Виды туризма

14 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 1998
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
0 876 0

Дата: 25 июля - 21 августа 1998 г.

Маршрутная книжка N 1/4321

Руководитель: Андрианов И.В. (Москва)

Отчет из библиотеки МГЦТК № 5545

Сканирование: Виктор Евлюхин (Москва)
Обработка: Михаил Колесник, Влад Колесник (Москва)

 

ПАСПОРТ МАРШРУТА

Вид туризма: водный.

Категория сложности: третья.

Район путешествия: юг Мурманской области и север Карелии.

Нитка маршрута: г. Москва - ст. Ковда - оз. Серяк - оз. Ковдозеро (Княжегубское вдхр.) - оз Пажма - оз.Лопское - пр.Тюлле - оз.Нотозеро (Княжегубское вдхр.) - р. Винча -оз. Тикшезеро - оз. Аштахма - р. Елеть - оз. Новое - р. Кереть - дер. Кереть - ст. Чупа - г. Москва.

Протяженность участков маршрута:

  • по оз. Серяк: 15.5 км.
  • по озерам и проливам Княжегубского водохранилища: 62 км
  • по р.Винча (подъем против течения, учитывая проводку, без обносов): 15 км.
  • по Тикшезеру: 20 км по р.Елеть (сплав): 58 км.
  • по р.Кереть (сплав): 58 км.

общая протяженность волоков и обносов 10 км. Итого 238 км

Продолжительность активной части маршрута 23 дня.

Количество участников 10.

Средства сплава:

  • байдарка "Таймень 3" с самодельным фартуком на "липучках" (Т3).
  • байдарка "Таймень 2" с самодельным фартуком с юбками (Т2).
  • байдарка "Салют 4.7" с самодельным фартуком на "липучках", 2 штуки (С1 и С2).
  • КНК4.

Уровень воды в реках достаточно высокий в Винче, в Елети и средний на Керети.

ЗАБРОСКА И ВЫХОД С МАРШРУТА

Заброска на маршрут осуществляется со станции Ковда железной дороги Петрозаводск-Мурманск, где останавливаются поезда Москва-Мурманск NN 182 и 344. Цена билета (плацкарт) 167 руб. Нами был выбран 182-ой поезд, который, хотя и приходит в 4 утра, но 344 приходит еще раньше, что еще более неудобно. Поезд прибывает ранним утром через день, после отправления из Москвы. На станции есть магазин, почта, которая, правда, непонятно когда работает. От станции до воды менее полукилометра (по дороге перпендикулярно путям, мимо водонапорной башни), сход к воде хороший, есть возможность развести огонь. При использовании этого варианта заброски следует учесть, что станцию Ковда знают далеко не все проводники. Для того чтоб проводник не высадил вас где-нибудь у семафора между Поякондой и Ковдой, нужно помнить, что Ковда это все-таки станция, где несколько путей, есть кое-какие строения, хотя платформы, в общем-то нет. Ориентиром также может служить переезд перед станцией и круглая кирпичная башня (по-видимому, водонапорная) справа. Недостатком этого варианта заброски является появление лишнего волока из оз. Серяк в Ковдозеро.

При заброске через станцию Княжая этот недостаток отсутствует. Кроме того, на Княжой останавливаются и скорые поезда. Но до воды от Княжой около 2 км, кроме того, по некоторым данным (непроверенным), берег сильно загрязнен остатками лесосплава, и далее приходится плыть еще несколько километров вдоль лесобиржи. Хотя при этом варианте и есть очевидный выигрыш во времени, но есть еще более очевидный проигрыш в эстетическом плане. Так как мы никуда не спешили, а волоков нам все равно предстояло много, мы предпочли первый вариант.

Как вариант заброски можно также использовать проток из Нольозера в оз. Верхняя Пажма и далее в Нотозеро. До лесопункта Нольозеро можно доехать на машине от ст. Полярный круг и Чупа. В этом случае не попадаешь на Ковдозеро, а оно очень красиво, но сильно выигрываешь во времени.

Первоначально предполагалось сниматься с маршрута в поселке Чупа, откуда до одноименной станции ходит автобус (ходит редко!). На станции останавливаются все поезда, но вокзал и кассы в 20.00 закрывают и следует не тянуть с покупкой билетов. Около 20 часов следует электричка до Лоухов, где и поезда стоят дольше, и проблем с билетами меньше, и, соответственно и туристов-коллег тоже больше. В 20.33 следует 343 поезд Мурманск-Москва, прибывающий в Москву в 4 утра через день.

Группе пришлось сниматься из села Кереть в устье Керети, в связи с недостатком времени, штормовой погодой на море и серьезными повреждениями, которые получила лодка С2 на пороге Колупаевский.

В посёлках Чкаловский и Плотина, до которых можно добраться пешком или на попутках можно нанять машину, правда стоит это не дешево. От Чкаловского через Плотину на Чупу по понедельникам, средам и пятницам ходит автобус (в Плотине в 15.40). Цена билета 10 р. 20 коп, плюс 3 руб за багаж с человека. До Плотины от Керети мы доехали на "вахтовке", водиле которой заплатили 10 руб. Автобус приезжает в поселок, откуда до станции ехать еще 5 км на еще одном автобусе. Нам пришлось ждать его около 2х часов (до 19.20). Цена билета 2 р. 20 коп.

С маршрута можно сняться также на станции Кереть, или у одного из двух мостов на реке Кереть. В случае острой необходимости, сняться с маршрута можно и на Винче: хорошие гравийные дороги пересекают Винчу в двух местах: около истока Винчи из Тикшезера и выше водопада Собачий. Встретить на этих дорогах машину не так сложно.

Докупить продукты по маршруту можно на станции Кереть и в пос. Плотина. Но на станции Кереть магазин работает 2 дня в неделю (!) и лучше на него не рассчитывать, а до Плотины идти 10 км. Других мест для закупки продуктов нет.

Возможности медицинской помощи на маршруте так же нет (единственный фельдшерский пункт находится в Плотине, под конец маршрута в 8 км от реки). Таким образом, группе, идущей по маршруту, следует рассчитывать на полную автономность.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

27.07. Поезд прибыл на станцию около 4х утра.

На стапель, упаковку ушло около 8-ми часов. В 11 часов погода испортилась напрочь, пошел дождь, который, то ослабевая, то усиливаясь, шел до поздней ночи. Все основательно вымокли. Стоянка найдена на мысу ЛБ, на скалах (места для палаток, укрытое в камнях место для костра, относительно недалеко дрова и умеренно комаров).

28.07. Вышли поздно. Кроме того выход задержал С1, в котором обнаружилась сильная течь (ремонт). Погода переменная облачность, сухо, ветер в спину (странно), прошли половину оз. Серяк и сделали привал на ЛБ. Радиальный выход на безымянную гору. К 10 вечера вышли к старому устью р. Ковда. Последние 1/4 часа хода озеро шириной не более 100 м, много подводных камней, которые почти не видны из-за светящего в глаза заходящего солнца, местами ощущается очень слабое встречное течение. В конце немерянный развал камней, справа и слева от которого пробиваются тощие ручейки, проводка невозможна. Пытаясь найти волок, я и Петр чуть не переломали ноги в диком курумнике, который раньше был дном Ковды. Волок отыскался в стороне от русла - это довольно хорошая грунтовая дорога, по которой до Ковдозера около 600 м. Начало волока на ЛБ, здесь же единственное разумное место для стоянки, хотя и очень голимое (антропогенно, комарино и плохо с дровами). Но не переться же черти куда на ночь глядя с байдами на горбу!

29.07. Поздний подъем стал нехорошей традицией. До 5-ти часов возились с волоком. Кстати говоря, стоянка в его конце приличнее, чем та, где мы стояли ночью.

Двигаясь вдоль левого берега, дошли до горы Слюдяной, на которую поднялись. После этого, воспользовавшись хорошей погодой стали, несмотря на позднее время, пересекать Ковдозеро по направлению к о.Великий, держа курс на гору у Мечозера. Через час погода опять резко изменилась в худшую сторону: подул встречный ветер, началась болтанка. Дойдя до острова Великий и, немного поплутав в проливчиках и заливчиках с торфяными плавунами около него, встали на очень хорошей стоянке на мысу.

30.07. Дневка, пережидаем очень плохую погоду: дождь, ветер и хорошая болтанка.

31.07. Погода заметно лучше: ветер постепенно стихает, переменная облачность, короткие, но сильные дожди, на которые не обращаем внимания. Следуем от острова к острову на юг. Когда доплываем до южного берега Ковдозера, ветер снова усиливается и снова встречный. На южном берегу большое количество мелких заливов и сперва очень трудно понять, где залив, а где нужный пролив. Берега частью болотистые, частью скалы, где возможны неплохие стоянки. На берегу, куда мы высадились с целью обеда и разведки, обнаружено очень большое месторождение морошки и комаров.

После обеда следуем на восток на некотором удалении от берега. Оставляем слева красивый высокий остров. Далее небольшой остров на берегу которого стоит навигационный знак - веха белого цвета. Перед этим островом вход в пролив (туда нырнула моторка). По проливу около 40 минут хода до озера Пажма, где на ПБ найдена (после поисков в течение получаса) неплохая стоянка, где хватало рыбы, дров и комаров. Ночью снова пошел дождь.

1.08. Следуем по проливу Лопский в оз. Лопское, далее вдоль правого берега до впадения протоки из оз. Ниж. Кичаны, мелкой, быстрой речки, протекающей в небольшом каньоне, на которой находится небольшой (около 2 м) водопад. Здесь же у устья есть хорошая, но основательно засиженная туристами стоянка. Сюда же после нас приплывают несколько групп.

Далее мы следуем по Лопскому к пр. Тюлле, по которому чуть больше часа хода до Нотозера. Берега Тюлле большей частью каменистые, высокие, возможно с неплохими стоянками, не проверяли). На Нотозере опять ветер, опять болтанка. На узком, высоком, каменном мысу, напротив о. Петро (ПБ) найдена очень хорошая во всех отношениях стоянка,

2.08. Дневка. Организуем баню. Едим тройную уху. Ну просто праздник какой-то!

3.08. Пересекаем при умеренной болтанке Нотозеро, заходим в оз. Пудос, на берегах которого очень немного стоянок и много туристов. Свободная стоянка находится только на островке, справа и слева от которого двумя бурными протоками впадает р. Пудос. Стоянка нашлась у правого, дальнего рукава. Недостатки - много комаров и совершенно нет в обозримых окрестностях дров. Вечером радиальный выход на г. Иванова (около 1 часа с небольшим хода до вершины).

4.08. Двигаемся на запад вдоль южного берега о. Пудос, затем Нотозера, на котором болтанка весьма ощутимая (в особенности на участках, не прикрытых островами). Устье Винчи находим в длинном заливе. Река впадает в залив справа по ходу следования мощным потоком. Это Винчапорог (П1).

Винчапорог практически прямой участок реки между оз. Нотозеро и оз. Челозеро, со значительным перепадом, сильной, чистой струей и валами на струе до 0,7 м. Длина порога около 150 м. На ПБ стоянка, на ЛБ хорошая тропа для разведки. На пороге можно хорошо покататься без риска порвать шкуру или перевернуться. Поднять на веревке лодки вверх можно также без особых проблем, как вдоль правого, так и вдоль левого берега. Но лучше это делать по правому берегу.

По Челозеру около 3х км до порога Каменного (П2), ряжевые стенки которого выходят в Челозеро, а струя бьет на 15-20 м

Порог Каменный сложный порог, с сильной струей, основная часть его находится в каньоне с каменными стенками до 10 м. Ширина реки не превышает 15 м. Начинается (для идущих вниз по течению) сразу за лесовозным мостом крутым падуном, высотой более 1.5 м, за которым глубокая, не мерянная бочка. За ней около 30м относительно спокойной воды (есть возможность зачалиться на правом берегу, в это же место можно спустить лодку при частичном обносе порога). В каньоне сильная струя с прижимами, подводными камнями, несколькими сливами до 0.5 м, прямыми и косыми валами до 0.7 метров.

К чему приведет попытка пройти этот порог - не знаем, а вот проводить его пытаться не стоит, приходится обноситься. Обнос по ПБ, где, слезая изгиб реки идет дорога, по которой нести лодки около 300 м. Вдоль самого порога идет хорошая тропа для просмотра, в пороге ловится хариус и кумжа. На ПБ хорошая, но засиженная стоянка.

После обноса следуем к южной оконечности оз. Каменное, где находится начало волока в обход падунов. Здесь мы нашли стоянку, которой пришлось воспользоваться из-за позднего времени (грязно, некрасиво, плохо пахнет, плохой сход к воде, зато в избытке дрова (раньше здесь начинался лесосплав) и рядом с дорогой.

5.08. Волок в обход падунов осуществляется по старой лесовозной дороге (около 3.5 км). В конце волока мост через Винчу перед порогом Собачий падун (П7). На ЛБ на пороге красивая, хотя и несколько засиженная стоянка. Дрова отыскиваются при известной сноровке. После волока делаем выход на падуны (тропы идут как по ПБ так и по ЛБ, по тропе ПБ возможен волок в Пайозеро, около 1.5 км, откуда Винча короткой протокой с П3 впадает в оз. Каменное, но волочиться по этой тропе будет сложнее, чем по дороге).

П7 (Собачий падун) начинается сразу за мостом лесовозной дороги (подсос!); за несколькими падунами высотой по 12 метра - четырехметровый падун. После падуна шивера около 200 м. Перепад на пороге 10 м. После порога плес около полукилометра. ПБ (Большой падун) река сперва сжимается двумя ряжевыми стенками (Сильный подсос!), затем срывается в слив шириной около 10 метров, длиной около 50 метров и с перепадом 10 метров. За порогом - шивера с перепадом 8 метров с сливами по 0.5 метра, длиной около 500 м. Над порогом на ПБ стоянка.

П5 (Домашний) и П4 (Хариус) начинаются шиверами, в конце каждого крутые, загрязненные камнями и бревнами сливы, ограниченные ряжевыми стенками, с перепадом 2-3 метра. Прохождение этих двух порогов возможно при надлежайшей подготовке и экипировке.

6.08. От лесовозного моста, до следующей группы порогов около 2 км спокойного плеса практически без течения. Еловые пороги все проходимы, однако их количество установить трудно, т.к. плесы между ними часто практически не выражены. Согласно, лоции их 9, мы насчитали только 7. Реку сопровождает тропа по ЛБ, по которой можно делать разведку, и, при необходимости, обнос.

П8 - протяженность 200м, валы до 0.8 метра, камни, просмотр при прохождении обязателен. Обнесли по ЛБ. Потом плес 300 м. На пороге стоянка.

П9 и П10 отделены коротким плесом не более 50 м, шиверы, возможен проход без просмотра. Мы провелись "корабликом" по ЛБ. Длина порога около 1.5 км. После 100м плес.

П11 - короткий слив на левом повороте с камнями, длина около 30 м. Просмотр желателен. Для нас проводка по ЛБ. После порога плес 200 м.

П12 - в небольшом каньоне. Сочетает сливы, валы до 1 м, небольшие ёлочки и камни и гряды в струе. Прохождение после просмотру по главной струе. Проводка вверх невозможна, обносимся по ЛБ. После обноса - участок руки с 4-мя "сливчиками", проходим на веслах. На ЛБ стоянка.

П13 (длиною около 100м) и П14 (длиною около 150 м) шиверы, просмотр необязателен. Проводимся по ЛБ. После Еловых порогов - широкий, спокойный плес длиной около 2 км.

П14 (Малая Кошка) перекат. Проходим без просмотра. Проводимся по ЛБ. После еще один плес 1.5 км.

П15 (Акапорог) достаточно мощный порог, который нам пришлось обносить. Тропа обноса начинается на ПБ из залива. Тропа спрямляет крутую дугу реки, где собственно находится порог. Река в начале порога перегорожена плотиной, сразу за которой находится старый мост, фактически лежащий на воде. Перед плотиной - два огромных камня у ПБ. На правом берегу хорошая стоянка, на которую выходит тропа обноса. Здесь мы сделали стоянку. Обнос около 150 м.

7.08. Дневка.

8.08. В группе убыль - у А. Черныша кончается отпуск. Он снимается по дороге, проходящей у Тикшеозера и идущей на Чупу. В тот же день ему удалось доехать до Чупы на попутной машине. Мы же обносим последний порог П16 и выходим к Тикшеозеру, по которому плывем на юг вдоль восточного берега. На озере много хороших стоянок, но, стремясь как можно быстрее пересечь озеро (пока хорошая погода) наша группа поставила себя в сложное положение. Стоянки на мысу Сяргиниеми не устроили нас по многим соображениям: хотя бы по тем, что мыс безлесый, зарос двухметровой травой и основательно заболочен. Решили переплыть залив, где на противоположном берегу виднелся лес. Но этот лес оказался настолько заболоченным, заросшим какими-то кустами, крапивой и прочей дрянью, что стоять на нем совершенно невозможно. Пришлось вернуться к мысу и стоять на его оконечности, где между прибрежными кустами нашлось место для трех палаток (пользоваться этой стоянкой не стоит, хотя если припрет и возможно). Как позже выяснилось, остановиться можно в избе на этом мысу.

9.08. Волок в озеро Аштахма начинается из маленького озерка связанного узкой протокой с Тикшеозером. Попасть в эту протоку можно, если придерживаться азимута 115 от оконечности мыса. Волок начинается от остатков какого-то строения, и отыскать его не составляет особого труда.

Длина волока около 2х км старой, полуразрушенной гати оз. Аштахма.

10.08. Елеть вытекает из озера тремя узкими протоками, и, чтобы их не пропустить, необходимо держаться ЛБ. Протоки соединяются в неширокую речку с слегка заболоченными берегами и ощутимым течением. Однако через 3-4 км река расширяется, углубляется и замедляется. На протяжении первых 7-8 км препятствий на реке нет. Первая группа перекатов не представляет собой особой сложности. П1-П4 достаточно длинные, до 100-200 м длиной шкуродерки. После короткого плеса еще два переката (П5 и П6). При прохождении этих карешек часть группы успела выкупаться, а салюты получили некоторое количество дыр. Далее снова идет плес длиной около 12 км. По имевшимся у группы данным на реке возможно найти стоянку на грудках в 50-100 м от берега. Может это и так, но наши поиски по прибрежным болотам не имели особого успеха. В конце концов стоянка была найдена на правом берегу, где к реке подходит скальная гряда. К слову сказать, стоянка эта указана в отчетах. Кроме того, стоянка есть и напротив, на левом берегу, хотя до нее от берега метров 50. Впрочем и там и там сход к реке голимый. На берегу остатки изб (обозначены на карте). Дрова здесь в дефиците и приходится их довольно долго искать.

11.08. День начался с ремонта. Через 500 метров напоролись на П7, кайфу при прохождении которого добавили остатки моста, которые торчат посреди переката. Пришлось проводится. Дальше еще 2 переката (П8 и П9). На П9 салюты опять наловили камней, далее плыли почти непрерывно отчерпываясь около 3 км до небольшого озерка. В 300 метрах от озерка начало П10, который представляет собой шкуродер длиною около 1.5 км. Перед ним на левом берегу стоянка, которой можно в крайнем случае воспользоваться, от нее начинается очень хорошая тропа, которая выводит через 1.2 км на очень хорошую во всех отношениях стоянку в конце П10. По этой тропе были обнесены аварийные "салюты", "Таймени" проходили П10, вследствие чего число аварийных байдарок удвоилось, это при высокой-то воде-то! Люди! Не ходите на Елеть! Замучаетесь клеиться!! А если уж идете, больше проводите, целее будут шкуры. П10 вообще гораздо лучше обнести, благо тропа хорошая.

12.08. Опять ремонт. Группа выходит поздно, до оз. Новое встречаются еще два переката. П11 разрушенный мост, проход чистый, справа. П12 короткая (100м) карешка, с островом посередине. Перед устьем еще один разрушенный мост. На озере прямо напротив устья хорошая стоянка на мысу. Левее мыса вытекает Кереть, которая раз в пять полноводнее Елети. Еще через несколько километров проходим под автомобильным мостом шоссе Питер-Мурманск. Прямо под ним начинается "порог" Сухой, ПК1 около двух десятков беспорядочно разбросанных камней в широком, глубоком русле при небольшом течении. Еще через час группа проходит под железнодорожным мостом. С некоторым трудом удалось найти сносную стоянку на ЛБ, метров 50 от воды. Приметы большой булыжник у самого левого берега.

13.08. Ремонт на этот раз не столь значителен, но вышли все равно поздно. Около одного километра до ПК2 (Кривой) начинается перед левым поворотом, длина около 400 м, струя чистая, с невысокими валами в конце. Проход без просмотра. В конце порога хорошая стоянка на ЛБ, у озера Кривое. Уже от озера слышен ПК3 Долгий, который находится в 3х км от озера. Этот порог начинает каскад порогов. ПК3 - порог Долгий (просмотр обязателен при любой воде по ЛБ) и ПК5, разделенных небольшими плесами две ступени, разделенные коротким 50ти метровым плесом. Первая представляет собой два бурных слива у ЛБ и ПБ, разделенные островом, с перепадом около 2х метров. Проход левой протокой. Первая часть слива - падун высотой 1.3 метра с ювелирным заходом, затем около 15 м кипящей струи, в конце которой гряда, на которую выносит лодку, а проход над ней на груженой байде сомнителен. После демонстрации неудачливыми коллегами Салюта с оторванной кормой, часть группы стреманулась и обнесла "Таймени", а "Салюты" прошли, частично обнеся груз и поймав кормой камни гряды на выходе. Вторая часть порога - обычная шивера длиною 400м. Над первой ступенью Долгого - стоянка на ЛБ. После 100м плеса начало ПК4 - мощный, пологий, чистый слив, перепадом около 1 м, с валами до 0.7 м. На ЛБ хорошая стоянка. Далее километра три с половиной тянется шивера, местами перемежающаяся с короткими плесиками, много камней, местами стояки до полуметра, небольшие бочки и куча камней. Река делает несколько поворотов, за одним из левых поворотов сильный шум. Со слов, местного жителя, встреченного на берегу это порог Песчаный ПК5. Он в принципе проходим и без просмотра. Это все та же шивера, но здесь она несколько более крутая, есть каменная гряда (обойти справа) и валы до 0.7 м. После Песчанного река успокаивается и течет в высоких, местами скальных берегах около 2.5 км, на протяжении которых встречается лишь один короткий перекатик.

Порог Варацкий (ПК6) начинается ловушкой для дураков. Река сужается, с ЛБ подходит пологая скала, на которой стоят дорожные знаки. Здесь есть стоянка. Порог начинается чистым, пологим сливом. Далее течение убыстряется, ЛБ поднимается 20-метровой скалой, и через 250 м река дробится островом на два рукава. Проход правой протокой возможен только в очень высокую воду, левая протока делится на два слива по 1 м. Слив у левого берега непроходим, слив у острова достаточно глубок, но полон камней и требует ювелирной работы. После слива около 700 м шивера, в конце которой мост дороги Чупа-Плотина. По этой дороге 3 раза в неделю ходит автобус.

Осознав сложность захода в главную ступень порога, без лишних споров обносим байдарки по хорошей тропе на ЛБ за мост, где на ПБ так же есть стоянка, которая лучше предыдущей тем, что она уже за порогом и тем что она не занята, хотя гораздо хуже в эстетическом плане. Спуск к воде здесь лучше, чем на ЛБ.

14.10. После пор. Варацкий 2 км плеса до оз. Варацкое. Кереть вытекает из озера напротив места своего впадения. Прямо сразу идет ПК7. Шум слышен после того, как обогнешь остров. Проходить порог можно и без просмотра, но мы его просмотрели. Струя чистая, валы до 0.5 м, длина порога около 300 м.

За порогом плес 2 км. Следующий порог ПК8 Краснобыстрый тоже пришлось обносить. Просмотр порога по ЛБ, обнос по ПБ. После 4х сливов, которые вполне проходимы ближе к ЛБ, следует метровая каменистая гряда, единственный проход в которой находится по центру, между двух пенных безобразий. В сливе до черта камней, заход ювелирный, страховка крайне затруднена. Предпочли не рисковать и частично обнести. Находящаяся за порогом 500 метровая шивера не представляет трудности.

После очередного плеса, который разлился небольшим озером, на ПБ которого есть стоянка, на скалах, идет ПК9. Здесь река делится на два рукава, в левом сплошное мелководье, в правом порог. На большом, сухом острове - хорошая стоянка, единственный недостаток - плохой сход к воде.

15.08. Просмотрели порог. Просмотр с ПБ. Вещи обнесли в конец порога по хорошей тропе, идущей по острову. Порог длиной 500 метров проходим по главной струе, есть некоторое количество подводных камней, которые в более низкую воду могут причинить неприятности.

Через 700 м плеса ПК10 - короткий, достаточно бурный перекат, проходимый без просмотра. Еще через полкилометра перед правым поворотом течение опять убыстряется. Это очередная ловушка для дураков ПК11 (Масляный). Сразу за поворотом вода собирается в узкую струю с валами до 0.7 м, которая бьет под ЛБ, где в воду входят на расстоянии 20-ти метров два каменных "языка". От первого, до середины реки идет косая гряда, за ней косой вал и бочка. От второго начинается плита, почти полностью перегораживающая реку, с которой вода падает примерно на 0.8 м. У ЛБ слив идет на камни, в центре тоже. Для прохождения порога следует пересечь реку и проходить плиту как можно ближе к ПБ, где достаточно глубоко. Плита не доходит до ПБ 2 м. Здесь также можно пройти. 150-ти метровая шивера за порогом не представляет особой сложности.

Как и Долгий, экипажи "Тайменей" предпочли обнести порог, а "салюты" прошли с частичной разгрузкой. И перед порогом и после порога на ПБ есть места для стоянок. Здесь коллеги катамаранщики предупредили нас, что на реке лютует рыбнадзор, отбирает снасти, штрафует (удочки мы смотали не зря: ниже видели личностей "браткового" вида, это и есть рыбнадзор).

За Масляным 2 км плес. Затем ПК12, Павловский. Река делает поворот вправо, за поворотом делится на две протоки, проход левой, более узкой, потом река поворачивает снова влево. Длина порога около 500 м, проход без просмотра. На ЛБ перед порогом стоянка. После порога плес около 1 км, за ним короткая шивера около 200 м длиной, проходимая без просмотра по главной струе. Через 2 км плеса река сужается, и за группой камней входит в каньон ПК13 Колупаевского. На обоих берегах перед порогом есть места для стоянок.

16.08. Порог Колупаевский - длинная шивера, которую рекомендуют проходить без просмотра. Однако мы считаем, что идущим на каркасных байдарках стоит просмотреть первые 800 м. 400 м река течет в каньоне, здесь струя сильная, узкая, чистая. После каньона 200 м река сохраняет свой характер, а затем на расстоянии 25 м одна от другой идут 2 гряды, первая у ПБ, вторая в центре. Первая обходится слева, а вторая справа. Затем струя бьет в большой камень у ПБ, а затем идет в слив между камнями, за которым еще один камень посреди струи. Идущая далее шивера 500 м не представляет сложности.

При прохождении порога потерпел аварию С2. Отремонтировать его при условии крайней нехватки времени и резинового клея возможным не представлялось. Экипаж потерпевшей аварию лодки до моря шел пешком. Опасаясь за оставшиеся лодки, все следующие пороги решено обносить. Мы рассчитывали, распределив груз и людей по лодкам дойти до Чупы морем своим ходом в полном составе. Любая авария лишила бы нас этой возможности.

До моста дороги Плотина-Чкаловский 3 переката. За мостом впадает р. Луокса. В километре от моста ПК14 Медвежий. Начинается сливом около метра, проход под ПБ, затем шивера 200 м, со смещением струи к центру. В пороге хорошая, сильная струя, валы, около 1 м, право зря мы его обнесли. Ниже порога на ПБ несколько мест для стоянки. Обнос и просмотр порога по ПБ. Между Медвежий и Кривым 300 метровый участок с быстрым течением, но по-моему можно зачалигься.

17.08. ПК15, Кривой представляет собой мощную шиверу, около 800 м длиной. Проход первого участка при нашем уровне воды сомнителен. Лодки частично обнесли, последние 200 м шиверы прошли без особых проблем. Далее 5 км плеса и 5 простеньких перекатов. Последнее препятствие ПК16 Морской, находится прямо в устье реки. Перед порогами река перегорожена сетью рыбзавода, обнос ее по ЛБ 20 м. На ПБ избы ихтиологов. Порог - крутая шивера, первые 700м идут в каньоне, вторые - шивера с невероятным количеством камней и каменных гряд. Рекомендуют проходить ее в одиночку. Мы рекомендуем ее обнести (рекомендация не относится к катам и другим судам, нечувствительным к камням). Перед порогом группа воссоединилась с Андреем и Аней М. продиравшимся пешком по болотам, местами без всякой дороги. Обнос порога по ПБ по хорошей дороге. Итак, к вечеру 17.08 группа вышла к Белому морю. Погода, которая в последнюю неделю стояла хотя и холодная, но сухая (в связи с чем уровень воды в Керети не был высоким), стала, портится, поднялся ветер. По совету местной жительницы в море выходить не стали, а остановились в одном из оставленных домов.

18.08. Погода не улучшилась, а окончательно испортилась. Делаем дневку, ищем транспорт чтоб выехать в Чупу Удалось договориться с вахтовкой, чтоб доехать до Плотины, откуда по пн, ср, пт, ходит автобус. Вечером радиальный выход к о. Кереть. Хорошая волна на море быстро загоняет нас обратно в залив.

19.08. дорога до Чупы: До Плотины вахтовка, в Плотине есть продуктовый магазин. От Плотины до Чупы автобус (отправление в 15.40), от Чупы до станции еще один автобус. В Чупе есть магазины, почта, телефон. Вечером поезд. Автобус прибывает на станцию за 10 минут до закрытия касс!

20.08. Поезд на Москву.

21.08. В 4.06 мы в Москве.

ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Пройденный группой маршрут сочетает в себе самые различные препятствия. В маршрут включен ряд крупных озер северной Карелии, три реки, имеющие очень разный характер: Винча, на которой значительная часть порогов просто непроходима, но зато их по своей красоте, мощи мало с чем можно сравнить; Елеть, на которой мы без конца клеились из-за ее маловодности, и, наконец, Кереть, при прохождения порогов на которой получено просто море хороших впечатлений, хотя и пришлось значительную часть порогов обнести. Трудно сказать, лучше или хуже было бы, если бы нас не подкачала погода: с одной стороны, безусловно, идти было бы приятнее, с другой стороны, пришлось бы гораздо больше обноситься: и Долгий, и Масляный, не говоря уж о Елети, плаванье по которой оказалось затруднительным и в высокую воду. В принципе, при лучшей подготовке группы, можно пройти этот маршрут за меньшее время (потери времени у нас составили не менее 4-5 дней). Очень мало времени было уделено Ковдозеру, сорвались по погодным условиям несколько радиальных выходов, не хватило времени вдоволь покататься на порогах. Короче, при общем очень хорошем впечатлении от всего маршрута (несмотря на несколько "но") осталось сожаление, что на этот маршрут всем нам очень хотелось бы вернуться еще раз, а, по-моему, это признак удачного похода и хорошего маршрута.

Фотографии:

Отчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной КарелииОтчет о водном походе III к.с. по югу Мурманской области и Северной Карелии

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию