Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

Отчет о водном туристском походе по реке Ворскла

Дата: 8-16 июля 2003 г.

Автор: Сергей Игнатенко

Источник: Виртуальный клуб любителей водного туризма "Феникс"

Маршрут: Ахтырка - Полтава

Протяженность: 110 км

Категория сложности: н/к

Средство сплава: байдарка туристическая каркасная "Таймень-2"

Участники: Калганов Игорь, Кузовков Владимир, Игнатенко Сергей

 

Географическая справка

Ворскла - левый приток Днепра (басс. Черного моря). Исток реки находится на западных склонах Средне-Русской возвышенности в Белгородской области (Россия) недалеко от областного центра. По территории Украины течет в пределах Сумской и Полтавской областей по Приднепровской низменности. Впадает в Днепр (Днепродзержинское водохранилище) на расстоянии 514 км от устья последнего. Длина реки 452 км (из них 336 км по территории Украины). Площадь бассейна 14700 кв.км. Долина реки трапециевидная, шириной до 10-12 км. Заплава асимметрична; правый берег высокий - местами до 80 м, крутой почти на всем протяжении, левый - пологий, местами заболоченный. Течение спокойное, его скорость едва достигает 2 км/ч. Уклон реки - 0,3 м/км. Русло в верхнем и среднем течении очень извилистое, шириной 35-50 м, в нижнем русло выпрямляется, ширина реки достигает 100-150 м. Глубина до 2-4 м, в то же время в верхнем и среднем течении часто встречаются мелководные участки. Дно песчаное, на разливах илистое. Многочисленные песчаные пляжи. Вода пригодна для питья после кипячения. Покрывается льдом в начале декабря и вскрывается в марте. Питание реки смешанное. Средний расход воды в устье - 36 куб.м/с. Притоки (длина / расстояние от устья Ворсклы, км - для притоков на территории Украины): правые - Ворсклица (96/286), Боромля (46/273), Олешня (20/259), Полузеры (68/91), Кобылячка (28/53); левые - Лозовая (15/378), Березовая (16/369), Лозовая II (27/363), Грайворонка (35/348), Братеница (30/336), Иваны (24/308), Рябинка (37/296), Веселая Долина (18/293), Гусочка (19/263), Ахтырка (24/252), Котельва (31/210), Мерла (116/186), Ковжига (17/178), Коломак (102/139), Тагамлык (64/122). Русло реки зарегулировано плотинами ГЭС и шлюзов-регуляторов (возле с.Головчино (Россия), Грайворон (Россия), за Великой Писаревщиной, Куземином, в с.Деревки, с.Миськи Млынки, с.Патлаевка, с.Нижние Млыны, с.Кунцево, с.Перегоновка). Вода используется для сельскохозяйственных, бытовых и промышленных нужд. Вдоль русла реки расположены многочисленные сельскохозяйственные земли. Распространено рыболовство. В реке водятся до 50 видов рыб, большинство из которых карповые, а также судак, лещ, щука, окунь, карась, густера, линь, плотва встречаются сомы. Животный мир представлен зайцами, лисицами, в окрестных лесах можно встретить косуль и кабанов, большое разнообразие птиц: дикая утка, серая цапля, некоторые виды куликов, куропатки, фазан. Вдоль берегов реки имеются значительные лесные массивы, как хвойные (преимущественно по левому берегу), таки лиственные леса. Разнообразен травяной покров. Берега реки богаты историческими памятниками. Возле Котельвы расположен Ковпаковский лесопарк. В районе железнодорожной станции Пионерская расположен скульптурный комплекс "Поляна сказок". На Ворскле расположены многочисленные пансионаты, санатории и детские лагеря отдыха. В своем верхнем течении река протекает по густонаселенной местности. Наиболее крупные населенные пункты: Новоборисовка (Россия), Грайворон (Россия), Великая Писаревка, Кириковка, Ахтырка, Куземин, Бельск, Котельва, Опошня, Полтава, Старые Санжары, Новые Санжары, Белики, Кобеляки.

Отпускная пора настала 28 июня. Целую неделю потратили на то, чтобы определиться с маршрутом (среди вариантов Волчья, Самара, Орель, Ворскла, Псел) и личным составом, согласовать графики отпусков. Наконец, определились с маршрутом - р.Ворскла, от с.Кириковка до Полтавы. Это обусловлено удобным подъездом по железной дороге и уникальностью плавней, расположенных ниже по течению. Из Донецка относительно недорого и достаточно удобно добираться до Кириковки поездом на Брянск. Однако, несколько накладок отодвинули начало похода сначала на 5-ое, а затем и вовсе на 8-е число. В связи с переносом даты начала похода сдвигалось и место старта: с.Климентово, до которого - можно было доехать автобусом (уже дороже) Донецк - Сумы. В итоге, было решено ехать автобусом Донецк - Лебедин, который отправлялся в 6:50 (стоимость билета в кассе - 33,00 грн., без гарантии, что автобус на следующий день поедет). Начало маршрута - Ахтырка. 7-го вечером все собрались вместе дома у В.В., чтобы рано утром отправиться на вокзал.

День 1-й. 08 июля. Вторник

На вокзал прибыли за 20 мин. до отправления автобуса. Решили о цене за проезд (а заодно и о месте высадки - мост за Ахтыркой) договариваться с водителем. Билеты обошлись существенно дешевле - 25,00 грн. вместе с багажом. В 6:50 тронулись, автобус на 2/3 пустой. . В Харькове (14:00) автобус стоял целых 30 мин.. Купили соль, забытую дома. Всю дорогу погода стояла солнечная и теплая (можно даже сказать жаркая). После Харькова автобус был набит битком. Автобус остановился за мостом через Ворсклу в 18:15. Собираться было решено за мостом (по течению реки) на правом берегу в небольшой затоке на песчаном пляже. Гоша заштопал шкуру, собрали каркас. Через 30 мин. байда была готова. Искупавшись и перекусив, тронулись в путь. Через пару поворотов показался мост, а сразу за ним виднелись сваи - остатки старого моста. Наиболее безопасным показался пролет у правого берега. Чиркнув бортом об одну из свай, лодка благополучно миновала препятствие. В дальнейшем препятствия в виде полузатопленных свай проходили с предварительным осмотром. Почти сразу река начала сильно петлять. По правому берегу виднелась башня монастыря. Она была постоянно в поле зрения: то спереди, то сзади, то слева по ходу, то справа. Попытка ориентироваться по карте ни к чему хорошему не привела - слишком велико было количество немасштабируемых поворотов. Через час после старта справа показался сосновый лес. Остановились рядом. От реки до леса было 15 мин. пешего хода. Гоша занялся костром и кухней, остальные - вещами и лагерем. К заходу солнца ужин был готов. Вскоре после ужина улеглись спать. За день прошли 4 км, прибл. 100 мин.

День 2-й. 09 июля. Среда

Утром, Вовка поднялся в 6:00 и пошел обозревать окрестности. Через час он разбудил остальных. Начал накрапывать мелкий дождик. Еще час сидели в палатке. Искупались и принялись собираться. За сухими дровами ходили в лес. Вскоре опять начался дождь. Переждали, и в путь двинулись около 12:00. Через полчаса гребли начался лес. Местами реку частично перегораживали многочисленные стволы деревьев, упавшие в воду. Течение убыстряется. Очень интересный участок. Вскоре река оказалась перегорожена жутким нагромождением стволов. На берегу байдарочники из Харькова, идут 4-мя байдарками, у них тут дневка. Помогают советами. Основное русло реки уходит вправо, под завал. А влево старица и тупик. Пробрались через основной завал. Дальше огромный ствол перегородил всю реку от берега до берега. Обнос. Река дальше резко ускоряется и поворачивает сначала вправо, затем влево. После правого поворота, на котором растет раскидистое дерево, течение тянет байду под правый берег. Там под поверхностью воды лежит нетолстый, но с огромным количеством острых направленых против течения сучков, ствол. Нужно идти под левым берегом. Прошли Буймеровку. На берегу есть ларек, куда завозят хлеб Начался дождь. Надели дождевики и погребли дальше. Встретили ответвление русла вправо. Прямо расположился большой залив, заканчивающийся тупиком. Дождь прекратился. Мелькнуло по правому берегу село Рыботень с большим количеством уток и гусей на берегу. Берега из песчаных становятся земляными и круто поднимаются вверх. Опять начинается дождь. Теперь это настоящий ливень. Хотели остановиться и переждать, но пристать некуда - берега отвесные. Пошли дальше. Русло перегородила только что упавшая ива. Гоша достал топор и прорубил проход. Промокшие до нитки, остановились на небольшом островке. Дождь прекратился. Остановились, чтобы перекусить и немного обсохнуть. Едва тронулись, дождь зарядил снова. Поскольку мокрое промокнуть не могло, не останавливаясь гребли до Журавного. Приплыли туда около 17:00. На берегу увидели полуразрушенную деревянную церковь XVIII века (?). Возле церкви какой-то мужик отрывал от ее стен доски. Видимо, себе на сарай. Сходили в магазин. В одном купили продукты, в соседнем - рыболовные принадлежности. В магазине узнали, что за сегодня это уже третья байдарочная команда, а предыдущая скупилась здесь всего час назад. Осмотрели мост и полузатопленные сваи за ним. Решили плыть еще полтора-два часа, а потом искать стоянку. Русло все так же петляет. Правда, количество завалов поубавилось. Берега стали выше, из-за них почти ничего не видно. Проплыли село Пылевку. От села параллельно берегу тянулся сосновый лес. Через пару километров он вплотную приблизился к реке. В этом месте река делает поворот вправо, а на левом берегу - огромный песчаный пляж. Дальше лес отходит от реки, поэтому решаем остановиться здесь на ночевку. 20:00. Принялись за лагерь. Пока собирали дрова для костра и раскладывали вещи для просушки, на воде показались две "Таймени". Еще одна харьковская команда - пятеро молодых ребят и девушка. Спросили разрешения остановиться рядом (дальше заканчивался сосновый лес, и хороших мест для стоянок не было). Ближе к полуночи ребята приходили к нашему костру. За разговорами просидели до 2 часов ночи. За день прошли 9 км, прибл. 300 мин. Всего 13 км, прибл. 400 мин.

День 3-й. 10 июля. Четверг

Утром пошли в село. Село оказалось похожим больше на дачный поселок - несколько красивых домов катеджного типа. Магазина в селе нет, а ближайший - в селе Хухра. Пошли в Хухру. Там выяснилось, что до магазина надо идти на противоположный край села, вытянутого перпендикулярно реке (т.е. еще дальше от лагеря). К тому же магазин может быть закрыт. 10:00. Вернулись в лагерь. Сняли поставленную на ночь сеть - в ней оказалось четыре мелкие рыбешки, которые Гоша засолил. Пока он готовил завтрак, починили тент - он распоролся ровно посередине, а ночной ветер дырку расширил. От дождя такой тент бы не спас. Все утро на горизонте висели тучи. Искупались и начали собираться. Начавший накрапывать через 15 мин. дождик, сборы существенно ускорил. В 13:00 были на воде и тронулись в путь под моросящим дождиком. Проскочили Хухру. Дождик прекратился. Завалы встречаются реже. Река все так же петляет. Во время кратковременного отдыха обнаружили памятную доску в честь первой добычи то ли нефти, то ли газа, датированная 1934 годом. Череез несколько минут добрались до моста на Лутище. Вскоре показался высокий песчаный утес, окаймленный соснами. "Скелька" - меловая гора, одна из достопримечательностей маршрута. Прошли одноименное село. Проплыли село Украинка. С воды его не было видно. Только крыша какого-то дома мелькнула слева между деревьями. Вода стала спокойная, течение словно остановилось. Местами встречаются мели. Чувствовалось приближение плотины. Через два часа после очередного поворота увидели высокий холм, а за ним городок Куземин. 18:00. Миновали мост. Прямо по курсу начинается сосновый лес на правом берегу. В лесу и на его опушке полно автомашин. На левом берегу нет деревьев (и дров соответственно). Берега заросли камышом. Через 30 мин. нашли приятную полянку с лавкой и столиком. Увидели дальше плотину и решили обнести ее сегодня. Обнос по левому берегу. Стать решили сразу за плотиной. Через 200 метров река уходит вправо, а напротив на берегу сосновый лесок. 21:00. Солнце уже село, стремительно темнеет. Быстро организовали костер и лагерь. Поднимая байду, обнаружили в ней воду - дырка. Клеить решили утром. Поужинали и быстро улеглись - все здорово устали. Полночи от плотины слышался звонкий девичий смех и рев мотоциклетных моторов. За день прошли 17 км, прибл. 300 мин. Всего 30 км, прибл. 700 мин.

День 4-й. 11 июля. Пятница

Под утро начался дождь. Встали в 8 часов. Пока искали сухие дрова для костра, Гоша осмотрел байду. Оказалось, что дырок не одна, а две. Одна дырка рваная, другая - протертая. Заклеили и, не торопясь, занялись завтраком. Получилась эдакая вынужденная полудневка. В обед мимо нас проплыла еще одна (уже третья встреченная нами) команда из Харькова в количестве четырех человек на "Таймене-3". 15:00. Старт. Через несколько минут увидели мост. Эдакий пешеходный мосток высотой едва по колено стоящему в воде и шириной в три доски. Пришлось выйти, отвязать и наклонить тележку и провести байду под мостом. Но через полчаса опять пришлось вылезать и вести байдарку - мели. В 16:30 дошли до автомобильного моста на Котельву. Было решено пополнить запасы съестного, а заодно и истощенные непогодой запасы спиртного. А также позвонить родным и близким. По дороге до города пара километров. На обратном пути миновали начало пешеходного 12-километрового маршрута по ковпаковскому лесопарку. Поход в город и последовавший за ним перекус отняли почти два часа. Решили в этот день стать на стоянку нормально: засветло и досушить сырые вещи. В итоге, когда с правой стороны мелькнула старица и мы уперлись в еще один мосток (в этот раз нанесенный на карту), решили остановиться напротив с.Млынки, на противоположном берегу, на опушке соснячка. Лагерь разбили быстро - благо, процедура была уже отработана. Осталось даже время сделать запас дров на утро и поставить сеть засветло. Поужинали и до позднего времени развлекались беседой у костра. Постепенно все потянулись в палатку. За день прошли 7 км, прибл. 100 мин. Всего 37 км, прибл. 800 мин.

День 5-й. 12 июля. Суббота

Утром В.В. отправился в село за водой и продуктами. Принес свежих овощей. Остальные встали по его возвращении. Проверили сеть. Пустая. После завтрака ребята устроили фотоохоту на аистов и тщательное наблюдение за диким селезнем, пытавшим увести домашних уток. Осмотрел старицу. Первых пятьдесят метров ничего не менялось - неширокое (3-4 метра) болото. Потом стало проявляться течение. Вода стала прозрачной, русло шире, поваленных деревьев меньше. Через полкилометра встретился небольшой разлив, выше которого был большой завал. За завалом старица превращалась в едва видимый ручеек. 11:00. Собрались быстро и вышли еще до полудня. Решили грести до упаду, а на следующий день сделать дневку. Почти сразу остановились на ближайшем пляжике для купания. Окончательно выдвинулись в 12:00. Через несколько минут плотина возле с.Деревки. Последние 50 метров от слияния с р.Котельвой (по которой, судя по карте, можно доплыть до г.Котельвы) до плотины шли под проливным дождем. Под ним же осматривали и обносили (по левому берегу) плотину. На берегу много отдыхающих (несмотря на дождь). Пока В.В. и Гоша упаковывали вещи обратно в байду, к ногам обоих присосалось изрядное количество пиявок. Вскоре дождь пошел на убыль, а затем и вовсе прекратился. В 16:00 миновали с.Яблочное (на правом берегу). На правом берегу, на высоком холме показалась Опошня. Возле правого берега увидели байдарку, обогнавшую нас позавчера в обед. Ребята устроили здесь дневку. Через полчаса в районе с.Миськи Млыны находится ГЭС. Осмотрели - похоже все обносы на Ворскле делаются по левому берегу. Через 500 метров - автомобильный мост. Под ним развалины старого моста, которые представляли некоторую сложность при прохождении - проход возможен только в одном узком месте, течение ускоряется, с двух сторон торчат сваи, бревна, палки и прочий мусор, в т.ч. металлический. С первой попытки в узкий проход не попали. В дальнейшем благополучно миновали это препятствие. Вскоре количество людей по берегам уменьшилось, берега стали очень высокими и крутыми. На правом - с.Карабазовка. Через час (в 20:00) остановились напротив впадения левого притока Мерлы. Лучшая наша стоянка. За достаточно обширным пляжем стеной стояли непроходимые кусты, лишь в одном месте расступившиеся, освобождая узенькую тропинку, не видную с воды. Сразу за кустами - небольшая поляна (10х10), которой растет раскидистое дерево. Его ветви, как бы, дополняют естественную зеленую стену. На поляне следы еще неподнявшейся травы, на которой стояли (достаточно свободно) пять палаток. Оборудованное кострище и завалинка. За ближайшими кустами (чтобы запах не беспокоил) - "туалет". В это время байдарку, которую никто не удосужился привязать, отнесло течение метров, эдак, за 50. Пришлось догонять ее вплавь. Быстро разгрузились, разбили лагерь и приготовили поесть (благо запас дров предыдущие туристы оставили). Когда ужин был готов, вокруг костра разложили и развесили наши невысыхающие за весь поход вещи. Поужинали быстро и, поскольку все сильно устали за день, сразу завалились спать. На противоположном берегу приехали автотуристы (видимо из города), включили музыку на всю мощь динамиков своих автомобилей. Угомонились они далеко за полночь. За день прошли 29 км, прибл. 300 мин. Всего 66 км, прибл. 1100 мин.

День 6-й. 13 июля. Воскресенье

Дневка. Отсыпались. Купались. Ставили сеть. В первой половине дня шел небольшой дождь. В это время мимо прошли ребята из Харькова. Обменялись впечатлениями - все-таки не первый раз виделись. Плавали на байдарке по Мерле. До с.Лихачевка не дошли. Удалось поднять лишь на 700 метров. Дальше встретился огромный завал, который нужно было обносить. Ходили в Опошню, село Писаревщину, заброшенный хутор Кардашевку.

День 7-й. 14 июля. Понедельник

Утром сняли сеть, поставленную накануне. Там оказалось штук пять рыбешек не длиннее ладони. Зато в нескольких местах сеть оказалась прорванной, очевидно, крупной рыбой. В 11:00 к пляжу пристала очередная харьковская команда. В группе около полутора десятка человек. Четыре "Таймени", четверо или пятеро взрослых, много детей и девушек. Вышли в 12:00. Первая остановка была возле Писаревщины - нужно было купить хлеба. Оказалось несколько домиков на берегу - это еще не село. До села пришлось топать еще около километра. Прибыли к началу перерыва. Уговорили продавщицу не закрываться. Но хлеба не оказалось - проехавшие недавно байдарочники забрали несколько последних буханок. Продавщица сжалилась над нами и вынесла из дому половинку хлеба, домашний пирог и чеснок. Проплыли под высоким подвесным мостом. Река стала еще шире, еще больше стало рыбаков, отдыхающих и мусора на воде. К с.Михайловка подплыли к 16:00. Отсюда, (как и из Писаревщины) ходят автобусы в Диканьку. Невысокий автомобильный мост прошли под третьим справа пролетом. Пивной ларек на берегу, где кроме пива практически нечего купить. Село расположено на правом берегу реки и вытянуто на юг. Река в этом месте плавно уходит влево, долго петляет, образовывает небольшую луку (расстояние по суше - метров 800, по воде - около 4 км) и вновь приближается к Михайловке. На этот раз с южной стороны. Сделали небольшой перерыв. В том месте, где начинается лука есть неплохое место для стоянки, но оно оказалось занято автотуристами. По правому берегу тянулся сосняк, но единственное (как выяснилось в итоге) место, где можно было подняться на высокий отвесный берег, было занято многочисленной харьковской детско-женской бригадой. К 18:00 мы были только на середине луки. На выходе из луки остановились около огромного откоса - высотой 15-20 метров. Фотографировались и прыгали с него в песок. Еще через несколько минут оказались вблизи южной окраины Михайловки. Местные рассказали, что разжиться продуктами можно в детском лагере в 20 минутах ходьбы через пересеченную местность. Остановились в 19:00 чуть ниже по течению. Поднимать лодку пришлось на пятиметровый откос по рыбацкой тропе. Рядом лиственный лес. А значит, немеряное количество комаров и сырые дрова. В.В. отправился за хлебом. К заходу солнца разбили лагерь и приготовили ужин. В.В. появился еще через полтора часа. За полчаса поставили сеть и сели ужинать. Комаров было много - спать легли быстро. Первый день без дождя. За день прошли 16 км, прибл. 200 мин. Всего 82 км, прибл. 1300 мин.

День 8-й. 15 июля. Вторник

Утро началось с дождя. Когда просветлело, мимо стоянки проплыли три байдарки из Сум. Шли от Кириковки 7 дней. В каждой лодке - по три обнаженных по пояс спортивного вида молодых человека, а в последней - на месте пассажира маленький ребенок. Позавтракали, собрались и сняли сеть. Улов - одна рыбешка. Пока собирались, мимо стоянки опять прошли вчерашние харьковчане. Теперь мы виделись каждый день, обгоняя друг друга на стоянках. Выдвинулись опять в районе обеда. Легкий моросящий дождик шел в течение часа. Захотелось есть. Для разведения костра из сырых дров расщепили старый пень. Опять начался дождь. Дальше поплыли под утихающий моросящий дождик. Проплыли мимо с.Слиньков Яр. Возле с.Гавронцы настиг ливень. Через некоторое время нам встретился мост, устроенный из труб шириной около 2 м. Мост "лежал" на воде - просвета не было. Байду перетащили через мост. Всю дорогу по правому берегу тянутся Гавронцы. В селе Петровка сходили в магазин. Ожидали встретить мост, нанесенный на карте. Местный житель объяснил, что моста нет уже больше двадцати лет. У него же разжилис яблоками и устроили перекус. 18:00. Меньше чем за час догребли до моста на Кротенки. Берега в этом месте густо заселены, очень много отдыхающих и дачников. Шли медленно - Гоша, кажется, заболел. Ожидали мост на с.Терновищину (по карте). Не нашли. Прошли подвесной мост. Остановились на левом берегу на опушке небольшой сосновой рощи. 20:00. За ней - домики (Терновщина). Место обустроено - несколько завалинок, два кострища; рядом выкопана мусорная яма. Для лечения заболевших выпили парацетамол и по 50гр. перцовки. Потом занялись костром, лагерем и ужином. Сеть ставить не стали. Развесили вещи сушиться. Насквозь промок один спальник. Из оставшихся двух один расстелили, вторым укрывались. За день прошли 18 км, прибл. 300 мин. Всего 100 км, прибл. 1600 мин.

День 9-й. 16 июля. Среда

Солнечное утро подсушило недосушенные вчера вещи. Очередной раз мимо прошла многочисленная харьковская команда. Собрались к полудню. Через 20 мин. дошли до плотины. Слева обносили харьковчане. Быстро обнести справа. Опять дождь. Харьковские туристы быстро ставили огромную (наверное, 10-местную) палатку. Очередной подвесной мост, провисший настолько, что пройти под ним можно только у самого берега. Гроза оказалась кратковременной. Сосновый лесочек на правом берегу. Полтава наччалась нзаметно: дачные участки переросли в пригородные домики, а те, в свою очередь, - в частный сектор. Искупались. Внезапно воздух прорезал свист паровозного гудка - сразу за поворотом был железнодорожный мост. Около часа плыли по Полтаве, пока не добрались до автомобильного моста. 17:00. Собраться решили не на городском пляже перед мостом, а сразу за ним на лодочной станции. За день прошли 10 км, прибл. 250 мин. Всего 110 км, прибл. 1850 мин. Сходили на ж.д. вокзал - "Полтава - Южная" (вокзал находится в 100 метрах от моста). Несколько поездов доезжают до Никитовки, Иловайска, Славянска, Красноармейска. Но с пересадками ехать не хотелось. Прямой, до Донецка - только киевский поезд после полуночи с "Полтавы-Киевской". Продавать билет без паспорта (Гоша забыл паспорт дома) кассир отказалась наотрез. Байду собирали под очередным ливнем, стоя по колено в грязевом потоке. Выдвинулись на автовокзал. За лишнюю гривню погрузили в маршрутку рюкзаки. На автовокзале оказалось, что регулярные рейсы на Донецк выполняют только коммерческие рейсы на фирменных автобусах (цена 50,00 грн.). Ближайший автобус в 21:30. Остальные в 23:00 и в 0:30. Можно было ехать с пересадкой через Харьков без гарантий, что из Харькова ночью удалсться уехать. Автобус (полутораэтажный "Mersedes") приехал с опозданием в полтора часа. Дважды ломался по пути. При погрузке вещей в багажное отделение выяснилось, что дверцы багажника не закрываются. В Донецк приехали в 7:00.

Выводы

Река Ворскла - типичная река равнинного типа, словно специально создана для начинающих байдарочников, а также для путешествий с детьми и просто для желающих отдохнуть, сильно не напрягаясь, вследствие чего байдарочников на реке хватает. Течение спокойное, категорийных препятствий, порогов нет, на пройденном участке обнос 4-х плотин и редких завалов. Поросшие лесом берега в избытке обеспечивают дровами. Часто встречаются оборудованные (иногда частично) стоянки, много песчаных пляжей. Дно реки песчаное или илисто-песчаное. Воду из реки можно пить (все же рекомендовал бы ее кипятить или пользоваться источниками и колодцами в населенных пунктах по берегам реки). В населенных пунктах можно пополнить запасы продуктов, но делать это рекомендуется в первой половине дня (иногда по понедельникам магазины не работают). В реке водится много рыбы. Местное население агрессивностью не отличается. В целом Ворсклу (на пройденном участке) можно условно разбить два отрезка. Для первого, от Ахтырки до Котельвы (точнее до плотины у села Деревки) характерно достаточно извилистое русло, шириной от 5 до 20 метров, и глубиной - от 0.3 м до 2 м, со множеством мелей, бродов. Много стариц и завалов. Обносов, за исключением плотины ниже Куземина нет. Населенных пунктов мало (те, которые есть достаточно далеко от реки), рыбаков и отдыхающих практически нет. Второй участок - от Котельвы до Полтавы - более населен. После плотины в селе Деревки русло реки выпрямляется, ширина местами достигает 40 м. Исчезают мели и броды, зато появляется множество мостов и несколько плотин.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100