Логин
Пароль

Регистрация

Главная > Водный туризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Баренцево море на каяках в районе Киркенеса (Северная Норвегия)

Сроки похода: 24 июня - 1 июля 2011 г.

5 ходовых дней, 100 км

Автор: Павел Лебедев (Санкт-Петербург)

Работы Павла Лебедева:

Участники похода

  1. Константин Виноградов, 1979, СПб. Туринговый каяк Prijon Yukon Expedition.
  2. Павел Лебедев, 1979, СПб. Туринговый каяк Prijon Yukon Expedition.
  3. Владислав Коростель, 1975, Киркенес. Морской каяк Hasle Expedition.

Фотографии: К. Виноградов, П. Лебедев, В. Коростель

Карта маршрута

1. НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ ВСЛУХ

Выбор маршрута

Изначально в Норвегию ехать у нас даже в мыслях не было. Просто после того, как водный сезон 2011 был распланирован, оставалась одна свободная неделька. Недельный походик на Белое море не получался, т.к. требовалось как минимум две недели. Решили сгонять на чудесный остров Кильдин, что в Баренцевом море недалеко от входа в Кольский залив. По заброске и по времени всё оказывалось исключительно просто. Однако сразу выяснилось, что ВСЁ северное побережье нашей с вами страны кто-то объявил погранзоной и без санкции соответствующих органов никого туда не пускает. К тому же Баренцево море относится к зоне ответственности Северного флота, а значит, возможно, что придётся идти на поклон ещё и к этим господам. Вообщем мы решили не связываться с этой бюрократией и поехать в норвежскую часть Баренцева моря. А там кроме загранпаспорта и визы не требуется НИЧЕГО!

Маршрут решили проложить в районе Киркенеса, т.к. это не далеко от РФ, а также потому, что там живёт Влад, который заинтересовался нашим маршрутом и с которым мы были знакомы по переписке. Маршрут придумал Костик, детальную информацию по нему собрал Влад у местных каякеров.

Руководство

Руководителя решили не избирать и не назначать, благодаря чему поход прошёл в спокойной товарищеской атмосфере.

Заброска, выброска

Заброску и выброску разрабатывал Костик, т.к. он уже имел богатый опыт автомобильных поездок по Скандинавии.

Он предложил вечером выехать из СПб, пересечь в Светогорске границу с Финляндией, проехать всю Финляндию с юга на север и к вечеру следующего дня остановиться в каком-нибудь кемпинге в непосредственной близости от норвежской границы. А рано утром третьего дня стартовать из кемпинга, въехать в Норвегию, встретить в Киркенесе Влада и сразу на воду. Ехать в Норвегию по территории России Костик, мягко говоря, не хотел, даже несмотря на дешёвый бензин.

Как задумали, так и исполнили. Кемпинг, где мы останавливались, называется Holiday Village Inari, находится на берегу живописного озера Инари.

Обратно тем же способом. Но без остановки в кемпинге.

В сумме на машине мы проехали 3222 км. На бензин ушло 7400 рублей с человека.

Визы у нас были финские, въезжали и выезжали через Светогорск.

Каяки, руль

Даная поездка была уже второй вылазкой на море на туринговых каяках Yukon Expedition, В предыдущем походе по Белому морю, мы очень крепко пожалели, что не купили рули. Теперь руль были куплены и установлены. Результат превзошёл все самые смелые ожидания!!! Ходовые качества на открытой воде улучшились РАДИКАЛЬНО! Проблема курсовой устойчивости при ветре и при волнении просто перестала существовать! Появилась возможность спокойно равномерно грести в комфортном режиме и при этом двигаться под любым углом к ветру и волне!

Так же хочу отметить, что рули на каяках предназначены для удержания и корректировки курса на открытой воде, а не для маневрирования. Активное маневрирование с опущенным в воду рулём невозможно, т.к. он сопротивляется резким сменам направления, даже если его отклонить на максимум.

Весло

Перед этим походом я на смену своему уже порядком надоевшему тяжёлому веслу TNP купил туринговое весло Manta Ray Carbon американской фирмы Aqua-Bound. Вес весла 850 г, длина 220 см. Вот уж не предполагал я, что весло может так сильно повлиять на ходовые качества каяка и на удовольствие от гребли! Существенно возросла скорость! Это заметно как по показанием GPS-навигатора, так и по буруну у носа каяка! Т.к. весло чрезвычайно лёгкое, то стал гораздо меньше уставать, перестало болеть при длительной гребле плечо. Лопасть весла ассиметричная, форма чрезвычайно сложная. Шафт овальный под обе руки и имеет специальную поверхность для предотвращения соскальзывания руки вдоль шафта. Угол регулируется, я поставил себе 60 градусов. Это моё первое фирменное весло и я не пожалел!

Пресная вода

В этом походе на всех стоянках пресной воды было предостаточно. Тем не менее мы не пожалели, что везли солидный запас пресной воды с собой, т.к. это избавляло от необходимости каждый раз её искать и носить к месту приготовления еды. Я вёз литров 15, Костик около 10, у Влада на борту было 9 литров. Мы с Костиком везли её в складных канистрах (у меня две, у Костика одна), Влад вёз в полуторалитровых пластиковых бутылках (6 штук).

Одежда для гребли

В этом походе из гидрокостюма на мне были только неопреновые штаны и неопреновые тапки. Неопреновую куртку даже брать не стал, т.к. уж больно противно в ней находиться. Грёб во флисовой куртке и авизентовой штормовке. Это, конечно же, очень комфортно, но если бы я против своей воли оказался в воде Баренцева моря, то серьёзное переохлаждение гарантировано уже спустя несколько минут. Поэтому к следующему походу очень хочется купить драйтоп, хотя бы только куртку. Это не только вопрос комфорта, но и безопасности.

2. ХРОНОЛОГИЯ

24 июня 2011, пятница

19:10 мы с Костиком встретились у меня. Потом поехали в гараж за каяками.

20:00 выехали из гаража.

24:00 быстро без очередей прошли российскую таможню. Надо бы задекларировать каяки, но нам сказали, что если мы при возвращении сможем доказать, что они постоянно находятся в России, то можно не декларировать. У нас были с собой судовые билеты. Таможенница сказала, что это подойдёт.

Въехали на территорию расчудеснейшей страны Финляндия. Перевели часы на местное время, т.е. на один час назад, и покатили по отличным финским дорогам, строго соблюдая скоростной режим. Я быстро уснул.

25 июня 2011, суббота

Костик рулил всю ночь, я нахально спал. Спать было неудобно, всё время ворочался и просыпался. Утром чуть-чуть порулил и я, когда Костика начинало рубить.

Финляндия - прекрасна! Автомобильная поездка по этой стране никого не сможет оставить равнодушным. Вся страна - один большой лес, в котором удивительным образом сосуществует как люди с их высокими технологиями, так и коренные жители в виде оленей, лис, зайцев! Лес вдоль дороги удивительно чистый. Дорога сделана так, что обочины отсутствуют полностью, т.е. остановиться и сходить в лес не получится. Зато регулярно попадаются заасфальтированные площадки с аккуратными мусорными контейнерами и туалетом.

По мере продвижения на север и приближения к озеру Инари появились сопки, покрытые лесом. У подножия сопок виднеются небольшие манящие уютом озёра. Кругом журчат ручейки. Дорога петляет. На дороге или в непосредственной близи регулярно попадаются олени, зайцы. Олени совершенно не боятся людей и машин. Можно спокойно остановиться и фотографировать. Такое ощущение, что мы въехали в сказку!

Чем дальше на север, тем чаще попадаются машины с мурманскими номерами.

14:20. Приехали в кемпинг Holiday Village Inari на озере Инари. Оплатили место для палатки - 15 евро. Нам дали табличку с номером, которую надо было привязать к палатке на видное место.

Я сразу произвёл метеоизмерения:

Озеро Инари судя по карте огромно. На противоположных от кемпинга берегах живописные сопки.

Кемпинг представляет собой кусочек берега, на котором расположены домики, которые можно арендовать. Для автотуристов, которые путешествуют на передвижных дачах, тут предусмотрены заасфальтированные стояночные места, оборудованные электричеством. Чуть в стороне предусмотрены места для палаток. Для клиентов кемпинга есть домик с цивильными туалетами и кабинками для душа (разумеется, с тёплой водой) и кухня. У берега стоял небольшой самолёт на поплавках. На въезде в кемпинг у шоссе скромненько приютился небольшой прицеп, от содержимого которого у нас с Костиком потекли слюни: на прицепе были закреплены шесть каяков. Мы их тщательно обследовали. Пять каяков были из конюшни Prijon (два Kodiak, два Seayak, один Yukon Expedition), а шестой был двойкой Northstar от Wilderness Systems. Мы предположили, что эти каяки предназначены для сдачи в прокат. Ещё несколько каяков и каноэ находились на берегу.

Мы поставили палатку. Недалеко от нас стояли велотуристы. Ужин мы хотели готовить рядом с палаткой на собственном газу. А можно ли? Огляделись, никто еду на улице не готовил. Пришлось допросить на этот счёт администратора. Оказалось что можно. Но в итоге мы пошли готовить ужин на кухню.

В городке неподалёку посетили магазинчик. Я там купил себе солнечные поляризованные очки за 13 Евро. Отличные очки, как потом выяснилось! Пересчитайте это в рубли и попробуйте найти что-нибудь аналогичное за такие деньги в Питере! Здесь же мы увидели складные канистры. Именно такие я купил в Питере для перевозки пресной воды. Пересчитал местную цену в рубли и оказалось, что здесь они стоят ровно в 2.5 раза дешевле!

Вечером в 19:00 я повторил метеонаблюдения:

Позвонили Владу. Сообщили, что мы в Киркенес к нему приедем примерно в 11:00. Тут выяснилось, что Норвегия и Финляндия живут по разному времени.

Весь вечер приезжали дачи на колёсах. Вскоре их стало больше 20. Рядом с многими домиками стояли обычные легковые машины. Т.е. по приблизительным подсчётам людей в кемпинге было несколько десятков. Но при этом их почему-то не было заметно, стояла гробовая тишина, по территории кемпинга никто кроме нас с Костиком не шатался. Когда мы уже спали, то нас разбудила родная речь: кто-то рядом ставил палатку и громко воспитывал своих детей.

Баренцево море на каяках
1. Поездка по Финляндии

Баренцево море на каяках
2. В кемпинге на озере Инари

Баренцево море на каяках
3. Панорама кемпинга

26 июня 2011, воскресенье, первый день

По воде прошли 18.5 км, максимальная скорость 9.2 км/ч, средняя скорость 4.9 км/ч

Встали в 6:00 по местному финскому времени. Ночью было очень холодно. Это единственный раз за весь поход, когда мы ночью замёрзли.

Я сразу взялся за метеостанцию:

Сняли палатку. Помылись тёплой водой, не завтракаем, т.к. завтрак запланирован на момент выхода на воду. Попытались вернуть администратору номер, но административный домик был заперт. Привязали номер на дверную ручку.

В 7:00 выехали. Едем по лесной дороге вдоль озера Инари в сторону Норвежской границы. Дорога петляет, везде стоят знаки ограничения скорости "100". Дорога сделана так, что как бы она не петляла, а 100 км/ч на ней держать совсем не опасно. По разные стороны от дороги мелькают озёра и речки. Лес чистый, хорошо просматривается на несколько сотен метров вглубь. Лес усеян камнями самого разного размера. Потом камни внезапно закончились и вдоль дороги пошли песчаные обрывы, потом опять пошли камни. Время от времени приходится притормаживать, что бы дать оленям уйти с дороги. Обращаем внимание, что многие олени имеют отметки на ушах или шее или носят ошейники.

По мере приближения к норвежской границе лес буквально на глазах начинает редеть и становиться низкорослым. Причём низкорослый лес нас окружает только тогда, когда дорога проходит по вершине сопки. Когда едем в низине, то кругом привычная тайга.

9:00. Пересекли финско-норвежскую границу. На границе несколько запертых таможенных домиков и всё. Людей нет. Перевели часы на норвежское время. Теперь у нас 8:00. Отзвонились Владу.

После границы остановились посмотреть порог водопадного типа на реке. Тут же стояло ещё три машины: с финскими, норвежскими и российскими номерами.

Едем дальше. Рельеф становится всё более суровым: покрытые лесом сопки уступили место скалам. У подножия скал недалеко от дороги попадается не растаявший снег. Тайга сменилась тундрой. Если лес где-то и есть, то карликовый, хотя пока и достаточно высокий - метра два-три. Но большинство зелёных и вроде пригодных для растительной жизни склонов лишено даже такого леса.

Слева сквозь придорожные деревья то и дело стало мелькать море, окружённое скалами. Точнее сказать не море, а врезавшийся в сушу длинный и узкий залив. По наличию водорослей на берегу определили, что имеет место отлив.

Баренцево море на каяках
4. Последние километры по Финляндии

Баренцево море на каяках
5. Олени рядом с шоссе

Баренцево море на каяках
6. Дорога вышла на берег Баренцева моря!

Баренцево море на каяках
7. Нерастаявший снег!

8:46 по норвежскому времени въехали в Киркенес. У въезда в город есть пресное озеро, в котором установлен фонтан. Район, где живёт Влад, расположен на склоне и застроен двухэтажными домиками. Едем вверх по узкой и извилистой дорожке. 8:49 въезжаем к Владу во двор, он встречает нас как старых друзей, хотя это наша с ним первая встреча. Завтракаем пиццей, набираем пресной воды из-под крана. Получаем от Влада подарки. Я осматриваю организацию отопления типичной норвежской квартиры. Мы с Костиком с компа Влада по быстрому выходим в "контакт" и докладываем родственникам, что до Киркенеса добрались. С крыльца Влада открывается умопомрачительный вид Баренцево море.

Выдвигаемся к морю. Втроем садимся в машину и едем на место, которое Влад выбрал для старта. В 10:45 выгружаем своё барахло на берегу маленькой бухты в черте города. Вдоль воды стоят гаражи, от которых в воду идут рельсы. На воде в нескольких десятках метров от берега коротают время в ожидании своих хозяев различные небольшие катера. Кстати, никаких государственных номеров на них нет! Не требуется!

Костик с Владом, оставив меня одного с кучей герм и двумя каяками на берегу, уезжают за третьим каяком. Достают метеостанцию:

Начинаю потихоньку складывать вещи в свой каяк. Не придумал ничего лучшего, как все свои запасы пресной воды (где-то около 15 л в двух канистрах) уложить в кокпит перед педалями. Это позже негативно сказалось на центровке.

Прибежала очень симпатичная собачка и пописала на моё новое весло.

11:08. Вернулись Костик с Владом с третьим каяком. Выгрузили и опять уехали. Потом вернулись пешком без машины.

13:00. Мы уже на воде. Огибаем Киркенес, проходим мимо верфей, пересекаем залив Бёкфьорд (Bokfiorden) и гребём уже вдоль дикого берега. Берег хоть и однообразный, но живописный и представляет собой округлую скалу, плавно уходящую в воду. В относительно укрытых от ветра местах на скалах ютится карликовый лес. Но в основном на скале либо совсем нет растительности, либо растёт мох. Влад, обладая существенным преимуществом в скорости, время от времени останавливается и ловит рыбу. Моя лодка из-за передней центровки при попытке разогнаться роет носом воду.

Баренцево море на каяках
8. Огибаем Киркенес

Баренцево море на каяках
9. Влад!

Баренцево море на каяках
10. Идём вдоль верфи

Баренцево море на каяках
11. Я

14:40. Останавливаемся на перекус. Влад нас угощает местными хлебцами с сыром, поверх которого намазывается клубничное варенье. Оказалось, что Влад взял в поход целую банку клубничного варенья! Наш человек!!!

Вдоль восточного берега Бёкфьорда прошли на север и оказались в проливе Корс-Фьорд. По нему пошли на запад, плавно смещаясь от южного берега к северному. Первая стоянка запланирована в районе бухты Сере-Лейрвоген (Ser-Leirvagen) острова Скугере (Skogerowa). В 17:48 мы уже там. Вылезаем на берег. Деревьев почти нет. Настоящая тундра. Много оленьих троп. Рядом два ручейка.

Ставим палатки, ужинаем, Влад угощает нас ухой. У нашего берега пара дельфинов гоняет косяки рыб. Включаем радио, сразу становится уютно.

Баренцево море на каяках
12. Костик

Баренцево море на каяках
13. Влад

Баренцево море на каяках
14. Встаём на ночёвку, отлив

Баренцево море на каяках
15. Ужин в тундре

На противоположном берегу Корс-Фьорда располагается аэропорт Киркенеса. Весь вечер наблюдаем за самолётами.

Потом пошли гулять. Полезли на гору. Я обратил внимание, что тут, в отличие от Белого моря, есть не только карликовая ель, но и карликовая берёза.

Нашли здоровый камень, размером со шкаф, который стоял как на ножках на трёх маленьких камушках. Рядом с вершиной нашли сугробы снега, сфотографировались. От них вниз бегут многочисленные ручейки, два из которых протекают непосредственно рядом с нашей стоянкой. Низина под сугробами заболочена. Поднявшись ещё выше оказываемся на плато. К нашему удивлению тут проходит какая-то старая неиспользуемая грунтовая дорога. Тут же стоит ржавый агрегат, что-то вроде плуга. Видимо с его помощью и была сделана эта дорога. Учитывая, что на многих островах этого района во множестве сохранились следы пребывания немецкой армии времён второй мировой войны, то делаем предположение, что эта дорога и "плуг" тоже немецкие.

С плато на севере видно несколько горных гряд. Видно, что последняя и самая высокая гряда сдерживает напор облаков, не пуская их сюда, к Киркенесу. Значит там, на севере климат совсем другой, а нам как раз туда и надо.

После прогулки начинаем обсуждать план на завтра. Завтра нам предстоит грести на север по узкому и длинному Хьё-Фьорду. Посередине есть очень узкий пролив Rivdnji, предполагаем, что там могут быть сильные приливные и отливные течения. Хочется попасть в отливное течение. Подъём назначили на 5:00. Влад каждое утро встаёт в 5:00 на работу (в Норвегии рабочий день начинается рано), а для нас с Костиком норвежские 5:00 это привычные российские 7:00.

Баренцево море на каяках
16. Вид с горы

Баренцево море на каяках
17. Снег

Баренцево море на каяках
18. Вид на север в сторону Варангерфьорда

Баренцево море на каяках

Баренцево море на каяках
20. «Плуг»

Баренцево море на каяках
21. Влад на дороге на вершине острова

Баренцево море на каяках
22. Вид на стоянку

27 июня 2011, понедельник, второй день

Пройдено 34,1 км, максимальная скорость 9.7 км/ч, средняя скорость 4.2 км/ч

Встали в 5:00. Тепло, небо безоблачное, только на юге тёмная слоистая облачность, море спокойное, почти штиль. Беру метеостанцию:

Вышли примерно в 8:00. Прошли на запад по Корс-Фьорду, потом повернули на север в Хьё-Фьорд. Это узкий фьорд длиной примерно 30 км. Он соединяется с большим заливом Варангерфьорд, который является полноценной частью Баренцева моря. А это уже серьёзно. Потому мы сразу получили встречный ветер, который по мере приближения к Варангерфьорду постепенно усиливался.

Плывём вдоль острова Скугере. По берегу носятся толпы оленей.

10:20. Остановились на перекус.

Примерно в 12:00 мы уже достигли самого узкого места фьорда, пролив Rivdnji. На обоих берегах видим несколько дачных домиков. Вообще дачные домики мы встречали в самых неожиданных и диких местах. К большинству из них не подведено даже электричество. Добраться до многих из них можно только летом в хорошую погоду по воде. Никаких заборов и грядок нет и в помине. Просто маленький домик на скале и всё! Но видимо норвежцам именно это и надо. Здесь над водой вьются чайки и время от времени ныряют в воду. Влад сразу стал забрасывать удочку. Нас при этом приливное течение относит обратно на юг со скоростью 2 км/ч.

Дальше на север левый (западный) берег фьорда превращается в отвесную высоченную скалу.

13:35. На западной стене фьорда находим водопад. Т.к. он низвергается с отвесной стены, то к нему можно подплыть вплотную и намочить нос каяка. Фотографируемся.

14:30. Высаживаемся на острове Брасхольмен (Brasholmen), который располагается в хорошо укрытой бухте у самого выхода из фьорда. С юга и юго-запада бухту охватывает отвесная скала. А сам остров Брасхольмен представляет собой гору. Здесь у нас запланирована ночёвка. Не знаю как ребята, а я уже зверски устал. Очень болит правое колено. Из-за него ногу пришлось вынуть из бедренного упора, а это не очень правильно с точки зрения остойчивости.

Баренцево море на каяках
23. Хьё-Фьорд

Баренцево море на каяках
24. Дачи на берегу Хьё-Фьорда

Баренцево море на каяках

Баренцево море на каяках
26. Водопад

Баренцево море на каяках
27. Водопад

Баренцево море на каяках
28. Обед на острове Брасхольмен (Brasholmen)

Делаем обед. На самом деле у нас по плану всего лишь перекус, но Влад наловил много рыбы и теперь варит нам уху. Мы решили на ночь тут не вставать, а отобедать, отдохнуть и вечерком вновь двинуться в путь.

Залезли на вершину острова. Перед нами Варангерфьорд. В дымке виден противоположный берег и небольшой городок Вадсё. Замерили скорость ветра на вершине: 16 м/с. Температура воздуха 7.9 градуса.

Пока отдыхали, я надрезал коленки своих неопреновых штанов, т.к. решил, что боль в колене провоцировали именно очень тугие колени штанов. Когда я заносил над своими штанами (предварительно снятыми, разумеется) ножницы, Влад издалека прокричал "семь раз отмерь".

В 21:15 мы вновь были на воде. В западной части бухты расположены маленькие домики. То ли дачи, то ли пристанище для моряков на случай шторма. Высадились, осмотрели. Потом двинулись на остров Хьеё (Kjooya), который уже находится в грозном Варангерфьорде в полуторах километра от нашего места обеда.

22:10. Высаживаемся на острове Хьеё. Берег песчаный, вода прибывает, поэтому оттаскиваем каяки подальше от воды. Предполагаем найти тут лабиринты. Над нашими головами летают сотни громадных морских чаек. Мы время от времени поглядываем на них с опаской. Обошли весь остров, лабиринтов не нашли. Зато во множестве находим птенцов морской чайки. Это очень крупные птенцы, размером с курицу. Цвет у них серый, издалека их можно запросто принять за камень. Они тихо сидят на земле, смотрят на нас и даже не шевелятся. Их можно беспрепятственно фотографировать с расстояния буквально 20 см. Только один птенец не вытерпел такой наглости, вскочил и побежал от нас прочь. Но то, что он сделал, нас поразило! Он добежал до скальника серого цвета, встал к нему вплотную и остановился. Я его, конечно же, сфотографировал, но на фотографии птенец на фоне скалы практически не различим! Такой маленький, а уже умеет маскироваться! Нашли одного раненного птенца. Наверное, свои заклевали. На острове много больших луж с пресной водой. Возвращаемся к нашим лодкам. Прилив уже начинает к ним подбираться.

Баренцево море на каяках
29. На острове Хеё

Баренцево море на каяках
30. Ручей из камней

Баренцево море на каяках
31. Влад фотографирует птенца чайки

Баренцево море на каяках
32. Лужи с пресной водой

Баренцево море на каяках
33. Птенец морской чайки

23:30. Отчалили от острова Хьеё и взяли курс на восток. Плывём вдоль северного берега острова Скугере. Это Варенгерфьорд! Очень холодно, сильный встречный ветер, мощная встречная волна. Впереди открытое Баренцево море! Ощущаешь себя первооткрывателем, но в этот момент на берегу мелькнуло несколько дачных домиков.

Несмотря на изуродованные штаны, правое колено предательски продолжает болеть. Значит зря штаны испортил. Тогда начинаю регулировать бедренные упоры, благо что делать это можно прямо на ходу. Довольно быстро нахожу положение, при котором я упираюсь в них не коленной чашечкой, а именно бедром. Всё, проблема решена. Интересно, что мне мешало перед разрезанием штанов сначала попробовать порегулировать упоры?

00:30. Угрёбшиеся высаживаемся в сурового вида бухте Кимбукта (Kimbukta). На берегу ровное громадное зелёное поле с трёх сторон окруженное отвесными скалами. Возникает ощущения, что мы находимся на цирковой арене. В середине скалы есть небольшой перевал, там лежит снег. В восточной части со скалы бежит мощный ручей. Зелёное поле от воды отделяет полоса чистых круглых камней размером каждый с футбольный мяч. По этим камням тяжело ходить, т.к. лежат они очень не прочно и всё время куда-то сползают. Тут же находим разбитый лодочный мотор Honda и пластиковые фрагменты корпуса катера. Холодно, всего +8, ветер 4 м/с. Ну а на краю поля, разумеется, видим два дачным домика, людей нет. Ужин делать не стали, т.к. устали. Подъём назначили на 8:00.

Баренцево море на каяках

Баренцево море на каяках

Баренцево море на каяках
36. Входим в мрачную бухту Кимбукта (Kimbukta)

Баренцево море на каяках
37. Наш лагерь

Баренцево море на каяках
38. Лодочки

28 июня 2011, вторник, третий день

Пройдено 8.2 км, максимальная скорость 8.3 км/ч, средняя скорость 3.7 км/ч

Ночью шёл сильный дождь. Встали в 8:30. Сварили макароны.

В 8:53 мимо нас в сторону открытого Баренцева моря прошёл пассажирский теплоход.

В 11:00 отчалили. Идём на восток по Варангерфьорду. Из Баренцева моря до нас докатывает хорошая метровая волна и сильный встречный ветер. Иногда волны полностью заслоняют от меня моих товарищей, и я на несколько мгновений остаюсь совершенно один. По соображениям безопасности стараемся от берега далеко не отходить. Хотя плавание вблизи ТАКОГО берега само по себе представляет серьёзную опасность: во-первых, отражённая от прибрежных скал волна накладывается на морскую волну и получается хорошая болтанка, а во-вторых, стоить чуть зазеваться и тебя прибой может прижать к скале. Кстати, прибой бьёт в прибрежные скалы с такой силой, что брызги взлетают метра на 2! Встречаются протяжённые участки, где выход на берег без альпинистского снаряжения невозможен, но к счастью попадаются и вполне вылезабельные отрезки. Считаю большим достижением, что даже при таком волнении мы не боялись время от времени класть вёсла и доставать наши фотоаппараты.

Наши с Костиком каяки Prijon Yukon Expedition роют носом волну, из-за этого скорость у нас несколько снижается. Морской каяк Влада Hasle Expedition за весь поход ни разу не зарылся носом в волну. Костик жалуется, что его укачивает.

Держим курс на маленький остров Генхолм (Gandholmen). А потому постепенно отходим от берега.

Баренцево море на каяках

Баренцево море на каяках

Баренцево море на каяках

Баренцево море на каяках

Баренцево море на каяках

Баренцево море на каяках

Баренцево море на каяках

Баренцево море на каяках

Баренцево море на каяках

Баренцево море на каяках

Баренцево море на каяках

13:20. Высаживаемся на островок Генхолм. Полностью вытаскиваем из воды каяки. Обходим пешком весь остров. Опять находим множество упитанных птенцов морской чайки. Но кроме них тут ещё много остатков немецкой колючей проволоки, ржавые обломки орудия и других механизмов, нашли множество бетонных бункеров и огневых точек. Поразило мощное бетонное основание для тяжелого берегового орудия. Но самое удивительное это дорога, которая через узкую перемычку (возможно, рукотворную) уходит на соседний крупный остров Киелмес (Kjelmoya).

Баренцево море на каяках
49. Фотосессия с птенцом морской чайки

Баренцево море на каяках
50. Остатки орудия

Баренцево море на каяках
51. Дорога

Баренцево море на каяках
52. Основание для берегового орудия

Баренцево море на каяках
53. Влад на фоне дороги

Баренцево море на каяках
54. Огневая точка

Баренцево море на каяках
55. Ещё одно орудие. Сохранились кресло со спинкой и педали

Баренцево море на каяках
56. Костик перепрыгивает черех окоп

Баренцево море на каяках
57. Я в бункере

Спустя ровно час возвращаемся к своим каякам. Из-за прилива они уже частично в воде. Отчаливаем, огибаем остров и причаливаем к крупному острову Киелмес в районе перемычки.

Баренцево море на каяках
58. Я в своём каяке

Баренцево море на каяках
59. Влад на перемычке, соединяющей два острова. Прилив, перемычка медленно исчезает

Баренцево море на каяках

Вытащили каяки, сварили обед, покушали и пошли гулять. Получилась настоящая экскурсия по местам боевой славы вермахта. Мы шли по дороге, которая на удивление хорошо сохранилась. В некоторых местах дорога была вырублена в скальной породе, в некоторых местах, наоборот, насыпана из битого камня. Кругом колючая проволока, много бункеров, много громадных бетонных оснований для береговых орудий. Во многих местах сохранились стальные орудийные тумбы, попалось несколько ржавых снарядов, орудийный ствол, нашли неизрасходованные мешки цемента. Точнее только цемент в форме мешков, сами мешки давно сгнили. Нашли взорванный громадный бетонный бункер, который раньше видимо был командным пунктом.

Встретили раненную чайку. Она молча ходила по острову, волоча по земле сломанное крыло и регулярно предпринимала попытки взлететь, в результате которых спотыкалась и кубарем катилась по земле. Но потом неизменно вновь поднималась, шла к какой-нибудь горке и вновь пыталась взлететь. Иногда казалось, что она всё уже поняла и смирилась и долго с тоской глядела на своих летающих и кричащих сородичей. А потом словно забывшись, вновь взмахивала одним крылом и вновь кубарем катилась по земле.

Дорога нас вывела в уютную бухту с несколькими дачными домиками, в бухте стоял катер, с которого кто-то ловил рыбу. Потом мы пошли обратно. Очень устали.

Баренцево море на каяках
61. Немецкая дорога на острове Генхолм

Баренцево море на каяках
62. Продолжение немецкой дороги на острове Киелмес

Баренцево море на каяках
63. Орудийная тумба

Баренцево море на каяках

Баренцево море на каяках
65. Пресное озеро

Баренцево море на каяках
66. Взворванный бункер

Баренцево море на каяках
67. Снаряды

Баренцево море на каяках
68. Огневая точка

Баренцево море на каяках
69. Гуляем по немецкой дороге

Баренцево море на каяках
70. Какая-то шахта. Рядом валяется бетонная крышка

Баренцево море на каяках

Баренцево море на каяках
72. Дорога

Баренцево море на каяках
73. Огневая точка и дачи норвежцев

Баренцево море на каяках
74. Отлив, перемычка между островами оголилась. Вершина горы закрыта облаком

Во время этой прогулки нас сопровождал сильный ветер 10 м/с, температура воздуха была +9.2. Вернулись в лагерь, попили чаю. Пошёл дождь, но он сразу кончился.

Нас очень смущает шапка облаков, которая сидит на горной гряде соседнего острова Скугере. Именно с этого направления дует ветер. Очевидно, что эта горная гряда сдерживает натиск облаков. Время от времени отдельным облакам удаётся преодолеть эту преграду и они проносятся над нами, на некоторое время закрывая солнце. Влад позвонил по телефону и узнал, что в Бергене сильный шторм и западный ветер несёт его к нам. Я посмотрел на показания нашей метеостанции. Впервые за весь поход атмосферное давление падает. Налицо ухудшение погоды. А у нас как раз на завтра выпадает наиболее ответственный с точки зрения погоды участок маршрута. Решаем от греха подальше сменить маршрут и не идти по открытому всем ветрам и штормам Варангерфьорду в залив Ярфьорд, а сразу свернуть в относительно безопасный Бёкфьорд, в глубине которого находится Киркенес. В 23:00 легли спать. Будильники заведены на 5:30.

29 июня 2011, среда, четвёртый день

Пройдено 25.2 км, максимальная скорость 11 км/ч, средняя скорость 5.5 км/ч

Встали в 5:30. Яркое солнце, тепло, +14. Небо безоблачное, ветер 6.5 м/с. Скальная гряда, которая вчера держала на себе облака, теперь чистая и чётко прорисовывается на фоне ярко-голубого неба. Мда… И где ухудшение погоды? Посмотрел на метеостанцию, барометр упрямо продолжает падать. Судя по всему, мы наблюдаем затишье перед бурей.

Пока завтракали, из-за горы на острове Скугере в нашем направлении вновь полетели обрывки облаков.

9:30. Отчаливаем. Небо заволакивает обрывками кучевых облаков. Из-за урезания маршрута я подавлен. Погода, конечно, ухудшается, но сейчас-то она отличная! Открытый участок всего 18 км! Надо проскакивать! Когда войдём в Ярфьорд нам уже ничего не страшно будет! Что бы я не слишком возмущался, ребята согласились, до поворота на Киркенес, обойти наш остров со стороны открытого моря, что бы я смог на последок покачаться на волнах.

Обходя наш остров, спонтанно решили не сворачивать сразу в сторону Киркенеса, а пересечь Бёкфьорд в восточном направлении и осмотреть маяк, расположенный у самого входа в этот залив. Так и сделали. Пока гребли в сторону маяка ветер почти стих, море стало синим и ласковым. Но при подходе к маяку опять задул свежий ветер, море стало серым и неприветливым.

11:10 высаживаемся (точнее, выкарабкиваемся) на берег у маяка. Тут громадные валуны, покрытые чрезвычайно скользкими водорослями. У меня, в связи с урезанием маршрута, настроение отвратительное. Предлагаю ребятам самим осмотреть маяк, а я тем временем посижу в лодке. Влад находит нужные слова, и я всё-таки вылезаю на берег и иду вместе с ним и Костиком на маяк. Но из вредности я "забываю" свой фотоаппарат в каяке, о чём сам же вскоре и пожалел.

Маяк поражает! Это целый комплекс сооружений в несколько уровней расположенных на склоне скалы. У самой воды находится причал и два тёмно-красных деревянных домика. На причале сооружён небольшой кран для разгрузки, от причала к постройкам расположенным выше, проведена канатная дорога для транспортировки грузов. Вдоль неё по скале проложена пешеходная деревянная лестница. От причала наверх вдоль скалы проведена серпантином бетонная дорога, пригодная для колёсных транспортных средств. Со стороны моря дорога огорожена перилами, вдоль перил на дороге сделаны выступы, что бы было не скользко. На втором ярусе на скальной полочке расположены два светло-серых дома, один и есть маяк. Тут приятный газончик, забетонированные дорожки и даже смотровая площадка. Всё заперто, людей нет. Заглядываем в окна домиков: кухня, круглый стол, кресла, на окнах занавески! Потрясающе! Почти загородная резиденция! Рядом на скале установлена антенна. Около домиков нашли приподнятую деревянную площадку с лесенками по краям. Сцена что ли? А зачем она тут? Других идей о назначении этой конструкции у меня не возникло.

Баренцево море на каяках
75. Стартуем

Баренцево море на каяках

Баренцево море на каяках

Баренцево море на каяках
77. Подходим к маяку

Баренцево море на каяках
78. Панорама маяка

Спускаемся к каякам, что бы отчаливать и плыть в сторону Киркенеса. Ветер крепчает. Решили перекусить. Пьём кофе. Ветер продолжает усиливаться. Замеряю. На причале порывы ветра достигают 14 м/с. Влад говорит, что ввиду усиления ветра отсюда пора сваливать. Я предлагаю часик посидеть и понаблюдать за погодой. Ребята неожиданно хором соглашаются.

Я смотрю на нашу любимую скалу, которая плюётся в нашу сторону нехорошими облаками. Обращаю внимание, что облака вылетев из-за горы, разделяются и обходят нас с севера и с юга, а прямо над нами относительно чистое небо. Смотрю график изменения давления на нашей метеостанции. Оказывается, что начиная с девяти утра, давление растёт, незначительно, но растёт, влажность воздуха понижается. Получается, что на фоне общего ухудшения погоды мы имеем её локальное улучшение! А значит можно попробовать проскочить в Ярфьорд! Высказываю свои соображения ребятам. Влад вздыхает и говорит, что стопроцентной уверенности, что мы нормально доберёмся до Ярфьорда у него нет, а значит и рисковать смысла нет. Костик сидит к нам спиной и не участвует в обсуждении. Мне предъявляется самый непробиваемый аргумент - безопасность превыше всего! Я пытаюсь отчаянно аргументировать, что стопроцентной уверенности на море быть не может в принципе, а морской каякинг, да ещё в заполярье, мероприятие изначально не разумное. Предлагаю Владу опять позвонить знакомым и узнать прогноз погоды. Прогноз тот же: вечером ожидается изменение и усиление ветра. Я упираю на то, что это будет ВЕЧЕРОМ, а сейчас при временном улучшении погоды можно прорваться! Про себя вспоминаю, что это не первый поход, когда я хочу идти вперёд, а группа не идёт. Влад мнётся, Костик молчит и даже не смотрит на нас. Оба, будучи семейными, рисковать не хотят, но в глубине души каждый хочет выполнить намеченный план до конца. И это пересилило! Всё-таки ИДЁМ! Ура! Но договорились, что грести будем быстро, никаких остановок для рыбалки и фотосъёмки. Костик сказал, что садясь в каяк, я улыбался как ребёнок.

Где-то около 13:00 отчалили. Ветер попутный, волны метровые, но по таким мы уже катались. Рядом с берегом хорошая болтанка, но это мы тоже проходили. От маяка до входа в Ярфьорд 13 км. Гребём как на гонке. Я балдею от волн. При подходе к Ярфьорду стали встречаться рыболовные сети. В одной такой сети у Влада запутался руль. Я попытался распутать его, но каяки качает, и я совершенно ничего не могу сделать. Попросил у Влада нож. Есть у него такая привычка всегда иметь при себе нож. Говорит, что нож как собака, всё время должен быть при хозяине. Вот нож и пригодился. Сую его в воду и наугад что-то перерезаю. Сеть сразу выходить из-под каяка. Возвращаю нож Владу. Вопрос о том, что бы Влад делал, если был один, остался открытым. Кстати, это было буквально в 10 метрах от берега. Но берег представлял собой отвесную скалу высотою более 100 м. На карте в этом месте отмечены две горы с вершинами 170 м и 214 м.

В 14:56 я уже сделал первый снимок при входе в Ярфьорд (Jarfjorden). Вот и всё. А мы боялись. Волны стали угасать, ветер стих. Сразу расслабились. Влад начал забрасывать удочку, я начал фотографировать. Правый берег по ходу нашего движения, как я уже упомянул, представляет собой отвесную скальную стену высотою более 100 м. Поразило то, что на вершине этой стены были разложены громадные валуны, хорошо различимые с воды. Кто и зачем их туда положил? Левый берег - тоже сплошные скалы, хоть и не такие отвесные. На левом берегу замечаем маяк. Начинаем искать место для стоянки. Справа на карте есть интересный залив Skipshamna. Там и останавливаемся в 15:30. В глубине залива несколько дач. Людей не видно. Тут же в море впадает небольшая река, а в сотне метров от морского берега, бог ты мой, большое пресное озеро! Не сговариваясь решаем встать прямо тут, между морским и озёрным берегами. Пока выбирали места для палаток поняли, что здесь много комаров. Сели в лодки и переехали на зелёное наклонное поле между скал у входа в залив. Здесь комаров почти нет. Гостеприимное с виду зелёное поле оказалось сильно заболоченным, поэтому ставим палатки прямо на округлой скале.

Делаем ужин, обсуждаем наш геройский рывок от маяка к Ярфьорду и тут же с грустью осознаём, что это наша последняя ночёвка. С нашей стоянки виден кусочек горизонта. Там Баренцево море, из которого мы теперь уходим.

Баренцево море на каяках
79. Вход в Ярфьорд

Баренцево море на каяках

Баренцево море на каяках
81. Бухта, где мы остановимся

Баренцево море на каяках
82. Река, впадающая в бухту

Баренцево море на каяках
83. Панорама бухты. Чуть позже мы переберёмся на зелёное поле

Баренцево море на каяках
84. Стоянка у входа в бухту. Видно Баренцево море

Скорость ветра на нашей стоянке 3.8 м/с, температура +12. Вечером пошёл дождь. Когда все легли спать, я пошёл по наклонному полю вверх, что бы осмотреть окрестности. Поднявшись на вершину я застыл с открытым ртом! Озеро! Ещё одно! Причём громадное! Со всех сторон окружено отвесными скалами и только с моей стороны к нему есть подход. Вода потрясающе прозрачна, вниз бежит ручеёк. Утром надо сказать ребятам, что бы сюда поднялись. У меня ещё было желание залезть на скалу, что бы с неё осмотреть панораму Ярфьорда и Баренцева моря. Но, к сожалению, шёл дождь, скалы были мокрыми и скользкими. Пришлось идти спать. Залез в палатку. Костик лежал поверх спальника. Видимо как залез в палатку, так сразу и вырубился.

30 июня 2011, четверг, пятый день

Пройдено 14.7 км, максимальная скорость 14 км/ч, средняя скорость 4.5 км/ч

Заранее время подъёма оговорено не было. Поэтому встали в 6:30. Идёт дождь, но не сильный. В первый раз за весь этот поход едим геркулесовую кашу быстрого приготовления. Что-либо более сложное под дождём готовить желания нет.

Дождь стихает, но облака не позволяют расслабиться. Тепло, +15.

9:37 - лодки загружены и готовы к дальнейшему плаванию. Рассказываю ребятам про озеро. Все вместе лезем наверх. Обалдевшие некоторое время просто сидим на камне и смотрим на озеро. С нескольких ракурсов отсняли процесс высасывания самкой комара крови из руки Влада. Комар не пострадал. Потом пошли вниз к морю.

Баренцево море на каяках
85. Фотографируем озеро

Баренцево море на каяках

Баренцево море на каяках
87. Ручеёк из озера

Баренцево море на каяках

Баренцево море на каяках
89. Вид на Баренцево море

10:36 - уже на воде и выходим из бухты. В Варангерфьорде видимо сбылся прогноз об усилении ветра. В итоге вдоль всего Ярфьорда очень хорошо подуло. Для нас это попутный ветер и попутная волна.

С двух сторон скалы. В нескольких местах на обоих берегах наблюдали водопады. Попался небольшой птичий базар. Гребём не спеша, часто останавливаемся для фотосъёмки и рыбной ловли.

Где-то около 12:00 сделали последний в этом походе перекус. За перекусом нас накрыл ливень. Дальше гребём под сильнейшим дождём. Потом он закончился, облака поредели, но попутный ветер усилился. Его сила была такова, что при поднятом над головой весле мы получали скорость 5 км/ч!

14:15. Причалили на левом по ходу нашего движения берегу. Это место Влад заранее ещё до нашего приезда выбрал для финиша. Тут рядом проходит дорога. Это конец. Поход закончился. Вытаскиваем лодки, разгружаем их. Я переодеваюсь в сухую одежду. Влад позвонил своей жене, которая должна нас отсюда забрать и пошёл чистить рыбу. Пока он это делал вокруг, вилась стая чаек, от которой ему приходилось отмахиваться. Потом началась гроза. Гремел гром, сверкали молнии, чайки при этом расселись по прибрежным камням, причём все как по команде смотрели в одну сторону.

Потом на машине приехала жена Влада и увезла обоих моих товарищей и один каяк. Ребята ещё хотели увезти и меня, а каяки до вечера оставить прямо тут, на берегу моря. В Норвегии такое возможно! Но в итоге я как в самом начале похода остался один с двумя каяками и кучей герм на берегу. Хорошо, что хоть чайки не улетели. По-прежнему шёл сильный дождь. Дождевик оказался бессильным защитить мои ноги, и мои только что сухие ботинки, промокли насквозь. Но было не холодно. Я начал перетаскивать наши гермы к дороге.

19:00. Приехал Костик на своей машине. Погрузили каяки, мокрые гермы, и пулей к Владу. У Влада нас ждал тёплый душ, и великолепный домашний ужин. В доме было тепло, топилась печка. Отвыкнув за пять дней похода от тепла и безветрия ощущаю некоторый дискомфорт. Разобрал свой промокший насквозь Nikon D80 и разложил на столе для просушки. Тут же обменялись фотками, отметились в "контакте". Предварительно договорились, что и в дальнейшем будем вместе ходить по морям. Даже прикинули по карте, куда можно сходить в следующем году.

В 22:00 к всеобщему огорчению состоялось расставание. Влад остался, а мы уехали. Я опять подавлен. Едем по горной дороге, справа один из многочисленных заливов Баренцева моря. Не скоро я теперь увижу это море. Немного подняла настроение встреча с оленями. Дорога поворачивала налево вокруг скалы, и тут вдруг из-за скалы появилась группа из пяти оленей (причём все с рогами), которые с очень деловым видом бежали по шоссе нам навстречу. Хорошо, что они соблюдали правила дорожного движения и бежали по своей полосе. Костик, сидевший за рулём, ржал так, что настроение у меня не могло не улучшиться.

Баренцево море на каяках
90. Идём по Ярфьорду

Баренцево море на каяках
91. Водопад

Баренцево море на каяках
92. Ливень

Баренцево море на каяках
93. Ещё один водопад

Баренцево море на каяках
94. Последние сотни метров перед финишем

Баренцево море на каяках
95. Чистка рыбы в копании чаек

Баренцево море на каяках
96. Мы

Баренцево море на каяках
97. Домой…

Быстро пересекли границу и въехали в Финляндию. Я мгновенно уснул. На обратном пути спать в машине было гораздо комфортнее.

1 июля 2011, пятница

Баренцево море на каяках
98. Олени

Ехали без остановок всю ночь. Я проснулся где-то около 5:00 и сразу угодил за руль. Рулил и отчаянно боролся со сном. Сначала врубил на полную мощь кондиционер, при этом сразу вскочил сонный Костик и начал судорожно отворачивать от себя дефлектор. Потом я стал искать на радио весёлую музыку, желательно рок, но красавица Финляндия ещё спала, радиостанции молчали. Пришлось слушать диск с электронной музыкой, которую так любит Костик, и жрать шоколад. Когда шоколад закончился, пытался щипать себя за шею. Моё положение усугублялось необходимостью плестись по идеальной и пустой дороге со скоростью 80 или 100 км/ч. А это согласитесь очень непросто. Потом за руль сел опять Костик. А меня вырубило так, что аж сны снились! Никогда так крепко не спал. Только проснулся (по словам Костика, я проспал где-то 4 часа) - опять за руль.

Когда вышли из машины где-то во второй половине дня на одной из заправок в Финляндии, то оказалось, что на улице жара +30! Хоть разворачивайся и езжай обратно на север! При подъезде к российской границе рулил уже Костик.

Российскую таможню прошли быстро и без очередей. Судовые билеты ГИМС сработали (должна же от них быть хоть какая-то польза). При нас таможню проходили двое финнов, которые въезжали на территорию нашей несчастной родины на велосипедах! Т.к. был вечер пятницы, то на выезд из России стояла многокилометровая очередь.

Когда ехали по территории России, то меня одолевали те же мысли, что и, наверное, всех наших, возвращающихся "оттуда": почему мы не можем жить как Европа? Например, почему мы не можем по нашим, далеко не идеальным дорогам, ездить аккуратно? Вдруг оказывается, что все друг другу мешают и начинают соревноваться в водительском мастерстве. Результат соответствующий: пока ехали до гаража (примерно 3 часа) встретили более пяти аварий, причём одна с трупом. При этом за двое суток езды по Финляндии и Норвегии мы не встретили ни одной аварии! Костик после пересечения границы тоже лихачит в полный рост. Указываю ему на это. А он мне напоминает, что в прошлом году при поездке на Белое море я на своей машине ехал ничуть не лучше. Мда, было дело…

Сразу после границы остановились в придорожном кафе поужинать. Фотоаппараты припрятали, что бы их с улицы не было видно, машину с каяками поставили так, что бы её было видно из окна кафе.

В гараже были уже где-то около 22:00. Вот и всё. Начинаем мечтать о следующей поездке в Норвегию.

7 июля 2011

Добавлено: 09.07.2011 г.

07.08.2011, 23:15Сергей

Молодцы. Завидую. Хочется на рыбалку во фьорды.

22.09.2012, 01:26Павел

В отчёте указаны завышенные значения скорости ветра, т.к на приборе неправильно были выставлены единицы измерения. Для получения правильного значения надо цифры в отчёте умножить на 0,448, или просто разделить на два.

29.01.2013, 22:11Кирилл

С удовольствием прочитал Ваши отчеты о походах по Баренцеву и Белому морю. Благодарен за ценные факты, которые смог почерпнуть. Этим летом хочется "высунуть нос" на Белое. Еще раз огромная благодарность

Оставить комментарий

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея