Тип материала: Дневник Регион путешествия: Камчатский
Год путешествия: 1999

Дневник водно-пешеходного похода по маршруту: р.Левая Жупанова - кальдера Узон - р.Левая Жупанова - р.Жупанова - переход на р.Авача - р.Авача - г.Елизово

Дата: июль - август 1999 г.

Автор: Анатолий Смолянинов (Сумы, Украина)

Сайт автора: smola-myblog.blogspot.com

Работы Анатолия Смолянинова:

• Ватсиманиоки - Тунтсайоки - Тумча: дневник водного похода в районе Кольского полуострова и Северной Карелии, июль-август 2005
  • Дневник пеше-водного похода IV к.с. по шести рекам бассейна реки Обь: Собь, Хараматолоу, Бур-Хойла, Танью, Варчаты-Вис, Войкар (Приполярный Урал), 28.07 - 26.08.2000
  • Зимнее Заполярье (Хибины) - дневник лыжного похода по Кольскому полуострову, февраль 2004
  • Каир, Египет: фотоальбом, 2006
  • Ловозеро - Цага - Пана - Варзуга: дневник водного похода в районе Кольского полуострова, июль - август 1997
  • Подводный мир Египта, Шарм-эль-Шейх - фотоальбом, декабрь 2007
  • Теория и практика линейного горного похода (дневник горного похода в районе Северо-Чуйского и Катунского хребтов Алтая, 2010)
  • Шумак: дневник лыжного похода в районе Тункинских гольцов (Восточный Саян), февраль 2005

Участники похода

• Смолянинов Анатолий, Иванов Николай
  • Бреев Станислав, Бреев Василий
  • Кураев Валерий, Сметанина Ольга
  • Листопад Виктор, Михайлюк Александр

Начинаю писать эти путевые заметки в весьма интересном месте - недостроенном 5-этажном доме на окраине города Елизово, где после перелета на далекую Камчатку, при льющем целый день дожде, мы устроили наш базовый лагерь. Но обо всем прошедшем нужно написать подробнее…..

Идея путешествия на Дальний Восток, зародившись в голове Иванова, довольно быстро "овладела массами" и обрела более конкретную форму. Способствовала тому и благоприятная ценовая политика российских авиакомпаний. Информацию о маршруте собирали по крупицам: у Левитского и Лободы, ранее побывавших в тех краях, из туристического отчета о походе по нашему маршруту, в библиотечных залах и из ксерокопии книги В.И.Семенова "В краю вулканов и гейзеров", добытой для нас Верой Кузнецовой в Харьковском турклубе. Эта книга, вместе с отчетом, и стала нашим главным источником сведений о далекой Камчатке и ее достопримечательностях. Вдобавок мне пришлось также связаться по телефону с одним из камчатских турагенств и узнать первичную информацию по их услугам.

30 июля

Такого тяжелого отъезда и связанных с ним сборов у меня еще не бывало. Сложности дома и на работе дополняемые одни другими создали чрезвычайно нервную обстановку…

Но вот мы уселись в поезд и вроде бы обо всем можно временно позабыть. Компания, как уже стало обычным, собирается по пути. Где-то в Шостке, должен подсесть Стас Бреев с сыном и еще одним пацаненком. Нашу же сумскую пятерку на вокзале торжественно провожали друзья. Было все: и пиво, и шампанское, а к ним дружеские советы и пожелания. Мне Дима Швецов смастерил к отъезду страшнейшего вида браконьерские снасти - ости и пику. Берегись теперь камчатский лосось!… Застолье, кураж при общении с продавцами на вокзалах и обмен мнениями заняли весь вечер. Где-то на Воронежской подсел Стас, и команда доукомплектовалась полностью.

31 июля - 1августа

Москва нас встретила мелким дождичком и свиданием с друзьями по прошлогоднему походу: Виктором Бардаковым и Лешей Карпулей. Благодаря их хлопотам, мы обзавелись отличной двухкилометровой картой Камчатки. От прогулки по столице пришлось отказаться. Переезд на Павелецкий вокзал и застолье по поводу встречи заняли все время до 11-50, когда мы на электричке выехали в аэропорт. Добравшись за час до "Домодедова", занялись предотлетными хлопотами. Задача одна: переупаковать вещи так, чтобы вес багажа (рюкзака) не превышал 30 кг. Проблему лишнего веса решили банально просто, за 300 рублей, которые всучили приемщику в обмен на талоны. Все остальное сверх нормы покидали в огромные "авоськи" под названием "ручная кладь". С ней-то мы и взошли на борт самолета ИЛ-96, чтобы в 17-00 вылететь на Камчатку. Перелет прошел отлично. Можно сказать "на большой высоте". И в прямом, и в переносном смысле. Мы не отрывались от иллюминаторов почти всю дорогу, за исключением времени на кормежку, которая оказалась весьма неплохой и отлично подошла к верхне-сыроватскому самогону, который предложил "Оленевод", он же Михайлюк. Начали снимать видеофильм, который обещает быть очень разнообразным и интересным.

Данные о перелете : расстояние - 7500км; скорость - 850 км/ч; высота - 10100м; время в пути - 8час.15мин.; температура за бортом - -52°С. Пролетаем над Ухтой, Печерой, Якутском, Магаданом. Минуя часовые пояса, мы незаметно для себя перевалили и на другую дату - в 1 августа.

Перелет закончился успешным приземлением и некоторым разочарованием, т.к. плохая погода (непрерывный дождь) нас несколько выбила из праздничного настроя. Полдня отсиживались в аэропорту, наводили справки, звонили по вопросу фрахта вертолета, а также ходили в офис авиакомпании "Камчатские авиалинии" по тому же вопросу. Предварительная информация такова: вертолет нанять можно, но стоит это удовольствие немало, 410-455$ за час полетного времени. В нашем варианте заброски нужно около двух часов, особенно при плохой погоде. Также вроде бы нужно стать на учет в поисково-спасательной службе. Точнее станет ясно завтра, в понедельник. Договорившись о встрече завтра в 14-00 по вопросу вертолета, начали заниматься вопросом ночевки. Недалеко от аэропорта нам приглянулась уже упомянутая мной недостроенная пятиэтажка, куда мы после разведки и перебазировались. Предварительно затянув оконный проем полиэтиленом, и постелив травки на бетонный пол, устроили себе лежбище. Получилось неплохо: сухо, относительно тепло, а главное есть крыша над головой. Устав от бессонной ночи и смены часового пояса с разницей в 9 часов, остаток дня отдали богу сна - Морфею.

Кстати, билеты на обратный перелет здесь можно купить несколько дешевле. Билеты на автобусную заброску до Кирганика (если таковая случится) могут стоить 150руб. Из туристов мы прилетели не одни: есть еще две группы - прибалты и москвичи. Так что можно сказать, что туризм на Камчатке продолжается.

P.S. Что-то пока не видно разрекламированных "бывалыми" ужасных камчатских комаров. Не встретил даже единственного кровососа. Неужели зря мы накупили накомарников ?

2 августа

День начался с мелкого дождя и им собственно и закончился. В коротких промежутках между дождем мы занимались подготовкой к заброске, а именно:

- Съездили в Петропавловск-Камчатский и отметились в МЧС и поисково-спасательной службе;

- В авиапредприятии "Халактырка" предварительно договорились о вертолетной заброске. Правда, денег эта услуга будет стоить немалых - 830$ за 2 часа полетного времени. Но погодная обстановка пока откладывает ее реализацию на неопределенный срок.

В ПСС узнали возможные варианты интересных экскурсий вокруг Петропавловска: выход к Тихому океану; на вулканы Авачинской группы, а также условия и возможности по рыбной ловле.

На обратном пути заглянули на местный рынок. Такое изобилие красной рыбы трудно даже представить. А цены просто смешные: горбуша -8 руб/хвост; кета - 17 руб/хвост. Есть и другие виды: голец, нерка и прочее. Бери, не хочу! А в Елизово, возле аэропорта, бабка продавала горбушу и кету вообще по минимальной цене. Рыбина кеты с икрой весом ок.4-5 кг - всего за 25 руб!

Пока мы разъезжали, к нам на "базу" приезжали турагенты, с которыми мы вели телефонные переговоры. У них - своя песня: как бы по больше "срубить" деньжат на ненужных нам услугах. Опять назойливая забота о нашем комфорте, ночлеге и т.п. излишествах. Обдумав все их предложения, решили от них отказаться, тем более что о вертолетной заброске мы договорились самостоятельно.

Вечером, собрав вещи и оставив их на временное хранение в находящейся неподалеку гостинице, отправились на горячие источники пос. Паратунка. Это около 30км от Елизова. При всех прелестях купания в бассейне с горячей термальной водой, большого удовольствия от этой достопримечательности Камчатки я не получил. Все убого, заброшено и провинциально. Да, к тому же, и не дешево. Тем не менее, утолив свое любопытство, разнеженные и полусонные от купания в горячей воде, мы добрались на место нашего базирования. Перед сном едва хватило сил при мелком дождике приготовить на ужин макароны с мясом и компот.

Сон был беспокойным. Что нас ожидает завтра и удастся ли заброситься в верховья р. Жупанова.

3 августа

Все проснулись на удивление рано, часов в 6-00 и тут же начали собираться. Ограничившись на завтрак компотом, к 8-00 выехали в Петропавловск-Камчатский, в аэропорт "Халактырка". Здесь будем ожидать благоприятной для отлета погоды. А она стала несколько лучшей, даже иногда балует солнцем. Но низкая облачность все же не рассеивается. В коротких просветах между облаками любовались находящимися неподалеку вулканами: Авачинской и Корякской сопками. Хотелось бы выкроить время и подняться на одну из них.

10-50. Команда в напряженном ожидании: удастся ли вылететь ? Борт вертолета дали только во второй половине дня, когда рассеялась облачность и дали благоприятные метеоусловия в районе верховьев р.Жупанова.

Удивительное зрелище предстало перед нашими глазами после взлета вертолета. Прильнув к иллюминаторам, все с интересом обозревали окрестности Петропавловска, Елизова и далее - долины рек Авачи и Жупанова с их притоками. А где-то сбоку виднелись вдали два красавца-вулкана с закрытыми облачностью вершинами. Заброска к месту заняла ровно час полетного времени. Мы десантировались в указанном нами на карте месте, на правом берегу р.Верхний Стан при впадении в нее небольшой речушки. Не успел вертолет взлететь, как начались первые знакомства с местной фауной и первые приключения. Гул вертолета спугнул огромного медведя, который занимался ловлей рабы в реке. Все это было нам отлично видно с высоты горизонтальной площадки над долиной реки, куда мы приземлились. Ну, а дальне -неприятное: Васька, лазая по склону, оступился и хлопнулся головой о камень. В результате - кровь, оборванное ухо и перебинтованная как у раненого голова.

Спустившись вниз к реке, устроили лагерь возле устья впадающей речушки. Все побережье исполосовано медвежьими тропами и лежками. Видно они здесь не редкость. Тем более, что в реку зашел лосось. Нужно быть предельно внимательным и осторожным при движении вдоль реки.

К вечеру, обжив стоянку, направились на рыбалку. Поначалу на спиннинг не ловилось. Поставили сетку возле устья и решили пройтись вдоль берега с остями. Прошло немного времени и Димкин подарок начал действовать: закололи первые экземпляры горбуши. Да и сетка принесла пару штук. До позднего вечера первая рыба была уже на сковородке, а икра в виде малосолки - во рту.

4 августа

Утро началось с проверки сетей. Улов оказался намного больше вечернего. Кроме горбуш взяли и два прекрасных экземпляра кеты (по 4-5 кг). Третью и единственную с икрой Стас почти у берега уронил в воду. Обидно, ушло пол литра икры. Но и того, что удалось поймать, было более чем достаточно. Вместо сборов в радиальный пеший выход полдня промаялись с рыбой: готовили икру, жарили, мариновали и солили. Рыбой уже за день успели пресытиться, а что будет дальше?

Только к 12-00 начали готовиться к радиальному походу в Долину Гейзеров: спрятали "заброску" - ненужные на пешке вещи и излишек продуктов, свернули лагерь и в 15-00 вышли на маршрут вверх вдоль притока. Погода настроилась и радует солнцем.

Наш путь ведет вдоль притока. Вверх подняться нельзя, мешает кедровый стланик. А вдоль долины, преимущественно по медвежьим тропам, можно продвигаться с меньшими усилиями. Правда, иногда попадаются заболоченные участки, поэтому лучше здесь бродить в сапогах. Вода в притоке очень холодная, ледниковая. В верховьях ручья идти лучше по камням в русле, т.к. склоны сужают долину и другой проход практически невозможен. Двигались так до 21-00, и немного не дойдя до конца притока, стали на ночлег. Чтобы приободриться самые смелые умудрились окунуться в ледяную воду ручья, а остальные предпочли простой отдых у костра. День завершился легким ужином, обжигающим чаем со спиртом и быстрым отбоем. Измотанный тяжелым дневным переходом, народ спал как убитый.

5 августа

Встали рано и уже к 10-00 вышли в путь. График движения: получасовая ходка и 15 минут отдых. Шли сначала по камням, а когда вода закончилась по сухому руслу. И так до плоскости плато с отметками 900-950 метров. На пути встречаются множество снежников, которые, возможно, не стают до нового снега. А в основном наш маршрут идет по альпийской тундре, очень сухой и по-своему красивой. Здесь сейчас царствует запоздалая весна, все цветет и созревает. По пути случаются находки: сброшенные оленьи рога и довольно много грибов. Комаров, мошек и слепней тоже хватает, даже с избытком! Спасают накомарники и отпугивающие мази.

Наше основное направление - в сторону вулкана Тауншиц, а затем чуть восточнее в сторону кальдеры Узон. Состоящий из нескольких вершин и кратеров вулкан Тауншиц поражает своей высотой, четкими пропорциями и склонами, покрытыми нетающими снегами. Высота его главного конуса 2353 м. Слева от Тауншица, чуть вдалеке аналогичный по размерам вулкан Унана (2194м).

С плоскости Дола, так называется плато, открываются красивейшие виды на горную страну Камчатки. Вдали теряются в дымке пики Валагинского хребта и заснеженная вершина Корякской сопки. На востоке - пики Жупановских востряков и Карымский вулкан, а на северо-востоке - зубчатый силуэт вулкана Большой Семячик. Наша ближайшая цель - кальдера Узон, с ее фумарольными полями, горячими источниками и другими чудесами вулканического происхождения. Но путь туда не прост. Расчеты добраться туда до окончания дня не оправдались. Наших сил и времени хватило только чтобы дойти до группы озер в урочище Синий Дол. Красивейшие озера с голубой водой очень эффектно смотрятся на фоне зубчатого силуэта Большого Семячика. Питаются они за счет таяния снегов и имеют довольно внушительные размеры. Самое крупное озеро протянулось в длину на 1 км. У озер находится форпост Кроноцкого биосферного заповедника. Зная новые жесткие правила, царящие на этих территориях, и ограниченный доступ на вулканические объекты мы планируем обойти жилище егерей стороной. Но это будет завтра, а пока остановились на стоянку у небольшого озерка, после трудного 10-часового перехода. Чтобы снять усталость искупались в кристально чистой воде озера, температура которой оказалась вполне приемлемой: 15-16°С. Что касается погоды, то она установилась просто отличная, даже жаркая. Правда, со здешним комарьем сильно не позагораешь. Усталость начала давать о себе знать, но дойти до желанной цели - Долины Гейзеров, все же нужно! Даже если для этого потребуется не 4, как намечалось, а 5-6 дней. Что из этого получится, увидим уже в ближайшие дни.

P.S. На Доле во многих местах имеются заросли кедрового стланика, которые являются серьезным препятствием при продвижении.

6 августа

Встали рано и уже к 9-45 вышли дальше к Узону в направлении правого края хребта Борт. Путь идет то вверх то вниз по увалам плато, то и дело, обминая массивы непроходимого стланика. К Борту отметки постепенно повышаются. Обеденный перекус устроили у красивейшего снежника, талая вода которого сливается в небольшое озерко. Весь день стоит жаркая, но с небольшой облачностью погода. К 15-00 перевалили за Борт и по распадку одного из ручейков спустились вниз на равнинную часть кальдеры Узона. Охваченная практически со всех сторон горами кальдера впечатляет своими размерами. А это -равнинный вулканический массив размером 9 на 12 км. Кальдера - это жерло потухшего давно вулкана, который опустился в непрочную массу расплавленной начинки Земли. Ручей, по которому мы спускались, образует особый микроклимат и режим жизни растений, которые растут здесь очень буйно. Всюду бьют ключи, добавляя воды в ручей, переводя его в разряд реки, которая при общем выравнивании долины течет по ней, петляя в торфянистых берегах.

Спрятав рюкзаки на краю долины, чтобы не светиться на глазах у егерей налегке пошли в обход кальдеры знакомиться с ее вулканическими чудесами. По пути спугнули медведицу с двумя медвежатами. Здесь их тоже обитает достаточно. Путеводителем по Узону стала книга Семенова, в которой эти места довольно подробно описаны. Но как не искали, все же не нашли западного фумарольного поля. Но и того, что мы увидели на центральном поле, с лихвой компенсировало все упущенное. Обойдя по высочайшей траве с медвежьими тропами и лежками группу центральных озер, переходя вброд болота, ручьи и т.п. мы вышли к месту всевозможных вулканических проявлений. Горячие ключи, кипящие котлы разного цвета, температуры и запаха, грязевые кратеры и вулканчики - всему здесь хватило места. А вверх повсеместно поднимаются струи нагретого пара. Зрелище впечатляющее и какое-то неземное. Правда, осмотр несколько подпортил начавший моросить дождь и ограниченность во времени. В конце концов вышли к оз.Банному и домику егерей. Хотя признаков жизни снаружи мы не увидели, все же люди там были. Это два парня эвена - Роберт и Григорий. Первый более опытный, второй - совсем пацан. Хозяева нам начали парить мозги про особый режим заповедника, запреты на посещение Долины Гейзеров и т.п. Никакие наши уговоры на них не подействовали. В конце концов, дело закончилось купанием в горячем Банном озере, местами даже бурлящем. Глубина его до 25 метров, а размеры - круг диаметром 25-30 метров. После купания, попив у егерей чайку, двинулись в их же сопровождении в сторону оставленных вещей. Дорога оказалась неблизкая. Протопав приличный отрезок пути, и перейдя вброд 2-3 реки, мы нашли таки свои вещи и почти в темноте разбили лагерь. Палатки ставили в экстремальных условиях, под дождем, а после долго грелись и сушились у костра, слушая рассказы охотников о камчатской жизни. Спирт и небольшой ужин расположил для открытой беседы. Ночевать парни остались в лагере, но, отказавшись от размещения в палатках, как-то прикорнули у тлеющего костра. Вот что значит таежная закалка!

7 августа

На утро с погодными условиями комфортнее: появилось солнце и взбодрило проснувшийся народ. Пока не высохла мокрая от ночного дождя трава, занимались подготовкой к отходу. Эвены предлагали пойти посмотреть западное фумарольное поле, что не вызвало у нас энтузиазма. Сказалась потертые ноги и общая усталость. Ведь силы еще пригодятся, чтобы вернуться к реке. Можно было бы упереться и сходить в Долину Гейзеров, а так уж нет, извините!

К 13-00 распрощались с Робертом и Григорием, и пошли назад по пологому распадку с ручьем. Мечта увидеть знаменитые гейзеры на этот раз так и осталась мечтой. А бдительные хранители заповедника еще долго следили за нашим отходом, видимо, желая убедиться, что мы покидаем их владения.

Перевалив через Борт, взяли направление несколько левее, и попали в зону Голубых озер. Здесь глазам открывается очень красивое зрелище: снежники, камни и голубая вода, зовущая к купанию. Но выбранный путь оказался труднее, т.к. озера приходилось обходить. К вечеру долго обходили кордон егерей заповедника с избушкой на Голубых озерах, а потом долго искали озеро, где стояли два дня назад. Так и не найдя его, к 20-30 разбили лагерь на берегу небольшого озерка. Ужин был в основном грибной. Их в тундре можно найти в большом количестве.

По словам "Оленевода" (Михайлюка) Карымский вулкан активизировался и из него валит густой столб дыма. Завтра с Дола будем обозревать это зрелище. Да и возвышающаяся рядом сопка Тауншиц тоже слегка курится, показывая, что вулканическая деятельность в районе продолжается.

8 августа

Продвигаемся к реке по широким просторам Дола. Сильный встречный ветер разогнал практически всех кровососущих, и идти стало - сплошное удовольствие. Если бы еще ноги не болели, то бала бы просто сказка. В пути набрали большую сумку грибов. Между делом продолжаем наблюдение за Карымским вулканом. Он слегка успокоился, но дым выбрасывает регулярно в 5-7 минут.

К полудню, обойдя слева сопку с тригонометрическим пунктом (отм.963м), заросшую густым стлаником, вышли на ориентир нашего ручья - сопочку с остроконечным скальным завершением. Конец перехода совпал с небольшим дождем. Так бы и ничего, но высокая трава и кустарник намочили нас очень здорово.

Спустившись в распадок ручья, направились вниз по пути, пройденному несколько дней назад, но уже в обратном направлении. Ночевали на том же месте, где и раньше.

9 августа

Продолжаем утомительный спуск вдоль русла ручья. Дает о себе знать усталость. Да и ноги сильно потерты, все хромают. Особенно отстает Валера Кураев, получивший во время перехода прозвище "Старик Пржевальский". Тем не менее, к началу четвертого прибыли таки к месту стоянки. Припрятанные вещи оказались в полной сохранности, хотя мишка косолапый с этого места на реке так и не ушел. Видели его в 700 метрах ниже по течению.

Остаток дня обустраивались, отдыхали, а позже рыбачили. Пока не сбили охоту, занимались браконьерством: ловили сетью и остями. Позже я перешел на спортивную ловлю спиннингом, что доставляет больше азарта и удовольствия. Рыба пошла в верховья на нерест массово. Преобладают самцы. Из более двух десятков пойманных горбуш попались только несколько самок. Итог дня и рыбалки был таков: Иванов с Оленеводом устали ловить сетью и сняли ее; Витька с Васькой устали бродить по реке с остями и вернулись в лагерь; Ольга, Стас и Валера устали от разделки и приготовления рыбы; ну и я тоже устал: ноги ведут себя как деревянные, а все тело ноет и требует отдыха. За эти полдня рыбой успели пресытиться. Ели ее и в виде ухи, и поджаренной, и соленой. Вдобавок, конечно, красная икра в больших дозах. Спать отрубились уже в одиннадцатом часу. На утро предстоит ответственная работа по постройке катамаранов, а мастеров здесь намного - я да, может быть, Стас.

Подводя итог дня нужно сказать пару слов о погоде. А она выдалась как в раю: солнечно, жарко и небольшой ветерок, осаждающий комариную активность. Смелым можно купаться и даже загорать!

10 августа

Сегодня день постройки судов - верфь. Немного восстановив силы, после завтрака начали рубить лес на каркасы катамаранов. Пригодного материала здесь маловато. Решили валить близлежащие ивы. Катамараны получились на вид так себе, но для здешней воды вполне пригодные. Экипажи распределились следующим образом: 1 катамаран (Смолянинов, Михайлюк, Кураев, Листопад); 2 катамаран (оба Бреевы, Иванов и Сметанина).

К вечеру побросали все дела (хотя их было еще предостаточно) и рванули на рыбалку. Я с Оленеводом и Ивановым ловили по-спортивному, спиннингом. Остальная же братва браконьерила остями. Рыбалка на Камчатке - интересная и очень азартная штука. На блесну рыба практически не реагирует, в период нереста она не ест. Задача спиннингиста состоит в умении подцепить рыбину крючком (желательно покрупнее) за что угодно: жабры, хвост, горб и т.п. Я ловил сначала все что придется, потом начал половину отпускать, а под конец охотился только за крупной кетой. А оленевод в это время занимался видеосъемкой. В конце концов, мне удалось таки подцепить и вытащить на берег здоровенную кету, но, увы, она ушла обратно в воду практически из-под ног. Вся эта неприятность и моя обескураженная физиономия была снята нашим, излишне расторопным, видеооператором. Вывод можно сделать один: нужно заниматься чем-то одним: либо рыбалкой, либо позированием перед камерой. Но, может быть это и неплохо, ведь чистка и разделка рыбы для народа начинает становиться настоящей каторгой.

В манипуляциях с острогой особенно разошелся Кураев, бегая вдоль берега с трезубцем, как Посейдон вдоль Средиземного моря. Ну а результат этой активности - восемь 4-5-килограммовых экземпляров кеты. К сожалению, все самцы. Что-то икры на этот раз добыли маловато. По всей видимости, нерест уже заканчивается. Это видно и по рыбе: она меняет форму, окраску и видно скоро будет просто "давать дуба".

Устав от этих занятий решили отложить чистку рыбы на утро, а поздним вечером гурманничали запекая горбушу в фольге.

Особое неудобство при хранении и, особенно, при чистке рыбы доставляют буквально тучи слетающихся поживиться синих "мясных" мух. Поэтому на разделку рыбы приходилось уходить от лагеря как можно подальше.

11 августа

Обещанного "конца света" (от солнечного затмения и "парада планет") в этот день вроде бы не случилось, а погода была устойчиво солнечной и теплой. Не сильно торопясь, закончили постройку судов и дорожные сборы. Долго упаковывали катамараны на галечной отмели и только к 15-00 вышли на воду.

Река в сложности в техническом плане не представляет. Быстрины с галечными отмелями, иногда нависающие деревья и небольшие коряги - вот и все препятствия. До слияния с р.Левая Жупанова р.Верхний Стан сильно петляет, иногда образуя рукова. По берегам - густая сеть медвежьих троп.

Вскоре после отхода, разойдясь с другим катамараном в разные рукова реки, нас постигла неприятность с катамараном. Один из баллонов начал сильно травить. Пришлось выйти на берег, достать надувную емкость, искать дырку и клеиться. Не успели заново надуть баллон и выйти на воду, как тот же баллон опять дал утечку, уже в другом месте. Процедуру клейки пришлось повторить снова. Все эти заморочки заняли более полутора часов. В это время второй катамаран ушел далеко вперед, а его экипаж балдел от близкого знакомства с медведями. И, не одним, а с большим количеством. Когда мы их догнали, они насчитали уже 9 встреченных мишек. До конца дня, идя уже вместе, мы видели еще 4-х медведей, занятых ловлей рыбы. У Оленевода при виде их глаза округлились, началась активная видео и фотосъемка. Этот медвежий уголок находится в районе большой заболоченной низины сразу после слияния с р.Левая Жупанова. Хотя и в верховьях медведи тоже присутствуют.

К 20-00 решили стать на стоянку на левом берегу напротив небольшой горки, первой после заболоченного участка. Вечером солили рыбу, готовили ужин и делились впечатлениями от первого дня сплава. Особое впечатление - это МЕДВЕДИ!

12 августа

Все утро и до 13-00 с небольшими перерывами моросил дождь. Не взирая на эти помехи, приготовили завтрак и понемногу собрали катамараны в дорогу. Встали на воду ровно в 12-00. Характер реки и берегов не меняется. По пути встретили еще несколько медведей, промышляющих рыбалкой, и прошли два небольших порога, не представляющих сложности и характеризующихся рядом сливов с крупных плит. К 14-00 начало проясняться, появилось солнце и стало даже жарко.

Перекус организовали на галечной косе после впадения р.Каянова. Здесь отличное во всех отношениях место: приток с чистой водой, освещенная солнцем площадка, дрова, пляж и т.п. А когда решили еще и порыбачить, то начался настоящий рыболовный бум. О горбуше я и говорить не буду. Здесь ее, как и везде, валом, и наш лов заключался лишь в поимке самок на икру. Самцов же без всякого сожаления отпускали на волю. Вскоре, Иванов выловил здоровенную и красивую рыбину. По "Определителю рыб" Ольга опознала в ней микижу - камчатскую проходную семгу. Несколько позже, сначала Стас, а затем я и Васька выловили по красивому экземпляру гольца. Мясо у него кроваво-красное, в отличие от ранее вылавливаемых нами рыб. Естественно, рыболовный азарт спутал все планы на дальнейшее продвижение. Решили стать на полудневку, отдохнуть и от души отловиться. А еще понаблюдать за жизнью рыб и медведей, которые и сюда два раза выходили, правда, на противоположной стороне реки.

За этими занятиями и приблизился вечер. На ужин устроили дегустацию всевозможных деликатесов из элитных сортов рыбы.

13 августа

Как уже стало нехорошей "традицией" затянувшаяся утренняя рыбалка спутала все планы и оттянула выход на воду. Команда решила от души отловиться и заготовить красной икорки. От берега отчалили в 12-00, когда рассеялся туман, и стало жарко. Ранее серьезно докучавшие комары куда-то исчезли, предоставив нам возможность спокойно позагорать.

Пройдя 3 часа и начало каскада порожков "Лавовая лестница" пристали перекусить и порыбачить возле впадения одного из правосторонних ручьев. Краткосрочная остановка обернулась спортивно-браконьерской рыбалкой. Спортсмены добывали спиннингом красивейших рыбин: гольца и микижу, а Витька браконьерничал с остями, вел заготовку икры. Результат от этого занятия вышел очень даже неплохой: наши запасы пополнили около 7 литров красной икры. А у нас один за другим на блесну шли гольцы. И лов красивый, и рыба сильная. Получаешь истинное наслаждение, которое не идет ни в какое сравнение с ловлей горбуши.

После чистили рыбу и икру. На эти занятия ушло, ни много, ни мало, три часа времени и на воду удалось встать только после 18-00. За полтора часа сплава прошли несколько порожистых участков, (в основном сливов с широких плит, перекрывающих большие участки реки) и стали на очередную стоянку. Напротив открывается красивый вид на Стол-гору (1223м). План по прохождению недовыполнен на 10 км. Ну, это еще ничего, авось завтра нагоним. По пути весь день нам попадались на глаза медведи. Мы устроили на них настоящую видео и фотоохоту. Особенно завелся от этого Оленевод: ему только и подавай медведей. Река течет широкая, до 100 и более метров, но мелкая с частыми перекатами. Течение постоянное и сильное.

Вечером попытаемся разделаться со всей пойманной рыбой. Не завидую Ольге, она превратилась в постоянного повара. Расход продуктов пока очень слабый, питаемся в основном рыбой. Чувствую, на пешке этот излишек даст нам дополнительные проблемы.

14 августа

Утро ознаменовалось рекордно короткими сборами и отходом в 10-45. Планы на день большие, нужно пройти максимум, а после, вечером, слегка отметить годовщину сыны Валеры Кураева. Наш экипаж, гонимый желанием "юного Довженко" (Михайлюка) отснять на видео еще несколько сюжетов с медведями отошел на 15 минут раньше. Погода стоит просто обалденная, на небе ни тучки и солнце припекает. В начале пути встретили 6-8 медведей, занятых рыбалкой. Катамараны проплывали мимо них на расстоянии 10-15 метров. Ближе - медведи ( да и мы) пугаются и убегают. Продолжаются несложные пороги - лавовые ступеньки.

За дневной переход запланировали дойти до конца путешествия по р.Жупанова - устья р.Гаванка, а это 30-35 км. На выходе из гор на равнину перед слиянием Правой и Левой Жупановых расположено несколько каньоноподобных участков с подпирающими воду отвесными скалами. И все это замыкает порог "Щеки", где русло сужается между двумя участками скал и камней. Здесь, при большом общем перепаде уровней воды, несколько крупных сливов с подводных плит образуют порог 3 к.с. с валами до 0,5-0,7м.

В конце порога красивое место с омутом, где мы и остановились на перекус. Искупались, приготовили чай и основное внимание уделили действующему Карымскому вулкану, который сегодня открылся нам на обозрение во всей красе. Для лучшего обзора и удобства съемки слазили на небольшую горку с горелым лесом. Конечно действующий вулкан - это зрелище незабываемое. Жалко, что до него пока далековато, 20-25км. Взрывы с выбросом дыма из жерла вулкана чередуются один за другим с интервалом в 1-2 минуты. Позже, уже вечером, нам посчастливилось наблюдать, как это выглядит в темноте: раскаленные вулканические бомбы и лава, сползающие вниз по склону вулкана.

Ну а пока, полюбовавшись этой курящейся "трубкой мира", двинулись дальше, петляя по заболоченной местами равнине до самого слияния Правой и Левой Жупанова, а позже, к 19-30, добрались и до устья р.Гаванки. Здесь заканчивается путешествие по р,Жупанова и нам предстоит пеший переход в бассейн р.Авачи. Встали на правом берегу выше притока, где начинается тропа ведущая на Авачу. Напротив, на левом берегу уже несколько лет существует турбаза вездесущего и могущественного местного предприятия "Кречет". Они же заправляют и в Долине Гейзеров. База большая: гостиница, админкорпус, столовая, хозпостройки. Есть вертолетная площадка, несколько лодок с мощными моторами, дизельная и даже спутниковая антенна - все, что нужно для отдыха "крутых" рыбаков. В большом вольере возле берега разгуливает рысь. Людей на базе, за исключением женщины и двух девчонок, нет. По сведениям, вертолет должен прилететь завтра - послезавтра.

Посовещавшись, решили объявить дневку и отдохнуть перед переходом. Рыба в устье ловится просто зверски. Я поймал здоровенную кету и гольца. Но вот есть рыбу уже облом, поэтому занимаемся в основном спортивным ловом. Вечером поздравили Валеру с праздником - годовщиной сына. Будь здоров, Егорка, расти большой и удачливый! Поели блинчиков с икрой и какао, посмотрели на работу вулкана и благополучно отбились.

15 августа

Дневка есть дневка. В основном занимались спортивной рыбалкой. Таких экземпляров, как выловленных, так и оборвавших блесны, я еще не видел. А блесен было оборвано штук 6-7. В улове - элитные рыбешки: нерка, чавыча, кета, голец. Горбуша за рыбу не считается и тут же выбрасывается в воду. После обеда я и Оленевод сходили на разведку тропы. Идти придется по сильно заросшему высокой травой лугу, а вот тропу найти так и не удалось. Зато нашли недалеко от устья охотничье зимовье.

Вечерние развлечения не баловали разнообразием: та же ловля рыбы, а когда стемнело - наблюдение за действующим вулканом. Лава или раскаленные камни стекают по его склону рекой. Есть небольшая надежда та то, что получится заброситься на Авачу вертолетом, который должен прилететь завтра. Поживем, увидим, как это получится.

16 августа

Все утро теплилась надежда на попутный вертолет. Но "хозяйка" базы, связавшись по радио, сказала нам, что на вертолет надеяться нечего. А позднее, когда мы уже начали разбирать последний катамаран, прилетел МИ-2 и "крутой" начальник или, может быть, сам пресловутый Коваленков- "владелец заводов, домов, пароходов", в грубой форме "отшил" нас окончательно. Начал разговор сразу с претензий: где, мол, лицензия и почему без разрешения заходили в домик егеря? Я тут "хозяин" и т.п. В общем "звериное рыло капитализма" показало свою сущность.

Пришлось вернуться в лагерь ни с чем и потихоньку собирать вещи в дорогу. Напоследок, помыв свои телеса в Жупановке и оставив для облегчения рюкзаков на берегу излишки продовольствия (засыпки, соль, подсолнечное масло и т.п) и насоленную уже рыбу, к началу третьего часа двинулись пешим шагом по долине реки Гаванки в сторону Левой Авачи. Тропы, отмеченной на карте, мы так и не нашли, она только пару раз проявлялась, но тут же пропадала. Видно редко здесь люди бывают. Шли по заросшему высокой травой (порой в рост человека) лугу и редкому березовому лесу. Отметки постепенно начали повышаться, и с одной из лужаек открылся замечательный вид на курящийся вулкан. Тут же защелкали фотоаппараты, да и у Оленевода появился интересный ракурс видеосъемки. В лесу встретили медвежье семейство: медведицу с медвежонком. Мамаша, увидев нас, убежала, а малыш, с перепугу, забрался на березку и давай кричать. И все это почти рядом, перед нашими глазами. Хочется подойти, но страшно. Такие шутки с разъяренной медведицей могут закончиться очень плохо. Пришлось отойти немного назад и выждать пока медвежонок слезет с дерева и убежит. Вообще вся долина Гаванки исполосована медвежьими тропами. Во время хода рыбы они все выходят к рекам полакомиться рыбешкой. Группе нужно идти вместе, не растягиваясь, по возможности шумно. Это отпугивает "хозяина Камчатки", предотвращает возможность нарваться на неожиданную и не желанную встречу.

Пройдя за 5-5,5 часа километров десять, миновав притоки: речушку и ручей, встали устроились на ночевку на одном из небольших островов р.Гаванки. Несмотря на усталость, нам с Оленеводом еще пришлось закончить свое дежурство супом-харчо, который уставшему от рыбных блюд народу пришелся по желудку и душе. По реке вверх идет рыба, в основном горбуша, но это пока интереса у нас не вызывает. Дает знать о себе усталость.

17 августа

Вышли в 11-00. Как и в предыдущий день идем без тропы по долине Гаванки. Вскоре вышли к еще одному охотничьему домику, где встретили две группы туристов: первую - местных, путешествующих на лошадях, и вторую - трех парней из Благовещенска, которые забрасывались через Кирганик, а затем шли по нашим следам с отставанием в 1-2 дня. По их рассказу, были они на Узоне, а также уговорили (или упоили) узоновских егерей на ходку в Долину Гейзеров. Местные поделились рецептом икры, рыбацкими хитростями и особенностями дороги между Авачей до Жупановой (они шли оттуда нам на встречу).

Пообщавшись, двинули дальше. Погода испортилась, и то и дело срывается дождь. Тропу нашли только к концу дня, что сразу прибавило скорости и настроения. Но не надолго. Пошел сначала мелкий, а потом уже проливной дождь, который свернул все наши планы. Пришлось срочно выходить к реке и в экстремальных условиях ставить лагерь. Обогревшись кофе со спиртом и поужинав, залезли под шум дождя в палатки. С неба лилось почти всю ночь. Я уже начал опасаться, что вода в реке может подняться и смыть лагерь. Но как-то пронесло, хотя, к утру, вода и правда слегка поднялась.

18 августа

К утру дождь закончился и поднялся сильный ветер, который разогнал оставшиеся дождевые тучи. Солнце и ветер быстро все высушили: и вещи, и траву. Так что, когда мы снова вышли на тропу, было уже не так сыро. Кстати, эта тропа набита гусеничными тягачами, правда, очень давно. Поэтому она часто теряется в высокой растительности (траве шеломайнике), которая порой вырастает до двух и более метров высотой. Сделав буквально 1-2 получасовые ходки, вышли на очередное охотничье зимовье. У нас всегда так получается: не хватает совсем чуть-чуть, чтобы дойти к вечеру до хорошего места.

Пришлось после отдыха идти дальше вдоль правого (вверх по течению) берега. Тропа постоянно теряется в густой траве. По дороге пересекли несколько рукавов левого притока р.Киркиная и после последнего сделали привал на обед. Приготовили быстро. Шаманили Витька с Васькой, а за шеф-повара сошел Стас. А народ, между тем, отдыхая, разомлел на солнышке у воды. Доедаем, чтобы не испортилась пятилитровое ведро икры. Она идет в ход и в соленом виде, а также экспериментируем, добавляя ее в супы и каши. Улучшения вкусовых качеств последних конечно нет, но никто и не умер. Что тоже немаловажно.

После перекуса пошли дальше, однако, потеря бдительности привела к тому, что тропу потеряли и зашли на 700-900 метров не туда куда нужно. После долгих поисков тропы и возвращения к исходной точке форсировали вброд Гаванку и пошли уже по другому берегу. Дорогу эту легкой не назовешь, даже если идешь по тропе. Она вся заросла высоченным шеломайником, а под ногами сырость - болото. С большими трудностями дошли к 20-00 до ручья Долинная Падь, где и стали на ночлег. Уже в сумерках, когда мы заканчивали готовить ужин, нас догнали ребята из Благовещенска и упали на ночевку рядом. Эта команда идет намного быстрее нас.

Вечером, желая поживиться рыбкой, я снарядил снасть (ости) и пошел на реку. Однако, увы! Рыбы нет. Большой уклон, сильное течение и удаленность не дают ей сюда заходить массово. Я не видел ни одной. Придется, наверное, с рыбалкой подождать до Левой Авачи.

19 августа

Несмотря на звездную ночь, к утру все же пошел мелкий дождик. Сейчас пишу эти строки, а выходить наружу не хочется - сыро. С окончанием утра закончился и дождь. Опять установилась хорошая солнечная погода. Двинулись дальше и сразу после форсирования ручья, начался довольно продолжительный участок заболоченной низины. Группа разделилась: одни пошли по колее от тягача низом, другие - по тропе на склоне. В конце концов, первые выиграли в продвижении. Скоро низина закончилась, и мы вышли на повышенную просторную площадку луга, посреди которого стоит охотничья избушка и, к нашей большой радости, баня на берегу Гаванки.

Только париться и отдыхать! Иного мнения у группы и быть не могло. Слегка передохнув, начали банные подготовительные работы: натопили печку и заготовили веники. Парились до изнеможения. Русская баня - и в правду чудо! Особенно если она с толком сделана. Из подручных средств, полиэтилена и чехлов, соорудить что-либо подобное было бы сложно. А здесь тебе и запруда для повышения уровня воды в реке (ванна для купания), и предбанник, где можно остыть. Ну а та начинка, что внутри камеры - само совершенство. Правда, за дровами пришлось ходить далеко, т.к. поблизости все уже спалили. Но это мелочи, если есть великая цель. К 17-00, попив компота из собранной на лугу голубики, разморенная команда завалилась на пару часов отдохнуть. Все надеются, что за это время дежурные Иванов с Ольгой состряпают на ужин чего-нибудь вкусненького. В домике тоже натопили печку. Там царит на лежанке Оленевод. Сначала слушал радио, читал, а потом таки захрапел. Электричество здесь от автомобильного аккумулятора. В общем, охотничий домик оборудован всем необходимым. Есть даже небольшая библиотечка.

Группа дальневосточников, не задерживаясь, пошла дальше. У них есть цель - уже сегодня дойти до Левой Авачи. Ну а мы продолжаем млеть под вечерним солнцем.

20 августа

Опять стоит отличная солнечная погода. Это радует, потому, что в ненастье здесь идти было бы ой как нелегко. Вскоре после выхода тропа переместилась на другой берег реки и шла там 2,5-3км. Затем опять переправа влево и отсюда дорога начала набирать подъем вверх. Меня это еще тогда насторожило, поскольку карта говорила о необходимости идти в другом направлении. Но простота движения по набитой тропе, "дурной" порыв Стаса и убеждение Иванова, что тропа должна вывести к реке привели к тому, что мы зашли совсем не туда, куда было нужно. В результате: ненужные подъемы в гору и спуски, пройденные лишние 10 км, блуждание по высокогорным лугам и т.п. неприятные вещи. С тропы все же пришлось сойти. К сожалению, понято это было очень поздно. Еще на горном плато, в районе озер, можно было свернуть вправо и свалиться по кратчайшему расстоянию на Левую Авачу. Но пошли влево и тропа завела нас в бассейн р.Дзендзур, впадающей в Жупановку. Пришлось драться в гору на седловину, искать ручей, впадающий в Авачу и далее двигаться вдоль него. Лишние километры и усталость привели к напряженности и даже озлобленности, в т.ч. и ко мне. Дескать, куда гонишь, нужно остановиться, ведь все устали. А кто виноват? График движения срывается уже на 1,5-2 дня. Приятно запомнились в этот день красивые высокогорные пейзажи да возможность понаблюдать за 4 медведями, пасущимися на голубике. Все остальное - никому не нужная переноска груза да сплошная бестолковщина.

Миновали в верховьях ручья еще одну избушку и в начале девятого упали на ночлег вынужденно, т.к. Стас с Валерой начали бастовать. Как обычно, чтобы дойти до цели не хватило самого малого, каких-то 2,5-3 км. А ведь от избушки к реке идет набитая тропа. Стояли возле ручья, почти на болоте. Мы с Оленеводом на скорую руку приготовили ужин и, к 11-00 вечера уставшая команда уже спала без задних ног. Не слышали даже, как всю ночь бушевал сильный, почти штормовой ветер.

21 августа

Для дежурных, не смотря на их ворчание, устроили ранний подъем. К началу десятого завтрак уже был готов. Едим такое, что дома бы никогда не ел. Сказывается недостаток продуктов. Кашка с салом, или супчик из концентратов с добавкой жмени засыпки, вот и вся кулинария. Ну, еще плюс специи. Тушенка почти закончилась, поэтому ее приберегаем. Большую надежду возлагаем на рыбу. Но для этого нужно дойти до реки. Вышли на тропу в 9-50 и часа за два-два с половиной, петляя по склонам горы, понемногу спустились к реке. От сердца немного отлегло: наши скитания заканчиваются, и вскоре эта река выведет к людям.

Река Авача в этом месте узкая и мелкая, а ее русло разделено на несколько рукавов. Вода кристально чистая. Но рыбы по сравнению с Жупановой что-то маловато. Видно она еще не подошла и держится в низовьях. Горбуши вообще не видно, есть кета и что-то коричнево-красное. По нашим предположениям это - нерка. Ловля спиннингом удачи не принесла, а подстреленная подводным ружьем кета ушла из-под ног Оленевода опять в воду. Обидно! Поэтому, не солоно хлебавши, принялись за постройку катамаранов.

Экипаж Иванова построился быстро и к началу четвертого ушел вниз ловить рыбу. Мы же ковырялись до 19-00, но зато посудина получилась неплохая. Загрузившись, начали сплав. Вскоре, река, объединив все свои протоки, стала полноводнее. Течение быстрое, глубина небольшая, встречаются перекаты. Река сильно петляет, нередки прижимы и завалы, которых нужно опасаться.

В течение непродолжительного сплава успели повстречать несколько штук друзей - медведей. Их и здесь предостаточно. Несколько раз нашим глазам открывались виды заснеженной вершины Корякской сопки (3456м). Дня через 3-4 мы будем уже наблюдать ее с близкого расстояния в полной красе. Хватило бы кадров в фотоаппарате, чтобы запечатлеть все эти красоты.

Пройдя несколько километров, догнали первый катамаран. Ребята в это время ловили рыбу. Спиннинг на этой реке оказался неэффективным, а в сеть попались две кеты, и несколько еще ушло. Мы надеялись, что авангард найдет место для стоянки, но они решили, что нужно идти вниз и искать рыбное место.

Результат получился отрицательный: ни места не нашли и рыбы не наловили. В поисках стоянки прошли несколько несложных шивер с приличным перепадом уровня воды и множеством обливняков, и так и не найдя чего-нибудь подходящего, в начале девятого упали на совсем непривлекательную площадку, заросшую жесткой высокой травой и диким шиповником. В очередной раз подтвердилось правило: после восьми вечера найти приличную стоянку очень сложно, практически невозможно. Одно только утешение - на ужин будет рыба! Правда, приготовили ее только к началу одиннадцатого, когда изголодавшийся народ уже начал терять терпение. Пришлось ложиться спать с туго набитым желудком, от чего мне впервые за весь поход что-то снилось, причем кошмарное и отвратительное.

P.S. Все же с рыбалкой здесь очень туго. Тем более, что снастей нормальных у нас не осталось: блесны почти все оборваны, а сеть - не того калибра. Одна надежда не трезубец, но рыба пока по реке массово не идет. Как будем кормиться дальше, поживем - увидим.

22 августа

Утром Васька с Витьком приготовили странную похлебку без названия, заправленную салом. На второе, и последнее - суррогатный чай из чаги. Не густо! С такой кормежкой далеко не уплывешь. Нужно искать рыбное место, иначе нас ждет настоящая голодуха.

Встали на воду довольно рано и вскоре подтянулись к гористому участку. Левая Авача несколько многоводнее и сложнее Жупановой. Ее тип можно отнести к типично горным рекам. Уклон постоянный и довольно высок. Воды много, поэтому постоянно приходится маневрировать, уходя от стояков и обливных камней. Русло реки иногда делится на рукова. После впадения р.Вершинской, воды и мощи у реки прибавилось. Увеличилась и скорость течения, а стоячие волны достигают 0,7-1,0м. Напротив устья р.Вершинской, справа по ходу, располагаются несколько красивых скальных выступов. Далее река сжимается с обоих боков горами, которые порой подступают к берегам. В этих узких местах много прижимов и несложных порожков.

Наши планы как-то растянуть нахождение в верховьях не выполняются, слишком сильно течение и, главное, почти нет рыбы. По сравнению с Жупановой, Авача оказалась настоящей пустыней. Только мне удалось в обед выловить небольшого гольца, который тут же попал в уху. Другой же рыбы даже не видно. За выловленного гольца пришлось проститься с последней, нормальной блесной, которая оборвалась несколько позднее. Видно не придется нам самим заготовить себе рыбки и ждет нас со своим рыбным ассортиментом местный базар.

Сплавляться по Аваче при солнечной погоде - одно удовольствие: есть и техническая сложность и множество красивых мест. Одна беда, найти удобную и рыбную стоянку довольно сложно. Постепенно прошли почти всю горную часть реки. Завтра выход на равнинную часть и слияние трех Авач: Левой, Средней и Правой. А пока стали на стоянку возле последних на маршруте скал. Вода здесь тоже отличная: прижим на скалы, улово, острова. Словом, красота!..

Вечером пытались ловить рыбу, но безрезультатно. Из наблюдений за природой можно отметить, что комары сильно донимали только в верховьях Жупановой и по дороге на Узон. Остальное время вполне можно обходиться без накомарника. Может быть, закончился сезон их массового вылета. Помогали также ветер и ночные заморозки. Так что большую часть похода комаров мы почти не замечали. Отсутствие рыбы в реке подтверждается и почти полным отсутствием в средней горной части реки медведей. По крайней мере, они нам не встречались, хотя следы и тропы были. Наверное, они здесь более осторожны, т.к. жилье уже недалеко. Место, где мы разместились на ночлег, находится уже в зоне досягаемости местных отдыхающих, заезжающих сюда на пикники и просто покупаться. Так что еще день-два, и мы уже будем среди "цивилизации".

Вечерний лов результатов не дал, сеть оказалась пуста. Может быть, утро будет более удачное и не даст нам помереть с голоду на этой Аваче.

P.S. Вечером, гоняясь с фотоаппаратом за красивыми снимками, я оступился и, упав на наклоненное дерево, сильно ушиб ребра. Боль все время дает о себе знать. Опасаюсь трещины. Дай бы бог, чтоб пронесло.

23 августа

Встали довольно рано, но очень долго, до начала первого, "запрягали". Сварили тощую ушицу из одного пойманного за ночь гольца, последней луковицы и остатков пшена и ячневой крупы. Но благодаря специям и нашей неприхотливости это кушанье было воспринято неплохо. Турист - неприхотливый человек. Ему что ни дай поесть, все будет класс. Лишь бы компания была хорошая. После завтрака совершили небольшую прогулку. Рядом, буквально в 100-150 метрах домик охотхозяйства. Правда, хозяев на месте не оказалось. В 30 метрах от домика отличная смотровая площадка на скалы, реку и окрестности. А сама площадка - плоская крыша подпорной скальной стенки высотой 10-15 метров. Вид с нее открывается просто изумительный. Поэтому место это довольно часто посещается автомобилизированными аборигенами.

Отчалив, прошли несколько несложных порожистых участков с большими стоячими волнами. Левый берег в основном скалистый, справа - небольшая гора. За 800 метров до слияния с р.Средняя Авача на правом берегу домик аборигенов, вернее целый комплекс построек. Живут здесь баба Люба, эвенка, бывшая библиотекарша, а сейчас любительница выпить и покурить, ее муж, временно отсутствующий и трое мужиков, обслуживающих метеостанцию. Но это, наверное, побочное занятие, а основное - рыбный и, скорее всего, браконьерский промысел. Они то и объяснили нам причину отсутствия рыбы. Она, оказывается, вся прошла вверх, пока мы переходили из района Жупановой. Сейчас идут на нерест только остатки зашедшей в реку кеты. А снизу только начался подход кижуча. Но, он дошел только до Елизова и в этих местах будет через неделю. Так что нам не фартит полакомиться рыбкой, не говоря уже, о ее заготовке впрок. Остается надежда на рынок. По сведениям здесь на базаре 1л икры стоит 180 руб. Это около 30грн. или 7,5 $.

Задержались мы в гостях до начала седьмого вечера. Отдыхали, готовили блесны из консервных банок и остатков крючков. Стас наслушался рассказов бабы Любы и пошел искать в лес "золотой корень". И нашел таки! Только побеги еще молодые и корень пока не созрел. А бабка растит его на огороде. Хозяйство они со стариком держат большое: есть теленок, гуси, куры, две собаки. Так что пейзаж на берегу, совсем сельский. Из пойманной хозяевами кеты сварили уху на всю нашу изголодавшуюся банду. Картошки, морковки и зелени дала бабка со своего огорода. У нее там растет почти все, что и у нас: картошка, капуста, морковь. В теплице - огурцы, помидоры. Есть куст смородины, дерево боярышника.

Гостеприимная хозяйка, кроме ухи, накормила нас копченой рыбой к чаю, давно не виданным нами хлебом с маслом. Оголодавшие, мы за короткое время поглотили целых пять буханок хозяйского хлеба. Научили нас также готовить из зеленых шишек кедрового стланика отличные орешки - семечки. Ну и был, конечно, обстоятельный разговор о камчатском житие-бытие. Трудное оно, как, впрочем, и везде. Нагостившись, к вечеру решили все-таки пройти немного дальше. Правда хозяйка предлагала нам остаться, что-то сделать по ремонту крыши ее дома в расчет за рыбу. Но мы решили все-таки не обременять их своим присутствием и голодными желудками. Напоследок нам от щедрого сердца дали две буханки хлеба и пачку макарон. Этого на первое время должно хватить. Хозяйка также дала свой адрес и просила поздравить ее в декабре с 60-летием. Сказала, что ей будет приятно получить от нас открытку.

Отплыв дальше через 0,8-1,0км подошли к слиянию со Средней Авачей. Два потока слились в один, увеличив мощь валов. От катания на них - одно удовольствие, хотя и промокнуть не очень то хочется. После слияния пару километров практически постоянно идут с обеих сторон скальные выходы, далее только вдоль левого берега, а справа - холм. Перебрав несколько площадок, остановились на левом берегу. Мы вскрыли один из баллонов, который начал травить воздух, и, найдя дырку, клеимся. А Иванов - дежурный сварил чаек и этим на сегодня отделался. Попили его с хлебом и хватит. Обед был сытный, а продукты приходиться экономить. Во время чаепития открылся потрясающий пейзаж - освещенная солнцем вершина Корякской сопки. Мы с Оленеводом бросились за фотоаппаратами, но отснять это чудо не успели. Пока добежали до хорошей съемочной позиции, солнце село, и гора словно потухла. Как там, в "Фаусте" Гете: "Остановись мгновенье - ты прекрасно". Но не получилось, а жаль, ударный получился бы кадр!

Но Оленевод, оказалось, бегал не зря. Идя обратно, он нашел спрятанную местными рыбаками сетку. Так что мы решили ее на ночь позаимствовать и попытаться что-либо поймать к завтраку.

Подготовкой к лову сейчас и занимаются Иванов с Оленеводом. А Васька в это время варит орешки; а Ольга следит за Ивановым; а Валера ему ассистирует, а проще мешает; а Стас - просто бездельничает; а Витек, наверно, занимается любимым делом - бесцельным сжиганием дров; а я, пожалуй, буду заканчивать свою писанину, потому, что уже совсем темно и ничего не видно.

Вот такое получилось длинное предложение. А древние-то говорили: "Краткость - сестра таланта". Видно у меня таланта - йок!

24 августа

В конце концов, вечером сетку поставить не удалось, нас опередили и отпугнули местные рыбаки. Поэтому, не солоно хлебавши, пришлось лечь спать. Ну, а утром, когда аборигены снялись, мы все же забросили найденную сеть на несколько часов. Неспешно собираясь, отсиживаясь у костра, и пытаясь безуспешно рыбачить спиннингом, дотянули до полудня. К этому времени Иванов вернулся с трофеями. Приход на кухню составил три пятикилограммовые кеты. Одна, правда очень потрепанная (почти погибающая перед нерестом), но на еду пойдет. Не откладывая на потом, решили часть рыбы тут же поджарить. Пообедали на том же месте и встали на воду только в 14-30.

Горы постепенно отошли назад, выходы скал закончились, и река вышла на равнину. Характер ее тоже изменился: при том же быстром течении (даже быстрее чем раньше), валов стало меньше. Дно усеяно мелкой галькой без крупных камней. Заросшие густым ивняком берега очень низкие и сильно забиты завалами. Русло реки стало делиться на множество рукавов. Идти здесь нужно предельно осторожно, потому, что с завалами шутки плохи, что подтверждает случай, происшедший в походе под руководством Левитского. Тогда их катамаран попал в завал, и они чудом остались целы.

Наши надежды увидеть во всей красе Корякскую сопку пока не оправдываются: до середины ее вершина закрыта облаками. Мы же просто млеем в теплых солнечных лучах.

Часа за два дошли до пос.Северные Коряки. Весь наш народ ломанул в магазин, а я остался на берегу наблюдать, как местные пацанята ловят рыбу. Их снасть отличается от придуманного мной и Димой Швецовым трезубца. Она намного проще и эффективней. Это длинная палка с металлическим крючком на конце. Сталь крюка должна быть диаметром 6-8мм закаленная, потому, что крупная рыба может его разогнуть. С такой вот штуковиной местные занимают позицию на завале или мастерят помост и высматривают в воде подходящую рыбину. Остальное - дело техники. Нужно поддеть рыбу на крюк.

Разговорились с ребятней. Жизнь местных жителей не балует, и многие мечтают перебраться на материк. Население в основном браконьерствует, заготавливая икру. Воровство и пьянство тоже присутствует. Снабжение Камчатки топливом и продуктами с каждым годом ухудшается. Зимой нет тепла, часто отключают электричество. В школу ходят за 9км в Коряки. Единственный магазин в поселке открыли только сегодня, а до этого даже за хлебом нужно было идти в Коряки.

Тем временем наши "оборванцы" попали на презентацию и открытие магазина, напились там дармового пива и пополнили запасы продовольствия. Для куража, также, не забыли прикупить и водки. Оленевод же подался пополнять заряд аккумуляторов. Поглощение закупленной снеди и водки начали тут же, на берегу. Оля, получив на хранение кулек конфет, выменяла у пацаненка на жменю леденцов здоровенную кету. Пришел Оленевод с "заряженными" аккумуляторами. Но камера почему-то не работает. Или "заряд" не тот, или камера - "не того".

Под уход пацаненок отдал мне от щедрот еще одну рыбину. Общий приход увеличился еще на 5кг. Так что будем жить!

На стоянку встали в получасе сплава от поселка. На ужин шикуем: подали макароны с тушенкой и водки с жареной рыбой. А на третье чай под обсуждение результатов дня.

P.S. Местные жители поделились рецептом приготовления икры:

Приготовление икры

Для отделения икры от плевы катают ее на поролоне. Затем промывают и подсушивают на марле. Тузлук (соляной раствор) готовится до такой концентрации, что сырая картошка всплывает. Икру опускают в тузлук в марле на 5 минут - для еды сразу; на 15-20 минут - для консервации. Потом опять следует просушка. Банки стерилизуются, обмакиваются в тузлуке и засыпаются икрой. Для долгого хранения закатываются крышкой. Чтобы икра была не очень соленой, можно промыть ее заварке от чая.

25 августа

На утро от "вечернего разговора" кое-кто из бойцов мучался головной болью и жаждой. Но уха и жареная рыбка легко поправила пошатнувшееся, было, здоровье.

Река продолжает петлять и делиться. Пошло множество островов. Завалов тоже не меньше. Поселок Коряки, к которому дошли за час ходового времени, стоит у основания горного массива на высоком правом берегу, сразу после окончания болотины. Сразу за Коряками, слева, походная база рыбнадзора. Все население на берегу, ловит рыбу всеми возможными способами.

Ближе к Елизово характер реки несколько меняется, берега становятся выше, глубины больше, много ям, где скапливается рыба. А она уже пошла и в довольно больших количествах. Идет на нерест кижуч, кета и горбуша. Рыболовная снасть у местного населения меняется. Здесь для браконьерского лова предпочитают драч: толстую леску с крупным свинцовым грузом на конце, к которой привязаны один-два крупных крючка. Технология простая: забрасываешь и сильно дергаешь. Если зацепил кого-нибудь, значит с уловом. При массовом ходе рыбы это устройство действует почти безотказно.

А ловцов на берегу - сплошной строй. Часа через два ходу после Коряк появилось на горизонте Елизово. На последнюю стоянку стали сразу за автодорожным мостом. Не успели подойти к берегу, сразу подскочил милиционер. Давай документы и т.п. Ну, так все же есть! Через 5 минут пошел обмен впечатлениями и пояснение о порядке поведения при рыбалке в этих местах. Штрафы за браконьерство здесь приличные, да и нарядов милиции и рыбнадзора на реке предостаточно. Но побороть браконьерство здесь, видимо, вряд ли удастся. Это - стиль жизни и основа существования. На Камчатке ловят все. И бабки, и девчонки - все на берегу. Не говоря уже о мужиках.

Катамараны быстро разобрали и начали сушить. А обстановка вокруг нашей стоянки такова: сверху возле моста стоит наряд милиции и рыбнадзора и гоняет периодически рыбаков, отбирает снасти и улов у самых рьяных. На противоположном берегу полно браконьерствующих, тягающих драчами рыбу. А наш галечный пляж, что проходной двор: рыбаки и тут шныряют туда сюда. А над всей этой суетой возвышаются две вершины, укутанные облаками. Это - Корякская и Авачинская сопки.

Наши спиннинги и блесны, после их осмотра, милиционеры назвали гольцовыми, т.е. не запрещенными. Так что мы тоже попытались что-то поймать на ужин. Вытянули две горбуши, а кудесник Витек на мели выхватил из воды руками четырехкилограммовую кету, которая то ли заблудилась, то ли отдыхала на мелком и небыстром месте.

Поздно вечером наших непосед-пацанов задействовали местные браконьеры. Нужно было несколько раз бросить сетку с моста для лова наплывом. Заработок парней в виде части улова составил 2 кижуча, кету и несколько горбуш. Совсем неплохо!

Рыбацкий ажиотаж к вечеру и ночи не только не уменьшился, а совсем наоборот. Ночью, наверное, половина Елизова вышла на рыбалку. Спать в этой обстановке было совсем непросто. Вокруг туда сюда снуют рыбаки (и стар и млад), кричат, жгут костры и т.п. Это затаривание рыбой стихло только, когда совсем рассвело. Ну а ночь мы провели, по сравнению одного из наших, как на Красной площади.

26 августа

Активная часть маршрута закончилась. Теперь нужно выполнить экскурсионную программу. От идеи восхождения на вулкан Авачинская сопка отказались. Сказалась усталость, да и погода ухудшилась почти до дождя. Решили провести два дня на океане. На ТИХОМ ОКЕАНЕ!!!

С утра пораньше неспешно собрались, оставили часть ненужных вещей на хранение в автомастерской неподалеку от моста, пополнили запасы продуктов. Нанять микроавтобус не получилось, дорого просят. Поэтому решили ехать на перекладных автобусах. Таким вот образом добрались через Петропавловск до поселка Долиновка. От конечной остановки до океана уже рукой подать, километра 3-4.

Распив на дорогу бутылочку горькой под бутерброды с маслом и икрой, двинули вперед к большой воде и уже через час любовались на океанский прибой. Погода вечером ухудшилась, океан заштормил, пошел то ли дождь, то ли морось, сбитая сильным ветром с гребешков волн. Погуляв полчаса по пляжу, пошли искать стоянку. Лагерь устроили недалеко от скалы, что стоит с краю от горного массива.

Вечером устроили поздравление Витьку. У него - день рождения. Парню стукнуло 15 лет. Кураев по этому случаю раздобрился и раздал остатки своей заначки: изюма с орехами. Такой праздник на краю земли должен запомниться имениннику на всю жизнь. За угощением и разговором у костра вечер незаметно закончился.

И на ТИХОМ ОКЕАНЕ свой закончили поход!

Как в песне….!

27 августа

На утро погода изменилась. Подул ветерок, который к обеду разогнал тучи. Взгляду открылись изумительные виды на горы и весь прибрежный район. Океан тоже разбушевался, штормит.

Утром Ольга исполнила заказанный Ивановым борщичок, поглощая который у всех трещало за ушами. А после завтрака все как один вышли на пляж. Песок на нем какой-то особенный, почти черного цвета. Наблюдать за волнами можно бесконечно, особенно когда вода бушует. Из-за шторма и низкой температуры воды искупаться в океане так никто и не решился.

Понемногу все увлеклись сбором выброшенных на берег ракушек и останков других моллюсков. За этим занятием прошли вдоль берега километров пять, преодолев по пути вброд два ручья. Находки, а их я набрал целых два кармана, составляют ракушки устриц, скелеты морских ежей, останки крабов и т.п. безделицы. Закончили поиски на далеких скалах. Пока шли назад, начался прилив, и мы едва успели перебродить в неглубоком месте устье впадающей в океан речушки.

Вернувшись в лагерь, и слегка передохнув, пришлось организовывать поход за водой. Ближайшая речушка грязная и течет из-под кладбища, поэтому воду брать там не рекомендуется. Нужно идти дальше, к следующему ручью, а это совсем не так близко, как хотелось бы. Кстати, ближайшая речушка хоть и зеленая от цветения, а рыба туда тоже заходит с моря на нерест. В этом мы убедились, наблюдая, как местные мужики тянут сетку вдоль русла недалеко от выхода ее в море. Но рыбнадзор и тут не дремлет. Появился здесь вечером, когда нам тоже захотелось поэкспериментировать со своей сетью.

Вечером помимо кулинарного знахарства, занимались кто чем. Большинство же снова и снова тянуло на берег океана, чтобы запомнить его красоту и мощь на долгие годы.

28 августа

Утром нам предстояло рано выбираться к людям. Я и Оленевод, как дежурные, поднялись еще до 7-00 и обеспечили народу завтрак уже к началу восьмого. А дальше после короткого сбора и прощания с океаном, вышли в направлении Долиновки к автобусу. Однако, по ряду причин, на намеченный рейс мы опоздали. Сначала, прощание с океаном несколько затянулось, затем Витек заблудился "в трех соснах" и потерялся. Короче, чтобы уехать пораньше не хватило каких-то 10 минут. В итоге пришлось проторчать в ожидании очередного автобуса еще полтора часа, что стоило нам потери возможности прогуляться по набережной в Петропавловске-Камчатском.

Приехав на остановку КП (Красная площадь), купив там сувенирные видеокассеты о Камчатке, сразу же поехали в Елизово. Нужно было забрать вещи и занять позицию возле бани, чтобы достойно закончить этот суетливый день. Пока мы с Оленеводом смотались за рюкзаками, часть группы уже успела помыться. Настал и наш черед. Горячий пар и вода сделали свое дело, и нега разлилась по всем нашим телам. После славной баньки, нас расслабленных и подобревших, Иванов ублажил двойной порцией пельменей под водочку.

Осталось теперь решить проблему закупок, потому, что в прок в походе запасти ничего не удалось. Это дело поправил рынок. Правда, вечером там выбор слабенький, но пришлось довольствоваться тем, что есть. Закупки делали в зависимости от толщины кошелька, но никто не остался без камчатских лакомств - икры и балыка лосося. К вечеру, собравшись, выехали в аэропорт и остановились на нашей уже обжитой базе: в не достроенном жилом доме. На ужин приготовили оригинальное блюдо - пельмени с гречневой кашей вперемежку. Под сто грамм это блюдо пошло на ура.

P.S. Но о водке нужно сказать особо. Было ее, особенно в конце похода, много и не в меру. А некоторых бойцов вообще нужно "кодировать" и "зашивать", потому, что ведут себя ну совсем неприлично.

29 августа

Сегодня улетаем домой. С утра сварили легкий супчик и стали паковать рюкзаки. По дороге в аэропорт докупили домой немного рыбки.

Обычные аэропортовские занятия описывать нет смысла. Можно только отметить то, что туристов возвращаются с нами довольно много. Значит, есть, что смотреть на Камчатке и желающие тоже есть.

Полет до Москвы прошел нормально. Теперь опять нужна адаптация по времени, потому, что разница очень большая - 9 часов. Чтение купленного поэтического сборника (А.Толстой, Полонский, Апухтин), авиакормежка и непродолжительный сон - вот и пролетели 9 часов лету на высоте более чем 10 тысяч метров со скоростью 850 км/ч. В Москву прилетели в 13-50, а вылетели в 13-30. Такая вот часовая чехарда.

Получив багаж, на микроавтобусе выехали до станции метро Домодедово, а далее на подземке - до Киевского вокзала. Билеты на поезд до Сум взяли без проблем. Выезд в 17-49. Погода в Москве, как и во всей европейской части России, стоит похуже камчатской. Пошел мелкий дождик, стало прохладно.

При посадке в поезд, встретили знакомого - Фулерова, а по отходу поезда, сварганили себе бутерброды с икоркой и "замыли" наш удачный поход. Скоро будем дома. Что нас там ждет?

Поживем, увидим!

ЧТО МЫ ТАМ ЛОВИЛИ

КЕТА - проходная лососевая рыба. Летняя (58-61см) и осенняя (72-75см).

Летняя кета идет на нерест в реки с первых чисел июля до конца августа. Нерест в середине августа.

Осенняя кета - конец августа - начало сентября.

ГОРБУША - средний размер 44-49см (мах 68 см), проходная. По рекам поднимается не высоко. Массовый ход: июнь-конец августа. Нерест - июль-август.

НЕРКА (КРАСНАЯ, КРАСНИЦА) - в море серебристая, спинка темно-синяя. В брачном наряде спина и бока ярко-красные, голова - зеленая. Плавники - кроваво-красные. Длина 52-65см. Встречается не так часто, как кета и горбуша. Проходная. Ход на Камчатке начинается в конце мая. К концу июля заканчивается.

КИЖУЧ - Ярко-серебристая чешуя, лоб широкий. Бока тела выше боковой линии, спина, верхняя часть хвостового плавника - в темных пятнышках. Во время нереста бока - темно-малиновые. Средняя длина - 60см (мах- 88см). Проходная. Ход в конце июля- начале сентября. Массовый ход - середина августа.

МИКИЖА - (есть две формы: проходная и пресноводная)

Проходная камчатская семга - до 96см длиной. Идет на нерест в сентябре-ноябре.

Пресноводная микижа - мельче (35-45 см в местах совместного обитания с проходной, и до 75 см - в местах , где проходная семга отсутствует). Нерест - апрель-июль

ГОЛЕЦ - максимальная длина 88см, обычно - 35-45 см. Вес до 15 кг. Проходной. Ход в реки в августе-сентябре.

СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКУ

Рыбалка: поплавковая удочка там не нужна. Все ловится на блесну (лучше ловить на белую колебалку). Крючок большой и очень большой. Леса - не тоньше 0,8-1,0мм. Леску тоньше рыба легко рвет. Блесен нужно брать больше (10 и более шт. крупного размера). Сети крупные (ячея 50-70мм), обычные легкие сети путаются. Расчет на ход рыбы должен быть точным. Нужно расспросить о нем у местных рыбаков. Если рыба прошла, то поймать что-то в нужном количестве сложно.

- Грибов есть много на высокогорной тундре. Ниже и в лесах встречалось меньше.

- В горах вдоль ручьев (у истоков) можно поискать "золотой корень". Там он развивается больше. В низовьях мы находили стебли с цветками радиолы розовой ("золотой корень"), но клубни были слабо развиты. Поэтому брать было нечего;

- Можно полакомиться кедровыми орешками, собранными на стланике. Сорванные зелеными шишки кипятят в крупной консервной банке для того, чтобы вышла смола, а потом лущат и едят как семечки;

- Ягод в горах много, особенно на высокогорных безлесных участках. Есть голубика и жимолость. Другие ягоды в больших количествах нам не встречались;

- Чай можно заваривать из чаги (березового гриба) или иван-чая (кипрея);

- Комаров много только в высокогорной тундре и в верховьях. Там желательно иметь накомарник и достаточное количество репеллентов. Ниже - терпимо и так. Но все зависит еще и от погоды.

Камчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на памятьКамчатка: путевые впечатления и заметки на память