Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о водном туристском походе первой категории сложности по Тверской области совершенном с 8 октября по 13 октября 1998 года

Руководиель: Черткова Н. Р. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5550

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин

Содержание:
  1. Паспорт маршрута;
  2. Состав группы;
  3. График движения;
  4. Заброска и выход с маршрута;
  5. Техническое описание маршрута;
  6. Итоги путешествия, выводы, рекомендации;
  7. Картографические материалы;
  8. Комментарии к карте

Паспорт маршрута

Вид туризма: водный.
Категория сложности: первая.
Район путешествия: Тверская область.
Нитка маршрута: г. Москва - г. Тверь - ст. Тверца - р. Тверца: дер. Красный Бор - г. Тверь - р. Волга: прист. Поддубье - устье р. Орша - дер. Городня - Иваньковское водохранилище: о. Низовка - дер. Свердлово - г. Конаково - о-ва Плывучие - о. Уходово - г. Дубна - ст. Большая Волга - г. Москва.
Протяженность сплава по р. Тверда: 22 км.
Протяженность сплава по р. Волга: 40 км.
Протяженность сплава по Иваньковскому вдхр.: 85 км
Общая протяженность пешей части маршрута: 5 км
Итого: 152 км.
Продолжительность активной части маршрута: 6 дней.
Количество участников: 9 человек.
Средства сплава:
байдарка "Салют - 2" (Б-1);
байдарка "Колибри" (Б-2);
катамаран "Витязь" с дюралевой рамой, грузоподъемность 900 кг длина - 4,75 м, ширина - 2,1 м (К-1)
Время путешествия: октябрь 1998 года.
Уровень воды:
в р. Тверца средний;
в р. Волга выше среднего;
в Иваньковском вдхр. выше среднего.

Состав группы

Фамилия Имя Отчество Год рождения Туристский опыт Обязанности
1 2 5 4 5
1. Черткова Наталья Робертовна 1977 III уч. (р. Никодимка-р. Кожа, Архангельская обл.) II с эл. III уч. (р. Теберда - р. Кубань, Сев. Кавказ) руководитель, капитан Б-1
2. Никитин Константин Викторович 1975 III с ЭЛ. IV уч. (р. Бол. Зеленчук, Сев. Кавказ) III рук. (р. Никодимка-р. Кожа, Архангельская обл.) завхоз, капитан К-1
3. Краковская Ольга Александровна 1980 ПВД, турслет помощник капитана К-1
4. Максимов Вадим Владимирович 1977 ПВД капитан Б-2
5. Бойков Александр Владимирович 1981 ПВД, турслет К-1
6. Дружинин Сергей Александрович 1978 ПВД К-1
7. Носов Константин Константинович 1981 ПВД матрос Б-1
8. Половинкина Елена Петровна 1981 ПВД, турслет матрос Б-2
9. Штром Федор Викторович 1981 ПВД, турслет К-1

График движения

День похода Дата Участок маршрута Расстояние (км) Способ передвижения
1 2 3 4 5
1. 8. 10. г. Москва - г. Тверь 170                  электричка
г. Тверь - ст. Тверца 12  электричка
ст. Тверца - лес в глубине ЛБ на р. Тверца 2 пешком
2. 9. 10. лес в глубине ЛБ на р. Тверца - р. Тверца перед Ж/Д мостом 0,7 пешком сплав
мост Октябрьской Ж/Д - Затверечье 24 сплав
3. 10. 10. Затверечье - дер. Судимирки 35 сплав
4. 11. 10. дер. Судимирки - пионерлагерь перед г. Конаково 42 сплав
5. 12. 10. пионерлагерь - г. Дубна 46 сплав
6. 13. 10. г. Дубна - плат. Б. Волга 3 пешком
плат. Б. Волга - г. Москва 125 электричка
ИТОГО 6 дней, из них 2 - заброска и выход с маршрута, 4 дня - сплав; 29 ходовых часов.

Заброска и выход с маршрута

Заброска

8 октября. Выехали из Москвы в Тверь на электричке, отходящей с Ленинградского вокзала в 14-32. Прибыв в Тверь в 17-15 , пересели на электричку Тверь -Торжок отправлением в 17-42. Станция Тверда, четвертая от Твери, находится сразу за рекой. Проезжая по мосту, мы не смогли присмотреть приличной стоянки: по обоим берегам реки раскинулись деревни и дачные поселки. Выйдя на вышеуказанной станции Тверца, мы отправились по дороге на ЛБ вверх по течению. Прошагав около двух километров вдоль садоводческих товариществ, пионерлагерей и других интересных мест, встали в 19-00 в лесу недалеко от деревни. До воды - метров 700.

Судя по карте, здесь можно не ждать хороших мест стоянки, и, возможно, лучше было бы приехать сюда рано утром, быстро собраться и отплыть.

Выход с маршрута

13 октября. Чтобы успеть на первую электричку, Костя с Наташей вышли в 3-30 (за старшего в другой подгруппе остался Вадик). Всего идти - около часа, а налегке - и того меньше, по расстоянию будет километра три. Дорога выходит из города на дамбу, через ГЭС, которую мы прошли в 3-50, тоннель (4-10), от которого начинается Дмитровское шоссе. После подъема - развилка дороги, налево - в Институтскую часть города, направо - к пристани Б. Волга, а прямо - в сторону Москвы и к станции, которая находится на шоссе. В 4-25 мы были на станции, электричка – 4-52.

Вторая наша подгруппа, выспавшись, предприняла попытку попасть на электричку в 9-50, но в автобус влезть оказалось малореальным. Электричка в 10-49 следовала только до ст. Вербилки, оттуда до Дмитрова - на автобусе, далее - электричкой на Москву. Часам к трем все были дома.

Днем с левого берега можно уехать на автобусе: №1 - до ост.   "Дмитровское шоссе " или ост. "Ж/Д вокзал ", №3 и № 8 - до ост. "станция Большая Волга ".

Для групп, не планирующих посещение левобережной части города Дубна, будет удобнее, обогнув о. Кудрявый не слева, а справа, двигаться вдоль ПБ (осторожно, слева - ГЭС), зайти в канал им. Москвы (правее высокого памятника Ленину) и разобраться в лесопарке на мысу, разделяющем канал и шлюзы, возле остатков постамента памятника Сталину (или у прист. Б. Волга, что рядом). Посещение этого района вечером настоятельно не рекомендуется, так как здесь обычно выясняет свои отношения местная молодежь.

Переночевать, при необходимости, легко можно в зале ст. Б. Волга, тепло.

Техническое описание маршрута

р. Тверца:

8 октября. Встав на стоянку около 19 часов, поужинали, смастерили весла и легли спать. Всю ночь нам желают приятных сновидений с грохотом проносящиеся по мосту товарные и пассажирские поезда.

9 октября. Подъем в 6-30. Когда рассвело, то есть в половине восьмого, позавтракав приступили к сборке байдарок и катамарана прямо в лесу, чтобы не привлекать к себе внимание местных жителей. В 12-30 закончены все сборы и суда на наших плечах отправляются к воде.

0-00 - Отплыли в 13-30.

0-15  -  Прошли железнодорожный мост Октябрьской Ж/Д. Глубоко, чисто.

0-25  -  Мелкий левый приток.

0-50 - Левый приток.

1-00 – Встали на обед на высоком ПБ возле пионерского лагеря (14-30 — 15-30).

1-10 -  Железнодорожный мост,  в воде также ничего опасного  нет.

2-20 -  Прошли завод с очень заметной трубой на ПБ.

3-30 - Наконец показался город Тверь, на въезде - большой бетонный проезжий мост.

3-40 - Прошли под пешеходным мостом, который в настоящее время реконструируется. Некоторое время назад между этим мостом и пристанью речного вокзала была понтонная переправа, перекрывающая вход из Волги в Тверцу и наоборот, но сейчас ее, к нашей радости, не оказалось, и обноситься не потребовалось.

3-45 -        Сразу за пристанью Тверца впадает в Волгу. Нам - налево, вниз по реке.

р. Волга:

4-00 —  Прошли еще два больших проезжих моста.

4-30 - Уже начало смеркаться, а по Волге почему-то одна за другой пошли баржи, теплоходы и прочие суда, поэтому, едва заметив за явно выраженным правым поворотом пригодное место, встали на стоянку в 19-30  в кустах на низком ЛБ напротив порта.

На берегу оказался довольно гостеприимный рыбак, и, хотя никто из нас не назвал бы это место отличной стоянкой, мы остались вполне довольны - лучше вариантов поблизости все равно нет, а здесь есть, куда поставить палатки, где разместить катамаран и байдарки. Кроме того, довольно много пригодных на дрова веток, а близлежащие дома - Затверечье - скрыты от нас кустами и холмом.

Сегодня вечером даже удалось немного посидеть у костра и попеть песни.

10 октября. Подъем в 7-00 , завтрак в 8-00.

Пока собирали вещи, заметили, что один из баллонов на катамаране сбился и скрутился в покрышке.

Пришлось немножко поправить, поэтому вышли только в 10-20.

5-10  - Прошли грузовой терминал на ПБ.

6-10 – На ПБ – церковь, за ней берега становятся обрывистыми, ЛБ изрезан оврагами.

7-30 – Высохший левый приток, за ним на ЛБ деревня Поддубье 

7-50 - Река делает резкий поворот налево, за которым справа - гавань (ее можно принять  за  приток  или  протоку),  вдали  различим  Вознесенско-Оршинский Левый приток - р. Орша.

8-05 - Встали на обед на ЛБ после старицы (15-00 — 16-30)

9-20 - Правый приток - р. Инга, берега пологие, болотистые.

10-30 - На ЛБ чудесные сосенки, пристань турбазы "Лисицкий бор".

11-30 - В 19— встали на стоянку после дер. Судимирки на ЛБ на болотных кочках. Лагерь ставили уже практически по темноте. Сыро, дров нет, зато мягко и тепло. Сварили глинтвейн, чтобы отметить Костин день рождения, но все прошло вяло,
потому что сильно устали.

11 октября. Встали, как обычно, в 7 часов, и вышли в 9-50.

Разумеется, на 200 метров ниже по течению оказались гораздо более приличные стоянки. От первой из них, в соснах на высоком крутом ЛБ аж дух захватило.

12-00 —   Деревня Городня на ПБ, легко опознаваемая по церкви XIV века.

Говорят, эту церковь любят не только приезжие гости из-за рубежа, но и сам российский президент ее весьма почитает.

Принято считать, что здесь - начало Иваньковского водохранилища.

Иваньковское водохранилище:

12-20 —  Первый остров на водохранилище, по ПБ проходит шоссе. Довольно много моторных лодок, пассажиры которых зачастую проявляют к нам интерес.

14-20 — После  множества островов разного калибра прямо по курсу - болотистый закуток, шоссе уходит в сторону от воды, фарватер  круто поворачивает налево.

14-45 —   Пристали на обед за поворотом на ЛБ, напротив о. Низовка (14-15 — 15-00).

15-00 —   Огибаем о. Низовка, за ним - мыс ЛБ.

16-30 - Сквозь не очень сильный дождь видим на ПБ сооружения, похожие на терема и дворцы. Ветер почти в лицо, плыть трудно. Кажется, что поворот никогда не кончится.

17-30 - Обогнув, наконец, мыс, видим впереди длинный плес. Попутный ветер на какое-то время нас чудесным образом подбодрил, но уже через полчаса начался проливной дождь.

18-00 - На ПБ - церковь, деревня Свердлово.

19-50 - Встали на ЛБ напротив пионерлагеря (19-50). Очень удобный берег, видны огни города Конаково, ЛЭП и ГРЭС. Дождь не то, чтобы не стихает, а даже заметно усиливается. Лагерь ставим под дождем, костру пришлось помогать загореться бензином. С другой стороны, радует огромное количество первоклассных дров. Сушимся и ложимся спать.

12 октября. Встали в 8-30, потому что решили немного отдохнуть после трудного вчерашнего дня. Отчалили в 11-30, хороший попутный ветер.

20-20 - Проплываем мимо города Конаково, пляж на ПБ.

20-35 - Прошли под линиями электропередачи. Зрелище впечатляющее.

20-45 - Прошли мимо Конаковской ГРЭС на ПБ.

21-40 - На мысу ПБ антенны и низкие здания - станция космической связи.

21-50 - Огибая мыс ПБ, поворачиваем направо. Слева от нас - устье р. Созь.

22-15 - Домики урочища Карачарово на ПБ.

22-30 - Встали на обед на маленьком острове из группы Плывучих островов (14-10 —  15-00).

22-45 —   При сильном попутном ветре прошли острова Плывучие, движение на С-В-В к мысу ур. Корчевы.

23-15 —   Огибаем мыс ур. Корчевы (ПБ) катамаран летит, словно ласточка - то ли экипаж разошелся, то ли ветер так подгоняет, но байдарки заметно отстали...

23-45 - Огибаем о. Грабиловка (у ПБ), мыс у ЛБ - о. Клинцы.

24-50 - Огибаем мыс о. Уходово, впереди видны трубы - г. Дубна.

26-40 - Поскольку времени уже - около семи вечера, мы осознали, что на последнюю электричку не успеем, а значит, нет смысла ехать на вокзал. Поэтому повернули к дамбе левобережной части города и прошли мимо о. Кудрявый (он же - Могильный, он же - о. Св. Елены), слева от него. Стемнело, но на берегу отчетливо видны огни - эллинг и городской пляж.

28-40 — Зачалились на городском пляже (21-10), разобрали суда, и где-то к 23 часам собрали вещи.

Итоги путешествия, выводы, рекомендации
  1. Маршрут вполне соответствует первой категории сложности, однако более рациональным было бы увеличить хотя бы на один день продолжительность сплава - режим был слишком напряженным.
  2. Хороших стоянок довольно много, но они - не везде, и это следует учитывать при планировании походов по подобному маршруту. Очень стоит выделить хотя бы один - два дня целиком на сплав по нижней части водохранилища (о-ва Плывучие - г. Дубна), тем более, что пейзажи этой части маршрута не только красивы, но и, в некотором смысле, экзотичны.
  3. Иваньковское водохранилище - прекрасный (хотя и не вполне естественный) уголок среднерусской природы, традиционное место проведения водных и лыжных новичковых и семейных турпоходов. Места богаты грибами и ягодами, неплохая рыбалка. В этом районе можно проводить различные походы, в том числе - довольно длительные. Берега и острова водохранилища изобилуют удобными стоянками.
  4. На удивление хорошо проявил себя катамаран. Несмотря на более тяжелый ход, он мало отставал от байдарок. Конечно, удовольствие немного не то, зато - отличная тренировка перед серьезными походами. На стоячей воде легко удалось обучить всех участников технике гребли.
  5. Рекомендуется комплектовать байдарки рулями - на плесах при сильном ветре они очень помогают.
Картографические материалы

Начало маршрута
Продолжение маршрута Последний участок маршрута

Комментарии к карте

Топографическая  карта  -  атлас   "Тверская  область",  масштаб   1 :200 000, заказ 711-Д © ВТУ ГШ 1992 г.

Использовавшаяся карта довольно хорошо соответствует текущему состоянию местности, однако некоторые расхождения все же замечены:

  1. По карте на ЛБ р. Тверца выше моста октябрьской Ж/Д - лес, однако сейчас на этом
    месте находятся огороды.
  2. Практически  незаметная  на карте  гавань  ПБ  после  дер. Поддубье  оказалась настолько широкой, что ее можно было принять за протоку и уйти в нее.

Дополнительные условные обозначения:

- Места начала и завершения активной части маршрута.
- Места ночевок
- Места привалов

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100