Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

Отчет о водном туристском походе IV к.с. по рекам Калар и Витим

Дата: 16 июля - 14 августа 2004 г.

Маршрутная книжка №1/ 4-403

Руководитель: Гуц А.В. (Москва)

Содержание

1. Справочные сведения о походе
2. Характеристика района похода
4. Техническое описание маршрута
6. Сведения о материальном оснащении группы
7. Заключения и рекомендации

 

1. Справочные сведения о походе

Водный поход совершен группой туристов Центра детского и юношеского туризма и экскурсий "Черёмушки" Юго-Западного округа города Москвы. Поход, оцениваемый как IV к.с., проходил по Забайкалью с16 июля по 14 августа 2004 года по маршруту: Москва - ст. Новая Чара - Амудисские озера- река Калар- река Витим- ст. Таксимо- Москва.

Всего за 20 ходовых дней пройдено 695 километров на каяке и катамаранах. Днёвок - 4.

Маршрутная книжка №1/ 4-403

Руководитель группы Гуц Алексей Витальевич.

2. Характеристика района путешествия

2.1. Географическое положение

Каларский район находится на севере Читинской области, площадь района равна 56 тыс.кв.км. На северо-востоке район граничит с Якутией, на востоке с Амурской областью, на западе с Иркутской областью. Район располагается в пределах Олекмо-Витимской горной страны. В рельефе она выражена двумя цепями альпинотипных хребтов и расположенными между ними межгорными впадинами. Хребты Кодар, Удокан, Калар имеют сильно расчлененный рельеф с крутосклонными долинами. В хребте Кодар находится высшая точка района и области - "пик БАМ", его высота 3073 м над уровнем моря.

2.2. Гидрография

Основными водными артериями являются реки Чара, Конда, Калар, Калакан, Витим. В районе расположены крупнейшие озера области: Большое Леприндо, Леприндокан, Ничатка.

Реки района являются притоками Витима и Чары и относятся к бассейну реки Лена. Реки на северо-западе от хребта впадают в Витим, берущие начало на восточных склонах хребта впадают в Чару. Русла рек пробивают себе дорогу среди склонов хребтов сложенных из гранитов и кристаллических сланцев. Видны следы древнего оледенения.

Питание рек ледниковое и дождевое. Время летнего паводка - в период с 20 по 29 июля. Суточные колебания температуры воды в реке в июле-августе месяце не превышает 5-7 градусов.

Во второй половине лета начинают идти дожди, во время которых вода переполняет русла ручьев и рек, выходя из берегов, затопляя поймы. Нередки и настоящие наводнения. Каньонные участки рек во время дождей могут превратиться в ловушки. За считанные часы водный поток возрастает в несколько раз, затапливая каньон. Необходимо об этом всегда помнить. В конце августа дожди прекращаются, и начинается общее похолодание.

2.3. Климат

Климат Северного Забайкалья - резко континентальный, суровый, характеризуется значительными сезонными и суточными колебаниями температур, а так же неравномерным распределениями осадков по сезонам. Особенность климата состоит в преобладании западного переноса воздушных масс. Годовые суммы осадков в районе колеблются от 350-400 мм в некоторых котловинах до 1000-1200 мм в горах. Северо-западная часть района сильно увлажняется - сказывается влияние озера Байкал. Наибольшие количества осадков приходятся на летние и зимние месяцы.

Период положительных температур длиться с мая по сентябрь. Лето начинается обычно жаркой погодой. Среднемесячная температура июня составляет +18 градусов, при максимальной +37 градусов. В то же время часты провалы до +5 градусов. Нередки годы, когда осадков не бывает на протяжении 15-20 дней (чаще всего в июле), и стоит жара. В этом случае резко возрастает пожарная опасность. Средние числа дней с осадками: июнь-11, июль 14, август-16,сентябрь-9.

Климат горных районов резко отличается от климата межгорных котловин: в горах бывает в 2-3 раза больше осадков, значительно меньше солнечных дней, и снег выпадает в середине августа. Средняя скорость ветра в горах в 5-6 раз больше, чем в котловинах и составляет 2-4 м/сек, в отдельных случаях доходит до 10-15 м/сек. Близость Муйско-Куандинской котловины сильно смягчает климат Южно-Муйского хребта. Это относится и к Западному Кодару. Ночи в июле-августе стоят здесь довольно теплые.

2.4. Растительность

По характеру растительности можно выделить три основные зоны: гольцовую - покрытую каменными россыпями, снежниками, ледниками (20% территории), горно-таежную - в основном светлохвойная лиственничная тайга с подлеском из березы и карликовых кустов (около 65%), болотно-луговую - здесь много озер и стариц.

В горно-таежной зоне главенствует лиственница. Тайга, в основном, редкая, низкорослая, тонкоствольная - сказывается близость вечной мерзлоты. Сосна - вторая по степени распространенности, встречается только на песчаных участках. Мало распространены пихта и кедр. В среднем течении рек уже встречается береза, тополь, осина, ольха. Истинный бич этих мест - густой подлесок, образованный, в основном, кедровым стлаником. Это - крепкий разветвленный кустарник высотой до 3 м, опушенный длинной хвоей с десятками мелких шишек на ветвях. Растет на склонах гор с каменистой почвой. В середине августа на солнечных участках орехи в шишках уже вполне съедобны. Попадается он в самых неожиданных местах, порой сплошь покрывая склоны, и служит серьезным препятствием в пути (скорость передвижения по стланику может составлять 0,12 км/ч). В качестве подлеска часты кустарники карликовой березы и ивы.

Граница леса лежит на высоте 1200-1400 м, кедровый стланик растет на высотах до 1700-1800 м, а выше 1900 м растут лишь наземные лишайники и некоторые виды мхов. На солнечных склонах встречаются жимолость, малина, заросли голубики, изредка красная смородина и брусника, встречается шикша. Грибов много, особенно по заросшим влажным кулуарам гор и далее в тайге. Здесь подосиновики, подберезовики, белые, козлята, маслята, лисички, сыроежки.

2.5. Животный мир

Животный мир этого района довольно разнообразен. Здесь можно встретить изюбра, косулю, лося, кабаргу, нередок медведь. Северный олень встречается не часто. Широко распространены соболь, куница, хорек, лисица, ласка, росомаха, бурундук, колонок и белка. Птицы представлены утками, гусями, рябчиками, глухарями, куропатками, воронами, дятлами, сойками. Чаще всего можно встретить кедровку. В реках и озерах водятся ценные породы рыб: осетр, хариус, ленок, сиг, таймень, налим, даватчан. Не редки щука и окунь. Слухи об обилии в этих местах кровососущих насекомых сильно преувеличены. Много комаров встречается только в заболоченных низинах и устьях рек.

2.6. История

История этого края связана в основном с золотодобычей, существующей в этих местах уже не одно столетие, и с трассой БАМа. Образован Каларский район в 1929 году, а в 1932 году село Чара стало районным центром Каларского района. В этом же году начались изыскательские работы по будущей трассе Байкало-Амурской магистрали. В 1935 году принимается постановление о начале изысканий природных рудных богатств. В отчетах местных органов власти впервые упоминается о железной дороге, которая пройдет по Каларскому району. Впервые строительство дороги началось до Великой Отечественной войны, работы вело Управление БАМЛАГа.

Значительные изменения в изучении территории Севера Забайкалья и в хозяйственной жизни произошли после открытия в 1949 году Елизаветой Ивановной Буровой Удоканского месторождения меди. В районе были развернуты работы по разведке полезных ископаемых.

Работы по изысканию и проектированию БАМа возобновились в 1967 году. В 70-80 г.г. на территории района полным ходом идет строительство Байкало-Амурской железнодорожной дороги. Протяженность Читинского участка 330 км. Здесь построены станции: Куанда, Чара, Икабья, Хани. В 1984 году окончено строительство БАМа и день укладки "золотого звена" 2 октября 1984 года навсегда остался в памяти строителей и жителей района.

2.7. Население и населенные пункты

На 1 января 2001 года население района составляет 12,3 тыс. человек. Средняя плотность населения 0,3 человека на квадратный километр.

Слабое заселение района объясняется суровыми климатическими, природными и экономическими условиями. Основная жизнь "кипит" вдоль Байкало-Амурской магистрали, дающей людям работу. Коренные народы представлены, в основном, эвенками и русскими, встречаются якуты. В национальном составе преобладают русские (75%), представителей малочисленных народов Севера, жителей района - эвенков и якутов - 583 человека. Это не относится к местностям, прилегающим к трассе БАМа. Здесь все перемешалось и можно встретить все национальности бывшего Советского Союза. Жилые населенные пункты района сосредоточены в Верхне-Чарской котловине. Основными являются Чара и Новая Чара. Поселки и селения, расположенные внутри Кодарского района, либо заброшены, либо остались лишь на картах. Этому, в частности, способствовал образованный здесь Государственный Витимский Заповедник.

2.8. Экономика района

Экономика района представлена следующими отраслями: горнодобывающей, угольной и железнодорожным транспортом. Традиционные отрасли коренных народов севера (оленеводство и животноводство) представлены в настоящее время только в частном секторе.

Транспортная схема Чара-Чита (650 км) АН-24, Чара-Москва (6160 км), Чара-Хабаровск (2061 км) - железная дорога. Энергоснабжение района 110/220 со стороны ОЭС Сибири и Дальнего Востока.

Каларский район располагает значительными природными ресурсами, по степени концентрации и многообразию минерально-сырьевых ресурсов район уникален. На его территории расположено одно из крупнейших в мире Удоканское месторождение меди. Здесь же располагаются основные ресурсы железных руд области, они представлены Чинейской группой ванадий-титано-магнетитовых руд и Чарской группой железистых кварцитов.

Потенциальной сырьевой базой для получения алюминия рассматривается Сакунское месторождение сынныритов. Кроме того, сынныриты представляют собой новый вид комплексного сырья, для производства бесхлоридных калийных удобрений, глинозема, полевошпатового концентрата, поташа, цемента.

В 25 км к северо-западу от села Чара расположено Апсатское месторождение коксующихся каменных углей. Разведано крупное редко метальное месторождение - Катугинское, запасы которого оцениваются в 708 млн. тонн. Обнаружены значительные ресурсы пресных подземных вод, на большой глубине находятся термальные воды с температурой 57 градусов по Цельсию. Есть минеральные источники.

Ещё одним богатством района являются леса. По размерам площадей, занятых лесом, и общему запасу древесины, территория района отнесена к многолесным районам.

29 сентября 2001 года закончилось строительство уникального по своей сложности и объемам работ железнодорожного пути Чара-Чина, что позволит ежегодно перерабатывать и перевозить 10 млн. тонн руды на заводы России. Решается вопрос о строительстве ГОКа и подъездного пути к нему.

2.9. Экскурсионные объекты

Маршруты начинаются главным образом из Верхнечарской котловины, где знаменитые "чарские пески" напоминают типичные пустынные ландшафты. В юго-восточной части Чарской котловины, на водоразделе Чары и Куанды, на высоте около 1000 м расположена группа живописных озер - Большое и Малое Леприндо, Леприндокан. Несомненно, что к наиболее интересным объектам, если так можно выразиться, принадлежит сам хребет Кодар - прекрасная горная страна. Скальные вершины, уходящие в поднебесье, и среди них пик БАМ (3073 м), где по приданиям живет дух гор. Но Кодар знаменит не только своими красотами, к сожаленью у него есть и другая сторона. В послевоенное время тысячи заключенных добывали из его недр такую нужную в то время урановую руду. Сколько их полегло здесь, не знает никто. С того времени сохранилась дорога, ведущая на рудник, расположенный в верховьях Мраморного ущелья. Она сама является экскурсионным объектом, так как с того времени ни разу не ремонтировалась, но до сих пор сохранила довольно хороший вид. Остатки нижних лагерей вдоль нее и собственно сам рудник - верхний лагерь, зажатый между горами.

Очень интересна Байкало-Амурская магистраль с ее чистыми и какими-то домашними городами, большими и красивыми вокзалами, длинными тоннелями пробивающими горы, музеями. Один из них находится в Новой Чаре. В нем можно узнать о жизни и быте коренного населения, познакомиться с ископаемыми добываемыми в этих местах. Особое место в экспозиции музея занимает страница, рассказывающая о первопроходцах БАМа, приехавших сюда по комсомольской путевке.

Редкая экологическая чистота и контрастность природы Станового нагорья создали здесь экзотические ценные, а порой уникальные по своим эстетическим, познавательным, лечебным свойствам ландшафты. Они выделяются как примечательные. Это урочище "Чарские пески", представляющие собой мини пустыню, ледники Кодара, вулканы Удокана, озеро Арбакалир с его лечебными водами, являющееся оазисом среди северной природы, редкие по своим сочетаниям пород участки лесов, термальные и минеральные источники и многое другое, что может открыть природа человеку.

2.10.Туристские возможности района

Каларский район - самый северный в Читинской области. Размеры района по меркам европейца огромны. В его пределах уместились хребты Кодар, Удокан, Каларский, завитимские восточные отроги Южно-Муйского и Делюн-Уранского хребтов. Среди туристов наиболее популярен хребет Кодар, но в последние годы все активнее осваиваются Удокан и Калар с их вулканами, горячими и минеральными источниками.

На территории района живут эвенки двух племен: каларского и олекминского. Центр каларского племени - село Средний Калар, центр олекминского племени - село Чапо-Олого. Повышению посещаемости района туристами способствует:

Доступность. Трасса БАМа проходит непосредственно через Кодар и Удокан, "пятерочные" и "шестерочные" маршруты можно начинать прямо с поезда, не говоря уже об экскурсиях и многочисленных интересных туристских обьектов. Вдоль трассы БАМ расположено три поселка: Куанда, Новая Чара, Икабья. Между ними удобное пригородное железнодорожное сообщение. В райцентре (с.Чара, 21 км. От ст.Новая Чара) - аэропорт. Самолеты в данное время летают только до Читы. По ж.д.идут поезда Москва-Тында, Кисловодск-Тында. Спокойная общественно-политическая обстановка, без национальных разборок всех уровней. Малонаселенность района (численность не дотягивает до 20 тыс. чел. - и это на площади около 300х300 км.). Местные власти и лесхоз пока не занимаются поборами с туристов, в отличие от районов Байкала и Алтая, например: Богатый выбор туристских объектов и маршрутов.

Чарская долина

Чарская пустыня - массив незакрепленных песков размером 5х10 км. Всего в 5 км. На север от ст. Новая Чара. Уникальное явление - песчаные барханы среди вечной мерзлоты. Имеются источники и даже стоянки древних людей эпохи палеолиты и неолита.

Горячий источник на оз.Арбакалир в долине реки Чара, в 20 км. На восток от села Чапо-Олого - народный курорт. Ункулур - горячий источник в 10 км. Восточнее от ст.Новая Чара, рядом с трассой БАМ.

Гора Зарод - эвенки называют ее Отт-Хая. Это тектоническое образование, осколок горы с правого борта реки Апсат, возникло в доледниковый период. Это крупный блок гранитов, полупогруженный во впадину и круто наклоненный к востоку. Ее высота над днищем долины составляет около 500 м. У разьезда Леприндо находятся два озера - Малое и Большое Леприндо. Возникли вместе с Байкалом в одно и тоже время и по одной причине - разлом.

Синильга - заброшенный поселок сталинских времен. Здесь жили разработчики месторождений урановой руды в 1949-1951 гг.

Кодар. Ледниковый район - около 40 ледников, самые большие из которых имеют длину до 3 км. Альпинистские маршруты в скальном классе до 6 к.с. (цирк Царский трон, пик Лавинный, гора Обрез, пик Русь:) и несчетное количество менее сложных. Перевалы до 3А к.с. (Снежный, Гельфгата, Птичий, Пионер, Кодар, Гриф). А всего около 250 классифицированных перевалов.

Реки различной сложности. Высшая сложность препятствий на реках Каменная, Култушная, Халлас, Сюльбан. Более простые - Чара, Куанда, Калар, Витим.

Объекты сталинских времен - Мраморное ущелье на реке Средний Сакукан, поселок на реке Сюльбан.

Удокан

Множество минеральных источников. Перевал Клюквенный - 12 км. На Юг от ст.Новая Чара. Здесь в 1949 году Елизавета Бурова обнаружила месторождение меди, ныне одно из крупнейших в России. Поселок Наминга - здесь в 1966г. готовился ядерный взрыв для вскрытия медного месторождения.

Калар

Вулканы (потухшие) - Аку, Чепе, Лурбун, Эймнах, Сыни, Трахитовый и т.д. в бассейне реки Эймнах. Горячий источник на реге Пурелаг.

Нарзаны - Мариинский, Золотой каскад, Плотинный, Травертиновый, Сыни в бассейне реки Эймнах ("Эймнах" в переводе с эвенкийского означает "ямы с горячей водой").

Куандинская долина

Разьезд Балбухта - здесь в 1984 году произведена стыковка БАМа. Река Намаракит с озерами Малый, Большой и Новый Намаракит. В 1957 году здесь был эпицентр мощного землетрясения, после которого и возникло озеро Новый Намаракит.

2.11. Подъезд к началу маршрута

К началу маршрута можно доехать из Москвы поездами, график движения которых приведен ниже. Стоимость купейного билета 4200р. Стоимость поездки на рабочем поезде от п. Витим до Таксимо 15 руб. От станции Новая Чара до Амудисских озер группа добиралась на а/м "Урал", предварительно договорившись по телефону с водителем Анатолием Ивановичем Миссюрой через Простакишина А.В. - директора Каларского краеведческого музея: Читинская область, Каларский район, станция Новая Чара, музей, тел. 3-89 (дом.6-61), линия МПС)или по e-mail uaoudy@chara.chita.ru.Cnjbvjcnm .Стоимость заброски группы до озер Амудиссы 6000р.

Расписание поездов дальнего следования по станции Новая Чара

О Т П Р А В Л Е Н И Е
Номер поезда Пункты обращения Время стоян. Время отпр Время приб Время в пути Дорога обсл. Информация
955 НОВАЯ ЧАРА – СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК –– 12.45 3.28 14.43 В–СИБ –––
Т Р А Н З И Т (время отпр. – от Новой Чары, время приб. – на конечную станцию)
Номер поезда Пункты обращения Время стоян. Время отпр Время приб Время в пути Дорога обсл. Информация
75 ТЫНДА – МОСКВА КАЗ 30 1.59 10.47 104ч Д–В По нечетным
98 КИСЛОВОДСК – ТЫНДА 23 3.35 16.29 12.54 Д–В По Ср, Вс
97 ТЫНДА – КИСЛОВОДСК 20 15.13 4.4 133ч Д–В По Вт, Пт
76 МОСКВА КАЗ – ТЫНДА 25 22.55 11.21 12.26 Д–В По нечетным
П Р И Б Ы Т И Е
Номер поезда Пункты обращения Время стоян. Время приб. Время отпр. Время в пути Дорога обсл. Информация
956 СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК – НОВАЯ ЧАРА –– 4.36 13.05 15.31 В–СИБ –––

Расписание рабочих поездов по станции Новая Чара

ПРИБЫТИЕ ОТПРАВЛЕНИЕ
Станция отправления Время прибытия Станция назначения Время отправленя
Куанда 11.5 раб. Куанда 1.22
Куанда 16 Куанда 9 раб.
Хани 5.35 Хани 2
Хани 16.4 Хани 12.4

Расписание поездов дальнего следования по станции Таксимо

Т Р А Н З И Т (время отпр. – от Таксимо, время приб. – на конечную станцию)
Номер поезда Пункты обращения Время стоян. Время отпр Время приб Время в пути Дорога обсл. Информация
91 ТЫНДА – МОСКВА КАЗ 30 7.19 10.47 99.28 Д–В По нечетным
955 НОВАЯ ЧАРА – СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК 30 17.45 3.28 9.43 В–СИБ –––
76 МОСКВА КАЗ – ТЫНДА 25 18.03 11.21 17.18 Д–В По нечетным
97 ТЫНДА – КИСЛОВОДСК 23 19.56 4.4 128ч Д–В По Вт, Пт
98 КИСЛОВОДСК – ТЫНДА 23 22.52 16.29 17.37 Д–В По Вт, Сб
956 СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК – НОВАЯ ЧАРА 36 23.3 4.36 5.06 В–СИБ –––

Расписание рабочих поездов по станции Таксимо

ПРИБЫТИЕ ОТПРАВЛЕНИЕ
Станция отправления Время прибытия Станция назначения Время отправленя
Куанда 4.17 Куанда 2.3
Куанда 15.18 Куанда 13.3
Новый Уоян 10.42 Новый Уоян 2
Новый Уоян 18.4 Новый Уоян 11.12

Расписание поездов дальнего следования по станции Северобайкальск

О Т П Р А В Л Е Н И Е
Номер поезда Пункты обращения Время стоян. Время отпр Время приб Время в пути Дорога обсл. Информация
91 СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК – МОСКВА ЯР –– 9.57 7.05 93.08 В–СИБ По четным
956 СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК – НОВАЯ ЧАРА –– 13.05 4.36 15.31 В–СИБ –––
71 СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК – ИРКУТСК П –– 17.35 2.06 32.31 В–СИБ По нечетным
197 СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК – КРАСНОЯРСК П –– 17.35 2.18 32.43 КРАС По четным
Т Р А Н З И Т (время отпр. – от Северобайкальска, время приб. – на конечную станцию)
Номер поезда Пункты обращения Время стоян. Время отпр Время приб Время в пути Дорога обсл. Информация
97 ТЫНДА – КИСЛОВОДСК 25 4.15 4.4 120ч Д–В По Ср, Сб
76 МОСКВА КАЗ – ТЫНДА 42 9.41 11.21 25.4 Д–В По нечетным
97 КИСЛОВОДСК – ТЫНДА 25 14.33 16.29 25.56 Д–В По Вт, Сб
75 ТЫНДА – МОСКВА КАЗ 42 16.1 10.47 90.37 Д–В По нечетным
П Р И Б Ы Т И Е
Номер поезда Пункты обращения Время стоян. Время приб. Время отпр. Время в пути Дорога обсл. Информация
72 ИРКУТСК П – СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК –– 3 17.5 33.1 В–СИБ По нечетным
198 КРАСНОЯРСК П – СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК –– 3 18 33 КРАС По четным
955 НОВАЯ ЧАРА – СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК –– 3.28 12.45 14.43 В–СИБ –––
92 МОСКВА ЯР – СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК –– 10.41 14.08 92.33 В–СИБ По четным

4. Техническое описание маршрута

Ориентиры даются в ходовых часах при спокойной гребле и отсчитываются от места стапеля с нарастающим итогом. Время на просмотр и прохождение порогов дается условное: при небольшой катамаранной группе его можно уменьшить, при большой байдарочной - увеличить. В Москве места ночлегов выбирались приблизительно, на месте часто оказывалось, что в намеченных местах стоять нельзя, и группе приходилось проходить еще какое- то расстояние в поисках удобного для организации бивака места.

19-24 июля 2004 г.

Поезд № 076 Москва- Тында. Время в пути - 103.30 часов. Расстояние до ст. Новая Чара - 6123 км.

24 июля 2004 г.

Поезд №076 Москва-Тында прибыл на станцию Новая Чара в 20.48 по московскому времени (по местному +6 часов).

На перроне нас встречал водитель заказанного нами автомобиля "Урал" Анатолий Иванович Миссюра. Напротив здания вокзала расположен круглосуточный продуктовый магазин, в котором мы докупили недостающие продукты. Затем Анатолий Иванович завез нас в отделение милиции для регистрации нашей группы. После этого начался наш путь к началу похода - к Амудисским озерам. Дорога до озер первые километров 20 довольно сносная, потом она становится хуже и идет вдоль железнодорожного пути Чара-Чина. Временами дорога прижимается ж/д насыпи, временами идет настолько близко к обрыву, что иногда захватывало дух.

До нашего приезда практически весь июнь и июль стояла засуха. А накануне нашего приезда начались хорошие дожди и лили без остановки два дня. К моменту погрузки в машину дожди прекратились, но всю дорогу водитель рассказывал, как вчерашние ручейки-струйки превратились в бурлящие потоки. По пути мы расспрашивали Анатолия Ивановича реке и были удивлены, когда он поведал нам, что 2002 году группа туристов из Перми потерпела на Каларе серьезную аварию - потеряли судно, вещи и один из членов экипажа погиб. Анатолий Иванович встретил этих ребят, когда они пешком возвращались в Чару за помощью. Он говорил, что на реке особо серьезных препятствий нет, вот только одно место, где у этой группы все и произошло, представляет опасность. И это не единичный случай. Были еще случаи, когда группы были вынуждены возвращаться назад, потерпев на реке аварию и потеряв судно.

Последние километров 20 дорога идет по болотам и совершеннейшему бездорожью с множеством бродов через реку, огромной наледью, перегородившей все русло и, наконец, заканчивается на большой поляне на краю болота, у самого берега. Поляна довольно грязная, но других мест для стапеля нет. Строевой лес есть. Вода в реке чистая и вкусная, но очень холодная. Комаров и других кровососущих почти нет.

После завтрака приступили к сборке судов. Из-за разницы во времени и бессонной ночи все работали медленно. Попробовали ловить рыбу, но безрезультатно. Грибов и других даров природы тоже нет.

to воздуха в 8.30 +4о С

18.00 +16о С

to воды +10о С

Координаты по GPS - 56 o 33' 216'' N

119o04'421'' E

25 июля 2004 г.

Озера Амудисса- Сакукан.

Вышли после завтрака, договорившись, что первым идет кат 4 Алексея Витальевича, остальные суда идут следом на безопасном расстоянии. Ломаем голову над тем, что нас сегодня ожидает, т.к. с одной стороны В. Б. Владимиров в своей книге "Туристские маршруты в бассейне реки Витим" пишет: " Впадающие справа и слева ручейки пополняют Чину водой. Она становится мощнее, появляются отдельные порожки. Однако для сплава река пока мелководна, особенно в местах дробления на протоки…" и говорит, что сплавной река становится ниже Талакана. С другой стороны водитель А.И. Миссюра со своими рассказами о трагедии 2002 года.

0.10- в русле у правого берега наледь, значительно меньше, чем та, что мы проезжали на машине. Река сильно разлилась - очень мелко, множество проток, но никаких препятствий сложнее мелководных перекатов, пока нет. На разбоях катамараны приходится проводить из-за маленькой глубины.

1.45- река собралась в одно русло и образовала первый хороший порог, забитый грядами и отдельными группами полуобливных камней с мощной пенной струей, высокой скоростью и практическим отсутствием места для маневра. Сплав был непростым: то мы, спрыгнув в воду, протаскивали судно через отмели и гряды камней, там где река разливалась, то стремительно неслись через порожки, прижимы и "расчески" по узкой струе в протоках, когда река собиралась в русло. Затем река разлилась метров на 500-700 и начался довольно протяженный "сад камней" с морем полуобливных камней и практически отсутствующей основной струей. И вдруг река резко собралась в узкий пенный слив длиной 50-70 метров. Уклон, скорость, пенные ямы носовым по грудь - и все это совершенно неожиданно.

2.30- Левый приток Сакукан. Стали искать место для ночлега, но поскольку здесь его не было проплыли чуть дальше.

Встали на обед на левом берегу. Ориентир - вершинка 1490.

2.50- левый безымянный приток. Сразу за ним пороги. Ориентир - небольшая скала на левом берегу. Пороги друг от друга отделяют небольшие участки быстротока метров по пятьдесят, засоренные камнями. Линия прохождения в порогах практически не просматривается: все забито большими полуообливными камнями с навалом на них и мощной струей между ними. Именно здесь, по-нашему предположению, в 2002 году произошла авария у пермяков (это мы вычислили после порога, сопоставив с рассказом Анатолия Ивановича). Сложность препятствий от порога к порогу нарастает. Пороги друг от друга отделяют небольшие участки быстротока метров по пятьдесят, засоренные камнями.

3.05- серьезный порог с прижимом к правому берегу. Ориентир - большая скала на правом берегу в конце порога. Все последние пороги были кульминационными на этом участке. И сложность их на наш взгляд была не менее 4 категории сложности.

Сразу за порогом на левом берегу хорошая стоянка, где мы и остановились на ночлег. Дров много. Вода в реке. В 18.30. началась сильная, но непродолжительная гроза.

Действия группы: В виду каждого препятствия головной катамаран подавал сигнал "Внимание" и дублировал его голосом. Группа останавливалась. Головной катамаран подходил к препятствию и осматривал его с воды. После этого либо давалась команда на прохождение, устанавливались интервалы и отдавались необходимые указания, либо команда на продолжение движения в неизменном порядке.

to воздуха в 8.30 +8о С

18.00 +16о С

to воды +10о С

Координаты по GPS - 56o 33'145'' N

119o 04'489'' E

26 июля 2004 г.

Порог у скалы - правый приток Кудир.

С утра был сильный туман. Народ под впечатлением вчерашних препятствий собирался быстро и молча. Вышли, как и было запланировано в 10.30.

3.15- левый приток.

3.30- правый приток. Разбои и мелководье. Перекаты.

3.35- левый приток Талакан.

3.50- изба на правом берегу.

4.10- правый приток.

4.55- зимовье Борода на левом берегу. Баня и избушка достаточно далеко от берега. Рек широкая и мелкая. Перекатики. Иногда Калар разбивается на несколько островов и образует большие галечные отмели.

5.25- р. Читканда - левый приток. Впадает в мрачных, но красивых скалах.

5.55- правый безымянный приток.

7.40- встали на правом берегу в лесу около Грамнаги (правый приток), напротив левого притока Кудир.

Стоянка не очень удобная из-за густого подлеска и общей кочковатости местности. На берегу остатки коптилки.

Река, хотя и собралась в одно русло, но порогов все еще нет.

Действия группы: Идем кильватерной колонной. Интервал 5-10 м. Перед препятствием направляющий катамаран подает сигнал "Внимание" (весла подняты вертикально вверх) и дублирует сигнал голосом. По этому сигналу на остальных судах прекращается гребля. Головной катамаран подходит к препятствию, осматривает его с воды и подает голосом команду. По прохождении препятствий интервал восстанавливается, и движение кильватерной колонной продолжается.

to воздуха в 8.30 +8о С

14.30 +18о С

18.00 +13о С

to воды +12о С

Координаты по GPS - 56o 33'564'' N

119o 31'814'' E

27 июля 2004 г.

Грамнаги - Каларский Калакан.

Ночью была мощная гроза с сильным ливнем. Молнии ударяли в вершины совсем неподалеку, а гром был такой силы, что тряслась земля под палатками. Вода в реке поднялась по нашим подсчетам на 1.8- 2 метра. Калар стал мутным и очень мощным, потащил за собой толстые бревна и всякий мусор. Подобрался к нашему костру. Благодаря надежной чалке мы не лишились своих судов, хотя они оказались в воде, привязанными к деревьям на расстоянии 1-2 метров от берега. Сети, которые мы поставили накануне в надежде на богатую добычу, унесло.

Собирались под дождем. Под дождем же шли до места ночевки.

8.40- сделали технический привал у правого безымянного притока.

9.40- впадение Каларского Калакана (левый приток)

Скорость течения Калара - от 8,5 км/ч на широких участках до 16 км/ч на струе. Ветра нет. Дождь шел весь день, но уже не такой сильный, как ночью.

Вода в Каларе стала еще более мутной и теперь имеет цвет кофе с молоком. По реке плывет древесная кора, ветки, деревья и пр. Питьевую воду брать из такой реки не хочется, и мы решаем поискать небольшой чистый приток или ручей.

Каларский Калакан оказался такой чистой речкой, и мы решили встать на дневку, поднявшись вверх по его течению почти 700 метров.

Место для стоянки достаточно удобное, с большим каменистым пляжем, на котором во время дневки планируем поставить баню.

to воздуха в 8.30 +6о С

14.30 +8о С

18.00 +8о С

to воды +10о С

Координаты по GPS - 56o 01'000'' N

119o 25'000'' E

28 июля 2004 г.

Дневка.

Несмотря на плохую погоду, пытались ловить рыбу, ставили баню. Дождь теперь моросящий. В тучах стали появляться разрывы, но вода продолжает прибывать. За последние сутки она поднялась еще на 1,5 метра. Теперь уже и Каларский Калакан представляет собой довольно глубокую реку с мутной водой и порогами. Если бы подъем воды не прекратился, то баню могло бы затопить.

to воздуха в 8.30 +8о С

14.30 +12о С

18.00 +8о С

to воды +10о С

29 июля 2004 г.

Каларский Калакан-Конгакачи.

С утра облачно. Сплавились к слиянию Калара и Каларского Калакана. Там на стрелке зимовье Миши Богдановича. Михаил рассказал нам, что рыбы в Каларе с каждым годом все меньше, зверь тоже стал осторожный. Грибов в этом году еще тоже не было

10.20- зимовье на левом берегу.

10.30- правый приток Амнуннакачи. На стрелке неплохое место для стоянки

10.40- левый приток Тепракан.

11.00- вездеходный брод и балок на правом берегу.

12.00- Левый приток Орогочи. На стрелке стоянка с "мебелью"

12.10- левый приток Конгакачи. На правом берегу изба.

13.35- зимовье на левом берегу.

13.50- остров. Шли левой протокой. Решили встать на ночлег на острове, на высокой стоянке в соснах. Место сухое, ровное.

Ниже устья Амнуннакачи горы плотнее подступают к реке, Калар начинает сильно петлять. Петли по 5-6 км с направлением течения, то на запад, то на восток - составляют одну гигантскую излучину длиной почти 65 км, тогда как по прямой всего 13 км. Калар, несший свои воды на юг, меняет направление течения, сначала на северное, потом на западное.

В течение дня прошли большое количество быстрин. Порогов, шивер и перекатов не было. Предполагаем, что все залито.

Вечером моросил дождь, но вода, по нашим наблюдениям, начала падать, хотя все еще остается мутной. Из-за непрозрачности воды вся рыба из крупных рек ушла в притоки, более чистые, и теперь там дожидается, пока спадет вода.

Дров на стоянке много, в заболоченных низинах стала появляться голубика.

to воздуха в 8.30 +5о С

14.30 +8о С

18.00 +6о С

to воды +10о С

Координаты по GPS - 56o 13'666'' N

119o 32'304'' E

30 июля 2004 г.

Конгакачи - Мудобкит

Утром облачно и влажно. Дождя нет.

13.55- балок на левом берегу.

14.25- остров.

14.30- левы приток Джемку. В литературе говорилось, что выше по течению Джемку находится артель старателей, из-за которой вода в реке становится мутной. На деле, из-за паводка, вода в Каларе была значительно мутнее. На стрелке Джемку жилое зимовье. Помахали охотникам руками. Сразу за островом у них стоит сеть. Река - плёс-перекат. Вообще, довольно нудная река. Такое ощущение, что все самое спортивное осталось наверху.

15.30- левый безымянный приток

16.30- зимовье на правом притоке Тукагачи. Порог со скалой в центре. Порог прошли не просматривая с берега, поскольку вода у нас большая и скалу легко обошли по отмели слева ширина реки позволила уйти от больших валов без сложных маневров. Боя в скалы правого берега /как описано у Владимирова/ не заметили Проходим всеми судами сходу.

18.05-порог. В русле кое-где торчат камни, но отдельного описания порог не заслуживает, если не сказать, что порог расположен в устье Катугина и в нашу воду слабо напоминает порог. Ниже впадения Катугина на правом берегу домики гидрометеостанции Катугино, напротив - шивера с большими валами.

Координаты по GPS - 56o 03'351'' N

119o 08'906'' E

На метеостанции нам сказали, что паводок сильный и неожиданный для них самих, т.к. у них унесло лодку. Сама метеостанция расположена на высоком правом берегу, на приличном расстоянии от воды. Ориентиром может служить огромная цистерна. Из нее, как нам рассказали, в этом году случайно вытекло примерно 40 бочек мазута. Догадайтесь, куда? И уж если и раньше Калар не баловал нас рыбой, то теперь наши надежды окончательно увяли. Прогноза погоды на метеостанции мы тоже не узнали, так как им самим сообщают его раз в неделю по понедельникам. А то, что сообщили не стало ни для кого новостью: "Если дожди кончатся - вода спадет. Если вода спадет - рыба придет. В августе пойдут грибы".

После Катугина Калар становится мощным и широким. Долина немного расступается, горы уполаживаются и отходят от реки. Длинные плесы чередуются с короткими перекатами и несколькими порожками.

18.25- на скалах правого берега памятник. Устали от прямой гребли, поэтому перегребать реку и подниматься на скалы поленились, о чем, правда, пожалели.

20.10- на правом берегу старые деревянные заборы-загоны, видимо остатки пастбищ оленеводческого совхоза Средний Калар.

20.35- левый приток Мудобкит. На берегу домик Ивана-охотника. Домик очень колоритен: над дверями череп оленя. Лагерь разбили на берегу перед домиком. Поляна сухая и ровная. Дров много. Вечером поймали несколько рыб.

Погода, как обычно, в основном, плоховатая: то дождь, то град, то очень сильный и холодный встречный ветер. Правда, в обед минут на 15 вышло солнышко, все отогрелись, расслабились, а оно убралось, и остались мы под серым, неуютным небом.

to воздуха в 8.30 +5о С

14.30 +10о С

18.00 +8о С

to воды +10о С

Координаты по GPS - 56o 02'554'' N

118o 58'435'' E

31 июля 2004 г.

Мудобкит - точка 906

Ночью были заморозки. Вода в каннах промерзла, и утром дежурные выковыривали половник из-под толстого слоя льда.

На участие почти в 70 км до устья Чопкокона (левый приток) несколько шивер, которые образовались в местах перелома профиля дна. Камней немного. Есть небольшой навал на прижимной берег. Шли всё сходу, без просмотра. Ширина русла на этом участке колеблется от 70 до 800 метров, скорость от 1-2 км/час на плесах до 5-6 км/час на шиверах и перекатах.

21.20- левый приток Сиригучи и т. 947 по карте.

22.15- левый безымянный приток.

23.35- правый приток Сакукан и левый приток Луча. Прямо напротив места впадения Сакукана остров. За ним на правом берегу жилое зимовье.

23.40- начался большой широкий плес.

24.35- левый приток Долкачи.

24.40- плес закончился.

24.50- зимовье на правом берегу

25.15- зимовье на левом берегу. Левый приток Топкамчек. Правый безымянный приток. Точка 906 по карте

26.35- шивера. В середине впадает левый приток Кюэх-Ыарга.

26.40- шивера. Стоянка на полочке на левом берегу. Характер реки: "плес" - шивера - перекат. По берегам огромные мрачные скалы, с которых стекали водопадиками ручейки.

С местами для стоянок, в привычном "карельском" смысле, на всей реке небогато. Стоять около избушек, целых или развалившихся, не хочется, поэтому места для ночлегов приходится достаточно долго искать.

В данном случае стоянка на довольно высоком крупногалечном берегу. Наверху песчаная полочка с чистым ручьем. Дрова в лесу сразу выше нашей полочке, за ним - болото прямо на склоне горы, а в болоте - голубика. На песке отпечатки медвежьих лап.

Потеплело, и не было дождя.

to воздуха в 8.30 +7о С

14.30 +13о С

18.00 +12о С

Координаты по GPS - 56o 01'777'' N

118o 27'139'' E

1 августа 2004 г.

Дневка. Насобирали голубики. Натолкли и закипятили её, добавив немного сахара. Получилось 4 двухлитровых бутылки - солидная добавка к нашим любимым оладушкам. Днем топили баню и парились. На спиннинг попались 3 ленка. Рыбаки с азартом гоняются за бурундуками и пищухами, которые посвистывая надсмехаются над охотниками, не знающими куда потратить свой азарт и энергию.

Природа уже не знает, чем нас удивить, поэтому сегодня обошлось без погодных неожиданностей. Пасмурно, но не холодно.

to воздуха в 9.30 +9о С

14.30 +14о С

18.00 +7о С

2 августа 2004 г.

Точка 906 - Катель

Ночью опять были заморозки. Утром шел противный моросящий дождь, то усиливаясь, то ослабевая. Облачность очень низкая. Кажется, что клочья облаков летят метрах в 20 над землей. Холодно. А ведь вчера вечером ничто не предвещало.

28.00- левый приток Таях-Нуорадах. Шивера. Мощность шиверы значительна, валы достигают 1-1,5 м.

29.40- правый приток Чукчуду. В устье шивера, длина 1,5 км, хорошо просматривается с воды, много камней, но особой мощи не проявила.

29.50- левый приток Чопкокон.

30.20- правый приток Станнах. Прижимы о сочетании с увеличенным падением реки (в среднем 1,5 м на километор) и более высокими скоростями делают реку интересной. На первой половине участка до реки Станнах (река размытая и устья притока не видно с воды) Калар как бы разгоняется, входит в силу.

30.25- правый приток. На нем зимовье

31.00- зимовье на левом берегу.

31.30- правый приток Тетингиях.

32.30- левый приток Катель.

32.55- встали на крупногалечной косе напротив скал.

to воздуха в 8.30 +2о С

14.30 +7о С

18.00 +8о С

Координаты по GPS - 56o 01'781'' N

118o 28'236'' E

3 августа 2004 г.

Катель - Ур. Лагерь

Утро туманное, утро седое…. Но дождя нет. В сеть попалось 3 ленка. Сегодня проходим грозный (по Владимирову) Биримьянский каскад.

Это, пожалуй, наиболее красивый участок. Река течет в высоких скалистых берегах, частые повороты, и, как правило, если с одной стороны трехсотметровые скалы, то на другом берегу - галечные отмели.

33.15- Скала "Медведь" (действительно похожа) хорошо видна с воды, и может служить ориентиром порога. Порог достаточно мощный, но особого навала на скалы в нашу воду не просматривалось. Камней мало, валы 1-1,5 м.

33.35- На повороте самый красивый и мощный порог (на карте обозначен как перекат Первая Чаша). перед ним большая заводь, из которой заплывали в узкую протоку с мощной струей, бьющей в скалу. Проходили по краю, мимо валов. Вторая часть порога - несложная, но струя переходит к другому берегу и ее пришлось пересекать.

33.55-левый приток Нэкэнг.

34.00- правый приток Биримьяна. Река впадает широкой дельтой.

34.15- плес. Горы расступились. Течение довольно слабое.

34.40- на правом берегу стоянка с навесом. Чуть дальше - зимовье. Перекат Три Камня.

35.15- зимовья на правом и на левом берегу друг напротив друга. На левом берегу приток.

36.05- зимовье на левом берегу. Перекат Пескачанская труба.

36.10- правый приток Туруктак.

36.20- большой остров. Шли правой протокой. На правом берегу реки стоянка. За островом здоровенный разлив, в конце которого река уходит вправо.

36.35- правый приток Дело. Напротив большой остров. По берегу шла медведица с двумя медвежатами. Медвежата мокрые, смешно отряхиваясь, ковыляли за мамашей. Медведица худая и совсем не такая огромная, как в зоопарке.

36.55- Разлив закончился. Река сузилась. Течение несильное.

37.05- зимовье на левом берегу с оленеводами и оленями. Оказалось, что оленеводы - жители с. Средний Калар. Здесь у них летние пастбища. От когда-то процветающего оленеводческого хозяйства ничего не осталось. Это небольшое частное стадо, единственное на весь Средний Калар. Оленеводы сказали, что в селе магазина нет. Завозы бывают только зимой. Как выяснилось позже, они зачем-то нас дезинформировали. В сельском магазине можно купить сгущенку, сухари, кофе.

За зимовьем - трос. То ли для переправы, то ли для сетей.

37.40- за протокой на правом берегу с. Средний Калар. Население около 120 человек. Живут охотой.

38.45- правый приток Оглюр.

39.00- на правом берегу урочище Лагерь с большим покосом

39.05- на левом берегу скала. За ней пляж и удовное место для стоянки в сосновом лесу.

Место очень удобное, просторное. На скале - полуразрушенная землянка. Огромное количество бурундуков, которые здесь совсем не наглые.

Потеплело. Появились комары и мошка. Жуки-усачи, и те кусаются.

Ночью из абсолютно безоблачного и звездного неба шел дождь.

to воздуха в 8.30 +5о С

14.30 +18о С

18.00 +16о С

to воды +12о С

Координаты по GPS - 55o 50'526'' N

117o 17'292'' E

4 августа 2004 г.

Дневка.

С утра, по традиции туман. Зато весь день - просто супер! Солнце, жара, песчаный пляж. Все загорали.

В честь новорожденного Антона Полосина устроили праздничный обед с тортом и дарами природы.

5 августа 2004 г.

Ур. Лагерь - стоянка недалеко от т. 1025

Утро опять пасмурное, и моросит мелкий дождь, но уже видны в облаках просветы. Много комаров и мошки. В сеть влезли налимы и сиги.

39.10- правый приток Правый Юмурчен.

39.40- зимовье на правом берегу. Слева совсем близко подходят горы.

39.45- левый приток Левый Юмурчен.

39.50- горы подошли совсем близко к Калару. Река подошла к горам, по берегам - косы и большие скалы, течение быстрое, на поворотах - простые шиверы. На берегах много гарей с молодой порослью березы и лиственницы.

40.05- на левом берегу зимовье с лабазом. Приток Калур.

40.40- правый приток. Кадакчан Тостур. Горелый лес.

41.45- шивера с прижимом к правому берегу

41.35- остров. В протоках шиверы. Шли слева у прижима к скалам.

42.05- Левый приток Талакит. На стрелке отличное место для стоянки.

43.05- вошли в петлю.

44.55- левый приток Каменный

46.10- встали на стоянку перед крутым левым поворотом на полочке за крупногалечным пляжем. Недалеко высота 1025.

Все угреблись. Сегодня шивер и других интересностей мало, хотя течение довольно ощутимое. Со скал в Калар сбегают многочисленные ручейки-водопадики.

До обеда накрапывал дождь. После обеда - солнечно и тепло.

to воздуха в 8.30 +11о С

14.30 +20о С

18.00 +15о С

6 августа 2004 г.

Т.1025 - Джулу

46.20- на правом берегу скала фиолетового цвета.

46.50- правый приток Октокит Каларский.

47.30- слева красивые отвесные скалы.

47.40- правый приток Ягодный.

47.45- правый приток Бугунгда.

50.15- шивера. Левый берег- скалы высотой 3-5 метров в виде стены, правый берег - галечная отмель.

51.20- зимовье Топор на правом берегу. Одноименное урочище.

52.55- правый приток Джулу.

Встали на левом берегу на 300 метров ниже впадения Джулу. Место стоянки Типичное для Калара - крупногалечный пляж и песчаная терраса над ним. Пороги были не сложные, стандартные: мощные сливы у берега, с другой стороны косы и прижимов нет. Все же расслабляться нельзя и снимать спасы тоже, т.к. препятствия не всегда соответствуют описанию и очень зависят от уровня воды. Долго плыли в тени длинной горы. Потом были острова и снова шиверы, река становится уже. После доплыли до Джулу, но остановиться там негде. Проплыли поворот и остановились на обычном месте: каменистая коса, песчаная полочка, взгорок и лес. Места много, расселились широко. Завтра дневка, до Витима 20 кривых км..

Перистые облака.

to воздуха в 8.30 +11о С

14.30 +20о С

18.00 +18о С

Координаты по GPS - 55o 36'354'' N

118o 51'462'' E

7 августа 2004 г.

Дневка. Вчерашние перистые облака обернулись мелким дождичком. Который не "выключили" даже к 14.30.

Строили баню. Ловили и поймали рыбу. Нашли лесную малину. Мелкая, но вкусная.

to воздуха в 8.30 +112о С

14.30 +16о С

18.00 +14о С

8 августа 2004 г.

Джулу - шивера Каменная

53.40- остров. В правой протоке шивера с валами 1,5 м.

54.35- порог Центрифуга. Расположен в пяти километрах от устья Калара. Он приурочен к большому островному разбою. Основная масса воды идет правой протокой, которая 400 метровой циркульной трубой огибает галечный остров. Воды много, стояки 1,2-1,5 м, высокая турбулентность воды, сбивки струй, круговороты. Правый берег, образованный скальными породами, напротив нижнего конца острова выступает в реку бойцом. Поток, разогнавшись по дуге, ударяет в боец и отражается в скалу левого берега.

Последние пять километров Калар течет в узком коридоре (30-40 м), прорезая отроги Нижне-Каларского хребта. Течение быстрое, практически перекат с возмущениями воды и валами.

54.50- Витим.

Координаты по GPS - 55o 21'967'' N

116o 15'914'' E

55.15- первая Витимская шивера. Валы до 1,5 м.

55.40- левый приток Бедаун.

55.45- встали на обед на левом берегу перед островом.

56.20- правый приток Бугарикта. Очень маловодный. Течет в высоких скалистых берегах. Сразу за притоком шивера с прижимом к левому берегу. Скорость Витима 16 км/ч. По мнению местных вода небольшая.

56.42- на правом берегу - скала, похожая на петуха. За ней - шивера.

57.35- левый приток Ципа.

Через 25 км ниже устья р. Ципы горы отступают от реки, долина расширяется, и Витим входит в Бамбуйскую котловину. Река, сохраняя быстрое течение, приобретает спокойный характер. Обходя галечные косы, она выписывает широкие плавные изгибы. Много низких залесенных островов, почти у каждого из них образуется перекат. Еще 22 км, и слева впадает р.Бамбуйка. Всего на участке 10 шивер и примерно 35 перекатов.

58.00- шивера Каменная.

Встали на правом берегу на полочках. Мест для палаток на одной полочке нет, пришлось расселиться на 3 полочки + полочка под костровое место. Полочка на расстоянии 50-60 метров от реки, но невысоко.

Ночью пошел сильный дождь. Начался ветер с очень сильными порывами. Несколько палаток ночью срывало, вырвав колышки из песка. Помня о Каларском паводке, ночью вставали и затаскивали катамараны к самым палаткам.

to воздуха в 8.30 +11о С

14.30 +20о С

18.00 +18о С

Координаты по GPS - 55o 26'855'' N

115o 57'735'' E

9 августа 2004 г.

Шивера Каменная - Ур. Гулинга

Утром дождь не прекратился, а ветер усилился и дул в лицо. Течение, как назло несильное. Связали катамараны галеры по 2 .

58.10- остров и приток слева. За островом перекат Дарья.

59.40- остров. Идем справа. На правом основном берегу - стоянка.

59.50- еще один остров. Идем справа. В протоке перекат.

60.00- еще один остров. Шли левой протокой. Обедали на левом берегу напротив острова на галечной отмели. Вообще берега сегодня малопригодны для стоянок- наверху заболоченная местность, а подъем к ней представляет собой подмытые, осыпающиеся отвесные берега из галечника и песка.

64.40- Остров.

65.10- правый приток Нижняя Джилинда.

65.20- перед левым поворотом стоянка на правом берегу. Ориентир - скальная стенка.

65.45- остров.

66.20- остров Батор. Сразу после острова стоянка на правом берегу.

67.20- Урочище Гулинга. Там расположена фермана которой выращивают свиней и коров.

Стоянка в сосняке на правом берегу Витима ниже Гулинги.

to воздуха в 8.30 +11о С

14.30 +20о С

18.00 +18о С

Координаты по GPS - 55o 44'000'' N

118o 52'000'' E

10 августа 2004 г.

Ур. Гулинга - шивера Верхнее Тузалинская.

67.50- левый приток Бамбуйка. Ниже устья р.Бамбуйки Витим еще 12 км течет по котловине. Река широкая, много островов. Потом горы, замыкающие котловину с севера, снова вплотную подходят к воде: Витим вступает в пределы Южно-Муйского хребта. Скалы стискивают мощную реку до 150-200 м. Долина приобретает вид темного ущелья, обрывистые берега которого сплошь покрыты осыпями разрушенных скал. Витим пенится на камнях, во многих местах заваливших русло. Такой характер река имеет на всем 50 километровом участке пересечения хребта. Это наиболее сложная для плавания часть Витима, где расположены семь самых бурных шивер. По своему строению и условиям прохождения каждая шивера требует особого подхода. Но все они имеют одну особенность: чем выше уровень воды, тем легче обойти стороной основные волнения в главной струе, по которой сложно проходить на каяках и байдарках.

68.10- остров Черёмуховый.

68.50- правый приток Долуга. Впереди громада горы 1524.

69.20- правый приток Талакан. Перед ним стоянка на 2-3 палатки.

69.35- остров Большая Коса. В протоке шивера Большая Коса, длина 600 м. Река огибает большую галечно-валунную косу. Шивера расположена в вершине поворота, проход чистый, валы 0,5-0,8м. Прошли сходу всеми судами.

69.55- зимовье Шаманская партия. С воды не видно. Стоять неудобно, далеко от берега, да и подъем к стоянке очень крут.

71.05- перекат Распадовский. Длина 200-250 м. Находится она у самого конца правобережной галечной косы,перед сужением. Прошли сходу всеми судами.

71.15- встали на ночлег на левом берегу в 200 м. выше шиверы Верхнее Тузалинской.

Место очень компактное и живописнее. Поляна с обеих сторон ограничена ручейками. Много плавника, который мы использовали в качестве дров. После прошедших дождей вода в Витиме поднялась на 70 см.

to воздуха в 8.30 +4о С

14.30 +18о С

18.00 +5о С

11 августа 2004 г.

Шивера Верхнее Тузалинская - р.Таксимо

71.18- шивера Верхнее Тузалинская. Проходили прямо под левым берегом, у косы, где волнение меньше.

71.25- левый приток Тузалинка.

71.37- шивера Нижнее Тузалинская. Нижне Тузалинская, вовсе не "зеркальная копия" Верхней, как написано у Владимирова, - прошли по центру, т.к. с правого берега далеко выдаётся скальная гряда.

71.51- заброшенная шахта на правом берегу.

72.10-левый приток Тулдунь. На ее левом берегу остатки деревни Многообещающая Коса - 1 домик. Сразу ниже впадения Тулдуни - шивера Многообещающая Коса, протяженностью 1,5 км. Валы до 3 м.

72.30- правый безымянный приток. За ним небольшая шивера.

72.35- левый безымянный приток. За ним шивера Тулдуньская с валами до 3,5 м. Шивера идёт зигзагом, т.е. в середине заворачивает налево, поэтому кажется сначала, что на этом повороте навал на правый берег и пройти очень трудно.

73.05- на левом берегу остатки 2-3 этажного здания промышленного назначения (явно не для жилья). Напротив , пожалуй самая сильная шивера на нашем маршруте Сивак с валами до 3,5 м. и мощной бочкой у правого берега, которая, при желании, легко обходится по центру. В начале её галечный остров, правая протока сильно наваливает на скалу, на каяках и байдарках пройти очень сложно, так как тянет в бочку. Те, кто не хочет рисковать, могут переплыть на галечный остров и пройти левой протокой.

73.15- перекат Благодатный.

73.30- правый приток Таксимо. Где и встали на ночлег. Вода в Витиме продолжает подниматься, из-за чего стала мутная, а в р. Таксимо чистая, и с сопки хорошо видно, как в Мутные воды Витима вливается чистая струя Таксимо Место для стоянки 4 палаток довольно удобное. Дрова в избытке. Надо сказать, что это последнее хорошее место для стоянки до железнодорожного моста, поэтому, если группа не хочет привлекать внимание местного населения, рекомендуем не уходить ниже р. Таксимо.

to воздуха в 8.30 +7о С

14.30 +24о С

18.00 +12о С

Координаты по GPS - 56o 08'393'' N

115o 49'997'' E

12 августа 2004 г.

Таксимо - п. Витим

С утра шел, ставший уже привычным, дождь. Собирались и шли под дождем

73.30- шивера Ивановская Коса. Последней шиверы почти не заметно.

73.40- зимовье на левом берегу.

73.50- левый безымянный приток. Река течёт почти в ущелье - вокруг горы, течение быстрое. По берегам появились кедры, горы постепенно начали отходить от реки, и вскоре показался мост.

74.30- железнодорожный мост.

Встали на антистапель на левом берегу Витима чуть ниже моста. Есть просторная поляна для разборки судов. В 150 м от моста остановка рабочего поезда. Отсюда 19.30 по Читинскому времени можно уехать в Таксимо. На остановке поезда табличка с надписью: "МПС ВСЖД. Остановочный пункт 1536 км. П. Витим". Местные называют этот мост мостом длиной в 1 час и 573 метра, т.к. по Витиму проходит граница часовых поясов, и на левом берегу разница с московским временем 5 часов, а на правом-6.

Поселка Витима, как такового, сейчас уже нет, т.к. он был временным, и его населяли мостостроители. Была школа, магазин, пекарня. Теперь поселок расформирован, мостостроители работают где-то в районе Бодайбо. Осталась метеостанция, да несколько жилых домов.

До станции Таксимо рабочий поезд идет около 2-х часов. В Таксимо купили билеты на московский поезд и этой же ночью уехали в Москву.

to воздуха в 8.30 +7о С

14.30 +12о С

18.00 +12о С

ИТОГО группой за 74,5 часа сплавного времени пройдено 695 км.

13-17 августа 2004 г.

Дорога в поезде. Рекомендуем посмотреть, и если позволит погода, искупаться в Байкале. Продолжительность стоянки поезда в Северобайкальске (55мин.) позволяет это сделать. Так же рекомендуем купить атлас России и по нему следить за маршрутом поезда. Очень увлекательное занятие. Из вкусностей пожалуй стоит попробовать омуля.

Раздел составили Должков С., Полосин А.., Чебтарев С., Богатырев Ю., Семенова Н.В.

6. Сведения о материальном оснащении группы

6.1. Средства сплава

  • Четырехместный катамаран грузоподъемностью - 1,8 т.
  • Четырехместный катамаран грузоподъемностью - 1,3 т.
  • Двухместный катамаран грузоподъемностью - 0,8 т.-2 шт

Рамы катамаранов деревянные.

Каждый катамаран снабжен 2 чальными концами длиной до 10м и упорами для канойной жесткой посадки.

Каркасно-надувной походный каяк. Каяк снабжен обвязкой, упорами, банкой для жесткой посадки и срывной юбкой.

Общий вес всех средств сплава приблизительно 95 кг(без учета веса деревянных рам).

Рекомендации

Наиболее подходящими судами для данного маршрута мы считаем двухместные катамараны. С одной стороны они повышают спортивность сплава, с другой обеспечивают достаточную для данного маршрута безопасность. Для изготовления рам на месте начала сплава мы рекомендуем использовать ошкуренные стволы молодых лиственниц или елей диаметром в комеле не более 5-6 см. На месте сбора судов преобладает лиственница, поэтому она должна стать основным материалом для вязки рамы. Для вязки рамы мы рекомендуем использовать широкую и плотную(рельефная поверхность) парашютную стропу. Для закрепления скруток лучше использовать х/б киперную ленту: она не скользит по дереву в отличии от капроновой.

Раздел составил Сысуев Павел

6.2. Состав специального снаряжения

6.2.1. Общественное снаряжение

  1. Весла канойные пластиковые - 10 шт.
  2. Весла канойные деревянные - 2 шт.
  3. Весла байдарочные пластиковые - 1 шт.
  4. Запасные весла деревянные канойные - 3 шт.
  5. Запасные лопасти (дюралевые) для каяка - 2 шт.
  6. Спасконец береговой (морковка) - 2 шт.
  7. Гидроупаковка общественная(продукты,палатки)- 14 шт.
  8. Общий вес общественного спецснаряжения 23 кг

6.2.2. Личное снаряжение

  1. Спасжилеты надувные - 14шт.
  2. Шлемы хоккейные - 14 шт.
  3. Гидроанараки - 14 шт.
  4. Гидроштаны - 14 шт.
  5. Сплавная обувь - 14 шт.
  6. Гидроупаковки(личные) -14 шт.
  7. НАЗ (неприкосновенный аварийный запас: спички,
  8. гидропирит, бинт) в двойной гидроупаковке 14 шт.
  9. Вес личного снаряжения (на одного участника)- 3.5 кг

Рекомендуем использовать катамаранные стеклопластиковые весла, т.к. они легки и достаточно прочны. В качестве запасных весел рекомендуем использовать лопасти от байдарок "Таймень", цевье при необходимости делать на месте из дерева. Рекомендуем упаковывать НАЗ в 2 надувных шарика

Раздел составил Сысуев Павел.

6.3. Рекомендации по питанию

При подготовке продуктов питания к походу мы использовали нормальную раскладку весом 800 г в день на одного человека. Ограничение веса раскладки связаны с большой продолжительностью сплава и отсутствием возможности пополнения продуктов в магазинах. Больших надежд на дополнение рациона рыбой или дичью, мы возлагать не рекомендуем.

7. Заключение и рекомендации

1. Поход по данному маршруту позволяет познакомиться с интересным районом Восточной Сибири - хребтом Калар и Удокан.

2. Из рек Каларского хребта Калар в спортивном отношении наиболее прост, но и наиболее красив на всем протяжении.

3. Основные препятствия реки - многочисленные шиверы протяженностью от 100 до 3 км м.

Самое сложное препятствие - участок верховя реки ниже второй наледи, по характеру близок к реке Мзымта ниже Красной поляны и оценивается нами, как 4 к.с.

Из шивер выделяются мощные шиверы нижнего участка Витима По нашей воде все препятствия принципе можно было проходить без просмотра. А те, что нужно было бы осмотреть, осмотреть с берега было невозможно из-за очень большой протяженность

Нами пройдены все препятствия всеми судами. Страховка при прохождении большинства препятствий - взаимостраховка и страховка при прохождении тандемами. Береговая страховка не использовалась в связи с неудобством ее налаживания.

На водной части маршрута мы не встретили ни одной группы. Лучшие места для дневок отмечены на карте.

4. Погодные условия при прохождении маршрута были разнообразными. Были и теплые солнечные дни и дни с сильными дождями, градом, и даже снегом. По ночам случались заморозки. Два раза - на Каларе и на Витиме группа наблюдала повышение воды в течение суток от 0,7 м до 2, 5.

5. Ягоды. Голубика на маршруте: Начиная со среднего течения Калара и ниже,- малина, черная смородина. брусника- очнь мало и только на Витимее; -.

Грибов на маршруте мы практически не встретили, за исключением нескольких маслят и сыроежек на Витиме

Рыба: ленок, валек. Ловили на всех стоянках, правда, понемногу. Однако надо знть, что во время подъема уровня рек в результате дождей, вода в них мутнеет, и рыба уходит в более мелководные, а значит и более чистые притоки.

6. Маршрут проходит по ненаселенной местности. Единственный населенный пункт - с. Средний Калар. Почта отсутствует. Транспортная связь с Новой Чарой возможна только зимой. Радиосвязь с большой землей существует на метеостанции Катугино, туда же 2 раза за весеннее -летний сезон пробивается вездеход

7. Хорошо дополнить спортивную часть маршрута посещением оз.Байкал.

8. Мы считаем, что представленный график движения оптимален для групп, состоящих из школьников и совершающих не первое водное путешествие.

9. Река классифицируется третьей категорией сложности от зимовья Борода (устье р.Читканда). И по замыслу составителей классификатора участок реки выше зимовья группы должны проходить пешком. Попасть на транспорте до зимовья очень сложно. В обычных для этих мест погодных условиях так и получается, так как вышеописанный участок реки становится мелким и практически непроходимым. Но в отдельных случаях, как это получилось с нами, проходят дожди, уровень воды резко поднимается и участок реки от озер Амудисса до Талакана становится проходимым для туристских судов. Но уклон на этом участке 10,5 м/км против 3,5 м/км в районе зимовья Борода и соответственно сложность препятствий, когда прохождение их становится возможным, достаточно высока и для экипажей с недостаточным опытом хождения категорийных рек представляет реальную опасность. Да и для опытных групп эффект неожиданности может сыграть далеко не положительную роль. Самое удивительное заключается в том, что в Интернете достаточно рассказов о реке Калар, но, собираясь в поход, мы ни в одном описании не встретили предупреждения о препятствиях. Поэтому хотелось бы пожелать группам, идущим на Калар, более серьезно отнестись к этой реке и более серьезно готовиться как технически, так и психологически. Данный маршрут соответствует (в нашу большую воду) 4 к.с. и может быть использован как учебно-тренировочный для хорошо подготовленных групп школьников, идущих в первый поход со сплавом по рекам азиатской части России.

Раздел составили: Бирюков Павел, Должков Сергей, Семенова Н.В.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
 pbagdonas, 27.11.2008
Были на Каларе два раза (2002 и 2006 гг). Кстати, несколько абзацев в вашем отчете "списаны" с очерка одной из наших участниц, опубликованного на "Скитальце". На мой взгляд, совсем необоснованно. На самом деле, спортивный интерес представляет только участок до зим.Борода. Ориентировочно на данном участке от 1 до 4 порогов можно отнести к 4 к.с., остальные - не выше 3 к.с. После зим.Борода в спортивном плане интереса река не представляет (мы шли под мотором), однако рыбалка оба раза была отличная, правда в нашем случае уровень воды не был таким высоким, хотя в 2006 тоже было не жарко, - были и заморозки и снег.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100