17 января 2013
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V

Автор: Чахлов Леха

Источник: Турклуб "СПЛАВ" (Приморский край, г. Владивосток)

Сейчас, сидя в уютной теплой квартире, дома у себя в Дальнегорске, не поверишь, что буквально дней 10-15 назад бушевали страсти где-то в Восточных Саянах на границе Бурятии и Иркутской области, реке Китой.

После этого испытания понимаешь насколько это серьёзно - "6-ка" и заявление на будущее Чулышман 2005 кажется уже не столь романтичным (по крайней мере, для меня), но всё же заманчивым событием.

После Китоя и Моткиных Щёк, как бы гладко все не прошло, я вдруг серьёзно осознал, что один в поле не воин, особенно на "6-ке", понял насколько важна команда. На Китое, я думаю, она начала складываться.

Вот как всё было…

Сдав госэкзамен, но не получив разрешения на отъезд, фактически дезертировав с ФВО в 13:30, примчался домой и начал лихорадочно собирать свой маленький рюкзак. Почему-то опять не вошли сухари - для меня это стало просто какой-то загадочной тайной. Ничего страшного - отдельный пакетик и вперед!

Проводы, сами провожающие - все было на высоте - Таня буквально силой разлучала влюблённые пары и заталкивала в вагон. Кто-то плакал и стенал… Артур раздал всем по 2 рубля, дабы шариться с ними по Китою и вернуться с ними же обратно! Не знаю, но, по-моему, уже на следующей станции Пип купил на них какую-то жвачку… Ладно, шучу!

В общем, все в ажуре - провожающие с отчаянной радостью пожимали нам руки, вытянутые из окон купе до тех пор, пока поезд не тронулся. всё было хорошо, вот только никто из нас не верил, что мы в походе - настолько сильно и глубоко засосал нас в этом году этот суетной город и обстоятельства. Тем не менее, собравшись вместе, мы наперебой во весь голос изливали свои эмоции, которые так и рвались через край, особенно после радостного старта. Наверное, нас было слышно и в соседних вагонах, но мы не обращали на это внимания, а лишь радовались друг другу.

Таня постоянно, как заколдованная, повторяла: "Моткины Щеки", "Моткины Щеки", "… а вот после Моткиных Щек", "наша главная задача - Моткины Щеки", что стало даже как-то не по себе. Тогда же мы решили отложить серьёзные разговоры на потом, а пока просто порадоваться…

И радость началась, вернее, полилась - на следующий день мы достали портвейн и пошли на Тянь-Шань! В результате всего этого ничего хорошего не вышло: Антон распугал все старшее население шатиловцев, включая самого Олегыча, всего тремя аккордами, которые он никак не мог поставить; потерял очки, забыл фотоаппарат, на обратном пути чуть не снес полвагона. Позже Гладкий с Суриканом познакомились с начальником поезда в поисках "глаз" Антонио.

Хотя и выброски мы вязали тоже на Тянь-Шане, а косички в исполнение Кати - полный отпад, мне понравилось. Так что были и приятные моменты.

Сегодня Антон на сухом законе. Из жалости Вован купил ему безалкогольного пива. Шьём ремнабор, скрутки, играем в штуку - стандартный набор, благо, что погода позволяет. Читаем "Экс" и "Вертикальный мир" - спасибо, Саше Солдатову.

Последний день в вагоне порадовал нас несколькими событиями: мы наконец-то разбросили "штуку", прибыли в Слюдянку и сморозили несколько шуточек, одна из которых особенна. Представьте ситуацию - рюкзаки собрали, сидим ждем, чалимся. Тут проходит крупного телосложения проводница (про таких говорят: "скелет из широкой кости" или просто "ширококостная"), в детстве явно увлекалась баскетболом - ростом метра под 2 и кроме всего прочего несколько чудная. Она однажды выпала из купе, засмотревшись на прошедшего 1-ым Вована, и упала прямо передо мной. Так вот, проходит Она… Пип, проводив её своим уставшим взглядом, сказал:

Охренеть, огромная она какая!

И тут Танюха отчебучила:

- Ну конечно, у вас-то у всех вот такие маленькие все…

Подразумевалось, видимо, несколько вещей.

1.08.04

Прибыли в Слюдянку, еле успели выгрузиться, как поезд отчалил, и народ стал пачками запрыгивать на ходу, пока кто-то не дернул ручку стоп-крана. Кто-то бросился на поиски транспорта, кто-то - на поиски пива и омуля. Транспорт не нашли, а вот с омулем дело обстояло как раз наоборот.

Ехать же пришлось с полупьяным, обшабашаным водителем. Правда, говорят, это его обычное состояние, так как он точно в таком же виде довозил Пипа, Сашу Гладкого и Сурикана до Оки в 2002. Так что все прошло и на сей раз нормально. Ехали до Монды (ударение ставится на первый слог в этом замечательном географическом названии, топонимия которого так и осталась для нас секретом) за 3000 и то поторговаться пришлось неслабо. Этот водила считает себя, по-видимому, каким-то монополистом и привык возить иностранцев или же дядей с тугими кошельками, а ведь мы-то спортсмены.

Скажу про магазин в Слюдянке, особенно в воскресенье, а мы попали на него. Пожалуйста, не надейтесь поправить здесь свои запасы провизии и докупить сало, сыр, колбасу, тройники, овощи и прочее, как надеялись мы. Фокус может не удастся. Здесь просто голяк - нет ничего такого, только морковка и лук. Вот и хряпай его, как Буратино. По пути нам все же удалось скупить весь ассортимент сыро-сало-колбасных изделий в каком-то магазинчике в Кырене.

В Мондах отправились на поиски машины. Здесь до границы с Монголией рукой подать, прямо перед взором величественно стоит заснеженная Мунку-Сардык. Холод неимоверный, ведь мы уже почти на 2 000-ах. Пейзаж, конечно, вдохновляет на героические свершения. Это был целый блокбастер вперемешку с триллером и изобилующий семейными сценами, которые в принципе, не помогли жене уговорить мужа-бурята отвезти нас и заработать денежек. Наверное, у мужа был другой коварный замысел, а именно срубить на следующий день с нас побольше капусты. Не удалось. Замерзнув уже порядком, мы подались к погранзаставе, предвкушая поездку на "Урале" с казенным топливом. Этот вариант тоже был впустую - не оказалось на месте дежурного по части.

Срастили транспорт под вечер, случайно за 2500 до Китоя (за 6-9 км до Самарты). Ехали под тентом: дубак и позы неописуемые - еще и пернул кто-то. По ходу мы узнали, что здесь ежегодно проводится чемпионат России по альпинизму, съезжается свыше 1 000 человек для восхождения на высшую точку Саян.

В Самарте находится золотой прииск, работа не утихает ни днём, ни ночью. Белазы не давали нам покоя.

2.08.04

На следующий день: стапель, надоедливые, готовые правдами и неправдами, добиться глотка огненной воды буряты, белазы, снующие туда-сюда и один из них наш знакомый, привезший соли из Самарты (нам вдруг показалось, что её может не хватить).

Буряты заставили Таню прокатиться на коне и предупредили (особенно, самый надоедливый из них), что выкрадут её ночью:

- Танюша, гдэ ты спышь? Пакажи!

… под прессом и нажимом этих факторов, под угрозой выкрадывания мы вышли в этот же день, когда уже начало смеркаться. Как говорит Саня в камеру "племя кяманчей вышло на охоту". Встали на ночёвку чуть ниже бурятской деревни, которую Таня проводила напряженно-настороженным взглядом, а у нас вслух возникла идея:

- Может, обменяем Танюху на сгущёнку?

В этот же день 2 прорыва: у нас и у Пипа, порезали шкуры о камни, надувашки остались целые. Река - сплошной слалом между камнями.

Вечером приняли на душу, налили Бурхану. Родилась фраза:

- Китой - это Он, это мужик, и он ещё себя покажет.

3.08.04

Утро следующего дня встретило нас неслабым морозом и инеем на катах. Я сразу понял, что на Китое не забалуешь, не позагораешь. На повестке дня стояла другая задача - как бы дуба не дать, не замерзнуть, не превратиться в ледышку - называйте это как хотите. Это же самое утро открыло первый косяк нашего ремнабора - им оказался лактайт (клей такой, типа суперовый, а оказалось, что полное г*вно, слишком хрупкий, неэластичный, порезы на шкуре им не зальёшь). Так или иначе, отремонтировавшись, мы отправились дальше - спрыгивая и запрыгивая, спрыгивая и запрыгивая, спотыкаясь о камни, поскальзываясь на них, неся и проталкивая кат руками и на руках. Полный копец!

До Саган-Сайра - шкуродер офигенный, просто тьма камней и широкая мелкая река. 1-ый каньон с нулевыми порогами не стоят моих побитых лодыжек и порванных шкур катамаранов, поэтому стоит рассмотреть заброску до Саган-Сайра. Где собственно мы и познакомились с суперами из Томска, они как раз строились. Идут они на супер-бупер катах 2-ах своей собственной супер-бупер конструкции и на "Валете".

4.08.04

К обеду, который мы сделали на притоке Жилга, нас догнали томичи, попили с нами чаю, о чем-то переговорили с Таней, попонтовались и ушли. Хотя понтовался в основном один - такой тип, смахивающий чем-то на Конюхова - бородатый, лохматый, с мелкими глазками и длинным плащом, волочившемся по земле. Что ещё немаловажно, мы узнали, что у них одна молоденькая девушка в коллективе, незамужняя. Собственно ради того, чтобы поглазеть на неё мы и выбежали на берег, когда они проходили мимо. Остальные - вроде ничего.

Как раз во время обеда происходил обряд - Антон принимал постриг. Пип начал с того, что выстриг дорожку посередине, как у того американского шаолиня из одноименного фильма. Предложение оставить ТАК Антонио не одобрил. Томичи смотрели на все это несколько диковато.

Встали на воду ближе к обеду.

Таня, видимо, договорилась с Томичами встать в районе 18-го порога. Что в принципе, и было нами сделано, но томичей мы так и не встретили. Шли-шли, шли-шли, вот впереди уже начали маячить скалы и виднеться ущелье. Подкрадываясь под дождём как можно ближе к Лизкиным Щёкам, мы на ходу искали ориентиры типа треугольной каменной осыпи слева или крупногалечной отмели на том же берегу, чтобы не улететь в порог водопадного типа в Лизкиных Щеках ("Водопад" или же "Веретено" - так называют томичи 1-ую ступень этого порога). В то же время нашей задачей было найти подходящее место для стоянки.

Вот так вот мы шли-шли - в режиме абсолютной безопасности, останавливаясь за поворотами, бегая на разведку и напряжённо вглядываясь в карту, предварительно смахнув капли с папки. Короче, в один прекрасный момент, увидев хорошую стоянку на левом берегу со столиком и скамейками, мы встали. Тем более, что на сиём искомом месте, как оказалось, стояли наши во время прошлогоднего нашумевшего похода на Китой, когда случилось наводнение. К нашкрябанной надписи на столе Хабаровск-Владивосток сейчас добавилась дощечка на дереве с надписью Владик 2004.

5.08.04

На сегодняшнее утро было запланировано отработка спасработ… которую мы оттягивали, как могли. При одной мысли о том, что придётся киляться в эту ледяную воду с утра пораньше, шерсть вставала дыбом и возникало желание поплотнее закутаться в спальник. Тем не менее, было решено развести большой костёр, приготовить горячий чай - если уж киляться, так со всеми удобствами. Наконец, спасработы начались: отрабатывали постановку на ровный киль, страховку выбросками, заталкивание в улов. Первым стартовали мы на 4-ке: задача - спастись самим, как говорится "спасение утопающих, дело рук самих утопающих", что и было нами успешно выполнено. Правда, бедный Антон где-то там запутался под катамараном, зацепившись спасжилетом за запаску. В результате чего пришлось ставить катамаран на ровный киль без участия Антона и не дожидаясь чуть опаздывающую Таню. Так и зачалились: Антон продолжал беспомощно висеть на запаске, которая явно была прикреплена к каркасу неправильно - параллельно гондолам прямо посередине. Было решено, что всё-таки надо крепить запасное весло на поперечине спереди или сзади, чтобы посередине можно было всегда спокойно выбраться. Но в конце-концов для этого и существуют тренировки, чтобы избежать подобных казусов (не дай бог) где-нибудь в серьёзном пороге.

Вторыми были перевёрнуты Степанов с Бояркиной. Задача: не отцепиться от ката, задача Пипа с Саней - затолкать их в улов. Прошло успешно. Ну и наконец настал черед пацанов. Их постановка - поставить на ровный киль, а наша - поработать с выбросками, которыми мы так и повыстреливали впустую через широкую часть реки. В целом спасработы прошли очень даже успешно, мы воодушевились, искупавшись в воде Китоя, и готовы были к прохождению любых порогов. А предстояло нам не что-то, а Лизкины Щеки!

Сначала же нами были успешно пройдены пороги 18 и 19-ый. Зачалившись, мы пошли на просмотр 1-ой и 2-ой ступени входного порога в Лизкиных Щеках. Уже приближаясь по звуку падающей мощи воды, было понятно, что впереди что-то серьёзное, но увиденное превзошло наши ожидания. "Веретено", или "Турбина" (так называют 1-ую ступень) не оставляло никаких сомнений по поводу "идти - не идти", глядя на эти сплетающиеся клубы струй, падающих и сбивающих друг друга в узком проходе между скал, не возникало даже никакого желания. В то же время этим зрелищем нельзя было не восхищаться. После первой ступени улов метров 20, где стояли 2 ката томичей - они готовились к прохождению второй ступени (6-ки), которая, кстати, выглядела вполне реально. Вот мы и загорелись. К тому же на наших глазах её вполне спокойно прошли томичи - оба ката без происшествий. Загорелись - ну, ну, ну… Ну и было принято решение обносить обе ступени. Мы даже несколько обиделись на Татьяну, особенно когда она сказала, что мы хотим, "потому что мы видели томичей, а так бы мы просто зассали". Ну и ладно. Заглушая горечь обиды тяжестью катамаранов, мы начали работать. Впятером корячили каты по крутому берегу и после каждого спущенного ката на воду, мы прыгали с камня прямо во всем обмундировании каской вперед в воду, дабы освежиться. В результате после неудобного обноса устали неимоверно, да еще и Таня свела разговоры на минимум.

Ну что же перекусив, было принято решение сплавиться чуть ниже с целью последующего просмотра порога "Винт". Степанов сказал, что справа должен быть камень, за которым вполне можно встать. Люди, не надейтесь на память Степанова! Тем более 10-летней давности. Там не было никакого камня! Огорчённые и расстроенные обносом 2-ой ступени, мы "воодушевились", хватили своего с лихвой на пороге "Винт" (по-томичевски "Трек"), влетев в него без просмотра и с рюкзаками!

Какой-то момент мы ещё пытались найти взглядом этот камень, но когда уже стало понятно, что зачалиться нам явно не светит, с Таниным криком: "Все - идем "Винт!!!", "Нос ровно!" мы начинаем прохождение. Вот этот момент, когда наш катамаран беспомощно стоял лагом, эта доля секунды, когда принималось решение, это мгновение было особенно страшно и неприятно. Потом же началась работа. Порог набирает мощь по возрастающей, начинаясь с бочки средних размеров, во второй, более мощной нас тормознуло, третья и заканчивается мощным косым сливом на повороте. Река сначала поворачивает на 90 градусов налево, потом падает на 90 градусов направо. В последний момент выравнив нос на слив, мы погружаемся в подводные глубины. Всплываем как на подводной лодке через пару секунд, а может мгновений, с таким же эффектом, как всплывают на субмарине. Ощущения незабываемые. Сразу же встаем на страховку.

Кат пацанов не заставляет себя ждать. Вылетев из-за поворота, они врываются носами и киляются через носовую свечу. Спасаются сами и, что самое удивительное, Саня выбирается на катамаран с кедом в зубах и что-то пытается сказать Пипу типа: "Тррыы гррргргрыыбыы!". Позже Саня рассказывал, что он, почувствовав, как теряет свой кед SlimSlik, подумал о том, в чем же он пойдет в пешку на Шумак, если вдруг сейчас его не станет, а подумав, схватил его в зубы и наверх! Вот на что способны наши ребята!

Отдельная песня была со Степановым. Напряженное ожидание на страховке. Уже прошло минут десять, а никого нет. И тут раз - весло идет! Выловили это инородное тело, ждем людей, в конце-то концов! А их все нет и нет. Пип по левому берегу побежал вверх по реке. Вернулся и что-то кричит нам сверху, перевесившись через край скалы. Но всё заглушает мощный шум "Винта" и не слышно ни слова. Таня, повернувшись к нам, спросила:

- Вы слышали что-нибудь?

- Нет.

- Я тоже.

Пожав плечами и кивнув одновременно, мы дали понять Пипу, что ничерта не поняли. Переправившись на правый берег, он уже свесился с более низкой скалы, и мы смогли расслышать, что все нормально - Степанов и Ирка колбасятся в бочке и возможно, вообще, зимовать там собрались - надо идти их вытаскивать.

Так быстро по супер крутому склону я никогда не бегал, равно как и Вован, бежавший впереди. Прибыв на место, мы обнаружили, что Пип уже кидает вторую выброску. Так на усах мы их и вытянули с бочки. Естественно, глаза по пять копеек, эмоции через край, побитые о камни и воду Иркины руки… Все было, всего хватало. Далее осуществили обнос вещей очень крутым правым берегом. Степановский рюкзак - это что-то, он весил неимоверное количество килограммов (там был чуть ли не полный набор ваятеля-скульптора: песок, шлямбура и прочее, припасенное запасливым Степановым для установки таблички). Вот тогда мы намаялись с этим рюкзаком! Там одному-то налегке идти опасно, а с таким рюкзаком и подавно. Наводили перила, хотя наводить их в принципе было не на что: так пара кустиков и камешков при крутизне в градусов 30. Короче, горем с пополам мы осуществили эту операцию, жаль, что никто не снимал на видео: можно было бы потом поставить отличную комедию.

Далее нами были успешно пройдены пара-тройка оставшихся препятствий, в том числе порог "Выходной", но они, конечно, не шли ни в какое сравнение с "Винтом".

На ночёвку встали на Ара-Ошей. Рядом с томской группой, стоянка просто замечательная: места и прочих удовольствий хватит на всех. Джек Непальский (этот самый малый в плаще) сказал, что они оценили наше прохождение "Винта" на рюкзаках, они под впечатлением. Представляете себе, какая похвала! Все-таки мы умеем удивить, даже крутых суперов. Кстати, по свидетельству самих томичей, для которых Китой уже стал уже закадычным другом, ведь они ходили на эту реку не один раз, а по 3 и по 5, так вот по их мнению, в этот раз порог "Трек" ("Винт") оказался даже серьёзнее, чем 2-ая ступень входного порога в Лизкиных Щеках.. У них в последнем сливе "Трека" легло 2 ката…

6.08.04

В этот день Томск отчалил, мы же остались на днёвку. Каждый предался своим увлечениям: кто-то собирал грибы, кто-то рыбачил, кто-то собирал голубицу, но так или иначе, все вместе мы пили спирт: "Ну, за объединяющее начало!".

Кроме того, по мелочи подбивали суда. Например, мы немного перетянули наш кат. Веревка, принимая на себя удар, где-то ослабла, где-то потёрлась и выбилась.

В то же время Таня напомнила нам, что впереди что-то вроде "Винта", только в три раза продолжительнее.

7.08.04

Встали как обычно в 8. Позавтракал и отчалили.

Этот день знаменателен тем, что мы прошли сначала Горлык-Гольский, потом Хунде-Гольский каскад, так толком и не поняв, где же они были. Встречались отдельно мощные бочки и пара прижимов, но в целом - ничего примечательного.

По дороге мы устроили каньонинг в водном снаряжении на одном из водопадов, особенно интересным оказался переход с одной стороны водопада на другую, когда струя хлещет по каске. Потом мы просто полезли на сопку и с верху любовались долиной Китоя. Такая вылазка при другом руководителе, я думаю, нам навряд ли бы удалась (это комплимент в пользу Татьяны).

Единственный запомнившийся порог - 37. Мы хотели пройти его красиво, мимо камней, потом направо, потом - короче, вычурно. Пройти-то прошли, вот только потом, потихоньку так, начали тонуть. Оказалось, что при ударе каркасом пробило надувашку. Решили, что отныне и впредь будет торжествовать уже давно проверенный способ "по центрам!".

При ремонте ката на месте обнаружился ещё один недостаток ремнабора - нет сухой тряпочки. Камешек в огород завснара. Пришлось Антону распустить свою фирмовую футболку на тряпки.

Отремонтировавшись, отчалили. Смеркалось, мы же подходили к Моткиным Щёкам. Как-то помрачнело. Впереди показались суровые рубленые лица Моткиных Щек, а точнее их входных ворот. Кто видел их, поймет меня. Эти суровые лица, нахмуренные брови, плотно сжатые губы будто предупреждали каждого входящего о предстоящем испытании. Мы пошли мимо, благоговейно осматриваясь, в воздухе повисла и установилась какая-то особая атмосфера.

На ночёвку встали сразу за воротами на левом берегу перед 41-ым порогом.

8.08.04

Вчера вечером начался дождь. Танюшка, наверное, не спала всю ночь, предварительно установив мерительные палочки на берегу.

Утром дождь прекратился, вода поднялась, но незначительно. Мы же, позавтракав, отправились на просмотр порогов 41, 42, 43, 44, 45, 46 и супер-бупер мощного порога-водопада "Изюминка". Отправились прямо по берегу в непосредственной близости к воде, кое-где применяя навыки скалолазания.

Дошли таким макаром до томичей, их лагерь оказался над порогом 47, на высокой площадке, прямо к которой вела тропа обноса. Томичи собираются идти в "Изюминку" на двойке. Отчасти подбив их на такое решение своим появлением, нами было принято решение присутствовать при этом, возможно, первопрохождении порога на катамаране 2-ке, но для этого нам нужно было сбегать в лагерь, пообедать и вернуться обратно. А расстояние было пройдено немалое. Пришлось осуществлять переход бегом.

Затолкав, закидав наскоряк в себя обед, "племя кяманчей", как говорит Саня, "отправилось на охоту". Опять бегом. Успели как раз вовремя, заняли фото- видео- выгодные позиции и стали ждать.

Вдруг появляется двоечка, и понеслась съёмка сразу (в смысле одновременно) где-то с 6-8 точек. Вот это я понимаю организация фото-видео, не то что наша, сдохнувшая видеокамера ещё на 37 пороге. Томичи прошли порог красиво и уверено, один только раз поставило на свечу. А порог действительно впечатляет: нагромождение сливов, бочек и скатов, несколько огромных грибов и всё это в сочетании, - придают особый колорит "Изюминке", не зря порог получил такое название.

После мы посидели немного с Томичами, отпраздновав успешное прохождение. Джек Непальский зачитал свою и Генину (своего напарника) расписки, мы все посмеялись, порадовались. Порадовался и Шухрат - руководитель группы, сбросив груз с плеч: запуск Белки и Стрелки прошёл отлично.

9.08.04

Ночью опять шёл дождь, но это у нас, а на Гольцах шел снег. Очень красиво, все горы в снегу и это в августе. Дубак неимоверный, стало понятно, что надо рвать отсюда когти и чем быстрее, тем лучше.

Собравшись, начали прохождение. Так как пороги нами уже были просмотрены, мы лишь освежали в голове схему движения и делали все довольно оперативно.

В 41-ом нас хорошо тормознуло в бочке, развернув кормой. 42,43, 44 - все прошли нормально. Особое внимание заострили на 45-ом. 5-ый порог, красивый и довольно сложный технически. Наметившись, настроившись, мы успешно его проходим, точно влетая в форточку (проем в скалах на выходе из порога). Пипа с Саней немного развернуло, а Ирку с Мишей подсосало под форточку, но все же прошли успешно.

Радостные мы отобедали прямо там, на 45-ом, и начали обнос катов в неразобранном состояние на площадку над 47-ым. Нашу 4-ку мы несли с Вованом вдвоем. В какой-то момент, я уже не помню по какому поводу, она нас придавила, а мы лежали под ней и хохотали. Знаете, обнос катов - это мероприятие особого характера, есть в этом какая-то своя "изюминка"!

Вечером спустили каты на веревке к исходному месту под порогом 47 с обрыва. Пригодился узел Гарда - спасибо ему большое-большое. В тот же вечер Степанов напряг обстановку своими причудами характера. Ситуация следующая. Все мы обносили вещи и каты с 45-го, а Степанова (так как он уходил последний) Таня попросила проверить место, что обычно и делает последний уходящий. Оказалось, что осталась выброска, которой я страховал с берега самого Степанова, будь он неладен. А тут он еще сам что-то забыл и, вернувшись, он объявил, что кто-то оставил выброску. На резонный вопрос забрал ли он её, он ответил, что нет. Мол, я себя наказал, пусть тот, кто оставил, тоже извлечет урок. Откуда это у него взялось и, собственно к чему, абсолютно не понятно. Оказалось все же, что он её забрал, просто припрятал в лесу где-то неподалёку. Как только я вооружился фонариком и уже собирался совершить ночное рандеву, так сразу Степанов и отдал мне её. Хотя предварительно на него сорвалась Танюха, видимо, не поняв такой причуды.

10.08.04

Этот день я описываю исключительно из воспоминаний, потому что что-то записать было просто нереально, да и казалось все это настолько мелким и ненужным, когда перед тобой стоят такие задачи, как стояли перед нами в утро этого дня. Да и к тому же бумага из тетради уже как дня 3-4 назад стала использоваться на другие нужды, так как все наши рулоны с туалеткой просто в раз промокли. Сухой рулон остался только у Пипа, но он её никому не давал. А ещё Антона называет евреем, а сам зажилил кусочек бумажки в день. Просто ужас! Спасибо Степанову, который проявил чудеса ловкости, терпеливости и сосредоточенности на устье Шумака, когда к нашему приходу высушил рулон замоченной бумаги. Попробуйте это сделать - не так то легко, а Миша смог, рулон только лишь стал раза в 2-3 толще, но во всем остальном - отличная бумага, поверьте мне.

Но это так, лирическое отступление. В то время как мы уже 3-ий день в Мотках и нам предстоял 2-ой, самый трудный, день сплава, когда мы, войдя в каньон (откуда пути назад уже нет), должны были пройти что-то около 20 порогов за день разной категории сложности, но большинство из них были с цифрами 4, 4+ , 5-, 5, 5+. И всё это в сочетание с тем, что разведка на данном участке чрезвычайно затруднена, да какой там затруднена - она просто невозможна, в связи с этим этот участок превращался автоматически в хорошую 6-ку.

Итак, встав рано утром, мы приготовились к прохождению. Оказалось, что подход к порогу 47 (4+), который мы хотели идти, был недоступен, он просто исчез под поднявшейся водой. Было решено идти сразу 48 (4+, 5). Этот порог ещё просматривался по левому берегу, отсюда же возможна и страховка, что в принципе не актуально для нашей 4-ки, так как мы идем первыми. Просмотр показал, что порог офигенный - мы все ходили, смотрели, смотрели, намечали проход… потом начали обносить Степановскую двойку. Очень, ну очень тяжелая у него двойка, да еще и с рюкзаками. Все это заняло у нас довольно много времени, хотя мы и старались работать оперативно. Порог длинный - где-то метров 300, начинается грядой бочек разных размеров, в середине реки стоит пара больших валунов на разном расстоянии - это уже ближе к разгонной части. Далее струя огибает скальный выступ правого берега, предварительно образуя серию мощных жестких валов, до которых ты разгоняешься по нехочу и врезаешься со всего маха. Потом струя врезается в скальный выход, похожий на какое-то дерево и падает с большого слива, занимающего всю левую половину реки, причем падает, как-то завертываясь и образуя косую бочку с мощным противотоком. В правой стороне Китой падает с валунов меньших масштабов и с меньшей силой. Решено уйти сюда, предварительно хорошо отработав перед скальным деревом. Так и сделали, встали на страховку. Пацаны тоже прошли успешно.

Тем не менее, время, затраченное на порог, было огромно. Я думаю, мы потратили на его прохождение часа 2, если не больше. Таня напряглась, равно как напряглись и все мы, ведь мы знали, что впереди ещё 15 таких же. Пошел сначала мелкий, потом сильнее, дождь. Как-то помрачнело, собственно говоря, помрачнело и внутри - ведь мы вошли в каньон. Дальше оставалось только работать. Чем мы собственно и занялись. Посмотрев на порог 49 (5, 5+), нами было принять решение обнести его первую ступеньку, которая являло собой огромнейшую бочку-котлован, после которой значительная часть струи неслась под карман в левой скале. Очень не хотелось туда попасть и потом ремонтироваться непонятно, сколько времени, а дальше - еще столько порогов. Обнос по правому берегу - валунам невообразимых размеров - необычайно неудобен. Потом был вообще цирк с акробатикой. Представляете себе - спустить кат на воду прямо посреди мощнейшего порога, при этом успев занять исходные места. Ничего - получилось! В середине стоял какой-то разрез неизвестного, видимо, глубинного происхождения, в нем нас несколько задержало и повертело. Далее струя сужается и падает с камня, образуя впоследствии большой навал грибообразного типа, который мы успешно прошли. Что-то подобное, только меньших размеров происходит на выходе из порога, потом можно зачалиться на правом берегу за большим камнем.

Расхрабрившись после прохождения 49, мы воодушевились и дальше все пошло быстрее и несколько легче в эмоциональном плане. Я думаю, это отчасти потому, что дальше просмотр невозможен, и испугаться ты, в принципе, не успеешь. Хотя, подойдя к серии порогов 52 (3, 4), 53 (4-,4+), 54 (4+,5), 55 (4+, 5), мы и предприняли попытку импровизированного просмотра, взобравшись на скалы, и чуть не срываясь, попытались посмотреть, что там шумит и булькает, нам это не удалось. Можно точно сказать, что этот участок, этот скальный коридор - полная жопа. Что там за тем углом? Полная неизвестность. Мы только и успевали, что выравнивать нос на бочку, слив, обруливать камни. Препятствия этих порогов похожи на шахматное поле, только расставлены здесь были не фигуры, а огромные валуны и бочки. Страховка наша заключалась в том, что, вылетев с очередного порога, мы становились под скалой, что было обычно на повороте и в скальном коридоре под стеной, и ждали, что же там вылетит в следующее мгновение. Всякие там заталкивания в улов, выброски здесь бы не проканали - ведь это скальный коридор, заталкивать некуда. Мы решили, что в случае чего, берем их на прицеп и идем вместе тандемом в следующий порог. Но все было успешно, и мы прошли пороги без оверкилей.

Встали на Моткин-Голе, предварительно влетев в мощнейший 64 (5-, 5), до этого ожидая спокойную шиверу. Но если честно, то это не было такой уж неожиданностью, потому что все мы были уже на взводе, все - в полной боевое готовности, несмотря на то, что идем. Нам было пофиг, какая там шивера, какой там порог. Тем более, что Танюхины слова:

- Где вода, где вода-то?

- насторожили и нас и приготовили к неожиданному. Уклон воды в 64-ом такой, что в один прекрасный момент она просто пропадает из виду, и ты не видишь ничего, кроме как линию горизонта воды. А дальше она падает…

Прошли успешно. Пип с Гладким тоже успешно, хотя их кидало по всякому: ставило то в носовую свечу, то в кормовую, а потом, наконец, выплюнуло ближе к левой протоке. Пип после порога был несколько невменяем, у нас тоже эмоций, хотя каких там эмоций, - адреналина было столько, что хоть выкачивай его из ушей. В то же время приятный восторг прохождения. Степановскую двойку прокатили левой протокой.

Встали на ночёвку на левом берегу. Место довольно удобное и, видимо, одно из немногих, что встречается в Мотках.

11.08.04

Ещё один день работы, хотя и гораздо менее напряженной. Пороги с 65-89 в целом спокойнее и представляются более рабочими, скальный коридор становится разорванным, встречаются косы и насыпи, на которые можно легко причалить. Но в то же время встречаются отдельные мощные препятствия: прижимы и бочки. В одной из таких у Тани весло затянуло под нос и после того, как катамаран вынырнул из бочки, весло отстрелило от нас вперед, но мы его быстро выловили. В одном из хороших прижимов, когда нам грозил удар кормой о скалу, я, отбивая её родимую, погнул лопасть весла градусов под 70. Ничего страшного: зачалившись, я выпрямил его между камнями. И вперёд!

На Малом Моткин-Голе сделали обед. Поставили мемориальную табличку на скале по левому берегу. Рюкзак Степанова полегчал враз на несколько килограммов.

В прошлом году здесь погибли 2 девушки из Красноярска и руководитель Липецкой группы.

Ближе к вечеру, уже окончательно выходя из ущелья, мы стали размереннее аналогично окружающей нас природе. Сходили посмотреть водопад метров под 60 по левому берегу, попридуривались на катах, изображая Пипа в его манере работать веслом, откидываясь от ката настолько, что уже фактически не висишь на нем, а становишься отдельной субстанцией. Бесились, бесились, придуривались и в результате проворонили Шумак и стоянку геологов по правому берегу. Пришлось поднимать каты вверх по течению где-то на 1 километр.

Вечером же состоялось торжество кяманчей по поводу прохождения Моткиных Щек: отметили это дело шампанским и апельсинами. Шампанское специально для этого дела везли с собой, а вот апельсины нашли, по-моему, где-то.

12.08.04

Новость: заработала камера после ночи в нормальном климате помещения, ведь спали мы в зимухе геологов. Отдыхать и делать дневку решили собственно на знаменитых источниках Шумака. Вышли эдак часов в 12, предварительно прикинув расстояние - по карте получалось примерно км 30. Ребята, вышло гораздо, ну просто ГОРАЗДО больше. Но об этом мы узнали позже. А сейчас, перейдя Шумак вброд, вышли на правый берег и пошли вверх по тропе.

Вован, покусывая разбитую во вчерашней потасовке червячков губу, шел впереди. Сначала шли 30 через 5, потом 25 через 5, потом 20 через 5…

С каждым часом это тропа, выдолбленная и выхоженная пешеходниками донельзя так, что приходилось поднимать ноги до ушей, чтобы перешагнуть через корни деревьев, так вот эта тропа с каждым часом становилась все ненавистнее. Она было проложена каким-то невменяемым, который то забегал наверх на отрог, то спускался с него и так постоянно. Вдоль склона, то есть траверсом, эта тропа не шла никогда. Таня говорит, что это особенность Саян. Плевать я хотел на эту особенность, но что тропа проложена по уродски - это точно!

По пути встретили очень много групп, поговорив с которыми, мы поняли, что этот маршрут для здешних пешеходников нечто вроде наших Пидан-Фалаза. На ночь встали у слияния Левого и Правого Шумака, от которого ходьбы ещё км 10. Так как основная стоянка была занята, мы, как истинные кяманчи (хотя здесь мне хотелось назвать себя чунгачкуком) встали ниже на мокром мху.

13.08.04

Проснулся я действительно, как грязный чунгачкук, весь в липком поту от сырого мха, замерзший, с настроением явно не очень. Тут же мы с Вованом поспешили вытащить булыжник из пиповского рюкзака, так как он все труднее переживал дорогу, и мы стали беспокоиться за него не на шутку. Какие уж тут шутки! Теперь среди мокрого мха благодаря усилиям Пипко Дениса нежданно-негаданно появился отдельно стоящий камень.

По пути мы опять встретили несколько групп, в том числе с нашим знакомым одесситом, и одну обогнали. Тропа постепенно вышла в долину и стала ровной.

К обеду мы подошли к посёлку минеральных вод. В посёлке - домики с верандами, свободные можно занимать. Заняли свободный рядом с дацаном. Служители храма отсутствовали, но мы заглянули внутрь одним глазком. Кто-то срач там развел неимоверный, от которого, естественно, святое место утрачивает свою святость.

Кроме того, в поселке есть волейбольная площадка, различные идолы, всякие поделки, безделушки и просто "тряпьё". И самое главное - много больных и не очень, а просто причудливых, людей, которые приехали сюда подлечиться.

Быстренько оценив обстановку, мы срастили баню под полиэтиленом. Затопили её, перед этим любезно "попросив" дров у соседнего домика. Я предлагал слямзить пару чурочек, в то время, как Саня предложил всего лишь попросить. Подошли Я, Саня и Вован - все трое обнаженные по пояс и явно не ботанического телосложения и любезно поинтересовались:

- А можно у вас взять немного дровишек?

Парни явно не возражали.

Затопили баню, попарились с последующим купанием в Шумаке. Полежали вместе с пиявками в радоновой ванне. Все это время мы не забываем расслабляться спиртовой настоечкой. Вечером сыграли в волейбол, хотя нам впору было заняться чем угодно, но только не игрой в мяч. У Ирки он явно двоился в глазах, а Пип, несмотря на самоотверженный красивый прыжок и пораненное пузо, не смог спасти нас от поражения. Мы с Сашей потом ещё сыграли за разные команды (причем моя выиграла) и разошлись.

Под вечер мы разошлись не на шутку и начались песни. "Все просто супер - все в ауте" - так записано у Саши в дневнике. Вот только Таня, начав с нами за здравие, закончила где-то на другом берегу, что нами было совсем не понято. Потом оказалось, что мы, видимо, ведем себя как-то не так, неправильно. Черт его знает! Мы просто общались и радовались друг другу как всегда, отдыхали. Но наши приемники были настроены на разную частоту в этот вечер, и мы решили, что повинен в этом какой-то гуру, с которым, наверное, Таня и заобщалась. И не надо мне говорить ничего про святость места - любое место в лесу свято, любая природа, любое её проявление, а не только здесь, на Шумаке. Тем не менее, это не значит, что мы не можем с друзьями выпить. Вот, например, актер, сыгравший финна в "Особенностях национальной охоты" так и делает - берет бутылку пива и в лес. Там напивается и кричит, ругается, изливает душу. По его собственному признанию, природа сильна, она всё выдержит.

14.08.04

С утра мы пошли на обход всех источников. Как все замысловатое, это место поистине замысловато - нужно идти по часовой стрелке и так же в соответствующем порядке принимать воду вовнутрь. Там есть все: и от почек, и от головы, от нервов, печени, "мужское достоинство" и "женский каприз", для зубов и всех прочих частей тела. Под конец в наших желудках стала происходить революция, выразившаяся в подозрительном булькании и урчании живота. Но окончательно нас доканал мужик, заливший себе воду в нос и высморкавшись всем содержимым. Это уже было выше наших сил: заливать себе воду в разные места мы не стали и покинули это место.

Вышли назад в 13:00. По дороге выпитое утром давало о себе знать - лишь только наклонишься за грибом, как вырвавшийся наружу газ дает тебе дополнительный толчок к движению вперед. К нашей с Антоном каккафонии, присоединился Пип.

Так мы и шли до тех пор, пока не стемнело, и мы не устроились на живописном обрыве Шумака, напротив - водопад, распыляющихся на множество капель, улетающих в воздух.

15.08.04

К обеду мы подошли к лагерю. Весь оставшийся день провели в приготовлении пирожков с капустой, брусничного варенья, ловле рыбы на глазах изумленных питерцев, которые пытались поймать хоть что-то на блесну и заумно говорили, что до 9:00 вечера на мушку точно брать не будет, что мы наглядно опровергли.

Позже питерцы пришли к нам в гости, мы покормили их голодную девушку-каякера пирожками, которые она с удовольствие уплетала за обе щеки.

16.08.04

Оставив на Шумаке камень с выдолбленной Степановым надписью

"Владивосток 2004.

Мотки взяты.

Построй свою

Великую Китойскую стену"

мы отчалили и подошли к Бюлитинскому каскаду и притоку Аршан. Каскад прошли успешно, а обед сделали на правой протяженной косе с камнями и песком. Во время обеда неожиданно налетел ливень, так быстро, что я еле успел зачахлиться в гидрашку. Но в нее - о ужас! - попал песок и весь остаток дня был проведен, как на иголках.

17.08.04

В этот день мы работали веслами и пели: "Ля-ля-ля-ли-уу", встав на катамаран, как на плот и работая веслом как шестом.

В районе поселка Октябрьского, пожалуйста, если вам дороги нервы и время, не уходите в левую протоку, как ушли мы. Там воды по колено, а кое-где по щиколотку.

Собственно под вечер мы были у пос. Раздольный. Быстро разобрали каты, стали просушиваться, гонцы (я и Вован) отправились в поселок за цивилизационными деликатесами. Купили пиво, чипсов, бананов и прочего. Наблюдали разборку местных байкеров на местных же байках типа "Ява" и "ИЖ".

Вечером был ритуальный костер, но котором я заставил-таки Пипа сжечь его пэзерное зеленое трико; было прощальное омовение руководителя в водах Китоя, ну и конечно, водочка. Спать легли поздно ночью под тентом, чтобы буквально через пару часов встать.

18.08.04

Утром, как зомби, мы потопали к вокзалу, неся на себе весь свой скарб. Голова говорила: "Ауч!", ноги и чресла возмущены столь беспардонным подъемом не по распорядку. Купив билет до Усолья-Сибирского, мы загрузились в дырявый насквозь автобус, что не помешало нам тут же уснуть. В Усолье мы приехали с сантиметровым налетом пыли и стали похожи на бомжей. Если кто-то брал на себя труд классифицировать этих бедных людей, например, на вонючих, грязных, потных, то мы принадлежали к классу пыльных. Стряхнув с себя с помощью хобы налет переезда, мы отправились на электричку до Иркутска, а уже оттуда до Владивостока. Ну а мы с Антоном до Карымской, до наших бабушки с дедушкой.

В Иркутске нас ждала культурная программа: посещение Интернет-кафе, позной, купание в Ангаре, стучание по голове хомячков (атракцион выскакивающих хомячков находится на набережной).

На этом наше приключение в Восточных Саянах успешно закончилось. Китой - это Он, помните это обязательно, если соберётесь в поход на эту изумительную и серьезную во всех отношениях реку.

Отчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке КитойОтчет о водном туристском походе V к.с. по реке Китой