Логин
Пароль

Регистрация

Главная > Водный туризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Отчёт о водном походе III к.с. по реке Охта (северная Карелия)

Дата: 2-12 августа 2010 г.

Автор: Сергей Нелинов (Сыктывкар)

Справочные сведения о маршруте

Паспорт маршрута

Состав группы

№ п/п Фамилия, имя, отчество Год рождения Место работы, (должность) Место жительства Опыт водных походов Обязанности в группе, распределение по судам
1 Нелинов Сергей Викторович 1974 ЗАО «Мир», менеджер г. Сыктывкар 3Р-р. Балбанью-р. Кожим,Урал; 3У р. Теберда-р. Кубань, Кавказ Руководитель, К4-I
2 Буханцов Виктор Александрович 1956 Сыктывкарский госуниверситет, вед. инженер г. Сыктывкар 3Р-р. Охта; 4Р-р. Катунь,Алтай Лоцман, К4-II
3 Аврамова Анна Владимировна 1969 ЗАО «Ассорти», руководитель УКЦ г. Сыктывкар 2У-р. Кожим,Урал Завхоз, К4-I
4 Гулько Светлана Альбертовна 1965 Минздрав РК, ведущий специалист г. Сыктывкар 2У (с Эл.4), Аксаут, Кавказ Медик, К2-1
5 Нестеров Иван Александрович 1990 Коми госпединститут студент г. Сыктывкар 2У-р. Кожим,Урал Рыболов, К4-I
6 Сивков Данил Викторович 1984 Коми научный центр УРОРАН, аспирант г. Сыктывкар 2У-р. Кожим,Урал Костровой, К2-1
7 Потапов Артем Александрович 1990 Сыктыварский педколедж, студент г. Сыктывкар 1У- р. Вычегда, Коми Хронометрист, К4-II
8 Станиславский Андрей Валерьевич 1978 Издательство «Game Land», переводчик г. Сыктывкар 2У-р. Кожим,Урал Фотограф, К4-II
9 Ногина Екатерина Владимировна 1991 Сыктывкарский госуниверситет, студент г. Сыктывкар 1У- р. Вычегда, Коми Летописец, К4-I
10 Петрова Наталья Васильевна 1988 Сыктывкарский госуниверситет, студент г. Сыктывкар 1У- р. Вычегда, Коми Финансист, К4-I
11 Горшкова Ольга Андреевна 1989 Ухтинский гостехуниверситет, студент г. Ухта 2У-р. Подчерем-Щугор,Урал Зам. Завхоза, К4-II
12 Терентьева Татьяна Дмитриевна 1989 Ухтинский гостехуниверситет, студент г. Ухта 2У-р. Подчерем-Щугор,Урал Массовик, К4-II
13 Торопов Дмитрий Евгеньевич 1987 Ухтинский НПЗ «Лукойл», механик г. Ухта 2У-р. Подчерем-Щугор,Урал Реммастер, К2- II
14 Машанов Иван Алексеевич 1986 ООО «ГТУ», инженер г. Ухта 2У-р. Подчерем-Щугор,Урал Гитарист, К2- II

Сведения о районе путешествия

Республика Карелия расположена на северо-западе России, входит в состав Северного экономического района Российской Федерации. Площадь Карелии - 180,5 тыс. кв. км (1,06% территории Российской Федерации). Протяженность территории республики с севера на юг достигает 660 км. С запада на восток по широте города Кеми протяженность составляет 424 км. По размерам своей административной территории Карелия занимает 5 местосреди республик Российской Федерации,по территории она вполне сопоставима с Грецией или Болгарией, и в четыре раза превосходит Швейцарию, Данию или Нидерланды. На западе Карелия граничит с Финляндией, на юге - с Ленинградской и Вологодской областями, на севере - с Мурманской, на востоке - с Архангельской областью. На северо-востоке республика омывается Белым морем. Западная граница Карелии совпадает с государственной границей РФ и Финляндии и имеет протяженность в 726 км.

Территориально-административное деление: В состав республики входит 18 муниципальных образований. В составе Карелии 3 города республиканского значения (Петрозаводск - 266,4 тыс. человек; Сортавала -34,6; Костомукша - 30,3) и 15 районов (Беломорский, Калевальский национальный, Кемский, Кондопожский, Лахденпохский, Лоухский, Медвежьегорский, Муезерский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Сегежский, Суоярвский).

Демографическая ситуация: Население Республики Карелия на 01.01.2005 г. составило 703,1 тыс. человек (1939 - 468,9; 1979 - 732,1; 2000 - 765,1; 2002-716,7). Городское население составляет 75,5%, сельское - 24,5%.Более трети населения (266,6 тыс. человек) проживает в столице Республики - г. Петрозаводске. Плотность населения республики - около 4 чел. на 1 кв. км. Национальный состав населения: русские - 76,6%, карелы - 9,2%, белорусы - 5,2%, украинцы - 2,7%, финны - 2%, вепсы - 0,75%.

Рельеф: Большую часть территории Карелии занимает холмистая равнина с ярко выраженными следами деятельности ледника. Волнистая каменная твердь земной поверхности и ныне сохраняет следы древних гор. Карелию часто образно называют "твердокаменной озерно-лесной", подчеркивая ведущие элементы ландшафта, неповторимые сочетания, созданные пространствами причудливых очертаний множества озер и разделяющих их каменисто-сглаженных междуречий, покрытых зеленью тайги.

Климат: На климат Карелии определяющее значение имеет влияние Арктики и Северной Атлантики. Постоянное (на протяжении двух третей года) перемещение масс воздуха по направлению "запад-восток", большая облачность, высокая влажность (в среднем 80%) характеризуют климат как умеренно-холодный, переходный от морского к континентальному. Средняя температура самых холодных месяцев - до -13о, летних (обычно июль) - +13о. Пики годовых температур могут иметь разброс от +35о до -35о. Сумма годовых осадков колеблется от 740 до 450 мм - с южных районов до северных. Среднегодовое атмосферное давление - 748 - 758 мм ртутного столба, что несколько ниже, чем в целом по России.

Природные ресурсы: Более 49% площади республики покрыто лесом, 25,7% территории составляет водная поверхность, 20% занимают болота. Основное природное богатство - лес. В таежных лесах, преимущественно хвойных (до 90%), встречаются 17 видов дикорастущих ягод, 300 видов лекарственных растений, чайные, медоносные и салатно-овощные растения. Типично лесной характер имеет и фауна республики. Здесь водятся крупные и средние хищники, такие как волк, медведь, рысь; парнокопытные - лось, северный олень, кабан; встречаются около 270 видов птиц. В недрах Карелии выявлено более 50 видов полезных ископаемых, расположенных более чем в 400 месторождениях и рудопроявлениях. Полезные ископаемые: железная руда, титан, ванадий, молибден, благородные металлы, алмазы, слюда, строительные материалы (граниты, диабазы, мраморы), керамическое сырье (пегматиты, шпат), аппатит-карбонатные руды, щелочной амфибол-асбест. Край является своего рода заповедником и эталоном проявления региональной геологической истории планеты Земля и Севера Европы. На его поверхности можно встретить следы палеоземлятресений, древних вулканов, метеоритные кратеры, классические следы последнего оледенения - борозды, валуны. моренные гряды. В Карелии более 60 тыс. озер и 27 тыс. рек. Озерно-речная системареспублики - одна из самых уникальных в мире. Такого соотношения суши и водной поверхности нет больше нигде. В среднем на каждую семью в Карелии, состоящую из трех поколений, приходится одно озеро. Кому-то "досталась" Ладога, кому-то -лесная ламбушка. Ладожское (площадь 17,7 тыс. кв. км) и Онежское (9,9 тыс. кв. км) озера, значительной частью своих акваторий входящие в границы республики, - самые крупные в Европе. Общий запас пресной воды только в них - 1199 куб. км.Наиболее крупные реки: Водла, Выг, Ковда, Кемь, Суна, Шуя. Общая протяженность водной сети составляет почти 83 тыс. км. В озерах и реках Карелии ловятся сиг, ряпушка, судак, форель, кумжа, семга; повсеместно встречаются щука, лещь, окунь, ерш, налим, - всего 60 видов рыб. Гидрографическую картину Карелии дополняет суровое Белое море - единственное внутреннее море России. В нем своя привлекательность, свой животный мир, свои неповторимые острова, своя богатая история. Здесь расположены всемирно известные Соловки, но еще ждет своей славыархипелаг Кузова с его загадочными рукотворными лабиринтами и многочисленными сейдами на вершинах островных гор. Знамениты на весь мир и остров Кижи на Онежском озере, и Валаам - на Ладоге. Особую прелесть составляют северные побережья этих озер - Кижские и Ладожские шхеры.

Туризм: Карелия является одной из наиболее известных российских территорий в международном туризме благодаря наличию здесь уникальных архитектурных и культурно-исторических объектов на островах Кижи, Валаам и на находящихся рядом с административной границей Карелии Соловецких островах. Онивходят в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО иявляются национальным достоянием России. Историко-культурное своеобразие Карелии, отличающее ее от других территорий России, определяется также культурным наследием четырех коренных народов, исторически проживающих в этом регионе - карелов, финнов, вепсов, русских, создавших за десять веков совместного проживания уникальную и самобытную культуру. Карелия - родина карело-финского эпоса "Калевала" (литературного памятника мирового значения), родинарунопевцев и былинных сказителей. Сохранились старинные карельские, вепсские, поморские поселения с самобытной архитектурой, построенные несколько веков назад и представляющие огромный интерес для любителей этнографического туризма. Более пяти тысяч лет петроглифам -дошедшим до наших дней наскальным изображениям, выбитым рукой древнею человека. Это знаковые символы, представляющие один из первых образцов древней письменности и культуры человека. На акватории Онежского озера ежегодно в конце июля проводится крупнейшая в России Онежская парусная регата крейсерских яхт - национальный чемпионат по парусному спорту. Почти миллион гектаров земли, или более 5% от общей площади республики, составляют особо охраняемые природные территории: национальные парки "Паанаярви", "Водлозерский" и "Калевальский", природный парк "Валаамский архипелаг", заповедники "Кивач" и "Костомукшский", 46 заказников, 108 памятников природы. В них немало выдающихся по красоте природных ландшафтов. В ста километрах от Петрозаводска на реке Суне "алмазна сыплется гора" - крупнейший в Европе равнинный водопад Кивач. В пятидесяти километрах от Петрозаводска находится первый российский курорт и санаторий Марциальные воды, основанный 280 лет назад императором Петром Первым. Курорт обладает уникальными целебными минеральными водами - по содержанию железа они не имеют себе равных в мире. Большой популярностью у туристов пользуются водно-спортивные маршруты по карельским рекам - Шуе, Чирка-Кеми, Онде, Водле, Керети, Охте и многим другим. Хотя реки Карелии имеют частые и продолжительные плесы, многочисленные большие и малые озера на своем пути, но ярко выраженные перепады в рельефе создали пороги, интересные для водников в спортивно-техническом отношении.

Маршрут по реке Охта является, несомненно, одним из классических и поэтому наиболее посещаемых туристами. Согласно действующему "Перечню классифицированных эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий" от 2008 года данный маршрут оценивается третьей усложнённой категорией. Обычно его условно разделяют на три части:

  1. Верхняя Охта - до озера Лежево включительно - представляет собой систему озёр, соединённых протоками, в протоках встречаются пороги не сложнее 2 категории трудности.
  2. Средняя Охта (местные жители называют её "сухая Охта") - мелководная протока от оконечности озера Лежево до озера Воронье, в ней ближе к концу есть порог Кехань, непроходимый в малую и среднюю воду. Подавляющее большинство групп проходит эту часть маршрута другим путём - от средней части озера Лежево через искусственный канал и далее через Пебозеро к озеру Воронье.
  3. Нижняя Охта - от озера Воронье до конца маршрута. На Нижней Охте сосредоточены почти все основные пороги маршрута.

Следует заметить, что по Охте до шестидесятых годов прошлого века осуществлялся лесосплав, остатки сооружений для его обеспечения, разной степени разрушения, встречаются и сейчас. Это плотины с лотками для пропуска брёвен, опоры боновых заграждений, ряжевые стенки на порогах, развалины домов посёлков.

Естественные препятствия на данном маршруте - пороги и озера. Искусственные препятствия - это лотки на выходах реки из озер и при впадении реки в озера. Лоток - деревянное сооружение плотины, построенный для поднятия воды при лесосплаве. Сейчас лотки сильно разрушены и продолжают разрушаться. Необходим просмотр всех плотин и лотков. Много порогов естественного характера, у которых перепад в рельефе не виден с воды, т.е. пороги имеют ступенчатый характер.

Объекты осмотра на маршруте

  1. На острове Троицы в Муезере в XVII в. существовал православный монастырь. На его месте до сих пор сохранилась Церковь Святого Николая (1602 г.) и сакральная роща с елями в три обхвата, древние могилы и деревянный склеп;
  2. Музей туристических мыслей, ненужного сельскохозяйственного и спортивного инвентаря в заброшенной деревушке Лежево на правом берегу одноименного озера;
  3. Озеро Воронье является одним из самых больших и красивых на Охте. Берега скалистые, покрыты смешанным лесом, много красивых островов. Главная достопримечательность озера - "Остров добрых духов" (по карте "Денис-остров") - самодеятельный музей деревянной скульптуры под открытым небом, организованный туристами. На острове собрано в общей сложности никак не менее сотни деревянных скульптур и поделок. Природная достопримечательность - пороги "Кивиристи" (по - карельски, "каменный крест") и "Тютерин" - пороги водопадного типа.
  4. Из г. Кемь можно съездить на городском автобусе (билет 10р.) в г. Рабочеоостровск в порт на Белом море, а оттуда на теплоходе билет 500р в одну сторону для россиян и 800р не для россиян)на Соловецкие острова (30 км от Кеми).

Цели путешествия

Ознакомление с новым практически для всех членов группы туристическим районом страны. Повышение технического и тактического мастерства для большинства участников путешествия. Приобщение к водному туризму молодого поколения.

Средства сплава

Маршрут проходили на катамаранах. Первый четырёхместный (далее обозначен как К4 - I) - поддувки производства московской фирмы "Красное солнышко", оболочка гондол сшита самостоятельно из автомобильного тента, длина гондол 4,8 и диаметр в середине0,55 м. Форма оболочки - обычная прямая, подрез носа и кормы незначительный. Каркас - на основе дюралевых труб 40x2 мм (поперечины длиной 2 метра из одного куска трубы, продолины из двух секций), связанных резиновыми полосами, вырезанными из старых автомобильных камер. Второй четырёхместный (К4 - II) довольно старый, поменял несколько хозяев, истёртый авизентовый верх был заменен изготовленным из автомобильного тента. Размеры примерно такие же, как у первого, но силуэт более спортивный, форма гондол ближе к бананам, каркас - из старых дюралевых планок для прыжков в высоту, причём продолины несколько изогнуты - на носу и на корме гондолы расстояние между ними меньше, чем посередине. Первый двухместный катамаран (К2 - I) -"Верблюд" объёмом 1.3 кубометра производства "Красного солнышка", второй (К2 - II) - "Тритон" объёмом примерно литров 800. Поддувки всех гондол - двухсекционные, с поперечной перегородкой. При движении использовалась коленная посадка гребцов с бедренными упорами.

Техническое описание маршрута

Описание маршрута даётся для уровня воды ниже среднего, который и имел место в нашем походе, с учётом опыта предыдущих походов по Охте (у лоцмана - порядка 12, начиная с 1982 года). Маршрут был выбран в качестве первого технически сложного похода для основной части группы, Сложность препятствий на маршруте возрастает постепенно, что дало возможность неопытным участникам приобрести необходимые навыки прохождения препятствий, которые носят локальный характер и не опасны для жизни. На наиболее сложных порогах выставлялась страховка с берега "морковками". На остальных участках сплав происходил со взаимостраховкой с воды. Поскольку экипажи четвёрок включали по 5 человек, на К4 - I при прохождении порогов "пассажиры" менялись. Пороги Ойнегайне и Хемег, а также определяющие категорию сложности маршрута пороги Кивиристи и Охтапорог прошли в качестве гребцов все, но некоторые на "двойке". На К4 - II лоцман большинство порогов проходил или в качестве пассажира, или по берегу (организация страховки).

Варианты подъезда и отъезда

"Классическое" начало маршрута от юго-восточного берега Кевятозера в последние годы практически не используется из-за очень плохой дороги, особенно на последних 4-х километрах. Сейчас маршрут начинают или от моста недалеко от Куккомозера или от залива Муезера напротив острова Троицкий. Второй вариант в малую воду предпочтительней (он и был выбран), т.к. не надо проходить короткий, но мелководный порог на входе в Муезеро с брёвнами от разрушенной ряжевой стенки, на котором посадка катамаранов на мель почти гарантировано; кроме того, стоянка у озера значительно лучше, на ровных, чистых полянах, а не на неровных площадках у обочины дороги у моста, по которой к тому же время от времени проходят лесовозы, а пейзаж обезображен последствиями недавних лесозаготовок. Заброска на маршрут осуществлялась от станции Беломорск на двух заранее заказанных бортовых УАЗах, около 95 км за 2,5 часа, дорога по мере приближения к месту назначения становиться грунтовой, разбитой. О заброске договаривались с Фоминым Юрием Борисовичем (т. 8-81437-36-688 и +7921-525-25-02). Стоимость заброски за ГАЗ66 8000 руб. За два бортовых УАЗа мы заплатили 10000 р.

Антистапель на правом берегу р. Кемь на площадке возле входа на территорию ГЭС до автобусной остановки метров 300. Отъезд от поселка Подужемье (Подужемской ГЭС). До г. Кемь (около 25 км) ходят рейсовые автобусы. Если группа большая и снаряжения много, то можно в г.Кемь и взять грузовое такси. Если рассчитывать на попутный транспорт на трассе, следует причалить левее плотины.

Расписание автобусов Подужемская ГЭС - Кемь

(проезд 10 рублей+за багаж)

в Кемь из Кеми
6.45 6.00
8.15 7.30
11.55 11.00
13.35 12.45
16.05 15.15
17.45 16.55
19.25 18.35
21.05 20.15

У нас на две группы (20чел) маршрутный автобус обошелся в 800р (40р. чел) вместе с грузом.

Техническое описание маршрута

3.08

Стапель на южном берегу оз. Муезеро.

После стапеля курс был на правую оконечность острова Троицкий. Там метрах в 100 от берега находится старая, но довольно ухоженная церковь Святого Николая (памятник культуры, охраняется государством), при ней - небольшое кладбище с древними елями. На берегу - неплохая стоянка, но висит плакат, что туристам стоять здесь более одних суток запрещается.

Далее, обогнув остров справа, двигались в район выхода из Муезера, оставляя слева небольшие скалистые острова. На дальнем левом берегу видны 2 дома, один из них относительно новый, брёвна ещё светлые. От острова выходную плотину не видно, она вообще в отличие от других плотин маршрута малозаметна. Ориентироваться можно уже ближе к плотине по небольшому песчаному пляжу хорошей стоянки, метрах в 100 левее плотины. Стоянка похуже на мысу напротив. В поисках плотины не лишними могут оказаться компас и бинокль, особенно если раньше на этом маршруте не бывали.

Водный поход по р. Охта
Церковь Святого Николая на о. Троица

Водный поход по р. Охта
Роща с сакральными елями в три обхвата на о. Троица

4.08

Плотина почти полностью разрушена, высота остатков не более метра, слив узкий, короткий и мелководный, перепада воды почти нет, сразу начинаются заросли камыша, в русле мелко.

Далее несколько ходовых часов до Юляозера. Берега низкие, заросшие невысокими деревьями и кустарником, течение заметно только по наклону водной растительности. Недалеко от плотины неплохая стоянка немного в глубине леса на небольшой поляне на правом берегу. После Т - образного "раздвоения" реки (слева впадает приток - река Чуруж, течения нет, на пятачке в районе устья можно остановиться на обед) встречается ещё одна не ярко выраженная стоянка среди кустарника левого берега, далее лес отходит от берегов, река очень неспешно петляет среди низких болотистых берегов - солнце светит то в глаза, то в затылок. В первой половине участка, до конца леса, встречаются несколько порогов, а скорее скоплений надводных и (преимущественно) подводных камней. Поскольку течение слабое, посадка на камни происходит регулярно. Стоять или даже причалить толком негде, ориентиров нет, ближайшая стоянка - на правом берегу, это уже Юляозеро. Оно округлой формы, очень хорошие стоянки на скалистых мысах правого берега, разделённых небольшими заливами с болотистыми берегами.

5.08

Далее двигаться следует у правого берега, поворачивая сначала вправо, а затем обходя очень вытянутый полуостров, отделяющий Юляозеро от Алозера. На выходе из Юляозера плотины нет, более того, в начале узкого пролива между берегом и вытянутым небольшим островом на выходе из озера под водой угадываются остатки опор не то моста, не то боновых заграждений. По-видимому, в прошлом брёвна гнали прямо через озеро, к узкой горловине полуострова. Там есть прокоп - узкий канал, ещё в 1982 году его можно было пройти только наполовину, даже на байдарках, сейчас там никто не ходит, проще идти в обход, хотя этот путь и длиннее километров на 8, оставляя справа большие озёра Юзмозеро и Ригорека. Там есть где разгуляться ветру, как и на Юляозере, поэтому в прошлом пару раз приходилось ждать вечернего ослабления ветра, бывает, что "сдувает" и байдарки.

На правом берегу у начала Алозера несколько разрушенных и один по крайней мере сезонно жилой дом, есть мостки. Плотина - в правой части озера, имеет несколько сливов, наиболее проходимый самый левый, при подходе заметно значительное понижение русла за плотиной, справа в русле - остров. Подход к плотине затруднён мелководьем и обилием камней, для просмотра следует причалить к левому берегу. Ширина слива плотины - метра 3, бревенчатый лоток основательно разрушен, его состояние и уровень воды в общем едва позволили "слиться" катамаранам. Сразу за лотком - мелководная шивера с приличным уклоном, у левого берега маленький заливчик, далее движение по мелководью влево и вход в вытянутое узкое мелководное озеро Щучье, где много водной растительности. Общая длина порога от плотины до озера - метров 150.

Двигаясь вдоль левого берега, через метров 100 вышли на стоянку - поляна среди кустарника, заросшая высокой травой, с утоптанными местами для палаток. Недостатки - стоячая вода у болотистого берега, за питьевой водой желательно ходить на порог, да и дров мало. Если выйти к плотине и пройти вдоль неё вправо, можно встретить остатки сараев.

Поскольку стоянка оказалась занята, прошли вдоль берега ещё метров 300, там стоянка оказалась даже получше, берег более высокий и поляна ровнее, но от порога дальше. Ещё более живописная стоянка на том же берегу где-то через километр. На низком правом берегу озера несколько мест, где можно устроить обеденный привал, дров много.

6.08

После озера Щучье до озера Лежево опять болотистый участок, а аналогичный соответствующему перед Юляозером, только он заметно короче и включает несколько "настоящих" порогов с заметным перепадом воды, течением и местами с наличием струи. При нашем уровне воды, да ещё и для катамаранов, эти пороги выше второй категории оценить нельзя.

У входа в озеро Лежево, самое большое на маршруте, на правом берегу - стоянка, недостатки - земля каменистая, трудно подобрать ровную площадку для палатки, и вода у берега грязная из-за илистого дна. Ещё одна хорошая стоянка далее в полукилометре, также на правом берегу. Поскольку сильного ветра не было, решили идти до плотины. Первый участок озера пересекли минут за 40, ориентируясь на мыс слева. Вблизи мыса видны развалины нескольких строений и один неплохо сохранивший дом. За мысом на берегу есть небольшая стоянка, но она плохо заметна из-за кустарника, от неё идёт тропинка к дому, где, по-видимому, останавливаются рыбаки. От мыса дальнейшее движение вглубь залива озера Лежево, до плотины около 3 километров, слева по ходу остаются живописные острова.

С мыса плотина заметна плохо, но есть хороший ориентир - в районе плотины группа высоких деревьев заметно возвышается над кромкой леса, напоминая очертания мачт военного корабля. При приближении этот ориентир теряется, но зато хорошо заметна сама плотина. Перепад уровня довольно приличный, но слив чистый, стоянка сразу за плотиной на правом берегу. Она оказалась заброшенной, не посещалась, наверное, года 3, даже кострище полностью заросло травой. Стоянка маленькая, низкая, почва под ногами пружинит, вокруг густые кусты. При очень низком уровне воды можно остановиться на песчаных отмелях где-то в полукилометре правее плотины. При той же очень низкой воде желательно осмотреть слив, причалив почти к самой плотине справа - имеется печальный опыт приобретения большой П-образной дыры в "шкуре" байдарки при прохождении слива.

Водный поход по р. Охта
Плотина на выходе из оз. Лежево

Водный поход по р. Охта
Плотина на выходе из оз. Лежево. Проход К4-II

7.08

За плотиной начинается прямой участок искусственного прокопа с заметным течением, далее - мелководное Торосозеро, в конце его, в правом углу, начинается протока с довольно быстрым течением. Вход в протоку с озера заметен только метров за 100, он за поворотом налево. Течение выносит в порог Мельничный - узкий и прямой, длиной метров 150, в обрамлении невысоких ряжевых стенок, скорость течения приличная, в русле небольшие валы. Сразу за левой стенкой - большой обливной камень, чуть ближе к правой стенке проход чистый. Порог заметно мощнее всех предыдущих на Охте, может быть оценен как 2у, но проходится обычно без просмотра. После участка быстротока, на правом повороте виден порог Пебозёрский, с довольно большим перепадом. Следует причалить к левому берегу не доходя до порога. Порог представляет собой 2 близко расположенные протоки. Правая - мелкая шивера с быстрым течением, ближе к выходу 2 больших надводных камня. Основная масса воды идёт влево - ранее правая протока была полностью перегорожена ряжевой стенкой, теперь от этой стенки остались отдельные брёвна на правом берегу левой протоки. На выходе прямо на струе- пара больших обливных камней и много мелких на самом выходе. При похождении порога желательна организация страховки, т.к. в случае чего течение выносит довольно далеко в озеро. При пробном прохождении К2 - II слегка застрял на обливных камнях левой протоки, остальные суда проходили правой протокой, где К4 - I также имел пару кратковременных посадок на камни. При прохождении правой протокой главная проблема - в эту самую протоку попасть, т.к. заход в порог мелководен, много малозаметных камней, да и вода идёт в основном влево. В целом трудность Пебозёрского порога порядка 3.

Метрах в 100 от порога на правом берегу, несколько в глубине, стоянка на довольно большой ровной поляне. Мы двигались на мыс правого берега Пебозера, в сторону входа в озеро Воронье, оставляя справа озеро Хизиярви. В первой половине озера Воронье движение тормозил встречный ветер, в заливе у правого мыса остановились на обед и заодно ветер переждать. Этот мыс вместе с мысом напротив образуют как бы "талию" озера Воронье, которое по форме напоминает цифру 8. В районе мыса несколько хороших стоянок. Дождавшись некоторого ослабления ветра, продолжили движение в сторону острова Большой Денис-остров, на котором располагается своеобразный музей туристского творчества - большое количество различных скульптурных композиций из подручных материалов (у туристов этот остров обычно называется "остров добрых духов"). На выходе во вторую часть озера были остановлены сильным встречно-боковым ветром, через 20 минут интенсивной гребли на одном месте решили двигаться к плотине на выходе из озера Воронье, в районе которой была запланирована днёвка, но удалось дойти только до оконечности левого мыса, за ним ветер оказался ещё сильнее. Ветер слегка утих в районе 10 часов вечера, путь в 2 километра до плотины занял у самого ходкого 4К - II полчаса. Плотина хорошо заметна с мыса, вернее не сама плотина, а её широкий слив, как разрыв в линии берегового леса. При подходе к плотине ветер, естественно, полностью прекратился и не возобновлялся до вечера следующего дня. Правее плотины - 2 хорошие стоянки, дальняя получше. Ещё одна стоянка - сразу за плотиной, на левом берегу.

Правый берег у плотины - довольно широкий и возвышенный мыс, далее по берегу лес слегка заболочен. Сразу за сливом начинается каменистое мелководье с довольно быстрым течением.

Водный поход по р. Охта
Проход пор. Мельничный К4-II

Водный поход по р. Охта
Проход пор. Пебозерский К2-II

Водный поход по р. Охта
Проход пор. Пебозерский К2-II

Водный поход по р. Охта
Проход пор. Пебозерский К2-I

Водный поход по р. Охта
Проход пор. Пебозерский К4-I

Водный поход по р. Охта
Оз. Пебозеро - на пути к оз. Воронье

8.08

Дневка. Во время дневки был произведен осмотр судов с последующим текущим ремонтом. Сбор ягод и приготовление варенья. А также произвели посещение "Острова добрых духов" (по карте "Денис-остров") - самодеятельного музея деревянной скульптуры под открытым небом, организованный туристами.

Водный поход по р. Охта
Дневка оз. Воронье

Водный поход по р. Охта
Дневка. Посещение "Острова добрых духов"

За время днёвки наблюдали несколько прохождений плотины группами из Москвы и Украины, один из катамаранов туристов из Винницы получил разрыв оболочки и поддувки левой гондолы длиной сантиметров 80 и практически начал тонуть, т.к. поддувка оказалась односекционной. Аналогичный разрыв "шкуры" получил и "Скаут" московской группы. При высокой воде можно пройти над неплохо сохранившимися досками слива у правого берега, но в нашем случае вода по доскам едва стекала, и хорошо были заметны торчащие гвозди в конце слива, При осмотре препятствия были также выявлены гвозди в досках скрытые непосредственно в струе. Все попытки прохождения осуществлялись по проходу в средней части плотины, шириной метра 3,5, причём необходима корректировка захода с берега, так как при подходе ориентиров на гребне слива нет.

9.08

Поскольку технического интереса плотина не представляет, а риск получить разрыв оболочки достаточно велик, был осуществлён обнос у самой плотины, длиной метров 20.

После шиверки за плотиной начинается вытянутое Корнизозеро, последнее озеро на маршруте. На нём заметны остатки опор боновых заграждений, в конце озера плотины нет, выход из озера мелководный с большим количеством камней. Течение заметное, в русле последовательно 2 небольших острова, встречаются крупные надводные камни, линия движения с наплыва очевидна. У большого острова сохранилось заграждение, перекрывающее доступ в более широкую и мелководную правую протоку (шивера). В начале острова стоянка, сразу за ней на повороте направо начинается Пичепорог (левая протока). Длина его метров 400, русло узкое, по берегам местами остатки ряжевых стенок. Скорость течения довольно большая, небольшие валы. Короткий участок наибольшего падения ближе к концу порога, он хорошо заметен по более бурной воде, заход посередине с дальнейшим смещением вправо, выход из порога мелководный. Порог проходили сходу, При более высоком уровне воды, особенно при первом посещении маршрута, желательно просмотреть порог - тропа по правому берегу. За порогом небольшое озеровидное расширение русла, прямо напротив выхода на правом берегу - стоянка. На острове стоянка лучше, но дров нет.

Далее участок реки с незаметным течением, берега низкие, поросшие лесом и кустарником. Встречаются несколько порогов не выше 2 категории. Высокий правый берег в сужении реки со стоянкой, далее небольшое расширение вправо с болотистым берегом, впереди видны камни с деревянным идолом, река поворачивает вправо - это ориентиры порога Ойнегайне. Порог короткий, мелко, но падение значительное, на выходе посередине при средней и выше воде приличная бочка, вал может быть на уровне голов передних гребцов. Рекомендуется просмотреть порог, пройдя по правому берегу, чтобы выбрать оптимальную линию движения. Сразу за порогом на высоком правом берегу несколько хороших стоянок. При нашей воде вала не было. После прохождения и установки лагеря проводили тренировочные прохождения на катамаранах-двойках в различных сочетаниях экипажей.

Водный поход по р. Охта
Пор. Ойнегайне. Проход К2-I

Водный поход по р. Охта
Пор. Онегайне. Проход К2-II смешанный экипаж Потапов А.А. Нестеров И.А

Водный поход по р. Охта
Пор. Онегайне. Проход К2-II Смешанный экипаж Ногина Е. В. Петрова Н.В

Водный поход по р. Охта
Пор. Онегайне. Проход К4-II

10.08

За порогом, после расширения русла, вдали видно начало порога Лоунапорог. Порог очень длинный, характерен сливами с широких подводных плит. Обычно выделяют 3 ступени, наиболее мощная вторая с островком ближе к левому берегу. Требуются некоторые усилия, чтобы избежать посадок на камни, в нашем случае валы были менее метра. Затем двухкилометровый участок тихой воды, течения не заметно. Далее может сложиться впечатление, что река неожиданно заканчивается каменной стенкой высотой более метра - за очень крутым поворотом налево начинается порог Хемег. В обязательном порядке его следует просмотреть, тропа по левому берегу. После чистого разгонного участка небольшой прижим к правому берегу, далее расширение русла с заметным уклоном. Струя выходит на мелководную среднюю часть выхода, по малой воде там практически островок. При большой воде возможно прохождение правого слива, при средней уходят со струи к левому берегу. Было осуществлено несколько прохождений Хемега, в основном на "двойках" со сменными экипажами.

Водный поход по р. Охта
Пор. Хемег. Проход К4-I

Водный поход по р. Охта
Пор. Хемег. Проход К2-II

Водный поход по р. Охта
Пор. Хемег. Проход К2-I

Водный поход по р. Охта
Пор. Хемег. Проход К4-II

При нашем уровне воды на выходе слева тоже были обливные камни, но "проносные". За Хемегом озеровидное расширение русла, высокий левый берег. За поворотом налево короткий участок с небыстрым течением, понижение берега, слева начало тропы обноса. Тропа широкая и утоптанная, практически аллея, но с горкой, длина метров 150. Далее порог Кивиристи. Короткая первая ступень с невысокими валами, далее после небольшого улова вторая ступень - в среднюю воду водопадный слив перепадом порядка двух метров с навалом на правый берег, значительный пенный отбойный вал, далее мощная бочка. Прохождение надувными судами малого объёма или байдарками достаточно опасно - велика вероятность переворота, были неоднократные случаи травм вплоть до смертельных. После слива короткий быстроток с поворотом налево, и река уходит в исключительно живописный каньон длиной около 200 метров и высотой скальных стенок до 20.Каньон изогнутый, скорость течения большая, при средней и выше воде есть бочки у выступов стенок и косые валы. На самом выходе у левого берега - огромный камень, он упал в воду относительно недавно, лет 15 назад был ещё на берегу. В большую воду он представляет определённую опасность - струя бьёт прямо в него, а отбойного вала нет из-за отрицательного угла. Сразу после выхода из каньона в малую и среднюю воду короткий мелководный участок с большим количеством обливных камней. Согласно действующего "Перечня…" Кивиристи оценивается как 4 в среднюю и 4У в большую воду, для наших уровня воды и судов его можно оценить, пожалуй, как 3У - 4 - навал в сливе второй ступени и бочка не были ярко выраженными.

После прохождения порога катамараном К4 - II (без груза) обнесли К4 - I (он получил порез оболочки длиной около 40 см при причаливании у начала тропы обноса) и переправили снаряжение на правый берег, где есть удобная стоянка. Далее до вечера проводились тренировочные прохождения на "двойках" комбинированными экипажами.

Водный поход по р. Охта
Пор. Кивиристи 2-я ступень. Проход К4-II

Водный поход по р. Охта
Пор. Кивиристи 3ступень. Проход К4-II

Водный поход по р. Охта
Пор. Кивиристи 2 ступень. Проход К2-II смешанный экипаж. Сивков Д.В., Петрова Н.В.

Водный поход по р. Охта
Кивиристи 2 ступень. Проход К2-I смешанный экипаж Нелинов С.В. Аврамова А.В.

Водный поход по р. Охта
Кивиристи 2 ступень. Проход К2-II смешанный экипаж Аврамова А.В., Нелинов С.В.

Водный поход по р. Охта
Кивиристи 3 ступень. Проход К2-II смешанный экипаж Терентьева Т.Д, Потапов А.А.

Водный поход по р. Охта
Кивиристи 2 ступень. Проход К2-II

Водный поход по р. Охта
Кивиристи 3 ступень. Проход К2-I. Смешанный экипаж Сивков Д.В., Петрова Н.В. (пассажир), Нестеров И.А.

Начиная от улова за Хемегом и до каньона на левом берегу большое количество стоянок, но большие проблемы с дровами. Кроме того, километрах в 7 от порога проходит дорога, бывают нежелательные визиты отдельных представителей местного населения. Несколько групп ушли со стоянок левого берега, начиная с обеда и вплоть до 9 часов вечера, на ночь осталась только коммерческая группа на рафтах. На всякий случай организовали ночное дежурство.

11.08

Почти сразу после места стоянки начинается практически непрерывная череда несложных порогов, при нашей воде сложность порядка 2. Ближе к концу участка большой камень у невысокого правого берега, в районе него струя резко заворачивается. Этот порог иногда путают с порогом Печка, который расположен чуть дальше - там тоже справа огромный камень, (точнее, искусственное сооружение из брёвен и камней) но побольше и у более высокого тоже правого берега; незадолго перед ним струя поворачивает вправо, нужно резко развернуться и зайти на оптимальный участок слива ближе к камню, да ещё успеть почти на сливе развернуться носом на слив. Если зазеваться, можно почти свалиться с неровного левого края слива, да ещё и лагом. Для катамарана, тем более четвёрки, это не опасно, но для байдарки обычно заканчивается переворотом. При высокой воде возможно прохождение по мелководной левой протоке. Высоко на правом берегу у порога есть хорошая стоянка, но с воды и даже с берега у воды её не видно. Почти сразу за сливом начинается длинная мелководная шивера, за ней короткий спокойный участок, и за устьем правого притока порог Нилош - короткий чистый слив, в большую воду дорожка валов высотой более полуметра. За ним на высоком правом берегу - хорошая стоянка, но спуск к воде довольно крутой.

Далее больше 10 километров спокойной воды, в конце этого участка начинается почти двухкилометровая череда Муравейных порогов - выделяют шесть ступеней, несложные мелководные сливы с плит. Выделяется последний из них - на самом выходе слева очень мелководный слив, посередине каменный островок, нужно уходить вправо, огибая островок вплотную, через небольшую бочку, причём довольно мощная струя выносит прямо на пару крупных обливных камней, с хода плохо заметных. Слева от выхода - неплохая стоянка. Вскоре после Муравейного - простой короткий порог, здесь ещё лет 15 назад был старый низкогабаритный мост, который приходилось обносить - остатки моста видны ниже на берегу. Далее опять очень длинный участок без порогов и без заметного течения, затем река упирается в низкий берег с большой поляной, справа - широкий заход в порог Тютерин.

Согласно "Перечня…", Тютерин в большую воду оценивается как 4, в среднюю - как непроходимый. Представляет собой довольно крутую широкую горку на повороте налево, вода проходит по гребням крупных обломков плит. На пороге находились одновременно 3 группы, у 2 из них здесь была ночёвка. По рассказам, было несколько удачных попыток прохождений у левого берега, причём лучше идти на слабо надутых судах, с целью уменьшить риск повреждения оболочки. Поскольку чистый проход явно невозможен, а играть в лотерею - застрянет или нет - не хотелось, порог был обнесён.За порогом на дальнем правом берегу - стоянка.

После полутора часов гребли по тихой воде показался порог Курна - заход в него в узком невысоком каменном коридоре с поворотом налево, далее расширение русла, движение - по струе в сторону огромного надводного камня, скорость течения невелика. При любом уровне воды порог никакой сложности не представляет, просмотр не нужен.

Вскоре после Курны - небольшое расширение русла, справа - большая поляна, слева - скальная гряда, слышен сильный шум воды. Это - последний порог на маршруте - Охтапорог. Он оценивается как 3У по средней и 4 по большой воде. От поляны идут 2 тропы обноса, более утоптанная правая, в её конце немного справа наверху - хорошая тихая стоянка. Ещё 2 стоянки в конце порога, на правом берегу, и на поляне могут разместиться 2 - 3 большие группы.

Заход в порог - от левого берега, уклон значительный, вода поворачивает направо и с разгона выходит на обливные камни левого берега. Далее - плавный поворот направо и шивера с крупными камнями. Устроили тренировочные прохождения на двойках.

Водный поход по р. Охта
Пор. Охтапорог. Проход К2-I. Смешанный экипаж Нелинов С.В. Аврамова А.В.

Водный поход по р. Охта
Пор. Охтапорог. Проход К2-II

Водный поход по р. Охта
Пор. Охтапорог. Проход К2-II. Смешанный экипаж Сивков Д.В. Горшкова О.А.

Водный поход по р. Охта
Пор. Охтапорог

Водный поход по р. Охта
Пор. Охтапорог

Водный поход по р. Охта
Пор. Охтапорог

Для малых судов по средней и большой воде желательна страховка после заходного слива, с правого берега.

12.08

За порогом река значительно расширяется, вода стоячая. Отсюда до устья Охты около 3 км, ещё 4 - до плотины Подужемской ГЭС по широкой реке Кемь, вернее, по водохранилищу. Немного не доходя до устья, в районе пересекающей реку ЛЭП на правом берегу - стоянка, ещё одна - в самом устье на правом берегу (с воды заметна плохо). После впадения Охты в Кемь справа - большой залив, двигаться следует вдоль левого берега, на котором расположены дачные участки, вдоль него идёт автотрасса на Калевалу. Когда из-за поворота реки показывается здание ГЭС, переходим к правому берегу, там красивый скальный остров, вдоль его берега заметно течение. Причалили к кустам левее сараев, чуть правее площадки с перилами у здания ГЭС. Площадка усыпана гравием, здесь удобно сушить суда. В принципе на тропе вдоль берега не доходя до сараев есть кострище, но охрана плотины не приветствует его использование. Посёлок Подужемье небольшой, в город Кемь ходит рейсовый автобус. После прибытия в г.Кемь до поезда оставалось около 12-ти часов, поэтому был организован пеший выход в порт Рабочеоостровск на Белом море.

Водный поход по р. Охта
Антистапель. Поддужемская ГЭС

Водный поход по р. Охта
Белое море. Рабочеостровск

Водный поход по р. Охта
Белое море. Рабочеостровск

Итоги похода, выводы и рекомендации

Данный маршрут является одним из наиболее интересных и живописных маршрутов Карелии. Этот маршрут идеален для начинающих туристов (имеющих опыт походов 1-2 к.с.), т.к. имеет возрастающую сложность препятствий. Низкий уровень воды усложнил прохождение шивер. Практически все препятствия на маршруте просматриваются и возможен их обнос по проложенным тропам. Маршрут интересен хорошей рыбалкой (много окуня и щуки), обилием ягод (черника, голубика, малина, морошка) и грибов. Стоянки на маршруте частично оборудованы (на некоторых есть походные бани, коптильни, очаги), но захламлены мусором и фекалиями. Возможны проблемы с сухими дровами и выбором наиболее живописных мест из-за обилия групп на маршруте. Во время стоянки на пороге Кивиристи следует обязательно организовать ночное дежурство - возможны кражи имущества и снаряжения.

Схема маршрута

График движения

Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения Метеоусловия
1 г. Сыктывкар – г Котлас 330 поезд Солнечно, тепло
2 г. Котлас – г Беломорск 1017 поезд Солнечно, тепло
3 г. Беломорск - оз. Муезеро 90 Автомашина Солнечно, тепло
4 оз. Муезеро – плотина на выходе из Муеозера 9 сплав Солнечно, тепло
5 плотина на выходе из Муеозера – оз. Юляозеро 33 сплав Солнечно, тепло
6 Оз. Юляозеро-оз. Алозеро 9 сплав Солнечно, тепло
7 Оз. Алозеро - оз. Лежево 26 сплав Солнечно, тепло
8 Оз. Лежево - оз. Воронье 20   Солнечно, тепло
9 Оз. Воронье Дневка 0 сплав Солнечно, тепло
10 Оз. Воронье - пор. Ойнегайне 12 сплав Солнечно, тепло
11 Пор. Онегайне – пор. Кивиристи (правый берег) 8 сплав Солнечно, тепло
12 Пор. Кивиристи - пор. Охтапорог 46 сплав Переменная облачность, временами дождь, тепло
13 Пор. Охтапорог – Поддужемская ГЭС 8 сплав Переменная облачность, тепло
Поддужемская ГЭС - г.Кемь 25 автобус Переменная облачность, тепло
14 г. Кемь – г. Котлас 1072 поезд Солнечно, прохладно
15 г. Котлас – г. Сыктывкар 330 поезд Солнечно, прохладно

Итого: 171 км активного движения.

Добавлено: 21.03.2011 г.

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея