15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
Дата: 31 июля - 30 августа 2004 г.

Маршрутная книжка № 1/4-07

Руководитель: Лурье В.А. (Москва)

Содержание

6. Краеведческое задание

1. Справочные сведения о походе

1.1. Паспорт маршрута

1. Поход проведен: детским турклубом "Азимут" ДТДиМ Восточного округа г. Москвы.
  2. Вид туризма: водный
  3. Район путешествия: Забайкалье (Кодар)
  4. Категория сложности: 4 к./сл.
  5. Нитка маршрута: г. Москва -пос. Новая Чара - Чарские пески - Амудисские озера -река Чина - река Калар - река Витим - п.Витим -п. Таксимо - г. Северобайкальск -- г. Москва
  6. Средства сплава: 2 четырехместных катамарана, 1 двухместный катамаран
  7. Протяженность маршрута: 600 км
  8. из них сплав по рекам Чина и Калар 456 км
  9. сплав по р. Витим 144 км
  10. Продолжительность похода: 31.07 - 30.08.2004 г. (28 дней)
  11. Число сплавных дней 13
  12. Количество ночевок в полевых условиях: 16
  13. Число участников: 12(10 уч. + 2 рук.)
  14. Маршрутная книжка: 1/4-409
  15. Шифр МКК : 177-00-66665555
  16. Руководитель группы: Лурье Валентин Абрамович

Раздел составил Лячин Иван

1.2. Состав группы

ФИО Г.р. Туристский опыт Обязанности в группе
1 Лурье Валентин Абрамович 1951 р. Катунь 4р; р.Китой – 5р; Урик 5р Руководитель
2 Горелов Сергей Сергеевич 1982 р. Катунь 4 у, р.Она – 4у, Хангарул-Утулик 4у Зам. Руководителя,
3 Лячин Иван 28.04.1985 р. Катунь 4у, р. Жом-Болок 4у, Урик –5у Помощник, видеооператор
4 Таипов Роман 05.03.1986 р. Катунь 4у, р. Жом-Болок 4у, Урик –5у Командир, картограф
5 Касторский Дмитрий 04.07.1986 р. Катунь 4у, р. Жом-Болок 4у, Урик –5у Отв. за тех. описание,
6 Иванов Алексей 28.01.1986 р.Катунь -4у, р. Жом-Болок 4у, Урик –5у Фотограф. Лоцман
7 Поляков Дмитрий 02.04.1986 р.Катунь -4у, р. Жом-Болок 4у, Урик –5у Хронометрист. Фотограф
8 Измайлов Дамир 16.04.1987 р. Тумча - 3у, , Урик –5у Ремонтник
9 Зинченко Евгений 08.07.1986 р. Тумча - 3у, , Урик –5у Метеоролог
10 Горелов Иван 19.10.1986 р. Тумча - 3у, , Урик –5у Медик
11 Деев Евгений 09.07.1987 р. Тумча - 3у, , Урик –4у Отв. за снаряжение, Летописец
12 Казанская Алина 27.07.1987 р. Тумча 3у Завхоз

Распределение участников по судам и экипажам

• Катамаран 4-1(Кат4-1): уч. 1,2,4,5, 9
  • Катамаран 4-2(Кат4-2): уч. 3,6,7,8,12
  • Катамаран2-1(Кат2-1): уч 10,11

Капитаны судов: участники 2,3,10

Перечень сокращений в тексте.

• ПБ/ЛБ - правый/левый/ берег

2. Характеристика района путешествия

2.1. Географическое положение

Сведения о районе путешествия

Район путешествия относится к байкальской горной стране. Это нагорье Северного Забайкалья и Витимского плоскогорья. Рельеф преимущественно средней высоты. Наивысшая точка находится в хребте Кодар (Пик БАМ 3072) м. В горах почти везде преобладают кислые интрузивные породы, главным образом гранит. С ним связаны месторождения руд различных металлов: золота, серебра, свинца, цинка, олова, молибдена и др.

Климат

Климат страны умеренный, резко континентальный. Из-за горного рельефа везде наблюдается высотная поясность климатических условий. Зимы холодные (-65). Часто бывают морозные туманы. Осадков в зимнее время выпадает очень мало. В летний сезон увеличивается облачность и выпадает большая часть осадков, особенно во второй половине лета, достигая максимума в июле и августе.

Растительность и животный мир

Из представителей растительного мира здесь наиболее представлена даурская лиственница. В течение первых нескольких дней сплава никаких других деревьев кроме лиственницы мы не видели. Ниже к нему присоединяются, каменная береза, тополь. Выше в горах много кедрового стланника. В хвойных лесах обычно много брусники и голубики, а лиственничных - калины, смородины, малины и грибов.

Животный мир Кодара необычайно разнообразен. Здесь можно встретить медведей, лосей, диких оленей, лис, белок, бурундуков, зайцев. Обычно много рыбы: хариус, ленок, таймень. Не столь многочисленны, как на Севере, но все же неизбежны в летнее время таежный клещ и гнус, комары.

2.1.4. Реки региона

Наиболее крупными реками Байкальской страны являются Витим, Селенга и Шилка. Очень много небольших озёр ( свыше 2500). Они расположены как в межгорных понижениях, так и в горах. Характерно групповое расположение озёр. Наиболее значительное из них -Баунтовское. Имеется большое количество разнообразных источников лечебного значения, в том числе горячих сероводородных и др.

Общая смысловая идея похода заключалась в посещении ранее незнакомого нашему клубу, легендарного района Кодар, посмотреть уникальное явление природы Чарские Пески и совершить не очень технически сложный водный маршрут по данному району.

2.2. Подъезд и отъезд с маршрута

2.2.1. Подъезд

Москва - Новая Чара

поезд Москва - Тында № 76 (по нечетным дням) от Казанского вокзала

отправляется из Москвы в 13 ч 18 мин

прибывает на ст. Новая Чара в 20 ч 48 мин

Время в пути - 103 ч 30 мин

Транспортные услуги по доставке из Новой Чары в любые доступные места( в нашем случае Чарские пески и Верховье Р. Калар( Амудисские озера) оказывает на своей вахтовке "Урал" Анатолий Масюра (имеется лицензия на пассажирские перевозки. Масюра - шофер экстра класса знает все дороги досконально, кроме него вряд ли кто-нибудь сможет доехать по имеющейся "дороге" (Ф 7) в верховья Калара. Стоимость подъезда до Чарских Песков от 1500 до 2500 (если надо обратно), а до Амудисских озер. 5000-7000 рублей( кому как повезет) заказ через Краеведческого музей пос. Новая Чара (тел. музея: 389).

2.2.2. Отъезд

Необходимо помнить, что в Новой Чаре(Читинская область) разница во времени с Москвой - 6 часов, на разъезде Витим, пос. Токсимо, гор. Северобайкальске(Бурятия) - 5 часов.

Определить место отпраления поездов в пос. Витим крайне сложно, это фанерный щит Витим на голой земле. (Ф 71)

Витим - Токсимо

рабочие поезда Куанда - Токмимо № 5213 № 5211

отправляется со ст. Витим в 7 ч 00 мин 19 ч 30 мин (время местное)

прибывает на ст. Токсимо в 8 ч 55 мин 21 ч 20 мин

Время в пути - Меньше 2-х часов

Стоимость - 27 руб 80 коп

Токсимо - Северобайкальск

местный поезд Н.Чара - Северобайкальск № 955

отправляется со ст. Токсимо ежедневно 23 ч 45 мин (время местное)

прибывает на ст. Северобайкальск 9 ч 30 мин

Время в пути - меньше 10 ч

Стоимость - 160 руб в общем вагоне.

330 руб в плацкартном (обычно не бывает)

Северобайкальск - Москва

поезд Северобайкальск - Москва № 131

отправляется из Северобайкальска по четным в 6.54 (время москвское)

прибывает в Москву в 4.01

Время в пути - 96 ч 07 мин

2.3. Аварийные и запасные варианты маршрута

На реке Калар расположены метеостанция Катугино, поселок Средний Калар, которые имеют регулярную радиосвязь с поселком Чара, площадки для приема вертолет. В случае крайней необходимости можно вызвать вертолет.

2.4. Сведения о населенных пунктах медицинских пунктах, музеях, магазинах и достопримечательностях на маршруте

В поселках Новая Чара и Чара, в поселке Токсимо, в г. Северобайкальске в магазинах можно купить все необходимые продукты, по ценам в среднем на 10% выше московских. Все магазины коммерческие, работают так же, как и в Москве, есть круглосуточно. Есть кафе и закусочные. В поселке Средний Калар есть магазин, продукты в который завозят по зимнику, летом он не работает, говорят, что можно у местного населения купить хлеб, мясо, рыбу, овощи, но нам это не удалось - все отказывали. В поселке Витим магазина нет, поселок сильно разрушен.

В поселках Чара и Токсимо, в г. Северобайкальске имеются больницы и аптеки, в которых можно купить необходимые медикаменты.

В поселках Чара, Токсимо, в г. Северобайкальске имеются почта и телеграф. В поселке Средний Калар почтового оделения больше нет.

В поселке Новая Чара мы провели 2 ночи и жили в Дворце твочества детей пос. Новая Чара ( напротив музея) в танцевальном зале.

В музее можно переночевать, но только очень маленькой группе(мало места).

В Северобайкальске, где мы тоже провели 2 ночи удалось договориться в школе № 11 в спортивном зале. Школа находится в 10 минутах ходьбы от вокзала, рядом с рынком.

К нашему удивлению денег за ночевки в поселке Новая Чара и Северобайкальск с нас не взяли, хотя мы предлагали.

Сведения о достопримечательностях на маршруте

В поселке Чара находится Краеведческий музей, который работает с 9 до 19 часов каждый день, стоимость договорная.

В долине р. Средний Сакукан (20 км от п. Новая Чара) находится уникальный объект природы - Чарские пески.

В г. Северобайкальск - краеведческий музей( история строительства БАМ) и картинная галерея (работают с 10 до 18 часов каждый день), центр Бурятской культуры Баяр (работает 9 до 18 часов каждый день). В музее часто проходят выставки.

В 30 км от Северобайкальска на запад расположена станция Геоджикит(за правильность написания не ручаемся), где находятся великолепные горячие минеральные источники. На их месте сделали роскошные купальни. Стоимость сеанса( 2 часа) - 40 рублей.

Раздел составили Горелов Иван и Деев Евгений

3. Техническое описание маршрута и лоция рек Чина, Калар, Витим

3.1. График движения (Таблица дневных переходов)

Дата Участки маршрута Способ перед. Км Время (час) Характер препят-
ствий
Примечания Метео-условия
тех. чист.
31.7 – 5.8 Москва – ст. Новая Чара поезд 6300   103
5.8 П. Новая Чара. Прогулка по поселку. Отметились в ПСС Посещение музея           АККЛИМАТИЗАЦИЯ. Ночевка в Дворце творчества детей в танцзале. Попарились в частной бане. Переменная облачность, изредка мелкий дождик. Дневная Т =18 гр.
6.8 Новая Чара – Чарские пески. Пеший выход в Чарские пески. вахтовка, пешком 30(30); 5(5) 6 1.00. (1.00) Прогулка без рюкзаков АКЛИМАТИЗАЦИЯ Ночевка в Дворце творчества детей в танцзале Переменная облачность, Осадков нет. Дневная Т = 23 гр.
7.8 Новая Чара – Амудисские озера. Сборка судов вахтовка. Урал 160   7 Очень плохая дорога последние 30 км Ст. на поляне ЛБ озерного расширения Пасмурно. До обеда идет непрерывный дождь. К вечеру прояснилось. Т =10
8.8 Место стоянки – устье ЛП р. Сакукан сплав 12 4.4 3.5 Наледи(мели). Сложные шиверы Ст на ЛБ Ясно, солнечно Т=25 гр.
9.8 Место стоянки– 3 км выше ЛП р. Талакан сплав 4 1.55 1.25 Сложные, мощные шиверы Ст. на ЛБ Целый день идет проливной дождь. Очень холодно. Т = 5 гр. Ночью заморозки до –5 гр
10.08 Место стоянки – 2 км выше ЛП руч Амнуннакачи сплав 34 5.25 4.3 Мощные шиверы средней сложности, разбои Ст – на ПБ Пасмурно. До обеда периодически идет дождь. К вечеру прояснилось. Т =12. Ночью заморозки до – 3 гр
11.08 Место стоянки – 4 км ниже ЛП р. Верх. Конгачи сплав 52 7.2 6.4 Шиверы средней сложности, разбои Ст. на ЛБ Переменная облачность, Осадков нет. Дневная Т = 15 гр. Ночью заморозки до – 3 гр
12.08 Место стоянки – за устьем ПП р. Катугин(метеостанция) сплав 54 7.15 6.25 Шиверы средней сложности Ст. на ПБ Переменная облачность, Осадков нет. Дневная Т = 20 гр. Ночью заморозки до – 2 гр
13.08 Дневка. Баня           Стационарная баня на метеостанции Переменная облачность, несколько раз шел мелкий дождь Дневная Т = 18 гр. Ночью заморозки до – 5 гр
14.08 Место стоянки –3 4 км ниже ЛП р. Долкачи) сплав 53 6.2 6 Слабые шиверы Ст.на ПБ Переменная облачность, Осадков нет. Дневная Т = 20 гр
15.08 Место стоянки –перед ПП р. Тетингнях сплав 58 8.05 7.15 Шиверы средней сложности Ст на ПБ Переменная облачность, Осадков нет. Дневная Т = 24 гр
16.08 Дневка         Броды ручьев Выход в горы Переменная облачность, Осадков нет. Дневная Т = 22 гр
17.08 Место стоянки –напротив устья ПП р. Оглюр). сплав 50 8.45 7.25 Шиверы Бирамиянского каскада Ст на ЛБ Ясно, солнечно. Дневная Т = 26 гр.
18.08 Новая Чара – напротив устье ЛП руч Каменный сплав 58 8.2 7.2 Шиверы средней сложности Ст. на ПБ Ясно, солнечно. Дневная Т = 25 гр.
19.08 Место стоянки– 2 км выше порога «Центрифуга» сплав 75 9.2 8.2 Шиверы средней сложности Ст. на ПБ Ясно, солнечно. Дневная Т = 28 гр.
20.08 Место стоянки – р Витим 1 км ниже ПП р. Якша сплав 56 7.5 7.2 Порог «Центрифуга», слабые шиверы на Витиме Ст. на ЛБ Ясно, солнечно. Дневная Т = 26 гр.
21.08 Место стоянки – 1 км выше ПП р. Гулинга сплав 26 3 3 Слабые шиверы Ст на ПБ До 17.00. Переменная облачность, Осадков нет. После 17.00 постоянный дождь средней силы до вечера. Т=20. Ночью 0 гр.
22.08 Место стоянки – перед ж.д мостом через Витим сплав 68 9 7.3 Мощные Витимские шиверы Ст. на ЛБ Утром переменная облачность, Осадков нет. После 11.00 Ясно, солнечно. Дневная Т = 25 гр
23.08 Разборка судов. Раз. Витим – ст. Таксимо поезд 60   2     Переменная облачность, несколько раз шел мелкий дождь. Сильный ветер. Дневная Т = 22 гр
23–08. 24.08 Ст. Таксимо – г. Северобайкальск поезд 300   8   Ночевали в местном поезде Новая Чара –Северобайкальск
24.08 Северобайкальск. Экскурсии по городу.           Ночевали в спортзале школы №11 Переменная облачность, несколько раз шел мелкий дождь. Сильный ветер. Дневная Т = 20 гр
25.08 г. Северобайкальск – ст. Геоджикит – Северобайкальск электричка 25(25)   1(1)   Посетили горячие минеральные источники Переменная облачность, постоянно шел мелкий дождь. Сильный ветер. Дневная Т = 16 гр
26.08 – 30.08 Северобайкальск – Москва поезд 6000   93     Отправление поезда 6.54 (Москвы)

Итого 600 км из них ЧХВ = 76 часов 30 минут

456 км - сплав по рекам Чина и Калар

144 км - сплав по реке Витим

Раздел составили Поляков Дмитрий, Таипов Роман, Иванов Алексей

3.2. Посещение Чарских песков

Одна из основных задач нашей поездки была обязательно посетить Чарские пески, о которых мы слышали столько необычного.

Что же на самом деле это за уникальное чудо природы - Чарские пески? Пустыня с барханами площадью 100 квадратных километров на стометровую высоту возвышается среди болот и тянется на 20 километров вдоль берега р. Чары. Географически никто толком не может объяснить происхождение пустыни. Есть версия, что это песчинки, выветренные из скал и вынесенные из долины Среднего Сакукана на равнину. Только почему тогда горы сложены из осадочных пород, а песок - чистейший кварц?!

Аналогов такой пустыни в мире нет. Барханы постоянно движутся, меняя свое расположение. Именно эта подвижность препятствует зарастанию песков растительностью. Даже зимой пески часто не засыпаны снегом, и тогда песчаные барханы возвышаются над снежными. Высота самого высокого бархана 120 метров над уровнем окружающего болота. С его вершины отлична виден поселок Новая Чара. Недалеко до пустыни и поселок Чара (около 20 километров). Местные жители ездят в пески из обоих поселков на машинах с целью…покупаться. Да! В центре барханов, в оазисе расположено небольшое озерцо. Жаркое солнце непродолжительного лета нагревает его на радость местной ребятни и на удивление туристам. Кстати, в оазисах можно сэкономить газ: шишки, валяющиеся под ногами и почему-то не гниющие, - отличное топливо.

Безусловно, Чарские пески производят потрясающее впечатление. Это как раз о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Края пустыни поросли полынью, и это скорее степь, чем пустыня, но по мере дальнейшего продвижения всякая растительность пропадает. Еще немного подняться наверх, и перед Вами откроется огромный простор песка. Эта мини-Сахара в зоне вечной мерзлоты наряду с природными гейзерами лишний раз подтверждает, что в природе нет ничего невозможного, а нам, простым туристам она предоставляет уникальный шанс снова и снова убеждаться в этом, удивляясь и восхищаясь природными богатствами Сибири.

Можно смело сказать, посещение Чарских песков это самая интересная часть маршрута, сюда можно приехать только за тем, чтобы это увидеть.

Мы решили съэкономить время, и доехать до начала Песков на вахтовке. Нас перевезли через средний Сукукан и высадили на ПБ. С шофером мы договорились, что он вернется за нами через 6 часов, забросив предварительное к Мраморному ущелью группу пешеходников.

Пройдя 2-3 километра по болоту, мы, наконец, увидели первые барханы. Затем еще 3 км шли до озера "Аленушка", это самый центр пустыни. Здесь мы перекусили и покупались в озере ( вода в озере достаточно теплая 17-18 градусов), затем пошли на самый высокий бархан, и там устроили грандиозную видео и фотосъемку. Уходить страшно не хотелось, но пора было возвращаться. Через 6 часов мы, как и было уговорено были на берегу Сакукана.

Раздел составила Казанская Алина

3.3. Лоция рек Чина, Калар и Витим

Необходимо отметит, что подробную лоцию на 600 км для такой реки как Калар написать практически не возможно, да и, наверное, никому не нужно, настолько сильно эта река зависит от постоянного колебания воды. Поэтому, к этой лоции нужно относиться с поправочным коэффициентом. Написана она следующим образом. Каждый сплавной день 2 дежурных лоцмана на разных катамаранах писали хронологическую лоцию дня. В конце его они сдавали свои лоции ответственному за техническое описание группу, а тот, в свою очередь, сверяя лоцию с картой, записывал окончательный вариант. Понятно, что при ежедневной норме сплава от 7 до 9 часов сохранить полную корректность записей крайне трудно. Все-таки, мы надеемся, что наше описание будет более адекватным, чем те, которыми пришлось пользоваться нам. Кроме того, 9.08 и утром 10.08 шел постоянный проливной дождь, и записывать что-либо было крайне сложно. Эти участки записывались на стоянке задним числом.

Выгрузили нас на берегу на ПБ протоки из озера в реку Чина, поляна большая, есть небольшая землянка. Дров мало. Пришлось ходить большечем за 500 по болоту. Здесь устроили стапель.

8.08.

0.2 1–ая наледь(аян) (Ф 9) Шли, постоянно вылезая из судов

1.00–1.20 Отдых
1.5 2–ая наледь(аян) (Ф,Ф 10–12) Шли, периодически вылезая из судов
2.30(3 часа) Встали на обед на ПБ. ПП р.Дорос.
3.3 Шивера с валами до 1 м. и большим количеством камней, и с большим перепадом воды. Шли по основной струе, лавируя между камнями.
3.40–4.10 Отдых
4.15 Шивера с большим количеством камней Шли вдоль ПБ, к середине шиверы сместились к центру
4.3 Шивера с валами до 2 м, с большим перепадом воды, за шиверой левый приток Сакукан Шли по основной струе
4.4 Встали на ЛБ, недалеко от ЛП р.Сакукан. Именно с этого места начинается собственно река Калар: на слиянии Сакукана и Чины.

Стоянка на невысоком ЛБ сразу за притоком, почва болотистая(Ф 9). Хороших мест для палаток мало. Основная растительность - лиственница. Воду брали из притока. Дров много в радиусе 100 м.

9.08.

Пройденное расстояние 4 км.

ЧХВ 1.25

ТВ 1.55

Река Калар

0.00 (13.10) Отплытие. Через несколько метров две шиверы подряд, с резким перепадом высоты. (Ф,Ф 14,15) Проходили по основной струе.
0.15 Шивера на левом повороте с бочкой в конце Шли по центру
0.3 Шивера с большим количеством камней Шли вдоль ПБ
0.40–0.55 Отдых
1.05 Шивера на левом повороте реки Шли по центру
1.15 Шивера с большим количеством камней, в конце шиверы большой перепад воды до 3 м. (Ф,Ф 16,17) Шли по центру тандемами, лавируя между камнями
1.25–1.40 Отдых
1.45 Шивера ЛБ скальник Шли по центру
1.5 Шивера с большим количеством камней, остров посередине реки, по большой воде его затапливает Шли справа от острова
1.55 Стоянка на ЛБ.

Стоянка на высоком (30) ЛБ сразу за островом, почва болотистая(Ф 18). (К вечеру вокруг было сплошное чавкующее болото). Подъем на поляну крутой. Хороших мест для палаток мало. Основная растительность - лиственница. Воду брали из реки. Дров много в радиусе 70 м. Суда перечаливали за остров и поднимали на 5-7 м вверх. Стоянка вынужденная. Непрерывно льет проливной дождь. Вода прибывает на глазах, препятствия становятся все сложнее и мощнее. Кроме того - очень холодно, в воде начинаешь дубеть через 5 минут, руки коченеют.

10.08.

Пройденное расстояние 34 км.

ЧХВ 4.30

ТВ 5.25

00.00 (12:45) Отплыли. Длинная шивера с прижимом к треугольной скале ПБ. (Ф,Ф 19,20) Завал справа перед скалой. Шли вдоль ЛБ.
0.25 Шивера с валами до 1 м с прижимом к скальному ПБ. (Ф 21) Сначала шли вдоль ПБ, а затем уходили влево.
0.45 ПП р.Талакан.
0.5 Скалы на ПБ, по центру реки большая бочка. (Ф,Ф 22,23) Проход по одному судну с просмотром и фотографированием по основной струе в бочку
1.15 ПП, шивера. Шли по центру.
1.2 ЛП. ЛБ скальный. Хорошее место для стоянки на ПБ.
1.45 ПП. Брод и изба на ЛБ (1).За избой шивера в расширении реки (Ф 24)
2 Ручей слева, дальше мель и острова.
2.15 На ЛБ зимовье Борода. Раздвоение реки. Идем по левой протоке.
2.45 ЛП р.Читканда.
3.15 Обед на ЛБ. 2 часа
3.25 ПП.
3.45 Разбои на реке. (Ф,Ф 25,26) Идем правой протокой.
4 Соединение проток.
4.35 ЛП Кудир и напротив ЛП Грамнаги
5.25 (20.10) Стоянка на ПБ.

Стоянка на низком ПБ, в редколесье(Ф 27) за галечной косой; почва песчано-каменистая. Хороших мест для палаток очень много. Основная растительность - лиственница. Воду брали из реки. Дров много в радиусе 50 м. Суда затаскивали за галечную косу (40 м)

Пройденное расстояние 52 км

ЧХВ 6.40

ТВ 7.20

0.00 (10:35) Отплытие.
0.1 Раздвоение реки. На ЛБ деревянное строение изба (2). ПП р.Бол. Шучукан.
0.4 Под ЛБ каменная отмель.
0.45 Остров по центру реки.
0.55 Шивера после нее левый ручей Амнуннакачи (Ф 28) Шли по основной струе
1.2 Шивера, за ней ЛП. Шли по основной струе.
1.30–1.45 Отдых на ПБ.
1.5 Остров по центру реки. Шли слева.
2.1 ПП р.Мучукачи.
2.25 Остров у ЛБ, правее него мель. Дальше острова. Шли вдоль ПБ.
2.45 Шивера. Шли по основной струе.
3 Шивера на карте обозначена порогом
3.05 Шивера на карте обозначена порогом
3.1 ЛП Каларский Калакан. На ЛБ хорошее место для стоянки. Встали на обед.(2 часа 35 минут)
3.15 На ЛБ изба (3).
3.50 –4.00 Шиверы с валами до одного метра. Шли по основной струе.
4.1 На ЛБ виден зимник.
4.35 ПП р.Амнуннакачи.
4.40–4.50 Отдых
4.2 Брод, за ним шивера. Шли по основной струе.
6.40–5.55 Отдых
7.20 (21:30) Стоянка. Встали на ЛБ.

Стоянка на высоком ЛБ на большой болотистой, покрытой мхом и кустами голубики ; поляне. Подъем с берега на поляну крутой. Хороших мест для палаток очень мало. Основная растительность - лиственница. Воду брали из реки. Дров мало в радиусе 300 м. Суда привязывали к деревьям на нижней террасе. Стоянка почти аварийная, позже плыть уже было нельзя.

Пройденное расстояние 55 км.

ЧХВ 6.25

ТВ 7.15

0.00 (11:00) Отплытие.
0.5 Шивера с валами. Шли по центру.
1.15 На ЛБ коричневые скалы, на противоположном галечная отмель. Река поворачивает на север.
1.2 Шивера. Шли по основной струе.
1.35 Деревянное строение на ЛБ.
1.40–1.55 Отдых на ЛБ.
2.2 На ЛБ деревянное строение на притоке р.Демку (3,1).
2.20–2:40 Отдых
2.5 Слева ручей в скалах.
3 Остров. В правой протоке шивера с прижимом к ПБ. Шли справа.
3.1 Ручей на ПБ.
3.2 Ручей справа (3,2).
3.4 Шивера, справа ручей.
4.1 Шивера. ЛБ скальный.
4:15 Встали на песчаном ПБ на обед.(1 час 55 мин)
4.35 ПП.
4.5 ЛБ скальный, ПП р.Тукалачи, на ПБ изба (4).
4.55 Ручей ПБ.
5.3 Шивера с валами до 1 м., скальный ЛБ
5.35 Шивера
5.4 Шивера Шли по основной струе.
5.45 ПП р. Несмучи
5.5 ЛП р. Уикан
5.50–6.05
6.1 Ручей на ПБ.
6.15 ПБ деревянное строение (5)
6.2 Шивера, ПБ ручей
6.25 Шивера
6.35 Шивера с валами. ПП р. Катугин и деревянное строение на ПБ. (Ф, Ф 29–30)
7.15 (20.00) Шивера ближе к ПБ. Метеостанция на ПБ. Встали на ночь. Шли по основной струе.

Стоянка на большой мшистой поляне на высоком ПБ, довольно крутой подъем. Мест для палаток много. Перед стоянкой - галечная отмель больше 100 м. Дров мало, ходили за 300 метров. Воду брали из реки Катугин. Много брусники Справа от холма с поляной дорога, ведущая на метеостанцию Катугино. На метеостанции проживают 3 семьи: две русские и одна эвенкийская. Все семьи с детьми и всякими родственниками детского возраста. Всего на станции 6взрослых и 11 детей в возрасти от 3 до 15 лет. Нам разрешили на следующий день протопить баню и попариться.

13.08. Дневка с баней. Утром топили баню. После обеда парились группами по 7 человек вместе с группой Жирякова. Вечером устроили торжественный ужин с пиццей и праздничный концерт с приглашением местных жителей. Успех был колоссальный.

Пройденное расстояние 53 км. .

ЧХВ 6.00

ТВ 6.20

0.00 (11:40) Отплытие.
0.05 ЛП р. Иманнан
0.4 Крутой ПБ, шивера. Шли по основной струе.
0.45 Шивера
1.05 ЛП р.Сулаки.
1.35 На ПБ скальник и ручей.
1.40 – 1.50 Отдых
2 ЛБ скальный, изба (6). ЛП р.Мудобкит.
2.1 Скалы на ПБ, шивера.
2.2 Остров, ПБ скальный, слева песчаная отмель.
2.3 ПБ скальный, шивера.
2.35 Слева ручей.
2.4 Шивера, ЛП р.Сиригучи.
2.5 Справа скальник.
3.05 Шивера.
3.2 Остров.
17:05 Обед на ПБ. ( 1 час 50 минут)
3.5 ЛП, быстроток.
4.1 Быстроток (70м) с отмелями по обоим берегам. Шли по центру.
4.4 Разбой реки на две протоки. В левой протоке ЛП р.Дуча. Быстроток 150м. Шли по левой протоке.
4.45 ПП р.Сакукан,ЛП р. Чуча, отмель слева.(Ф 33)
4.48 Шивера 200м, несильный прижим к скальному ПБ, под ЛБ отмель. Шли вдоль ПБ, перед прижимом шли левее.
5.2 Скальный ПБ.
5.25 Шивера , отмель слева. Шли справа.
5.3 Скальник на ЛБ.
5.35 Шивера с валами до 1м.
6.05 Слева курумник. .(Ф 34)
6.1 ЛП р.Долкачи.
6.2 Стоянка на ПБ. .(Ф 35)

Стоянка на низком ПБ, в редколесье за галечной косой; почва песчано-каменистая. Хороших мест для палаток очень много. Основная растительность - лиственница. Воду брали из реки. Дров много в радиусе 50 м. Суда затаскивали за галечную косу (40 м)

15.08.

Пройденное расстояние 58 км.

ЧХВ 7.15

ТВ 8.05

0.00 (10.30 ) Отплыли. Шивера. ПБ скальный. Шли по основной струе.
0.2 Быстроток 200м.
0.35 Шивера 300м, на ПБ крутой склон.
0.5 Шивера , справа скалы. (Ф 36)
0.55 ЛП Букчанак, за ним шивера.
1.25 Шивера.
1.35 На ЛБ скалы и ручей.
2.15 Отдых
2.25 Шивера, на ПБ скальник, ПП р.Ланакит.
2.27 ЛП р.Кюэх–Ыарга, через 50 м шивера.(Ф 37).
2.3 На ЛБ скальник.
2.4 Шивера, на ПБ скальник.
2.55 Быстроток 150м.
3 Шивера, скалистый ПБ.
3.2 Два острова (маленький и большой). Шли слева.
3.3 Шивера, на ПБ ручей.
3.55–4.15 Отдых на ЛБ.
4.2 ЛП р.Таях–Нуорадах.
4.26 Шивера 150м. .(Ф 39)
4.27 На ПБ ручей.
4.32 Скалы на ЛБ.
4.45 Остров, с правой стороны быстроток и шивера 800м, скальник на ПБ 1км. Шли по центру.
4.47 Ручей справа.
4.49 Ручей справа.
4.55–17.10 ЛП р.Гипченак. Обед за притоком на ЛБ. (2 часа 15 минут)
5.15 Шивера.
5.2 Шивера (500м) заканчивается прижимом к скальному ПБ. Шли по центру.
5.38 ПП р.Чукчуду, шивера.
5.4 Шивера.
5.46 Слабая шивера.
5.51 Ручей слева.
5.55 Шивера.
6 Быстроток, ЛБ скальный.
6.2 ЛП.
6.27 ПП р.Дулей, деревянное строение на ПБ (7).
6.33 Шивера, ПБ скальный.
6.4 Шивера (150м) с прижимом к скальному выступу на ПБ, ПП р.Уларин. (Ф 40) Шли вдоль ЛБ.
6.42 Быстроток 100м.
6.45 Шиверка.
6.53–6.57 Шиверы. Шли по основной струе.
7.05 Скала на ПБ, дом на ЛБ.
7.08–7.23 Отдых, ПП р.Станнах. и избушка на ЛБ (8)
7.26 Ручей и скалы слева, щивера 100м. Шли по основной струе.
7.45–7.52 Быстроток 1200м с шиверами. .(Ф 41)
7.52 ЛП.
8 Быстроток.
8.05 Встали на ночевку на ПБ.

Стоянка на возвышенной террасе ПБ, на большой поляне, за галечной косой в 40 м и редколесья 20 метров; почва песчано-каменистая. Хороших мест для палаток очень много. Основная растительность - лиственниц, встречаются тополя, черемуха и лиственный кустарник. Воду брали из реки. Дров много в радиусе 20 м. Суда затаскивали за галечную косу в редколесье.

16.08. Дневка. Выход в горы. (Ф,Ф 43,44)

17.08.

Пройденное расстояние 50 км.

ЧХВ 7.25

ТВ 8.45

0.00 (10:30) Отплыли.
0.05 Каменистая осыпь на ПБ.
0.15 Шивера 100м, каменная отмель.
0.25 Разбой реки на две протоки островом, мель 300м, левая протока с прижимом к ЛБ. Шли по левой протоке.
0.3 Быстроток 50м, через 50м ЛП р.Катель.
0.35 ПБ высокий скальный, шиверы 500м, каменная отмель посреди реки, ориентир: две выдающиеся скалы на ПБ. (Ф 45)
0.5 Разбой реки на правую широкую и левую узкую протоки. Слева скальник, шиверы. Шли по правой протоке.
0.55 ЛП р.Мал.Чопкокон, за ним скалы на ЛБ.
1.1 Шиверы 300м, ПБ скальный.
1.2 Шиверы 200м, скальный ЛБ, ЛП.
1.3 Шиверы 100м, ПП, ориентир справа скала.
1.35 Мощная бочка ближе к скальному ЛБ. (Ф 46)
1.4 Шивера 200м, скальный ПБ.
1.45 Шивера, небольшая скала на ПБ. Каменная осыпь и скальник на ЛБ.
1.55 Песчаная отмель на ПБ и скальник в виде котлована. Предположительно это начало переката Первая Чаша Шивера (Мощные валы под скальным ЛБ). Шли по основной струе
2.05 Шиверы с валами, на ПБ скальник.
2.1 На ЛБ каменные осыпи, скальник.
2.3 Быстроток, ЛП.
2.35 ПП р.Бирамииян.
2.40–3.00 Отдых на ПБ.
3.05 Шивера с валами до 1,5м. (Ф 47)
3.15 Скальный ПБ, шивера с валами.
3.25 Шивера, слева скала.
3.35 Шивера, на ПБ скала.
3.55 Быстроток 300м.
4.1 Шивера перекат Три Камня. (Ф 48)
4.15 Слева ручей Тукалачи.
4.25 На ЛБ ручей, на ПБ дом.
4.3 Быстроток.
4.45 Шивера.
01.04.1950 15:05 Шиверы, справа ручей и обрывистый берег.
5 Обед на песчаном ЛБ, напротив скальника. (2 часа)
5.1 Шивера. (Ф 49)
5.2 ПП р.Туруктак.
5.3 Разбой реки на три протоки. Шли по правой протоке.
5.35 Шивера.
5.4 Множество островов, ПП р.Дело.
5.55– 6.00 Шиверы.
6.05 Быстроток 70м.
6.15 Объединение проток. Трос парома через реку (9).
6.4 На ПБ деревня «Средний Калар». (Ф 50) Встали. Посетили село, фотографировали, беседовали с местными жителями.
7.4 Отплыли, быстроток 50м.
8 ПП р.Капаоякал.
8.05 Быстроток 150м.
8.2 ЛП р.Иманапчакит, шивера.
8.3 Скальник на ПБ.
8.45 (21:15) Встали напротив ПП р.Оглюр. (Ф 51)

Стоянка на низком ЛБ, в редколесье за галечной косой; почва песчаная. Хороших мест для палаток не очень много. Основная растительность - лиственница. Встречаются тополя. Воду брали из реки. Дров не очень много в радиусе 200 м. Суда затаскивали метров на 10 по галечной косе

18.08.

Пройденное расстояние 58 км.

ЧХВ 7.20

ТВ 8.20

0.00 (10.10) Выплыли.
0.3 Шивера с прижимом к ПБ.
0.4 Шивера, справа каменная отмель.
0.43 Шивера.
0.55 Шивера, напоминающая треугольник. Шли по основной струе.
0.57 Шивера, ПП р.Правый Юмурчен
1.1 Быстроток, ЛП р.Левый Юмурчен.
1.25 Разбой реки, в правой протоке шивера, через 200м ПП р.Демку. Шли по правой протоке.
1.3 ПП р.Копчан.
1.35 Длинная шивера.
1.50–2.10 Отдых, через 50м ЛП р.Калца и деревянное строение на ЛБ (10).
2.15 Быстроток 80м.
2.4 ПП р.Кадакачан.
2.45 Шивера, разбой реки. Шли левой протокой.
2.55 ЛБ скальный.
3 Отмель разбивает реку на две протоки. Правая идет вдоль скального берега, а левая между двумя отмелями. Шли по левой протоке.
3.2 Быстроток, скальный ПБ.
3.30–3.50 Отдых, через 20м разбой реки. Шли по левой протоке.
3.55 Шивера, ЛБ скальный. (Ф 52)
4.25 ЛП р.Талакит, отмель по центру реки, слева шивера. (Ф 53) Шли по основной струе.
4.4 Обед на ЛБ. (2 часа 20 минут)
4.45 Быстроток.
4.55 Быстроток 150–170м.
5 Шиверы.
5.10–5.20 Быстротоки.
5.3 Шиверы 200–250м, посреди река каменная отмель.
5.4 Шивера, а ЛБ скальник.
5.5 На ПБ скальник.
5.55 ПП р.Быстрый.
6 Шивера.
6.15 Шивера, на ПБ скальник.
6.40–7.00 Отдых
7.1 Шивера, скальный ЛБ.
7.35 Быстроток 70м.
7.4 Быстроток, на ЛБ скальник.
7.5 ЛП заним через 50–100 м остров. Шли левой протокой
8.15 Отмель по центру реки, ЛП р.Каменный, быстроток, слева скальник. Шли по основной струе.
8.20 (20.30) Встали на ночевку на ПБ.

Стоянка на лесной поляне на невысоком ПБ, почва песчаная; берег - песчаный пляж; Хороших мест для палаток достаточно. Основная растительность смешанная: лиственница и тополя. Воду брали из реки. Дров много в радиусе 50 м.

19.08.04г.

Пройденное расстояние 75 км.

ЧХВ 8.20

ТВ 9.20

0.00 (9.45) Выплыли.
0.1 Разбой реки на две протоки. Шли по правой протоке.
0.15 Шивера, на ПБ скальник.
0.25 Шивера, разбой реки. Шли по левой протоке.
0.35 Шивера, ЛБ скальный.
0.45 Скала на ПБ.
1.05 Шивера, на ПБ скала.
1.15 Ручей справа.
1.20–1.40 Отдых
1.45 Быстроток, разбой реки. Шли по левой протоке.
2 Шивера, скальный ПБ.
2.1 Разбой реки. Шли правой протокой.
2.15 Шивера, слева скальник.
2.3 ПП р.Николаевка, скальник на ПБ.
2.4 Шивера, разбой реки. Шли по левой протоке.
2.43 Объединение реки, ПП р.Ягодный.
2.46 Быстроток с валами до 1м и шиверами 350м.
3.04 Шиверами с валами.
4.08 ПП р.Бугунгда.
4.1 Шивера.
4.20–4.25 Шиверы.
5 Обед после шиверы на песчаном ПБ. (2 часа)
5.09 Быстроток.
5.14 Скальник на ПБ.
5.22 Быстроток, прижим к левому берегу.
5.25 ПП р.Увалистый.
5.37 На ПБ скальник.
6.05 Деревянное строение на ПБ (11), разбой реки на три протоки, во всех протоках быстроток и мель. Шли сначала по правой протоке, а потом по левой
6.34 ЛП р.Топор.
7 Шивера, справа скальник.
7.2 Шивера.
7.35–7.40 Шиверы.
7.4 ПП р.Джелу.
7.40 –8.00 Отдых у р. Джелу
9 Шивера с валами до 1,5м, на ПБ скала. Шли по центру реки.
9.20 (21.20) Встали на ночевку на ПБ.

Стоянка на невысоком берегу, неудобное место для чалки катамаранов, спуск к воде довольно крутой. Мест для палаток крайне мало и практически все неровные. Пришлось разбросать палатки в радиусе 150 метров на разных полочках(Ф 54). Почва в основном песчаная, растительность смешанная с преобладанием тополей. Дров много в основном плавни. Воду брали из реки.

Надо сказать, что место крайне неудачное, но было уже поздно, а впереди порог. Как выяснилось, и дальше до устья Калара и еще километров 30 по Витиму хороших мест для стоянок нет. Как нет их и километров на 30 выше устья Калара. Так что на этом участке это главная проблема.

20.08.04г.

Пройденное расстояние 56 км.

ЧХВ 7.20

ТВ 7.50

00.00 (10:30) Отплыли.
0.15 Шивера со скальным ПБ(Ф 55)
0:05 Разбой реки. Порог «Центрифуга» просмотр по ЛБ. (Ф,Ф 56–57) Шли в правую протоку.
1 Прошли порог. Шли по основной струе.
1.15 Шивера.
1.30–2.00 Отдых, впадение р.Калар в р.Витим.–стрелка (Ф 58)
2.05 Ручей на ЛБ.
2.15 Шивера.
2.45 ЛП р.Бедоун.
2.50–2.55 Разбой реки, шивера с валами до 1м, на ПБ скальник. Шли по правой протоке.
3.25 ПП р.Бугарикта, шивера с бочкой.
3.55 Шивера.
4.55 Ручей слева.
4.4 ЛП.
5 ЛП р.Ципа, в месте слияния рек скала. Обед на ЛБ через 50м после впадения. (Ф 59.) Обед 2 часа
5.3 Перекат Каменный (разбой реки на две протоки). Быстроток с валами до 2м. Шли по правой протоке.
5.38 ЛП р.Каменный.
6 На ПБ две скалы в виде ворот, между ними ручей.
6.25 Скальный ПБ.
6.55 Разбой реки двумя островами. Шли по правой протоке.
7.1 Шиверы.
7.26 Шивера перекат Дарья.
7.45 Разбой реки островом. Шли левой протокой.
7.50 (20.30) Стоянка на ЛБ.

Стоянка на высоком берегу, с неудобным подъемом, но с хорошей поляной.(Ф 60) Стоянка на лесной поляне во мху на высоком ЛБ, берег каменистый. Хороших мест для палаток много. Основная растительность: лиственница, встречаются березы и тополя. Воду брали из реки. Дров много в радиусе 50 м.

21.08.

Пройденное расстояние 26 км.

ЧХВ 3.00

ТВ 3.00

0.00 (17.00) Отплыли.
1 ЛП р.Аландакан.
1.2 Разбой реки на 3 протоки двумя островами Шли по правой протоке.
1.4 Шивера.
1.45 Соединение проток.
1.5 ПП р.Ниж.Джилинда.
2.55 Разбой реки. Шли левой протокой.
3.00 (20.00) Соединение проток, каменная отмель. Стоянка на ПБ.

Стоянка на маленькой лесной полянке на низком ПБ, почва песчаная берег - галечная отмель шириной 100м (Ф 61). Хороших мест для палаток практически нет; все ютятся на крохотном пяточке. Основная растительность смешанная: лиственница и тополя, березы. Воду брали из реки. Дров много в радиусе 100 м.

22.08.

Пройденное расстояние 69 км.

ЧХВ 7.30

ТВ 9.00

0.00 (10.00) Отплытие.
0.35 На ПБ деревня.
0.48 На ПБ изба (12)
1.1 ЛП р.Бамбуйка.
1.11–1.13 Скальник на ПБ.
1.3 Разбой реки. Остров «Большой». Шли в правую протоку.
1.30 – 1.50 Отдых.
1.53 Шивера, скальный ПБ.
1.55 ПП р.Долуга.
2.25 Шивера, на ПБ каменная осыпь.
2.5 ПП р.Талакан.
3 Шивера перекат Большая Коса, скальный ПБ.
3.15 Быстроток, справа каменная отмель.
3.25 Шивера.
3.45 Слева ручей.
3.50–4.10 Отдых
4.20–4.35 Перекат(Порог) «Верхний Тузалинская» с валами до 2.5 м, бочка. (Ф,Ф 62–63) Шли по валам, зачаливаясь после порога и фотографируя
4.4 ЛП.
4.42 ПП р.Мал.Тузалинский.
4.55 –5.10 Порог «Ниж.Тузалинский» с валами до 3м. (Ф,Ф 64–65) Шли по валам, зачаливаясь после порога и фотографируя
5.15 Ручей слева.
5.17 Шахта в горе на ПБ.
5.2 Слева ручей.
5.4 Ручей на ПБ.
5.45 –6.05 ЛП р.Тулдунь. Перекат (порог) «Тулдуньская шивера» с валами и бочкой. (Ф,Ф 66–68). Отдых. Осмотрели основной слив. Шли по основной струе.
6.2 Ручей на ПБ.
6.4 Савинская шивера с валами до 2м и двумя бочками.
7 На ПБ скальник и ручей.
7.1 Деревянное строение на ЛБ (13).
7.25 Разбой реки, шивера перекат Благодатный с валами до 2м, бочка. (Ф 69) Шли по правой протоке.
7.45 ПП р.Таксимо.
7.55 Шивера перекат Ивановская Коса.
8 На ПБ ручей.
8.1 На ЛБ ручей.
8.25 Справа ручей.
8.3 Слева ручей. Виден ж/д мост.
8.5 Слева ручей, скальник справа.
8.55 ЛЭП.
9 Встали на ЛБ. Каменная отмель. (Ф 70)

Стоянка на невысоком берегу за отмелью, перед поселком, на хорошей оборудованной поляне ЛБ около памятника туристу. Дров мало в радиусе 600-700 метров. Воду брали из реки. Мест для палаток не очень много. Группа больше 20 человек размещается с трудом. Отсюда до разъезда Витим чуть больше 1 км.

Раздел составили Касторский Дмитрий, Поляков Дмитрий, Таипов Роман, Иванов Алексей

4. Выводы и рекомендации

1. Рекомендации по выбору района путешествия и нитки маршрута

При выборе района похода и нитки для маршрута мы выдвигали требования:

• совершение водного маршрута в районе северного Забайкалья, где мы еще не разу не были за 20 лет существования клуба;
  • красивая, нетронутая цивилизацией природа;
  • богатство даров природы (рыбы, грибов, ягод)
  • наличие удобного подъезда и выезда с маршрута;
  • наличие водного маршрута не очень сложного маршрута 4-ой категории сложности;
  • возможность познакомиться с необычными явлениями природы;
  • возможность выбора интересной и полезной краеведческой работы.

Наш выбор пал на реку Калар, правый приток реки Витим. На самом деле, как мы убедились, район Кодара больше предназначен для пешеходников и горников, чем для водников. Водные маршруты на Кодаре или продолжительны и малоинтересны технически, как маршруты по Кадару и Чаре или маловодны и сопряжены с длительными волоками, как Сагыкта.

О самом маршруте по Калару можно сказать следующее:

- маршрут с большим трудом натягивает на четвертую категорию сложности: на верхнем участке до впадения Каларского Калакана уровень препятствий иногда превышает четвертую категорию, а по паводковой воде некоторые препятствия становятся опасными, когда как на всем остальном маршруте интересных препятствий практически нет, особенно по малой воде.

- маршрут очень сильно зависит от уровня воды, и спланировать его адекватно крайне трудно. Необходимо помнить, что дождевой паводок здесь начинается резко, вода может подняться на 1.5-2 метра за считанные часы. Вывод из вышесказанного необходимо сделать следующий: составлять график прохождения верхнего участка, предусматривая резервы времени на дождевые паводки, которые, к счастью, по словам местных жителей, на Каларе, как правило, не продолжительные. Кроме того, необходимо постоянно затаскивать суда как можно выше и обязательно их привязывать(что бывает часто затруднительно из-за отсутствия растительности на береговых галечных пляжах). На наших глазах за 3 часа дождя было полностью залито сухое русло реки, а огромная(более 100 м) галечная отмель у метеостанции Катугино была, по словам обитателей метеостанции, полностью затоплена за 3 дня до нашего прихода

- необходимо отметить, что в районе метеостанции Катугино находится "полюс холода" всего Кодарского района. Мы в этом убедились, как говориться, на собственной шкуре. Трудно припомнить случаи, не только летом, но и весной и осенью, когда мы так мерзли на сплаве, как на верхнем участке данного маршрута. Даже когда погода было вполне приличная и светило солнце, мы не зачастую не могли согреться, притом, что у всех участников были гидрокостюмы и специальная сплавная обувь. Сплав же под проливным дождем 9 августа до сих пор вспоминается с содроганием. Очень холодные на Каларе ночи. Заморозки, иногда до - 5 градусов, были по ночам первую неделю сплава при любой погоде; сильно тянет холодом и с земли, сказывается вечная мерзлота. В общем, те, кто опрометчиво взял легкие летние спальники, прокляли все на свете: они надевали на себя перед сном всю наличную одежду и все равно мерзли.

- необходимо отметить и очень напряженный график сплава на данном маршруте, "пахать" приходилось очень прилично, ежедневно по 7-8 часов интенсивной гребли с редкими выходными. Так что, рассчитывающие отдохнуть физически, выбирайте другой маршрут.

- положительным моментам похода можно отнести очень необычную суровую, но прекрасную природу данного края и очень приветливых и доброжелательных немногочисленных местных жителей, встреченных нами в различных зимовьях, на метеостанции Катугино, в поселке Средний Калар.

В целом надо сделать следующий вывод: совсем не обязательно ехать так далеко, чтобы так невразумительно сплавляться.

2. Интересные места маршрута

Природные. Практически весь маршрут проходит по местам, которые можно отнести к интересным природным объектам. Сюда же нужно отнести и чистый воздух, такой дефицитный у нас в Москве. Особое впечатление оставляют конечно: уникальные Чарские пески и горячие источники в районе Северобайкальска, да и сам могучий Байкал, который мы до этого видели, только с юго-западной стороны, не оставил нас равнодушными.

Историческо-этнографические

Места, через которые проходил наш маршрут тесно, связаны со строительством БАМа, легендарной стройки восьмидесятых годов прошлого века.

Очень заинтересовал нас быт своеобразного народа эвенков, коренного населения этого сурового края.(см. Краеведческое задание)

3. Познавательное значение похода

Участники нашей группы попали на Кодар в первый раз. Поэтому все встречи для нас были интересными и познавательными - и суровая природа Восточной Сибири и история этого края.

По ходу подготовки и проведения похода каждый участник группы выполнял поручение (завхоз, ответственный за снаряжение, медик, ремонтник, фотограф, метеоролог, лоцман, картограф и т.д.). Самостоятельное выполнение любой из этих обязанностей невозможно без получения новых знаний, умений, навыков, которые были развиты и закреплены в ходе путешествия.

На маршруте каждый из участников составлял хронологическую лоцию на 1 день сплава. Один и тот же день описывали одновременно 2 участника. В конце дня лоции сдавались ответственному за техническое описание, и он, на основании полученных данных, составлял лоцию рек маршрута.

Наиболее важной и интересной информацией, которую участники группы получили в походе можно считать посещение удивительных Чарких песков. (см. раздел 3.2).

Кроме того, было очень интересно познакомиться с историей строительства и освоения БАМа (музеи в Новой Чаре и Северобайкальске)

Очень необычное впечатление мы получили от посещения горячих минеральных источников Геоджикит.

4. Воспитательное значение похода

Известно, что туризм имеет огромные воспитательные возможности. Начинается этот процесс с выработки ответственности за порученное дело (распределение обязанностей). Причём сложные условия спортивного похода улучшают понимание своей ответственности за выполнение порученной обязанности.

В любом походе достаточно много дискомфортных условий существования. А маршрут, пройденный при не всегда благоприятных погодных условиях, требует проявления дисциплины, выдержки, силы воли, дружелюбия, взаимопомощи, товарищеской поддержки, честности и справедливости.

В нашем случае, когда из-за неблагоприятных погодных условий на верхнем участке маршрута и очень напряженного графика движения и отсутствия технически интересных препятствий на нижнем нам понадобилось приложить немало усилий для сохранения в группе атмосферы дружелюбия и комфортности.

5. Изменения маршрута

Изменений в заявленном маршруте не было. Составить заранее на этом маршруте более или менее точный график движения практически не возможно, из-за постоянных непредсказуемых колебаниях уровня воды в реке и как следствие скорости течения реки на отдельных участках. Максимум что возможно в подобных условиях, это составить глобальный план прохождения, разбив его на этапы по 4-5 дней пути и предусмотреть резервные дни, которые при ненадобности можно использовать как дополнительные дневки. Изменения в нашем заявленном графике движения (см. раздел "Техническое описание маршрута") являются следствием неточной информацией о возможном проведении пеших радиальных выходов в начале маршрута. Оказалось, что все они связаны с транспортными сложностями и требуют существенно больше запланированного нами времени. Дальнейшее изменение графика было не столь значительно и было связано с погодными условиями. В целом мы считаем, составленный нами график удовлетворительным.

6. Список литературы

1. Энциклопедия туриста. М. "Большая Российская энциклопедия" 1993 г.
  2. Огородников Б. "Снежное сердце Кодара". М. "Ветер странствий" 1970 г.
  3. Штюрмер Ю. "Кодар, Чара, Удокан". М.1969 г.
  4. Водные маршруты СССР. Азиатская часть. М. "Ф.и С." 1976 г.
  5. Владимиров В. "Туристские маршруты в бассейне р. Витим". М. 1971 г.
  6. Отчет библиотекиМосГорСЮТура. Рук. Сафронова М.Ю.
  7. "http://seismic.geol.msu.ru/travels/kalar-00/vladimir/vladimir.html" rel="nofollow"

Раздел составили Лурье В.А., Горелов С.С., Лячин Иван

5. ПРИЛОЖЕНИЕ

5.1. Сведения о материальном оснащении группы

5.1.1. Средства сплава

2 четырехместных катамарана "Тритон" (походный) грузоподъемностью - 1,3 т.

Вес каждого катамарана с рамой и оснащением 38 кг

1 двухместный катамаран "Тритон"(спортивный ) грузоподъемностью 700 кт.

Вес катамарана 25 кг

Рамы катамаранов дюралевые.

Каждый катамаран снабжен 1 чальным концом длиной до 10м и упорами для канойной жесткой посадки

Общий вес всех средств сплава приблизительно 100 кг.

5.1.2. Состав специального снаряжения

Общественное снаряжение

• Весла канойные полиэтиленовые -11 шт.
  • Спасконец береговой (морковка) - 2 шт.
  • Гидроупаковки общественные(продукты, палатки) - 8 шт.
  • Общий вес общественного спецснаряжения 15 кг

Личное снаряжение

• Спасжилеты надувные (4 емкости, общий литраж - 30л с нижней шлеей) - 2 шт.
  • Спасжилеты надувные (3 емкости, общий литраж - 24л с нижней шлеей) - 5 шт.
  • Спасжилеты пенные( фирма Простор,общий литраж 18 л - 5 шт.
  • Шлемы слаломные - 12 шт.
  • Гидроанараки (непромокаемые) - 12 шт.
  • Костюмы неопреновые - 12 шт
  • Гидроупаковки(личные) - 12 шт.
  • НАЗ (неприкосновенный аварийный запас: спички, гидропирит, бинт) в двойной гидроупаковке - 12 шт.

Вес специального личного снаряжения (на одного участника) - 5 кг

Рекомендации по использованию снаряжения

В походе мы решили использовать легкие катамараны с дюралевой рамой, поскольку волока на маршруте нет, и мы заезжаем колесами в воду. Нам это сильно облегчило жизнь на верхнем участке на реке Чина при проводках катамаранов по аянам.

Необходимо отметит, что вода на верхнем участке реки Калар(первые 250 км) очень холодная. Поэтому использование гидрокостюмов при сплаве очень желательно. Хорошо бы взять специальные перчатки для сплава: руки в первые дни буквально дубели.

Не плохо иметь хорошие спальники. На верхнем участке каждую ночь были заморозки, и иногда до -5 гр. По рассказам местных жителей такая погода в августе бывает постоянно.

Резюме побольше теплых вещей хороших и разных - не пожалеете.

Раздел составили Измайлов Дамир и Деев Евгений

5.2. Рекомендации по питанию

Основные рекомендации по питанию связаны с полной автономностью маршрута, отсутствие практически, каких бы то связей с внешним миром, отсутствием возможности хоть как-то пополнять свой рацион извне. Соответственно все продукты были взяты на маршрут в полном объеме. Необходимо тщательно запаковать продукты, как из-за очень тяжелой дороги с жуткой тряской, так и из-за длительного непрерывного нахождения на маршруте.

Второй особенностью данного маршрута можно считать его "энергозатратным" - 600 км меньше чем за 2 недели сплава: почти по 50 км в день и 7-8 часовым активным рабочим днем ежедневно. Следует продумать возмещение потраченных калорий за счет дополнительного количества высококалорийных продуктов: мяса, масла, шоколада,

Купить хлеба на всем маршруте купить не удается, поэтому необходимо использовать сухари. Вместо сухарей в течение всего маршрута, через день на ужин и завтрак, вечером пеклись лепешки, а иногда делались пирожки с сублимированным мясом, курагой или изюмом, что очень скрашивало наш скудный рацион.

В принципе, по всем описаниям на маршруте очень много грибов, ягод и рыбы. Из-за этого мы взяли много дополнительного сахара для варки варенья, соли и масла для засолки жарки и грибов и рыбы. Дополнительный сахар мы израсходовали весь: через день варили то голубичное, то брусничное варение (других ягод практически не было) или протирали ягоды с сахаром. А вот с грибами и рыбой вышел облом. Год оказался не грибным, что бывает здесь, по словам местных жителей крайне редко. Рыбы вдосталь поели только в первые два дня. Потом вода прибыла и рыба перестала ловиться, а когда вода упала, Калар замутила река Демку на которой идет золотодобыча. Ловить ниже Демку можно только на блесны, а мы рассчитывали на ловлю на муху и блесен у нас было мало. Так что рыбой мы себя сильно не баловали. Так получилось, что дополнительная соль и масло практически не израсходовали. Однако, все же советуем их брать побольше: не всегда же так не везет.

Раздел составила Казанская Алина

6. Краеведческое задание

История эвенкийского села Средний Калар и некоторые особенности традиционного эвенкийского хозяйства

6.1. Выбор темы и цели работы

Наш маршрут проходил по Забайкалью в районе БАМа. Первоначально мы хотели заниматься историй БАМа. Но, узнав при подготовке маршрута, что наш путь будет проходить через эвенкийское село, запрятанное в глухой тайге, мы решили остановиться на его истории. Эвенки - один из малочисленных народов, населяющих Россию. Его малочисленные представители рассеяны на огромной территории от Урала до Тихого океана и от границы с Монголией до Северного Ледовитого океана. При такой разобщенности народ сумел сохранить общность языка и культуры. В последние полвека эта культура активно разрушалась и уже многое утрачено. Поэтому сейчас, пока еще не все утрачено, небесполезно собирать материал по исчезающей культуре.

В данной работе мы поставили перед собой цели познавательные и учебные. Мы хотели познакомиться с историей и культурой малого народа - эвенков на примере одного из немногих сохранившихся в Забайкалье эвенкийских сел Средний Калар. Для знакомства с традиционным хозяйством мы выбрали те стороны, которые нам показались более интересными или необычными. Мы остановились на жилище, охоте, рыболовстве, одежде и изделиях из меха. Что касается учебной цели, то мы хотели научиться собирать и обрабатывать этнографический материал (в том числе и фотоматериал) и составлять по собранному материалу описания.

6.2. Методика работы

При подготовке к походу мы просмотрели некоторые литературные источники и подготовили вопросник для сбора материала. На маршруте при беседах мы записывали информацию по несколько человек одновременно, так как у нас не было диктофона. Мы производили фотосъемку в селе, музеях, на других участках маршрута. Но эвенки фотографироваться отказались (мы сфотографировали только детей). Собранный материал мы обработали и расположили по отдельным подтемам. Источниками информации нам служили жители села Средний Калар, сотрудники краеведческих музеев в Новой Чаре и Северобайкальска, метеостанции на реке Калар, СЮТУРа Новой Чары, шофер из поселка Чара, а также литература.

6.3. Содержание работы

Некоторые стороны традиционного эвенкийского хозяйства и их связь с современностью

6.3.1. Жилище

В ясачных книгах и других источниках русские казаки изображают эвенков как народ, промышляющий охотой и рыбной ловлей, постоянно кочующий в поисках зверя и не имеющий своих деревень. Жили эвенки в чумах, состоящих из деревянных жердей, обтянутых оленьими шкурами. Такое жилище можно было легко разобрать, погрузить на нарты и перевезти на оленях на новое место. Чум и оленя (чучело) с нартами мы видели в краеведческом музее в Новой Чаре (Ф ). Сейчас эвенки живут в деревянных домах, но чумы исчезли не так давно (в 50-е годы). В Забайкалье есть несколько эвенкийских поселков. В одном из них мы побывали. Ему посвящена отдельная глава.

6.3.2. Охота

Главным объектом охоты были лось, дикий олень и медведь. Наиболее удобным временем для охоты на лося и оленя были весна и осень. Охотились преимущественно гоном на лыжах, что требовало от охотника большой силы и выносливости, так как иногда приходилось преследовать зверя по несколько дней. Вот как описывал охоту енисейских эвенков конце 17 века Избрант Идес: "Когда охотники, вооруженные луками и стрелами, подранили лося, они идут в лесу по его следу в сопровождении жен и детей иногда по 8 - 10 дней. Так как они не берут с собой никаких продуктов, а надеются на то, что удастся добыть охотой, они носят на теле особый пояс, который ежедневно затягивают на 1-2 пальца. Настигнув и убив зверя, они разбивают легкую палатку и остаются на месте пока от добычи не останутся одни кости".

Чаще всего охотились гоном в конце зимы - начале лета, по насту, когда оленю или лосю было трудно бежать и он, проваливаясь в снег, ранил ноги. Охоту гоном устраивали и отдельные охотники, но нередко в такой охоте принимали участие несколько человек: одни сидели в засаде, а остальные старались выгнать зверя на них. В такие периоды добывали иногда много зверей. Тогда на месте добычи устраивали продолжительную стоянку, где снимали шкуры и заготавливали в прок "мясные сухари" из мелко нарезанного и высушенного мяса.

На медведя также вели охоту преимущественно весной и поздней осенью, когда он лежал еще или только ложился в берлогу. На охоту выходили чаще по 2-3 , иногда по 5 человек. Охотились и на птицу, но только при отсутствии крупного зверя.

Важную роль эвенкийского хозяйства составляла пушная охота, которая приобрела особое значение после присоединения Сибири к России.

С глубокой древности пушная охота имела товарный характер. Эвенки получали от меновой торговли необходимые им товары, прежде всего железо, а пушнина шла на китайские рынки. Охота на пушных зверей производилась с собакой, начиналась с осени и продолжалась всю зиму до весны. Единственным оружием охотника был лук, только стрелы для пушных зверей были особые. Если выпадал глубокий снег, и собака не могла гнать зверя, то охота прекращалась. Богатейшие пушные ресурсы делали добычу пушнины легким делом. В ХХ в. дети эвенков с 10 - 12 лет начинали промысел белки и другой пушнины.

Для охоты эвенки использовали луки. К охотничьему инвентарю относились лыжи, простейшие ловушки типа петель, нарта-волокуша и снежные очки, предохраняющие глаза весной от блеска снега. Очки изготавливали из тонкой дощечки или бересты с узкими смотровыми щелками. Постоянным спутником охотника была собака.

Охота была и остается традиционным занятием эвенков. Изменялось только ее значение в жизни людей от главного способа добычи пищи до подсобного, когда на первый план вышло разведение домашнего скота. Но в последние двадцать лет, когда налаженное хозяйство развалилось, значение охоты для местного населения опять увеличилось. Основное изменение произошло в оружии: от лука и стрел перешли к охотничьему ружью.

6.3.3. Рыболовство

Вторым по значению промыслом в традиционном хозяйстве эвенков было рыболовство. Точнее будет сказать, что к рыболовству эвенки обрались, когда не было возможности обеспечить себя мясной пищей. Чаще всего это было время с начала лета, после вскрытия рек ото льда, и до первых осенних заморозков. Обычно в мае семьи эвенков перекочевывали с оленями к постоянным местам летнего стойбища у какой - либо рыбной речки и устраивали запоры из прутьев для рыбной ловли. В период наибольших холодов среди зимы эвенки делали перерыв в охоте и жили на зимнем стойбище, занимаясь подледным ловом рыбы с помощью рыбки-приманки или наживки.

6.3.4. Олени

Олени имели особое значение в жизни эвенков. Домашние олени использовались как транспортное средство на охотничьем промысле, при перевозке жилищ, домашних вещей. На диких оленей охотились, и их мясо было основной пищей. Добыв на охоте оленя, эвенки использовали его целиком. Каждая из частей, будь то шкура или желудок, кусочки кожи с жёсткой шерстью между копытам (щетки) или содержимое желудка, рога, - всё шло в пищу или на хозяйственные нужды. Из шкур оленей делали зимнюю одежду, обувь, покрытия для жилищ. Рога использовали для изготовления различных предметов быта: деталей упряжи, табакерок и т.д. Даже кости оленя никогда не выбрасывались. Их раскалывали и вываривали весьма ценный и калорийный костный жир, который являлся и лакомством в традиционном рационе, и необходимым продуктом, так как жир осеннего оленя богат витаминами и микроэлементами.

Следует обратить внимание на традицию заготовки мяса оленя впрок путём сушки. Мясо оленя, нарезанное длинными узкими ломтиками вдоль мышечных волокон, развешивали на специальных "вешалах" и любых других деревянных перекладинах. После провяливания на воздухе досушивали мясо уже над очагами в чумах, а позднее - над печами в домах. Затем его складывали в матерчатые мешки для лучшего хранения. Крупные куски нарезали на довольно мелкие кубики. В таком виде оно потреблялось в течение всей зимы и летом. Его сохранности способствует то, что в мышечной ткани оленя обычно не бывает жира. Он накапливается лишь в определённых местах тела животного, и при обработке туши может быть легко отделён. Поэтому мясо при хранении не приобретает горького вкуса. Из сушеного мяса можно варить супы, а после предварительной подготовки и жарить его. И сейчас коренное население ( например, в селе Средний Калар) широко применяет вяление и сушку мяса в своём хозяйстве при заготовке на зиму.

6.3.5. Одежда и изделия из меха

Традиционная национальная одежда и обувь эвенков изготавливалась из меха и кожи оленя. Только шапку-капор шили из меха выдры, лисьих и песцовых лапок.

Шили всю одежду женщины, причем они же и обрабатывали шкуры; мужчины обычно только снимали шкуру с убитого животного. Весь процесс, начиная с первичной обработки шкуры и кончая отделкой готовой вещи, осуществлялся в прошлом, в условиях кочевого быта вручную и был очень трудоёмким.

Старинный эвенкийский костюм в классическом варианте в настоящее время можно видеть только в музеях. Мы видели элементы костюма и фотографии их в краеведческих музеях Новой Чары и Северобайкальска (Ф ). Но народные традиции в одежде используют. Так эвенкийские мастерицы шьют шубы из оленьих шкур, украшая их меховой мозаикой, но используя современные силуэты. По - прежнему используются и меховые сапоги торбаса. Только подшивают их не оленьей кожей, а ставят на каучуковую подошву.

Помимо одежды эвенкийские мастерицы изготовляли из оленьих шкур и меха разнообразные сумки для транспортировки имущества во время перекочевок и для хранения различных мелочей: рукоделья, патронов, пороха, табака. Традиционной эвенкийской сумкой, не встречающейся больше ни у одного северного народа, является сумка - корзинка- патакуй. Это жёсткая сумка, основа её делалась из бересты и обшивалась с внешней и внутренней стороны кожей (Ф ).

Широко использовались сумки-мешки (Ф ). Такая сумка состоит из двух прямоугольных деталей со скругленными краями одинаковой ширины и разной длины. Половинки сшивают так, что свободный конец длинной детали сгибается и образует навесной клапан, закрывающий сумку. К бокам пришиты ушки, при помощи которых можно прицепить сумку к поясу или повесить на ремешке на шею.

И твердые сумки-корзинки, и сумки-мешки до сих пор используют эвенки в своем быту наряду с современными предметами быта.

Из оленьих шкур и меха эвенки делали и особые по форме ковры-кумланы. Эвенки в своем устном поэтическом творчестве и в декоративно-прикладном искусстве много внимания уделяют солнцу - редкому гостю на северном небосклоне. У эвенкийских мастериц образ солнца превратился в круглый коврик из оленьего меха. Композиция такого коврика похожа на строение колеса. В центре - тёмный кружок, от него во все стороны идут радиусы - лучи, постепенно расширяющиеся от центра к краю.

Эвенкийские меховые ковры не утратили и сегодня своего значения и широко используются в домах.

6.3.6. История эвенкийского села Средний Калар

Основателем села Средний Калар был эвенк Романов Иван Дмитриевич. Это было в 1927 году. Выбрал Иван берег в среднем течении горной реки Калар, построил дом жилой, скотный двор конюшню и другие постройки. Скот, лошадей купил в г. Нерчинске, оленей имел своих. Занимался земледелием, сеял рожь, молол зерно на жерновах собственного изготовления ручным способом. Жена его была якутка из села Чапо-Олого, имели они 4-х сыновей и 1 дочь.

В 30-е годы он был раскулачен. На базе его хозяйства в 1932 году был организован колхоз им. Леонова, переименованный в 1935 году в "Советский орон", а в 1954 году - в колхоз им. Кирова. Старший Романов в 1935 году выехал в с. Калакан. Старшие сыновья остались в колхозе и стали знаменитыми в районе охотниками и оленеводами. Первым председателем колхоза был избран эвенк Никандр Павлович Кириллов, который проработал в этой должности до 1940 года. Ранее существовавший родовой совет с возникновением колхоза был переименован в сельсовет.

В первую очередь построили школу-интернат. Затем появились магазин, метеостанция, медпункт. Медпункт действовал на квартире. Первым врачом была женщина. В 1935 году построили новую школу, а в здании бывшей школы разместился клуб. Самую первую учительницу звали Клавдия Георгиевна Маркова. Первым продавцом был Иван Иванович Грязнухин.

В конце 30-х годов начали строить жилые дома. Впервые эвенки стали вселяться в деревянные дома, однако рядом с домом обязательно ставили чум.

Колхоз был передовым. В 1937 году лучшие охотники и оленеводы ездили в Москву на Всесоюзную выставку народного хозяйства. Наибольшего успеха хозяйство достигло в 70-е годы.

В 70-е годы в личном хозяйстве в селе было более 200 голов оленей, и держали их более 20 семей. В колхозе же было 4500 оленей, поставлялась государству отменная оленина. Работала прекрасная звероферма на 450 серебристо-черных лисиц, поставляющая их на пушные аукционы. Была своя небольшая ферма крупного рогатого скота, обеспечивающая все село молоком, сметаной и говядиной. Промысловый каларский соболь выставлялся за границей на международных аукционах.

С конца 80-х годов хозяйство теперь уже совхоза стало приходить в упадок. В 1990 году в совхозе Каларский было 1500 оленей, а у населения около 120.

В 1998 году закрыты школа и детсад на 25 мест. К 2000 году оленеводству в совхозе пришел конец.

В настоящее время в с. Средний Калар проживает 120 человек, из них больше половины эвенков, в том числе 34 взрослых. Кроме эвенков в селе проживают 30 русских, 6 якутов и несколько татар, бурят, украинцев, башкир. Из общего числа эвенков более половины носят фамилию Кирилловых.

Взрослое население практически не имеет работы в связи с тем, что в селе закрыты детсад, школа, Дом культуры, звероферма; совхоз "Каларский" только числится на бумаге, фактически он не существует. Население живет только за счет пенсий, пособий, да собственного хозяйства. Но и собственные хозяйства тоже не процветают. Даже личных оленей эвенки не хотят держать. Всего в селе осталось 20 оленей в пяти хозяйствах.

Из традиционных занятий эвенков хорошо сохранился только охотничий промысел, причем основной доход дает пушнина.

Школа в селе закрыта, поэтому дети вынуждены учиться в интернатах в других селах. Добраться от села до другого поселка или города можно только по замерзшей зимней дороге и то непросто: возит сюда только один шофер от Новой Чары, причем дорога занимает часов 12. Продукты и другие товары в магазин ( который находится в помещении бывшей метеостанции ) на все лето привозят весной. Хлеб пекут сами жители.

Жители села заготавливают на зиму грибы, ягоды, кедровые орехи. Солят добытую рыбу и вялят мясо(оленину, лосятину)

6.3.7. Географические термины и названия

Первое эвенкийское название, с которым мы столкнулись, была Чара. Мы были в верховьях реки Чара. Это крупная река в Забайкалье, приток Лены. По реке названы два поселка: Чара и Новая Чара. Поселок Новая Чара построен при строительстве БАМа и имеет на нем железнодорожную станцию. Мы ездили на знаменитые Чарские пески, расположенные недалеко от поселка Чара. Это участок песчаной пустыни с барханами, расположенный посреди заболоченной лиственничной тайги на берегу реки Чара. Чар по-эвенкийски - это мель, отмель (об этом нам сказали в музее Новой Чары). Таким образом, получается, что песок Чарской пустыни и образует мели на реке, по которым Чара получила свое название.

С другим эвенкийским словом, которое употребляется и в устной речи, и на топографических картах, мы познакомились по дороге на место сплава. Это слово - аян. Его перевел нам шофер машины.

Аян - старица, протока, залив, русло, полное водой только в период половодья, когда оно соединяется с основной рекой;

-наледь, открытый участок низкой поймы, где река дробится на рукава. Мы встретили на пути три аяна в верховьях реки Чина. Один мы увидели с машины при заброске на начало сплава. Два других мы проплывали, если можно это назвать сплавом, потому что через каждые десять метров приходилось слезать с катамаранов и протаскивать их через камни. Все три аяна представляли собой участки широко разлившейся и потому мелкой реки. Первый был целиком покрыт толстым слоем льда (это посреди лета!), а на двух других остались небольшие островки льда на берегу. Как нам объяснили, лед на них был смыт недавно большой водой.

В середине сплава, на метеостанции, мы спросили у работника метеостанции о происхождении названий горного хребта Кодар (в этом районе и проходило наше путешествие) и реки Калар, по которой мы сплавлялись. Кодар переводится как скала, утес, гора, горный хребет. Калар - это река, текущая между двух хребтов. В справедливости такого названия мы убедились, пройдя всю реку от начала до конца. В течение всего сплава мы ждали места прорыва рекой горного хребта и образованных во время прорыва сложных порогов. Но так и не дождались. Река текла в каньоне среди высоких скал все время между двумя хребтами, так их нигде не прорвав.

Мы записали на метеостанции еще ряд слов, а потом на карте встретили некоторые названия, которые можно истолковать с их помощью.

Бугар - новая гарь, горелый лес, гарь вообще. Мы проплывали мимо устья реки Бугарикта. Это один из притоков Витима. Таким образом название можно перевести как протекающая через горелый лес.

Саку - закрытый со всех сторон, замкнутый, ограда, долина с циркообразными замкнутыми верховьями. Именно такие участки долин мы наблюдали на реке Калар. Мы встретили два притока реки Калар с названием Сакукан (Верхний и Нижний). Таким образом, это название можно объяснить как река, имеющая долину с циркообразными замкнутыми верховьями.

Тука - песок; тукала - земля, почва, глина; тукалан - песчаная коса, отмель.

На нашем маршруте нам встретилась гора в верховьях реки Калар с названием Тукалачи. Такое название можно трактовать как высокая земля или возвышенность на земле.

6.4. Результаты самостоятельной работы

Результатами нашей работы являются:

• описание истории эвенкийского села Средний Калар, составленная по материалам, собранным в самом селе и на метеостанции,
  • описание некоторых особенностей традиционного быта эвенков и их связи с современностью, составленное по литературным источникам и по материалам, собранным в краеведческих музеях Новой Чары и Северобайкальска, а также по рассказам жителей Среднего Калара и работников метеостанции,
  • фотоматериалы, отснятые в селе, на маршруте и в музеях, из которых мы приводим здесь лишь небольшую часть,
  • небольшой словарик эвенкийских географических терминов и названий, встреченных на маршруте, составленный по материалам, собранным в Новой Чаре и на метеостанции

6.5. Выводы и рекомендации

В течение похода мы побывали в двух краеведческих музеях, побеседовали с местными жителями в Новой Чаре, на метеостанции, в селе Средний Калар, в городе Северобайкальск. Нам удалось собрать много материала, связанного с жизнью малого народа - эвенков. Это имело для нас большое познавательное значение. Познакомиться с культурой другого народа - всегда интересно. К тому же это способствует лучшему пониманию культуры своего народа. Наиболее сильное впечатление произвела не история, а современность. Мы познакомились с жизнью людей, настолько непохожей на нашу, что нам и представить такое было трудно. Например, как живут люди в глухой тайге, практически не имея связи с внешним миром (один шофер по зимнику за 500 километров может в следующий раз уже не приехать). Обработку материала мы проводили в поезде на обратном пути и в Москве. На маршруте мы были очень ограничены во времени (за две недели, оставшиеся на сплав мы прошли 630 км). В походах высокой категории сложности очень трудно заниматься еще чем-то кроме похода. К тому же мы не имеем возможности брать с собой диктофоны (даже если бы они у нас были), по причине и так очень большой загруженности снаряжением и продуктами и сложностью транспортировки во время сплава. Составленные нами описания не претендуют вовсе на звание истории (как написано в заголовке), а являются некоторыми заметками или очерками на выбранную тему. При выполнении работы мы приобрели опыт по сбору и обработке этнографического материала, который нам пригодится в будущих работах. Топонимикой специально мы заниматься не предполагали, а последний раздел появился из материала, собранного стихийно из любопытства.

Надо отметить, что мы узнали много интересного по еще одной теме - строительство БАМа, и другим группам, путешествующим в этом районе рекомендуем заняться ей. Интересные экспозиции, посвященные БАМу, есть в краеведческих музеях Новой Чары и Северобайкальска. В последнем музее рекомендуем обратиться к научным сотрудникам. Кроме музеев источником информации могут послужить жители поселков, которые стоили дорогу и остались здесь жить.

6.6. Список литературы

1. Эвенки бассейна Енисея, Новосибирск, 1992
  2. Воробьев Д.В., Жизнеобеспечение и адаптивная стратегия эвенков в конце 20 века, Якутск, 2001