Логин
Пароль

Регистрация

Главная > Водный туризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Описание прохождения Чинейской трубы на реке Калар в низкую воду

Дата: сентябрь 2009 г.

Автор: Михаил Лебедев

В первый раз Калар мы - группа водников из Омска - сходили в 2001 году. Тогда практически никакой информации об этой реке, кроме традиционного описания, нигде найти не удалось.

Изначально планировали после заброски на машине пеший переход до зимовья Борода или (если позволит вода) сплав по верхнему участку от Амудисских озер до Читканды по истоку Калара - Чине. После обноса первого аяна уже начали строиться, но случайно подъехали эвенки на вездеходе и доставили нас до Бороды (три литра спирта).

Вернувшись нынче (сентябрь 2009 года) со второго прохождения Калара, понимаем, что тогда для нас авантюра с прохождением Чинейской трубы вполне могла закончиться плачевно: в группе из пяти человек двое были чайниками, а вся информация об этом 20-километровом участке заключалась в мелкомасштабной карте. С тех пор в интернете появилось несколько отчетов о прохождении Чины. Наиболее подробное и качественное описание препятствий мы нашли у Бориса Карабина . /water/2006/tchina_karabin/ Выражая ему, равно как и другим "писателям", свою глубокую признательность, хотелось бы отметить некоторые особенности прохождения Чинейской трубы в критически низкую воду, используя схему препятствий Б.Карабина.

Доставивший нас на традиционную поляну у Амудисс водитель Анатолий Мисюра заметил: "Воды нынче совсем, считай, нет. Потрудиться вам придется". Пришлось…

На маршрут вышли вдвоем на кате-двойке с отнюдь не коленной посадкой. Вес выходного груза - по 75 кг на брата. Плюс срубленная рама далеко не из самых сухих лиственниц.

На воду встали 2 сентября. Через 200 метров уперлись в аян (наледь) и следующие пять километров больше тащили груженый катамаран на руках через камни, чем ехали на нем. После того как Чина подсобралась, жизнь стала веселее, но чутье подсказывало, что слишком узкая струя и постоянные сваливания лагом через обливники обещают немало сюрпризов.

Лоция балашихинских туристов вполне адекватно отображала препятствия, которые следовали один за другим практически без перерыва и не представляли, в общем, каких-то очень уж серьезных проблем. Талаканский порог в низкую воду идется спокойно. Вполне хватает места вдоль левого берега и при прохождении порога Клыки (просмотр действительно обязателен, потому как любой другой вариант прохождения чреват крупными неприятностями).

После Клыков лоция обещала замусоренную шиверу с относительно невысокой скоростью течения. Поскольку кроме этого порога все остальные препятствия мы шли сходу, то не стали изменять данной тактике и здесь, имея в виду, что за шиверой намечается второй кульминационный порог Три бандита, перед которым и следует зачалиться.

Согласно предлагаемой схеме, зашли по струе от правого берега, чуть позже попытались уйти влево и благополучно расперлись в камнях. Выше подобные ситуации уже случались регулярно, поэтому спокойно вылезли на камни и начали смотреть, куда лучше свалиться. Но сливаться было некуда: всю реку преграждали три гряды сухих и полуобливных камней, сомнительные проходы между которыми максимально отдалены друг от друга, а расстояние между грядами не превышало семи метров. Свалившись с камней, мы неминуемо попадали в пенный котел с достаточно высокой вероятностью аварии.

Поскольку вода катамаран подтапливала некритично, выход искали минут десять. В конечном итоге выбрали единственно возможный вариант: один оставался держать катамаран, второй снял сапоги, носки и побрел вверх по камням, насколько это было возможно. Затем вплавь (опять же через камни) пересек десятиметровую струю (снесло его при этом метров на двадцать). Второй набил носок мелкими камнями, привязал к чалке и перебросил первому. После закрепления фала на берегу, несколько раз спихивая кат с камней, выбросился на нем в струю. После чего без потерь состоялась эвакуация на берег. Здесь нашлось место для палатки, просушки и ночлега, который мы планировали устроить уже за Тремя бандитами.

На следующий день сплав занял минуты аж, наверное, три. Выйдя к порогу, поняли, что справа явно габаритный непроход, а слева дальний просмотр показал, что там вообще конкретный шмурдяк, со вполне реальным печальным исходом экспедиции. Проскреблись, поелику возможно, вдоль правого берега и начали обнос порога.

Нужно сказать, что в этом месте в низкую воду образуется довольно длинный остров, отделяемый от берега совершенно непроходимой для судна узкой протокой. И выход к нормальной воде случается далеко за означенным препятствием, аккурат там, где и без того непростая звериная тропа уводит вверх вокруг дальнейшего бома, а по берегу можно идти только по огромным булыганам.

Просмотр выхода из следующей шиверы-порога (по лоции) привел к эмоциональному выдоху: "Н-да, нюанс". Чина узкой струей по дуге левого поворота сливалась в четырехметровую узость между большими камнями, за которой пенилась бочка. В трех метрах за ней по центру лежал полуобливной камень, а еще метров через семь реку преграждала гряда, проход через которую был возможен исключительно посредством сложного маневра.

Изучив неминуемый навал на правый камень в узости и свал левого баллона здесь же в бочку, оценили шансы на возможный оверкиль выше 80 процентов. Обозвали примерно 70-метровый участок узкой белой воды с высокой скоростью и большим падением порогом Нюанс - и обнесли его тоже. Поскольку дело было к вечеру, а сил на обнос рамы, сдутых и отвязанных баллонов уже не оставалось, с трудом нашли место для постановки палатки и заночевали.

Весь следующий день ушел на подготовку судна к дальнейшему сплаву и прохождение оставшейся части Чинейской трубы. Следующая за Нюансом шивера имела ярко выраженную узкую струю и требовала отчетливого маневрирования. Думается, что и это препятствие в низкую воду вполне можно считать за вполне себе нормальный порог.

В дальнейшем характер препятствий постепенно и равномерно упрощался. Шли сходу, кое-где привычно перетаскивая кат через камни и сетуя на то, что еще бы полметра-метр воды - и прохождение Чинейской трубы могло бы стать не мучением, а нормальным спортивным участком.

Вскоре после Читканды, уже на Каларе нас к вечеру догнала гроза. Успели встать на полке, поднявшись на два метра - натянуть тент, развести костер. Через час вытащенный на берег катамаран уже плавал в воде (где она, дрянь, была вчера?), через два она уже вплотную подобралась к полке и встал вопрос о возможной эвакуации (22.00, дождь, сплошная темень). А потом пошел снег, и стало ясно, что вода прибывать больше не будет.

Натуральная метель мела еще два дня. Один день пережидали, на второй вышли, откопав из-под снега катамаран и вещи. К вечеру дошли до зимовья Михаила Богдановича (сразу за Каларским Калаканом). Там переночевали и просушились в избе. (Кстати, не сочтите за труд по ходу заглянуть к охотнику: всегда найдете радушный прием и человек он очень интересный).

Дальше Калар является обычной "тройкой" и больших сюрпризов не содержит. Ну, разве что тайменей килограммов по четырнадцать - один такой у нас был.

Краткое резюме. При уровне воды много ниже среднего, прохождение Чинейской трубы сопряжено со значительными физическими нагрузками непрофильного характера. Проводка катамаранов по аяну может отнять три-четыре часа. Участок после порога Клыки до выхода из порога Нюанс нужно идти максимально осторожно, в близости от правого берега, чтобы не возникло ненужных осложнений.

Обнос порогов Три бандита и Нюанс идет по узкой тропе правого берега, пересекающей небольшие ручьи и поваленные деревья. Расстояние между стволами деревьев не позволяет постоянно нести катамаран в горизонтальном положении. Последние метров 300 придется идти по крупным прибрежным валунам, что в случае дождя чревато травмами. Общая длина обноса примерно 1,5 километра.

В среднюю и высокую воду прохождение Чины будет более комфортным, но, вероятно, здесь определенную сложность станут представлять высокий вал и прижимы.

Обязательный просмотр порогов Клыки, Три бандита, а в низкую воду - и Нюанса избавит путешественников от неожиданных неприятностей. Помощи ждать здесь неоткуда, а эвакуация обратно на БАМ будет трудна и длительна. Изобилие мошки сделает это возвращение вообще незабываемым шедевром.

И последнее. Чтобы вас правильно понимали местные жители, разучите правильные ударения рек КАлар, ЧиткАнда, ЧинА, КАлакан.

Приятных сплавов!

Фотографии

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея