12 января 2013
Год путешествия: 2009

Дата: июнь 2009 г.

Маршрут: г. Санкт-Петербург - пос. Пестово - г. Устюжна

Автор: Алла Барунина (Санкт-Петербург)

Сплав на байдарках по маршруту Пестово - Устюжна планировали на три дня: с 12-го по 14-е июня (пятница, суббота, воскресенье), но уже в первый день сплава стало очевидно, что из-за быстрого течения реки доберемся до Устюжны раньше. Это нисколько нас не огорчило, ведь впереди было достаточно времени, чтобы, отдохнуть и осмотреть старинный русский город.

Протяженность водного маршрута около 70 км. Новгородская, вологодская область.

11.06.2009, четверг, вечер

Отправление поезда "Санкт-Петербург - Пестово" в 22.48. Изначально было решено приехать на Ладожский вокзал заранее, чтобы спокойно загрузить в вагон многочисленные тюки со снаряжением и личными вещами. Наша компания состояла из семи человек или трех экипажей: первый - Александр и Алексей; второй- Я и Андрей; третий: Алина, Алексей и Андрей. Из нас только Алина, Саша и Леша имели достаточное представление о походе на байдарке и ее целевом назначении. Я и Андрей впервые столкнулись с этим агрегатом всего пару недель назад, но этого времени оказалось вполне достаточно, чтобы близко познакомиться с неприметным суденышком, проводя все свободное от работы время на кухне, с "Моментом" и куском резины от старой автомобильной шины в попытках залатать царапины, трещины, потертости на "шкуре" нашего коня, который был любезно пожертвован родителями Алины. Остальные члены компании - Андрей и Леша впервые столкнулись с байдаркой непосредственно на месте сборки в Пестово. Таким образом, путешествие представлялось крайне интересным и непредсказуемым.

Местом сбора стала небольшая квартирка на пятнадцатом этаже в часе езды от ж/д вокзала. Мы впятером: Алина, Леша, два Андрея и я выползли оттуда в 9.15 вечера с огромными рюкзаками (у бедняги Андрея их было даже два: один сзади на спине, другой впереди, очевидно, для сохранения равновесия), а также байдарками, спальниками, палатками, составные части которой почему-то по дороге к метро со звоном вылетали у Алины из чехла. Наше торжественное шествие сопровождалось грохотом, нервным смехом, нетвердой походкой, любопытными взглядами прохожих и нецензурными ругательствами соседей с пятнадцатого этажа, чей покой мы ненавязчиво нарушили, затаскивая все наше добро в грузовой лифт.

Дорога до метро оказалось пыткой. Ноша была неимоверно тяжелая, особенно у сильной половины человечества, кроме того приходилось останавливаться и подбирать вываливающиеся плохо упакованные вещи. Кое-как добрались до метро, опаздывали на поезд. К счастью, через полчаса были на вокзале, где нас уже ждали двое опытных в байдарочных делах друзей (Саша и Лелик).

В поезд загружались довольно долго. С проводником особых проблем не возникло, он даже любезно предложил свои аппартаменты для одной из наших байдарок. В поезде ночью вели себя предельно культурно, утром в 8.01 прибыли в Пестово.

12.06.2009, пятница

Погода чудесная, не считая огромной тучи комаров, облепивших нас сразу же при выходе из поезда. День обещал быть знойным. Пахло свежей древесиной и лесом. От ж/д станции до берега Мологи метров семьсот шли пешком, но эти семьсот метров, казалось, никогда не закончатся.

После завтрака, состоявшего из бутербродов и водки (!) два с половиной часа занимались сборкой байдарок. Их было три: две новенькие двухместные Варзуги и одна трехместная Таймень - та самая, которая всю неделю гостила у меня на кухне и ввиду своего возраста получила почетное имя "Динозавр". Тем временем, пока две новенькие собранные байдарки уже грелись на солнышке в предвкушении путешествия, четыре человека продолжали собирать упрямого Динозавра. Выяснилось, что трехместную Таймень можно собрать только вчетвером и с обязательным применением топора. К тому же, сборка сопровождалась выплеском искренних комплиментов и благодарностей в адрес изготовителя данного продукта речного судопроизводства. Испытав моральное удовлетворение после сборки, и стараясь не задумываться о том, что завтра придется ее разбирать, позволили себе немного передохнуть.

Наконец настал долгожданный момент спуска байдарок на воду. Выяснилось, что все вещи в Динозавра не помещаются. Распихав кое-как наше добро за 20 минут, мы приготовились к сплаву. Безразмерный и бездонный рюкзак Андрея занял персональное место в судне. Кое-как все расселись по местам. Саня с Леликом продемонстрировали экспресс-мастер-класс по технике гребли. У нас сначала не совсем получалось. Ребят на Таймене по неопытности занесло в кусты, но через некоторое время три суденышка бодро понеслись по водной глади.

В Пестово Молога неширокая, метров девяносто-сто в ширину, с густыми смешанными лесами по берегам. Местами попадались рыбаки, отдыхающие туристы, приехавшие на автомобилях и моторных лодках. Километров через семь места стали совсем безлюдными, растительность густой, лесные птицы величественно парили в лазурном небе над рекой. Поскольку течение Мологи быстрое (около 4 км/ч), мы довольно быстро плыли. Как показывал наш GPS-ник, скорость достигала одиннацати километров в час. После трехчасового сплава было решено сделать небольшую стоянку на обед. Остановились недалеко от Усть-Кировского на пологом левом берегу, ниже по течению. Солнце пекло, температура воздуха была около 30 градусов. От жары спасал лишь освежающий ветерок. Пообедали вкуснейшими макаронами по-флотски и чаем, заботливо приготовленными на костре нашими мальчиками. На общем совете решили в тот день проплыть как можно большее расстояние, чтобы на следующий день не торопиться и спокойно наслаждаться незабываемой красотой этих дивных мест.

После обеда сплавлялись еще часа три. Русло Мологи расширялось из-за впадения в нее небольших речушек, местами ширина достигала ста пятидесяти метров. Леса здесь смешанные, берега пологие, покрытые душистой травой и кустарником. Кое-где встречались невысокие песчанные обрывы, усыпанные многочисленными гнездами-иллюминаторами ласточек, проворно круживших неподалеку. Часам к восьми потихоньку начинало смеркаться. Занялись поиском места для ночлега. Алина, распластав свое тело по байдарке, каждые 15 минут кричала на всю реку "СТОЯНКА!". Видимо этим она хотела привлечь наше внимание к живописным берегам Мологи.

Наши опытные туристы Лелик с Сашей предложили остановиться на левом берегу в полутора километрах от деревни Перя, недалеко от впадения в Мологу реки Кать. Первое, на что обратили внимание, причалив к берегу - огромное количество комаров. Хорошо, что с собой были аэрозоли-репелленты, которые на время спасали от разъяренных насекомых.

Все вещи и байдарки вынесли на берег. Развели костер, поставили палатки, лодки перевернули вверх дном на просушку. На ужин приготовили отварной картофель, открыли банки с консервированным зеленым горошком и кукурузой, тушенкой , а также копченый сыр, помидоры, хлеб. Ужинали у костра с периодичсекими вливаниями перцовки в уже окрепший туристский организм. К полуночи выпитый сорокоградусный напиток позволил не замечать надоедливых насекомых, весь день покушающихся на наши нежные городские тела. Около часа ночи разбрелись спать по палаткам.

Ночью прошел небольшой дождь, но комары продолжали отчаянно жужжать снаружи у палатки. К тому же внутри было настолько душно, что погрузиться в крепкий здоровый сон так и не удалось.

13.06.2009, суббота

Новый день снова предвещал палящую жару. Андрюша, я и Саша проснулись около девяти утра, развели костер. Через полчаса встала Алина, чтобы приготовить на завтрак вкуснейшую овсяную кашу со сгущенным молоком. Дольше всех спал Лелик. Очевидно ему, как опытному туристу, комары и духота были нипочем. К часу дня было решено собрать все вещи и сплавляться до Устюжны.

Устюжна для нас с Андреем своеобразная малая Родина. Эти места нам очень хорошо знакомы с детства. Здесь живут и жили наши предки и друзья. Каждое лето в течение многих лет мы проводили в этих живописных местах, приезжая на каникулы к бабушкам и дедушкам. В этот раз мы решили остановится в доме моих бабушки с дедом, чтобы показать город друзьям, напариться в бане и переночевать ночь, так как наш автобус до Санкт-Петербурга уезжал только четырнадцатого вечером.

Итак, к полудню собрав все вещи и снарядив байдарки, наш дружный экипаж отчалил от места привала и стремительно поплыл к берегам конечного пункта - Устюжны. В этом районе Молога полноводная, берега полностью покрыты густым сосновым бором. Иногда встречаются песчанные обрывы с ласточкиными гнездами.

Обедали прямо на воде в байдарках, состыковав три судна с помощью весел. Во время обеда нас неторопливо несло по течению. Каждый наслаждался величием реки и нетронутой красотой ее окрестностей.

В районе деревни Софронцево русло реки расширяется до 160-180 метров после впадения в нее Кабожи. Здесь начался неслабый встречный ветер, ощущались удары волн о борты байдарки, однако солнце продолжало палить. На левом берегу появлялись деревянные домики, привалы туристов, сидящих у костра (некоторые даже нас фотографировали с берега), а правый берег по-прежнему был представлен в виде соснового бора с крутыми песчанными берегами.

Проплыв от Софронцева еще километра три-четыре, причалили к берегу деревни Соловцово на пятиминутную стоянку. До Устюжны оставалось 20 минут.

В Устюжну прибыли к пяти вечера. Байдарки собрали и просушили, упаковали снаряжение и вещи. Все это расположили на даче моих родственников. Вечером предстоял ужин, баня, и вечерняя прогулка по Устюжне.

14.06.2009, воскресенье

Утром позавтракали вареными деревенскими яйцами, очередной Алинкиной кашей со сгущенным молоком (на этот раз рисовой) и двинули на экскурсию по Устюжне. По дороге Андрей в красках описывал нашим друзьям местные достопримечательности, разбавляя свой рассказ подробной исторической справкой. Ребята сделали несколько фотоснимков старинных построек прошлых веков.

Устав от зноя и длительной пешей прогулки, к пяти вечера вернулись домой, поужинали, собрали снаряжение и отправились на автовокзал. Во время посадки в автобус, возникли некоторые проблемы с багажом. Увидев количество наших вещей, водитель на время лишился дара речи, но Андрей и Алина смогли убедить его, что причиной, по которой его автобус не сдвинется с места, может быть что угодно, только не размер нашего багажа. После неудачных сопротивлений водителя, все наши вещи были успешно загружены в багажное отделение.

Несомненно, немного жаль, что наше путешествие закончилось. В Питер вернулись с кучей ярких впечатлений, фотографий, и чувством глубокого удовлетворения от поездки. Теперь можно подумать о следующем походе! Уверена, он будет не менее интересным и незабываемым!

20.06.2009

Отчет о водном походе на байдарках по реке МологаОтчет о водном походе на байдарках по реке МологаОтчет о водном походе на байдарках по реке МологаОтчет о водном походе на байдарках по реке МологаОтчет о водном походе на байдарках по реке МологаОтчет о водном походе на байдарках по реке МологаОтчет о водном походе на байдарках по реке Молога