Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о водном походе 4 к.с., совершенном 06.05.-18.05.04г. по р. Чуя — р. Катунь (Республика Алтай)

Автор: Елена Обухова (Новосибирск)

Туристский клуб "Ювента"

Содержание:
  1. Справочные сведения:
    1. Проводящая организация;
    2. Количественная характеристика маршрута;
    3. Район похода;
    4. Подробная нитка маршрута;
    5. Определяющие препятствия маршрута;
    6. Состав группы;
    7. Адрес хранения отчета;
    8. Поход рассмотрен МКК;
  2. Содежание похода:
    1. Идея похода;
    2. Сведения о районе;
    3. Варианты подъезда и отъезда;
    4. Аварийные выходы с маршрута;
    5. Обеспечение безопасности и тактика прохождения;
    6. Изменения маршрута и их причины;
    7. График движения;
    8. Техническое описание прохождения группой маршрута;
    9. Потенциально опасные участки на маршруте;
    10. Дополнительные сведения о маршруте и снаряжении;
    11. Итоги, выводы, рекомендации;
    12. Литература;
    13. Приложения;
    14. Фотоматериалы;
    15. Схемы. Картографический материал
1. Справочные сведения
1.1. Проводящая организация

г. Новосибирск, т\к "Ювента", Вилюйская 28-корпус НГПУ.

1.2. Количественная характеристика маршрута

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части, км Продолжительность Общая (Ходовых дней)  Сроки проведения
водный четвертая 180 км 13 (11) 06.05.04.-18.05.04.

Количество  и тип судов - 4 (3 катамарана "Двойки", 1 – "Четверка". Количество участников-10, из них - мужчин - 4, женщин - 6. Уровень воды: р. Чуя — средняя, р. Катунь — средняя.

Судно Лоцман Члены экипажа (матросы)
1-катамаран-4 Обухова Е. А. Янова Н.В. (смена – Иванова Н.), Власов Р. А, Субботкина О.
1-катамаран-2 Анникова Т. А. Жигарев О. Л.
2-катамаран-2 Крамцова Т. Е. Иванова Н. В. (со сменой – Янова Н. В.).
2-катамаран-2 Кочур А. В. Коринец А. С.

1.3. Район похода

Место: р. Чуя (длина: 299 км)
Пройдено: 166 км (с повторными прокатами);
Среднегодовой расход в устье: 87 метров кубических в час;
Средний уклон реки: 6 м\км.
Средний расход воды (вне устья): 42,1 м3/сек.

Чуя, река на Алтае, находится  в Горно-Алтайской АО, правый приток Катуни (бассейн Оби). Площадь бассейна 11 200 км2. В верховьях типичная горная река; ниже пересекает Чуйскую и Курайскую котловины, где делится на рукава; далее течёт в узкой долине. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Половодье с мая (примерно с 15 числа) по сентябрь. Замерзает в октябре - начале ноября, вскрывается в конце апреля - мае. Ледостав неустойчив. Категория   сложности –4-6.

В своей верхней и средней частях течет по  голым, выжженным солнцем степям в низких, местами заболоченных берегах.  Интересный в спортивном отношении, но короткий отрезок расположен лишь  там, где река сжимается отрогами Северо-Чуйского и Курайского хребтов.

После плотины ГЭС (против 456-го км Чуйского тракта) река входит в горы и преодолевает серию сложных порогов "Менского каскада" длиной около 1,5 км, а в 2.5 км ниже - "Можайский каскад". "Можайский каскад" –пороги 6 к. с., которые можно назвать и сплошной мощной шиверой.

Далее идут пороги 4-5 к. с.

Река "Катунь" (длина 656 км.)
Пройдено: 14 км.
Среднегодовой расход в устье: 624 метра кубических в час;
Средний уклон реки: 2,6 м\км

1.4. Подробная нитка маршрута

Подробная нитка заявленного маршрута:
г. Новосибирск – п. Чибит – р. Чуя – р. Катунь – п. Чемал – г. Новосибирск

Нитка пройденного маршрута:
г. Новосибирск – п. Чибит – р. Чуя – р. Катунь п. М. Яломан – г. Новосибирск

1.5. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия К.С. Длина Характеристика (подробнее –тех. Описание) Путь прохождения Фото
Сумрачный четвертая 300 Валы, бочки, камни в русле ПБ и по центру 1А, 1Б, 1С
Буревестник четвертая 300 Валы, бочки, камни в русле ПБ и по центру 1, 1Д
Бегемот пятая 500 Сливы водопадного типа по центру, мощные бочки, валы, камни в русле. Все ступени в  разных вариантах 2-9
Слаломный четвертая 1,5 км Бочки, камни в русле, валы, быстроток В основном  по центру и ПБ 15-17
шивера четвертая 1,5-2 км Камни в русле, сливы, перекаты, быстроток В разных вариантах 18,19
Иодринский Третья -четвертая 1,5 км Камни в русле, валы, сливы, мягкие бочки По центру и ЛБ  
Турбинный пятая 70-100 м в быстротоке Порог водопадного типа –высокие сливы двух проток, бочки, быстроток, небольшие валы Левой протокой 18А, 19Б
Горизонт Четвертая 200 Мощные бочки (с характерными сливами в обоих протоках), валы, быстроток Правой протокой 20-24

1.6. Состав группы

ФИО Год рождения Адрес Телефон Туристский опыт Обязанности в группе
1 Обухова Елена Андреевна 1981 С. Верх –Тула, 1 квартал, д.6, 10 933885 3 ВР, 4 ВУ Руководитель- Капитан к-4
2 Анникова Татьяна Александровна 1979 Героев Революции 12\1-38 372457 5ВР Заместитель руководитель Капитан  к-2
3 Субботкина Ольга 1977 Г. Москва   3 ВУ Фотограф, матрос к-4
4 Янова Надежда 1983 Д. Издревая, ул. Ягодная 20   3ВУ,1 ВР Зав хоз. Матрос к-2
5 Жигарев Олег Львович 1961 Выборная 24-85 682485 6ВР Шофер и реммастер по совместительству, матрос к –2
6 Власов Роман Анатольевич 1980 П. Краснообск 202-12   4 ВУ Реммастер, матрос к –4
7 Крамцова Татьяна 1971 Г. Москва, ул. 1812 г., 121\84   4 ВУ Фотограф, капитан к –2
8 Иванова Наталья 1970 Г. Москва, ул. Гарибальди 18\278   4 ВУ Медик, матрос к-4
9 Кочур Андрей Викторович 1975 Г. Новосиб-к, Лесная 3-27   4 ВУ, 3ВР Капитан к-2
10 Коринец Александр Сергеевич 1979 Кропоткина 74,12   5 ВУ, 4ВР Матрос к-2

1.7. Адрес хранения отчета

г. Новосибирск, ул. Коммунистическая 3, НКТ.

1.8. Поход рассмотрен МКК

Поход рассмотрен МКК СФО

2. Содежание похода
2.1. Идея похода

Маршрут  "Чуя – Катунь" является популярным водным  маршрутом  в этом туристском районе. Популярен он как и в спортивном плане, так и в коммерческом. Ежегодно на Чуе в праздничные дни девятого мая проходят соревнования –Чемпионат России по ТВТ во всех классах судов –Чуя -ралли. Поход планировался  как учебно-тренировочный для закрепления технических и тактических приемов, отработки навыков гребли на разных реках, видах судов, организации  определенных видов страховки: построение групп во время движения, навыки связи межу судами, организация страховки с берега и с воды.  Названные реки наиболее удачны для организации учебных мероприятий по ТВТ, особенно если совместить поход с участием в  столь крупных соревнованиях и получить опыт как соревновательной борьбы, так и в тактико –техническом плане в условиях "ралли" и "гонки" (р. Чуя—"Ралли", "Гонка"), что частично и было сделано в последствии. Также реки удачны и в плане проведения похода (или будущего тура) в этом районе, которые служат хорошей подготовкой (для участников с соответствующем опытом, для будущих руководителей походов и гидов -проводников) к путешествию более высокой категории сложности. Район хорош и по следующим характеристикам: ближайший в спортивном отношении район, достаточно населенная  местность (на наш взгляд для похода четвертой категории сложности не должно быть полной автономности), отсутствие пешеходной части, минимальные транспортные расходы, хороший набор препятствий соответствующей категории).

2.2. Сведения о районе

А) Гидро и географическая характеристика

Алтай (от монгольского "алтан" - "золотой") - большая горная страна, расположенная в центре Евразии, отдельные части которой находятся на территории России, Казахстана, Китая и Монголии. Алтай расположен на юго-востоке Западной Сибири. В административном отношении Российский Алтай поделен между Алтайским краем и Республикой Алтай (с 1991 г.). Эти два региона имеют общие границы с Казахстаном (в южной части), Монголией и Китаем (юго-восток), Новосибирской и Кемеровской областями (север и северо-восток), Республикой Тува (на востоке).

РАЗНИЦА ВО ВРЕМЕНИ: Разница во времени с Алтайским краем и Республикой Алтай 3 часа. Когда в Москве 12.00, в Барнауле и Горно-Алтайске 15.00.

Климат в Республике Алтай резко континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким, но жарким летом, с небольшим количеством осадков. В равнинной части территории средняя температура января -19, июля +18,90, годовое количество осадков составляет 250-300мм. В Горном Алтае средняя температура января колеблется от -12 до -31,80, июля от +90 до +180. Если горы получают до 1500-3000мм осадков в год, то в межгорных котловинах и долинах годовое количество осадков составляет всего 150-200мм. Характерной особенностью климата Алтая являются горно-долинные ветры (фены).

Район  Северо –Чуйских белков -самая высокая горная область Сибири, здесь развернут веер хребтов, составляющих каркас горной страны. Одна ветвь составлена Южно-Чуйским, Катунским и Холзунским хребтами, здесь находится высочайшая вершина Сибири гора Белуха (4506 м). Вторая линия хребтов - Северо-Чуйский, Теректинский, Бащелакский - проходит севернее. Третья ветвь - Курайский,  Айгулакский и Сумультинский.

Самая крупная река Горного Алтая - Катунь - является водной артерией Чуйского тракта. Начинается Катунь у южного склона горы Белуха из ледника Геблера. в верхнем, а местами и в среднем течении, река носит горный характер, в нижнем течении она выходит на равнину. При слиянии Катуни с рекой Бией, в 22 км  юго-западнее Бийска, образуется река Обь. В пределах Алтайского края расположен верхний участок Оби длиной 493 км. Река Чуя, правый приток Катуни, ее протяженность 299 км, берет начало с западных склонов хребта Сайлюгем. Вступая в Чуйскую степь, она теряет характер горной реки и приобретает медленное течение. Ее извилистое русло образует многочисленные острова и старицы. Воды Чуи мутны от массы ледниковой мути и песка, приносимых притоками из мощных ледников Южного и Северо-Чуйского хребтов. Проходя через Мажойский каскад, Чуя образует мощные и сложные пороги. Далее характер горной реки сохраняется до впадения Чуи в Катунь.

Питание Катуни в теплое время зависит от таяния снега и ледников, поэтому температура воды редко поднимается выше 15 градусов. Период половодья характерен для конца  мая - начала июня (ледоход продолжается 5-6 дней).

Многочисленные реки и ручьи, стекающие с горных хребтов, образуют около 30 притоков длиной=50км.  и более. (Кокса, Кураган, Кучерла, Аккем, Чуя, Урсул, Кадрин, Сумульта, Сема, Майма, Иша). Для рек катунского бассейна характерны узкие долины, с крутыми, отвесными скалами. Днища долин и русла рек заполнены галечником и валунами, часты  выходы коренных пород, образующих пороги и водопады.

Б) Растительный мир. Распределение растительности горной части Алтая обусловлено влиянием высотной поясности и экспозицией склонов.

На горно-лесной части (тайга) - это половина площади республики Алтай. Тайга - это хвойные породы деревьев:

  • лиственница - прочная и долговечная древесина, которая выдерживает жестокие морозы, светолюбива, достигает большой высоты, живет несколько сотен лет;
  • жемчужиной горного Алтая является кедр - сибирская сосна, дающая кедровый орех и ценную древесину;
  • пихта, ель, сосна.

Из лиственных пород распространены: осина, береза, тополь.

Среди кустарников распространен: маральник – даурский (розово-фиолетового цвета на склонах), можжевельник, жимолость, рябина, крыжовник, малина, смородина, ежевика. Вкус ягод с этих кустарников несколько не похож на вкус домашних ягод.

Горно-степные ландшафты наиболее полно представлены в межгорных котловинах. Здесь развиты луговые степи с кустарником (желтая акация), барбарис, шиповник, полынь, злаки.

Субальпийская и альпийская зоны располагаются в горном Алтае на высоте 2000-2600м (ерник, фиалки, маралий корень)

На Алтае произрастает множество лекарственных растений: маралий и золотой корень,  бадан, валериана, Марьин корень.

Животный мир. В лесах Алтая живут белка – летяга (пикирует с дерева на дерева, меняя направление хвоста), бурундук, соболь (живет в буреломном лесу,  устраивает гнезда в дуплах деревьев). В хвойных лесах  водится кабарга - самое маленькое из парнокопытных животных. В тайге распространен бурый медведь. Также в лесах распространена рысь, рассомаха, выдра, барсук.

Среди птиц лесной зоны есть большое количество хищных из семейства ястребиных: ястреб тетерев. Встречаются  сова и филин.В горных реках Алтая водится  хариус, таймень, голяна, щиповка.

В) Туристские возможности

Разнообразие природно-климатических условий Алтая создает богатейшие возможности

для туризма. Это единственный в РФ туристский регион, где возможно проведение походов любой категории сложности по всем видам туризма: горного, водного, лыжного, спелеотуризма, а также вело- и автомототуризма.

 Первые 50 км - от поселка Кош -Агач до слияния с рекой Чагой -Узун - Чуя течет, разбиваясь на массу проток, по голым, выжженным солнцем стенам, в низких, местами заболоченных берегах, заросших кустарником и облепихой. В долине много стариц, где встречаются утки.

После впадения Чаган -Узуна слева река резко меняет свой характер: становится полноводнее, возрастает скорость течения, берега сужаются. На протяжении 45 км до моста, ведущего к альплагерю "Актру", почти непрерывно идут пороги, шиверы и перекаты, средний уклон Чуи 4,6 м/км, вдоль реки вьется дорога. Участок носит название Горной Чуи. Через 6 км ниже поселка Чаган -Узун появляются шиверы, затем каскад порогов, начинающийся между 510-509 км трассы

С 25 апреля по 15 мая внизу, в долине Катуни, появляется возможность проводить водные путешествия, тем более что к этому времени лед на всех реках, представляющих интерес для туристов, уже сходит. Правда, водникам следует помнить, что основную часть этого периода составляют дни с частично благоприятной погодой. Река Катунь имеет протяженность 656 км. Сплав по ней от  верховьев до пос. Манжерок (где заканчиваются пороги и другие препятствия),оценивается 5к.с., при этом некоторые участки сплава могут быть оценены 4к.с. для катамаранов (например, сплав от пос. Усть -Кокса до пос. Чемал). Катунь имеет полноводные притоки, пригодные для сплава: Аргут (который также имеет притоки Ак-алаха, Карагем, Шавла, Джазатор), Чуя, Урсул. Сплав поэтим притокам с выходом в Катунь позволяет пройти маршруты от 4к.с.усл. (Чуя от пос. Чибит - Катунь до пос. Чемал или М. Яломан при определенной воде), до 6к.с. (Шавла - Аргут - Катунь, Чуя выше Мажойского каскада - Катунь и др.). Участок сплава по р. Чуя от верховьев до Мажойского каскада имеет 3к.с. Сезон для проведения горных, пешеходных и водных походов - июль-август, при этом пик летнего походного сезона - с 15 июня по 15 сентября, пора созревания ягод, орехов, сбора грибов. Особенность летнего периода - большое количество осадков, из-за чего почти половина его является неблагоприятной. В эти дни большую неприятность, а в некоторых случаях даже опасность, представляет нижняя облачность. Во время дождей она может надолго прикрыть высокогорные перевалы и вершины.

В районе, на реках Чуя и Катунь сложилась система проведения водных соревнований. Команды из Новосибирска, Барнаула, Горно-Алтайска и др. регионов и областей в конце апреля соревнуются на Чуе по технике водного туризма (на пор. Бегемот) В августе те же коллективы проводят соревнования на р. Катунь (в 2000г. проводилось ралли "CAMEL Ak Talay Margan, Катунь 2000г." от пор. Ильгуменский до пос. Куюс).

Для лыжных походов сезонное время - это с конца февраля до конца марта, когда в долине Катуни, откуда начинаются маршруты, значительно улучшается погода. Но на перевалах в это время самый суровый период года.. Здесь можно проводить лыжные походы 2-6к.с.

По поводу Чуйского района можно также сказать, что близость горного массива имеющего множество сплавных рек и разветвленной системы дорог способствует организации комбинированных маршрутов.

2.3. Варианты подъезда и отъезда

Подъезд к началу маршрута не вызывает проблем: Чуйский тракт –дорога федерального значения. Выбор транспортного средства зависит от финансовых возможностей группы: можно добираться рейсовым автобусом, можно нанять любой вид автотранспорта от Новосибирска, Барнаула, Бийска, Усть –Семы и п. Ая. Сейчас услуги такого рода предлагают на ж\д и автовокзалах, так и в рекламных газетах (при большом количестве человек –стоит это удовольствие не на много дороже). Заказ а/машины для заброски на реки.

Телефоны в Бийске:

(3854) 31-25-81
29-13-79
71-76-45

Отъезд также не представляет сложности  все по той же причине, т.к. основная часть маршрута идет вдоль Чуи  (на участке Катуни дорога уходит от Яломана за порог Ильгумень до Куюса).

Группа совершала заброску на двух видах автотранспорта: микроавтобусом из с. Ая, (от п. Соузга), до моста у п. Чибит (не доезжая ущ. Шавлинское).

Другой вид транспорта (жигули), на котором также доехала часть груза,перегоняли на каждом сплавном участке реки, а также использовали для повторного прохода порогов Сумрачный, Буревестник, Бегемот.

Основной  и подходящий маршрут без личного автотранспорта с г. Новосибирска до моста в п. Чибит: г. Новосибирск - Горно–Алтайск – п. Чибит.

Состояние дороги хорошее (асфальт). Эта дорога называется Чуйский тракт (шоссе М52)- а/дорога Бийск -Ташанта. Чуйский тракт проходит через Алтайский край (177км) и большей частью находится в Республике Алтай (540км), заканчивается в Ташанте, у границы с Монголией. На протяжении первых 250км от Бийска дорога идет в южном направлении, затем поворачивает на юго-восток. Первые 147км тракт проходит по правому берегу р. Катунь, затем пересекает ее и, поднимаясь на перевалы, удаляется от реки. Самая высокая точка тракта - Семинский перевал - 1894м (9км подъем и 11км спуск). После 358-го км дорога снова пересекает Катунь и затем почти до конца пролегает вдоль реки Чуи, вначале по ее левому берегу, затем, после 547-го км, по правому. Чуйский тракт дает выход России в Монголию, а также является единственной автомагистралью, связывающей Горный Алтай с Новосибирском.

Автовокзал в Горно–Алтайске:  Коммунистический просп., 55. Тел. 25-689, 22-457 (справочная).

Из Барнаула в Горно-Алтайск ежедневно ходят 7 автобусов (время пути 5,5ч.) из Бийска в Горно-Алтайск ходят 9 автобусов (2ч. в пути), которые отправляются с 7.20 до 8.30.

Также ходят автобусы по маршрутам:

Горно-Алтайск - Шебалино (3ч. в пути) - один раз в день, утром;
Горно-Алтайск - Онгудай (6ч. в пути) - один раз в день, отправление в 3.30 ночи;
Горно-Алтайск - Акташ (11ч. в пути) - один раз в день, утром;
Горно-Алтайск - Кош-Агач (12,5ч. в пути) - один раз в день, утром;
Горно-Алтайск - Кокоря (13ч. в пути) - один раз в день, утром.
В городе действует 10 автобусных маршрутов.
Автобус - до Горно-Алтайска 1 раз в день.

2.4. Аварийные выходы с маршрута

Выход возможен с любого населенного пункта, т.к. дорога достаточно близко подходит к реке Чуя. Выход с р. Катунь предполагался в пешей части до д. Куюс, далее модно нанять автотранспорт до п. Чемал или Усть-Сема  (дорога там идет вдоль правого берега Катуни. Можно в принципе использовать вариант Ороктой – п. Чемал или д. Еланда (т\б "Амаду"), который является левым притоком р. Катунь выше р. Эдиган, к нему подходит дорога вдоль левого берега, которая ведет к мосту через Катунь и далее в п. Еланда.  Телефоны же находятся в попутных точках: с. Усть-Сема, т/б "Империя Туризма" (Ая).

2.5. Обеспечение безопасности и тактика прохождения

Изначально основы безопасности прохождения маршрута были заложены в соответствующем опыте группы заявленному маршруту и испытанной констукцией судов. Руководитель не ходил ранее данный участок реки, но  имелась  подробная  лоция и поход совершался практически без автономного режима, что практически исключало неожиданные выходы к ключевым препятствиям.                                   

Основное внимание на сплаве уделялось основным, определяющим препятствиям и препятствиям, сложность которых повышается при низкой и высокой воде. Ставился акцент на их прохождении. В частности: пор. Буревестник, пор. Бегемот, шивера на выходе со Слаломного порога, пор. Турбина, пор. Горизонт.  Между основными препятствиями группа передвигалась компактной колонной. Первым при прохождении судном был по большей части катамаран-2 (Жигарев О., Анникова Т.),как более опытное и устойчивое судно, обеспечивающее эффективную страховку.

При прохождении  препятствий страховка "морковкой" с береговых пунктов в принципе не осуществлялась, т. к. на данной реке это малоэффективно. Она актуальна с соседних судов при совместном движении в протяженном препятствии, что и предполагалось  применять.

Препятствия, имеющие обозначение "Л", обычно преодолевались кильватерной колонной с интервалом30 - 50 м. в том случае, когда линия движения просматривалась с воды. При невыполнении этого условия осуществлялась визуальная разведка. Препятствия, обозначенные "С", "Т" обычно преодолевались с применением  разведки   и  попеременной страховки и в некоторых случаях (в частности на порогах 5 к с.) – спас концом. 

Кроме того, при прохождении каждого серьезного препятствия, обсуждались самые нежелательные варианты, возможные варианты действий судов в случае ошибки.

В связи с тем, что хотя сплав по р. Чуя и р. Катунь проходил в условиях средней воды, а отсутствие большого  опыта у группы для обеспечения безопасного прохождения пор. Бегемот - недостаточно, было осуществлено прохождение порога более сильными экипажами при вариантах замены матросов команды. Одной из причин замены было участие членов команды (Крамцова Т., Обухова Е. – капитаны разных судов) в Чемпионате по ТВТ, которые в дальнейшем осуществляли фотосъемку и разведку с берега. 

2.6. Изменения маршрута и их причины

Произошли внеплановые изменения маршрута: определяющий участок р. Катунь не был пройден по причине поломки кормовой части катамарана – четверка на выходе с шиверы  практически по середине запланированного участка р. Чуя. Полудневка на Иодро не сильно помогла. Да и поломка не заставляла бы нервничать, если бы катамаран четверка "не доканали" в пороге Горизонт (при прохождении правым берегом  катамаран  правым бортом  струей отбросило к скалам, погнуло стремя и добило карму, разломив пополам.

После прохождения горизонта оставалось достаточно времени чтобы пройти Катунь, но мы решили оставшиеся дни посвятить тренировкам на порогах Турбина и Горизонт, используя катамараны двоечки. В принципе мы изначально планировали сделать акцент на р. Чуя (правда посвятив ей лишь часть похода). Таки образом мы попытались ывдержать километраж и необходимое количество дней, прохождение определяющего набора препятствий средствами тренировочного процесса на следующих порогах: Буревестник, Сумрачный, Бегемот, Турбинный, Горизонт. Очень жаль, что не было времени на повторное прохождение порога "Иодринский"-4 к.с., который  оказался достаточно интересным и неожиданным.

К изменениям маршрута можно отнести и следующее: такие члены команды, как  Кочур А., Коринец А. Не могли пройти весь участок сплава от начальной до конечной точки, но сделали прохождение трех определяющих препятствий: Сумрачный, Буревестник, Бегемот, принимали участие в соревнованиях "Чуя –Ралли" на пороге 5 к. с. "Бегемот" вне зачета.

2.7. График движения

р. Чуя:

Вода средняя.
Средняя скорость реки — 7-8 км/ч. В быстротоке – до 9км\ч. Практически на всех определяющих препятствиях километраж набран с повторным прокатом (обозначается – П).

Дни Дата Участок пути Про-ть Чистое ходовое время Определяющие препятствия (препятствия 4 – 5 к. с.) Метео
1 6.05.04. г. Новосибирск – п. Соузга – мост на р. Чуя (п. Чибит) 312 4ч.   Облачно, но солнце, штиль
2 7.05.04. П. Чибит –р. Ярбалык 15 2 ч. 25 мин. Пор. "Сумрачный"-4 к. с. Пор. "Буревестник"-4 к.с.   Облачно, к вечеру –моросящий дождь Штиль
3 8.05.04. Р. Ярбалык –пор. Сумрачный  -р. Ярбалык 16- П 41 мин. Пор. Сумрачный –4 к.с. Пор. Буревестник-4 к.с. -повторный прокат. Солнечно, к вечеру облачно Штиль
4 9.05.04. Р. Ярбалык –пор. Бегемот 15 –П 45 мин. Пор. Бегемот –5 к.с. Облачно, но солнце Штиль
5 10.05.04. Пор. Бегемот –р. Дайлюгем 7 50 мин. Пор. Слаломный –4 к.с.   Облачно Штиль
6 11.05.04 Р. Дайлюгем –Белый Бом 21 2 ч. 38 мин. Шивера –4 к.с.   Облачно, солнце
7 12.05.04. Б. Бом –д. Иодро 13 2 ч. 20 мин. Пор. Иодринский –4 к.с. Солнечно, штиль
8 13.05.04. Д. Иодро - шивера Степная 12 2 ч. 15 мин.   Облачно
9 14.05.04. Шивера Степная –пор. Турбинный 12-П 2 ч. 40 мин. Пор. Турбинный –5 к.с. Облачно Штиль
10 15.05.04. Пор. Турбинный –пор. Горизонт 8-П 20 мин. Пор. Турбинный –5 к. с. Пор. Горизонт –4 к.с. Солнце
  • Таким образом за девять ходовых дней было пройдено–8 определяющих препятствий –порогов и шивер 4 и 5 к.с.
  • Отработано на реке –119 км за 11 часов чистого ходового времени.
  • Итого активным способом передвижения по реке Чуя до пор. Горизонт-119 км.

Река Катунь. Скорость реки при средней воде – 5-6 км\ч (в рабочем режиме).

11 16.05.04. Пор. Горизонт –д. Иня 12 1 ч. 10 мин.   Облачно
12 17.05.04. Д. Иня –п. Яломан 8 1 ч 30 мин.   Солнце
13 18.05.04. П. Яломан – г. Новосибирск     Автобус (ПАЗ), газель  
  • За два ходовых дня отработано на реке 14 км. без определяющих препятствий за 2 ч. 40 мин чистого ходового времени.
  • Итого, активными способами передвижения по остаточному участку р. Чуя - 6 км., по р. Катунь - 14. Итого – 20.
  • Всего: 180 (с учетом коэффициента – 1,3).
2.8. Техническое описание прохождения группой маршрута

Небольшая часть  характеристик в  пункте  1.5. "Справочные сведения о походе"

Условные обозначения:

"П" - простое препятствие, преодолеваемое сходу, линия движения просматривается с воды.

"Л" - препятствия, преодолеваемые сходу, несложным маневром, кильватерной колонной с интервалом 30 -50 м., когда линия движения просматривалась с  воды.

"С" - преп., за небольшим исключением проходимые сходу (по причине знакомства с линией движения), более сложным маневром, плохо просматриваемые с воды, требуют разведки и страховки, т. к. ошибки в принципе могут  привести к перевороту и повреждениям судна. Такие препятствия проходились группой неоднократно с попеременной страховкой, страховкой спас концом, с приличными затратами во времени. 

"Т" - препятствия, требующие и обязательной разведки (если, конечно позволяет местность) и страховки, ошибки могут привести к потере судна, перевороту. Проходились с попеременной страховкой  (с большими  затратами времени). 

ПБ - правый берег.

ЛБ – левый берег.  

  • открытый камень,
  • полуобливник,
  • обливник,
  • направление струи,
  • направление движения,
  • "бочка",
  • валы,
  • страховка,
  • разведка,
  • возможные варианты прохода,
  • старт,финиш,
  • тропа,
  • обрыв,
  • возможные варианты прохода.
По характеру сплава изначально весь маршрут был разделен на 2 участка:
1. Участок р. Чуя (п. Чибит – р. Катунь).
2. Участок р. Катунь (устье Чуи – Чемал. Реальго: до М. Яломан

1.р. Чуя

Средний и нижний участок р. Чуя – ниже Мажойского каскада – 6 к.с. – район сплава по реке 4 к. с. Лагерь можно разбить  на левом берегу, не доезжая п. Чибит, пройдя через  деревянный мост через р. Чуя. Здесь достаточно дров, правда не очень приятная вода. и  удобное место для строительства судов, а также для подъезда. Для стапеля есть отличные места  выше моста, прямо напротив поселка – 40 мин ходьбы.

 

Здесь, в 4 км. от поселка Чибит разбито несколько приличных стоянок, ели близкое расположение к воде. Вид на мост (в 100 м.), который состоит из деревянных опор и имеет два реальных для прохода пролета над водой. Шли правым пролетом, в левом –навал на опору, завал. Через 25 мин. – правый приток "Бельгибаш".  

 

Пр.№1 порог - "Бельгибашские разбои" - "Л"-2 к.с.

Ориентир: время от моста –40 мин; 3-4 км от поселка Чибит, несколько выше устья правого притока Бельгибаша, острова, петляние реки,"расчески", завалы по ЛБ,, отвесы по ПБ.

Характеристика: характер шиверы, извилистые быстрые протоки,длина преп. –9 км. Некоторые галечные острова покрыты лесом. После 424 –го км тракта по берегам появляются скальные выходы. В местах поворотов –быстрина, валы до 0.5-1 м., кучи бревен, деревья с корнями. В некоторых местах даже трудно понять какое русло главное, река может разбиваться на 4-5 рукавов. Затем река течет одним руслом.

Время: 35 мин.

Страховка: кильватерной колонной

Проход: ПБ, маневрируя в рукавах. Без разведки.

Пр№2 Порог "Сумрачный "-"С"-4 к.с.:

Ориентир: метров 300 выше по течению перед порогом – стелла и щит "Улагарский район"лево –правый поворот реки, широкое классическое улово по ПБ, тропа по ПБ, уходящая резко вверх, близкий подход ЧТ, в данное время года –по левому берегу, куда видимо редко попадало солнце, лежит снег, глиняные обрывы ПБ,10 мин от последнего препятствия.

Характеристика: 300 м., сливы (образуются 2 бочки на в ходе и выходе), валы, камни в русле, во второй части – левая протока - забросы.

Время: 4 мин одним судном.

Страховка: попеременно с воды и спас концом.

Проход: практически прямая линия движения по основной струе, на выходе держались ПБ, в левой протоке был завал, разведка по ПБ.

Пр№3-порог "Буревестник"-"С"-4 к.с.

Ориентир: примерно 800 м. От "Сумрачного", остров перед самым порогом на повороте, время от последнего преп. - 5 мин. – 7 мин.

Характеристика: 300 м., камни в русле, валы до 1 –1,5м, бочки по центру и на выходе, тропа по ПБ, сужение реки на повороте  и при выходе.

Время: 2-3 мин одним судном

Страховка: попеременно и спас концом, маневры между камнями.

Проход: разведка по ПБ, по основной струе, ближе к правому берегу

Пр.№4-шивера-"П" -2 к.с.

Ориентир: 10 мин от последнего.

Характеристика: 200 м, перекаты, валы до 1 м.

Время: 5 мин.

Страховка: кильватерной колонной.

Проход: по основной струе.

Пр№5-пор."Ярбалыкский "-"П"-2 к.с.

Ориентир: 300 м. Перед п. Ярбалык, сужение реки, на выходе мост через правый приток "Ярбалык", до пор. 9 мин.

Характеристика: скопление валунов на протяжении 500 м.

Время: 4 мин.

Страховка: кильватерная колонна

Проход: по основной струе

Пр.№6-шивера "Л"–3 к.с.

Ориентир: 8 мин. от преп.

Характеристика: валы, камни в русле, небольшие повороты реки.

Время: 5-6 мин.

Страховка: кильватерной колонной

Проход: по основной струе.

Пр.№7-"Бегемот"-"Т"-5 к.с.

Ориентир: правый приток "Айгулак",находится выше порога в 700-800 м. баня на ПБ,40 мин от р. Ярбалык, деревянный автомобильный  мост через Чую.

Характеристика: Длина 400-500 м. В литературе выделяют множество вариантов количества ступеней. По нашему мнению –порог состоит из 3 –х ступений:1 –слив-1,5  и можная "бочка" под мостом, 2 – основной слив-2 м.  по центру  и район "Акульего плавника (по центру) ",3 –"жесткая бочкапо центру и сеть валов в быстротоке на выходе  правого поворота реки. Камни в русле, быстроток.

Время: 7мин.

Страховка: попеременно с воды, спас концом с берега, другими экипажами в условиях соревнований.

Проход: Проход с разведкой порога в условиях соревнований за день и в соревновательный день. Проходили  в разных вариантах; под мостом лучше держаться ближе к правому быку, далее по струе вдоль левого берега, чтобы в дальнейшем пройти по более пологому сливу, левее "Акульего плавника", где в принципе можно слиться по 2 м. Сливу. А если проходить правее, то идешь через небольшую бочку, третья ступень проходится по центру.

Пр.№8—порог "Классический" -"П"-2 к.с.

Ориентир: 411 км чт, расположен сразу за "Бегемотом", за первым поворотом реки.

Характеристика: протяженность около 500 км., камни в русле, локальные сливы, валы до 1,5 м.

Время: 6 мин.

Страховка: кильватерной колонной

Проход: линия движения читается с воды, по основной струе.

Пр.№9-порог "Слаломный"-"С"-4 к.с.

Ориентир: 500 м. от "Классического", локальный правый поворот реки, ПБ осыпной, высокий

Характеристика: протяженность около 1,5-2 км., начинается после большой скалы в русле (первая часть порога – "КАНДИДАТ"),на которую идет небольшой навал. ПБ – осыпной, высокий. После скалы –метров 500 –вторая часть порога –средняя –небольшие валы и пара "мягких" бочек. Затем сложность возрастает. Третья часть порога ("Замок") – заключительная – валы, маневры между камнями, много полуоткрытых камней и обливников.

Время: 30 мин.

Страховка: первая и вторая часть порога страховкой с воды

Проход: см. схему, разведка по ПБ.

Пр. № 10–шивера–"П"-2 к.с.                                                                                          

Ориентир: примерно за километр до левого притока р. Чуя –р. Туту-ой или р. Дайлюгем (в некоторых отчетах), который в принципе просматривается задолго. Густой лес по ЛБ, сушины и завалы в пересохшей протоке, которую можно считать серединой данного препятствия; обрывистый ЛБ, тропа по ПБ.

Характеристика: достаточно непростое препятствие протяженностью 1,5 -2 км. Камни в русле на всемпротяжении. Множество полуоткрытых камней, большая вероятность повредить катамараны. Небольшие валы до 1 м. и мягкие бочки с минимальной высотой слива –до 0,5 м. Опвсны открытые камни. На выходе узкие места, где достаточно сложно пройти кат. Четверка. (см. фото)

Время: 2 ч.

Страховка: попеременная страховка с воды.

Проход: с разведкой через каждые 150-200 м., держались ПБ по основной струе.

Пр.№11-порог "Обманный"-"П"-3 к.с.

Ориентир: за старым мостом, в 1 км. От правого притока р. Чуи –р. Дайлюгем.

Характеристика: 50 м., струйный порог, валы в повороте реки, сужение русла, быстроток.

Время: 1 мин. Одним судном.

Страховка: кильватер.

Проход: по основной струе без разведки.

Пр.№12-"шивера"-"П"-2 к.с.

Ориентир: в километре от д. Челкан на ПБ (разруш.), сужение русла, быстрина, камни в русле.

Характеристика: 100м., сужение русла, быстрина, камни в русле.

Время: 2 мин.

Страховка: кильватер.

Проход: без разведки, по основной струе, держались ПБ.

Пр.13-порог "Веер"-"Л"-3 к.с.

Ориентир: от ЛБ отходит каменная гряда, затем камни в русле и валы до1 м. Окончанием препятствия можно считать – крупный правый приток р. Чуя – р. Тушугой.

Характеристика: 200 м., основная струя –правая. Валы до 1-1,5 м. Небольшие бочки, буруны.

Время: 4 мин.

Страховка: кильватер.

Проход: без разведки по основной струе.

Пр.№14-"шивера"-"Л"-3 к.с.

Ориентир: быстроток.

Характеристика: 100 м, камни в русле, сужение реки, валы до1 м., перекаты.

Время: 2 мин.

Страховка: кильватер.

Проход: по основной струе, ближе к ПБ.

Пр.№15–порог "Городовой"-"Л"-3 к.с.

Ориентир: быстроток  в повороте реки, перед левым притоком р. Чуя.

Характеристика: 100 м. быстротока, камни в русле.

Время: 2 мин.

Страховка: кильватер.

Проход: по основной струе.

Пр. № 16–порог"Безымянный"-"Л"-3 к.с.

Ориентир: быстроток.

Характеристика: 100 м. быстротока, камни в русле.

Время: 2 мин.

Страховка: кильватер.

Проход: по основной струе.

Пр.№17 –порог "Дозорный" или "Ратник" (назван так по скале, напоминающей голову война)-"Л" -3 к.с.

Ориентир: в полукилометре от левого притока р. Чуя –р. Саргульджук, быстроток на правом повороте реки, тропа по ПБ и ЛБ, скала по центру русла.

Характеристика: небольшой навал на скалу по центру русла, 80 м. быстротока, бочка за скалой в русле, валы до 1,5 м. на протяжении 20 м.

Время: 2-3 мин.

Страховка: попеременная страховка

Проход: по основной струе  затем под ПБ

Пр.№ 18 шивера (Б. Бом)-"Л"-2 к.с.

Ориентир: начинается перед п. Б. Бом и заканчивается за ним же, походя второй мост, который находится в 1,5 км. Дальше первого, справа вид на скалу и стелу "Белый Бом", расширение русла. Быстроток  у ПБ

Характеристика: 3 км., перекаты до 0,5 -0,8 м., расширение русла.

Время: 25 мин.

Страховка: кильватер.

Проход: по основной струе с дистанцией 50 м

Пр. №19-шивера–"Л"-2 к.с.

Ориентир: в 2 км. От стоянки или разрушенного летника на ЛБ.

Характеристика: протяженность в 1 км., валы до 1 м., перекаты.

Время: 15 мин.

Страховка: кильватер.

Проход: по основной сруе.

Пр.№20–шивера "Иодринская"-"Л"-3 к.с.

Ориентир: на подходах к деревне Иодро.

Характеристика: протяженость - 0,5 км., камни в русле, валы до 1,5 м.

Время: 5 мин.

Страховка: кильватер.

Проход: по основной струе, маневрируя между открытых и полуоткрытых камней.

Пр. №21 –порог Иодринский"-"С"-4 к.с.

Ориентир: п. Иодро, деревянный мост и правый приток –Иодро –начало порога. 45 мин. От Б. Бома, близкий подход Чуйского тракта, глобальный поворот реки на входе, тропа по ЛБ.

Характеристика: 1,5 км. С яркими левыми поворотами, камни в русле –обливники, открытые, полуоткрытые. Валы до 1,5 м., мягкие бочки, быстроток, хороший перепад высоты. В некоторых отчетах выделяют 2 ступени: в конце первой идет навал на 2 выалуна в русле. В конце второй ступени большие валы до 1,5 м., бочки.

Время: 10-12 мин.

Страховка: попеременная.

Проход: без разведки по основной струе, затем смещались к ЛБ.

Пр.№ 22–шивера–"Л"-3 к.с.

Ориентир: 1 км. От прошлого порога.

Характеристика: валы, камни в русле, 100 м.

Время: 2 мин.

Страховка: кильватер.

Проход: без разведки.

Пр. №23 порог "Мокрый"-"Л"-3 к.с.

Ориентир: перед порогом впадает правый приток р. Чуи, по расстоянию -4 км. От Иодринского порога.

Характеристика: 100 м. камни в русле 9полуобливники), валы до 1 м.

Время: 2 мин.

Страховка: кильватер.

Проход: без разведки.

Пр. №24 шивера "Степная"-"Л"-3 к.с.

Ориентир: в 5 км. Ниже предыдущего препятствия, начинается сразу за левым притоком реки Чуи и зимником за притоком, слева идет тропа.

Характеристика:  валы на протяжении 1 км.

Время: 5 мин.

Страховка: кильватер.

Проход: по основной струе, без разведки.

Пр. №25 шивера "Входная"-"Л"-3 к.с.

Ориентир: Чуя начинает выполаживаться. Чуйский тракт подходит близко, начинаеся шивера за левым притоком Чуии заканчивается Бомом Ялбан –Таш по правую сторону.

Характеристика: плеся, валы до 0,5 м. на поворотах, несколько мягких бочек, камни в русле.

Время: 25 мин.

Страховка: кильватер.

Проход: по основной струе, линия движения читается  с воды.

Пр. №26–порог Турбинный–"Т"-5 к.с.

Ориентир: глобальный левый поворот реки в скальном коридоре. Близкий подход Чуйского тракта – с него порог хорошо  просматривается. В сторону реки смотрит сливная труба, проложенная под дорогой. На ПБ под автодорогой расположена цепочка тополей. На повороте, ближе к ПБ, находится скальный выход коренных пород, делящий водный поток пополам.

Характеристика: на протяжении 25 м. сброс воды составляет 4 м. Порог водопадного типа. Струя перед поворотом проходит валы до 1 м. и далее раздваивается на правую и левую протоки. В левой (где мы и проходим) – мощная бочка и вал до 2 м. По мощности не уступает даже "Бегемоту". Чтобы слиться в этот слив, надо отработать влево. Далее после бочки спокойное течение. Чалка на ПБ. Бочка на самом деле не характерная: разбита обливником (еле заметным с воды).

Время: 3 мин.

Страховка: за порогом выставили страхующего со спас концом для первого судна, далее –страховка попеременная с воды судами.

Проход: разведка с ПБ. Классически порог имеет 2 варианта прохода: слева при малой и средней воде и справа по большой. Данная вода была ниже среднего – проход по центральной струе с выходом под левый берег. По сливу основной бочки (фото). Четверка – справа от обливника, двойка –слева.

Пр. №27порог "Горизонт" -"С" -4 к.с.

Ориентир: 600 м. ниже предыдущего порога, характерная тропа по ПБ, каньен, сужение реки.

Характеристика: 200 м. Состоит из двух ступеней. 1 – скальная гряда по центру реки, которая делит ступень на 2 части. Правая протока больше по мощности бочек и падению высоты. Более мощная первая бочка – слив 1,5-2 м., обратный вал = 2 м. Здесь столкнулись с прижимлм к правой скале буквально в полуметре от входа в бочку (тут –то и добили катамаран-четверку, а в частности погнули правое кормовое стремя и заднюю поперечину кормы.

В левой же протоке 1 ступени – под левым берегом – шестерочное прохождение=мощная бочка по всей ширине протоки, прижим к левой скале (при нас прижало катамаран–двойку), отбойник у нее же напротив острого зуба–полуобливника.

2 ступень – несколько центральных бочек поперек русла реки (валы высотой 2 м.).

Время: 3-4 мин.

Страховка: попеременно с воды под ЛБ  катамаранами на выходе с порога.

Проход: разведка  с ПБ. Первой решили пустить четверку, затем двойки. Проход первой ступени – под ПБ, второй – по центру. Чалка под ЛБ.

Пр. №2 –шивера "Выходная"-"Л"-3 к.с.

Ориентир: сразу за порогом.

Характеристика: 2 км., ломанная линиядвижения, читается с воды, бочки со сливами до 1 м., валы до 1,5 м., камни в русле, прижимы к ЛБ. Перед устьем практически нет быстротока.

Время: 15 мин.

Страховка: кильватер.

Проход: по струе, ближе к ПБ, необходимо маневрировать, много открытых камней.

Пр. № 29–шивера–"Л"-2 к.с.

Ориентир: р. Катунь, в километре ниже устья Чуи и Катуни.

Характеристика: 1 км, более жесткие и высокие перекаты до 1 м.

Время: 10мин.

Страховка: кильватер.

Проход: по центру.

Пр. №30–"Инская шивера"-"Л"-2 к.с.

Ориентир: за 500 м. до моста через Катунь.

Характеристика: 1,5 км., Большой вал на входе слева - до 1,5 м. Бочек нет. Далее два моста через Катунь., д. Иня, выход на чалку лучше  с ПБ.

Время: 10 мин.

Страховка: кильватер.

Проход: по центру.

Всего препятствий – 30. Из них: 8 определяющих ("Т" и "С"-4 – 5 к.с.) и 22 не определяющих ("П" и "Л"-2 и 3 к.с.).

2.9. Потенциально опасные участки на маршруте

По мнению руководителя группы, это в первую очередь определяющие препятствия маршрута – пороги и шиверы 4 и 5 к. с.;  препятствия, категория сложности которых изменяется  при средней воде; препятствия, требующие повышенного внимания, несмотря на опу пщение их некоторых характеристик в отчетах: Буревестник, Бегемот, Иодринский, шивера (при выходе из Слаломного порога), Турбина, Горизонт.

2.10. Дополнительные сведения о маршруте и снаряжении

Сведения о медицинских пунктах, адреса и телефоны ПСС, туристских организаций, адрес службы заповедника.

Горно - Алтайск: столица Республики Алтай.
Телефонный код: 388 - 22(222)
Главпочтамт. Чорос - Гуркина, 17. Тел. 24 - 626.
Республиканский Краеведческий Музей им. А.В. Анохина. Чорос-Гуркина, Тел. 78-75, 21-83, 51-10, 26-53. Работает с 10.00. до 16.30., вых. - пон., вт.
Станция скорой медицинской помощи. Коммунистический просп., 13.
Дежурная аптека. Палкина, 6. Тел. 27-690.
Автовокзал. Коммунистический просп., 55. Тел. 25-689, 22-457 (справочная).
Из Барнаула в Горно-Алтайск ежедневно ходят 7 автобусов (время пути 5,5ч.), из Бийска в Горно-Алтайск ходят 9 автобусов (2ч. в пути), которые отправляются с 7.20 до 8.30. Также ходят автобусы по маршрутам:
Горно-Алтайск - Шебалино (3ч. в пути) - один раз в день, утром;
Горно-Алтайск - Онгудай (6ч. в пути) - один раз в день, отправление в 3.30
ночи; Горно-Алтайск - Акташ (11ч. в пути) - один раз в день, утром;
Горно-Алтайск - Кош-Агач (12,5ч. в пути) - один раз в день, утром;
Горно-Алтайск - Кокоря (13ч. в пути) - один раз в день, утром.
В городе действует 10 автобусных маршрутов.

Пос. Чибит**: менее 1000 жителей.
Школа - 11 кл, 300 учащихся, двухэтажное деревянное здание (единственное).
Магазин* - продукты, работает с 10.00 до 18.00, обед с 14.00 до 15.00, вых.- воскр.
Медпункт - фельдшер работает каждый день, график произвольный.
Почта - работает с 10.00 до 18.00, выходной - воскресенье.
Автобус - до Горно-Алтайска 1 раз в день.

Пос. Иня**: В селе есть 2 моста через Катунь.
Автобаза, гостиница, магазины*продуктов раб.9.00-18.00,об. 13.00-14.00, вых. субб.,воскр., больница, хлебопекарня, почта - раб.10.00-15.00, об. 12.00-13.00, вых. воскр.понед.
СПТУ-65, школа-интернат.

Пос. Иодро**: Магазин*работает с 9.00 до 18.00, об. 13.00-14.00, вых. воскр.

Пос. Белый Бом (Ак-Бом)**: Магазин-столовая раб.9.00-18.00. АЗС. ~6 домов.

Пос. Чемал: Районный центр. Около 2000 жителей.
Администрация. Тел.24-642, код 388-41(241).
Почта работает с 10.00 до 18.00, вых. воскр.
Аптека - ул. Ленина, центральная часть. Работает с 9.00 до 18.00, об.13.00-14.00, вых. воскр.
Чемальский курорт и туберкулезный санаторий.
ГЭС на р. Чемал.
Турбазы Ареда-1 и Ареда-2 (в 6 км от Чемала, на берегу р. Куба).
Редакция газеты "Чемальский Вестник" - ул. Пчелкина 12.
Несколько школ, спортшкола, больница.

Пос.Яломан**: около 30 домов.
2 магазина* - продукты.Работают с 10.00 до 17.00, обед с 13.00 до 14.00.
Начальная школа.
Почта - работает с 10.00 до 15.00, обед с 12.00 до 13.00, выходной воскр.,пон.

* - практически все магазины являются частными, поэтому указанный график их работы довольно условный.
** - в поселках по долине Чуи и Катуни часто отключают электричество в дневное время.

Поисково–спасательные службы:
ПСС Новосибирской области 2660693
Западно - Сибирский региональный ПСО.656016 Барнаул, ул. Микронная д. 137.
Тел.(38 - 52) 41 - 38 - 01, 41 - 02 - 25,43 - 60 - 09.
Бийский ПСО. 659329 Бийск, ул. Октябрьская д. 43.
Алтайская республиканская ПСС. 659700 Горно - Алтайск, ул. Алтайская, 26 - 1 кв. 2.
МЧС Респулики Алтай. Горно - Алтайск, ул. Улагашева, 13.Тел.3 - 10 - 54.

Туристские организации:
Барнаул.Городской турклуб - ул. Пушкина 72.
Краевая СЮТ. Тел.(3852)23 - 54 - 08, 23 - 52 - 29, 23 - 48 - 58.
Бийск.Городской турклуб - ул. Тургенева 105 А.

Детские туристские организации
Алтайский Край:
Алтайский край ЦДЮТур: 656008, Барнаул, ул. Пролетарская 164,тел.(385202)3 - 52 - 29.
Барнаульская БЮТур "Лесная": 656000, Барнаул, ул. Кутукова 22.
БийскийЦДЮТиТ: 659309, Бийск, ул. Андреевская, 15, тел.(3852)24 - 05 - 52.
Бийская БЮТур "Боровая": 659309, Бийск, ул. Тежучилища, 14.
Республика Алтай
Алтайская республикангская СЮТур: 659700, Горно - АлтайскЭ ул. Заречная 1.тел. (38822)2 - 60 - 76.
Алтайская републиканская БЮТур: 659700, Горно - Алтайск, ул. Заречная, 1.тел.(38822)2 - 60 - 76.
Горно - Алтайский го рЦДЮ Тур: 659700, Горно - Алтайск, ул.Зелёная, 18.тел.(38822)2 - 54 - 35.
Горно - Алтайчкая горБЮТур: 659700, Горно - Алтайск, ул.Зелёная.

Подготовил Егоров В.В.

Снаряжение: Важно то, что каска (напр.) должна иметь спец. отвод для ушей в целях безопасности особенно на такой реке, как Чуя, имеющей выходы открытых и полуобливних камней. Также для судов необходимо иметь запасные  весла, индивидуальную и оперативную аптечки.  Гидрокостюм в данном походе был не обязателен, но желателен, учитывая время года.

2.11. Итоги, выводы, рекомендации

Итоги:

  1. Большинство участников впервые прошли маршрут 4 к.с.;
  2. Врамках похода проведен инструктаж по технике безопасности, характере рек Чуя и Катунь, о вариантах прохождения и страховки, что актуально для дальнейших спортивных туров и походов (как в роле руководителя, так и участника);
  3. Удовлетворительно проведены соревнования по ТВТ на р. Чуя, в чем приняли участие четыре члена команды. Так как большинство участников не имели специализированной круглогодичной подготовки по водному тур. многоборью, то результаты соревнований оставляют желать лучшего (16,17 места). Положительный момент в том, что практически все участники (за исключением одного) попробовали свои силы как члены экипажа и капитаны на пороге 5 к. с. "Бегемот". Порог "Турбинный"-порог водопадного типа, который по нашему мнению в данную воду имел 5 к. с. также был пройден успешно;
  4. Не смотря на глобальные изменения маршрута, поход проведен удовлетворительно, основные цели и нормативы похода выполнены.

Выводы:

Маршрут по р. Чуя, Катунь имеет 4 к.с.; пройден участниками группы без килей. Пороги пройдены с соблюдением всех мер безопасности (соответствие снаряжения, страховки: с берега, с воды, взаимостраховка судов кильватерной колонной, попеременная страховка).                                                                        

Некоторым участникам, желающим пойти в поход 5 к.с., требуется прохождение 4 к.с. повторно (т.к. необходима спец. подготовка, что можно приобрести при тренировках в бассейне, на соревнованиях, необходимы навыки капитанства) Также для участия в соревнованиях недостаточно одной только техники, важна еще и физическая подготовка.

Некоторые препятствия требуют четкой оценки собственных технических и физических возможностей (порог Бегемот, Турбина, Горизонт). На реках пройденного маршрута возможен сплав на всех видах судов.

Рекомендации:

  1. Сплав по р. Чуя для подготовки к соревнованиям и более сложным будущим порогам рекомендуется начинать с моста через Чую или несколькими километрами ниже (для чего были отведены специальные дни);
  2. Лучший вариант начинать поход именно с примерных сроков соревнований, учитывая и примерные сроки высокой воды (это обычно 14-15 мая);
  3. Желательно перед походом сделать прививки против укуса клеща, т.к. период май-июль считается опасным;
  4. На спортивный маршрут рекомендуется брать суда со сборным металлическим каркасом (хотя практика показала и плачевные результаты).
  5. Данный маршрут можно рекомендовать и для организации коммерческих сплавов тур. фирм., но для туристов, имеющих нижестоящий опыт, под руководством опытных гидов-проводников;
  6. Маршрут прошел в щадящем режиме, без максимальных физических нагрузок, но зато не обошлось без нервных. Отсутствие переутомления в походных условиях—избежание грубых ошибок. Т.о. рекомендуется распределять график движения (точное время при средней воде см. в графике), учитывая, что сплав не должен длиться до позднего вечера (оптимальный вариант - примерно до 18.00.);
  7. Достаточно серьезное внимание при сплаве необходимо уделить порогу Бегемот. Стоянку (лагерь) лучше разбивать за порогом, а не в отдаленных местах от порога. Это объясняется следующими причинами: удобное и близкое расположение по отношению к порогу для разведки, получения своевременной и точной информации по поводу соревнований, возможность пополнить запасы продовольствия, экономия в бензине. Единственным минусом может быть чрезмерная насыщенность туристов в этом районе по причине Чемпионата;
  8. Та как категория многих препятствий имеет свойство изменяться при разном уровне воды, следует обратить свое внимание на порог "Иодринский"-3 к. с., который в данную воду, на наш взгляд был несколько серьезнее.
2.12. Литература

Отчет Сема-Катунь 3 к.с. Рук: Обухова Е.А.2003
Интернет сайт-"Чуя".

2.13. Приложения

Снаряжение:

а) Групповое

  1. Катамараны 30кг, 4шт.
  2. Страховки 2 кг, 4 шт.
  3. Топор 1,4 кг, 1шт.
  4. Палатка с полиэтиленом 3кг, 3шт.
  5. Аптечка 1,5 кг, 1шт.
  6. Фотоаппараты 0,5 кг, 2шт.
  7. Рем. набор 0,3 кг, 1шт.
  8. Насос "лягушка" 0,6 кг, 2 шт.

Общий вес – 120 кг (12 кг - на каждого человека).

б) Личное

  1. Каска.
  2. Спас жилет.
  3. Гидрокостюм.
  4. Весло.
  5. Спальник.
  6. Драй бек.
  7. Одежда.
  8. Гигиенические принадлежности.
  9. Рюкзак.

Общий вес – 76 кг (7,6 - на каждого человека).

Состав рем. набора

  1. Клей резиновый.
  2. Бензин.
  3. Нитки разные.
  4. Изолента.
  5. Ткань "дождь".
  6. Капрон.
  7. Брезент.
  8. "Бортовка".
  9. Плоскогубцы.
  10. Ножницы.
  11. Набор игл.
  12. Напёрсток.

Общий вес - 0,3.

Состав кострового набора

  1. Котлы,трос с крючками.
  2. Половник.
  3. Верхонка.
  4. Дежурный мешок,
  5. Топор.

Походная аптечка

  1. Вата - 2 пакета.
  2. Бинт эластичный - 2 комплекта.
  3. Жгут - 2 шт.
  4. Йод - 4 тюбика.
  5. Пластырь бактерицидный - шт.
  6. Пластырь рулонный - 2шт.
  7. Обезболивающие - 40 таблеток.
  8. Спирт нашатырный - 10 ампул.
  9. Аспирин - 40 таблеток.
  10. Фурацилин - 20 таблеток.
  11. Марганцовка - 20 гр.
  12. Спирт - 0.33 л.
  13. Валидол - 10 таблеток.
  14. Бинты - 10 шт.

Аптечка разделена на две части: оперативная и стандартная. Оперативная часть находилась на катамаранах в гермешках.

Оперативная часть

  1. Индивидуальный перевязочный пакет - 2 шт.
  2. Бинт эластичный - 1 комплект.
  3. Жгут - 1 шт.
  4. Йод - 2 тюбика.
  5. Спирт нашатырный - 1 ампула.
  6. Пластырь рулонный - 2 шт.

Общий вес – 1,5 кг.

Продукты: 1кг на человека в день. 36,5 кг. – нагрузка на человека. В реальности использовалось немного меньше, т. к. поход был закончен на 2 дня раньше.

Таким образом, специальное снаряжение составило 19,6 кг. на человека, а общее снаряжение и продукты-16,9. Всего: 36,5 кг на человека.

2.15. Картографиский материал

А) обзорная
Б) лоции

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии:
























































© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100