Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

Отчет о водном туристском походе III к.с. по Хамар-Дабану (р. Зун-Мурин)

Дата: 28 июля - 29 августа 2006 г.

Маршрутная книжка № 1/4 - 325

Руководитель: Самуленков С.А. (Москва)

Содержание

1. Содержание
2.1. Справочные сведения о походе
2.2. Состав группы
2.3. Общая фотография группы
3. Характеристика района похода
3.1. Справочные сведения
3.2. Сведения о туристических возможностях района
3.3. Пути подъезда и выезда с маршрута
3.4. Сведения о медицинских пунктах, музеях, магазинах
3.5. Сведения о ПСС и туристских организациях
4. Организация похода
5. График движения и метеонаблюдения
5.1. Таблица дневных переходов
5.2. Метеонаблюдения
6. Техническое описание маршрута
6.1. Техническое описание пешей части
6.2. Техническое описание сплава
6.3. Экскурсионная часть
7. Картографический материал
8. Сведения о материальном оснащении группы
9. Выводы и рекомендации
10. Краеведческое задание "Места возможных стоянок на р. Зун-Мурин"

 

2.1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Паспорт маршрута

  1. Проводящая организация - ЦРТДиЮ "ЖУЛЕБИНО"
  2. Округ - ЮВ
  3. Район похода - Хамар-Дабан
  4. Вид туризма - водный
  5. Категория сложности - 3
  6. Нитка маршрута: г.Москва - г.Улан-Удэ - п.Утата - Культбаза - пеший переход через пер.Хамар-Худуй (н/к 1908м) в устье р.Худу - сплав по р.Зун-Мурин - до пос. Зун-Мурино - Слюдянка - экскурсионная часть по КБЖД - г.Иркутск - г.Зима - г.Москва.
  7. Средства сплава: 2 четырехместных катамарана "Тритон-пионер", 1 двухместный катамаран "Тритон".
  8. Протяженность: 170 км (пешком 34 км, сплав - 136 км)
  9. Время сплава: 21 час 30 мин
  10. Время пешей части: 11 часов 30 мин
  11. Продолжительность активной части: 10 дней + 1 дневка
  12. Сроки похода: 28.07- 29.08.2006г. (33 дня)
  13. Маршрутная книжка: 1/4-325

Определяющие препятствия маршрута (уровень воды - минимальный)

Дата прохож-дения Вид препят-ствия К.с. Длина препятс. (для протяжен-ных) Характеристика препятствия Путь прохождения
7.08 Прп №9 2 100 м Порог «Дуга» По центру
8.08 Прп №15 3 50 м Порог «Трояк» В правой трети
8.08 Прп №16 2 400 м Порог «Лаймуте» По центру
9.08 Прп №56 3 50 м Порог «Гробик» Левее центра
10.08 Прп №61 3 320 м Порог «К–2» По основной струе
10.08 Прп №71 3 150 м Порог «Лук» Учитывая навал на скалы ЛБ
10.08 Прп №83, №85 3 100 м Мощные шиверы По основной струе
12.08 Прп №144 2 300 м Мощная шивера По основной струе
13.08 Прп №153 3 200 м Мощная шивера По основной струе

Участниками пройдены все препятствия.

Категория сложности препятствий при сверхнизкой воде!

2.2. Состав группы

№ п.п. ФИО Г.р. Туристский опыт Обязанности в группе № кат.
1 Самуленков С.А. 1970 4 КСР Ока Саянская Руководитель К4–1
2 Гольберг И.Ю. 1980 3 КСР Тумча Зам.руководителя К4–2
3 Швыдкий Е. 1987 4 КСУ Ципа Пом.руководителя К2
4 Осипов Е 1988 3 КСУ Кереть Командир К2
5 Филимонов А. 1989 3 КСУ Кереть Метеоролог К4–1
6 Оранский Я. 1992 3 КСУ Кереть Фотограф К4–1
7 Мусатова Е. 1988 3 КСУ Кереть Краевед К4–2
8 Мдивнишвили В. 1989 3 КСУ Кереть Завпит К4–2
9 Прохоров С. 1990 3 КСУ Кереть Краевед К4–2
10 Левочкин В. 1990 3 КСУ Кереть Медик К4–1

Раздел 2 выполнил Осипов Женя

3. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА

3.1. Справочные сведения

Географическое положение

Путешествие проходило в районе хребта Хамар-Дабан. Так называется огромная территория, ограниченная с запада Восточным Саяном (граница проходит по Тункинской котловине), с севера - озером Байкал, с востока - рекой Селенгой и с юга - государственной границей. Район располагается в Восточной Сибири, на границе Бурятии и Иркутской области (6-7 часовые пояса). Территория лежит в умеренном климатическом поясе, в зоне темнохвойной тайги.

Сведения, имеющие значение для туристов

Характер большинства рек Хамар-Дабана - паводковый. Для проведения пешеходных и лыжных походов район очень трудоемок - безтропье, многочисленные переправы, курумник. С недавнего времени образован Тункинский национальный парк, для посещение которого требуется разрешение. Район считается небезопасным по клещевому энцефалиту. Для организации транспортных переездов по прежнему для горных бурят спирт важнее денег.

3.2. Сведения о туристских возможностях района

Водными туристами пройдены основные реки района: Снежная, Зун-Мурин, Утулик, Хара-Мурин, Темник. Все они пригодны для сплава на различных судах. В техническом отношении препятствия рек достаточно сложны: р. Снежная -элементы повышенной категории сложности, остальные - 3-5 к. сл. Нитки большинства маршрутов идут по ненаселенной местности. Наиболее просты Зун-Мурин, Темник. Из-за малой протяженности категорийность походов по каждой из рек снижается. Связка из 2-х рек оценивается пятой к. сл. Подходы по местности к рекам достаточно протяженны: 50-100 км. На некоторых реках встречаются водопады.

3.3. Пути подъезда и выезда с маршрута

Подъезд: Из Москвы на поезде № 222 отправлением в 13.30 с Казанского вокзала 28.07.06г. Прибытие в г.Улан-Удэ 01.08.06г. в 7.00 утра (время московское). Через Улан-Удэ проходят поезда из Москвы во Владивосток, Читу.

В долину р. Зун-Мурин можно попасть двумя путями. Первый путь наиболее часто используемый туристами: от г. Слюдянка по Тункинскому тракту на автобусе или машине добираются до п. Жемчуг (110 км). Далее пеший переход через два перевала до р. Зун-Мурин - 80 км. Второй путь более долог, дорог и трудоемок из-за транспортных подъездов, но позволяет сократить пеший переход до 30 - 56 км. Мы добирались вторым путем. Поездом от Москвы до Улан-Удэ, далее на заранее заказанном автобусе до п.Утата (540 км). Заказать автобус ПАЗ можно на Республиканской станции юных туристов (г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, д. 16) по маршруту: г. Улан-Удэ - г. Закаменск - г. Утата. Время в пути - 12 часов. В п. Утата с помощью связиста Мунко Девясилова (живёт в соседнем со школой доме). нанимаем трактор с прицепом, который по плохой проселочной дороге через перевал за 4 часа доставил нас на "Культбазу".

Отъезд: Окончание маршрута: п. Зун-Мурино на пересечении Тункинского тракта и р. Зун-Мурин. Чалка к ПБ у авто моста до авто остановки 400 м по шоссе направо. Автобусы до г. Слюдянка в 12, 00 , 15.30, 17.00, 19.00 Автобус до Иркутска утром. Все автобусы проходящие, поэтому время отправления относительно. Время в дороге до г. Слюдянка около 1,5 ч. Из г. Слюдянка до Порт-Байкала ходит местный поезд по Кругбайкальской магистрали. Отправление из Слюдянки - 14.20 (время местное), прибытие в порт Байкал - 19.20. Следует ежедневно. Пользуемся поездом Слюдянка - порт Байкал на участке Слюдянка -Маритуй (время в пути 1,5 часа) и участке 102 км - порт Байкал (время в пути 1ч.2О м.). От п. Порт Байкал до п. "Листвянка" каждые 2 часа ходит речной трамвай "Бабушкин". Плывем в Листвянку последним рейсом теплохода - отправление из Порта Байкала в 20.00, Автобусы до г- Иркутск из Листвянки в 07.30, 10.00, 12.40, 15.30, 17.20, Также до Иркутска 8 раз в день ежедневно, кроме понедельника ходят теплоход и ракета. Продолжительность поездки от Листвянки до Иркутска на автобусе - около 1,5 часов, на ракете - около 1 часа. От Иркутска до Москвы можно добраться на поезде, самолёте. На проходящем поезде переезжаем в г.Зиму для встречи с группой ЦТ "Жулебино", руководитель Суворов А.В. 26.08.06г. на поезде №9 "Байкал", отправлением в 16.20 Москвы едем домой. Время в пути 72 часа.

3.4. Города и поселки по маршруту (сведения о магазинах, транспорте, медицине, музеях, координаты ПСС и туристских организаций)

Город Улан-Удэ - столица республики Бурятия. Крупный промышленный и культурный центр восточной Сибири. Население 366 тыс. человек. Имеется оперный, кукольный, 2 драматических театра, филармония, 5 музеев: художественный, этнографический, геологический, музей истории Бурятии и природы. В городе сохранились памятники 18-19 веков. Улан-Удэ - крупный транспортный центр: пристань на р. Селенга, аэропорт (прямые рейсы в Москву), большой ж/д узел на Транссибирской магистрали. Большая сеть разнообразных магазинов с широким выбором всевозможных товаров. Имеются 3 больницы, несколько поликлиник, медицинский пункт.

Адрес республиканского центра юных туристов: ул.Коммунистическая, д.16. Телефоны: 2-49-55, 2-31-29 (код 301-22).

Город Закаменск - райцентр Бурятии. Население 80 тыс. человек, в основном - русские, Расположен в залесенной долине реки Джида. Основным промышленным предприятием города являлся рудник по добычи вольфрама (восстанавливается). В городе есть гостиница, клиническая больница, сеть продовольственных и промтоварных магазинов с достаточным ассортиментом товаров, большое автохозяйство.

Поселок Утата - бурятский поселок в широкой долине р. Цыкирка, 150-200 дворов, фермерские хозяйства, 2 магазина (ассортимент и время работы не фиксированы), почтовое отделение (работает с 10.00 до 16.00 кроме выходных).

Поселок Зун-Мурино - расположен на пересечении Тункинского тракта и р.Зун-Мурин, Поселок административно принадлежит Бурятии и расположен на границе с Иркутской областью. Население смешанное - русско-бурятское. Есть поликлиника, почтовое отделение, 6 магазинов (в т. ч. круглосуточный коммерческий магазин).

Город Слюдянка - расположен на юго-западном побережье озера Байкал, Районный центр Иркутской области. Население более 20 тыс. человек. Центр добычи и переработки слюды и добычи мрамора, имеется рыбоконсервный завод. Поликлиника, больница, широкая сеть магазинов, коммерческие палатки, баня.

Адрес Южно-байкальского ПСО: г.Слюдянка, ул. Мостовая, д.20 Телефоны: 0-64

Город Иркутск - крупнейший областной центр восточной Сибири, основан в 1652 году. Сохранились архитектурные памятники 17-19 в. в городе расположены 4 театра, цирк, филармония, 3 музея (краеведческий, художественный, геологический). Население 640 тыс. человек. Есть университет и 6 институтов. Иркутск - центр машиностроения, слюдообработки, производства стройматериалов, хорошо развита пищевая и легкая промышленность. Иркутск -крупный транспортный центр: пристань на р. Ангара, аэропорт (прямые рейсы в Москву, большой ж/д узел на Транссибирской магистрали, Адрес турбазы областного центра юных туристов: ул.Баррикад, д.58. Адрес ЦДЮТиК: 664007 ул. Красноказачья, д.9, Телефон: (392) 27-27-97.

3.5. Интересные объекты на маршруте

Это Иволгинский дацан - центр буддийской религии в России, энтографический музей народов Забайкалья, частный музей минералов Жигалова в г.Слюдянка, побережье Байкала от Слюдянки до ст. порт Байкал, мосты и тоннели КБЖД, исток Ангары.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА

Аварийные и запасные варианты маршрута

Ввиду линейности маршрута, а также вследствие того, что кратчайшим путем к населенному пункту является маршрут сплава, при аварийных и экстренных ситуациях планировали сплав по р.Зун-Мурин с более насыщенным графиком движения. Пеший переход вдоль р.Зун-Мурин практически невозможен из-за сложности местного рельефа и обилия крупных притоков реки, требующих наведения сложных переправ. Ниже пр. № 125 редко, но встречаются местные жители на моторных лодках. Ближайшие мед. пункты - пос. Зун-Мурино.

Август - идеальное время для проведения похода по Забайкалью. Маршрут по Зун-Мурину был задуман как учебно-тренировочный для получения участниками навыков прохождения мощных порогов 3 к.с. на катамаранах в Забайкалье, т.к. опыт прохождения карельских прп у группы был. При выборе маршрута принималось во внимание:

  • необходимость дать группе автономный маршрут с набором многочисленных технических прп (на 136 км реки - 155 препятствий);
  • необходимость постепенного нарастания сложности препятствий;
  • красота маршрута;
  • познавательность экскурсионной части на озере Байкал.

Предпоходная подготовка основывалась на теоретических занятиях, занятиях по физической подготовке, занятиях в плавательном бассейне по ТВТ, походах выходного дня, участии в соревнованиях на р. Пехорка, р.Мста в 2006 году.

Заявленная и пройденная нитка маршрута полностью совпали с небольшой корректировкой графика движения в связи с заброской груза лошадьми, необходимости движения по Зун-Мурину двумя группами (совместно с гр. Суворова А.В.) для организации взаимодействия и страховки.

Разделы 3,4 выполнил Швыдкий Е.

5.1. Таблица дневных переходов

№ дня Участок маршрута км Ходовое время Естественные препятствия Способ передвиж.
1–4 Г.Москва – г.Улан–Удэ 5497 –– –– Поезд
5 Г.Улан–Удэ – Иволгинский дацан – Этнографический музей Забайкалья –– –– –– ––
6 Г.Улан–Удэ – г. Закаменск – п. Утата 540 11 час –– Автобус
7 П. Утата – ферма в долине р.Тотхолта 30 4 часа –– Трактор
8 Ферма – Культбаза – Верховья р.Тотхолта – пер.Хамар–Худуй(1908,н/к) – верховья р.Худу 2; 18 15 мин 6 часов перевал, броды Трактор. Пешком
9 Р.Худу – устье р.Худу 16 5час 30мин броды Пешком
10 Стапель. Сплав по р.Зун–Мурин, прп №8 – ЛБ перед прп №15 ; 7 50 мин Прп№8 – №14 Сплав
11 Прп №15 «Трояк» – ЛБ за прп №47 25 4час 10мин Прп №15–47 Сплав
12 Прп №48 – ЛБ за прп №60. Полудневка 9 2час 10мин Прп №48–60 Сплав
13 Прп №61 – ЛБ напротив устья р.Хангарул за прп №94 24 4 часа Прп №61–94 Сплав
14 Прп №95 – №96, №98 – №124 26 3час30мин Прп №95 – 124, обнос прп №97 «Шурик» Сплав
15 Прп №125 – ПБ за прп № 146 24 3час 40мин Прп №125–146 Сплав
16 Прп №147 – №162 – ПБ под мостом в пос. Зун–Мурино. Антистапель. Пос. Зун–Мурино – г.Слюдянка 19; 70 3час 10мин; 1,5часа Прп №147–162 Сплав, автобус
17 Озеро Байкал. Дневка –– –– –– ––
18 Г.Слюдянка – ст.Антасольская 30 2часа –– поезд
19 Озеро Байкал. Дневка. –– –– –– ––
20 –25 Р. Крутая Гора – Шаракалтай – Маритуй – мыс Половинный 41 –– Мосты, тоннели Пешком, поезд
26 Радиальный выход вдоль берега Байкал до 103 км. 6 2часа Тоннель 800 м Пешком
27 Подъем на высоты в районе 111 км. 5 2часа Хребет Пешком
28 КБЖД – порт Байкал – г.Листвянка –– –– –– Поезд, катер
29 Г.Листвянка – г.Иркутск – г.Зима –– –– –– «Ракета», поезд
30–33 Г. Зима – г. Москва 4800 72 часа –– поезд

Общая протяженность: 136 км сплав, 34 км - пешком, 16 км - радиально Время в пути: 33 часа (без радиалок)
Общая продолжительность: 12 дней + 5 дневок

5.2. Таблица метеонаблюдений

дата время t облачность осадки ветер примечания
3 у 13 10 дождь    
д 15 10 дождь слабый  
в 16 9      
4 у 14 3   слабый обильная роса
д 20 2     кратковременный дождь
в 13 10     молнии
5 у 13 1     обильная роса
д 22 3   в спину кратковременный дождь+град
в 15 9      
6 у 15 1     туман
д 27 3      
в 22 10   слабый гром
7 у 12 10 дождь   туман, гроза
д 23 5      
в 16 7      
8 у 13 7     обильная роса
д 18 3      
в 13 0      
9 у 15 10   слабый обильная роса
д 24 9   в спину  
в 16 10 дождь встречный  
10 у 16 3     обильная роса
д 28 5   встречный грибной дождь
в 20 10      
11 у 14 5     ночью гроза, обильная роса
д 23 10 дождь в спину  
в 14 9     туман
12 у 14 8     обильная роса
д 20 9 дождь порывистый  
в 14 9      
13 у 13 8 дождь    
д 22 6 дождь    
в 15 7      
14 у 17 1      
д 20 3      
в 15 5      
15 у 8 1   слабый  
д 26 1   слабый  
в 9 0      
16 у 9 3      
д 18 10 дождь порывистый  
в 9 10 дождь слабый  
17 у 12 10 дождь    
д 18 10 дождь    
в 13 5      
18 у 13 4      
д 22 5   порывистый  
в 15 4      
19 у 7 4      
д 15 10 дождь слабый  
в 10 8      
20 у 9 10 дождь   обильная роса
д 11 8 дождь    
в 10 10 дождь    
21 у 8 5     обильная роса
д 22 3   порывистый  
в 11 4      
22 у 5 3      
д 17 9 дождь    
в 13 10 дождь    
23 у 10 9 дождь    
д 20 7      
в 15 8      
24 у 11 8      
д 23 10 дождь встречный  
в 15 10 дождь    
25 у 13 8      
д 23 9      
в 17 8      

6. Техническое описание маршрута

6.1. Подъезды и подходы к стапелю в устье р.Худу

Маршрут: Поселок Утата - трактор - ферма - "Культбаза" - далее пешком - р. Тотхолта - пер. Хамар-Худуй - стапель в устье р. Худу .

От поселка Утата - около 4 часов езды в прицепе трактора "Беларусь" (с пешим подъемом на крутую седловину одного из хребтов) - до конца приличной дороги в долине р. Тотхолта возле "Культбазы" (это большая группа деревянных строений, с виду похожих на большие сараи и загоны для скота) - далее сырая и заболоченная пойма реки.

Из-за занятости тракторов на сенокосе выезжаем в 18.00. По дороге наблюдаем несколько новых кошей (см. корректировку). После июльского наводнения дорога в двух местах серьезно размыта. Эти участки трактор проходит без пассажиров. В условиях темноты ночуем на ферме в 2-х км перед Культбазой (фото 2). Утром за 15 мин доезжаем до Культбазы (фото 3). Далее дорога сильно заболочена. Отсюда начинается пешая часть. На Культбазе удалось договориться о найме двух лошадей для перевозки катамаранов (800 руб в день - лошадь). Буряты с лошадьми сопровождают нас до места стапеля.

Выходим на тропу, идущую вверх по долине р. Тотхолта. Через 50 м - брод притока. В месте брода приток разбивается на 2 рукава (брод по камням, ширина притоков до 3 м). За притоком тропа поднимается на склон правого орографического берега, обходит его прижим и через 10 мин от места ночлега выходит к большому кошу. Проходим кош, спускаемся к р. Тотхолта. Долина реки сильно заболочена. Тропа несколько раз переходит с берега на берег, иногда поднимется на невысокие террасы левого и правого берегов, обходя наиболее заболоченные места в пойме реки. Броды не сложные, глубина до 40 см (фото 5), но вода очень холодная. Ориентирование не представляет сложности, т.к. основная долина хорошо видна. Долина слабо залесенная и поэтому путь движения хорошо просматривается (фото 4), кроме того, по долине и на перевал идет отчетливая конная тропа. На всем протяжении пути по долине р. Тотхолта нет проблем с дровами и местами для ночлега. В верховьях, у слияния 2-х истоков р. Тотхолта можно поставить лагерь на галечной косе.

Через 2ч 55 мин движения выходим к слиянию 2-х истоков р. Тотхолта, переходим левый из них вброд (глубина брода 40 см, ширина 7-8 м) и поднимаемся на ровную террасу, на которой видны остатки старого коша. Хорошее место для ночлега. (При варианте заброски на р. Зун-Мурин с полным грузом имеет смысл весь пеший переход разбить на 3 дня и первый ночлег организовать здесь - около начала подъема на перевал Хамар-Худуй.)

От развалин старого коша возможны 2 варианта подъема на перевал. 1-й вариант - по конной тропе, которая идет по левому берегу правого истока р. Тотхолта . 2-й вариант - от площадки с развалинами старого коша пройти 300 м в западном направлении, траверсируя склон и выйти на ЛЭП. ЛЭП круто поднимается к перевалу, забирая немного выше перевала. Со второго холма (высшей его точки) надо пройти на запад 400 м и вы окажитесь на седловине перевала.

Поднимаемся на перевал по тропе. Подъем на перевал по тропе занял 1 ч 20 минут. Тропа грязная, местами сильно заболоченная. Высота перевала 1908 м. Перевал представляет собой широкую пологую, залесенную седловину, на которой у начала спуска видны несколько костровищ с хорошими местами для ночлега. Воды на перевале нет. Однако, вода есть по обе стороны перевала (на севере - крутой спуск до ручья 5-7 минут по тропе, на юге - 10 минут ходьбы по более пологой тропе в родниках и ручейках заболоченного склона).

Спуск с перевала проходит по крутой каменистой конной тропе, в некоторых местах сильно разбитой. За 25 минут спускаемся вниз на пологую террасу на правом берегу левого истока р. Худу. Терраса ровная, поросла хвойным лесом, на ней возможен хороший ночлег. В конце ельника заболоченный участок (до него около 300 м) выводит на

берег левого истока р. Худу. Переходим его вброд (по камням) и далее двигаемся по левому безлесному берегу левого истока р. Худу. Через 1,5 км выходим к месту слияния 2-х истоков. Ниже слияния в 500 м - большой кош (несколько сараев, загоны для скота). Ранее здесь жили табунщики, но сейчас лишь посещают охотники.

Здесь мы ночуем в палатках .Сопровождающие буряты- в зимовье.. Сухостой 500 м выше по склону, простые подходы к воде, ровные травянистые площадки.

Утром продолжаем движение по тропе ЛБ р.Худу. Первые 3 км долина широкая и практически безлесная. Продолжаем движение вниз по долине по хорошо набитой тропе, переходя вброд с берега на берег, местами по галечниковым островкам и отмелям русла (фото 6).

В нашу воду броды не представляли сложности (глубина до 50 см, ширина реки до 20 м, разбои, течение не сильное). Сложность представляли только 2 последних брода, пройденные нами на р. Худу (фото 8). Предпоследний брод - глубина 70 см, ширина реки - 25 м, дно каменистое, не сильное течение,. Последний брод с правого берега на левый р. Худу глубиной 60-70 см, течение не очень быстрое. При высокой воде этот брод переходят стенкой (этот последний брод расположен в 2 км выше слияния р.Худу и р.Зун-Мурин). При большой воде возможно устроить стапель на поляне на правом берегу реки Худу за 2 км до устья. Место для стапеля очень удобное - сухие поляны среди кустарника на ровной террасе высокого правого берега, рядом хороший лес. Вдоль правого берега до самого устья идут тропы (см. корректировку) (т.е. возможен просмотр).

Останавливаемся на ночевку и стапель на ЛБ в 100 метрах перед устьем р.Худу у зимовья. Сухостой не ближе 800 м. Есть лиственницы для постройки рам. Возможно поставить до 10 палаток. Много грибов, рыбалки нет. В зимовье возможна ночевка 4-х человек (фото 9).

До начала подъема на перевал 3 часа 10 мин.

На перевал 1 час 20 мин.

Спуск с перевала до зимовья в верховьях р.Худу 1 час 30 мин

Переход в устье р.Зун-Мурин 5 часов 30 мин.

Пройденное расстояние за участок маршрута: 34 км

Ходовое время: 11 ч 30 минут

6.2. Техническое описание прохождения р. Зун-Мурин

Характерной особенностью рек района хребта Хамар-Дабан является паводочный режим, обусловленный особенностями дождевого питания в летний сезон, и как следствие - очень быстрый подъем воды во время дождей в верховьях. Паводочная вода быстро поднимается, и быстро падает, но общий повышенный уровень может держаться несколько суток после окончания дождей. Наша группа проходила сплав в условиях сверхнизкой воды при взаимодействии с группой Суворова А.В.

Препятствия, не указанные особо, проходились походным порядком с взаимной страховкой. Просматриваемые прп проходились тандемом судов с взаимной страховкой, затем одним из катамаранов третий катамаран страховался с воды, а экипаж второго катамарана осуществлял фотосъемку.

Участок 1. Река Зун-Мурин: устье р.Худу- порог Лайму те

В нашем техническом описании номера препятствий начинаются с 8 препятствия - для удобства, чтобы не сбивать нумерацию, которая использовалась предыдущими группами в своих отчетах.

Препятствие №8.

Простая шивера с валами длинной около 100 м., прохождение без осмотра. За шиверой чалка на левый берег р. Зун-Мурин для просмотра порога Дуга. Можно просматривать и проходить препятствие в связке с порогом Дуга.

Препятствие №9. Порог Дуга.

Расположен в 100 м быстротока от пр. №8, река сужается. На входе в

сужение 50-метровая шивера (заход по центру). Далее узкий скальный коридор с поворотом направо (фото 10). В нашу воду здесь небольшой навал на скалы левого берега, ширина коридора 10-12 м. Проход чистый (фото 11). За порогом хорошее место для чалки на левом берегу в улове среди скал. Проход связки первых двух катамаранов со взаимной страховкой, третий катамаран - страховка с воды.

Препятствие № 10-12.

Простые шиверы не представляют сложности, проходятся без просмотра, валы до 0,5 м.

Препятствие № 13. Порог Челюсти.

Порог 2-х ступенчатый. Вход расположен вдоль левого орографического берега. Ориентиром первой ступени являются: слева - крупнокаменистая отмель, справа -каменистый выступ. Вторая ступень через 50 м после первой. Скальный коридор длиной около 70 м, шириной до 30 м. в коридоре может быть достаточно большая бочка, высотой около 1,5 м. В нашу воду - простая шивера, проход без просмотра по основной струе со взаимной страховкой, держась ближе к правому берегу.

Далее 1 км простого сплава по быстротоку (пр. № 14 - простая шивера.) -(Фото12). Останавливаемся на ночлег на ЛБ перед прп №15. Небольшие ровные пятаки для 6-8 палаток. Сухостоя достаточно, плавник. Ягоды, грибы, рыбалка слабая.

Препятствие № 15. Порог Трояк.

Расположен на правом повороте реки. Представляет собой слив высотой 1,2 м., проходится ближе к правому берегу по пологому чистому сливу с пенным котлом внизу (фото 13). Прохождение тандем К4 + К2 с взаимной страховкой, затем К4 со страховкой с воды из улова ЛБ.

Через1 км за препятствием Трояк - порог Лаймуте.

Препятствие № 16. Порог Лаймуте.

Перед входом в каньон - подпор и слабое течение, на входе короткая шивера. Каньон технической сложности не представляет, зато прохождение его доставляет массу эстетического удовольствия. Длина каньона около 500 м. каньон зигзагообразный, на поворотах небольшие сливы. Ширина каньона 10-15 м, высота скал в каньоне 4-5 м. Проход без просмотра, но пристать перед ним имеет смысл для осмотра этого красивейшего места и фото-видеосъемки. Прижимы к скалам на поворотах не очень сильные (фото 14),валы до 0.8 м. За прп № 16 река расширяется.

Участок 2 Порог Лаймуте - порог К2

Препятствие № 17 - 39.

Простые шиверы. Проход без просмотра (фото 15). Сложности эти препятствия не представляют. Для ориентирования на этом участке есть только один хороший ориентир - левый приток р. Зун-Мурин - река Бол.Уругудей. Приток расположен за пр. №30. Все препятствия проходились без просмотра, походным порядком. В достаточно малой воде эти препятствия требуют маневрирования между камней. Ширина реки не дает большой свободы для маневра. Все возможные камни были открыты. Максимальная высота валов - до 1 м. По берегам много достаточно удобных мест для ночлега (перед и за прп №38). Они в основном не оборудованы, но могут свободно вместить группу до 20-30 человек.

Препятствие № 39.

Простая несложная шивера, камней в русле много, ширина реки достигает 30 м. Путь движения хорошо просматривается с воды. Все препятствия шли без просмотра, с взаимной страховкой.

Несколько более сложным чем все остальные препятствия является шивера № 40 (Перспектива), ориентиром которой является высокий залесенный склон левого берега треугольной формы. Несильный прижим к крупной каменистой осыпи левого берега. Проход немного правее центра. Валы крутые, высотой до 1,2 м, длина шиверы до 300 м, на выходе справа - небольшой улов. Шиверу проходим без просмотра с взаимной страховкой.

Препятствия № 41-48

Простые шиверы и несложные пороги. Разделены участками быстротока длиной до 200 м. Все шиверы и пороги проходятся без просмотра по основной струе. Ночевка на ЛБ за прп № 47. Пологий травянистый берег, полно сухостоя. Рыбалка, ягоды, грибы. Переправившись на ПБ, совершаем радиальный выход на хребет, откуда открывается живописный вид (фото 16).

Препятствие № 49.

Порог очень похож на порог "Гробик". Расположен на крутом правом повороте реки на входе у правого поворота - каменистая осыпь. Достаточно сильный прижим к скалам леврго берега. У левого берега 2 гряды скальных обливных плит. На выходе узкий проход, зажатый между плитами и крупнокаменистой осыпью правого берега. В проходе косые валы высотой более 1 м. Проход по центру с уходом от прижима с дальнейшим уходом к правому берегу, пересекая косые валы (фото 17). Длина порога около 200 м. За порогом у правого берега - улов. Порог проходили походным порядком с взаимной страховкой без просмотра.

Препятствия № 50-55

Шиверы средней сложности, т.к. расстояние между шиверами достаточно мало, то этот участок сливается практически в одну длинную шиверу. Движение на этом участке по основной струе. Сложности этот участок не вызывает. Проход без просмотра, с взаимной страховкой.

Препятствия № 56 порог "Гробик"

Ориентиром служит высокая скала левого берега красно - кирпичного цвета, расположенная на правом повороте реки. В большую воду порог "Гробик" становится проще, т.к. плиты левого берега залиты водой, прижим к скалам левого берега не сильный. За поворотом расположен ряд прямых валов, максимальная высота которых немногим более 1 м. За поворотом у галечной отмели - улов. Проход по центру с уходом от прижима ЛБ, далее по сливу, через валы. Просмотр порога легко осуществить по правому берегу. Проход порога походным с взаимной страховкой без просмотра.

За порогом участок достаточно спокойной воды длиной около 500 м. За ним, на левом повороте реки, еще один участок простых шивер:

Препятствия № 57-59.

Движение по основной струе, проход без просмотра. Этот участок заканчивается

Препятствием № 60

Очень мощная, но короткая шивера-порог, который начинается в 100 м за некрутым правым поворотом. Уклон реки увеличивается, реку перегораживает ряд больших камней. Движение по центру некрутым зигзагом с заходом в скальные ворота. На выходе крутые валы высотой более 1 м. За выходом из ворот - шивера.

Впереди просматривается некрутой правый поворот с коричневыми скалами левого берега и отвесными поросшими лесом правого берега - это заход в порог К-2 (фото 18)

Для просмотра - чалка на травянистую террасу левого берега. На террасе удобное место для ночлега (заметно с воды, каркас бани). Здесь расположено несколько оборудованных костровищ, сложена каменка. По террасе к порогу К-2 идет тропа. Хотя место и очень удобное, но следует обратить внимание на то, что во время дождя при быстром подъеме воды, который бывает на р. Зун-Мурин, терраса заливается водой. Менее удобный, но более безопасный ночлег можно организовать на верхней террасе, расположенной на 4 м выше первой, или за порогом на ЛБ.

Останавливаемся на ночлег перед порогом. Одно из лучших мест. Хорошая рыбалка (хариус), ягоды (голубика, брусника). Разные грибы. Достаточно сухостоя и плавника. Место для бани.

Препятствие № 61 Порог К-2

Одно из самых сложных и красивых препятствий на р. Зун-Мурин. Порог состоит из 3 ступеней.

Первая ступень - входная шивера длиной около 200 м,валы до 1.5м, заканчивается крутой бочкой, расположенной у правого поворота на входе в каньон.По центру и ближе к ЛБ много камней.

Вторая ступень - расположена на правом повороте. Вся струя бьет в скалы левого берега.Под ЛБ обливной зуб,правее центра валы и бочка 1.2 м. У правого берега большой улов. Длина участка 50-70 м, за ним - третья ступень.

Третья ступень - каньон сужается до 8-10 м. В сужении большой вал высотой до 1,5 м, образованной подводной скалой. За сужением каньон расширяется, образуя достаточно большой улов у левого берега. За уловом 400 м плавного течения выводят из каньона.

Сначала порог проходил тандем К4 + К2 с взаимной страховкой,затем К4-2 со страховкой с воды. Первая ступень ближе к ПБ,вторая ступень по центру ближе к ПБ (фото 19,20,21).третья ступень левее центра (фото 22,23)

Первые катамараны, пройдя сужение, встали на страховку в улов левого берега, сразу за 3-й ступенью порога. Третий катамаран проходил порог и каньон до конца и чалился у левого берега.

Обращаем внимание на то, что узкий каньон порога образует мощный подпор, который особенно ощутим в паводок. Это приводит к очень быстрому (2-3 часа) подъему воды и затоплению нижней террасы со стоянками перед порогом. Поэтому рекомендуем: 1- если вода высокая, идет или прошел дождь - ночевать на верхней террасе (или выставлять на ночь дежурного-наблюдателя); 2- если затоплены (не видны) входные скалы у правого берега - порог не проходить, ждать понижения воды.

Препятствия № 62 - 69

Простые, но достаточно мощные шиверы с косыми валами. Движение по основной струе. Все камни в шиверах залиты водой. Наиболее мощная из них - пр..№ 68, расположенное на правом повороте реки, достаточно сильный прижим к левому скальному берегу. Правее центра мощная чистая струя с валами более 1,1 м, на выходе ,справа небольшой улов. Как и все шиверы этого участка проходили без просмотра, со взаимной страховкой.

Препятствие № 70

Простая шивера, расположенная на правом повороте реки, разделенной скальным островом, расположенным в конце шиверы у впадении в р. Зун-Мурин его левого притока -р. М. Уругудей. Шивера расположена в правой протоке. Сильный прижим к скальному острову. На выходе валы около 1 м. За островом чалка к правому берегу для осмотра пр. № 71- порога "Лук".

Участок 3

Порог К2 - порог Шурик

Препятствие № 71 порог "Лук"

Вдоль правого берега по лесной террасе идет хорошо заметная тропа. От места чалки до порога около 200 м. Над порогом хорошее место для ночлега. Порог представляет собой дугообразный поворот с прижимом к скалам левого берега. За поворотом улов у правого берега на галечно-песчанной отмели. Над этим местом расположено хорошее место для ночлега. В малую и среднюю воду прохождение этого порога осложняется длинной каменистой косой, идущей от правого берега и делающей возможным чистый проход только вдоль скал левого берега, где возрастает возможность попадания в скалу из-за сильного прижима.(фото 24) Проходим порог левее центра с учётом навала на скалу ЛБ (фото 25). Высота валов не превышает 1,2 м. Чалка в улов правого берега. После просмотра порог шли тандем К4+К2,затем К4 (фото 25).

За порогом "Лук",на всем протяжении до слияния р. Зун-Мурин с р.Харангул и далее до пр. № 97 (порог "Шурик") река проходит в достаточно узком каньоне с отвесными стенами и мощными валами. Мест для ночлега практически нет. Есть небольшие площадки у небольших притоков. В нашу малую воду течение не очень быстрое, так сплав от порога

"К-2" до порога "Лук" занял 1 час 50 минут, а сплав от порога "Лук" до порога "Шурик" - 1 ч 55 минут.

Одним из самых сложных препятствий на этом участке является

пр.№ 73 - порог Скалка. В большую воду преп представляет собой 2 небольшие ступени. Первая ступень - короткая сложная шивера с валами более 1,5 м, которая заканчивается сужением реки, образованным скальными грядами с 2-х берегов. В сужении и за ним 4 разнонаправленных вала, второй и третий из которых по своей высоте более 2 -2,5 м. За порогом улов у левого берега за небольшой скалой.В нашу воду это простая шивера с валами до 0.8 м.,сходу походным порядком.

За порогом небольшой участок быстротока.

Препятствия № 74-82

Мощные шиверы средней сложности. Проходятся без просмотра. Мощность шивер связана с малым количеством воды, сужением русла. Обливники,бочки до 1,5м (фото 26).За прп №81 по ПБ водопад(фото 27) Проходим все прп без просмотра со взаимной страховкой.

Препятствие № 83

Шивера - порог. Короткое мощное препятствие длиной 70-80 м расположено в скальном сужении шириной около 20 м. На входе валы высотой около 1,5 м. Далее по центру чистый слив, слева и справа зажатый глубокими бочками. На выходе валы высотой до 1.5 м. Проходили со взаимной страховкой, без просмотра, по центру. За препятствием у правого берега небольшой улов, с которого можно организовать страховку.

Препятствия № 84-88

Шиверы средней сложности. Проходим по основной струе без просмотра. Шиверы достаточно мощные, но с точки зрения техники - просты. Шиверы расположены на поворотах реки с не- сильными прижимами.Отметим бочку в прп №85 под ПБ 1.2м.

Препятствие № 89

Мощный порог длиной около 80 м. Ориентиром порога по описанию служит выступающая скала левого берега. Ориентир достаточно слабый, т.к. на участке от порога "Лук" до порога "Шурик" вся река протекает в скальном ущелье. Поэтому при подходах к порогу надо быть внимательным. На входе в порог несильный прижим к левому берегу. В середине порога, ближе к правому берегу - большая бочка, образованная обливным камнем. Проход порога по центру, ближе к левому берегу, в обход бочки. На входе и на выходе валы от 1,2 до 1,5 м. За порогом слева небольшой улов.

Препятствия № 90-93

Представляют из себя практически единую шиверу, достаточно мощную с маленькими, длиной 100-200 м, быстротоками. Самые мощные участки этой шиверы расположены на поворотах реки. Достаточно мощные прижимы. Проходим по основной струе, держась ближе к центру реки (фото 28) Максимальная высота валов в этих шиверах до1.5 м. Участок этих шивер заканчивается у слияния р. Зун-Мурин с ее правым притоком р. Харангул(фото 29). У слияния с Харангулом на левом и правом берегу р. Зун-Мурин хорошие места для ночлега На правом берегу улов больше, с песчаным пляжем. На небольших площадках в разных уровнях может расположиться группа 30-35 человек. На левом берегу мест для палаток гораздо больше. Проблем с дровами, как и на всем протяжении реки, нет. За слиянием река уходит в каньон. На входе в каньон у окончании улова ЛБ сильный (внешне малозаметен!) прижим к скале.

Ночуем на ЛБ напротив устья р.Хангарул.Живописное место,сверху открывается вид на слияние,хорошая рыбалка на хариуса,ягоды,грибы,спуск к воде около 100 м.

Препятствие № 94

Расположено в скальном каньоне. Высота скал 10-12 м. Шивера простая, проходится по центру русла(фото 30). Длина каньона около 150 м. За ним долина расширяется, хотя по прежнему зажата среди крутых скальных берегов.

Препятствия № 95-96

Простые короткие шиверы с валами высотой до 1,5 м. Проходим без просмотра. На всем протяжении от входа в каньон придерживаемся правого берега, т.к. течение достаточно быстрое, а перед пр. № 97 (порогом "Шурик") необходимо зачалиться.

Препятствие № 97 порог "Шурик"

Наиболее сложное препятствие на р. Зун-Мурин. Ориентиром порога служит некрутой правый поворот реки, левый берег - крутой почти безлесный склон. Перед поворотом вдоль правого берега почти отвесные скалы, выступающие в реку, между которыми небольшие заливы, в которых может разместиться от силы 1-2 катамарана. Высота скал около 10 м.

За правым поворотом небольшая галечная площадка, расположенная среди больших камней. Это место для чалки перед порогом "Шурик". В нашу малую воду размеры площадки настолько увеличились, что на ней может зачалиться не менее 4 катамаранов одновременно.

По правому берегу от места чалки идет хорошо набитая тропа, которая проходит над каньоном, образующим порог "Шурик". Тропа проходит через не густой смешанный лес. Через 300 м тропа по узкому скальному коридору спускается на берег реки на небольшую песчаную площадку, расположенную у окончании порога. Сам порог хорошо просматривается с тропы (фото 31).

Решаем, что порог в эту воду 4 к.с, и ,выполняя указания МКК ,по тропе ПБ обносим суда( фото 32). Осторожно! Здесь много клещей!!!

Сам порог можно разделить на 2 ступени.

Первая - река сужается до ширины около 50 м, с обоих берегов зажата скалами. Все русло перегораживает гряда камней через которую бьет сильный поток, образуя за ним мощную бочку. За грядой камней по центру, немного ближе к левому берегу, стоит скальный зуб.

За зубом - вторая ступень. Река немного расширяется, но по всему руслу в шахматном порядке расположен ряд больших бочек, заканчивающихся длинной большой бочкой через все русло реки. На выходе улов у правого берега.

Обнос порога достаточно прост, тропа проходит среди леса и приходится нести катамараны вертикально боком. Длина обноса около 300 м. Наибольшую сложность представляет спуск катамаранов по тропе среди скал на галечную отмель. Хороших мест для ночлега у порога "Шурик" нет. Через 300 м за порогом "Шурик" слияние р. Зун-Мурин и р.Ангул. На левом берегу р.Ангул, у слияния с Зун-Мурином- хорошее место для ночлега.Здесь новая табличка о границе Тункинского национального парка с запретом пребывания,конная тропа по ПБ р.Ангул.(см корректир)

Участок 4

Порог Шурик - посЗун-Мурино (конец сплава)

Препятствия № 98-99

Простые шиверы. Проходятся по основной струе без просмотра. За пр. № 99 ущелье заканчивается, долина расширяется.

Препятствия № 100-131

Несложные шиверы. Большое количество воды их бы упростило. Необходимая в малую и среднюю воду лавировка среди камней сейчас весьма актуальна(фото 33). Все препятствия практически слиты в одну длинную шиверу. Единственным ориентиром на этом участке служит правый приток р. Зун-Мурин - р. Зубногон. Постепенно долина реки сужается, уклон увеличивается. Река становится более мощная, много поворотов, на которых несложные но мощные прижимы к скалам(фото 34). Река представляет собой сплошную технически не сложную шиверу. Такой характер реки сохраняется до пр. № 131. Этот участок очень живописен, много скальных выходов вдоль берега. Мест для ночлега на этом участке достаточно много только до пр. 124. До этого препятствия характерным для этой реки является крутой скальный берег, напротив которого песчаный пляж с хорошим местом для ночлега. Оборудованных стоянок практически нет, т.к. после порога "Шурик" река заметно упрощается и группы этот участок проходят достаточно быстро, без остановок.Ночуем на песчаной отмели ЛБ перед прп № 125.Полно плавника,грибов(маслята),ягод (смородина).Ловится хариус ,песчаный пляж удобен для купания.

Препятствие № 132

Мощная шивера на левом повороте реки, расположена в скальном сужении. Эта шивера является началом ряда мощных шивер, расположенных на выходе из гор реки Зун-Мурин. В левой части шиверы слив со скальной плиты, в центре - гряда обливных камней. Чистый проход вдоль правого берега через валы высотой до 1,2 м. Проходим без просмотра, со взаимной страховкой. Пр. № 132 сразу переходит в пр.№ 133.

Препятствия № 133-137

Технически простые, но достаточно мощные короткие шиверы. Максимальное расстояние между шиверами не более 100 м. Линия движения простая - ближе к центру по основной струе, максимальная величина валов до 1,5 м.(фото 35).

Препятствия № 138 -150

Мощные шиверы длиной до 400 м. В большую воду прохождение их бы упростилось, т.к. камни в русле были бы залиты водой.В нашу воду -это сплошное маневрирование между камнями. После пр. № 138 долина становится достаточно широкой. Есть большая свобода для маневра. Высота валов в некоторых местах достигает 1,2-1.5 м, но при желании их легко можно обойти. Этот участок проходим без просмотра. Участок технически прост, но доставляет удовольствие от прохождения.(фото 36).Можно отметить длинную сложную шиверу №144 с валами и бочками до 1.2 м.(фото 37,38).Обогнавшая нас группа из Екатеринбурга планировала ночёвку в устье р.Тумусун,поэтому ночуем за прп №146 на ПБ.Сухостой поблизости.рыбалка на хариуса,много ягод,грибов,встречаются клещи.

За пр. № 150 правый приток р. Зун-Мурин - р. Тумусун, которая является хорошим ориентиром перед очень мощными шиверами, последними наиболее сложными препятствиями на реке.На ПБ за устьем-отличное место стоянки За р. Тумусун уклон заметно увеличивается, долина реки сужается.

Препятствия № 151-152

Можно считать разгонными шиверами перед пр. № 153. Они представляют собой мощные шиверы, длина которых вместе около 600 м. Вода достаточно высокая, камней в русле нет. Высота валов немногим более 1,5 м. На выходе из шиверы № 152 на правом повороте несильный прижим к скале левого берега. Проход по центру, валы высотой до 1,7 м. У правого берега на галечной отмели улов. Пр. № 152 и 153 разделяет немногим более 150 м быстротока.

Препятствия №153

Расположено на левом повороте реки. Правый берег скальный, почти отвесный. Вдоль левого - галечная отмель. Просмотр препятствия вдоль левого берега. Препятствие представляет собой левый дугообразный поворот, на всем протяжении которого мощнейший навал воды на скалу правого берега. Все русло перегораживают огромные косые валы высотой до 1,5 м. У левого берега высота валов до 1 м, но они все косые и разнонаправленные. Линия движения для прохождения шиверы была выбрана следующая: сходу по центру походным порядком без просмотра(фото 39,40). В большую воду здесь возможны валы и бочки до 2.5 м.

На нижней части р. Зун-Мурин после порога "Шурик" это самое сложное препятствие, а в большую воду это препятствие одно из самых сложных на реке пройденных нами. За пр. № 153 через 300 м правый поворот, за которым пр. № 154. Река заметно расширяется, уклон становится гораздо меньше.

Препятствия №154-163

Несложные шиверы. Скорость реки достаточно большая. Протоки между островами все судоходны. Можно идти любыми протоками. Река постепенно выходит из гор.По ПБ - грунтовая дорога(корр),места отдыха местных.

Достаточно много хороших мест для ночлега. Возможно окончание маршрута на левом берегу реки в 1,5 км выше моста в пос.Зун- Мурино на галечной отмели. Ширина галечной отмели около 70 м. За ней не густой хвойный лес, через который идет хорошая грунтовая дорога, идущая вдоль берега до шоссейной дороги. На берегу много ровных оборудованных площадок для ночлега. Если рассчитывать на отъезд в день окончания сплава, можно финишировать на 1500 м. ниже, на левом берегу, сразу за мостом, где к реке непосредственно подходит хорошая дорога и почти к воде может подъехать любой вид автотранспорта. или под мостом ПБ(фото 41)

Пройденное расстояние за водный участок маршрута: 136 км

Ходовое время: 21 ч 30 минут

6.3. Описание экскурсионной поездки на оз. Байкал

Цель поездки - ознакомление состава группы с оз.Байкал. Для этого был выбран район северо-западного побережья (Кругобайкальской ж/д). Побережье оз.Байкал в этом месте очень живописно, много красивых бухт, скальных выходов, распадков. Интересно ознакомиться с железнодорожными сооружениями Кругобайкальской ж/д (мостами, тоннелями, галереями, построенными по берегу Байкала в 1902-1904 гг.) На дороге 39 тоннелей, 12 мостов, 5 галерей. По Кругобайкальской дороге раз в сутки ходит проезд (отпр. из Слюдянки в 14.20 - местное время). Не успев на этот поезд, в 19.00 выехали на электричке Слюдянка- Иркутск до ост. Темная Падь (30 мин.). От этой станции можно выйти на берег Байкала в районе п.Ангасольский. Расстояние 6 км.

15.08. От станции Темная Падь идти 200 м назад вдоль ж/д почти до входа в тоннель. Затем тропа траверсирует склон распадка (Темная Падь), постепенно спускаясь на расстоянии 500 м (А=9Огр ). Далее крутой спуск в распадок -400м (А=32гр). По дну распадка ручей.

0.15 Перешли по деревянному мостику на ЛБ, там возможна стоянка. Далее хорошая тропа идет по Л Б ручья, иногда по камням (А=1О3гр).

0.45 Через 30 мин. движения пересекли по деревянному мостику левый приток.

0.55 Еще через 10 мин. тропа выводит на луг. Впереди виден ж/д мост через ручей ( у места впадения в Байкал). Тропа уходит левее к пос.Ангасольский. У первых домов поселка пост егеря. Отсюда начинается территория Прибайкальского Национального парка. Посещение парка платное.

П.Ангасольский - 5-10 домов на берегу Байкала, магазин. Выйдя к ж/д, пошли вдоль нее (А=72гр).

1.15 Через 300м слева от ж/д, небольшая площадка для стоянки. Спуск к воде крутой.

Пройденное расстояние 6 км.

Чистое время 1.15 Вдоль всего берега Байкала много хороших мест для стоянок. Лучшие из них расположены в распадках наиболее крупных речек, впадающих в озеро (Большая Крутая Губа, Шабартуй, Большая Половинная). Недостатки всех стоянок: трудности с дровами, они как правило, загрязнены, расположены не далее 50-100м от ж/дороги.

16.08 Днёвка.

17.08 - 21.08 С утра двигались вдоль ж/д в сторону порта Байкал, осматривая тоннели и любуясь изрезанной береговой линией оз.Байкал. Тропа идет вдоль ж/д, часто ее нет, и приходится идти по шпалам. Слева по ходу крутой, часто скальный коренной берег Байкала, справа озеро. Спуск к нему в большинстве мест тоже крутой. Много тоннелей диной от 50 м.

7. КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Лист 1, лист 2, лист 3, лист 4, лист 5, лист 6, лист 7

8. СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИАЛЬНОМ ОСНАЩЕНИИ ГРУППЫ

8.1. Список специального снаряжения

8.1.1. Средства сплава

  1. 4-местный катамаран "Тритон-пионер", грузоподъемностью 1,4 т - 2 шт.
  2. 2-местный катамаран "Тритон" с рамой, грузоподъемностью 350 кг - 1 шт

Каждый катамаран снабжен одним чальным концом, длиной до 10 м и упорами для канойной жесткой посадки.

Общий вес -всех средств сплава около 140 кг

8.1.2. Состав специального снаряжения

Общественное снаряжение:

  1. Весла для катамаранов - 12 шт
  2. Спасконец береговой - 1 шт
  3. Гидроупаковки общественные - 6 шт

Личное снаряжение:

  1. Спасжилет пенный фирма "Форпост" - 10 шт
  2. Шлемы хоккейные - 10 шт
  3. Гидроупаковки личные - 10 шт
  4. НАЗ - 10 шт

8.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНАРЯЖЕНИЮ

Наше снаряжение полностью отвечало походу 3-ей категории сложности по Забайкалью. На данной реке в общественное снаряжение необходимо включать рыболовные снасти, а также запас блесен и мушек на весь маршрут.

Из группового снаряжения были незаменимы общественный тент от дождя, противень для жарки рыбы, блинов, грибов. Желательна дополнительная варочная посуда.

Катамараны "Тритон" рекомендуем для сплава без пассажиров. Катамаран идет через валы. Так как температура воды в реке не выше 6-7 гр., желательно иметь экипажу как минимум неопреновые шорты и носки.

Из-за обилия прп и камней 2 запасных катамаранных весла на группу необходимы.

8.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОДУКТОВ

Список продуктов был типичным для похода 3-ей к.с.(водный по Забайкалью). В меню было включено: молочный завтрак, обед - суп, бутерброды; перекус - сладости, питье; ужин - мясной. Ягоды и грибовы в это время уже есть, поэтому приходиться рассчитывать на них и рыбную ловлю - необходимо взять с собой подсолнечное масло, фольгу. Калорийный запас продуктов можно увеличить, включив в рацион топленое масло, курагу, орехи, мед, шоколад. Благодаря конной заброске, раскладка может быть очень щедрой. Крупы пакуются в пластиковые бутылки. На первые пять дней маршрута можно смело брать хлеб - он не портится, на вторую половину - сухари из Москвы.

Для приготовления даров природы необходимо иметь запас специй, масла, чеснока и лука.

Раздел 8 выполнил Филимонов Саша.

9. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Хамар-Дабан - редкий район для водных маршрутов групп школьников

Идеальное время проведения похода - август, хотя в июле вода бывает гораздо выше.

Нитка маршрута включила многочисленные прп р.Зун-Мурин (155 прп), что позволило участникам набраться опыта прохождения различных прп 2 - 3 к.с. на К2 и К4.

При прохождении нашего маршрута необходимо планировать 2-3 дневки. Особенно хороши они на порогах Лук, К-2, прп №124.

Поход проходил в условиях сверхнизкой воды. В условиях высокой воды, на маршруте будут встречаться повсеместно препятствия с элементами 4 кс.

Нитка маршрута была выдержана полностью с небольшой корректировкой графика движения из-за договоренности с заброской на лошадях, а также необходимостью взаимодействия с параллельной группой Суворова А.В.

Погода для августа была сверхблагоприятной, но следует помнить о том, что в условиях дождей уровень воды в реке изменяется, как и характер препятствий.

Отношение бурят во время заброски снаряжения к нам нейтральное, но следует отметить их постоянную тягу к спиртному и куреву.

Интересными местами маршрута можно считать Иволгинский дацан, Энтографический музей, препятствия реки, озеро Байкал, частный музей минералов Жигалова, мосты и тоннели КБЖД.

Поход имел большое познавательное и воспитательное значение для участников на почве сплоченности группы в условиях прохождения насыщенного Забайкальского маршрута и преодоления различных водных препятствий, а также организации взаимостраховки.

Возраст и опыт участников полностью отвечал сложности похода

Трудности подъезда делают сплав по реке Зун-Мурин весьма редким у туристов.

Маршрут пройден полностью всеми судами и участниками.

Прохождение реки большими судами в малую воду требует большего маневрирования в условиях мелководья.

Поставленная цель похода - знакомство с прп. р.Зун-Мурин и ее неповторимой природой, повышение спортивного мастерства, а также знакомство с озером Байкал, КБЖД, была полностью выполнена.

Нитка маршрута достаточна насыщена и интересна - много красивых мест и разнообразных препятствий 2-3 КС. Очень эстетичны скальные хребты по маршруту, а также восходы и закаты на озере Байкал.

В нашу воду категория порога "Шурик" оценена нами как 4 кс. По указанию МКК, был выполнен обнос по ПБ.

Информацию о лучших местах стоянок на р.Зун-Мурин можно получить в разделе "Краеведение".

Необходимо отметить препятствия пор. Дуга, Трояк, Лаймуте, К-2, Лук, которые рекомендуется проходить после просмотра и при четкой организации страховки, а также выделим препятствия порогов №90 - 93, №137, 144, 153.

Маршрут в нашу воду не богат рыбой - хариуса и ленка было мало. Зато на всех стоянках достаточное количество ягод и грибов.

Особенностью данного маршрута является постепенность нарастания технической сложности прп.

Литература по краеведению и отчету

  1. География (справочник школьника) под ред. Майоровой Т.С., Москва, 1996
  2. М.И. Давыдова и др., Физическая география СССР (учебное пособие для пед. институтов), Москва, Просвещение, 1989 г.
  3. Н.А. Гвоздецкий и др., Горы из серии "природа мира", М.,
  4. Отчет библиотеки МГТК №5540
  5. Отчеты библиотеки МКК МосГорСЮТУР №903, №1386
  6. Энциклопедия туриста под ред. Е.И. Тамм, Москва, БРЭ, 1993 г.
  7. Ю. Ефремов "Природа моей страны"

Список используемой литературы (для краеведения)

  1. "Избранные труды", Г.Ц, Цыбиков АН СССР "Наука", Сибирское отделение, 1981
  2. " Малая история искусств и искусство стран дальнего востока", Виноградова
  3. НА., Николаева Москва "Искусство", 1979
  4. Буддизм, История и культура, Вертоградова В.В,, Исаева Н.В., Кулланда СВ.
  5. Москва, "Наука", 1989
  6. Буддизм, Словарь, Москва, "Республика", 1992
  7. Буддизм, Кочетов А. Н, Москва, "Наука", 1965
  8. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке. Лекция проф.
  9. Розберга, Петербург, 1919
  10. Буддизм и Россия, Сборник статей
  11. Некоторые вопросы научного атеизма. Сборник лекций.
  12. Ламаизм, Кочетов А.Н, Москва, "Наука", 1973
  13. Ламаизм и ранние формы религии, Жуковская Н.Л, "Наука", 1963
  14. Ламаизм в Бурятии 18 - начала 20 века, Новосибирск, 1990

Составил: Самуленков С.А.

10. КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

ТЕМА: УДОБНЫЕ МЕСТА СТОЯНОК НА РЕКЕ ЗУН-МУРИН

1. Вступление

Тема краеведческого задания выбрана нами не случайно. Готовясь к походу, мы собрали немало сведений о природе района, характере реки, о препятствиях, климате, флоре и фауне. Сведений же о местах стоянок было весьма мало. Знания удобных мест для постановки лагеря неотъемлемая часть успешного проведения водного похода. Здесь как ни в каком из видов путешествий важно планировать удобные места ночлега. Их комфорт и эстетика положительно влияют на настроение участников путешествия. И, наверно, то время, которое проводят участники на берегу реки после тяжелого ходового дня, позволяют им еще глубже понять всю красоту природы нашей Родины.

На сплаве по очень напряженному маршруту р.Зун-Мурин, необходимо четко планировать предстоящие ночевки. Из-за весьма трудоемкого дневного времени сплава необходимо владеть полной информацией о местах возможных стоянок. На практике известно, что лучшая стоянка всегда находится через 1 км после выбранной. Из-за отсутствия информации о ночлегах, группы иногда проходят сложные препятствия в вечернее время в условиях накопленной усталости. Чтобы этого не происходило, мы попробовали составить схему наиболее удобных мест ночлега и их краткие характеристики.

Рассматривая данную работу, необходимо помнить о том, что Зун-Мурин - достаточно редкая река не только для групп школьников в связи с трудностями заброски. Информации о реке и местах ночевок крайне мало.

Цель работы

Составление схем возможных мест стоянок и их краткий анализ для проведения безопасных водных путешествий другими группами.

Познавательная цель - исследование окружающего мира. Были рассмотрены различные (более 20) живописнейших мест в различных формах рельефа.

Воспитательная цель - на всех рассмотренных стоянках мы, по возможности, старались навести чистоту и порядок. Сжигали или убирали в ямы мусор. Приводили в порядок дерн. Мы решили эти "субботники" не снимать на фото, считая это показухой. Этим прививался участникам навык бережного отношения к природе, а также опыт грамотного захоронения отходов и постановка лагеря с наименьшими экологическими потерями.

Воспитательное значение имела также уборка территории на ЛБ перед пор.К-2 - традиционного места стоянки туристов.

2. Методика работы

Весьма проста. Участниками разведывались обнаруженные места стоянок, они наносились на схему, иногда фотографировались. Фотографии стоянок не могут быть выразительными из-за значительно занимаемой площади.

Обследование разведкой велось на 100 - 200 м по берегам и вглубь от мест постановки палаток.

Необходимо иметь ввиду, что многие пологие площадки, с воды кажущиеся удобными для стоянки, на самом деле кочковаты и заболочены, что характерно для верхнего участка реки. В иных же местах за прибрежными кустами открываются ровные пологие песчаные террасы на которых можно поставить десятки палаток. С воды же эти места не просматриваются.

Из-за специфики нашего похода - движение по маршруту в одном графике осуществляли две группы - нам каждый раз необходимо было найти удобное место для стоянки на 26 человек. Благодаря решению этой проблемы, последующие многочисленные группы могут уверенно использовать наш опыт.

3. Содержание работы

Содержанием работы можно считать изученные и разведанные стоянки и нанесение на карту.

Следует помнить, что наличие сведений о местах для ночевок благотворно влияет на настроение тур. группы. Благодаря сведениям, полученным из наших наблюдений, группы могут быть уверены в комфортности предстоящей ночевки, наличии ее места. Посещение описанных мест оставит след в душе каждого туриста, позволит ему полностью оценить красоты таежной Бурятии. Тем самым лучше познать природу нашей Родины.

4. Результат самостоятельной работы: п. 4.1, 4.2

При постановке лагеря следует помнить, что смена погоды здесь происходит достаточно быстро и групповые тенты, натянутые даже в хорошую погоду, могут оказаться полезными.

При установке лагеря вблизи воды и расположении судов, нужно учитывать, что после дождя уровень воды может быстро и существенно измениться.

Несмотря на плотный ходовой график, мы провели работу по разведке возможных мест стоянок.

Используя нашу информацию о местах возможных стоянок, следует помнить о том, что наш поход проходил в условиях сверхнизкой воды.

4.1. Перечень возможных стоянок, разведанных нами в процессе сплава по р. Зун-Мурин

  1. Ферма в 2-х км до Культбазы на ЛБ р.Тотхолта. Карта 2
  2. ЛБ р. Тотхолта в 3-х км перед пер Хамар-Худуй. Карта 3
  3. ЛБ в верховьях р.Худу. Карта 3
  4. ЛБ в устье р.Худу. Карта 3
  5. ЛБ за прп №13. Карта 4
  6. ЛБ за прп №14. Карта 4
  7. ЛБ в устье р. Б.Уругудей. Карта 4
  8. ПБ за прп №33. Карта 4
  9. ЛБ за прп №38. Карта 4
  10. ЛБ за прп №60. Карта 4
  11. ЛБ за прп №61. Карта 4
  12. ПБ за прп №71. Карта 5
  13. ЛБ в устье р.Хангарул. Карта 5
  14. ПБ в устье р. Ангуул. Карта 5
  15. ПБ в устье р. М. Зубногон. Карта 5
  16. ЛБ за прп. №124. Карта 5
  17. ПБ за прп. №146. Карта 5
  18. ПБ в устье р.Тумусун. карта 5.
  19. остров за ПБ №159. Карта 6

На всех перечисленных разведанных стоянках может без проблем расположиться группа на 5-6 3-х мест палаток. Для всех перечисленных мест возможной стоянки характерны:

  • простые подходы к воде
  • обилие дров и сухостоя преимущественно лиственница
  • неплохие возможности рыбной ловли
  • достаточно комфортное обустройство туристского бивака
  • хорошие возможности для сбора грибов и ягод

Как самые лучшие, можно отметить стоянку напротив устья р.Хангарул и стоянку перед пор.К-2. Прекрасные места, позволяющие полностью насладиться красотами Забайкалья.

1.2. Характеристика стоянок, непосредственно изученных нами в процессе организации биваков на р.Зун-Мурин

1. Ферма в 2-х км до Культбазы на ЛБ р.Тотхолта. Карта 2 (фото 1)

Пологие травянистые поляны, местами заболочено. Из дров поблизости лишь кустарник, но можно воспользоваться поленницами дров на ферме. Ночевать здесь стоит лишь в случае необходимости, т.к. местные буряты проявляют интерес к спиртному. Рядом с фермой чистый родник.

2. ЛБ р. Тотхолта в 3-х км перед пер Хамар-Худуй. Карта 3

Пологие площадки среди кустарника. Последнее удобное место перед перевалом. Возможность сбора сухих веток. Чистая вода реки. Ночевать здесь можно в случае необходимости или в непогоду.

3. ЛБ в верховьях р.Худу. Карта 3 (фото 2)

Ровные травянистые поляны возле зимовья. Сухостой - 600 м вверх по склону. Чистая вода реки. В случае необходимости 5-6 человек могут переночевать в двух домиках с печкой. Раньше здесь постоянно жили табунщики, сейчас лишь бывают охотники.

4. ЛБ в устье р.Худу. Карта 3 (фото 3)

Удобное место для стапеля. Ровные площадки под десять палаток. Есть строительный материал для рамы (лиственница). Много ягод, грибов. Рыбалки нет. В теплом домике зимовья могут переночевать 4-5 человека. Простые подходы к воде.

5. ЛБ за прп №13. Карта 4

На мшанике места для 4-5 палаток, много сухостоя, ягоды, грибы. Ловится хариус. Простые подходы к воде. Комары.

6. ЛБ за прп №14. Карта 4 (фото 4)

Несколько разбросанные до 10 пологих мест под палатки. Много плавника и сухостоя. Собираем подосиновики и моховики, голубику, ловим хариуса. Простые подходы к воде. Комары.

7. ЛБ в устье р. Б.Уругудей. Карта 4

Место для ночевки плохое. 2-3 места под палатки, костровище. Подходит тропа, посещается рыбаками. Дров много, возможна рыбалка.

8. ПБ за прп №33. Карта 4

Песчаная коса перед прижимом. Достаточно ровное место для лагеря. Дров достаточно, рыбалка, ягоды, грибы, вода из реки.

9. ЛБ за прп №38. Карта 4

Травянистый подол возле воды. Комаров достаточно. На крутом склоне возле берега смородина и моховики. Ловится мелкий хариус. Вода из реки.

10. ЛБ за прп №60. Карта 4 (фото 6)

Прекрасное место для стоянки, дневки. Каркас и каминка бани. Много мест под палатки на нижней и верхней террасах. Дрова поблизости. Отличная рыбалка. Много ягод и грибов.

11. ЛБ за прп №61. Карта 4

Если предыдущая стоянка занята, то это возможное место ночевки. Пологие места в брусничнике, рыбалка, ягоды, грибы.

12. ПБ за прп №71. Карта 5 (фото 7)

Отличное место для купания, бани. Песчаный пляж, выше него удобное место для лагеря. Много грибов и ягод, сухостой поблизости.

13. ЛБ в устье р.Хангарул. Карта 5 (фото 8)

Самое эстетичное место для лагеря на маршруте. Со скалы открывается вид на устье р.Хангарул, каньон прп № 94. Удобные места для постановки 15 палаток. Дрова в 400-х метрах вверх по склону. Хорошая рыбалка. Традиционное место остановки групп.

14. ПБ в устье р. Ангуул. Карта 5

Травянистые ровные площадки .Комары, грибы, малина. Дров море. Недостатки: следы медведя поблизости, сюда подходит конная тропа. Отсюда начинается Тункинский национальный парк.

15. ПБ в устье р. М. Зубногон. Карта 5 (фото 9,10)

Огромные травянистые поляны. Много белых и подберезовиков. На склоне смородина. Хорошая рыбалка. Сухостоя достаточно. Недостаток: хорошая охотничья тропа.

16. ЛБ за прп. №124. Карта 5 (фото 11, 12)

Одно из лучших мест для рыбалки. Огромное количество плавника. На склонах поблизости много грибов и смородины. На песчаных ровных площадках удобно поставить до 8 палаток.

17. ПБ за прп. №146. Карта 5 (фото 13, 14)

Мы знали о занятости ночевки №18, поэтому остановились на песчаных наклонных площадках. Много дров, ягод, грибов. Удачная рыбалка. Недостаток: в лесу обнаружились клещи.

18. ПБ в устье р.Тумусун. карта 5.

На ровной галечной косе возможно комфортное расположение группы. Одна из лучших стоянок на выходе с маршрута. Правда, сюда подходит охотничья тропа.

19. остров за ПБ №159. Карта 6

Здесь возможна стоянка при необходимости выброски с маршрута в первой половине дня. В этих местах берега посещаемы местными рыбаками и отдыхающими. На острове возможна относительно спокойная ночевка. Есть плавник и сухостой.

20. ЛБ за прп №47 Карта 4. (фото 5)

Пологий травянистый подол. Здесь возможно стоять в условиях низкой воды в реке. В паводок берег быстро затопляем. Есть возможность радиального выхода на хребет ПБ, откуда открывается прекрасный вид. Ягод, грибов и дров много, как и везде.

2. Особенности в краеведческой характеристике района

Особенностью данного района в высокую и среднюю воду может быть прекрасная рыбная ловля хариуса практически на всем протяжении реки. В нашу малую воду ловля была средней.

Следующей особенностью является ярко выраженный паводковый характер реки - в непогоду уровень воды быстро поднимается и затопляет прибрежные участки.

Недостатком этого района можно считать сравнительно однообразную флору - 95% деревьев составляют лиственницы.

Также недостатком сплава при сверхнизком уровне воды является наличие мошки и комаров на обычно затопляемых берегах реки - при установке лагеря у воды это следует учитывать.

Также стоит обратить внимание при личной экипировке на то, что вода в реке очень холодная - 6-8 гр.

На протяжении маршрута можно увидеть множество зверей и птиц; встретить лося, косулю; увидеть свежие следы медведя, росомахи, волка; поймать хариуса, ленка.

Неприятной особенностью данного района является наличие клещей, особенно в местах, где туристы еще не останавливались. Отметим ПБ за пор 97, ПБ за пор. 144, ПБ за пор.157. Требуется соблюдать меры безопасности.

3. Познавательное значение выполненной работы

Для участников разведка и описание мест стоянок на 170 км участке маршрута имело большое познавательное значение. Мы лучше узнали о природе Бурятии, ее растительности, животном мире, климате, а также о богатстве ее геологических ресурсов.

Необходимо отметить, что по данной реке крайне мало информации о маршрутах, о местах стоянок ее практически не было.

4. Использование на маршруте собранной информации

Собранная нами информация помогала группе при прохождении маршрута. Мы знали что ожидать, исходя из рельефа берегов. Благодаря изучению мест стоянок в первой трети похода, к его середине мы научились безошибочно и правильно выбирать места стоянок.

Для туристских групп, планирующих сплав по реке Зун-Мурин, собранный нами материал окажет неоценимую помощь для успешного и, главное, безопасного прохождения маршрута.

5. Выводы и рекомендации

Мы привели достаточное количество стоянок на реке Зун-Мурин. Рекомендуемых для групп самого разного количественного состава, имеющих самые разные суда. На перечисленных местах вы сможете установить палатки любых конструкций. Очищенные нами стоянки доставят последующим за нами группам большое удовольствие. В период середины лета многие перечисленные стоянки хорошо обдуваемы. Проблем с дровами практически не существует. Стоит только чуть отойти в глубь леса. Покидая стоянку, постарайтесь не оставлять после себя следов "некультурного человека". Если есть возможность, постарайтесь убрать чужой мусор.

Посещая зимовья, постарайтесь не брать отсюда продуктов и других предметов. Их использовать можно только в случае крайней необходимости. Охотники их доставляют сюда зимой, проходя на лыжах не одну сотню километров.

Для организации качественного ночлега или дневки, особенно рекомендуем следующие места стоянок: ЛБ за пор 60, ПБ за пор 71, ЛБ за пор 93, ПБ за пор. 103, ПБ за пор.149

Будем считать, что собранный нами материал поможет участникам походов по р. Зун-Мурин для грамотного прохождения маршрута.

Собранные нами сведения практически необходимы для безопасного прохождения маршрута.

Следуя нашим рекомендациям по экологически чистому проведению похода, группы сплавляющиеся по реке, получат столько же удовольствий от красот Бурятии, сколько и мы.

9. Список литературы

  1. Отчет о водном походе по р. Зун-Мурин группы из Санкт-Петербурга за 1999 г. Руководитель Юрин.
  2. Отчет о водном путешествии по р. Зун-Мурин группы туристов из г.Москвы за 1995 г. Руководитель Лурье В.А.
  3. Царенков В.С. Северобайкальское нагорье. ФИС 1969 г.
  4. Галактионов И.И. Бурятия. Москва, 1959 г.
  5. Голубчиков Ю.Н. География и природные ресурсы Сибири ,М 1983г
  6. Ендрихинский А.С. Климат Сибири и Забайкалья, Новосибирск, 1983г
  7. Райс Р. Основы геоморфологии, М, 1980г
  8. Шпалянская Н.А. Вечная мерзлота Забайкалья, М, 1978г
  9. Казанцев В.А. С любовью о рыбалке. М, Колосс, 1992г
  10. Лопатин Н.В. Записки рыболова. Минск, Урожай, 1980г
  11. Обручев В.А. Историко-геологическое исследование Сибири. М,1961г
  12. Отчет библиотеки МГЦТК № 5930 Руководитель Суворов А.В., 2002 г

Раздел 10 составил: Оранский Ярослав

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии

фото 0

фото 1

фото 2

фото 3

фото 4

фото 5

фото 6

фото 7

фото 8

фото 9

фото 10

фото 11

фото 12

фото 13

фото 14

фото 15

фото 15а

фото 16

фото 17

фото 18

фото 19

фото 20

фото 21

фото 22

фото 23

фото 24

фото 24а

фото 25

фото 26

фото 28

фото 29

фото 31

фото 32

фото 32а

фото 32б

фото 33

фото 34

фото 35

фото 35а

фото 36

фото 37

фото 38

фото 39

фото 40

фото 41




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100