Виды туризма

17 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2008
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 526 0

Дата: 1-11.05.2008

Маршрутная книжка 08/08

Руководитель: Фёдорова М.В.

Маршрут зачтён МКК ФСОМТ по III к.с.

Авторы: Мария и Николай Федоровы, клуб «Мумми-тролли» (Санкт-Петербург)

  • Нас стало больше - мы стали сильнее, или приключения самоходных бассейнов на реке Янисйоки
  • Отчет о водном походе II к.с. в Северной Карелии по озеру Тикшеозеро, реке Винча, озерам Пудос и Нотозеро, 26 июля - 5 августа 2007
  • Отчет о водном туристском путешествии III к.с. в районе Кольского полуострова по рекам Пусйоки, Конья, Печа
  • Отчет о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и Малка, 1-11 мая 2009
  • Отчет о походе III к.с. по связке Тохмайоки - Уксунйоки
  • Экспериментальный сплав на надувных рыбацких лодках по реке Уксунйоки, или Самоходные бассейны в действии

1. Состав группы

  1. Фёдорова Мария Владимировна (4Р, 5У), руководитель, капитан К2
  2. Фёдоров Николай Васильевич (4У, 5У), завхоз, К2
  3. Балакин Сергей Михайлович (5У, 6У), капитан К4 "Драйв"
  4. Ларченко Наталья Николаевна (3У, 4У), левый носовой К4 "Сварог"
  5. Иваненко Иван Вячеславович (3У, 4У), капитан К4 "Сварог"
  6. Яковлева Галина Викторовна (2У, 2У), правый носовой К4 "Сварог"
  7. Фёдоров Роман Валентинович (2У), правая корма К4 "Сварог"
  8. Монни Алексей Владимирович, правый носовой К4 "Драйв"
  9. Смирнов Дмитрий Евгеньевич (2У), левый носовой К4 "Драйв"
  10. Романов Александр Анатольевич, левая корма К4 "Драйв"

2. Заброска

Поезд №350 Санкт-Петербург-Костомукша, отправление 01.05. в 18:11 с Ладожского вокзала города Санкт-Петербург - станция Лоймола (ночь с 01.05 на 02.05.). Прошли вперёд по ж/д рельсам до поляны за рекой слева от ж/д. Поляна находится прямо напротив посёлка в месте, где Лоймола вытекает из Лоймоланярви. Так как туристов забрасывается много, то проблем с местными нет. Дрова остались от групп, которые забрасывались 30.04. А вообще, справа от ж/д есть лесок, стоять там неудобно, но дрова, возможно, есть.

3. Сплав по Лоймоле

Сплав по Лоймоле занял у нас два дня, включая стапель и антистапель для волока.

Мы начали сплав сразу за мостом на ЛБ в месте, где Лоймола вытекает из Лоймоланярви.

Количество шивер мы не считали - они все идутся с ходу для катамаранов и не превышают 2 к.с. В начале шиверы маловодные - следует быть аккуратными, чтобы не порваться.

Первый заметный порог - Веер (3 к.с.). До него где-то 14 км от начала сплава. Порог находится в 2,5 км за первым небольшим озером (при входе в озеро справа есть стоянки) и после болотистого разлива. Ориентир Веера - остров.

К2 прошёл порог сходу без осмотра и встал на страховку. Оба К4 произвели осмотр препятствия и тоже без проблем преодолели его.

Порог - это слив в правой протоке высотой около 2-х м и бочка, которая легко пробивается.

После порога берега невысокие до самого входа в озеро Корпиярви. Здесь множество стоянок. Именно здесь и закончился наш первый день сплава по Лоймоле.

На выходе из озера несложный порожек Ядрёна вошь, который экипаж К4 обозвали Подкованной блохой. Осмотра не требует, проход с основной струёй.

До Сариярви - целая череда бодрых шивер, которые ничего сложного для катамаранов не представляют.

После Сариярви следует быть внимательными, так как опять начинается целый каскад уже более мощных шивер, ближе к концу которого расположен самый сложный порог на реке - Табун. На карте он отмечен как Тайваскоски. Порог заслуженно можно оценить в 4 к.с., он требует осмотра и страховки. Ориентир - залитый по нашей воде небольшой островок на самом входе в порог. Чалка в суводи ПБ в 10-15 м перед порогом.

Мы настолько увлеклись приятными шиверами, следовавшими одна за другой перед Табуном, что влетели в Табун с ходу всеми экипажами походной колонной. Первой прошёл К2, затем "Сварог", последним шёл "Драйв", который ещё в первой же бочке потерял левую корму Сашу. Саша улетел вместе с сидушкой и весь порог прошёл самосплавом, держась за катамаран.

Порог начинается косым свалом на повороте с прижимом влево, который, тем не менее, стоит проходить именно по внешнему радиусу, затем подряд следуют две бочки и целая серия мощных валов. Общее падение не менее 4-х метров. За порогом круглый плёс около 100 м, на ПБ - стоянка. Сразу за плёсом ещё одна мощная шивера на повороте.

Этот каскад шивер, Табуна и завершающей шиверы - самое интересное место на реке. Далее только утомительная гребля по плёсам и озёрам.

До нижних порогов Лоймолы мы не дошли, так как на Коллас решили переходить волоком. Путешествие по Лоймоле закончилось на ЛБ перед мостом между озёрами Кайтоярви и Хисъярви. Мост в хорошем состоянии, к нему ведёт неплохая грунтовка с ПБ. В этот же вечер мы разобрали катамараны и морально подготовились к волоку.

4. Волок с Лоймолы на Коллас

Задача стояла - сделать волок за 1 день в отличие от предыдущих групп и выйти точно к началу каньона.

Мы заранее разметили по генштабовской 500 метровке 11 точек и занесли их координаты в GPS. Точки ставили с учётом состояния двух ручьёв, через которые требовался брод. Их состояние проверяли по Google Earth. Первый ручей значения не имеет, он маленький, глубина в худшем случае по пояс. Второй ручей - это целая речка с разливом и порогами после разлива. Переходить можно только в районе порогов.

  1. Разрушенный мост перед оз. Хисъярви: 32?01?48?? (32.01.800) ЗД и 61?45?33?? (61.45.330) СШ
  2. Брод через ручей, впадающий в Хисъярви (место стоянки 04.05): 32?02?31?? (32.02.520) ЗД и 61?45?50?? (61.45.842) СШ
  3. Уход с остатков дороги через г. 120,8м в сторону 2го брода: 32?03?31?? (32.03.520) ЗД и 61?46?00?? (61.46.000) СШ
  4. Проход между болотами в сторону 2го брода: 32?03?52?? (32.03.867) ЗД и 61?46?06?? (61.46.105) СШ
  5. 2ой Брод: 32?04?24?? (32.04.404) ЗД и 61?46?11?? (61.46.184) СШ
  6. 3ий Брод: 32?05?07?? (32.05.116) ЗД и 61?46?24?? (61.46.394) СШ
  7. Высотка 126 м (слева от неё): 32?05?38?? (32.05.636) ЗД и 61?46?57?? (61.46.947) СШ
  8. Спуск с гребня в низину: 32?05?55?? (32.05.925) ЗД и 61?47?32?? (61.47.526) СШ
  9. Проход между 2мя болотами: 32?06?17?? (32.06.289) ЗД и 61?47?39?? (61.47.658) СШ
  10. Выход из низины на высотку: 32?07?17?? (32.07.289) ЗД и 61?47?52?? (61.47.868) СШ
  11. Каньон: 32?08?14?? (32.08.240) ЗД и 61?48?00?? (61.48.000) СШ

Комментарии к точкам:

- мост прекрасный и действующий

- 1го брода нет - через него ведут остатки грунтовки с мостиком.

- очень внимательными нужно быть с третьей точкой - в реальности это еле различимая, заросшая просека.

- между болотом и не болотом предпочтительнее выбрать болото, так как любая низинка становится весной болотом, только ещё более непроходимым из-за плотных зарослей подлеска, заваленного снегом. Под снегом, в который мы проваливались по колено и выше, была вода. Болота проходились проще и приятнее - они были ровные и замёрзшие. Из них мы пили воду и подбирали перезимовавшую клюкву.

- 2ой брод возможен в различных точках, мы проходили прямо в месте, где ручей разлился по заболоченной низине. На подходе шли по колено в воде, в самом ручье было по пояс.

- брод речки мы делали ниже по её течению, чем точка 6. На 500 метровке это отметка "пор." и урез 96.9. примерно в 300 метрах выше по течению, чем слияние речки и предыдущего ручья. Перейдя речку, мы вышли по гребню прошли вверх по течению и затем уже свернули к точке 7.

- 11) - начиная с 8ой точки мы отклонились от намеченной линии и шли напрямик по кратчайшему пути к каньону. Мы вышли к началу каньона, но стоять там очень неудобно, мы еле-еле ткнули 4 палатки. Стоять лучше в самом конце каньона на полке перед раздвоением реки. Так что от точки 7, возможно, стоит по прямой идти к концу каньона.

Скорость нашего передвижения составляла в основном от 1100 до 900 м в час. Мы шли со всей снарягой за 1 ходку, не челночили. Рамы для катов несли с собой.

По GPS получилось около 13 км вместо 8,5 по карте. Весь волок занял около 10,5 часов.

5. Сплав по Коласу

В день волока к каньону мы пришли очень поздно, уже в около 8:30 вечера, поэтому стапель катамаранов осуществляли на следующий день, 5 мая.

Весь день мы посвятили осмотру каньона. Это, действительно, очень сложное препятствие. Его можно оценивать в 5-6 к.с. в зависимости от воды. На ЛБ стояла группа, в этот день у них было прохождение, мы видели, как перевернулся К2 во втором сливе. Мы решили широкую К4 "Драйв" стапелить сразу за каньоном. "Сварог" и "Светофор" стапелились сверху. Было принято решение идти с вещами. Страховка - только "Драйв" в самом конце выходной шиверы. Перед каньоном - разгонная шивера, именно в начале неё мы и стояли. Затем остров, основной слив - в правой протоке. Перед островом - удобная суводь на ПБ.

Первый слив прямой, бочка пробивается без проблем. Затем разгонный трек на повороте с прижимом вправо. Прижим не очень сильный, мы его переоценили. В конце второй слив на повороте. На внутреннем правом радиусе очень опасная бочка-унитаз. Именно она и кильнула тот К2, который мы видели. Слева на внешнем радиусе было какое-то бревно, но на него не тянуло. Проходить стоит именно по внешнему радиусу, чтобы обойти плохой унитаз справа. У нас была очень высокая вода, все карманы были залиты. В местах, где они по низкой воде обнажаются, была как бы стоячая пузырчатая структура.

6ое мая началось со снега, выпавшего ночью. Было премерзко влезать в неопрен. Вооще, с этого дня наступило заметное похолодание, продолжавшееся до конца похода.

Экипаж К4 "Драйв" вышел на страховку. Экипаж "Сварога" занял места для съёмки на скале ПБ над вторым сливом каньона. К2 в своём составе принял решение идти с вещами.

Заходная шивера не доставила сложностей, заход в первый слив и его прохождение тоже прошли гладко. Далее экипаж переоценил прижим и слишком резко ушёл влево, у ЛБ сделал телемарк перед самым вторым сливом и вошёл в слив по косому языку ближе к ЛБ, что позволило почти избежать бочки-унитаза справа. Однако, правый баллон всё же цепанул унитаз, результатом чего стала сломанная пряжка на упорах у Мумми-мамы. Далее оставалось только спокойно выправить К2 и уже с удовольствием прокатить третью маленькую ступеньку и мощную выходную шиверу. Чалка к месту страховки рядом с "Драйвом" на ПБ прошла без проблем. К2 остался на страховке.

К4 "Сварог" заменил левого носового Наталью на левого носового "Драйва" Диму. Наталья, Сергей и Саша сменили видео и фотооператоров. К4 "Сварог" также решил не разгружаться. Операторы передали экипажу К2 по рации, что "Сварог" стартовал. Ребята учли ошибку по переоценке прижима и зашли во второй слив чётко слева. После второго слива им понадобилось некоторое время, чтобы выправить К4, а затем прохождение выходной шиверы прошло без проблем. "Сварог" зачалился рядом со страхующим К2. Вскоре подошли операторы. После горячего чая и отдыха экипажи походной колонной в своих составах прошли ещё одну шиверу на повороте сразу после острова, разделяющего рек на 2 протоки после конца каньона. Левая протока - заваленная, в правой - чистый проход. Правый берег - отвесная скала.

Дальше препятствий на реке фактически нет. Есть пара шивер, течение достаточно быстрое для карельской реки. На одном из поворотов на быстрине - огромный бобровый завал. Его приходится обносить.

Со стоянками сложно. Стоять приходится просто в лесу, где берег повыше.

Порог "Карманный", который классифицируют в лоциях как 3 к.с. на самом деле слабенькая шивера на крутом повороте с прижимом в завал. Никаких карманов по нашей воде мы не заметили. Порог с трудом тянет на 2 к.с.

Далее никаких препятствий на реке фактически нет, либо они столь незначительны, что не стоят упоминания.

Антистапель мы произвели 7 мая рядом с дорогой, идущей через д. Колатсельгу, в которой даже работала почта до 14:00. Через 3 часа нас забрала Ольга на "буханке" и отвезла к мосту через Уксунйоки. В этот же день мы отстапелили катамараны на ПБ перед порогом Мостовой-2.

6. Сплав по Уксунйоки

8 мая мы начали сплав по Уксунйоки с Мостового-2, в котором воды было столько, что прохождение можно было осуществлять по правой протоке, а не по левой с бочкой. Справа прохождение получалось более динамичным из-за слаломного характера струи, бывшей при этом мощной и с большим уклоном. К-2 именно так и поступил. К4 "Сварог" проходил Мостовой-2 по основному левому сливу, а К4 "Драйв" повторил манёвр "Светофора".

Длинный плёс до Блюдца прошёл незаметно, Блюдце было полностью залито водой и как порог вообще не существовало.

Лососёвая шивера имела высокие стоячие волы, но прижим преодолевался легко по основной струе.

Через 4,5 часа после прохождения Мостового-2 наша уже была на Розовом слоне.

Воды было столько, что канализация превратилась в катальный порог, а остров сразу после порога, на который переходят по брёвнам, почти полностью скрылся под водой. Брёвен видно не было.

Все наши экипажи проходили по основному левому сливу с вещами. К4 "Сварог" прошёл по центру слива и подзадержался в бочке, но буквально 15 секунд. К4 "Драйв" прошёл по правому краю слива, при этом у левого носового сломалось весло. К2 "Светофор" шёл по правому краю, прижимаясь к острову, но недостаточно прижался к острову в самом конце перед бочкой. Следствием этого стала жизнь в бочке в течение 1,5 минуты. При этом сначала вылетел из упоров Мумми-папа, потеряв при этом весло. Довольно быстро он снова был на катамаране, сорвал запаску. Выйти удалось только, подставив носы под слив, при этом снова вылетел Мумми-папа. Но судно уже было за бочкой, и Мумми-папа спокойно вылез на катамаран.

Мельница подарила нам ещё более острые ощущения. Многие соседние группы её просто обносили, так как справа был огромный котёл, а слева кривой язык с бочкой. "Сварог" пробил бочку, хотя носы подбросило достаточно высоко, и встал на страховку. К2 с вещами встал на классическую кормовую свечу. Экипаж моментально вылез между баллонами, при этом бочка после оверкиля судно не держала.

К4 "Драйв" в бочке потерял капитана Серёжу Балакина, которого подобрал сразу же после выхода из порога.

Стоянку 8 мая мы сделали на Каньоне.

Каньон справа представлял из себя огромный котёл, слева, как всегда, был обычный слив с бочкой.

Проходили каньон наши экипажи уже на следующий день. Все суда прошли его по левому краю без проблем. "Сварог" проходил ещё второй раз в сборном экипаже.

К Храмине мы подошли уже очень уставшие, накилявшиеся и нажевавшиеся в предыдущих препятствиях. Бочка под Храминой нам не понравилась совсем. А линия прохождения по самому левому краю, минуя бочку, была осложнена камнями, которые грозили тем, что в случае, если судно их зацепит, то оно всё равно попадёт в бочку, но в очень невыгодном положении (лагом или скулой).

В итоге, Храмину решили обнести, спокойно прокатили походной колонной выходную шиверу и встали на стоянку 9 мая на "малой скалке", где наш клуб заканчивает поход по Уксунйоки уже не первый раз.

10 мая за нами приехала Ольга на буханке и отвезла нас на питкярантский вокзал. Выбрасывались мы традиционно - в прицепном 19 вагоне из Питкяранты. Который затем перецепляют в Лодейном поле к поезду Петрозаводск-Санкт-Петербург. На Ладожский вокзал мы прибыли в 7:11 утра 11 мая.

7. Выводы и рекомендации

1. Этот маршрут не имеет смысла для групп, которые не готовы к препятствиям типа Каньона на Коласе и падунов на Уксунйоки. На Колласйоки стоит идти только ради каньона, остальные препятствия, во всяком случае ниже каньона, даже не стоят упоминания.

2. Волок - это быстрый, но очень трудоёмкий способ попадания прямо к каньону на Коласе, при этом Лоймола хороша для раскатки перед каньоном.

3. Волок стоит идти только с GPS и хорошей 500 метровкой. GPS на маленькой скорости не указывает направления движения, приходится останавливаться, определять точно местонахождение и корректировать направление. Поэтому мы двигались в основном по азимуту, внося корректировки по GPS. То есть нужно по крайней мере уметь брать азимут и двигаться по нему.

4. Каньон на Коласе - одно из интереснейших препятствий в Карелии, очень напоминает настоящие горные пороги.

5. Уксунйоки по очень большой воде впечатляет даже тех, кто на ней уже бывал в мае.

6. Группа полностью выполнила все задачи по волоку и прохождению каньона, а также другие задачи этого во многом тренировочного для нашей группы похода.

Отчёт-описание о спортивно-туристическом водном маршруте III к.с. по рекам Лоймола - Колас - УксунОтчёт-описание о спортивно-туристическом водном маршруте III к.с. по рекам Лоймола - Колас - УксунОтчёт-описание о спортивно-туристическом водном маршруте III к.с. по рекам Лоймола - Колас - УксунОтчёт-описание о спортивно-туристическом водном маршруте III к.с. по рекам Лоймола - Колас - УксунОтчёт-описание о спортивно-туристическом водном маршруте III к.с. по рекам Лоймола - Колас - УксунОтчёт-описание о спортивно-туристическом водном маршруте III к.с. по рекам Лоймола - Колас - УксунОтчёт-описание о спортивно-туристическом водном маршруте III к.с. по рекам Лоймола - Колас - УксунОтчёт-описание о спортивно-туристическом водном маршруте III к.с. по рекам Лоймола - Колас - УксунОтчёт-описание о спортивно-туристическом водном маршруте III к.с. по рекам Лоймола - Колас - УксунОтчёт-описание о спортивно-туристическом водном маршруте III к.с. по рекам Лоймола - Колас - УксунОтчёт-описание о спортивно-туристическом водном маршруте III к.с. по рекам Лоймола - Колас - УксунОтчёт-описание о спортивно-туристическом водном маршруте III к.с. по рекам Лоймола - Колас - УксунОтчёт-описание о спортивно-туристическом водном маршруте III к.с. по рекам Лоймола - Колас - УксунОтчёт-описание о спортивно-туристическом водном маршруте III к.с. по рекам Лоймола - Колас - УксунОтчёт-описание о спортивно-туристическом водном маршруте III к.с. по рекам Лоймола - Колас - УксунОтчёт-описание о спортивно-туристическом водном маршруте III к.с. по рекам Лоймола - Колас - УксунОтчёт-описание о спортивно-туристическом водном маршруте III к.с. по рекам Лоймола - Колас - УксунОтчёт-описание о спортивно-туристическом водном маршруте III к.с. по рекам Лоймола - Колас - УксунОтчёт-описание о спортивно-туристическом водном маршруте III к.с. по рекам Лоймола - Колас - УксунОтчёт-описание о спортивно-туристическом водном маршруте III к.с. по рекам Лоймола - Колас - УксунОтчёт-описание о спортивно-туристическом водном маршруте III к.с. по рекам Лоймола - Колас - Уксун


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию