Виды туризма

12 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2007
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II
0 3889 0

Руководитель: Владимир Суворов (Москва)

 

  • Плавсредства: рафты "Скаут", 4 экипажа
  • Опыт участников: от 13 до 30+ лет водных походов (Карелия, Кавказ, Карпаты, Урал, Саяны)
  • Уровень воды: высокий

Введение

Общая информация

Длина маршрута по реке Тyнгуда от оз. Тунгудское до впадения в Беломоро-Балтийский Канал (далее - ББК) составляет около 90км. Общее падение уровня на этом участке - около 60м (оценка из книги А.Л.Шилова "На байдарках по Карелии").

Препятствий на маршруте много, они интересные и разноплановые (реестр препятствий с их краткими описаниями сведен в отдельный раздел данного отчета, см.ниже). Большинство из них являются по своему характеру шиверами, и термин "порог" используется далее по тексту только лишь в силу сложившейся традиции называть так любое препятствие на реке в Карелии.

Уровень сложности большинства препятствий на маршруте не поднимается выше категории II; категорией II+ можно оценить лишь пороги Банный и Кривой №3, а категорией III+ - пор.Падун. Общая категория маршрута - II+ (при высоком уровне воды).

Маршрут характерен отсутствием крупных озер - за исключением оз. Тунгудское в самом его начале. Небольшие озера на реке, в основном, непримечательны и не предлагают красивых мест для стоянок.

Местных жителей достаточно много на участке от оз. Тунгудское до оз. Верхн.Машозеро, но далее, до впадения реки в ББК, населения практически нет.

Краткое резюме

На наш взгляд, маршрут очень интересен, и имеющиеся описания его несколько недооценивают (возможно, из-за достаточно изнурительной начальной части маршрута по р.Бохта).

Препятствия на реке в высокую воду доставляют удовольствие от прохождения. Однако, возможность получения положительных впечатлений здесь явно будет сильно зависеть от уровня воды в реке (при низкой воде возможность "чистого" прохождения существенно снизится, а некоторые пороги могут потребовать проводки). Прохождение препятствий на рафте не представляет технической сложности; однако, безаварийное их прохождение на байдарках потребует определенного мастерства, как в высокую, так и в низкую воду. Прохождение маршрута на катамаране нецелесообразно: достаточно много небольших озер и плесов практически без течения, а многие пороги в случае неудачно низкой воды могут стать просто непроходимыми.

Хороших мест для стоянок на маршруте вполне достаточно, и аккуратное планирование похода вполне позволит избежать каких-либо проблем в этой области.

Дорога к месту начала маршрута довольно сложная, и подъезд требует предварительного планирования; отъезд же, напротив, прост и удобен.

Описание маршрута

Начало маршрута и подъезд

Традиционная (описанная в книге А.Л.Шилова) начальная часть маршрута по р.Бохта до оз. Тунгудское, по имевшейся у нас информации, маловодна, характерна болотистыми берегами, и некоторыми проблемами с местами для стоянок. Учитывая все эти факторы, а также продолжительность данной части маршрута (которая не позволяла уложиться в необходимый нам недельный срок), нами было принято решение не проходить этот участок.

Маршрут был начат непосредственно от оз. Тунгудское, к которому имеется возможность подъезда. Переезд на машине от пос.Надвоицы к юго-западному заливу озера занимает 2.5-3ч. Дорога до дер.Пертозеро хорошая, но далее, до самого озера - достаточно сложная и запутанная (лесные тропинки; требуется полноприводный автомобиль и хорошее знание водителем местности).

Оз. Тунгудское

Подъезд возможен к юго-западному заливу озера по лесной дороге. Здесь имеется место для стоянки с выходом на песчаный пляж; неподалеку - изба рыбаков (к ней, собственно, и идет дорога). Отсюда до залива в северо-восточной части озера, из которого вытекает р.Тунгуда, около 6км по прямой.

Отличное место для стоянки имеется на восточной стороне косы, разделяющей озера Березовое и Тунгудское (широкий и длинный песчаный пляж; очень живописно).

Участок от оз. Тунгудское до оз. Верхн. Машозеро

На выходе из оз. Тунгудское - старая плотина, не представляющая проблемы при прохождении. Отсюда и до озера Косьмюсозеро река петляет, препятствий нет, течение слабое. Примерно в 5км за плотиной есть узкий прокоп слева, позволяющий, перейдя сразу в крошечное озерко Ширча-Лампи, сократить около 2км (пройти по этому прокопу, скорее всего, можно лишь в высокую воду; вход и выход из него, а также само озерко, сильно заросли травой). При входе в прокоп на левом берегу реки есть место для стоянки.

Оз. Косьмюсозеро - небольшое (~3км от впадения реки до истока), на входе в него - порог (не наблюдается при высоком уровне воды) и деревянный мост. По правому берегу, в глубоком заливе - дер.Тунгуда, а у истока реки, в восточной части озера - пос.Новое Машозеро (достаточно крупный). На всем озере берега либо низкие и заболоченные, либо заселенные, и хороших мест, пригодных для стоянок, нет. Исток реки виден сразу, он чуть южнее сильно выдающегося на запад мыса. В поселке начинается длинный пор.Мельничный, посередине которого - бетонный автомобильный мост, а сразу за ним, частично залитые водой - быки разрушенного деревянного моста. Ниже порога по правому берегу есть место для стоянки.

Дальше река на протяжении ~3км петляет в низких и болотистых берегах, а затем проходит через два маленьких озера, Верхн. и Нижн. Такхолампи (выглядят как широкие плесы). Берега здесь повышаются, и на оз. Нижн. Такхолампи есть хорошее место для стоянки (на левом по ходу движения берегу). Исток реки из оз. Нижн. Такхолампи - с правой стороны от сильно выдающегося на северо-запад мыса. После выхода по левому берегу реки наблюдается прокоп, ведущий в оз. Верхн. Машозеро (путь он сократить не позволяет, идти в него смысла не имеет). Течение слабое, практически незаметно. Петляя, река широким плесом впадает в оз. Верхн. Машозеро (на карте отмечено просто как "Машозеро", но в туристских отчетах обычно идентифицируется как "Верхнее", в противоположность "Нижнему").

Участок от оз. Верхн. Машозеро до оз. Корбоярви

Короткий отрезок пути по оз. Верхн.Машозеро рекомендуется идти правым берегом, чтобы не пропустить залив, из которого вытекает река. На выдающемся мысу правого берега есть хорошее место для стоянки. На выходе из озера - старая плотина, не представляющая проблемы при прохождении. Обычно в отчетах упоминается следующий за плотиной пор. Домашний, однако, при высоком уровне воды он не наблюдался.

Вскоре после плотины идут еще два маленьких озера, Верхн. и Нижн.Козеламбина. На выходе из оз. Нижн. Козеламбина - полностью разрушенная плотина, на месте которой образовался короткий несложный порог. Исток реки виден очень плохо из-за густых зарослей травы.

За коротким участком плеса следуют пор.Столбовой (не был выражен при высоком уровне воды) на крутом правом повороте и пор.Сухой. Ниже порога, по левому берегу - место для стоянки (сильно утоптанное; рядом - изба). Далее река выходит в оз. Нижн.Машозеро, и здесь следует держаться левого берега, чтобы не пропустить исток реки: озеро, расширяясь, уходит вправо, а река - влево, двумя протоками; первая слева из них непроходима из-за завала (узкая, плохо видна в зарослях травы), соответственно, идти следует во вторую.

Сразу после слияния этих двух проток идет пор.Лебяжий (опять же, не выражен при высоком уровне воды), ниже него - широкий плес, и далее - пор.Кривой №1 (перед порогом русло растраивается, и проходима лишь крайняя слева протока). Ниже порога - полностью обрушившийся деревянный мост, прохождение которого в низкую воду может быть проблематично.

В 1км за мостом, на пологом правом повороте, начинается длинный пор.Корбо-Кошки (ориентир - остатки ряжевых стен слева перед входом). Река здесь разделяется на несколько проток, из которых проходима только самая правая. В этой протоке, на выходе из порога, по левому берегу (т.е., на острове) - отличная стоянка. Стоянка есть и по правому берегу у основного слива порога. Порог, острова и протоки достаточно живописны.

После порога река разливается широким плесом; берега болотистые, мест для стоянок нет. Через ~4км река впадает в небольшое узкое оз. Корбоярви. От плотины, которая раньше была на выходе из этого озера (равно как и от домика сплавщиков), не осталось ничего. 
Участок реки от оз. Корбоярви до развилки с Деккалручьём

Вскоре после плотины идет пор.Тимонин, ниже его - хорошее место для стоянки на левом берегу. Далее следует цепочка порогов, чередующихся плесами: пор.Черный (существенное сужение русла) => пор.Стоостровной (множество островков в русле, протоки между которыми образуют подобие лабиринта) => пор.Медвежий (ориентир - резкое сужение русла в еще целых ряжевых стенках) => пор.Широкий (при высоком уровне воды не наблюдался) => пор.Островной (растроение русла, проходима лишь крайняя справа протока) => пор.Торсовый (раздвоение русла, проходима только левая протока).

На пор.Торсовый, по правую руку (т.е., на левом берегу крупного острова, разделяющего здесь русло на две протоки), имеется хорошее место для стоянки. Ниже пор.Торсовый идут несколько мелких островков, протоки между которыми образуют подобие лабиринта. Далее, на протяжении ~8км до развилки с Деккалручьем, река петляет в низких болотистых берегах. Течение незаметно; мест, пригодных для стоянок, нет. Перед развилкой - расширение (оз. Луголамбина), в конце которого на правом берегу виден сарай. Деккалручей уходит вправо (мелок и непроходим), а Тунгуда - резко влево, двумя протоками.

Участок реки от развилки с Деккалручьём до впадения в ББК

От развилки с Деккалручьем до воссоединения реки с ним - около 8км. На данном участке имеются три порога, разделенных плесами: пор.Ряжи Арбата, пор.Арбатский и пор.Кривой №2 (ориентир - высокий, обрывистый левый берег с соснами). Все - длинные полноводные шиверы с заметным падением уровня. От ряжевых стенок на данных порогах, о которых говорится в ряде источников, уже ничего не осталось.

Места для стоянки есть на пор.Ряжи Арбата (хорошее место по правому берегу в пороге) и пор.Кривой №2 (отличное место на высоком обрывистом левом берегу до начала порога).

Пор.Шумный, о котором говорится в некоторых отчетах, не выделяется: вероятно, он сливается с входной шиверой порога Падун. Пор.Падун - самое сложное препятствие на реке, и характерен он внезапностью появления (см. описание в реестре препятствий далее по тексту). Здесь имеются места для стоянки (достаточно затоптанные): на правом берегу в середине порога, не доходя до главного слива, и на левом берегу ниже порога, после омута. После главного слива порога в реку впадает Деккалручей.

Далее идет несложный пор.Березовый №1, и сразу на ним - бетонный автомобильный мост трассы С.Петербург-Мурманск. У моста есть место для стоянки (там иногда завершают маршрут), но - неопрятное и неудобное. После моста река вновь идет в режиме плёс/порог: с небольшими интервалами следуют пор.Березовый №2 (несложная шивера), пор.Банный (остатки ряжевых стен, очень крутой правый поворот в пороге), порог без наименования (русло реки перегораживает сильно разрушенная ряжевая стенка) и пор.Кривой №3 (длинная мощная шивера с несколькими поворотами).

Хорошие места для стоянки есть на пор.Банный (на правом берегу в пороге) и пор.Кривой №3 (перед порогом по левому берегу, в пороге по левому берегу и после порога на правому берегу).

Затем река широко разливается (до 500м), над ней проходят три линии ЛЭП, по сторонам видны остатки ряжевых стен, а впереди - железнодорожный мост в месте впадения в ББК. От последнего порога на реке до ж/д моста - около 4км.

Завершение маршрута и отъезд

Завершение маршрута возможно на станциях Красная Горка (вариант А) или Идель (вариант Б), а также у автомобильного моста трассы С.Петербург-Мурманск (Вариант В).

Вариант А:

Встать можно у деревянной пристани на левом берегу, не доходя до железнодорожного моста, пересекающего Тунгуду при впадении в ББК. Здесь есть удобная поляна для сборов (невдалеке - лодочные сараи). До станции Красная Горка отсюда - не более 500м.

Ближайшая станция, на которой останавливаются поезда Мурманск-Москва и Мурманск-С.Петербург - это Идель. Добраться до нее можно электричкой сообщением Кемь-Медвежья Гора, которая ходит 1 раз в сутки (расписание придется узнавать у местных жителей, так как а) оно постоянно меняется, и б) станционное здание здесь отсутствует).

Вариант Б:

От места впадения Тунгуды в ББК у ст.Красная Горка до пос.Идель можно пройти по каналу. Этот путь (от ж/д моста до ж/д моста) составляет 11км. Следует, однако, помнить, что в ветреную погоду на канале может быть достаточно сильная волна. По правому (по ходу движения) берегу на этом участке канала имеются несколько хороших мест для стоянки.

Встать для сборов можно в месте впадения реки Идель в канал на ее орографически правом берегу (на выступающем мысу), или, поднявшись чуть выше, - в районе железнодорожного моста (также на орографически правом берегу реки). До станции Идель - 2.5 или 1.5км соответственно.

Вариант В:

Встать для сборов можно на правом берегу перед бетонным автомобильным мостом, следующим через 2км после пор.Падун. Отсюда на попутной машине можно добраться до ст.Идель.

Реестр препятствий на р. Тунгуда

Препятствия на реке условно можно разделить на два класса: рукотворные и природные, обычно называемые порогами. Большинство порогов по характеру представляют собой гряды (одну или более одной) из валунов, обливных камней или же плит, разделенных быстротоками. Проходы очевидны и не представляют большой сложности.

Существенно отличаются от них, являясь порогами в истинном смысле этого слова, лишь четыре. Три таких порога однотипны по структуре и представляют собой довольно мощные и напряженные входные шиверы с массой обливных плит и камней длинною около одного километра, с поворотами и короткими участками относительно чистых быстротоков; в конце же следуют скальное сужение и мощный выходной слив в нем. Таковы пороги Падун, Банный и Кривой №3.

Иную структуру имеет порог Корбо-Кошки: мелководная щивера на входе с двумя грядами валунов и протяженными участками чистых быстротоков между ними, затем скальное сужение с широким и простым сливом в нем и выходной быстроток с множеством разнообразных валов.

Далее предлагается реестр всех препятствий на реке с краткими описаниями.

Плотина № 1 (выход из оз. Тунгудское)

Узкий проход, чистый и ровный наклонный слив высотой ~0.5-0.7м (по деревянному лотку). На выходе струи из лотка стоит довольно высокий вал. Красиво!

Порог на входе в Косьмюсозеро

Отмечается в лоциях, но при нашем уровне воды не наблюдался.

Мост на входе в Косьмюсозеро

Деревянный мост в нормальном состоянии, проблемы не представляет.

Пор. Мельничный

Длинная шивера, два крутых поворота (влево, потом вправо). Линия читается хорошо. Заход узкий, под правый берег, но проблем с входом/прохождением нет. В конце порога - бетонный мост; под водой просматриваются быки старого моста с опасно торчащими штырями, но чистый проход есть.

Внимание: прямо перед входом в порог местными жителями через всю реку протянут стальной трос (назначение неясно; ничем не обозначен; при нашем уровне воды был на уровне шеи сидящего в лодке)!

Плотина № 2 (выход из оз. Верхн. Машозеро)

Похожа на плотину №1, но более сильно разрушена (не сохранился лоток, не такой высокий слив).

Пор. Домашний

Отмечается в лоциях, но при нашем уровне воды не наблюдался (наблюдались лишь гряды валунов по сторонам).

Плотина № 3 и порог (выход из оз. Нижн. Козеламбина)

От плотины не осталось ничего (только останки ряжевых стен по берегам), и на ее месте, по-видимому, и образовался не отмеченный на карте порог на выходе из озера. Заход в протоку и порог плохо видны из озера, т.к. полностью закрыты зарослями травы. Порог представляет собой одиночный слив, прямой и ровный, с сильным течением. Скорее всего, за сливом следовала длинная шивера с правым поворотом, однако, при нашем уровне воды препятствие исчезло.

Пор. Столбовой

При нашем уровне воды не был выражен (лишь гряды валунов и сильно разрушенные остатки ряжевых стен по берегам).

Пор. Сухой

Начало идентифицируется плохо. На входе - несложная шивера. Линия движения не прямая, но вполне читается. От описываемых в других источниках трех рядов ряжевых стен остался только сильно разрушенный последний ряд, образующий, тем не менее, сужение русла в сливе на выходе. Остальные ряжи настолько разрушены, что почти не видны. Порог характерен ощутимым перепадом уровня (не менее 1м). При меньшем уровне воды, скорее всего, сложность "чистого" прохождения существенно возрастет.

Пор. Лебяжий

При нашем уровне воды не был выражен (только гряды валунов по сторонам).

Пор. Кривой № 1

Порог - в самой левой из проток. Две правых протоки непроходимы. Характер препятствия - короткая несложная шивера.

Мост после пор. Кривой № 1

Мост деревянный, полностью обвалились все пролеты, но один из них при высоком уровне воды был проходим (над обвалившимися бревнами настила). При более низком уровне возможности прохода, скорее всего, не будет, и понадобится обнос.

Пор. Корбо-кошки

На входе - длинная шивера на пологом правом повороте. В нескольких местах требуется активное маневрирование, но линия читается. По сторонам - остатки ряжевых стен, уже не влияющие на характер порога, т.е., не стесняющие русло (когда они действовали, порог, скорее всего, был достаточно серьезным). Заключительная ступень - несколько мощных сливов, высокие валы. Красиво! Красива также и левая непроходимая протока.

Плотина № 4 (выход из оз. Корбоярви)

От плотины не осталось ничего. На ее остатках (в сужении) - небольшой быстроток.

Пор. Тимонин

Недлинная полноводная шивера. Линия движения читается легко.

Пор. Черный

Одиночный слив в существенном сужении русла.

Пор. Стоостровской

Порог характерен множеством (более 10) островов в русле, протоки между которыми образуют подобие лабиринта. Длинный (более 1км). Навигация интересна. С ходу понять, в какую протоку идти, сложно (большинство проток мелководно и непроходимо, заросли травы местами мешают увидеть протоки насквозь). Препятствия в протоках представляют собой короткие несложные шиверы.

Пор. Медвежий

Одиночный мощный слив в узости из ряжевых стен (еще целых). Заход требует активного маневрирования. Ощутимый перепад уровня и мелководная шивера на выходе.

Пор. Широкий

При нашем уровне воды не наблюдался.

Пор. Островной

Растроение русла. Проходима лишь самая правая из проток. Характер препятствия - длинная несложная шивера.

Пор. Торсовый

Порог по левую сторону от крупного острова, правая протока непроходима. По сути, очень короткая полноводная шивера. Скорее всего, при нормальном уровне воды длина порога будет существенно больше. Ощутимое падение уровня. После порога перед выходом в плес - несколько небольших островков, образующих подобие лабиринта.

Пор. Ряжи Арбата

Первое препятствие после развилки с Деккалручьем. Длинная прямая полноводная шивера. Линия движения читается легко.

Пор. Арбатский

Длинная полноводная шивера с несколькими поворотами. Линия движения читается, прохождение требует активного маневрирования.

Пор. Кривой № 2

Мощная и длинная (не менее 1км) шивера с несколькими резкими поворотами (начало - крутой правый поворот, потом - левый), линия движения требует активного маневрирования. Интересно.

Пор. Шумный

Порог нет возможности выделить - сливается с входной шиверой пор.Падун.

Пор. Падун

На входе - длинная и мощная шивера с несколькими поворотами, линия движения требует очень активного маневрирования. Как следствие, главный слив порога появляется достаточно внезапно, а причаливание до него с целью осмотра представляет некоторую сложность (неудобные берега, очень сильное течение). Соответственно, при должной невнимательности есть вероятность сваливания в главный слив порога "с ходу". Сам главный слив слева от стоящей в центре русла крупной скалы - очень мощный, чистый проход в нем узок, устоять в нем непросто. После слива - все чисто. Общий перепад уровня более 1м. Порог впечатляет. Осмотр, на наш взгляд, крайне желателен.

Пор. Березовый № 1

Несложная шивера. Сразу за ней - бетонный автомобильный мост. Проход под мостом чист.

Пор. Березовый № 2

Несложная шивера. Отмеченные в этой области на карте множественные пороги при нашей воде не наблюдались.

Пор. Банный

Широкая и невысокая ступенька, вслед за ней - мощная шивера (множество обливных камней и плит), требующая активного маневрирования, и выходной мощный слив в скальном сужении.

Порог без наименования/обозначения

Сильно разрушенная длинная ряжевая стенка под углом перегораживает большую часть реки. Остаются два достаточно узких прохода (справа и слева). И в том, и в другом варианте на выходе - очень мелководная и частая гребенка. Не очень понятно, где (и каков) будет проход при меньшем уровне воды (а также, почему об этом препятствии нет четких упоминаний в других источниках).

Пор. Кривой № 3

Длинная полноводная шивера с несколькими поворотами, линия движения требует очень активного маневрирования. На выходе из порога - серия мощных сливов в скальном сужении. Интересно и красиво.

План похода

День 0 (Пт)

Посадка на поезд Москва-Мурманск (№382, отправление 20:45).

День 1 (Сб)

Прибытие в пос.Надвоицы в 19:00. Встреча с водителем. Дорога на автомашине от Надвоиц до оз. Тунгудское. Разбивка лагеря на берегу озера (на песчаном пляже в юго-западном заливе).

День 2 (Вс)

Сборы и старт.

Пересечение части озера Тунгудское.

Ходовое время -1ч.

Лагерь на восточной стороне длинной косы, разделяющей озера Тунгудское и Березовое; обед здесь же.

День 3 (Пн)

Выход из оз. Тунгудское и прохождение участка реки до оз. Нижн.Тахколампи.

Ходовое время - 4:50ч.

Обед в районе выхода из оз. Ширча-Лампи на правом берегу.

Лагерь на оз. Нижн.Такхолампи (стоянка на левом по ходу движения берегу).

День 4 (Вт)

Прохождение участка реки от оз. Нижн.Тахколампи до пор.Корбо-Кошки.

Ходовое время - 3:50ч.

Обед на правом берегу перед пор.Кривой №1.

Лагерь на стоянке ниже порога Корбо-Кошки, слева на берегу острова.

День 5 (Ср)

Прохождение участка реки от пор.Корбо-Кошки до пор.Торсовый.

Ходовое время - 3:25ч.

Лагерь на стоянке на левом берегу крупного острова, разделяющего русло на протоки в конце пор.Торсовый; обед здесь же.

День 6 (Чт)

Прохождение участка реки от пор.Торсовый до пор.Банный.

Ходовое время - 4:20ч.

Обед на стоянке на левом берегу перед пор.Кривой №2.

Лагерь на правом берегу перед пор.Банный.

День 7 (Пт)

Прохождение заключительного участка реки от пор.Банный до впадения в ББК.

Ходовое время - 1:10ч.

Остановка на левом берегу у деревянной пристани в дер.Красная Горка (не доходя до ж/д моста).

Сборы. Обед. Переход на станцию.

Переезд от ст.Красная Горка до ст.Идель на электричке Кемь-Медвежья Гора (отправление 19:05).

Прибытие на ст.Идель. Разведка места для лагеря.

Лагерь на полянке на правом берегу р.Идель выше ж/д моста.

Примечание: первоначально мы планировали дойти до ст.Идель по каналу; однако, портящаяся погода и сильный ветер (соответственно, высокая волна на канале) заставили завершить маршрут у ст.Красная Горка.

День 8 (Сб)

Подъем, сбор лагеря, переход на станцию, посадка на поезд Мурманск-Москва (№15, отправление 08:22).

День 9 (Вс)

Прибытие в Москву в 06:50.

Задать вопросы можно по следующему адресу: as7404470, далее собачка, далее mail.ru


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию