Шантарская одиссея 2006

Дата:

Автор: Екатерина Кондратьева (п. Березовка Комсомольского района Хабаровского края)

Автор благодарит
Елену Лакунцову за предоставленные
материалы из дневника похода.

30.07.2006 г. 15.00 по времени Амурской области. Через час с небольшим п.г.т. Февральск. Пока еще не вериться, что это началось. Вчера были чудные проводины. Почти все провожающие провожали Лену. Пришла ее дочь Катя в белом халате (в таком прикиде нас еще никогда не провожали), здоровая гопка "Уродов" (Шатунов) с уродским флагом, даже сам Юрий Щеглов был там. Рассмешил на проводинах Сергей Витальевич: он пришел провожать Вовчика, а когда увидел Лену, спросил: "А ты, что тоже едешь?".

Проводница попалась ужасная. Вчера не хотела садить нас в поезд, ссылаясь на большой груз. Пришлось мне опять немного поругаться. Впрочем, это не помогло, а только усугубило ситуацию. Благодаря опытности нашего капитана, Александра Трофименцева, который вызвал начальника поезда и, пообещав доплатить за груз, нас все-таки посадили.

Для справки: А. Трофименцев - 51 год, менеджер лесного отдела артели "РосДВ", хабаровчанин. Туризмом увлекается с детства. Его учитель - Бологов Адольф Васильевич, основатель турклуба "Азимут". За спиной у Александра очень много походов и малых, и больших, на Шантары идет только в шестой раз. Туда же, именно он водил "черпаков" и самого Игоря Ольховского. В 2004 г. пообещал, что сводит нас на острова. Обещание исполнил... Юморист, альтруист. В походе самый опытный, в должности капитана.

Грузились на последних секундах до отправления. Мне даже толком не удалось пообщаться с провожающими. Долго мы еще распихивали вещи по полкам и удивительно: "Куда делось все барахло, которое на перроне представляло огромную кучу: катамараны (3 шт.), спасжилеты, канистры 4 шт. на 40 л, мешок лука, жратвы на 1 месяц, веревки, личные вещи (у каждого по палатке!), весла, портянки и многое другое (все нужное!)". Как выяснилось позже, проводница была вечно пьяная и наглая, ночью она трижды проверяла у нас билеты, у других за лишний куль в руках вымогала деньги. Весь вечер по вагону были слышны подобные разборки, что были вчера с нами; а мы ей впрочем, так и не заплатили! Из особо приятного, что было вчера: на станции Хурмули Лена Шибалкина угостила нас свежими ягодами.

Едем, пьем, едим, говорим, слушаем, смеемся…. Саша и Гена рассказывают про свой поход на Камчатку в 2001 г. Наш путь протекает под звездой вооруженных сил России. У Гены оказалось огромное количество разнообразных военных продуктов в экстремальной упаковке: повидло, плавленый сыр, каша с мясом, очень вкусный кетчуп и повидло. А еще - очень вкусное, свежее и совсем не военное сало!

Для справки: Гена - 32 года, майор Российской армии, живет в военном городке Князе-Волконка (под Хабаровском). За спиной поход 5 категории по Камчатке, водный поход на Курилы. В туризм привел друг военный Филимонов Сергей (сам после этого смылся в Краснодар). На вид - мальчишка, но очень сильный и выносливый. Отличается военной дисциплиной, честностью и нескончаемым стремлением к знаниям. Красивый, женат, есть сын Антошка. В походе в должности старшего помощника капитана. Практически каждым утром в походе Геннадий "принимал бодрячок" без трусов (закалялся в холодной воде).

Лена дошивает наш походный флаг. За окном пасмурно, но очень тепло. Сегодня проезжали р. Туюн: воды совсем мало. Как наши будут сплавляться по камням!

После высадки из поезда купили хлеба, минеральной воды и команда развалилась на газончике. Я и Саша пошли в поселок искать машину артели "РосДВ", которая по неизвестным пока причинам, не встретила нас у поезда. Позже выяснилось, что машина будет через сутки - она еще в тайге, а нас довезли и разместили пока на центральной базе северного участка хабаровской артели "РосДВ" (Россыпи Дальнего Востока).

База - деревянная усадьба с верандой, душем, кухней, телефоном, телевизором в крошечной гостиной и деревянными койками в спальнях. На ужин Лена с Витей разогрели кашку и сварили чай. За ужином познакомились и немного посидели с начальником базы ЛЕОНИДЫЧЕМ (Лео). Некоторые по поводу отсутствия машины очень расстроились - ну и зря! Братцы, запомните: все, что не делается - все к лучшему!

31.07.06. Ходили на речку Селемджа (позже заглянув в карту, узнали, что это речка Быса!): купались, сварили обед, валялись на бережку. С утра сыпал дождик, к вечеру распогодилось - солнце, ветер, лепота! Девчонки накупили овощей, а Саша "добыл" куриные окорочка. Я с Арсением и с помощью всей банды приготовили ужин - он получился на славу! Еще бы: окорочка - мое любимое мясо! Гену начала мучить изжога: он принял решение голодовать. Им же принято решение, что раз в день дежурные проводят "политинформацию" - рассказывают что-нибудь интересное по роду деятельности. Вчера я читала стихотворение о кедре. Придя с речки, Леонидыч сообщил нам, что машина будет следующей ночью или послезавтра рано утром, и тогда мы точно уедем! …Скорей бы!

1.08.06. С вечера мы узнали о красивых и теплых озерах недалеко от старого Февральска и с утра решаем туда пойти. Половина пути была пройдена пешком, а потом нас подобрал микроавтобус с местными "аборигенами".

Чудное лесное озеро с торфяной водой и зарослями водяных кувшинок по берегам - это старое русло р. Селемджа. Купались, загорали, обедали, много общались с нашими попутчиками. Пришлось с ними выпить: мужикам побольше, нам поменьше. Народ с нас, мягко сказать, офигевает: "На Шантары, на веслах - а это вообще где? Хоть позвоните по приезду" - говорят так, как будто провожают нас в последний путь, если и доедем, то там же и помрем…(а по правде видать, что они смеются над нами, они не верят, что мы вообще доедем даже до Уды с этого убогого Февральска - туда ведь действительно только зимник!). Иногда, после таких фраз я тоже начинаю сомневаться: будем ли мы там - куда стремимся?

…Комаров на озере нет, по берегам вейник и смешанный лес. Обратно мы ехали под дождем. Местность какая-то среднерусская - у дороги покосы, за ними - березовые перелески.

Вечером наши мужички прилично перебрали. Черт возьми, но в этот момент они такие смешные! Начинают звонить всем со спутника - тот работает! Даже я позвонила к своим: "Завтра уезжаем!". …Вечером была красивая радуга!

2.08.06. Утром проснулась от телефонного звонка; по разговору поняла, что из тайги пришла машина. После завтрака в 9.30 грузимся и докупаем по магазинам недостающее. После - зависли: кто-то из артелевских мужиков пошел в банк. Пока ждали, поняли, что проголодались. Быстро сварили супчик из двух не съеденных в поезде пачек доширака, разогрели мясную гречку. Однако есть пришлось второпях - водитель и пассажиры подгоняют...

В 12.30 стартуем. Я и Арсений едем в кабине. Я много беседую с водителем. Его зовут Альберт (татарин). Он рассказывает про здешнюю жизнь и работу, что платят 600 руб. в день. Работа тяжелая, но для него главное, что к тайге он ближе и что он на месте не сидит - водитель как никак, много и далеко ездить приходиться. Мне порою, кажется, что про многие места он знает даже больше, чем старожилы. Я лабирую "почву" насчет вездехода, что бы доехать до места сплава, но по его словам "шансов у нас нет"!

Через Селемджу переправляемся на пароме! Такого я никогда не видела! Чувствуется какая-то древность, пережиток прошлого, но видимо здесь - это надежная вещь. Мы заехали на паром и на натянутом тросе поплыли на другую сторону реки. Дух захватывает! Вспоминаю слова из песни Пугачевой: "Надежду дарит на Земле паромщик людям!". Мне говорят, что на северах на крупных реках везде такие паромы, есть они и на Бурее в районе Софийска. Альберт рассказывает, что как-то весной лесовоз поехал по льду, провалился, бульдозер поехал его спасать и оба утонули: и техника и люди! Всю бригаду, работающую в этот день, после этого случая уволили.

…Погода чудная: зеленые берега, плавная река, ветерок. На вахтовке проехали 190 км. Сделали несколько остановок - одну просто на дороге: поклевали ягодки (голубицы), еще одну в пос. Стойба (окунулись в р. Мын (золотоносную)) и последнюю, перед перевалом - на берегу р. Верхняя Стойба (бывш. Верхний Мын). Весь этот край действительно золотодобывающий. Пока ехали, видели несколько плавучих драг других артелей. Рядом с Селемджой течет "золотая" Харга и таких рек здесь и в районе Полины Осипенко очень много, кругом прииски, действующие или заброшенные. Такое ощущение, что здесь, кроме золота или ничего нет, или все остальное просто не выгодно добывать. Грустно, но нам дальше…

В пути перевели часы на час вперед, т.к. за перевалом уже Хабаровский край. По пути много заброшенных приисков и даже целый заброшенный поселок золотодобытчиков - Мариинск. Десятки деревянных изб с банями, сарайками, кухнями и пр. Некоторые дома особенно хороши. И если бы не полынь вокруг них даже бы никогда не подумал, что хозяев здесь нет, и уже не будет никогда…

Приехали в артель уже около 20.30. Нашими попутчиками был бульдозерист Юрий и электрик - Петр. В будке нашим ребятам они рассказывали, что платят за их работу не так, как принято считать (если не врут, конечно), отпускные 20-30 тыс., да и выплачивают не везде.

На артели нас встретил старший - Никифоров Сергей Николаевич. Осторожный, спокойный, он чем-то похож на одного моего знакомого туриста Диму Шевцова: даже очки носит такие же и голос у них одинаковый.

Я всегда мечтала посмотреть, что такое прииск на севере, как тут живут люди. Сейчас я увидела вдали от большой цивилизации уютно расположившиеся среди зелени деревянные строения. Еще в Февральске я слышала, что директор артели любит все строить навечно. Теперь мы все увидели этому подтверждение. Поселок достаточно большой. Некоторые здания были поистине как дворцы, двухэтажные, древесина еще свежая, светится как будто из золота. Есть баня, пекарня, электромастерская и др. В деревянной и очень уютной столовой комендант Николай Иванович напоил нас чаем с сухариками и очень вкусными булочками. Как давно я мечтала о них! Дело в том, что ни в Февральске, ни в Стойбе ничего подобного в продаже нет! А здесь в глухой тайге нас угостили настоящими, свежими и главное действительно очень вкусными долгожданными булочками. Кому-то может это покажется странным, но для меня лично это было так важно и так приятно!

…Живут и работают на прииске только мужики. Есть повариха - жена директора, но они оба сейчас в отпуске.

В артели нас поселили в маленьком, похоже, давно не жилом домике с несколько захламленным запахом. Мы не стали топить баню, зато с большим удовольствием помылись под душем. Вечером, после ужина, посидели в столовой с Сергеем Николаевичем, выпили коньячку за Витиного сына и Ленину дочку: у них сегодня Дни рождения: одному 15, другой 24 года. Витя много разговаривает с Сергеем Н., пробивает "почву" на предмет вездехода. Тот говорит, что нужно согласие начальства в Хабаровске. …С вечера порешали, что утром Саша будет им звонить. Около полуночи мы завалились спать.

…Изжога у Гены прошла после двухсуточного голодания, зато заболел Саша: простудился, поднялась температура. Но уже утром после дозы лекарств нашего доктора он чувствовал себя значительно лучше.

Для справки: Лена - 43 года, врач-педиатр, работает на скорой помощи, лечит маленьких "бэбиков". Комсомольчанка. Еще три года назад Лена была нормальная девчонка, но однажды дети подарили ей рюкзак и понеслось… За спиной сегодня у нее пеший поход на Кадар, водный по Куру, лыжные походы на Баджал и Мяо-Чан, спелео. Энергичный, жизнерадостный и очень компанейский человек. Маты ее только украшают. Воспитывает двоих детей. В походе в должности доктора-айболита.

3.08.06. Утро пасмурное, сопки в тумане. После завтрака в 8.00 Сергей Николаевич организовал нам экскурсию на прииск. За 10 мин. на машине мы доехали до нужного места. Карьер на вид довольно безобразный карьер с кучей глубоких мутных луж. Бульдозеры японские, новые. Сначала породу бульдозером наваливают на металлическую решетку с круглыми отверстиями 10-12 см в диаметре (стол) и по ней лупит струей воды из пушки гидромониторщик. Он сбивает крупную породу, камни проваливаются сквозь "стол", а жижу, которая в результате скапливается в яме, труба засасывает и поднимает на наклонные желоба ("колоду"), покрытые специальными резиновыми ковриками с маленькими наклонными ячейками, в которых в результате оседает золотой песок.

…Мы держали в руках настоящий деревянный старательский лоток русской ромбовидной формы (корейские и американские круглые). И вроде бы ничего в этом особенного нет, да вот не каждый может этим похвастаться. …Вся экскурсия заняла не больше часа.

Вернулись около 10 ч. и стали знакомиться с местными жителями. Вскоре выяснилось, что "сухой закон", о котором нас неоднократно предупреждали, абсолютно фиктивный. Весь свободный от работы народ, кроме Сергея Николаевича, водителя Альберта и Димы - повара, ходит ощутимо "датые": у кого-то сегодня днюха. Женщин здешние мужики не видят по пол года, поэтому общение было достаточно навязчивым и быстро утомило. Каждый пытался обратить на себя внимание: электрик наливал пиво с селедкой, кто-то совал яблоки с конфетами в карманы, а один вообще на нас так уставился и в полном блаженстве еле произнес: "Женщина"…!!! Прикол, но радует одно: мужики не буйные, вполне вменяемые и даже немного смешные.

Саша дозвонился до Хабаровска со спутникового телефона, и оттуда было дано согласие и распоряжение дать нам вездеход. Счет выставят только за ГСМ. Это большая удача: если бы мы поехали на вахтовке, нам бы пришлось пешком идти по мари до ключа со всем барахлом. Теперь же вездеход довезет нас до самого ключа! После такой новости Витя пытался пробить "почву", чтобы нас довезли как можно дальше по ключу, что бы на случай перетаска из-за заломов - их было бы как можно меньше. Также мы с Виктором нанесли на карту все предстоящие избушки вдоль рек, выяснили у Сергея Н. их принадлежность.

Для справки: Витя - 50 лет, геофизик по образованию, работает руководителем геологического клуба "Антиклиналь" в гимназии №1 города Хабаровска. Является руководителем общественной организации "Центр экологического выживания". Своеобразен, обучаем, любит детей, своих двое. "Романтик по натуре, путешественник по призванию" - говорит он о себе. Бывал с Сашей на Курилах и Сизимане, сам же много ездил в разные места, но его походы с детьми скорее краеведческо-познавательные, чем спортивные. В походе в должности специалиста по связям с общественностью. За пять минут познакомиться с огромным количеством человек и расскажет им за минуту больше, чем, если бы они все ему одному одновременно…

Потом случилось чудо: Сергей Н. пригласил нас посмотреть на "доводку" - ручную промывку золота из того, что собрано с колоды. Дело происходило в отдельном помещении. Здесь стояла большая ванна. Рядом с ней, на вид в обычном банном тазу, лежал крупный мокрый серый песок. Зато через 10-15 мин. промывки одного черпачка этого песка в лотке образовалось примерно 80-100 г. плотного мелкого (до 2 мм) россыпного золотого слоя. Нашелся и самородок - плоский, неправильной формы, примерно 0.8 - 1 см.

Движения Сергея Н. при промывке напоминали какой-то ритуал и говорили о великом навыке и искусстве. Мы много фотографировались. Мужики признались, что при промывке и доводке у них в артели женщины не присутствовали еще ни разу!

Во время обеда Гена рассказывал о своей майорской службе: очень интересно!

После обеда выяснилось, что поедем мы завтра после 9 ч. утра: вездеход нужно подремонтировать, да и Сергей Н. хочет поехать с нами, а для этого ему нужно утром выйти на связь. И хотя ждать уже наскучило, но зато нужно: на перетаске мы можем потерять времени значительно больше.

Сегодня нам показали монету царских времен - ее нашли при золотодобыче. Это подтверждает исторические данные, что золото здесь мыли еще до революции. Также, Сергей Н. показал нам книгу с описанием истории золотодобычи в России. Впечатляет…

Комаров здесь нет, много цветов: иван-чай, колокольчики, ромашки, цветущий клевер, тысячелистник, сопки вокруг без следов пожаров - очень красиво.

После обеда я поспала, а некоторые из наших ходили на ключ Угахан. В районе артели он имеет искусственное русло. Ребята натопили баню и вечером мы ходили мыться. Я с Леной по-бабски посплетничали о том, о сем и когда уже все отмылись мы пошли вдвоем догоняться упущенным паром… Саша с Витей в это время "беседовали" с Сергеем Н.

День был очень познавательный и насыщенный, так что мы быстро уснули.

4.08.06. Утро нас встретило солнцем. После завтрака мы распрощались с жителями артели, получили подарки и хлеб и в 9.00 стартовали на вездеходе МТЛБ (многоцелевой тягач легкого бронирования). Сергей Н. поехал с нами: на рыбалку. Сперва, мы долго ехали вдоль терриконов, отвалов, мутных затонов, но с каждым километром далее картина становилась утешительнее. На отвалах - трава, кустарник, а потом и деревья, вода в лужах все прозрачнее, все меньше следов человека вокруг - природа заживает, и вскоре дорога идет через глухую тайгу!

В начале дорога была проходима и для Урала, но постепенно превратилась просто в следы от гусениц. Через лес, с сопки на сопку - один вид замечательнее другого. Потом поехали по мари. Было очень страшно: вездеход задевал корни сухих лиственниц, распростертых по мерзлоте, и те в свою очередь грозились упасть прямо на нас. Несколько раз макушки и сухие как иглы ветки падали едва-едва мимо нас. Я ехала в постоянном напряжении. По дороге мы видели зайца, а на мари - глухарей. Марь местами несла следы старых пожаров. Вездеход в дороге мы заценили на отлично, однако эта машина в тайге опасна: вылетающие из трубы угли - потенциальный источник пожара, да и работает этот танк уж больно шумно. Впрочем, это уже другая проблема. Зато по такой дороге пройти может только такой транспорт. Водитель наш оказался чистым золотом, только благодаря его опыту мы вышли из мари целые и невредимые.

В 12.00 мы прибыли на ключ Угахан. Вижу радостные глаза капитана. Он говорит: "Хороший ключ, широкий - пройдем!". Меня же сразу поразила красота этого тихого места. Какая идиллия! Только бывавший там хоть раз поймет меня! Стройные и величавые лиственницы "живут" по берегам этого ручья, некоторые склонили свои ветви над ним, но так - слегка, любя, что бы ни помешать тем, кто поплывет, может быть по воде мимо них. Вода маревая, чистая, на берегу мелкая и чуть покрупнее галечка. Места приглубые. Первые же забросы блесны принесли несколько крупных ленков. В душе у меня все "запело". Ну, наконец-то поход начался!!!

Лена варила борщ и очень по этому поводу волновалась. А зря: все получилось прекрасно! Альберт и Сергей Н. пообедали с нами. После, мы накачали все баллоны компрессором, сфотографировались на память и распрощались со старожилами артели.

16.00. Собрав два тримарана, мы встали на воду, и прошли около километра, посмотрели: как идется, хорошо ли все завязано, удобно ли гребцам и на первой же удобной косе устроили ночевку.

Для справки: тримаран - плот туристический. Состоит из трех надувных баллонов длиной 5 м. На баллоны ложится и привязывается рама, которая в свою очередь состоит из продолин и поперечин, которые рубятся в лесу. Жерди рамы предпочтительнее рубить из лиственницы (ее легче шкурить и она прочная). Связываются определенным образом уложенные жерди (продолины и поперечины) между собой тонкими резинками из камер от легковых автомобилей. Узлы не опишешь - нужно показывать. Рама крепиться к баллонам обычной тонкой веревкой. Сверху на раму кладутся доски (что бы даже пьяный смог ходить по плоту). Конструкция получается очень легкая и прочная, а главное почти не потопляемая. Даже если вдруг проткнется один баллон - вынесут два других. А вот переворачивается эта вещь здорово и быстро, но это если на течение попадаешь в какой-нибудь залом или бревно, лежащее поперек течения; на море же этот плот держит волну прекрасно!

Идти было легко, опасных мест почти нет. Капитан и старпом провели линейку и вручили всем личное оружие: старпому капитан поручил ружье, а тот в свою очередь всем вручил ПНСы - патроны ночные сигнальные, другими словами фальшвееры на случай встречи с медведем. Саша продемонстрировал, как работает эта штука - здорово! Главное не страшно, а то я очень боюсь ракетниц.

Ночью было тепло и шел дождь.

5.08.06. Собрались бодро и уже в 8.35 шли по ключу. Туман: поют птицы, пасмурно, но очень тепло. Кое-где проносимся по мелям, но совсем не много. Часто видим уток с выводками, цапель. Вода очень прозрачная, лес - не тронутый, а воздух…! Вода в реке быстро увеличивается: в нее впадает много ключиков и ручейков. Иногда попадаются шиверы, но мы умудряемся проходить через них, не вставая с тримарана. Сходили на берег возле избушки. Там так здорово - вот бы в такой избе Новый год справлять! Есть баня, и лодка на берегу.

На моем плоту сбоку сидит Виктор, поперек - Лена, спереди Вова.

Для справки: Вова - 32 года, по образованию плотник-краснодеревщик. Официально работает и числится в Театре г. Комсомольска-на-Амуре, а вообще содержит гараж, где делает "болванки" для меховых шапок. Дело редкое и прибыльное, требует сноровки и развитой моторики рук. Туризмом увлекается относительно недавно. За спиной лыжный поход на Баджал и Мяо-Чан, водный по Амгуни. Укаченный, сильный, дотошный, непробиваемый, медлителен - иногда ему это помогает, склонен к познанию. Женат, имеет дочь. В походе в должности ремонтника.

На воде Гена подстрелил двух уток, а Вова в обеденное время поймал ленка и хариуса. Грянула гроза и сильный дождь: едва успели доварить. Ели в сильнейший ливень.

В 15.00 неожиданно рано вошли в реку Шевли. Как быстро кончилась таежная идиллия. Шевли совсем другая река! Мелей нет совсем, заломов тоже, масса воды большая, течение быстрое, горное, много обливных камней и перекатов. Ширина реки подобна Амгуни. Плыли вдоль хребта Джагды - красавец, величав!

В 16.30 услышали шум на реке и причалили. Впереди был порог примерно 3 категории. В низкую воду он меньше. Разгрузились, один тримаран и вещи обнесли, а на втором мальчики и Натаха (чемоданом) успешно прошли порог. Я с Леной стояли на страховке. На порог потратили 1,5ч. Через 200-300 м нас ждал еще один сюрприз: местные называют это место "каньоном". В миниатюре это действительно настоящий каньон - река сильно сужается, несколько раз поворачивает, берега не высокие, но монолитные, скальные, дна не видно, глубина сумасшедшая. Выше скал - лес. Очень эффектно! "Хозяин", о котором мы мечтаем еще с Февральска, после рассказов Лео, здесь видимо не живет, или не снизошел до наших блесен. Ловили час - безуспешно. Видимо как в предыдущем походе: "Таймень ушел на дальний кордон!". Каньон очень приглянулся Вите: он так хотел здесь остаться ночевать!

Чуть ниже на правом берегу реки мы видели избу охотника Виктора Константиновича Шенгера: На своей лодке он переплыл на наш берег: колоритный мужик, сохраненный интеллект, 62 г. Правда, меня сперва очень сильно напугали его собаки. …У него длинная лодка, с мотором, а в ней чего только нет: консервные банки, сети, палки, нож, топор! По его словам красная рыба еще не пошла, и вода очень сильно прибывает, спрашивает у нас: "А что в верховьях дожди?". Мужик смотрит на нас и переживает, просит быть осторожнее, ниже говорит сильные заломы!

Туман, мешавший нам весь день, к вечеру сгущается, вода поднимается, дождь продолжается. Встали на ночевку в 21.20. Долго не могли выбрать место - ничего не видно, а когда увидишь: уже поздно - проносит течение. Уже чувствуется, что мы на севере - темнеет все позже, в солнечные дни в 23.30 еще светло. На ужин был суп из утки и тала - ну просто праздник какой-то. Огорчил, правда, сильно Витин весь порванный тент! Как мы будем дальше без тента в дождь?! Есть еще издержки: небольшая грыжа на другом тримаране: завтра будем шить. За день прошли 45 км. Ночью вода поднялась примерно на 30см и стала совсем мутной. Хорошо, что с вечера каты подтянули высоко и убрали вещи.

6.08.06. Утром вышли поздно - в 10.25. Пасмурно, но дождя нет. Шли весело и быстро. На одной из кос встретили изюбря, попытки "поймать бычка" успехом не увенчались. Саша по этому поводу сильно огорчился. Утки и цапли уже не удивляют.

К обеду стало солнечно. На берегу и косах стали появляться заломы. Берега низкие, сопки сегодня к реке почти не подходят. Правда, на одной из них мы видели сосну обыкновенную. По берегам много чозении, попадается ольха, черемуха, тополь, рябина, ива. К вечеру еще при солнце стал появляться туман, а потом видимость на реке резко упала. Встали рано, в 20.30 недалеко от устья р. Урми. Пришлось немного поспорить с самим капитаном и уговаривать его не идти сегодня дальше. Меня пугает туман на заломистой речке…(даже если идти осторожно, это может дорого стоить). Слепой проливной дождик породил в этот вечер радугу. "Феерия стихий" - выразилась про это Лена.

7.08.06. Утром "от кустиков" Саша принес грибы. Я тотчас же побежала туда же. Удивительно: прямо на песчаных косах в тальнике здесь росли подосиновики, да много! Вышли в 9.25 в туман. Первые 1.5 часов шли тревожно, впрочем, эта тревожность, по-моему, была только у меня! Заломы не дают забыть о себе. Однажды уровень воды стал расти. Кто был на подобных реках, тот знает, что если вода течет как бы вверх - жди впереди залом. Внутри у меня все замерло! Зачем мы пошли в такой туман, честное слово - я бы сидела и ждала хорошей видимости, но тут командую не я! Всматриваюсь сквозь белую пелену вдаль и точно впереди залом. Смотрим вдаль: наши проходят слева, наваливаемся и тоже уходим влево. Пронесло! Господи, что дальше…, да когда же это кончится! Заломы не кончаются, а видимость улучшается совсем чуть-чуть. Да, в такие минуты от переживаний я теряю годы жизни!

Рыбных мест очень много, но вода слишком высокая. Сегодня видели сети и рыбака. По берегам изредка попадаются рыбацкие биваки. Видела плеск лосося: ну когда же мы будем с рыбой!

После обеда ощущаем то, о чем предупреждал нас Шенгер: заломы почти бесконечно тянутся вдоль нашего пути, "клювом щелкать" нельзя. Зато река все шире, но коварно делиться на рукава. Иногда протоку от главного русла не отличишь. Ехали - загорали. Много беседовали. Моим собеседником была не унывающая Лена. Сегодня разговаривали с ней про роды, которые она сравнивает с приключениями, про уродские традиции и многое другое!

Для справки: Уроды - они же ШАТУНЫ (шайка активных туристов уродской наружности). Уродской, потому что каждый ее член может то палец вывернуть, то ушами шевелить, то еще какой-нибудь уродский трюк показать. Группа туристов из Комсомольска. Предводитель - командор Щеглов Юрий Альбертович. Наша Лена "уродского" происхождения.

На горизонте вдали показались в дымке синие горы, как миражи. В 17.05 мы случайно, используя течения главных струй реки, вышли вперед нашего первого тримарана "РосДВ - 1" и неожиданно влились в Уду. Сперва, я встала и присмотрелась: "Не протока ли это?" Нет, огромная, широкая с сильным течением масса воды неслась по широкой долине. Без сомнения - это она!

Уда! - кричу я задним.

Да, Гена, да - это Уда! - кричит Виктор.

Господи, неужели кончились коварные заломы, неужели близка цель нашего похода: море и Шантары. Теперь уже не будет ничего непреодолимого. Ни заломов, ни перетасков - которых мы так боялись еще в поезде. Да о чем это я, главное: какой классный и дешевый путь заброски открыт нами на Шантарские острова! Впрочем, сама заброска - это целый поход! Я не знаю ни одного Комсомольчанина, кто бы сплавлялся по Уде, а здесь вот она! Красавица! Радостные эмоции переполняют меня. Уда! Ты граница Охотии и Приамурья. Ты не пускаешь на север южные травы и деревья, ты щедро кормишь свой народ - эвенков. Ты великая! И я горжусь, что знаю тебя! Да что там говорить: "Я с первого взгляда влюбилась в тебя!". Простор, солнце, ласкающий щечки ветерок…Идем на восток, теперь только на восток. Весь предыдущий путь, начиная с Февральска, шел на северо-восток.

Капитан быстро переделывает стихи своего учителя:

Меняем реки как пути дороги,
На них нет указателей пока,
Нам дарит Угахан свои пороги,
Шевли, свои глухие берега.
Но вот мы, наконец, у своей цели -
Простор реки Уды ошеломил!
Все позади - заломы, камни, мели
А впереди - простор Шантарских миль!

…Шли по Уде 3.5 ч. Обалдевали от ширины реки (uda.jpg). Поняв, что здесь можно расслабиться, народ расстелился поудобней и задремал. Виктор вообще натурально захрапел. В моей практике это впервые, что бы на катамаране народ натурально спал! Ночлег устроили на обдуваемой косе. Из-за сильного ветра пришлось поставить палатки далеко от костра в леске, а чтоб туда попасть - нельзя было не намочить ноги. Уже не в первый раз на берегу медвежьи следы и грибы в тальнике! На ужин пшеничка с грибами! Супер!!!

Ночью долго не могла уснуть. Сперва, ветер мешал. Потом закричала Лена - она запереживала из-за отсутствия Гены. С Натальей они пошли его искать. Расслабившись немного накануне, Генаха завалился спать прямо у костра. Ох, и досталось ему от старшего по палатке! Впрочем, за переживания девчонок Гену тоже наказала судьба: ночью пошел дождь, и он это не сразу заметил. В 3.30 он промокший вернулся домой как "блудный сын"! Я, услышав, что ночью пошел дождь, встала и пошла к тримаранам. Вода прибывала так быстро, что один плот уже как кораблик плавал в воде, привязанный за другой, а тот в свою очередь был привязан к огромной коряге, лежавшей на косе. Я вытащила тримаран из воды, посильнее привязала первое судно и более менее успокоившись, пошла спать далее.

8.08.06. С утра выяснилось, что Витя с Вовой ночью тоже вставали и подтягивали тримараны. "Все бродили по косе, как по бульвару" - выразилась с утра Ольга про ночных героев.

День был хмурый. Все чаще попадаются чайки, видели охотящуюся цаплю. В 10.30 увидели на косе вертолет, а на берегу деревянный комплекс под названием "Гостиница на Уде" (в устье реки Гербикан). Высадились, разжились свежей рыбкой: ленок и щука. Мужики оказались все разные, но какие-то мутные, то ли "мафия", то ли какие-то чиновники, так и не признались. С ними немец - Герхард, в России в четвертый раз, ездит сюда на рыбалку. Его рекорд - таймень в 32 кг. Всю пойманную рыбу он отпускает. Вертолет с Амурской области, экипаж Бриакановский. Саша обсудил цену вывоза с Тугура - 70 тыс. Осмотрели "Гостиницу на Уде": похоже здесь есть все - даже ветряки, кроме этого - тарелка, стиралка, генератор и многое другое. Кто-то вышел из домика с бутербродом из красной икры. Я неожиданно для себя вздрогнула, и что-то прокричала, типа "я тоже такой хочу!" Мужик опешил и предложил чаю. Но капитан торопил нас и, наверное, правильно сделал. Забрав рыбу и выслушав в очередной раз, какие мы дураки, мы удалились ниже...

После обеденной ухи долбанула сильная гроза, дождь и гром. Вода от капель стала белой. Потом еще 1.5 ч шел сильный дождь. Из-за него все промерзли. Ставились в ветер и временами налетающий, но уже слабый дождь. Берег выбирали высокий, на случай сильного подъема воды. Только вот каты пришлось высоко тащить наверх. С утра снова нужно было шиться. Вовка сегодня пожертвовал свой новенький тент для команды. Молодец! После ужина, тала и водка сделали свое дело! Гена с Сашей для самых стойких, организовали настоящий концерт: Саша пел шантарские частушки, а Гена - пляcал! Да как!

9.08.06. Река все шире, много рукавов и проток, все чаще мне Уда напоминает Амур! Вода высокая, но пока не поднимается, не смотря на дожди, за ночь даже немного упала. До обеда было холодно, солнце с трудом пыталось пробить тучи. В обед потеплело, но встали на воду - и снова гроза! И дождь на час. Ну что ты будешь делать! Признаюсь честно: гроз боюсь, на воде боюсь их еще больше! Привычными жестами шустро обличаемся в химзащиту и дождевики и, подремывая, идем…

Вообще, на Уде гребем мало - спорить с течением бесполезно, итак быстро несет. В обед подняли на нашем кате "уродский" флаг. А на первом кате уже давно реет российское знамя - опять Гена постарался. С флагами идти лучше, лучше видать друг друга на воде.

После грозы притормозили на косе по малой нужде, и тут моторка! Причалила: ребята из Хабаровска, а родня у них в Удском, приехали на путину. Пока мы отлучились в кустики, мужики зачерпнули из воды сетями десятки кетин! А все-таки рыба здесь есть! Нам отвалили парочку, дали координаты своей базы, где есть оленина того самого оленя, который по их словам сегодня ночью попался в сети и мы пошли дальше. Как мы не спешили в Удское (до него от места встречи с рыбаками 35 км), пренебречь шансом "поесть оленины" мы не могли…

Догнав наших ребят с первого тримарана, мы объяснили им признаки, где должна быть база рыбаков. Еще с далека мы опознали р.Эльгу - крошечный левый приток с почти зеркальной водой. Наши его проскочили, ну и фиг с вами, а мы пойдем! Проплыв по Эльге метров 300 мы увидели лагерь. Берега очень живописные, но вот в лагере мы сразу почуяли нездоровую движуху. Поняв, что нас могут принять за инспекцию, мы с Леной стали громко разговаривать, выдавая женские голоса.

- Вам привет от Димы, они на старой базе, - мы первые повели разговор.

Мужики, сразу сообразив, что мы обычные бродяги, а не омон, стали принимать нас в сто раз лучше, чем на Гербикане (гостинице на Уде). Угостили оленьим супом, чаем со сгущенкой, ну и конечно добрым куском оленины и жира. В лагере был комсомольчанин Сергей, еще один Серега из Удского - брат того самого Димы, Леня и эвенк Гоша с сыном Гришей. Наш капитан отдал Грише все свои блесна и спиннинг (капитанский подарок)!

Ужин был отличный - икра, тала, суп из оленины. И как всегда мясо в мое с Арсением дежурство!

Для справки: Арсений - 13 лет, ученик 8 класса г. Казани. В походе впервые. Чайник полный, но старается все познавать, запомнить и освоить. Отзывчивый.. В походе получил кличку "казанский матрас". Единственный в команде, кого укачивает на воде. В походе в должности юнги.

Комаров почти не было, иногда же на стоянках "жрут на убой". Сил и здоровья всем пока хватает, снаряжение не подводит. Тримаран стал вторым домом, успеваем на нем и помыться, и постираться, и даже вздремнуть, но это по очереди.

10.08.06. Вышли в 9.00. Вода за ночь чуть поднялась. Утро теплое, проглядывает солнце. Все чаще попадаются моторные лодки. Прямо сплавом общаемся с местными ребятами - Леней и Серегой. Узнаем от них, что в Чумикане есть сотовая связь - мегафон. Что бы попасть в Удское, нужно держаться левых проток. Все желают нам удачи, немного завидуют. Местные браконьеры пошугиваются нас, рыбалка официально на кетовую начнется только завтра. Завидев наши флаги, все гасятся в протоки.

В 10.40 прибыли в Удское: чудный одноэтажный поселок, утыканный спутниковыми тарелками. На фоне солнца с воды он смотрится особенно симпатично. Сойдя на берег, назначили дежурного Вову сторожить имущество, а сами направились в администрацию. Дорогу показал и подвез на грузовике какой-то парень из Комсомольска. Администрацию "покоряли", как положено, официально, с визитом. Гопка чумазых туристов заперлась к главе села, присела на все имеющиеся стулья и стала слушать. Арсений наверно так волновался, что даже забыл снять спасжилет и болотники, да что там снять - он их и закатать забыл!

Для справки: записано со слов главы села Мусатова Юрия Дмитриевича: Село Удское - основано в 1679 г. пятидесятником Данилой Михайловичем; они шли из Якутии. Тогда еще и Чумикана-то не было. Сначала построили деревянную крепость, обнесенную тыном - с башнями, церковью, казематами, шестью пушками. Тогда здесь были земли маньчжуров. Эта крепость и называлась острогом. Атласов В., первооткрыватель камчатки, привел позже сюда часть казаков из Якутии и маньчжуры перестали беспокоить обитателей острога. Тогда здесь жило около 12 тыс. человек - по тем временам это очень много. А сейчас? Во всем удском районе 2600 человек. В 1882 г. надобность в крепости отпала, казаков перевели в Чумикан, а поселок стал хиреть. При союзе здесь были комплексные колхозы - олени, рыба, пашня. В 33 г. был бунт (остатки белогвардейцев, Штенгель и др. у него было крупное хозяйство, даже фотолаборатория). Завалили кучу безвинного народу, посажали, разогнали.… Сейчас в Удском 546 человек: эвенков - 443, якутов - 15-18 человек. Раньше здесь была круглогодичная геологическая экспедиция. Сейчас месторождение голубой яшмы - единственное известное в мире, пока не разрабатывается из-за отсутствия транспортного сообщения (месторождение на другой стороне реки Уды). А раньше работы велись, но все заглохло. Геологи до 1974 г. влияли на жизнь поселка, все жило и пузырилось, строилось и росло. Сейчас все сложняки из-за транспорта. Дикоросами и другими богатствами края заниматься не выгодно. Лес на вид красивый и густой, но его не заготавливают, т.к. в разработку он не годиться - 70% заражено грибком. Для опытного человека эта "краснота" видна - кора топорщиться и т.д., а для незнающего человека и невдомек. В школе учиться 96 детей. Учителей не хватает. Клуб сгорел, культурная жизнь вялая. Главная проблема председателя - безденежье; права дали, а денег - нет! Много в поселке умельцев-мастеров, но регулярные заказы невозможны, т.к. местные побухивают и для бизнеса мало подходят. Аэропорт действует неофициально. Коммерческий рейс до Хабаровска 5 тыс. руб. Прожиточный минимум 4 тыс. с копейками. А канализации в поселке нет. Недалеко от поселка найдена древняя временная стоянка 1000-летней давности, а на Шевли есть постоянные стоянки древних людей, в пещерах там нашли посуду, орнаменты и др.

После беседы в администрации поселка мы сходили в деревенский туалет, подождали пока Юрий Д. переоденется, и все поехали на кладбище: там ранее располагался Удской острог, остатки которого нам пожелал показать глава села. Сегодня на месте острога видны только ямы и профили сооружений. Удивительно, но Юрий Д. точно восстановил по старым рукописям и место острога, и его размеры, и где какое сооружение располагалось, в каком направлении и в каком месте была церковь и многое другое. Когда в глухом лесу он показывал нам, где находился острог, у меня было ощущение, что он когда-то его видел, настолько точно и уверено было его видение и речь!

Возле магазина видели детский сад на прогулке: восемь разномастных детишек 3-4 - х лет и воспитательница - девушка северянка. Была среди детишек кроха блондинка-одуванчик и другая красоточка-рыженькая. А мальчишки - черненькие!

Юрий Д. живет в Удском уже 37 лет, говорит, что раньше климат был гораздо суровее - зимой до -50 градусов, лето прохладнее. Сейчас гораздо теплее, даже картошку, капусту и кабачки выращивать можно. Раньше об этом даже думать не смели. Потепление климата произошло после образования Зейского водохранилища. С повышением температуры, повысилась и влажность воздуха. Зимы стали мягче, да вот зимник не всегда и не везде стал замерзать.

На наш вопрос, было ли раньше в речке больше рыбы, сторожил уверенно ответил, что и "во времена казаков год на год не приходился". Овощи не росли, край считался голодным. Церковь острога была построена из островного леса, не пораженного "краснотой", и простояла до 1974 г. Ее разобрали и построили клуб. С сопки, где был острог, на горизонте виден Майский хребет. В Удском и его окрестностях много крупных деревьев, особенно берез, на реке такие не попадаются. Юрий Д. объяснил, что это потому, что за сотни лет на обжитом месте накопился плодородный слой на порядок толще, чем в тайге.

Юрий Д. произвел на нас очень приятное впечатление: грамотный, не равнодушный к судьбе своего села и его жителей. Ручищи натруженные, есть личная машина, лодка, участок. Говорил с нами так, как будто ждал нас и готовился к встрече.

Вышли из Удского мы в 12.45. Капитан сказал, что обедать будем на Мае (20 км.). На воде сцепились тримаранами, поели икры, мальчишки запили крепкою, а мы соком с шоколадом. Солнце, облака, ветерок…. По правому берегу к нам приближался хребет. Березы исчезли, все больше хвойных. На фоне гор и лиственных участков ельники выглядят почти черными. Смотрится круто. Все больше попадается чаек, да таких крупных! На одной из кос их сидело несколько десятков. Здоровые, как утки. После бутербродика на солнышке меня что-то здорово раскимарило. Легла поспать. Другие тоже дремали. Только Лена бдительно следила за нашим ходом по воде. Река стала гораздо обитаемее: лодки, какие-то лагеря на берегу. Чумикан через 70 км. 14.30 - ну и до загорались! Сквозь сон слышу разговор Вити и Лены:

- Сколько времени?

- Пол третьего.

- По времени пора.

Пытаюсь соображать: плывем давно, если по времени пора бы уже быть Мае, то надо бы и мне уже просыпаться и следить за рекой. Мая впадает слева, к левому берегу нужно и жаться. Ох, как хочется спать! Продираю один глаз, и меня охватывает дикий, сумасшедший, отчаянный УЖАС! Перед моим взором открывается красивейшая долина реки, вдали на горизонте долину обрамляет высокий горный хребет, солнце искрит по воде и по холмам. Господи, какая красота! Вода, по которой мы уже плывем совсем не удская, она значительнее чище, прозрачнее! Нет сомнений - это МАЯ! Да, та самая знаменитая Мая! Народ на катамаране, любуясь открывающимся видом большой и прекрасной долины, даже не сразу сообразил, что это долина Маи.

Куда делся сон? Я вскакиваю и как угорелая кричу: "Это Она! Это Мая! Гребем!". Все одержимые одной целью начинают лихорадочно грести к берегу. Ах, если бы мы были хотя бы у левого берега Уды! (но мы были ближе к правому) В этот момент из долины вырвался сильный поток ветра. Попытка пристать к правому берегу реки Маи отпала почти сразу. Мы бы против течения просто не выгребли. Скорость врывающегося потока Май была очень сильной! Оставался шанс пристать только к левому берегу реки, но ниже. Попытки траверсом преодолеть половину Уды ничем успешным не увенчались. Речной поток Маи, врывающийся в Уду, сносил и уносил нас вниз по течению. А тут еще и ветер из долины. В этот момент другой "тримаран" шедший выше и заметив наши судорожные движения, стал сразу грести к берегу. Позже, наши ошибки помогут им с меньшим трудом пристать в нужном месте! А мы тем временем гребли изо всех сил! В какой-то момент я даже потеряла веру, что мы вообще пристанем. Нас уже очень сильно снесло вниз! Теперь оставался только шанс пристать к левому берегу Уды и тащить катамаран до устья Маи по берегу! Слышу отчаянные слова Лены, что она обещала командору привезти камешек с Май!

- Ну Вы че, народ, ну давайте! - кричит она и сама гребет изо всех сил.

- Витя и Вова сильнее, - капаю дальше я.

Очень, очень долго мы еще плыли траверсом и через Уду, и через Маю, которая уже стала частью Уды… Пристав наконец-то уже ниже устья Володя сошел на берег и пошел вверх, надеясь дойти до наших ребят по берегу. Я тоже сползла в воду, взяла чалку и потащила кат в верх по течению. Местами это не создавало труда, а местами было очень глубоко, и народ на кате помогал мне и греб против течения. Дотащившись до небольшого притока Май, мы подобрали Володю, который не учел глубину притока, переплыли его, протащили еще сотню метров кат вдоль берега вверх и тогда наконец-то увидели наших! Они успели пристать прямо у устья Май к большой песчаной косе. Переплыв еще один приток Маи прям у устья, мы наконец-то воссоединились командой. Позже ребята сказали нам, что нас не было минут 40 и еще бы немного, и они бы уже поплыли к нам вниз. Как здорово, что этого не произошло и Лена все-таки привезет в Комсомольск камушек с Маи…

А дальше было купание, фотосессия, я с майором синхронно ныряли сальто с катамарана и ели, ели, ели: жареные молоки, печень и сердце кеты, уху, отварные головы, колтычки и икру. Правда, капитан дважды в чай за место сахара положил соли. Девчонки мыли в Мае головы и превратились в пушистых "одуванчиков". Уплывали с Маи мы в 18.35 сытые и райскайфованные. Тяжело досталась нам Мая, но мы ее покорили!

Все чаще встречаем людей и почти в каждой банде встречаются люди из Хабаровска и Комсомольска. К вечеру мы увидели первую нерпу в реке. После впадения Маи вода в Уде стала темнее и прозрачнее, а река еще больше. На воде слышен тихий, но постоянный звук катящейся по дну гальки. Ветер попутный. Вечером долго не могли найти подходящего для ночлега места. Встали уже в 22.10. До Чумикана 30-20 км. С нами на косе стоят еще двое мужиков. Позже мы узнали, что один из них из Амурска и они ждут вертолет. Ни вечером, ни утром он за ними не прилетел. С противоположного берега кто-то подавал им сигналы из огнестрельного оружия. Ну и мытный же здесь край! Впрочем, я думаю так здесь только в кетовую.

На ужин был салат, компот и остатки обалденного обжорства с Маи!

Полнолуние: луна как "фонарь".

11.08.06. Утром снялись в 8.55. Пока солнечно. Сегодня крайний день на Уде. Нерпы попадаются все чаще. Особо смелые, подходят совсем близко и обрызгивают нас. Иногда пробивается запах моря. Вода в Уде продолжает подниматься. Плывут коряги, в русле стоят затопленные деревья. Хорошо, что нас не застало это на Шевли! Река распадается на огромные рукава. Мы все время жмемся к правому берегу, что бы не проскочить Чумикан. Около 12-ти мы увидели на лесистом берегу двух женщин, собирающих грибы. На вопрос, далеко ли до Чумикана, услышали:

- Да вот, за поворотом!

Пристали к берегу. Мужики вырубили мачту и другой такелаж для судна, девчонки насобирали белых грибов. Я не найдя ни одного гриба, вышла к ЛЭП и нашла несколько рясных кустов жимолости. Жимолость в августе здесь едва дозревала, но это не имело значение: даже полу зеленой она мне показалась очень вкусной!

Завершив все дела в лесу, мы пристали к первой же косе. Дежурные готовили обед: суп с белых грибов; остальные перестраивали суда в судно.

Для справки: по рекам мы шли на двух маленьких тримаранах. Незадолго до впадения Уды в море из двух маленьких мы собрали один большой тримаран.. Для этого шесть вырубленных продолин мы привязали к корме одного судна и носу другого со стороны всех трех баллонов. Дополнительно для прочности судно скрепили парашютной стропой. На корме по центру был установлен руль. Теперь на большом тримаране по одну и другую сторону сидело по четыре гребца, и один человек стоял на руле. Наш тримаран получился очень прочной и надежной конструкцией. Позже мы убедимся в его непотопляемости (попробуйте-ка утопить баллон, надутый воздухом, а у нас их шесть; даже если преткнется один баллон, еще пять проткнутся не скоро) и устойчивости. Большую волну он держит прекрасно. За счет сгибаемости судна по центру, он "обтекает" волну и как "коврик" ложится на нее. Да, кстати, теперь наше судно называется "РосДВ" - в честь твоей конторы капитан! Патриотично!

К 18.00 мы были готовы к отплытию. Подняли все флаги: слева у носа - флаг турклуба "Азимут", справа - "уродский флаг", слева у кормы - Андреевский флаг, справа - Российский. Российский флаг специально для похода подогнал команде Гена, Андреевский флаг подарок команде от Федора - Сашиного брата. После общего "Ура!" - стартуем. Капитан назначил меня рулевым. Я стою на тримаране. Солнце напротив лучами освещает мне путь. Последние километры по рекам и по Уде. Слева хребет Джугджур! Красота: там еще лежат снежники.

"Моя Джугджурия", "Улыбка Джугджура" - это книги о хребте Джугджур, которыми я зачитывалась в студенчестве. И честно, тогда я даже не смела мечтать, что так скоро увижу Джугджур! Идет отлив. Вода, которую нагнало приливом в Уду сейчас вся уходит обратно в море. Мы въезжаем в поселок Чумикан - центр Тугуро-Чумиканского района. Первые впечатления от поселка разочаровали нас: убогий, обветшавший, неприютный. Встречные девчонки, правда, нарядные, но продавцы в магазинах и общий настрой не самый теплый. Цены ровно в два раза выше, чем в Комсомольске. Закупивши хлеба, чая, которого почему-то взяли мало и соли, которая, как оказалось, совсем была не нужна (шухеру нагнала "особо опытная туристка"), мы вернулись на лодочную. А тут - ВОТ ЭТО ДА! Наш капитан прощелкал отлив и осушил тримаран: море ушло - а он остался лежать на суше. Пришлось разгружать все вещи, подносить тримаран к морю и снова его загружать!

Он попытался даже немного оправдаться: "Пять минут поговорил, смотрю, а он уже на половину обсох". Саша, я бы вообще не сообразила, что такое должно произойти. Этот случай стал нам всем хорошим уроком! Сейчас стою и соображаю: теперь все наши ритмы будут связаны только с приливами и отливами!!! Пользуясь отливом, мы уходим в море (19.30) и идем вдоль берега мимо поселка и порта. Наш путь лежит на юго-восток. Ситуация на судне поменялась кардинально. Идя по рекам, мы почти не гребли. Вода сама несла нас куда нужно. Здесь в море все не так. Все гребут, хорошо плохо ли, но гребут. Только я на руле наблюдаю за остальными и строго держу курс в заданном направлении. Спать на руле нельзя. Чуть засмотришься куда-нибудь не туда, и уже плывем не по курсу. Капитан объясняет мне, что на рулевом в море лежит большая ответственность. Наверное, он считает меня ответственной, раз поставил на это "плохое место", как сам он выразился тут же. Но и от гребцов многое зависит в море: "Сильно и хорошо гребут - хорошо и быстро идет тримаран". "Погребли гребстуны!!!" - кричит капитан, и сам гребет. Значит он тоже гребстун!?

Вода в море пока мутная и слабосоленая. Солнце садится. Сегодня весь день был солнечный и очень жаркий. Загар уплотняется на глазах. Докажи потом всем, что ты так на северах загорел!

По всему берегу, в устье каждого ручья стоят рыбацкие биваки. Пройдя два часа вдоль побережья, мы стали выгружаться в устье маленькой реки Сонки. Сперва, перетащили вещи вверх на вершину высокой косы: по вертикали метров 6, а по прямой метров 150-200. А потом туда же затащили тримаран. Пока все перетаскивали, море еще ушло на несколько метров и обнажилась грязь. Как вовремя мы пристали. Идти по такой грязи с вещами было бы ой как сложно! Полный отлив был уже заполночь! Да, если на реках с тримарана мы брали только личные вещи и самое необходимое, то теперь в море придется всегда разгружать судно полностью, все вещи и тримаран таскать за линию прилива! А еще это возможно придется делать несколько раз в день! Глядя в море на угасающий прекрасный день, меня это нисколько не пугает. Капитан подошел и лаконично произнес: "В море совсем другие ощущения, чем на реках"…

Пока дежурные готовили ужин, я с Натальей пошли к табору эвенков просить рыбу. Первые наши друзья - эвенки Олег Чепалов: дальний родственник знаменитой лыжницы (они тут все под именем Чепаловы ее родственники) и две пьяные бабушки-эвенки. Эвенки говорят, что приняли нас сперва за иностранцев. Когда они спрашивают, куда мы держим путь, то говорят с небольшой и доброй завистью: "Это Вам надо по отливу идти - море вас понесет прям на острова; а там красиво…!". Выпив с ними чаю за здоровье, мы выбрали самого крупного горбыля и пошли в лагерь. Долго мы уговаривали завтрашнего дежурного Витю почистить рыбу и с вечера ее нажарить, что бы утром не метаться на завтрак (утром ведь выходим в 6.00 с отливом), а еще и взять с собой рыбки на перекус в море. Нехотя, но Виктор согласился. Посмотрев на море (которое ушло) Виктор сказал: "Туда не пойду, пойду к реке". Через пол часа он вернулся и спросил у меня как звать эвенка, который дал мне кетину. "Зачем тебе он, я же принесла здоровую рыбину, ее всем хватит?" - сказала я.

- Она уплыла, - ответил Виктор.

- Как уплыла, она же дохлая? - недоумевала я.

- Выскользнула из рук и уплыла, я не смог ее поймать.

…Как смеялся Гена, припрыгивая. Как мы стебали Виктора.… В завершении: больше взять рыбы у эвенков в этот день мы не смогли. К ним совсем недавно приезжал ЗИЛок с рыбоперерабатывающего завода "Соника" и забрал всю пойманную рыбу. Завтра придется вставать Лене и Виктору в 5 утра варить кашу.…Ну, рыба ведь уплыла.

Не сразу смогла уснуть. В голове крутятся слова бабушки-эвенки: "А там красиво…"

12.08.06. Это была самая короткая походная ночь. Мало того, что легли спать в первом часу, так еще и Гена пришел в 4.45 будить Наталью принять бодрячок.

Для справки: Наталья - 20 лет, студентка 4 курса Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического университета, естественно-географического факультета, отделения "безопасность жизнедеятельности". За спиной много походов разных категорий и видов. Внешность модельная, но сила мужская. Мягкая, спокойная, расчетливая. Холостая, но про таких говорят: "Ее нужно выстрадать"! В походе в должности матроса и помощника завхоза.

После мне уже уснуть так и не удалось. Когда я встала, уже светало, но еще темновато. Море совсем рядом с палатками!!! Вот это да! Гена и Саша оттаскивают наши рюкзаки от воды, которая уже захлестывает вещи. Вот и еще один урок на море: вытаскивать вещи нужно как можно дальше. Ночные приливы говорят больше дневных, а с полнолунием они будут еще и расти! Быстро пьем чай с хлебом и сыром; кашу, которую приготовили, берем на тримаран - в 6 утра к ней даже никто не притронулся.

…Погрузка на судно в накат - это Вам не шуточки! Аврал с элементами акробатики, эквилибристики и экстрима. А еще тяжелой атлетики! И это накат еще был слабенький. Вышли в 6.30: Саша обалдел от нашей оперативности. А после был рассвет над морем… Кто не видел в жизни, как это происходит на севере, тот много потерял. Солнце всходит быстро как "на лифте", освещая все в округе. Красные и желтые разводы над голубым морем смотрятся особенно завораживающе. Море спокойное, только иногда ленивые покатые волны опрокидываются на берег. Солнце, ветер слабый. На юго-востоке отчетливо виден остров Медвежий. А вот Джугджур исчезает в дымке…

От мыса, до мыса,
Без лишнего риска, а в мыслях…

Я все-таки трусиха. Смотрю на первый Шантарский остров - Медвежий и думаю, а может с далека посмотрим и через пролив не пойдем. А вдруг снесет… Только не вздумай, Кондратьева, сказать об этом кому-нибудь…

Шли мы относительно быстро. Отлив помогал, да и гребли дружно. Много беседуем на судне, рассказываем байки и истории из жизни. Мы с Леной даже поем: вспомнили песни Гейца и Данилова, а с Витей спели одну песенку Крупа. Другие не поют, наверно стесняются, а нам по фигу… Народ понадевал тельняшки. С места рулевого я наблюдаю, как все гребут. Испытываю сильные претензии к Вите, Арсению, и Вове, когда правда он засыпает… Оля особо не напрягается, остальные гребут с душой. Лена говорит, что "через 2-3 часа гребли руки отваливаются, а еще через столько же опять прирастают. Правда немного немеют, но весло движется как надо".

Однажды нас догнал теплоход типа "Ярославца", наверное, с Соники. На просьбу взять нас на буксир они ответили, что догнали, что бы на нас посмотреть. А мы ведь вроде бы не в цирке?! Мужики постращали нас Шантарой, коварным морем! …Удачи мужики, наш капитан здесь уже шестой раз! Ха-ха-ха! А вы валите на своем судне, да подальше, раз нас брать на буксир не хотите.

Огибаем мысы, любуемся кекурами, проступающими на горизонте. Проходим от мыса до мыса всю Торомскую губу. Отлив закончился, начался прилив. Пристаем к большому галечному берегу, заваленному плавником. Капитан говорит, что обычно за такой высокой косой течет река. Вся заливаемая полоса пока сухая, но вода быстро наступает. Встали около 15.00. Взяли кухонные шмутки и пошли на берег по песку, камушкам и ГРЯЗИ!!! Высота прилива здесь 6-8 метров! Мне все еще тяжело поверить, что через час другой место, где я стою, скроет водой на несколько метров. Да, здесь приливы и отливы одни из самых сильных в мире!

Володя остался держать тримаран, подтаскивая его вместе с наступающей водой. Когда вода подошла к подножию косы, и пошел накат, мы разгрузили судно и вытащили его на берег. Скоро это станет привычным… За косой действительно оказалась большая речка Ал. За речкой болотистая зелень, а за ней флаговый лиственничный лес. Теперь чувствуется северное побережье. По верху косы по линии осенних штормовых волн навалены в ширину метров 10 многокилометровые в длину груды плавника, за ним много приморской чины с крупными бобами. Плавник - отличные дрова на побережье, они окатаны водой, сухие, и даже в сильный ливень под грудой плавника снизу обязательно найдешь сухие бревна и ветки. Единственный их недостаток: они пропитаны солью и при горении едкий их дым очень щипит глаза! Когда в обед Виктору намекнули почистить рыбу по случаю его дежурства, тот сказанул лежа в плавнике: "Я лучше займусь дровами". Мы упали…

Дует сильный ветер на берег. После обеда никуда пока не собираемся, да и пойдем ли: погода портиться.

У очередных рыбаков угостились икрой и рыбой. С рыбаками беседовал Виктор. Это оказались дети с поселка Тором. Здесь они рыбачат и охотятся. В поселке все равно делать нечего - дыра дырой, особенно зимой. Ни магазина, ни клуба, ни сообщения. Работы тоже нет, все заработки - река и тайга. Все пьют. Половина детей сироты. У кого папа пьяный замерз, а у кого-то мать тоже пьяную убили. В поселке работы нет. В основном люди, кто может, уезжает, другие спиваются, деградируют, вешаются... В магазин ходят в Чумикан за 45 км, и только по отливу - иначе не пройдешь. Здесь один месяц весь год кормит. На вопрос: "А у вас хоть карты есть?", они отвечают: "Да, мы в них играем". За икру мы угощаем их нашими деликатесами: печеньями, шоколадом, конфетами. Говорят спасибо. За наши гостиницы ребята приносят нам красную ягоду княженику! Обалденный и запах и вкус! Похоже на малину с запахом вишни, земляники и чего-то еще, но растет как земляника, но только листья в два "этажа". Короче настоящее торомское чудо! Да, кроме торомской губы мы эту ягоду больше нигде не видели.

Перебрали продукты, подсушили инвентарь. Саша подарил ребятам часть своего патронтажа. Вите ребята подарили оленью шкуру. А нам ребята показали, где растет княженика и я с Натальей пошли на "пастбище". Проходя за косой вдоль моря мы видели несколько старых деревянных рыбацких стана. Рассматриваем их с любопытством. Нары, печка, таганок, бытовые мелочи. Доски уже все поросли лишайниками. Ощущение древности, первобытности… И среди этой убогости мы действительно находим княженику. Сперва мне казалось, что я ею никогда не наемся. Но через час случилось невозможное… Нет, не то что бы я наелась, но язык заболел от кислот. После операции "княженика" началась акция "лосось". Мы решили сделать котлет. Саша и Арсений почистили рыбу, Я крутила фарш, налепили котлет, а Лена и Наталья все это добро, а еще и всю рыбу, короче пережарили. Плюс девчонки еще насолили икры. На ужин достаю последний коньяк - приняли за первый полный день в море, удачу, острова и "РосДВ".

Для справки - из дневника доктора: "в команде все относительно здоровы. У Арсения фурункулез еще дома начался. У меня проклюнулся герпес. Но благодаря вовремя начатому лечению, ограничился. Ольга жалуется на боль в горле и увеличение лимфоузла. У остальных - обветренные губы, обоженные на солнце лица и тушки. Но это уж извините - следить надо, граждане".

Да, и у меня сильно обветренно лицо. Так сильно, что Лена подозревает герпес. Я не соглашаюсь: от герпеса бы болело бы и дергало лицо. Видимо здесь две беды: ожог и обветривание одновременно, так как небольшие пузырьки на лице проскакивают. Долго лечилась кремом. Бесполезняк: помог ацикловир.

13.08.06. С утра непроглядный туман. Вышли в 7.40., через час после начала отлива. Капитан говорит, что пойдем вдоль берега, просматривая полосу прибоя. Сначала так и было. Едва видели берег. На одном даже разглядели остатки уже проржавевшего судна, выброшенного на берег уже очень давно и при неизвестных обстоятельствах. Все сразу молча вспоминают яхту "Ассоль", пропавшую в районе Шантар уже два года назад… Со временем туман рассеивается. Показался мыс Медвежье одеяло а затем и остров Медвежий. Пока мы плыли в тумане, здорово к нему приблизились. Саша дает приказ держать курс на остров! Ничего себе и поворотик событий. А почему бы и нет: идет отлив, который нам и нужен, остров не далеко, сейчас он видим, пусть и не очень хорошо, но погода улучшается. …Просто, глядя утром на море, я даже не смела мечтать на сегодняшний день попасть на остров. Беру курс на один из мысов острова (проход Шевченко пересекали не с мыса Медвежье одеяло, а несколько диагональнее, отвернули от материка раньше). На воде наблюдали чаек, уток, очковых чистиков (на голове вокруг глаз у них белые круги, а лапки ярко-красные), нерпочек. Охотились на уток, но безуспешно. На судне полно соленой икры и жаренной рыбы. Пока плыли, подул попутный ветер, натянули на веслах Вовкин тент и под парусом пошли к острову. Удивительно, но под парусом скорость движения на воде очень большая! Гребстуны отдыхают.

Море спокойное: медленные покатые волны. Когда ветер притих, снова пришлось грести. Глядим на приближающейся остров, проясняющиеся скалистые берега и мысы и от этого будоражит воображение и щекочет нервы. Народ на судне не скрывает своих эмоций, лица у всех улыбающиеся, радостные. После фотоссесии, находим быстро пресный ключ и высаживаемся.

Место чудеснейшее! Лиственницы как никогда корявые. Сразу после высадки погода стала улучшаться, и сейчас установился сияющий летний день; в дымке виден материк, а над ним облака…

В отлив на острове совсем нет грязи, как на материке. Оно и понятно - море у островов приглубое, дно исключительно каменистое: скальное и галечное. И приливы, и отливы здесь измеряются не столько расстоянием, сколько глубиной. Вода в море стала совсем прозрачной, зеленовато-серебристая, не слишком холодная. По краям пляжа возвышаются сопки с осыпями и скалами, а между ними "расстилается" равнинная болотистая низинка (с небольшими буграми пучения и озерцом), заросшая самой зеленой в мире травой: осоками, ирисами, ромашками, а так же шикшей, морошкой, мхами и редкими корявыми, но удивительно колоритными лиственницами.

Сперва выпили за прибытие на первый остров, за команду и капитана, закусили дарами Тугуро-чумиканского района. До сих пор не могу понять: "Что вообще произошло, неужели мы на острове! А ведь еще позавчера мы плыли по рекам?!". Сейчас об этом даже не вспоминается. Посидели, поговорили, потом занялись делами: Витя, Гена и Вова - баней (Витя - старший, Гена - его зам.), девчонки - праздничным столом: оладушки, котлеты, толченка. Я сперва тоже работала на кухне, а потом присоединилась к Саше клеить баллон тримарана. Арсений обжегся и сейчас где-то батонится.

Около часа начался прилив. Комарики-кошмарики на острове есть. И если на побережье и в холодный день их совсем мало, то за косой их много, а в безветрие и в теплый день за косой их очень много.

Для справки: наблюдения нашего доктора: "сперва что-то такое делается с горизонтом, какие-то полоски, рябь, серебрение. Потом кромка воды начинает медленно двигаться все быстрее и быстрее, и вот запело - накат! - медленные, плавные, ленивые, но удивительно звучные волны. Пять-десять маленьких, низких волн и вдруг как долбанет подряд 3-4 добрых пенистых вала! А пляж все уже… Прилив длится 6 часов, но подъем виден на глаз!!!" Стояние наблюдается 15-20 минут.

Чувствуется, что остров самый ближний к цивилизации: море выбрасывает бутылки, пластмассу. У ручья немного подальше от нас есть оборудованный старый бивуак. Но все равно - чисто, дико, прекрасно…

Баня была обалденная! Ну, начнем с того, как она делалась. Крупная галька была выложена в печку. Затем на камни был выложен из плавника настоящий огромный пионерский костер. После накалки камней (которые "на плавнике" раскалились очень быстро), были затушены и удалены все угольки и установлена большая геологическая палатка (без дна - что и нужно!), а внутри палатки кроме печки мужики сделали лавочки и лежанку!

Для справки: на палубе нашего тримарана лежали 10 плоских хороших досок. Главное их назначение - ходит пьяным по палубе и не проваливаться. А серьезно: из них на каждом таборе мы делали стол, лавочки, и даже лежанку в бане!

В палатке уютный полумрак, от веников из лиственницы чудный запах. Парились все вместе, Гена и Витя хлестали нас веничками, Володя поддавал пару…, а потом - в море!!! Всяких звуков было издано не счесть, их, наверное, было слышно даже на материке. Парились долго. А потом девчонки одели платья и снова фотоссесия. Гена, мне, как самой первой девушке одевшей платье, подарил букет ромашек. Все были пьяные, хотя не приняли ни капли; пьяные - от счастья! В общем, это была не столько гигиеническая процедура…сколько бальзам для души.

Сразу после бани начался дождик, скоро сменившийся сильным ветром, ливнем и грозой. Мы лихорадочно убрали вещи под тент, я пыталась спасти свою палатку, которую сильно парусило и гнуло порывами ветра. Но, увы! Дуга палатки сломалась! Она не выдержала этой нежданной стихии. Теперь у меня нет своего дома! Придется идти ночевать в палатку майора, который до сего дня жил вдвоем с Леной. Теперь нас будет там четверо. Наталья ведь жила со мной. А капитан, наверное, пойдет к Вите в "дом". Вытащив со сломанной палатки спальник и вещи, я запрыгнула в другую палатку и легла спать. Но уснуть мне не удалось. Была такая сильная гроза и ливень!!! Море почернело, как будто в него вылили несколько бочек чернила. Огромные черно-синие тучи нависли над морем. В один момент все это слилось в один горизонт. Мне стало не по себе. Кругом сверкали молнии. Вот это и перемена погоды!

Вскоре, с уходящим за остров грозой, началась красочная феерия: заходящее красно-желтое солнце, тучи разного веса, облака, просветы чистого неба - игра красок и света! Народ тусовался у костра. Сперва они сидели на верхушке косы, как в амфитеатре, а над бухтой как на сцене сияли быстро меняющиеся "картинки". А за их спинами сверкали молнии. Когда же дождь утих и все пошли спать, я вышла из палатки. У костра сидел Виктор. Настроение у него было не самое лучшее. Он обиделся на Вову из-за большого матраса, который тот надул в палатке. А тут еще и Саша со своим матрасом. Короче, в его палатке ему осталось совсем немного места… Я попила чаю, посидела с Виктором. Солнце еще проблескивало. Было тихо и спокойно, как никогда! Какой сегодня был прекрасный и насыщенный день. И даже страхи, которые я только что пережила в грозу, стоили этого момента - после грозы! Глядя на горизонт и спать совсем не хочется… Вот какие вы "острова мечты"!

…На новом месте спала хорошо. Застолбила себе место справа от входа у стенки. Потом спит Лена, Наталья и Гена. Новым составом много "трепимся". Это отмечают все остальные: "Вы еще пол ночи трещали!".

14.08.06. Утром подъем был позже обычного. Вокруг все мокрое. Вышли в 10.40 в густой туман, огибая остров с северной стороны: тут "Азимут" еще не был на тримаране. Все время проходили Медвежий с южной стороны. Только Саша, очень давно пешком переваливал с юга на другую часть острова и видел ее сверху. Говорит, север красивее. А что нам "кабанам" - пойдем и обойдем остров! С юга тем более мы его видали.

Идем с запада на восток. Здесь мористее. Туман рассеивается, проглядывает солнце. Начали просматриваться мрачные скалы, камни, кекуры, окруженные рычащей пеной. У мысов волнение намного посильнее, чем раньше, нас качало на валах, бурлила пена, потоки воды ой как видны и нас по ним несет как по реке, берега все страшнее и страшнее. Все напряжены. На мысах слышим команду капитана: "Итак, проходим мыс, все гребем, гребем, мыс проходим!". А один раз даже нарвались на встречное течение, но довольно быстро и дружно справились с его потоком, хотя и успели заценить эту "реку в море".

Действительно, на мысах наблюдаются особенно сильные течения. Здесь в отлив четко видно, что вода "уходит" в море от мыса, течение сильное-сильное, а в полный прилив здесь часто наблюдаются сулои - стоячие волны, но об этом позже… Пока нас поражало просто сильное волнение моря, где здорово колбасило. Однажды сквозь туман нам открылись на время острова "Сивучьи камни": они как пики торчат из воды, высокие, массивные. Дав немного посмотреть на себя, они вскоре снова скрылись в плотной пелене непроглядного тумана.

И пусть Нептун напрасно мутит воду,
Пусть встречный ветер и сплошной туман.
Мы поплывем в любую непогоду,
И с курса не свернет наш тримаран!

А. В. Бологов

Обедали на одном из мысов, насобирали ламинарию и трубачей, дежурные сварили крайний походный борщ (12.45-15.15). Воду на обед брали из канистр. Вода становиться проблемой. В канистрах ее едва осталось только на один прием пищи. Кроме места нашей сегодняшней ночевки на острове явных ручьев больше нет! Нам нужно срочно на материк - к воде!

После обеда мне на остров на спутниковый телефон дозвонился Кирилл. Это было что-то! Потому что обычно только мы старались дозвониться кому-нибудь, а тут нам, мне в конце концов… При поиске трубачей случилась травма у Ольги. Каким-то образом она упала на правую руку, которая сейчас вся отекла и посинела. Капитан сразу дал ей прозвище "инвалидка". Пришлось мне уйти в гребстуны, а место рулевого отдать ей. Пусть хоть левой рукой рулит, а я разомнусь, погребу…

Для справки: Ольга - 39 лет (правда, сперва она пыталась уменьшить свой возраст: сказала что ей 35). По образованию геофизик, но это было очень давно. Уже несколько лет Ольга работает косметологом в г. Казани. Ее увлечение - походы на Курильские острова и йога. В разговоре произносит много лишних фраз, типа "ну-ну, ага-ага". Путешествует в этот год с сыном Арсением - нашим юнгой. Сама в должности матроса.

По-прежнему тепло. Погода нас балует, Шантары пока улыбаются. После обеда взяли курс на материк, но как оказалось после, это был не материк, а крайняя восточная оконечность острова Медвежий. Шли 3 часа, но при сильном боковом ветре и течении сильно умотались. Придется ночевать на острове. Встали на ночевку в 18.45. Место для ночевки не самое удачное: воды пресной нет, палатками не разбросаешься: обрывистые берега. Витя пошел на поиски воды.

Пока готовился ужин - котлеты: я, Лена и Гена сходили вглубь острова. Пробираясь сквозь стланик, здорово размялись. На вершине склона, на который нам удалось подняться, мы разглядели материк и остров Птичий. Комары в глубине острова самые настоящие, растительность очень однообразная: таежный пояс лиственничных лесов сменяется поясом кедрового стланика. Среди них встречаются куртинки карликовой березки и багульника болотного. Напочвенный покров слагают зеленые мхи, кустистые лишайники, шикша и морошка. Пробиться какой-нибудь траве через этих "старожил" практически не возможно!

После этого перехода мы убедились в главном: самое интересное на островах - это побережье! Здесь и рябина, и радиола, и мертензия, и ольховник, и герань, и хохлатка и многое другое. И еще: в этой части острова лето запаздывает примерно на две недели по отношению к тому месту, где мы ночевали вчера. Здесь морошка почти вся зеленая, ирисы только начали цвести, а там все уже давно поспело и в полном цвете. По-видимому, все дело в экспозиции склонов и господствующих ветрах.

…Когда мы вернулись, Наталья еще жарила котлеты, мужики уже натянули тент и начался дождь. Он шел всю ночь. Витя на удивление всем, нашел у какой-то скалы в 400 м от лагеря маленький слезничок и у нас была вкусная вода. А на ночь мы к этому месту поставили ведро, что бы за это время накапало пресной воды. На ужин были обалденные котлетки, картошка, салат из морской капусты и цукатики к чаю. Снова началась гроза, мы уже смеемся: как ни ночь - так гроза! Но это и хорошо - пусть дожди идут по ночам, так мы целее будем. Улеглись около полуночи.

15.08.06. Разбудили нас поздно: в 8.00., т.к. на море сплошной туман и сильный накат: в такой сложно отойти от берега. Долго со смаком завтракали, ели трубачей, батонились, Лена с Геной писали дневники, я закладывала гербарий. Капитан объявил, что в 12.00 погрузка. Немного посветлело, но накат впечатляет. Тепло. Медведей на Медвежьем мы так и не встретили. Видели только их какашки и лежки.

Вышли в 12.50 в приличный накат. Обошли остров с восточной стороны и стали снова пересекать пролив Шевченко с севера на юг, и теперь уже по приливу. Когда стартовали, материк еще был виден, а позже опустился плотный туман. Капитан говорит, что если плыть по компасу на юг - не промажешь. Так мы и сделали: "бросили на мыс" (взяли курс на юг) и как ежики в тумане погребли… Но все равно, плыть в море при видимости в 20-30 м на материк с острова, это вам не в бассейне на каяке. Очко все равно играет. Со мной в этот момент были только медузы за бортом. Радует что течение идет туда же, куда и мы, и, что, в конце концов, может при приближении к материку, мы все таки его увидим. Через два часа работы в тумане, когда он поредел, с недоумением мы увидели, что болтаемся на середине пролива, а мыс Малая Джуганджа, куда нам нужно, далеко на востоке, еще в дымке. Разглядев наконец-то материк, мы погребли живее. Пристали к материку через три часа ходу в 15.25 в устье реки Уйкон. Здесь почти все женщины набрали воды в болотники из-за того, что мы зачем-то пытались войти в устье реки против сильного течения. Из обеда особенно запомнился чай с солоноватой водой, которую дежурные набрали из реки, где еще совсем недавно было море. Соленый чай, братцы, это такая гадость!

Пообедали, подсушились и в 18.00 отправились дальше на мыс Малая Джуганджа. Проходя вдоль косы с наваленным плавником, разглядели среди него обломки какого-то судна. Рекогносцировка, правда, показала, что это обычная казанка. Потом мы шли вдоль высоченных скальников, "разрисованных" горизонтально залегающими слоями породы, местами прерванными интрузиями даек. Вид этих скал вызывал необыкновенный восторг. Вот тебе где геология 1 курса института. Жаль, что с нами нет нашего покойного геолога В.Н.Аристова, он бы сейчас много рассказал…

На одном из мысов, которые непрерывно сменяли друг друга, мы попали в настоящие сулои - стоячие волны, возникающие на мысах из-за неровностей дна и в прилив. Причем сперва, это выглядело так. Туман. Идем строго вдоль берега. Но чем ближе к нему, тем сильнее волны. Поэтому держимся чуть поодаль, но в пределах видимости. Как назло накануне расслабились настолько, что уже второй день кроме Ольги и Арсения никто не надевает спасжилеты. С каждым разом волны становились все сильнее и сильнее. Привстать негде - одни скалы. И тут совсем неожиданно прямо по курсу мы увидели высоченную хаотичную зыбь, проще говоря, высокие волны, которые не двигались, а стояли, и как бы качались, а с них падали брызги. Течение несло нас прямо на них. Отступать не куда. Нам придется попасть в них! Капитан кричит: "Гребем! На скорости тримаран управляем! Гребем!!! Проходим!!!". Что было дальше - просто страшно, но прикольно, но уже после прохождения мыса прикольно! А в тот момент было очень страшно! Течение несло нас прямо на сулои (хорошо хоть ветра не было). Попав в них, волны окружили нас со всех сторон, поставить судно к ним носом было не возможно. Нас колбасило как в 6 баллов!!! Если бы это была река, то ее категорийность можно было оценить в 6 категорию! Тримаран согнулся как дуга, один его борт был приподнят на волне, другой лежал у основания, четвертый еще где-то.… В один момент я приподняла глаза и увидела, что волны были выше меня, и если бы они обрушилась, то меня бы снесло силой воды или бы я вся вымокла.… Впрочем, и брызг нам хватило всем. Схватившись одной рукой за корму я наблюдала за происходящем. Пусть простит меня капитан, но грести я не могла. Колбасило так сильно, что если бы я (или любой из нас кто сидел по правому борту) выпал, то течение уходящее от мыса, унесло бы нас черт знает куда. А течение как мы увидели позже, было очень большое, только час как начался отлив, а вся эта стихия происходила в сильный туман. Тут еще упал рулевой! Я ее придерживаю одной рукой, сама держусь другой, смотрю на Наталью: нос тримарана, на котором она сидит входит в основание волны и я кричу: "Наталья, держись". Слышу, еще кричит Ольга: "Арсений, держись"! Другие, правда, молодцы, гребли изо всех сил, еще и течение помогало. "РосДВ" как коврик, ложась и окутывая волны, показывал себя упругим и прочным судном.

Ура! Прошли! Слава Богу, все обошлось: никто не выпал, не перевернулись, и не сломалось судно. Еще несколько минут мы лихорадочно гребем от береговой скалы, на которую нас выбрасывают волны. И совсем скоро, в какой-то момент, они прекратились… Хаотичная высокая зыбь прошла. Позже капитан, который в этих местах бывал уже в шестой раз, скажет, что "никогда подобного он еще не видел". До коварного места Лена, все глядя на свой, болтающийся на ее шее, компас, кричала: "Север", "Север", "Северо-восток"…Теперь пройдя сулои у мыса, мы резко повернули на право, и это подтвердилось резким ее возгласом: "на юг!". Еще немного поборовшись с течением и значительно меньшими волнами, что пережили только что, мы пошли вдоль скал и все время на юг. Мысов больше не было. Мы заходили в залив Люцун. Значит, мыс, который мы только что обошли и есть Малая Джуганджа. …Да Малая Джуганджа, мы запомним тебя навсегда!

Вдоль скал мы шли еще часа два. Туман то немного рассеивался, то снова уплотнялся. Более-менее приличное место для ночевки мы нашли уже в 22.00. Здесь была очень узкая галечная полоса, над большей ее частью - осыпи, ключа нет, плавника мало. Хорошо, что сейчас было только начало отлива. Тримаран не пришлось далеко уносить, а утром придется рано уходить, иначе зальет. Долго выбирали место для ночевки - везде опасно, осыпи. Но в итоге мы умудрились хорошо устроиться, относительно безопасно, полюбовались на луну и звезды и уснули.

16.08.06. Итак, мы попали в залив Люцун. В середине залива в него впадала речка, а в полукилометре от берега находилось пресное озеро Большое. Дежурные встали в 7 утра. На завтрак были чудные рожки с тушенкой. Остальной народ подтянулся в 8.00. Шел прилив. К 9.00 он подошел к нашему тримарану, и в 9.20 мы впервые погрузились без наката, и погребли вглубь залива. Утренний туман к 11.00 поднялся и прорезался настоящий летний, солнечный день. Вскоре скалы стали ниже, а потом и вовсе берег стал низкий - коса, заваленная плавником. Из далека мы увидели устье реки, пробивающее косу. Пристали. Собрав все спиннинги, которые были у нас, мы пошли вдоль речки по медвежьей тропе. Пройдя несколько метров, мы увидели в ямках речки огромных гольцов и горбушу. От наших шагов рыба шугалась вверх и вниз по течению. По пути заметили в полете пару белоплечих орланов. Дойдя до заветного места, который указал Саша (здесь несколько лет назад он с Ольховским наловил кучу гольцов, одного за одним), мы стали кидать блесна, но по неизвестным причинам в этот раз клев был не очень.… Из кишащего рыбой улова за полчаса удалось выловить только гольца (Саша). Потом мы сходили к избушке, которая располагалась в пяти минутах от речки, а вернувшись с нее Лена все-таки вытащила горбыля.

Удовлетворившись таким скудным уловом, народ пошел в сторону озера. Меня и Вовку такой поворот событий не устраивал. Уже двое суток мы не ели рыбы; эвенков мы больше не встречаем, а потому рыбы уже может больше не быть, а тут еще в реке ее столько, а мы вытащили только две! Догоняя уходящую толпу, я лихорадочно забрасываю блесну, но крупные рыбы даже на нее не реагировали. Вова тоже отстает. Вскоре все уходят, и мы остаемся вдвоем. Покидав еще немного, Вова предложил растянуть сетку. Распутав метров пять "клетки" мы перегородили реку и стали загонять в сети рыбу. Результат был превосходный. Еще после одной попытки мы наловили почти целый мешок рыбы. Теперь мы оба удовлетворенные результатом побежали в лагерь отнести рыбу и догонять наших! Перебравшись через плавник, мы пошли по чудной упругой зеленой мари. Под ногами росло много шикши, голубицы и море морошки! По пути я встретила Наталью и Лену, собирающих морошку. Они указали мне путь к озеру.

Подойдя ближе к берегу, я увидела маревую воду, но достаточно прозрачную. Несмотря на близость моря, вода в озере пресная. Но самое удивительное: из-за мелководности она еще и очень теплая. Берега низкие, но очень живописные. Корявенькие лиственницы здесь еще и очень низкорослые, хотя по ним точно скажешь, что лет им уже ой как много.… Побродив немного по мари, поклевав и пособирав морошку, я пошла искупнуться в озере. Братцы, это класс!!! Единственное, что не сбылось на озере из обещанного капитаном: уток почему-то не было, а так было все и вдоволь!

В лагере из морошки я сварила варенье. В моем родительском доме мужики почти никогда не ели варенье. И я была уверена, что моей миски варенья хватит надолго. Наивная чукотская дурочка. После ухи, с обеденным чаем ушло все варенье. Мужики ели его ложками! Сделала для себя еще один урок: в такие походы надо брать больше сахара и варить варенье. С ним веселее.

Дочистив рыбу, подкачав баллоны, мы поплыли дальше, убегая от надвигающейся грозовой тучи (было уже 17.00). Шел прилив. Нерпы пока табунами "не ходят", но встречаются регулярно. Утки и чайки - почти всегда рядом.

Мы идем к мысу Большая Джуганджа. С него мы должны стартовать на остров Птичий. Хорошо просматривается остров Феклистова. Немного не доходя до мыса, мы встали в ближайшей небольшой бухточке с ключом (19.00). Последний произвел на всех большое впечатление.

Для справки: из дневника доктора: "ключ падает на косу по камням, разбиваясь на водопады, а на влажных камнях - мох и шапки мелких белых цветов камнеломок с развесистыми листьями. Любой ландшафтный дизайн отдыхает! А ведь еще звук - шум падающей струй воды и ритмичный накат волн!".

Еду готовили все. В результате к ужину было: икра, жареные молоки, сердца и печень, котлеты, рис, рыба в фольге и компот. Как мы не лопнули - до сих пор удивляемся!

Из дневника: "Особенно заслуживает тема погоды: горизонт, с налетающим вмиг грязным туманом, с трудом пробивающимся солнцем, лунная дорожка и огромные звезды… Но одно говорить, другое дело видеть своими глазами. В тот день, когда мы шли с Медвежьего на мыс М. Джуганджа, погода менялась раз десять, а ночью был дождь, но утром - снова тепло, а потом солнце, жара. Пейзаж меняется так быстро, что не только наглядеться - сфотографироваться не успеваешь.

Цвет воды - голубовато-зеленый, в глубине - темный, прозрачный, а по поверхности жемчужно-серые блики. Между баллонами - травянистый, изумрудный, подсвеченный отраженным светом. На горизонте никогда не бывает одной линии - там или бело-серая стена тумана (часто при абсолютно ясной погоде) или полосы темно-синих, серебренных, белых. Облака, кроме привычных форм, иногда вгоняют в ступор. Глянешь в сторону или назад - а там белоснежная горная цепь! Не кучи облаков, а конусные вершины, пологие долины, распадки и все это - молочно-белое, гладкое, монолитное, с четкой границей. А через пять минут - нет ничего, просто туман".

17.08.06. Подъем в 7.30. Выглядываю из палатки и не верю своим глазам: 100% ВИДИМОСТЬ, СОЛНЦЕ с утра, ЧИСТОЕ НЕБО, а на горизонте легкие облака и острова, море - гладкое, волны пологие и тихие!!! Такого еще не было ни разу! Первые мои мысли при виде окружающего: "Это не шантарская погода!". И только сейчас я понимаю, о чем часто говорил капитан: "Перед тем как пересекать пролив - ждем хорошей погоды".

Погоды дождались, теперь ждем отлива. Капитан еще раз попросил хранящиеся у меня карты Шантар. Окинув своим капитанским взглядом Шантарское море, острова и материковое побережье, Саша помолчал, поводил рукой по карте и сказал: "Смотри, сейчас прилив, вся вода пошла в Тугурский залив, через полтора часа начнется отлив. Если мы пойдем по отливу, нас может пронести мимо острова, поэтому нужно уходить где-то за час до отлива". После этой фразы капитан приказал срочно грузиться и выходить. До начала отлива было где-то полтора часа.

Вышли в 9.00. Обогнув мыс Большая Джуганджа мы наконец-то увидели остров Птичий. До него было 15 км. От мыса, течение несло нас в сторону острова. Солнце припекало, и световая дорожка строго указывала нам курс на остров! Отойдя от мыса подальше, вода в море стала очень спокойная, совсем без ряби и видимого течения. Мы впервые уходили так далеко в море. И, наверное, в туман здесь было бы очень страшно, страшно не видеть берег, но сейчас в хорошую видимость об этом даже почти не думалось. Мысль была одна: грести сильнее - пересекаем пролив, побольше погребем - быстрее будем на месте и только бы мы все правильно рассчитали, да нас никуда не снесло.

В проливе мы не раз замечали одно интересное явление - торчащие из под воды неизвестные объекты. Приблизившись к одному из таких, мы с удивлением обнаружили, что это плавающий в море плавник. Некоторые коряги достигали особо крупного размера. На одном таком плавнике сидела и отдыхала нерпа. Эти чудные морские создания давно уже прекратили нас удивлять в море своим присутствием, но тут на коряге… Нас всех интересовало только одно, каким образом ей удалось взобраться в море на круглый деревянный ствол?

…Через два с половиной часа интенсивной гребли мы приблизились к южной оконечности острова Птичий, и поскольку здесь пристать было негде, мы стали обходить остров с восточной его стороны на север. Здесь берега были все меньше похожи на материковые. Птичий, сразу оправдал свое имя собственное. И хотя сейчас нет настоящих базаров, они будут осенью, зато нас сразу привлекли орланы и его многочисленные гнезда, очковые чистики, собирающиеся на воде в огромные стаи. Гомон птиц стоял не прекращающийся. А при нашем приближении к очередной стае, птицы неохотно взлетали и приземлялись немного поодаль от нас. Очень хороши ипатки - как маленькие пингвины, брюшки белые, сами черные и красивый попугайский красно-желтый клюв. Они летают по одному или маленькими группами, часто проносятся прямо у нас над головами.

Нерпы сегодня были в почете. Приближаясь к одной из бухт, большинство нашего народа приняло лежачих на берегу нерп за камни. И так бы мы и ушли: да камни уж больно разноцветные - серые, бурые, черные и вдруг зашевелились, а кто-то это заметил! Резко повернули тримаран к бухте, но ленивые нерпы, напуганные визитом незнакомцев, стали один за другим неуклюже ползти к морю. Скоро их совсем не осталось на берегу. Зато что творилось в тот момент в море! Десятки нерп стали высовывать свои любопытные мордашки из воды, кто-то торчал на половину, другие показывали нам только свои хвосты, ударяя ими по воде и, провожая, таким образом, нас скорее прочь. Это был номер!

На северной стороне острова вдруг открылись невероятные серо-белые скальники из округлых фантастической формы глыб. Каких только берегов и мысов они не образуют! Постоянно меняется форма кирпичей и характер кладки. На отвесных белых столбах в тени расселись ипатки и тупики - ну точно как пингвины. Между камнями есть не глубокие гроты. Короче, сам остров Пасхи по сравнению с Птичьим просто "отдыхает"!

С северной оконечности острова нам снова открылся остров Утичий. Это настоящий замок в море! Вершина острова - прямой скалистый конус, а по бокам от него - еще два конуса пониже. Утичий - наш следующий остров, а пока мы наконец-то нашли на Птичьем бухту, где есть единственный на острове ключ.

Высадились в 12.50. Саша рассказал нам, что в одном их походов ручей у которого мы пристали сейчас вытекал из огромного снежника, а в этот год мы не нашли даже недавних признаков его присутствия. Судя по нашему загару и отсутствия хотя бы этого снежника, я делаю вывод, что наш поход совпал с невероятно теплым летом!

Бухта, в которую мы попали, была обрамлена огромными окатанными валунами, белыми, шероховатыми, неправильной формы. На каждой грани такого камушка легко бы уместилась целая палатка. Выше - уступы, а поверху - лес. В середине бухты травянистые склоны сопок образуют изумрудный крутой распадок, по дну которого течет ключ, далее видна тайга. Устье ручья завалено плавником, да и вся коса за высоким береговым валом буквально завалена окатанными коряжками. Страшно себе представить, что происходило на море в погоду, когда все это добро выбросило на берег!

Чем дальше на восток мы продвигаемся, тем раньше здесь начинаются приливно-отливные течения. Абсолютная высота острова 239 м. Наката в бухте не было, мы высадились как на блюдце. Рядом с берегом высовывают свои мордочки недоуменные нерпы. Очередная куча медвежьего помета показывает нам, кто на острове старший. Вскоре начинается прилив: в камнях под скалами загудело - какой-то дикий утробный звук.

Белые камни не дают покоя. Мы бродим по острову как обезумевшие от счастья и повторяем слова Сашиного и Гениного друга Сергея Филимоного: "Остров Птичий - самый красивый остров!". А вот Светлана Дмитриевна Шлотгауэр считает самым красивым островом Феклистов. Но нас там не будет. А пока с первого раза нас покорил Птичий… Синь, зелень, покой, простор…. Опять в который раз загораем, сушимся. После вчерашнего кулинарного безумства готовить почти ничего не нужно - осталось много еды. Нет, это не поход - слишком все хорошо вокруг и слишком все хорошо у нас! Это тот самый отпуск, достойный книги рекордов Гиннеса.

Здесь уже, кстати, не встречаются следы цивилизации - ни фантика, ни бутылки, ни бивуака. Решили баню сегодня не делать (мы еще слишком чистые), а потратить день на путешествие по острову. Каждый ходил, где хотел. Сначала я с Вовкой и Геной ходили на белые камни поплавать в гидрокостюме и в маске с трубкой - это была давняя Вовкина мечта на островах. Первое погружение показало, что здешние воды суровые, холодные и очень обедненные. Лето только на берегу, и то как будто для нас. Из добычи только несколько слоевищ ламинарии. Капитан насобирал мелких трубачей. Виктор занят добычей и заготовкой радиолы розовой (у него много друзей, которые по его словам заказывали ему это редкое растение). А я после погружения отправилась с Леной вверх по травяным склонам сначала вдоль ключа, а потом выше к лесу. По ручью действительно много радиолы розовой, а выше - ромашек, чемерицы, ирисов, дудника, низкорослой ивы и много других растений. Морошки на острове нашли мало, зато шикши - море, местами просто сплошной черный ковер под ногами. Здесь она крупная, как смородина, и очень вкусная. При прогулке по острову пришла идея сварить варенье из шикши - ну кто в мире пробовал варенье из шикши, а кто вообще пробовал его варить? Насобирали ягод, зашли в лес - дремучий ельник, как в сказках про Машеньку, совсем не буреломистый, проходимый, как парк; под ногами мох, хвощ, вейник и др. Лиственницы здесь очень пушистые, хвоя в два раза длиннее и очень мягкая, серебристо-зеленая, светлая.

Немного посидели на обрыве, полюбовались видами, поговорили, помолчали… Здесь как на ладони виден наш лагерь, правда в миниатюре. Разложенные на камнях вещи смотрятся как маленькие лоскутки цветной ткани.

На ужин ели салат с ламинарии, что добыли сегодня при погружении, а также запеченную в фольге рыбу, котлеты, рожки с тушенкой, оладушки с шикшевым вареньем. Лучший "ресторан" Шантарских островов…!

Ночью ломилась в камень на берегу - думала это палатка! Вот это да… Рассмешила сама себя!

18.08.06. Утром на удивление выспалась, но почему-то никто не будет? После того, как кто-то из наших вернулся из туалета: выяснилось, что на море сильный туман, видимости нет. Дневка по метеоусловиям. Кто бы мог подумать, ведь вчера была такая чудная погода! Немного жалко времени, которое приходиться терять, ведь остров по большому счету мы успели вчера почти полностью осмотреть. Но ничего не поделаешь. Я сплю дальше…

Ох, как громко поют птицы, даже в непогоду стоит такое звонкое разноголосье…Сквозь сон слышу, что капитан дал всем задание собрать по кружке шикши. А через некоторое время, все потеряли Арсения, который пошел за ягодой. Гена с ружьем пошел за Арсением. Через некоторое время Арсений вернулся, но тут же ушел искать Гену. Наши позже смеялись: "Гена с Арсением друг друга ищут по острову".

Немного почитала в палатке лоцию Охотского моря: у острова Утичий в книге нам обещают сулои…. Что-то мне не хочется второй Джуганджи.

Из собранной ягоды Вова выдавил сок и получил шикшовый сироп. В сочетании с 40 градусной жидкостью образовался прекрасный ликер! Деликатеснейшая вещь, пробовал ли кто-нибудь?

…Наталья с Леной решили сделать драники, настоящие, из картошки. Водные походы не просто сытые. Еще они хороши тем, что взять в них в принципе можно все что угодно, не взирая на вес. Так вот и сейчас, взяла я в поход пол куля картошки, которую дома не доели, а девчонки нас сейчас драниками балуют…

Погода улучшилась - над бухтой солнце, но острова еще в тумане. На солнышке жара, а в тени холодно! Капитан издает распоряжение: обойти еще раз остров вокруг. На разгруженном тримаране мы еще не ходили по морю, но в этом братцы что-то есть! Не нужно разгружать и загружать судно, просто опустил его на воду и греби куда надо! А вещи на острове: кому они здесь нужны? Вот уже несколько дней в море мы не встретили ни разу ни одного судна: ни яхты, ни теплохода - ничего. Разве что медведь придет да поищет что по вкуснее?

При обходе острова еще раз насладились пейзажами острова Птичий! На одном из пляжей пытались взять в плен стадо тюленей, но немного не успели - они почти все убежали. Только одного тюленя Гена успел погладить, когда тот, убегал от нас и уже вплотную подполз к воде. Зато подобная удача нам "улыбнулась" на группе маленьких каменных островков, расположенных в непосредственной близости от восточной берега о.Птичий. Внезапно появившись из тумана, мы быстро высадились на островках и отрезали путь к морю зазевавшимся нерпам, не успевшим по приливу уйти в море. Вот тут мы вдоволь нагляделись, нафотографировались и даже погладили этих замечательных морских зверенышей.

Для справки: из дневника нашего доктора: "У них большие чудные глаза, которые они не закрывают в воде, круглые носопырки, которые при погружении в воду смыкаются плотными щелками и ушки-дырочки, тоже с заглушками. Шкурка шелковистая, с мусеровыми переливчатыми пятнами и кольцами, серовато-оливковые, с серебристым отливом. На пальчиках ласт смешные ноготки, а между задними ластами смешной хвостик. Тюлени - типичные амниоты. …а ласты - это обычные ноги, со всеми причитающимися суставами".

В тумане, при лавировании между камней мы видели радужную дугу - галло, прямо над водой, в виде арки, в которую входил наш тримаран. Братцы, разве это не знак свыше?!

После игры на камнях в "пленных тюленей" мы снова поплыли к острову, где находился Виктор (он по его словам "работал на геологическом объекте" - собирал образцы). Еще на воде мы стали кричать ему. Он отозвался. Подплывая к берегу в небольшом тумане, мы не могли его разглядеть: слышим, но не видим. И когда уже берег был отчетливо виден, мы по-прежнему не могли разглядеть на нем Виктора, хотя мы шли строго на его голос! И вдруг у кромки воды мы увидели…лилипута!!! Крошечный Витя махал нам руками. Вот это да! Мы уже не раз слышали об оптическом обмане в горах, на воде и на островах, но еще не разу мы не сталкивались с этим явлением так близко! Сколько раз и сколько времени мы плыли вдоль обрывистых берегов островов и материка, но по настоящему понять их размеры, высоту скал, масштабность явлений мы смогли только сейчас, увидев на их фоне человеческого детеныша! Мы не раз лазили по скалам, знали, как они велики, но сознание воспринимало их с воды, как обычные булыжники и ожидало лишь фигуры человека, что бы увидеть величие скал в соответствующем масштабе. Да, поистине велики Шантары и непостижимы чудеса их! Жалко только что Витя не поймет, какое важное открытие принес он нам стоя на берегу.

А на восточной стороне острова мы нашли довольно крупный ключ, впадающий в море водопадом, но не обозначенный на карте. Подходя к нашей бухте, мы вновь любовались Белыми скалами острова.

Неожиданно долгая готовка и неспешная еда превратились в душевные посиделки допоздна, было много рассказано и обсуждено, выслушано и оценено. Луна, лунная дорожка, звезды, ветер с берега. Эх, завтра бы так!

Сегодня ночью опять ломилась в камень: искала вход в палатку… Удивительно, почему я днем не замечаю этот камень.

19.08.06. С утра прекрасная погода, видимость 100%, даже облаков почти нет: небо синее, горизонт в линию. Выходим где-то за час до конца прилива в 8.55.

Есть одна вещь, которая бы путешествующим на тримаране может быть очень полезна - это памперсы. Да - они самые! И взрослые писать хотят! А с утра еще у многих повышенный диурез! Пройдя немного от острова - приспичило. Капитан кричит: "Что вы все устроиться не можете, бродите взад-вперед!?" - А как иначе. Пришлось просить Вову уйти с кормы, самой одевать плащ (чтобы окружить себя ширмой) и устраиваться на корме. Испытание скажу я Вам не слабое… Да еще в такую волну, что преследовала нас всю дорогу до о.Утичьего и пол дороги до о.Большой Шантар!

…Немного отойдя от острова Птичий, в море начались такие сильные и высокие волны - они здорово качали нас! Страшно не было, но тревожность за то, что волны могут стать сильнее - была. Одна за одной они появлялись, словно ни откуда. Уплывая от волны, они снова и снова нагоняли нас. Мы как бы качались по волне, по ее поверхности. Волны не опрокидывались, потому прямой опасности не было, но выпасть за борт было возможно. Все одели спасжилеты и, крепко прикрепившись к тримарану, усиленно гребли! Утичий приближался быстро. Течение здорово помогало нам, но волны не прекращались до самого острова! За три часа мы дошли до его скалистых берегов.

Утичий - не большой, но симпатичный. С моря - замок, замком! Деревьев на острове почти нет, только чуть-чуть на вершине восточной стороны, а остальной ландшафт - трава и скалы. На северной стороне находится очень интересный и привлекательный кекурный мыс. В округе было много птиц - чайки, ипатки, топорки. Чайки собираются не на прибрежных скалах, а на гребне острова или на косе и очень громко кричат. Ипатки единичны, зато топорков много - они черные, только голова с боков белая и оранжевый клюв. Еще мы видели темно-серых чаек с черными клювами.

С восточной стороны острова Утичий к нему примыкает еще один небольшой скалистый "пупырь": в отлив они почти соединяются, в прилив это два разных острова с общим основанием.

Мы привстали к берегу Утичьего на 20 минут, перекусили и пошли на о.Большой Шантар. За несколько километров до острова подул сильный боковой западный ветер. И все таки нам везет; не дай Бог если бы такой ветер застал нас дальше в открытом море…

Через 2.20 минут после выходы с Утичьего мы пристали к острову Большой Шантар к скалистому полосатому мысу с цветным названием Радужный. Возможность пристать именно здесь нашим геологам в виде подарка сделал сам капитан. На мысе выходят на поверхность разноцветные яшмы: красные, желтые, зеленые. С воды смотрится особенно красиво! Мудрые первооткрыватели островов тоже узрели особенность этого мыса и зафиксировали на карте это звучным названием.

Капитан хоть и дал народу возможность побродить по мысу, но вскоре сам же стал сильно торопить народ собираться и уходить, так как резко подул попутный ветер! Мы растянули на веслах тент и около часа быстро шли вдоль берега вглубь залива Якшина.

Бухта за бухтой сменяли друг друга по берегу, одна красивее другой. Одна из них со звучным названием Топазная мне запомнилась особенно! Уж больно правильная и красивая она выглядит с воды! В каждой бухте есть ручей! Наверно в каждый из них заходит рыба, в каждой бы и пожил с денек, да идти нужно скорей: завтра уже двадцатое число, а мы только на Большом Шантаре. Да еще и ветер попутный - разве можно упускать такой шанс!

Когда идем под парусом - отдыхают все, кроме держащих весла паруса и рулевого. Его сменяет капитан. Когда ветер заканчивается, мы снова погребли, а я занимаю место капитана и встаю на руль. Как символично подходить к жилому месту стоя на руле! Еще с далека я замечаю то место, где возможно стоит метеостанция - берег там голый, в самой глубине бухты Якшина. Чутье меня не подводит. Вскоре мы различаем черты отдельных строений, а еще скоро дом, баню и др.

Сегодня шли без обеда, но с небольшими перекусами. Бухта Якшина невзрачна по сравнению с увиденным нами ранее. Берега несут следы давних пожаров. Светло-лиственные породы деревьев встречаются все чаще и чаще и они, увы, не украшают берега, а подтверждают историю, что ранее здесь бурлила и кипела жизнь. С воды видно, в каком месте стояла звероферма, а где был совхоз. Китобойные флотилии тусовались в море, в бухте Якшина был целый поселок, воинская часть, а с Чумикана на остров даже ездили заготавливать сено! Сейчас же на всем острове живет только 5 человек! Остров стал трудно доступным для большинства простого населения. Даже нерп в заливе меньше, чем мы видели их ранее в других частях Шантарского моря.

Через два с половиной часа после выхода с мыса Радужного в 19.30 мы достигли побережья глубины залива. Последние сотни метров дались особенно тяжело, так как сегодня все очень сильно устали от гребли. Ходовое время за день составило 8 часов!

Шел прилив. Мы подождали, пока скроет грязь и вытащили тримаран на берег. Нас никто не встречает. Сразу же мы находим тропу, которая с берега ведет к метеостанции, и быстрым волнующим шагом идем на встречу к местным жителям - хозяевам залива. Первые шаги по Большой земле острова даются тяжело - нас всех до одного штормит после сегодняшнего длительного перехода и сильного волнения на море. Мы идем, качаясь, то в одну, то в другую сторону. Такое ощущение, что тебя все еще качает по волнам…

Лай собак оглушил тишину - лайки приветствуют нас. Мы осматриваем окрестности. Станция расположена между р.Якшина и ручьем Амука. Вокруг высоченная трава, которую эффектно причесывает ветер. Главным строением на высоком берегу является большой жилой дом - больше напоминающий казарму, а также баня, летняя кухня, электростанция, еще несколько каких-то небольших построек, огород, где только сейчас цветет картошка, вдали виднеется площадка метеостанции. На встречу к нам выходят начальник метеостанции Владимир Бойко (мужчина на вид лет 40-43) и молодой парень Сергей лет 20-ти. Ребята говорят, что заметили нас давно в море, но поскольку никто из нас не греб и не шевелился (по их словам), нас приняли то ли за какой-то буй, то ли вообще не понять за что-то цветастое дрейфующее в море (но никак не за тримаран).

Нас всех очень интересовала встреча со знаменитым журналистом, хабаровчанином Александром Черкасовым. Два года назад он уехал работать на метеостанцию "Большой Шантар". Сейчас в лагере его не оказалось. По словам Владимира, он ушел еще с одним работником Сашей на перевал и будет только вечером.

Мой первый вопрос к здешним старожилам звучал примерно так: "А можно ли баню натопить?". К нашему превеликому удивлению, ее не нужно было ни топить, мало того, не нужно было даже таскать воду. Дело в том, что мы прибыли на метео в субботу, а суббота для них БАННЫЙ день! И все дела касательно приготовления бани уже были готовы. Для меня большего подарка на сегодня просто не могло быть. Дело в том, что свой длинный волос я не мыла уже с самой бани организованной нами еще в артели! Это было второго августа, а сегодня было уже 19!!!

В походе часто живешь для команды, для общего ее благополучия и в этой суматохе совершенно не остается времени на самого себя. Как говорит наш капитан: "Сперва делаем дела общественные, а потом личные". А в этом походе на мне лежало много всего: и продукты, и шитье тримаранов, мало того, часто я была затейником партии то котлет, то варенья, то еще чего-нибудь. И если почистить с утра зубы я еще едва успевала, то на "помыть голову", не было совсем ни времени, ни сил. Впрочем, одна такая возможность была на полудневке на острове Медвежий, когда мы делали баню. Но там баня была больше для тела, а не для головы, т.к. за пресной водой нужно было идти далеко через плавник (что не безопасно с котлом воды), котлы все в этот день были заняты под едой, да и работы общественной в этот день было очень много. К концу бани правда девчонки опустошили один котел для "головных" целей, но и желающих на него в этот день было очень много…

…Быстро собрав все банные принадлежности - Я, Лена и Наталья побежали скорее в баню. Гена с Олей остались на берегу готовить ужин. Что было дальше, поймет только испытавший все то, что пережили накануне мы! Скажу только, что порою такие ощущения, которые мы испытали после бани, нужно обязательно выстрадать - просто так их не получишь ни за что, и не купишь ни за какую цену!!! И это того стоит!!! Пар был превосходен, водичка и воздух - целебные, а шампунь Пантин-прови - могуч! Мы отмыли всю грязь, что привезли еще с Шевли и Уды, что успели насобирать еще по побережью и на других островах. Наши крики восторга были слышны далеко, далеко… И сейчас я благодарила судьбу только за то, что сегодня был не мой день дежурства…

Вечером внезапно поднялся сильный ветер на берег: теплый, но сильно крепкий. Он уносил вещи, мешал ставить палатки, но к ночи стих.

На праздничный ужин, организованный в честь прибытия на ГМС (гидро-метео станцию), был приготовлен плов, салат из последнего качана обычной капусты и салат из морской капусты; я выкатила две банки ананасов (припасенных на этот случай), а Гена выкатил бутылку шампанского и водки (его сыну Антошки сегодня исполнилось 8 лет).

Ужинали поздно в летней кухне вместе с "аборигенами". Владимир Бойко живет здесь уже 15 лет. Он рассказывает, что радио и телевиденья здесь нет, вертолет прилетает 2 раза в год - осенью и весной: привозит продукты. Непредвиденные рейсы возможны по случаю выборов и непредвиденной беременности, что произошла у них с одной парой, проживавшей на ГМС в прошлом году. Телефон есть спутниковый, но личный - Владимира. Звонить с него дорого. А с большой землей общаются по старинке - через морзянку. Двое молодых ребят Саня и Серега работают на ГМС только год - после училища попали сюда по распределению с Новосибирска. А. Черкасов по словам В. Бойко, собирается в этом году уезжать с острова. Пока мы ужинали, залаяли собаки: это пришел из леса Саша. Вид у него был замученный и усталый. Он попал вместе с Черкасовым в какой-то горельник, из которого долго не могли выбраться и найти дорогу. Сейчас Черкасов остался в лесу и будет скорее всего утром, а Саша по горельнику вышел и вернулся - завтра ему заступать на смену.

За теплым дружеским ужином и беседой прошло еще пару часов. И тут неожиданно снова залаяли собаки… Во дворе показалась спина Александра Черкасова. Вот это будет встреча! Наши ребята - Саша и Витя не раз бывали с ним в походе: Витя на Сизимане, Саша - на Сизимане и на сплаве по р.Хута-Бута. Он снимал для них фильмы. А Витин фильм про Сизиман, отснятый Черкасовым, на каком-то всероссийском конкурсе занял 1-е место. Он не знает, что мы должны приехать. Несмотря на визиты в этом году на ГМС трех яхт из Комсомольска-на-Амуре (Ника, Альбатрос и Роса), визита Хабаровской команды Игоря Ольховского тоже на яхте, о нашем, давно планируемом приезде, здесь никто не знал. Самоуверенным шагом А. Черкасов зашел на летнюю кухню и замер. Замерли наши, ожидая реакции. Немного посмотря друг на друга, они наконец-то набросились обниматься. Да, даже на далеких островах люди встречаются и искренне рады таким теплым встречам. …После было еще много разговоров, много воспоминаний и совсем не много выпитого спирту - он как положено ему заканчивался…

Со спиртным вообще в нашей команде было все очень сумбурно. Впрочем, c моей непьючестью (я выпивала только иногда чисто символически бальзам и коньяк), мне, глядя на это, было еще и весело. В поход капитан взял ящик водки, Гена решив, что ящика на одного мужика много, взял пол ящика, а Витя не взял вообще (не известно по каким причинам: сэкономить решил наверно). Вова, рассчитывая на бальзам, который должна была купить я (а его в последний день не оказалось в продаже), водки не брал. Но успел взять несколько бутылочек бальзама (не знаю, в каком магазине города он его нашел). Я перед отъездом купила коробку вина и три бутылочки коньяка. Лена где-то купила (и тоже перед самым отъездом) 5 литров спирта. Кому-то наверно наш запас спиртного покажется большим. Но я Вас уверяю - этого нам было мало!!! Только в поезде мужики умяли пол 10-ти литровой канистры… И уже сейчас спирт грозил с такими темпами закончиться прежде временно. Во всем капитан обвинял Витю, который много пил, а водки не взял.

После часу ночи наши ходили знакомиться с бытом шантарцев. Оля как-то быстро сдружилась с начальником метеостанции, Вовка с Серегой и Саней, я больше сидела и слушала разговоры Черкасова. Ужин закончился примерно в три часа ночи. Под свет фонарика через лесную дорогу (так как основная дорога сейчас в прилив была затоплена) мы дошли до наших палаток, оттащили еще выше тримаран и пошли спать. Этот день в своей истории я запишу как один из самых насыщенных…

20.08.06. С самого утра ясная, тихая и теплая погода. Тишину нарушают только голоса птиц. Сегодня была замечательная возможность выспаться - дневка как никак. С утра Саша мне и Лене дал позвонить домой: "Вас беспокоит остров Большой Шантар, это я мои дорогие, а как у Вас дела? …А у нас все прекрасно!" - спасибо тебе капитан за предоставленные услуги спутниковой связи. Ты как детей провел нас уже по трем островам, без происшествий и с заботой, так еще и спутниковый телефон перед поездкой приобрел. Даешь позвонить и успокоить родных. Моя мама волнуется особенно, ведь накануне моей поездки она узнала, что в экипаже погибшей яхты "Ассоль" был муж и сын одной ее хорошей знакомой и коллеги по медицинской службе.

В пути много рассуждаем, что для нас было бы приоритетней в походе: спутниковая система GPS или спутниковый телефон. Не умоляя достоинств первой, карту и компас еще как говорится, никто не отменял и без GPS вполне можно обойтись, тем более наш капитан пользоваться картой и компасом умеет лучше любого продвинутого ориентировщика. Так что великой потребности в GPS мы пока не испытываем, и не огорчаемся по ее отсутствию, а вот спутниковый телефон это я Вам скажу "тема на самом деле". Позвонить домой с любого острова, перед близкими похвастаться и успокоить. Кроме того, на случай большого и непредвиденного ЧП мы застрахованы 100% связью с большой землей. Так что капитан ты молодец и в своем выборе ты не ошибся!

После завтрака мы доложили начальнику метеостанции, что он организует нам экскурсию на метеоплощадку. Его эта новость сильно удивила. По его словам, все группы, которые бывали на острове, никогда не интересовались работой самой станции. Но для нас это было одним из главных мероприятий. Мы больше удивились от "серого" любопытства всех предыдущих гостей.

Сперва, мы прошлись в рабочий кабинет работников ГМС. Владимир рассказал нам, что станция Большой Шантар реперная, т.е. входящая в международную метеосеть, поэтому ее не закрывают и никогда не закроют в отличии от других. В кабинете стояло несколько приборов, на рабочем столе сегодняшний дежурный обрабатывал снятые показания: чертил какие-то схемы и графики, производил какие-то расчеты по формулам. Снимаются, кстати показания каждые три часа и днем и ночью и, произведя поправки передаются данные в Веселую Горку. Тут же нам показали знаменитый прибор, через который морзянкой связываются с Веселой Горкой (поселок возле Бриакана), а те в свою очередь передают данные в Хабаровск - в "головное" отделение метеослужбы. Работают по суткам. Получают за свою работу ребята очень смешные деньги - 3-4 тыс, кто работает подольше тот 5-6. Соглашаются что мало, зато денег они здесь не видят, а когда вылетают с острова то имеют возможность снять сразу большую сумму и тогда вроде бы получается "много".

Меня особенно привлекла книжная полка - здесь была собрана коллекция очень редких книг, в частности жизнь растений в 7-ми томах.

После мы прошли на метеоплощадку. Она огорожена специальным заборчиком, между приборами аккуратненькие тропиночки. Приборы все покрашены, границы их, как положено, перекопаны, местами даже подсажены цветочки. На площадке идеальный порядок. Приборов здесь гораздо больше, чем на Курской ГМС. Измеряют температуру воздуха, почвы - на поверхности и на разной глубине, влажность, осадки, силу и направление ветра, солнечную радиацию, продолжительность солнечного сияния, атмосферное давление и еще кое-что; зимой измеряют снежность и гололед.

У каждого прибора Владимир останавливался и подробно рассказывал нам механизм работы прибора и снятие показателей. По его словам, станция расположена в неудачном на островах месте для прогноза погоды. Дело в том, что площадка, как уже упоминалось ранее, находится в самой глубине залива Якшина в устье реки. Здесь часты туманы. И часто бывает так, что на всех островах тумана нет, а у них есть. Соответственно они передают в Хабаровск, что на островах туман, или дают штормовое предупреждение, а такого на самом деле нет, или наблюдается только у них в заливе. Станцию для более точных прогнозов давно уже пора перенести, да кому это нужно… Здесь часто по этому поводу шутят так: "Человек, который ошибается один раз, …но каждый день - метеоролог".

Кроме того, нельзя сказать, что это место радует дарами природы. Бывает так, что рыба есть, а ягод нет, в другой год - наоборот, а иногда бывает вообще не урожай на все. Сейчас, например, рыбы нет совсем. Смешно, лососевый край, а люди без красной рыбы! В декабре бывает навага и корюшка, но ловить ее трудно - далеко нужно идти по льду. В прошлом году вправду, наваги было много. Косяк рыбы каким-то образом зашел на лед, где и замерз! Мужики за несколько часов успели насобирать со льда несколько бочек рыбы. Это считается "очень повезло"!

У парней где-то стоят ловушки на медведя, но сейчас нет приманки. В огороде можно растить картошку, редиску, лук, морковку. Владимир хочет заложить парник. У него есть личная лодка "Прогресс" с мотором, но бензина мало, только "сэкономленный". Ездят на рыбалку, иногда для собак бьют нерпу. По словам других работников метеостанции с мотором Володи ходить по морю опасно, он ломается каждые 200 метров на воде, еще пол часа заводится. Не раз бывали случаи, когда на веслах едва "вывозили" к берегу. Но другого имущества здесь нет, так что и этому рады… Вот так: живут люди на морском побережье, а водного транспорта даже на экстренный случай не имеют, "государством не положено", а своего разве на такую зарплату запасешься!

На станции есть трактор "Владимирец" - с его помощью заготавливают дрова на зиму. Хлеб пекут сами. Гнус долбает с июля по сентябрь, да долбает прилично, волдыри такие, будто оса или шершень ужалили.

После знакомства с метеостанцией, мы сфотографировались на крыльце дома. На входе "казармы" весит вывеска "ГМС Большой Шантар", а на пожарном щите весит коса. Кровельным американским железом с бывшей американской базы покрыты все местные строения, даже клейма сохранились. А американскими кирпичами выложена тропинка на летнюю кухню.

После короткой фотосесси мы пошли на экскурсию на "завод под открытым небом" - это остатки американской китобойной базы 19-20 вв. Старая дорога к "музею" сильно заросла и сейчас Владимир находит место завода по торчащей над лесом трубой. Среди лиственниц, шикши, стланика и багульника мы увидели проржавевший паровой котел транспортер, насос, мясорубку, деревяшки от былых построек и кирпичи, датируемые концом позапрошлого (американские), начало прошлого века (владивостокские).

Смотришь на эту груду металла и представляешь, как с здешних мест шло освоение юга Дальнего Востока, как здешние моря бороздили китобойные флотилии американских компаний, как десятками и сотнями уничтожались в здешних водах тюлени и киты, и как здесь перерабатывалось их мясо и жир. Очевидцы того времени описывают, что "острова стояли в копоти от дыма топящегося китового жира". До 600 китов в год добывали в здешних водах. А сейчас? Популяция китов до сих пор не может поправиться от ущерба, нанесенного ей почти сотню лет назад. Зато старый завод уже поглощает зелень здешней охотской и суровой растительности… Острова остались в стороне от сегодняшней главной транспортной магистрали. Сюда больше не заходят суда, идущие через северный морской путь. Острова превратились в труднодоступные земли, как тогда, когда их открывали. Сегодня только самые отчаянные и смелые путешественники стремятся побывать и увидеть труднодоступные земли на горизонте, там, где еще совсем недавно кипела и бурлила жизнь, а "в поселке была почта и можно было купить свежие овощи" (из лоции Охотского моря). Мы сфотографировались у исторических мест, поискали кирпичей, уже почти вывезенных с острова любопытными туристами и пошли готовить обед.

Последний горох пошел на суп - ребята с метеостанции не ели его очень давно, т.к. забыли заказать его к последнему вертолету. А для нас очень приятно угостить их чем-нибудь вкусным и желанным.

После обеда Лена с Сергеем пошли на рыбалку на р. Якшина, а остальные кто хотел прогулялись к старому кладбищу, что находится на левом берегу этой же реки. Кладбище тоже вполне достойно называться "музеем". Могил здесь не много, но все они очень интересные. Одна сделана в виде деревянной избы, на другой лежит большой морской якорь, а все покойники родом еще с 19 века. Старина впечатляет! По кладбищу действительно ходишь как по музею, жаль только что "музей" этот размывает р. Якшина. В какой-нибудь очередной паводок новый кусок берега будет сильно подмыт и произойдет обрушение могил… Прогулявшись по старым дорогам несуществующего ныне поселка Большой Шантар, мы вернулись на метеостанцию.

Гена наколол дрова. Вернувшиеся рыбаки ничего не поймали, но уверенно утверждали, что рыба в реке есть, только нужно очень далеко вверх идти. Вот тебе и богатые рыбой острова - даже для себя народ поймать не может!

Вечером проставились хозяевам кто, чем мог: Саша подарил Сергею весь запас своего патронтажа, Лена отдала кое-какие лекарства, остальные задарили фальшвееры, а также батарейки, блесна, лимонник, ксерокопию лоции охотского моря и др.

Ужин лег на плечи Лены - Витя с Вовой заняты перетопкой нерпичьего жира (всю ночь долбались и утром еще продолжили!!!). Наталья с Серегой пекут хлеб: наш уже давно закончился, который день живем на Гениных сухарях. А. Черкасов бродит и собирает свой рюкзак, завтра он собирается плыть с нами до мыса Филиппа. После сборов он замесил тесто и Наталья напекла нам в дорогу лепешек. Сергей мается, переживает: он хочет плыть завтра с нами до р.Анаур, но боится, что шеф может его не отпустить. За ужином тот дает согласие: еще бы тот при такой команде отказал такому парню!

За ужином Владимир произнес тост за самую сильную и интересную команду, когда-либо посещавшую Шантары! Нам приятно. Сегодня мы сварили последние наши сухофрукты. Получилось пол бака компота. Высчитали средний возраст нашей команды. Он оказался равен 33 года. Братцы, возраст Христа - это символично!

Вечером и еще пол ночи мы много беседуем с хозяевами станции про жизнь на островах, про генерал-губернатора острова Дмитрича (мужчина-отшельник живет один на севере острова). Местным, безусловно, не хватает общения со стороны, они охотно отвечают на наши вопросы, а мы с любопытством слушаем их рассказы. Уже поздно народ разбредается с летней кухни кто куда (кто мыться, кто в комнаты станции общаться, кто спит в палатке), и я собираюсь идти спать, но Александр Черкасов останавливает меня и тихо просит: "Останься, давай еще поговорим".

21.08.06. Сперва проснулись все от дождя, потом просыпались по очереди от шума прибоя и страшного рева ветра. Тент палатки рвало так сильно, что порой казалась: сейчас палатку унесет вместе с нами! Все уже понимают - сегодня никуда не идем. При таком штормовом ветре в море просто нечего делать.

В часов 10 к палатке подошел Саша и стал приглашать меня готовить завтрак. В этот момент со мной происходило что-то ужасное: так сильно хотелось спать, что на слова самого капитана я почти никак не отреагировала! Наталья, видя мое состояние и понимая весь трагизм моего положения, стала убеждать капитана отстать от меня (я вроде итак постоянно готовлю) и позволить Арсению сегодня приготовить завтрак самому. Дружненько Наталью подхватила Лена и без моего вмешательства я была освобождена от муторного приготовления завтрака. Спасибо Вам девы, Вы меня здорово выручили, впрочем, я так сильно хотела спать, что все равно бы наверное не встала!

Я проспала еще очень долго, в палатке уже давно никого нет. На улице происходит что-то невероятное: ни единого облачка, голубое небо, но на берег дует ураганный ветер! Из-за него море окрасилось в болотный цвет. На берег бьются сильные волны, вода у берега кипит: она грязная и мутная. Море с белыми мазками, все до самого горизонта покрыто мелкими частыми "барашками" и волнышками - так сильно взволновано море!!! Вокруг все гнется, волнуется, блестит. Такой погоды даже старожилы давно не помнят!

Мой визит на летнюю кухню в час дня рассмешил всех, когда я сказала: "С добрым утром!". Я встала последняя в это затянувшееся утро…

Народ обедал. Арсений при доброй помощи всего коллектива сварил завтрак к обеду: чудный борщ из стеклянных банок, предоставленными работниками ГМС.

После обеда я, Лена, Наталья, капитан и Саша Черкасов ходили гулять по берегу в сторону старой метеостанции. …Огромные волны с ревом обрушиваются на пляж, ветер такой силы, что даже с ног сдувает. Черкасов снимает нас на видеокамеру на фоне побережья, на фоне волн. Мы позируем. Он много рассказывает о своей жизни на острове, что-то спрашивает, узнает, интересуется. Девчонки отстают, лакомятся в лесочке ягодами…

Место старой метеостанции с берега уже почти совсем не видно. В траве мы находим старую деревянную лестницу. На высоком берегу видны фундаменты старых деревянных строений, кирпичи с клеймами Владивостока и буржуев, старые приборы, железяки, деревяшки… По слова Александра место старой метеостанции было более удачное. "Здесь хоть комаров поменьше, а то там взяли между двумя реками на болоте поставили эту метеостанцию. Там всегда туманы, а мы там еще и показатели с приборов снимаем. Дурдом!".

Мы набрали на старой метеостанции хорошие кирпичи: целенькие. Дело в том, что все приезжающие тащат кирпичи с места старого завода по перетопке жира и их там осталось уже крайне мало, а те, что там лежат поподломанные, надписи на них уже не читаются. А здесь мы обнаружили большое количество хороших и целых кирпичей. Я взяла два: американский и владивостокский: буду их всем показывать и хвастаться: какую реликвию с самих Шантар привезла. Ну кто из нормальных людей с походов везет кирпичи! А капитан молодец, взял кирпичи для нашего турклуба!

Для справки: "Азимут" - туристический клуб, основанный при Средне-Амгуньском леспромхозе в поселке Березовый Солнечного района Хабаровского края. Основателем клуба является Бологов Адольф Васильевич (в 2006 году прошло 10 лет со дня его смерти). Клуб в пос.Березовый был основан в конце 80-х годов. В те времена и во времена перестройки А.В. Бологов много ходил в самые разные и удивительные походы. Он много работал с детьми и взрослыми поселка, приучал их к походной жизни, прививал романтику путешествий. Адольф Васильевич был прекрасным организатором, массовиком-затейником, в его руках спорилась любая работа, особенно которую он любил. В поселке его все знали и очень уважали. Он организовывал поселковые туристические праздники "Мама, папа, я - спортивная семья", турслеты, банкеты. В последние годы своей жизни он особенно полюбил морские походы. А началось все с выхода в свет книги "Шантарский архипелаг". Прочитав ее, он однажды сказал: "Я туда пойду!" Он первый придумал и совершил несколько экспедиций на тримаране на Шантарские острова. Его мечта была Аляска. Все кто знал Бологова, уверены, что если бы он был жив, он бы туда обязательно сходил! Адольф Васильевич прекрасно пел и играл на гитаре, сочинял песни и стихи. Традиции турклуба "Азимут", заложенные А.В. Бологовым до сих пор живут в пос.Березовый, благодаря его послушным и верным ученикам И.М. Лесева и А.Ф.Трофименцева, а также О.В. Хромковой, Э.Р. Нигмазундиновой, Натальи и Владимира Дружинина и др.

На море прекрасная видимость, даже материк просматривается. По берегу много мертензии, девясила, медвежьей травы, а на высоком берегу лиственничный лес со стлаником, можжевельником, багульником, морошкой, шикшей… Прогулка по побережью принесла нам много удовольствия!

После ужина, уже не помню по чьей инициативе, была организована культурная программа. Когда завели генератор, Владимир на своем ноутбуке показал нам фильм "Острова на горизонте" про путешествие московских туристов на яхте "Ника" на Шантарские острова летом 2005 г. Фильм своеобразен, хороший, познавательный (впрочем, про Шантары сейчас информации хватает), но мы над ним долго смеялись: уж больно много пафоса в этом кино. Кроме того, название у фильма не совсем удачное, вернее оно удачное, но фильм про Шантарские острова с точно таким же названием уже есть у Игоря Ольховского. Он снял его во время своего Шантарского путешествия летом 2001 г.

Владимир Бойко поставил на всех наших документах, какие у нас были печать с надписью "морская станция Большой Шантар". Мы радовались этому событию как дети! Лена с Геной нашлепали ее себе на походный дневник, капитан на маршрутную книжку, кто-то вообще на чистые листы, а у меня с собой была книга "Шантарский архипелаг" и я поставила печать на разных страницах этой самой книги. Правда потом я поймала себя на мысли, что теперь с печатью книга смотрится так, как будто я ее украла с библиотеки станции… Но, нет ребята, все по честному!

Перед сном накат еще сильно грохочет, ветер и обалденные звезды!

22.08.06. Ура! Утро тихое. Куда что делось? Рано, в часов 7 даже солнышко было, потом уже накатили какие-то тучки, короткий дождь, но видимость отличная. Бояться нам нечего - пойдем вдоль берега на юго-восток мимо мыса скалистый к устью реки Анаур.

Распрощавшись с Владимиром и Сашей, мы стартуем по отливу в 10.50. С нами на судне трое новеньких: Серега на месте Натальи и А. Черкасов вместе с лайкой Алтаем. За три часа дошли до м.Скалистого. Здесь нас порадовал большой водопад метров 30-40. По пути А.Черкасов нас много стращал опасным местом на Скалистом, вроде: "Ох, какие там скалы, острые, опасные, продырявить судно можем, нужно держаться подальше от скал!". А как прошли Скалистый, так ничего и не поняли, где там было опасно, да и было ли? В который раз сталкиваемся в походе с истиной, не принимать наставления местных жителей на свой счет!!! Они привыкли здесь ходить на своих судах, судить обо всем со своей "колокольни", а специфики нашего тримарана никто не знает лучше нас: на что он способен, какая у него посадка, как он держит волну, где, в конце концов, он может пройти, а куда ему лучше не соваться. Вот и сейчас плывем, а Александр сидит и удивляется: "А быстро идем! Вот это, да - так и до Филиппа мы быстро доскочим!". То-то, мы то знаем, как нужно ходить!

Еще через час мы были в устье р. Анаур. По воде зашли в устье, проплыли немного вверх по реке и вытащили тримаран на берег. Здесь у нас полу дневка.

Река Анаур, мягко говоря, не большая. Я бы ее даже назвала крупным ручьем (впрочем, ключ Угахан еще больше). Долина реки в приустьевой части очень широкая, обрамленная покатыми сопками. Во время прилива, вода с моря заходит далеко вверх по течению реки и, сила воды за много лет выработала здесь широченное устье. В отлив оно представляет жалкое зрелище: система мелких луж и извилистых грязевых кос. Зато выше действия приливов здесь есть и плесики, и перекатики, и ямки под крутыми бережками. Растительность по берегам реки миниатюрная, карликовая, приспособленная к суровым условиям охотского севера.

Погода переменная, но к 15.00 улучшилась: солнечно, хоть и прохладно. Судя по флагообразным кронам лиственниц, юго-западный ветер здесь основной.

Лена, Ольга и Сергей ходили на рыбалку. За полтора часа вытащили два ленка. Местные жители на счет рыбалки говорят, что здесь бывает так, как в фильме Игоря Ольховского: 10 забросов - 9 рыбин. Но… не везде, не всегда, не всем и не все. …Сезон, время суток, погода, прилив-отлив - все влияет. Короче как повезет! Серега еще рыбачил вечером, принес четырех леночков. Уток не стрелял - какие-то проблемы с патронами.

Я, Наталья, Арсений и А.Черкасов ходили по окрестностям в поисках морошки. По пути с заливных приливом болот мы невольно спугнули огромную стаю уток. Изящно и красиво они перелетали с одного болотца на другое. Наш журналист в этот момент пожалел, что не прихватил с собой камеру. По пути мы посетили избушку, расположенную на правом берегу р. Анаур. Это владения Дмитрича. Избушка нуждается в небольшом ремонтике; Саша здесь припрятал запас продуктов, который он будет есть на обратном пути с мыса Филиппа.

Перейдя речку, мы зашли в береговой лесок и вдоволь наелись и насобирали морошки. А я уже стала переживать, что мы больше морошки окромясь острова Медвежьего и залива Люцун не поедим! Спасибо, Саша, как и обещал: морошки действительно здесь много, спелая и вкусная…

А медведей мы опять не встретили (а некоторые нам обещали в день 50 штук!)!

На берегу р. Анаур встречается окатанная порода роговой обманки. Все собирают на сувениры, Виктор заготавливает впрок…

Гена в обед увидел змею!!! Жители метеостанции за несколько лет жизни на острове ее еще не разу не видели, а тут на месте нашей дневки…! Теперь в сланцах придется ходить осторожно.

Берег сейчас сотрясают сильные волны. Народ ходил на мыс Олай. Нашли на берегу пакет картошки, 7 пачек соли и какую-то бочку. Здесь в устье Анаура вообще много следов человека. Видно, что тут и метеорологи часто бывают, и путешественники мимо не проходят. По словам А.Черкасова здесь в шторм яхты пережидают непогоду и запасаются пресной водой.

На ужин многим не хватило чая - вопль возмущений обрушился на Витю и Вову, поскольку по их инициативе жиром провонялся самый ходовой чайный котел. Маленького котла под чай на всех не хватало. Попытки быстро отмыть средний котел пока не увенчались успехом…

Вечером Вова с Геной поставили по отливу сетку. Завтра посмотрим, идет ли сюда что-нибудь на нерест?

Вова фотографирует волны. Здесь они действительно красивые (не то, что на метео - там волны были грязные) - полупрозрачные, бледно-нефритовые, подсвеченные солнцем. Пена от удара волны взлетает и расстилается по берегу на метров десять. Красиво! В 21.00 ветер стихает. Надеемся, завтра будет ходовой день.

23.08.06. Утром бешенный грохот наката, южный штормовой ветер, солнце, полная видимость… На море миражи. Утичий и Птичий искорежились, основание расплылось. Вынужденная дневка по метеоусловиям. Хорошо хоть, что пока все шторма при ясной погоде, а если бы еще и дождь и холод!?

Народ вылазил из палаток с 8 до 10 утра. На завтраке решили сэкономить - обошлись чаем и прекрасными печеньками, которые напек в дорогу Серега! Серега, ты исполняешь мои желания. Сейчас как никогда я испытываю сильнейшую потребность в печенном. А эти печеньки - просто золото. Ничто не принесло в это утро мне большей радости, чем их приятный ванильный запах и вкусное песочное тесто!!!

Я сварила для мамы морошковое варенье, а Лена, Серега и капитан пошли на рыбалку. Когда встала Наталья, мы вытащили сетку и оценили улов: полдюжины гольцов, несколько морских бычков и красноперок, а также одна утка. Неплохо, только вот лосося нет, да и сетку уж больно сильно забило водорослями!

После обеда в 13.00 каждый находит себе занятие по душе, никто не сидит без дела: Лена и Арсений собирают ягоду, позже к ним присоединяется и Вова (тот вообще заготавливает шикшу в бутылки с целью довезти ее до дома), Витя сушит родиолу, собирает геологические образцы, позже прививает мастерство и Арсению, я с Александром и Натальей ходили поснимать уток, но больше поснимали куличков (такая прелесть!), Гена с Олей дежурные - их задача кормить народ: пожарить рыбы, сделать талу, поддерживать огонь, а мы все помогаем.

Проводили Серегу, к вечеру дай Бог по-светлу он придет на ГМС, и еще долго будет вспоминать наше путешествие.

Сегодня Наталью укусил Алтай, пришлось собаку привязать подальше от лагеря. Хозяин пса по этому поводу переживает, слава Богу, Наталья по этому поводу не огорчается. Несмотря даже на загнивающую мозоль вид у нее по-прежнему жизнерадостный.

Интересно, метеодневка еще ни разу не была наскученной, бесполезной. Мы все время чем-то заняты, или ненароком находим себе работу сами, времени нет даже на дневке - мы все время активно отдыхаем.

Второй день в подряд на море обалденные закаты, ветер стихает, но накат еще силен. Завтра будет новый день…

24.08.06. Утром наката нет, пробивается солнце, ветер слабый, но на улице такой дикий холод, что изо рта идет пар!!! За вчерашними вечерними посиделками я пообещала майору принять с ним за компанию утром бодрячок. Выйдя из палатки и заценив температуру окружающей среды, я понимаю, что сделала это зря… Как в такой дикий холод можно купаться!? Решила, раз пока Гена не встал, уйти по реке подальше, якобы "он меня не нашел и принял бодрячок один". Но фиг-вам! Не успела я зайти за тримаран, как в одних трусах меня догоняет Гена, берет в своем рюкзаке мыльно-рыльные принадлежности и говорит: "Ну что Катя, идем принимать бодрячок?". Ничего не поделаешь: раз с вечера обещала Гене поучаствовать совместно в водных процедурах - придется исполнять обещание. Все таки имею дело с военным человеком, а там все по строгому…. Купались в том самом месте, где река соединяется с морем - в большом глубоководном заливчике. Шел прилив, и залив сейчас был почти полностью наполнен водой. Вода в нем была немного теплее, чем в море, но утренний ледяной ветер все равно дополнял рацион утренних ванн и усиливал без того освежающую бодрость. После омовения в студеных шантарских водах, быстро одеваюсь и выскакиваю на берег: Ура! Самое страшное позади (самое страшное зайти в воду). Быстро одеваюсь и вперед к костру! Ну, наконец-то, теперь и я принимала бодрячок! А Вам господа слабо!?

Выходим в 8.05 по отливу. С утра капитан так всех торопил, что сам забыл свою бочку, что нашел вчера на берегу.

По пути в бухте Базисной за мысом Олай мы видели два безымянных, но очень живописных водопада, их устья из глубоких и высоких распадков "стелятся" к морю травянистыми лужайками. На других мысах, встреченных нами, попадалось много ключей и слезников. За два часа мы "долетели" до мыса Филиппа (вот что значит "двигаться, используя приливно-отливные течения" - из программы похода). Давно так не шли. И когда совсем было уже мы нацелились на мыс, в крайнем к нему бухточке нас встретил плотный встречный северо-западный ветер; появились волны и отлив уже слабел: не мог нам помочь. Последние сотни метров нам дались с большим трудом. 50 минут мы сражались с ним в пот и кровь, но все равно выгребли. Правда, сперва мы подгребли к берегу, а уж потом крались вдоль него по бухте к устью ручья Медвежьего, что находится в полу километре от самого мыса Филиппа. Высадились на берег в 11.30 (Да, а чуть было не унесло в море!).

Разгрузив тримаран, мы отправляемся на осмотр окрестностей. В этом месте в прошлом веке стояла база геологической партии: здесь шла разведка и добыча розового поделочного камня родонита. Месторождение было вскоре заброшено в связи с невыгодностью его эксплуатации. Сейчас о пребывании здесь геологов говорят лишь полуразрушенные деревянные строения в прибрежном лесочке. Среди них мы узнали амбар на длинных сваях, где хранились продукты, баню, ее выдала печка и еще вполне сохранившиеся баки, жилой дом, навес, места для палаток и пр. Пока мы лазили между строений, в лесу под ногами я снова заметила огромные ягоды северной шикши, которых здесь было очень много. Не могу не упомянуть и о сильно изогнутых в этой бухте лиственницах. Видимо, из-за очень сильных господствующих ветров здесь они приобрели такой интересный неузнаваемо корявый флагообразный вид, который мы еще ни разу не встречали на других островах и других частях Большого Шантара. Видимо здесь им живется особенно не сладко. "Поклевав" немного ягодки, по заваленному сплошь плавником ручью Медвежьему, мы вернулись обратно в лагерь. Здесь полным ходом шло приготовление любимой "крупы" капитана: толченой картошки.

Вместе со встречным ветром, который нас встретил в бухте, с моря натянуло серо-синей хмари (слоистых облаков) неизвестного происхождения. Острова Птичий, Утичий, Малый Шантар и Беличий затянуло, и пошел вялый нудный дождь.

Прогулявшись немного в сторону южного мыса за трубачами, мы заметили на берегу огромное количество под ногами невероятно красивых камней. Непроизвольно смотришь в низ и выбираешь. Вообще на каждой шантарской косе свои камни: в одной много яшм, в другой окатанного гранита, бывают не окатанные пляжи (там, где недавно осыпались скалы) или заполненные шлифованные морем кругляшками. Здесь много розовых и золотистых оттенков, ярко-зеленых, сиреневых, фантастически-пестрых с фрагментами и включениями контрастных пород. На косе особенно много красивых белых камней с черными вкраплениями: смотрится как звездное небо.

После обеда капитан организует для команды культурную программу - экскурсию на разгруженном тримаране на мыс Филиппа и далее за мыс. Экскурсия была объявлена как добровольная, но позже стало ясно, что скорее добровольно-принудительная, т.к. некоторые кто не собирался ехать, вскоре был экипированы по полной.

Через несколько минут после отплытия мы пристали к мысу Филиппа. После высадки на берег мы выходим к проливу Северо-Восточный, взбираемся на кекур и тут… Я НЕ ПОМНЮ, ЧТО В ПРИРОДЕ У МЕНЯ ВЫЗЫВАЛО БОЛЬШИЙ ВОСТОРГ И УДИВЛЕНИЕ!!! Здесь на крайней южной оконечности мыса в проливе северо-восточный шел прилив: но со стороны в моих глазах это выглядело так, как будто с Охотского моря в Тугурский залив текла с огромной скоростью горная и шумная река, которая несла с собой большое количество бревен и плавника; шум и грохот воды стоял такой сильный, какого мы еще никогда не слышали за свое путешествие! В центре этого потока были достаточно сильные волны. Мы стояли как вкованные, по-моему, вид этого морского потока удивил даже нашего бывалого капитана. Александр Черкасов, засняв это удивительное явление, так прокомментировал происходящее: "Вот гоняет же эту воду: туда - сюда, 6 часов туда - 6 часов обратно". Да, действительно, сейчас вся вода текла в Тугурский залив, залив Якшина и через Шантарские острова в Удскую губу. Смотрю снова на этот бешенный поток и пытаюсь себе представить, как через несколько часов он повернет обратно: нет в голове не укладывается что это вообще возможно! Придя немного в себя, пытаюсь расспросить капитана, как завтра мы будем пересекать этот "Гольфстрим" (впрочем, я уверена: "Гольфстрим, по сравнению с проливом Северо-восточный просто "отдыхает"). Капитан, недолго думая, говорит следующее: "Вот смотри, Катя, сейчас идет прилив, где-то самый его разгар. Через часа два скорость течения ослабеет. Завтра также: где-то за час до окончания отлива мы выходим и пересекаем течение. Стояние воды мы застанем уже в море, нас, конечно, будет немного сносить от островов, но не сильно, но зато потом начнется прилив и струя воды понесет нас как раз на острова". …Тактика ясна. Что можно на это сказать: опыт - не пропьешь, действительно это правильный вариант. Главное сегодня вечером засечь начало отлива, а завтра успеть выгрести из "реки" прилива и зацепиться за мыс.

После наблюдения за приливно-отливными явлениями отправляемся на разведку геологических обнажений. Виктор собирает образцы, а мы довольствуемся осмотром обрывистых скал и посещением сквозного грота (с двумя входами).

Вернувшись в лагерь, я еще долго хожу под впечатлением. А капитан снова организует работу команды: "А давайте пожарим ландориков? Ну а что еще делать, давайте жарить!". Слово капитана закон. Сложившееся в команде разделение труда облегчает задачу дежурных: Лена собирает ингредиенты и замешивает тесто, Наталья жарит оладушки, а Витя и Арсений собирают маленькие палочки для костра. Все остальные смотрят и участвуют в поедании мучных изделий. Кстати сказать, таких больших кос плавника, какие мы встречали на материке и на других островах с северной стороны, здесь на юге острова Большой Шантар нигде нет. Плавник найти, конечно, на берегу можно, но скорее единично.

Пока команда щелкала мелких мидий и трубачей, собранных возле мыса, началась выпечка оладий. Я зашила новые дыры тримарана и поставила в прохудившихся местах заплатки: Саша с Геной помогли мне в ремонте нашего "РосДВ".

Вскоре дождик приутих окончательно. Вечер у костра со свежим чаем и приятными разговорами успокаивает душу. …Тут Александр Черкасов вспомнил, что сегодня на судне мы обещали ему какие-то особые праздничные утехи по случаю нашей с ним встречи на островах, и что у него еще есть пленка и зарядка в камере. В это время на горизонте прорезалась чудная опаловая бледно-желтая полоса, и вот-вот в нее должно было спуститься солнце. И, несмотря на то, что остальная часть неба была затянута тучами, было очень тепло.

Очень быстро, решившись на вечерний кураж ради съемки фильма про Шантарских героев, мы бежим и одеваем платья. Правда некоторые еще надели капроновые колготки, серьги (Лена), накрасились помадой, тенями и тушью (остальные дамы). Взбив последние "перышки", мы гордо устраиваем дефиле по берегу… Трезвые, а что творили!!! Зайдя в полосу прилива, изображали из себя шантарских русалок. Кончилось все тем, что некоторые из нас так вошли в роль, что искупались в море прямо в платьях. Потом "уходя по сценарию в море", устраиваем для зрителей на берегу канкан и шлем им воздушные поцелуи. Наш журналист чуть не спятил, Витя, вооружившись своим фотоаппаратом, тоже ходил по берегу шатающейся походкой. Остальные ребята растаяли стоя на берегу, их искренняя улыбка на лице была для нас лучшей наградой за это театрализованное представление. Впрочем, мы тоже не могли сдержать улыбки и кокетливо смеялись над игрой перед камерой. Знайте Шантары морских наяд и классных девчонок!

Пока мы наряжались, мальчики доварили ужин, а Гена допек на завтрак оладушки…

25.08.06. Утром, пока я дежурила, капитан подал девчонкам в палатку горячий чай: только за место сахара он принес им бутылку соли. Эх, капитан, ну что тебя все на солененькое тянет…?

Общий подъем был в 8.00, завтрак в 9.00, выход сперва планировали в 10 часов, но в 10.00 капитан поглядел на море, поковырял в носу (а это между прочим стимулирует мозговую деятельность) и сказал: "В одиннадцать!". Итого вышли мы в 10.50.

Сперва мы простились с нашим журналистом Александром Черкасовым, оставили ему небольшой запас продуктов, чтобы он смог добраться до р.Анаур, а он снял наше отплытие и мы приготовились к мосланию.

…Вышло все просто и легко: на "хвосте" отлива мы обошли мыс Филиппа и пошли поперек Северо-восточному проливу в сторону острова Малый Шантар, обходя восточнее камни Диомида, торчащие в водах пролива. Шли легко и быстро, очень скоро нам стал помогать прилив, "подпирая" нас в нужном направлении. Находясь где-то на середине пролива, мы увидели восточнее острова Большой Шантар остров Кусова. Внешне он чем-то напоминает легендарный Везувий: такой же массивный и величавый, по высоте значительно превосходящий соседние острова. А в дали в тумане мы едва могли разглядеть о.Прокофьева.

Солнышко "подогревало" хорошее настроение, мы снова разделись до купальников, забывая совсем о суровых охотских местах, где мы сейчас находились. Капитан долго молчать не хочет и когда на судне внезапно все замолкают, он начинает задавать вопросы участникам великого похода. В те минуты, когда от очередной жары мы снова начинаем раздеваться, капитан традиционно задает вопрос Лене: "Ну-ка Лена, расскажи, какие теплые вещи ты с собой взяла?". Лена начинает перечислять большой-прибольшой список теплых вещей, которые она взяла с собой в поход, но еще ни разу не одевала: это и болотники, и термобелье, куча кофточек, штанишек, курточка и т.д. А иногда Лена опережает вопрос капитана и начинает сама перечислять все свои еще ни разу не пригодившиеся вещи. На что капитан выдает свое: "А тепло в походе потому, что я забыл с собой взять теплую куртку". Слушаю этих двоих ребят и умиляюсь…

Дойдя за два часа до Северо-восточного мыса (оставив мыс Успения справа) мы отправились на юго-запад вдоль острова Малый Шантар. Перекусили на воде бутерброды с сыром и салом и с попутным ветром прошлись немного под парусом, а после того как ветер утих, мы расслабились на воде на целый час: ни гребли, ни рулили, а просто улеглись, кто поспать, кто подремать,а кто вообще позагорать. Сейчас мы уже находились в проливе Опасный (между островом Беличий и Малый Шантар). Шел прилив, и по нашим расчетам течение должно было само нести нас вдоль острова. Но через час мы заметили, что вдоль острова нас почти не пронесло, а вот к берегу слегка прибило.

После обеда крепко взялись за весла и вместо того, что бы за мысом искать стоянку, порешали пойти к мысу Гайковского (юго-восточная оконечность острова Малый Шантар), сколько пройдем, столько пройдем, как говорит капитан: "Пока есть возможность - нужно идти".

На мысе Гайковского нас встречали два красавца-кекура с огромными гнездами орланов на вершине. Гнезда были не жилые, но выглядели вполне ухоженными и главное на вершине совершенно недоступными. Мы сфотографировались на фоне каменных исполинов, Гена поэкстрималил по склонам сопок, Витя как всегда совершил рекогносцировку геологических обнажений…

После Саша нацеливает нас на стоянку в знаменитой и самой большой бухте острова Малый Шантар - в бухте Абрек, где по его словам очень много морошки. Мы торопимся: скоро начнется отлив и нам нужно успеть достичь берега в центре бухты. А если не успеем - придется сражаться с вытекающей из бухты водой, что может стоить значительных сил и времени. Так оно и получилось. И если бы не попутный ветер: попали бы мы в бухту Абрек - еще вопрос… После изрядной гребли мы наконец-то высадились на берег (в 19.00). Сейчас только начался отлив, и потому тримаран не пришлось далеко заносить. До места максимального прилива и штормовой волны было совсем не далеко, максимум метров пять, причем берег здесь был совершенно пологий. Из-за закрытости бухты вода в нее поступает совершенно тихо и не заметно. Сложно даже себе представить, что происходит здесь в осеннюю штормовую погоду? Может быть из-за усталости, из-за чувства, что мы заслужили покой этой бухты, а может быть потому, что нам не пришлось далеко таскать судно, она показалась нам настоящим райским местечком.

Плавника на косе нет, да и вообще с дровами здесь оказалось очень плохо. Зато все дрова найденные нами в лесу пахли совсем не так, как мы уже привыкли: ведь это был не плавник, а настоящие лесные дрова, которые после соленых коряг даже не вызывали слезоотделение.

С правой оконечности бухты в нее впадает небольшой пресный ручей, где мы организовали наш лагерь. Вход в бухту обрамляют не высокие песчанистые скалы, поросшие сверху лиственничным лесом. А за огромной косой бухты раскинулась огромная чудная и душистая марь, сплошь усеянная оранжевыми ягодами морошки. Ее здесь было действительно так много, сколько мы еще не встречали на всех островах вместе взятых!

Сегодня день моего с Арсением дежурства. Очень быстро приготовив долгожданный ужин: рожки с двумя банками тушенки, мы открыли последние две банки зеленого горошка, поделили 2 пачки шоколада Ritter-sport, припасенных Леной по прекрасному поводу, разлили не учтенный Вовкин бальзам и вкусно и сытно поели. Заглянули в карты: подивились собственной крутости и величине проделанного пространства. Ужин перетек в приятные полуночные посиделки. В отлив мальчики пошли поставить сетку в надежде поймать хоть немного кеты в том самом месте, где несколько лет назад ее поймала команда А.В. Бологова с участием Александра Трофименцева.

Также капитан рассказал, как несколько лет назад он пересекал остров из бухты Абрек, по пути видел таежные озера, на которых живут лебеди. С вечера я решаюсь сходить утром на эти самые озера, расположенные на мари, поразмять ноги, заглянуть в глубь острова: может и я увижу диких лебедей…

…Но кончится шторм, и Нептун подобреет,
И ласковым станет для нас океан,
А бухта Абрек примет нас и согреет,
И песню свою нам споет капитан.

А.В. Бологов.

26.08.06. Через палатку едва пробивается тусклый свет. Время пятый час утра. Слышу шаги капитана. Быстро выскакиваю из палатки и собираюсь в поход. Но тут мы на берегу замечаем следующее: место, где мы вчера ужинали, затоплено водой, доски плавают, поварешка, кружки, ложки едва просматриваются из воды, плавают пластмассовые чашки… Быстро с капитаном мы спасаем наше имущество и отправляемся в сторону озер.

Сразу за косой марь была абсолютно ровной, но через несколько метров начинаются какие-то бугры, метра по 2-3, некоторые по ниже. Среди корявеньких лиственниц марь украшают куртинки кедрового стланика, голубицы и северные полукустарнички: морошка, шикша, а также осоки, мытники, пушица и д.р. Комаров пока нет, но позже они напоминают о себе, а вот мокрец, мягко говоря "не дает покоя".

Вскоре мы выходим к первому болотному озеру. На другой стороне озера у травы замечаем след, оставленный на воде выводком уток. Идиллия, происходящая на озере, поражает. Тишина, спокойствие, здесь в жизнь природы ничто не вмешивается, и ее "дети" имеют уникальный шанс жить спокойно и расчетливо, никого не боясь и ничего не гнушаясь. Я по-доброму завидую здешним обитателям. Здесь они находят себе и стол и дом и только границы острова определяют его.… А мы отправляемся к следующему озеру. Оно немного крупнее первого. Здесь тоже живет утиная семья, и она тоже держится прибрежных зарослей: здесь видимо больше пищи, да и по безопаснее.

Тишину мари периодически оглушают крики гусей на соседнем озере. Не долго думая, мы спешим увидеть утренних "петухов". Вскоре мы выходим к самому большому на мари озеру. По спокойной озерной глади плавает пара гусей: гусыня и гусак, красиво, величаво, в прям как лебеди, которых здесь сегодня почему-то нет. Мы с Сашей долго наблюдали за этой парой, временами они приближались к нам и мы имели редкую возможность увидеть птиц в непосредственной близости…

На берегу озера мы нашли низкорослые кусты голубицы с ягодами. Саша объясняет мне, что на Камчатке растет именно такая голубица. После морошки голубица идет на славу.

Мы не торопимся, у нас еще есть немного времени насладиться таежной идиллией. Здесь хочется быть снова и снова. Здесь можно любоваться каждым деревом, неповторимо извилистым от сильных ветров с моря, каждой "картинкой" и композицией, образованных местными кустарничками. Все здесь вызывает умиление и самое искреннее восхищение. И я счастлива, что увидела это своими глазами, именно своими, а не понаслышке и не в телевизоре. Ведь минуты, пережитые в это утро, я пронесу с собой через всю свою жизнь и не забуду никогда!

…В лагере уже все встали. Возвращаясь с мари, я сворачиваю в другую сторону от лагеря. Этим утром я решаю взять от жизни ВСЕ! И после небольшого утреннего перехода я желаю искупаться в легендарной бухте Абрек. Заодно и проверить водичку. Говорят, что в мелководных бухтах она очень теплая даже на северах. А все дело в том, что в отлив такие бухты мелеют и их дно: камни и ил за несколько часов сильно прогреваются. Когда в прилив вода вновь заполняет бухту, она прогревается за счет нагретого донного материала. И сейчас я действительно в этом убедилась. Вода была такая теплая, что даже не сразу захотелось из нее выходить.

Завтракали вместе с мокрецом: мы ели кашу, а мокрец нас. В 9.25 мы буквально убегали по отливу из бухты: и отлив помогал, и мокрец подгонял! В море вовсю резвились нерпы, которые, видимо, гонялись за рыбой. Но вот только наши сети в это утро это предположение не подтвердили! Ни одной рыбины. А вот в прошлые годы в этом месте ее всегда ловили. Ну что ж, не то время, или "рыба просто ушла на дальний кордон"…

Вернувшись к мысу Гайковского, мы с отливной струей прокатились по шумному и пенистому перекату. В 10.30 мы стали преодолевать пролив Опасный в самом узком месте. Ничего, правда, опасного мы здесь не заметили, "сделали пролив" как мальчишку всего за 50 минут. Обогнув остров Скала в центре пролива, мы причалили к острову Беличий немного северо-западнее мыса Южный.

Подплывая к берегу, в очередной раз мы приняли представителей местной фауны на камень. На сей раз на берегу сидели орланы: взрослый и подросток, едва научившийся летать и ели большую красную кету-икрянку. Мы вынужденно прервали их трапезу, но рыбу забирать с берега не стали, на что наш капитан сказал следующее: "А вы че, надо было отобрать рыбу у орлана". Да, наш капитан очень любит шутить подобным образом…а впрочем, рыба действительно выглядела вполне съедобной.

У острова Беличий напротив острова Скала есть гряда плоских камней - "зубы дракона", линейно вдающихся в пролив Опасный. Наша цель лежала в одну из удобных бухт острова. Но поскольку таких бухт и пресных ключей на нем очень мало (берега его обрывисты и скалисты), нам предстояло обогнуть остров с южной стороны (мыс Южный) и снова пройти немного на север в поисках удобного места. Сейчас, когда шел отлив "зубы дракона" обнажились и перегораживали нам путь к мысу. Пришлось пробираться между камней, сражаясь с небольшим встречным течением. За некоторыми камнями нас порадовали толпы выводков утят - смешнючие!

Весь наш путь на южной оконечности острова Беличий лежал вдоль скал. С каждым мысом они менялись - то белые, как на Птичьем, то длинные серые глыбы - монолиты, то фантастические складки, столбы, гроты, вертикальные расщелины... Пройдя немного вдоль острова, за очередным мысом нам открылась большая бухта с просторной длиннющей косой из светло-серой гальки и широчайшей "полкой" у скалистого обрыва, больше похожей на вертолетную площадку. Но здесь же нас встретило мощное встречное течение. Мощная борьба происходила несколько минут и уже, казалось, не в нашу пользу. Но после того как капитан приказал рулевому взять курс ближе к берегу - ситуация изменилась, и вскоре мы подгребли к берегу.

Первая высадка на берег в 14.00 показала, что пресной воды в бухте нет. Мы прошлись на тримаране вдоль берега в маленькую соседнюю бухточку, отрезанную от большой нашей бухты небольшим мысом, заливаемым во время прилива. На нашу великую радость здесь мы обнаружили холодный пресный ручей с чистейшей водой. Однако стоять здесь было нельзя: простору и дров маловато. Порешили, что вода для нас не проблема, запасем по отливу, поэтому мы наполнили наши канистры пресной водой и снова вернулись на большую косу с "вертолетной площадкой", где и расположились в самом центре. Мои друзья надо мной немного посмеялись, когда я стала утверждать, что "полка", на которой мы встали может быть вертолетной площадкой. Действительно, ну откуда она здесь. Но такая удивительная плоскость в природе встречается крайне редко. Однажды я такое явление наблюдала на Буреинском хребте, а через четыре года спустя я узнала, что это место действительно вертолетная площадка. Так что все может быть…

Таскать тримаран и вещи пришлось очень высоко. Шантары не перестают удивлять своими мощными приливами. И хотя уже сейчас мы немного свыклись таскать вещи высоко за полосу прилива, однако делать это, по-прежнему, не легко.… Зато сегодня палатки поставим на ровном месте, на "ковре".

А сейчас отдельного описания заслуживает растительность нашей стоянки. Вдоль косы рос удивительно красивый и сказочный лес. Еще издали в распадке меня привлекла темная зелень еловых лесов. Беличий - первый остров, где в распадке мы обнаружили леса из ели аянской. Сейчас вблизи мы могли рассмотреть ее спутников - высоченную каменную березу, ольховник кустарниковый, лиственницу и рябину. Но еще удивительнее, что ключа в этом распадке нет! Ягод в лесу не было, зато белые грибы попались не просто в изобилии, так еще и гигантских размеров. Таких крупных белых грибов я ранее никогда еще нигде не встречала! На "полке" расстилался сплошной ковер кустистых лишайников кладонии приальпийской. Сухой, он быстро крошится и издает характерный хруст. А среди некоторых кустиков лишайника прямо на камнях росли красивые ярко розовые неизвестные мне цветы. Было ощущение что мы попали в природный северный дендрарий, где природа особым и тщательным образом потрудилась над своими произведениями. Ходить по таким местам было жалко: так не хотелось ломать такую красоту! Поэтому все старались ходить по медвежьей тропинке, отчетливо заметной на серой "полке".

Вдоль восточной стороны острова Беличий расположены еще три острова Шантарского архипелага: Южный, Северный и Средний. Пока мы обходили остров Беличий, то видели два острова: Средний и Южный; сейчас же со стоянки мы видели только последний. Нас разделял небольшой пролив и по словам капитана "завтра мы туда сходим".

После сытного обеда, мальчишки занялись подготовкой бани. Лена завела тесто на пирог, который сегодня мы планировали сделать с финиками. Я немного потаскала воды на баню и погрузилась в изучение карт: да так расслабилась лежа в палатке, что на меня внезапно налетел какой-то депрессняк. Ничего не хотелось делать, даже в туалет не хотелось выходить! В этот вечер я неожиданно и для себя и для команды выпала из ее жизни, я пропустила и момент когда мужики выпели последнее "горючее", и когда из костра доставали долгожданный для меня пирог, пирожки и лепешки, и главное я пропустила баню. До меня лишь изредка доходили восторженные крики девчонок, за которых я искренне была рада. По их словам баня на этом острове получилась не такая горячая, не с такими восторгами, как на Медвежьем, но зато где-то больше по "домашнему".

Пирог был еще замечательнее. Его я заценила уже по темноте, когда наконец-то выползла из палатки. И как передо мной ни распиналась Лена, что "он был еще лучше, когда смотрелся сырой, что он сейчас хуже, так как сильно подгорел" - для меня этот пирог показался вкуснее любой французской булки. За поход я уже так сильно соскучилась по свежей выпечки. Организм с греблей теряет много калорий и сейчас как никогда он жаждал хлеба! Кусочек подгоревшей корочки я отодрала, а все остальное в прикуску с финиками показалось мне просто божественным! На ужин я не стала есть никакой рис: сейчас я насытилась просто свежей выпечкой. Спасибо тебе лена за кулинарное искусство!

Саша по своему похвалил Лену за кулинарное искусство, когда та пыталась приготовить пирог. Расчувствовавшись ее талантом, он сказал: "Дааа, а вот американские педиатры, небось, пирогов печь не умеют?". А Генка вообще полез целоваться. Ах мужики, смешные вы подвыпившие!

Депрессняк в этот вечер у меня перехватил Виктор, но уже у костра. Нахмуренный, он сидел у костра и сильно близко к нему сушил свои вещи. Очередная шутка в его адрес не удалась. На что как всегда смешной капитан в этот вечер сказал следующее: "Я пошел спать, а вы смотрите - Петровича не сожгите, Петрович не сгори"…

27.08.06. Подъем был свободным. Сегодня уходим по приливу, а он начнется около часа дня. Утро теплое, немного пасмурное - гоняет туман. Вышли со стоянки в 12.15. Прошли немного на север острова, зашли в заливчик, пособирали трубача, подождали прилива и двинулись к острову Южный. По пути хорошо просматривались острова Северный и Средний - настоящие каменные замки, торчащие посреди моря.

Пролив как всегда сделали легко и свободно. Остров Южный считается памятником природы краевого значения, где охраняются птичьи базары. Первое знакомство с островом показало, что на нем также живут медведи (или медведь), хотя остров совсем крошечный и считается что источников пресной воды на нем нет. Вполне возможно, что медведи попадают сюда просто переплывая проливы с острова на остров.

Не задержавшись на седьмом, КРАЙНЕМ в этом походе для нас острове, мы подождали пока сгонит туман с мыса Сенека и взяли на него курс.

"Смерти я не боюсь. Пока я жив - ее нет, она придет - меня не будет".

Философ Сенека.

В 14.40 мы отвалили от берега и пошли через пролив Линдгольма. Сперва мы шли легко и без особых проблем. В проливе не было видно ни каких признаков движения воды и волнения струй. И когда уже оставалось совсем немного зацепиться за мыс Сенека, впереди мы увидели сильное боковое течение от мыса и по нему нас так сильно уже сносило прочь вдоль Тугурского полуострова, что мы даже не сразу это заметили! Вот это поворот событий!

Сперва мы пересекли течение и зашли в ближайшую к мысу бухточку. Твердо решили попробовать пробраться и зайти за мыс вдоль берега. И если первые два мыса нам дались без особых усилий, то самый последний с первого взгляда стало ясно: "По приливу не пройдем!". Нас встретило сильнейшее встречное течение, которое можно сравнить лишь с потоком горной реки, несущейся с большой скоростью с сердца высоченных гор. Где-то эта струя была даже больше чем на мысе Филиппа. Ну как грести против сильного встречного течения? Развернувшись на струе, мы поплыли в ближайшую уже на материке бухту. Здесь было решено остаться до завтра и огибать мыс по отливу.

Пока дежурные готовили обед, все остальные отправились на осмотр окрестностей. Высокий берег на севере Тугурского полуострова как смотровая площадка возвышается напротив островов. Только вот их уже не было видно: туман, налетевший неизвезь откуда полностью закрыл архипелаг белой пеленой. Как вовремя мы ушли с островов! Еще бы час и пролив стал бы для нас долгим ожиданием на острове, где даже воды пресной нет! Страшно себе приставить.… Невольно задумываешься, …а ведь первые путешественники придя сюда в такой туман даже не увидели бы острова и кто бы узнал, что здесь они вообще есть?

По склону Тугурского полуострова проложены хорошие медвежьи тропы. После того, как вся команда разбрелась по лесу в поисках ягод, мы все периодически встречались то в одной, то в другой части тропы. Тугурский полуостров в последний раз порадовал нас шикшей: больше этой северной ягоды мы не встретим…

На обед был гречневый суп. Мы как всегда соорудили большой стол из досок и уютно расположились за косой плавника. Вовка уже поставил палатку. Насытившись парочкой тарелочек, капитан неожиданно для всех произнес великую фразу сегодняшнего дня: "Хорошо…, теперь можно и идти". "А что, вправду пойдем!" - дружно поддержала его я. "Конечно, пойдемте, что сидеть", - прокомментировала происходящее Лена. Все посмотрели на часы, потом на Вовку… Я лично пообещала помочь ему в сборах палатки. Поворот событий видимо был не в радость только Оле, которой сейчас нужно было быстро мыть котел и собирать костровые рюкзаки.

Сейчас у меня словно выросли крылья, куда-то исчезла вся угрюмость сегодняшнего дня и я стала всем кому можно помогать собираться: наверное, уже действительно сильно хотелось домой. В 19.15 мы начали движение. Довольно свободно и легко мы обошли мыс Сенека. Река, которая преграждала нам путь в море, не исчезла, но значительно сбавила свою скорость и мощь, так что мы ее без великих усилий преодолели. С моря надвигался плотный туман. Но сейчас нам он был не страшен, наш путь лежал все время на юг и юго-запад вдоль берега Тугурского полуострова в залив Академии. Нам предстояло все время идти вдоль скалистых обрывов, а до ближайшей бухты с ручьем было довольно далеко. Все это понимали, и предпочитали лучше идти до поздна, чем рано вставать на ночлег. Туман то уплотнялся и видимость падала до 10 - 20 м, то немного отступал и становилось светлее.

У очередного мыса мы обнаружили кекур с аркой. В хорошую погоду, как нам рассказал Саша, через арку видны острова. Сейчас мы этого не увидели, но все равно были несказанно рады увидеть это великое творение природы. На нашем флаге "Азимут" была вышита арка о.Феклистова. И хотя мы на нем не побывали, нас и эта арка вполне устраивала. Мы сфотографировались на ее фоне и пошли дальше.

На этом сюрпризы дня не закончились. Сегодня мы наконец-то встретились с китом. Эту встречу можно сравнить с очередным круглым черным и гладким островом, который внезапно возник в пляшущих волнах моря. Его блестящая спина плавно и величаво двигалась по дуге, то, вырастая из воды, то, снова погружаясь в нее. Из воды несколько раз вырывался фонтан, словно гейзер, выплескивающий под давлением струю воды. После нескольких долгих неторопливых скольжений показался хвост млекопитающего, и все исчезло…

Мы шли в ожидании бухты и ключа. По нашим приблизительным расчетам он должен быть уже скоро. Темнело. Вдруг ровно в 21.30 открылась небольшая высокая коса, а в глубине ее мы услышали шум ключа-водопада. Дров здесь было маловато, берег образовывали крупные камни.

После высадки на берег все занялись выбором места для палатки. Среди крупных булыжников сделать это было ой как не просто, но вполне возможно. Сегодня ночь должна быть прекрасна: баюкать нас будет не только прибой, но еще и шум водопада…

После ужина мы организовали салют из ракетниц в честь прощания с островами и возвращения на материк!

28.08.09. Утром я долго выползала из палатки. Как всегда после "Доброго утра" я иду в сторону какого-либо мыса: отлить "лишнее" и все что с этим связано. Вернувшись с утренних процедур, я взяла на столе свою чашку с молочным рисом и поскольку места за общим столом для опоздавших на завтрак не хватило, я уселась на камушек и глядела на море и на скалистый берег, вдоль которого нам сегодня предстояло идти. Вдруг на камнях я замечаю стадо "кабанов". Тут же соображаю, какие могут быть кабаны на Тугурском полуострове? Вглядываюсь повнимательнее и замечаю: так это же медвежата! Парочка молодых косолапых сорванцов незаметно выкатились из-за скального выступа, откуда я вернулась пять минут назад!!! Резво они пробежались по косе, так и не заметив нас и сиганули вверх в очередной распадочек по лесистой расщелине. Мамаша, пройдя немного по косе вслед за малышами, заметила нас и встала на задние лапы. Казалось, она была полна усталого терпения: "Опять эти люди, вышла к морю, а они тут как тут!". Поглядев немного и заценив "что можно взять с этих уродов" она не спеша пошла вслед за ребетней.

Интересна была реакция у нашей команды. Самый опытный ее член турист Трофименцев бросился за ружьем, кто поглупее - за фотоаппаратом. Но впрочем, стрелять никто не собирался, да и необходимости в этом не было, и сфотографировать тоже никто не успел!

За завтраком Лена пожаловалась, что в рюкзаке у нее валяется посылка от дочери, которую она ей вручила перед отъездом с напутствием открыть в самый тяжелый день похода. А этот день все никак не настает!

Вышли в 8.50. Утро было пасмурным, грузились у края бухты, за камнями защищаясь от наката. Еду заметно подъели, пищевые кули уменьшились и в объеме и в количестве. Но вот напасть: весу добавили Витины камни, жир, мое варенье из морошки, некоторые набрали на метеостанции кирпичей, красивых камушков с разных островов и абсолютно все набрали не меньше пуда роговой обманки.

Уже через 15 мин. после выходы мы натянули парус - сегодня впервые дует очень стойкий, плотный попутный ветер.

Чем больше мы шли, тем сильнее становилось волнение на море. Внезапно на воде показались белесые барашки, какие возникают при сильном ветре, у берега начались пологие, но очень сильные волны, иногда они захлестывали левых гребцов. Меня лично накрыло небольшой волной и вода попала в болотники. На фоне мутно-молочного неба выросла свинцово-синяя стена туч. Вскоре на море разыгрался настоящий шторм. Выйти в море, и вообще грести в такую погоду было бы просто не возможно! А сейчас оказавшись в море под парусом набрав сильную скорость мы проскакивали мысы один за одним. Сперва, мы держались берега далеко, но чем больше усиливалось волнение, тем ближе мы подходили к нему. Тут еще стало трещать рулевое весло! У берега тоже ничего хорошего - волна и зыбь. Мы сильно раскачивались, а тут еще камни и кекуры обходить приходится. Укутавшись в плащи, мы разглядывали берега, иногда очень впечатляющие.

Для справки: из дневника доктора: "… на скалы уже вроде нагляделись, а вот чудные растительные композиции над косами в распадках у ключей меня очень сильно умиляли.. В одном месте стояли каменные березки на фоне таежной зелени, рядом круглые, как будто искусственно расставленные кустики ольховника, пушистые кроны стланика - парк, да и только!".

Далеко в море резвились касатки. Хорошо видно, как мелькают их спины с плавниками, да взлетают облака выдоха, помелькали и исчезли.

Ветер крепчал, волны сильно перегибали поскрипывающий тримаран. Вовка и Витя, держащие парус сильно устали и замерзли. Их сменяет то одного, то другого Гена. Я перебралась на переднюю корму к Наталье - здесь и обзор получше, и колбасит посильнее. А главное так хорошо видно как бесстрашный тримаран прорезает штормовую волну. Впечатляет! Поистине передние места достойны названия VIP!

Внезапно тримаран начинает беспорядочно бросать по волнам, как самолет, терпящий крушение. В первые секунды никто ничего не понял. Оглядываюсь назад и вижу перепуганные глаза рулевого и капитана. Слышу команду: "Все гребем к берегу, руль сломало!".

Изо всех сил все стали грести. Сперва, правда, мы едва развернули тримаран к берегу. Однажды судно развернуло бортом к сильной волне и нас едва не перевернуло. Рулили, как могли, сперва не совсем получалось, но позже достаточно уверенно кормой к волне мы развернули судно и погребли за высокий кекур, возвышающийся у берега. За ним должен быть слабый накат и мы сможет без проблем сойти на берег. Господи, как хорошо, что мы были не далеко от берега, когда сломало руль, и что именно тогда, когда это случилось у берега оказался этот самый кекур!!! "Нахлебавшись" экстрима, мы благополучно высадились на берег практически без наката. Пошел дождь. И тут нас опять выручил наш тот самый гостеприимный кекур. Он был настолько широкий и высокий, что за его стеной мы смогли все защититься от дождя и здесь же запалить костер и сварить обед, нисколько не намокнув!

Интересно, руль сломало в 12.05, а в 12.30 уже горел большой костер. Случившееся почти никого не расстроило, наоборот, даже появилась какая-то бодрость и великое желание перебороть все трудности и препятствия. А впрочем, чего нам было расстраиваться: за три часа хода под парусом, мы пролетели большую часть Тугурского полуострова, почти достигнув мыса Инкоган, за которым начинался залив Константина. Войти в залив и двигаться дальше по нему, можно было только в прилив. Сейчас же шел отлив, так что все что случилось - произошло вовремя. Не спеша, мы приготовили обед, обсушились, отремонтировали руль. После обеда у народа еще осталось время отдохнуть, а я с Витей сбегала на скалу: по заданию капитана мы должны были выяснит действительно ли мыс, который мы видим впереди есть мыс Инкоган. Если это так то за высокой скалистой горой мы должны увидеть море - залив Константина, глубоко вдающийся в сердце Тугурского полуострова. Вспомнив навыки скалолазания, мы удачно совершили разведку и доложили капитану наше положение. Да, мы не ошиблись - впереди был мыс Инкоган!

Прилив начался в 14.30, а мы стартанули в 16.00. Капитан сильно переживал. Шторм усиливался. Волны на море стали еще круче и выше. Ветер штормовой, только одно радует - попутный. Оставаться на берегу тоже опасно. Здесь нет пресного ключа, если вода кончится, мы здесь долго не протянем. А насколько затянулась эта не погода - никто не знает! В море, если честно всем было страшновато. Не успели мы натянуть парус: у него тут же порвало кромку. Кое-как мы снова натянули его и продолжили путь.

У мыса Инкоган были такие сильные волны, что капитан чуть было не отдал приказ табориться за мысом на косе. Видно было, что он этого не хотел, но волны уже действительно были не шуточные. И только благодаря тому, что после мыса и скал они стали снова слабее, мы продолжили путь дальше.

После мыса ситуация изменилась кардинально. Сильные волны закончились: не потому что погода стала лучше, а просто кончились скалы и мы заходили в мелкий и закрытый от моря залив Константина. Здесь мы сразу с большой скоростью приливной струи пошли воль галечной косы Инкоган. С юга вход в залив обрамлял мыс Борикоган - высокий и могучий: мы хорошо разглядели его в поредевший туман. От него отходила очень большая галечная коса Крюк, и вместе с косой Инкоган они обрамляли вход в залив Константина. На косах резвились стаи птиц, а в море разомлевшие нерпы. На оконечности обоих кос виднелись геологические триангуляционные знаки. Входить в залив Константина было приятно и легко. Приливное течение быстро несло нас внутрь через узкие "ворота".

В самом узком месте "ворот" мы наблюдали толчею - небольшие беспорядочные стоячие волны. Они были направлены полосой в одном, видимо самом узком и мелком месте. Пройдя их на скорости, мы бодренько пересекли залив и в 18.30 начали поиски ключа Гиляк, по которому нам нужно было поднять вверх до дороги и по ней перетащиться в Тугурский залив через Перешеек.

Пристав к берегу, мы сразу ощутили всю "прелесть" морского болота и мелководного грязевого берега. Такими местами можно любоваться лишь с воды; вступив на берег и провалившись в засасывающую грязь сразу хочется бежать подальше, да не получается однако - засосало!

А между тем морское болото очень красивое и обитаемое. Вдоль берега на заливаемой приливом плодородной грязи бегают стаи крошечных куликов на высоких лапках с тоненькими длинными клювиками. Они выискивают в грязи себе мелких беспозвоночных и издают смешные звуки. На болоте полно уток, видели большую цаплю. На релках следы и помет копытных. А про медвежьи отметки и говорить не приходится. Начиная с Уды, они встречаются на каждой стоянке.

Пешая разведка показала, что ключ должен быть где-то с лева. Сперва зашли в одно, потом другое перспективное русло, пахнущих морской органикой и болотной растительностью. Оба они закончились тупиком на фоне широченной болотистой низины с единичными лесистыми релками.

Поиски затянулись, начались споры и нервное изучение карты. Капитан настаивал, что нужно вернуться вправо и там искать Гиляк. Особо "не далекие" из нашей команды пытались убедить капитана, что ручей должен быть все-таки где-то слева. Взял опыт и расчетливость капитана. Выйдя из очередного тупикового ручья, я лично встала за руль и повернула тримаран на право.

Действительно, а найти с воды здесь нужное русло реки да еще в такую погоду было не легко. Наконец после утомительных метаний в наступающей темноте под дождем мы вошли в устье Гиляка (21.30). Выглядело это примерно так. У лесистого берега в сушу вдавался не большой морской заливчик. Повернув к нему мы стали пробираться вглубь. Я попросила Лену попробовать воду на вкус.

- Сильно опресненная, - сказала она. Меня же сразу насторожил цвет маревой воды. Рассеял все сомнения сам Саша, когда сказал что сейчас он узнает это место. Ура! Нашей радости не было предела. Многие из нас уже представляли себе, как мы будем ночевать на морском болоте, да еще в такой дождь - это было не в радость! В поисках ключа я вдруг вспомнила про посылку Лениной дочки, о которой она рассказывала сегодня утром:

- Кажется, сегодня тот день, когда нам предстоит открыть Катюхину посылку!

- Я тоже сейчас о ней подумал, - сказал Витя.

- И я тоже, - добавил Вова, и мы дружно рассмеялись.

Сперва, мы шли по Гиляку на веслах, торопясь успеть зайти вверх (а ведь уже начался отлив!!!) как можно выше. После пришлось тащить тримаран волоком по мелям. Это было не просто. Чем выше, тем ключ становился мельче. Часто на поворотах судно приходилось разворачивать, приподнимать и протаскивать. На неизвестной речке с коварными ямками и травянистыми берегами, в которых тоже можно утонуть - это было сделать не легко. Протащив еще немного судно, капитан приказал подождать его, пока он сбегает на разведку…

Итак, мы дошли до назначенного места - до дороги через Тугурский перешеек. Уже была полная темень. Мы все не просто устали, так еще и замерзли, и промокли. Вскоре после трехминутных обсуждений будущего ужина, в мокром лесу уже горел высоченный костер, а еще через пол часа стоял лагерь и был готов ужин - толченая картошка с салом. На часах было 23.00. Дождь продолжался, разгруженный тримаран стоял прямо в журчащем ключе. Саша сказал, что здесь водится мелкая красная рыбешка мальма. Интересно, как она себя чувствовала, когда мы перлись по ключу - девять пар ног и здоровое, в ширину ключа судно!

Открыли посылку Катюхи: сегодня действительно психологически был самый трудный день похода. Мы сидели у костра под тентом и передавали "по трассе" угощения: чернослив, орехи, курагу и т.д. Не съели только кальмарчиков: капитан сказал, что "съедим в Тугуре, с пивом". Лена зачитала дочкино письмо команде. Было так приятно услышать послание от наших "родственников", которых сегодня от всех представляла ее дочь Катя, и вовремя полакомиться прелестными вкусняшками: поскольку ни орехов, ни чернослива с собой мы в поход не брали! Сегодня все вспомнили своих родных в городах, кто матерей, кто отцов, кто детей, а кто братьев и сестер. Немножко взгрустнулось, захотелось домой.

Нас удивила традиция "Уродов" передавать уезжающим в поход посылку: такого опыта ни у кого из нас еще не было. А капитан как всегда сказал: "Вот видишь Гена, ты знал об этом?". Еще в посылке была карта, нарисованная сыном Лены. Ее вместе с флагом "Азимут" мы порешили передать в музей клуба в пос.Березовый.

Вечером в ручей с головой провалилась Оля. Она шла по тропе вдоль ручья и в темноте сбилась с тропы и упала в глубокий омут. Да, для нее этот день стал еще сложнее.

Улеглись спать все в первом часу ночи. Самое мучительное было ночью найти в рюкзаке теплые вещи и не намочить их под дождем, зато как приятно было в палатке оказаться во всем сухом и осознавать какой великий день мы пережили! Гена весь вечер делился восторгом о замечательном и поучительном дне. Да… такую сильную команду никакими трудностями не возьмешь: ни штормом, ни сломанным в море рулем, ни медведем, ни поисками ключа… не возьмешь!

Мы все гадаем, что сегодня было более мужественно и круто: морские приключения или ночной рывок по ключу под дождем после его мучительных поисков. В любом случае, "мы - сильная команда", как любит повторять капитан.

Сегодня за один день мы прошли расстояние, что должны были пройти минимум за два дня! Завтра подъем свободный. После перетаска мы можем уйти только по приливу, а он будет только вечером.

29.08.06. Всю ночь шел дождь, с утра немного моросило, потом поднялся ветер и давление стало расти, а погода улучшаться. Завтрак состоялся только в 12.00. После мы стали собираться прогуляться по окрестностям. Вовка еще раньше с ружьем пошел к заливу Константина. Принес большой красный буй: памятный подарок, но абсолютно бесполезный!

К обеду установилась снова хорошая погода. Кто бы мог подумать, что вчера здесь все было затянуто серой пеленой, а на море бушевал настоящий шторм! Сейчас при полной видимости мы увидели вокруг удивительные синие сопки, зажимающие долину ключа Гиляк и нескольких других болотистых ключей. Долина поросла золотисто-зеленой травой, главной из которой здесь был вейник Лангсдорфа. По обе стороны долины на светлой зелени вейника эффектно смотрелся темнохвойный лес. А разбавляли эти удивительные краски севера белые кучи облаков на фоне голубого неба.

Пока мы собирались прогуляться к заливу Константина и посмотреть на него в отлив, вдруг около 13.30 раздался треск мотора и на горизонте по другую сторону ключа мы увидели движущийся по зеленой долине мотоцикл!!! Я остолбенела… Откуда? Как он едет по этой высоченной траве (дороги среди нее совершенно не было видно)? Ответы на все вопросы могло дать только время.

К нам подъехал не просто мотоцикл, а чудо механизм-катаклизм: база от мотоцикла "Восход", но передвигался он на трех огромных колесах с гладкими покрышками, увитыми веревкой и кольцами из резин. А ко всему этому механизму на трех колесах была прицеплена тележка на двух колесах. Короче говоря, говорят раньше в "Моделисте-конструкторе" такое чудо было описано и предлагалось к созданию. В седле был автор - Сергей Иванович Шамота. Он живет на перешейке и сторожит постройки старого рыбзавода фирмы "Sonica". Старожилу к нам привлек дым. Уже второй день он ждет каких-то рыбаков и заметив дым издалека подумал, что это, наверное они прибыли с рыбалки. А тут мы!

"А я и ваши вещи перевезу", - заявил Сергей Иванович. …Он сделал две ходки на чудо-машине и нам оставалось перенести только несколько личных рюкзаков и сам тримаран. Волок через Тугурский перешеек!!! Ты достоин хвалы, песен и легенд! Весь поход меня терзали представления: "Какой же ты волок", Лена твердила другое: "Кэп, ну как же побывать на Шантарах и не увидеть волока, не испытать что это такое?".

Внимание: ВОЛОК на Тугурском перешейке представляет из себя обычную лесную дорогу от ключа Гиляк: сперва по низинке, а после через небольшой холмик с мини подъемом сперва вверх, а потом вниз прям к Тугурскому заливу. Ширина перешейка (волока) 333 шага левой ногой майора ПИМЕНОВА. Удивительно, огромный Тугурский полуостров на перешейке сужается всего до 333 шагов. Пройдя их ты выходишь с одного большого морского залива Константина в другой залив - Тугурский и наоборот. УДИВИТЕЛЬНО! Перебраться с одного водораздела в другой всего за 333 шага майора Пименова! Природе - "Оскар"!!! Обнаружившему волок - хвала!

Благодаря нашему лесному товарищу долгий перетаск превратился в приятную разминку и занял всего час с 15.00-16.00. Судно мы тащили на плечах и это оказалось совсем не тяжело. Правда пока мы вытаскивали его из ключа, то обнаружили, что стерлась одна из средних гондол: ее порвало и в нее набралось много воды. Ремонтировать решили уже будем на большой земле.

Тугурский залив мы увидели почти в полный отлив. Вернее залива не было, а была одна грязь! Море было очень далеко и едва-едва просматривалось на горизонте. Мелководный залив представлял жалкое зрелище…

После перетаска Виктор проехал на "болотоходе" с Сергеем Ивановичем за рыбой до реки. Приволок четыре рыбины. Пока мы ждали прилива (до 20.00) приготовили обед, посолили икру, зажарили молоки и печенки, отварили головы.

Погода поменялась несколько раз. Солнышко сменилось грибовидной тучей в полнеба, потом из нее пошел редкий слепой дождик, показалась радуга, потом налетели алые и лиловые облака, а потом быстро наступало море и розовые сумерки.

Переплыв к старому заводу, мы поспешили осмотреть его деревянные цеха. Саша по имеющейся базе рассказал нам весь механизм переработки красной рыбы, где ее моют, хранят, разделывают и т.д. Завод не показался мне заброшенным, скорее не достроенным. Возможных перспектив завода мы от Сергея Ивановича не услышали…

В жилом домике мы познакомились с женой хозяина - Екатериной Дмитриевной. У "губернатора" перешейка наготовлено впрок дров, в округе уют, чувствуется рука трудолюбивого человека. Он же натопил для нас баню, в которой мы все перемылись и перепарились.

С вечера мы нажарили на утро рыбы, поговорили с хозяевами. Они показали нам на своей видеокамере JVC лов калуги, заход в залив стаи касаток, зиму на полуострове, природу окрестных мест. Поснимал он немного и нас.

Спать залеглись уже где-то в два часа ночи в одном из пустующих деревянных сарайчиков с сеном и нарами.

30.08.06. Утром началась суета по обмену вещей на красную икру. Этот процесс заслуживает отдельного рассказа. Наш поход уже подходил к концу, и кое-какие вещи постоянного пользования в походе некоторые участники нашего похода решили поменять на красную икру - эквивалентно стоимости вещей. У кого-то может возникнуть вопрос: "А что этих вещей нельзя приобрести в магазинах?". Получается что нет - нет в Тугуре таких магазинов. Уже второй год все вещи сюда завозятся только вертолетами и потому цены у них - бешенные. Да наши-то вещи не последнего качества. Вот Витя, например, поменял свою геологическую палатку на 10 или 20 литров икры, Вова поменял свой спальник, куртку, веревку, тент, а может и еще что-то (что я сейчас уже и не припомню). Такой сделке были рады обе стороны. Продавец рад, что приобрел ценные вещи за те "деньги", которые ему достались своим трудом и которые у него реально есть, и которые здесь имеют цену только для приезжих. Покупатель радовался тому, что под конец похода избавился от лишнего объема и уже малость износившегося товара и при этом приобрел то, что имеет большую цену на большой земле. Кроме того, икорка будет хорошим презентом для родных, ожидающих нас в городах. Как я уже сказала, главными торгашами среди нас были Витя и Вова. На что-то там пыталась обменяться Ольга. А вот всем остальным отдавать свои "болотники" как-то не захотелось.

После сделок и завтрака состоялась торжественная передача российского флага Шамоте Сергею Ивановичу - "генерал-губернатору" Тугурского перешейка. Екатерина Дмитриевна снимала торжественную речь майора Пименова и всю церемонию на видеокамеру, после рассказала символику уродского флага Лена. После трехкратного "Ура!" - крайний в этом походе спуск судна на воду, погрузка и…

Вышли в 9.50 почти в полный прилив. Провожала нас Екатерина Дмитриевна, Сергей Иванович уже отправился на работу - охоту, рыбалку…

Утро солнечное, залив гладкий, погода шепчет надежду. Шли не спеша, сперва берегом, потом все больше уходили в море сперва на один мыс, потом на другой. С воды за перешейком виден залив Константина - будто таежное озеро. Интересно, Тугурский залив в разную погоду выглядит по-разному, и создает при этом разное настроение. Вчера в непогоду он выглядел серым, неуютным, и даже немного убогим; сейчас "омытый" лучами яркого и теплого солнца он был достоин тысячи прекрасных снимков, яркие краски моря и тайги образовывали здесь удивительные пейзажи. Я стою на руле и постоянно оглядываюсь: не могу налюбоваться красотой, которую мы покидаем…

Наш путь лежит на мыс Лар. Сегодня на горизонте видны синие сопки и целые хребты. К цели, как нам казалось, мы приближались медленно, а на самом деле это не так: просто перед нами сегодня путь в очень большое расстояние. К обеду жара усиливается, мы снова все сидим в одних купальниках. К концу похода лица и тела у всех не просто загорелые, а даже грязно-черные! Снова вспоминаем Сашины указания перед походом набрать побольше теплых вещей: "На Шантарах действительно очень холодно!".

Далеко в море, а потом все ближе появились какие-то подвижные блестки, превратившиеся в белоснежные спины здоровенных белух. Какие же они большущие, гораздо больше самой большой нерпы. Мы замерли на несколько секунд и в тихом море услышали звуки, которые издают эти смешные млекопитающиеся - что-то вроде громкого "Шшуу, шшуу, шшуу". Мы наблюдали этих зверей то с одной, то с другой стороны и когда они временно исчезли мы принялись за обед на воде (в 14.00). Ели по очереди: двое едят - остальные гребут. После обеда Лена и Витя по очереди купались за бортом. Купание Вити немного затянулось, за что он получил выговор от капитана.

После обеда я передала старт порулить Лене, так как у меня уже болели глаза (сегодня весь день гребем навстречу солнцу) от солнца, а у Лены есть очки. Кроме того, я уже устала стоять весь день, да и вообще иногда на руле нужно меняться.

После начала прилива скорость нашего движения на море заметно усилилась. Мы шли на юг в Тугурский залив, и наполняющая залив вода заметно подгоняла нас к цели. К 19.00 мы достигли мыса Лар.

Вспоминаю смешной случай, случившийся при подходе к мысу. У берега было очень сильное течение, несущееся нас в сторону поселка Тугур. При подходе к мысу Лена не торопилась резко повернуть к нему судно, на что капитан сказал: "Ты что, быстрее поворачивай, а то нас снесет и мы потом не выгребем". "Спокойно Кэп, ты что, у этой команды архипелаг за спиной, и ты хочешь сказать, что они не выгребут?!". Да…, замешкайся рулевой еще чуть-чуть и мы может действительно бы не выгребли, но сказано про нас было определенно красиво.

Смешно было наблюдать, как, сойдя на берег народ бросился бежать в туалет! Я среди этих засанцев не была, так как уже давно научилась ходить в туалет на корме. Мы посидели на мысе с полчаса, подождали больший прилив, что бы не месить грязь в мелководном Тугурском заливе у берега и поплыли к поселку. Пройдя еще чуть больше часа, мы пристали к берегу у мыса Лумукан. Сегодня прошли около 60 км: то ли гребли хорошо, то ли течение помогало, когда уже сил было мало. Полных ходовых часов сегодня получилось 9.5.

Вот и все! Сейчас можно сказать наш водный поход и закончился. В крайний раз мы заносим тримаран на берег, в крайний раз мы разгружаем наши вещи, теперь все наши мысли только в ожидании вертолета!

Еще с воды мы заметили небольшое движение на берегу. Это эвенки ловили рыбу. В море у берега через каждые 7-10 м стоят сети. В отлив они лежат на берегу и коренные народы достают из них рыбу. А сейчас в 21.30 когда еще идет прилив вместе с водой к берегу подходит рыба и попадается в сети. С моря к берегу рыбу гонит не только вода, но и морские млекопитающиеся: котики, нерпы, белухи и т.д. Эвенки караулят свои сети и ждут отлива. С началом нереста рыбы они значительную часть времени проводят на берегу, их как они говорят "один месяц весь год кормит". В отлив они бегут собирать из сетей рыбу, часто просто забирают икру, а рыбу выкидывают...

На берегу неприятно пахнет гниющей рыбой. Бегают дети и пьяные взрослые, в основном эвенки, то в одну, то в другую сторону проносятся мотоциклы с колясками и "муравьи". Наш визит привлек всех, кого только было можно. Мы стали объектом сотни взглядов, нас окружили десятки любопытных тел: сейчас только глаз да глаз за вещами! Не скажу, что нас это радовало, а с наступлением темноты даже немного раздражало. Пришлось даже развести два костра, чтобы приглядывать за вещами.

Вечером мы сходили в поселок: отнесли письмо сыну Шамоты Сергея Ивановича, зашли в магазин. Цены пугают. Бутылка водки 200 руб, пиво 90! Чего хочется - того нет! Хлеба нет! Его пекут только с 10-11 утра и всего 18-20 булок на весь поселок! Так же в магазине нам сообщили, что завтра должен быть дополнительный вертолет из Николаевска-на-Амуре. Прошлым рейсом он забрал не всех желающих уехать, и главное не вывезли с Удского какую-то VIP персону, из-за которой даже решили выделить дополнительный рейс. Зайдя в первый дом в поселке, узнали, что кого-то порезали на берегу. Короче первые впечатления от жизни в поселке самые ужасные. А вот сам поселок милый и красивый. Уютно он расположился на нескольких холмах над морем и устьем реки. Все дома деревянные, некоторые со спутниковыми тарелками, подавляющая часть жителей эвенки.

Встретили мы несколько девушек-подростков - красивые и пока не пьющие. И даже не хочется думать, что когда-нибудь такие молодые девушки могут превратиться в непросыхаемых старух!

В лагере Саша сообщил нам не совсем радостную новость: вертолет будет только 2-3 сентября. А у меня взяты билеты на 3 сентября из Хабаровска во Владивосток: я начинаю волноваться не на шутку.

Вечером за ужином я впервые в жизни с удовольствием выпила пива с кальмарчиком из заветной посылки. Никогда я еще не получала от пива столько удовольствия. А тут еще пивом утолялась дневная жажда. Правда на голодный желудок я еще и здорово опьянела, так что самая первая пошла спать…

31.08.06. А вот проснулась я сегодня самая первая даже раньше капитана в пол восьмого. Взяла деньги, документы и пошла в поселок. Нашла квартиру начальника аэропорта под фамилией Павлик. Приятный мужчина сообщил мне, что вертолет, наверное будет завтра, билеты еще есть и его стоимость 1500 руб. Я попросила его забронировать для меня одно место и поставила его в известность, что буду узнавать у него новую информацию о рейсе каждые пол дня. Павлик искренне порадовался моему визиту, обещал мне помочь и глядя на мой внешний вид и загорелое с грязью лицо тихо спросил: "А может вас отмыть… в бане". На что я попыталась заверить начальника, что я не грязная, а просто загорела, а вещи у меня чистые, просто порванные малость.

Под впечатлением от утренней встречи я пошла далее в поселок в поисках булочной. Она была закрытой. В 10.00 пришла какая-то молодая девица, которая оказалась пекаренком местной пекарни. Следом подошел какой-то мужчина, на которого девица по злому накричала, что "хлеба она ему сегодня не продаст потому, что он вчера купил целых 10 булок". Начиная понимать весь трагизм положения с хлебом в поселке, я заказала 10 булок хлеба в надежде, что мне дадут хотя бы пять. Так и получилось: через час я несла в лагеря 5 булок горячего хлеба по 36 руб. за булку.

По пути зашла в администрацию и позвонила Кириллу по спутниковому телефону. С простого телефона, как мне объяснили, позвонить мне не удастся, так как в прошлом году в поселке сгорела почта. Стоимость звоночка обошлась мне в 50 руб., зато я порадовала мальчика благополучным завершением водного похода и сообщила, что завтра должна вылететь из Тугура.

По пути в лагерь меня пригласили в гости какие-то эвенки: две женщины Наташа и Лена и слепой старик. Они расспросили у меня кто мы такие, откуда, где были, чего хотим, что нам надо и др. Они попросили занять у меня им 50 руб., я им подарила 20. Они рассказали, что лета в этом году не было, одни дожди (похоже, хорошую погоду мы возили с собой). Год по их словам не урожайный - ягод, грибов и стланиковых шишек мало, рыба идет не густо. Здесь обычно год - другой все "прет и колосится", потом столько же пустота и уныние. Зато зверье на берегу и в море есть всегда. Медведей даже в окрестностях Тугура бродит очень много.

…На улице снова сияло солнышко. На небе практически ни одного облачка. О такой погоде в народе говорят: "Летная". В лагере наши только что присели завтракать, а тут и я подоспела со свежим хлебушком. Наши ребята столь долгожданному презенту очень обрадовались. Залпом было съедено четыре булки хлеба. Дежурные пытались подсунуть мне своей не вкусной молочной каши (просто я не очень люблю молочку), но даже если бы она была вкусной - сейчас мне хотелось только хлеба. Мы ели его с калугой, с маслом, с кетой и просто ели, ели, ели…

Во время обеда к нам подошел молоденький парень по имени Тарас. Глаза его искренне улыбались, и он с любопытством расспрашивал нас, откуда мы есть и где побывали. Сам о себе он рассказал, что является студентом Хабаровского политена и участником турклуба "Горизонт". В этом году он побывал на водных соревнованиях на Кеме и в зимнем походе на Мяо-Чане, где встречался с командой наших "Шатунов". Поговорив с нами минут 15, Тарас удалился где-то на час. Повторно он явился с букетом георгин и пакетом, где для нас любимых он положил качан свежей капусты, зелени, огурцов и помидоров. Мы были так приятно удивлены и обрадованы, что сразу приняли Тараса в свои самые лучшие друзья и еще около двух часов проговорили с ним о жизни, о походах, об общих знакомых…

Тарас много рассказывает толкового о жизни поселка. Отец его когда-то был главой села, сейчас он моринспектор. По его словам у эвенков очень дешевые лицензии на рыбу, но браконьерить они от этого не перестают. Часто от рыбы они берут только икру, за что их иногда и штрафуют. Почти все эвенки много пьют, спиваются и гибнут. В последнее время особенно. Происходит это оттого, что уже второй год в поселок не могут проложить зимник, т.к. не замерзают болота (связывают это явление здесь с потеплением климата). В итоге, если раньше по зимнику в поселок завозили продукты, которые здесь обменивали у эвенков на рыбу, а также у эвенков была возможность коммерсантам продать рыбу и икру, то сейчас эвенки лишены возможности сбыта своего единственного заработка. Каждый решает эту проблему по-своему, и почти все пьют. Денег у них нет, ходят в старье. В магазине все продукты очень дорогие, так как завозятся они также, не по зимнику, а малой авиацией.

С каждым годом жизнь в поселке чахнет, хиреет и вырождается. Из десятков тысяч северных оленей в поселке осталось всего два стада, в самом большом всего 70 голов. А ведь когда-то поселок Тугур - второй по значению населенный пункт района, был оленеводческий. Клуб сломали, последний аэропорт свои же разбирают на дрова… Школа девятилетка, потом кто хочет - учится в Чумикане.

…Вечером Тарас пригласил нас в свою баню.

Днем вместо бухты, наполненной морем мы увидели его дно, в полный отлив. Перед нами предстала огромная грязевая равнина, где воды не было вообще! Одна грязь до самого горизонта, а по берегу утопают по колено в серой чаче полупьяные эвенки, которые собирают по отливу рыбу из сетей. Здесь, как нигде, вся жизнь и днем и ночью подчинена полусуточным приливно-отливным явлениям. С началом прилива люди уходят с берега в поселок, зато с началом отлива к морю стекается добрая половина поселка. Каждый хозяин у своих сетей проверяет улов, вытаскивает рыбу. Как-то мы на берегу наблюдали обозленную на своих собратьев эвенку, которая бегала и кричала, что кто-то ее рыбам в сетях "сделал аборт"! Вот такое случается среди нации, где почти все родственники, так как все имеют всего три распространенные фамилии: Гутчинсоны, Чепаловы и Соловьевы.

К нашему лагерю часто подходят местные народы, и предлагаю обменять наши вещи на икру. Ольга купила у них 30 ястыков икры за 10 руб. и весь день с Арсением она чистила и солила гостинцы для родных татар. Вова тоже чистит рыбу и собственными методами пытается ее солить. А Витя все еще досушивает корни радиолы.

После обеда мы разобрали наш тримаран, досушили баллоны и веревки и все распихали по рюкзакам. На берегу из продолен и поперечин тримарана соорудили что-то вроде шалаша. Наш лагерь на берегу привлекает всех, кто посещает побережье. Сегодня утром у магазина я слышала разговор двух женщин:

- А ты знаешь, что вчера к нам тримаран приплыл!

- Да ты что?

Прибытие тримарана в поселок здесь действительно считается большим событием. Несколько лет назад в поселок регулярно с походов заходила команда Бологова Адольфа Васильевича. Однажды из-за отсутствия погоды им пришлось здесь задержаться на две недели. И тогда весь поселок знал, что группа туристов живет на берегу и ждет погоды. Адольф Васильевич со своей командой даже давал концерт в Доме культуры. Эльмира и Адольф Васильевич пели и играли на гитаре, Саша рассказывал, что играл ручеек и т.д. А спустя несколько лет об этом концерте еще вспоминают.… Сегодня днем в поселке я встретила какого-то парня неизвестного возраста, который мне сказал следующее: "Ну, вы бы хоть концерт дали…". На что я ответила следующее: "Вот поживем еще с недельку и точно дадим".

Вечером после Вити и Вовы мы с девчонками сходили в баню к нашему товарищу Тарасу. Крайняя в походе баня - это не просто в тему, так еще и классно: намылись, напарились, перестирались и т.д. А после бани мы зашли в дом хозяев поблагодарить за гостеприимство. Помимо отца и самого Тараса в доме еще было трое мужчин. Разговорившись, они предложили нам пива и чаю. Мы ни отчего не отказались. Выпили с мужиками пива и чаю, съели у них все булочки с маком, которые накануне напекла мама Тараса. Один мужичок оказался (Услонцев Алексей) бывшим Комсомольчанином, мало того - выпускником естественно-географического факультета педагогического университета, который заканчивала я и где сейчас на 4 курсе учится Наталья. Из-за вторичного знакомства мы задержались в гостях еще на два часа. Вспомнили всех общих знакомых, жизнь на любимом факультете, работу в природоохранных организациях, я рассказала про свой любимый Комсомольский заповедник, Алексей про свой "Амуррыбвод" и конечно мы все "прожужжали" мужикам про наш поход к островам на горизонте.

По пути в лагерь в кромешной тьме мы зашли с Тарасом на работу к его маме, поблагодарили за классные булочки. В лагерь мы пришли развеселые и счастливые. Да только вот Ольга расстроилась: вечером, когда уже сильно стемнело, у нее украли почти половину заготовленной икры.… Украла местная ребятня, да вот не пойманы ведь, а значит и не воры.

1.09.06. Утром я снова встала раньше всех. Не знаю почему, но в поселке я высыпаюсь очень рано. Следом из палатки "вылез" капитан. Мы присели с ним у моря и несколько минут наблюдали, как в дали на горизонте резвились белухи. Они гоняли кету, которая вместе с приливом подходила к берегу. У берега сети "пенились" от рыбы, которая только что попала в ячейки. Было видно, что в каждую сеть сейчас одна за другой попадалось много рыбы, которая убежала в море от белух, ища спасения у берега, но здесь ее ждал другой хищник.… Сейчас на море в прилив происходила редкая идиллия. Море тихо и не заметно наступало, гладким покрывалом накрывая грязевой пляж. Ветра не было совсем, что редко бывает в прилив. Над нами было голубое небо, а вот в стороне Чумикана сопки накрывали большие, темные и дождевые облака.

Я снова побежала к начальнику аэропорта узнать о сегодняшнем рейсе. Меня ждала не удача: по погодным условиям вертолет отменили до обеда: Чумикан и Удское "дают" плохую погоду. Правда, в обед здесь ожидают вертолет с грузом из Бриакана. Шансов улететь на нем мало, но все-таки есть. От Павлика я снова зашла на хлебопекарню, сегодня мне дали только три булки хлеба.

По дороге в лагерь я встретила пару ребятишек и девчат в нарядных костюмах, с портфелями и белыми бантами. Точно! Сегодня же 1 сентября - день знаний! Первый раз в жизни я встречаю этот день вдали от города.

…В лагерь прибежал Тарас красиво и нарядно одетый. Очень быстро он сообщил, что сегодня из-за плохой погоды Николаевский вертолет отменен до понедельника, сам Тарас улетает на Бриакановском вертолете; он поговорил с нашим капитаном о том, что есть возможность нам заказать еще один рейс вертолета с Бриакана, поделив сумму стоимости вертолета на двоих еще с одним коммерсантом.

…Тишину нарушил долгожданный звук вертолета. Я очень быстро собрала все свои вещи по лагерю и в палатке и не прощаясь окончательно с ребятами побежала к аэродрому. Следом за мной побежал Виктор, Володя и капитан. Начальник аэропорта уже успел договориться с вертолетчиками о том, что меня заберут до Бриакана бесплатно. Уже чуть было я не залезла в вертолет, как вдруг я стала свидетелем разговора между нашим Сашей и старшим вертолетчиком под фамилией Филимонов. Саша попросил его сегодня прилететь за нами еще раз, на что "большой человек" сказал быстро и легко: "Без проблем: 70 тысяч и через два с половиной часа я прилечу за вами". Договорились.

- А вашу девушку мы тогда брать пока не будем.

- А вдруг Вы не прилетите? Ей срочно домой нужно.

- Я же сказал, прилечу, если я сказал - значит, так оно и будет.

- А если вдруг погода..?

А что погода, ли ж бы жарко не было…

Я осталась одна на вертолетной площадке. Вся толпа, которая совсем недавно стеклась сюда со всего поселка, рассосалась кто куда. Наши ребята побежали собирать вещи. Я попросила Вову, "не в службу а в дружбу" принести для меня штук 5-6 кетин, которые для меня обещали дать мои друзья эвенки (сейчас на море как раз отлив).

Мама Тараса принесла мне чаю в баночке, оладушков, помидоров и огурцов. Прелестная мама у Тараса, мало того, что мы у нее все булочки съели, так она нам еще тащит вкусняшки.

К вертолету подошло несколько человек, в основном студенты-эвенки, которые сейчас торопились в города на учебу. Я собрала с них назначенную сумму. На большой грузовой машине подъехала наша команда.

P.S. В назначенный срок за нами прилетел вертолет. Не заглушая двигатель он забрал нас, и полетел в Бриакан. В дороге я заходила в кабину пилотов и посмотрела на нашу тайгу с их кабины. Братцы, это здорово! Весь край как на ладони: огромные поля тайги, бескрайние болота и тень нашего вертолета… На болоте видна дорога зимника. Сперва летим вдоль реки Тугур, потом Нимелена и ряда заломистых ручьев. Час пути и мы в Бриакане.

Здесь с большим трудом, несмотря на все слова, что "машины мы не найдем", мы нашли целых две машины, которые за два часа довезли нас до пос.Березовый. А в п. Березовый был организован последний пункт программы нашего маршрута: банкет в клубе туристов "Азимут"!

Мы водники - туристы,
А у костра - артисты,
И бурлаки на трудных волоках.
Нас не разлить водою,
Мы связаны судьбою
И птицу счастья держим мы в руках!

А.В. Бологов.

dok, 09.12.2008
с этим человеком А. В. Бологов была пройдена река селемжа
жил я на дальнем востоке сейчас правда уже в израиле нахожусь!
звали меня в кампании туристов митяня!
 Фёдор, 14.10.2009
В 1971г. я работал в Удской экспедиции. В то же время была организована "Прибрежная" партия на Тугурском полуострове. Базировались мы , очевидно, там где сейчас находится база рыболовной организации. В то время на этом месте было несколько строений для жилья, баня, колодец и два длинных ангара, где очевидно хранилась рыба. На одном из ангаров было написано масляной краской: "Колхоз путь Сталина" Недалеко на берегу стояло полуразобанное самоходное судно типа баркаса. На полуострове мы занимались разведкой россыпного месторождения золота. Много впечатлений осталось. Тогда я был пацаном-17 лет. Впоследствии пошёл учиться на геолога кем и работаю до сих пор. Хотелось бы пообщаться с тем кто там побывал. Сохранилось ли Священное дерево?? На перешейке в зарослях стланика росла очень корявая лиственница вся увешанная тряпочками, в неровностях коры были напичканы деньги, патроны, чай и много ещё чего.
 Ольга, 27.05.2013
Спасибо за отчёт! Очень интересный и позитивный !Собираемся в этом году на Острова.Рассматриваем разные варианты заброски.Очень понравился Ваш вариант. Не знаете, такой вариант можно организовать без предварительной договорённости(имеется в виду вездеход, вертолёт и т.п. )?