевская

КНБ: Соловьев - капитан, Кремкова

10 день, 24.07.

Прохождение порога Петух всеми экипажами.

Грива - порог 2 к.с, длина около 100 м. Перед порогом два острова. Осмотр и заход с левого берега (можно заходить и под правым берегом, но там мелко, и после острова надо уходить под левый берег).

Переход через озеро Вайкульское был очень труден для катамаранов, особенно для к4 ( в составе экипажа было две девушки). Для байдарок и "Егеря" переход трудности не составил, так как по озерам проще двигаться на судах с меньшей парусностью. Стоянка над порогом Фурляляй.

Фурляляй - порог 3 к.с, проносная бочка с камнями на дне, валы на выходе. Бочку можно обойти справа, что рекомендуется для байдарок. Р с левого берега, С с воды. Возможен обнос по левому берегу.

Прохождение на "Егере" штатным экипажем ( см. фото). К4,к2 - также штатными экипажами.

11 день, 25.07.

Прохождения порога Фурляляй.

"Егерь": 1. Соловьев- капитан, Кремкова

Оверкиль (см. фото).

2. Гридин

З. Похващев - капитан, Белоусов 2 раза

К2:

1. Белоусов - капитан, Похващев

2. Раевская - капитан, Апарина (см. фото)

12 день, 26.07.

Прохождения порогов Фурляляй, Имисев, Талии, Хирви. Прохождения Фурляляя: С2 - штатным экипажем, БЗ: Похващев - капитан - Апарина

Имисев - порог 3 к.с, валы, сильное течение, по берегам - камни, длина около 500 м. Приблизительно в середине порога косые валы, сходятся треугольником. Р с правого берега, С с воды. По правому берегу возможен обнос. БЗ: Похващев - капитан

Белоусов (см.фото).

Остальные - штатными экипажами, С2 - оверкиль на выходе из порога (см. фото).

Талии - порог 3 к.с, мощный слив, валы высотой около 1м , основная струя сужается, не очень сложен даже для байдарок (это субъективная точка зрения!). БЗ: Похващев - капитан, Соловьев

Остальные - штатными экипажами. КНБ: см. фото.

Хирви - порог 3 к.с, валы, две бочки (около второй бочки - бревно), на выходе - камни, длина около 300м. Р с левого берега, С с воды. Обнос по левому берегу. К4, к2, "Егерь" -штатными экипажами. БЗ : Похващев - капитан, Белоусов С2, КНБ - обнос.

К2 -оверкиль во второй бочке, БЗ обошел бочку справа (см. фото). Стоянка на озере Корпиярви, у автодороги. Вечером подъехал грузовик, водитель вышел и спустился к воде. Впоследствии мы узнали, что он был из рыбнадзора.

13 день, 27.07.

Шиверы, мост, порог Поалла.

Поалла - порог 3 к.с, 3 ступени, 1 ступень - валы и небольшая бочка ( прохождение "Егеря см. на фото); 2 ступень - слив , рядом с ним маленький улов (см. фото); 3 ступень - бочка, слева от нее слив, дальше - валы. Заход - посередине (слева и справа - камни). Ближе к правому берегу - островок, правее него вообще непроходимо - мелко, узко и камни ( см. фото). 1 ступень - Р справа, С с воды; 2,3 ступени - Р слева, С с воды. Возможен обнос по левому берегу.

14,15 дни, 28.07, 29.07.

Дневки. Прохождения порога Поалла.

Прохождения были совершены участниками похода в разных экипажах и на разных сплавсредствах. 2 и 3 ступени проходили по несколько раз ( например, Похващев прошел 4 раза, Кремкова 3 раза и т.д.).

16 день, 30.07.

Обнесли Поаллу и поднялись против течения к мосту. В 18.15 к мосту подъехал заранее заказанный автобус до Кеми.

17 день, 31.07.

2.51 - поезд №133. Билеты купили в Кеми без проблем. Но сейчас нет уверенности, что этот поезд не отменен.

18 день, 01.08.

4.30. В Москве.

К сожалению, не все отснятые фотопленки получились из-за неисправности фотоаппаратов, и фотографии вошедшие в отчет не отражают всех прохождений.

Мы благодарим Финогенову Анну Геннадиевну за оказанную нам помощь и нашего фотографа Ладу Денисову, сделавшую большинство фотографий.

6. График движения на маршруте

День пути Участок маршрута (км) Время в пути Характеристика участка
1 Москва – ст. Лоухи   23.5 ч. поезд
2 Москва – ст. Лоухя   3.5 ч. поезд
3 ст. Лоухи –пос.Соф порог –оз.Кимасъярви   3.5 ч. автобус
4 оз.Кимасъярви (от низкого деревянного моста)–пор.Сакал – пор..3ахар, стоянка за пор. Захар 3+ 0.5+ +0.5 30'+5'+ 51 препятствия П–Ш к. с.
5 пор. Змеиный – пор. Соленый – пор. Падун 2+ 0.5+ 0.5 20'+5'+ 51 препятствия П–IV к.с.
6 пор.Межозерный –оз.Вихельтаярви 7.2+ 7 1ч.20'+ 1ч.20! препятствие Ш к.с.
7 Дневка 2ч.40! ремонтные работы
8 оз.Вихельтаярви – оз. Пистаярви – пор. Семиповоротный –стоянка за пор. Семиповоротный 5+ 15 препятствие Ш к.с.
9 пор.Одинокая Сосна –пор.Курки – пор.Петух 0.5+ 7+ 2.5 5’ +2ч.+ 25' препятствия П–Ш к.с.
10 Пор. Грива – оз. Вайкульское –пор.Фурляляй 2.5+ 4+8 25'+40' +2,5ч. препятствия П–Ш к.с.
11 Дневка прохождения пор. Фурляляй
12 пор.Имисев – пор.Талии –пор.Хирви – оз. Корпиярви – стоянка у автодорога 9+2 +1+ 3+3 1ч.30'+ 204–10' +30'+1 ч. препятствия Ш к.с.
13 шиверы – мост – пор. Поалла 5+ 0.5+ 2 50'+5М–20' препятствие Ш к.с.
14–15 дневки прохождения пор. Поалла
16 пор. Поалла – мост (вверх по течению) – ст.Кемь 2 (сплав) 30’ Сплав автобус
17–18 ст.Кемь – Москва     Поезд

7. Определяющие препятствия на маршруте

Вид препятствия КС Длина Характер препятствия Кем пройден
1 Пор. Падун 4 200   б3,б2, к4, к2, кан
2 пор. "'Поалла" 3 70+80 +70 3 ступени к4,к2, кан,бЗ, б2
3 пор. "Хирви" 3 300 на вых. – слалом между камней к4 к2 кан, 63
4 пор. "Имисев" 3 300   к4 к2 кан, б3,б2
5 пор. "Захар" 3 500 слалом между камней к4 к2 кан, .б3,б2
6 пор. "Семиповоротный" 3 1300   к4 к2 кан, 63,62

8. Дополнительные сведения о походе

8.1. Групповое снаряжение

Наименование Количество Примечание
1 Катамаран–2 1  
2 Катамаран–4 1  
3 Каноэ 1  
4 Байдарка 3  
5 Ремнабор 6 По одному на лодку
6 Спасконец 2  
7 Палатка 6 По одной на экипаж
8 Аптечка 1  

8.2. Погодные условия

Во время путешествия преобладала солнечная погода. Ночью температура была на уровне +13 - +17 градусов тепла, днем температура колебалась от + 15 до +25 градусов тепла.

Изменение метеоусловий во время путешествия отражено в таблице.

  День пути Метеоусловия Примечание
16–21.07 2–7 Ясно  
22–24.07 8–10 Дождь, гроза Похолодание к вечеру
25.30.07 11–16 Ясно Потепление

8.3. Раскладка продуктов

Раскладка продуктов составлена в предположении полного автонома группы, все продукты закуплены в г. Москва. Во время путешествия раскладка дополнялась грибами, собираемыми на стоянках и рыбой.

Наименование m kCal kCal*m На группу 1300 Полная масса 16,9
Сухари белые: 25% + черные: 75% 0,100 330 330,0    
Печенье 0,040 410 164,0 0,52 6,76
Тушенка 0,070 300 210,0 0,91 11,83
Концентраты 0,020 335 67,0 0,26 3,38
Колбаса, мясо 0,050 370 185,0 0,65 8,45
Крупы 0,200 335 670,0 2,6 33,8
Макаронные изделия 0,050 337 168.5 0,65 8,45
Сахар 0,060 505 303,0 0,78 10,14
Конфеты 0,020 505 101,0 0,26 3,38
Сухое молоко 0,025 350 873 0,325 4,225
Масло растительное 0,025 883 220,8 0,325 4,225
Масло животное 0,010 875 87,5 0,13  
Чай/кофе/какао 0,010 0.13 1,69
  0,050 44 22,0 0,65 8,45
Чеснок 0,005 44 2,2 0,065 0,845
Специи 0,003 0,039 0,507
Сыр 0,020 344 , 68,8 0,26  
Соль 0,025   0,325 4,225
С2Н5ОН40% 0,050 0,65 8,45
Всего на человека, кг: 0,833 Калорий: 2687,3    
    На человека всего:   9,8  
Дней похода: 13 Полная масса, кг:   127,4  

Примечание 1: Раскладка составлена с 0 дефицитом калорийности.

Примечание 2: Спирт при расчете стоимости не учитывался.

8.4. Смета расходов

Наименование Стоимость на чел. Общая стоимость Примечание
1 Проезд Москва – оз. Кимасъярви 470 6110 поезд Москва Лоухи, автобус Лоухи – оз. Кимасъярви
2 Раскладка продуктов 435 5655 Групповая закупка
3 Проезд р.Писта – Москва 490 5070 поезд Кемь – Москва , автобус

9. ВЫВОДЫ И РЕОМЕНДАЦИИ

Маршрут является одним из наиболее интересных к Карелии и одинаково хорошо подходит как для хорошо подготовленной группы, так и для начинающих туристов-водников.

Рельеф местности позволяет в случае необходимости совершить обнос большинства сложных водных препятствий.

Сравнительная простота и дешевизна заброски и выброски группы может оказаться весьма актуальной в условиях жесткой экономии средств.

Особенностью маршрута являются заболоченные берега па некоторых участках маршрута, но не в местах самых сложных препятствий.

10. Картографический материал

Атлас Карелии 1:200000,1997 г. (копия карты маршрута прилагается к отчету).

Отчет составлен Апариной Ю.П. 01.11.2000

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии

1-2. Порог Падун

2б, 3. Порог Курки

3б-4б. Порог Фурляляй

5. Порог Имисев

5б. Порог Хирви

6. Порог Поалла, 1 ступень

6б-8. Порог Поалла, 2 ступень

8б, 9. Порог Поалла, 3 ступень

Карты маршрута




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100