Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Канязь - Сорбо - Кафирниган

Аннотация
Маршрут по рекам Сорбо и Кафирниган является одним из самых популярных в Средней Азии. Развитая сеть автодорог, близость населенных пунктов, небольшая удаленность от столицы Таджикистана - Душанбе, теплая сухая погода в осенние месяцы и обилие фруктов, а так же наличие препятствий четвертой и более высокой категории сложности привлекают в этот район Памиро-Алая множество групп со всех уголков Советского Союза. Помимо технической характеристики маршрута по рекам Сорбо и Кафирниган, в отчете содержатся подробные данные о прохождении реки Канязь, сплав по которой туристами-водниками Тульской области совершен впервые.
В подготовке отчета участвовали:
В.В.Мазуров, Г.Н.Заздравнова, Н.А.Загрядская, А.В.Будников, В.А. Волчков, М.Г.Курганов, Э.А.Кузнецов, С.H.Вишняков.

Общая характеристика района путешествия
Маршрут проходит по территории Таджикской ССР. Ее площадь 143,1 кв.км. Население 3,4 млн. человек. Промышленность Таджикистана перерабатывает хлопок, шелковые коконы, фрукты, виноград. Машиностроение предназначено для удовлетворения нужд сельского хозяйства и легкой промышленности. Бурно развивается цветная металлургия и химическая индустрия. В республике богатое сельское хозяйство. Здесь выращивают хлопок, зерновые, фрукты, овощи, занимаются шелководством, разводят гиссарских овец. Памиро-Алайская горная система расположена в субтропическом поясе, однако, климат, в целом, относится к резко-континентальному. Около 100 дней в году держится снежный покров, высота которого достигает 60-70 см. Среднемесячная годовая температура воздуха составляет 10 С, абсолютный минимум - 24,3 С, абсолютный максимум - 39 С. Климат в нижнем течении Кафирнигана отличен от климата истоков. Осадков в горах выпадает за год более 800 мм, а на равнине - до 2000 мм. Район путешествия населен неравномерно: в горах плотность населения составляет 1-2 человека на кв.км, вдоль реки Сорбо - 1-25 чел/км, а вдоль реки Кафирниган - 25-100 чел/км. Среди населения преобладают тюркские и иракские языковые группы. Гиссарский хребет, вдоль которого проходит маршрут, находится в области среднегорья. Наиболее богата природа заповедника "Рамит", который занимает площадь более 16 тыс.га. Здесь охраняются леса из клена, грецкого ореха, яблоки, груши; редкие звери и птицы: барс, пятнистый кот, индийский дикобраз, выдра, ласка, горностай, каменная куница, барсук, кабан, сибирский горный козел, бурый медведь и многие другие. Из птиц можно упомянуть орла сина, улара, удода, кеклика, лилового дрозда. Встречаются и змеи: агама, водяной уж, восточный удавчик, узорчатый полоз, гюрза, щитомордник. В г. Душанбе расположен прекрасный зоопарк, где представлены все виды птиц, зверей, змей, обитающих в Средней Азии. А вот рыбой район не богат. Только форель, маринка и туркистанский сомик смогли приспособиться к местным условиям. Богат растительный мир: юган, зверобой, мышиный горошек, мята, герань, ирис, дикий лук и др.

Общая характеристика маршрута
Река Канязь образуется после слияния рек Барзенга и Эльбош. Сплав по реке возможен после впадения слева реки Херес, чуть ниже кишлака Канязь-и-Поен. Расход воды в 10 м/с. Уклон достигает 30 м/км. Сливаясь с правым притоком рекой Ханака, Канязь дает начало реке Сорбо. Река Сорбо имеет общую длину 41 км, она протекает вдоль склона Гиссарского хребта Памиро-Алайской горной системы. Свое начало река Кафирниган берет у кишлака Рамит от слияния рек Сорбо (слева) и Сардай-и-Миена (справа). Общая протяженность реки - 405 км, протяженность сплавной части по реке Кафирниган - 295 км. Характерной особенностью Кафирнигана является резкая неравномерность стока в разные месяцы: - март-июнь - 59,3%,- июль-сентябрь - 30,3%, - октябрь-февраль - 10,4%.
С верховьев река течет с большой скоростью, расход воды до 40 м/с, уклон на отдельных участках доходит до 30 м/км. На участке от кишлака Рамит до города Ордженикидзеабада средний уклон - 15 м/км, ниже - 3-7 м/км.
Питание реки ледниковое, чем и объясняется существенное колебание уровня реки, которое составляет более 4 м. Среднегодовой расход воды у кишлака Шаартуз - 200 куб.м. Ниже кишлака Чинар (устье реки Ес) много воды используется на ирригационные нужды. Часто встречаются искусственные сооружения: дамбы, отбойные стенки, водозаборы.

Подготовка к путешествию
Процесс подготовки к данному походу условно можно разделить на четыре составные части:
- подбор группы,
- выбор маршрута и сроков проведения маршрута,
- подготовка средств сплава,
- организационные вопросы.
Основой для группы был коллектив, участвовавший в 1988 году в походе по рекам Урсул - Катунь 4 категории сложности. Большая часть туристов группы является воспитанниками секций НФ МХТИ г. Новомосковска и ТГПИ им.Л.Н.Толстого г. Тулы, имеют опыт совместных походов (многие участники) более 10 лет и хорошо знают друг друга, постоянно встречаются на различных совместных мероприятиях в течении года, т.е. группа обладает значительной схоженностью, тем более, что в последнее время мы привыкли ходить в поход своим коллективом.
Считая значительным накопленный в секциях опыт организации походов большими группами (более 20 человек), мы не ставили задачу искусственного уменьшения числа участников, принимая во внимание при подборе группы былые заслуги туристов, так и активность их во время подготовки к путешествию.
Серьезно отнесясь к психологической совместимости туристов, мы отдавали себе отчет о значительной вероятности появления микрогрупп в коллективе, помня при этом о недостаточном количестве группы в 8 человек для организации при прохождении сложных препятствий, совмещая это с фотографированием. Таким образом, чтобы успевать везде надо, как минимум, три судна, т.е не менее 12 человек. Из первоначального списка в 25 человек не смогли пойти в поход около половины, 13 человек. Считая, что достаточно сильной группе по силам иметь значительное количество женщин (до 6 человек), руководитель выразил сомнение в целесообразности такого количества женщин в связи с ферганскими событиями и другими беспорядками на национальной почве. Учитывая сообщение горников, за месяц до нашего похода вернувшихся из Душанбе, на общем сборе группы было принято решение женщин не сокращать, их осталось 4 (они, обычно, постояннее в своих походных планах, чем мужчины), хотя вполне хватило бы и двух, учитывая, что многие участники имели опыт походов 6 к.с., а у остальных тоже имелся значительный опыт, мы считали, что нам по силам практически любой маршрут 4-5 категорий сложности в нашей стране.
Многим спортсменам подходил октябрь. Учитывая, что в это время наиболее удобными районами по климатическим условиям является Кавказ и Средняя Азия, мы выбирали между ними. Так как во многих районах Кавказа обстановка более нестабильная (Нагорный Карабах, Тбилисские события, в Армении), группа отдала предпочтение Средней Азии. В связи с нежеланием "кормить клещей" на реках Джунгарского Алатау, небольшим количеством фруктов там и небогатым выбором маршрутов 4 категорий сложности на Тянь-Шане, мы остановились на Памире, ну а тут нам трудно было пройти мимо Кафирнигана с его хорошими подъездами и обилием фруктов. Руководителю группы Школе В.В. необходимо было "закрыть" разряд к.м.с., совершив руководство походом четвертой категории сложности. В рамках подготовки к походу было отремонтировано 3 катамарана и ПСН-6М. Из-за малой секционности и необходимости везти с собой деревянную раму, один из катамаранов был оставлен. Мы взяли 2 катамарана и ПСН-6M за его мобильность и компактность. Катамаран №1 имел четыре независимые секции и деревянную раму, а катамаран К2 - две основные и две вспомогательные секции с рамок из дюралевых труб.
К организационным вопросам относятся:
- выпуск в МКК,
- подготовка снаряжения,
- закупка билетов на поезд и самолет,
- заготовка продуктов.
Эти вопросы решались на общих сборах, которые проводились в Советске, и Донском четыре раза: 27.05, 19.08, 1.09, 23.09, не считая постоянный личных контактов и телефонной связи.

Подъезды и подходы. Аварийный уход с маршрута.
Подъезд. Важной частью подготовки к походу является изучение всевозможных способов, с помощью которых можно добраться до реки, так как ошибки и недостаточная информация в этом вопросе обычно приводят к существенным потерям времени, что в свою очередь ведет к спешке на маршруте, создает предпосылки для возникновения аварийных ситуаций, До начала маршрута - района кишлака Канязь-и-Поен существует два известных нам способа подхода.
1 способ. Примерный маршрут: г. Самарканд - заброска в Зарафшанскую долину - пеший переход через перевал в долину реки Канязь. Детали этого способа подхода нам неизвестны, его можно изучить по отчетам групп, воспользовавшихся этим способом заброски.
2 способ. (Наша группа выбрала его) Маршрутная нитка: Тула - Москва (электропоезд) - Москва - Душанбе (скорый поезд) -Душанбе - Ордженикидзеабад - Рамит-Канязь-и-Поен (заказной автобус). Скорому поезду Москва-Душанбе было отдано предпочтение перед аэрофлотом из-за большого количества багажа, за который в самолете необходимо было делать доплату. Время поезда в пути - 72 часа. Отправление с Казанского вокзала г. Москвы в 14.30. Есть и пассажирский поезд - время в пути чуть более 4-х суток. Возможно разделение группы на тех, кто летит самолетом (несколько рейсов в день) и тех, кто едет с багажом в поезде, но этот вариант менее предпочтителен из-за сбоев в работе аэрофлота из-за нелетной погоды. От Душанбе самый удобный (хотя и не самый дешевый) способ заброски - с помощью кооперативного транспорта (автобуса) прямо к месту старта. Возможен подъезд с помощью рейсовых автобусов до Ордженикидзеабада (билет 35 коп., интервал движения 30 мин., время в пути 50 мин.), Далее до Рамита (билет 65 коп., интервал движения около часа, последний автобус отправляется около 18 часов), от Рамита попутные машины или заказной транспорт. Удобен подъезд в период уборки картофеля, в начале октября, когда по дороге вдоль реки идут целые караваны машин.
Отъезд. Наиболее удобен отъезд от поселка Гиссар до Душанбе рейсовым автобусом (интервал движения 1 час, цена билета 1 рубль), либо воспользоваться заказным транспортом, что мы и сделали. От Душанбе самый удобный способ отъезда самолетом, отправив предварительно груз багажом по железной дороге. Багаж на станции Душанбе принимается до 13 часов местного времени, после чего с большими проблемами. Это связано с временем отправления почтово-багажного поезда. Багаж от граждан, на едущих в Москву по железной дороге, принимается в последние очередь, или вообще не принимается.
Пути аварийного схода с маршрута. Аварийный сход с маршрута достаточно удобен, так как вдоль реки идет дорога. Все определяется появлением попутных машин и степенью их загрузки. Чем ниже по течению, тем машин больше. Эвакуация 1-2 человек в такой обстановке в светлое время суток - довольно простое предприятие. Больница есть в Рамите ниже по течению в крупных населённых пунктах (Ордженикидзеабаде, Гиссаре).

Техническое описание основной части маршрута и меры безопасности.

Река Канязь.
Мы решили начать сплав в двух километрах ниже кишлака Канязь-и-Поен от габаритного непрохода в русле, т.к. выше в реке остается воды для сплава очень мало; кроме того, начало маршрута по реке Сорбо в "Перечне" указано не со стрелки рек Канязь и Ханака, откуда начинается река Сорбо, а от кишлака, который находится примерно на 10 км выше начала реки Сорбо, по реке Канязь.
Участок напоминает начало уцерского каскада на реке Риони от поселка Саглоло, с той же разницей, что на реке Канязь камней значительно больше. Их настолько много, что выбрать "чистую" линию движения (без касания и наездов на камни) не удается. После шиверы, длиной 100 м со скоростью до 4 м/с и расходом 10 м/с, участок быстротока такой же длины. Шиверу 3 преодолели по основной струе с дальнейшим уходом под правый берег, где зачалились для осмотра дальнейшего участка. Страховка - 2 метальщика спасательных концов у правого берега. Надёжность страховки повышается тем, что велика вероятность задеть один из мелкосидящих камней у берега, что облегчает зачаливание.
Ниже река разбивается на две протоки, вход в левую заслонен поваленными деревьями, на выходе - мелководная гребенка, прохождение по левой протоке. Сначала препятствие проходится катамараном №1, после чего он остается на страховке, далее шел катамаран №2 и ПСН-6М. Через 50 м после слияния проток слева круто падает ручей, справа отмель, удобная для чалки, левый берег - отвесная стенка, справа - осыпи из крупных валунов - это ориентир порога 2П пятой-шестой категории сложности, длиной около 0,5 км. (См. картосхему, лист 1, схему порога №1).
Просмотр препятствия можно сделать по правому берегу (основные сливы с дороги не видны совсем или видны плохо). Вначале река разгоняется на входной части порога длиной около 190 м, прыгая по невысоким сливам (около 5 м). Далее, основная часть воды сливается вниз по узкому крутому треку у левого берега, образуя за ним котел около 38 м в диаметре. Наиболее узкая выходная часть слива, около 2-х м, причем существует вероятность того, что судно может ударить о левую стену, куда есть навал, заклинить и перевернуть. В случае переворота в треке нет уверенности, что суда удастся причалить до следующей ступени, которая представляет собой кульминацию порога - это водопадный сброс высотой более 2-х метров на камни, лежащие в шахматном порядке в сливе, кроме этого осложненном стволами деревьев.
Далее порог постепенно переходит в сложную шиверу. Прохождение трека показалось нам заманчивым, но из-за отсутствия уверенности в его успешном прохождении, исключительной сложности с чалкой, мы решили не проверять прочность баллонов судов в водопадном сливе и на последующих камнях. Следующий участок длиной до трех километров представляет собой единый порог со значительной скоростью течения (до 5 м/с) и изобилием камней. Категории сложности отдельных ступеней 3-5 (см.картосхему, лист 1).
Река дважды разбивается на протоки, оба раза мы шли по правой, причем на разгруженных судах. Вход в протоки засорен обилием мелкосидящих камней и пней от деревьев (при небольшой глубине, до 1 м). Проводка двух участков по мелким протокам длиной 30-40 м. Наиболее сложные места расположены перед слиянием проток и в начале слияния.
Габаритный непроход после первого разбоя. Суда удобно провести по одному из берегов (длина проводки 20-30 м). Мы старались пройти поочередно на катамаранах, обнеся ПСН для страховки снизу. Избежать наезды на края и чисто пройти не удалось ни одному экипажу, лишь сломали весло на катамаране №1.
Прохождению дальнейшего участка вновь мешают поваленные деревья (см. картосхему лист 1, схема 2). Далее чистый слив с камнями в струе под нависшим мостом (см.картосхему, лист 1, схема 3). Слив можно преодолеть по правой части. Просмотр справа. Организация страховки у небольшого улова у правого берега, в 50 м ниже моста (до этого места берег крутой и усеян скальными обломками). Обнос ПСН-6м для страховки прохождения катамарана №2. Катамаран № 1 был проведен у правого берега и экипаж его просмотрел следующий порог. Катамаран № 2 получил несколько пробоин на препятствии, или при подходе к нему.
Очередное препятствие имеет длину около 1 км при четвертой категорий сложности до завального озера, образовавшегося три месяца назад в результате схода селя по ущелью левого притока. Прохождение 9П поочередно катамаранами №1, №2 и ПСНом после разведки по правому берегу с взаимной страховкой.
Лагерь разбили на левом берегу, непосредственно за узкой щелью в хребте, пропиленной водопадно спадающим ручьем. До этого места мы переплыли озеро, длиной несколько сот метров, со дна которого еще поднимаются деревья с остатками листьев. Дальнейший участок реки создан селевым выносом с последующим образованием завального озера и образовавшейся завальной дамбы. Сель сошел, по словам местных жителей, среди белого дня, без видимых причин, в нескольких местах одновременно. Не обошлось и без человеческих жертв. Более месяца велись восстановительные работы на дороге, бульдозеры разровняли, видимо, и будущее русло реки. Со временем, вероятно, на месте озера останется несколько проток, остальная поверхность затянется илом. В месте прорыва завала наиболее сложный участок, часто камни в русле имеют острые грани. Река имеет типичный характер для участков, образующихся при размыве завалов на Памире: узкий поток шириной 5-10 м достигает скорости 6-8 м/с. Местами река углубилась в материал селевого выноса на глубину в несколько метров, образуя коридор с отвесными стенками. Кругом видны следы восстановления дороги: остатки техники и следы бульдозеров. Схемы реки Канязь, имевшиеся до настоящего времени, теперь потеряли смысл, так как не соответствуют действительности: ведь все пороги, отмеченные на реке ниже схода селя, больше не существуют. Просмотр участка или организацию страховки при прохождении удобно осуществлять с правого берега, так как левый преимущественно скальной. Местами поток опасен острыми камнями, поваленными деревьями, прижимами под левый берег и гребенками из камней. Есть несколько разбоев на протоки. Обнос по дороге, длиной около 1,5 км до дерева торчащего над водой. В обносе нам помогла группа куйбышевских туристов, возвращавшихся после осмотра водопада на реке Канязь. Считаем категорию сложности участка прорыва /10П "Коридор"/ примерно пятой, а причиной обноса то, что успех прохождения во многом зависит от прочности баллонов, а не от умения туристов, ведь избежать столкновения с многочисленными камнями местами невозможно, хотя прохождение будет безусловно высокоэмоциональным /как на санях по скоростной слаломной трассе/. Кроме этого, под деревом не пройти, а чалиться перед ним очень трудно - узкий мощный поток без мест, пригодных для чалки с отсутствием удобного выхода на берег. Далее поток немного упрощается, скорость снижается до 5-7 м/с, камней в русле становится меньше. До слияния с рекой Ханака Канязь 3-4 раза разбивается на протоки, обычно наиболее полноводная правая. При последнем разбое в основной протоке - низкогабаритный мост. Прохождение с частичной проводкой (длиной около 10 м) по левой протоке. На левом берегу стоянка паcтухов. На этом участке в струе по прежнему встречаются поваленные деревья и кусты. Мы шли кильватерной линией судов со взаимной страховкой, с интервалом до 100 м и более, причем катамаран №1 значительно порвал один из баллонов о подводный острый камень, после чего пришлось экстренно чалиться при помощи подоспевшего экипажа катамарана №2.

Река Сорбо.
Река Канязь, сливаясь с рекой Ханака, дает начало реке Сорбо. Вначале река Сорбо довольно мелкая с небольшим уклоном (5-8 м/км). В русле много подводных и отдельных надводных камней. До порога 6П "Зубр" шли без разведки, выбирая основную струю, препятствия несложные. Порог "Зубр" имеет длину 20-30 м (4 к.с.). Левый берег - скала, уходящая в воду, правый - осыпь с большим валуном на повороте реки влево. Основная струя идет справа через каменную горку с навалам на валун, затем переходит на левый берег. Шли с просмотром. Страховка была организована с правого берега. Прохождение по основной струе. Далее река сохраняет прежний характер - за каждым локальным препятствием участок спокойной воды или быстротока. Препятствия 7Ш-1ЗП шли без разведки кильватерным строем. Мост перед кишлаком Сорбуг служит ориентиром 14Ш. Шиверу проходили, выбирая гладкие сливы между камнями, с очень сложной линией движения. Следующее препятствие - порог "Смирение" /15Ш/. Это несложное препятствие шиверистого типа. Проходили слева от основного потока, уходя от прижима к левому берегу. Далее шли по правой протоке через основной слив. До кишлака Варва шли без просмотра по основном струе. На правом берегу кишлак Варва. За мостом через реку, за поворотом порог "Три барана" (18П). Длина порога 400 м. Левый берег скальный, крутой, правый терраса. В русле много камней. Поток несет по левой стороне через сливы с подводных камней. Проходили по одному судну по центру со смещением к мелководному правому берегу, к концу порога пересекали струю и уходили под левый. Страховку осуществляли с воды судами. 19П и 20Ш сравнительно несложные препятствия. Проходили без осмотра. Левый и правый берег - террасы. Постепенно берега повышаются. Причем левый берег отвесной окалой обрывается к самой реке. После небольшого быстротока река сужается, обозначая порог "Варвара" (21П). (См.картосхему, лист 2, Схема №4). Препятствие мы оценили как 4-5 категории сложности. Страховка и фотографирование осуществлялось с правого, более пологого берега, а также с воды сразу за порогом. В порог вошли по центральному сливу и затем ушли под левый берег со струи. Пройдя часть порога за большими валунами, пересекли струю и вышли под левый берег.
За порогом "Варвара" (21п) следует длинный участок быстротока, а затем неожиданно на повороте реки уходит в порог 22п, которым мы оценили 5 к.с. Ориентиром является перекидкой мост через реку, непосредственно перед входом в порог, с левого берега, в Сорбо впадает ручей. От препятствия №22п начинается целый каскад порогов 5-6 к.с., переходящий один в другой практически без границ ("23п" закалка", 24п "севернарда", 25п "сюрприз", 26п "крокодил", 27п "три орешка", 28п "три паруса"", 29п "пятнышки", 30п "подшипник").
Порог 22п проходили по левой протоке по основной струе. Правая протока забита стволом дерева и более мелководна. Преодолев серию сливов (на коротком, несколько метров, участке падение составляет 3,5 м) все суда уходили под правый берег и затем шли вдоль этого берега. Страховка осуществлялась с воды следующими друг за другом судами. Для более безопасного прохождения экипажем катамарана №2 была налажена промежуточная страховка у правого берега (бросалки).
В конце порога экипаж катамарана №1 и ПСНа пересек струю и закончил прохождение препятствия по пологому сливу с зубьями на струе. Катамаран №2 получил пробоины правой гондолы и был проведен вдоль правого берега (См.картосхему, лист 3, схему №5).
Далее, учитывая наличие впереди каскада порогов Сорбо, значительно превышающих 4 к.с. с большим количеством габаритных непроходов, сложностью наведения страховки и принудительного промежуточного зачаливания, было принято решение: весь каскад порогов /23п-34п/ обнести и продолжить сплав по Сорбо ниже кишлака Сорбо. Следующие за Сорбо препятствия /35ш, 36п, 37п и 38п/ имеют несложный характер. Это в основном шиверы или пороги шиверистого типа, которые проходились без просмотра, страховка осуществлялась судами, идущими кильватерным строем, с воды. После впадения правого притока /р. Суня/ начинается территория заповедника "Рамит". До поселка Рамит все стоянки и остановки рекомендуем делать на левом берегу во избежании недоразумений и непредвиденных конфликтов с работниками заповедника. При впадении Суни - препятствие №39, длиной 400 м. В русле много камней. Сразу за большой глыбой весь поток устремляется влево под скалу, образуя прижим. Шли без просмотра, используя взаимную страховку с воды. Пороги 40п и 41п шиверистого типа - проходили без просмотра кильватерным строем.
Препятствия 42ш, 43ш и 45ш являются шиверами, прохождение которых не представляет трудности. Пороги 44п, 46п "морж", 47п "скальный", 48п "труба", 49п, 50п "атомный" имеют 2-3 к.с. Все эти препятствия мы проходили без просмотра, страховку осуществляя с воды. Затем следует длинный участок быстротока с несложными короткими. шиверами 51ш-53ш.
У кишлака Депир (левый берег) находится стометровый порог-шивера "Пируэты" (54п). Все суда проходили его по основной струе. За ним, перед мостом через Сорбо, начинаются "Депирские пороги", две ступени (55п). Первая ступень проходится по центру, ближе к левому берегу, вторая - вплотную у левого берега, и короткий порог "слив" (57п), который проходится по основной струе. После впадения правого притока река разбивается на протоки, образуя шиверы "лабиринт-1" и "лабиринт-2" (57Ш-58Ш). Характер реки неизменный, увеличиваются лишь размеры камней в русле и усиливается мощь потока. Шли кильватерным строем без разведки. Долина реки суживается, особенно круто обрывается левый берег, скалы которого служат ориентиром сложного (4-5 к.с.) порога "Зигзаг" (59П). См.картосхему, лист 3, схему №7. Длина порога 700-1000 м. На левом повороте (начало порога) - галечная отмель. Вода уходит под левый крутой берег, который круто обрывается к воде, и затем собирается в каскад чистых сливов. Ниже порог переходит в мощную шиверу со сложной линией движения. Осмотр порога осуществляли по тропе левого берега. Страховку наладили в конце порога у левого берега. Линия движения: центр - левая часть - центр - правая часть потока. За "Зигзагом" следует ряд шивер и пороги-шиверы 63п "Алыча", 63п "Кошки-мышки". Все препятствия проходятся без просмотра, осуществляя страховку с воды. Река протекает в узкой речной долине, мощность потока растет, сложность препятствий возрастает, достигнув апогея на пороге №69. Длина порога 150 м, мощные косые валы на правом повороте реки. На выходе из порога, у правого берега, подводный камень, перегораживающий почти всю реку. Препятствие №70 - мощная шивера, длиной 200 м. В русле много подводных камней. Справа в центре шиверы в реку впадает приток. 71ш имеет длину 150 м. В центре шиверы четко выраженный слив. Стопятидесятиметровый порог 72п первые сто метров представляет собой шиверу, затем вода собирается в одну струю - слив в котором скрыто несколько подводных камней.
7ЗП - порог-шивера, с мощным, четко выраженным сливом в конце, ударяющим в огромную каменную прибрежную скалу. Порог №74 имеет длину около 100 м. Вход забит подводными и надводными камнями. На выходе - гряда подводных камней. Такой же характер имеет и 75П. За мостом у кишлака Тавиш (левый берег) порог 76П "слив Тавиша". Косой слив с прижимом к правому берегу. Под скалой множество подводных плит. За "Сливом Тавиша" следует "Шивера Тавиша", длиной около 200 м. При большом уклоне в реке много камней. Далее, на левом повороте реки, 78П. Река сжата с правой стороны каменистой отмелью, слева - крупной каменистой глыбой. Струи разгоняется и падает с подводной плиты в пенную яму 5 м. 79П - порог "Бульдозер". Огромный кубический камень на правом берегу и фигурный камень в центре потока. Прохождение по струе с уходом от большого камня в русле. Препятствие 80П - большой каменный бом с небольшим круглым валуном у правого берега - большие подводные плиты.
Шивера №81. Камни на левом берегу и в центре потока. Правее подводные плиты. Порог №82 - два больших валуна с лева, а один в центре потока. Шивера под левом берегом. Прижим к правому берегу. В центре потока ряд подводных плит. Препятствие 83П - порог "Мирный". Высокий обрыв на правом берегу. Река уходит влево. Все перечисленные препятствия (73П-8ЗП) не представляют значительной сложности и были нами пройдены без просмотра, осуществляя страховку с воды, идя кильватерным строем.
После 84Ш следует длинный участок быстротока с рядом очень простых участков шиверистого типа. Долина расширяется, на перекатах довольно мелко. Поток несколько усиливается. Один за другим следуют пороги-шиверы 85П "Атлас" и 86П "Клещи". На левом берегу показались трапециедальные тополя кишлака Яфрак. После перекидного моста через реку следует зачалиться у левого берега для просмотра и страховки, так как после короткой несложной шиверы следует сложный (5 к.с.) порог "Яфрак" (87П). (См. картосхему, лист 4, схему 6). "Яфрак" представляет собой мощный стометровый порог с водопадным сливом в пенную яму в центре порога. Правый берег - каменистая осыпь с дороги, левым берег - терраса, на котором находятся сады кишлака. Перепад воды довольно большой. Осмотр и страховку осуществляли с левого берега. Катамаран №1 был проведен вдоль левого берега. Катамаран №2 прошел через левый от центрального слив, а ПСН-6м выбрал вариант прохождения через центральный слив.
До порога "Два тюленя" следует участок быстротока с рядом простых шивер. 88п - порог "Два тюленя". Из струи торчат два камня. Струя проходит справа от правого камня и разбивается на два потока вторым камнем. До порога 93п шли кильватерным строем без просмотра. За порогом 88П снова следует участок быстротока с рядом несложных шивер, не требующих просмотра. Довольно сложные пороги начинаются от 90п. Порог - 90 "Островной" образуется от слияния проток. 91П - "Порог зануда" (4-5 к.с.)имеет длину 400 м. Крупные камни в русле, в центре порога у правого берега валун, на выходе три слива с бочками. Проходили по одному судну у правого берега с выходом в центральные сливы. 92ш - шивера "зубарик" имеет длину 100 м. В русле много надводных камней. Отдельные сливы перемешиваются, только в самом низу сливаются в один. Заходили в порог по сливу у левого берега, обходя подводные камни. После простой шиверы начинается сложный /4-5 к.с./ 93П "Поп с гармонью". Длина порога 30-50 м. Правый берег - обрыв террасы, на левом обрывистом берегу - строения д/о Госснаба ТадССР. (См. картосхему, лист 4, схему 8). Проходили по одному судну. Катамаран №2, совершив тактическую ошибку и войдя в крайний левый слив, сел на зубья в струе. Силами экипажей катамарана №1 и ПСНа были проведены спасательные работы: судно снято с камней и произведен ремонт. Остальные суда прошли через центральный слив, ближе к левому берегу. Следующий пoрoг 94п "желтый бегемот" имеет длину 800 м (3-4 к.с.). Он представляет собой шиверистый участок с валами и бочками. Шли с разведкой по одному судну по струе. Страховку осуществляли с левого берега. Больше на реке серьезных препятствии нет. Скорость течения снизилась, количество камней уменьшилось, появились перекаты. Препятствия 95п "Три иуды", 96ш-100ш шли без просмотра, страховку осуществляя с воды. В районе поселка Рамит р. Сорбо сливается с р. Сардай-Миена, давая начало реке Кафирниган. Здесь же, по стрелке Сорбо и Сардай-Миена проходит граница заповедника "Рамит".

Река Кафирниган.
Река Кафирниган в верхнем течении - полноводная (расход воды увеличился вдвое), широкая, без ярко выраженных препятствий река. Основными препятствиями являются перекаты, сливы между камнями . 1ш-перекат, сразу же за мостом р. Сардай-Миена. 2ш - перекат-шивера перед висячим мостом, 3ш - шивера ниже висячего моста. 4ш - шивера, разбивается на протоки. 5ш - перекат, разбитый на протоки. На выходе из правой протоки - прижим под правый берег. 6ш - шивера, на выходе прижим под правый берег. 7п - короткий порог под висячим мостом. На правом и левом берегах - пионерский лагерь. 8п-9п - короткие пороги с чистым сливом. 10ш - шивера, в русле много подводных камней. На правом берегу стоит кишлак Пойтон. 11П - короткий, шестидесятиметровый порог под мостом в кишлаке Пойтон. Струя мощная, бьет в остатки железобетонных конструкций, торчащих из воды. 12ш - шивера на левом повороте реки. 13ш - шивера, река делится на две протоки. Левая - мелкая, в правой шивера, длиной 70 м, на выходе торчит подводный зуб. 14ш - сильный перекат на левом повороте реки, на выходе - прижим к правому берегу. 15п - порог шиверистого типа перед мостом. На левом берегу Кишлак Пойтон-2, на правом, обрывистом берегу находится д/о "Калтуч". Все перекаты и пороги от 1ш до 15ш имеют 2-3 к.с. и не представляют большой сложности. Все препятствия проходили кильватерным строем, без просмотра, страховку осуществляя С воды. Порог "Калтуч" /16п/ представляет собой мощный порог на левом повороте реки. Длина порога более 400 м. Ориентир - мост через Кафирниган, на правом берегу кишлак Калтуч. Препятствие по характеру сходно с мощной шиверой (обилие камней в русле, а также сливы, валы, бочки). В центре порога большой камень, на который идет навал воды, за ним ряд сливов и бочек через 7-9 м. Под левым берегом огромные валуны. Для осмотра и страховки мы зачалились на левом берегу. Проходили по одному судну. Шли по центру, уходя от навала на большой камень влево, переходя затем по струе к правому берегу. Страховку осуществляли с левого берега в 10-15 м ниже большого начального камня, а также в конце порога. Катамараны использовали промежуточное зачаливание для более детального просмотра и обеспечения страховки. (См. картосхему, лист 5).
17Ш - четырехсотметровая шивера ниже порога "Калтуч". На прямом участке в начале шиверы в русле много подводных камней. Посреди русла, после порога, бьет сильная струя. После поворота реки вправо, основной поток воды идет ближе к правому берегу. Здесь непрерывные гряды подводных камней, которыми перегорожен проход. Под левым берегом, в камнях, образовался узкий проход, который обходит все это нагромождение камней стороной. Попасть в этот коридор - основная задача. 18Ш - мелкий перекат на выходе из шиверы 17Ш. 19Ш - двухсотпятидесятиметровая шивера. На левом берегу стоит кишлак Танахарс, на правом - белые домики д/о железнодорожников. Препятствие 20П - восьмидесятиметровый порог под металлическим мостом с сеткой. В конце порога - мощный, чистый слив. На левом берегу Кафирнигана находится зона отдыха завода нестандартного оборудования. Сразу за порогом необходимо пристать к правому берегу для просмотра каскада "Танахарс". Препятствия 17Ш-20П проходили кильватерным строем, без просмотра, осуществляя страховку с воды.
21П - каскад порогов "Танахарс". Длина порога 800-1000 м. Ориентир - мост, на левом берегу - зона отдыха. Порог представляет собой нагромождение камней и сливов между ними. Линия движения, которую еще можно наметить вначале каскада, теряется в непрерывных, перекрещивающихся сливах и ступенях с падением воды до 0,5 м на правом повороте реки. Осмотр и страховка по правому берегу, была организована промежуточная страховка, на повороте был выставлен сигнальщик. Шли по одному судну (катамаран №1 и ПСН-6М) по крайней правой маловодной струе. В середине каскада - переход в центр, затем опять под правый берег в водопадный слив, зачаливание после поворота на правом берегу. (См. картосхему, лист 5)
Следующие препятствия 22Ш-27П шли без просмотра со взаимостраховкой. 22Ш шивера на левом повороте реки. На левом берегу стоит пионерский лагерь. Река на повороте, пробираясь через сито камней, собирается в конце шиверы в один слив. 23Ш - шивера, длиной 150 м на правом повороте реки. Справа, на горе, корпуса лечебницы "Термальные воды". В русле много камней. В конце шиверы слив. 24П небольшой чистый слив перед подвесным мостом. Порог №25 длиной 100 м. Справа каменная отмель, в струе много камней. На выходе из порога струю на две части делит торчащий из воды камень, похожий на акулий плавник. 26ш - стометровая шивера. На выходе справа камни. 27п - мощный порог длиной около 100 м. Слева и справа струю подпирают полузатопленные камни. Струя чистая. На выходе прижим к скальной стенке на правом берегу. 28п - порог "слон", длина порога 70 м. Левый берег - скала и черный камень у берега. Правый берег - осыпь. По руслу - россыпь больших камней. Осмотр и страховку осуществляли по правому берегу. Проходили от левого берега под правый, затем через сливы. Препятствия 29ш 31П проходили без просмотра, страховка с воды. 29ш - шивера длиной 50 м. 30п - порог, длиной 100 м, на левом повороте реки. Справа каменная осыпь. Струя собирается у левого берега в слив. Слив чистой. 31П - порог-шивера "бублик", длиной 150 м. Начинается сразу после порога 30п. В русле много подводных камней. Вначале небольшая ступень 0,5 м. Струя нечеткая. В конце препятствия, в центре, на ребре полукруглый камень, в котором вода вымыла выемку, и с правого берега он похож на бублик.
32п - порог "Призма" - один из самых сложных на Кафирнигане, длиной 50 м. На левом берегу скала в форме призмы. Поток в центре разбивается о большой камень. Справа от камня русло забито камнями, слева мощным слив с зубом в центре. Осмотр и страховка по правому берегу. Проходили под левым берегом а уходом в правую часть. (См. картосхему, лист 5, схема № 9). 33п - мощный стометровый порог. На выходе справа в воде надводный серый камень. Струя чистая. Во второй половине порога в струе четко просматриваются подводные камни. Осмотр и страховка по правому берегу. Порог прошли по основной струе. Шиверы 34ш-37ш шли кильватерной колонной без просмотра со страховкой с воды. 34ш - шивера длиной 70 м. 35ш - перекат перед мостом. 36ш - шивера 75 м на левом повороте реки. На выходе прижим к правому берегу. Прямо на горе находится кишлак Явроз. 37ш - тридцатиметровый перекат после правого поворота реки. Слева на берегу плоская плита. За мостом порог "Явроз". 38п - каскад "Явроз" (см. картосхему, лист 5, схему №10). Длина каскада 600-700 м. Порог состоит из трех ступеней: 1-шивера, 2 - порог-шивера, 3 - порог с водопадным сливом на выходе. Ориентиры: мост у п/л "Горная сказка" на левом берегу, правый берег - отвесная размывная стенка. Входная шивера - обычное для Кафирнигана препятствие. Через 10-20 м порог-шивера: обилие камней, сложная линия движения. Наиболее опасна третья ступень. Перед ней 300 м быстротока, дальше река сужается до 20-30 м. Сплошной ряд сливов и бочек, который кончается прижимом под левыми берег и водопадным сливом, высотой 1,5 м.
По правому берегу отмель, навал больших валунов, между которых струится вода. По этим струйкам можно вплотную подойти к водопадному сливу. Осмотр и страховка по правому берегу. Первую и вторую ступень прошли сразу, причем во второй части пришлось поработать: слева в центр, затем вправо, дальше опять в центр. Третью ступень провели по правому берегу.
39Ш - мощная шивера. Длина 20 м на левом повороте реки. На выходе правим к правому берегу. Осмотр и страховку осуществляли по правому берегу. Входили по центру, затем уходили от прижима влево. 400П - стометровый порог, справа скала, вверху автомобильная дорога. В центре порога торчит каменный зуб. Проходили по центральной струе, обходя зуб слева. Аналогично проходили 350-метровую шиверу 41Ш.
42Ш - перекат под подвесным мостом, на правом берегу корпус д/о, на левом кишлак Дагана. Ниже переката впадает ручей. 43Ш-46Ш - несложные шиверы. В середине шиверы 45Ш впадает река Ес. Эти препятствия проходили без просмотра.
Далее справа шлюзы рыбоводческого комплекса, слева - две протоки, забитые камнями. Здесь начинается Гиссарская котловина. Горы расступаются. Часть воды уходит в шлюзы рыбоводческого комплекса. Река становится мелкая с небольшими перекатами и частыми делениями на протоки. До Орджоникидзеабада река представляет собой чередование длинных шивер с такими же по длине плесами. При подходе к Орджоникщзеабаду на левом повороте реки мощная шивера с прижимом под скалу правого берега. Сразу за прижимом струя разгоняется и бьет в нагромождение каменных глыб. Дальше встречаются плотины.
В Орджоникидзеабаде перед ж/д мостом надо пристать для просмотра мощных шивер. В левой протоке двухкаскадный слив, высотой 1,5-2 м с мощными бочками. Под мостом много остатков стройматериалов, стальной арматуры. Вода становится грязной.
После п. Ленинский горы начинают сходиться - это конец Гиссарской котловины. По берегам поля, виноградники. Мы доходим до кишлака Гиссар.

Выводы и рекомендации.
1. Памир и Памиро-Алай относятся к горный районам в которых наиболее часты геологические катаклизмы, такие как: сход лавин, сели, оползни, землетрясения, наводнения.
Bo время этих явлений, кроме непосредственной опасности здоровью и жизни туристов, велика вероятность нарушения транспортных артерий, по которым осуществляются подъезды к началу маршрута, внутри маршрутные перевозки и отъезды после окончания похода. Таким образом, существует опасность того, что туристы не смогут воспользоваться запланированным транспортом на срок до месяца и более.
Сказанное относится к маршрутам, на которые происходит заброска по многокилометровому Памирскому тракту, не является исключением даже Кафирниган. Из этого следует, что при планировании походов по данному району крайне серьезно надо относиться к выбору основного и запасного вариантов маршрута, а также путей аварийного схода, имея ввиду, что при необходимости использования лишь автомобильного транспорта нет гарантии, что путешествие не будет сорвано из-за природных явлений, упомянутых выше.
2. Считаем, что маршрут по р. Канязь-Сорбо-Кафирниган не уступает значительно по мощности такой классической "Пятёрке" в средней Азии, как Чаткал, превосходя его заметно по количеству камней и сложности линии движения, короче говоря, пройденный маршрут ближе к "5" категории сложности, нежели к "4".
3. Наиболее оптимальным судном для данного маршрута являются катамараны спортивного типа с готовой рамой, количеством секций не менее четырех и высокой маневренностью. Использование плотов типа ПСН-6М целесообразно с доработкой (усилением дна, изготовлением упоров для ног и герметичного фартука). Сплав на надувных лодках конструкции А.С. Сеничкина наиболее удобен в малую воду и только для наиболее сильных экипажей.
4. К наиболее сложным из пройденных препятствий маршрута, которые желательно тщательно просмотреть и проходить со страховкой, следует отнести:
на реке Канязь
Порог № 8 ( "Ловушка")
Прорыв за селевым выносом ("Коридор")

на реке Сорбо
порог №22
Порог №. 59 ("зигзаг")
Порог № 69 ("мясорубка")
Порог № 87 ("яфрак")
Каскад препятствий №№ 91-93 ("Зубарик" - "Поп с гармонью")

на реке Кафирниган
Порог № 16 ("Калтуч")
Каскад порогов №21 ("Танахарс")
Порог № 32 ("Призма").

5. Следует учитывать, что кишлак Канязь-и-Поен стоит на реке Канязь на 9 км выше стрелки с рекой Ханака, а не на стрелке, откуда начинается река Сорбо, как это явствует из "Перечня..." .
6. Препятствия с обилием камней, высоким уклоном и скоростью потока начинаются на маршруте сразу, и времени для "раскачки" практически нет.
7. С местами для стоянки наиболее плохо на реке Канязь (из-за каньонообразного характера ущелья) и на реке Кафирниган (из-за высокой плотности населения и всяческих зон отдыха и пионерлагерей).
8. С дровами напряженно на всем маршруте, хотя приготовить еду мы смогли везде на дровах.
9. Сроки путешествия выбраны правильно (можно на неделю-две раньше), снаряжение подобрано хорошо, а питание - отлично. Тактический план путешествия был правильным.
10. К отдельным неудачам следует отнести довольно частые порывы баллонов катамарана № 2, одной из причин которых была их сравнительная старость.
11. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что пройденный маршрут является одним из лучших для подготовки к походам 5-6 к.с в данном районе.
12. Необходимо продумать вопрос о проезде через территорию заповедника "Рамит".

 В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Обсудить в форуме


Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100