Логин
Пароль

Регистрация

Главная > Водный туризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Заметки о водном походе по реке Хопер

Дата: 15-24 мая 2009 г.

Маршрут: от ст. Вертуновская до г. Аркадак

Автор: Михаил Николаев

Это не отчет в привычном водно-туристском формате, а нечто вроде сочинения на вольную тему. Но может быть наши заметки кому-нибудь пригодятся, дополняя тексты других более дисциплинированных и наблюдательных информаторов. Общеизвестные описания постараемся опускать. О характере реки, о том, как выглядят берега и проч. можно прочитать у других авторов.

О нас. Мы - двое пятидесятилетних "пенсионеров": Миша и Саша. Лодка - "Вуокса-3". Не дистрофики. Гребем трезвыми. Шурик - страшно сказать - вообще непьющий. Принципиально.

Цель путешествия - прогулочная. Расписание - свободное. Без жестких установок. Не Карелия, куда мы в составе большой группы участников совершаем главный поход в каждый из летних сезонов. Это там сойти с маршрута - проблема. Здесь - режим организации и прохождения расслабленный. В этот раз расслабились - более чем.

Предыстория. Маршрут решили проплыть еще в прошлом году. В середине сентября в субботу вечером сели в вагон на Павелецком вокзале и утром следующего дня выгрузились на ст. Вертуновская. Не успели оглянуться по сторонам, как к нам уже подошел местный паренек, спустившийся из соседнего вагона.

-На Хопер?

-Ага.

-Машина нужна?

-Да.

-Подождите, я через 5 минут подъеду

Через минут 20 мы были у реки. Паренек возвращался из Москвы, где работал охранником вахтенным методом. Цены московские знал. Отдали 400 руб., хотя в интернете прочитали, что от станции до реки 1,5 км. Но ехали мы точно больше.

В свой первый день плыли мы не очень долго. Задним числом думаю, что все же километров 20 сделали. Остановились у д.Чиганак. Мобильная связь действовала. Сделали звонки. И тут выяснилось, что по семейным обстоятельствам одному из нас нужно срочно было возвращаться в Москву. Посмотрели карту, увидели, что впереди - у д.Потьма - мост. Поднявшись рано утром, доплыли до него, разобрались, доехали до Ртищево и вечером следующего дня были в Москве.

Здесь может быть уместным сделать небольшое отступление о том, как Россия постепенно "поднимается с колен".

Разбирая нашу байду, мы заметили возле одной из опор моста двух мужиков, роющих яму. Приблизившись, увидели, что они извлекают из недр проржавевший швеллер. Один - постарше, другой - помоложе. Разговорились и выяснили, что партнеры по бизнесу зарабатывают тем, что освобождают землю от железяк и сдают их по 6-7 тыс. руб. за тонну. Младший в свое время закончил радиотехникум, что позволило ему собрать примитивный металлоискатель. Потом "раскрутились", купили заводской. По их словам, весь металл с земли общенародными усилиями уже собрали, "санитаров природы", выбравших это благородное занятие с целью поддержания штанов и согрева организма, нашлось предостаточно. Подчистили все. Навели порядок на родном черноземе. Теперь процесс добычи металла опустился в глубь. Здесь уже требовался инструментарий, случайные люди ушли в сторону, остались наиболее стойкие, профессионалы. С увлечением рассказывали мужики о большой неразорвавшейся авиационной бомбе, на которую положили глаз. Младший по аттестации старшего - Бориса - проявляет склонность к выпивке. Борис его вовлек в дело, дающее заработок, присматривает за ним и не дает разгуляться. Вообще, старший из партнеров показался нам весьма по-человечески симпатичным, интересным и отзывчивым. Рассказывал, как разводил скот, брал кредиты, ездил в Москву разыскивать в Реутово должника, реализовывавшего на рынке в том числе и его мясо, бил ему морду и т.д. Оставив старателям продукты и заплатив денег, уговорили их подбросить нас до Ртищево на своем газике с прицепом. Так решили транспортную проблему. Но вернемся к нашей сегодняшней теме….

В этом году решили все же маршрут "добить". Времени было побольше. Еще раз покопались в интернете. Везде указано: от Вертуновской до Балашова - 130 км. С субботы по пятницу за 7 дней можно без суеты с двумя стояночными прокатиться, не слишком напрягаясь. Меньше чем 30 км. в сутки. Нас это вполне устраивало. Тем более, что после небольших споров, решили идти от того самого моста, где закончили путешествие в прошлом году. Шурик настаивал: второй раз по одному и тому же участку плыть неинтересно.

Ехали поездом Москва-Алматы. Естественно, плацкарт. Места - возле туалета. Главное впечатление - стаканы с чаем - без металлических подстаканников. В пути торговля медом, шерстяными носками и варежками. Соседка пенсионного возраста купила несколько пар носков. Поддавшись общему психозу, сделали покупки и мы (надо же что-то привезти в подарок близким, которых не взяли с собой, найдя для оправдания "веские аргументы"). От меда удалось отбиться, хотя перед нами ставили на стол банку и умоляли попробовать. После одного из таких визитов женщина хватилась: нет кошелька. Облазили все - нет. Попытки заставить ее вспомнить, когда она последний раз держала в руках кошель были бесполезными. Она никак не могла сосредоточиться. Конечно, подозрение пало на поездных торговок. Стали вспоминать о разных случаях карманных краж. Я рассказал о своих историях. "Пострадавшая" уже было смирилась с пропажей, когда вдруг обнаружила кошелек в потайном отделении сумки.

16.06.09

Утром выгрузились в Ртищево. У вагона уже дежурят таксисты. Приценились. Водитель на минуту задумался, начал высчитывать: до моста 30 км., потом объявил: "400 руб.". Те же деньги. В прошлый раз мы ехали от моста до Ртищево тоже 20-30 км., поэтому нам и в голову не пришло, что нас могут привезти куда-то в другое место: в западном направлении других мостов не было. Мы даже и не оговаривали маршрут. Закупили в магазине крупы, хлеб, овощи, уточнили, когда отходит электричка из Балашова на Ртищево (в 15-50, у нас уже были куплены обратные билеты Ртищево-Москва) и поехали.

Привезли нас, однако, к другому мосту меньшего размера, чем прошлогодний.

Но мы над этим особо не задумывались, пригляделись к карте и решили, что, кажется, у д.Перевесинка, ниже по течению, есть что-то такое "мостообразное". Ну что ж проплывем чуть поменьше.

Перекусили, собрали байду, заморосил небольшой дождичек. Наконец поплыли. Ветер в морду. Дождь то капает, то прекращается.

Прошли около 1 часа 15 минут и решили вставать. На часах было 16-20. Натянули тент, развели костер, поставили палатку. Шурик покидал спининг, червя не было, лопаты, чтобы накопать тоже. Мобилы сеть не ловили, с близкими не поговорить. Вылезли комары. Приготовили гречку с тушенкой. Шурик не пьет, я опрокинул три стопаря. Спать легли рано.

17.05.09

Утром встали, позавтракали. В 11-20 отплыли. Попытались соориентироваться поточнее. Шуриков навигатор, в который была закачена карта Саратовской области, не фурычил. Показывал, что мы находимся где-то на границе с Пензенской областью. Но это обстоятельство, как и указатель "Бековский район Пензенской области", виденный нами у моста, где мы собирали байду, нас не насторожило. Я пользовался картой, распечатанной из интернета. С каким эффектом, выяснилось позже.

Плывем, делая небольшие остановки. Народу встречаем немного. Спрашиваем у одного из рыбаков про ближайший магазин. Он называет деревню Зубрилово. Я хорошо помню, что мы ее проплывали в прошлом году (это самый первый населенный пункт с начала маршрута), да и на карте она есть, но гораздо выше по течению от нашего предполагаемого нахождения. Может чего перепутал мужик? Или еще одно какое-то Зубрилово есть ниже? Хотя на карте - ничего не обозначено. Проплыли железнодорожный мост, но и это не вывело нас из состояния умственной расслабленности.

По пути увидели коровье стадо. Шурик обрадовался, попросился на берег и стал ковырять коровьи "лепешки" в надежде найти червей.

Подошел молодой парень-пастух. Разговорились. В стаде, собранном с двух улиц, 43 коровы. Раньше было 120. Но жизнь вроде бы потихоньку налаживается. Объяснил, что ближайшая деревня - Сосновка, наиболее близко расположенная к станции Вертуновской. Я завертел картой. Тут уже не могло быть сомнений, что мы находимся севернее, чем предполагали. Но как такое оказалось возможным? К своему позору, я даже предположил, а не плывем ли мы против течения и стал пристально вглядываться в воду.

Наконец до нас дошло: выбросили нас, очевидно, где-то в районе д.Чадаевки, в нескольких км. от моста ж.д. линии Москва-Саратов, отвезя не в западном, как мы предполагали, а в северном направлении. Я, пытаясь смыть с себя позор недавнего предположения о том, что мы поплыли против течения, ехидничал: Шурик, как же ты не узнал знакомые места?

Остановились на стоянку возле деревни Чиганак. Ее с воды не видно. До нее по дороге метров 800. Со стоянки иногда слышен только собачий лай. Согласно навигатору, прошли, стартовав от места ночевки, расположенного до ж.д. моста, 24 км. В первый день расстояние не засекали. Вряд ли сделали за час с четвертью больше 6-8 км. Имея в виду дальнейшее, необходимо сказать, что о точности измерения расстояния говорить приходится в пределах 2-3 км. погрешности. Несколько раз навигатор отключался, теряя связь со спутниками, раз-другой Шурик забывал его включить при старте, да и цифры называл, округляя до километра. Но это не менее точные ориентиры, чем описания типа "через несколько часов хода" (кто греб? на чем гребли? как гребли?), или "после (не доходя) деревни такой-то" (когда после, сколько не доходя?).

В прошлом году мы чуть-чуть не дошли до оборудованной стоянки, встав в первом же сменившем лиственный лес сосняке. В этот раз прошли до второго, где Шурик еще тогда обнаружил обустроенное место.

Разговорились с возвращавшимся в деревню рыбаком. Выяснили, что это он нам в прошлом году предлагал отдать свою единственную пойманную щуку, когда проплывал мимо нас в своей деревянной лодке. Как тесен мир на рыболовной реке. Шурик пошел с ним в деревню накопать червей. Возвратился и закинул удочку. Клева не было. Побросал спининг. Пусто. Приехали еще двое на машине из Ртищево. Кстати, к большинству стоянок есть автомобильный подъезд, но нам это ни в этот раз, ни в дальнейшем, неприятностей не доставляло. Приехавшие поставили сеть. Утром обещали возвратиться. Действительно, около 9-ти вновь показалась машина. Вытащили с недовольными физиономиями всего-навсего одного язя. Один из рыболовов, как выяснилось, 20 лет проработал в Москве строителем, устроившись в одну из стройорганизаций по лимиту. Жил в общагах, потом дали комнату в коммуналке, а через 10 лет, наконец, получил квартиру. В годы перестройки, когда все начало загибаться, уехал к себе на родину в Ртищево.

С утра подошли к реке еще двое. Никакого результата. Один из них продемонстрировал нам только что убитую гадюку. О том, что ядовитых змеюк можно будет встретить в лесу и на песке, мы были информированы, себе под ноги старались глядеть.

Накануне вечером поужинали борщом из пакетов, добавив в него мелкопоструганной картошки и лука (я уже понял, что на уху мало надежды и пора перестать экономить приготовленные ингредиенты). Шурик вбухал в кан целых два пакета, и у нас получилось нечто кашеобразное, сильно напоминающее томатный соус. Съев половину, добавили кипятка. Теперь варево стало, действительно, напоминать борщ. Легли около 22-00.

18.05.09

Проснулся около 7-00, встал, приготовил завтрак (молочную рисовую кашу). Как привык, окунулся. Проплыл метров 5 и выскочил. Холодновато, особо не порезвишься. Вышли в 10-03. Проплыли мост, откуда снимались в прошлом году. Тогда даже фотографировать не было настроения.

Чуть далее- деревня Потьма. "Чуть", естественно, - понятие относительное. Но слева можно увидеть дорогу (или тропинку) и песчаный пляж. Шурик разузнал, что в Потьме аж 3 магазина. Причалили. Он пошел за манкой. Вернулся через час. Манки не было, зато купил 2 полуторалитровые бутылки молока из-под коровы. За 50 руб.! И хлеб. И… запасной рулон туалетной бумаги (молоко-то, мол, натуральное, непривычное, а вдруг…?!). Рассказал, что объяснения местных жителей (ему попался какой-то паренек) скорее способны запутать нежели помочь найти верную дорогу. Объясняют так, что чужаку понять совершенно ничего невозможно. Объясняющему самому ясно, а как посторонний воспримет, об этом не думают. Меня Шурик отправил посмотреть окрестности. По его словам, взобравшись на горку, можно было насладиться красивой природой. Действительно, пройдя территорию пионерского лагеря и поднявшись наверх, на косогор я с удовольствием обозрел открывшуюся картину - роскошные виды пересеченной местности. Перспектива и простор, какие мне давно не доводилось видеть. Чудесная панорама.

В пионерлагере красили и убирались . Ждали заезда ребят. Лагерь ртищевский, муниципальный. Рассчитан на прием 180 детей.

Устроен в бывшей усадьбе помещика Кожевникова. Помещичий дом стоит близко к реке, тогда как деревни, как справедливо указывается в интернете, расположены по большей части в некотором отдалении от воды. Дом обит каким-то современным материалом. Его пытались реставрировать, да видно не хватило ресурсов, бросили.

Помещик держал мельницу и приезжающих на помол крестьян селил в так называемой "людской" - каменном строении, к которому позднее сделали с торцов деревянные пристройки и приспособили для детей. Все подробности узнал от встреченных в пионерлагере работниц.

С удовольствием сфотографировал свежепокрашенные фонтанчики, ностальгически памятные по собственному пионерлагерному прошлому.

Поплыли дальше. Первые два часа после утреннего старта светило солнце, потом небо заволокло облаками.

Пообедали на крутом берегу, где Шурик натолкнулся на гадюку, которую пришлось прикончить. На стоянке можно было увидеть произведения туристского искусства.

Обед мы готовили, пользуясь газовой горелкой. Очень удобно, не надо разводить костер. А для перекуса на двоих (супа с бутербродами и чая) - как раз то, что надо.

Искать место для ночлега стали, кажется, около 18-00. Стоянка возле д.Ключи была самой красивой. Обустроенная, на высоком берегу. Стол с "лавками", оборудованное костровище со "стульями" вокруг. Красивая панорама.

Если б знали, как сложится маршрут, наверное, постояли бы денек тут. Рыбы опять не было.

19.05. 09

Утром, как обычно, завтрак, бодрящее купание, … и в путь. Погода наладилась. Я, как и в Карелии, предпочитал в любую погоду минимум одежды и принимал загар. Шурик оставался верный своим правилам и регулировал температурный режим с помощью многочисленных молний на куртке, раскрытие которых усиливало вентиляцию воздуха внутри.

Углядели на берегу цаплю, за которой стали гоняться, фотографируя, снимали стоящие на приколе лодки, иногда выходили, поднимаясь на высокий берег…

Как-то незаметно промахали день, сделав 36 км. Стали искать стоянку, но ничего путного не попадалось. Чуть было не дали слабины и не встали в месте, где река сильно разлилась, образуя широкий водоем. Но поплыли дальше. Прошли д.Колычево. Она выходит к реке двумя своими концами. По воде от одного до другого - километров 6. Встретили мужчину с женщиной в лодке, они указали нам стоянку слева по берегу, рассказав, что метров через 500 от нее по правому берегу стоит "турбаза", где разводят оленей, кабанов и проч.

Итак, мы воспользовавшись советом, встали в еловых посадках. Низкий стол из еловых жердей. Место вполне приличное. Шурик поймал аж 3-х мелких окушков, которых пришлось выпустить.

В этот день нужно было определиться со стратегией действий. Если идти до Балашова, то нужно было в среду рвать когти до Аркадака ( а это весьма и весьма!), а за четверг и пятницу делать две ходки по 35 и 40 км. (так мы прочитали в описании). Это значило идти в напряженном режиме и без стояночных дней. У Шурика предпочтения - рыбалка, у меня - помахать веслами, дать нагрузку тельцу, которое днями пребывает в сидячем положении на работе в душном конторском помещении.

Шурик предлагал как вариант идти до Аркадака, проплыть его, встать чуть ниже и в субботу возвратиться назад, гребя против течения. Я допускал возможность пройти до д.Котоврас (примерно на полпути между Аркадаком и Балашовым) и оттуда машиной (на карте был обозначен мост) добраться до последнего.

После непродолжительной дискуссии я уступил (Шурик все же инициатор, и подстраивался под мое расписание, так как же без рыбалки!). Еще раз обратившись к одному из описаний усмотрели упоминание о "роскошной стоянке" ниже Турков. Это окончательно нас примирило.

На следующий день решили идти, не торопясь, искать по возможности сразу же хорошую стоянку и становиться на дневку.

20.05.09

Вышли в 10-40. Проплыли с полкилометра и выскочили на правый берег, решив совершить экскурсию на "турбазу". Подошли к забору, за которым паслись лошади. Рядом - еще более просторная огороженная территория. Отдельно на лугу - рабочая лошадь "Зорька". К нам подошел молодой человек, с которым мы и разговорились. Оказалось, что это частное хозяйство, где разводят оленей, кабанов, потом выпускают их и устраивают охоту для состоятельных людей. Выпускают в лес на другой стороне. Хотели построить напротив загона мост, но местные власти не разрешили. Дали согласие только на паром. Цистерны для его оборудования были уже завезены.

Поплыли дальше. Стоянок нет. Да и в описаниях говорится что-то маловразумительное. Перед Трубетчино ничего не обнаружили, перед Турками (райцентр) - тоже. Хотя встреченные позже возле Турков пацаны, сказали, что мы проплыли хорошую стоянку. Ну не заметили! Вообще в этот день мы лазали на каждую кручу, хоть отдаленно с реки напоминающую стояночное место. Плотина, кстати, расположена не "после Трубетчино", как пишется в описаниях, а напротив Турков. Впрочем в уточнении нет особого смысла, так как никакого препятствия она в этот период не представляет. После Трубетчино справа - территории пионерлагерей. Переодевалки выкрашены в цвета российского флага. Работавший тут же мужик недовольно пояснил, что в этом сезоне пионерлагерь работать не будет. Причины известные. В Турках Шурик снова сходил в магазин. Принес два пакета молока, сахара-песку, вареной колбасы. Манки и хлеба. Рядом с дорогой были свалены спиленные деревья. Подняли одно из них и устроили "барную стойку". Перекусили. У нас оставались яблоки и лимоны. Позже сварили отличнейший компот. Это в наших карельских традициях. Сразу после Турков по левому берегу хорошо видимый ручей. Набрали из него воды. Поплыли дальше. Часто встречались песчаные пляжи, но стоянок не было.

Описание тоже определенно говорило, что до Аркадака ловить нечего. Тем временем уже было 19-30. Решили искать песчаный пляж поровнее и становиться. Куда уж тянуть дальше. Такое место вскоре попалось на правом берегу. Палатку поставили прямо на песке.

В этот день прошли 38 км. Шурик точно и остроумно вывел походную формулу, согласно которой основной километраж на маршруте наматывается в процессе поиска стоянки. Как только начинаешь искать, считай часа два-три еще проплывешь.

Налетело комарье. Сварили ужин, но есть не захотелось. Зарыли кан в песок. Вечернее купание и сон. Даже Шурик полез в воду. К этому времени я уже вовсю мазался простоквашей, образовавшейся из купленного в Потьме молока, у Шурика обгорели руки по локоть и шея.

21.05.09

Утром стали думать, что делать дальше. В расслабленном состоянии вышли в 11-20. Ничего путного так и не попалось до самого автомобильного моста на Аргамак, который мы первоначально по доносившимся звукам приняли за железнодорожный. Встали около 14-30 на левом берегу рядом с местом впадения одноименной реки в Хопер, пройдя приблизительно 14 км. Место наезженное, рядом со старым разрушенным мостом. И с той и с другой стороны - площадки для пикников. Шурик навел порядок, собрав разбросанный мусор.

Мост оказался совсем рядом. Он находился в аварийном состоянии. Поблизости велись строительные работы по сооружению нового моста.

Поставили палатку, сварили компот. Невдалеке на нашей стороне рыбачили двое местных. Одного из них, того что находился на нашей стороне Хопра и не был отделен р.Аркадак пригласили поужинать. Приготовили гречку с тушенкой. Николай принес с собой початую бутылку возрожденного в постсоветской провинции легендарного пойла - портвейна "72" или "777" ("три семерки"). Разговор получился не очень содержательный. Он работает электриком, ездит по району, ремонтируя сети. Дети 8 и 14 лет. Зарплата небольшая. В Аркадаке при 15 тыс. населения главное предприятие - спиртозавод. Уверяет, что раньше принадлежал князьям Вяземским. Народ отъезжает на заработки в Москву. Когда узнал, что я получал, работая в одном из гос. музеев зарплату 11 тыс. , не поверил. Я объяснил, что подрабатывал. Комбайнеры у них в страду при 12-часовом рабочем дне получают 20-30 тыс. руб. Это считается очень хорошими деньгами.

После того, как Николай налил мне рюмашку, больше выпить не предлагал, все остальное допив самостоятельно. То ли постеснялся "дешевизны" угощения и почувствовал, что я не особо горю желанием "повторить", то ли сказались недостатки воспитания и "светской культуры"… Но я был рад, что сам не предложил ему разведенного спирта. Еле-еле мы от него отделались. Шел дождь, он рассказывал что-то такое малоинтересное, и мы не знали, как закончить общение. Наконец он уехал на велосипеде.

Шурик ловил на удочку, местные действовали "пауком" (закидывали сетчатый зонтик в реку и поднимали на удачу каждые две минуты). При нас палка этого орудия сломалась и бедный владелец снасти долго мучился чтобы ее вытащить. Верная собака сопровождала его в лодке.

22.05.09

Кажется, в пятницу Шурик все же наловил несколько рыбешек, и сварил уху. Что ж один из непременных походных ритуалов был соблюден. Погода стояла солнечная.

После окончания рабочего дня на другую сторону реки приехала небольшая девичья кампания на пикник. Играла музыка, но застолье проходило достаточно мирно. Часа через 2-3 они уехали. Я совершил прогулку по окрестностям, выйдя по дороге на окраину города. Мы хотели добираться до Аргамака и Ртищево машиной, но Николай посоветовал нам накануне доплыть до ж.д. моста, откуда метров 300 до ж.д. платформы. Там сесть на местную электричку, идущую в Ртищево. Так мы и решили сделать.

23.05.09

Утром не спеша собрались и поплыли. Опять было солнечно. Минут через 20-25 доплыли до ж.д. моста. Я вышел на берег перед ним, сходил на разведку. Понял, что нужно разбираться ниже, и через несколько минут мы зачалились, пристав к правому берегу. Разобрались. Просушились. Искупались. Впервые можно было не окунуться, а по-настоящему поплавать.

Затем поднялись наверх. Поели. Лишние харчи ставили дедуле-рыболову. Насушенными сухарями так и не пришлось воспользоваться, остались крупы, подсолнечное масло, сахар, кетчуп и проч. Упаковали байду, уложили вещи и, протащившись метров 300, взобрались на насыпь с бетонной плитой возле ж.д. путей. Это и была местная "станция".

В 17-ть с минутами пришла электричка, которой мы и укатили в Ртищево (Билет - 50 руб.). Там, немного подождав в здании вокзала, сели на поезд Саратов-Москва. На наше счастье байду мы сумели засунуть в купейном отсеке наверх.

За ж.д. плацкартные билеты из Москвы до Ртищево уплатили менее чем по "штуке", за обратные (купе) - по 2,5 тыс. Естественно, народу в купейном вагоне мало. Мы до Москвы ехали вдвоем. Подъезжая к Павелецкому вокзалу заказали такси, и нас встретил желтый "рено". Байду пришлось засовывать в салон. "Форд" - универсал, на котором отправлялись в поход, был гораздо вместительней и удобней. Да и обошелся дешевле (600-650 руб.). Но к сожалению мой мобильник, где был записан номер, "сдох", и Шурику пришлось заказывать машину через службу "009".

Так, или иначе, все обошлось.

* * *

Общие впечатления. То, что мы ходим не в праздники и до начала отпускного сезона себя оправдало. Отдыхающих не было, река была свободна. Грибы-ягоды не поспели, но мы на них и не нацеливались. С рыбой - беда. Но здесь ничего не попишешь. Погода была вполне сносной. Я так даже и загорел, а в Москве начал облезать. Речка менее живописная, чем Пра или Угра, по которым мы ранее ходили, но интереснее, чем Медведица в нижнем течении. Воздух, запахи, птичьи трели в утренние и вечерние часы, простор, когда поднимаешься на некоторые возвышенности рядом с рекой - все это, конечно, радуют глаз, слух и заставляет трепетать ноздри.

Интересней ли маршрут от Аркадака до Балашова, увы, не знаем. Если бы можно было бы переиграть, дневку сделали бы у д.Ключи. Возможно и последнюю стоянку искали бы между авто- и ж.д. мостом. Кажется там есть неплохие места. Начиная маршрут сходить с поезда в Ртищево выгодно, если есть необходимость облегчить себе процесс таскания. Многие продукты (почти все за исключением тушенки) можно подкупить там. Теряешь только небольшие деньги на билетах за расстояние от Вертуновской до Ртищево и немного времени. За заброску по деньгам у нас получилось одинаково.

Для любителей родниковой воды. Ключа мы встретили только два. Один описали. С магазинами, кажется, проблем нет. Во всяком случае уж в Турках можно отовариваться по полной программе. Стоянки с воды не очень заметны и по площади небольшие. Хорошо, нам нужно было места только на одну палатку. Ну вот, кажется, и все. Всем хорошего отдыха на воде. Если написали не очень информационно и внятно, строго не судите, это наш первый подобный опыт.

* * *

Приблизительные расстояния.

1. От места стапеля (автомобильный мост у д.Чадаевки?) до 1-й стоянки недалеко от ж.д. моста линии Москва-Саратов- 6-8 км.

2. От 1-й стоянки до д. Чиганак -24 км.

2. От д.Чигонак до д.Ключи - 33 км.

3. От Ключей до Колычево (нижний край деревни) - 36 км.

4. От Колычева до экстремальной стоянки ("на песках" за Турками) - 38 км.

5. От "Песчаной" до впадения р.Аргамак в Хопер (рядом с автомостом) - 14 км.

6. От автомоста до ж.д. моста минут 20 хода (км.2-3)

Итого больше 150 км.

Фотографии

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея

  • Новости уфы
  • Работа в Уфе и Башкортостане. Справочник компаний.
  • temaufa.ru