Год путешествия: 2005
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: I

Дата: 19.07 - 3.08.2005 г.

Источник: www.easyall.narod.ru

Маршрут: жд.ст. Медвежъегорск - оз.Совдозеро- оз.Хейзъярви - оз.Руагъярви - оз.Пейярви - р.Гумарина - р.Янгозерка - оз.Ниж. Мярат - р.Ломнезерка - оз.Селецкое - оз.Хизъярви - оз.Селецкое - р.Лужма - жд.ст. Медвежъегорск.

Категория: семейно-развлекательный, сугубо отдыхательный.

Состав группы:

1. Таймень 2 (нов. шкура) синий "Адмиральский"
  2. Юра - адмирал с трубкой и бородой, отец семейства, папа Димы и Ани, жизненный и походный опыт
  3. Аня -адмиральская дочь, первый раз взяла весло, пожизненный походник, 10 лет
  4. Таймень 2 (нов. шкура) светлый "Молодежный"
  5. Дима - капитан "Молодежного", адмиральский сын, "0" -капитанский опыт, ходил матросом много и долго, 19 лет
  6. Софья, она же САВА (см. Винни Пуха) - 19 лет, матрос "Молодежного" (опытный матрос, пожизненный походник)
  7. Вуокса 3Н зеленая "Поддувная"
  8. Леша - капитан, по совместительству муж Татьяны и отец Степана, разнообразный походный опыт, да и по жизни…
  9. Татьяна - матрос, дежурная мама, по совместительству жена Леши и мама Степана, пожизненный походный опыт
  10. Степан - матрос, сын (см. сайт), второй год с веслом (пожизненный походный опыт), 9 лет

Транспорт: грузовая "Газель" до и от Ладожского вокзала, поезд С.-Петербург - Мурманск до и от Медвежьегорска, микроавтобус "Тойота" от Медвежьегорска до Совдозера и от Лужмы до Медвежьегорска. Время в дороге туда - 20 ч, обратно - 22 ч.

Озеро мечты

Вместо вступления

Не буду объяснять как шла подготовка к маршруту, как выбирался маршрут, как из последних сил собиралась компания, подыскивалась замена выбывшим членам прошлого похода, утрясались сроки… Все это далось большим трудом. Единственное, что прошло по накатанной дорожке это составление походной раскладки, закупка продуктов и необходимого расходного инвентаря, и заброска на вокзал - опыт сказывается. Поезд под посадку как всегда опоздал, поэтому забрасывали вещи очень быстро. В поезде было привычно душно. Предложили поменяться местами паре на боковых около туалета, т.к. выносить вещи планировали через ближайший к нам задний тамбур, но попалась глупая тетка, которая, во-первых, отчитала своего мужика за то, что тот дал нам согласие, а во-вторых дважды пожалела, что не переехала на наши места в середине вагона, ее достали наши "развеселые" дети, и, как мы и обещали, ранний подъем и вынос крупногабаритных вещей через дверь рядом с ее местом.

День первый. "Заброска на маршрут"

Начался день пол-пятого утра. Выгрузку осуществляли в спортивном режиме, а потом полчаса ждали, пока отойдет поезд и освободит нам проход к машине. Еще подъезжая к станции, я в окно заметила паркующийся серый микроавтобус, чуть позже из-под стоящего поезда вынырнул улыбчивый мужчина и представился: "Алексей! Не меня ли вы ждете?"

Вместо рекламы: Вы не знаете как добраться до заветной карельской речки? Вы устали тащить лодки и скарб на своих плечах? Вы замучились ловить "подкидыша"? Тогда мы едем к вам: доставка из Медвежьегорска и обратно, вовремя и по разумным ценам! Алексей т. +7 911 404 4181

По дороге к месту назначения мы узнали, что: во-первых, стояла страшная жара, во-вторых, вода резко упала на 80 см, в-третьих, есть рыбные места куда и возит Алексей своих клиентов, в-четвертых… Я не успела узнать что в-четвертых и пятых, так как заснула, а когда проснулась мы уже пытались установить по виду из окна не пора ли нам вылезать.

Ехали довольно долго перетоптались по пути на оз. Ореховом - было очень красиво: восходящее солнце над озером, легкая дымка и первые комары. Еще через некоторое время стали смотреть карта-место. Определялись по поперечным речкам и мостам. Вроде как угадали и нас выгрузили на широкой поляне, до речки, втекающей в Совдозеро, оставалось 15 м кочкарника.

У-у-у-ра! - радостно приветствовали нас комары

У-у-р-р-а! - приветно гудели слепни и оводы.

У-у, гады! Где мой накомарник! - загундели дети.

Был проведен ритуальный намаз и опрыск, дабы лес более ласково встретил нас. Каждый занялся своим делом: мужчины - сборкой лодок, женщины - приготовлением еды, дети - умело мешали первым и вторым, все были при деле.

Часа через полтора стало понятно, что встали мы не с той ноги или забыли принести жертву какому-нибудь местному божку: таймени не собирались; костер дымил, а не горел; комары кусали, не взирая на намаз и опрыск. Перекусили бутербродами, напилили дров, заново опрыскались от комаров - стало легче. Но тут из-за леса показалась темно-синяя тучка - лодки прикрыли, сами спрятались под тент, тучка испугалась и убежала от нас подальше. Наконец мы приготовили горячий завтрак. Настроение стало еще лучше. Дима почти допилил то лишнее, что не позволяло собрать лодку, а Юра почти собрал своего тайменя. Надо отдать должное "Тритону" - лодки "Вуокса" собираются на порядок проще. Пошли на речку помылись - после поезда и всей этой душной дороги очень хотелось освежиться.

Примета первая: если вымыть голову будет дождь. Поэтому в течении похода отгоняйте теток с шампунями от водоемов! (Алексей: говорил же я теткам - мыть голову на маршруте плохая примета.)

Время близилось к обеду. Сборка лодок продолжается. Мы с Соней развесили над костром котлы под обед. Мимо нас по речке проплыла вереница из 7 лодок - туляки. Поздоровались с ними, порадовались, что кто-то уже на воде.

Примета вторая: туляки на воде - к большому дождю.

Через пятнадцать минут за лесом загремело, небо нахмурилось, и из леса вылезла мама-туча. Еле успели перевернуть лодки (тент мы натянули сразу после приезда) и накрыть крышками чай и суп на костре. Дождь был знатный! Впрочем, тулякам, наверно, было не весело на воде в грозу.

Минут 40 нас поливало дождем. Вначале мы ели суп и с надеждой поглядывали на небо, затем ели бутерброды с чаем и с надеждой глядели на небо, затем сливали из тента воду и с надеждой поглядывали на небо… Наконец Юра изрек: "Ладно, сегодня никуда не пойдем, станем здесь!" И дождь кончился! Вскоре и лодки удалось собрать, и покупаться, и на детей поругаться - остаток дня прошел легко и приятно.

День второй. "На воде"

Встали, поели, собрались. Ура! Мы на воде! Молодежь рванула вперед без оглядки. Сразу вспомнился анекдот про двух быков, старого и молодого.

Вместо отступления (тем, кто не знает): Молодой бык, оглядывая пасущееся внизу стадо, говорит старому быку: Сейчас мы быстро сбежим вниз и поимеем вон ту телочку! Нет, лучше быстро спустимся вниз и поимеем вон ту или вон ту коровку!

На что старый бык отвечает: Мы медленно-медленно слезем с этой горы и поимеем все стадо!

Так вот, молодежь все время уплывала вперед, потом благополучно возвращалась назад узнавать направление движения.

Из дневника Сони-Совы: "Мы с Димой постоянно оказывались впереди. Потом болтали, ждали остальных. Они долго махали, кричали нам и указывали куда плыть…"

Справка: Совдозеро не поражает ни красотами, ни размерами. Обычное среднестатистическое карельское озеро. Западный берег, где расположен поселок, низкий, влажный, подходы к воде заросли осокой. Поляны чередуются со смешанным лесом. Противоположный берег выше, местами видны каменные лбы. Лес близко подходит к воде, хороших стоянок практически нет, но аварийно встать можно по правому берегу. Говорят, на озере бывают в шторм приличные волны. Выход из озера ближе к левому берегу, проход к оз.Хейзъярви между двумя небольшими островами.

Информация к размышлению: Каждое последующее озеро было интересней и стоянки лучше…

Озеро Хейзъярви порадовало нас наличием пляжиков, видимых даже издали. Стоянки там есть! В основном по левому берегу. В дальнем конце (по ходу движения) строят дом, так что самое классное место будет занято. На этом песчаном пляже мы делали перетоп, перекуп и перекус…

Поговорили с "аборигенами" (на моторной лодке к нам подошли очень приятные отдыхающие, соскучились по людям): мужик сказал, что 1 июля были заморозки до -2 С, а по его загорелой даме можно было сказать, что и жара недавно стояла черноморская как минимум. Пожаловались на плохой клев из-за погоды, местные "знатоки" ловят рыбу в Совдозере, в Руагъярви и особенно в Пейярви. Вдобавок по правому борту мы будем проходить избу (ее москвичи строили), в которой можно переночевать. Женщина сказала, что они здесь отдыхают не первый год, что народу бывает здесь мало, поэтому и места довольно чистые и отношения к отдыхающим нормальные. Напоследок нас на тихом ходу отбуксировали к берегу (Класс!).

Стоянку мы нашли в озере Руагъярви на высоком обрывистом берегу. Место было явно удачное для рыбалки, но в связи с неустойчивой погодой рыба ловилась плохо. Площадка расположена на крюкообразном мысу, с двух внешних сторон обрывистый берег, внутри "крюка" небольшой заливчик с кувшинками в воде и березками по берегам, к "острию крюка" близко расположен маленький островок. Пляж - мелкий галечник, в воде дальше песок. Палатки поставили на оборудованной площадке под соснами. Все вокруг заросло черничником. Место удобно для любого времяпрепровождения (и комаров сдувает в лес)!

День третий. "Дневка"

Какой был закат! Молодежь утверждает, что и рассвет был хорош (судя по тому, что они пытались отсыпаться весь день….). День же был дождливый - мимо нас проплыли туляки. Ливень был после полудня, когда все расселись по палаткам: мы с Лешкой к себе, дети в Сонину палатку играть в стратегию, Дима спать… Однако нам пришлось вылезти… Во-первых, пришлось спасать разложенные под тентом продукты, т.к. вода капала через отверстия по месту шва. Во-вторых, утоптанная вокруг костра площадка быстро превратилась в маленькое озеро с островом в виде упрямо горящего костра, ручьи от костра потекли прямо в сторону продуктов под тент, - пришлось откапывать канавки веслом. В-третьих, ручьи (от костровой площадки и не только) поворачивали в сторону палатки, в которой мирно спал Дима, пришлось делать отводной канал с водохранилищами в местах, где грунт выкапывался легче… Через час-полтора, когда дождь почти стих, все стали потихоньку выползать и очень удивились нашей сложной ирригационной системе и нашему весьма живописному виду: мокрые, грязные, в развевающихся плащах-презервативах, вымотанные землекопными работами.

Опять перед ужином (как вчерашним вечером) поорали песни - настроение такое было (как Лешка под них спал?). К вечеру усилился ветер, и появилась надежда, что завтра дождя не будет. С этой мыслью разогнали детей больших и маленьких по палаткам: "СПАТЬ!".

День четвертый. "Гумаринские пороги"

Утро было облачное, но постепенно развиднелось. Ветер и солнце высушили то, что не удалось просушить вчера. Собирались небыстро, но в двенадцать уже были на воде: сегодня будет длинный переход с длинным порогом. Немножко боязно. Все приналегли на весла, даже Аня гребла почти по-взрослому. Озеро Пейярви (точнее два озера) тоже с первого взгляда приятное: песчаные выходы, заливчики, косы… До порогов дошли неожиданно быстро (ветер был почти попутный). Причалились осмотреться.

По внешним данным вся система Гумаринских порогов около 2 км, два категорийных порога, перед, между и за ними одна большая шивера, в низкую воду по ней возможна только проводка. Местные обносят это "безобразие" по лесу.

Мне с детьми скомандовали сойти на берег (решение было правильное хотя бы потому, что при такой низкой воде с "лишним грузом" (нами) вырулить было бы весьма проблематично). Мне на шею повесили всю фото-кино аппаратуру и "ценный" Сонин рюкзачок, дали лишние весла и "лишних" детей. К счастью, я вначале прошла обход порога без груза и примерно знала куда идти. Но по лесу, через бурелом с веслами, в сваливающихся шлепанцах с болтающимся на шее кофром… Это настоящий экстрим! Добавьте двух спорящих детей, голые ноги облепленные комарами (которые лет сто не видели голых ног!), а ведь еще нужно было успеть к точке съемки!..

"Серая утка" - так называется первый порог, у него три ступени: первая слабый слив, затем перекат с поворотом и последняя ступень кривая, как утиная шея… Юра пошел первым, тщательно проинструктировав остальных. Собственным примером он показал, как не надо проходить этот порог. Будь воды побольше, он бы, наверное, вылезал из лодки реже, но опять же силой потока его могло бы и развернуть и кильнуть… Соня с Димкой прошли под наше дружное "ура" без запинки. Соня первым номером отдавала четкие команды и подруливала, как будто она рулевой со столетним стажем. Мужики, правда, скептически хмыкали на наши восторги по поводу Сониного рулежа. Леша прошел с одним "пинком" от порога на второй ступени.

Леша. "Перед порогом можно зачалиться для последующего просмотра справа, у полянки. Полянка после дождя превратилась в болото, в котором вязнешь по колено. Ну, пошли посмотреть, что есть "Серая утка". Первая ступень небольшой слив, потом слабый перекат на котором можно подрулиться для входа во вторую ступень, которая представляет из себя шиверу, только короткую и с ощутимым уклоном. Третья ступень короткий и довольно мощный слив в конце которого надо пройти рядом скамнями у левого берега и резко свернуть влево, чтобы попасть в канал, иначе выбрасывает на каменную косу. В высокую воду там можно даже не рулить, а просто скатиться. Нам не свезло - вода низкая. После просмотра надо садиться в лодку, а ноги по колено в болотной жиже. Вылез на камушек, сполоснулся, пока вылезал и полоскался, изголодавшиеся местные комары пировали на мне как хотели, т.к. сопротивляться голодной ораве стоя на одной ноге, рукой держась за камень, а другой ногой пытаясь попасть в лодку уже не мог. Вход в первую ступень ближе к правому берегу, а вот во вторую и третью ближе к левому. Почти на выходе из второй ступени словил пинок от камня."

Опять погрузились в лодки и дальше по булькающей и виляющей речке. Прошли какую-то шиверу, так мелко, что никакой рулеж не помогает, все равно " поджопников" от реки изрядно получили (правда, не порвались, не протерлись, однако мы погнули кормовой кильсон).

Подошли к "Каливо". Опять осмотрелись. Там такие каменюги перед порогом вдоль берега накиданы, что осмотр весьма затруднен. Мужики говорят, что "Каливо" проще "Утки", просто поворот резкий, слив довольно крутой и мощный слив и бочка. Дальше крупная шивера.

Мы с детьми привычно одеваемся, опрыскиваемся, забираем все ценное и идем вдоль порога (как потом оказалось почти до Гумарино). По дороге снимаем выходящих из "Каливо" героев (к счастью попытки Ани и Степы свалиться в прибрежные буруны не увенчалась успехом), едим землянику, сглаживаем попами склон, учимся отличать волчье лыко от земляники, снимаем на камеру застрявших в шивере Диму и Соню, наблюдаем за жизнью лесных муравьев, успокаиваем с Аней озверевшего от комаров Степу, встречаем дикую, но симпатичную собаку, похожую на волка, устраиваем небольшой лесоповал своими веслами… Аня ведет себя героически: уговаривает уставшего Степу как взрослая, периодически несет его весло, придерживает ветки, а главное не жалуется и не ноет! Вдруг выходим на поляну, где в тихом заливе стоят наши лодки и Соня выливает из своей лодки 62 кружку воды. Оказывается, пока мы ломились через лес произошло следующее:

Из дневника Сони-Совы: "Следующий порог я смотреть не пошла. Он был, что ли продолжением предыдущего. Юра, Лёша, Дима сходили и, вернувшись, высадили тех троих опять. Дима вкратце рассказал, что там вначале бочка, потом шивера. Мы с ним шли последние. Я натянула тент для бочки, но что-то мне подсказывало, что это не спасёт. И точно, в этой бочке вода снесла всё, что можно. И в байде оказалось столько воды, что я обалдела. Но обалдевать дальше у меня не получилось. Были сумасшедшие буруны, и мы задевали ну всё и все. Мы совсем не попали в струю… Если она вообще была… А дальше больше. Порог не кончался, руки уже начали уставать, а голос я чуть не сорвала, потому что Дима частенько меня не слышал. И тут нас начало разворачивать кормой назад, в смысле вперёд. Дима меня услышал только на третий раз и выпрыгнул, но поздно. Байду он удержал, но весло упало в воду и уплыло. А Байду-таки перевернуло задом наперёд, и Дима не смог поставить её назад. Но вести продолжал за корму, а меня мотало туда сюда, пока я наконец не докричалась до Димы, и он не перебрался на нос. Одновременно высматривая весло, он вёл байду, но мы не понимали, где идти. В конце- концов я села очень мощно и предложила Диме, что, может, мне лучше выйти. Взяв в руки сапоги и весло, я вышла, закатав ещё хорошенько джинсы. Но тут я поняла, что меня очень сильно сносит, и я не могу сделать и шаг. Кричу об этом Диме, а он уже ушёл чуть вперёд и тоже встал, т.к. байдарку он бросить не может… Немая сцена… Нам стало уже смешно, стоим посередине порога… Но в итоге Дима всё таки подошёл ко мне, а я сказала, что тоже буду проводить байду вместе с ним. Я достала кроссовки, надела их… Джинсы уже давно были забыты… Какие джинсы, меня там по пояс заливает. Вот это было нечто. Я никогда так не ходила и не мокла. Конечно, из байды я высаживалась, но не проводила. Эмоций куча.

Кое-как мы смогли развернуть байду носом вперёд. Сил уже почти не было. Дима сказал мне садиться. Потом сел сам, но с одним веслом было никак, нас снова начало разворачивать. Мы решили проводить до конца. Я что-то пыталась вытворить веслом, а Дима проводил…

Такого порога у меня никогда не было! И проходили так долго, да с такими приключениями… Слава Богу это был последний. Мы подплыли к своим, сообщили про весло. Дима оставил меня вычёрпывать, а сам пошёл искать весло. И я вычерпала… 130 кружек (!) по 125 г… Мне никто не верил, да я и сама, но было именно так. И тут выходит Дима с веслом! Это была радость ещё та…"

Леша. "Гы! Как было сказано в одном отчете "чалка справа не стремная". Да уж, чалится к бревнам из которых торчат ржавые стальные скобы, это как серпом по … ну, публика меня понимает, надеюсь. Зачалились, через бревна вылезли на остатки каменной ряжевой стенки и пошли смотреть на порог. Ступень одна - мощный слив высотой около 0,8-1 метра, бочка и все это в узком, около 5-6 метров проходе с поворотом направо при выходе из бочки. Дальше крупная шивера, у которой правый берег ряжевая стенка из крупных камней. Посмотрели, почесались, хмыкнули и пошли садиться. Во, думаю, при длине лодки около 6 метров надо прыгнуть вниз и быстро, чтоб ее не сломало под грузом, не пустые ведь идем. Короткий разгон, нос уходит вниз, потом задница проваливается куда-то еще ниже, волна переваливает через верх… Ничего, надувнуха держится вполне прилично. В бочке даже не нырнул - поверху прошел. Дальше шивера. В струе крупные камни, судя по стоячим валам. Ладно по струе не пойдем, лучше рядышком, чуть левее. В кильсон мелкие и частые удары. Черт с ним пойду по струе - класс частота валов совпала с длиной лодки, и метров 50 я просто шел на гребне волны. Потом валы кончились и я еще раз получил каменюку. Плюнул, вылез из лодки и повел родимую рядом с собой. Оглянулся назад - Дима с Савой стоят около лодки и что-то там обсуждают. Там, в основном, по колено, но внизу камни, ноги скользят... В конце ряжевой стенки начинается глубокая вода и там уже можно сесть в лодку и подойти к правому берегу. Обнаружил короткий разрез в днище, вода поступает этаким маленьким фонтанчиком, но терпимо и клеиться около деревни не хочется - затыкаю своим платком, который периодически отжимаю за борт, пока идем до стоянки (часа четыре еще шли)".

Гумарино проходили под вопли местной молодежи и призывные крики детей, видимо им скучно живется. В деревне не замечено ни одного крашеного дома, т.к. мы торопились дойти до стоянки, заходить в деревню не стали (да, и существующие описания не советуют посещать этот населенный пункт). Хочу заметить: в Гумарино два моста, оба не очень удобные для прохода, особенно не расслабляйтесь. За деревней большой разлив, мест для стоянки не обнаружено. Единственная более-менее приличная стоянка в месте слияния Черной и Янгозерки, комаров, правда, многовато и лес сырой. Нам выбирать не пришлось: пока мы думали, не поискать ли что-нибудь поприличнее, наползла черная туча. За лесом загремело. И мы, как ошпареные, бросились выгружаться и ставить палатки. Успели поставить две палатки и накрыть вещи, такая гроза началась, - кто не спрятался, тот утонул. К счастью, примерно через час она стала стихать.

Реплика в сердцах: почему критические дни всегда приходятся на самый тяжелый переход, плюс дежурство по кухне, плюс мокро, сыро и холодно или несусветно жарко! Почему мужикам живется проще!

Мужики - молодцы: натянули тенты, притащили дров, развели костер. И если вначале хотели ограничится из-за мелкого дождя и усталости просто бутербродами с чаем, то все же сделали полноценный обед, и всяких вкусностей достали… И выпили хорошо, и закусили хорошо и сказали: "День прошел хорошо!"

Информация к размышлению: не первый год пользуемся высушенными овощами, на такой вот случай это просто спасение. Всыпал в кипящую воду, помешал и ешь через полчаса полноценное блюдо.

На самом деле, в этот день уломались все (и эмоционально и физически): прошли около 20 км, плюс два категорийных порога, плюс гнусная шивера с низкой водой, плюс проход по бурелому с габаритными вещами, плюс гроза и скоростная выгрузка-установка…

День пятый. "Идем на Мярат"

Утро встретило туманом, в тумане топали чужие сапоги и гремели чужие весла. Поспать было не суждено. Солнце разогнало туман. Через всю поляну были растянуты веревки для просушки мокрых и отсыревших вещей. Мужики клеили лодки. Предположительно до следующей стоянки (точнее места пригодного под стоянку) нам необходимо пройти 15 км. Стартуем до 12, что само по себе хорошо. На небе легкие облачка. У нас ходовой день, туляков мы не видели, значит, дождя быть не должно.

Информация к размышлению: Рыбаки, по всем приметам это самые рыбные места: разливы-заливы, притоки-затоки, поля осоки… Эх, поблеснить бы! Только мы торопились…

Янгозерка местами защищена бонами, два небольших перекатика, первый совсем простой, второй с резким поворотом вправо и специально "отделанной" стенкой, но на стенку не наваливает, просто не нужно зевать.

Именно в этом месте Юра сказал "скучающей" Ане: Если ты пару раз махнешь веслом, ты очень мне поможешь, - после чего Аня была очень горда тем как она гребла в "пороге".

Янгозерка в начале течет в живописных лесных берегах, затем берега становятся ниже и огромные поля пушицы и другой болотной травы прерываются редкими островками смешанного леса. Река постоянно петляет, образуя затоки, заводи и рукава. По правому борту будет рыбачья избушка, примерно на половине пути до оз.Мярат. За ней почти сразу в Янгозерку вливается справа какая-то речка, поэтому старайтесь держаться левого берега. После слияния за поворотом я приметила по правому борту небольшой взгорок, похоже там кто-то аварийно стоял (место под 1 палатку). Больше мест для стоянок не замечено. Перед Мяратом большой разлив, мы держались левого рукава. На песчаном обрыве стоит дом (занимают тут всякие лучшие места!). Слышна автодорога. Левой протокой вышли к удлиненному островку. Там стоит какая-то сараюшка. Подошли ближе рядом с сараюшкой повстречали мужичка, он подсказал, что байдарочники останавливаются с другой стороны острова. Юра с Лешей прошлись, осмотрелись (остров довольно узкий), решили, что действительно с той стороны симпатичная стоянка (на нее потом заглядывались проходящие лодки - видимо пользуется спросом). Огибая остров, на противоположном берегу заметили песчаный выход, но там кто-то бродил, поэтому, несмотря на привлекательность пляжа, не сходили туда. Стоянка, показанная мужичком, замечательная: высокие сосны, мох, черника, шикша. Небольшой взгорок зарос молодыми сосенками, под ними белый мох - явно грибные места, но видимо для нас - не сезон. Так как вода стояла низко от среза воды отделяет небольшой обрывчик, заросший голубичником и ольхой. Несколько песчаных плесов среди осоки естественно навели на мысль о помывке. Каюсь, я опять вымыла голову (это так освежает!). На следующий день, несмотря на красивейший закат, был дождь.

День шестой. "В Мяратах"

Рыба в этих местах есть! И щука, и окунь и плотвица. Но рыбаков на нее! Видимо приезжают специально в Мяраты (Верхний и Нижний) ловить ее. Степа наловил живцов, поставили жерлицы. Юра под дождем жарил рыбу по-адмиральски, и хотя он уверял, что не умеет этого делать,- рыба получилась отменно. Почти целый день шел дождь, то усиливаясь, то затихая. К часам пяти выглянуло солнце - очень красивое место (см. фото). Целый день расслаблялись: Леша пытался ловить рыбу, дети и Юра играли в стратегию, я то спала, то пыталась фотографировать. Когда кончился дождь наши дети словно ураган вырвались из палаток и начался такой тарарам! К нашему острову никто больше и не пытался подойти. Самым тихим занятием был запуск летающей тарелки, все быстро вымокли и пришлось сушиться и переодеваться. Вечером пошли колдовать на закат, чтобы завтра дождь обошел нас стороной.

День седьмой. "Можно ли ходить по воде или Вот оно какое, Селецкое"

Ура! Утро без дождя и даже с солнцем. Ветер старается, разгоняет мелкие облачка, весьма старается. Вышли как всегда в двенадцать. Солнце светит так, что глазам больно. Очень скоро разделись - стало тепло. Неожиданно быстро нашли р. Ломнезерку. Один берег высокий, другой - красивый. Гуляет эхо. Дети покричали, эхо лениво отвечало им. В принципе можно найти стоянку, но довольно далеко от воды ( на хребте или взгорке). Лес местами смешанный, местами сосна. Река то разливается, то сужается - не скучно и живописно. Дома на берегу оз.Селецкого видны издалека, но найти правильный проход среди разливов, рукавов и проливов Ломнезерки непросто. Чуть было не поспорили, что не туда плывем и вдруг каменная коса и вот оно Селецкое! С этой стороны очень мелко, как на Финском заливе в районе Стрельны, - можно бродить по воде, оставляя за собой сотни метров… Каменная коса постепенно переходит в бесконечный пляж. Очень рекомендую не вставать сразу на выходе из Ломнезерки, а пройти метров 500 влево до пляжа. На берегу песчаные дюны, в воде тоже песок, мелкий мягкий. Дети носились и визжали (довольно далеко от берега убежали!), но самое большое впечатление произвел на всю группу Дима, который решил искупаться и рванул в дали неведомые. Представляете: высокий парень бежит по расступающейся воде, светлые кудри вьются по ветру, сверкающие брызги во все стороны, он убегает все дальше и дальше, словно не по воде, а по суху… Эх, не видел это художник Нестеров, а то написал бы шедевр: "Отрок Дмитрий, бегущий по морю".

Сделали перекус и перетоп. Из-за леса стали наползать крупные темные облака, похолодало, усилился ветер. Решили срочно "рвать под берег", на озере быстро образовались барашки. Против ветра по крутой волне, на большой воде - это мы умеем. Может быть мы с Лешкой плохо пороги чувствуем, но опыт ладожских походов не пропьешь!

Информация для тех, кто боится волн на озерах. Запомните: на мелководье волны круче и с ними справиться сложнее; во-вторых, не вставайте бортом к волне, волну лучше резать носом (или кормой, что, несомненно, лучше - волны в корму) или идти галсами, временами подставляя "щечку"; в-третьих, используйте естественные укрытия - берег и острова, ни в коем случае не позволяйте ветру вдавливать вас в берег; при шквале не поднимайте весло высоко (выбьет ветром), гребите коротко и интенсивно (словно черепаха).

А вообще-то вода карельских озер неоспоримо легче ладожской, где весло просто "вязнет". Мы навалились втроем на весла и рванули под берег, Юра за нами (как они с Аней выгребали ?!). Рывок то был всего в течении получаса, а вымотал… Под берегом сразу стало легче. Дима с Соней пошли "своим путем", вымотались ужасно и еле-еле доползли до нас. Места для стоянок по левому берегу озера есть, но не идеальные. Много песчаных плесов, приятных заливов, но лес близко подходит к воде, сырой кочкарник и комары -сомнительные удобства. Рванули на остров Вераш (около левого берега два заметных острова: один с выгоревшим лесом и крутым холмом - Святой (Святая Елена), другой вытянутый и очень зеленый - Вераш (Продувной Верблюд).

Здесь нас поджидала неприятная новость - Верблюда кто-то облюбовал до нас, в северном конце острова виднелись палатки (и не одна). Остров в плане похож на ящерку с длинным хвостом и широкой головой. Итак, голова ящерицы была занята, но в месте "крепления" хвоста к туловищу есть неплохая стоянка на обрыве под соснами (ввиду того, что искать лучшее место не было времени, мы встали именно на этом месте). Пока взрослые разбирали палатки, дети ели ягоды, которые росли на Верблюде в большом изобилии.

Вместо рекламы: Если вы устали, хочется пить, одолели комары и просто надоело плыть в дали невиданные вас спасет пригоршня шикши (водяники). Витамины и минеральные соли восстановят баланс сил и поднимут настроение! Вы не знаете что такое шикша, тогда Вам на остров Продувной Верблюд….

Место оказалось лучше, чем мы думали. Палатки ставили быстро, т.к. медленно, но верно на нас ползла туча. И вдруг, словно напоровшись на невидимую стену, туча повернула, обогнула остров и пошла поливать озеро, поселки на дальнем берегу, и наконец с горя утонула в Лужме. А мы сидели и глазели за ее ходом с запада на восток, восхищались одинарной, двойной и даже тройной радугой, всполохами вечернего неба, поглощали ужин, пели песни. На звук гитары к нам прибрел тульский мальчик (на самой стоянке стояли туляки!), мальчик был пухлый и болтливый, рассказывал, что у них все во-о-от такое: лодки во-о-от такие, рыбу ловят во-о-о-от такую и гитарист у них во-от такой, только песни такие, как мы поем, он не умеет играть, и петь он тоже не умеет. Потом за мальчиком пришел мужик, рассказал, что они ездят по этим местам не первый год (только с погодой в этом году не повезло), передвигаются на джипах, местами плывут (на одну лодку даже поставлен мотор), сегодня ходили на оз.Пизанец, где уникальные скалы, только до него от берега 17 км, а завтра у них прогулка на лодках в Хизярви, а еще, почти напротив, есть лесное озеро, где рыбалка неплохая и черники до дури, только лес такой буреломный, что они чуть не заблудились. Угомонились поздно, когда уже совсем стемнело.

День восьмой

Утром проснулись от противного крика, то ли кто-то кошку мучил, то ли чайка безутешно рыдала, то ли у павлинов был брачный период. Остров делит небо верхушками сосен на две половины: восточную и западную. Пошли умываться в озеро с видом на восход. Солнце греет, мелкий галечник, вода бодрящая ( в предыдущих озерах была теплее). Оказалось, голосили соколы - сапсаны, которые устроились на высокой сухой сосне. Двое взрослых пытались заставить своего отпрыска летать, он своим упрямством довел родителей до крика, но дальше чем метров на 5 от сосны не отлетал. Интересно наблюдать воспитательный процесс со стороны. После завтрака разбрелись по своим делам: молодежь спать (опять ночью бродили), Юра устроил Ане помывку (сразу вспомнилась баня царевны Будур), а мы всем семейством устроили фотосессию. Погода опять закапризничала. Оставили Юру и детей играть в стратегию и варить суп, мы с Лешкой поплыли на разведку черники и лесного озера. Найти и то и другое оказалось очень просто: от острова к широкому песчаному пляжу на северо-западе, от ближайшего к нам края отходит хорошо заметная тропинка, небольшой подъем, спуск и вот оно озеро. В лесу приличный черничник, ягода крупная, кусты высокие на кочках - нагибаться почти не надо. Я довольно быстро набрала литровый контейнер и стала собирать в мешочек, но тут начался дождь, пришлось достать дождевик и выбраться на пляж, к Байде. Минут через 15 появился Лешка, дождь все усиливался, поднялась волна, Верблюд скрылся в дожде и тумане. Плыть к лагерю не имело смысла: ветер встречный, у берега на мелководье разгоняет волну, шквалы. Пережидали дождь почти час, когда дождь и ветер поутихли - стартовали. Пришлось идти галсами, на наше счастье ветер постепенно стихал, а когда мы догребли до лагеря, он еще и направление поменял. Нас ждал горячий борщ (Юра первый раз самостоятельно готовил его, но вкус был восхитительный) и горячий прием (со спиртом, объятиями и радостными криками). Дождь, кстати кончился!

Вечером были блины! С черникой со сгущенкой! Блины готовила Соня (впервые)! До сих пор не понимаю, как она выдержала все наши советы, подколки, шпильки и прочее. Люди! Блины в походе это не просто праздник обжор, а просто праздник какой-то! Блины всегда, блины везде, до дней последних донца, блины и множество друзей. Вот лозунг мой под солнцем!

День девятый

Туляки уплывали домой! Настала хорошая солнечная погода. Нет, пока они все собирались и отплывали, был ветер и облачка. Но чем дальше они уплывали, тем лучше становилась погода (а уплывали они в Сельги, где их "ждали" джипы). А мы решили отправиться в Хизъярви (на всякий случай в начале осмотрели стоянку туляков, вдруг нам на Хизъярви не приглянется, будет куда вернуться). Про эту стоянку, обозначенную во всех лоциях, во-всеуслышанье заявляю: под палатки место фиговое! Очень влажные и корявые стоянки (в восточной части чуть ровнее), зато срублен стол с навесом, шикарный пляж, закрытый от ветра, а главное присутствие большого числа "туристов" явно не украсило сей уголок. Туляки даже костер не залили! Пришлось гасить нам. А дальше по "ступам" и к заветному озеру. Ветер вначале дул в спину и слегка в бок, а затем и вовсе в корму - долетели быстро до нужного залива. И вот сквозь деревья видно озеро, под днищем не более пулуметра, а прохода в озеро нет! От Селецкого Хизъярви отделяет узкая коса, проход в озеро на ширину весла и изогнут буквой "зю", пока не подошли к ближайшей оконечности косы вплотную не смогли разглядеть проход. И со стороны Селецкого и со стороны Хизъярви в этом месте есть стоянки, но мы пошли дальше. По левому берегу две ветхих избушки, по правую строят новые дома с выходом на белые песчаные пляжи (пусть эти пляжи вас не прельщают - за ними болото). Неожиданное препятствие - поперек озера гряда камней и отмелей, песок белый, кварцевый. А дальше справа начинается каменная россыпь, причудливо порубленные кварцевые скалы: кто видит хвост дракона, кто порубленную "колбасу", глыбы и крупные и не очень, камни, словно ножом порезанные на тонкие до сантиметра в толщину пластины. Молодежный экипаж рванул к берегу. Увидев какие-то ступеньки вверх и канистру у кромки воды. Мы затормозили, адмиральская лодка ушла чуть вперед. Соня с Димкой вылезли на берег. Через несколько секунд раздался их радостный вопль: "Остаемся здесь!". Мы повернули к берегу. Соня приплясывала от радости: "Такая стоянка, такая! Это мы нашли!" Стоянка маленькая, но очень уютная: костровище, два каменных стола, веревочки с прищепками, вниз обрыв, вверх - гора и лес стеной (Эта стоянка сразу за каменным лбом по правому берегу). Вернулся адмирал, придирчиво осмотрел площадку, побурчал для приличия и сказал: "Встаем!" Ответом ему было звонкое "УРА!!!" Началась "веселая" разгрузка: встали цепочкой и закидывали наверх тюки, мешки, и прочий скарб, потом установка палаток, рубка дров и готовка. Пока проходили последние приготовления к еде, я не удержалась и позволила себе искупаться. И, в тот самый момент, когда я окунулась в Хизъярви я и поняла, что это и есть - озеро моей мечты, единственное и неповторимое. Самая чистая, самая сладкая, самая мягкая вода - вода Хизъярви. На мелководье теплая, но на глубине…. прохладная и даже очень. До вечера лазали по каменюкам и расслаблялись. Закат с высокой стоянки просто шикарный.

День десятый

Дневка. С утра поднялся сильный ветер, который дальше все усиливался так, что на волнах стали образовываться барашки. Ветер в наш берег. С учетом, что озеро узкое, а берега высокие и ветер ровно как поперек, то что творится в Селецком лучше не представлять. До обеда прогулялись по нашему берегу озера в дальний конец. Пришлось идти по берегу - тропа кончается метрах в десяти позади стоянки, упираясь в густой подлесок. Да и комаров там … много. На стоянке их ветром вбивает в лес. Вода низкая, так что пройти берегом, местами прыгая по камням, можно. В озере вдоль берега широкие отмели с мелким песком. Дошли до ближайшего мыса, на котором обнаружили стоянку с остатками навеса. Сразу за мысом глубокая бухта с удобным выходом на песчаный берег. Все равно наша стоянка лучше. Песка почти нет, а здесь ветром метет мелкий песок. Поснимали и повернули назад. После обеда лазали по камням и скалам, а потом Сава, Дима и не удержавшийся показать класс Адмирал демонстрировали прыжки в воду с небольшого естественного трамплина. Вечером были оладьи с припеком. Пекла Таня, а народ сидел и облизывался. На посиделках у костра решили, что завтра надо еще денек постоять в таком благословенном месте.

День одиннадцатый

Дневка, продолжение. Ветер за ночь стих до почти совсем "ничего" и мы, я и Татьяна, решили прогуляться к противоположному берегу - уж больно там скалы живописные. С нами никто больше не пошел. Скалы действительно хорошие. Крупные глыбы спадают к воде гигантскими "ступенями". Солнце как раз в этот берег - тепло, светло. А наш берег восточный и там солнце будет только к полудню. На скалах удалось сфотографировать птенца трясогузки. Снимал телевиком на полном фокусе (300 мм) метров с шести. Ближе подбираться не стал - маманя пичуги скакала рядом и верещала, а птенец сидел на краю камня, того и гляди сиганет с испуга вниз, а там, внизу, метров через 10, вода и глубокая. Потом погрузились в лодку и погребли вдоль скал к северной оконечности озера. Вдруг слышим то ли лай, то ли визг и видим, как по склону к воде катится мохнатый визжащий ком. Камеру достать не успели. Ком распался на двух куниц, которые еще немного поругались меж собой, но, увидев нас, ускакали по камням в лес. Напротив мыса, куда мы ходили вчера обнаружился еще один с бухтой и песчаным берегом. Тоже есть стоянка, но, судя по виду, рыбачья и стоять тут не очень, сыростью из леса тянет. Дошли на веслах до конца озера. Судя по карте здесь должна быть тропа на маленькое озеро. Встать здесь негде, разве только перетоптаться и искупаться. На озеро пошел я один. До него оказалось по тропе около семи минут. Берега заболочены и довольно прилично. Чтобы ловить рыбу нужна лодка, у берегов мелко и много поваленных деревьев. Побросал немного спиннинг, оставл в воде вращалку и вернулся обратно. Искупались и пошли к дому. После обеда решили подремать, дневка же и расслабуха пошла по полной. Слышу сквозь дрему голоса и голоса не наши. Выползаю из палатки и вижу как с Юрой беседуют какие-то люди с велосипедами! Как они там по подлеску пробирались непонятно! Оказалось тоже туляки только из какой-то другой компании. Они стояли на каком-то другом озере лагерем, а сюда приехали прогуляться (велосипедисты, что с них взять), да блуданули и вот теперь ищут дорогу. Показали им карту, объяснили, где они находятся и вывели на тропу, по которой можно выйти к дороге. "И пошли они, солнцем палимы …", ведя рядом с собой железных коней.

День двенадцатый

Идем к Лужме. Ходовой день, все как обычно: упаковались, перекидали шмотки вниз, уложились и пихнулись от берега. Ветер нам в спину. Погода порадовала, пока дошли до конца Хизъярви ветер совсем стих и Селецкое пересекали почти в полный штиль. Ничего примечательного. В истоке Лужмы много приличных стоянок и песчаных пляжей. Места не загажены, но мы решили пройти до уговоренного с Алексеем места встречи и, если там не окажется приличной стоянки, вернуться обратно. Берега по обоим сторонам низкие и болотистые. Впрочем, в этом году низкая вода. Встретился небольшой перекатик и справа показался выход к воде с какой-то стоянки. Людей нет и есть смысл осмотреться. Дальше вниз по течению метров через двести стоит какая-то компания, но нам до них далеко. Сориентировались по карте (договаривались встречаться у моста, где справа в Лужму впадает какая-то речка), вроде место то, по крайней мере ближайшее и со стоянкой. Пошли с Юрой осматриваться и искать мост. До моста отсюда оказалось минут 40 неспешного хода. Стоянка замусорена - к ней подходит грунтовая дорога, и пришлось ее приводить в божий вид. С дровами тоже не ахти, зато много крупной черники. Но ничего, нам только перекантоваться до послезавтра.

День тринадцатый

Дневка. Утро было солнечным и тихим. Развлекались, как могли. Юра, Дима и Савва сходили назад вверх по течению Лужмы на пляжи. Я ловил рыбу, рыба об этом не знала и не ловилась, зато поймал на джиг старую утопшую сеть, которую с трудом выволок и оттащил на берег. Сушили шмотки и готовились к отъезду. Вечером пошел мелкий дождик и лодки просушить не удалось. Татьяна волновалась, что вдруг Алексей не приедет и что мы тогда будем делать …. Поздно вечером к костру вышли три слегка поддатых мужика с вопросом "А где тут мост?". Мужики оказались питерскими и шли то ли с Тумчи, то ли с Тумбы. Сильно выражались по поводу описания речки, в котором было сказано, что слегка может быть завалена. Говорили, что рубились дня четыре и выражали ненависть к бобрам. Показали им дорогу и они ломанули напрямую через лес к мосту.

День четырнадцатый, последний походный день

Выброска. Проснулись в восемь, позавтракали и отправили детей на дорогу ловить машину. Где-то часов в одиннадцать в лесу стали слышны звуки работающего двигателя. Татьяна побежала посмотреть, но не успела - машина проехала дальше, не завернув в наш рукав. На развилке была оставлена штормовка и наконец-то ровно в двенадцать Алексей зарулил к нашей стоянке. О, этот счастливый миг встречи! Оказывается дети его встретили и, пока ехали, заболтали, в результате он проскочил мимо и потом возвращался назад. Пол часа на погрузку шмоток, четыре часа до Медвежьегорска и в семь утра на следующий день мы были дома.

Карты

Часть 1. л. 82 атласа "Республика Карелия"

Отчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро Селецкое

Линия маршрута выделена красным широким пунктиром. Радиальные выходы - красным точечным пунктиром. Места стоянок помечены красным треугольником. Там, где линия маршрута упирается в берег были "перетопы" или места в которых можно высадиться для просмотра порога. Хорошие места для стоянок помечены красной звездочкой. Исправлено положение порогов на р.Гумарина и они помечены цифрами 1 - Серая утка, 2 - Верхний Каливо. В устье Ломнезерки моста давно нет и линия берега слева от устья сильно изменилась, как могли тоже отразили на карте.

Часть 2. л. 73 атласа "Республика Карелия"

Фотографии:

Отчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро СелецкоеОтчет о водном походе: озеро Совдозеро - озеро Селецкое