Виды туризма
Дата: 1-11.05.2008
Маршрутная книжка 08/08
Руководитель: Фёдорова М.В.
Маршрут зачтён МКК ФСОМТ по III к.с.
Авторы: Мария и Николай Федоровы, клуб «Мумми-тролли» (Санкт-Петербург)
- Нас стало больше - мы стали сильнее, или приключения самоходных бассейнов на реке Янисйоки
- Отчет о водном походе II к.с. в Северной Карелии по озеру Тикшеозеро, реке Винча, озерам Пудос и Нотозеро, 26 июля - 5 августа 2007
- Отчет о водном туристском путешествии III к.с. в районе Кольского полуострова по рекам Пусйоки, Конья, Печа
- Отчет о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и Малка, 1-11 мая 2009
- Отчет о походе III к.с. по связке Тохмайоки - Уксунйоки
- Экспериментальный сплав на надувных рыбацких лодках по реке Уксунйоки, или Самоходные бассейны в действии
1. Состав группы
- Фёдорова Мария Владимировна (4Р, 5У), руководитель, капитан К2
- Фёдоров Николай Васильевич (4У, 5У), завхоз, К2
- Балакин Сергей Михайлович (5У, 6У), капитан К4 "Драйв"
- Ларченко Наталья Николаевна (3У, 4У), левый носовой К4 "Сварог"
- Иваненко Иван Вячеславович (3У, 4У), капитан К4 "Сварог"
- Яковлева Галина Викторовна (2У, 2У), правый носовой К4 "Сварог"
- Фёдоров Роман Валентинович (2У), правая корма К4 "Сварог"
- Монни Алексей Владимирович, правый носовой К4 "Драйв"
- Смирнов Дмитрий Евгеньевич (2У), левый носовой К4 "Драйв"
- Романов Александр Анатольевич, левая корма К4 "Драйв"
2. Заброска
Поезд №350 Санкт-Петербург-Костомукша, отправление 01.05. в 18:11 с Ладожского вокзала города Санкт-Петербург - станция Лоймола (ночь с 01.05 на 02.05.). Прошли вперёд по ж/д рельсам до поляны за рекой слева от ж/д. Поляна находится прямо напротив посёлка в месте, где Лоймола вытекает из Лоймоланярви. Так как туристов забрасывается много, то проблем с местными нет. Дрова остались от групп, которые забрасывались 30.04. А вообще, справа от ж/д есть лесок, стоять там неудобно, но дрова, возможно, есть.
3. Сплав по Лоймоле
Сплав по Лоймоле занял у нас два дня, включая стапель и антистапель для волока.
Мы начали сплав сразу за мостом на ЛБ в месте, где Лоймола вытекает из Лоймоланярви.
Количество шивер мы не считали - они все идутся с ходу для катамаранов и не превышают 2 к.с. В начале шиверы маловодные - следует быть аккуратными, чтобы не порваться.
Первый заметный порог - Веер (3 к.с.). До него где-то 14 км от начала сплава. Порог находится в 2,5 км за первым небольшим озером (при входе в озеро справа есть стоянки) и после болотистого разлива. Ориентир Веера - остров.
К2 прошёл порог сходу без осмотра и встал на страховку. Оба К4 произвели осмотр препятствия и тоже без проблем преодолели его.
Порог - это слив в правой протоке высотой около 2-х м и бочка, которая легко пробивается.
После порога берега невысокие до самого входа в озеро Корпиярви. Здесь множество стоянок. Именно здесь и закончился наш первый день сплава по Лоймоле.
На выходе из озера несложный порожек Ядрёна вошь, который экипаж К4 обозвали Подкованной блохой. Осмотра не требует, проход с основной струёй.
До Сариярви - целая череда бодрых шивер, которые ничего сложного для катамаранов не представляют.
После Сариярви следует быть внимательными, так как опять начинается целый каскад уже более мощных шивер, ближе к концу которого расположен самый сложный порог на реке - Табун. На карте он отмечен как Тайваскоски. Порог заслуженно можно оценить в 4 к.с., он требует осмотра и страховки. Ориентир - залитый по нашей воде небольшой островок на самом входе в порог. Чалка в суводи ПБ в 10-15 м перед порогом.
Мы настолько увлеклись приятными шиверами, следовавшими одна за другой перед Табуном, что влетели в Табун с ходу всеми экипажами походной колонной. Первой прошёл К2, затем "Сварог", последним шёл "Драйв", который ещё в первой же бочке потерял левую корму Сашу. Саша улетел вместе с сидушкой и весь порог прошёл самосплавом, держась за катамаран.
Порог начинается косым свалом на повороте с прижимом влево, который, тем не менее, стоит проходить именно по внешнему радиусу, затем подряд следуют две бочки и целая серия мощных валов. Общее падение не менее 4-х метров. За порогом круглый плёс около 100 м, на ПБ - стоянка. Сразу за плёсом ещё одна мощная шивера на повороте.
Этот каскад шивер, Табуна и завершающей шиверы - самое интересное место на реке. Далее только утомительная гребля по плёсам и озёрам.
До нижних порогов Лоймолы мы не дошли, так как на Коллас решили переходить волоком. Путешествие по Лоймоле закончилось на ЛБ перед мостом между озёрами Кайтоярви и Хисъярви. Мост в хорошем состоянии, к нему ведёт неплохая грунтовка с ПБ. В этот же вечер мы разобрали катамараны и морально подготовились к волоку.
4. Волок с Лоймолы на Коллас
Задача стояла - сделать волок за 1 день в отличие от предыдущих групп и выйти точно к началу каньона.
Мы заранее разметили по генштабовской 500 метровке 11 точек и занесли их координаты в GPS. Точки ставили с учётом состояния двух ручьёв, через которые требовался брод. Их состояние проверяли по Google Earth. Первый ручей значения не имеет, он маленький, глубина в худшем случае по пояс. Второй ручей - это целая речка с разливом и порогами после разлива. Переходить можно только в районе порогов.
- Разрушенный мост перед оз. Хисъярви: 32?01?48?? (32.01.800) ЗД и 61?45?33?? (61.45.330) СШ
- Брод через ручей, впадающий в Хисъярви (место стоянки 04.05): 32?02?31?? (32.02.520) ЗД и 61?45?50?? (61.45.842) СШ
- Уход с остатков дороги через г. 120,8м в сторону 2го брода: 32?03?31?? (32.03.520) ЗД и 61?46?00?? (61.46.000) СШ
- Проход между болотами в сторону 2го брода: 32?03?52?? (32.03.867) ЗД и 61?46?06?? (61.46.105) СШ
- 2ой Брод: 32?04?24?? (32.04.404) ЗД и 61?46?11?? (61.46.184) СШ
- 3ий Брод: 32?05?07?? (32.05.116) ЗД и 61?46?24?? (61.46.394) СШ
- Высотка 126 м (слева от неё): 32?05?38?? (32.05.636) ЗД и 61?46?57?? (61.46.947) СШ
- Спуск с гребня в низину: 32?05?55?? (32.05.925) ЗД и 61?47?32?? (61.47.526) СШ
- Проход между 2мя болотами: 32?06?17?? (32.06.289) ЗД и 61?47?39?? (61.47.658) СШ
- Выход из низины на высотку: 32?07?17?? (32.07.289) ЗД и 61?47?52?? (61.47.868) СШ
- Каньон: 32?08?14?? (32.08.240) ЗД и 61?48?00?? (61.48.000) СШ
Комментарии к точкам:
- мост прекрасный и действующий
- 1го брода нет - через него ведут остатки грунтовки с мостиком.
- очень внимательными нужно быть с третьей точкой - в реальности это еле различимая, заросшая просека.
- между болотом и не болотом предпочтительнее выбрать болото, так как любая низинка становится весной болотом, только ещё более непроходимым из-за плотных зарослей подлеска, заваленного снегом. Под снегом, в который мы проваливались по колено и выше, была вода. Болота проходились проще и приятнее - они были ровные и замёрзшие. Из них мы пили воду и подбирали перезимовавшую клюкву.
- 2ой брод возможен в различных точках, мы проходили прямо в месте, где ручей разлился по заболоченной низине. На подходе шли по колено в воде, в самом ручье было по пояс.
- брод речки мы делали ниже по её течению, чем точка 6. На 500 метровке это отметка "пор." и урез 96.9. примерно в 300 метрах выше по течению, чем слияние речки и предыдущего ручья. Перейдя речку, мы вышли по гребню прошли вверх по течению и затем уже свернули к точке 7.
- 11) - начиная с 8ой точки мы отклонились от намеченной линии и шли напрямик по кратчайшему пути к каньону. Мы вышли к началу каньона, но стоять там очень неудобно, мы еле-еле ткнули 4 палатки. Стоять лучше в самом конце каньона на полке перед раздвоением реки. Так что от точки 7, возможно, стоит по прямой идти к концу каньона.
Скорость нашего передвижения составляла в основном от 1100 до 900 м в час. Мы шли со всей снарягой за 1 ходку, не челночили. Рамы для катов несли с собой.
По GPS получилось около 13 км вместо 8,5 по карте. Весь волок занял около 10,5 часов.
5. Сплав по Коласу
В день волока к каньону мы пришли очень поздно, уже в около 8:30 вечера, поэтому стапель катамаранов осуществляли на следующий день, 5 мая.
Весь день мы посвятили осмотру каньона. Это, действительно, очень сложное препятствие. Его можно оценивать в 5-6 к.с. в зависимости от воды. На ЛБ стояла группа, в этот день у них было прохождение, мы видели, как перевернулся К2 во втором сливе. Мы решили широкую К4 "Драйв" стапелить сразу за каньоном. "Сварог" и "Светофор" стапелились сверху. Было принято решение идти с вещами. Страховка - только "Драйв" в самом конце выходной шиверы. Перед каньоном - разгонная шивера, именно в начале неё мы и стояли. Затем остров, основной слив - в правой протоке. Перед островом - удобная суводь на ПБ.
Первый слив прямой, бочка пробивается без проблем. Затем разгонный трек на повороте с прижимом вправо. Прижим не очень сильный, мы его переоценили. В конце второй слив на повороте. На внутреннем правом радиусе очень опасная бочка-унитаз. Именно она и кильнула тот К2, который мы видели. Слева на внешнем радиусе было какое-то бревно, но на него не тянуло. Проходить стоит именно по внешнему радиусу, чтобы обойти плохой унитаз справа. У нас была очень высокая вода, все карманы были залиты. В местах, где они по низкой воде обнажаются, была как бы стоячая пузырчатая структура.
6ое мая началось со снега, выпавшего ночью. Было премерзко влезать в неопрен. Вооще, с этого дня наступило заметное похолодание, продолжавшееся до конца похода.
Экипаж К4 "Драйв" вышел на страховку. Экипаж "Сварога" занял места для съёмки на скале ПБ над вторым сливом каньона. К2 в своём составе принял решение идти с вещами.
Заходная шивера не доставила сложностей, заход в первый слив и его прохождение тоже прошли гладко. Далее экипаж переоценил прижим и слишком резко ушёл влево, у ЛБ сделал телемарк перед самым вторым сливом и вошёл в слив по косому языку ближе к ЛБ, что позволило почти избежать бочки-унитаза справа. Однако, правый баллон всё же цепанул унитаз, результатом чего стала сломанная пряжка на упорах у Мумми-мамы. Далее оставалось только спокойно выправить К2 и уже с удовольствием прокатить третью маленькую ступеньку и мощную выходную шиверу. Чалка к месту страховки рядом с "Драйвом" на ПБ прошла без проблем. К2 остался на страховке.
К4 "Сварог" заменил левого носового Наталью на левого носового "Драйва" Диму. Наталья, Сергей и Саша сменили видео и фотооператоров. К4 "Сварог" также решил не разгружаться. Операторы передали экипажу К2 по рации, что "Сварог" стартовал. Ребята учли ошибку по переоценке прижима и зашли во второй слив чётко слева. После второго слива им понадобилось некоторое время, чтобы выправить К4, а затем прохождение выходной шиверы прошло без проблем. "Сварог" зачалился рядом со страхующим К2. Вскоре подошли операторы. После горячего чая и отдыха экипажи походной колонной в своих составах прошли ещё одну шиверу на повороте сразу после острова, разделяющего рек на 2 протоки после конца каньона. Левая протока - заваленная, в правой - чистый проход. Правый берег - отвесная скала.
Дальше препятствий на реке фактически нет. Есть пара шивер, течение достаточно быстрое для карельской реки. На одном из поворотов на быстрине - огромный бобровый завал. Его приходится обносить.
Со стоянками сложно. Стоять приходится просто в лесу, где берег повыше.
Порог "Карманный", который классифицируют в лоциях как 3 к.с. на самом деле слабенькая шивера на крутом повороте с прижимом в завал. Никаких карманов по нашей воде мы не заметили. Порог с трудом тянет на 2 к.с.
Далее никаких препятствий на реке фактически нет, либо они столь незначительны, что не стоят упоминания.
Антистапель мы произвели 7 мая рядом с дорогой, идущей через д. Колатсельгу, в которой даже работала почта до 14:00. Через 3 часа нас забрала Ольга на "буханке" и отвезла к мосту через Уксунйоки. В этот же день мы отстапелили катамараны на ПБ перед порогом Мостовой-2.
6. Сплав по Уксунйоки
8 мая мы начали сплав по Уксунйоки с Мостового-2, в котором воды было столько, что прохождение можно было осуществлять по правой протоке, а не по левой с бочкой. Справа прохождение получалось более динамичным из-за слаломного характера струи, бывшей при этом мощной и с большим уклоном. К-2 именно так и поступил. К4 "Сварог" проходил Мостовой-2 по основному левому сливу, а К4 "Драйв" повторил манёвр "Светофора".
Длинный плёс до Блюдца прошёл незаметно, Блюдце было полностью залито водой и как порог вообще не существовало.
Лососёвая шивера имела высокие стоячие волы, но прижим преодолевался легко по основной струе.
Через 4,5 часа после прохождения Мостового-2 наша уже была на Розовом слоне.
Воды было столько, что канализация превратилась в катальный порог, а остров сразу после порога, на который переходят по брёвнам, почти полностью скрылся под водой. Брёвен видно не было.
Все наши экипажи проходили по основному левому сливу с вещами. К4 "Сварог" прошёл по центру слива и подзадержался в бочке, но буквально 15 секунд. К4 "Драйв" прошёл по правому краю слива, при этом у левого носового сломалось весло. К2 "Светофор" шёл по правому краю, прижимаясь к острову, но недостаточно прижался к острову в самом конце перед бочкой. Следствием этого стала жизнь в бочке в течение 1,5 минуты. При этом сначала вылетел из упоров Мумми-папа, потеряв при этом весло. Довольно быстро он снова был на катамаране, сорвал запаску. Выйти удалось только, подставив носы под слив, при этом снова вылетел Мумми-папа. Но судно уже было за бочкой, и Мумми-папа спокойно вылез на катамаран.
Мельница подарила нам ещё более острые ощущения. Многие соседние группы её просто обносили, так как справа был огромный котёл, а слева кривой язык с бочкой. "Сварог" пробил бочку, хотя носы подбросило достаточно высоко, и встал на страховку. К2 с вещами встал на классическую кормовую свечу. Экипаж моментально вылез между баллонами, при этом бочка после оверкиля судно не держала.
К4 "Драйв" в бочке потерял капитана Серёжу Балакина, которого подобрал сразу же после выхода из порога.
Стоянку 8 мая мы сделали на Каньоне.
Каньон справа представлял из себя огромный котёл, слева, как всегда, был обычный слив с бочкой.
Проходили каньон наши экипажи уже на следующий день. Все суда прошли его по левому краю без проблем. "Сварог" проходил ещё второй раз в сборном экипаже.
К Храмине мы подошли уже очень уставшие, накилявшиеся и нажевавшиеся в предыдущих препятствиях. Бочка под Храминой нам не понравилась совсем. А линия прохождения по самому левому краю, минуя бочку, была осложнена камнями, которые грозили тем, что в случае, если судно их зацепит, то оно всё равно попадёт в бочку, но в очень невыгодном положении (лагом или скулой).
В итоге, Храмину решили обнести, спокойно прокатили походной колонной выходную шиверу и встали на стоянку 9 мая на "малой скалке", где наш клуб заканчивает поход по Уксунйоки уже не первый раз.
10 мая за нами приехала Ольга на буханке и отвезла нас на питкярантский вокзал. Выбрасывались мы традиционно - в прицепном 19 вагоне из Питкяранты. Который затем перецепляют в Лодейном поле к поезду Петрозаводск-Санкт-Петербург. На Ладожский вокзал мы прибыли в 7:11 утра 11 мая.
7. Выводы и рекомендации
1. Этот маршрут не имеет смысла для групп, которые не готовы к препятствиям типа Каньона на Коласе и падунов на Уксунйоки. На Колласйоки стоит идти только ради каньона, остальные препятствия, во всяком случае ниже каньона, даже не стоят упоминания.
2. Волок - это быстрый, но очень трудоёмкий способ попадания прямо к каньону на Коласе, при этом Лоймола хороша для раскатки перед каньоном.
3. Волок стоит идти только с GPS и хорошей 500 метровкой. GPS на маленькой скорости не указывает направления движения, приходится останавливаться, определять точно местонахождение и корректировать направление. Поэтому мы двигались в основном по азимуту, внося корректировки по GPS. То есть нужно по крайней мере уметь брать азимут и двигаться по нему.
4. Каньон на Коласе - одно из интереснейших препятствий в Карелии, очень напоминает настоящие горные пороги.
5. Уксунйоки по очень большой воде впечатляет даже тех, кто на ней уже бывал в мае.
6. Группа полностью выполнила все задачи по волоку и прохождению каньона, а также другие задачи этого во многом тренировочного для нашей группы похода.
Комментарии