Логин
Пароль

Регистрация

Главная > Водный туризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Два весла и скрип уключин - заплыв перед поездкой в горы

Автор: Евгений Дикусар, мастер спорта РБ по туризму, инструктор альпинизма

Источник: Клуб альпинизма и туризма "Надир" (Минск)

Тот, кто занимается буквально всеми видами спортивного туризма: пешеходным, горным, лыжным, велосипедным и водным, зимой катается на горных лыжах, в межсезонье лазит по скалам, а летом отправляется "зимовать" в альплагеря в горы, - в этой своей многоплановой деятельности сталкивается с проблемой острой нехватки свободного времени.

Знаменитый древнекитайский философ, ученик Конфуция, Сунь Цзы в таких случаях рекомендовал: "Когда не можешь объять необъятное, постарайся его хотя бы погладить!". Следуя этому мудрому совету, наша небольшая группа альпинистов клуба "Надир" (которую, кроме скромного автора этих строк, составляли Сергей Шавель, "в миру" - инженер-программист, Татьяна Ковган - студентка биологического факультета БГУ, и Марина Иванова - врач-стоматолог) решила пройти спортивный водный маршрут 1-й категории сложности по рекам Рось и Неман, протекающим по Гродненской области. Совершение водного похода перед поездкой в горы является у нас давней традицией и знаменует собой глобальную смену векторов передвижения: сплав по воде происходит в плоскости горизонтальной, а восхождения на вершины в горах - в вертикальной. Плавание на байдарке (снобистски именуемое бывалыми туристами-водниками "хождением") перед такой поездкой позволяет напоследок насытиться равнинными впечатлениями от быстро сменяющихся лесных и луговых пейзажей, вдосталь пообщаться с родными белорусскими комарами, беспрестанно атаковавшими нас из своих "экологических ниш", вволю позагорать и накупаться.

Спортивные походы, в отличие от развлекательных, проводимых ради отдыха и новых ощущений, производятся по специальным правилам и регистрируются в турклубе. Для совершения водного похода 1-й категории сложности необходимо "пройти" по воде не менее 150 км и находиться на маршруте не менее 6 дней. Выдержавшие такое испытание получают специальные справки, дающие право на участие в походе уже 2-й категории сложности, и им присваивается 3-й спортивный разряд по водному туризму. Кроме того, в этих справках указывается подробная нитка маршрута и время совершения путешествия. Даже через много лет, когда память ослабеет, а воспоминания о пройденном походе полностью сотрутся, эти пожелтевшие бумажки с соответствующими подписями и печатью послужат подтверждением былых подвигов, когда-то совершенных данным туристом.

Итак, встав на учет в Минском головном туристском клубе и зарегистрировавшись у его бессменного руководителя Валентины Петровны Максименко, 22 июня сего года мы вчетвером с рюкзаками и двумя байдарками погрузились в плацкартный вагон поезда Минск - Гродно. Обилие поклажи вызвало традиционное недовольство проводников. Несмотря на это, около 3 часов благополучно добрались до города Волковыска (знаменитого прежде всего чрезвычайно высоким качеством выпускаемых там пельменей, старинной архитектурой и участием выставленной этим городом дружины в Грюнвальдской битве) и удачно выгрузились на слабо освещенную платформу. Всего за 10 тысяч белорусских рублей удалось нанять попутный грузовик и уже к 5 часам утра добраться до официального начала нашего маршрута - поселка Порозово.

Техническое описание нашего водного маршрута достаточно полно приводится в книге-путеводителе знаменитого путешественника и краеведа С.И.Турецкого "По Верхнему Неману и Налибокской пуще", Минск, 1988.

Река Рось, левый приток Немана, общей длиной 99 км, в своем верховье представляет собой узкую канаву шириной 2-3 м, петляющую вдоль лугов, с берегами, обильно заросшими кустами и хмызняком. Байдарки собирали и инсталлировали на заливном лугу, на окраине деревни Кусенцы.

Первые два дня сплава проходили вдоль шоссейных и грунтовых дорог по довольно густонаселенной местности и характеризовались частыми обносами завалов из поваленных деревьев и низко нависающих над водой мостков. Только после Волковыска Рось, приняв в себя воды своих притоков Коружевки, Свентицы и Нетупы, стала более комфортной для байдарочного судоходства. Ширина реки постепенно возросла до 15 - 20 м. Заболоченные, заросшие кустарником берега сменились высокими кручами, местность сделалась холмистой.

На третий день пути, уже изрядно искусанные комарами и слегка обгоревшие на солнце, нещадно палившем нас сквозь озоновые дыры и прорехи в одежде, мы достигли поселка Россь (топонимика этих названий совершенно непонятна: автор так и не смог постичь, почему в названии реки одна буква "с", а в названии поселка - две!). Ниже поселка Россь общие затраты ходового времени, необходимого для преодоления дневного перехода в 25 км, заметно сократились. И если в первые дни двигаться приходилось по 10-12 часов в день из-за постоянных обносов и перезагрузки байдарок, то в дальнейшем это время снизилось до 6-7 часов.

На четвертый день нашего путешествия, преодолев посредством последнего в этом путешествии обноса дамбу плотины возле деревни Ковали и каменистый участок с сильным течением, через 6 км мы распрощались с Росью, достигнув Немана. Ниже поселка Мосты ширина Немана составляет около 200 м. И, к сожалению, вода в нем значительно более мутная и грязная, чем в предыдущей реке. Еще одна интересная особенность сплава по Неману: на нем всегда дует встречный северо-западный ветер. Автор неоднократно сплавлялся по этой грандиозной реке. И каждый раз - происходило ли это весной, осенью или летом - приходилось бороться с сильным встречным ветром и довольно высокими волнами.

Сплав вниз по Неману до Гродно занял оставшиеся два дня нашего путешествия. Неман, хотя и воспетый в многочисленных фольклорных песнях, сказаниях и легендах, в своем нижнем течении плохо подходит для движения по нему на байдарках. Гребля по широкой равнинной реке против ветра напоминает выполнение скучной, низко оплачиваемой, нудной работы (как в каком-нибудь советском отраслевом НИИ). Но выполнять ее все равно надо. Что мы и делали, укрепляя силу воли и накачивая мускулатуру рук. И еще - тревожила проблема стоянок. Все места по берегам Немана, пригодные для организации удобного бивака, обычно оказывались занятыми рыбаками и отдыхающими на автомобилях с навязчиво орущей из них музыкой с неприемлемым для нашего менталитета репертуаром, а также группами подозрительных личностей, распивающих спиртосодержащие суррогаты.

Но все эти мелкие неприятности и нестыковки незначительны по сравнению с общим положительным зарядом бодрости и духовного здоровья, полученным в результате пройденного похода. Гродно с Немана был ознаменован чередой мощных и красивых мостов. Мы насчитали их целых пять. Эти мосты представляют собой на редкость величественное зрелище.

Наш поход закончен. За 6 дней пройдено около 150 км. После рутинной процедуры сушки, разборки и упаковки-архивирования байдарок, поезд Гродно - Минск за 7 часов вернет нас домой.

Всего через две недели нам предстоит отъезд в горы. Там, среди отвесных скал, вечных снегов и нависающих ледников, мы с теплым чувством будем вспоминать наш водный поход по равнинной Беларуси.

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея