Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

Отчет о водном туристском походе по реке Ингулец

Дата: 29 апреля - 10 мая 2007 г.

Автор: Сергей Игнатенко

Источник: Виртуальный клуб любителей водного туризма "Феникс"

Маршрут: Кривой Рог - Снигиревка

Протяженность: 226 км

Категория сложности: II

Средство сплава: байдарка туристическая каркасная "Таймень-3"

Участники: Игнатенко Сергей, Андрущак Леонид

 

Географическая справка

Ингулец (Малый Ингул) - правый приток Днепра (басс. Черного моря). Длина реки 549 км. Исток реки находится в заболоченной балке возле с.Топило Знаменского р-на Кировоградской области на высоте около 175 метров. Течет по Приднепровской возвышенности по территории Кировоградской и Днепропетровской областей. В нижнем течении протекает по Причерноморской низменности в пределах Николаевской и Херсонской областей. Ниже с.Тарасовки Ингулец образует лиман шириной до 1 км и впадает в Днепр несколькими рукавами в 45 км от устья последнего, возле с.Садовое. От устья Ингульца до Херсона 20 км по руслу Днепра. Высота устья над уровнем моря -0,1 м. Падение реки составляет 175 м, уклон реки - 0,32 м/км (в верхнем течении до 1,2 м/км). Скорость течения реки на плесах незначительна, на перекатах 0,2 - 0,5 м/сек (0,72 - 1,8 км/ч). Верхнее течение Ингульца представляет собой ряд озерообразных или болотистых плесов, соединяющихся между собой лишь во время весенних паводков или после сильных ливней. До г.Александрии река течет узкой лентой, берега которой поросли тростником. Левый берег местами скалистый. В районе Кривого Рога ширина реки около 40 м, глубина до 1,7 м. Сооруженное в Кривом Роге водохранилище образовано на месте выхода гранитных обнажений и порогов Ингульца. В среднем течении река течет в скалистых берегах, имеется много перекатов, порожистых участков (техногенного характера) - являющих собой разрушенные плотины и автомобильные мосты. Ниже Кривого Рога Ингулец размывает осадочные породы, в связи с чем образует много извилин. Русло в верхнем течении спрямленное, в среднем и нижнем очень извилистое, но не разветвленное. Характерны петли длиной 5-7 км, практически возвращающиеся в исходную точку. От истока до устья Ингулец образует 55 меандр. В дальнейшем ширина реки увеличивается незначительно, достигая к Снигиревке 100 м, а в устье - 120 м. Глубина на плесах может достигать 5,0 м. Дно песчаное. Замерзает в декабре, вскрывается - в марте. Питание реки преимущественно снеговое. Средний расход воды возле с.Могилевка 8,5 куб.м/с. Площадь бассейна 13 700 кв.км. Долина реки в верхнем течении трапециевидная шириной до 1 км, на отдельных участках образует неглубокие каньоны. В среднем течении преимущественно V-образная, склоны долин высотой 25 - 35 м крутые, местами пологие, рассечены балками и оврагами. Пойма реки 60-120м. В нижнем течении долина террасована (3-4 четко выраженные террасы), шириной до 5 км. Заплава шириной до 1,5 км. Встречаются заболоченные участки, солончаки. Притоки (длина / расстояние от устья Ингульца, км): правые - Бешка (53/439), Большая Верблюжка (27/422), Большая Водяная (12/412), Боковая (74/340), Большая Найденова (26/144), Висунь (196/105); левые - Березовка (27/477), Березовец (17/476), Каменка (34/454), Вовнянка (16/444), Большая Березнеговая (12/408), Зеленая (44/393), Желтая (58/383), Саксагань (144/323), Большая Грушеватая (14/311), Большая Кобыльная (22/237). На реке сооружены Искровское и Карачуновское (г.Кривой Рог, 3 600 га) водохранилища. Кроме того имеется плотина ГЭС в пгт.Великая Александровка, а также плотины возле сел Могилевка, Заградовка и Малая Александровка. Насыпные дамбы в Ингулеце, Белоусовке, Малой Александровке, Запорожье. Гидрологические посты (с 1925г.) возле Александрии, Кривого Рога, Могилевки. Река судоходна на расстоянии 109 км от устья (до пгт.Калининское). Вода используется для орошения и водоснабжения. Для решения водных проблем региона, связанных с загрязнением речных вод промышленными стоками, сооружена Ингулецкая оросительно-обводнительная система. В верхнем течении много памятников природы: в Богдановском лесничестве расположены истоки реки, болото "Черный лес", Чернолесский заказник. Ниже по течению ландшафтный парк "Большая и малая скалы". В с.Петрово заповедные урочища "Бабенковское" и "Питомник", заказники "Власовская балка" и Петровский. Далее по течению расположен ландшафтный заказник "Ингулецкая степь". В районе Кривого Рога множественные геологические памятники природы - выходы магматитов, сланцев, амфиболитов, аркозовых песчаников образуют местами живописные скалы. Здесь же расположен геологический памятник природы республиканского значения "Скалы Мопра". Ниже Кривого Рога расположен ландшафтный заказник (техногенный парк) "Визирка". В среднем и нижнем течении реки природных достопримечательностей меньше. Среди прочих выделяются немногочисленные леса Архангельский, Новодмитровский, Недогорный, "Летучие пески" расположенные в Великоалександровском районе Херсонской области, а также расположенный ниже по течению ландшафтный заказник "Белая Криница". Урочища преимущественно хвойные. В Снигиревке находится источник минеральной воды - гидрологический памятник природы. Возле с.Елизаветовка расположен одноименный ботанический заказник. В нижнем течении еще один ботанический памятник природы - "Федоровская пещера" и Микольское поселение змей. Ингулецкий лиман также является ботаническим заказником. В реке встречаются тюлька, красноперка, плотва, уклея, елец, голавль, карась, карп, окунь, тарань, рыбец, чехонь, жерех, сазан, судак, щука, лещ, толстолоб, сом. Видовой состав уменьшается с удалением от его устья Ингульца вверх по течению. Распространено любительское рыболовство. В связи с очень большой загрязненностью вод промышленными стоками криворожских и ингулецких горнообогатительных комбинатов, единичный рекреационные зоны отдыха находятся в запустении. Наиболее крупные населенные пункты: Александрия, Петрово, Кривой Рог, Широкое, Ингулец, Николаевка (нежил.), Великая Александровка, Калининское, Снигиревка.

Идея пойти в поход на майские праздники витала в воздухе давно. Она окрепла после того, как не удалось открыть сезон на Миусе. Первоначально принять участие в майском походе изъявили желание пять человек. Кроме поехавших это были Яковлев Артем, Малыш Андрей и Позняков Роман. С учетом пожеланий и возможностей всех предполагаемых участников в качестве маршрута рассматривалась Десна на всем ее украинском протяжении и ее притоки Сейм, Снов, Остер. Первоначально остановились на Сейме (от ст.Теткино до ст.Макошино с вариантом до Чернигова). Вскоре начали поступать отказы сначала от Познякова, затем от Яковлева. Последним отказался ехать Малыш. Поход оказался на грани срыва. После всего было принято смелое решение идти вдвоем. Ехать решили поближе. Тогда-то и возник на горизонте Ингулец, позиционировавшийся как равнинная речка со спокойным течением, без сюрпризов: порогов, завалов, обносов. Соблазняло и желание сделать первое (или одно из таковых) описание маршрута - в Интернете удалось найти только простенькое описание Воронова в "100 избранных маршрутах". Подкупала возможность удобной заброски в Кривой Рог, имеющий прямое железнодорожное сообщение со ст.Ясиноватая (поезд № 608 Луганск - Кривой Рог; отпр. из Ясиноватой в 2:45, Авдеевки в 3:00; приб. в Кривой Рог-главн. в 13:00, стоимость плацкарты - 42,00 грн.). А также удобного снятия из Великой Александровки (автобус), Снигиревки или Херсона, имеющих прямое железнодорожное сообщение с Донецком (поезд № 392 Херсон - Ясиноватая, отпр. из Херсона в 15:30, стоимость плацкарты - 46,00 грн.; из Снигиревки - в 16:25, стоимость плацкарты - 44,00 грн., приб. в Донецк в 7:10). Сроки похода определили с 29 апреля по 6 мая с возможностью пролонгации до 9 или до 13 мая. Среди основных факторов, которые должны были повлиять на длительность похода были погода и надежность снаряжения, поскольку последнее почти полностью было заимствовано у различных коллег по туристическом цеху. В итоге окончательная картина стала ясна только вечером 28 апреля.

Вещи и продукты собрали тут же, благо опыта хватало. Позже все же оказалось, что кое-что забыли. Среди особо необходимых забытых дома вещей оказались географические карты и мазь от растяжений и ушибов. Выезжать наметили около 23:00 на машине, которую планировали оставить на стоянке возле железнодорожного вокзала и дальше добираться железнодорожным транспортом - электричкой до Ясиноватой и поездом в Кривой Рог. Небольшие проблемы с машиной отложили отъезд почти на час. Следующие проблемы ожидали нас на вокзале. Выяснилось, что автостоянка обойдется нам в 15,00 грн. за сутки (против привычных 6,00 - 8,00 грн. в среднем по городу). Подсчитав стоимость стоянки до 15 мая (крайний срок) приняли решение ехать в Ясиноватую на машине и оставлять ее там. Однако в Ясиноватой (в 1:00 ночи) нас встретила новая проблема: билетов до Кривого Рога нет и не будет. Нам предложили ожидать снятия брони для на киевский поезд и ехать до Днепропетровска (в купе) с последующей пересадкой. В целях экономии времени и средств, а также желая уехать-таки криворожским поездом, решили попробовать сесть в Красноармейске (отпр. в 4:00). По дороге, проезжая через Донецк, купили карту автодорог Украины (масштаб 1:1 000 000). На красноармейском вокзале (в 2:30) оказались в наличии лишь купейные билеты до Днепропетровска на все тот же киевский поезд. Не самый дешевый вариант, близкий по стоимости к поездке в Кривой Рог на машине. Прикинув финансы, мы остановились на последнем варианте. Оставалось выбрать маршрут следования. Петлять по незнакомому Днепропетровску не хотелось, потому решили ехать через Запорожье. Куда и приехали к 8 часам утра, останавливаясь пару раз на кратковременный отдых. Характерно, что в Запорожской области практически негде (за исключением самого города) заправить машину пропаном. В Запорожье притормозили на острове Хортица, затем заехали в магазин и на рынок - докупили водку, хлеб, немного прочих продуктов, а также кое-чего по хозчасти (батарейки, капроновые нитки и т.д.). Дальше по дороге останавливались возле Каховского водохранилища. В итоге, в Кривой Рог прибыли лишь к 15:00. Проплутав по городу, выехали к реке аж в Ингулецком районе, возле ЮГОКа. Стоит заметить, что наиболее близкая к реке железнодорожная станция - это Кривой-Рог - Западный.

Стапель устроили на обрывистом берегу, в парковой зоне. И сразу столкнулись с проблемой нашего сборного снаряжения, Набранные у разных людей кости не желали собираться в единую конструкцию. В итоге, процесс сборки затянулся на 3 часа (с 16:00 до 19:00). Отогнав машину на стоянку (5,00 грн. в сутки), переправились на противоположный берег и устроились на ночлег (20:00) под откосом, на верхнем краю которого находился гаражный кооператив. Костер, ужин, 50 грамм за открытие сезона и отбой в 22:15.

День 1-й. 30 апреля. Понедельник

Подъем ранний - 5:30 - ночевать в городе не очень приятно (и не всегда безопасно). Леня поднялся через полчаса. Упало несколько капель дождя. Впрочем, после завтрака, к 8:30, когда мы стартовали, уже стояла солнечная погода. Ширина реки около 40 м. Почти сразу прошли под подвесным мостом, под которым в русле камень и небольшой перекат. Через 100 м в течение 15 минут прошли 3 автомобильных и 1 железнодорожный мосты. За последним река сужается в 1,5 раза. Еще через 15 мин. за трубопроводом серьезный перекат. По словам местных, искусственный, сооруженный из сваленных в реку плит (камней). При более мелкой воде может оказаться порогом. На выходе валы (до 0,5 м). Через 50 м еще один порог аналогичного характера, с перепадом высот до 0,5 м. В правой части непроходимая шивера. Прошли посередине, по-над островком. Такое начало немного ошарашило - два категорийных препятствия за 15 минут. Через четверть часа на протяжении 200 м еще несколько мостов (автомобильный, подвесной, железнодорожный). На выходе из-под последнего на левом повороте перекат и косые валы до 0,3 м с прижимом к правому отвесному берегу. На левом берегу дерево. Расслабившись после порога, мы ослабили внимание, и нас захлестнуло волной, а затем затянуло под дерево. Пришлось остановиться, чтобы вылить из байды воду и подсушить вещи. Заодно Леня позавтракал. Два часа спустя двинулись дальше. Река стала шире - 50 м. По левому берегу на этом участке тянутся отвалы породы. На правом берег такие же холмы, но, похоже, естественного происхождения. Через полчаса прошли подвесной мост. Еще через полчаса дошли до с.Новоселовка. Река образует здесь большую петлю: уходя к с.Латовка, русло затем возвращается к автомобильному мосту соединяющему оба села. Под мостом остатки старого моста, образующие двухступенчатый порог (предположительно 2 к.с.) с общим перепадом высот около 1,5 м. На сливе бочка. Теоретически проходим слева. Едва просушившись, мокнуть опять нам не захотелось, поэтому решили обнести. Заодно устроить перекус и прикупить хлеба с водкой. На грядущие майские праздники магазины могли оказаться не работающими. В каждом селе в 200 метрах от моста есть продуктовый магазин. Перерывы в магазинах с 13:00 до 15:00. Дальше смогли отправиться лишь в 15:45. Ширина реки - 40 м. Через 15 мин. прошли подвесной мост возле с.Новолатовка. Еще через 45 минут дошли до пгт.Зеленое. Справа впадает небольшой приток. Остановились на противоположном берегу возле красивых цветущих деревьев (одно из них груша, кажется). К 17:30 поставили палатку, развели костер. Попробовали рыбачить, ничего не вышло. Отбой в 22:00. Падение реки за день составило около 10 м. За день прошли 22 км, 215 мин.

День 2-й. 01 мая. Вторник

Ночью шел дождь. Это, а также усталость двух предыдущих дней и ощущение начавшегося отпуска позволило отоспаться до 9 часов. Леня опять встал на полчаса позже. Погода пасмурная, очень сильный ветер по течению. После завтрака, когда начали собирать палатку, очередной порыв заломал пластиковую стойку - секция сломалась у основания и треснула по всей длине. Ремонт стойки отложили на вечер, вышли только в 12:15. Через 20 мин. прошли пешеходный мост и село Ингулец. Прошли трубопровод, за ним стремнина. Еще через 300 м автомобильный мост трассы Кривой Рог - Ингулец. По левому берегу сосновые деревья. Здесь можно остановиться. Несмотря на праздник и близость трассы, людей здесь не видно. Через полчаса остров, обтекаемый двумя рукавами шириной по 20 м. На правом берегу реки много отдыхающих. Так продолжается аж до Старого Ингульца, расположенного на правом берегу. Сюда прибыли в 13:40 и сделали остановку (20 мин.) возле импровизированного причала для похода в магазин. Магазин находится в 150 м от реки. К этому времени ветер стал немного тише. Дальше река поворачивает влево, ее ширина постепенно увеличивается до 70-80 м. В 14:10 миновали пешеходный мост, еще через полчаса дошли до дамбы. Благодаря тому, что уровень воды в реке был достаточно высок, в некоторых местах вода переливалась через дамбу. Однако этого было недостаточно для преодоления дамбы вплавь. Пришлось делать обнос (скорее перенос, ширина дамбы около 5 м) в правой части русла. По центру дамбы река протекает через трубы и образует нешуточные валы на выходе. Здесь начинается пгт.Широкое, дома вдоль правого берега тянулись более часа. За это время миновали подвесной, пешеходный и автомобильный мосты, расположенные приблизительно на равном расстоянии друг от друга - через 150-200 м. В поселке река принимает в себя левый приток. На выходе из поселка по правому берегу начинаются отвалы ИнГОКа. На окраине поселка устроили перекус (20 мин.). Дальше двинулись в 15:35, река сужается до 40 м. Час спустя проплыли ЛЭП, а через 10 мин. автомобильный мост. 16:50-17:00 - с.Радевичево на правом берегу. Напротив, на левом берегу - пгт.Николаевка. Жителей поселка отселяют, и он считается нежилым (хотя жителей мы видели). Окраина Николаевки уже погребена под отвалами ИнГОКа, занимающими весь левый берег реки на несколько километров и тянущимися аж до плотины. Та же участь ожидает всю территорию поселка. 17:30 - пешеходный мост в Николаевку. Через 200 м после моста справа затока (возможно, имеет сообщение с отстойником ИнГОКа), в которой мы видели несколько рыбаков. Через 500 м после затоки понтон. Еще через 300 м плотина. На ночевку лучше останавливаться подальше за плотиной. Там заканчивается промышленная зона, к тому же там почти нет людей. Мы остановились на левом берегу, не доходя до понтона, перед высокими холмами. Возле холма у самой воды родник (вернее три родника) с очень вкусной водой, к ним ведут многочисленные тропинки со ступеньками. Пастух на берегу предупредил о том, что не имеющая работы молодежь окрестных сел часто промышляет криминалом. К 18:30 разбили лагерь. Первым делом починили стойку палатки, наложив шину, сделанную из запасного колышка. Пожинали и улеглись в 22:15. За день прошли 29 км, 275 мин. Всего: 51 км, 490 мин.

День 3-й. 02 мая. Среда

Подъем в 6:15. Погода ясная, солнечная. Леня встал в 8:50, отправляться решили без завтрака. Стартовали в 10:10, остановившись по пути за водой у родника. 10:25 - прошли под понтоном, улегшись на дно байдарки. На левом берегу с.Могилевка, основанное в середине тысячелетия и названное так из-за захоронений здесь татар и турок. Это село предназначалось к сносу еще в 60-х годах. На некоторых картах его даже перестали наносить. Дошли до плотины - обнесли по правому берегу. 10:40 - решили позавтракать. Дальше отправились в 11:05, река делает поворот налево и становится уже метров на 10. К 11:30 дошли до с.Андреевка. Его правобережную часть называют "забережье". Через село шли полчаса. На выходе - автомобильный мост, под мостом перекат, проходимый слева или по центру. В селе река опять становиться шире. К 13:00 дошли до с.Городище. Село находится на высоком правом берегу, магазина в селе нет. Возле села река, круто поворачивающая налево (почти 180 град.) обтекает небольшой остров. Правая протока шире, в левой - стремнина. Еще через полчаса слева большое с.Новокурское. Через 5 мин. после того, как прошли первые дома, стремнина (перекат) на правом повороте. Местные рассказали, что на месте переката летом - пешеходный мост. Прямо на повороте реки, на высоком левом берегу магазин (30 м). Закупили "Мивины", хлеба; устроили перекус. Дальше отправились в 14:25. Через 20 мин. вышли из села, на окраине которого база отдыха (похоже действующая). За базой искусственный хвойный лес, выходящий опушкой к правому повороту реки. Дальше по левом берегу на холме с.Пригорье. Остановились размять ноги и запечатлеть потрясающий вид, открывающийся с уступами взбегающего вверх правого берега, поросшего смешанным леском. 15:50 - отправились дальше, через 30 мин. миновали ЛЭП. Еще чрез 15 мин. доплыли до с.Шестерня. Река здесь становится шире (до 60 м). Название свое село получило от атамана казаков, громившего в этих местах турок. У него на одной руке было шесть пальцев. Село большое, тянется вдоль реки несколько километров (40 мин. чистого хода). Едва заканчивается слева Шестерня, справа начинается с.Заградовка, не уступающее первому по размерам. Села соединяет пешеходный (17:05) и автомобильный (17:25) мосты. Под автомобильным мостом плотина, состоящая из 3-х створов. Теоретически проходима по правому створу, перепад высот здесь около 2,0 м. В сливе камни. Затем мель, "шкуродерка", на которой мы умудрились протереть шкуру, когда после осмотра и обноса (справа) стали на воду (18:05). Осмотр и обнос заняли 40 мин. За мостом камышовый лабиринт (50 м). По правому берегу продолжается Заградовка, ширина реки - 30-40 м. Слева впадает Большая Кобыльная. В 18:40 прошли ЛЭП и через 20 мин. остановились на ночевку. От леса на холме нас отделяло небольшое поле. Отбой в 22:15. За день прошли 37 км, 385 мин. Всего: 88 км, 875 мин.

День 4-й. 03 мая. Четверг

Дневка. Подъем аж в 10 часов, а Ленька встал вообще в 11:00. Весь день играли в нарды и отсыпались. В неподалеку расположенном лесу, похоже, недавно был пожар - деревья стояли обугленные. Зато не было проблем с дровами. Погода стояла ясная, но очень ветреная. Под порывами ветра палатка гнулась к земле, практически складываясь. Не помогали даже растяжки. К утру одна из дуг не выдержала - лопнула одна из секций. Один из сильнейших порывов сменившего направление ветра поднял и кинул на палатку сноп искр - получили несколько пропалин. К вечеру начал накрапывать дождь. К счастью, не надолго. Заснули к 23 часам.

День 5-й. 04 мая. Пятница

Первый подъем в 7 часов утра. Погода ясная, безветренная. Уровень воды в реке за ночь упал на 20 см. Повторный подъем состоялся в 8:20. Леня встал еще через час. Пока позавтракали и собрались, прошло еще полтора часа. Стартовали в 11:00. Через полчаса поворот налево, сужение реки до 30 м, S-образная стремнина, протяженностью около 200 м. После стремнины река становится шире - 40-50 м. По левому берегу лес. Через 10 мин. с.Натальино. Через село шли 30 мин. В селе автомобильный мост (11:50), под ним порог предположительно 2 к.с., перепад высот более 1,0 м. На осмотр - 10 мин. прошли в правый слив. В сливе большой камень, требуется лавировка вправо. На правом берегу возле моста есть продуктовый магазин. За порогом река сужается до 30-40 м. Сельский рыбак рассказал о группе из трех байдарок и 6 человек, опережающих нас на 4-5 дней. Далее река несильно петляет, увеличиваясь по ширине приблизительно в полтора раза. 13:00 - ЛЭП. Следующая автомобильная переправа (13:20) в с.Марьино (?). Мост очень низкий, под ним пролезли с трудом. Сдерживая движение и упираясь в перекрытия, погнули лопасть одного весла. К с.Заречному (14:10) ширина реки достигает 60 м. Село видно на вершине высокого правого берега. Река здесь образует одну из своих многочисленных меандр и повторно подходит к селу через 4-5 км уже с противоположной восточной стороны. На преодоление этого участка потратили почти час. По пути прошли мимо с.Ивановки и текущего через него безымянного левого притока (14:30). Напротив Заречного на левом берегу расположен пгт.Архангельское. Между ними подвесной мост (15:00). В Заречном предприняли набег на магазин, расположенный в верхней части села, достаточно далеко от берега (50 м от реки и 300 м по улице направо). Характерная особенность для сел Херсонской области: ни в одном магазине нет лицензии на продажу спиртных напитков, водка продается только своим (или как удастся договориться). В магазине удалось разжиться скотчем, забытом при спешных сборах. После похода в магазин и перекуса дальше отправились только в 16:15. Через 20 мин. автомобильный мост. Мимо Архангельского плыли 40 мин. чистого хода. В 17:15 в просветы между деревьями левого берега увидели строения базы отдыха, за левым поворотом (через 50 м) подвесной мост. Вдоль правого берега через лесок из Заречного в с.Шестаково тянется грунтовая дорога с относительно оживленным движением. Ширина реки здесь около 40 м. Высота над уровнем моря около 10 м. Падение реки с момента старта составило около 20 м. Остановились напротив села (17:40) на левом берегу, благо удалось найти место, где вообще можно причалить к берегу. Опять пытались рыбачить, опять безуспешно. Спать легли в 21:20. За день прошли 30 км, 315 мин. Всего: 118 км, 1190 мин.

День 6-й. 05 мая. Суббота

Подъем в 8 утра. Облачно. Уровень воды в реке упал еще на 10 см. Вчера в лодке весь день стояла вода. Не столько, чтобы экстренно клеиться, но и не столько, чтобы не обращать внимания - 0,5 - 1,0 см. Ремонт (проклейка потертостей) состоялся утром, пока Леня спал. Встал он в 9 часов. Стартовали через 40 мин., без завтрака - есть не хотелось. За 5 мин. прошли Шестаково. Еще через четверть часа достигли железнодорожного моста. Мост охраняемый. Об этом мы узнали, когда от бегущего по мосту охранника мы услышали традиционное "Стой! Стрелять буду!". Причалили под мостом к левому берегу и имели 20-минутню беседу с начальником смены. Прошли проверку паспортов. В светлое время суток проход возможен по пропускам, оформленным в Херсоне. В ночное - запрещен вообще, в это время водное пространство освещается прожекторами. Обнос по левому берегу вокруг заставы около 200 м (возможно по правому ближе). За мостом река поворачивает направо. По левому берегу за охранзоной начинается с.Староселье. В селе (протяженность - 30 мин. гребли) река становится шире. 10:35 - подвесной мост, за ним через 100 м - низкий автомобильный. Леня перешел его по берегу. 10:55 - с.Новодмитровка. Село большое, шли через него 45 мин. В селе река принимает в себя левый приток, при этом русло реки заворачивает вправо и расширяется. По середине села наплавной автомобильный мост. Во время нашего похода он был частично разрушен и непригоден для эксплуатации. В то же время требовал обноса. Байдарку перенесли через дамбу (5 м, 10 мин.), служащую основанием для въезда на мост. На выходе из Новодмитровки по левому берегу начинается смешанный лес. Ширина реки - 40 м. В 12:00 сделали 10-минутную остановку. Ширина реки около 50 м, течение почти отсутствует. К 13:00 дошли до с.Твердомедово, расположенного на правом берегу реки. Село маленькое (прошли за 5 мин.), в нем даже не удалось набрать воды из колодца по причине отсутствия ведра. После левого поворота уже виден шпиль великоалександровской церкви. Через полчаса еще одна 10-минутная остановка. Из-за того, что река сильно петляет, сильный ветер часто оказывается встречным. К 14:00 часам дошли до районного центра - пгт.Великая Александровка. Основная часть райцентра расположена на левом берегу. В начале поселка река разливается до 80 м перед плотиной ГЭС, над которой автомобильный мост (по поселку до плотины 15 мин.). Обнос плотины возможен по обоим берегам: по правому - ближе (150 м), по левому - более удобный спуск на воду. Мы обнеслись по правому, спускали байдарку на воду по насыпи из огромных камней. Обнос проходил мимо детской школы водного туризма. К сожалению, похоже заброшенной. Перед обносом устроили перекус, а перед перекусом - набег на магазин. Магазин расположен в центре - от моста по левому берегу первый поворот направо, и дальше идти мимо чего-то напоминающего "совковый" санаторий (аллейки, елочки, белые бордюрчики) около 300 м до административного здания. Здесь, на площади, расположены пара кафе, универмаг, гастроном, два отделения банков. В субботний день универмаг закрылся к 14:00. Фотопленку удалось в соседнем "маркете". На все (магазин, перекус, обнос) ушло 1.5 часа. Дальше двинулись в 15:45, через 100 м - подвесной мост, ведущий на набережную; тут же ступеньки к воде, от которых до магазинов ближе. Ширина реки за плотиной опять около 40 м. Полчаса спустя вышли из Великой Александровки. Здесь первый и последний раз видели нескольких черепах. В 16:40 - очередная, на этот раз 20-минутная, остановка возле хвойного леса, взбегающего уступами на высокий холм. Здесь прекрасные места для стоянки, только много мусора после прошедших праздников. 17:20 - дошли до с.Белоусовка, которое тянется по правому берегу на 10 мин. чистого хода. Начался дождь - пора было искать место для стоянки. Левый берег высокий, лесистый, здесь много сельских рыбаков. Решили стать за Белоусовкой. Через 5 мин. дошли до сельского пляжа. Здесь подвесной мост через реку и искусственная разрушенная плотина. Плотина может быть классифицирована как порог 2-3 к.с. - с небольшим (до 1.0 м) перепадом высот, множеством камней в сливе - требует маневрирования как в самом пороге, так и при выходе из него. На выходе река упирается в высокий берег, основное течение отворачивает вправо, образуя "улов"; небольшой поток, в свою очередь уходит влево, по руслу реки. Порог мы обнесли (25 мин.) по правому берегу - температура воздуха из-за дождя упала, солнце садилось и мокнуть (а без этого бы не обошлось) не хотелось. При обносе Леня сильно порезал стопу. После обноса пришлось пересекать основной слив порога - нас хорошо покачало на валах, едва не утянуло назад в "улов". Ширина реки за плотиной - 40 м. Место для стоянки удалось найти не сразу - уровень воды в реке в эти дни начал сильно падать и берега покрылись слоем ила, в который нога проваливалась до колена. Вдалеке видели прибитых к берегу дохлых рыбин (то ли лещ, то ли сазан, то ли толстолоб) до 50-60 см в длину. В итоге, в 18:30 стали на высоком правом берегу напротив с.Малая Александровка. Пока разбивали лагерь, дождь прекратился, но костер все равно пришлось растапливать намокшими (сверху) дровами. Спать легли после ужина, в 22 часа. За день прошли 27 км, 320 мин. Всего: 145 км, 1510 мин.

День 7-й. 06 мая. Воскресенье

Встали в 9:20. Стартовали в полдень. Сразу вдоль левого берега потянулись дома Малой Александровки. Через 10 мин., за правым поворотом дамба, перегораживающая реку. В правой ее части низкий автомобильный мост. Под мостом небольшой порожек. Осмотр и прохождение заняли еще 10 мин. Еще через 20 мин. - подвесной мост, за ним - плотина с автодорогой по верху. В плотине 2 слива (левый через трубы), заканчивающихся множеством рукавов, перегороженных каменными насыпями. Здесь местные ходят по пояс в воде и ловят на быстром течении мелкую рыбу "пауками". На осмотр 5 мин., решили обнести по левом берегу. Обнос занял 30 мин. За плотиной ширина реки 30-40 м. Через село шли 45 мин. чистого хода. К 14:00 дошли до с.Запорожье, расположенного на правом берегу. Его миновали за 10 мин. На выходе из села порог 1 к.с. (возможно природный, а может бать искусственная дамба). Осмотрели и проскочили посередине, лишь на выходе задели пару камней кормой. В 14:35 на холме правого берега показалось большое село Давыдов Брод. Перед самыми домами река поворачивает влево и уходит от села, возвращаясь к нему лишь 2-3 км спустя (15:00), описав при этом петлю. Далее через село мы шли 40 мин. В селе часто встречаются рыбацкие "заколы" (мы насчитали 10 штук, но часть могла быть под высокой водой) и перетяги (3 шт. на выходе из села вдоль последних "заколов"). "Заколы" представляют собой торчащие вертикально в воде сучья, наклоненные против течения. К ним привязывают сети, раколовки и прочие рыболовные снасти. После половодья возле "заколов" собирается много мусора, веток. Ширина реки в селе колеблется от 20 до 60 м. К 15:15 дошли до автомобильного моста. За мостом небольшой остров, слева впадает какой-то ручей, река уходит вправо. Течение здесь быстрое, русло неглубокое, установлено несколько "заколов". На выходе из села (15:45) устроили 50-минутную остановку на перекус. Через четверть часа после возобновления путешествия прошли мимо с.Новогригорьевка. Село расположено на правом берегу и с воды не видно. Еще через 10 мин. по левому берегу начался лесной массив. 17:50 затяжная прямая, по которой мы шли последний полчаса, преодолевая встречный ветер, закончилась правым поворотом со стремниной. На повороте на левом берег сосновый лес. Немного дальше вдоль реки должна была быть криница. Однако половодье залило ее. На высоком левом берегу с.Белогорка, от которого открывается изумительная панорама на реку - одно из самых сильных впечатлений этого похода. В селе набрали питьевой воды, и вскоре остановились на ночлег (19:00) на правом берегу. Напротив располагалась животноводческая ферма и окраина с.Белая Криница. После ужина отбой в 22:10. За день прошли 27 км, 275 мин. Всего: 172 км, 1785 мин.

День 8-й. 07 мая. Понедельник

В этот день решили дойти до впадения притока Висунь и устроить там дневку. Потому встали рано в 7:45. Однако собирались долго и вышли аж в 10:15. Погода ясная, но ветреная. На первом же повороте после стоянки - перекат. Проход под левым берегом показался наиболее удобным. Оказалось, он заканчивался плитой, на которую мы благополучно сели. Байдарку развернуло и перекат, в итоге, мы прошли лагом. За перекатом, напротив Белой Криницы, 2 перетяга. 10:50 - миновали остров. Еще через четверть часа по правому берегу окраина с.Артаково. Остановились набрать воды и купить хлеба. Магазин оказался на противоположной стороне села (идти 20 мин.), к тому же был закрыт. Возле магазина Ингулец, описывающий большую петлю (около 4 км по реке) вновь подходит к селу, к центральной его части. В пределах села на реке штук 5 заколов. Село прошли к полудню. От Великой Александровки до Артаково падение реки составляет 7 метров. В Артаково Ингулец принимает в себя правый приток Большую Найденову. Через час дошли до с.Андреевка на левом берегу. Ширина реки напротив села около 50 м., торчащие из воды рядком колья обозначают закол. На пастбище купили молока (0,75 грн. за 1 л), задержались на 20 мин. Следующее село - Благодатовка (13:45) - начинается кладбищем на высоком левом берегу. На окраине села магазин (перерыв до 14:00), где мы пополнили запасы хлеба, майонеза и пряников. Водку продавать отказались на отрез, мотивируя это отсутствием лицензии. Время ожидания окончания перерыва употребили с пользой - устроили перекус. Дальше двинулись в 14:35, и миновали село за 10 мин. Еще через 10 мин. по правому берегу началось с.Терновка, равное по величине Благодатовке. Вскоре, после очередного левого поворота река резко разливается до 100 м. В этом месте когда-то был автомобильный мост. Остатки его, а точнее остатки двух центральных опор и остатки пролета между ними, сохранились до сих пор. Похоже, что когда мост обвалился река, обтекая его остатки, проложила себе новое русло в обход центрального пролета. Под левый берег уходит мощная стремнина, поворачивая под прямым к прежнему руслу реки. Под правый берег тоже уходит поток. Однако на месте бывшего моста - каменистая мель. В месте слияния потоков валы. Сильный встречный ветер их увеличивал. Мы прошли под левым берегом и остановились на 10 мин. осмотреться и передохнуть. Борьба с встречным ветром выматывала. После этого (последнего на реке) препятствия ширина Ингульца составляла около 60 м. В 16:00 дошли до еще одного левобережного села. На карте оно обозначено как Новогреднево. Местные разделяют его на 2 села - Греднево и Новогреднево, расположенных в получасе сплава друг от друга. К этому времени стало, наконец, очевидно, что до места планируемой дневки сегодня мы не дойдем. Найти удаленное от населенных пунктов место для ночевки тоже было проблематично. Села следовали одно за другим. За Новогреднево на высоком правом берегу расположено с.Новополтавка (20 мин.). А за ним - по левом берегу с.Малая Сейдеминуха (30 мин.). Дальше, через 15 мин., по тому же левом берегу - пгт.Калиниское, напротив Калининского - с.Крансолюбецк. В общем, останавливаться лучше или перед Греднево, или за Калининским. Мы остановились на 15 мин. за Новополтавкой, чтобы обсудить место для лагеря. К этому времени небо заволокло тучами. Ширина реки здесь около 80 м. Едва спустились на воду, начал накрапывать дождик. В итоге, остановились через четверть часа, в 17:30, едва зайдя за село в небольшом распадке, отделенные от Новополтавки пашней и небольшой хвойной лесопосадкой, куда пришлось ходить за дровами. За вечер, несмотря на дождь, возле лагеря появились пара рыбаков - сказывалась близость села. Капать с неба перестало, нормальный дождь так и не начался. После трудного дня, отягощенного борьбой с встречным ветром, спать улеглись в 21:00, едва закончив поужинать. За день прошли 25 км, 300 мин. Всего: 197 км, 2085 мин.

День 9-й. 08 мая. Вторник

Ночью шел дождь. Палатка протекла по непроклеенным швам. Несильно, но протекла. Из-за близость села сон был тревожным. Первый подъем был в 7 часов. Закончившийся было к рассвету дождь, возобновился. Провалялись в спальниках еще 2 с четвертью часа. Дождь закончился, возле палатки появился первый рыбак. Завтракать не хотелось. Однако из-за просушки промокших за ночь вещей старт задержался на полтора часа. За это время приняли решение сниматься в Снегиревке - состояние здоровья (травмы ног) обоих оставляло желать лучшего. К тому же было очевидно, что из-за ветра в график похода мы не укладываемся. За 15 мин. дошли до с.Малая Сейдеминуха. Местные называют село Шекендорф. Село небольшое - проскочили его за 5 мин. Опять начало капать, но дождь не разродился. Еще за четверть часа дошли до Калининского, через которое гребли более получаса. Посередине поселка - автомобильный мост. Перед мостом, по левому берегу, остатки строения, которое мы определили как остатки пристани. Ширина реки (почти 100 м) наталкивает на мысль, что когда-то до Калиниского доходили суда. На окраине села небольшой завод, с виду напоминающий пивоварню. Далее река упирается в высокий холмистый берег. Левый поворот, несмотря на ширину реки, не виден до последнего момента. К этому времени небо прояснилось, однако поднялся сильный ветер. Мы причалили к правому берегу и предприняли 10-минутное восхождение на высокий (около 60 м) холм для того, чтобы осмотреться. Отсюда было видно петлю которую описывала река вокруг с.Заповит, расположенного на луке. На прохождение этой петли ушел целый час, две трети из которого пришлось идти против ветра. Казалось, быстрее и менее утомительно было б перенести лодку через водораздел. Закончилась петля правобережным селом Бобровый Кут и новеньким автомобильным мостом. Перед автомобильным через рек протянут подвесной мост. Вернее его остатки. Через полчаса (в 14:15) вымотанные борьбой с встречным ветром мы остановились на 45-минутный перекус. Дальше река течет между живописными холмами, несильно виляя из стороны в сторону и плавно забирая вправо. Она становится еще шире. Вдоль левого берега тянется грунтовая автодорога. Из-за плавного поворота реки вправо ветер постепенно из встречного становился попутным. Более часа мы шли до с.Евгеновка. На окраине села набрали воды и узнали о движении железнодорожного транспорта в сторону Кривого Рога (трижды за день). Рассказали нам и о железнодорожном разъезде в Евгеновке. Мимо села шли 10 мин. Затем река уходит вправо, возвращаясь к Евгеновке через несколько километров. За полчаса дошли до впадения правого притока - реки Висунь, где планировали заночевать. Устье Висуни сильно заросло камышом. Безлесость правого берега отпугивала и обещала проблемы с дровами. Тем более, что по самому берег было проложено железнодорожное полотно, а в тех местах где последнее отходило от реки, местные жители устроили огороды. В 17:40 мы остановились на левом берегу в акациевой лесополосе. Выход на этот берег также был осложнен зарослями камыша. Еле-еле удалось насобирать дров для вечернего и утреннего костра. Долго разговаривали, обсуждали поход и завтрашнее передвижение в Кривой Рог. Позвонили домой и узнали, что из Снигиревки в Кривой Рог идут три поезда - утром, днем и вечером. Решили встать пораньше, чтобы успеть на дневной поезд. Спать улеглись после ужина, в 21:20. За день прошли 20 км, 295 мин. Всего: 217 км, 2380 мин.

День 10-й. 09 мая. Среда

Подъем в 6 часов. Облачно, мелкий дождик, слабый ветер. Леня встал на час с небольшим позже. Вышли в 8:30 без завтрака. Вместо завтрака решили устроить пышный обед (если хватит времени). Уже через 5 мин. по правому берегу возникло с.Павло-Марьяновка, протянувшееся на 10 мин. На его окраине действует лодочная переправа в Евгеновку - через реку протянут трос. Ширина далее до самой Снигиревки - 100 м. От переправы по левому берегу начинается Евгеновка. Евгеновку прошли за 15 мин. Через 20 мин. по тому же левом берегу с.Васильевка. Через Васильевку шли те же четверть часа. В 10:00 дошли до понтонного автомобильного моста - чуда инженерной мысли. Описывать не буду - не в силах, эти четыре здоровенных понтона, торчащих из воды, надо видеть. Мост прогибается, когда по нему едет транспорт (особенно грузовой), понтоны (такое ощущение) тоже не стоят на месте, даже будучи закрепленными с берегов мощными тросами. Они понемногу сходятся и расходятся, как скалы в древнегреческой "Одиссее". Мы прошли между вторым и третьим понтонами, выбрав такой интервал времени, когда по верху не ехали машины. Надо заметить движение по мосту довольно оживленное. Через 20 мин. после моста достигли окраины Снигиревки. За день прошли 9 км, 120 мин. Всего: 226 км, 2500 мин.

Разбирались, обедали и приводили себя в порядок у пешеходного моста. От моста поднялись по очень крутому косогору и помахали рукой вслед ушедшему на вокзал автобусу 2 маршрута. Как позже оказалось, последнему. В выходные и праздничные дни автобусное сообщение в Снигиревке до обеда. Расстояние до вокзала 5-7 км. Поймали такси. В любую точку города такси стоит 10,00 грн. Прибыв на вокзал, выяснили, что график поезда Николаев-Москва указанием МПС смещен на два часа назад. Т.е. опоздали мы в аккурат на час. Следующий поезд в 21:45 с прибытием в Кривой Рог через 3,5 часа Решили ехать с пересадкой в Апостолово. Ближайший транспорт - Николаев-Никополь - в 18:15 с прибытием в Апостолово в 21:45. За два билета заплатили 15,00 грн. Поезд еле тащился. На разъезде в Евгеновке (недалеко от реки) простоял полчаса. Если б снялись возле разъезда, могли б успеть на Николаев-Москва. Прибыв в место назначения узнали, что электричка на Кривой Рог шла по расписанию, т.е. 15 мин. назад. Следующий транспорт в Кривой Рог - поезд Запорожье-Киев (отпр. около 23:00). Билеты обошлись по 9,60 грн. с каждого. Садиться ночью в поезд с четырьмя здоровыми рюкзаками - занятие забавное. В Кривой Рог прибыли сразу после полуночи, едва успев на последний трамвай (1,00 грн.), едущий в сторону стоянки, где стояла наша машина. Однако трамвай проехал лишь половину расстояния, свернул в парк. Остальное целый час пришлось идти пешком. Едва удалось разбудить сторожа. В итоге, с Кривого Рога выехали в 3 часа ночи. К 7 утра были в Запорожье, по которому проплутали почти час в поисках пути на Донецк. Далее по дороге посетили речку Волчью и включили ее в планы на следующий год, а также приток Волчьей - Гайчур. В Донецк вернулись после полудня.

Выводы

Путешествовать по реке можно с марта по ноябрь. Однако, мысль о том, чтобы быть летом на реке и не иметь возможности купаться из-за грязной воды кажется кощунственной. Потому в качестве сезона можно порекомендовать весну и осень. Мягкий климат южного региона способствуют раннему открытию и позднему закрытию сезона, когда в более северных регионах трудно рассчитывать на теплую погоду. К тому же весной (до майских праздников) может оказаться достаточно воды для преодоления всех препятствий. Путешествовать по реке можно как на байдарке, так и на катамаране. Причем маршрут от Калиниского до Херсона может представлять интерес для любителей ходить под парусом. На Ингульце можно организовать маршрут вплоть до 2 (3?) к.с. Для прохождения категорийных препятствий байдарку желательно проклеить по стрингерам. Информация для любителей матрасных походов: все категорийные препятствия, а также охраняемый железнодорожный мост, дамбы и плотины легко обносятся. Одним из недостатков маршрута можно считать загрязненную воду, непригодную для купания и тем более для питья. Поэтому не будут лишними резервные емкости для питьевой воды. Есть мнение, что ниже Староселья вода чище, чем на тех участках реки, которые расположены выше по течению. Можно было б рекомендовать начинать маршрут от Новодмитровки (куда возможна удобная заброска ж.д. транспортом), однако при этом значительная часть категорийных препятствий останется выше по течению. Можно начать поход и от довольно крупного села Новокурское, оставив позади антропогенные пейзажи Кривого Рога и Ингульца. Другим недостатком на реке является ветер, вызванный открытыми равнинными пространствами. Однако сами равнины - это уникальные по красоте пейзажи, по-своему неповторимые. При неудачном (или вынужденном) выборе места стоянки могут возникнуть и проблемы с дровами. Это особенно актуально для участка от Снигиревки до Херсона. В любом случае примус (или газовая горелка) лишним не будет. Низовья реки могут представлять интерес для любителей рыбной ловли. Для заброски-снятия с маршрута наиболее благоприятны Кривой Рог, Великая Александровка, Новодмитровка, Снигиревка, Херсон.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100