Тип материала: Отчет Регион путешествия: Грузия
Год путешествия: 2007
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: VI

Дата: 28 апреля - 9 мая 2007 г.

Маршрутная книжка: № 1/4-602

Руководитель: Цветкова С.В. (Московская обл., г. Химки)

Справочные сведения о путешествии

1. Основная нитка маршрута Москва - Ереван - оз. Сагамо- сплав по р. Паравани до устья р. Баралети - сплав по р. Баралети- заезд вверх по р. Кура до Вардзиа- сплав по р. Кура до г. Боржоми - Ереван - Москва

2. Протяженность сплава -190 км. (Уровень воды - высокий)

3. Продолжительность: общая - 11 дней, активной части - 9 дней;

4. Тип судов: 2-х местный катамаран- 4 штуки; пластиковый каяк- 1 штука

5. Сроки проведения: с 28 апреля по 9 мая 2007.

6. Количество человек - 9;

7. Рассмотрение заявочных материалов произведено в МКК ФСТ ОТМ.

8. По заявочным материалам дано заключение маршрутно-квалификационной комиссии ФСТ ОТМ. Шифр: 177-00-66665555

1Цветкова Светлана Викторовна1961г. Москва, ЗАО АО «Кворум », Нач. управления маркетинга и рекламыРуководитель, кат–1, капитан
2Туморин Виктор Владимирович1967ИОФРАН, Вавилова 38, научный сотрудникКатамаран–4, матрос
3Горенбург Леонид Григорьевич1975ООО "Стратегика", консультантКатамаран–2, капитан
4Шетухин Андрей Владимирович1977ООО "нетБридж Сервисиз".Катамаран–2, матрос
5Шаров Сергей Борисович1972НПО ИТЭЛМАкаяк
6Аксенов Дмитрий Олегович1976ЗАО "Альтер–Лого 21" ведущий специалистКатамаран–3, матрос
7Кондратьев Владимир Александрович1970ОАО "Вымпелком", должн. – финансовый директор Центрального регионаКатамаран–3, капитан
8Медведев Петр Викторович1961Московский Физико– Технический институт, инженерРеммастер, кат–1, матрос
9Бохин Александр Анатольевич1971ИК Проспект, трейдерКатамаран–4, капитан

Сведения о судах и экипажах

1. Катамаран-1. Объем примерно 1400 литров. Длина 4,1м. Ширина 190 см. Рама дюралевая. Дно - из ТЕЗы. Экипаж: Цветкова Светлана и Медведев Петр.

2. Катамаран-2. "Гоша-2", производство "Рафтмастер". Экипаж: Шетухин Андрей и Горенбург Леонид.

3. Катамаран-3 "Тритон". Экипаж: Кондратьев Владимир и Аксенов Дмитрий

4. Катамаран-4 "Тритон". Экипаж: Бохин Александр и Туморин Виктор

5. Каяк пластиковый Necky Blunt. Шаров Сергей.

Организация путешествия

Прошлогодний очень удачный поход по Грузии (Цхенисцкали - Хеледула) оставил у нас самые наилучшие впечатления и, естественно, желание пройти еще что-нибудь столь же приятное. Мой выбор на этот раз остановился на р. Паравани, протекающей по территории Грузии на границе с Арменией. В советские времена эта река была в погранзоне, и немногим группам удавалось получить разрешение на ее посещение. Ходили туда группы из Прибалтики (следы их посещений остались в названиях порогов). В Московском городском турклубе есть два отчета одной и той же группы, которая 2 года подряд пыталась пройти эту реку. В первый год прохождение было совсем неудачным (их туда не пустили пограничники), а во второй ребятам удалось пройти до Ахалкалакского прорыва и пройти его сборным экипажем (№3998, рук. Борец Н.С., 1980г). Нижнюю часть Паравани проходил Сергей Лагода, но письменных свидетельств не оставил, только устные рассказы. Большое ему спасибо за помощь в подготовке к маршруту. Со времен начала перестройки реку не посещала ни одна туристская группа.

Я давно уже поняла для себя, что наибольшее удовольствие мне доставляет планирование новых маршрутов или давно забытых, по которым приходится идти в режиме первопрохождения. Очень интересно сравнивать ощущения - каким казался маршрут по той информации, что мне удалось собрать, и что там оказалось на самом деле. Всю зиму я пристально рассматривала снимки со спутника, изучала топографические карты, искала в Интернете информацию об этом районе и политической обстановке в Грузии, рассылала своей команде спутниковые картинки Паравани с нагромождениями камней, где должны быть сложные пороги, подогревая интерес к этому маршруту. К весне никто из моих ребят уже не сомневался, что нам нужно на Паравани.

Лоция Паравани, которой мы пытались руководствоваться, заканчивалась Ахалкалакским прорывом. Правда, выяснилось, что река сильно изменилась с тех времен, были построены многочисленные гидротехнические сооружения. Всю реку пришлось идти в режиме первопрохождения. Что представляет из себя нижняя часть Паравани, каков характер реки - было неизвестно. Руководствоваться мы могли только снимками со спутника (в какую воду были сделаны - непонятно). Снимки сделаны с очень хорошим разрешением, видны даже отдельные камни в реке и машины на дороге. По снимкам, естественно, судить о мощности препятствий было невозможно. (На самом деле, то, что мы увидели на нижней Паравани, превзошло по сложности все наши ожидания. Хотя все выглядело достаточно прозаично - большой уклон, невысокие осыпные берега, узкая река, хаотически разбросанные бочки и валы, особого слалома между камней не требуется. Только такой участок тянется 15 км практически без чалок и возможности поставить уверенную страховку. А жесткая вода, как выяснилось, не прощает ошибок.)

Мной были заранее, по спутниковым снимкам и топографической карте, присмотрены два притока Паравани и один приток Куры для возможного прохождения. Один из них, Баралети, оказался достаточно интересным для сплава. Его мы и прошли. При подготовке к походу я заявила эту возможность в маршрутной книжке.

Маршрут проходит по "Грузинской Армении". Население - в основном, армяне. В городе Ахалкалаки была Российская военная база. Ее недавно вывели. В прессе были публикации, что местные жители протестовали против вывода войск - с закрытием базы они теряли работу. К нам подходили несколько российских военных, которые еще по каким-то причинам не уехали. Отношение к нам местного населения было все время самым наилучшим, приветливым.

Район, в котором протекает река Паравани, отличается суровым климатом. Местные жители сказали нам, что это "Грузинская Сибирь". Сплав начинается от оз. Сагамо, расположенного на высоте 2000м. (Когда мы приехали, озеро было подо льдом). В начале мая очень холодно. По берегам - снег. Судя по отчетам группы Борца, два года подряд, когда они ходили на Паравани, у них шел снег. Снег шел и у нас.

Растительность по берегам встречается нечасто. В основном, безлесная местность. Поэтому мы заранее просили водителя купить для нас газовые баллоны. На них готовили. Рамы для катамаранов, естественно, везли с собой.

Совсем другой климат в районе Куры. Там начинается настоящая солнечная Грузия. Цветущие сады. Местное население выращивает виноград, делает вино.

Очень хотелось сходить в поход тем же составом, что был в прошлом весеннем походе. Но - увы - так почти не бывает. Новосибирцы с нами в этот раз не пошли, появился еще один московский экипаж наших друзей, которые уже с нами ходили.

При подготовке к походу выяснилось, что части народа нужно будет скорее вернуться в Москву, и они готовы пройти только Паравани, а на более слабую часть - сплав по Куре - они остаться не смогут.

Таким образом, на сплав по Куре, как и планировалось, и было указано в маршрутке, осталось 5 человек: Цветкова, Медведев, Туморин, Горенбург и Шетухин. Планировалось плыть на двух катамаранах - двойках с меняющимся пассажиром. После того, как у каяка после киля на Баралети загнулся и треснул носик, его хозяин, уезжая в Москву, оставил нам каяк покататься. Это позволило несколько усложнить и разнообразить наше путешествие по Куре. Леонид Горенбург прошел на нем некоторую часть маршрута.

Сплав по Куре планировался как отдыхательное мероприятие - река 4 к.с., я собиралась идти ее без просмотра. Воображение рисовало мне чудесную картину: струится речка, светит солнышко, по берегам цветут абрикосы, я лежу на баллоне и потягиваю из канистры чудесное грузинское вино… Так оно, вобщем-то и получилось, только еще по берегам возвышались полуразрушенные древние крепости, и местами можно было ходить на целебные источники, принимать ванны. Правда, в последние дни по Куре пошел явный паводок, что потребовало от пассажира нерасслабленного поведения.

Российские группы на Куре также давно не появлялись. По слухам, в последнее время для сплава по Куре приезжают туристы из разных стран. Местные турфирмы организуют рафтинг по этому прекрасному маршруту. Мы не встретили никого. Плыли по описанию из книги "Водные маршруты СССР. Азиатская часть".

С самого начала планировалось, что нас будет сопровождать машина, которая повезет наши вещи. Ее для нас организовала, как и в прошлом году, компания "Дила Плюс", (см. раздел "Транспортные возможности района").

Когда билеты уже были куплены и подготовка к походу находилась в самом разгаре, Равиль Айбатулин выразил желание пойти с нами параллельной группой. Он также давно присматривал этот маршрут, и мы с ним не раз его обсуждали. Мы скоординировали наши действия по подготовке, и на маршруте в сложных местах ставили совместную страховку, при необходимости помогали друг другу и постоянно обменивались информацией. Тем не менее, наши группы шли каждая в своем темпе, и ночевали рядом только на стапеле и в Вардзиа.

Практически везде на этом маршруте есть сотовая связь. Я связывалась по мобильному телефону с МКК, сообщала о нашем продвижении по маршруту, о том, что мы, как и планировалось при благоприятном раскладе, пошли на прохождение притока, и о том, что часть группы, как и было заявлено, уехала и оставила нам каяк.

График движения на маршруте

Дни путиУчасток маршрутаКмСпособ передвижения
1Москва – ЕреванСамолет
2Ереван – Богдановка – оз. Сагамо. Стапель.Самолет, машина
3Оз. Сагамо – дер. Хоренья22сплав
4Дер. Хоренья – Ахалкалакский прорыв14сплав
5От ГЭС в конце Ахалкалакского прорыва– до устья р. Баралети8сплав
6Заезд в верховья р. Баралети до пос. Орджа Сплав по р. Баралети до устья3Машина, сплав
7Переезд на р. Кура в Вардзиа.машина
8Отъезд части группы в Ереван. Сплав до стоянки – в 6 км ниже Хертвиши.25машина, сплав
9Сплав до пос. Минадзе58Сплав
10Экскурсия в Сафарский монастырь. Сплав до крепости на левом берегу (4 км ниже Двири)40машина, сплав
11Сплав до Боржоми, отъезд в Ереван20сплав, Машина
12Ереван– МоскваСамолет

Итого - активными способами передвижения (сплав) 190 км. (Часть группы прошла 47 км)

Транспортные возможности района. Получение визы. Подъезд и отъезд с маршрута.

В настоящее время попасть из Москвы в Грузию реальнее всего через Армению. Экзотические варианты вроде заброски из Москвы на автомобиле не рассматриваются - есть вероятность заплатить на погранпостах и постах ГАИ денег больше, чем стоит авиаперелет. Авиасообщение с Грузией так и не было возобновлено.

В Армению российские граждане въезжают без визы.

В настоящее время российских граждан пропускают через все грузинские погранпосты без проблем и, более того, на этих погранпостах можно получить визу (35 долларов). Визу также можно получить в посольстве Грузии в Москве (10 долларов) - это может сэкономить деньги и время на границе.

Для получения визы нужно:

1. Заполнить анкету (она плохонькая и кривенькая, но в консульстве такую дают), расписаться на ней.

2. Приклеить к ней любую свою фотографию

3. Взять свой загранпаспорт

4. Взять деньги

И отвезти все это добро в Грузинское консульство на Остоженку 26/1, м. Кропоткинская, (тел. 2031478, 6375993, дозвониться трудно).

Там на лестнице стоит большая очередь - в нее не надо становиться, а подняться нужно наверх и сдать документы в окошко, где принимают документы на визы (очередь стоит обычно в другие окошки, документы на визу можно сдать свободно). Если визу делают 10 дней, стоит это 10 баксов, если 2-3 дня, то 20 баксов. Документы на визу можно сдать только за себя (я уговорила взять еще на несколько человек, помахивая маршрутной книжкой и рассказывая, как мы классно будем плыть по Грузинским рекам).

На самом деле, документы на всю группу у одного человека возьмут, если принести письмо от организации, где написано, что такому-то доверяется получить визы на следующих сотрудников организации…

Ереван связан регулярным авиасообщением с различными городами мира, в том числе и с Москвой. Туда летают самолеты нескольких авиакомпаний. Нами была выбрана компания "Аэрофлот", у которой рейсы самые удобные. Однако на мое письмо с просьбой разрешить бесплатный провоз 40 кг багажа на человека, мне ответили отказом. Чтобы не платить большие деньги жадной авиакомпании, пришлось договариваться на стойке регистрации о скидках с сотрудниками аэропорта.

В аэропорту Еревана существует сбор за регистрацию. Не во всех авиакомпаниях этот сбор входит в стоимость обратного билета.

Все перемещения по Грузии и Армении для нас организовывала компания "Дила Плюс", находящаяся в Тбилиси. ("http://www.dilaplus.ge" rel="nofollow")

г. Тбилиси, 0108, ул. Ахвледиани 7 (бывшая Перовская). Тел: (+995 32) 454 244 Грузия, г. Тбилиси, 0160, ул. Шартава 18a. Мобильный: (+995 99) 540 079, (+995 99) 743 138 (англ. яз.) Эл. почта: info@dilaplus.gedilaplus@dilaplus.ge )

Сотрудники ее хорошо себя зарекомендовали в прошлом году, организовав транспорт для нашего похода по Цхенисцкали. В этом году нас возила все время одна и та же машина, микроавтобус с верхним багажником. (Группа Айбатулина заказывала машину там же). Она встретила нас в аэропорту в Ереване, возила наши вещи весь поход, отвезла в Ереван ребят, которые уезжали раньше, вернулась к нам и возила до конца похода. Затем отвезла нас в аэропорт в Ереван. Деньги мы заранее перевели на счет компании "Дила плюс". Сотрудники компании также поставили в известность местные власти о том, что мы собираемся посетить их территорию, и представители Грузинской полиции неоднократно приезжали к нам, интересовались, все ли у нас в порядке, оставляли номера телефонов для экстренной связи. На самом деле, очень приятно было чувствовать заботу местных властей.

От Еревана до границы с Грузией и далее вдоль Параван и Куры до Боржоми идет асфальтовая дорога, не везде хорошая, но проехать на микроавтобусе - без проблем.

Сплав по р. Паравани

Сплав начинается от оз. Сагамо (у нас оно было частично подо льдом) Фото 1.

Лоция, приведенная ниже взята (с поправками) из отчета №3998 (до Ахалкалакского порыва).

Участок до Ахалкалакского прорыва - шиверы-пороги 4-5 к.с. (наиболее сложные пороги отмечены в тексте лоции). Ахалкалакский порыв - несомненно, 6 к.с. Ниже Ахалкалакского прорыва, до начала мощных шивер нижней Паравани, можно выделить порог "Слив" - 6 к.с. Фоновый сплав - 5 к.с. Нужно быть внимательным - много гидротехнических сооружений и низеньких мостиков, поэтому реку нужно идти с частичным просмотром (от чалки до чалки).

1. Порог № 1 Расположен в 100 м от оз. Сагамо. Длина около 1,5 км. Порог имеет форму двойного зигзага и состоят из двух ступеней. Порог простой. Проходы видны с воды. Линия движения требует постоянного маневра. Фото 2.

2. Порог № 2 "Знайка" представляет собой сужение русла, резкий поворот вправо, а затем влево. Небольшие валы, в русле много камней.

3. Порог № 3 После № 2 небольшой быстроток и за правым поворотом порог " Зигзаг". Порог 2-х ступенчатый, длиной около 100 м. На входе подводная плита. На выходе - сужение и "зуб", который обходится слева.

4. Порог № 4 Расположен в 100 м после № 3. На входе в порог на правом берегу русло сухого ручья и красные камни. Порог начинается сужением русла и сливом 0,7 м. Затем остров, который обходится любой протокой. До № 5 около 200 м, быстротока с камнями.

Участок идем сходу, снег слепит глаза. Под снегом плыли примерно полчаса, руки совсем замерзли. Река имеет довольно забавный характер: на поворотах встречаются стенки из камней, перегораживающие почти всю реку. Фото 3.

5. Порог № 5 "Каунас". На правом берегу скалы с многочисленными дырами и нишами. На левом берегу крупнокаменистая осыпь. Длина порога около 100 м. В пороге много подводных и надводных камней, Перепад воды 3,5-4 м. Сливы шириной 3-4 м . Прошли сходу.

6. Порог № 6 Расположен через 300-400 м от № 5. Начинается двумя островками, затем мощный поток уходит под крутой левый берег. Камней в русле мало. Длина порога 300-350 м. Порог простой. До д. Арагял слабые шиверы.

7. Порог № 7 Расположен вод деревянным мостом в д .Арагял. За мостом через всю реку (наискось) - запруда из камней. В малую и среднюю воду суда приходится перетаскивать по камням. Катамараны обносили, каяк прошел в узкую дырочку.

8. Порог № 8 Расположен после короткого быстротока за № 7.Основная струя под правым берегом. За порогом низкий мост. (Обнос по левому берегу)

9. Порог № 9 Расположен в д. Ороджаралар. Под мостом шивера, переходящая в порог, который состоит из 2-х частей. После 1-й части необходимо пристать к левому или правому берегу для просмотра второй части. Длина второй части около 100 и. В пороге сливы, пенные ямы. В конце порога, на "зигзаге" - слалом среди мелкосидящих камней. 10. Порог № 10 "Лютик" Расположен за с. Каурне. В этом пороге - каменистый выступ, а с другого берега - пара крупных камней. Струя бьет в левый берег. Группа валов.

10.1. Простая шивера с грядой камней поперек реки. За шиверой плёс. Чалка лучше к левому берегу.

10.2. Короткий бурный порог на левом повороте с крупными глыбами в русле. За поворотом мощная струя уходит под левый берег, где можно зачалиться перед 10.3.

10.3. Третья ступень напоминает вторую, только поток более мощный, падение воды более крутое. Мощные валы и пенные ямы заканчиваются перед сужением, образованным бетонными обломками. Порог осматривали с правого берега. Снимали на фото. Порог проходили по очереди, страховали с воды (первый экипаж шел без старховки - здесь не сложно)

11. Порог №11 Начинается после короткого быстротока за № 10. На правом берегу заброшенный сад. Длина порога свыше 1 км. Проходили сходу

12. Порог № 12 Расположен после шиверы перед д. Джиграшен. Начинается грядой камней поперек раки. Затем большие камни образуют 1,5 м слив с пенной ямой. Проходили сходу.

13. Порог № 13 "Литва". Начинается за д. Хоренья. Это шивера средней мощности, с хаотически разбросанными камнями. Линия движения видна с воды. Заканчивается порог перед насосной станцией. (Фото 5-8) Зачаливаемся за входной шиверой, идем, смотрим порог. Ставили береговую страховку для первого экипажа, для следующих -страховка с воды. Мы с Петром не стали чалиться после 2-й ступени, прошли сходу 3-ю, перепрыгнув через груду камней слева.

14. Порог № 14 "Водозаборник". (5 к.с.) Возле насосной станции река, зажатая бетонными берегами, "падает" водопадным сливом высотой более 2 м. Из бетонных стенок торчит арматура. Володя с Митей прыгнули туда без просмотра, хотя знали, что впереди порог. Все остальные зачалились к правому берегу, но просмотреть оттуда слив - проблематично - правая протока мелкая. (Фото 9-10)

Мы с Петром переправились на левый берег, посмотрели. Все экипажи прошли без проблем, ближе к левому берегу. (Экипаж Равиля походил этот порог позже нас, его долго в бочке держало, но не кильнуло (Фото 11)).

15. Порог № 15 "Километровый". Начинается через 100-150 метров после "Водозаборника" разгонной шиверой. Порог длиной более километра состоит из 3-х ступеней. (Фото 12- 15)

15.1. Разгонная шивера постепенно переходит и порог с крутым падением и мощным потоком. Первая ступень заканчивается за правым поворотом.

15.2. "Калитка". Расположена на прямом участке реки. Мощный поток в центре ступени делится камнями на протоки. Наиболее мощная и широкая (около 3 м), расположенная ближе к правому берегу, через 10 м "наваливается" на большой обливной камень с "петухом" над ним.

15.3. Начинается перед правым поворотам. В центре русла - камни. Удобный проход под правым берегом.

До г. Ахалкалаки течение спокойное. Перед городом - два моста. За мостом река, обходя невысокую гору, уходит от города. Здесь начинаются самые сложные пороги верхнего участка р. Паравани. После 2-го моста зачалились к левому берегу.

16. "Ахалкалакский прорыв" (6 к.с.) (Фото 16 - 21) Перед каньоном спокойный плёс, подпор воды. Берега каньона высотой до 25-30 м. Внимание! Ахалкалакский прорыв полностью изменился! Здесь построены плотины, образовался очень сложный новый порог!

Новый порог образовался в 1995-м году в ходе строительства мини- ГЭС. Перед порогом нужно чалиться заранее. Есть подсос в трубу, через решетки.

16.1. Река перегорожена дамбой. Проход справа шириной метров 5. Заход вдоль правого берега. Правый берег- стенка неглубокого каньона. Два слива: первый слив- вода бьется в обливник, над которым стоит большой "петух". За петухом из воды торчит камень, на него валит вода с "петуха". Общий перепад входного участка - метров 15. Вид этого всего достаточно страшный. Струя делится на две части обливником в отношении 1:3. Меньшая часть струи уходит направо, большая - налево. Далее в левой струе: ступенька с бочкой внушительных размеров. Около обливника слив водопадного типа, далее - более простой. Слева много камней. Заходить в нашу воду можно единственным способом - между "петухом" и обливными камнями у левого берега. После этого большая часть струи смещается к левому берегу, там - бочка. При этом ближе к центру реки бочка мягкая и проносная.

После этого места струя движется вдоль левого берега, ряд валов, бочек и камней. Спасконцы ставили в конце этого участка. Два катамарана обнесли в конец порога. Страховку организовывали совместно с подошедшей группой Айбатулина. Поставили 4 морковки и 2-х человек на острове, в конце порога, перед низкой трубой над сужением водозаборника (это место нужно однозначно обносить), напротив здания электростанции. Остров каменный, предпочтительнее идти левой протокой - правая протока выводит прямо под низкую трубу над водозаборником. Порог проходили по очереди. Заходили ближе к правому берегу, затем угребались влево, проходя по краю "петуха". Далее катамараны месило в бочках. Все прошли благополучно. Наш экипаж с "петуха" сбросило на торчащий за ним камень, но мы съехали с него, не кильнулись. Каяк лег во второй бочке, но встал и финишировал нормально.

16.2. После слива 2-й плотины вода прорывается через хаотически разбросанные камни с общим свалом воды ближе к левому берегу.

После того, как вся вода собирается у левого берега, идет быстроток, прерываемый хаотическими валами и бочками. (Фото 22- 26) Правый берег- отвесная стенка с "карманами". Через 250м - с правого берега - скальный выступ. Основная масса воды от левого берега сваливается к правому берегу через гребенку камней, перед ней - бочка, которая всех тормозит. (Каяк проходил слева, катамараны - справа). За бочкой камень, а дальше - гряда камней, через которую проходит вся струя. Она сливается со струей, приходящей слева, далее - валы. Струя несется вдоль скалы, стоит отбойный вал. Далее - бочка через всю реку (тормозило всех). У левого берега бочка более жесткая, слив 1,5м. У правого берега слив более пологий. После бочки - валы, обливники с большими "подушками". Далее - быстроток. Страховку ставили с берега в середине и в конце участка. Шли по струе, лавируя между камнями. Уходили под правый берег, шли вдоль скалы по бочкам.

Слева - насосная станция (ГЭС), далее - низкий мостик (вдоль правого берега можно пройти). Катамараны на ночь оставили на ГЭС.

Порог заканчивается возле тополиной рощи на левом берегу. Здесь же рядом - футбольное поле.

Ниже ГЭС - низкий мостик. (Обнос.) Далее на реке нет никакой корреляции с лоцией, которой мы руководствовались. Привожу свое описание:

17. Порог. Горка с бочкой. Шли с ходу. Река делает правый поворот, течение спокойное до следующего моста.

Перед мостом - разбои. Река делится на протоки. Мост с арматурой. Левый проход загроможден арматурой, правый - чистый. Фотографировали. Фото 27.

Далее - плес, который заканчивается дамбой.

18. Порог "Дамба". (6.к.с.) Осмотр необходим! Мощный слив через гряду камней. Высота метра 3 (пологий) и загроможден камнями. Экипаж из команды Равиля вчера пошел в этот порог, налетел на камень в сливе и сломал поперечину. Мы порог обнесли. (Фото 28)

19. Мощная шивера длиной метров 200. Проходили сходу.

20. В пос. Хулгумо - электростанция и низкий пешеходный мостик. (Фото 29) Участок - мощная шивера с камнями. Перед мостиком можно с трудом зачалиться на шивере к правому берегу. Обнос всего участка (за мостик), шиверу шел только один экипаж. Страховали и ставили чальщиков - перед мостиком чалка проблематична, течение сильное. Катамаран, попавший под низкий мостик, прижмет к нему и перевернет или разломает. Из группы Равиля шиверу прошел тоже один экипаж.

21. Порог "Слив". (5 к.с.) Мост, под которым запруда из камней. Слив высотой примерно 1м, через всю реку, градусов под 45 к течению. Прыгали все, стараясь попасть в "язык", удачно. (Фото 30-32)

22. Метров через 100 - еще один мост. Шли в правый пролет. Под мостом - порог с валами и бочками. Шли тандемами. Часть народу просматривала. На левом берегу - развалины крепости. Город Ахалкалаки примерно здесь заканчивается.

Далее - прогонный участок. Шиверы. Река неширокая, по берегам - пирамидальные тополя. Очень похоже на автостраду.

Левый приток. После него - низкая труба (обносили). Над рекой - старый железнодорожный вагон! (Фото 33) Краями он стоит на берегах. Говорят, раньше там был ресторан.

23. Участок очень мощных шивер-порогов. (6 к.с.) Характер реки кардинально меняется - она имеет характер "трубы": узкая река шириной метров 10, хаотические валы, временами - бочки. Это порог, который тянется практически без плесов до устья реки Паравани. Валы большие. Чалились несколько раз, чтобы посмотреть, что там дальше, на реке, и перевести дух. Очень жестко, чалки затруднены. Уклон реки явно увеличился. Прошли километра 3, далее - порог. Про этот порог мы знали (он есть на снимках из космоса), зачалились заранее. Чалились к левому берегу, чалка жесткая.

24. Порог "Извращенец". (6 к.с.) (Фото 34 - 44) На входе в порог - большой камень, перегораживающий половину реки. Камень делит струю в соотношении 1/3 к 2/3. В левом проходе - на 3-5 метров ниже большого камня - полуобливной камень, в который бьет струя и уходит направо (частично переливается через скалу и частично уходит направо под углом 70 градусов к общему течению реки.)

Правый проход: чистый слив. Справа струя падает в восходящие струи, образованные объединением левой и правой струи. После подпора, образованного сливающимися струями, основная масса воды уходит налево, частично вода переливается через камни, образуется подпор; небольшая струя идет вдоль правого берега, большая струя - по центру реки. За камнем трек, образуемый левой струей, соединяется с отвалом, образуемым правой струей и, объединяясь, наваливается на камень, который находится ниже по течению, являясь стеной подпора. Навал частично переваливается через камень, но, в основном, обходит его с левой стороны. При этом образуется навал на левый берег. У правого берега проход запирает торчащая из воды скала.

Далее - шивера с чередой бочек и валов.

Здесь мы опять встретились с группой Равиля. Порог идти все боялись. Наконец, поставили страховку морковками с левого берега, обнесли на страховку катамараны.

Страховали - 2 ката снизу.

Проходили: Леня и Андрей - первыми. Заходили у правого берега, попадали в сбой струй, резко гребли налево, перпендикулярно берегу, и уходили в левую "дырку". Затем прошли каты из команды Айбатулина, наш каякер, потом еще один наш кат. Остальные обнесли. Проходили все одинаково, единственно возможным в нашу воду путем - заход у правого берега, резкий уход налево по пенному котлу из сбоя струй, перпендикулярно берегу, затем - проход слева в узкий слив. Каяк заходил по центру, кильнулся, в конце порога встал.

25. Участок очень мощных шивер-порогов. (6 к.с.) Дальше сплавились метров 200 до правого притока, Баралети. Та же картина - бочки + валы. Жесткие чалки. На этом участке мы с Петром порвали катамаран. (Фото 45-46)

В устье притока есть место для палаток, но не очень комфортно - рядом проходит дорога. (Фото 47)

Далее - сплошной порог без плесов и чалок. Месиво из валов и бочек. Тянется более километра, у форелевого хозяйства - небольшой кусок быстротока, метров 100 (с валами). Если человек попадет в воду - с большой вероятностью не выловишь. Очень опасно. Расход реки мы оценили кубов в 50-60. (Фото 48- 50)

Равиль пошел участок ниже, но далеко не ушел (метров 800-900). При прохождении этого участка один кат кильнулся. Он шел тандемом с Равилевым катом. Равиль контролировал положение перевернувшегося экипажа, но особо ничем помочь кильнувшимся не мог - шел рядом и боролся со стихией сам из последних сил. Ребята вылезли на кат, потом выбросились на камни. Еще один кат не смог зачалиться рядом со всеми, зачалился метров на 300 ниже.

Участок ниже устья р. Баралети наша команда не пошла, обвезла на машине. Причины: очень большой риск при прохождении. Холодная погода, шел снег. Участок до устья Паравани (километров 15) - сплошной порог 6 к.с. со значительным уклоном - хаотически разбросанные валы и бочки, обливные камни, практически без возможности зачалиться и страховать. На этом участке можно выделить, по крайней мере, два сильных препятствия с большими камнями - пороги, перед которыми нет чалок. Опыт параллельной группы, попытавшейся пройти этот участок, также повлиял на наше решение. (Фото 51- 56)

Рассказ Равиля находится по адресу "http://kat2.ru/trip/region/georgia/sketch/paravani/" rel="nofollow" и приведен в Приложении к отчету.

Сплав по р. Баралети (Первопрохождение)

Приток пройден по паводковой воде (шел дождь и снег). Вечером мы оценили его расход кубов в 10, утром расход стал раза в полтора больше. (Приток был присмотрен мною заранее, по карте и спутниковым снимкам). Приток пройден тремя катамаранами и каяком. (Аксенов и Бохин остались в лагере, катамараны были взяты только "Тритоны"). Катамараны на машине завезли наверх, в пос. Орджа (дорога идет в объезд) Сплав начали от моста в пос. Орджа. Выше моста, судя по снимкам из космоса, препятствий на реке нет.

Ниже моста - плес.

Шивера. Начинается метров через 200 после моста. Река узкая, много камней, но идти можно. Расход воды мы оценили кубов в 15. Шивера длится от моста до устья притока, перемежается порогами. (Фото 57-58)

Начало сплава - слалом по неширокой струе. Далее, в каньоне, мы выделили два порога:

Каньон. Примерно в 2 км от моста. Чалки перед ним есть. Осматривали с правого берега. В каньоне локальный порог 6 к.с.

Порог "Армянский".(6 к.с.) На заходе два камня делят поток на 3 струи. Правый - под отрицательной стенкой с боем в нее, средняя (слив высотой метра 2) и левая - примерно 0,7 м шириной. (Фото 59-66)

2/3 воды уходит в правую протоку под отрицательную стенку. В среднем сливе - вода с изгибом бьет в камень. Под сливом - зубья. На катамаране идти - очень проблематично, нужно прыгать по камням, воды мало. Катамараны этот порог обнесли по правому берегу. Встали на страховку каяка.

Каяк пошел в центральный проход. Кильнулся, встал.

Порог "Хеледульский". Прямая горка и мощный слив. Много камней. На правый камень - навал (полуобливной). Траектория движения - по струе. (Фото 67- 72)

Всех наносило на правый полуобливной камень. Нас с Петром раскрутило, прошлись кормой вперед по бочкам в конце порога. Страховали с правого берега.

Далее - участок крутопадающей шиверы с множеством камней и растущим посредине реки деревом. Катамараны проходили, садясь на камни. Мы с Петром, пройдя порог, не стали чалиться, а пошли до лагеря, зная, что дальше особо сложных участков нет. Нас еще раз посадило на камни, и мы чуть не задели дерево посреди реки. Доплыли до лагеря. Встали на береговую страховку. Каяк кильнулся на дереве, которое росло посреди реки. Сергей отстрелился от каяка. Вылез сам выше линии страховки. Каяк не поймали, он ушел в Паравани. Его выловили ребята из соседней группы километра через три. (Фото 73) Каяк засел на дерево, зацепился за сук, метрах в 20 от берега. У каяка загнулся и треснул носик.

Сплав по р. Кура

Описание взято из книги "Водные маршруты СССР. Азиатская часть" и отчета №3998. Верхний участок Куры- 4 к.с., ниже - проще.

Катамараны весь участок практически шли без просмотра. Смотрели только начальные пороги, да и то потому, что с нами был каяк, которому было необходимо их смотреть. На каяк у нас сел Леня, имевший до этого опыт сплава на каяке по препятствиям 3 к.с., но, как выяснилось в процессе сплава, не умеющий вставать.

Сплав по Куре удобно начать от поселка Вардзиа. Вардзиа знаменит уникальным пещерным городом, выдолбленным в XII - XIII вв. в отвесной скале левого берега реки. (Фото 74)

Наиболее сложны первые 16 км маршрута, от Вардзиа до поселка Хертвиши. Кура большей частью течет здесь в глубоких ущельях и каньонах, в русле масса крупных скальных обломков и камней; пороги, шиверы, прижимы сменяют друг друга почти непрерывно.

1. Первый порог (4 к.с.) расположен после каменистого острова ниже турбазы: на протяжении 500 - 600 м большое число камней и подводных плит со сливами. Прошли без проблем.

2. В 500 м - второй порог с пологим сливом у правого берега, за ним - несильный прижим. Прошли без проблем.

3. Через 2 км после второго порога река входит в узкий (не более 20 м), глубокий каньон с отвесными скальными стенками, загроможденный крупными глыбами. (Фото 75) Наиболее сложен выход из него, где камни перегораживают практически все русло. Разведка по шоссе правого берега. На заходе в этот порог каяк кильнулся на сбойке струй, каякер отстрелился, но вылез на берег вместе с каяком сам.

4. В 300 м ниже каньона - порог, который следует осмотреть. (Мы его смотрели и фотографировали, наши катамараны могли идти без просмотра - проходы широкие. ) (Фото 76-80)

Затем Кура успокаивается и через 700 м входит в следующую теснину - каньонообразный участок у Тмогви, носящий название этого села.

5. Скалы, сжимающие реку, представляют собой своеобразный вход в каньон, а 3 больших валуна делят его на более узкие проходы. Берега - крутые откосы и осыпи высотой 15 - 20 м. На всей 3-километровой длине, до моста через Куру, каньон "Тмогви" необходимо осмотреть перед прохождением. Каяк положило в небольшом сливчике с бочкой. Каякер отстрелился от каяка. Дальше его некоторое время месило в пороге. Катамараны бросились за ним. После одного слива Леня долго не показывался из воды, но, наконец, вынырнул. Катамараны в это время боролись с бочками в другой части порога и помочь особо не могли. Как только стало чуть поспокойнее, Леню вытащили на кат. Второй катамаран поплыл за каяком, долго его не мог зачалить - взяться не за что. Когда вода стала поспокойнее, каяк (он был полный воды) затолкали в улов к берегу.

6. В 200 м ниже моста еще один разрушенный мост через реку, за ним - порог, который преодолевается вдоль правого берега. Прошли без проблем.

7. Спокойный километровый участок после второго моста кончается сложным порогом "Источник" (назван по горячему минеральному источнику с ваннами на правом берегу). На правом берегу реки - разноцветные скалы, по которым стекает вода. Порог образуют несколько крупных подводных плит, косые 1,5-метровые валы в центре. Оканчивается он сливом через подводную плиту и мощным (до 2 м) бушующим валом. Прошли без проблем.

8. За "Источником" легко пристать к берегу, чтобы осмотреть очередной порог с сильным прижимом против двух зданий заводика по разливу минеральной воды на правом берегу реки. После короткого плеса Кура снова образует прижим к правому берегу со сливом и успокаивается. Отдельные камни в русле легко обойти. Других препятствий до Хертвиши нет. В Хертвиши - развалины крепости, построенной в Х - XIV вв. Лагерем встали километрах в 6 ниже Хертвиши, в цветущем саду. Цветут абрикосы и яблони. Очень красиво. (Фото 81)

7. Ниже устья правого притока - Паравани Кура становится шире, и на протяжении 5 км друг за другом следует ряд перекатов. Далее, до поселка Аспиндза, несколько прижимов с косыми отбойными валами, технически несложных порогов и шивер. В Аспиндзе - мощный навал воды на опоры моста.

8. За Аспиндзой можно плыть без разведки до подвесного моста через Куру, за ним, в 2 км ниже, - сложный порог, который тянется, 1 км и потому получил название "Километровый". Порог можно осматривать как левым, так и правым берегом.

Порог состоит из 3-х ступеней:

8.1. Русло делится на три протоки. Правая протока перекрыта завалом, левая и центральная проходимы. Линия движения простая.

8.2. Расположена после слияния проток, русло делится на две протоки. В правой - мощный поток о валами и пенными ямами. Левая более простая.

8.3. После слияния проток, река, собравшись в одно русло, образует мощный поток с валами. Проход по центру.

Каяк кильнулся в бочке, в начале километрового порога. Один катамаран, стоявший ниже порога на страховке, оперативно подошел к каяку. Выловили Леню, выловили каяк.

После порога, до селения Рустави, - прижимы, перекаты, валы. Ниже Рустави - остатки разрушенного подвесного моста. Далее, после нескольких несложных шивер, - поселок Минадзе. (Из поселка ездили на экскурсию в Сафарский монастырь. Фото 82)

На участке Минадзе - Ацкури река спокойна: несколько перекатов, многочисленные рукава, медленное течение.

9. После Ацкури Кура вступает в живописное Боржомское ущелье. Русло снова сужается, скорость течения возрастает, появляются шиверы, перекаты, отдельные камни в русле, остатки разрушенных мостов. За поселком Двири, примерно в 20 км от Ацкури, - плотина гидроэлектростанции, требующая обноса. Перед ней сильный подпор воды. У нас вода уже была паводковая, несло быстро, берег был сильно подтоплен. Чалились заранее - берега довольно крутые, боялись пропустить последнюю чалку. Ходили смотреть плотину по правому берегу. Можно обносить и по левому. Затем берега реки одеваются в бетон, и она течет через город-курорт Боржоми по-прежнему быстро, но спокойно.

Начался паводок. В Куре воды сильно прибавилось. Прогонные по описанию участки превратились в сильное течение с огромными валами. Река прет через деревья на берегу. Проблемы с чалками. В Боржоми еле зачалились - очень мощное течение, вода совсем коричневая. Вылезли через парапет на набережную, после моста, в небольшом лесочке у дороги разбирали катамараны. (Фото 83)

Особенности снаряжения

При подготовке к походу мы рассчитывали на то, что у нас будет все время машина сопровождения, которая повезет наши вещи. С собой на сплав мы брали только перекус (да и то не всегда, машина все время была рядом), аптечку и ремнабор. Продукты были закуплены на весь поход в Богдановке. У местного населения покупали вино и поросенка (на Куре) и форель (на Паравани). Рамы для катамаранов брали дюралевые, с лесом на маршруте проблема - в основном, сады, да и то уже на Куре. Река Паравани выше Ахалкалаки течет по безлесной местности. Для нас водитель заранее покупал газовые баллоны. С дровами на Паравани - проблема, но местами лес есть.

Рекомендуем брать с собой термосы (для перекуса). В нашей группе не было, были они в группе Айбатулина.

Также рекомендуем одеваться теплее - в мае очень холодно, часто идет снег.

Стоимость похода

Авиаперелет Москва- Ереван - Москва -11 420р на человека

Доплата за багаж при перелете из Москвы в Ереван 300 руб/чел

Машина сопровождения на весь маршрут и услуги компании "Дила плюс" - $1425 на группу в 9 человек.

Гостиница в г. Ахалкалаки 40$/чел (за 2 ночи)

Виза:

В Москве - 10$/чел

На границе- 35 $/чел

Остальные расходы (продукты и вино на весь поход, сауна, еда в ресторанах и т.д.) - примерно $150 на человека.

Выводы и рекомендации

Группа совершила сложный спортивный маршрут по Грузии, пройдя в одном регионе протяженный маршрут, находящийся в разных природных зонах. Нашей группой, в которой были четыре двухместных катамарана и пластиковый каяк, совершено первопрохождение притока Паравани - р. Баралети, первопрохождение нового Ахалкалакского прорыва (река кардинально изменилась, появился новый порог). Весь маршрут по р. Паравани был пройден в режиме первопрохождения, т.к. река, с тех пор, как там была последняя туристская группа, достаточно сильно изменилась. По моим сведениям, на пластиковом каяке до нас реку не проходил еще никто.

Сложность маршрута, его протяженность, качество препятствий, безусловно, соответствуют 6 к.с. - для тех, кто прошел весь маршрут. Для части группы, которая уехала после сплава по Паравани и не набрала достаточного километража, маршрут - элементы 6 к.с. Маршрут, несомненно, сложный и интересный.

Список пройденных группой определяющих препятствий (6 к.с.): Ахалкалакский прорыв, пороги р. Баралети, участок Нижней Паравани до устья р. Баралети.

Был сделан интереснейший первопроход р. Баралети. Это малорасходная крутопадающая река, с жестким слаломом, была пройдена катамаранами- двойками и каяком. Этот участок требует напряженной работы и далеко не безобиден, как показала авария каяка.

Верхняя часть р. Паравани идеальна для сплава на катамаранах- двойках, но возможен и сплав на "четверках". Это малорасходная река (начало сплава кубам по 20), но крутопадающая. Довольно жесткая вода. На месте Ахалкалакского прорыва образовался новый сложный порог, первопрохождение которого было успешно сделано. На верхней части р. Правани много техногенных препятствий - плотины, низкие мостики, торчащая арматура… Нужно быть предельно внимательным.

Нижний участок р. Паравани был пройден группой до устья притока Баралети. Оставшийся участок до устья Паравани группа обвезла на машине. Причины: очень большой риск при прохождении. Холодная погода, шел снег. Участок до устья Паравани (километров 15) - сплошной порог 6 к.с. со значительным уклоном - хаотически разбросанные валы и бочки, обливные камни, практически без возможности зачалиться и страховать. На этом участке можно выделить, по крайней мере, два сильных препятствия с большими камнями - два участка, проблематичных для прохождения вообще, и это пороги, перед которыми нет чалок. Опыт параллельной группы, попытавшейся пройти участок ниже устья Баралети, также повлиял на наше решение.

Обращаю внимание на то, что у всех ребят из нашей команды было уже по нескольку "шестерок", и ориентироваться на наш график и стиль прохождения реки стоит далеко не каждой группе. Опыт хождения по рекам типа Б.Лабы здесь явно не достаточен. Аналогов этому маршруту я не знаю. Верхнюю часть Паравани можно сравнить с Дзорагетом, а нижняя часть не похожа ни на что, виденное мной до сих пор.

Анализируя возможность прохождения этого участка, мы пришли к следующим выводам:

1. Его следует проходить на катамаранах- четверках. Хотя расход реки невелик, но катамараны-двойки не могут обеспечить тандемной страховки в данных условиях - экипажу все время приходится напряженно работать, чтобы самому избежать переворота, и оказать помощь потерпевшему аварию катамарану, плывущему рядом, реально невозможно. Больше шансов у "четверки", где хотя бы один гребец сможет отвлечься на спасработы.

2. Группе, собирающейся проходить нижнюю Паравани, следует осознавать, что это прохождение будет сходу, без уверенности в том, что катамаран зачалится в заранее намеченных местах - чалки очень сложны. Кроме того, нет чалок перед несколькими сложными проблемными порогами, выделяющимися из общего фона. В эти пороги, возможно, придется идти сходу, уже уставшими.

3. Организовать надежную страховку на нижней Паравани невозможно. Экипаж должен четко осознавать, что в случае аварийной ситуации можно рассчитывать только на себя. При этом надежда вылезти самостоятельно на берег достаточно призрачна.

4. Холодный климат добавляет сложности при прохождении. Мерзнут люди, стоящие на съемке и на страховке с берега спасконцами (если найдется место, где их поставить). Замерзают люди, сплавляющиеся по реке. В случае переворота время, которое человек может прожить в холодной воде, уменьшается по сравнению с аналогичной ситуацией в теплом климате.

5. В нашей группе высказывались два противоположных мнения:

- Лучше не ночевать в гостинице, чтобы организм адаптировался к холоду

- Необходимо ночевать в теплой гостинице, чтобы одевать гидрокостюм в тепле, ехать на реку, быстро проходить участок, и уезжать назад, в тепло. Только так возможно проходить "шестерочные" пороги при отрицательной температуре.

Судя по тому, что после первого дня сплава под снегом три человека из нашей группы реально заболевали (спасла сауна), первый подход годится далеко не всем.

6. Насчет наиболее удачного времени для сплава: нет сведений о расходе реки по месяцам. Возможно, в июне воды в Паравани будет уже недостаточно для сплава. Сток зарегулирован двумя озерами. Уезжая, 9 мая, мы ехали вдоль Паравани - было заметно, что воды прибавилось. Стояла солнечная погода и снег в верховьях реки интенсивно таял. Как сильно упадет уровень воды, когда растает весь снег, и к какому времени он весь стаивает - неизвестно. Выяснить у местных жителей это не удалось.

При прохождении маршрута мы уделяли очень большое внимание организации страховки - при необходимости, ставили береговую страховку (несколько спасконцов), "чальщиков", помогающих экипажу удержать катамаран при "жестких" чалках (нижняя часть Паравани). Машина, сопровождавшая нас, стояла на дороге наготове - ехать догонять, при необходимости, уплывшего человека или судно. При организации прохождения препятствий мы использовали рации, которые были у каждого экипажа.

Местное население очень дружелюбно. Туристы их давно не посещали, и наше появление вызывало живой интерес местных жителей. Мы постоянно чувствовали заботу и внимание местных властей и полиции. Разумно организовывать сопровождение машиной, предварительно договорившись об услугах с местными турфирмами.

В городе Ахалкалаки есть приличные гостиницы, рестораны, можно купить все необходимые продукты.

Мобильная связь есть практически везде, местные жители ходят с мобильными телефонами, все проблемы с транспортом возможно решить с турфирмой по телефону.

Все продукты легко купить в Ереване, по дороге из аэропорта в первом попавшемся супермаркете или на рынке. Продукты можно купить и в Ахалкалаки, и в Богдановке. У местных жителей можно купить форель в форелевом хозяйстве. На Куре можно купить поросят, предварительно попросив их приготовить, а также неплохое вино и чачу. Вином нас иногда бесплатно угощали местные жители.

На Куре есть многочисленные минеральные источники, которые стоит посетить. В Вардзиа - целый крытый большой бассейн с теплой минеральной водой, где мы неограниченно плескались сразу двумя группами. В Аспиндзе - ванны с минеральной водой, куда пускают за символическую плату. В Боржоми, к нашему удивлению, источники не работали.

Конечно, украшением маршрута служат многочисленные крепости, построенные и на Паравани, и на Куре, пещерный город в Вардзиа, Сафарский монастырь на Куре. Фото 84 - 87.

Сплав по Куре прекрасно дополняет маршрут, позволяет отдохнуть после напряженной работы на Паравани, согреться и расслабиться. Это несложный сплав (4 к.с.) по красивейшим местам, по гостеприимной прекрасной Грузии. Но нужно быть внимательным - при наступлении паводка река меняет характер, течет между деревьев, скорость течения увеличивается, появляются большие валы. Однако все препятствия читаются с воды.

Дневник похода

28 апреля, сб. Наш самолет улетает из Шереметьево-2 в 23-25. Встречаемся в аэропорту в 20-30. Нашим же рейсом летит группа Равиля Айбатулина и дружественные нам велосипедисты.

Расфасовываем наш багаж. Очень не хочется доплачивать. В результате перевес у нас 18 кг. Стоимость 1 кг - 7 евро. Сторговываемся с сотрудниками аэропорта, принимающими багаж, на 150 руб/кг, всего 2700 руб, т.е. с человека по 300 рублей.

Дальше - прогулка по дьюти-фри. Каждый купил то, что ему нравилось. В самолете пьем портвейн за взлет.

29 апреля, вс. Самолет прибыл в Ереван в 3-30 по местному времени (Москва+1час). Проходим паспортный контроль, получаем вещи. Нас встречает наш водитель. Группе Равиля замечательная компания "Аэрофлот" потеряла связку весел. Они остались разбираться, а мы уезжаем (Договорились с Равилем, что если весла не найдутся - поделимся запасными). Водитель ищет дорогу (он ведь из Грузии), группа Равиля нас догоняет. (Весла, к счастью, нашлись.) Из а/п Звартноц выехали в 4 утра по Московскому времени. К погранзаставе приехали к 8-20. Прохождение погранпоста и получение 4-х виз (у остальных визы были получены заранее) заняло около часа. Виза на границе стоит 38 долларов, в посольстве в Москве - 10 долларов.

Погранпост - это пара вагончиков. Все очень по-домашнему.

Вокруг голая местность, все в снегу.

В Богдановку приехали в 10-30. Большой поселок, есть ресторан. Он был закрыт, но ради нас его открыли, и нас покормили. Вино в магазине, как мы установили, плохого качества. Шашлык, овощи и сыр - очень вкусно. Закупили продукты.

Группа Равиля остается закупать продукты в Богдановке, а мы едем на озеро Сагамо. Вокруг озера - снег, по снегу прыгают ошалелые лягушки.

Еле-еле нашли сухой пятачок, чтобы поставить палатки, на высокой полке над озером. Строим каты, звоним Равилю, чтобы он подъезжал к нам. Они становятся лагерем неподалеку. Машины стоят чуть поодаль - к лагерю не подъехать, канава.

Светит яркое солнце. Начинает идти дождь, но ненадолго. Дует сильный ветер.

К 18 часам у нас каты уже построены.

С дровами не очень хорошо, но растет много сосен, находим сухие ветки. Сильный ветер не прекращается.

Вечером разводим большой костер. (Готовили мы на газовой грелке, которую заранее заказали шоферу). Согреваемся изнутри. Приезжает местная полиция, очень любезные люди. Их предупреждали заранее о нашем приезде, и они приехали проверить - все ли у нас в порядке.

30 апреля, пн. Просыпаемся с утра пораньше от жизнерадостных воплей наших соседей. Они пришли готовить на нашем костре. Наши дежурные встают в 7, завтрак - в 8.

Начинается метель. Мы в ужасе. (Добро пожаловать в солнечную Грузию!) Тем не менее, глядя на энтузиаста - Равиля, собираемся, тащим каты по снежному склону к реке. Группа Равиля уже спустила каты на воду ниже кромки льда (озеро Сагамо подо льдом) и ушла вперед. Его пример вдохновляет.

Выходим. Метель слепит глаза, очень мерзнут руки. Первые метров 100 - плес, дальше начинаются шиверы. Идем сходу, снег слепит глаза. Под снегом плыли примерно полчаса, руки совсем замерзли. Река имеет довольно забавный характер: на поворотах встречаются стенки из камней, перегораживающие почти всю реку.

Порог №5 "Каунас" прошли без просмотра.

В деревне Арагал - запруда из камней. Мы все обнесли, каяк прошел в узкую дырочку. Видимо, первопроход!

Микроавтобус ждет нас на мостике в деревне. Осматриваем порог №10 "Лютик". Мы его сняли на фото. В этом пороге - каменистый выступ, а с другого берега- пара крупных камней. Струя бьет в левый берег. Группа валов. Порог мы проходили по очереди. В конце дня опять пошел снег. Подул сильный встречный ветер. Катамараны сносит назад - начался плесовый участок. В дер. Хоренья наши две группы ждали микроавтобусы. Плыть дальше уже невозможно. Заканчиваем сплав. Катамараны оставляем у местных жителей. Только коньяк и спасает… Кругом голая местность, без леса. Приготовить еду мы сможем на газе, а вот согреться….

Решаем ехать в Ахалкалаки, искать гостиницу.

В первой гостинице очень холодно и неуютно, печки "буржуйки" в комнатах.

Ищем другую. Нашли. Там очень прилично и даже есть сауна. Берем три 3-х местных номера. Равиль с командой селится в 8-местном.

Вечером едем в ресторан "Форель". Потом идем в баню. Это нас и спасло. 3 человека конкретно жаловались на простуду. Витя комментировал, что не любит смешивать зимние и водные виды спорта.

После сауны те, кто еще может, поют песни.

1 мая, Вт. Дежурные встают в 7 часов. Еду готовили на кухне в гостинице. Айбатулинцы уже там, еще раньше нас встали, тоже готовят еду.

Наша группа решила остаться в гостинице еще и на следующую ночь - сильных улучшений в погоде не наблюдается.

Завтракаем в 8, в 10 приезжаем к нашим катамаранам.

За деревней Хоренья - порог "Литва". Зачаливаемся за входной шиверой, идем, смотрим порог. Это шивера средней мощности, с хаотически разбросанными камнями. Линия движения видна с воды. Ставили береговую страховку. Мы с Петром не зачалились после 2-й ступнени, прошли сходу 3-ю, без просмотра, перепрыгнув через груду камней слева.

Далее порог "Водозаборник". Володя с Митей прыгнули туда без просмотра. Их комментарии "Ехали, ехали, крикнули по рации, что порог, обо…сь и прыгнули. Бочка справа была держащая." Все остальные зачалились к правому берегу, но просмотреть оттуда слив - проблематично - правая протока мелкая.

Мы с Петром переправились на левый берег, посмотрели. Все экипажи прошли без проблем, ближе к левому берегу. (Экипаж Равиля походил этот порог позже нас, его сильно в бочка расколбасило, но не кильнуло).

Дальше - порог "Километровый", №15. Участок до него прошли сходу. Зачалились для просмотра. Ступень "Калитка" самая сложная. Заходная шивера длинная, несколько камней, ближе к правому берегу. Проход между камнями. Над камнем стоит "петух", прыгали мимо него. Далее - быстроток с наличием камней и валов, река делает правый поворот - за ним валы, бочки. Это выходной участок. Чалились к левому берегу.

Далее - спокойный участок. Прошли под двумя мостами. После 2-го моста зачалились, позвонили шоферу. Перекусили. Далее - подпор воды и новый порог! Его я видела на снимках из космоса, и никак не могла привязать к лоции, думала, что это, возможно, "Водозаборник", который сильно изменился.

Новый порог образовался в 1995-м году в ходе строительства мини- ГЭС. Хозяин плотины подъехал к нам на серебристом "Мерседесе".

Перед порогом нужно чалиться заранее. Есть подсос в трубу, через решетки.

Река перегорожена дамбой. Проход справа шириной метров 5. Заход вдоль правого берега. Два слива: первый слив- вода бьется в обливник, над которым стоит большой "петух". Общий перепад входного участка - метров 15. Вид этого всего достаточно страшный. Спасконцы ставили в конце этого участка. Два катамарана обнесли в конец порога. Страховку организовывали совместно с подошедшей группой Айбатулина. По очереди проходили этот порог. Мы с Петром вылетели на камень, но не кильнулись. Остальные прошли чуть чище.

Далее - низкий мостик, за ним - слив и еще - слив 3,5 - 4м. Но этот участок не идется из-за низкой трубы на заходе. С левой стороны струя заканчивается подпором плотины 2-го водозаборника с решетками. После слива 2-й плотины вода прорывается через хаотически разбросанные камни с общим свалом воды ближе к левому берегу.

После того, как вся вода собирается у левого берега, идет быстроток, прерываемый хаотическими валами и бочками. Через 250м - с правого берега - скальный выступ. Там и начинается вся жопа. Основная масса воды от левого берега сваливается к правому берегу через гребенку камней, перед ней - бочка, которая всех тормозит (Шаров канализировал слева). За бочкой камень, а дальше - гряда камней, через которую проходит вся струя. Она сливается со струей, приходящей слева, валы. Струя несется вдоль скалы, стоит отбойный вал. Далее - бочка через всю реку (тормозило всех). У левого берега бочка более жесткая, слив 1,5м. У правого берега слив более пологий. После бочки - валы, обливники с большими "подушками". Далее - быстроток.

Слева - насосная станция (ГЭС), далее - низкий мостик (вдоль правого берега можно пройти). Каты оставили на ГЭС. Уехали в гостиницу. Около ГЭС - футбольное поле.

Ужинали в ресторане. Вечером - баня.

2 мая, ср. Завтракаем, собираемся. В 10 утра выплываем. Ниже ГЭС - низкий мостик, обносим его. Далее - горка с бочкой. Шли с ходу. Река делает правый поворот, течение спокойное до следующего моста. Перед мостом - разбои. Река делится на протоки. Мост с арматурой. Левый проход загроможден арматурой, правый - чистый. Фотографировали. Далее - плес, который заканчивается дамбой. Мощный слив через гряду камней. Высота метра 3 (пологий) и загроможден камнями. Экипаж из команды Равиля вчера пошел в этот порог, налетел на камень в сливе и сломал поперечину. Далее - мощная шивера длиной метров 200. В пос. Хулгумо- электростанция и низкий пешеходный мостик. Обнос всего участка за мостик. Перед мостиком можно зачалиться на шивере к правому берегу. Шел один экипаж. Страховали и ставили чальщиков. Из группы Равиля прошел тоже один экипаж.

Далее шивера продолжается еще метров 150-200. Река делает правый поворот, удобные чалки по обоим берегам. Далее - мост, под которым запруда из камней. Слив примерно 1м, через всю реку, градусов под 45 к течению. Прыгали все, удачно.

Далее - прогонный участок. Шиверы. Река неширокая, по берегам - тополя. Очень похоже на автостраду.

Левый приток. После него - низкая труба (обносили). Над рекой - старый железнодорожный вагон! Краями он стоит на берегах. Говорят, раньше там был ресторан.

Дальше река имеет характер "трубы": узкая река шириной метров 10, хаотические валы, временами - бочки. Валы большие. Чалились несколько раз, чтобы посмотреть, что там дальше, на реке, и перевести дух. Очень жестко, чалки затруднены. Уклон реки явно увеличился. Прошли километра 3, далее - порог. Про этот порог мы знали (он есть на снимках из космоса), зачалились заранее. Чалились к левому берегу, чалка жесткая.

Так как лоция, по которой мы шли, закончилась на Ахалкалакском прорыве, у меня нет сведений, кто и когда проходил этот порог (наверное, Лагода, но он ничего не записывал), то мы взяли на себя смелость назвать этот порог: "Извращенец". Порог впечатляет.

Страховали - 2 ката снизу.

Дальше сплавились метров 200 до правого притока. Та же картина - бочки + валы. Жесткие чалки.

Приток вполне сплавной - кубов 10, большой уклон.

Решаем здесь ночевать. В устье притока есть место для палаток, но не очень комфортно - рядом проходит дорога. Идем смотреть место ниже. Ужас. Сплошной порог без плесов и чалок. Месиво из валов и бочек. Тянется более километра, у форелевого хозяйства - небольшой кусок быстротока, метров 100 (с валами). Если человек попадет в воду - фиг выловишь. Очень опасно.

Равиль пошел участок ниже, но далеко не ушел (метров 700). Один кат у него смог зачалиться только у форелевого хозяйства, а остальные - чуть выше. При прохождении этого участка один кат кильнулся. Он шел тандемом с Равилевым катом. Равиль особо ничем помочь кильнувшимся не мог - его кат шел рядом, боролся сам. Ребята вылезли на кат, потом выбросились на камни.

Еще один кат не смог зачалиться рядом со всеми, зачалился метров на 300 ниже. Ходим вдоль реки, обсуждаем, как все это идти. Страховка практически невозможна. Решаем отложить решение на завтра.

Равиль тоже сегодня дальше не идет, ночуют они у форелевого хозяйства на правом берегу (оно чуть ниже форелевого хозяйства на левом берегу).

Выяснилось, что мы с Петром сильно порвали кат. То есть обсуждения - идти или не идти сегодня были беспочвенны - все равно идти бы не смогли. Вечером клеимся.

Ребята съездили в форелевое хозяйство, привезли форели. Варим уху. Очень вкусно. Льет проливной дождь.

Реально боюсь идти ниже без страховки, как ее делать - не понимаю.

3 мая, чт. С утра отвратительнейшая погода. Желающих лезть в Паравани не находится. Идет дождь, вода в притоке Баралети, в устье которого мы стоим, поднялась. (Приток был присмотрен мною заранее, по карте и спутниковым снимкам). Решаем пойти этот приток тремя катамаранами и каяком. Нам с Петром дают "Тритон", наш большой кат остается в лагере с Шурой и Митей. Грузим каты на машину и едем в Орджа. Вокруг нас собирается вся деревня - туристов они никогда раньше не видели. Идет снег. Садимся на каты и отплываем от моста. Сначала - плес. Потом, метров через 200, начинается шивера. Река узкая, много камней, но идти можно. Расход воды мы оценили кубов в 15. Шивера длится от моста до устья притока, перемежается порогами.

На верхнем участке уклон небольшой, на нижнем - гораздо круче.

Начало сплава - слалом по неширокой струе. Далее мы выделили два порога:

Каньон. Примерно в 1 км от моста. Чалки перед ним есть. Осматривали с правого берега. В каньоне локальный порог 6 к.с. На катамаране идти - очень проблематично, нужно прыгать по камням, воды мало.

Каяк пошел в центральный проход. Кильнулся, встал. Далее следуют обливные и полуобливные камни на проносном участке с большим уклоном. В конце участка - каменные ворота, после них - обливник, загораживающий почти всю реку. Справа можно просочиться.

Метров через 100 от камня - порог "Хеледульский" (Назвали так по воспоминаниям прошлого года, когда проходили пороги такого типа на притоке Цхенисцкали). Много камней, прямая горка и мощный слив. Много камней. На правый камень - навал (полуобливной). Траектория движения - по струе.

Далее - участок крутопадающей шиверы с множеством камней и растущим посредине реки деревом. Мы с Петром, пройдя порог, не зачалились, а пошли до лагеря (метров 500), зная, что там особо сложных участков нет. Нас еще раз посадило на камни, и мы чуть не задели дерево посреди реки. Несет с неслабой скоростью. Доплыли до лагеря. Встали на береговую страховку. Шаров кильнулся на дереве, которое росло посреди реки. Отстрелился от каяка. Вылез сам выше линии страховки. Каяк не поймали, он ушел в Паравани. Кричу Лене (он был около машины). Леня с шоферем поехали ловить каяк. Доехали они до группы Равиля - ребята как раз собирались отплывать. Двумя экипажами стали этот каяк ловить. Ниже - порог. До порога выловить не смогли, каты зачалились, каяк ушел в порог, прошел его и доплыл до маленького быстротока, километра 3 ниже порога. Там стояли два обвезенных для страховки Равилевых ката. Каяк засел на дерево, зацепился за сук, метрах в 20 от берега. Экипажи, стоявшие на страховке достали наш каяк. Они минут 15 пытались зацепить за него морковку. Наконец, зацепили и сдернули. Каяк потом погрузили в машину и привезли в лагерь. У каяка загнулся и треснул носик. Насчет прохождения каякером низа Паравани все стало ясно.

Группа Равиля, достав каяк, попросила наших ребят поснимать их прохождение. Катамараны, зачалившиеся перед порогом, обнесли его. Пошли проходить участок ниже. Катамаран Равиля кильнулся метров через 150, наехав на обливнй камень, с которого высоко было падать (примерно 1м) недалеко от берега. Экипаж вылез на перевернутый кат, пошл вниз. Брошенные спасконцы не поймали. Ниже, метрах в 100, стоял еще один человек со спасконцом. Его поймал Равиль, дал ее Кириллу, тот не успел его прочно замотать. Кирилла сдернуло спасконцом, прибило к берегу, начало полоскать на струе. Кирилл подтянулся по веревке и вылез на берег. (Видимо, жить очень хотелось…) Равиль продолжал сплав на перевернутом кате один.

Леня, который вскочил в нашу машину и поехал вперед, метров через 300 попытался выловить его, не удалось. Равиль поплыл дальше, проплыл еще метров 300. В русле - каменистая отмель с крупными камнями, на которые катамаран и вынесло. Откуда их и вытащили на берег. Очень поучительная история.

Ребята с каяком вернулись в лагерь. Очень холодно.

Андрей утверждает, что так, как сегодня, он не мерз никогда в жизни. Его знобит, он заболел. Уходит болеть в палатку (предварительно полечившись).

Обсуждаем. Решение: если завтра к 9 утра не будет желающих проходить Паравани (с внятной концепцией страховки) - уезжаем на Куру в Вардзиа.

Вечером опять едим уху из форели.

4 мая, пт С утра так же мерзко и холодно. Лед в кружках. Андрей с омерзением стряхивает лед с гидроносков и объясняет, где он видел прохождение "шестерок" в обледенелой гидре. Энтузиазм на нуле.

Собираемся, грузим каты на машину. Едем в Вардзиа. Проезжаем мимо группы Равиля. Они собираются сегодня еще пройти. Энтузиазм после вчерашних приключений в их группе тоже далеко не у всех.

Начинает светить солнышко. В моей группе появляются энтузиасты - но уже поздно. Мы уже уехали (может, это и к лучшему?)

Вардзиа - пещерный город. Идем на экскурсию. По 15 лари + 17 лари на всех - экскурсовод. В конце экскурсии пошел дождь. Лагерем встали около бассейна на правом берегу. Бассейн с минеральной водой, температура 38 градусов. Греемся. Классно!

Народ едет смотреть на присмотренный мной заранее по карте приток Куры- Уравели- на предмет - можно ли его пройти. Покупаем барана.

Приток оказался для сплава малопригоден. Т.е. проходим, но неинтересен - сплошные шиверы. Народ возвращается.

Приезжает группа Равиля - они прошли за день километра 3, дальше плыть не захотели.

Вечером едим барана, пьем вино в больших количествах. Двумя группами залезли в бассейн и плещемся там.

5 мая, сб C утра четверо моих ребят решают уезжать. По плану, они должны уезжать завтра, но наши бизнесмены торопятся к своей работе. Раз уж не пошли низ Паравани… Лене оставляют каяк. Его немножко заклеили.

Выходим в час дня. Вещи везем на катах. Леня плывет на каяке. Первый раз кильнулся он в бочке перед порогом с камнем, отстрелился, вылез сам. Смотрим порог с большим камнем. Леня прошел его хорошо. У катов просто нет проблем - участок 4-5 к.с., можно не смотреть. Продолжаем сплав, прошли один порожек без просмотра (каяк прошел нормально). Затем был небольшой сливчик с бочкой. Леню развернуло кормой, положило. Леня, естественно, отстрелился от каяка. Дальше его некоторое время месило в пороге. Катамараны бросились за ним. После одного слива Леня долго не показывался из воды, но, наконец, вынырнул. Катамараны в это время боролись с бочками в другой части порога и помочь особо не могли. Как только стало чуть поспокойнее, Леню вытащили на кат. Второй катамаран поплыл за каяком, долго его не мог зачалить. Когда вода стала поспокойнее, каяк (он был полный воды) затолкали в улов к берегу. Дальше каяк погрузили на кат. Я села пассажиром, уступив место дрожащему Лене. Кажется, на него нашло просветление - он понял, что не умеючи вставать, на каяк в пороги садиться нечего. И еще - что каякерский спасжилет вовсе не предназначен для автономного плавания по бурной воде. Поплыли дальше.

В Хертвиши, выйдя на берег, встретили Равиля с компанией - они ехали в Ереван на самолет. В магазинчике купили вина. На реке - шиверы. Плыть пассажиром стало сильно веселее. Еще в Москве, когда я планировала этот поход и поняла, что по Куре мы поплывем впятером, воображение рисовало мне эту чудесную картину: струится речка, светит солнышко, по берегам цветут абрикосы, я лежу на баллоне и потягиваю из канистры чудесное грузинское вино… Нереализованные желания вредны, а реализованные - очень полезны. Обычно никто не хочет плыть пассажиром, а тут намечалась даже некоторая борьба за это место.

Лагерем встали километрах в 6 ниже Хертвиши, в цветущем саду. Цветут абрикосы и яблони. Очень красиво. Классная стоянка! Тепло.

Вокруг бродит местный полицейский. Он заранее предупрежден о нашем появлении. Полиция нас охраняет, интересуется, все ли у нас в порядке. Нам опять сообщают номер телефона, по которому нужно звонить, ежели чего не так. Позвоним - приедут "маски-шоу".

Наши ребята нам звонят на мобильный - доехали до Еревана нормально. Вечером пьем коньяк. Наступает умиротворение.

6 мая, вс. Встаем с утра пораньше. Машина наша приезжает за нами к восьми. Упорный Леня опять садится в каяк. (Бег по граблям - национальный вид спорта). Первое происшествие с ним произошло довольно скоро - он пристал к нашему катамарану "поправить юбку". В это время валом ему в очко хлестнуло воды. Каяк стал тонуть, Леня быстро выбрался на кат. Каяк поймали Витя с Андреем.

Чалимся в Аспиндзе. Там ванны с минеральной водой. 1 лари с человека. Мы не можем это пропустить, купаемся. Покупаем вино. 2 лари за литр. 1$=1,68 лари. 1 лари = 15,5 рублей.

Плывем дальше, пьем вино (каякеру не положено, он из группы риска).

Второй раз Леня кильнулся в бочке, в начале километрового порога. Мы с Петром за ним гнались, Андрей и Витя ждали. Выловили каску. Выловили Леню, он залез к нам на кат, поплыли ловить каяк. Ловили долго, но выловили. Тяжелый такой, положили на кат поперек.

Подъехала наша машина. Загрузили в нее каяк (у него опять повредился носик), поплыли с пассажиром.

Леня, лишенный пластиковой оболочки, вел себя тихо и смирно и процессу сплава не мешал.

Доплыли до поселка Минадзе. Решили попроситься к кому-нибудь во двор, оставить катамараны. А самим уехать из поселка, поставить лагерь.

Хозяин одного из домов позвал нас к себе. Занесли катамараны во двор. Хозяева напоили нас замечательным вином, накормили сыром и маринованными огурцами. Еле от них ушли.

Сели на машину, поехали в ресторан. Ели форель и белое вино. Мест около притока Куры - Уравели - не нашли. Заехали вверх по Куре - проплывая там, мы видели полянку у реки. Грязновато, но стоять можно. Наш шофер Коба уехал ночевать домой. Мы легли спать.

7 мая, пн. Встали без похмелья - вино было хорошее. Приехал Коба, мы загрузились в машину и поехали в Сафарский монастырь. Он расположен недалеко от того притока Куры - Уравели-, что ребята ездили смотреть на предмет сплава. Очень впечатляет. Прекрасная, заросшая лесом, долина. Монастырь органично вписывается в пейзаж. Тихо, только птички поют.

Вернулись к гостеприимным хозяевам, забрали катамараны. Выплыли в 12-30.

Приплыли в Двири. Оставили катамараны на берегу, пошли смотреть крепость (развалины). Типа, там царица Тамара жила. А в узкую дыру над скалами выкидывали, как выразился наш Андрюша, "тех сволочей, которые не могли третий раз".

Вдохновленные грузинской историей, плывем дальше. Доплыли до следующей крепости на левом берегу Куры. В 18 часов встали лагерем прямо рядом. Лазали по развалинам.

Леня зажигательными речами вдохновил Петра, они сели в машину и поехали искать, кто нам продаст поросенка, предварительно его приготовив.

Поросенка обещали завтра к 12 часам. Пьем вино.

8 мая, Вт. С утра собираемся, отплываем. В Куре воды сильно прибавилось. Прогонные по описанию участки превратились в сильное течение с огромными валами. Река прет через деревья на берегу. Проблемы с чалками. Остановились, позвонили шоферу по мобильному. Он поедет сейчас за нашим поросенком, а мы поплывем до Боржоми и там с ним встретимся. Так и сделали.

В Боржоми еле зачалились - очень мощное течение, вода совсем коричневая. Вылезли через парапет на набережную, встали в небольшом лесочке у дороги. К несказанному удивлению местной публики. Разобрали каты, посушили. Приехал Коба с поросенком. Вкусно! В придорожной забегаловке нам продали пива за доллары (лари у нас кончились). Жизнь удалась.

Высушенные каты собрали, заргузили рюкзаки в машину. Дальше мы поехали обратно вверх по Куре. Доехали до устья Паравани, зашли посмотреть крепость.

Потом едем вдоль Паравани, смотрим на реку. Да… Водички прибавилось, проще не стало. К вечеру пересекаем границу. Без проблем. Хотели заночевать в дороге, уже в Армении, но не нашли места.

9 мая, ср. Ночью приехали в Ереван. Остановились в гостинице. Андрей еще остается на несколько дней, мы улетаем. Заехали посмотреть местные армянские достопримечательности недалеко от Звартноца. Летим в Москву.

Литература

При подготовке к походу мы использовали следующие материалы:

1. Отчет № 3998, рук. Борец Н.С., 1980г

2. "Водные маршруты СССР. Азиатская часть".

Приложения

Паравани-2007: лестница в никуда

Равиль Айбатулин

Паспорт маршрута.

Вид маршрута водный

Категория сложности 3+6

Средства сплава 2-х местные катамараны

Нитка маршрута г.Москва- г. Ереван - п. Богдановка - оз. Сагамо - сплав по р.Паравани - креп. Хертвиси - пещ. г. Вардзия - мон. Сапара - г. Ахалцихе - г.Ереван - г.Москва

Протяжённость маршрута Паравани (~60км)

Количество участников 8 человек

Сроки маршрута 28 апреля - 6 мая

Уровень воды средний

Заброска.

Наш арендованный Ford Transit, мягко урча, забирается на заснеженный перевал. Где-то внизу за спиной остается Армения, через которую нам вынужденно пришлось залетать ввиду отсутствия прямого сообщения между Москвой и Тбилиси.

Наконец, в белом безмолвии, чуть сверкнуло какое-то пятно, которое, подхваченное порывом ветра, превращается в белое полотнище с красным крестом - мы приближаемся к погранпосту республики Грузия. Несколько минут на улаживание пограничных формальностей (визы были заранее получены в Москве - там это стоит дешевле) и наша группа продвигается вглубь недружественного теперь уже России государства.

Закупка питания в небольшом поселке, и через час мы оказываемся у места начала нашего сплава - озера Сагамо, из юго-западной оконечности которого вытекает река Паравани. Озеро наполовину заковано во льдах, по высоким берегам лежит полуметровый слой снега. Наши зябко кутающиеся в куртки фигуры дополняют столь безрадостную картину.

До темноты успеваем все-таки собрать катамараны и после нескольких рюмок еще армянского коньяка, совместно с параллельно идущей группой Светы Цветковой, под начинающимся холодным дождем, заползаем в палатки. Куда же нас занесло...

День: 1 мая

Только успеваем с утра загидриться, как противный дождик превращается в мокрый снег, который превращает окрестности в зимнюю сказку. Под этот аккомпанемент мы по колено в снегу спускаемся с катами вниз, к тому месту, где из озера вытекает невзрачная на вид река.

С десяток километров Паравани, кроме маловодных шиверок, не преподносит нам каких-либо сюрпризов, кроме холодного ветра в лицо, и дождя, сменяющегося иногда снегопадом. Снизу ладони обжигает ледяная вода, еще недавно бывшая льдом. По берегам часто встречаются небольшие поселения, при прохождении которых, в русле натыкаешься на низкие мостки, остатки различных гидросооружений, где-то все это требует проводки.

Мы упорно продвигаемся вниз, стараясь побыстрее скинуть высоту и оказаться в зоне более высоких температур. Паравани незаметно начинает принимать небольшие притоки и мощь реки ощутимо усиливается. По старым лоциям сопоставляем именные пороги, пару раз ходим на просмотры, начинаем выставлять фото- и видеосъемку. Люди в долине начинают проявлять интерес к нашим персонам, выстраиваясь на мостках. В этом районе, вплоть до впадения в Куру, живет в основном армянское население. Отношение к приезжим, особенно к россиянам, очень доброжелательное.

Нашей целью на первый день сплава было приблизиться как можно ближе к городу Ахалкалаки, откуда должна начинаться настоящая Паравани, но погода вносит свои коррективы. Очередной налетевший шквал ветра вкупе с крупным снегом и промозглостью, заставляют нас закончить сплав - катамараны, даже на перекатах, сносит вверх по течению. Люди уже близки к обморожению.

Вытаскиваем катамараны прямо посреди очередного населенного пункта, договариваемся с хозяином ближайшего дома, оставляем средства сплава обеих групп у его дверей, и отправляемся на нашей, подъехавшей уже машине, на поиски ночлега. Прислушиваясь к совету кого-то из местных, решаем поехать в гостиницу города Ахалкалаки, до которого мы не дошли километров семь-восемь. Морозить группу, разбивая лагерь, после нескольких часов сплава по такой погоде, к тому же при полном отсутствии дров в окрестностях, было посчитано нецелесообразно, и ночь в тепле, а ужин в местном ресторане было лучшим завершением сегодняшнего дня...

Единственным кошмаром стало пробуждение среди ночи в шестиместном номере, в кровати с просевшим матрасом, жутким храпом над головой и специфичном запахом, идущем от развешенных сохнущих неопреновых мужских тряпок.

День: 2 мая

Наутро загидрились прямо в номерах и выдвинулись к оставленным в огородах катамаранам. По дороге залезли на развалины старинной крепости. Наверно ни один туристический объект в мире не посещали столь странно одетые люди: в полном сплавном боекомплекте (кто-то и касок не снимал).

Как и ожидали, застали суда в полной сохранности. Небо прояснилось, дышать стало интереснее. Провожали нас почти все мужчины села, чинно выстроясь на мосту, и на своем наречии не смолкая нас обсуждая.

Через непродолжительное время подошли к отмеченной в старой лоции водосливу ГЭС. Река, сжимаясь бетонными стенками, падает широким полутораметровым сливом со стоящей бочкой. Три ката прыгали, прижимаясь к стенкам, а адмиральский заехал чуть центре, и прочно застрял в бочке. В итоге его протащило от ее правого края до левого, и только там после продолжительного полоскания на ровном киле выплюнуло вон. Привыкание к "воде" началось.

До первых домов пригорода Ахалкалаки проходим еще пару струйных порогов. Впереди по описаниям должен быть грозный Ахалкалакский прорыв! Видим зачаленные каты группы Цветковой, которые вышли с утра перед нами, фигурки ребят, просматривающих по берегу. После беглого осмотра убеждаемся, что на реке с союзных времен произошли изменения, а расспросы местных жителей позднее убедили нас в том же. Предприимчивые ребята понастроили на месте прорыва несколько частных мини-ГЭС, запрудив русло дамбами в некоторых местах и отбирая два-три куба в трубы для лопаток турбин. На месте дамб образовались водоскаты водопадного типа, первый из которых нам предстояло пройти в течение ближайшего часа.

Общий перепад на ста метрах порога метров 8-9. Русло сужается до четырех метров на заходе и падает, изгибаясь, наваливая в начале на большие камни, от которых надо срочно уйти левее по струе. Смотрится очень даже, особенно после относительно спокойной верхней части Паравани. Прошли все красиво, вовремя угребая левее навала. Только последний Светкин кат, как-то вяло упал на заходе и повалился прямо через камни. Объем посудины не дал над собой надругаться и вывез таки наездников сухими их воды. Препятствие требует надежной страховки, т.к. после 30-ти метрового быстротока русло сужается бетонным желобом и падает в узкую плотину с заварным котлом. Заход перегорожен стальными мостками. Обнос через мини-дамбу, перекус, и беглый осмотр следующего небольшого участка во избежание приплыва в очередное творение рук человеческих.

Еще метров триста река падает интересным порогом с навалом на скалы ПБ и бочкой в сужении. В конце низкий железный мост, перед которым надо успеть выкинуться на берег и провести каты в крайний пролет. Тандемами прыгаем порог, бочка в сужении ощутима, но проходим и вовремя чалимся перед мостком и проводим его.

Далее река успокаивается насколько хватает глаз, вплываем в черту города. Брызги, взметнувшиеся вверх над старым, но все еще действующим автомобильным мостом, заставляют нас снова приостановиться и спешиться. В центральном, основном, пролете непонятная металлическая конструкция образует настоящую мясорубку, куда очень легко въехать сходу. Проходим чистой правой протокой.

Паравани течет в скальном проеме, дома высятся наверху, на плато - все это несколько напоминает Дзорагет.

Буквально через полкилометра очередная искусственная дамба перегораживает большую часть русла, образуя порог-водопад, очень схожий по структуре с верхним, пройденным перед обедом. И хотя, в целом, препятствие выглядит попроще, но сам слив осложнен полузатопленным бревном на заходе и выпирающим "клыком" внизу. А в конце, струя, разогнавшись на стометровом участке, не оставляя прохода, упирается в железные мостки. Последствия возможной аварии в водопадном сливе могут быть плачевно отражены на этих самых мостках.

Тем не менее, после раздумий, экипаж "Перцев" садится в упоры и выходит на кромку слива. Гулкий удар о "клык" через секунду, ломающаяся рама и вылетающий из упоров стокилограммовый Дима, извещают всем, что у ребят не все проходит гладко. Кирюха помогает Диме вылезти на раму, и ребята вовремя успевают поймать брошенный с берега спасконец и зачалиться на струе. Экипаж нашел себе достойное занятие на вечер, набирая очередной бесценный опыт в ремонте рам. Остальным после всего произошедшего в порог лезть сегодня не очень захотелось, решив, что утро вечера мудренее…

За неимением нормальной площадки для ночевки на берегу, карабкаемся по распадку на край плато, где обнаруживаем потрясающее по красоте место на опушке лесополосы, загораживающей нас от домов, с видом на массивный снежник невдалеке и рекой под ногами. Это был последний раз, когда мы были "выше" реки - дальше втаптывала в грязь нас Она.

День: 3 мая

С утра - привычный завтрак на газовом баллоне - дров, даже при появлении деревьев в округе, для костра не набрать. Вода черпается из лужиц посреди остатков нерастаявшего снега. Пить из реки не рекомендуется категорически.

Пока спускаем вниз вещи, появляются Цветковские экипажи. Синхронно обносим вчерашний порог и продолжаем прорываться вниз по реке. На выходе из города очередное гидросооружение, которое мы все благополучно проходим после краткого осмотра, после чего начинаем втягиваться в легендарное Нижнее ущелье Паравани.

Здесь прерывались маршруты не одной группы... Кто-то благоразумно уезжал вниз на Куру, кто-то шел, оставляя навсегда товарищей... Благополучно, со второй попытки, прошел ущелье Сергей Лагода 25 лет назад.

Символичен вход в ущелье - склонившиеся с обоих берегов деревья образуют длинный темный коридор. "Ворота в ад!" - невольно слетело у кого-то с губ. Чуть дальше реку преграждает, словно предупреждая, что дальше опасная зона, своеобразный "шлагбаум",- старый железнодорожный вагон, перекинутый с берега на берег!

Река постепенно начинает свой разбег. Идем двумя тандемами. Успеваем зачалиться, заметив впереди на повороте нагромождение глыб в русле. Мощный локальный порог типа "затычки". Долго ходим, примериваемся, после чего все удачно проходим, посмотрев, как это первым красиво сделал штурмовой экипаж параллельной группы, войдя в бочку под правым берегом, и воспользовавшись ею, уехал мимо "затычки" под левый берег.

После того как все суда были за порогом, команда Цветковой перечалила на правый берег в устье притока и остановилась на обед, совмещенный с дальнейшей разведкой реки. Мы же, смело посчитав, что лучше зачалимся перед следующим серьезным препятствием, выехали за поворот и ....

Река с бешеным уклоном стала проваливаться вниз, образуя непрерывную лестницу сливов, бочек, валов, камней - лестницу в никуда. Петькин кат, идущий первым, полег очень скоро, неудачно наехав на камень. Адмиральский кат ехал вторым, другой тандем шел на небольшом расстоянии позади. Ужасно было видеть впереди по фарватеру взбесившуюся речку и взметнувшиеся вверх медленно переворачивающиеся баллоны первого катамарана. К этому чувству остро добавлялось осознание полной неизвестности того, что может твориться впереди. Ребята вынырнули в периметре и поехали, распершись в раме и держась за ручки, вниз по "эскалатору". Нам оставалось им только посочувствовать и бороться за то, чтобы не повторить их участь, догоняя их и при этом, стараясь сбить их со струи под берег, где они могли бы зацепиться за камни. Нет и секунды, чтобы оглянуться назад и посмотреть участь второго тандема. А может, просто боишься того, что можешь увидеть...

Удар, зацеп, нос по струе, снова удар - белая мешанина мелькает перед глазами, берега проносятся мимо. Ждешь любого улова, куда бы можно было затолкать ребят и вывалиться самим. В первый раз за все пройденные "шестерки" по-настоящему ощущаешь страх за участников команды, которые доверились тебе и сейчас идут рядом по реке, раскиданные по руслу в десятке метрах от тебя. Силы тают: мощная струя и большой уклон отнимают много сил в борьбе. Наконец, на изгибе реки, как по заказу видим небольшую каменную отмель под правым берегом, на которую и выносит перевернувшийся катамаран - вздох облегчения проносится над рекой. Мы уже сами с трудом чалимся чуть ниже на струе и бежим к отмели помогать вылезать ребятам. Тут же на ровном киле появляется третий кат. По рации слышится, что четвертый экипаж, не выдержав этой бешеной гонки, зачалился где-то выше по течению. Бросаем "морковки" и выдергиваем расклиненный катамаран на берег. По ребятам видно, что сегодня дальше уже идти не надо.

Вызываем по рации отставший катамаран и готовимся его встречать. Но его экипаж чуть сам себе не привез приключений, не успев зачалиться в приготовленном для них месте, и подаривший нам еще несколько седых волос, пока мы, сорвавшись, бежали за ними вдогонку, в надежде помочь им пристать к берегу. Четвертый экипаж, собранный буквально за неделю до отъезда, исходя из своего опыта, выражал больше всего опасений насчет их шансов поехать Нижнее ущелье, пугая и всех нас просчитанным по Google его уклонам. На очередном витке разгона реки, ребята все же сумели зацепиться на берегу, положив конец нашим сегодняшним приключениям.

Вылезши на дорогу, мы проехали несколько сот метров ниже и около форелевого хозяйства обнаружили отличное место для лагеря. Поначалу хотели оставить катамараны на ночь в том месте, где вылезли на берег, но потом, по совету смотрителей хозяйства, все же перевезли их на багажнике, не спуская, к нашей стоянке.

Так как светового времени еще остается достаточно, решаем переодеться и проехаться вниз по реке на машине с целью поверхностной разведки реки. Дорога на протяжения десятка километров идет практически везде вдоль русла реки, то поднимаясь, то спускаясь практически к самой кромке воды, и только километра за три до впадения в Куру, забирается далеко на борт ущелья. Выделяем для себя пару сложных мест, которые находятся как раз недалеко от форелевого хозяйства. Остальное, навскидку, все идется.

Под непрекращающимся проливным дождем и обсуждением перипетий прошедшего дня встречаем вечер, обильно сдобренный армянским и грузинским коньяками и заказанной тут же, уже приготовленной форелью. Перед сном, понимая, что через час можем проснуться в бассейне, прорываем канавы вокруг палаток для отвода воды.

День: 4 мая

Наутро по-прежнему мокро, холодно и ветрено. Даже стойким оловянным солдатам вроде Петра совершенно не хочется собираться и лезть в гидрокостюм. Подъем воды в реке, вследствие обильного дождя, виден невооруженным глазом. Просматриваем почти километровый участок, обвезенный нами вынужденно вчера вечером в поисках места для лагеря, намечаем линию движения и завозим туда два катамарана (два остаются пока для отстраховки возле форелевого хозяйства). Сверху, внимательно разглядывая препятствия реки, прогулочным шагом спускается Цветковская группа, которая решила остаться на день в устье притока и зайти несколькими километрами выше по нему для попытки прохождения. С Нижним ущельем Паравани ребята пока решают повременить, особенно узнав об оверкиле одного из наших катамаранов.

Тандемом проходим вышеобозначенный участок: довольно мощно и очень фаново. Все камни в русле залиты. К слову, ребята, стоящие на страховке, успели основательно окоченеть, пока ждали нас. Меняемся местами, и все повторяется со сменой ролей.

Поступает благоразумное предложение проехаться ниже по течению на машине, разведать более точно предстоящий участок и наметить места чалок. При ближайшем рассмотрении первого ключевого места, расположенного в полукилометре ниже форелевого хозяйства, и представляющего собой узкий кривой лоток с большим падением и фонтанирующими "петухами", азарта у народа поубавилось. К тому же сразу после него шел мощный двухкилометровый участок, с очень быстрым течением и абсолютно без уловов. В конце река разливается единственным небольшим плесом на все Нижнее ущелье, точнее подпором перед падением во второе ключевое место.

Решили спустить два катамарана в этом месте на страховку, чтобы вылавливать все идущее сверху по реке. На прохождение пока решаются два экипажа, которые идут вверх по дороге к оставленным катам и еще раз намечают ориентиры в русле. Навстречу сверху бегут Цветковские ребята, отчаянно жестикулируя. И мы вместо штурма порога последующие два часа занимаемся спасением каяка, который ушел у них в Паравани при перевороте во время попытки прохождении участка притока. Каяк застрял в кустах посредине плесового участка, и наш экипаж, будучи на страховке не без труда оттуда его выковыривал.

Потерянное время и откровенное дрочево сделали свое дело - ввиду протяженности предполагаемого участка отказывается от прохождения второй экипаж.

Сборный катамаран Равиль и Кирилл из-за сложившейся ситуации решают обнести сам ключевой изгиб русла и стартуют сразу из под него, после чего очень глупо ложатся на первых ста метрах участка, наехав на полуобливную глыбу и по диагонали будучи скинутыми с нее. Самый глупый киль в жизни: недоработали, недоглядели, капитан не скомандовал, выехали ровно на камень в центре русла - бестолково, глупо и плачевно.

Единственно, за что нас можно было похвалить - то, что мгновенно вылезли в периметр и расперлись в раме. У Кирилла возникла было мысль о постановке ката на ровный киль, но крик Равиля: "Держись" и последующая за ним чехарда валов и бочек отмела это предложение. Через несколько сот метров первый спасконец мы даже не замечаем, несмотря на истошные вопли страховки. Ниже ловим второй, но струя насколько быстрая, что Кирюха не успевает его обмотать за раму, как оказывается сдернутым с судна. В итоге через пару секунд он оказывается на берегу, а Равиль, грустно провожая его глазами, одиноко между баллонами уходит дальше по ущелью.

Душу грело, только то, что, хоть и далеко ниже, но есть плес, где стоит наизготове страховка. В итоге, аттракцион "Вспомнить все" на сей раз благополучно заканчивается на прибрежных камнях на одном из изгибах реки, метров за двести до конца участка. Катамаран с наездником, река, сполоснув и отжав, словно тряпку, насытившись, выкидывает прочь. Зеленого, с негнущимися пальцами, адмирала откачивают бутылкой "Hennessy" из горла.

Паравани второй день показывает свой норов, стирая в порошок все наши чистые помыслы. Выставляя нас дураками, она продолжает свой торопливый бег навстречу Куре. Недолгая разведка донесла, что ниже второго ключевого места есть хорошая поляна для лагеря, куда мы понуро и перебазируемся.

День: 5 мая

Наутро около нас тормозит микроавтобус параллельной группы - ребята, насмотревшись на наши приключения вообще отказываются от прохождения Нижнего ущелья и уезжают на Куру.

Мы все же пытаемся продвинуться еще чуть ниже по реке, хоть уже и не с тем азартом, что был еще вчера утром. После предварительной рекогносценировки, шаг за шагом движемся ниже по ущелью. Судя по затопленным деревьям, на реке идет паводок. Река совершенно не думает успокаиваться и бесцеремонно валится вниз.

Пару раз в русле встречаются железные мостки, порой река уходит на добрую половину под нависающие деревья. В какой-то момент, после очередного просмотра, понимаем, что продвижение вниз опять начинает требовать надежной страховки и детальной проработки участков. На это не остается ни времени, ни терпения, ни, честно говоря, желания. А сплав в режиме походной колонны на катамаранах - "двойках" превращается в русскую рулетку.

У доброй половины команды пропал блеск в глазах, без чего толкать людей в бурный поток никак нельзя. Пускаясь в такое мероприятие, каждый должен отдавать себе полный отчет, что практически вручает свою судьбу в руки провидения. Никто, похоже, не рассчитывал приехать на весенний разминочный сплав и столкнуться с такой Водой. Немалую роль сыграла и отвратительная погода, явно не способствующая "играм на воде".

После тягостных раздумий, пришлось принять тяжелое решение о прекращении сплава. Душу только согревала мысль, что ты сюда обязательно вернешься ровно через год, несмотря ни на что, и снова бросишь, на сей раз обоснованный, вызов непримиримой Паравани.

День: 6 мая

P.S. Разгидрившись и привязав сдутые каты на багажник, мы покатили вниз в долину Куры. Оставшиеся полтора дня, кроме просушки катамаранов, мы посвятили осмотрам местных достопримечательностей: стариной крепости Хертвиси, пещерного города Вардзиа, поражающего своим умиротворением Сафарского монастырского комплекса, дегустации местных вин и ночному купанию в термальных ваннах.

Конечно, спасибо тебе за это, Грузия, но оно все меркнет перед тобой, моя Паравани!

Паравани - Москва, май 2007. За 340 дней до новой встречи.