Логин
Пароль

Регистрация

Главная > Регионы > Карелия Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Отчет о водном походе по рекам Нялма - Видлица

Дата: 26.04 - 01.05.2008 г.

Прислал Александр Тимофеев

Водники из клуба "Вездеход"

настолько суровы, что не

дожидаются начала весны.

Весна сама бежит к ним навстречу.

"Щука" - сила, каркасник - могила.

Экипаж Плавсредство Ф.И. членов экипажа Должность и призвание Дополнительные способности
№1 Флагманский корабль Надувная байдарка Щука-2 Цицер Алексей адмирал Певец, поэт
Прохорова Любовь Анатольевна медик, умелый матрос украшение группы
№2 «Рыбка» Надувная байдарка Щука-3 Тимофеев Александр Капитан «Рыбки», спасатель, добрый капитан «Сусанин» и писатель
Сипунов Владимир Спасатель, держатель морковки, умелый матрос Певец, поэт
№3 «Lady Stiks» Надувная байдарка Щука-3 Крайденко Артем злой капитан несудовладелец
Федоров Евгений подающий надежды матрос, судовладелец Щ-3 держатель витаминов и флага
№4 «Смерть Каякера» Надувная байдарка Щука-2 Смирнов Сергей завхоз Главхимик, 2в1, т.е. и матрос, и капитан

25.04. г.Удомля - г.Бологое

Пришли на вокзал (16.50). Подтягиваются другие члены команды, родные и близкие, товарищи по турклубу. Фото, видео. Загрузились в поезд, само собой, отметили Начало (пиво, джин-тоник, кондацит на калиновом сиропе). Много общались - о прошедших и будущих походах.

Прибыв в Бологое и отправившись отмечать маршрутную книжку, пришлось сначала поискать дежурного по вокзалу, а затем ещё и объяснять, что нам нужно. Похоже, наша организованная группа первая здесь в этом сезоне.

Во время ожидания поезда позвонили в Петрозаводск, дабы уточнить какая машина и где нас будет встречать. Микроавтобус "газель с автоматической дверью" будет ждать нас на троллейбусной остановке у ж/д вокзала, водителя зовут Анатолий. Попутно поинтересовались погодой и микроклиматом и выяснили, что в Карелии в лесах лежит снег а все озера еще стоят во льду. Информация нас сильно развеселила и озадачила.

В назначенное время (22.40) погрузились в поезд № 18 "Карелия", заняв согласно купленным билетам 3 боковушки и 4 нормальных места, расположившись очень кучно. За интенсивное общение с девушкой Наташей и громкое ржание пришлось претерпеть наезд со стороны соседки Наташи, обойденной вниманием, и проводницы. Отбой, около 0.00.

26.04. г. Петрозаводск - оз. Нялмозеро

Алкогольный сон крепок, но короток. Проснулся, как только начало светать. Очень долго стояли на станции Свирь, которую узнал, увидев только пешеходный переход - и не ошибся. Оказалось, её узнали все, кто был с нами в прошлом году на Важинке. В лесах вдоль железной дороги много снега, видимые из окна водоемы стоят подо льдом (что нас опять же сильно развеселило и даже озадачило).

В 8.50, как и положено, прибыли в Петрозаводск. Сходили к дежурному по вокзалу, открыв сезон отмечания маршруток и здесь. Фото у вокзала, звонки домой - и мы грузимся в желтую "Газель" с надписью "автоматическая дверь" и ровно в 9.10 двигаемся в сторону Начала Нашего Маршрута. При виде прочно замерзших озер с рыбаками, сидящими на льду, происходит внутреннее содрогание и душа сворачивается. Душа разворачивается, если показывается озерко хотя бы с закраинами.

Дорога - местами неплохой асфальт, за п.Пряжа ухудшается окончательно. Водитель Анатолий, заболтавшись по телефону, завез нас заодно и в п. Ведлозеро, куда нам не надо было совершенно. Пришлось выправлять курс по карте и GPS.

В д. Юргилица нашли дорогу на Хлевнаволок, расспросив местного жителя. Дорога представляет собой грунтовку, поддерживаемую в более или менее проезжем состоянии. Андрей согласился провезти нас по ней, сколько сможет, сократив нам таким образом пешую часть маршрута. На дороге обнаружились развилки, не обозначенные на карте. Пришлось определять верное направление на Хлевнаволок по GPS. Окончательно сбила с толку развилка, находящаяся южнее оз.Куккозеро. Прямо на Хлевнаволок (6.28 км по GPS до места на оз.Нялмозеро, куда нам нужно) вела хорошо оттаявшая, наезженная дорожка. В отличие от ранее намеченного пути до зимника, на Хлевнаволок, до поворота на который было ещё 2.1 км, по дороге, неприятной на вид, покрытой льдом, снегом, лужами. Разумеется, решили ехать по дороге, ведущей прямо туда, куда нам надо. Однако через 0.6 км в 11.30 мы въехали на старую вырубку [фото 01], и хорошая дорожка превратилась в нехорошую, снежную и замерзшую [фото 02]. Впрочем, по ней и дальше шла достаточно свежая колея УАЗа. Распрощались с водителем Анатолием, пожелавшим нам удачи. Отсюда до Хлевнаволока по прямой осталось всего 5.7 км. Перепаковались, распределили груз, отбили точку GPS.

Вышли в 12.45 по снежной УАЗовской колее [фото 03]. Через 300 метров закончилась и снежная дорожка, мы вышли на ещё более старую делянку, чем вначале. В основном, она свободна от снега. Местность становится несколько холмистой (горушки не так высоки, как круты, к тому же их много). Далее свободные от снега места практически исчезают, как и дорожки с тропинками. Остаются только снег - от "по колено" до "вам по пояс будет" и Направление (азимут). К тому же приходится обходить то ли озера, то ли болота - под снегом не видно, но соваться в них с рюкзаками кг по 30 и проверять не хочется. Снег в лесу местами замерз и держит вес, местами оттаявший, и тогда в него проваливаешься до земли [фото 04].

Набрели на ручей, с ходу непреодолимый. Подвиг совершил Сергей, надев болотники (единственные в группе!). Перенес на тот берег все рюкзаки и Адмирала [фото 05]. Остальные перепрыгнули с помощью шеста. Решили переодеться в неопреновые носки.

После продолжительных физических упражнений (барахтанье в снегу с тяжкой ношей, подъем на небольшие, но крутые горушки, спуск с них) на свежем воздухе с непривычки начали уставать, поэтому стали высылать вперед разведку. В один из выходов разведки обнаружили озерко, расположенное западнее оз. Куккозеро. Появилась идея пройти между этими двумя озерами, чтобы сразу выйти на зимник на Хлевнаволок. Сказано - сделано. Заодно оценили состояние льда на обоих озерах - без намека на закраины и какое-либо оттаивание.

В 17.15 вышли-таки на дорогу. На ней глубокий хороший снег - по колено, почти как в лесу. Зимой по ней ездили, имеется характерный колейный след. Тем не менее, идти даже по такой дороге гораздо легче, чем по лесу [фото 06].

В 17.55 вышли на Т-образный перекресток (с хорошей свежей тракторной колеей), определились по GPS - отсюда 3.2 км до Хлевнаволока. Разумеется, данной развилки на карте нет.

В 18.42 вышли на ещё одну развилку - 1.6 км до Хлевнаволока [фото 07].

В 19.30 вышли на место, именуемое Хлевнаволок. Представляет из себя поляну диаметром примерно 300 метров, расположенную на мысу Нялмозера. На поляне имеются следы строений - немного камней и старых заросших канавок в земле. На берегу - балаган, висят сети. В 600 метрах далее, в болоте тот самый трактор, следы которого мы видели, начиная с Т-образной развилки. На Нялмозере - лед, по внешнему виду, самой гадкой кондиции, что называется, ни пройти, ни проплыть [фото 08]. Решили, что утро вечера мудренее, и отложили решение вопроса "как нам попасть на Нялму" до утра. Нам нужно на запад от Хлевнаволока, и похоже, что там лед более крепкий. До истока р.Нялма - 2.5 км по GPS.

Разбили лагерь, причём при разжигании костра чуть не спалили весь Хлевнаволок - вся поляна покрыта большим количеством сухой травы. Пришлось срочно тушить начинающийся пожар снегом. В итоге все-таки получилась неплохая площадка для костра. Дрова - ива, ольха. Приготовили фирменное блюдо на "сублимясе" с макаронами. Необычно вкусен был также разведенный спирт. Спать начали укладываться около 23.00. Вечером температура -5 град, при том, что днем на солнце были все +18. На Нялмозере и в котлах образовался хороший молодой лед. После отбоя над лагерем пролетели 2 вальдшнепа неизвестной половой ориентации.

27.04, Пасха. Оз.Нялмозеро - р.Нялма. "Славик, что-то я очкую!"

Утром -2 град. На закраинах озера и в котле - молодой лед до 2 см толщиной. День солнечный, солнце хорошо греет. Голубая палатка поднялась раньше всех, развели костёр. Несколько позже поднялись и остальные. Адмирал, проснувшись, произнес фразу, достойную увековечивания: " Народ! Ко мне сегодня ночью приходили волхвы, и сказали - Христос воскресе"

Накрыли пасхальный стол. Приготовили и подали к столу кашу из хлопьев с сухим молоком и изюмом, пасхальные яйца. Тяжкие раздумья под песню "На нем был желтый спасжилет...". В 10.40 Адмирал живым весом около 100 кг преодолел закраину на озере и вышел на лед, походил по нему. Лёд выдержал. Таки образом, решили идти Нялмозеро по льду, в спасжилетах и с надутыми байдарками, в которых должен находиться весь хабар. Приготовились, упаковались... [фото 09] На лед решили выходить с северной стороны берега, т.к. там наиболее удобный выход. Правда, существенно удлиняется путь по льду - приходится огибать мыс, выдающийся в озеро метров на 150. Шли, старательно обходя трещины, полыньи и промоины, простукивая лед веслом [фото 10]. Лед в основном двухслойный, кое-где слегка прикрыт кристаллическим снегом, и байдарки по нему тащатся не слишком легко [фото 11]. Под лучами солнца воздух надо льдом стал прогреваться, возникло марево. Как Настоящий Начальник, ледовую экспедицию вел Адмирал. Он провалился под лёд 5 раз, не менее 2 раз из них не ощутив под собой дна. Спасали его от утопления спасательный жилет, байдарка "Щука" и Любовь Анатольевна. Остальные двигались на почтительном расстоянии от Руководителя, и с интервалом не менее 10 метров между экипажами. Хуже всего пришлось на последних десятках метров до открытой воды, где лед был особенно непрочен. Глубина там была небольшая - примерно по пояс, но, что называется, ни плыть, ни идти (вернее, и то и другое вперемежку, и с большим трудом) [фото 12, 13, 14].

На открытую воду (исток р.Нялма) вышли в 14.00 [фото 15]. На ЛБ у истока хранятся лодка и лодочный мотор - видимо, того же хозяина, что и трактор, и балаган в Хлевнаволоке. Воды в реке налито очень щедро. По берегам на несколько километров - практически, до первого порога, тянутся болота безрадостного вида [фото 16, 17]. Первый порог - шиверистого типа, с торчащими камнями [фото 18]. Имеется струя, стоячие валы до 0.5 метра. Порог украшен большим количеством сучковатых бревен, осложняющих заход в слив. Так что, прохождение порога (в особенности, вход в него) связано с интенсивным слаломом.

Наше судно одно из самых больших, и с опытным экипажем, поэтому назначено Адмиралом спасательным. Поэтому, порог проходим первыми и встаем внизу для страховки и фотографирования. Порог проходят все благополучно, более или менее удачно избежав встречи с хищными деревьями.

Во 2-м пороге русло делится пополам каменной грядой. В правую протоку не попасть, т.к. вход туда преграждают заросли кустов. Основная струя идёт в левую протоку, которая почти на выходе перегорожена упадшей березой. Порог на этом не кончается, а продолжается и за камнями. Общая его длина около 400 метров. Мы, как "самые первые", навалились на неё, черпнули накренившимся бортом немного воды, но быстро выровнялись. На нас нанесло Флагманский Корабль, и Л.А. с него чуть не выпала, но удержалась.

Затем на нас налетела "Леди Стикс", и её развернуло вдоль березы, поперек течения - получилась неплохая плотина. Экипаж покинул судно (глубина - по грудь), причём Евгений проскользнул между байдаркой и деревом благодаря замечательно скользкому белому костюму. Внутрь аварийной байдарки сразу влилось немало воды. С превеликим трудом развернули её вдоль течения вдвоем с Артемом (причем Артём по грудь в воде) и перетянули её по другую сторону березы [фото 19]. Байдарки отлили, провели через камни и бревна, пошли порог дальше - уже без приключений. Дали порогу имя "Деревянный".

Вход в 3-й по счету порог перегораживает толстое бревно, не доходящее до левого берега примерно на метр, и это единственно возможный вход в порог. Также, как и в "Деревянном", есть гряда камней посередине русла реки. Имеется заметное падение уровня воды, стоячие валы высотой до 0.7 метра. На выходе из порога - шивера, в начале нее быстроток с небольшим завальчиком и кустами, через которые приходится продираться. На выходе из шиверы тоже растут кусты, и от них надо вовремя увернуться [фото 20].

Пороги между собой разделяются плесами с болотистыми берегами, стоянок нет. Сложность порогов постепенно нарастает. В 4-м пороге стоячие валы достают до плеча сидящего в "Щуке". Посредине порога - остров, и течение выносит прямо на него. Уходить нужно влево (справа - деревья и прочий мусор). Слева, почти сразу за началом острова - небольшой слив, за ним достаточно жесткие, хоть и не слишком большие, стоячие валы [фото 21].

Между сливом и первым (самым большим) валом - заметная ямка в воде. Мы с Владимиром, отгребаясь от острова, вышли как-то под углом, повисели над ямкой, и носом байдарки зацепили вполне незаметный камень слева от струи. Лодка моментально по этому камню, как по направляющей, протащилась дальше к берегу, на струе осталась висеть только корма - её и обернуло вокруг камня. При этом Владимир сидел впереди на ровном киле, и не подозревал о том, что творится сзади, а я в это время висел под углом градусов в 60, удерживаясь от переворота за камень одной рукой, а другой срочно застегивая карман перед собой, полный разного хабара.

Мой верный матрос, увидев такое, просто о.уел. Срочно вышел из лодки (по грудь), схватил и стал держать ее (лодку) за ним судно покинул и я, с некоторым трудом. Выровняли по струе байдарку, и очень оперативно впрыгнули в неё - уж очень не хотелось идти к берегу ногами по дну и по грудь в ледяной воде. Остальной народ уже прошел порог, (офонарев по пути при виде нас в этаком виде намотанными на камень) и ожидал нас у берега. Мы к ним присоединились, так тут была найдена единственная в радиусе нескольких километров нормальная бесснежная стоянка, правда, очень любимая лосями, и немножко людьми. Порог был немедленно назван "Лосиная ямка", и на неё мы прибыли примерно в 18.30. ("Лучшая стоянка - в пол-седьмого!"). Не намотай нас на камень, пролетели бы мимо, и не заметили бы…

Вечером готовили фирменное блюдо из "сублимяса", субли-зелени, субли-картофеля. День был очень насыщенным, но ещё не кончился...

Вечером мы узнали (точнее - окончательно удостоверились, так не хотелось в это верить), что в "Деревянном" пороге одновременно с экипажем байдарку Леди Стикс покинули и уплыли 3 литра спирта, неосмотрительно хранимые просто под сиденьем. "Моё - принадлежащая мне вещь, которую я в состоянии схватить и удержать"... Утрата была весьма (мягко говоря) существенной, и экипажу Леди Стикс вынесли общественное порицание.

Возникло нехорошее предчувствие насчет ледовой обстановки на Ведлозере, и связанная с ним идея объехать Ведлозеро по дороге до Койвусельге, а не тащиться по льду, не внушающему доверия - как накануне на Нялмозере.

Температура днем на солнце - +19 град., вечером в тени - +6 град.

28.04 р.Нялма - пос. Койвусельга

Подъем 6:20..9:40. Первый, как обычно, Евгений. Последним, как обычно, Начальник (ну, ему-то можно). Ещё лежа в палатке, сквозь дрему ощутилась капель по тенту палатки. Так и оказалось - пасмурно, накрапывал дождь. Температура утром +4 град.

Завтрак - гречка с сухим молоком и изюмом. На воду встали в 12.30. До последнего перед мостом через Нялму [фото 22] порога 2 км. До этого порога прошли ещё парочку весёлых шиверок с кустами и корягами. Порог 2-ступенчатый, в русле есть камни и коряги. Поэтому линия движения определяется только с наплыва.

В 13.30 достигли моста через Нялму. Под мостом - неплохой слив, дальше - валы. Причалили к ПБ перед мостом, пошли смотреть на слив [фото 23] и обнаружили за мостом рыбаков - УАЗ с прицепом, лайка светло-рыжего цвета, и собственно рыбак, несколько обалдевший от нашего появления. - "Ребята, на озерах же лед..." - "А мы прямо по нему..." Подкинуть до Койвусельги отказался. Пёс по кличке Азарт, получив конфетку, стал другом. По информации от этого рыбака, на озере 200 метров чистой воды сразу от устья Нялмы, а далее - ломающийся лед. Т.к. наш путь по льду Ведлозера мог составлять все 13 (а не 3, как накануне,) км, решили ловить попутку до п. Койвусельга. Байдарки вытащили из воды к дороге.

Тем временем к мосту прибыли ещё рыбаки на Ауди и с резиновой лодкой. Снасти у всех исключительно в клеточку. При этом, все рыболовы в один голос утверждали, что рыбы тут нет.

Приготовили чай прямо у обочины. "Пикник на обочине", да ещё с изделиями фирмы "Сталкер". С попутками плохо - притом, что дорога совсем не пустынна [фото 24]. Остановилась "Волга", водитель попросился с нами. Скотовозы племсовхоза "Ведлозерский" везти нас тоже отказались. Около 15.30, поскучав и даже поспав на обочине, решили отправить за машиной гонца в ближайший (по ходу движения) населенный пункт.

Гонцом вызвался быть Сипунов Владимир, за что ему огромный почет и уважение. Остановили "Гольф", и он отбыл. Позвонил нам почти в 17, объяснив, что с машинами откровенная задница, но есть один хороший человек на УАЗе (не буханке), способный нас перевезти за 2 рейса. Сдули суда и придали им плоскую форму. Остальные шмотки разбросали по рюкзакам, принялись ждать Владимира с машиной. Они появились в 17.30. УАЗ загрузили по максимуму, людьми и шмотками. На обочине остались Владимир, я, и Евгений, и некоторая часть барахла. Второго рейса машины пришлось ждать до 20.20. За это время успели посидеть, полежать, пожечь костер, выковырять из "разбодяжечной" бутылки проспиртованные лимоны, выжать из них около 10 гр водки, и съесть их, и выпить выжатое. Тем временем шел капающий дождь, летела пыль от проходящих машин, хотелось пить, а котлов не было, и было совсем некомфортно. Впрочем, иногда чуть-чуть показывалось солнце.

Загрузились в машину, и поехали по разбитой дороге - оказывается, единственной из Финляндии до Петрозаводска. Правда, рядом строят новую трассу, и, как сказал водитель, в 2009 году обещают закончить.

Дорога после поворота на Койвусельгу представляет собой хоть и грунтовку, но не разбитую, а вполне приличную, по сельским понятиям. Разбитость её вполне умеренная, для периода лесовозного межсезонья, когда дороги на просушке.

Водитель у нас совсем не лихач, и что-то около 30 км от моста до посёлка мы преодолели за 50 минут, так что в Койвусельгу мы приехали в 21.10. Ввиду расстояния и состояния дороги водитель попросил поднять плату. Договорились с ним на 1500 р. Наши товарищи из 1-го рейса расположились в хорошем местечке на краю поселка, у дороги, под ёлками.

Дорога, у которой расположились, тоже ведет на Видлицу, но не в ту сторону, куда хотелось - гораздо ниже по течению, в сторону оз. (и заброшенной одноименной деревни) Пульчейла. В этом сезоне мы - первая группа туристов, и местные жители рады нам. Несколько раз приходила бабушка и звала спать к себе в дом, или хотя бы у нее в бане.

Немного поодаль в вагончике с названием "отель Лесная сказка" [фото 25], принадлежащем леспромхозу, Дима, работник того же леспромхоза. Дима проработал всю зиму в лесу, и теперь рад пообщаться с людьми. Он напилил нам еловых чурбаков, и таким образом обеспечил нас дровами на всю ночь. К тому же, мог бы помочь нам с транспортом до реки (4 км в сторону Пульчейлы).

Воду брали в колодце поселка, она была очень хороша. На ужин кушали фирменное блюдо из "сублимяса", макаронов, сушеной зелени, лука, специй "Роллтон", лаврового листа и перца. Очень вкусно, всем рекомендую. Вечером температура +10 град.

Т.к. встали в населенке, на ночь устроили поочередное дежурство - по 2.5 часа, по 2 человека. Мы с Владимиром - с 2:30 до 5:00 утра. За всю ночь к нам так никто и не пришел.

29.04. п.Койвусельга - р. Видлица

После всеобщей повинности в виде ночного дежурства подъем поздний. Всё тот же капающий дождь, и в природе всё начинает отсыревать. Варим замоченный с вечера рис - будет каша с молоком и изюмом. Никто не хочет идти договариваться насчет транспорта до реки и в магазин. В итоге, пошли Евгений, как виновный в утере спирта, и Владимир, как мастер находить общий язык с владельцами всего, что может ездить. Через некоторое время ходоки вернулись - принесли 1.5 литра Путинки, а также 3 бутылки по 2.5 литра пива, и весть о том, что везти нас никто не хочет. Чтобы добраться до стоянки "Шишиг", замеченных при въезде в поселок, нужна такая же "Шишига", или УАЗ - посредине поселка прямо на дороге разлив ручейка, глубиной примерно по пояс.

Сходили на разведку дороги, которая ведет в сторону устья р. Сюряоя, т.е. выше по Видлице. Дорога в наличии имеется. По информации от местного жителя, по ней до реки - около 2 км (по GPS до устья р. Сюряоя - 2.5 км). Прошли по ней немного - снег по щиколотку, есть следы лыж и просто следы (человека). Впрочем, пройдя по ней немного дальше, нашли и след небольшой медвежьей лапы.

Дорогу пересекает ручеек по щиколотку (сначала приняли его за ручей, про переход через который по елке описано в дневнике владельцев Фишки). Вышли в 14.20. В 14.45 вышли на настоящий брод - действительно, метров 6 шириной, по берегам хороший снег. В отдалении имеется и поваленная ель. Ручей (Кивиоя) перешли по дну [фото 26], благо, почти все были в неопреновых носках, а Сергей Евгеньевич - даже в болотниках. Далее идти по дороге совсем некомфортно - снег по колено, предательски проваливающийся. Капель прекратилась, снег размяк, наста нет и в помине, т.к. тепло. В лесу стоит легкий туман. Придерживаясь направления дороги, идем рядом с ней по проталинам - в большинстве случаев это проще, чем топать по колено в снегу по дороге, осуществляя навигацию в нужном направлении по GPS, карте и компасу. Проталины вдоль дороги набросаны неравномерно, то слева, то справа, и иногда её приходится пересекать. Разведку пути осуществляли наши товарищи Сергей Евгеньевич и Любовь Анатольевна.

Обходя места, где снег доставал и до развилки, дорогу всё-таки потеряли. Слава богу, от этого места до устья р.Сюряоя было всего около 800 метров, дорога была где-то слева, Видлица - справа. К тому же, в лесу обнаружился просвет в нужной нам правой стороне. Наша легкая разведка в лице Любови Анатольевны, порхая по верхушкам сугробов, сгоняла в ту сторону, и обнаружила выход к реке, на которую мы очень хотели попасть. В этот момент тяжелогруженая часть группы (т.е. все остальные) сидели по гонады в снегу и одновременно по щиколотку в воде в какой-то низинке неподалеку. С трудом выбрались, и в 16.30 вся наша группа уже была на берегу Видлицы. Берег - достаточно гадостный, из ягодников, кочек, бугров, нерастаявшего снега. Нечего и думать о стоянке здесь, да и не поздно ещё, и график движения соблюдать желательно. Небо немного разъяснилось, и дождь прекратился, остался только туман. Решили произвести молниеносный стапель [фото 27], и пройти в этот день по воде сколько-нибудь до первой нормальной стоянки.

На воду встали в 18.20. На реке - туманная дымка, как и в лесу. Как оказалось, до первого порога (ниже устья р.Сюряоя) - около 300 метров. Сходили "бояться" по прибрежным мангровым зарослям. Порог - слив шиверистого типа [фото 28] длиной метров 100 с заметным уклоном, валики до 0.4 метра, на выходе - маленькая бочечка. В русле имеются деревья, и колья, вбитые местными рыбаками для установки снастей. Посередине порога остров, на выходе из порога - мель. В пороге есть и камни (как без них?), обтекаемые водой. Мы, разведчики и спасатели, прошли первые (ощутив под попой пару камней - ничего существенного, просто легонько так толкнуло) и встали для страховки, фотографирования и указания пути остальным экипажам. Заметили в реке топляки - следы давно прекращенного сплава леса.

Следующий порог, Кивинпада - один из самых интересных на Видлице. Начинается он мощной шиверой. Далее русло реки делится на три протоки двумя островами. Левая протока - небольшой ручеек, не представляющий никакого интереса. Средняя протока - прямая, самая крутопадающая, расположена между островами. В ней по информации из лоций и дневников предыдущих лет, натянут трос - примерно на уровне груди байдараста. Похоже, в этой протоке имеются и обливняки. Трос был и при нас - никуда не делся [фото 29]. Такие тросы местные рыбаки используют при установке снастей для ловли рыбы, водящейся в районе порогов в изобилии. Правая протока изгибается, образуя прижим вправо - к кустам и камням у берега. В ней самые большие валы - в конце её пульсирующие, до 1.5 метров. Между ними внушительные водяные ямы. На выходе из струи, справа за прижимом - улово, удобное для страховки и фотографирования. Просмотр порога - с ПБ, для чего нужно усердно продираться сквозь густые мангровые заросли. Наш разведчик порога, неутомимый Владимир, рекомендовал нам идти правой протокой. Так мы и поступили. Ощущения незабываемые! Все прошли благополучно [фото 30], а мы прошли первые и всех сфотографировали. При приближении к порогу ничего не видно из-за тумана, окутавшего острова в нем, и из-за этого на душе неуютно. Ещё ближе становятся видны брызги воды, взлетающие вверх, и вершины валов. Щука-3 может носом и кормой одновременно опираться на вершины двух соседних валов, стремясь при этом сложиться пополам, что мы и испытали при прохождении. Мы впервые на "Щуке" скачем по валам, до этого она у нас ходила в основном по шкуродерам - валы она не протыкает, как принято у каркасных байдарок, а прыгает по ним - как на качелях (или на "тыгдымском коне"). На большие пирамидальные валы мы попали не прямо, а немного под углом, и нас хорошо облило. Забавно и страшновато смотреть, как матрос взмывает на вершину вала, а потом оказывается уже внизу, и на вершине вала находится капитан. Затем - выход в улово, постановка на страховку - Владимир с морковкой, я с фото. Евгений в пороге орал во всю глотку - так пёр адреналин.

После прохождения порога - всеобщий восторг, фотосессия, наснимали про порог роликов. Признали, что стоило корячиться в лесу по пояс в снегу под тяжеленными рюкзаками, чтобы увидеть и пройти ЭТО. Средняя скорость прохождения порога по данным GPS - 33 км/ч.

Следующий, 3-й порог, расположен недалеко от Кивинпада. В принципе, он несложен - Z-образная шивера, заподлянок в воде нет. Разве что, при рулежке в этой Z-образности можно поупражнять руки. Сразу за ним обнаружили полочку на ЛБ, свободную от снега и пригодную для стоянки. Запустили первым смотреть стоянку Сергея. Он вышел на берег, сказал, что стоянка плохая. Вышел Владимир, сказал, всё - ОК. Для разрешения спора из байдарки на берег вышел сам Адмирал. Как Владимир спрогнозировал, так и случилось - Адмирал в лодку сегодня возвращаться уже не захотел. Таким образом, мы себе нашли стоянку [фото 31], а их сейчас крайне небогато - все берега в снегу. Стоять можно, дрова - осина (сухая) или береза (трухлявая). Рядом - крутой склон с елками, но сушин почти нет. Добычей дров занимался наш выдающийся дровосек - Евгений. Напротив, на ПБ - лодки местных жителей, числом две. Видимо, это сюда они ходят на рыбалку по дороге, что проходила рядом с нашей стоянкой в Койвусельге. Пошли бы и мы по ней - не видать нам обалденного порога Кивинпада. Назавтра решили пройти по максимуму, чтобы послезавтра, не торопясь, успеть на поезд до Лодейного Поля.

Вечером кушали сублимированную картошку с сушеными грибами, потребляли водку Путинку из Койвусельги, производства "Кристалл" (ну и гадость, с кондацитом не сравнится никогда). Адмирал произвел ревизию и помывку гонад (ледяной водой), Евгений и Сергей составили ему компанию (но с теплой водой). Остальные воздержались пока.

Температура воздуха вечером - +10 град. Солнце садилось в тучи. Исполнение песен Владимиром и Адмиралом до 24 часов, одновременно с приготовлением Копченого Леща.

30.04 р.Видлица

Подъём - 7.00, температура +10 град, на дворе легкая пасмурность с просветами. Установил на "Щуку" руль, впервые за поход и вообще. Выход - в 11.50, и к этому времени разъяснилось. По GPS, на длинном (10 км) плёсе наша скорость - 7 км/час, и это при полном безветрии [фото 32]. Руль - рулит, т.е. с ним, даже если поставить его как стабилизатор, идти очень хорошо - как по рельсам. Выкрутасы Щуки излечиваются им полностью, без установки носового стабилизатора.

Озеро Кинеярви почти полностью во льдах. Протока в озеро скрыта разлившейся водой, и озеро является расширением реки [фото 33].

На заброшенном хуторе Кужей вышли на берег (13.30). От хутора осталось мало чего - нужник, пара железных кроватей, эстакада, остатки печи. Перекусили финиками. Решили, что через какое то время на этом месте прорастет финиковая роща.

В 14.25 наконец-то кончился длинный плесище, и начались пороги. Плесище слегка разбавляет именная 2-ступенчатая шивера - "Шалун". Ничего особенного - входная шивера, затем немного спокойной воды с быстротоком, затем опять шивера с поворотом влево и прижимом вправо, кусты посредине реки, немного коряг, валики до полуметра, имеются камни, но и за это спасибо. Далее ёще 4 км плёса.

Первыми после всех этих плёсов идут именные пороги Сгорликоска и Гимаскоска. Сгорликоска - достаточно сложный порог [фото 34]. При заходе в него струя выносит на остатки какого-то сруба, с непонятной целью поставленного на островке посредине реки - возможно, в доисторические времена тут был мост. Поперек сруба к тому же висит топляк - приходится отруливать (нас слегка навалило на него кормой, успели отгрестись, и струя помогла выровняться - контакта не произошло). Островок делит реку на две протоки, левая шире, и струя в ней гораздо мощнее. Далее имеется поворот направо, соответственно, есть сильный прижим к левому берегу, покрытому мангровыми зарослями. Тут же на повороте - косые валы, около метра, затем - пирамидальные, мощные, метра по полтора, еще дальше - косые гряды прямых валов, до метра. Во время прохождения всех этих фенечек нас сначала потолкало небольшими валами, приходящими слева и справа, затем покидало влево-вправо на грядах косых валов.

После косых валов на пирамидальные вышли несколько под углом к направлению потока, и прошли по их склонам, с креном вправо около30 градусов. Забавно смотреть, как матроса бросает в байдарке - на валах он воспаряет вверх, затем приземляется назад на сиденье, байдарка гнется и всяко выгибается. Вышли в прямые валы, выровняли курс. В пороге были замечены обливные камни. Как овощеводы (держатели морковки), встали в улово на выходе из порога на страховку и фото. Вся группа прошла его вполне успешно, выделив изрядно адреналину [фото 35].

Следующий порог, Гимаскоска, оказался в целом немного попроще - сужение берегов реки, повороты русла реки, высокие мощные валы. Проскакали по валам, взяли наизготовку морковь, и фотографировали прохождение. Всё прошло благополучно [фото 36].

Течение между порогами достаточно быстрое, так что довольно быстро дошли до порога Синамус, и протоки в озеро Синемукса не заметили. Лес по берегам реки полон воды, вспугнутые нами утки неуклюже взлетают между деревьев. Ясно, солнечно, тепло.

Порог Синамус решили просмотреть, вспомнив манеру местных рыбаков развешивать тросы в протоках. Причалили к ЛБ, вышли на снег. До нас здесь были люди (рыбаки). В одном из следов, оставленных ими, прямо в снегу, две лягушки заботились о продолжении рода. Не стали им мешать, пошли смотреть порог. Длина порога не очень большая, около 200 метров. Сужение берегов, островок на входе. Правая протока узкая и неинтересная, левая - гораздо лучше. Мощная наклонная струя с валами на всем протяжении порога. Главная струя со стояками до 1 метра (некоторые из них - пульсирующие), по бокам её валы косые. Мы - первые, прошли (нас сняли на фото - ролик), встали на страховку в первом попавшемся удобном месте (улове под ЛБ).

Прошла вся команда, причем вылетали из порога с очень хорошей скоростью. Евгений молчал! Спросили, почему. Отвечает: "просто о.уел".

На выходе к людям после страховки, струя из порога подкусила нам правый баллон - едва успели открениться. К тому же, между струей и уловом видели 3 поганки.

Синамус - одно из украшений Видлицы

Хаммаскоски, следующий порог, похож на Синамус, но несколько проще его. Правда, для страховки пришлось пролезать на байдарке сквозь прибрежные кусты [фото 37]. Длина порога - 100-150 метров, есть и сужение берега, пологий слив с хорошей скоростью, валы. Хаммаскоски все прошли с миром.

От Хаммаскоски ещё 4 километра до деревни Большие Горы. Туда все очень стремились попасть, в магазин - догадайтесь, зачем? В 18.00 были уже там, но магазин оказался закрыт - с тем, чтобы отработать сполна на следующий день, всенародно любимый праздник 1 мая. В среду 30.04, рабочий день, магазин отдыхал и копил силы. Обломавшись таким образом, сфотографировались на память у моста через Видлицу, с указателем [фото 38]. Забавным было причаливание к берегу у этой деревни - с течения, вход между залитыми водой прибрежными кустами, шириной около метра в удобную бухточку.

Под мостом у деревни Б.Горы прошли в 3-й пролет слева. Метров через 100 за мостом - водомерный пост с тросом через всю реку. В нашу воду трос висел на высоте немного более метра. Т.к. порогов за сегодня прошли изрядно, решили искать стоянку, отойдя хотя бы км 3 от деревни. Кстати, примерно с оз. Кинеярви и ниже по реке стоянки попадаются достаточно часто. Пройдя порог № 11 (отмечен на карте, шустрая шиверка на повороте реки, валики до 0.3-0.4 м), на ПБ около 19.20 узрели хорошую стоянку. Представляет собой полочку на берегу между рекой и лесом, имеется стол, каркас для тента, 2 кострища [фото 39]. В воде около берега нашли неизвестный нам овощ [фото 40]. Елочки, выросшие на самом берегу, затоплены водой [фото 41]. Дрова - в ассортименте, в лесу. Что-то очень устали от многочисленных порогов, пройденных за день, но все довольны. На стоянке торжественно был поднят флаг Российской Федерации. Готовили фирменное блюдо водных туристов "Вездехода", на сей раз коллективное кулинарное творчество, в состав которого вошли следующие продукты: "сублимясо", лук, специи "Роллтон", суп пакетный гороховый 2 шт., лавровый лист, сублизелень, кондацит - в прикуску (водка - гадость, не пейте её!).

Вечером орали песни под остатки кондацита. Температура вечером - +12 град. Ровно в 0.00 наши певцы (и поэты) исполнили Гимн, построившись в шеренгу и светя 3 фонариками на флаг России, а потом опять орали песни.

1.05. р.Видлица - Ладожское озеро -ст.Видлица - Лодейное поле

Подъём достаточно дружный, в 8.00. Температура +18 град. Сушили и смотрели резервный комплект лоций. В фирменное блюдо, кроме сублимяса, макаронов, супа пакетного куриного с вермишелью, специй Роллтон, перца горошком, сублизелени), самопроизвольно добавился новый компонент - копченный костровой крюк. Получилось очень вкусно, почти как "суп из топора". Адмирала ещё с пор. Кивинпада не покидает идея 7-местной Щуки.

Встали на воду в 10.40, и практически сразу же вошли в порог Рикин, в строгом порядке, установленном у нас - мы, Флагманский Корабль, "Смерть каякера", "Леди Стикс". Порог - длиной метров 300, очень сильная и быстрая струя, большие, не менее метра высотой, валы, в том числе косые. Неточность положения порога по карте и фактического его положения на местности составляет около 300 метров. Так быстро и неожиданно в него влетели, что успели снять его прохождение только экипажем "Леди..".

Живописны расположенные слева заводи с островами, река здесь делает крутой правый поворот. В заводях ещё стоит лёд. Правильное направление движения видно по течению воды. На резких поворотах реки вода спрямляет себе путь и течет прямо через лес.

Порог Питкоски [фото 42] решили предварительно просмотреть. Причалили к ПБ, где в кустах нашли Держалку Подвесную. Функциональное её назначение так и осталось неразгаданным. Длина порога около 300 метров, вода сначала льется прямо, затем делает левый поворот, за ним - правый. Скорость течения в пороге немаленькая, поэтому на поворотах образуются сильные прижимы. В струе - большие валы, плескание воды в которых видно с воды выше порога.

Прошли, встали на страховку и фото. Из-за изгибов реки сфотографировали народ только на самом выходе из порога. Снизу совершенно не видно, что происходит в верхней части порога. Прошли, однако, без приключений.

Далее, река петляет по лесу, много быстротоков и шиверистых участков. Островок, левая прямая протока которого, по лоции, может быть перегорожена тросом, расположен в конце "шустрого и веселого треке длиной 2 км" (три засечки подряд с обозначениями порогов по карте).

Троса не обнаружили, но на всякий случай обошли островок справа, по спокойной воде. Сразу же за ним - в сужении реки не очень высокий деревянный мост, за которым был виден выход с валами. Разумеется, мы пошли первыми. Сначала был слив под мостом высотой около метра, за ним - струя с валами, расширение русла с островом. Струя идет правее его, а мы пошли влево, к острову, лавируя между корягами, т.к. Владимиру срочно потребовалось немедленно выделить адреналин. Как принято у нас (куда мы - туда и все), к острову вслед за нами подошла вся эскадра, как мы им ни кричали и не махали руками. Как рассказывали камрады, при проходе под мостом мы на время пропали из виду, затем появились, прыгая по валам. Этот порог на карте и вовсе не отмечен.

На плесах за этим порогом откуда-то появились льдины разного размера. Вряд ли они доплыли сюда с Ведлозера, скорее всего, появились из заливов и аппендиксов реки. На одной, самой большой из льдин, были следы лыж [фото 43]. От льдин всё-таки пришлось отрываться, как ни забавно было плыть среди них - не хотелось идти с ними в пороги. Увлекшись фотосессией среди льдов, едва не налетели на корявый коряжистый пень, растущий посередине реки. Как следствие, искупал свой фотоаппарат в луже воды, собравшейся на юбке Щуки. Высушить его удалось только дома.

Вход в следующий порог, Онтюжа, украшен с левой стороны корягами, а справа прямо среди вод Видлицы растет живое хищное дерево. Ширина безопасного прохода остается около метра. Однако, при ближайшем рассмотрении оказалось, что коряга слева короче, чем думали, см на 40.

Не успели воспользоваться этим резервом ширины, поэтому дерево пришлось немножко пощупать, проскочили сквозь его ветки, и кормой слегка задели его ствол. Кроме замысловатого входа в порог между коряг и деревьев, сложного в нем ничего нет, и даже длина его невелика.

Петляя по красивейшим местам [фото 44, 45], дошли до дер. Верхняя Видлица. По берегам много отдыхающих и даже загорающих - как-никак, праздник весны и труда. О том, что начинается населенка, можно понять по большому количеству мусора на берегах.

В деревне В.Видлица остановились у низко расположенного моста для его осмотра, вызвав оживление среди местных жителей. На берегу у гаража с каким-то мужичком - раритетная техника [фото 46]. Перед деревней - порог с валами. Пообщавшись с двумя местными дамами, выяснили, что уровень воды в реке - максимальный, но раз в несколько лет (редко) бывает супер-мега-половодье.

За мостом тоже шивера с небольшими валами [фото 47], под мостом - небольшой слив. Чтобы пройти под мостом (пролет крайний справа), пришлось лечь в байдарке, и даже свеситься вбок. Все успешно, хоть и почти впритирку, протиснулись, при неослабном внимании местного жителя, не пожелавшего поздороваться. В пределах населенных пунктов, как и написано в лоции, действительно имеется 5 порогов крупно-шиверистого типа с быстротоком, иногда в них расположены кусты и прочие препятствия. На левом берегу в Гавриловке увидели монументальную собачью будку с призывом "Клевое место" и табличкой с текстом помельче "Осторожно, злая собака" [фото 48]. Интересно, но замысел архитектора непонятен.

В п.Видлица (ровно в 14.20) обнаружили многофункциональное место, к которому мы так стремились. Это универсальное заведение [фото 49], в состав которого входит и магазин. Затарились водкой, бальзамом "Карельский", и ПИВОМ. Магазин находится в таком месте, что его невозможно пропустить - в него упирается река перед тем, как сделать поворот налево. Справа в неё впадает река Новзема. Узнали время прибытия поезда до Лодейного поля - 19.40. Так что, есть время дойти до Ладоги и антистапелиться там. Не мешкая, встали на воду и продолжили путешествие.

В 15.00 вошли в Ладожское озеро [фото 50], пройдя устье Видлицы с большим количеством рыболовных баркасов [фото 51]. Очень красиво, бескрайнее озеро, солнечно, очень тепло. Подошли остальные экипажи. Фото в ладожском озере, все счастливы [фото 52, 53]. Повернули направо по ходу движения, обогнули пару каменистых мысов и в 15.24 мы ступили на берег Ладожского озера, закончив таким образом поход "из зимы в лето" [фото 54]. Место антистапеля то же самое, что и у команды Фишки, сказочное по красоте, огромный песчаный пляж и сосны [фото 55, 56].

На берегу есть отдыхающие, и, видимо, бывают они тут очень регулярно, судя по количеству мусора. Сушим вещички, купаемся и моемся в Ладоге, смываем неопрешек (глубина - по колено), вода на мелководье не очень холодна. Температура в тени - +28 град. Загораем в одних плавках, в ритуальном антистапельном костре сжигаем походные кроссовки, трусы и носки. Отмечаем окончание похода.

В 18.16 мы уже на ЖД-станции [фото 57] (по более точной информации, полученной от местных жителей на озере, поезд прибывает-таки в 18.57). Билеты - в вагоне. Отмечаем маршрутную книжку - поход окончен.

Об озере Нялмозеро

"Бульк-озеро", "Ё.-озеро". Переход по льду пешком - не такое уж и оригинальное деяние. Это периодически случается с тургруппами, желающими пройти реки Карелии по самой высокой воде. При надлежащей организации (надувные байдарки, которые можно и нужно тащить по льду, спасжилеты и т.д.) вполне безопасно. Зато попали на высокий (максимальный) уровень воды в реках.

О реке Нялма

Интересная, глухая речка. Много водоплавающих птиц. Больше половины берегов заболочены, стоянок мало, к тому же много снега в лесу - на нём вставать не хотелось. Пороги имеются, и их больше, чем отмечено на карте. В основном, это быстротоки, осложненные камнями и корягами. В некоторых из них к тому же имеются заметные валы. Пороги заметно слабее, чем на Видлице, однако требуют умения управлять судном.

Об озере Ведлозере

Мы на нем не были.

О реке Видлица

Очень красивая, интересная, но недлинная (65-68 км) река. Поэтому приходится планировать прохождение в связке с ещё какой-нибудь рекой. Мощных порогов водопадного типа на ней нет. Практически все пороги располагаются в сужениях русла, с понижением его на несколько метров. Длина порогов - от 150 до 400 метров, с разнообразными препятствиями в виде островов, деревьев, камней и коряг, прижимами, и без таковых. Скорость течения в порогах составляет до 33 км/час, имеются разнообразные мощные валы - косые, пирамидальные, гряды валов. По крайней мере, две трети именных порогов на реке можно оценить 3-й категорией сложности (в нашу воду). Неименные, но отмеченные на карте пороги - 1-2 категория. Если есть возможность, рекомендую выйти в Ладожское озеро и производить антистапель там, в очень красивом месте. От места антистапеля на Ладожском озере до вокзала примерно 0.9 км по хорошей дороге.

Карты, треки и путевые точки

Пользовались сканом листов 2-километрового атласа Карелии, а также подробной картой, но без масштабной сетки, взятой из описания похода по Видлице команды Фишки. Ориентирование, запись треков [NV_track] и путевых точек [NV_wpoints] ключевых мест маршрута осуществляли по навигатору GARMIN SUMMIT. Точки с 10 по 47 - запланированные, остальные - фактические.

Термины

Кондацит - разведенное горючее, сдобренное сахаром и лимоном.

Бульк-озеро - Нялмозеро.

Ё.-озеро - то же, Нялмозеро.

Сушенка - сушеная прошлогодняя подножная трава, попавшая в еду и улучшившая её вкус и нажористость.

Копченый лещ - трусы Адмирала, выстиранные в р.Видлица и высушенные на костре из осины и трухлявой березы.

Неопрешки - мифическая (микро)фауна, которая может размножиться под неопреном.

Ведрозеро - то озеро, что в ведре. Как и любое другое озеро, подвержено влиянию различной погоды, т.е. способно замерзать, оттаивать, пускать волну и находиться в состоянии штиля.

Держалка Подвесная - устройство неизвестного назначения, состоящее, как нетрудно догадаться, из фигурной палки и двух веревочек, найденное у порога Питкоски.

ГлавХимик - тот, кто бодяжит Кондацит [фото 58].

Бодяжить Кондацит - разбавлять спирт, при этом добавляя в раствор всякие вкусности (лимон, сахар и.т.д.).

Камрады - друзья, коллеги, собутыльники, туристы и тому подобные личности. Если они у вас есть, то вы счастливый человек.

Лоция - лоция р. Видлица от Олега Волкова, очень толковая и полезная

Сублимясо - продукт, изготовленный по описанию Лебедева-Шендеровского, из сала и куриных грудок. Очень вкусно и нажористо, основа почти любого туристического блюда.

Дневник записал Тимофеев Александр, с учетом замечаний и дополнений камрадов. Авторы фото Смирнов Сергей, Цицер Алексей, Тимофеев Александр.

Фотографии

1 - заковыристый путь заброски

2 - автобус дальше не идет

3 - по узенькой дорожке…

4 - "вам по пояс будет"

5 - битый небитого…

6 - светлый путь

7 - бледные лица утомленных туристов

8 - Нялмозеро - взгляд в себя

9 - Хлевнаволок, "стапель"

10 - любишь кататься - люби и саночки возить

11 - Нялмозеро - взгляд в себя 2

12 - лед уже не держит

13 - лед уже не держит 2

14 - здесь прошли мы

15 - изврат закончился - начался сплав!

16 - жизнерадостные берега Нялмы

17 - жизнерадостные берега Нялмы 2

18 - первый порог Нялмы, вид сверху

19 - спасработы (спирт уже уплыл)

20 - Нялма, порог № 3

21 - порог Лосиная ямка, собственно ямка

22 - плес перед последним порогом Нялмы

23 - мост через Нялму, слив

24 - после пикника на обочине

25 - отель "Лесная сказка"

26 - вброд через р.Кивиоя

27 - стапель на Видлице

28 - первый порог Видлицы

29 - порог Кивинпада, трос

30 - "Леди Стикс" в п. Кивинпада

31 - стоянка 1

32 - 10-километровый плес, штиль, "Рыбка"

33 - озеро Кинеярви

34 - порог Сгорликоска, вид снизу

35 - порог Сгорликоска, наш Флагман (Щ-2)

36 - Флагман (Щ-2) в пороге Гимаскоска

37 - порог Синамус и "Леди Стикс"

38 - р. Видлица и мы

39 - будете в этих краях - останавливайтесь здесь!

40 - неизвестный науке овощ

41 - елочки тоже по колено в воде

42 - порог Питкоски, вид сверху

43 - тут были люди!

44 - красивейшие берега Видлицы

45 - красивейшие берега Видлицы 2

46 - тот самый "раритет"

47 - шивера, дер. В. Видлица

48 - "Клеевое место" со злой собакой

49 - многофункциональное заведение

50 - впереди - Ладога!

51 - наш корабль - лучше

52 - "Рыбка" в Ладоге

53 - и Флагман в Ладоге тоже

54 - открытие пляжного сезона

55 - сюда стоило идти

56 - пляж и Ладожское озеро

57 - одноименная ЖД станция

58 - Главхимик

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея