Тип материала: Описание Регион путешествия: Амурско-Дальневосточный (континентальный и островной)
Год путешествия: 2010

Дата: август 2010

Автор: Виктор Муратов

В августе 2010 года группа любителей водных сплавов и рыбалки совершила увлекательное путешествие по маршруту: Комсомольск-на-Амуре (Хабаровск) - пос. Санболи - реки Биракан, Кур - пос. Победа - Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре.

Мы прошли случайный, запасной вариант. Основной поход планировался на реки Сынчуга, Урми. Но в процессе подготовки к сплаву по Сынчуге - Урми возникли проблемы. По разным обстоятельствам выбыли некоторые участники предыдущих сплавов. Неожиданным стало известие, что дорога на перевале через водораздел Кур - Сынчуга размыта. Но мы не сдались. Приняли решение максимально подняться на перевал транспортом, далее пешком на перевал, с него по волоку (вывоз спиленного леса) на Сынчугу, где-то 10-12 км, перенося снаряжение "челноком". Но, увы и этому не суждено было сбыться. Июльские дожди вызвали сильнейший паводок на реках данного региона. Шестого августа из Санболей получили сообщение, что мост через реку Улун смыт. Но, благодаря форуму на сайте komcity.ru, мы не запланированно попали на речку Биракан и не пожалели об этом.

Маленькая река - большой экстрим: сплав по рекам Биракан, Кур

В связи с прошедшими дождями и установившейся хорошей погодой перенесли время выезда с 14 августа на 20, чтобы несколько переждать паводок. Вечером 20 августа из Комсомольска-на-Амуре поездом выехали Сочелев А.Ф. и автор этих строк, а из Хабаровска Константинов А.В., Константинов К.В. и Константинов Дима (сын Константина Витальевича) до пос. Санболи. Долгожданная встреча состоялась на вокзале пос. Санболи. Сколько было радостных эмоций и слов… Хорошо, что было ещё темно, а до рассвета надо было доехать до моста через реку Кур. Быстро загрузили снаряжение и "себя" в УАЗ. После 40 км лесовозной дороги мы на мосту через реку Кур. Такой паводок на этой реке наблюдали впервые. В чуть-чуть наступающем рассвете мы увидели круговорот воды и услышали гул водяного потока, готового снести всё на своём пути. На многих речках побывали, многое повидали, но тут пришлось" затылки почесать". А какая обстановка на притоках? Продолжили движение. Через некоторое время дорогу начали пересекать потоки воды. Вот это да - вляпались. Стали опасаться промоин на дороге, но обошлось. Вышли на более высокий уровень полотна дороги. Появилась другая опасность - это размытые, полуразрушенные мосты. Но машиной управлял бывший водитель лесовоза, который и не такие дороги видел. Вот и долгожданный мост через реку Биракан. У нас настроение резко упало. А как плыть? Вода под свод моста и сплетения деревьев. Долго мы ходили по мосту туда-сюда, пока не приняли решение остаться и 2-3 дня ждать спада воды, а если уровень воды не изменится, то на попутных машинах выбираться в посёлок Победа. Около дороги нашли полянку. Разгрузили машину. Пообедали и отправили машину в обратный путь. Разбили табор. Всё хорошо. Вечером, минут на 20-30, налетел ураган. Такой крутёж облаков я не видел никогда. Всё это происходило на уровне крон деревьев и метров 100-150 выше. Как деревья выдерживали такой напор? Потом всё резко успокоилось. В эту тихую и лунную ночь мы долго вспоминали около костра о наших странствиях по рекам Хабаровского края.

На следующий день погода была отличной, и мы просто отдыхали. Константин и Фёдорович сходили за грибами, из которых я половину не знал и очень опасался за наше здоровье. Но жаркое из грибов с картошечкой было съедено за милую душу. Регулярно не забывали следить за уровнем воды в реке. На третий день, после завтрака, на общем совете было принято решение - мы не привыкли отступать, поможет нам стремление "хочу всё знать". Перенесли снаряжение к мосту и приготовились к сплаву. Фото и видеозарисовки на память. Лодки спущены на воду и готовы к отплытию. Первый "пошёл", второй, третий. Самое ответственное и очень опасное задание у Анатолия Фёдоровича - плыть первым. От первого зависит безопасность всех членов команды. Умение быстро и точно принять правильное решение в опасных и даже критических ситуациях дано не каждому. Я плыл вторым. У меня трёхместная лодка, хорошо загруженная. Для такой реки она неповоротлива. Третьим - Константин Витальевич с сыном, последним - Алексей. Он впервые с нами. Во время сплава мы обеспечивали страховку друг друга на воде.

Первые километры сплава проходили довольно спокойно. Узкий бурлящий поток извивался между крон полузатопленных береговых деревьев и не представлял серьёзной опасности, а у нас было время созерцать окружающую природу. Но вот из-за очередного поворота "влетели" в узкое место на реке, так называемую "трубу". Полузатопленные береговые деревья под напором воды наклонились и своими кронами перекрыли русло реки до самой воды. В такое переплетение крон деревьев первым попал Анатолий Фёдорович. Попытался поднять переплетённые ветви, чтобы протиснуться, но это опасно. Я ему прокричал: "Фёдорович, не надо". Но было поздно. Ветви буквально выдернули его из лодки. Увидев это, продолжил кричать: "Не отпускай лодку. Плыву к тебе". Легко сказать, но трудно сделать. Сходу "влетел" в нагромождение ветвей, вжался в лодку и получил очень "приятный и полезный массаж" спины. Когда этот хаос "выплюнул" меня из своих объятий, я увидел как Фёдорович очень классно забрался в свою лодку. Сделать это на воде, да ещё в болотных сапогах и при таком течении??! Не зря был чемпионом города по спортивной гимнастике. В образовавшуюся брешь остальные прошли спокойнее. После этого и пошло, и поехало. Залом за заломом, поваленные деревья, перекрывающие русло реки, за поваленными деревьями и т.д., и т.п. Где руслом, где протокой, а где просто по береговому лесу с бурлящей водой мы сплавлялись, а когда неожиданно из-за поворота взору открывался шумящий и забитый деревьями затор, то сходу "влетали" в береговые кущи. Если следом плыл я, то предыдущим лодкам вообще было туго. Моё судно своей массой буквально вдавливало их в кущи. Маленькая лесная речушка в паводок превратилась в разбушевавшегося, разъярённого монстра. В кустах, зацепившись за ветви, при сильном потоке воды, оценивали состояние лодок. Фу-у, целы. Как они выдерживали теснейший контакт с сучками и оставались непробитыми? В этом есть доля везения. После этого осознавали серьёзность нашего положения. Сначала трудно было сообразить как выбраться из этого плена. Но проходила минута - другая, успокаивались и шли по затопленному береговому бурелому на разведку. По мере возможности делали видеосъёмку. Сожалели, что нет возможности заснять прохождение препятствий. Какая была бы динамика, а фильм интереснее...

Маленькая река - большой экстрим: сплав по рекам Биракан, Кур

Вечерело. Пора ставить палатки и делать табор. Но берега как не было, так и нет. И вот после преодоления очередного препятствия выплыли к правобережной сопке с узкой полоской очень сырого и каменистого бережка. Выбирать не приходилось. Интенсивно затаборились и подготовились к ночи. Комаров - тучи. Сухостой отсыревший, тяги нет, костёр не горит. Только с помощью помпы и какой-то матери приготовили себе ужин. В первую сплавную ночёвку ложились спать под шум дождя, с опаской. Место при подъёме воды очень опасное. Хорошо что есть куда подняться и отступить в случае подтопления.

Утро следующего дня выдалось хмурое и сырое. Решили не искушать себя. Кое-как сварили молочную овсяную кашку. Быстро собрались и поплыли в лучшие края. Но чем закончили вчера, с того начали и сегодня. Препятствия, разведка, прохождение. С каждым километром река становилась всё шире и шире. Появились заливы, старицы, омуты. Всё говорило о том, что рыба здесь должна быть, но большая вода и отсутствие берега делали рыбалку проблематичной. Рыбалка с лодок, при сплаве, удачи не приносила. Неожиданно Константин Витальевич с Димкой, зацепившись за ветки ивняка, на слиянии проток, поймали двух ленков. Ура! Скоро обед. Будет уха. Все усиленно принялись за поиск хорошего бережка. Бережок нашли, а вот дровишек хороших нет. Весь сухостой настолько пропитан водой, что костёр горел опять с помощью помпы и какой-то матери.

А уху Константин Витальевич сварил отменную. К вечеру нашли хорошее рыбацкое место. Река делает правый поворот, а слева прекрасный отстойник для рыбы, переходящий в большой залив. Затаборились на левом берегу. Комаров тьма-тьмущая. Анатолий Фёдорович, наш главный рыбак, развернул удочку и на "мушку" поймал небольших рыбок и отпустил. Пробовали блеснить. Увы. Но ночью на "мыша" в заливе "оторвались".

Маленькая река - большой экстрим: сплав по рекам Биракан, Кур

Утром ели ленков горячего копчения. Отлично. Немного отдохнув, собрались и продолжили сплав. Чем ниже, тем больше река Биракан приобретала форму пойменной реки, а не неистово бурлящего потока. Появилось много плёсов, водяных ям, где рыба отстаивается и кормится. Пытались рыбачить, но рыба на блесну и "мушку" не ловилась. При такой воде рыба разбрелась по разливам и конечно сытая. Временами река уходила в "разбои". Разбои - это когда река разбивается на несколько русел, а какое из них проходное неизвестно, а там много, очень много препятствий. И вот буквально в последнем "разбое", на последнем препятствии в виде бревна, перекрывающем русло реки, я попал в неприятную историю. Справа бревно несколько выше уровня воды, поэтому в этом месте стоит вал с водяной ямой после бревна и обратным закручивающим потоком, а слева бревно несколько ниже уровня воды, поэтому вода как бы скатывается с него тонким слоем. Я плыл последним и хорошо видел действия ребят. Они левым берегом спокойно преодолевали обтекаемую часть бревна. Я в точности повторил их манёвр, но моя лодка затормозилась, так как осадка у неё больше. Придавил лопастями вёсел бревно и сделал гребок. Правая уключина не выдержала рывка и развалилась, а левое весло сделало свою работу. Лодку, поставленную потоком воды вдоль бревна, потянуло в водоворот.

С одним веслом я просто не мог выйти из сложившейся ситуации. В круговороте воды нельзя было потерять чувство самообладания ни на долю секунды. Бешенный поток воды готов был перевернуть лодку через борт и это ему удалось бы сделать, но мною было принято правильное решение. Лодку необходимо было срочно заполнить водой, чтобы плавучесть у неё стала минимальной, тогда закручивающий поток не сможет её перевернуть. Расставил ноги как можно шире (жить захочешь и не так расставишь), балансируя на грани переворота, заполнил лодку водой, при этом издавал звуки призыва о помощи (медведи разбежались не на один десяток километров). Стоя в лодке по пояс в воде, пытался вырваться из очень опасной ситуации, но поток воды не отпускал свою жертву, хотя до берега было метра полтора - два. Вещи, документы - всё в воде. Хорошо, что всё привязано. Спасал от воды только видеокамеру. На мой призыв "прибежал" Константин Витальевич. Протянул ему весло, чтобы он попытался вытянуть мою лодку из этого круговорота. Несколько попыток закончились неудачей. К тому же мешало лежащее вдоль берега, в воде, дерево. Я предложил ему аккуратно встать на это дерево, притопить его и подтянуть лодку, а дальше вдоль берега направить её по течению. Для Константина эта операция опасна - можно соскользнуть в этот поток. Ура!!! Всё получилось. Стоя в лодке, полной воды и работая одним веслом, я подплыл к ожидающим Алексею и Диме. Немного пришлось попотеть, вычерпывая котелком воду из лодки. Кое-как привязал весло к сломанной уключине и скорее поплыли к ожидающему где-то ниже Анатолию Фёдоровичу. Вот и он. Отремонтировали уключину и продолжили сплав. Вскоре выплыли на отличное место - и для табора, и для ночной рыбалки. Вечер солнечный, тёплый. Я сушил вещи, документы, а ребята устанавливали палатки и готовили ужин. Ночная рыбалка на "мыша" дала отличные результаты.

Утром, Константин Витальевич угощал котлетами. Сочные, с хрустящей корочкой, душистые… Вкуснотища неописуемая. В этот день сплав проходил по спокойной воде. Рыбалка на блесну результата не имела.

Утром пятого дня встали очень рано, позавтракали и потихоньку поплыли в сильном тумане. Сегодня должны выйти на реку Кур и по ней сплавиться до посёлка Победа. Река Биракан, соединяясь с протоками стала широкой и полноводной, а течение - медленным. Наконец-то долгожданный Кур - такой полноводный, что мы не могли себе представить. Берегов практически нет. Всё залито водой. Пообедали сухим пайком на воде, привязавшись за верхушки ивняка, и продолжили сплав. Постоянно гребли. Поворот за поворотом, а посёлка Победы всё не видно. От гребли спину и плечи ломило. Анатолий Фёдорович отстал. Слева показалась высоковольтная ЛЭП, значит где-то рядом посёлок. Гребли из последних сил. Хотелось закончить сплав. И вот справа на берегу увидели микрогрузовик, а в заливе лодку с рыбаками. Подплыли.Познакомились. Они подтвердили, что мы около пос.Победа, а теплоход "Заря" будет завтра в обед. Разгрузили лодки, помыли и вынесли на травку, чтобы обсохли. Подъехали красные жигули восьмой модели. Понакомились с хозяином машины. Новый знакомый угостил нас арбузом. Через некоторое время подплыли рыбаки и начили готовить уху. В тот день был выходной, поэтому местные друзья решили отдохнуть на берегу реки со свежей ушицей. А мы, пока упаковывали снаряжение, подсчитали, что сегодня провели одиннадцать часов на воде, не выходя из лодок. Вскоре местные мужички пригласили нас отпробовать ушицы. А так как крепкий напиток у нас закончилсь в обед, то Константин Витальевич с местным, на его грузовике, съездили в посёлок за литровочкой водочки. Уха и застолье удались на славу. Ребята поразились нашему безрассудству и нашей смелости сплавиться по р.Биракан в такой паводок. Пойма реки Биракан - это их охотничьи угодья. После хорошего знакомства мы были приглашены на ночёвку в дом к водителю восьмёрки. Мы не отказались, ночевать с комарами нам порядком надоело. Баня, небольшое застолье, спокойный сон, что ещё человеку надо.

На следующий день наши знакомые на машинах доставили нас и снаряжение к месту посадки на теплоход "Заря". Расстались с новыми друзьями. Объявили посадку на теплоход. Через шесть часов мы в Хабаровске. На речном вокзале нас ожидал товарищ Константина Витальевича, который на машине доставил Анатолия Фёдоровича и меня на автовокзал. Для Константиновых поход закончился - они дома. Сочелеву А.Ф. и мне предстояло преодолеть ещё один этап похода - на автобусе из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре. Билеты были куплены, а мы на перроне автовокзала ожидали посадки в автобус. Подошёл Константин Витальевич, поблагодарил за прекрасно проведённое время и проводил нас. Рано утром мы прибыли в Комсомольск-на-Амуре. Поход закончился. Несмотря на трудности и опасности мы были очень довольны рекой Биракан. Сожалели только о том, что сплав прошёл по большой воде. Подводя итоги решили, что безопасности сплава надо уделять больше внимания в подготовительный период.

В 2011 году с 25.06 по 10.07 планируем совершить увлекательный сплав по реке Бичи (Кета). Река очень рыбная, таймень не редкость. С марта начнётся подбор команды и подготовка к походу. Приглашаем любителей водных путешествий к активному отдыху!