Логин
Пароль

Регистрация

Главная > Водный туризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Отчет о водном спортивном походе V к.с. по Тянь-Шаню

Маршрут: оз. ИССЫК-КУЛЬ - пеший переход на р. ЧИЛИК через перевал Кугантор - сплав по р. ЧИЛИК - переезд на р. Чарын - сплав по р. Чарын

Дата: 29 августа - 14 сентября 2009 г.

Руководитель: Иргибаев О.В. (Екатеринбург)

Прислал Владимир Березин

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Состав группы

Ф И О Туристский опыт Должность
1 Иргибаев Олег Витальевич Китой 5у, Урик 5у, Башкаус-Чулышман 5у, Коксу-Кора 5у, Ак-Алаха - Аргут 6у, Башкаус 6у, Чонг - Кемин 5р руководитель, к-1
2 Чепурной Анатолий Иванович Башкаус 5у, Шавла-Аргут 5у, Онот 6у, Чуя (с мажойским каскадом) 6у виеооператор, к-1
3 Трутнев Андрей Вячеславович Чонг-Кемин - Кекемерен 5у, Чулышман 6у, Ак-Алаха-Аргут 6у, Башкаус 6у медик, к-2
4 Чернов Александр Анатольевич Чуя-Катунь 4у, Чулышман 6у завхоз, к-3
5 Вараксин Виктор Сергеевич Ак-Алаха-Аргут 6у, Башкаус 6у реммастер, к-3
6 Березин Владимир Викторович Чуя-Катунь 4у фотограф, к-2

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА, ПОДЪЕЗДЫ, ОТЪЕЗДЫ, АВАРИЙНЫЙ ВЫХОД

При организации похода группа пользовалась отчетами С. Черника за 96г., А. Лифанова за 97г., А. Сульдина за 2002г. Отчеты Черника и Лифанова весьма информативны и достаточны, но, к сожалению, у них была вертолетная заброска, а мы хотели забрасываться пешком с Иссык-куля. Описание пешей части взяли у Александра Сульдина.

При организации путешествия у нас были опасения относительно того, что маршрут мы начинали в Киргизии, затем нелегально пересекали границу и заканчивали в Казахстане. Скажу сразу, что в свете последних лет такое пересечение влечет за собой серьезное нарушение законов РК и карается законом РК, вплоть до уголовной ответственности. Наша группа была задержана нарядом пограничников, осуждена в суде, приговорена к административному аресту на трое суток и выдворена из страны.

В Казахстане по прибытию необходимо зарегистрироваться в течение пяти суток. Отсутствие регистрации чревато большим штрафом и поборами со стороны полиции. В Киргизии можно находиться без регистрации 30 суток.

Следует помнить, что Кыргызстан и Казахстан - самостоятельные государства со своей валютой. Обменять рубли лучше заранее, наилучшие курсы обмена в пунктах обмена, расположенных в крупных городах, в центральных районах. На вокзалах менять тоже можно, но курс там будет не намного хуже.

ПОДЪЕЗД

Маршрут начинали в Бишкеке. Мы заранее договорились с фирмой " Nuraz travel company и Nuraz trans. Туристические и транспортные услуги по центральной Азии" в лице Нурдина. Он радушно встретил нас на вокзале вечером 29.08. Утром 30.08 мы выехали из Бишкека на микроавтобусе "Мерседес",который организовал нам Нурдин до Семеновки (300 км по шоссе) и 25 км. вверх по Семеновскому ущелью. По дороге провел нам увлекательную экскурсию, интересно рассказывая о местных достопримечательностях и жизни людей.

По пути водитель остановился на Иссык-Куле и мы имели возможность окунуться в его солоноватые волны в районе г. Чолпон-Аты. Рекомендую, после душного поезда замечательно возвращает к жизни. Даже не смотря на прохладный день и сильный ветер, купание доставило массу положительных эмоций. По дороге мы познакомились с особенностями дунганской кухни. К вечеру мы прибыли на турбазу "метеостанция", хозяином которой является Нурдин. Там постоянно живут его люди (Айдар 1, Айдар 2 и др.). Фирма занимается организацией тур. отдыха в Семеновском ущелье и окрестностях, охотничьих и рыболовных туров в Киргизии. Вечером нас ждал приятный ужин за приятными беседами. Хозяева любезно накормили нас пловом из индейки, приготовленным по всем правилам местной кухни. На турбазе есть сотовая связь "Мегаком", правда ловится местами.

До Семеновки можно доехать и рейсовым транспортом. Билет на автобус стоит около 2,5$. Далее от Семеновки на автомобиле можно подняться вверх на верхние пастбища до ручья Джелькарагай, и выше еще км. на 2,5 через мост через Джелькарагай вдоль р. Аксу.

На въезде в ущелье стоит шлагбаум - мы отдали 50 руб. с группы за въезд. Дорога частично асфальтированная, хорошо накатана, даже легковые автомобили проезжают на пастбища. Семеновка - достаточно большое село и найти в ней или на трассе транспорт наверх не составит труда.

В верховья Чилика возможна и экзотическая заброска снизу с Сатов на лошадях (ок. 100 км.) Это займет 3-4 дня.

Возможна заброска на автомобиле из с. Бортогай через перевал Амонжол до кордона егеря "Аманжол", что находится в устье р. Амонжол (лев. приток Чилика), напротив пр. притока р. Карасай. И даже выше до р. Шарп, до так называемого "тупика". А дальше на лошадях в верховья Чилика.

Также возможна пешая заброска с севера со стороны Алматы.

ОТЪЕЗД

Отъезд возможен на автомашине из дер. Саты. Из Сатов утром в 6-00 идет рейсовый автобус типа ПАЗ на Алматы.

Вариант отъезда с Бартогайского водохранилища несколько сложнее - по дороге до трассы "Алма-Ата - Кокпек" 12 км. Он описан у Черника.

В принципе наиболее просто уехать из города Чилик (Шелек) в 100 км от Алма-Аты. Но, более детально, про этот вариант, и, что из себя представляет выгребание до Чилика, не могу ничего сказать.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВОДУ Ж/Д

Обратно мы уезжали из Алматы. Пока группа лихорадочно металась по городу в поисках подарков и сувениров друзьям, коллегам и родственникам, на вокзале дежурил один человек с телефоном, стараясь не привлекать к себе внимания.

На вокзалах и по городу надо всегда иметь при себе паспорт, и не нужно ходить с большой суммой денег, ножами. Будьте готовы, что представители власти попытаются вас развести на "бабки". Особо бдительными нужно быть за час-полчаса до отправления поезда. По наработанному сценарию, именно в этот момент вас захотят пригласить на досмотр личных вещей. Лучше заранее выйти на платформу и не привлекать к себе внимание полиции-милиции.

АВАРИЙНЫЙ ВЫХОД

Лифанов в своем отчете пишет: "Аварийный выход с Чилика до 3 каньона сложен и возможен только через те же перевалы, через которые идет заброска. Ниже 3 каньона проще всего сплавиться до поселка Саты, откуда относительно несложно выехать в Алма-Ату".

Мне все же представляется наиболее простым на всем протяжении Чилика аварийный выход не через перевалы, а вниз по Чилику до Сатов. Вдоль всего Чилика идет конная тропа до самих Сатов. К тому же в долине много пастухов и можно договориться насчет лошадей. Тропы идут как по правому, так и левому берегу, но наиболее нахожены они по левому берегу. Там же больше вероятности встречи с местными.

3. ОПИСАНИЕ ПЕШЕЙ ЧАСТИ

Пешая часть маршрута начинается с верхних пастбищ в семеновском ущелье. Из ущелья переход на Чилик возможен через 3 перевала: Кугантор (3908, 1А), Джелекарагай (3900,1Б), Сютбулак (3960,1А). Все они достаточно простые - скотопрогонные. Наиболее удобен пер. Джелекарагай. Через него выходишь к порогу "Изюминка" - традиционному месту начала сплава. Если идти через Сютбулак, то на Чилик выходишь ниже порога Ленинградский, т.е. пропускаешь один из определяющих порогов на реке.

Через пер. Кугантор выходишь на Чилик (точнее на его составляющую реку Джангырык) выше слияния с Талгаром и выше первого "непроходимого" каньона. Однако от Кугантора тоже возможен сплав. По длине путь через Кугантор - наименее длинный (10 км вверх и 6 км вниз), через Сютбулак наиболее протяженный (более 30 км.)

Мы выбрали вариант перехода через Кугантор, исходя из соображений:

И надо сказать, что не разочаровались в выборе, поскольку верхний участок до первого каньона выглядит с эстетической точки зрения весьма экзотично и не типичен для Чилика ниже.

Подъем был ранний, где-то часа полтора увязывали вещи на лошадей. Подъем на перевал мы начали утром от турбазы "метеостанция". Чтобы выйти на тропу пришлось спуститься ниже и по мосту перейти на левый берег. Погода во время подъема постоянно менялась, то налетали облака и начинал моросить дождь, то прояснялось. Вверху был даже легкий снежок.

Тропа хорошо набита, местами промаркирована турами и красной краской на камнях. Сперва тропа идет по орографическому левому берегу. Затем обходя бом, переходит на правый берег и опять возвращается на левый. Воды в наш сезон было достаточно, поэтому, сначала нам приходилось разуваться и переходить вброд босиком, чтобы не намочить обувь. Вода достаточно холодная. Выше мы находили возможность перескакивать по камням. Далее тропа идет левым берегом до слияния трех ручьев Джеты-тор, Южн. Кугантор и Ашу-тор. Нужно идти по среднему ручью Южн. Кугантор, перебродив левый приток - Ашу-тор. Далее следует брод на правый берег Южн. Кугантора. Где - то через три часа мы остановились на пологой полке для отдыха. Там я снова поймал сотовую связь "Мегаком" (однако, потом выяснилось, что Виктор вплоть до самого перевала потихоньку переписывался смс и у него была вполне хорошая связь). Я же ловил ее только местами. У меня был российский "Мегафон", а у него - "МТС"). Тропа резко начинает набирать высоту.

Вскоре тропа опять переходит на левый берег Юж. Кугантора, а через некоторое расстояние опять на правый (рис. 1 Примечание - т.к. оба имеющихся в группе фотоаппарата были украдены, фотографии заменены снимками с видео). Юж. Кугантор выше слияния переходится посуху, по камушкам. И правым берегом, местами довольно далеко отходя от ручья, мы дошли до моренного выхода. Ручей несколько заворачивает на запад (налево по ходу нашего движения). Мы по тропе перешли на орографический левый берег. Практически с этого места начинается подъем на перевал несколькими, так сказать, ступенями. На перевал поднялись в 14-00. Перевал имеет две седловины, разделенные гребешком. Справа - цирк. Левая (западная) седловина более ярко выраженная и есть искушение свернуть именно на нее, однако спуск может быть проблематичным, поэтому идти с оврага следует вправо в сторону цирка, по маркированной тропе. Снизу уже виден укрепленный на перевале лом. Сама седловина узкая, метров 5, на перевале - памятник (рис. 2).

На перевале лошадей развьючили. Провели небольшую разведку. Проводники попытались провести лошадей по краю ледника, но лошади вязли в снегу. На этом конная заброска закончилась. После перевала вещи спускали по леднику на веревках и на себе (рис. 3). Снег мокрый, но уклон хороший.

Внизу гребень-пупырь, далее либо справа по снегу обходить этот пупырь, что мы и сделали, либо по крутому склону слева (там собраны туры и просматривается тропа), серпантином спускаясь до границы ледника и камней. Лучше все же спускаться по левому склону. Он более крутой, но выходит снегом сразу к тропе. Сразу за ледником находится ледниковое озеро диаметром метров 70, очень красивое. Из озера вытекает ручей. Далее вдоль ручья по тропе.

Мы же обошли пупырь справа, поэтому тропу не увидели. Спустили вещи в конец ледника к 15-30. Спуск вниз решили произвести в две ходки, сначала рюкзаки, а потом катамараны. Спускались по морене, по камням, каждый выбирал себе удобный путь, что было весьма трудоемко и медленней, чем передвижение по тропе. Северный склон перевала оказался более прохладным, дождь быстро сменялся снегом, в перерывах ненадолго прояснялось. Двигаясь вне тропы, мы быстро измотались. Полегче стало, когда мы спустились в широкую долину (на старую морену), которую разровняло ручьями (рис. 4). Воды в долине не было, ручей был пересохшим, вода в нем появилась км через 3-4. Поэтому рекомендуем набрать воды в ручье на морене, потом она уйдет далеко в землю. Только в одном месте старой морены, около нескольких огромных валунов она появляется в небольшом колодце (но это мы выяснили только на следующий день). Часам к 19-00 двигаться дальше уже не было сил. Мы попытались пройти еще немного, до распадка на правом склоне в надежде дойти до воды, но воды и там не было. Снизу снова на нас неслась дождевая туча. Нашли ровную полку у сухого ручья. Здесь мы и встали на ночевку. Леса еще нет. Поужинали сухим пайком, воду собрали в кружки и миски во время дождя с тентов палаток. На следующий день был ранний подъем, легкий завтрак. До воды мы не дошли метров 600. Напились и двинулись дальше слева от ручья. Тропы явной нет, небольшие звериные тропы. С гор стекали ручьи, вода текла ковром. Мы быстро дошли до Джангырыка и встали на берегу около огромного валуна с песочным пляжем. Спуск от места ночевки занял 2,5 часа. Разожгли костер, сделали горячий обед. В 12-30 двинулись обратно на перевал за остальным грузом. Решили перебродить ручей внизу и подниматься по правому, более высокому и равнинному берегу. И не ошиблись. Ручей перешли перед началом небольшого каньончика. Перепрыгнув по камням, начали подъем по склону. Сначала крутовато, потом поположе. И тут нам встретилась тропа. Она шла от Жангырыка, от места ниже нашего лагеря метров 500, где, видимо, располагалось штатное место стапеля. Далее она пошла наверх вдоль ручья, то пропадая, то вновь появляясь, то соединяясь со звериными тропами. По ней мы поднялись на перевал к вещам. Подъем занял 3 часа. Вверху перекусили и двинулись в обратный путь. К лагерю пришли уже к темноте. Ручей переходили затемно, выстроив мостик из "карандашей" катамаранных рам. В лагере уже ждал ужин и вкусный компот.

Сутра, выспавшись, затеяли стапель и к обеду уже были готовы к сплаву.

Теперь стоит подробнее, еще раз, описать тропу сверху, с перевала, вниз, дать ее ориентиры. После пупыря, что находится в нижней части ледника, необходимо спуститься в левое ущелье, ниже от основной морены, т.е. к озеру. Далее вдоль ручья, пройдя метров 500,необходимо подняться наверх налево по слабозаметной тропе на основную, хорошо заметную конную тропу. По ней встречается красная разметка и туры. Она проходит мимо памятника местному. Тропа местами плохо проглядывается. Миновав морену слева, она спускается в долину к руслу сухого ручья. Вода уходит под старую морену, и показывается только раз, около каменных глыб. Далее вода покажется только через 2 км, ниже распадка на правом склоне, метров через 500. Тропа идет по ручью и просматривается едва-едва. Далее она переходит на правый берег и идет по травянистому берегу, варьируя между холмиками, иногда (раза 2-3)переходя в небольшой подъем. То пропадая, то переходя в звериные тропы, она ведет к месту стапеля, ниже метров 500 от впадения ручья в Жангырык.

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГРУППОЙ МАРШРУТА

Река Чилик

Участок № 0. От устья Кугантора до первого каньона - 15 км

Участок от устья Кугантора до первого каньона весьма симпатичен. Река разработала русло шириной до полукилометра и разлилась многочисленными протоками. Вода чистая, но не прозрачная, молочно-лазурного цвета. Фарватер просматривается по более насыщенному цвету реки. Сперва берега безлесные, но после слияния с Ю-В Талгаром на правом берегу появляются ели. Воды вполне достаточно для сплава. Сплав сложности не представляет, основные препятствия - мелкие перекаты, иногда требующие проводки.

Вышли в 14-00. В долине сначала встретился крутой осыпной берег по левому берегу, а потом перед 1-ым каньоном по правому. Правая осыпь более высокая и весьма живописная, огромные колонны, размытые ручьями. Перед каньоном река собирается в одно русло.

Каньон начинается сразу за крутой правой осыпью, горы сужаются до 60-100 метров. Перед первым каньоном следует встать на левом берегу, на высокой узкой полке.

До этого, прохождение 1-го каньона под названием "непроходимый", никто не планировал. И описаний его прохождения мы не нашли. Все обносили его сразу без разведки. Мы решили провести разведку каньона, а потом принять решение о возможности его прохождения. Осмотрев первую половину сверху, пришли к выводу, что уровень воды у нас выше среднего и оценили каньон проходимым. Решили начать его прохождение.

Первую часть(1-ую ступень)(4 А), до правого поворота можно просмотреть сверху. В каньоне река делает сначала левый, а потом правый поворот. На этом участке разгонная шивера, в русле встречаются обливные и полуобливные камни. Далее справа видна одна наклонная плита, врезавшаяся в правую часть реки, напротив которой пологий слив. Далее, сразу, на левом берегу, еще одна каменная глыба. Через 20 м реку перегораживает гряда глыб. Справа и слева русло загрязнено камнями, по центру две глыбы образуют ворота шириной 3м. Затем через 70м остров (рис. 5). Нужно сразу уходить вправо, т.к. левая протока завалена глыбами и корягами. Проход вдоль левого берега возможен, но очень осложнен камнями. Справа же чистый проход с небольшим крутым сливом около 1 м. Далее левый берег завален камнями, проход справа. Сразу за островом, через 70 м, каменная осыпь на правом берегу, за которой река делает правый поворот. Перед поворотом в русле камни в шахматном порядке, заканчивается все воротами, образованными глыбами у правого берега и левой части русла. Слив пологий, навал на левый камень. За воротами обливник по центру. Конец 1-ой ступени. Можно зачалиться налево на небольшом 20-метровом участке. Длина первой ступени 200 м.

Проходили колонной со значительным интервалом, чтобы успеть зачалиться на небольшом участке.

Вторая ступень(5 С) (рис. 6) начинается сразу за первой, через 100м. Слева впадает ручей. Перед основным сливом валы, бочки. Слив образован двумя наклонными глыбами. Струя, разгоняясь, бьет в каменную плиту у правого берега, образуя винтовой отбойник. Далее русло перегораживают две глыбы, образуя ворота с крутым сливом 1,5 м. Сразу за воротами на левом берегу лежит огромная глыба, удобная для места съемки. Еще через 40 метров гряда глыб по центру русла. Далее участок с небольшим левым поворотом, на котором валы, бочки, камни, сливы до 0,5 м, длиной 200 м до следующей 3-ей ступени.

Третья ступень (6 А) (рис. 7) начинается сразу после елей на левом берегу. Река делает S-образный зигзаг. Вход в 3 ступень образован каскадом ворот. Ступень завалена грядой глыб, образующих крутые сливы. Проход сложный, сначала справа, потом через гряду налево. Справа впадает ручей. На этом участке длиной 150 м река круто подает на 10 м. Далее шивера, достаточно мощная, длиной 400 м.

Первые два экипажа прошли тандемом сразу двух ступеней, третий после, со страховкой спасконцами. После чего встали лагерем на удобной живописной полке левого берега, богатой дровами.

Четвертая ступень "остров" (4 А). Начинается после небольшого участка спокойного быстротока. Ступень образована нагромождением камней в центре русла. Правая протока завалена грядой камней на входе, на выходе слив 1,5 м, осложненный зубом. Левый проход чистый, валы, бочки. Правый берег - еловый лес, левый - крупная каменная осыпь. Длина ступени 150 м.

Следующий день посвятили тщательной разведке каньона.

Пятая ступень (6 С) начинается через 500м на локальном правом повороте. Первые 50 м хаотичные камни в русле, затем гряда глыб справа налево, крутые сливы, бочки, прижим к левому берегу. Сразу ворота из глыб. Правый берег - отвесный, левый - крупнокаменная осыпь. Разведка по левому берегу. Через 20 м в центре, через 20 м глыба у левого берега, затем гряда у правого берега. Проход слева у каменной глыбы левого берега. Через 40 м на левом повороте завал, образованный тремя огромными глыбами, проходы узкие, негабаритные (рис. 8). Далее река хаотично мечется между камнями справа налево, сливы крутые, мощные, проходы узкие, местами негабаритные. И так более 1 км. Левый берег становится отвесным. Разведка осложнена, даже невозможна. Ущелье принимает V-образную форму.

Шестая ступень (6 А). Далее река делает плавный левый поворот на 90 градусов. На повороте еще одна крутая горка, падение реки большое. На повороте S-образный вираж. Поток все еще хаотичный. Камней в русле становится меньше. Далее каньон расступается, река успокаивается.

После детального осмотра второй половины каньона решили отступить, отказаться от его прохождения. Заявленная пятерка не соответствовала сложности второй половины каньона, сил группы было недостаточно для полноценной обработки порогов такой сложности. Для выхода из каньона необходимо было найти подходящее место, чем мы и занялись. Выход осуществили по небольшому более менее пологому участку левого берега напротив третьей ступени, недалеко от ручья на левом берегу. Сначала подтащили катамараны вдоль реки, затем подняли их при помощи веревки на полку, перетащили по прорубленному заранее проходу через кусты. Затем подняли поочередно их по склону, подстраховывая веревкой. Рюкзаки подняли следующей ходкой тем же путем. По склону поднимались, по повешенным заранее перилам. Это упростило и ускорило подъем с грузом в гору. Обнос каньона осуществляли по тропе на левом берегу. Длина обноса из начала каньона около 3 км. Тропа дважды спускается к ручьям. Нам пришлось пройти около 2-х км. Обносили в две ходки - сначала рюкзаки, затем катамараны, или наоборот. Тропа хорошая натоптанная. После спуска в долину следует уйти направо к реке вдоль гор, с которой спустились. Спустившись к реке, встали лагерем. Обнос занял 3 часа.

Участок № 1. Первый каньон - порог "Ленинградский" - 10 км

От первого каньона до порога Изюминка следует цепь непрерывных шивер, с камнями в русле (4 к.с. для нашей воды). Требуется четкое маневрирование.

Далее, чтобы не писать одно и то же, я воспользуюсь отчетами С. Черника (С.Ч.) и А. Лифанова (А.Л.), добавляя замечания о характере препятствий, применительно к нашей воде.

А.Л.>Несмотря на то, что первый участок реки от конца каньона "Непроходимый" (1 каньон) до "Ленинградского" каскада в такую воду, безусловно, стал проходимым, решаем катамараны выше не поднимать, поскольку сильные группы туристов отмечают невысокую техническую сложность препятствий.

Участок от первого каньона до порога "Ленинградский" достаточно интересен в техническом плане и проходим даже в низкую воду. Этот участок весьма полезен для привыкания к воде.

С.Ч.>На участке от устья р. Корумдык до правого притока р. Карасай средний уклон составляет около 20 м/км (длина 26 км, падение 520 м). Первое препятствие - Порог "Изюминка" (5А) (4 в малую воду).

Начинается сразу метров через 150 после устья Корумдыка. Порог короткий и достаточно простой, но на него следует обратить особое внимание, так как это самые первые метры сплава по реке. В середине русла ближе к левому берегу огромный камень, значительная часть потока бьет прямо в него, чуть ниже два камня поменьше. Проход в пороге ближе к правому берегу (рис. 9). После порога шивера длиной около 1 км.

После просмотра сначала прошли тандемом, затем третий экипаж.

Порог "Бегемоты" (4С)

В русле большие камни, но проходы просматриваются легко и издалека. Прошли колонной со взаимостраховкой. Через 800 м можно зачалиться для просмотра следующего препятствия.

Порог "Елочка" (5А). (4 в малую воду)

В русле много камней, линия движения несколько сложней, чем в предыдущих порогах. Ориентиром порога видимо служат ели ,появление которых явно отразилось.

Надо сказать, что эти пороги не выделяются на общем фоне реки. Шли колонной со взаимостраховкой.

C.Ч.>Вскоре после "Елочки" долина реки сужается, скорость течения увеличивается, река делает левый поворот. Впереди - порог "Ленинградский", первый из сложных на реке Чилик.

Участок 2. Каскад порогов "Ленинградский" - конец "Чиликского каскада". Протяженность - 8 км

Ориентир порога - большой камень на террасе левого берега, видимый метров за 500.

Порог "Ленинградский" (5С). (5В по низкой воде)

Длина порога 2 км. Уклон 25-30 м/км. В русле много камней надводных и подводных, мощные сливы и бочки. Линия движения сложная. Каскад можно разделить на 4 ступени. 1 ступень - от начала порога до 1 гряды камней, перегораживающей все русло. На этом участке линия движения относительно проста за исключением прохода в самой гряде камней. Проход ближе к левому берегу. Собственно проход в этой гряде представляет собой прыжок с гряды (рис. 10), на которой есть достаточная водяная подушка. Перепад около 1,5 м.

Начинается первая ступень и сам порог узкими (не более 2,5 м.) воротами.

Прошли поочередно, со страховкой спасконцами.

2 ступень проще, хотя линия движения (ближе к левому берегу) и проходит между камней и больших бочек. Кончается участок сразу за левым поворотом реки. После второй ступени порога километрах в 1,5 - 2 ниже по реке видны домики урочища Чилик.

Прошли дандемом со взаимостраховкой, затем третий экипаж.

3 ступень - самая сложная. Русло сильно засорено камнями. В самом начале в центре, ворота из двух больших надводных камней, проход между ними. Ориентир - 1-я каменная осыпь на правом берегу. Почти сразу за воротами два больших камня. Затем две гряды камней через всю реку с проходами ближе к правому берегу - 2-я каменная осыпь, и далее на левом повороте реки значительная гряда камней - 3-я каменная осыпь.

Прошли поочередно. Страховка спасконцами. Во время обработки порога начался сначала дождь, затем мокрый снег, и в результате начался сильный снежный буран, который продолжался остаток всего дня и всю ночь (рис. 11).

Затем правый поворот реки - 4 ступень - заключительная мощная шивера, в которой очень много подводных и надводных камней, сливов, бочек, линия движения сложная.

Шли колонной, на небольшом расстоянии в пределах видимости.

Вскоре после порога "Ленинградский" от правого притока р.Сютбулак начинается серия сложных шивер -

Препятствие "Чиликский каскад" (5В). (5A в низкую воду)

Шиверы мощные, линия движения довольно сложная. Общая длина препятствия 4-5 км. Много надводных и подводных камней, сильные сливы, бочки. Сложность каскада нарастает постепенно. Тропа для просмотра имеется по обоим берегам. Уклон 25-30 м/км. После препятствия до следующего порога около 1 км несложной шиверы.

Участок шли колонной под снегопадом, иногда останавливались для просмотра и ориентации.

В конце порога через реку натянут висячий мост - здесь на левом берегу находится урочище Чилик. Это место еще называют САЗ.

Участок 3. Каньон "Медный всадник" - устье р. Кара-Кия. Длина участка 19 км

Порог "Медный всадник" (2 каньон) (5С). (5В в низкую воду)

Ориентиры начала второго каньона резкое сужение долины реки, отроги правобережных гор подходят близко к воде, на входе в каскад порогов на левом берегу красноватая осыпь. Длина каньона - около 300 метров, а длина каскада - 2 км. Просмотр удобен по левому берегу

Добавлю еще ориентиры. Горелый лес на правом берегу спускается к реке. Здесь можно организовать ночевку. И каньоном этот участок в классическом понимании все же не является.

Уклон - 30 м/км. Разведку удобнее проводить по левому берегу. Порог "Медный всадник" - один из 4 сложных препятствий на реке Чилик. 1 часть порога представляет слаломную трассу между камней. Река делает правый поворот. Можно выделить два мощных слива. После сливов большие бочки. Затем проход в ворота из двух подводных камней. Далее 2 часть порога - две мощные гряды камней через всю реку. Сливы высотой около 1,5 м. В первой гряде проход ближе к правому берегу, а во 2 гряде - ближе к левому.

Участок шли колонной. Снегопад не прекращался. Для ночевки остановились на правом берегу напротив гряды камней во 2-ой ступени. Удобное место с изобилием дров, в тени лапистых елей.

Затем река делает левый поворот и начинается 3 часть порога - самая сложная. Длина этой ступени 100 метров. Камни разного калибра перегораживают всю реку. По большой воде есть проход слева и по центру по обливным камням. Затем река делает резкий левый поворот и начинается 4 часть порога - сложная и мощная шивера. Сразу за левым поворотом в середине русла торчит крупный обломок скалы. Далее хаос сливов, мощных бочек и камней. Чистых проходов нет. Линия движения легко просматривается - ближе к левому берегу, но движение в основном по обливным камням.

В нашу воду я бы не назвал бочки мощными, но покрутиться между камней пришлось достаточно интенсивно.

А.Л.>Участок реки от конца каньона "Медный всадник" до устья реки Тюльки-Сай характеризуется большим уклоном, высокой скоростью течения, постоянными жесткими бочками, непрерывными грядами камней. Линия движения хорошо просматривается с воды, сплав по основной струе. За 3 км до р. Тюльки-Сай река дробиться на протоки, заканчивающиеся за 500 м до порога "Тюльки-Сай"(5B, в малую воду 4С), расположенного перед устьем одноименной реки. В устье реки Тюльки-Сай остатки разрушенного моста. Длина порога 400 м. Проходится по центрам сливов через ступеньки и бочки высотой не более 1,5 м. В конце порога очень сильный навал на крупный скальный обломок, проход слева. Порог переходит в шиверу, характерную упорядоченными сливами, грядами камней с чистыми и широкими проходами. Шивера завершается несложным порогом с черными скалами на правом берегу - порог "Черный". Длина порога 150 м. Его легко узнать по высоким 20 - метровым скалам на правом берегу. Пейзаж напоминает алтайский в районе порогов "Тельдекпень". За порогом шивера, далее - протоки между галечными островами.

Опять-таки пороги не выделяются на общем фоне реки и идутся без разведки. Шли колонной, перед порогами чалились для просмотра и шли дальше.

Через полчаса сплава река собирается в одно русло, через нее переброшен мост. Интересный, настоящий автомобильный мост с железными отбойниками, идущий в никуда.

Под мостом крутой вал, который обходится справа, далее стометровый каньончик. В каньоне отдельные валы (в малую воду в русле лежат камни). За каньоном скалы справа кончаются ,и река поворачивает налево. Здесь необходимо зачалиться к правому берегу - впереди порог "Зигзаг удачи". Можно зачалиться и перед мостом, но тогда прохождение порога займет много времени.

"Зигзаг удачи"(5А) - начало порога на левом повороте реки. Длина порога 200 м. Правый берег пологий, левый - скальный бом. На входе в порог ворота, образованные крупными скальными обломками. Заход в ворота осложняет обломок скалы, на месте которого в большую воду образуется мощная бочка. Ниже "ворот" от правого берега к левому идет гряда крупных надводных камней, между ними беспорядочно разбросаны камни поменьше. Проходы между камнями достаточно широки, но на большие камни идет сильный навал. В зависимости от уровня воды линия движения может быть различной. В малую воду целесообразнее заходить в ворота из-под левого берега или просто проходить левее ворот.

Для просмотра зачалились непосредственно перед порогом, до поворота. После просмотра прошли колонной.

На кордоне егеря были сняты пограничниками с маршрута за незаконное пересечение границы и нарушение пограничного режима и переправлены через пер.Аманжол на пограничную заставу в Каркару, где были осуждены в районном центре п.Кеген и выдворены из страны.

Поэтому далее повторим описание препятствий согласно описанию группы Александра Сульдина(Тольяти).

После Через 3-4 км после порога два притока: справа - р. Карасай, слева - Аманжол. До устья р. Кара-Кия существенных препятствий на реке нет.

Четвертый участок. устье р. Кара-Кия - третий каньон - устье р.Орто-Урюкты. Длина участка 17 км

Сразу за устьем правого притока р. Кара-Кия река входит в ущелье, горы вплотную подходят к реке, начинается каскад порогов. Как правило, в нем выделяют 12 ступеней, из которых наиболее сложны пятая, шестая и седьмая ступени. От начала ущелья без предварительной разведки можно сплавляться не более одного километра. Оставшийся участок реки до пятой ступени необходимо просмотреть. Порог - водопад расположен за резким изломом русла реки, с воды плохо просматривается. Первые четыре препятствия каскада представляют собой пороги с сильным течением, в русле большие камни, в большую воду мощные валы.

Выделить первые четыре ступени отдельно сложно. Не доходя 100 м до начала четвертой ступени можно зачалиться для просмотра к пляжу на левом берегу.

Пятая ступень - порог - водопад "Лошадиное копыто" - представляет собой прорыв в скальном сужении. Ширина русла 4-8 метров. Длина ступени 250 метров, основной части около 150 метров. Русло завалено огромными камнями - результат обвала правого берега. Перепад высоты в первой половине ступени около 20 м.

Согласно отчетам Черника и Лифанова обнос производится по левому берегу.

С.Ч.> Обнос - 500 м по тяжелой тропе сначала по осыпи, затем между деревьями. Тропа спускается к воде сразу за водопадом.

А.Л.>Обнос ступени возможен по тропе левого берега, идущей по каменистой осыпи на высоте 30 - 40 метров над рекой. Тропа, по которой необходимо обнести суда, была смыта дождями. Траверз осыпи был настолько опасен, что пришлось посылать на верхней страховке человека, который по остаткам тропы перешел через опасный участок и закрепил веревку за дерево на другой стороне осыпи. Обнос начался только после натягивания перил общей длиной 70 метров.

Сельвачев обносил с полной разборкой судов.

Тропа по левому берегу криминальна даже если ты идешь без груза. Мы решили обносить ступень по правому берегу. Перечалились на правый берег непосредственно перед порогом. В нашу воду зайти в улово за большим камнем правого берега особого труда не представляло, однако это было последнее перед порогом улово, поэтому мы использовали принудительную чалку. Кстати, и в большую воду согласно отчету С.Ч. перечалиться вполне возможно.

C.Ч.>Затем экипаж первого катамарана перечалился непосредственно перед порогом на правый берег.

По правому берегу обнос гораздо приятнее.

Обнесли вещи и катамараны-двойки до улова перед левым поворотом реки. Четверка стартовала непосредственно после затычки практически со струи. Зашли кормой в бочку, затем развернулись и подчалили к оставленным вещам. Перечалились на левый берег и в симпатичном месте на пятачке около большого камня - традиционном месте ночевки водников, судя по остаткам гидрокостюма, встали на ночевку.

С.Ч.> 6 ступень 3 каньона

Ступень достаточно мощная. Есть прижим к скале правого берега. Перед крутым левым поворотом реки нужно остановиться у правого берега для просмотра Порога "Игольное ушко" (5В). (в малую воду 5А)

В пороге в центре русла камни и мощные сливы водопадного типа с бочками. Ощутимый бой в скалу левого берега. По малой воде проход либо между камней в центре ("ушко"), либо вдоль скалы левого берега. В большую воду можно пройти весь порог вдоль правого берега.

После этого порога в 3 каньоне сложных препятствий нет, однако по высокой воде 7 - 12 ступени слились в единую, мощную шиверу с высокими валами, бочками, прижимами. Пейзаж уже существенно изменился: лес смешанный, а не полностью хвойный.

А.Л.>По малой воде участок до реки Орто-Урюкты сложности не представляет. Обычно его проходят сходу тандемом. В нашу воду все камни на реке были залиты, а на месте многочисленных каменных гряд образовались мощнейшие бочки, вместо пологих сливов появились крутые валы до 3 метров высотой. Линия движения с воды просматривается не везде. Участок можно оценить категорией сложности 5С - 6А. Участок проходили тандемом с зачалками к левому берегу перед всеми поворотами и просмотрами.

Пятый участок. р.Орто-Урюкты - р.Кутурга. Длина участка 10 км

За устьем р.Орто-Урюкты река течет в разбоях, в протоках возможны завалы. Перед впадением левого притока начинается каскад порогов "Слаломный" (5А, в малую воду 4С). Длина 8 километров, каскад заканчивается перед устьем правого притока р.Кутурга. Русло реки сжимается до 20 м., уклон заметно возрастает, в малую воду сливы до 1,5 м. высотой (в большую воду мощные валы), прижимы, мощные бочки. В малую воду во многих местах каскада гряды камней почти полностью перегораживают устье реки, с воды проходов в ступени не видно из-за большого перепада высоты. Наиболее сложные препятствия в середине каскада. Указать четкие ориентиры начала сложного участка невозможно, поэтому лучше при необходимости прибегнуть к просмотру всего верхнего участка. В большую воду в каскаде улучшается возможность маневра, линия движения определяется с воды, но увеличивается мощность порогов.

Шестой участок. р.Кутурга - пос.Саты Длина участка 50 км

За рекой Кутурга - несложная шивера. Река разбивается галечными островами на протоки с частыми навалами на берег в местах поворотов. На этом участке возможны завалы. Берега покрыты кустами ивы и облепихи. Хвойных пород деревьев по берегам практически не стало. Через 1,5 км от устья р.Кутурга шивера из громадных песчаниковых камней - результат землетрясения. В малую воду проблем с прохождением нет, в большую воду этот участок можно просмотреть перед прохождением (категория 5А).

Вход в четвертый каньон расположен в 2 км ниже устья небольшого левого притока и хорошо просматривается с воды, течение перед каньоном не сильное. Длина каньона 2 километров. Каньон начинается скальным сужением длиной 200 метров и шириной 5 - 10 метров, затем русло несколько расширяется, река поворачивает сначала налево, а потом направо и каньон снова сужается. В малую воду в первом скальном сужении выраженный пологий слив с косой бочкой и навалом на скальную стенку правого берега, за сужением 100 - метровый участок спокойной воды, далее несильный прижим к скалам правого берега на повороте. В большую воду на заходе после мощнейшей бочкой вода сильно наваливает на правый берег, образуя водяную подушку, в 50 метрах ниже, в самом узком месте каньона река так же сильно наваливает на левый берег.

Маневрирование на этом участке осложнено вертикальными возмущениями струи (поганками). Прижим к правому берегу на повороте довольно мощный, но река здесь достаточно широкая и позволяет легко от него уйти. Ниже прижима препятствий нет. В большую воду сложность препятствия 5С. Страховка возможна с правого берега перед прижимом.

После каньона долина реки расширяется до 1,5 км., начинаются разбои. От конца четвертого каньона до поселка Саты два часа сплава по спокойной воде. В поселке два магазина, почта, больница.

Мы решили закончить сплав в Сатах. Разобрали суда, заночевали у гостеприимного хозяина -бывшего учителя физики. Дом № 38 (на самом верхнем по течению краю деревни), на улице идущей параллельно главной дороге, чуть ниже. На следующий день выехали в Алма-Ату.

Для полноты картины добавлю описание дальнейшего сплава.

С.Ч.>В 5 каньоне - сложных препятствий нет. Однако, шивера, усложняющаяся к концу, требует определенного внимания. За 5 каньоном минут через 20 сплава следует короткий 6 каньон "Ворота" (5А). Длина около 400 м. В начале каньона шивера, ближе к концу мощный пологий высотой более 1м слив через реку. За каньоном мост и впереди 2 поселка: Алгабас на левом берегу, Жана-Талай на правом. Долина реки в этом месте очень широкая. Впереди виден 7 каньон ("Алгабасский"). Участок от порога "Слаломный" до начала 7 каньона шли без просмотра тандемом.

Заночевали перед началом каньона на левом берегу реки. Место довольно неудобное, так как берег сильно заболочен и много колючего кустарника. Лес на берегу давно уже целиком лиственный, встречается береза.

7 каньон

В его середине сложный Порог "100 тысяч долларов" (6А).

Перед порогом две шиверы. Четких ориентиров, кроме того, что порог расположен за резким левым поворотом реки, нет. Просмотр достаточно трудный, нужно проводить с левого берега. Дойти можно только до середины порога. Но просмотреть его возможно весь. В пороге нет надводных камней в середине русла, поэтому маневр несколько облегчен. Линия движения в связи с этим не очень сложная, но порог необычайно красивый и довольно мощный.

После просмотра прошли порог тандемом. Катамараны аккуратно выписали в пороге фигуру " доллара " и зачалились метрах в 200 ниже к левому берегу для небольшого отдыха.

7 каньон после порога "100 тысяч долларов" (5А) - не сложен, но очень красив и приятен для сплава: отвесные скальные стенки, сужения, не очень сильные прижимы. Каньон шли без просмотра, но очень внимательно. Прошли мост после каньона. Вскоре после моста впали в водохранилище, которое образовалось в результате постройки плотины в начале 8 каньона. Это место называется Бартогай, соответственно, водохранилище - Бартогайским. Место довольно унылое. Берега низкие, топкие. У берега ноги проваливаются в ил по колено. Недалеко от берега проходит дорога. По дороге до трассы Алма-Ата - Кокпек 12 км.

Река Чарын

Жаланашская долина

Участок от конца Майнакского ущелья до начала каньона «Альбатрос» носит название Жаланашской долины. Протяженность 21 км. Орфографически местность представляет собой широкую долину между крутых, изрезанных частыми саями стен 300-400 метровой высоты. Ширина долины около километра. По ровному, густо заросшему дну долины, извиваясь, течет Чарын. Русло располагается, в основном, в левой трети долины, иногда подходя к левому ее краю.

Первые 5 км Чарын течет одним руслом, затем появляются протоки среди густо заросших тальником и облепихой островов. Протоки узки и извилисты. Часто встречаются коряги и подмытые, загораживающие проход, деревья. За 1,5 км до входа в каньон «Альбатрос» протоки соединяются в одно русло. Становится ясно, виден каньонообразный вход в ущелье «Альбатрос».

Сплав по Жаланашской долине занимает около 3 часов.

Из п. Кеген двумя легковыми машинами забросились до р.Чарын в район смотровой площадки, около зигзага автотрассы "Жаланаш-Чунджа", называемого в народе "тещин язык". Смотровая площадка выходит на начало каньона «Альбатрос». Перед каньоном на левом берегу расположено обычное место стапеля групп, идущих Чарын после Майнакского ущелья. Это поляна перед самым каньоном «Альбатрос», к ней идет дорога и можно подъехать почти к самой реке. Мы же про эту дорогу не знали, поэтому стапелились выше на 2 км. С дороги машины заехали в сухой каньон, ведущий к реке причудливыми поворотами межу скалистых стен, увеличивающих свою высоту с приближением к реке. На берегу удобная стоянка на галечном пляже.

С утра начали стапель и к 13-00 были готовы к старту. Сплав до начала каньона «Альбатрос» занял 30 мин. Остальное время дня уделили детальной разведке каньона, подготовке к предстоящему сплаву. Разведка вдоль левого берега по камням и кустам несколько осложнена, тропа - слабозаметная, порой по крутым осыпям. Выбрались на плато, и поверху, по пустынным степям просмотрели участок до препятствия 9.9. Судя по описаниям, выяснили, что уровень воды значительно выше среднего. В средней части участка 9.1-9.8.после правого прижима через 200м бревно перегораживало русло, оставляя проход справа шириной 3,5 м.

Каньон «Альбатрос»

Протяженность каньона 12 км. Основные пороги каньона начинаются в 6-ти километрах от его входа. Река круто поворачивает вправо после поляны на левом берегу. Берега представляют собой крутые (80 градусов) стены, высотой 150-200 метров. Кое-где встречаются береговые полки, пригодные для стоянки. Просмотр препятствий до середины каньона возможен вдоль левого берега по плохой тропе, идущей по галечным осыпям и крупным береговым камням. Начальный участок каньона, не представляющий сложности, первопроходцами выделен в отдельный участок с наименованием "Три брата". Одноименное название имеет простенький порог в начале каньона.

Препятствие 8. "Три брата". Простой порог.

Порог мощный в нашу воду, но прохождение сложности не вызывает. Прошли колонной.

Через 100 метров в центре русла огромный камень, за которым уклон реки несколько увеличивается, в русле появляются камни, формируя ряд порогов.

Препятствия 9.1 - 9.8. Простые пороги и шиверы.

Шли тандемом со взаимостраховкой, с перечалками в районе прижима и бревна. Маневры в ступенях крайне простые.

Препятствия 9.9. Порог «Альбатрос» (4С). Основное препятствие каньона - одноименный порог-водопад «Альбатрос» (ступень №9) - расположен в 2,5 км от указанной ранее левобережной полки. Река делает сначала правый, а затем левый поворот. Порог расположен на левом повороте русла. Крупная плита делит поток на две неравные струи. Левая - крутой и маломощный слив, в нашу воду проход здесь вряд ли возможен.

Правый слив шире, имеет трековый характер из-за длинной вертикальной плиты, расположенной под углом к основной струе. Заход в слив осложняет россыпь камней, вдающихся в русло с правого берега. Небольшое расстояние между концом россыпи и плитой (12 м) несколько затрудняет заход в правый слив.

Береговая ситуация перед порогом довольно сложная. Береговой проход крайне сложен. Для осмотра порога лучше пройти террасой за порог, спуститься вниз на большую левобережную полку и вернуться береговой тропой к порогу.

Крупная плита по центру была затоплена водой, образуя крутой водопадный слив через нее высотой 2 м. Левый проход перекрыт зубом, проход там нелогичен. Шли справа, обходя камень па подходе к сливу, по мощной струе, имеющей трековый характер (рис. 12). Прошли поочередно, со страховкой спасконцами и катамараном.

За водопадом река постепенно успокаивается, следует 400-метровый участок спокойной воды. На левом берегу обширная удобная полка (Райская поляна). Река огибает данную полку, образуя крутой поворот русла. Далее следует выходной участок каньона.

Препятствия 9-10 - 9-11. Простые пороги. Уклон невелик, маневр между камней несложен. За порогами река некоторое время носит шиверистый характер, затем скорость течения падает и оставшиеся 3 км этого участка река спокойно течет в высоких берегах.

От порога «Альбатрос» до автомобильного моста около часа спокойного сплава. В районе автомобильного моста (мостов два, старый и новый) следует быть крайне внимательными, так как в русле встречаются острые скальные обломки (следы взрывных работ при строительстве нового моста) и арматура.

Ущелье "Зубная щетка"

Общая протяженность каньона около 2 км. Начинается каньон в 1,5 км ниже автомобильного моста. Перед входом в ущелье река дробится на протоки и собирается вновь в единое русло в 200 метрах от начала ущелья. Правый берег - крутые, порою отвесные стены высотой более 100 м. Левый берег - более пологие скальные склоны, в нижней части осыпного характера. По берегу слабая тропа, часто теряющаяся на осыпях. В каньоне можно выделить 3 препятствия.

Препятствие 10.1. Порог (5В). Длина порога 70 м, основная сложность на входе (рис. 13). Вход в порог - три больших валуна, перегородивших реку, оставляющие для прохождения двое ворот. Левые - 2-х метровый слив через обливной камень, с необходимостью выполнения резкого ухода вправо от торчащего в 10 метрах ниже камня. Проход логичен и напрашивается сам при подходе по центру. Правые ворота - чуть шире, слив чище и спокойней, но требует маневра на подходе, так как заранее перестроиться вправо мешают камни и поворот русла.

Для просмотра зачалились на левобережную полку перед входом в каньон. После непродолжительного просмотра на груженых судах поочередно прошли порог через левые ворота. Страховка спасконцами.

Просмотрев пороги 10.2 и 10.3 по слабой левобережной тропе, решили их обнести по тропе левого берега. Препятствия 10.2 и 10.3 представляли собой практически одно препятствие с мощными валами и бочками без более-менее подходящих промежуточных чалок. Страховка требовала больших сил и детальной проработки, чего мы не имели. Обносили в две ходки, сначала вещи, затем катамаран. Обнос в конец ущелья, где встали на ночлег, примерно в 150 метрах ниже основной части порога 10.3,занял 1,5 часа.

Препятствие 10.2. Порог (6А). Расположен через 700 м быстротока с валами и незначительным количеством камней под бомом правого берега. Длина порога 100 м. На левом берегу с интервалом 30-40 метров лежат три больших береговых камня, и струя поочередно наваливает на них. Уход от этих прижимов осложнен грядами надводных камней, отходящих от правого берега к середине реки. В районе среднего каменного "дома" между ним и надводной плитой в русле образуются ворота шириной около 3,5 метров. Порог заканчивается левым поворотом русла. На повороте русло несколько расширяется, много полуобливных камней.

Препятствие 10.3. Порог "Зубная щетка" (6В). Являясь самым сложным препятствием ущелья, дает ему свое название. Длина порога 400 м. Вход в порог - после левого поворота русла. Весь подход к ключевой заключительной части - слалом по крутопадающим ступеням между солидными валунами. В заключительной ключевой части порога река огибает большой обломок скалы, лежащий у правого берега. Справа от него - крутой узкий трек с косым двухметровым сливом. После слива имеется "озерко" относительно спокойной воды, которая скатывается из него крутопадающими сливами различной ширины, через поперечно расположенную гряду массивных камней (собственно "зубная щетка" (рис. 14)). Наиболее широкий выход (около 4 метров) - самый левый, однако "габаритен" и правый слив (ширина около 2,5 метра). В левом сливе в нашу воду выступали полуобливные камни, мешающие чистому проходу. Для того чтобы попасть в правый слив, приходится делать резкий поворот направо и уходить со струи, текущей вдоль гряды. Отсюда до конца порога остается около 50-70 метров слалома между небольших камней. Ниже порога чалка на левый берег. В 1 км ниже на левом берегу памятник (с воды не виден) погибшим при попытке прохождения порога туристам-свердловчанам.

Заночевали на удобной поляне. При подходе к ней спугнули стаю жирных куропаток. Птицы нехотя взлетели на осыпь и бегом начали вскарабкиваться по склону, вскоре они куда-то исчезли совсем.

На следующее утро посетили памятник, стоящий ниже поляны около 1км. К этому месту к реке выходит наезженная дорога.

Актогайское ущелье

В Актогайском ущелье расположены следующие три препятствия Чарына пор.11, 12 и 13. Ширина ущелья поверху - 300-1000 метров. Длина участка около 8 км.

Препятствие 11. Длинная несложная шивера. Начинается вскоре за каньоном "Зубная щетка". Протяженность около 2-х километров. Состоит из нескольких ступеней, разделенных участками спокойного течения.

До порога "Тау-Теке" двигались тандемом. Перед порогом чалка на левый берег. Ориентиром могут служить три глыбы, расположенных в русле друг за другом.

Препятствие № 12. Порог "Тау-Теке" (6А). Мощный, длинный и сложный порог. Особенных примет порог не имеет. Ориентиром может послужить появление огромных глыб на левом берегу. Левый берег - поросшая деревьями и кустарником осыпная полка. К данной полке должно быть осуществлено зачаливание для просмотра порога. Длина порога около 1 км. Начинается он на плавном левом повороте реки за полкой. Разгонный участок - мощная шивера-порог, непрерывный слалом между каменных островков с большими камнями. Вариантов прохода много, поэтому следует внимательно отслеживать основную струю с тем, чтобы не оказаться в каменной ловушке.

Кульминация порога 15-ти метровой длины узкая водяная горка с перепадом около 3-х метров вдоль бома правого берега, которая упирается в каменную гряду, пересекающую русло слева направо под острым углом. На подходе к горке несколько ворот из больших камней, осложняющих четкий заход. Все это оканчивается поворотом реки на 90 градусов вправо вокруг 100-метрового бома правого берега.

В нашу воду разгонная шивера представляла собой мощные валы и бочки, расположенные в шахматном порядке. Все камни залиты. После просмотра порога аккуратно перечалились к каменной полке левого берега, к месту, где тропа проходит в 5 метрах от воды. Отсюда тропа обноса уже более удобна, а выше был участок крутой осыпи, весьма неприятный для прохода с грузом. Вещи и катамараны обнесли за порог, на поляну перед препятствием № 13.

Препятствие № 13. Несложный порог (4С). Расположен порог непосредственно за "Тау-Теке". Левый берег удобен для прохода и в случае непроходимости - для организации лагеря. В пороге значительная скорость течения, много полуобливных камней.

Порог мощный, длина 150 м, прохождение порога особенных трудностей не вызывает. Порог проходили груженые, с предварительной разведкой.

За порогом № 13 на левом берегу хорошая полка для лагеря. Здесь мы устроили перекус и отправились дальше. Нас ждал несложный сплав до Поляны Замков. Около 2 км, минут 15. Вершины гор увенчаны удивительно красивыми останцами. Место это носит название Поляны Замков и является одним из красивейших мест нашей страны. На плавной дуге левого поворота реки с воды заметили веранду с юртой. Береговая полка оборудована местами отдыха, дорожками, палаточным лагерем, туалетом, мусорными бакам . На поляне в юрте живет казах (уже 10 лет), который следит за порядком и обустраивает сервис для приезжающих на поляну туристов (чай в самоваре, накрытие стола и др.). Каждые выходные на поляну приезжают посетители на автобусе и своих а/м. Им предоставляют места для палаток и отдыха. Дорога на Поляну Замков начинается в 4 км выше. На въезде - шлагбаум, и инспектор, взимающий плату за въезд с а/м и с каждого посетителя. Дорога серпантином идет по ущелью вдоль причудливых "замков" на вершинах каньона. К некоторым из них идут тропинки просмотра. Кажется, каждый замок привлекает своей загадкой и манит в свои стены, обещая открыть тайны своих обитателей. Однако, голые глиняно-гранитные дворцы пустынны и молчаливы, они не собираются ничего рассказывать, оставляя посетителей со своими догадками и мыслями. А ведь красиво, черт подери!!!

После часовой экскурсии по каньону, украшенному причудливыми останцами, и перекуса, продолжили сплав. Далее участок спокойного сплава с множеством удобных и красивых мест для стоянок по обоим берегам, кизиловые и облепиховые заросли. Мы выбрали для ночлега галечную поляну на правом берегу, оборудованную для пикников, с подъездом к реке на авто.

"Поляна Замков" - автомобильный мост дороги Алма-Ата - Чунджа

Протяженность участка около 35 км. От "Поляны замков" река течет в узкой долине, по берегам заросли кустарника, тополя и ясеня. Зачастую на склонах обширные осыпи. До "Броненосцев" можно выделить два несложных локальных препятствия № 14 "Сайгак" и 17 "Тарантул".

Препятствие 14. Порог "Сайгак". Простой порог. Расположен через 8 км от "Поляны Замков".

Препятствия 15. и 16. крайне просты.

Препятствие 17. Порог "Тарантул". Расположен через 1,5 км после впадения правого притока. В пороге несложный слалом среди камней средних размеров.

Препятствия 14-17 прошли сходу колонной. В нашу воду они не особо выделялись.

Дальше до "Броненосцев" препятствий на реке нет. От пор. "Тарантул" до "Броненосца-1" - 40-50 минут сплава. Достаточно надежным ориентиром является появление первой крупнокаменистой (протяженной) осыпи темного цвета на правом берегу (до этого все осыпи мелкокаменистые). Для просмотра порога следует зачалиться на правый берег в районе осыпи. Для просмотра необходимо через эту осыпь выйти на правобережную полку в центре порога.

Береговая полка тянется вдоль реки 800 метров. В конце этого участка начинается высокий, непроходимый бом. Левый берег на всем этом протяжении - отвесная стена, практически не позволяющая пройти по левому берегу. Проход по левому берегу возможен только ниже порога "Броненосец-1".

От Поляны Замков до "Броненосцев" около 2-х часов сплава. На левом берегу в районе пор. 17 видели несколько семей сайгаков. Заметив нас, животные с необычайной легкостью поднялись от реки вверх по крутым скалам.

Препятствие 18. Порог "Броненосец-1" (5В). В заходной части порога расположено несколько крупных каменных обломков, подпруживающих течение реки и формирующих достаточно широкие водопадные сливы с последующим слаломом между меньшими камнями в русле. Кульминация порога - центральный валун "Броненосец", делящий русло пополам и оставляющий два загнутых к центру реки косых прохода, каждый из которых имеет 1,5-метровый водопадный слив.

Порог начинается на правом повороте, каменные обломки перегораживают реку, подпруживая ее, образуя небольшую горку. В нашу воду основная струя пересекает реку справа налево. Далее небольшой (50-70 м) участок спокойного быстротока, переходящий в один широкий слив высотой 2 м через всю реку, образующий мощную бочку, имеющий проносные участки вдоль каждого берега. Левый проход мощнее. Далее в центре лежит валун, едва торчащий из воды. Поток раздваивается, образуя слева сложный крутопадающий слив с мощной бочкой, а справа крутую горку с хаотичными валами и бочками на струе. Далее участок с валами и бочками.

Прошли поочередно, правым проходом без груза. Зачалились на правом берегу напротив участка светлых скал бома левого берега. К-1 на входе попал в бочку, далее по горке справа , на выходе обошли бочки вдоль левого берега .К-2 удачно обошел первую бочку справа , также справа прошел до места чалки. Вещи обнесли по тропе правого берега по каменистой полке, идущей выше тропы просмотра порога. Далее до п.19 дошли за 10 мин.

Препятствие 19. Порог "Броненосец - 2" (5В). Расположен через 1 км от "Броненосца-1". Просмотр возможен по левому берегу. Длина порога около 200 метров. В пороге русло реки завалено большими камнями, проход между которыми угадывается вдоль левого берега. В пороге несколько сливов по 1,5-2 метра.

"Броненосец-2" проходили тандемом с вещами после предварительной разведки ,держались левой части русла.

Участок реки от пор. "Броненосец - 2" до автомобильного моста дороги Алма-Ата - Чунджа представляет собой несложный спокойный быстроток среди высоких берегов. По берегам встречается ясень. На полпути к мосту реку перегораживала канатная переправа. На правом берегу на невысоких горках виднеются огневые точки из камней и бетона, выйдя на берег увидели расположение секретного подземного бункера казахских ВС на случай военных действий. Вдали виднеется жилище, в котором расположен гидропост. На берегу произрастает красивая ясеневая роща. Перед самым мостом у гидропоста (на правом берегу) берега раздвигаются, выпуская реку на равнину. Появляются достаточно широкие протоки, продолжающиеся до самого моста - конечной точки нашего маршрута.

От "Броненосцев" до моста чуть более часа сплава. В самом конце участка в разбоях следует быть очень внимательным, так как в протоках возможны завалы. Нам завалы не встретились.

Лагерь разбили сразу за мостом на правом берегу. Там находится жилище с огромным садом яблок и абрикосов. Хозяин любезно угостил нас яблоками. На следующее утро около 10:40 на попутном автобусе "Жаркент-Алматы" уехали в Алматы. Заплатили 5000 тенге на 4-х человек с вещами.

5. ПАСПОРТ ПРЕПЯТСТВИЙ

Вид препятствия Название К.т. Характеристика препятствия Способ прохождения
Каскад порогов р.Чилик Каньон "Непроходимый" 05.июн Длина 5 км, уклон 25-35 м/км, в русле много камней надводных и подводных, мощные сливы и бочки, навалы. Есть габаритные непроходы. Линия движения сложная. Выделяют 6 ступеней. Первые три ступени отдельными экипажами, страховка спасконцами. Остальные - обнос по верху каньона.
Порог р.Чилик Изюминка" 5А (4В в малую воду) Порог короткий, простой. Уклон 20 м/км. После порога шивера около 1 км. Походной колонной со взаимостраховкой.
Порог р.Чилик "Бегемоты" 4 В русле большие бочки, проходы просматриваются легко. Походной колонной со взаимостраховкой.
Порог р.Чилик "Елочка" 5А (4С в малую воду) В русле много камней, линия движения просматривается с воды. Походной колонной со взаимостраховкой.
Каскад порогов р.Чилик «Ленинградский» 5 Длина 2 км. Уклон 25-30 м/км. В русле много камней, надводных и подводных ,мощный сливы и бочки. Линия движения сложная. Выделяют 4 ступени. Отдельными экипажами,страховка спасконцами.
Каскад порогов р.Чилик «Чиликский каскад» 5 Мощные шиверы, линия движения сложная, много надводных и подводных камней. Общая длина 4-5 км. Уклон 25-30 м/км. Походной колонной со взаимостраховкой.
Каскад порогов р.Чилик «Медный всадник» 5 Длина каскада 2 км. Уклон 39 м/км. В русле много камней, надводных и подводных, мощные сливы, бочки. Линия движения сложная. Выделяют 4 ступени. Походной колонной со взаимостраховкой.
Каскад порогов р.Чилик «Зигзаг удачи» 5 Длина 200 м, на входе крупные каменные обломки образуют ворота, вход осложнен каменной глыбой ,слив около 1,5 м, в русле много камней, сливы, навалы. Походной колонной со взаимостраховкой.
Каскад порогов р.Чилик "Тюльки-Сай" 5В (4С в малую воду) Длина 400 м. Валы ,бочки до 1,5 м, в конце навал на крупный обломок скалы. Отдельными экипажами,страховка спасконцами.
Порог р.Чилик "Черный" 4 длина 150 м. Порог простой Походной колонной со взаимостраховкой.
Порог №9-9 р.Чарын «Альбатрос» 5 Мощный трековый слив с навалом на правобережные скалы Отдельными экипажами,страховка спасконцами.
Порог №10-1 р.Чарын - 5 Крутой трековый слив высотой 2,5 м, мощные бочки ,валы Отдельными экипажами,страховка спасконцами.
Порог №10-2 р.Чарын - Длина 100 м.Обливные и полуобливные камни в русле,Мощные бочки,навалы,сливы. Обнос по берегу
Порог №10-3 р.Чарын «Зубная щетка» Длина 400 м.Гряда крупных обломков перегораживает реку справа налево,проходы узкие,мощные навалы,бочки ,прижимы.Опасный порог. Обнос по берегу
Порог № 11 - 4 Длинная ,около 2 км, шивера ,состоящая из нескольких ступеней,разделенных спокойными быстротоками. Походной колонной со взаимостраховкой.
Порог № 12 «Тау-Теке» Длинный,около 1 км,мощный,сложный.Много камней. В конце крутая 15 м горка с мощным валами, бочками и гряда глыб перегораживающих русло. Обнос по берегу
Порог № 13 - Несложный, но мощный порог. Длина 150 м. Обнос вещей. Поочередно со страховкой спасконцами.
Порог № 14,17 «Сайгак», «Тарантул» 4 Несложный слалом между камней. Походной колонной со взаимостраховкой.
Порог № 18 «Броненосец-1» Крупные каменные обломки в русле, широкие водопадные сливы через все русло, мощные валы и бочки. Обнос вещей. Поочередно со страховкой спасконцами.
Порог № 19 «Броненосец-2» Валы, бочки, линия движения просматривается легко. Походной колонной со взаимостраховкой.

6. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Даты Дни Участки маршрута км Способ передвижения
30.08 1 Бишкек - Семеновское ущелье (пастбища) до турбазы "Метеостанция" 325 авто
31.08 2 до истока сев. Кугантора 14 пешком
1.09 3 до Джангырыка 3 пешком
2.09 4 стапель ,1 каньон 16 сплав
3.09 5 обнос в конец 1 каньона 3 пешком
4.09 6 до пор. Медный всадник 24 сплав
5.09 7 до пор. Зигзаг удачи 15 сплав
06.08.2009 8-10 увлекательный экскурс по живописному перевалу Аманжол, изучение быта казахских пограничников на погранзаставе в Каркаре, знакомство с представителями органов правосудия в райцентре Кеген и другие увлекательные экскурсы    
8.09 10 переезд на Чарын 70 авто
9.09 11 стапель, сплав да каньона «Альбатрос» 3 сплав
10.09 12 за пор. Зубная щетка 17 сплав
11.09 13 Поляна Замков 20 сплав
12.09 14 до автомобильного моста трассы «Алматы-Чунджа « 20 сплав
13.09 15 до Алматы 250 авто

7. ЗАТРАТЫ НА ПОХОД (НА ОДНОГО ЧЕЛ.)

ИТОГО : 10552 руб.

(курс 1$=32руб)

8. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Итоги похода, замечания к отчету:

Основная цель похода: прохождение маршрута по рекам Чилик и Чарын.

Основные цели

Основные выводы

Сейчас, после окончания похода, можно сказать, что мы сделали хороший выбор и прошли великолепный во многих отношениях маршрут.

Группа проявила свои лучшие качества: единство, сплоченность, целеустремленность в достижении цели, способность тактически и технически грамотно преодолевать сложные препятствия.

Для более полного и полноценного прохождения маршрута оптимальное количество участников - 8-10 чел.

Во избежание неприятностей в общении с представителями власти необходимо соблюдение законов и правил регистрации в миграционных службах.

Река Чилик интересна как в техническом плане, так и в эстетическом.

Сезонность ее можно определить как август-сентябрь. В июле там паводковый уровень, сложность препятствий резко возрастает. В сентябре уровень низкий, сложность препятствий несколько уменьшается.

Многие препятствия легко читаются с воды, однако идут непрерывно и расслабиться не позволяют. Мы осматривали 1 каньон (первопрохождение 1-3 ступени, обнос выходной части), пор. Изюминка, пор. Ленинградский, Медный всадник, Зигзаг удачи, 4, 5 (Лошадиная ступень - обнос), 6 и 7 ступени третьего каньона. Все остальное шли без разведки.

Погода у нас - и это не характерно для сентября - была дождливая и снежная. Но были и теплые солнечные дни. Вверху (выше третьего каньона) по ночам заморозки. И водичка тоже холодная. На пешке весьма вероятны осадки в виде дождя внизу и снега вверху. Иссык-куль, интенсивно испаряясь, формирует свой мокрый микроклимат. На озере погода ясная, а в горах дождливо. Однако, после перехода через перевал, климат изменился, заметно похолодало.

Река течет строго на восток и поэтому с утра солнце на сплаве несколько слепит. С другой стороны со слов Владимира Веретенникова, они в августе шли только по утрам, потому что после обеда уровень воды резко возрастал.

Мы шли интенсивно, но в принципе, и весь маршрут можно пройти достаточно быстро (по нашей воде дней за 5-6 вполне реально) и поэтому Чилик очень логично связать с Чарыном ниже Майнака. От Сатов до Чарына 30 км по дороге.

Проблем с местным населением не возникало. Долина Чилика не заселена, однако чабанов, охотников много. Смотрят в глаза радушно, приветливы, ну а что за душой одному богу известно.

Видеоклип по мотивам похода размещен здесь...

9. ЗАМЕЧАНИЯ О ЛЕГАЛЬНОСТИ ПОСЕЩЕНИЯ ПОГРАНЗОН В КАЗАХСТАНЕ И КИРГИЗИИ

Говоря о нашем посещении, хочу сразу сказать, что мы не планировали сразу правильно (по закону) оформлять все необходимые документы и разрешения, ввиду нехватки времени и излишней замороченности всех процедур, а также необходимости дополнительных затрат денег на все это. Мы планировали решить все вопросы нашей "легальности" на месте, заплатив N-ную сумму денег кому-либо одному, будь то работник УФМС или пограничник. Однако, если бы мы знали, что все получится именно так, как получилось, то, конечно, мы бы выбрали другой вариант. Какой именно не могу сказать, но более легальный. Его величество случай нам не помог, обстоятельства сыграли не в нашу пользу. Ну а теперь, правильный вариант.

В любую погранзону допуск посторонних, а тем более иностранных граждан ограничен, и для их посещения необходимы разрешения (пропуска) - бумажки с круглой печатью. А дать такую бумажку может пограничная служба. Кстати, в нашей стране ситуация аналогичная. Все погранзоны имеют свои районные заставы. В частности, наша районная застава находилась в Каркаре. И мы могли бы получить разрешение именно там. Процедура заняла бы около 3-х дней, включая пробивание личностей и связей их порочащих, а также оформление самих бумаг. Другими словами, кто-то один должен был со списком участников, ксерокопиями паспортов и маршрутными документами прибыть в Каркару за 300 км от Алматов и три дня оформлять группу на маршрут. При этом нельзя быть уверенным в успехе, поскольку черт его знает, что у них там в голове еще!

Другой вариант - это оформление пропусков в Генеральном управлении погранслужбы в Астане. Сложно сказать, чем он лучше или проще. Но сдается мне, зная ментальность казахов, он будет более дорогостоящ.

Есть еще вариант. Он прост и, пожалуй, самый дорогой из всех. Это поручить оформление за вас вашей встречающей стороне, турфирме, осуществляющей заброску на маршрут. Здесь важное значение могут иметь сроки подачи заявки на оформление. Если известен состав группы, то лучше подать заявку за 1 мес. до похода. Это будет одна цена (10-15 euro). Если же за меньший срок, то другая, раза в 2,5-3 больше (30-35 euro). Этот вариант дает почти 100% гарантию успеха, т.к. в Казахстане и Киргизии много зависит от связей и блата, а у турфирм уже налажен этот канал по оформлению.

При этом немалую роль еще играет то, с каким государством эта погранзона граничит. Наиболее серьезно и строго обстоят дела с китайской границей. Тамошним казахским пограничникам даже боевые патроны выдают. Так, например, решившим посетить р.Сарыджаз придется попотеть с пропусками, хотя это уже и не Казахстан, а Киргизия. Когда мы были на р. Коксу с верховьев (граница с Китаем) наши паспорта вроде бы даже забрали на въезде в погранзону. Мы отмечались во всех заставах на нашем пути. Погранцы встречали нас на выходе из погранзоны, где мы и получили документы обратно. В Киргизии, на р. Чонг-Кемин, мы имели пропуск списком с круглой печатью. При въезде, правда, ночью никто на шлагбауме у нас ничего не проверил. Спали-с! Зато на выезде долго выясняли, почему разрешение дала не местная погранслужба, а столичное управление пограничной службы. Местный подполковник обиделся, что его столичный начальник-полковник не уведомил его о посетителях.

Хочется еще добавить, что почти все погранзоны еще и являются нац. парками или заповедниками. Так что, попадая туда, вы автоматически попадаете под поборы местных егерей. По сути можно послать подальше любого "просящего", если он не в состоянии дать вам квитанцию об оплате за посещение нац. парка. А вот в заповедник необходимо разрешение. Конечно, даже из заповедника, если вы туда уже проникли, не нарушаете его относительный покой и вас гораздо больше, чем егеря, вас никто пинками не выгонит. Но при желании, если произойдет конфликт, егеря вам нервов попортить смогут. Поэтому всегда сразу старайтесь решать все вопросы мирно и полюбовно, давить на понимание, человеколюбие и даже жалость. Может еще, и помогут чем (мяско, рыбка у них всегда есть).

Все это мы говорим пока о посещении погранзон без пересечения границ, тем более нелегальных (вне пропускного пункта). Попробуем разобраться и с этим вопросом. Скажу сразу, что этот вариант примут в штыки и постараются не допускать, потому, что он связан с некоторыми сложностями для самих пограничных служб. А именно, в нашем случае это:

На это казахи точно не пошли бы и не дали бы разрешения. Видите ли, послать ГАЗ 66 через заснеженный перевал Аманжол, за 300 км по бездорожью в течение 6 часов туда, и столько же обратно, им не в лом, а вот конный дозор на пер.Кугантор сложно. Сколько при этом горючего было сожжено даже представить страшно.

Скорее всего нам бы предложили заброситься из Алматов на р. Чилик именно этим перевалом. При этом автомашина смогла бы проехать чуть выше егерьского кардона Аманжол (в районе старого кладбища Абыке), до так называемого "тупика",что в районе пор.Тюлькесайский. А в верховья Чилика, или по крайней мере до каскада Ленинградский пришлось бы фрахтовать лошадей. Еще день (два) перехода.

Конечно пер.Аманжол не менее красив ,чем пер.Кугантор, но по затратам дороже в разы.

Почему я уверен, что казахи отказали бы нам в пересечении границы с Киргизией? Ну, еще такой факт, что незадолго до нашего там появления некая казахская группа туристов из Алматов, совершала пеший переход через горные перевалы со стороны Алматов в долину р. Чилик. Изначально у них был маршрут из Алматов в Киргизию на о. Иссык-Куль с незаконным пересечением через пер.Кугантор. На погранпосту в районе Алматов их задержал дозор и выяснил маршрут следования. Погранцы запретили им незаконный переход и скорректировали им маршрут. Они должны были выйти по долине р.Чилик. Однако, пообещав сделать именно так, как им было поручено, группа все же попыталась незаконно перейти границу, но была встречена нарядом и направлена куда надо. Конфликт замяли, сославшись на то, что якобы группа сбилась с пути и пошла в сторону границы.

Таким образом, делаю вывод, что выбранная нами нитка заброски на р. Чилик была верной на момент разработки и могла бы увенчаться успехом, если бы не ряд обстоятельств. В связи с этим наша группа видимо последняя, которая попыталась пройти этот маршрут с такой заброской. Учитывая, что до этого в 2004г. группа из Тольяти прошла этим же маршрутом. Но тогда не было еще погранпоста в урочище Чилик, погранцы пришли туда в 2005г. Есть упоминание еще об одной группе из 4-х чел, которые забрасывались на Чилик из Киргизии через пер. Джель-Карагай в 2007г. Они наняли лошадей и проводников-киргизов на пастбищах. Проводники довели их до перевала, достали ружья и ограбили, не переходя границы. После чего отправили туристов в Казахстан пешком. Группа была напугана и морально подавлена (там были две женщины), и после встречи с казахскими пограничниками они сошли с маршрута. Это рассказали нам погранцы за приватными беседами.

Теперь еще пару слов о документах необходимых для оформления пропусков в погранзону:

Самое главное ознакомьтесь со всеми законами.

1. Зарегистрируйте ваше судно в ГИМС по месту жительства. Если Ваше маломерное судно не будет зарегистрировано, то это практически 100% отказ в выдаче пропуска. Уже есть прецеденты с отказом в пропуске и возвращением групп!!!

Можно оформить аренду судов у турфирмы, а также доверенность на управление арендованным катамараном или рафтом.

2. Имейте список всех участников похода с паспортными данными и адресами прописки - в 4 экземплярах

3. Имейте ходатайство от организации или турфирмы.

4. Имейте приглашение от стороны, аккредитованной в данной стране

5. Имейте маршрутную книжку, + копию с выкопировкой карты где фломастером обозначена нитка маршрута.

10. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ССЫЛКИ

1. Отчет С.Черника о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Северного Тянь-Шаня (реки Чилик и Чарын), совершенном в августе 1996 г.

2. Отчет А.Лифанова о водном спортивном походе шестой категории сложности по Тянь-Шаню (реки Чилик - Чарын - Казан - Коксу), совершенном с 5 июля по 2 августа 1997 года

3. Отчет группы из г. Тольятти Александра Сульдина, совершившей поход 5 категории сложности по р. Чилик в сентябре 2004 г.

4. При подготовке к походу использовались карты, взятые здесь...

5. Рекомендуемый трек заброски приведен на рис. 15.

Группа также выражает благодарность турфирме" Nuraz travel company" и Nuraz trans. Туристические и транспортные услуги по центральной Азии" и ее руководителю Нурдину, Коменданту и офицерам погранзаставы в Каркаре за помощь в урегулировании факта нарушения границы.

Нурдин - директор тур. фирмы "Nuraz travel company" и Nuraz trans. Туристические и транспортные услуги по центральной Азии.

г. Бишкек, ул. Исанова д. 85, тел. моб. (+996 555) 502657, тел. (+996 312) 615006, факс (+996 312) 287258, e-mail: nuraz@elkat.kg; www.nuraz.kg.

Водный поход на Тянь-Шане
Фото 1

Водный поход на Тянь-Шане
Фото 2

Водный поход на Тянь-Шане
Фото 3

Водный поход на Тянь-Шане
Фото 4

Водный поход на Тянь-Шане
Фото 5

Водный поход на Тянь-Шане
Фото 6

Водный поход на Тянь-Шане
Фото 7

Водный поход на Тянь-Шане
Фото 8

Водный поход на Тянь-Шане
Фото 9

Водный поход на Тянь-Шане
Фото 10

Водный поход на Тянь-Шане
Фото 11

Водный поход на Тянь-Шане
Фото 12

Водный поход на Тянь-Шане
Фото 13

Водный поход на Тянь-Шане
Фото 14

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея