Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

Отчет о водном туристском походе II к.с. по Северной Карелии (р. Калга)

Дата: 2 - 22 июля 2005 г.

Маршрутная книжка № 177 - 04 / 4 - 206

Руководитель: Гуц А.В. (Москва)

Содержание

Справочные сведения о походе
Характеристика района и маршрута похода
График движения
Таблица метеонаблюдений
Техническое описание маршрута
Картографический материал
Сведения о материальном оснащении группы
Выводы и рекомендации

 

Справочные сведения о походе

Раздел подготовили: Семёнова Неля Вячеславовна, Шишорина Настя

  1. Учреждение: Центр детского туризма и экскурсий "Черёмушки"
  2. Округ: Юго-Западный
  3. Район похода: Северная Карелия
  4. Вид туризма: водный
  5. Категория сложности похода: вторая
  6. Нитка маршрута: ст. Энгозеро - оз. Энгозеро - р. Калга - дер. Калгалакша - Белое море - губа Домашняя - ст. Кузема
  7. Сроки похода: 02.07.05 - 22.07.05
  8. Продолжительность активной части похода: 17 дней
  9. Протяженность активной части маршрута: 165 км
  10. Маршрутная книжка: 177-04/4-206

Состав группы

Фамилия, Имя Год рожд. Туристский опыт Обязанности
  Катамаран 4      
1 Гуц Алексей Витальевич 1961 Шахдара 6–У руководитель
2 Семенова Неля Вячеславовна 1965 Калар 4–У Зам. руководителя
3 Галанов Егор 1989 Подмосковье 1–У отв. за лагерь
4 Попов Александр 1989 Подмосковье 1–У отв. за снаряж.
5 Гуц Максим 1996 Карелия 2–У пом. кострового
  Катамаран 4      
6 Тутуев Игорь 1989 Подмосковье 1–У командир группы
7 Романенко Иван 1990 Подмосковье 1–У технич. описание
8 Солотин Евгений 1998 Подмосковье 1–У отв. за лагерь
9 Красных Иван 1989 Подмосковье 1–У отв. за снаряж.
  Катамаран–2      
10 Шишорина Анастасия 1989 Подмосковье 1–У Отв. За аптечку
11 Куликов Владимир 1990 Подмосковье 1–У рем. мастер
  Катамаран–2      
12 Басилая Георгий 1991 Подмосковье 1–У фотосъемка
13 Антипов Андрей 1991 Подмосковье 1–У топограф
  Катамаран–2      
14 Шишорин Александр 1991 Подмосковье 1–У видеосъемка
15 Куликов Иван 1991 Подмосковье 1–У хронометраж
  Каяки      
16 Наумов Кирилл 1991 Подмосковье 1–У костровой
17 Павлов Иван 1990 Подмосковье 1–У технич. описание

Определяющие препятствия маршрута

Вид препят-ствия К.т. Длина препят-ствия (км) Характеристика препятствия Путь прохождения
Порог 3 0,4 Грива. Шивера, выбирающая все 7 метров падения этого участка реки, расположенная в каньонообразной теснине с 4 поворотами и двумя сливами, заход в некоторые не виден с воды и требует выставления сигнальщиков и страховки( для групп байдарочников и каякеров). В русле огромные обливняки и навальные "бойцы", мощное течение, местами сложный судовой ход. Относительно несложны лишь последние 100 м., после улова в котором удобно выставлять страховку. Тропа осмотра идет по правому берегу, начинаясь после 50–метровой предпорожной шиверки. В конце тропы есть хорошая большая стоянка, на противоположном берегу стоянка с баней. Сложный судовой ход. Вход по центру, затем уход по правый берег, в районе улова переход под ЛБ. Выход по центру или под ПБ. Осмотр ЛБ.
Порог 3 0,45 Коверокоски. Представляет собой 450–метровую шиверу с двумя крутыми поворотами, узкими сливами между камней в сильно засоренном русле. У берегов возможны застрявшие в камнях деревья – остатки бывшего мощного завала. Осмотр справа. Справа же на пороге памятник туристу, погибшему в июле 1981 г. Антону Голяновскому, иногда порог так и именуют. Вход многовариантный. Проход 1–ой ступени – под левым берегом или под ПБ. Далее – по центру с уходом под ПБ для прохода 2–й ступени. После последнего поворота – ближе к ЛБ. Выход многовариантный. Осмотр ПБ .
Порог 3 0,5 Офицерский. Это полукилометровая крутопадающая шивера с резкими поворотами русла, сложным судовым ходом, осложненным навалами на большие камни. Осмотр с обоих берегов. В высокую воду проводка лодок почти исключена. Тропа обноса слева. Под порогом возможна стоянка на 2–3 палатки на травянистой поляне. Вход – под ЛБ с лавированием между камнями для захода на водоскат, смещенный к ЛБ и направленный вершиной к ПБ под острым углом. Осмотр ЛБ.

Характеристика района и маршрута похода

Раздел подготовили: Шишорин Саша, Антипов Андрей.

Географическое положение. Физико-географический район похода - Северо-запад России. В нем выделяется туристский район - Карелия и Кольский полуостров. В свою очередь этот туристский район подразделяется на три подрайона: Южная Карелия, Северная Карелия, Кольский полуостров. Каждая из частей имеет свои нюансы. Поскольку маршрут похода пролегал по Северной Калерии, сконцентрируем свою характеристику именно на ней.

Западная граница подрайона совпадает с государственной, северная проходит в районе 66-й параллели, тяготея к административной границе между Мурманской областью и Республикой Карелия, но не совпадая с ней. Восточная граница омывается Белым морем, и пролегает по кряжу Ветреный пояс. Южная граница - это граница таежных и среднетаежных лесов; расположена на уровне оз. Сямозеро. Административно территория делится между Лоухским, Калевальским, Кемским, Беломорским, Муезерским и Сегежским районами Республики Карелия.

Рельеф. Территория Северной Карелии расположена на восточной части одной из самых древних структур земной коры - Балтийском щите.

Первоначально в процессе гороразрушения здесь образовалась равнина, в сбросовых котловинах возникли большие озера и Белое море в трещинах разломов заложились русла рек. Генеральное направление продольных осей сбросовых котловин, разломов и остатков древних горных хребтов с СЗ на ЮВ. Эту особенность рельефа удобно использовать для ориентирования.

Общий наклон равнины к Белому морю. На западе равнины отроги хребта Маанселькя, в т.ч. Западно-Карельская возвышенность. Наивысшая точка района - 578 м. На востоке с юга до середины Северной Карелии (по линии Юг - Север) из Архангельской области выползает кряж Ветренный пояс с высотами за 300 м.

Чем севернее, тем чаще выходы кристаллических пород (гряды до 250-280 м). На западе наибольшая расчлененность рельефа.

Большую часть территории Северной Карелии занимает Верхне-Кемская впадина - открытое на восток понижение со средней высотой 100-120 м. В ее пределах находится группа крупных озер - Куйто и Нюк.

Второй этап формирования рельефа - ледниковый период. В результате "утюжки" ледником скалы приобретают сглаженные мягкие очертания, а в результате таяния возникают мощные песчаные, песчано-гравийные и состоящие из более крупных обломков отложения. Мощность наносных пластов выражается десятками метров.

В конечном итоге возникли следующие ландшафтные элементы Северной Карелии:

  • бараний лоб (выглаженные ледником скалы);
  • курчавые скалы (скопления бараньих лбов);
  • сельга (скальные выходы, имеющие как правило продолговатую форму);
  • камы (большие холмы, сложенные обломочным материалом, который копился в ямках ледников);
  • зандры (песчаные поля в устьях бывших ледниковых рек и ручьев);
  • озы (песчаные и песчано-гравийные гряды высотой до 40 м - берега бывших ледниковых ручьев и рек).

Из этого следует следующее:

  • камни обкатаны, острые твердые скалы сглажены, следовательно можно не бояться, что любое соприкосновение с ними чревато серьезной аварией для лодок и опасной рваной раной для людей;
  • поскольку горы старейшие, то водопады - редкость, а пороги локальны, следовательно страховки будут нетрудоемки и неголоволомны.
  • поскольку маршрут удален от максимальных высот и проходит по местности, характеризующейся средней расчлененностью, то возможны протяженные болотистые участки, проблемные для организации ночевок.

Климат района умеренно континентальный с чертами морского. Продолжительность безморозного периода - 80 дней в году. В среднем каждый второй день пасмурный. Наибольшая облачность на берегах морей. Часты западные циклоны. Годовой объем осадков около 450 мм. Лето начинается во второй половине июня. Средняя продолжительность светлой части дня в августе - 16 часов. Средняя июльская температура 14,5-15 градусов. Преобладают ветра восточных румбов. Осень наступает в середине августа.

Это означает:

  • есть надежда на благоприятный ветер на Белом море и в губе Домашняя, но тогда по морю можно идти лишь под прикрытием островов, что и необходимо учесть при определении нитки маршрута;
  • западные циклоны - это туманы на море, следовательно, необходимы резервные дни;

Растительность. Весь район - зона северотаежных лесов, что означает господство сосны. Из лиственных распространены пушистая и бородавчатая береза, осина, ольха клейкая. Кустарники: голубика, багульник, болотный мирт, можжевельник. Нижний ярус растительности: зеленые мхи, черника, брусника, ягель, вереск (преобладают); морошка (распространены); травянистые растения (редко встречаются, характерны лишь для выгоревших участков и для районов человеческой деятельности).

Болота занимают 30% площади. На болотах растут кустарники, осоки, камыши, хвощи, голубика, морошка, клюква, багульник, сфагновые мхи.

Скалы покрыты лишайниками и мхами. В расщелинах и понижениях скал - скальные папоротники и цветковые растения.

Повсеместно распространены грибы.

Для нас важны следующие выводы:

  • с дровами проблем быть не должно;
  • если будет рыба, то будет на чем коптить (ольха).

Фауна. Звери: белки, заяц-беляк, ондатра, бобр европейский, бурый медведь, волк, рысь, выдра, норка европейская, лось, тюлень. Птицы: наиболее распространены воробьиные; часты рябчики, тетерева, глухари, ястребы, совы; встречаются орел-беркут, болотный лунь. Из водоплавающих повсеместно распространены утки, гагары, кулики, чайки. Есть гусь. Рыба: сиги, лосось, корюшка, семга, куличка, щука, окунь, плотва, язь, лещ, налим, судак, ряпушка, хариус, форель, треска, камбала, навага.

Район - царство кровососущих насекомых, поэтому необходимо включить в список личного снаряжения репеллент.

На маршруте часто встречаются гнезда диких пчел.

Гидрография. Белое море - обширный залив Северного Ледовитого океана. Побережье Северной Карелии скалистое: море здесь глубокое. Амплитуда колебаний уровня воды более 2-х метров. Особенность приливов и отливов - полусуточный цикл с продолжительностью около 12 ч (т.е. не два прилива - два отлива, а один прилив и один отлив в сутки).

Множество бессточных озер. Множество озерно-речных систем. Для озер характерны острова. Берега разнообразные: скалы и болота чаще, песчаные пляжи реже. Часто береговые мысы и острова имеют мелкосидящие подводные гряды - продолжения.

Относительно малая длина рек в сочетании с заметной разницей высот истоков и устьев обусловливает значительный уклон, который "разбирается" обычно порогами-ступеньками.

В общей сложности озера и озерно-речные системы занимают около 1/3 поверхности района. Наиболее крупные системы: Кемь, Кереть, Пистайоки, Тумча, Охта, Кузема, Воньга, Беломорская Шуя, Калга, Ундукса. Характер питания рек - смешанный. Половодье невысокое (до 2 м). Распределение стоков по летним месяцам (в процентах к семилетнему): июнь - 130-140, июль - 80-90, август - 80-75.

Туристские возможности района. Обширная малонаселенная территория, любое место которой легко и недорого доступно. Экологически благополучный район. Разнообразные и привлекательные ландшафты (из увиденного нами особенно привлекли и поразили остров Хенной). Наличие архитектурных шедевров мирового значения (Преображенский собор в Кеми, ансамбль Соловецкого монастыря). Археологические памятники (сейды, петроглифы, лабиринты). Интересные природные объекты: водоскаты и водопады Куми и Дюррико на Войнице (13,6 м и 7 м), Кивакка на Оланге (12 м), Большой Падун на Винче (около 18 м).

Акватория Белого моря позволяет совершать сложные парусные походы.

Реки Тумча, Кутаийоки, Пистайоки, Войница, Охта, Кереть, Тарасайоки, Поньгома, Вонька, Калга, Ундукса позволяют совершать водные походы 2-ой, 3-ей и 3-ей с элементами 4-й категории сложности.

Основные туристские возможности района, непосредственно прилегающего к маршруту

Маршрут позволяет наработать опыт, умения, навыки, необходимые для безопасного совершения автономных походов 3 к.с. Наиболее благоприятные места для тренировок и содержание тренировочных занятий:

  • препятствие №3: преодоление валов, самосплав, развороты на струе, заход в улов, траверс струи.
  • порог Грива: прохождение прижима, чалка на струе, организация жесткой страховки и спасение судна и экипажа на сильной струе; преодоление длинной шиверы, заход в улова.
  • порог Коверокосски: преодоление, траверс вала; преодоление косого вала, траверс струи;
  • порог Офицерский: точность захода на плохоразличимый с воды ориентир; преодоление длинной шиверы;

Маршрут дает возможность познакомиться практически со всеми основными ландшафтными элементами Северной Карелии.

При желании данный маршрут легко сочетается с экскурсионными программами: Кандалакшского и Соловецкого заповедников.

Общая характеристика активной части маршрута

Активная часть маршрута проходит по р. Калга и Белому морю.

Р. Калга - типичный представитель карельских озерно-речных систем. Протяженность озерно- речного участка в сумме равняется 70 км, а морского-90 км.

Средний расход воды (оцененный путем сравнения с другими реками этого района: Воньгой, Поньгомой, Куземой) близок к 8-10 куб. м/сек в истоке и 12-15 куб. м/сек в устье Калги. Средний уклон межозерных участков - 1,37 м/км; Берега реки большей частью высокие, сухие и возможностей для организации стоянок достаточно. На озерах, за исключением Поричозера и Пиртозера, мест для стоянок, напротив, очень мало, а большая часть береговой линии заболочена. Вдоль реки преобладают смешанные (береза, ель, сосна) зеленомошные леса. Часты разнотипные и верховые грядово-мочажинные сфагновые болота. На морском побережье нередки участки почти чистого сосняка-беломошника.

На Калге препятствия распределены равномерно по течению реки. От большинства карельских рек Калга отличается заметным течением (2-3 км/час) на плесовых участках.

Препятствия представлены тремя основными типами. Это либо несложные перекаты длиной 30-150 м, либо мелководные шиверы в широком русле, зачастую требующие проводки (длина их колеблется от 80 до 700 м), либо участки с крутым падением, сложным судовым ходом и мощным течением в скальных сужениях. Сложные участки в них подчас чередуются с мелководьем. Длина этих препятствий составляет от 50 до 500 м. Непроходимых препятствий на маршруте нет, но такие, как Грива, Коверокоски и Офицерский заслуживают самого внимательного отношения, в том числе - выставления страховки. Сказанное относится к высокому уровню летней воды. В низкую воду прохождение большинства препятствий сведется к проводке.

Что касается морского перехода, то следует отметить два основных момента. Надежды на пополнение запасов пресной воды в устьях рек и ручьев следует оставить: их (эти устья) найти весьма сложно, сколь ни хороша ваша карта. К тому же хорошие стоянки чаще расположены вдали от устьев рек. Так что основным источником воды (впрочем, вполне надежным) могут служить "ванны" и "колодцы" в скалах, где собирается дождевая вода, да болотные низины. Вырыв в таком месте (опознаваемом по более пышной и яркой травянистой растительности) яму полуметровой глубины, отчерпайте пару раз ее досуха. После этого набирающуюся воду можно использовать для готовки, несмотря на ее желтоватый цвет.

Второй момент касается собственно плавания. На большом протяжении маршрута (до группы островов у мыса Хенной Наволок включительно) оно допустимо в течение 2-2,5 часов до и 2 часов после максимума прилива, достигающего 1,5 м. Дело в том, что в этом районе полоса осыхания в виде системы вытянутых каменистых отмелей простирается на километр-полтора от берега. Удаляться от него на такое расстояние (а реально приходится уходить еще дальше во избежание отдельных рифов) даже в не очень сильную волну неблагоразумно.

Следует иметь в виду, что в Калге и в устьях рек, впадающих в море (на 1 км от устья), запрещен лов рыбы любыми снастями. Простое наличие расчехленной удочки может служить основанием для ее конфискации и солидного штрафа. Зато в море можно половить треску на отвесное блеснение, камбалу на донку, в отлив собрать и отварить вкусные мидии.

Варианты подъезда и выезда с маршрута

Подъезд на маршрут: поездом с Ленинградского вокзала до ст. Энгозеро. Далее нанятым автомобилем от станции до оз. Песчаное (можно договориться с водителями, встречающими поезда прямо на месте)- здесь дорога вплотную подходит к озеру. По расстоянию это около 5 км по грунтовой дороге.

Расписание поездов по станции Энгозеро

N Отправление Прибытие Время приб. Стоянка Время отпр.
382A Москва Октябрьская Мурманск 0:15 0:02 0:17
286C Новороссийск Мурманск 3:22 0:01 3:23
425A Мурманск Великие Луки 3:54 0:01 3:55
381A Мурманск Москва Октябрьская 5:25 0:01 5:26
711A Мурманск Санкт–Петербург–Ладожский 9:01 0:01 9:02
011A Мурманск Санкт–Петербург–Ладожский 9:01 0:01 9:02
931M Мурманск Санкт–Петербург–Главн. 10:42 0:18 11:00
022Ч Санкт–Петербург–Ладожский Мурманск 12:23 0:01 12:24
021Ч Мурманск Санкт–Петербург–Ладожский 18:00 0:01 18:01
225C Мурманск Адлер 20:41 0:01 20:42
240П Симферополь Пасс Мурманск 21:55 0:01 21:56

Выезд с маршрута удобен тем, что конечная точка путешествия расположена на р. Березовом в нескольких километрах от ст. Кузема, что исключает необходимость подъезда на дополнительном транспорте.

Расписание поездов по станции Кузема

\
N Отправление Прибытие Время приб. Стоянка Время отпр.
286C Новороссийск Мурманск 2:33 0:01 2:34
427Ь Мурманск Кишинэу 4:48 0:01 4:49
381A Мурманск Москва Октябрьская 6:22 0:18 6:40
239A Мурманск Симферополь Пасс 9:15 0:01 9:16
711A Мурманск Санкт–Петербург–Ладожский 9:55 0:01 9:56
011A Мурманск Санкт–Петербург–Ладожский 9:55 0:01 9:56
211A Мурманск Москва Октябрьская 10:24 0:01 10:25
022Ч Санкт–Петербург–Ладожский Мурманск 11:34 0:01 11:35
374Я Вологда 1 Мурманск 15:45 0:18 16:03
021Ч Мурманск Санкт–Петербург–Ладожский 18:53 0:01 18:54
240П Симферополь Пасс Мурманск 21:06 0:01 21:07
225C Мурманск Адлер 21:35 0:01 21:36
326Б Минск–Пассажирский Мурманск 22:48 0:01 22:49
382A Москва Октябрьская Мурманск 23:25 0:02 23:27

Адреса и телефоны поисково-спасательной службы и туристских организаций

Карельская Республиканская ПСС: 185013, Петрозаводск, ул. Пограничная 19.

  • Дежурный - 74-69-31
  • Начальник - 70-80-31
  • Бухгалтерия - 70-84-63

Карельский Республиканский ЦДЮТ: 185005, Петрозаводск, ул. Толстого 4, тел. 559118.

График движения и таблица метеонаблюдений

Раздел подготовили: Басилая Георгий, Наумов Кирилл

График движения

№ дня Дата Участок пути Рассто-яние км Ходовое время, ч:мин Определяющие препятствия Способ передви-жения
Чистое Техническое
1–2 2–4 июля 2005 г. Москва (Лен. вокз)– – ст. Энгозеро         поезд
3 4 июля 2005 г. ст. Энгозеро – – оз. Песчаное (берег) оз. Песчаное (берег) – остров 5 2,8 0:20 0:40 1:40 0:40   машина сплав
4 5 июля 2005 г. Оз. Песчаное –оз. Поригозеро 10 2:30 3:30 П №3  
5 6 июля 2005 г. Оз. Поригозеро– порог Грива 18 3:00 4:50 П Грива сплав
6 7 июля 2005 г. Дневка
7 8 июля 2005 г. Порог Грива – оз. Нижнее Амбарное 12 2:00 2:30 П № 23 сплав
8 9 июля 2005 г. Оз. Нижнее Амбарное– Калгозеро 12 2:10 2:25 П Коверокоски сплав
9 10июля 2005 г. Дневка
10 11 июля 2005 г. Калгозеро– пос. Калгалакша 18 3:10 4:05 П Офицерский сплав
11 12 июля 2005 г. Пос. Калгалакша– мыс Чапин 18 4:40 6:15 Гребля по морю сплав
12 13 июля 2005 г. Дневка
13 14 июля 2005 г. Мыс Чапин– мыс Моржовый 22 5:20 6:35   сплав
14 15 июля 2005 г. Мыс Моржовый–остров Хенной 22 5:30 6:45   сплав
15 16 июля 2005 г. Дневка
16 17 июля 2005 г. Остров Хенной – Губа Телячья 19 4:20 5:55   сплав
17 18 июля 2005 г. Дневка
18 19 июля 2005 г. Запасной день  
19 20 июля 2005 г. Телячья Губа – ст. Кузема 9 2:55 2:55 сплав
20–21 20–22 июля 2005 г. Ст. Кузема – Москва         поезд

График маршрута был изменен дважды по объективным причинам: перенос дневки с 15 июля на следующий день из-за отсутствия питьевой воды на м. Моржовый и изменение места стоянки 18-19 июля по той же причине.

Активная часть маршрута - 165 км

пешком (обносы, радиалки) - 0 км

Продолжительность активной части маршрута - 17 дней

из них сплав - 11 дней

Чистое ходовое время - 36:35

Техническое время - 48:05

Таблица метеонаблюдений на активной части маршрута

Таблица RTF

Техническое описание маршрута

Раздел подготовили: Павлов Иван, Куликов Иван, Антипов Андрей, Романенко Иван.

Раздел включает техническое описание маршрута по дням пути.

Описание каждого сплавного дня включает в себя лоцию и описание действий группы.

Список используемых в отчете сокращений:

  • ЛБ - левый берег
  • ПБ - правый берег
  • К-4 - четырехместный катамаран
  • К-2 - двухместный катамаран
  • пр - препятствие
  • ор - ориентир
  • осм - осмотр

4 июля. 3-день.

0:35 - прибытие на ст. Энгозеро происходит почти без задержки. Пока проходит процесс выгрузки из вагона, к нам подходит водитель УАЗ-фермер с прицепом и предлагает свои услуги по транспортировки нас к начальной точке путешествия. Попутно интересуемся тем, где на Энгозере можно организовать стапель и первую ночевку. Водитель рекомендует проехать до следующего после Энгозера - Песчаного, т.к. в последние годы на берегах Энгозера участились случаи конфликтов между местной молодежью и туристами. По его словам Песчаное озеро находится километра на 3,5-4 дальше от поселка, к тому же, неподалеку от стапеля есть места для организации ночлега. Поскольку предложение водителя, как и цена на его услуги (800 руб с 17 человек ) нас устроило, мы погрузились и поехали. Переезд длился около 20 мин.

На берегу Песчаного озера собрали катамараны и пересекли озеро с востока на запад. Там, в западном заливе, на мысу организовали ночлег. Удобная чалка. Стоянка обдуваемая, с пляжем и плотным чистым дном, хотя и не очень просторная. В 500 м. к северо-западу протока из озер Узких с мостом.

Пройдено 2,8 км ЧХВ 0:40

5 июля. 4-й день

С места ночлега уходим, пересекая озеро с запада на восток. Через 40 минут подходим протоке с перекатом П1 - перекат длиной около 50 м. Еще через 10 минут подходим к П2 - шивера 70 м с мелким заходом по центру и резким уходом под левый берег, где требуется маневр в обход двух обливняков. Примерно через 7 минут подходим к П3 - - крутой шивере, длинной около 80 м с большими валами, расположенной перед мостом автодороги из Энгозера на Хаттомозеро. Заход из-под левого берега. Осмотр возможен с обоих берегов. Во время осмотра спугнули огромного глухаря. Сразу за мостом на возвышенном ЛБ возможна стоянка. Вдоль дороги на старой вырубке много ягод (морошка, голубика, черника), к сожалению, пока еще неспелых. Ниже на реке коротенький перекат П4. Вскоре Калга входит в широкую заболоченную долину и начинает петлять, образуя массу стариц и островных разбоев. В 2 км (примерно 20 мин сплава) от П4 расположен железнодорожный мост. Захламленные проходы меж его опор образуют препятствие П5. Наиболее надежным нам показался проход в крайний пролет справа. Однако во время прохождения следует быть очень внимательными, т.к. в русле много остатков свай и бревен. Через 1,5 км проходим ЛЭП, в 30 м ниже которой на ПБ небольшая стоянка. Еще через 10 мин слева к воде выходит плоский скальный массив, с просторной стоянкой и баней. Отсюда начинается П6 - 600-метровая шивера с тремя крутыми поворотами. Осмотр слева. Вход и выход несложны, но в середине есть участок, требующий крутой лавировки на сильном течении в обход больших обливных плит и каменных гряд. Во время прохождения держимся ПБ, избегая навала на ЛБ. Справа под порогом небольшая стоянка на высокой сельге. В 25 минутах сплава, перед следующим препятствием-П7, сразу после левого поворота встаем на ночлег на ЛБ. Площадка удобная и просторная, купание удобное, продуваемость хорошая, вода из реки, дров много.

Действия группы.

По озерам шли "уступом". В протоках шли кильватерной колонной.

Железнодорожный мост проходили поочередно (конец прохождения первого судна - старт последующего).

Все препятствия, кроме П3 шли походной колонной с осмотром с воды или без осмотра.

П3 осматривали. Первым прошел К-4(№1) и встал на страховку и фотографирование в улов под ПБ. Вторым прошел К-2 и встал на страховку в улов ЛБ ниже К-4. Остальные суда проходили поочередно по команде по рации.

Пройдено 10 км. ЧХВ 2:30 ТВ 3:30.

6 июля. 5-й день.

Сразу за стоянкой -П7, который начинается мелководным перекатом справа от острова. За островом река сжимается, образуя опасный навал на мощный ствол дерева у правого берега или, на выбор, на большой бык по центру. Затем следует стометровый участок с серией валов, в которых нужно смещаться влево - к выходу между берегом и грядой камней. Высадка для осмотра слева (перед островом) неудобна. П8 - бурный несложный перекат длиной 40 м. П9 расположен в сужении на прямом участке за правым поворотом. Длина около 100 м. Осмотр слева. После очевидного захода возле левобережной скалы в русле встречается группа из трех обливняков на которые идет серьезный навал, чистое прохождение непросто. Далее проход несложен, но на выходе мелко. П10 - слабый перекат в широком русле. П11 расположен на правом повороте. Длина 200 м, осмотр справа. На этом же берегу можно организовать стоянку. Шивера проходится по основной струе, на выходе требуется несложный маневр под левым берегом среди обливных камней.Через километр Калга впадает в Поригозеро. Всего от места ночлега до озера шли 25 мин. Стоянки есть на острове напротив устья (пожалуй, наилучшая), в восточном заливе и на двух мысках напротив друг друга у истока реки. За озером на протяжении 1 км встретятся три несложных переката П12-14. Затем река проходит через двухкилометровую Щучью ламбину. В начале ее слева есть места для стоянок. Далее следуют 200-метровый слабый перекат П15, затем идет полукилометровая ламбина, 70-метровый несложный перекат П16, затем опять полуторакилометровая ламбина. За ней еще 4 препятствия. П17 - 100-метровый перекат. П18 - шивера на левом повороте с мелким заходом. Основная струя бьет в небольшой обливной камень, и чистое прохождение вряд ли возможно. П19-20 - шиверы по 50-70 м в скальных сужениях, где в высокую воду можно ожидать появление сливов. Осмотр слева. Требуется несложный маневр в обход отдельных камней. Далее в реке сильное течение, крутые повороты. Через 1,5 км Калга впадает в Пиртозеро, где возможны стоянки по правому берегу. На самой первой из них, напротив выхода из реки делаем обеденный привал, т.к. нам сегодня еще предстоит прохождение именного порога Грива. У восточной оконечности озера к воде выходит дорога (видна с воды). До Энгозера отсюда 16 км. За озером протока с несложным перекатом П21, приводящая в полукилометровую ламбину, на высоком левом берегу которой можно встать на ночевку. После переката справа на дереве висит майка. Знаменует она собой начала порога "Грива", порог П22 Грива (КС - III кс), вбирает все 7 метров падения этого участка реки. Порог расположен в каньонообразной теснине с 4 поворотами и двумя сливами, заход в некоторые не виден с воды. В русле большие обливные камни и навальные "бойцы", мощное течение, местами сложный судовой ход. Относительно несложны лишь последние 100 м., после улова в котором удобно выставлять страховку. Тропа осмотра идет по правому берегу, начинаясь после 50-метровой предпорожной шиверки. В конце тропы есть хорошая большая стоянка, а на противоположном берегу стоянка с баней.

Действия группы.

Чалимся на ПБ перед пор. Грива, осматриваем. Все экипажи смотрят прохождение порога экипажем катамарана-4 руководителя группы. После прохождения препятствия и пояснения своих действий порог проходят по очереди остальные экипажи. Старт по рации.

При прохождении второй ступени порога у экипажей была задача зайти в левую протоку (между скалой и левым берегом) и далее сплавляться до стоянки.

На ночь встали на левом берегу после порога. Место очень живописное, площадка удобная - есть стол со скамейками, место для купания также удобное (плотное чистое быстро понижающееся дно). Вода из озера. Дров средне. Продуваемость нормальная.

Пройдено 18 км. ЧХВ 3:00 ТВ 4:50

7 июля. 6-й день.

Дневка

Дневка-тренировка на Гриве.

В тренировке участвовали все типы судов, имеющиеся в группе.

Основные цели:

- получение опыта и наработка умений и навыков прохождения шивер;

- наработка навыков и умений реального обеспечения страховки;

Достижение обеих целей обеспечивалось параметрами конкретного места, выбранного для тренировки.

Непосредственно учебные задачи при обеспечении страховки в первую очередь возлагались на судно, располагавшееся в улове под островом (ЛБ). Экипажи периодически менялись. Тренировка осуществлялась на разгруженных судах.

Помимо тренировки сделали баню. Рыбаки наловили окуней и больших язей.

8 июля. 7-й день.

Через 10 минут сплава от места ночлега вышли в небольшое озеро без названия. На левом берегу протоки, на стрелке с озером остатки рыбацкой избы. Озеро преодолеваем за 20 минут и за вторым мысом на правом берегу видим низкий, но проходимый мост, сразу за которым начинается протока в следующее озеро. В Верхнее Амбарное озеро выходим уже через 5 минут. На его правом берегу видна рыбацкая изба. Мы же идем левым берегом. Через 20 минут подходим к протоке в Среднее Амбарное озеро. Среднее Амбарное озеро также проходим вдоль левого берега за 15 минут. Среднее и Нижнее Амбарные озера соединены протокой, после которой продолжаем движение все тем же левым берегом. Через 25 минут довольно нудной гребли входим в реку и через 10 минут подходим к 700-метровой шивере П23 с тремя плавными поворотами. В русле множество камней. Чистое прохождение почти невозможно, несмотря на то, что течение не очень сильное. Тропа осмотра идет по правому берегу. Встали на обед и на ночлег в конце порога на правом берегу. Стоянка изрядно замусорена. Дрова около стоянки выбраны подчистую. Рекомендуем плавать за дровами на противоположный берег. Купаться опасно (захламленное дно- коряги и какие-то штыри). На Амбарных озерах стоянки возможны лишь на первом плесе Верхнего озера, отделенном от следующих плесов насыпью автодороги (проход под мостом). В протоке между Верхним и Средним озером расположен слабенький перекатик. Стоянки начинаются лишь после первого, после озер, берега становятся высокими и сухими.

Действия группы.

По озерам идем кильватерной колонной. Порог П23 осматриваем с воды. Проходим, увеличив интервал между судами до 30 м. Первым идет К-4, проходит и встает в конце порога у места чалки, обозначив его. Затем идут все остальные. Старт по рации.

Пройдено 12 км. ЧХВ 2:00 ТВ 2:30

9 июля. 8-й день.

Вышли в 10:35. Сразу за стоянкой П24 - несложный перекат 50 м; затем острова и между ними П25 - крутой 70-метровый перекат с бурным выходом. В левой протоке - поваленное дерево. Далее следует цепь из шести перекатов, которую пролетаем без осмотров за 8 минут: П26 - несложный перекат; П27 - 150- метровая шивера на широком участке реки; П28 - перекат 70 м; П29 - 100-метровая крутая шивера, сильно засоренная камнями в основной струе; П30 - короткая мощная шивера (осмотр справа); П31 (КС - II) - шивера длиной около 300 м с правым поворотом в конце. Ее целесообразно проходить поодиночке. Следующее препятствие требует повышенного внимания и значительных затрат времени на преодоление. Это ПЗ2 - Коверокоски (КС - III). Представляет собой 450-метровую шиверу с двумя крутыми поворотами, узкими сливами между камней в сильно засоренном русле. Порог условно можно разделить на две ступени: 1 часть до- и вторая после обелиска. Вторая ступень показалась нам сложнее из-за обилия камней в русле и прижима к левому берегу. У берегов возможны застрявшие в камнях деревья - остатки бывшего мощного завала. Осмотр справа. Справа на пороге памятник туристу, погибшему в июле 1981 г. Антону Голяновскому, иногда порог так и именуют. Дальше река быстро течет, извиваясь в травяном болоте. Через 1 км - правый приток, а еще через 2 км - многолетний завал, преодолевать который можно совершив 50-метровый обнос по левому берегу или, как поступили мы, протащив катамараны через завал, ставший за столько лет своеобразной непотопляемой плотиной. Еще через 2 км начинается Калгозеро. Берега его сильно заболочены. Стоянки возможны лишь в конце озера: на старой дороге, выходящей к воде в ЮВ заливе; на скальной возвышенности в восточной оконечности озера; при выходе в реку, точнее, уже в реке, на левом берегу. Поскольку группа у нас немаленькая, встаем на большой стоянке на скальной возвышенности в конце озера. Место для чалки удобное. Очень удобный заход в воду для купания. Единственный минус стоянки-отсутствие вблизи нее дров, поэтому за дровами плаваем на остров напротив стоянки.

Действия группы. Пороги 24-31идем походным порядком, увеличивая интервал между судами по сигналу с направляющего судна. П 32 -Чалимся перед порогом, осматриваем по ПБ. Поочередно сплавляемся до памятника, чалимся к ПБ. После того, как группа собралась, продолжаем движение, по порядку сплавляясь до конца второй ступени. Озеро проходим кильватерной колонной.

Пройдено 12 км. ЧХВ 2:10 ТВ 2:25

10 июля. 9-й день.

Дневка.

В этот день готовились к бане: напилили дров, сложили каменку. До обеда топили баню. После обеда парились и купались. Вечером рыбаки ушли за добычей, а, вернувшись, рассказали, что встретили местных рыбаков, которые предупредили о том, что реку патрулирует рыбоохрана с ОМОНом, поэтому спиннинги лучше убрать. Неподалеку от лагеря видели куропаток с птенцами, много следов оленей и лосей.

11 августа: 10-й день

Который день стоит жаркая и сухая погода. При снятии с места ночлега особое внимание уделяем тушению костра и мерам противопожарной безопасности. Движение продолжаем в северо-западном направлении, и вскоре входим в реку, представляющую собой на этом участке пятикилометровый плес. Далее вновь начинаются препятствия, довольно равномерно распределенные до устья. П33 - перекат 200 м у моста автодороги (осмотр справа); П34 - мелкая 100-метровая шивера, в которой придется больше посидеть на камнях, чем проплыть; П35 - 200-метровая шивера, которую удобнее проходить поодиночке. Русло реки здесь ориентировано на юг и в ясный день прохождению мешало слепящее солнце. П36 - бурное сужение в камнях на протяжении 60 м, легко проходимое. П37 - отлогий слив с плит с последующим несложным маневром. Слева на высоких скалах красивая стоянка. П38 - двойной перекат общей протяженностью около 100 м. П39 - скальное сужение с большими валами длиной около 80 м. Осмотр слева. П40 - несложная короткая шивера. Далее следует последнее тяжелое препятствие реки (КС - III) - порог П41 Офицерский. Это полукилометровая крутопадающая шивера с резкими поворотами русла, сложным судовым ходом, осложненным навалами на большие камни. Осмотр с обоих берегов. Порог состоит из двух ступеней. Первая - остров и протока со сливом 0,7-1м слева с заходом у левого же берега. Правая протока слишком мелководна. Вторая ступень- шивера с большим количеством камней, которую лучше проходить у ПБ. Под порогом возможна стоянка на 2-3 палатки на травянистой поляне. Через 2 км встретится перекат П42 под автомостом, под которым река проходит двумя рукавами. Вход под правым берегом, после чего надо перейти под левый. Затем Калга неоднократно разбивается на протоки, разливается, вновь собирается в единое русло, проходит через мелководье. После того, как река собирается в одно русло и вдали можно угадать очертания домиков, на высоком скальном левом берегу, мы и остановились на ночлег. Эта скала появляется очень неожиданно, среди довольно низких, заболоченных берегов. Стоянка не очень просторная, но дрова есть в необходимом для приготовления пищи количестве. Место для купания неудобное из-за заиленного дна и небольшой глубины, зато весь заливчик у стоянки зарос кувшинками и лилиями. Те, кто намерен закончить маршрут в Калгалакше, могут встать лагерем на левом берегу разлива чуть дальше места нашего ночлега или же, проплыв под мостом в деревне, остановиться на одном из ближних островов уже на море.

Берега этой части реки более сырые, нежели в верхнем и среднем течении, но на участке препятствий П36-40 стоянки возможны.

Действия группы.

До порога П41 идем походной колонной с интервалом 30-40 м. Замыкает К-4 (№2). Порог осматриваем с левого берега. 1-ю ступень проходит сначала К-4 №1 руководителя и встает в улове перед началом 2-ой ступени - шиверы. Вторую проходим поочередно. Первым идет К-4 №1, проходит и встает под камнем в конце шиверы, обозначив его. Затем идут все остальные. Старт по отмашке веслом со страхующего судна.

Пройдено 18 км. ЧХВ 3:10 ТВ 4:05

12 июля. 11-й день.

С места ночлега продолжаем движение в сторону пос. Калгалакша, проходим короткий крутой перекат П43. Через некоторое время входим в поселок, в конце которого у моста, на максимуме скорости приливно-отливных течений (то есть 4 раза в сутки) возникает еще приливный порог П44 Коровий. Во время стояния воды (у пика прилива или отлива) здесь много надводных и подводных камней внушительного размера. В Калгалакше есть магазин (справа от моста), но хлеба здесь купить вряд ли удастся, зато можно пополнить запасы консервов, круп, можно приобрести разнообразные кондитерские изделия, масло, спички и пр. Стоимость проезда на автобусе из пос. Калгалакша до ст. Энгозеро (из объявления на двери сельсовета.):

  • Колхозники и школьники - 10 руб;
  • Пенсионеры, проживающие в Калгалакше - бесплатно;
  • Пенсионеры, сдающие ягоды - 20 руб;
  • Рыбаки и чужие - 30 руб;
  • Туристы - 200 руб. (150 + 50 за багаж);
  • Спецрейс - 400 руб.

По морю продолжали движение в юго-восточном направлении, ориентируясь на восточную оконечность о. Овечий. Красивы и удобны для стоянки острова морской акватории между материком и этим огромным островом (как, впрочем, и на самом этом острове). Далее шли по GPS, т.к. ориентирование на этом отрезке затруднено большим количеством мелких и средних островов. Искать проливы и проходы между островками сложно и бесполезно, потому, что во время отлива многие из них пересыхают. Поэтому надо сразу уходить мористее и выбирать для прохождения довольно большие проливы, если, конечно, Вам не помешает ветер. В лоциях других групп мы читали, что во время путешествия по морю, найти пресную воду достаточно легко в скальных ваннах или болотцах. Весь поход у нас стояла сухая и жаркая погода, поэтому мы, не надеясь на эти источники влаги, набрали воду в гермушки еще в Калге, и, как показала практика, правильно сделали. Обедали на небольшом безымянном островке, воду на котором обнаружить не удалось. После обеда продолжили движение в прежнем направлении. Плавание здесь производит неизгладимое впечатление прозрачностью воды и обилием морской флоры и фауны: различные рыбки, разноцветные медузы, местами - морские звезды. Впечатление, будто плывешь по гигантскому аквариуму. Нам повезло, и мы видели даже морских котиков. Выбравшись из первого лабиринта островов Калгалакшской губы, мы увидели на материке невысокий скальный мыс (ориентир - геодезическая вышка в глубине берега), обрамляющий с востока залив, в который впадает р. Сиг. На северном берегу мыса есть хорошая стоянка. Многие мысы обозначены моряками деревянными вышками. Наподобие геодезических, правда, некоторые из них от времени сгнили и упали.

На самом мысу Чапин стоять негде, поэтому проходим чуть дальше и встаем на островке Мал. Валетов напротив следующего за Чапиным мыса. В проливе между материком и этим островом в средней фазе прилива и отлива возникает морской порог Слудино. Преодолеть пролив в это время очень трудно. Стоянка продуваемая и ровная. Дров много. Температура воды, по сравнению с озерной и речной, довольно прохладная. Поэтому желающих купаться, несмотря на удобный для захода в воду берег, мало. Пролив между островом и материком метров 250-300.На материке группа разведчиков находит озеро с пресной водой.

Действия группы.

В Калгалакше докупили продукты, пока паковали их, подошел местный рыбак и предложил купить за 200 р. большую семгу, правда, без икры, но уже разделанную и засоленную. Не смогли отказаться от его предложения. По морю идем кильватерной колонной.

Пройдено 18 км. ЧХВ 4:40 ТВ 6:15

13 июля. 12-й день.

Дневка.

Во время дневки обошли остров вокруг, обнаружили чаячьи гнезда. С южной оконечности открывается изумительный вид на открытое море и, чуть заметный в самой дали, мыс Каменный. Фотоохотники и видео операторы охотились на морского котика. Для преодоления морского участка было решено связать все катамараны в одну большую галеру для устойчивости курса и избавления от рысканья. Любители халявы продумывали варианты крепления паруса.

14 июля. 13-й день.

Делаем запас пресной воды, уходим курсом Ю на ближайший мыс Парусница. Не доходя до него, делаем технический привал в губе Сельдяной для более жесткого скрепления катамаранов. Далее идем вдоль материка сначала в направлении Ю-В. Делаем обед на безымянном острове примерно в 9 км от ночлега. Используем запас воды, сделанный на мысу Чапин, т.к. воды обнаружить на острове не удается. Затем, примерно через 4 км, огибаем мыс Каменный и, продолжая двигаться вдоль береговой линии, входим в залив, не углубляясь в который 4 км идем курсом Ю-ЮЗ, затем, подходим к мысу Моржовый. Неплохая стоянка на мысу Моржовый - недалеко от избы заготовителей водорослей. Но издали место это выглядит непривлекательным даже в бинокль. Решили встать на ночлег именно здесь, хотя начавшийся отлив мешает подойти к берегу на веслах (катамараны приходится проводить). Дальше же к югу берега часто низменные, не очень удобные для стоянок, хотя порой и живописные. Точнее сказать, хорошие места встречаются, безусловно, но с воды их подчас оценить трудно, особенно в отлив, когда вас оттесняет от коренного берега мелководье.

Воду нашли с трудом в маленьком озерце в 1,5 километрах от стоянки, что для дневки далековато. К тому же вода темная и имеет выраженный запах сероводорода. За ужином решаем дневку завтра не делать, а, пользуясь хорошей погодой и слабым попутным ветром дойти до острова Хенной.

Действия группы.

По морю движемся, связав катамараны и положив на них каяки. Получившееся судно жесткое, почти не рыскает, хорошо удерживает курс, хотя маневренностью не отличается. Гребут все. По GPS засекаем скорость. Получается, что при попутном, как у нас ветре мы можем двигаться со средней скоростью 4-5 км/ч. При преодолении морского участка нельзя далеко удаляться от берега, хотя и идти ближе, чем 500 метров идти бывает затруднительно из-за малых глубин и мелей, которые обнажаются в отлив.

Пройдено 22 км. ЧХВ 5:20 ТВ 6:35

15 июля. 14-й день.

С места ночлега уходим в восточном направлении. Пытаемся уйти мористее, т.к. в воде встречается много едва заметных каменистых островов-отмелей, обходя которые мы потеряем много времени. Встали и вышли сегодня раньше, чем обычно, поэтому есть надежда, что обед, хотя и поздний у нас будет уже на острове Хенном. Отойдя от берега примерно на 1 км, продолжаем движение в юго-западном направлении и примерно через 1:40 минуем мыс острова Сыроватка. Избы, отмеченной на карте, мы не находим даже в бинокль. Справа открывается вид на большой залив. Глубины, по-прежнему, очень небольшие. На дне видны морские звезды, водоросли. Через 3:50 подходим к мысу Хенной. На берегу видна изба и какая-то мачта, типа деревянного основания для антенны. Высаживаем на берег разведчиков, на предмет поиска воды. Разведчики воду не находят и мы переплываем через пролив между материком и островом Хенной и высаживаемся на северном мысу. В целом остров довольно низкий, сырой и малоинтересный, но на мористой его стороне возвышается впечатляющее базальтовое плато, в северной своей части образующее небольшую бухту, где и можно высадиться. Мыс также отмечен мачтой с ржавой якорной цепью. Буквально в 20м от берега в южном направлении на поляне, заросшей пушицей, находим яму с водой. Края ямы обложены досками. Вода хоть и темная, но вполне пригодна для питья. Ее количество нас тоже устраивает. Решаем, что место вполне удачное не только для стоянки, но и для дневки, дров и строительного материала для обустройства стоянки и, скажем, организации бани более чем достаточно (как, впрочем, практически на всем побережье). Стоянка чрезвычайно своеобразна. Представляет собой большое поле, заросшее "газоном" из морошки и шикши, на который сразу падает свободная от дежурства и хоз. работ часть группы. С наветренной стороны она защищена зарослями корявой березы. Около кострового места удачно приспособлен в качестве сидения киль от старого баркаса.

Действия группы.

По морю движемся, как и накануне на "галере". Несколько раз пытаемся поднять парус из кострового тента, но ветер слаб для того, чтобы двигать с приличной скоростью нашу махину, поэтому все силы, после нескольких неудачных попыток поднятия паруса, решаем направить на греблю. Во время сухопутных разведок с целью поиска воды, в первую очередь обращаем на участки низин с ярко- зеленой растительностью.

Пройдено 22 км. ЧХВ 5:30 ТВ 6:55

16 июля. 15-й день.

Дневка.

Во время дневки играем в футбол на очень удобной и ровной северной части острова. Те, кто не любит гонять мяч, ловят рыбу, гуляют по острову, переходят в отлив по камням пролив между островом и материком. Фотографируют. Помимо замечательных видов (в хорошую погоду берег просматривается до Оленьего острова) и своеобразной лишайниковой растительности скал, нам было обещано здесь еще кое-что. Это огромный, величиной с автобус, камень, непонятно как (и откуда) очутившийся на ровной, в целом, поверхности плато. У саамов подобные "летучие камни" называются сеидами и служат объектами почитания. То, что и этот камень являлся сеидом, доказывают небольшие округлые камни (из другой породы), подложенные под нависающее основание гиганта, что свойственно саамской традиции. На территории Карелии сеиды были обнаружены лишь на островах Кузова (на пути от Кеми к Соловкам). За этим камнем мы обнаруживаем еще одну, правда, небольшую стоянку. Вечером мимо острова проплывает стая белух с детенышами. Наблюдаем за их играми. Алексей Витальевич приносит листья морской капусты. Руководители готовят их, и на ужин любители морской кухни поедают салат "дары моря". Вот его рецепт: Морская капуста очищается от камней и песка, моется и сворачивается в рулон, затем тонко нарезается колечками и заливается кипятком. Ставится на огонь и варится минут 10 (можно даже в морской воде). После вода сливается. Капуста заливается кипящей, подсоленной теперь уже пресной водой и варится минут 15. После вода сливается, а чуть остывшая капуста заправляется уксусом и растительным маслом. Соль и специи по вкусу.

17 июля. 16-й день.

С места ночлега уходим вдоль восточного побережья острова Хенной, т.к. пройти между островом и материком на нашей галере нереально даже в максимум прилива. Минуем стоящий вплотную к Хенному остров Моисеев. Идем в юго-западном направлении, проходим в 1 км от безымянного острова с избой. В избе есть люди. Через некоторое время справа открывается вид на губу Воньга. Весь залив в дымке или дыму. Обзору мешают также мелкие острова. На одном из безымянных островов из группы островов Солодушных делаем обеденный привал, используя воду, запасенную на Хенном. После привала продолжаем движение, ориентируясь с помощью GPS. Основная проблема на подходе к губе Домашняя - навигационная. Дело в том, что морское пространство к югу от губы Воньга буквально нашпиговано цепями островов, ориентированными по линии" СЗ-ЮВ. Они закрывают обзор, заслоняя коренной берег, и стремятся "выпихнуть" в открытое море. Так что здесь лучше довериться компасному курсу. Наиболее надежным свидетельством выхода из этого лабиринта в губу Нечаева (миновав которую попадаем в губу Домашнюю) служит дер. Поньгома, видная издалека, а также "ушастая" коммуникационная вышка в Куземе. Решаем не тратить времени на поиски воды на мысу Безымянный наволок, тем более, что сведений о ее наличии там у нас нет. Пересекаем губу Домашнюю в направлении с севера на юг. Решаем организовать ночлег неподалеку от р. Поньгома, в 2 км на запад от мыса Губный Наволок. Место известно не только наличием хорошей стоянки, но и ямой с водой. Место свободно, а вот вода в яме почти отсутствует. Углубляем ее и очищаем от камней. Спустя некоторое время количество жидкости увеличивается.

Действия группы.

По морю движемся, как и накануне на "галере". Все попытки поднять парус пресекаются суровым взглядом руководителей. Прохождение морского участка сильно зависит от погоды и от фазы прилива-отлива. Время максимума прилива можно оценить заранее. Максимум прилива должен быть через 2 и 12+2 часа после кульминации (наивысшей точки) луны. Сайт для расчета восходов и заходов Солнца и Луны: http://www.astro.tomsk.ru/calc. Координаты устья Поньгомы - 65,4° с.ш. 34,4° в.д. (учитывайте летнее время). Советуем сверить время на месте по заходу Солнца.

Пройдено 19 км. ЧХВ 4:20 ТВ 5:55

18 июля. 17-й день. Дневка.

19 июля. 18-й день. Запасной день. Дневка.

Во время сдвоенной дневки делали баню, купались и загорали. Ловили рыбу. Гуляли. Приводили в порядок техническое описание и личное снаряжение. Впервые за время похода видели другие туристские группы. На юге виден горящий остров. Дым от пожара доходит и до нас. Дождя не было почти весь поход, поэтому еще раз проводится инструктаж о противопожарной безопасности.

20 июля. 19-й день.

После обеда выходим в направлении З-СЗ. Держимся левого по ходу берега. Длинный узкий остров в губе Домашняя обходить лучше справа, т.к. слева это сделать при отливе невозможно. На море зыбь даже при полном отсутствии ветра. Проходим остатки хранилища топлива с ржавыми цистернами. Минуем песчаный берег слева и входим в левый залив.

Выгрузится можно практически в любой точке южного берега губы - вдоль всего берега разложены рыбацкие лодки и катера, от которых ведут многочисленные тропинки к дороге в дер. Кузема.

Самый выгодный вариант - у самого входа в устье реки Березовая, чуть дальше уходящей прямо в море "железной дороги". У небольшого поворота налево - характерное грязноватое место сборов. До места у ЛЭП решаем не идти из-за близости к поселку и частой посещаемости местными. Ставим палатки.

Разбираем, сушим, и упаковываем катамараны и каяки. Поскольку билеты у нас куплены еще в Москве решаем потерпеть с посещением магазинов до завтра, и отправляем в разведку группу на предмет дороги до станции.

Пройдено 9 км. ЧХВ 2:55 ТВ 2:55

21 июля. 20-й день.

По тропе около 500 м до грунтовой дороги, по ней - направо до перекрестка с основательной почти прямой дороги (бывшая ж/д ветка). По ней до деревни чуть более 1 км. Через 100 м после выхода из леса - дорога налево, по которой еще метров 600 до станции. Всего - 2,5 - 4 км (в зависимости от места выгрузки).

В дер. Кузема есть несколько магазинов, работающих с 10-00 до 18-00, и построенная в 1995 году пекарня, на самом деле - тоже продуктовый магазин, работающий до 21-00. Цены - чуть выше московских.

Поезд приходит без опоздания. Грузимся в вагон. Вот и закончился наш первый серьезный поход!

21-22 июля.

Дорога в Москву.

Картографический материал

Раздел подготовили: - обзорная схема, список откорректированных объектов, таблицы условных знаков - Тутуев Игорь,

- маршрутные карты - Антипов Андрей,

- координаты точек по GPS - Гуц Алексей Витальевич

Список откорректированных объектов( дополнительно).

Некоторые координаты по GPS.

  • Стоянка на оз. Песчаное 65о 45/ 562// N, 33о55/ 489 //E
  • Стоянка у Поригозера 65о 45/ 082// N, 34о03/ 809 //E
  • Стоянка на пороге Грива 65о 45/ 701// N, 34о14/ 437 //E
  • Стоянка у Нижнего Амбарного озера 65о 44/ 174// N, 34о18/ 921 //E
  • Стоянка на Калгозере 65о 44/ 393// N, 34о29/ 338 //E
  • Стоянка перед Калгалакшей 65о 46/ 553// N, 34о39/ 680 //E
  • Стоянка на мысу Чапин 65о 40/ 941// N, 34о45/ 941 //E
  • Стоянка на мысу Моржовый 65о 33/ 178// N, 34о44/ 181 //E
  • Стоянка на острове Хенной 65о 26/ 004// N, 34о41/ 307 //E
  • Стоянка у реки Поньгома 65о 20/ 751// N, 34о27/ 401 //E
  • Стоянка на ручье Березовый 65о 21/ 806// N, 34о17/ 286 //E

Сведения о материальном оснащение группы

Раздел подготовили: Красных Иван, Попов Александр, Галанов Егор, Шишорина Настя.

Специальное групповое снаряжение

Наименование Кол-во
1 Катамаран четырехместный, 1800 л, в полной укомплектации (рама, репшнур 6 мм для привязывания рамы и крепежа снаряжения, оболочка – 2 шт., баллоны основные с перегородкой – 2 шт., банки – 4 шт., упоры – 4 пары, чальный конец (? 8 мм, длина 8 м) с муфтованным карабином и рогаткой – 1 шт., спасконец в мешке – растяжение (? мм, длина 40 м) с поплавком и муфтованным карабином – 1 шт., метательный спасконец (? 8 мм, длина 25 м) в мешке с поплавком и с муфтованным карабином – 1 шт., съемная палуба из капроновой «мешковины» – 1 шт.) 2 шт.
2 Катамаран двухместный, 650 л, банками в полной укомплектации (рама, мягкие упоры – 2 пары, оболочка – 2 шт., баллоны с перегородкой – 2 шт., чальный конец (? 8 мм, длина 8 м) с муфтованным карабином– 1 шт., метательный спасконец (? 8 мм, длина 25 м) в мешке с поплавком и с муфтованным карабином – 1 шт., съемная палуба из капроновой «мешковины» – 1 шт.) 3 шт.
3 Каяк КНБ в полной укомплекатции (оболочки – 1 шт., бортовые баллоны – 2 шт., каркас – 1 компл; чальный конец (? 8 мм, длина 5 м) – 1 шт., бортовая обвязка (? 6 мм, длина стандартная) – 1 шт., 2 шт.
4 Помпы ножные 4 шт.
5 Спасконцы метательные (? 8 мм, длина 25 м) в мешках с поплавками и муфтованными карабинами 2 шт.
6 Резиновые вязки запасные из автокамер 5 ком.
7 Репшнур ? 6 мм 60 м
8 Карабины муфтованные 5 шт.
9 Рукавицы брезентовые 6 пар
10 Запасные весла 5+2 шт
11 Ремнабор: клей резиновый 1 л, бензин «калоша» – 1л, УР–2К – 0,75 л, клей «Момент» – 1 тюб., ацетон – 1 л, хлорткань (для ремонта обуви и мелкого ремонта оболочек), прорезиненный капрон – 1,5 кв. м, тентовая ткань с ПВХ покрытием – 1,5 м кв., швейный набор, ножовочное полотно – 2 шт., оселок – 1 шт., трехгранный напильник – 1 шт., ножницы – 1 шт., сверла ? 4 и 3 мм по 2 шт., тиски ручные – 1 шт., бинт резиновый – 2 шт., шило – 1 шт., стропа плоская 22 м тонкая – 25 м, репшнур ?3 мм – 30 м, скотч широкий – 2 рулона, изолента ПВХ – 3 рулона, гвозди 30 мм – 20 шт., отвертка универсальная – 1 шт., пассатижи – 1 шт., винты и гайки ? 4 и 3 мм по 10 шт., надфель круглый – 1 шт, протирочная ветошь (куски синтепона), киперная лента х/б шириной 12 мм – 5 м, узкие полоски пенополиэтилена (вместо кисточек), штуцер – 4 шт. 1 компл

Специальное личное снаряжение

Наименование Кол–во
1 Защитный шлем 1 шт.
2 Спасжилет в комплекте (капроновый жилет со встроенной обвязкой типа «беседка» и ножнами для стропореза, карманом для индивидуального аварийного пакета, 4 надувные емкости, стропорез, карабин) 1 шт.
3 Защитные брюки 1 компл
4 Гидрокостюм 1 компл
5 Сплавная обувь 1 пара
6 Гидромешок объемом 70–90 л 2 шт.
7 Комплект «сплавной шерсти» (рейтузы, свитер, носки), если гидрокостюм «сухой» 1 компл
8 Заклеивающийся гермомешок для документов и денег 1 шт.
9 Индивидуальный аварийный комплект в герметичной упаковке (спички, 2 таблетки обезболивающего, перевязочный пакет) 1 компл

Особенности и рекомендации по использованию личного и группового снаряжения

Ножные помпы использовались ежедневно для подкачки судов.

Ацетон возим в стеклянной таре, тару (бутылку) упаковываем в специально сваренный из пенополиэтилена чехол.

Медаптеку собирали в соответствии со списком методической рекомендации Ю. Боголюбского "Походная аптека".

Особенности организации питания и рекомендации по использованию продуктов на данном маршруте в данных природных условиях

Раскладка в поход делалась на основе рекомендаций А.А.Алексеева "Питание в туристском походе". Количество потребляемой с пищей энергии и соотношение белки - жиры - углеводы бралось на основе предложений и выводов А.А. Алексеева.

При этом наша раскладка имела следующие особенности:

- суточная норма продуктов на 1 человека по сухому весу колебалась в пределах от 0,75 до 0,8 кг и нарастала от минимума до максимума за первые 5 суток похода (точка отсчета - день выезда из Москвы);

- еда повторялась на 6-й день (т.е. модуль - 5 дней);

- питание было трехразовое горячее (молочные каши утром, суп в обед и мясной ужин);

Поскольку морской участок похода требовал решения проблемы запаса воды, то все сыпучее и конфеты запаковывались в широкогорлые пластиковые бутылки и транспортировались без гермушек, а уже опустошенный емкости не выбрасывались. Продукты взвешивались порциями на одно дежурство. Сало и колбаса развешенное по дежурствам, заворачивалось в просоленную (смоченную в рассоле и высушенную на воздухе) полотняную тряпицу,.

Ни сало, ни колбасу дополнительной обработке на маршруте подвергать нужды не было. В расчете на рыбу и грибы брали сверх раскладки растительное масло и муку.

Спелой ягоды было очень мало. Грибов почти не было. Рыбы было много и на реке и на море.

Еще на море ели мидий. Для их готовки нужна соль и специи. Варить до раскрытия раковин (около минуты после вскипания воды). Если варить дольше, мидии становятся "резиновыми", невкусными. Хорошо зарекомендовало себя копчение мидий и рыбы в коптильне

Расчет веса рюкзака участника

Продукты и личное снаряжение

  • Продукты на 1 человека - 0,8 кг16 дн = 12,8кг
  • Личное снаряжение - 12 кг

Групповое снаряжение

  • Четырехместный катамаран в полном комплекте (2 шт) - 28 кг
  • Двухместный катамаран в полном комплекте (3 шт) - 30 кг
  • Каяк (2 шт) - 16 кг
  • Помпы - 0,3 кг х 4 = 1,2 кг
  • Метательные спасконцы, резиновые вязки, репшнур, карабины, рукавицы - 4,6 кг
  • Запасные весла, лопасти, ручки - 5,3 кг
  • Костровое снаряжение: костровые цепочки, каны, сковородка, тент, , 2 топора, двуручная пила, ножовка, костровые рукавицы, оргстекло - 9,2 кг
  • Кухня: скатерть, 2 половника, специи, емкости под сахар, чай и соль, набор для мытья посуды, нож, открывалка, разделочная доска - 1,7 кг
  • Палатки в комплекте (колышки, стойки, тент, палатки, п/э для дна) - 12 кг
  • Тент общественный - 2 кг
  • Палатка для бани - 3 кг
  • Медаптека - 3 кг
  • Ремонтный набор - 2,2 кг
  • Фотонабор - 0,9 кг
  • Рыболовный набор - 2,9 кг
  • Две рации с запасным питанием - 0,5 кг
  • Документы - 1 кг

Всего группового снаряжения 123,5 кг

В среднем на 1 человека группового снаряжения 8,3 кг

Средний вес рюкзака участника 32 кг.

Меры по снижению веса рюкзака

Учитывая возможность дозакупки продуктов в Калгалакше, мы брали с собой еду не на весь поход, а лишь на первые 7 дней. Срок определялся тем, что по графику мы должны были быть в зоне досягаемости поселка 11июля. На вечер 11 июля нельзя было рассчитывать, так как магазины могли быть закрыты. К 11 июля был добавлен еще 1 страховочный день, т.е. продукты мы брали по 12 июля. Это было одним из существенных факторов, определивших впоследствии предельные границы сдвижки фактического графика движения.

Итак, вместо расчетных 12,8 кг продуктов на человека мы брали лишь 5,6 кг (сюда входят колбаса и сало, которые брались на весь поход).

Таким образом средний выходной вес на одного человека составил:

  • Продукты 5,6 кг,
  • Личное полевое снаряжение 12 кг,
  • Групповое снаряжение 8,3 кг,

Итого: 25,9 кг.

Продукты в Калгалакше докупались в соответствии со списком, подготовленным в Москве. Ассортимент магазинов позволил не корректировать список продуктов и меню. Единственное, что бралось в Москве на весь поход - это сало, колбаса, сыр, тушенка, сухое молоко и картофельное пюре. Причина - специфика предпоходной подготовки продуктов и упаковки.

Выводы и рекомендации

Раздел подготовил Тутуев Игорь и Семенова Неля Вячеславовна

Выбор района и нитки маршрута

Выбирая Сев. Карелию как район похода важно установить, что уже который год подряд здесь наблюдается нехарактерно низкий уровень воды. Поэтому, если поход в силу тех или иных причин совершается здесь в августе, следует особое внимание обратить на водность реки. Что касается нитки маршрута, то здесь представляется существенным следующее.

Если ставить задачу вывоза с маршрута сухих и вычищенных судов, то удобнее всего оканчивать поход в Куземе. Необходимость организации дежурства ночью в этом месте существует также как и в других местах, хотя деревня находится на некотором расстоянии от р. Березового и поэтому здесь относительно спокойно.

В тренировочном плане можно рассчитывать на пороги: Грива, Коверокосски и Офицерский, а также П23 не зависимо от уровня воды. При этом иметь в виду, что и в высокую воду здесь легко обеспечивается надежная страховка.

Прохождение маршрута

День по озеру позволяют экипажам сработаться перед порогами. Начальные пороги следует осматривать и обсуждать всей группой. Река имеет три (3) сложных препятствия (третьей категории сложности). Эти препятствия требуют обязательного просмотра и, обязательной, страховки. Решение о самостоятельном прохождении моря следует принимать с учетом направления и силы ветра. При встречном ветре необходимо либо потратить не менее 1-2 дней на выплывание против ветра и дождя, либо воспользоваться катером. Заброска и выброска удобные, что определяет популярность маршрута. Есть возможность аварийного схода с маршрута- снятие в пос. Калгалакша. Оптимальное время похода - с начала июля до середины августа, срок - не более 2,5 недель.

Интересные места и краеведческие возможности маршрута

Маршрут необыкновенно красив. Многочисленные живописнейшие скальные скопления, поросшие соснами - повсеместно. Наиболее выразительные места: порог Грива, участок оз. Калгозера и морской переход.

Особо стоит отметить остров Хенной. Это уникально красивое место.

Познавательное и воспитательное значение похода

Освоена точная терминология, связанная с техникой водного туризма. Получен навык отслеживания в текстах неправильного употребления специальных терминов, относящихся к технике водного туризма; сделаны шаги в сторону осознанного внутреннего принятия важности корректного употребления терминов; получен опыт подготовки отчетов о походе. Ознакомились со всеми характерными элементами карельского ландшафта.

Список литературы

  1. С.А.Мазлис-Пресман. Карелия.1991
  2. А.А.Алексеев. Питание в туристическом походе. М., 1998
  3. Ю.Боголюбский. Полевая аптечка. М.,1998
  4. Водный туризм. М., Профиздат, 1990
  5. А Шилов. На байдарках по Карелии. Наука и техника 1997.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100