Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Северная (Беломорская) Шуя

1 - 7 мая 2005

Автор: Дмитрий Шварц (Москва)

Содержание:
  1. О группе и прохождении;
  2. График движения;
  3. Заброска;
  4. Сплав;
  5. Выброска;
  6. Впечатления, рекомендации;
  7. Приложение: координаты водителей
О группе и прохождении

Суда: 3 Катамарана-двойки, каяк. Опыт участников: от II до VI, в среднем IV. Уровень воды - высокий летний в верховьях реки, средний паводковый ниже моста М18. Каяк перевернулся в Московском, а один из катамаранов в Большом Падуне.

Прохождение осложнялось ледяными заберегами в верховьях и стабильно отрицательной температурой в течение всего похода.

График движения

2 мая. Вечером приехали на ст. Шуерецкое. Доехали на машине до моста М18 через Шую.

3 мая. Дошли до порога Темный (пешком, 4км, 2 часа), собрались, доплыли до пор. Белая Лошадь (3.5км, немного больше часа).

4 мая. Доплыли до пор. Московский (23км, 7.5 часа, не считая прохождения Белой Лошади и катания на Сосновом).

5 мая. Доплыли до пор. Большой Падун (14км).

6 мая. Доплыли до ж/д моста (5км), дошли до ст. Шуерецкое (3км) и уехали на поезде сначала в Кемь, а 7-го утром - в Москву.

Заброска

В Сосновце останавливаются несколько московских поездов. На майские из дешевых остался только 382-й (отправление 19.28). Он прибывает в Сосновец в 21.51 на следующий день (2.05).

Вариантов начала сплава довольно много.

"Стандартный летний": от Шуезера (д. Лехта). На майские нереализуем, поскольку Шуезеро вскрывается в середине мая. В тренировочном походе нецелесообразен, поскольку добавляет 1-2 дня сплава по гладкой воде.

"Летний тренировочный": от моста перед В. Кипозером или от самого озера. На майские реализуем, но с большим пешим переходом, поскольку дорога еще непроходима для машин.

"Весенний тренировочный": от моста М18. Плох тем, что позади остается много интересных порогов. Хотя до самого красивого из них, Белой лошади, можно подняться на веслах или пройти пешком.

Мы попытались совместить второй и третий пути - дойти от ближайшей точки трассы М18 до первого интересного порога Шуи "Бутылочное Горло" (5км). Подозревая, что пешком не дойдешь, взяли лыжи (фото 1). Хорошие брать не хотелось, поэтому взяли деревянные, планируя оставить их в Карелии. С машиной договорились из Москвы за 200р с человека (см. приложение).

Однако, карты спутали старые вырубки. Снег на них стаял и остались огромные лужи неизвестной глубины. Из машины они показались непроходимыми и, решив сократить путь и идти почти вдоль реки до пор. Темный, мы доехали до моста М18 через Шую. На ПБ ниже моста хорошая, но несколько загаженная стоянка. У моста были в 22.20, осталось немного светлого времени на разведку. Вечером и ночью было очень холодно (-10-15), утром потеплело.

Обозначенная на карте просека В-З отходит влево в 50м от моста, но через 200-300м теряется.

Снега в лесу довольно мало, на сельгах нет совсем, а ночной заморозок спаял наст так, что он держал человека до полудня. Поэтому лыжи оказались не нужны, хотя первые метров 700 мы пытались их использовать (фото 2, 3).

Шли в 100-300м от реки по большей части по сельгам, иногда пересекали замерзшие болотины. Некоторую пролему составило пересечение ручья, впадающего в Шую у апекса локальной южной петли. Выше, наверное, можно его перепрыгнуть, но в устье разлив (фото 5). Мы переходили по бревнышкам в 50м выше устья (фото 4). Одна из девушек упала в ручей. До порога Темный 500-600м вверх по реке. По берегам кочки, березняк, снег. Идти непросто.

На Темном решили остановиться - идти еще 4км только ради Бутылочного Горла не хочется. Всего же прошли 4км часа за 1.5-2.

Со стапелем тонкость. В Темном 2 протоки - основная левая и узкая правая (фото 6), причем стоянка как раз на острове, а березняк, из которого можно строить раму, растет выше и ниже острова. Мы собирались и обедали на острове (брод через протоку простой, фото 7), а материал для рам заготавливали в березняке ниже порога.

Сплав

Карта с подписанными на ней порогами. Использована информация с 500м карт и из книги Шилова [1]. Также может быть полезна схема из этой книги.

Река описана с позиции довольно опытной команды, желающей потренироваться на майских праздниках перед летним походом, поэтому лоция рассчитана на достаточно подготовленную группу. В квадратных скобках указано расстояние от устья реки, посчитанное по 2км карте.

Мы пользовались лоцией [1]. Она удивительно четко описывает реку, но категории сложности завышены на 1.5-2.5 единицы, вертикальные размеры - в 1.5-2 раза, а расстояния примерно на четверть. Но к этому быстро привыкаешь. Цитаты из этой лоции выделены курсивом.

Для полноты картины - километраж верховьев реки. [64.6км] - дорога подходит к Кипозеру. Отсюда начинают маршрут многие группы. [64.2км] - Шуя впадает в Кипозеро. [61.3км] - исток из Кипозера. [57.3км] - Бутылочное Горло.

За время стапеля пару раз проехали правую протоку Темного на каяке - узко, мелко и не очень интересно.

Уровень воды в верховьях разочаровал - видимо чуть-чуть выше летнего. Много камней, а сложность порогов мала.

Итак, ориентир Темного [52.3км] (П14 по Шилову) - Начинается простой перекат (фото 8), отходит правая протока (из улова на фото). Чалка для осмотра на оголовье острова. По нашей воде это необязательно. Несколько камней на заходе и простой слив 0.8м (фото 9). КС 2. Судя по фотографиям, в очень высокую или очень низкую воду порог усложняется.

Ниже следует П15 - 400м перекат на прямом участке реки. Проход в основном под левым берегом, в струе камни. П16 - 300м перекат с левым поворотом. За ним слева можно встать на стоянку, но оттяжки палаток придется крепить камнями. Здесь к воде выходит невысокий скальный массив, поросший чахлыми соснами. Сразу за стоянкой начинается 200м перекат П17, за левым поворотом почти без перерыва переходящий в порог П18 Софринский. Осмотр справа. Широкую здесь реку перегораживают семь скальных гряд, на четырех из которых образуются сливы до 0,8м.

С нашей точки зрения, в Софринском [50.4км] 3 слива по 0.5м. Заход справа, далее в центр. КС 2. Прошли после беглого осмотра справа. Можно было и сходу.

Ниже Софринского порога начинается П19 Змея. Это 300м россыпь огромных камней, в которой идет, извиваясь, узкая и сильная струя.

В Змее основная струя огорожена ледяными заберегами. Катамараны не рискнули идти в узкий коридор и пробивались по мелководью. КС 1.

Ниже подряд идут: П20 - мелкий перекат 50м; П21 - перекат 100м; П22 - перекат 150м с правым, затем левым поворотом, крутым падением и сильной струей. Ниже уютная стоянка слева, а за левым поворотом порог П23 Чайник. Длина 200м. Осмотр слева. На входе река сужается до 6м, образуя слив сложной формы, дальше короткая труба с отдельными камнями и перекат с очень хитрым проходом.

Осмотрели порог с ПБ. И не зря. Чайник [49.3км] стал довольно сложен (2+) из-за того, что в трубе струя валит под ледяные забереги ПБ. Большая их часть была срублена топором при осмотре (фото 10), но тем не менее, после заходного слива (фото 11) пришлось активно работать влево (фото 12 и 13). Камней в струе не было, выходной перекат почти затопило.

Вскоре река раздваивается. На стрелке указатель на порог. От широкой правой протоки через несколько сот метров отходит еще одна, центральная. Обе протоки мелководны и заканчиваются двухметровыми падунами. В основной узкой левой протоке через 100м начинается каньон порога П24 Белая Лошадь. Длина 300м. Осмотр слева.

В пороге [48.8км] река течет в скальном каньончике. Красиво и нетипично для Карелии. На входе простой слив (фото 14, проходит катамаран наших коллег), за ним шивера с еще одним небольшим сливом и река немного поворачивает направо. Здесь, перед левым поворотом при желании можно зачалиться к ПБ. Правый поворот резко переходит в левый и начинается ключевое место порога - прижим к скале ПБ и следующему за ним ледяному заберегу. Чуть ниже камни в струе. За ними можно зачалиться к ЛБ для страховки или обноса судна для катания. Ниже выходная шивера с еще одним небольшим сливом (фото 15). КС 3.

На Белой Лошади удобнее стоять на одном из островов, например, левом. Там еще сохранились дрова и место не загажено. Мы же встали на одной из традиционных стоянок на ПБ (в начале порога, всего их там 3-4 штуки). Дрова привезли с острова.

Мы сочли порог непригодным для катания из-за навала на заберег сразу за прижимом к скале. Проходили утром. Страховка спасконцами перед и за прижимом. С нижнего плеса осмотрели центральную протоку. Водопадик, воды мало, но пройти можно.

Ниже порога мост М18 [48.3км].

После 3км плеса следует 50м перекат П25, затем сильный прямой перекат П26 с обливняком в струе. Под ним справа неплохая стоянка. После короткого П27 3-4км тихой воды и следующая серия препятствий. П28 - перекат 100м. П29 - перекат 25м. П30 - простой порог на левом повороте с отлогим сливом и стоячими валами. Справа под порогом небольшая стоянка. П31 - сильный перекат со сложной линией движения. П32 - перекат 50м. П33 - одиночный слив 0,3м. П34 - перекат 50м.

С этого места по берегам начинается участок под названием "горелый лес" и тянется до пор. Сосновый. Берег до самой воды завален мертвыми стволами, меж которых поднялась уже высокая густая березовая поросль. Даже налегке по берегу пройти очень трудно.

"Горелый лес" создает проблемы при передвижения по берегу, но образовался не только из-за пожара, поскольку подобные участки встречаются и ниже Соснового. Просто подболоченные берега покрыты густым березняком. К счастью, осложняется только осмотр шивер и порожков, которые квалифицированная группа может проходить сходу. Открывается "горелый лес" шиверой П35. Длина около 400м, средняя скорость течения, множество гряд камней поперек реки. После прямого входа правый, затем - левый повороты.

Далее после левого поворота начинается полукилометровая шивера П36 Ведьмино Ущелье [37.4км]. Русло в первой, прямой, части уже и течение сильнее, чем в П35. Сильный навал на валуны в русле. Затем правый и левый повороты, где река широко разливается и проходит через множество каменных гряд. В середине шиверы на правом берегу есть стоянка.

Ландшафт этого места весьма своеобразен. Русло реки заглублено метра на два, пойменная терраса правого берега, покрытая мертвым лесом и молодой порослью, идет вдоль реки 30-40м полосой, а за ней 10-15-метровой стеной поднимается скальный кряж, тянущийся вдоль реки на несколько сот метров, а вглубь - насколько хватает взгляда. Здесь вполне можно устраивать занятия по технике скалолазания. Очень впечатляет вид сверху на долину реки и бескрайние леса.

Через 300м реку пересекает отлогий водоскат, за ним П37 - крутой перекат 50м на левом повороте. Слева плохонькая стоянка, не видная с воды. П38-40 - перекаты по 50-100м. Затем несложный, но красивый порог П41 Директор. Образован двойным сливом влево с плиты, перегораживающей всю реку. Общий перепад около 1м. Осмотр слева. Справа, в случае необходимости, можно организовать стоянку на травянистом склоне.

Через 4 часа сплава от Белой Лошади остановились на обед на ЛБ пор. Директор. Тут тоже есть стоянка средней паршивости. Все предыдущие шиверы и порожки никакой сложности не представляли (1+).

Далее 6км плеса с тремя короткими простенькими перекатами. Затем остров, а справа короткий перекат П42 с камнем в струе. За ним коротким слабым перекатом начинается каскад порогов Ловушка [31.6-30.9км] (П43-46). П43 - порог Слива. Двойной слив 1,2м. На заходе мешает струя, вырывающаяся из-за большой плиты справа. Осмотр справа. Сразу за правым поворотом начинается порог П44 Ремиз. Длина его около 400м. После левого и правого поворотов, на очередном - левом, перекат переходит в шиверу с основной струей, идущей под левым берегом. Выход же из Ремиза перекрыт сплошной скальной плитой, проход в которой (со сливом 0,7м) находится у самого правого берега.

Сливу прошли после беглого осмотра. Можно было сходу. В Ремизе выходной слив можно было пройти почти в любом месте. Чувствуется, что в среднем течении паводок значительно сильнее, чем в верховьях. КС 2.

Через 50м начинается несложная шивера П45. В конце ее правый поворот, с которого впереди виден каньон порога П46 Банзай.

Осмотрели порог по ЛБ. Короткий красивый порог с мощной струей и редким для Карелии прижимом. Уйти от него, впрочем, несложно. КС 2+.

Справа на каньоне есть небольшая стоянка. За порогом горелый лес кончается. Через 300м вправо уходит узкая протока, образуя остров. Между островом и высоким левым берегом стремнина с невысокими стоячими валами. Проходить ее надо слева направо и сразу чалиться к правому берегу у стрелки острова для осмотра П47 Сосновый.

От обеда до Соснового [30.5км] шли около 2 часов. Сосновый - 50м горка с перепадом 3м без явных бочек, но достаточно сложной структуры, чтобы сделать прохождение на каяке интересным. Неявно разделена на две ступени. На фото 16 и 17 - прохождение первой ступени, на фото 18 - второй. КС 3+. С катамараном ни в одном месте ничего делать не пытается. Долго катались на пороге. Обнос судов по ПБ. Там же несколько хороших стоянок. Впрочем, большинство из них было занято коллегами - на пороге собралось аж 4 группы.

Ниже на реке одиночный водоскат П48 и перекат П49 с камнями в русле. Дальше идет длинный плес с тремя слабыми перекатами и сильный гул возвещает о приближении к порогу П50 Московский. Осмотр слева.

От Соснового за полтора часа дошли до Московского [26.5км] и встали на ЛБ. Вечером, ночью и утром очень холодно (-5-10, фото 19). Порог (КС 3) представляет собой 1.5м слив через всю реку. В центре - бочка, справа и слева языки, совсем справа - мелкая канализация (фото 20). Проходили по правому языку. Каякер, сев на камни в канализации, прошел порог по языку и в первый раз перевернулся на сбойке струй. Со второго раза получилось успешно (фото 21). Больше кататься на пороге не стали из-за низкой температуры воздуха. За порогом простая шивера, сливающаяся со следующей шиверой П51.

Через 3км на ПП начинается порог П52 Предбанник [23,1км]. Это 200м шивера с локальными сливами, большую часть из которых можно обойти. КС 2+. Осмотр слева необязателен, хотя погреться (температура оставалась в пределах -3-5) было приятно. За порогом разлив (фото 22), за ним слив через все русло - начало П53 Пуло-порога [22.7км].

За сливом (он несложен, высота 0.7м) река разделяется на две протоки. В основной левой мощный 2м слив сложной структуры. КС 4. На острове напротив слива табличка. Правая протока - мощная крутопадающая шивера (КС 3). Осмотр правой протоки справа, левой - слева. По малой воде в левой протоке появляются острые камни.

2 катамарана прошли левой протокой (фото фото 23 и фото 24, на заднем плане - входной слив порога), третий катамаран на заходе перепутал протоки и прошел правой. Каякер лезть в слив не рискнул и тоже выбрал правую протоку. Кататься на пороге не стали из-за низкой температуры воздуха.

За порогом длинный плес, на котором встречаются П54 Гордеев порог [20,6км] (Это шивера, начинающаяся в сужении после левого поворота. Вход осложнен двумя обливняками. Длина 200м.), остатки моста бывшей узкоколейки [14,2км], фото 25), устье р.Олонга (слева) [13км], и, наконец, П55 Большой Падун [12.2км].

До Большого падуна гребли почти 3 часа. Гордеев порог эмоций не вызвал. У моста узкоколейки вылезли на берег побегать погреться. Первоначально планировалось подняться вверх по Олонге до порогов и изучить их, но из-за тяжелых погодных условий и невысокого уровня воды, предпочли оставить этот план до лучших времен.

Перед Большим Падуном зачалились на ПБ и решили в этот день сплав закончить. Стоянка над началом порога весьма обжита, но дрова найти еще можно. нам это удалось в 50м выше по реке. Одна девушка решила уехать на день раньше и, рано утром, забрав каяк, ушла в Шуерецкое. До станции 6.5км. Единственная сложность - переход Кенишручья по бревну через 500м от начала пути. Еще через 500м старая дорога, идущая вдоль реки, выходит на дорогу к песочному карьеру, которая даже на майских вполне накатана. Итак, в группе осталось 3 катамарана.

По нашей (уже откровенно паводковой) воде порог начинался простым сливом под ПБ, после чего струя разворачивалась и, смещаясь влево, приводила к очень широкому (50м) основному сливу высотой 1.5-2м. Совсем у ПБ несколько канализаций для каяка. Основной же слив чем правее, тем проще, совсем у ЛБ чистый проход, но это место необходимо просмотреть с ЛБ. Сложность порога в том, что надо сориентироваться в идущей поперек русла струе, развернуться и набрать скорость перед основным сливом.

За сливом 70м мощной шиверы с локальными сливами и бочками. Сложности для катамарана не представляет. КС всего порога 3+ или 4. Фото 26). Страховка спасконцом за порогом невозможна из-за большой ширины реки.

Проходили с утра. Сначала пошел тандем из двух двоек. Первый катамаран прошел удачно (фото 27, 28, 29), а второй, халявно отнесясь к просмотру, прошел по струе очень далеко и попал лагом в самое неприятное место - обливной камень высотой 2м. Перевернулся через борт (фото 30). Страховка в лице первого катамарана сработала успешно, но общие впечатления остались неприятными - все же очень холодно (-5). На фото 31 поле замерзшей пены под Большим Падуном. Слева под порогом есть стоянка.

Через 1.5км Порог П56 Щелиный [10.4км]. Осмотр и страховка слева, КС 3+. Порог - 100м зигзаг со сливами на поворотах. В паводковую воду опасна большая бочка, образующаяся во втором сливе и оставляющая только узкий проход у ПБ, причем к берегу легкий прижим. В сверхвысокую воду бочка становится очень серьезной и закрывает все русло. Тогда порог часто обносят. У нас все было значительно спокойнее. Бочка, видимо, пробивалась, но проверять этого не хотелось, поэтому все двойки аккуратно прошли порог под ПБ (фото 32, 33). Один из экипажей переусерствовал и зацепил прижим, где было сломано весло.

Слева на пороге стоянка. П57,58 - несложные перекаты. П59,60 Пустынные Пороги - короткие прямые шиверы с мощными стоячими валами. П61 Федулинский порог - шивера длиной 400м со сливом 0,5м в середине и крутым левым поворотом в конце. П62 - 150м шивера. Можно проходить слева от островка у правого берега. Ниже справа есть стоянка.

Шиверы впечатления не произвели - КС 1+. Ниже река течет в голых холмистых берегах (фото 34). До ж/д моста [7.4км] 2км, В конце река делится на две протоки, сужается и немного напоминает подмосковную паводковую речку.

От моста до ст. Шуерецкое 3км пешком по дороге или 3.5км по воде. Поскольку погода улучшаться не собиралась и плыть было бы холодно, мы решили идти пешком. На левом берегу перед мостом удобное место как для обеда, так и для разборки судов. Здесь нашли себе применение и закончили свой славный путь наши деревянные лыжи (фото 35).

Выброска

Дорога идет слева от ж/д. На ней довольно часты машины, но идти пешком приятнее. Следующий абзац лично подтвердить не можем, но вставляем для полноты картины.

Уже в черте поселка расположен порог П63 Морской. Это 200м каменистая горка с узкой, мелкой вначале, но сильной струей, которая в середине делает скачок вправо, а в конце вылетает на мощный обливной камень. Осмотр справа, но из-за расстояния видно плохо. Дальше отдельные камни по всей реке. Через 400м чалиться вправо в заводь [3.9км], метров через 100 после здания с красным флагом, где расположен сельсовет и почта. До станции вверх по улице 300м. По пути - промтоварный и продуктовый магазины.

В Шуерецком много местных поездов на Кемь и Беломорск. Останавливаются и дальние, но билеты на них купить невозможно, придется договариваться с проводниками. Мы через 15мин после прихода на станцию уехали в Кемь, где нашлись плацкартные билеты на утренний поезд в Москву (381, отпавление 8.24, прибытие 10.46).

Впечатления, рекомендации

Нам очень не повезло как с водой, так и с погодой. Но тем не менее, река понравилась.

Видимо, паводок в верховьях проходит позже, чем в среднем течении реки, поскольку верховья зарегулирваны Шуезером. При летней воде пороги верховьев Шуи интереса не предстваляют, поэтому ценнось нашей идеи с заходом на пор. Темный спорна. С водно-тренировочной точки зрения разумнее начинать от пор. Белая Лошадь.

Но, если хотеть совершить полноценный поход, стоит включить в программу как верховья реки, так и посещение порогов низовий Олонги.

Сплав при стабильно отрицательной температуре довольно рискован. У нас большинство участников имело опыт как прохождения, так и самосплава по значительно более сложным порогам, но менее опытной группе в подобных условиях рекомендуется не проходить как минимум левую протоку Пуло-порога, Большой Падун и Щелиный.

При более благоприятных условиях для катания рекомендуются пороги Белая Лошадь, Сосновый, и, с некоторыми ограничениями, Московский, Пуло-Порог и Большой Падун.

Приложение: координаты водителей

Зимой 2005 года изменились коды Беломорска и Сосновца. Их можно узнать через справочную. Цены у всех водителей примерно одинковые. Большинство из них занимаются извозом профессионально и имеют несколько машин.

Леонид Черемухин (Беломорск), 2-13-14.

Владимир Черемухин (Сосновец), 2-31-77. Вероятно, та же фирма.

Олег Зимин (Беломорск), 2-22-10.

Роман Фомин (Сосновец), 3-66-88 или 3-67-57.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии:








































































© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100