Логин
Пароль

Регистрация

Главная > Водный туризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Отчёт о водном туристском походе III к.с. с препятствиями V к.с. по Северному Кавказу

Дата: 28 апреля - 12 мая 2007 г.

Руководитель: Кривонос А.В. (Москва)

Поход награжден дипломом

Справочные сведения (Паспорт спортивного похода)

1. Проводящая организация

Поход был организован и проведён самодеятельной сборной группой туристов города Москвы и Московской области. Руководитель - Кривонос Андрей Владимирович.

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)

Поход проходил на территории Российской Федерации в Карачаево-Черкесской Республике и в Республике Адыгея с проездом по Ставропольскому и Краснодарскому краям. Географический район - Северный Кавказ.

3. Общие справочные сведения о маршруте и группе

Вид туризма К.с. Протя-женность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
водный третья с препятствиями пятой 115 15 9 с 28 апреля по 12 мая 2007 года

Группа из восьми человек на двух двухместных и одном четырёхместном катамаранах.

Маршрутная книжка: 1/4-302.

4. Подробная нитка маршрута

Сплав по реке Псыш (1 км) до её слиянием с рекой Кизгыч и образования реки Большой Зеленчук, сплав по реке Большой Зеленчук до посёлка Даусуз, сплав по реке Большая Лаба от моста у поселка Свинячий до поселка Рожкао, сплав по реке Белая от начала "Серёгиного" каньона до "Хаджохского" каньона.

Обзорная карта региона с указанием маршрута и подъездов приведена в Приложении 2.

5. Препятствия маршрута

Уровень воды в реках:

При задании категории трудности (к.т.) препятствий использовалась классификация, применявшаяся в отчётах С.И. Черника. По данной классификации трудность препятствия оценивается по шестибальной шкале, а категории 4, 5 и 6 имеют ещё подкатегории A, B и C. При этом к препятствиям 6 к.т. относятся 5С, 6А, 6В, 6С, к препятствиям 5 к.т. - 4С, 5А, 5В. К подкатегории 6С относятся непроходы, очень опасные пороги и "суперпороги".

Вид препятствия К.т. Длина препят-ствия Характеристика препятствия Путь прохождения
Шивера «Архыз», р. Б. Зеленчук 2 более 500 м камни в русле, небольшие валы линия движения читается с воды
Порог «1–й Взрывной», р. Б. Зеленчук 3 около 200 м камни в русле, небольшие сливы линия движения читается с воды
Порог «2–й Взрывной», р. Б. Зеленчук 3 около 200 м сужение русла, небольшие валы, бревно через 3/4 русла проход по основной струе, обход бревна у ЛБ1
Порог «Пушка», р. Б. Зеленчук около 300 м сужение русла, увеличение уклона, большие надводные и обливные камни в русле, между камнями – сливы более 1 м линия движения неочевидна, но при чётком манёвре возможно прохождение сходу, слалом между камней, прохождение сливов
Порог «3–й Взрывной», р. Б. Зеленчук 3 около 100 м на правом повороте, увеличение скорости течения, острые обливные и надводные камни в русле слалом между камней
Порог «4–й Взрывной», р. Б. Зеленчук 3 около 150 м увеличение уклона, слив между камней, надводные и обливные камни в русле ровный заход в слив, слалом между камней
Порог «5–й Взрывной» («Косой»), р. Б. Зеленчук 3 около 300 м несколько поворотов, надводные и обливные камни в русле проход по основной струе
Препятствия на реке Большая Лаба выше «каньона» «Сосновый» 3 около 6 км шиверисто–порожистый участок: камни в русле, сливы, валы, «бочки», прижимы к скалам линия движения читается с воды, требуется четкая работа при прохождении слаломных мест, уход от прижимов, пробивание «бочек»
«Каньон» «Сосновый», р. Большая Лаба, в том числе пороги 5В, без поро-
гов – 4А
1600 м порог «Прощай, Родина!» находится в начале, а порог «Пронеси, Господи!» – в конце «каньона»; между порогами – шиверистый участок с «бочками», валами и обливными камнями прохождение «каньона» требует разведки и организации страховки; целесообразно проходить пороги по отдельности
«Прощай, Родина!»   порог «Прощай, Родина!» представляет собой слив около 2 метров высотой с «косой» струёй и с «бочкой» внизу; в непосредственной близости перед порогом имеются сливы, «бочки» и обливные камни, затрудняющие осуществление намеченной линии движения правильная линия движения сильно зависит от уровня воды и технических возможностей экипажей судов и должна определяться при осмотре порога
«Пронеси, Господи!»   порог «Пронеси, Господи!» – мощная разгонная шивера с валами и «бочками», затем, в воду ниже средней, – слив в узких «воротах» между надводных камней, навал на скалу ПБ1, «зуб» в центре струи, далее – «желоб» в каменных стенках с большим уклоном и шириной в некоторых местах не более 3–х метров, в «желобе» – сильный прижим к скале ПБ1 ровная линия движения при прохождении разгонной шиверы, чёткий заход в «ворота» уход от прижима к ПБ, оставление «зуба» либо слева от судна, либо между баллонов, далее – прямое прохождение по «желобу», недопущение разворота судна и прижима к скале ПБ
«Каньон» «Малый Блыб», р. Большая Лаба 700 м в воду «ниже средней» – шиверисто–порожистый участок с увеличением уклона, «бочками» и обливными камнями; заканчивается сливом между скальных стенок манёвр между камнями и «бочками»
«Каньон» «Солёные Скалы», р. Большая Лаба, в том числе пороги без поро-
гов - 4B
3 км препятствиями в «каньоне» являются обливные и полуобливные камни, каменные плиты, «бочки», валы; довольно большой уклон; в некоторых местах картина осложняется поваленными деревьями и застрявшими брёвнами «каньон» требует разведки и, возможно, страховки; при движении необходим энергичный манёвр между камнями и «бочками»; кое–где «бочки» необходимо «пробивать»
«Кирпич»   порог образован упавшей с ЛБ1 скалой, перегородившей половину русла; в оставшейся правой части русла – большое падение воды, последовательно несколько больших «бочек», камни – «зубья» для прохождения требуется очень энергичная работа по пробиванию «бочек» и сохранению намеченной линии движения
«Затычка»   много камней, перегораживающих русло; между камней – сливы; в зависимости от уровня воды некоторые камни могут быть надводными или обливными; успешный манёвр затруднён силой потока и малым расстоянием между камнями; во время похода сливы у ПБ были закрыты бревном путь прохождения зависит от уровня воды и наличия в пороге застрявших брёвен
Каньон «Серёгин», р. Белая более 4 км настоящий каньон с отвесными скальными стенками; предварительный просмотр затруднён; выставление страховки для первого судна видится весьма сложной задачей; по средней воде препятствия каньона – сливы до 1,7 метров, «бочки», и, особенно, прижимы к скальным стенкам наиболее реально прохождение сходу, без разведки и страховки для первого судна; требуется умение «чтения воды» и энергичная работа в «бочках», сливах и прижимах
Порог «Театральный», р. Белая около 200 м слив между скальных обломков, прижим к скале ПБ, основной слив с «бочкой», выходная шивера с валами ровный заход в сливы, пробивание «бочки», уход от прижима
Порог «Топорики», р. Белая более 200 м в среднюю воду – валы и «бочки», идущие одни за другими и перегораживающие 2/3 русла реки возможен проход по основной струе с пробиванием валов и «бочек»
Порог «Топоры», р. Белая около 50 м после разгонной шиверы – водопадный слив около 4 метров; в среднюю воду водяной поток образует в сечении желоб; в воду выше средней открывается правая протока и выравнивается основной слив, за которым образуется мощная «бочка» ровный проход основного слива более предпочтителен по воде выше средней и высокой, нежели по средней; для судов небольшого водоизмещения более реален проход ближе к правому скальному острову
Пороги «Киши–1» и «Киши–2», р. Белая около 200 м «Киши–1» – мощный косой слив с пенным котлом, более пологий у ЛБ1; в среднюю и выше средней воду в центре слива стоит обливной камень, на котором образуется «петух»; «Киши–2» в среднюю и выше средней воду – слив около 2,5 метров с пенными валами за ним; в центре имеется «язык» важен чёткий заход в порог «Киши–1»; в среднюю воду более безопасно у ЛБ; в среднюю воду и выше чалка между «Киши–1» и «Киши–2» очень проблематична; наиболее оптимальное прохождение «Киши–2» – по основной протоке по «языку»
Порог «Московская бочка» более 150 м в воду выше средней – последовательность валов до 1,5 метров манёвр между валами, пробивание валов

1 - в отчёте используются общепринятые у туристов-"водников" сокращения: ПБ - правый берег, ЛБ - левый берег, ПП - правый поворот, ЛП - левый поворот.

6. Сведения о руководителе и участниках

№ п/п Фамилия, имя, отчество Максимальный водно-туристский опыт Обязанности в группе, средство сплава
1 Кривонос Андрей Владимирович Урик (5У), Танымас – Кудара – Бартанг (5У), Шавла – Аргут – Катунь (5Р), Чонг–Кемин – Малый Нарын – Чу (5Р), Китой (6Р) руководитель, завхоз, фотооператор, катамаран 2–ка «Кулик» (далее – К2–1), капитан
2 Столяров Андрей Анатольевич Шавла – Аргут – Катунь (5У), Чонг–Кемин – Малый Нарын – Чу (5У), Китой (6У) видеооператор, К2–1, матрос
3 Свешников Антон Юрьевич Нижний Кураган – Катунь (5У), Шавла – Чуя – Катунь (5У), Чонг–Кемин – Малый Нарын – Чу (5У), Китой (6У) реммастер, катамаран 2–ка типа «Твикс» (далее – К2–2), капитан
4 Чубаренкова Наталья Александровна Кубань (3 с эл. 4), Правая Хайлама – Хайлама – Уда (4У), Урик (5У) фотограф, К2–2, матрос
5 Шпанько Сергей Валерьевич Ока Саянская (4У), Шавла – Аргут – Катунь (5У); Чонг–Кемин – Малый Нарын – Чу (5У) катамарана 4–ка «Рафтмастер» (далее – К4), капитан
6 Моисеенков Максим Михайлович Малый Инзер – Лемеза (укороч. 3У); Она (4У) медик, фотограф, К4, матрос
7 Неронов Илья Анатольевич Охта – Кемь (3У), Она (4У) видеооператор, К4, матрос
8 Слизовский Евгений Владимирович Малый Инзер – Лемеза (укороч. 3У), Жом–Балок – Ока Саянская (5У) К4, матрос

7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов

Отчет хранится в библиотеке Московского городского клуба туристов по адресу, гор. Москва, ул. Большая Коммунистическая, дом 17.

В походе сделано более 900 цифровых фотографий, имеется более 2,5 часов цифровой видеозаписи из которых смонтирован пятиминутный клип.

8. Поход рассмотрен МКК

Поход рассмотрен МКК Федерации спортивного туризма - объединения туристов Москвы (код 177-00-56666252).

Содержание отчета

1. Общая идея похода, особенности, новизна

Данный поход рассматривался как тренировочный для "раскатки" перед летним походом.

Большинство участников похода до этого ещё не были на реках Северного Кавказа, по которым предстоял сплав, и было интересно познакомиться с этими реками, которые являются "хрестоматийными" для водных туристов средней полосы России.

2. Варианты подъезда и отъезда и другая полезная информация

"Заброска" на реки Большой Зеленчук и Большая Лаба, протекающих в Карачаево-Черкесской Республике, обычно проводится через город Невинномысск или через город Черкесск, до которых добираются железнодорожным транспортом. Поскольку через Невинномысск проходит большое количество поездов, а до Черкесска число поездов гораздо меньше, либо приходится добираться от Невинномысска на "прицепном" вагоне или на пригородном электропоезде, "заброска" через Невинномысск видится предпочтительней.

От Невинномысска или от Черкесска до места начала сплава на реке Большой Зеленчук - посёлок Архыз - можно доехать общественным транспортом. До места начала сплава на реке Большая Лаба общественный транспорт не ходит. Здесь приходится использовать нанятый автотранспорт. Для переездов с одной реки на другую и далее на реку Белая в Республике Адыгея также необходимо нанять автотранспорт.

Учитывая, что нанимать автотранспорт во время похода бывает весьма проблематично, для того, чтобы найти требуемую машину для переезда может понадобиться много времени, особенно в условиях "майских праздников", для проведения похода по связке выбранных рек удобнее, да и дешевле, иметь транспорт "при себе", те есть использовать машину сопровождения, передвигающуюся по берегу.

От места окончания сплава на реке Белая ближе всего доехать до Краснодара, откуда можно уехать по железной дороге или воспользоваться авиационным транспортом. Имеется большое количество поездов и авиарейсов.

На реке Большой Зеленчук выше посёлка Архыз и на реке Большая Лаба выше "каньона" "Сосновый" имеется погранзона. Год от года размеры погранзоны могут меняться решением субъекта Российской Федерации (в данном случае - решением органов власти Карачаево-Черкесской Республики) и Федеральной пограничной службы. Поэтому рекомендуется позаботиться об оформлении пропусков в погранзону. Делается это в погранотряде в городе Черкесске. Нами пропуска в погранзону были оформлены заочно через знакомых, проживающих в Черкесске, и переданы водителю нанятого автотранспорта. Поэтому мы не теряли времени на заезд в город Черкесск.

Выше посёлка Гузерипль на реке Белая располагается Кавказский заповедник. В его пределах находится "Серёгин" каньон реки Белая, который очень интересен с точки зрения сплава и был запланирован для прохождения в данном походе. Для прохода по Кавказскому заповеднику требуется оформление пропуска. Нами этот вопрос был решён через знакомых в городе Майкоп - административном центре Республики Адыгея. Пропуск был получен "на руки" при проезде через Майкоп при переезде с реки Большая Лаба на реку Белая. Иногда туристам удаётся пройти в Кавказский заповедник, заплатив на КПП в районе посёлка Гузерипль некоторую мзду.

Мобильная связь на реке Большой Зеленчук имеется на всём сплавном участке ниже посёлка Архыз. На реке Большая Лаба мобильная связь появляется только при выезде из гор в районе посёлка Курджиново. На реке Белая в районе посёлка Гузерипль мобильная связь есть, далее, в некоторых местах вниз по реке мобильная связь пропадает и окончательно появляется после "Гранитного" каньона.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Вдоль всех рек маршрута проходят дороги, поэтому "выбраться" с маршрута в случае аварийной ситуации не так уж сложно. Наименьшая интенсивность движения транспорта вдоль реки Большая Лаба. Но и здесь несколько раз в день вдоль реки "проходят" лесовозы, ездят пограничники.

Нами не "заявлялся" для данного похода запасной вариант, поскольку, во-первых, препятствий пятой категории сложности, таких как на реках Большая Лаба и Белая, на близлежащих к планируемым для прохождения рекам Северного Кавказа в данное время года найти не удалось, а, во-вторых, довольно низка вероятность невозможности прохождения основного "заявленного" маршрута и мала потребность в запасном варианте.

4. Изменения маршрута и их причины

Маршрут был в основном пройден по "заявленному" варианту. Предполагаемые к похождению каньоны "Гранитный" и "Хаджохский" не были пройдены из-за начавшегося паводка на реке Белая.

5. График движения

Дата Участок пути Протя-жен-ность в км* Чис-тое ходо-вое время Препятствия на участке Метеоусловия
28.04 – 30.04 Поезд Москва – Невинномысск 1614 28 часов 42 минут
30.04 Автотранспорт Невинномысск – выше пос. Архыз (1 км по реке Псыш выше её слияния с рекой Кизгыч) 215 3 часа 50 минут В Невинномысске – тепло, в долине реки Большой Зеленчук – дождь, выше – снег с дождём, t 12:00 воздух = +7° C, далее – пасмурно, временами дождь.
  Сплав 1 км по реке Псыш выше её слияния с рекой Кизгыч, далее сплав по реке Большой Зеленчук до места ниже порога «Косой» («5–й Взрывной») 15 2 часа 30 минут Шивера «Архыз» (2), порог «1–й Взрывной» (3), порог «2–й Взрывной» (3), порог «Пушка» (4А), порог «3–й Взрывной» (3), порог «4–й Взрывной» (3), порог «5–й Взрывной» («Косой») (3)  
1.05 Ниже порога «Косой» («5–й Взрывной») – посёлок Даусуз 27 3 часа 10 минут несложные шиверы и разбои Ночью сильный, но не продолжительный дождь. t 8:00 воздух = +7° C, сильный ветер, на реке Большой Зеленчук – пасмурно, по пути на реку Большая Лаба – переменная облачность.
  Автотранспорт от посёлка Даусуз до моста через реку Большая Лаба у посёлка Свинячий 125 4 часа 50 минут  
2.05 Мост через реку Большая Лаба у посёлка Свинячий – конец «каньона» «Сосновый» 9 1 час 15 минут Препятствия на реке Большая Лаба выше «каньона» «Сосновый» (3), «каньон» «Сосновый» (5В) с порогами «Прощай, Родина!» (5А) и «Пронеси, Господи!» (5А) Пасмурно, небольшой дождь, t 8:00 воздух = +6° C, t 12:00 воздух = +8° C.
3.05 Конец «каньона» «Сосновый» – мост Верх. Солёновский (начало «каньона» «Солёные скалы») 7 30 минут «каньон» «Малый Блыб» (4А) Ночью – снегопад, t 9:00 воздух = +1° C, днём – солнечно, t 13:30 воздух = +13° C,
4.05 Мост Верх. Солёновский – мост через реку Большая Лаба у посёлка Рожкао 6 3 часа «каньон» «Солёные Скалы» (4В), включая порог «Кирпич» (5В) и «Затычка» (5В) Солнечно, t 9:00 воздух = +7° C, t 16:30 воздух = +14° C,
5.05 Автотранспорт от базового лагеря у моста Верх. Солёновский до посёлка Гузерипль на реке Белая 260 4 часа 30 минут Солнечно, t 10:00 воздух = +8° C, t 21:00 воздух = +13° C
6.05 Пеший переход от посёлка Гузерипль до начала каньона «Серёгин» 8 3 часа Солнечно, t 9:00 воздух = +9° C, t 19:00 воздух = +17° C
  Сплав от начала каньона «Серёгин» до посёлка Гузерипль 8 1 час «Серёгин» каньон (4C)  
7.05 Посёлок Гузерипль – мост после реки Киша 9 3 часа Пороги «Театральный» (4А), «Топорики» (4В), «Топоры» (5В), «Киши–1» и «Киши–2» (5С) Солнечно, t 9:00 воздух = +10° C, t 16:00 воздух = +23° C
8.05 Порог «Топоры» – перед каньоном «Гранитный» 14 2 часа 30 минут Пороги «Топоры» (5В), «Московская бочка» (4В) Солнечно, t 9:00 воздух = +10° C, t 16:00 воздух = +24° C
9.05 Конец каньона «Гранитный» – начало «Хаджохского» каньона 12 1 час 40 минут Солнечно, t 9:00 воздух = +14° C, t 16:00 воздух = +26° C
10.05 Автотранспорт от начала «Хаджохского» каньона на реке Белая – недалеко от г. Белореченск 110 2 часа 30 минут Пасмурно, t 9:00 воздух = +13° C, гроза, t 19:00 воздух = +22° C
11.05 Автотранспорт от Белореченска до Краснодара 100 2 часа 40 минут
11.05 – 12.05 Поезд Краснодар – Москва 1524 22 часа 50 минут

21 час 35 минут

* - расстояния активной части похода измерены при помощи программы OziExplorer по "привязанным" отсканированным картам масштабов 1:50000 и 1:100000 с использованием точек, "взятых" на местности прибором спутниковой навигации GPS;

- расстояния по железной дороге взяты для маршрутов конкретных поездов с http://pass.rzd.ru

6. Техническое описание прохождения группой маршрута

28 апреля 2007 года. Суббота. 1 день пути.

Встреча группы на Казанском вокзале. Взвешивание багажа, оплата за перевес. Отправление поезда № 034 СБ "Москва-Владикавказ" по расписанию в 21:08.

29 апреля 2007 года. Воскресенье. 2 день пути.

Передвижение на поезде.

30 апреля 2007 года. Понедельник. 3 день пути. Первый ходовой день.

Прибыли в Невинномысск по расписанию в 01:50. По инициативе водителя заранее заказанного УАЗа ожидали прибытие следующего поезда с туристами для того, чтобы двинуться в путь сразу несколькими машинами. Отправились в 02:30. Были задержаны инспекторами ГИБДД для получения мзды за передвижение "колонной" без сопровождения. Выехали из Невинномысска в 02:50. Заправлялись на авто заправках. Прибыли в станицу Зеленчукская в 05:30. Не доезжая посёлка Архыз въехали в зону снега.

Выше поселка Архыз начинается погранзона. Однако пограничники, возможно из-за раннего времени, возможно из-за непогоды, документы не проверяли. Прибыли на место стапеля в 06:40.

Поставили тент, заготовили сухие дрова, приготовили завтрак. Начали стапель судов. В 12:50 был приготовлен обед. К этому времени стапель был в основном завершен (Фото. 1).

Вышли в 14:30. Препятствия - несложные шиверы, линия движения читалась с воды. Однако была опасность попасть в завал. На пути до поселка Архыз было обнесено несколько завалов (Фото. 2 и 3). Порядок движения - К2-1, К4, К2-2. Прошли под мостом в районе посёлка Архыз (Фото. 4 и 5). В 15:40 был сделан небольшой перерыв в сплаве.

Пороги "1-й Взрывной" и "2-й Взрывной" проходили сходу, после похождения чалились для страховки и фотосъёмки других экипажей (Фото. 6). Бревно во "2-м Взрывном" пороге обошли у ЛБ. К2-1 и К2-2 порог "Пушка" шли без просмотра, успевая отрабатывать необходимую линию движения. К2-1 после прохождения порога встал на страховку и фотосъёмку к скале ПБ. Следующим "Пушку" шёл К2-2 (Фото. 7). Успешно пройдя порог, судно зачалилось к ЛБ откуда экипаж производил фотосъёмку прохождения порога катамараном К4. Экипаж К4 зачалил судно перед порогом к ПБ и произвёл беглый осмотр препятствия. После этого "Пушка" была успешно пройдена К4 (Фото. 8). За порогом "Пушка" все суда зачалились к ЛБ и был сделан перерыв в сплаве.

В 17:10 продолжили сплав. Следующие "Взрывные" пороги также шли сходу со страховкой и фотосъемкой остальных судов катамараном К2-1, проходившим препятствия первым (Фото. 9 и 10).

Завершили сплав после прохождения порога "Косой" ("5-й Взрывной") в 18 часов. Встали на полочке недалеко от воды на ЛБ.

Поскольку автодорога проходила рядом немного выше, приняли меры предосторожности: на ночь сняли тент, катамараны составили один на другой и связали между собой, сплавное снаряжение и другие вещи спрятали под тенты палаток.

Ужин в 20 часов. Отбой в 21 час.

01 мая 2007 года. Вторник. 4 день пути. Второй ходовой день.

Подъём дежурных в 8:00. Общий подъём и завтрак в 9:00. Старт в 10:10.

По пути - простые шиверы, затем - разбои. Шли с небольшими остановками для отдыха. В 13:35 были у моста перед посёлком Даусуз. Здесь нас ждала автомашина. Переоделись в сухую одежду. Загрузили катамараны на багажник УАЗа и начали переезд на реку Большая Лаба.

В станице Зеленчукская на рынке устроили обед хочанами (большие пирожки с разной начинкой: мясо, картофель и т.д.).

Выехали из Зеленчукской в 15:06. У станицы Преградная на посту ГИБДД была проверка документов. Предъявляли в том числе и оформленный пропуск в погранзону. На этот раз обошлось без взятки работникам правоохранительных органов.

Здесь же, в Преградной, сделали попытку отправить телеграмму в МКК о прохождении маршрута. Но по случаю праздничного дня почта была закрыта. Отправили с мобильного телефона SMS об успешном начале похода на телефон председателя МКК ФСТ-ОТМ (Федерация спортивного туризма - объединение туристов Москвы) Рязанского Н.М.

Несколько раз заправляли УАЗ на авто заправках. По мере продвижения вверх по реке Большая Лаба делали небольшие остановки, в том числе у порогов "Затычка" и "Прощай, Родина!". К мосту через реку Большая Лаба недалеко от посёлка Свинячий прибыли в 19:40. Встали, переехав мост, на удобной полочке ПБ.

Суда были разгружены с багажника УАЗа. Была начата из подготовка к предстоящему сплаву.

Ужин в 21 час. Отбой в 22:30.

02 мая 2007 года. Среда. 5 день пути. Третий ходовой день.

Подъём дежурных в 7:00. Общий подъём в 8:00.

Была продолжена подготовка судов к сплаву. Выяснилось, что при перевозке были повреждены надувные элементы катамарана К2-1. Пришлось производить ремонт.

Выход в 12:10. Перед выходом - фотографирование всей группы на фоне моста через Большую Лабу (Фото. 11). Порядок движения прежний - К2-1, К4 и К2-2.

Шиверисто-порожистый участок до "каньона" "Сосновый" шли походной колонной. К2-1 после прохождения отдельных препятствий зачаливался для страховки и фотосъёмки (Фото. 12 и 13). К поляне на ЛБ перед "каньоном" "Сосновый" подошли в 12:52. Зачалили катамараны к ЛБ и пошли на осмотр "каньона". Дежурные отправились на удобное для стоянки место в конце "каньона" для приготовления обеда.

После осмотра группа собралась на стоянке ниже "каньона". Пообедали. Поскольку место на стоянке после "каньона" "Сосновый" ограничено, а проходящих в дни "весенних праздников" групп много, чтобы "застолбить" территорию для лагеря установили палатки, закинули в них рюкзаки. Отправились к началу "каньона" для прохождения.

От поляны на ЛБ перед "каньоном" перечалились к пологому ПБ, туда, откуда стартуют в порог "Прощай, Родина!". За порогом установили страховку, фото и видеосъёмку. Действия группы при прохождении порога (смена страховки и съёмки, старт в препятствие) и затем всего "каньона" координировали при помощи раций.

Первым в порог стартовал в 16:15 К2-1. После косого слива на заходе экипаж сделал "телемарк" (разворот на 360?), а затем успешно преодолел следующие сливы и "бочки" порога (Фото. 14 - 16).

После прохождения порога К2-1 встал на страховку "с воды", а экипаж К2-2 пошёл готовиться к прохождению препятствия. При этом также остались установленными после порога два спасконца-"морковки", на которых стояли члены экипажа К4. По рации от экипажа К2-2 было получено сообщение о старте через 1 - 2 минуты. Но тут в главном сливе порога перевернулся катамаран-двойка другой группы. Один из гребцов быстро выбрался на судно и взял брошенную ему "морковку". Другого гребца оторвало от катамарана и понесло в "каньон". Экипажу К2-1 пришлось срочно резать чалку и догонять неудачника. Человек был вытащен на раму и доставлен на ПБ.

К2-2 успешно прошёл два первых слива порога (Фото. 17), в следующий слив судно вошло полулагом и левый баллон опасно подтопило (Фото. 18). Но экипажу удалось удержать катамаран на ровном киле. Затем был успешно пройден главный слив порога. К2-2 встал на страховку "с воды". Экипаж К2-1 приготовился к фото и видеосъёмке и одновременно к страховке спасконцами.

К4 стартовал в порог в 16:36. Судно прошло порог без проблем (Фото. 19 и 20).

Все суда прошли шиверистый участок "каньона" "Сосновый" и зачалились к ЛБ перед порогом "Пронеси, Господи!".

Участок между порогами "Прощай, Родина!" и "Пронеси, Господи!" в воду "ниже средней", которая была в данном случае, был более технически сложен, чем в "среднюю" воду, которая наблюдалась при его прохождении два года назад.

У порога "Пронеси, Господи!" была установлена страховка, фото и видеосъёмка. К2-1 стартовал в порог в 17:20. Успешно пройдя разгонную шиверу и первый слив (Фото. 21), судно ушло от прижима к скале ПБ, оставило торчащий "зуб" слева и чётко вошло в каменный "желоб" (Фото. 22). В наиболее узком месте "желоба" катамаран не миновал прижима к скале ПБ, из которого довольно быстро вышел и, закончив прохождение, встал на страховку "с воды" за скалу ЛБ.

К2-2 начал прохождение порога "Пронеси, Господи!" в 17:40. Разгонная шивера и заходная часть порога были пройдены технично и красиво (Фото. 23). Без труда был преодолен первый прижим, каменный "зуб" остался слева. Затем, после мощного слива, попав в каменный "желоб", катамаран развернуло на 180? и прибило к скале ПБ. Судно попало в струю противотока и прошло вдоль скалы вверх по течению несколько метров. Экипаж развернул катамаран и вышел на прямую струю. Однако поток вновь прижал судно к скале ПБ. Из этого прижима удалось довольно быстро выйти. К следующему выступу скалы ПБ, в самом узком месте "желоба", К2-2 был прижат основательно и "просидел" в этом прижиме полминуты. Левый баллон сильно притапливало. Левому гребцу для уравновешивания судна пришлось вылезать из упоров на раму (Фото. 24). С берега К2-2 пытались помочь выбраться спасконцом, но экипаж самостоятельно преодолел прижим и успешно закончил прохождение препятствия.

К4 от прохождения порога "Пронеси, Господи!" отказался из-за боязни налететь на торчащий из воды "зуб" и повредить раму катамарана. К2-1 и К2-2 сплавились до окончания "каньона" и вынесли суда на берег, в лагерь. Экипажи этих судов вернулись по дороге к порогу "Пронеси, Господи!", чтобы помочь экипажу К4 поднять судно от воды вверх по довольно крутому, поросшему лесом склону. Общими усилиями К4 был вынесен из "каньона" и доставлен в лагерь.

Ужин в 20 часов. Отбой в 22 часа.

03 мая 2007 года. Четверг. 6 день пути. Четвёртый ходовой день.

Подъем дежурных в 8:00. Общий подъем в 9:00. Выход в 11:30.

Порядок движения прежний - К2-1, К2-2, К4.

К2-1 прошёл каньон "Малый Блыб" сходу и встал на страховку "с воды". К2-2 также прошёл препятствие сходу. После этого экипаж К2-2 приготовился производить фото и видеосъёмку. Экипаж К4 зачалился перед препятствием и осмотрел его. Затем К4 успешно прошёл "каньон" "Малый Блыб" (Фото. 25).

К началу "каньона" "Солёные Скалы" подошли в 13:30. После установки лагеря и обеда пошли на осмотр "Солёных Скал". Растаявший снег вызвал к вечеру подъём воды. Наблюдали прохождение каньона другими группами.

Ужин в 20 часов. Отбой в 22 часа.

04 мая 2007 года. Пятница. 7 день пути. Пятый ходовой день.

Подъем дежурных в 8:00. Общий подъем в 9:00. Выход в 11:00.

Стартовали походной колонной. Порядок движения прежний - К2-1, К2-2, К4. Фотосъёмку с ЛБ производил водитель (Фото. 26 - 28).

Первая часть "каньона" "Солёные Скалы" - от моста Верх. Солёновский до порога "Кирпич" - была перегорожена стволом поваленного дерева (видно на заднем плане фотографий 29 и 32). Поэтому пришлось чалиться перед завалом, вытаскивать суда по склону с крупными камнями на дорогу, заносить за завал и спускать на воду в ближайшее улово. В это же время водитель сменил точку фотосъёмки. Суда стартовали из улова одно за другим. Этот участок "каньона" "Солёные Скалы" имеет значительный уклон и в имевшуюся воду "ниже средней" валы, "бочки" и прижимы были здесь весьма ощутимы (Фото. 30 и 31).

Зачалились на отмели у ЛБ перед порогом "Кирпич". Установили страховку, фото и видеосъёмку. К2-1 стартовал в порог в 12:40. Главный слив порога экипаж решил пройти у ПБ (Фото. 33). Успешно осуществив намеченную линию движения и, видимо, расслабившись, экипаж К2-1 не заметил обливной камень в середине порога и некоторое время снимал своё судно с этого "препятствия". После этого прохождение порога было успешно завершено (Фото. 34). К2-1 встал в улово у ЛБ на страховку "с воды".

Дальше повторилась история, случившаяся на пороге "Прощай, Родина!". Экипаж К2-2 "отзвонился" по рации о готовности стартовать. Но в это время катамаран-двойка другой группы при попытке зачалиться на ПБ (?! - ПБ в "Кирпиче" не рабочий!) был прижат к наваленным на берегу деревьям и перевёрнут. К2-1 вновь пришлось резать чалку и пускаться в путь за оторвавшимся от катамарана гребцом. Правда, в этот раз поймать неудачника не удалось - он сам быстро выбрался на ПБ. Оставшийся на катамаране гребец сумел зачалить судно к ПБ. Наблюдать, как эти потерпевшие кораблекрушение будут выходить из создавшейся ситуации экипажу К2-1 не удалось - судно вышло на струю, чалиться было уже поздно и было принято решение идти вторую часть "каньона" "Солёные Скалы". Хорошо, что накануне весь каньон был осмотрен. К2-1 был зачален на отмель ЛБ после скалы "Каменный Стог".

А К2-2 опять проходил препятствие без страховки "с воды", страхуемый только спасконцами. Прохождение было успешным и работа страхующих не потребовалась. Главный слив "Кирпича" был пройден К2-2 у ПБ (Фото. 35). Затем без проблем был пройден весь остальной порог (Фото. 36).

Руководствуясь указаниями выпускающей МКК, К4 был обнесён за порог "Кирпич".

Экипаж К2-1 вернулся к своему катамарану у скалы "Каменный Стог" и встал на страховку "с воды". Об этом по рации было сообщено остальным судам. Водитель УАЗа помогал фотографировать и занял позицию в середине второй части "каньона" "Солёные Скалы" около бревна, перегораживающего часть русла и совместно с обливным камнем у другого берега образующим довольно узкие "ворота". К2-2 и К4 успешно прошли вторую часть "каньона" "Солёные Скалы" (Фото. 37 - 39) и зачалились рядом с К2-1 за скалой "Каменный Стог".

Затем все экипажи отправились к порогу "Затычка". После осмотра порога попробовать пройти его решил экипаж К2-1. Чтобы не нести катамараны К2-2 и К4 от скалы "Каменный Стог" за порог "Затычку" было намечено место чалки перед порогом "Затычка". В этом месте встал экипаж К2-1 чтобы помочь зачалиться своим товарищам.

К2-2 (Фото. 40) и К4 (Фото. 41) успешно прошли участок "Солёных Скал" от скалы "Каменный Стог" до порога "Кирпич" и зачалились в намеченном месте. Суда подняли на дорогу, занесли за порог "Затычка" и спустили на воду. К4 встал на страховку "с воды", а экипаж К2-2 страховал спасконцом-"морковкой" с большого камня над порогом "Затычка", производил фото и видеосъёмку.

К2-1 стартовал от скалы "Каменный Стог", прошёл третий участок "Солёных Скал" и зачалился на отмель ПБ. По рации произошёл обмен сообщениями о готовности страховки, фото, видеосъёмки и готовности старта в порог.

К2-1 начал прохождение порога "Затычка" в 15:02. В сливе, предшествовавшем ключевому месту порога, К2-1 наскочил левым баллоном на надводный камень и из упоров выпал левый гребец Андрей Столяров (Фото. 42 и 43). За оставшиеся до порога 30 - 40 метров ему не удалось выбраться на судно. Оставшийся на катамаране Андрей Кривонос старался ровно завести судно в порог и избежать переворота (Фото. 44). После главного слива К2-1 забило в тень камня слева (Фото. 45). Андрей Столяров оставил попытки выбраться на катамаран и по струе самостоятельно выплыл на ЛБ. Андрей Кривонос поймал "морковку", брошенную ему сверху с камня Антоном Свешниковым, зафиксировал её за раму катамарана, пересел на левый баллон, зацепился за струю и совместными усилиями со страховкой вывел судно из улова. Маятником катамаран был зачален к ЛБ. Спасконец был отвязан от рамы "ката", Андрей Столяров занял своё место и сплав от порога "Затычка" был продолжен.

По пути до посёлка Рожкао в сплаве был сделан санитарный перерыв. К мосту у посёлка Рожкао подошли в 15:50 (Фото. 46 и 47). Все суда зачалились на отмель ПБ. Катамараны были сдуты и погружены на багажник УАЗа, после чего группа вернулась в базовый лагерь в начале "каньона" "Солёные Скалы".

Обед в 17:30. Ужин в 21 час. Отбой в 23 часа.

05 мая 2007 года. Суббота. 8 день пути.

Подъем дежурных в 8:00. Общий подъем в 9:00.

Выезд на реку Белая в 10:35. По дороге несколько раз были остановлены на постах ГИБДД, но обошлось без улучшения материального благосостояния работников этой доблестной службы. Заезжали в город Майкоп для получения пропуска в Кавказский Заповедник. Обедали в придорожном кафе. Около порогов "Киши-1" и "Киши-2" запасли дров, поскольку в районе посёлка Гузерипль их нет. Прибыли на поляну у посёлка Гузерипль в 19:50.

Производили подготовку к предстоящему выходу к началу каньона "Серёгин". К2-1 был полностью разобран и упакован в рюкзаки его экипажа. К2-2 и К4 были разобраны частично: баллоны отвязаны от рамы, воздух из них был выпущен и баллоны были распределены по рюкзакам. Рамы не разбирались. Было собрано и упаковано в рюкзаки сплавное снаряжение. Подготовлен перекус для предстоящего выхода.

Ужин в 21 час. Отбой в 23 часа.

06 мая 2007 года. Воскресенье. 9 день пути. Шестой ходовой день.

Подъём дежурных в 7:00. Общий подъём и завтрак в 8:00.

Выход в 9:20. Лагерь не снимали, его остался охранять водитель УАЗа. На пропускном пункте в заповедник пропуск, полученный в Майкопе, был признан и группа, перейдя мост через Белую, начала движение вверх по ПБ. Через некоторое время одному из участников группы пришлось вернуться в базовый лагере за забытым элементом сплавного снаряжения. Ожидали забывчивого товарища 15 минут.

Двигались в режиме: 30 минут переход, 10 минут отдых (Фото. 48 и 49). Не смотря на все предостережения в отчётах предыдущих групп, на одной неочевидной развилке свернули направо и попали на довольно крутой склон, заросший рододендронами. С трудом преодолели это препятствие, и вышли на хорошо набитую основную тропу, которая проходит левее, несколько отходя от берега.

В нескольких местах, где была возможность, подходили к обрывистому каньонному берегу реки и осматривали её участки. Из осмотренного становилось ясно, что Белая проложила себе путь в вертикальных каньонных стенках и имеет на этом участке довольно серьёзные препятствия.

Делали привал, на котором устроили перекус. На место начала сплава, к началу "Серёгиного" каньона, туда, где кончаются вертикальные каменные стенки и можно спуститься к воде, пришли в 13 часов. Приступили к сборке катамаранов и к облачению в сплавное снаряжение. Одновременно с этим готовили чай.

В 16 часов К2-1 и К2-2 были полностью готовы к сплаву. Эти суда перечалились на ЛБ и осмотрели начало первого препятствия. В 16:15 К4 также был готов к сплаву (Фото. 50). По рации экипажу К4 были даны рекомендации по прохождению участка реки до поворота, который удалось осмотреть по ЛБ. В 16:20 стартовали в "Серёгин" каньон. Порядок движения - К2-1, К2-2, К4. Сразу после старта стало понятно, что идти сходу, без предварительной тщательной разведки, препятствия каньона довольно не просто. Требовалось максимально быстро реагировать и отрабатывать уход от прижимов, проходить сливы, пробивать "бочки". При этом в каньоне почти нет улов, куда можно было бы встать и "перевести дух".

Найдя, наконец, крошечное улово у скалы ПБ, К2-1 встал в него, чтобы подождать и пофотографировать остальные суда. К2-2, шедший сразу следом за К2-1, "забился" в то же улово чуть ниже К2-1. Удалось сфотографировать К4, проходящий "Серёгин" каньон (Фото. 51). Подойдя к "прилепившимся" к скале ПБ К2-1 и К2-2, К4 тоже решил зачалиться, но было уже некуда. К4 ткнулся в К2-1, и сделал "телемарк", был подхвачен струей и "полетел" дальше. К2-1 тут же вышел из улова и увидел, как К4 натащило на скалу ПБ и перевернуло. Двое гребцов оказались "в периметре" судна, а двое - за пределами периметра, но удерживались за катамаран. Успешно пройдя прижим, экипаж К2-1 обернулся и увидел, что К2-2 после выхода из улова тоже, как К4, не смог справиться с прижимом и перевернулся. Оба гребца были в периметре. Учитывая, что состояние гребцов К4 было более критическое, чем у К2-2, а опыт экипажа К2-2 был больше, чем у экипажа К4, было принято решение в первую очередь заняться спасением К4.

Было предпринято несколько попыток "затолкать" К4 в небольшие улова у береговых скал. Но большая "парусность" К4 и два гребца, продолжавшие "парусить" за бортом, не дали возможности это сделать. К тому же препятствия каньона следовали одно за другим не ослабевая. Тогда К2-1 обогнал К4, зачалился в улово ПБ ,и кинул терпящим бедствия товарищам спасконец-"морковку". К4 был подтянут к берегу. Все гребцы были целы и невредимы. Потерю составила радиостанция в герметической упаковке, которая была пристёгнута к раме К4, оборвалась и уплыла во время сплава вверх килем. Также уплыло весло одного из гребцов.

К2-2 подошёл к зачаленным К2-1 и К4 на ровном киле, оба гребца находились на своих местах. Экипаж сразу после оверкиля самостоятельно "раскантовал" своё судно и продолжал сплав в штатном режиме.

Общими усилиями поставили К4 на ровный киль. Обменялись впечатлениями и в 16:50 продолжили прохождение. Упущенное весло видели в жёстком улове у ЛБ, но вытаскивать его оттуда не стали, поскольку рядом с этим уловом находился резкий ПП с прижимом к скале ЛБ и слив. На следующий день весло всё же было возвращено владельцу ребятами из другой группы, проходившими "Серёгин" каньон. Они поймали весло в улове значительно ниже.

Дальнейшее прохождение "Серёгиного" каньона проходило в штатном режиме. К2-1 время от времени чалился в улова у скал для страховки и фотосъёмки остальных судов (Фото. 52 и 53). Через несколько километров препятствия упростились, а затем и вовсе закончились. Но красивые отвесные стенки ещё некоторое время тянулись по обеим берегам (Фото. 54). После окончания каньона, недалеко от моста через Белую, на ЛБ стоял базовый лагерь каякеров и над рекой была навешена трасса. Сходу попытались пройти её (Фото. 55).

В 17:30 зачалились на ЛБ у своего базового лагеря на поляне возле Гузерипля. Остаток дня был проведён в обсуждении прошедшего прохождения и в обмене впечатлениями. От сплава в этот день все получили большое удовольствие.

Ужин в 21 час. Отбой в 23 часа.

07 мая 2007 года. Понедельник. 10 день пути. Седьмой ходовой день.

Подъём дежурных в 7:00. Общий подъём и завтрак в 8:00.

Выход в 10 часов. Базовый лагерь у Гузерипля не снимали, вещи собрали в палатки. Порядок движения: К2-1, К2-2, К4. Порог "Театральный" прошли сходу. В 10:30 подошли к порогу "Топорики". С берега фотосъёмку помогал делать водитель. Прошли порог сходу (Фото. 56 - 59). После порога "Топорики" два раза чалились для осмотра: боялись "влететь" в порог "Топоры".

Перед порогом "Топоры" зачалились к ПБ заблаговременно. Осмотрели препятствие. При имевшем место уровне воды, когда правая протока была практически сухая, а основной слив представлял собой жёлоб в поперечном сечении, безаварийное прохождение водопадного порога виделось весьма сомнительным. Тем не менее, ввиду возможности установки хорошей страховки за порогом, К2-1 решил попробовать пройти препятствие. При этом намечался проход по основному сливу у самых скальных выступов ПБ. К4 перегнали ближе к порогу, помогли зачалиться, занесли за порог и установили на страховку "с воды". Экипаж К2-2 производил фото и видеосъёмку.

К2-1 стартовал в "Топоры" в 11:57. Не смотря на бурную заходную шиверу, линия движения при входе в порог была выдержана (Фото. 60). Но катамаран стащило в центр водяного желоба (Фото. 61) и перевернуло (Фото. 62). На прогонном участке за порогом гребцы выбрались на судно и совместными усилиями с катамараном страховки завели К2-1 в улово у скал ПБ, где он был поставлен на ровный киль.

К2-2 занесли за порог "Топоры". Все суда прошли участок до порога "Киши-1" и зачалились к ЛБ в небольшом распадке. Вышли на дорогу и осмотрели пороги "Киши-1" и "Киши-2". Вынесли К4 на дорогу, занесли за порог "Киши-2", спустили по крутому склону к воде (Фото. 63) и поставили на страховку. Экипаж К2-2 производил видеосъёмку у "Киши-1" с ЛБ и у "Киши-2" с ПБ. Водитель УАЗа помогал фотографировать с дороги ЛБ.

К2-1 начал прохождение порогов "Киши-1" и "Киши-2" в 13:27. Катамаран зашёл в "Киши-1" у ЛБ, прошёл по краю главного слива (Фото. 64), прошёл слив через обливной камень у ЛБ, сделал "телемарк", выровнял курс и, пройдя по "языку" между бочками, вышел из "Киши-1". Между "Киши-1" и "Киши-2" экипажу удалось держать ровный курс и обойти обливной камень. В "Киши-2" К2-1 заходил по "языку" между валами (Фото. 65). Выдержать ровный курс удалось и, пройдя слив порога (Фото. 66), К2-1 зачалился к ЛБ рядом со страхующим К4.

Экипаж К2-1 встал на страховку "с воды" за "Киши-2". Экипаж К4 вытащил своё судно на берег и встал на фото и видеосъёмку. Кроме этого, была выставлена страховка в "Киши-2" спасконцом-"морковкой" с ЛБ после "бочки" за сливом между большим надводным камнем и ЛБ.

К2-2 стартовал в пороги "Киши-1" и "Киши-2" в 13:48. Судно зашло в порог "Киши-1" у ЛБ, прошло по краю главного слива (Фото. 67), прошло пологий слив, прошло "бочку" за главным сливом и ровно вышло из "Киши-1". На заходе в "Киши-2" экипажу не удалось попасть на "язык" между валами (Фото. 68). Катамаран сильно подбросило (Фото. 69), но не перевернуло. К2-2 вышел из "Киши-2" и зачалился к ЛБ рядом со страхующим К2-1.

К4 не шёл пороги "Киши-1" и "Киши-2" в соответствии с указанием выпускающей МКК.

Все три судна сплавились немного ниже, где перед мостом через Белую имеется пологий ЛБ и легко вытаскивать суда. Катамараны были погружены на крышу УАЗа. Произвели заготовку дров. После этого группа вернулась в базовый лагерь рядом с посёлком Гузерипль.

Обед в 16 часов. После этого была совершена экскурсия на территорию заповедника, где был осмотрен дольмен и ГЭС на речке Молчепа, правом притоке реки Белая.

Ужин в 20 часов. В 21 час - посещение бани, которую заказали накануне. Отбой в 0 часов.

08 мая 2007 года. Вторник. 11 день пути. Восьмой ходовой день.

Подъем дежурных в 8:00. Общий подъем и завтрак в 9:00. Сбор лагеря.

Выезд в 10:30. В связи с установившейся жаркой погодой уровень воды в реке Белая сильно поднялся. В районе посёлка Гузерипль подъём воды составил приблизительно 80 сантиметров. Подъехав к порогу "Топоры" увидели, что препятствие сильно изменилось. Открылась полноводная правая протока. Основной слив стал более полноводным и не представлял из себя водяной желоб, как накануне. Порог стал более проходим. Экипажи К2-1 и К4 выразили желание пройти препятствие. К2-2 от прохождения отказался, но выразил готовность страховать "с воды" после порога.

Вернулись немного назад до места, где можно съехать с дороги на "полку", сняли суда с УАЗа, спустили их по склону к воде. Сплавились до порога. Перед порогом зачалились на ПБ. Обнесли К2-2 за "Топоры" и поставили его на страховку. Экипаж К4 производил фото и видеосъёмку. Была выставлена страховка спасконцом-"морковкой" над "бочкой" за сливом порога.

К2-1 стартовал в "Топоры" в 11:42. Линия движения была как и накануне - в главный слив, но как можно ближе к большому камню справа (Фото. 70). На этот раз катамаран не стащило влево, он упал в "бочку" после слива. Экипаж зацепился и вытащил судно из "бочки". Прохождение порога было успешно завершено (Фото. 71). Экипаж К2-1 занял место на страховке спасконцом и на видеосъёмке.

К4 начал прохождение порога "Топоры" в 12:02. Экипаж ровно подвёл судно к водопадному сливу (Фото. 72) и успешно вытащил катамаран из "бочки" за сливом (Фото. 73).

Пронаблюдав, как К2-1 и К4 успешно прошли порог "Топоры", К2-2 тоже решился на "покорение" этого сложного препятствия. Катамаран был занесён и поставлен перед порогом. К2-1 встал на страховку "с воды". Экипаж К4 вернулся на фото и видеосъёмку, а также на страховку спасконцом. К2-2 стартовал в 12:24. Заход в порог тоже был как можно ближе к большому камню справа (Фото. 74). Поскольку водоизмещение К2-2 было самое маленькое среди судов группы, катамаран с экипажем провалились в "бочку" за сливом полностью (Фото. 75). Зацепившись, Антон и Наталья вытащили К2-2 из бочки и успешно завершили прохождение порога (Фото. 76).

После этого суда сплавились до распадка на ЛБ перед порогом "Киши-1", где накануне был вытащен К4. Катамараны вынесли на дорогу и обнесли за пороги "Киши-1" и "Киши-2". После этого сплав был продолжен.

Сходу прошли порог "Московская Бочка".

Прошли мимо посёлка Хамышки. На относительно спокойном участке реки отрабатывали приёмы переворота катамарана и установки судна на ровный киль.

Зачалились на ПБ после автомобильного моста в начале каньона "Гранитный" в 14:40. Обед в 16 часов.

В 17 часов отправились на осмотр каньона "Гранитный". Вода в реке прибывала на глазах. Её уровень явно перевалил через "высокий" и стал "паводковый". Пороги-водопады "Горка" и "Пригорок" слились в один (Фото. 77). Успешное прохождение "Горки" на посудине водоизмещением менее 3 тонн представлялось весьма сомнительным (Фото. 78). Проходить "Гранитный" каньон ниже порогов "Горка" и "Пригорок" ни у кого не возникло желания, как только прошли дальше и увидели, как бешеный мутный поток бьётся и пенится внизу (Фото. 79 и 80). Дошли до конца каньона и определили место, где назавтра можно спустить суда на воду. Зелёные деревья, стоящие в воде (Фото. 81), и река, текущая через прибрежный лес (Фото. 82), полностью подтвердили предположение, что на Белой паводок.

В лагерь вернулись в 20 часов. Ужин в 21:30. Отбой в 23 часа.

09 мая 2007 года. Среда. 12 день пути. Девятый ходовой день.

Подъем дежурных в 8:00. Общий подъем и завтрак в 9:00.

Вода поднялась ещё. Катамараны загрузили на багажник УАЗа и обвезли их за каньон "Гранитный". Начали сплав в 11:15. По реке плыли брёвна разного размера и много всякого мусора.

Зачалились на ПБ после автомобильного моста за посёлком Даховская. Пошли на осмотр порогов начинающегося "Хаджохского" каньона. Идти от места чалки пришлось больше километра. Через колючие заросли кустарника пробрались к берегу у порога "Девичьи слезы". Этот порог, оцениваемый в среднюю воду 5 к.т., в паводок стал явно 6 к.т. (Фото. 83 и 84). Вернулись на дорогу и прошли до моста, ведущего на водопады "Руфабго". В пороге "Руфабго" валы стояли не меньше, чем в "Девичьих слёзах". Из-за паводка решили отказаться от прохождения порогов "Хаджохского" каньона.

Вернулись к катамаранам. Начали ставить лагерь, готовить обед, заниматься разборкой и просушкой судов.

Вечером отмечали День Победы и окончание сплава. Отбой в 23 часа.

10 мая 2007 года. Четверг. 13 день пути.

Подъем дежурных в 8:00. Общий подъем и завтрак в 9:00.

Этот день был посвящён экскурсиям. Побывали на водопадах "Руфабго" и в "Хаджохской теснине" (см. раздел 8 "Перечень наиболее интересных природных,

исторических и других объектов (занятий) на маршруте"). Пообедали в кафе в посёлке Каменномостский. Двигались в сторону Краснодара. На ночёвку встали недалеко от Белореченска на берегу озера.

11 мая 2007 года. Пятница. 14 день пути.

Выехали с места стоянки в 10:20.

Приехали в Краснодар на железнодорожный вокзал в 13 часов. Дежурили у вещей парами по 2 часа. Остальные в это время знакомились с городом.

Поезд отправился по расписанию в 22:13.

12 мая 2007 года. Суббота. 15 день пути.

Передвижение на поезде.

В 21:03, по расписанию, поезд прибыл на Казанский вокзал города Москвы.

15.05.2007 в 17:30 в московский городской турклуб была передана телефонограмма об успешном окончании группой маршрута.

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Кроме препятствий, которые являются определяющими для данного маршрута, следует обратить внимание на завалы из брёвен, которые могут перегораживать русла рек, и появляться там, где их в прошлые годы не было.

При выборе места для лагеря следует иметь в виду возможные камнепады и сели, нередко возникающие в горных районах, а также возможный резкий подъём воды.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте

Совершая поход по рекам Кавказа, при наличии резерва времени, интересно сделать радиальные выходы в горы, с которых можно увидеть великолепные пейзажи.

У посёлка Гузерипль на ПБ реки Белая на территории Кавказского заповедника интересно посетить дольмен (Фото. 90) и посмотреть на гидроэлектростанцию на речке Молчепа, правом притоке реки Белая.

В районе "Хаджохского" каньона, между посёлками Доховская и Каменномостский, на ЛБ на притоке реки Белая имеется каскад красивейших водопадов "Руфабго" (Фото. 85 - 87). К ним с дороги ПБ ведёт пешеходный мост. Вход на территорию водопадов платный. Вдоль притока проложен пешеходный маршрут.

В посёлке Каменномостский интересно посетить "Хаджохскую теснину" известную среди "водников" как порог "Шумок". Бурный поток реки Белая протекает в этом месте в высоком и узком каньоне (Фото. 88 и 89). По территории "теснины" проложены металлические мостки с поручнями. Там же, на территории "теснины", имеется небольшой зоопарк с медведем и енотом. Вход на территорию платный.

9. Дополнительные сведения о походе

9.1. Перечень специального снаряжения

Групповое (кол-во на группу)

  1. Катамаран двухместный в комплекте с дюралевой рамой - 2
  2. Катамаран четырёхместный в комплекте с дюралевой рамой - 1
  3. Спасательный конец ("морковка") - 5
  4. Весло катамаранное с пластмассовой лопастью, запасное - 6
  5. Верёвка "основная", d=10 мм, l=50 м - 1
  6. Радиостанция типа "Беркут" - 5

Личное

  1. Каска сплавная - 1
  2. Спасательный жилет надувной - 1
  3. Гидрокостюм неопреновый "мокрого" или "сухого" типа - 1
  4. Обвязка грудная с "поводком" и карабином - 1
  5. Весло катамаранное с пластмассовой лопастью - 1

9.2. Особенности общественного и личного снаряжения

Для фиксации мест стоянок и препятствий использовался прибор спутниковой навигации GPS "Garmin-12".

Для координации действий группы при прохождении препятствий, а также для связи с водителем УАЗа использовались радиостанции типа "Беркут" с общим частотным каналом D35 (канал, облюбованный обитателями интернетовского сайта veslo.ru) с центральной частотой излучения 27805 кГц. Радиостанции размещались в водостойких ("гермо") упаковках. Для повышения дальности связи использовались удлинённые штыревые антенны.

Фотографии были отсняты тремя цифровыми фотоаппаратами:

Для видеосъёмки использовались две цифровые видеокамеры.

9.3. Характеристика средств передвижения

В этом спортивном походе применялись следующие средства сплава.

1. К2-1. Катамаран туристско-спортивный двухместный для сплава по горным рекам с пониженной палубой и коленной посадкой гребцов производства новосибирской фирмы "Кулик". Модель 11 midi. Катамаран оснащён дюралевой рамой с разборными продолинами и поперечинами. Максимальная длина элемента составляет 130 см. Для соединения элементов рамы применены приклёпанные дюралевые кницы. Поплавки катамарана имеют веретенообразную форму. По конструкции поплавки двойные, имеют наружную и внутреннюю оболочки. Внутренняя оболочка поплавка состоит из двух независимых камер, склеенных из "чернухи". Сиденья гребцов размещаются на палубе поплавка и также состоят из наружной силовой оболочки и внутреннего надувного элемента. К сиденьям и поплавку приделаны коленные упоры, оснащённые регулировочными стропами и пряжками. Катамаран имеет дополнительные надувные "наплывы", расположенные на палубе перед гребцами. Основные технические данные катамарана: длина - 4,05 м, ширина - 2,0 м, диаметр поплавка - 0,6 м, полное водоизмещение - 1,0 м3.

2. К2-2. Катамаран сшит Свешниковым Антоном самостоятельно по выкройкам питерца Капранова. В "водных" кругах известен как "TWIX". Похож на "Тритон", но меньше. Материалы, использованные при изготовлении катамарана: "лыжа" - импортная теза Ferrari плотностью 900 г/м2, остальные элементы оболочки - из "баннерной" ткани (тоже теза, плотность 350 г/м2), мелкие детали сидушки - из авизента. Внутренние надувные баллоны изготовлены из "чернухи". Основные технические данные катамарана: длинна - 3,75 м, максимальная ширина - 1,90 м, максимальный диаметр баллона - 0,55 м, вес с рамой - около 25 кг.

3. К4. Четырехместный катамаран "FOX-400" московской фирмы "Рафтмастер". Технические данные катамарана: длина баллонов - 4,75 м, ширина палубы - 0,64 м, ширина рамы - 2,0 м, условный диаметр - 0,7 м, водоизмещение без дополнительных наплывов - 2,0 м3. Конструкция катамарана включала два надувных баллона, соединенных плоской рамой из продольных и поперечных труб. Рама собиралась на скрутках через литые фасонные прокладки и шнуровалась к двум встречным гребням на баллонах. Баллоны катамарана состояли из наружной силовой оболочки, которая придавала форму и воспринимала внешние нагрузки, и пневмокамеры с вклеенной поперечной перегородкой-компенсатором. Для оболочки использовалась тентовая облегченная ткань: основа - лавсан, вес - 800-880 г/м2. Низ оболочки ("лыжа") был изготовлен из сверхпрочной бельгийской тезы. Имелись дополнительные наплывы между сиденьями гребцов на каждом баллоне. Надувные сиденья и бедренные ремни позволяли гребцам эффективно работать веслами в коленной посадке. Для повышения безопасности экипажа при перевороте судна на оболочке по периметру размещены мягкие тканевые ручки.

9.4. Особенности погодных условий

Поход приходил при переменной погоде. В начале похода имела место холодная погода со снегопадами. В конце похода было солнечно и тепло.

10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

Основные затраты на данный поход приведены в следующей таблице:

№ п/п Вид затрат На одного человека, руб. На группу из 8 человек, руб.
Транспортные
1 Железнодорожный билет в плацкартный вагон на поезд № 034СБ от Москвы до Невинномысска 1147,00 9176,00
2 Железнодорожный билет в плацкартный вагон на поезд № 030ИА от Краснодара до Москвы 1389,00 11112,00
3 Автотранспорт (УАЗ «буханка») от железнодорожного вокзала города Невинномысска в течении всего маршрута до вокзала города Краснодара – 800 км 2801,25 22410,00
4 Перевес багажа при следовании «туда» ~14,13 113,00
5 Проводнику за провоз рамы катамарана «обратно» 12,50 100,00
6 Такси в Майкопе для получения пропуска в заповедник 12,50 100,00
Питание
7 Раскладка 1022,25 8178,00
8 Продукты на маршруте 54,75 438,00
9 Обед в кафе у «Хаджохской теснины» ~190,63 1525,00
Прочие расходы
10 Израсходовано аптеки 18,75 150,00
11 Видеокассеты 37,50 300,00
12 Баня в Гузерипле 180,00 1440,00
13 Экскурсии на водопады «Руфабго» и в «Хаджохскую теснину» 140,00 1120,00
Итого:
7020,25 56162,00

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Группой был успешно пройден маршрут по рекам Северного Кавказа. Заявленные для похода препятствия, в целом, были пройдены. Остались не пройденными на реке Белая "Гранитный" и "Хаджохский" каньоны: начавшийся паводок сделал трудность этих препятствий, по нашим оценка, значительно выше среднего уровня "пятёрочных" препятствий.

Пройденный маршрут показал, что участники группы готовы к сложным и интересным рекам. В то же время, поход позволил всем участникам оценить свои реальные силы и сделать выводы: к походам каких категорий сложности они готовы.

Данный маршрут может быть рекомендован как тренировочный для сильных групп, в состав которых входят участники, уже имеющие опыт прохождения препятствий 5 категории трудности.

Отчёт подготовлен Кривоносом А.В.

При подготовке отчёта использовались данные хронометража и путевые заметки, выполненные во время похода Кривоносом А.В. Также в целях хронометража использовались данные, полученные со всех имевшихся цифровых фотоаппаратов и прибора спутниковой навигации GPS.

В отчёте использованы фотографии Кривоноса А.В., Чубаренковой Н.А. и Моисеенкова М.М., а также фотографии, сделанные с видеоматериалов Неронова И.А. и Столярова А.А. Фото и видеосъёмку во время похода производили и другие члены группы, а также водитель автомобиля УАЗ.

При подготовке отчёта использовались данные, записанные в прибор спутниковой навигации GPS, и обработанные на компьютере программой OziExplorer.

Литература

  1. Большой Зеленчук. Краткое описание, http://www.whitewater.ru/tourism/rivers/kavkaz/bzelen4uk/
  2. Отчет о водном путешествии, совершенном группой туристов спортивно-туристского клуба "Пролетарка" города Твери в период с 30 апреля по 11 мая 2003 года по Западному Кавказу. Руководитель: Павел Скобин, http://www.whitewater.ru/doc.php?rivers-kavkaz-03skobin
  3. Большой Зеленчук. Лоция 2000. Из отчета библиотеки МГЦКТ. Руководитель: Милевский Е.В, http://www.whitewater.ru/
    tourism/rivers/kavkaz/bzelen4uk/kavkaz_bzelen4uk_00_locia.html
  4. Зеленчук. С 30 апреля по 6 (11) мая 2003 года. Руководитель: Паршаков П. В, http://www.stuurman.narod.ru/turotchet.htm?menu=zel_menu.htm;
    head=head.htm[pic]menu/zel_head.gif;report=zel_spravka.htm
  5. Отчет об укороченном спортивном походе пятой категории сложности по рекам Аксаут и Большая Лаба 28 апреля - 09 мая 2005 года. Руководитель: Кривонос А.В, http://skitalets.ru/water/2005/aksautlaba_krivonos/
  6. FAQ по большой Лабе от Андрея Минина, http://veslo.ru/2001/othet/labafaq/labafaq.html
  7. Отчет о водном (катамараны, каяки) путешествии II (c эл. VI) к.с. в районе Северного Кавказа по маршруту: пос. Гузерипль - р. Белая - пос. Каменномостский, совершенном с 4-го по 9-е ноября 2001 г. Руководитель: Айбатулин Р.Т, http://www.whitewater.ru/tourism/rivers/kavkaz/belaya/01ajbatulin.html
  8. Белая - ноябрь 2002 или Вторая весна. Равиль Айбатулин, Вадим Липгарт, Петр Бакланов, http://www.whitewater.ru/tourism/rivers/kavkaz/belaya/02ajbatulin.html
  9. Белая осенью 95-го. Сергей Штовба, http://www.whitewater.ru/tourism/rivers/kavkaz/belaya/Raftmaster95.htm
  10. Отчет о водном туристском спортивном походе команды "Норд-Ост" VI к.с. (короткий) в районе Северного Кавказа по маршруту: г. Армавир - пос. Курджиново - р. Большая Лаба (пороги П.Р., П.П., Кирпич, Затычка) - пос. Гузерипль, - р. Белая (пороги Киши 1 и 2, каньон Хаджохский - порог Шумок, каньон Серёгин, каньон Гранитный, порог Топоры) - г. Краснодар, совершенном с 28-го апреля по 8-е мая 2006 г. Руководитель: Потапов А.Н.
  11. Мы всё делали неправильно. Сергей Шинкарёв, http://www.whitewater.ru/tourism/rivers/kavkaz/belaya/Shinkarev01/
  12. Отчет о водном туристском спортивном походе команды "Норд-Ост" II (c эл. VI) к.с. в районе Северного Кавказа совершенном с 29-го апреля по 8-е мая 2005 г. Руководитель: Потапов А.Н.
  13. Номер отчета в библиотеке МГТЦК: 6105, http://www.skitalets.ru/water/2005/belaya_nordost/

Приложения

Путевые точки

Здесь приводятся путевые точки маршрута в формате для GPS "Garmin" и программы OziExplorer.

Datum,WGS84,WGS84,0,0,0,0,0

Картографический материал

  1. Обзорная карта маршрута. Склейка фрагментов номенклатурных листов К-37 и L-37 (1:1000000)
  2. Фрагмент номенклатурного листа K-37-23 "Архыз" (1:100000). Река Большой Зеленчук
  3. Фрагмент номенклатурного листа K-37-11 "Преградная" (1:100000). Река Большой Зеленчук
  4. Фрагмент номенклатурного листа K-37-12 "Карачаевск" (1:100000). Река Большой Зеленчук
  5. Фрагмент номенклатурного листа K-37-22 "Загедан" (1:100000). Река Большая Лаба
  6. Фрагмент номенклатурного листа K-37-10 "Курджиново" (1:100000). Река Большая Лаба
  7. Фрагмент номенклатурного листа K-37-009-А (1:50000). Река Белая
  8. Фрагменты номенклатурного листа L-37-141-В (1:50000). Река Белая
  9. Фрагменты номенклатурного листа L-37-141-В (1:50000). Река Белая
  10. Фрагменты номенклатурного листа L-37-141-А (1:50000). Река Белая
  11. Фрагменты номенклатурного листа L-37-141-А (1:50000). Река Белая
Фотографии

1. Стапель выше посёлка Архыз

2. Завал в верховьях реки Большой Зеленчук

3. Экипаж К4 обносит судно за завал

4. К4 в шивере под мостом в районе посёлка Архыз

5. К2-2 в шивере под мостом в районе посёлка Архыз

6. Прохождение "Взрывного" порога выше порога "Пушка" на реке Большой Зеленчук

7. К2-2 в пороге "Пушка"

8. К4 в пороге "Пушка"

9. К4 во "Взрывном" пороге ниже порога "Пушка" на реке Большой Зеленчук

10. К2-2 во "Взрывном" пороге ниже порога "Пушка" на реке Большой Зеленчук

11. Группа перед сплавом по Большой Лабе

12. К4 в шивере на реке Большая Лаба выше "каньона" "Сосновый"

13. К2-2 в шивере на реке Большая Лаба выше "каньона" "Сосновый"

14. К2-1 в начале порога "Прощай, Родина!" на реке Большая Лаба

15. К2-1 перед главным сливом порога "Прощай, Родина!" на реке Большая Лаба

16. К2-1 после главного слива порога "Прощай, Родина!" на реке Большая Лаба

17. К2-2 после первого слива порога "Прощай, Родина!" на реке Большая Лаба

18. К2-2 в пороге "Прощай, Родина!" на реке Большая Лаба

19. К4 в пороге "Прощай, Родина!" на реке Большая Лаба

20. К4 после главного слива порога "Прощай, Родина!" на реке Большая Лаба

21. К2-1 на заходе в порог "Пронеси, Господи!" на реке Большая Лаба

22. К2-1 в пороге "Пронеси, Господи!" на реке Большая Лаба

23. К2-2 в начале порога "Пронеси, Господи!" на реке Большая Лаба

24. К2-2 в прижиме в пороге "Пронеси, Господи!" на реке Большая Лаба

25. К4 в "Малом Блыбе" на реке Большая Лаба

26. К2-1 в начале "каньона" "Солёные Скалы" на реке Большая Лаба

27. К2-2 на заходе в "каньон" "Солёные Скалы" на реке Большая Лаба

28. К4 в начале "Солёных Скал" на реке Большая Лаба

29. К2-1 в "Солёных Скалах" после обноса завала (на заднем плане)

30. К2-1 выходит из "бочка" в "каньоне" "Солёные Скалы"

31. К2-2 в "бочке" в "Солёных Скалах"

32. К4 в "Солёных Скалах" после завала

33. К2-1 после главного слива порога "Кирпич" на реке Большая Лаба

34. К2-1 в конце порога "Кирпич" на реке Большая Лаба

35. К2-2 в главном сливе порога "Кирпич" на реке Большая Лаба

36. К2-2 в конце порога "Кирпич" на реке Большая Лаба

37. К2-2 в "узком месте" второй части "каньона" "Солёные Скалы"

38. К4 во второй части "каньона" "Солёные Скалы"

39. К4 проходит "ворота" во второй части "каньона" "Солёные Скалы"

40. К2-2 в "Солёных Скалах" после скалы "Каменный Стог" перед порогом "Затычка" на реке Большая Лаба

41. К4 в "Солёных Скалах" после скалы "Каменный Стог" перед порогом "Затычка" на реке Большая Лаба

42. К2-1 в сливе перед порогом "Затычка" на реке Большая Лаба

43. К2-1 перед порогом "Затычка". Возникла вакансия

44. К2-1 в пороге "Затычка" на реке Большая Лаба

45. К2-1 борется с "Затычкой"

46. К4 под мостом у посёлка Рожкао на реке Большая Лаба

47. К2-2 под мостом у посёлка Рожкао на реке Большая Лаба

48. Пеший переход к началу каньона "Серёгин" реки Белая

49. Привал во время пешего перехода к началу каньона "Серёгин" реки Белая

50. Перед стартом в каньон "Серёгин" реки Белая

51. К4 в начале каньона "Серёгин" реки Белая

52. К2-2 в каньоне "Серёгин" реки Белая

53. К4 в каньоне "Серёгин" реки Белая

54. К2-2 в конце каньона "Серёгин" реки Белая

55. К4 выше моста через реку Белая у посёлка Гузерипль

56. Суда группы на входе в порог "Топорики" на реке Белая

57. К2-1 в пороге "Топорики" на реке Белая

58. К2-2 в "Топориках" на реке Белая

59. К4 на выходе из порога "Топорики" на реке Белая

60. К2-1 на заходе в порог "Топоры" на реке Белая

61. К2-1 в "Топорах"

62. "Киль" К2-1 в "Топорах"

63. Спуск К4 на страховку за порогом "Киши-2"

64. К2-1 в пороге "Киши-1" на реке Белая

65. К2-1 перед сливом порога "Киши-2" на реке Белая

66. К2-1 в "Киши-2"

67. К2-2 в пороге "Киши-1" на реке Белая

68. К2-2 заходит в "Киши-2" на реке Белая

69. Картвел К2-2 в пороге "Киши-2"

70. К2-1 заходит в "Топоры". Дубль-2

71. К2-1 выходит из "Топоров". Полёт нормальный

72. К4 на заходе в "Топоры"

73. К4 борется с "бочкой" в "Топорах"

74. К2-2 подходит к "Топорам"

75. К2-2 "по уши" в "бочке" "Топоров"

76. К2-2 вышел из "бочки" порога "Топоры"

77. Пороги "Горка" и "Пригорок" слились в один

78. Порог "Горка" в паводок

79-80. "Гранитный" каньон. Паводок

81. Деревья в воде - на реке паводок

82. Река Белая течёт через лес. Точно паводок

83. Первая ступень порога "Девичьи слёзы" в "Хаджохском" каньоне реки Белая

84. Вторая ступень порога "Девичьи слёзы" в "Хаджохском" каньоне реки Белая

85-87. Водопады "Руфабго"

88. "Хаджохская теснина" (порог "Шумок"). Паводок

89. "Хаджохская теснина" (порог "Шумок"). Признак паводка - лестница уходит в воду

90. Дольмен в Кавказском заповеднике

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея